Механизм формирования привычки.

21.09.2019

Все родители мечтают о том, чтобы их дети были хорошими, чтобы они были счастливы и большинство родителей сознает, что для этого детей нужно заботливо воспитывать. Однако, даже понимая, как важно правильное воспитание, многие родители не умеют практически взяться за это дело и не приступают к воспитанию своих детей своевременно.

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей являются и учителей являются увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Чтобы лучше понять, что общего у привычки и навыка и чем они отличаются, обратимся к примерам. Ребенок двух лет, едва научившийся ходить, уже самостоятельно ходит по квартире и вместе со взрослыми выходит на улицу. В это время он обучается открывать и закрывать двери. Сначала он несколько раз с помощью старших сосредоточенно учится поворачивать ручку двери, затем после многократных повторений он начинает выполнять это действие легко, как говорят автоматически. Он не смотрит уже на ручку, не думает о том, в какую сторону нужно ее повернуть, вообще, открывая дверь, он может не обратить внимания на то, как он ее открыл. В этом время он может быть даже увлечен чем-нибудь другим, например, игрушкой, которую несет в руке. Этот ребенок, говорим мы, овладел навыком открывания и закрывания дверей.

Процесс выработки навыков происходит в жизни ребенка каждодневно. Без приобретения навыков, то есть без автоматизации действий, немыслимо было бы ни учиться в школе, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки позволяют экономить силы и достигать лучшего результат в выполнении действия.

Что же такое привычка?

Рассмотрим это на примере малыша с дверью. Малыш научился осторожно открывать и тихо, плотно прикрывать за собой дверь. Но он не только умеет это делать, у него возникает стремление каждый раз именно так открывать и закрывать дверь. Если он заметит, что дверь, мимо которой он прошел, осталась открытой, ему захочется прикрыть ее. В таких случаях мы говорим, что у ребенка возникла хорошая привычка тихо прикрывать двери. Если же малыша не научили, как следует закрывать двери, он привыкнет хлопать дверью или оставлять ее открытой. Это значит, что он приобрел плохую привычку.

Подросток, привыкнув ежедневно чистить зубы и умываться перед сном, испытывает тягостное чувство, если ему приходится лечь спать неумытым. Тот, кто привык много читать, - страдает от отсутствия интересной книги. Девушка, имеющая привычку мыть посуду и убирать комнату, всегда найдет время и способ выполнить эту работу.

Таким образом, навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друга от друга. Навык - это усвоенный способ действия, это умение хорошо, быстро выполнить действие, а привычка - это еще и потребность, стремление выполнять данное действие.

Нужно отметить, что привычка часто возникает на основе навыка. Навык как бы прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение. Если ребенок научился хорошо ходить на лыжах, он с удовольствием будет проводить на лыжах свой досуг - это станет его привычкой.

Как возникают новые привычки?

Давайте рассмотрим роль времени, то есть возраста в возникновении и воспитании привычек.

Некоторые ребята, придя в школу, обнаруживают, что они захватили с собой не все: то тетрадь, то ручку, то дневник забыли дома. Это происходит потому, что они привыкли складывать в портфель все необходимое утром, в спешке, перед самым уходом в школу, а не вечером, перед сном. Когда же начинает формироваться эта привычка? С первого дня обучения ребенка в школе.

Есть учащиеся, которые готовятся к экзаменам "в последнюю ночь", другие же это делают заблаговременно, по определенному расписанию, оставляя последний вечер свободным. Что это? Врожденные свойства характера? Темперамент? Сознательность одних и несознательность других? Нет, это привычка, возникшая у детей в период подготовки к первым в жизни экзаменам и укоренившаяся в процессе учения.

Разные привычки возникают в различные годы жизни. Значит, "фактор времени" не только не безразличен для их воспитания, но, наоборот, чрезвычайно важен. Родители должны помнить, то воспитание привычек нужно начинать, как можно раньше. Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное - сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т.д. А воспитание откладывается на более позднее время. Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, родители часто сталкиваются со множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка, незаметно для родителей образуя некоторый фундамент его будущей личности.

Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту, привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и она чувствует себя спокойно, бодро. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, он мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез.

Чтобы узнать, в какие именно годы жизни детей и в каком порядке нужно воспитывать те или иные полезные привычки, следует обратить внимание на то, когда и как они складываются.

Если обратиться к примерам, то можно заметить, что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения. Ребенок начал сам раздеваться - возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей - возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке. Появилась необходимость готовиться к экзаменам - сложилась привычка, так или иначе организовывать свою подготовку к ним.

Можно сказать, что привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Вот тогда и происходит как бы "закладка" соответствующих привычек. Понимая это, родители должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Родители, даже самые занятые, должны не только организовать торжественные первые проводы детей в школу, но и обеспечить в течение нескольких недель спокойные, рассчитанные по минутам и в то же время неторопливые сборы ребенка в школу, которые нужны для того, чтобы у него сложилась устойчивая привычка собираться в школу без суеты, заблаговременно.

Купив ребенку книги, покажите место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы он не бросал книги, где попало, а убирал их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у ребенка не укрепится привычка класть свои книги на место.

Ребенок научился застилать свою постель - овладел умением, навыком. Но после этого необходимо добиться, чтобы это умение перешло в привычку, т.е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и, не раздумывая, всегда сам застилал свою постель. И по мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действий с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, - следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.

А сейчас предлагаю остановиться на одной, особенно важной привычке - на привычке разумно и содержательно использовать свое время.

Когда и как возникает привычка рассчитывать время и на чем она основана?

Дошкольники и младшие школьники обычно проводят время "под диктовку" родителей, которые по-разному заполняют его. В возрасте 11-13 лет школьник нередко оказывается хозяином своего времени. Чаще всего от него самого зависит, как провести выходной день или обычный вечер после школы. Именно в этот период школьник особенно нуждается в помощи. Его нужно научить самостоятельно планировать и экономно рассчитывать свое время. Нужно воспитать у него привычку интересно и продуктивно использовать каждый свободный час. Эта привычка тесно связана с различными навыками школьника, с кругом его интересов. Привычка разумно использовать время основывается на умении чувствовать ход времени, интуитивно, без часов; и на определенном отношении ко времени. Каким образом человек привыкает замечать ход времени, даже не пользуясь для этого часами? (Часы далеко не всегда помогают школьнику в этом важном деле, так как люди, не замечающие времени, просто забывают посмотреть на часы). Оказывается, человек может замечать ход времени благодаря ритму работы своего организма. Если посадить человека в глухой и темный погреб без часов, он все равно сможет приблизительно определить, сколько часов он провел в этом погребе. Это время определяется тем, что появляется желание есть, спать и т.д. У людей, живущий по определенному режиму, ритм работы всего организма будет более постоянным и четким. Такой человек лучше, точнее сможет определить ход времени.

Основанием привычки разумно использовать время является и воспитанное с детства умение ценить время. В некоторых семьях родители заботятся о целесообразном использовании не только часов труда, но и часов отдыха. В других семьях - взрослые относятся к досугу, как к такому времени, в которое можно ничего не делать. Понятно, что подобное отношение воспитывается и у детей. Именно в минуты и часы бездеятельного, бессодержательного "отдыха" у детей вырабатывается множество вредных привычек. От "нечего делать" они начинают охотно сплетничать о чужих делах, пробуют курить, затевают ссоры и т.д. Дурные привычки легко перенимаются, ведь больших усилий для этого не требуется.

Ошибаются родители, которые думают, что пока их дети маленькие, пусть побегают, побездельничают, а подрастут, тогда для них найдутся и дела и обязанности. Тогда то они и привыкнут разумно использовать время. Это заблуждение. Если к 10-12 годам не создать у детей такой привычки, то вместо нее будет стихийно формироваться привычка к безделью и пустой болтовне. Таким образом, опоздание родителей в воспитании полезных, хороших привычек является одной из причин возникновения привычек плохих, вредных.

Способы воспитания новых привычек.

Родители, приступая к целенаправленному воспитанию у детей тех или иных привычек, обычно встречаются с немалыми трудностями. Все делается как будто правильно: и режим продуман, и проявлено достаточно много требовательности со стороны родителей, а нужные привычки у детей все же не возникают.

Рассмотрим подробнее, как же формируется новая привычка? Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что привычки воспитывают не столько словами, сколько делами. Многие считают, то для того, чтобы сформировалась привычка, детям достаточно лишь объяснить, что именно от них требуется. Конечно, с того времени, как ребенок начинает понимать речь, всякое указание на необходимость выполнить то или иное действие должно сопровождаться объяснением, почему его нужно выполнить. Но такие объяснения не всегда могут быть понятны ребенку, не всегда приводят к нужному результату.

Бывает, что по требованию взрослых ребенок много раз выполняет какое-либо задание, относясь к нему, как к навязанному, неприятному для него делу. В этом случае действие не станет привычным, связанное с неприятными переживаниями, повторение его лишь помешает возникновению привычки.

В одной семье родители в течение нескольких зим каждое воскресенье проводили с детьми на лыжах. В результате дети не только научились хорошо кататься, но у них создалась и потребность в часы досуга ходить на лыжах. То есть возникла привычка. В другой семье родители также купили детям лыжи и часто посылали их кататься, но все же привычки занятиям лыжным спортом у детей не образовалось. Сравнивая оба факта, легко установить, почему результаты были неодинаковые: в первом случае прогулки проходили в обществе родителей, которые учили детей правильным приемам ходьбы, поощряли, а при неудачах ободряли их. Совсем по-иному обстояло дело во втором случае. Кататься приходилось детям одним, никто не учли их, не помогал правильно вставить лыжные ботинки в крепления. Дети испытывали больше огорчений, чем удовольствия от катания.

Опыт показывает, что для превращения какого-нибудь действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, важен его результат: приводило ли это действие к удовольствию или к неудачам и огорчениям.

Легко заметить, что ребенок склонен повторять такие действия, которые приводят его к успеху, к удовольствию, и неохотно повторяет действия ("забывает" их выполнить), которые не приносят ему никакого удовлетворения. Если же после какого-либо действия обычно следует неприятность, то, как правило, ребенок станет его избегать.

Это находит объяснение в учении И.П.Павлова об условных рефлексах. Великий физиолог показал, что образование новой условной связи зависит от "подкрепления", т.е. от последующего удовлетворения или неудовлетворения какой-нибудь потребности организма. Пользуясь этим понятием, мы можем сказать, что и для превращения определенного действия в привычку важно то, как оно "подкрепляется" в жизни ребенка.

Таким "подкреплением" может быть положительная оценка действия ребенка со стороны взрослых, детского коллектива или непосредственное удовольствие от результата труда, от процесса действия (наслаждение музыкой, книгой, природой и т.д.). Напротив, неудачи, неприятности, связанные с действиями, мешают превращению последних в привычку.

В практике воспитания есть немало фактов, когда неправильное отношение родителей к поступкам детей ведет к возникновению у них привычки говорить неправду.

Родители, конечно, хотят, чтобы дети были всегда правдивы и не поощряют их за лживые ответы. Но, тем не менее, у детей иногда возникает привычка лгать или утаивать правду. Это происходит потому, что ложь приводит ребенка иногда к более благоприятным для него последствиям (то есть положительно "подкрепляется"). Например, отец и мать длительное время не интересовались, как обстоят дела с учебой у их детей. И не следили за выполнением ими домашних заданий и вдруг, учинив их "допрос", обнаружили у детей в дневниках тройки и двойки. Начинается выяснение, сопровождаемое иногда к позору родителей рукоприкладством, совсем не соответствующим степени вины детей. И дети могут "раскаяться", но не в своей лени, а в том, что они скрыли плохие оценки. В следующий раз они захотят быть "умнее" и, пользуясь невниманием родителей, отсутствием их связи со школой, постараются скрыть правду. Так дети привыкают, с одной стороны, к бесконтрольному образу жизни, при котором ложь легко сходит с рук, а с другой стороны, у них накапливается вредный опыт. Они видят, что правдивое признание "награждается" побоями или обидной, злой руганью. Не удивительно, что такая "организация жизненного опыта ребенка" неминуемо воспитывает привычку изворачиваться, лгать.

А в семьях, где следят за учебными занятиями детей, так что обман может быть легко обнаружен и потому становится бесполезным, во-вторых, в случае неудачи в школьных делах, не спешат наказать, обругать и т.д., а, прежде всего, стараются помочь исправить ошибку - у ребят чаще и легче возникает привычка рассказывать правду о событиях дня, воспитывается не только правдивость, но и искренность, доверчивое отношение к родным.

Нужно уметь слушать рассказы ребенка и относиться с уважением к его маленьким наивным секретам и заботам, поддерживать и беречь привычку быть не только правдивым, но и откровенным со своими родителями.

Из приведенных выше примеров, что для превращения какого-либо действия в привычку важен тот результат (приятный или неприятный), который за этим действием следует, или то переживание, которое сопровождает действие. Пользуясь этим простым наблюдением, родители могут ускорить возникновение одних - полезных привычек и препятствовать возникновению других - вредных привычек. Нужно позаботиться о том, чтобы все хорошее, разумное, полезное, что ребенок делает, сопровождалось каким-либо хоть небольшим, но приятным для него переживанием, и, напротив, следить за тем, чтобы не могли приводить к удовольствию такие действия, которые могут перерасти в дурную привычку.

Многие психологи и педагоги давно заметили, что похвала действует гораздо сильнее, чем порицание. И действительно, умная, сдержанная повала, высказанная иной раз не самому ребенку, а в его присутствии, как бы "невзначай", другому взрослому, способна сделать чудеса и может оказаться очень сильным средством укрепления какой-либо хорошей привычки.

Если, например, родители хотят создать у детей привычку делать утреннюю зарядку, нужно позаботиться, чтобы в первые недели дети к моменту подъема успевали хорошо выспаться, чтобы в комнате не было холодно (поэтому лучше начитать летом), чтобы упражнения были подобраны в меру трудные, чтобы утренние дела после зарядки приносили удовольствие. Одним словом чтобы первые несколько недель зарядку было делать легко, приятно и весело. В дальнейшем ребенок должен делать зарядку и в те дни, когда в комнате прохладно, когда он не выспался или когда предстоит какой-нибудь "страшный" экзамен и т.д. В том то и сила привычки, что она помогает преодолевать трудности. Однако для того, чтобы эта привычка сформировалась и хоть немного окрепла, в самом начале нужно обеспечить ей благоприятные "подкрепления". Если этот первый этап не обдуман, не подготовлен родителями, дети начинают делать зарядку, а затем бросают.

Подытожив вышеизложенное, можно сказать: привычки воспитываются, формируются в результате соответствующей "организации жизненного опыта детей", опыта, который приводит к упражнению в правильных поступках. Это упражнение нельзя ограничить задачей многократного повторения хороших поступков. Чтобы они стали потребностью ребенка, то есть сделались привычными, нужно, чтобы эти действия сопровождались успехом, удовольствием, то есть получали дополнительное "подкрепление". Особенно большое значение для воспитания привычек имеют самые первые положительные результаты действий и первые впечатления. Неправильное, несоответствующее "подкрепление" действий, например, неприятность после хорошего поступка и удовольствие после плохого, может привести к возникновению у ребенка вредных привычек и искоренению хороших привычек.

Искоренение вредных привычек.

Когда говорят о вредных привычках у детей, обычно называют лишь несколько: курение, употребление нецензурной лексики и т.п. В действительности число их гораздо больше. Простая привычка младенца засыпать только при укачивании или только в присутствии матери уже усложняет быт семьи, а главное, мешает самому ребенку. Чем старше дети, тем более вредные и неприятные привычки могут у них возникать: привычка грызть ногти, свистеть, слишком громко разговаривать, грубить, привычка "глотать" книги или просматривать их почти не читая, привычка списывать в школе... Многие из дурных привычек появляются в результате того, что плохо или неверно усвоен ребенком навык. Не научили ребенка, как надо правильно умываться и чистить зубы, - возникла привычка намочить пальцы и протереть глаза. И это считай уже умылся. Исправить плохой, но уже закрепившийся навык самому ребенку очень трудно. От родителей требуется большая выдержка и терпение, чтобы постепенно, изо дня в день помогать в этом ребенку. Источником большинства дурных привычек является ничегонеделание. Всем хорошо известно, что исправлять вредные привычки намного труднее, чем вовремя создавать хорошие привычки. Бывает, что жизнь в семье превращается в ад, так как родители вынуждены ежеминутно надоедливо повторять одни и те же замечания, направленные на "переделку" вредных привычек: "Ты опять не повесила форму?", " Почисть ботинки!", "Не грызи ногти!" и т.д. Не указывать на это как будто нельзя, если хочешь, чтобы сын или дочь избавились от дурных привычек. Но если с утра до вечера родители делают замечания, их взаимоотношения с детьми портятся, домашняя жизнь заполняется мелкими столкновениями.

Что же делать? Опыт показывает, что процесс искоренения вредных привычек детей требует значительного времени и что нельзя перекладывать всю тяжесть борьбы с вредной привычкой на еще не окрепшую волю ребенка. Родители должны терпеливо оказывать ему помощь. Но обычно бывает так: объяснив детям вред и недопустимость той или иной привычки, они берут с них слово "больше так не делать", а затем, в случае повторения действия, всячески подчеркивают обман, нарушение обещания. Они забывает при этом, что дурная привычка (например, грызть ногти) уже "залегла" в нервной системе ребенка и чтобы преодолеть ее, от него требуется необычайный, не соответствующий его возрасту сознательный контроль над своим поведением, не ослабевающий ни на минуту. Что же удивительного в том, что при самом искреннем желании сдержать слово и "не делать так больше" старая привычка вдруг "прорвется" у ребенка. От привычки одним обещанием - "больше так не делать" - не избавишься. Делать это нужно постепенно. Привычка формировалась постепенно, и избавляться от нее нужно постепенно.

Если серьезно задуматься над вредной привычкой ребенка, то всегда можно обнаружить причину ее возникновения. Так, одной из вреднейших привычек возникающих у школьников - откладывание домашнего задания на последний момент. Ученик должен с первых дней школьных занятий привыкать планировать приготовление уроков (если задание большое, распределить его на части и готовить в течение нескольких дней недели). Следовательно, если родители хотят искоренить у ребенка вредную привычку "на охоту идти - собак кормить", нужно не столько упрекать ребенка, сколько упорно изменять весь порядок приготовления им домашних заданий. Это значит - действовать против причины, вместо дурной привычки - откладывать дело на последний вечер - воспитать хорошую привычку: планировать и рассчитывать свое время.

Следует заметить, что родители иногда больше интересуются хорошей оценкой своего ребенка, чем воспитанием его характера. Узнав, что завтра срок подачи сочинения (а оно еще не начато), родители разрешают писать ночью, а иногда и сами садятся к столу помогать или бегут к знакомым за нужными книгами и т.д. Оберегая ребенка от провала, мы сами укрепляем у него вредную привычку откладывать дело, в так называемый "долгий ящик". Нужно заставить ученика вовремя лечь спать, а не помогать ему в последнюю минуту. Пусть заслуженная двойка научит его в следующий раз планировать время и готовить задания заблаговременно.

Родители своим советом и поддержкой могут помочь своим детям.

Правильное воспитание детей - это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя, конечно, считать самым главным, но привычки придают необходимую прочность, устойчивость всякой системе воспитания. Привычки - это те кирпичи фундамента, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно.

Не так давно люди ошибочно считали некоторые привычки свойствами характера. О том, что курение и любовь к алкоголю – плохие привычки, знают все. А вот лень, безответственное отношение к заданиям или разбрасывание вещей где попало – это качества характера, тут уже ничего не попишешь.

А вот и неправда! Изучая механизмы и причины формирования свойств характера, психологи пришли к выводу, что весь комплекс наших ежедневных действий основан на привычках. Какими-то мы обзавелись еще в детстве и с трудом представляем, как так получилось, другие же заимели во взрослом возрасте и смутно догадываемся о причинах их происхождения.

Мы знаем множество древних поговорок и притч о влиянии привычек на характер, но приведу здесь лишь одну:

«Посеешь действие - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».

А это значит, что мы можем заполучить счастливую судьбу – но для этого придется осознанно взяться за формирование полезных привычек.

За какое время формируется привычка?

Как назло, на формирование дурных привычек уходит куда меньше времени, чем на закрепление полезных. Почему родители так рьяно предостерегают детей от экспериментов с сигаретами, алкоголем и наркотиками? Потому что склонным к зависимостям людям достаточно один раз покурить или выпить рюмку водки, чтобы оказаться в цепких лапах порока. А вот выработка полезных привычек занимает куда больше времени – вплоть до нескольких месяцев.

Несомненно, вы слышали, что для формирования привычки нужно повторять одно и то же действие в течение 21 дня. Откуда взялось это утверждение?

Его автор – косметический хирург Максвелл Мальц, косметический хирург из США, подметивший в 50-х годах прошлого века, что пациенту требуется около трех недель на психологическую адаптацию после операции, осознание нового образа. Он описал этот эффект в книге «Психокибернетика», подметив, что ему самому понадобилось три недели на формирование новой привычки.

Но штука в том, что Мальц говорил о минимум трех неделях. Закрепление разных привычек требует разное количество времени – от 21 дня до нескольких месяцев . Все зависит от того, насколько далек желаемый результат от положения дел в самом начале работы над собой.

Если человек занимается спортом, правильно питается и заботится о повышении квалификации, это свидетельствует о наличии практики саморазвития. Новая полезная привычка – например, просыпаться на час раньше – дастся ему легко и быстро. А вот тому, кто привык лежать на диване и есть одну порцию жареной картошки за другой, будет намного сложнее сделать над собой усилие – а значит, процесс займет больше времени.

Даже один и тот же человек на разных этапах развития самодисциплины будет затрачивать разное количество времени на формирование и закрепление новых привычек.

Зависит длительность работы и от сложности внедряемого действия. Например, приучить себя умываться холодной водой по утрам намного проще, чем совершать пробежку. Первое действие требует меньше усилий и занимает меньше времени, чем второе, поэтому на него себя проще уговорить.

https://www.youtube.com/watch?v=fV4h-gdylXA

Как сформировать привычку, с чего начать и как не забросить это благородное дело на полпути? Вы можете подробнее узнать, как выработать полезную привычку , пройдя по ссылке, поэтому не будем углубляться в пошаговые «рецепты».

Напомню лишь несколько важных тезисов:

  • В любом деле самое главное – это первый шаг. Если вы хотите сделать свою жизнь лучше, не ждите понедельника. Для некоторых хороших начинаний не нужно даже ждать завтра – что-то можно сделать прямо сейчас.
  • Легкие и приятные привычки закрепляются легко, трудные требуют много времени и усилий. Поэтому постарайтесь связывать процесс формирования привычки с приятными эмоциями. Например, вы решили начать правильно питаться. Организм, взращенный на гамбургерах, мороженном и колбасе будет отчаянно бунтовать, подбивая психику выступить с ним в одной банде против капитана, то есть вас. У вашей команды отобрали то, что ей нравилось, значит, ей нужно дать что-то взамен. Приятная музыка и красивые тарелки, на которых художественно выложены овощи и фрукты, порадуют ваших бунтарей. Если же они не эстеты – отвлеките их чем-то другим: прогулкой по парку, походом в кино, на выставку собак или на шоппинг. Нужно доказать своему голодающему подсознанию, что жизнь не стала хуже – просто она немного изменилась, и, возможно, даже в лучшую сторону.
  • Не перестарайтесь. В первые три дня новый образ жизни может показаться легким и приятным, что может привести к передозировке. «Я думал, что это трудно, а это так здорово! Я все могу! Еще 20 кругов по стадиону, и я стану практически идеален!» Чтобы не случилось подобного, нужно загадать определенный темп работы и не отклоняться от него, даже если кажется, что вы способны на большее. Первые несколько дней организм живет по инерции и расходует накопленные ресурсы, потом начинают нарастать усталость и недовольство собой. В общем, лучше месяц понемногу, чем неделю до изнеможения.

При улучшении собственного характера важно позаботиться и о том, чтобы избавиться от вредных привычек . Ведь согласитесь: если человек курит, то утренние пробежки не прибавят здоровья – а может, и наоборот, вызовут неожиданные побочные эффекты.

Каждому, кто желает быть успешным и реализованным в любимой профессии, стоит искоренить привычки, мешающие работать . Этих хитрых зверьков мы даже не считаем вредными – но они жадно пожирают наше рабочее время, внимание и силы.

Привычки нужно не только формировать, но и учиться понимать, к каким результатам ведет каждая из них. Чтобы «выловить» тайных диверсантов, советую завести дневник (можно электронный) и писать туда все, что вы делаете. Через месяц вычлените в своих записях наиболее регулярные действия и поразмышляйте – несут они пользу или наоборот, вредят здоровью и снижают работоспособность?

Существуют привычки, продлевающие жизнь : некоторые из них могут показаться нам забавными, но они реально работают.

Обладая знаниями и пониманием того, как формируется привычка, намного проще приступить к изменению жизненного уклада. Конечно, выход на новый уровень саморазвития всегда сопровождается трудностями, совсем легко все не получится. Но одно дело беспомощно барахтаться в темных водах экспериментов, и совсем другое – сознательно и продуманно идти шаг за шагом к обновленному «Я».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

" продолжается. Наших учащихся ожидает практика! Но благодаря нашей вновь созданной рубрике "Пишут учащиеся" для некоторых участников тренинга практика уже началась. И сегодня с радостью представляю Лилию Хамидуллину из Казани. Лилия, как и большинство участников тренинга, решилась учиться, чтобы поправить материальное положение своей семьи. Осваивать Лилия решила с копирайтинга. Ей 46. Часть своей жизни Лилия посвятила работе учителем начальных классов, но маленькие зарплаты гонят большинство прекрасных педагогов в торговлю. Лилия тоже туда подалась. Призвание призванием, а поднимать троих детей на ноги нужно иметь за что. Вот так, в поисках всевозможных подработок, Лилия задумалась об . Простая, интеллигентная, образованная, исполнительная... Обучаясь на тренинге, Лилии пришлось не только писать статьи, но и срочно осваивать незнакомые компьютерные навыки. Но наши женщины не привыкли отступать перед трудностями! И мало помалу компьютер начал поддаваться добросовестной ученице. Тему статьи для Лилии выбрала, как говорят, ткнув пальцем в небо. Полезные привычки: что о них думает учительница начальных классов? Лилия отнеслась к этой теме со всей серьёзностью. Вот её размышления об этом:

Как часто мы слышим: «Ну что это за привычка у тебя такая?»... и после следуют недовольные высказывания наших близких или друзей, которым не нравятся некоторые наши действия. А иногда наоборот, наши привычки вызывают одобрение. Мы настолько привыкли к своим привычкам, что выполняем эти действия автоматически, даже не замечаем этого. В этой статье поговорим о том, как сформировать в себе полезные привычки.

Раскрываем смысл слова "привычка"

И все же, что же это такое, привычка? Если провести опрос среди населения, то вам скажут: это то, что мы привыкли делать или говорить. В принципе правильно, но существует более точное определение.

Итак: привычка – это действие, которое человек выполняет автоматически; выполнение того или иного действия стало потребностью. Например: привычка делать зарядку по утрам; гулять перед сном и т.д. Как гласит народная мудрость, привычка – вторая натура. По привычкам можно судить о характере человека. Привычки приобретаются в любом возрасте , зависят от тех условий, в которых обитает человек, и от того, что от него требуют каждый день. Например: ребенка с раннего детства приучают чистить зубы, собирать за собой игрушки, и в какой-то момент это становится для него потребностью, он чувствует себя не комфортно до тех пор, пока не сделает этого. Это значит, что у него сформировалась привычка.

Виды привычек

Привычки бывают нескольких видов: профессиональные, бытовые, социальные, индивидуальные, вредные, полезные.

Теперь рассмотрим в отдельности каждый вид.

Профессиональные привычки формируются в процессе профессиональной деятельности, когда человек, придя на работу, подготавливает свое рабочее место к работе, или просматривает документы, а в конце рабочего дня обязательно приводит свое рабочее место в порядок.

Бытовые – формируются в быту. Например: мыть руки перед едой, убирать посуду за собой, чистить свою обувь и т.д.

Социальные – соблюдать определенный социальный уклад, который принят в данном обществе. Например: вовремя приходить на работу, учебу; не перебивать другого человека во время разговора и т.д.

Вредные – курить, бросать мусор куда попало, грызть ногти, использовать в своей речи не нормативную лексику.

Полезные – следить за своим внешним видом, заниматься спортом, всегда доводить начатое дело до конца.

Как сформировать полезные привычки?

Человеку свойственно меняться. Посмотрев однажды на себя со стороны и при этом самокритично оценив свои привычки, появляется желание избавиться от плохих и выработать в себе хорошие.

К хорошим можно отнести привычки для ведения здорового образа жизни, например: выпивать стакан воды натощак, пользоваться лестницей вместо лифта, соблюдать режим питания. Привычки, направленные на саморазвитие, например: читать познавательные статьи, каждый день учить по несколько иностранных слов и т.д.

Но перестроиться бывает очень сложно. Особенно когда человек хочет одновременно не только выработать хорошие, но и избавиться от плохих. Вот что сказал по этому поводу известный американский писатель Марк Твен: " Привычка есть привычка, ее не выбросишь за окошко, а можно только вежливенько, со ступеньки на ступеньку, свести с лестницы" . И действительно, за короткий срок избавиться от плохой привычки невозможно. Для этого нужно время. Нужно постепенно, шаг за шагом, контролируя и одергивая себя, свести ее на нет. Равно как и для формирования хорошей привычки нужно время. Психологи заметили, что для этого вам потребуется от 21 до 60 дней. Это тот период, за который сознание начинает привыкать к новому действию.

Если человек задался целью, например, начать обливаться по утрам холодной водой, то надо начинать это делать, как бы трудно не было. Надо настраивать себя на получении положительного результата. Делать это нужно позитивно, с большим желанием, иначе это действие будет вызывать отвращение и не позволит сформировать привычку. Нужно повторять одно и то же действие в течение трех недель. Таким образом, оно откладывается в подсознании и мы делаем это уже автоматически. Было бы здорово, если бы кто-то из родственников мог поддержать вас, выслушать, похвалить. Это очень хорошо мотивирует.

Какие качества нужны для формирования привычки?

Самыми важными качествами при формировании полезных привычек являются сила воли и терпение. Если вы хотите сформировать полезные привычки, вам потребуется огромная сила воли, а если хотите добиться хороших результатов, то вы должны иметь терпение и идти к результату постепенно. День за днем, шаг за шагом вы будете замечать улучшение результата. Ваши действия дойдут до автоматизма, и вы даже не заметите, как ваша жизнь сама собой изменится.

Для того чтобы сформировать хорошие привычки, нужно не воспринимать их как насилие над собой ; нужно стараться выполнять их в определенное время; нужно преодолеть собственное сопротивление, заставить себя делать это не отвлекаясь ни на что.

Что делать для того чтобы добиться результата?

Чтобы добиться результата, необходимо выполнять три простых шага.

  1. Поставьте перед собой цель выработать в себе полезные привычки.
  2. Мотивируйте себя. Придумайте себе ежедневную награду за выполнение действия, или, например, поспорьте с другом на 5000 рублей, если нарушите свое обещание выполнять действие.
  3. Ежедневно выполняйте действие, чтобы оно отложилось в подсознании и выполнялось автоматически.

И в заключении хочется сказать, что любую привычку можно выработать при помощи каждодневной практики. Формирование хорошей привычки способно изменить Вашу жизнь к лучшему, приблизить Вас к идеалу. Помните, все зависит от Вас. Следите за тем, чтобы в Вашей жизни было больше полезных привычек, чем вредных. Стремитесь к лучшему! Работайте над собой!

Лилия Хамидуллина, г. Казань

Сколько раз мы зарекались не есть на ночь, начать бегать по утрам, отказаться от алкоголя, изменить образ жизни? Почему же вся наша решимость проходит, как правило, к утру следующего дня? Кого или что винить в этом: себя, силу воли, характер, напряженную работу, тяжелые времена, нехватку денег и времени?

Чтобы найти ответы на все эти вопросы, необходимо разобраться в том, что такое привычка и как работают психологические механизмы формирования и закрепления наших привычек.

Сознательное я и бессознательное я

Для начала, давайте разберемся с парой простых терминов. Сознательное и бессознательное — это две стороны человеческой психики.Все процессы, которые происходят в нашей голове, можно разделить на «сознательные» и «бессознательные».
Кстати, большое количество действий, как правило, носят неосмысленный характер и не могут быть объяснены с точки зрения сознания.Мотивацией к ним может быть сновидения, творчество, неосознаваемые подавленные переживания и мотивы человека.

Сознательное я – это наша способность понимать, что происходит вокруг и внутри нас. То есть, мы не просто видим то, что происходит, но и можем это понять, объяснить, рассказать об этом самим себе и другим людям.

Бессознательное я — это все то, что мы делаем не задумываясь, не анализируя и понимая в полной мере. Именно к бессознательному относятся все наши с вами привычки, как плохие, так и хорошие.

Сознательное я – это все наши мысли, которые мы контролируем и понимаем.
Бессознательное я – все, что происходит в нашей голове «автоматически», без нашего с вами контроля.


Наше бессознательное хранит огромное количество информации, на которую мы опираемся в принятии решений, но прямого доступа к ней на уровне сознания у нас нет.

Механизм формирования привычек

Каждое действие, которое мы повторяем из раза в раз, постепенно доводится до автоматизма, мы перестаем его осознавать, и оно переходит в бессознательное действие. В результате то, что мы делаем (кушаем сладости после обеда, выпиваем чашку кофе с утра, заедаем стресс) – все это происходит «на автомате», то есть мы не отдаем себе отчета в этом.

Причины для этого часто кроются в наших неприятных воспоминаниях, которые сознание намеренно блокирует. Сами воспоминания в нашей голове не всплывают, но они отлично влияют на наши жизни «исподтишка». Например, мама в детстве жестко сказала вам, что вы слишком много кушаете и поэтому будете полной. Если накал эмоций был велик, то вы запомнили данную установку. Но осознавать это тяжело, и со временем, эта установка спрячется в бессознательное я, чтобы не травмировать и не причинять вам боль. И вот вы взрослая девушка, которая при каждой возможности старается скушать побольше и повкуснее, а потом рыдает и клянет себя за бесхребетность. Бессознательно вы отыгрываете внушенное вам убеждение.

Подобные бессознательные установки вначале нужно осознать, а это всегда больно и самостоятельно это могут сделать немногие. Придется часами копаться в себе, бередить старые надежно спрятанные раны. Помогает работа с хорошим психологом. Процесс этот длительный и неприятный, но реальный.


Однако часто мы сами формируем наши деструктивные привычки, сами того (разумеется) не замечая.

Рассмотрим на простом примере, как происходит формирование и закрепление привычки в нашем бессознательном.
Привычка выпивать по утрам чашку кофе, казалось бы, основана на желании получить дозу кофеина и заряд бодрости, только и всего. На самом деле для многих чашка кофе по утрам (еще и с сахаром, да молоком) стала уже привычкой, а не настоящей потребностью.

Что происходит в нашей голове, когда формируется новая привычка?


Опасность привычки кроется именно в ее неосознанности, автоматизме и бесконтрольности.

Кофе прекрасно иллюстрирует как происходит формирование привычки. Точно так же мы привыкаем к сладостям и другой вредной пище.

Это очень интересный механизм появления привычки — петля привычки «сигнал-действие-награда» :

1) Сигнал - запускает автоматический режим и сообщает мозгу, какую привычку выбрать.

2)Привычные действия - то, что мы делаем в ответ на сигнал. Причём это могут быть не только физические действия, но и наши мысли или чувства.


3)Награда - то, что мы получаем после выполнения действий. Она определяет, стоит ли в дальнейшем использовать именно эту петлю.

Постепенно петля «знак - привычные действия - награда» становится все более и более автоматической, пока у человека не станет появляться сильное ощущение предчувствия и страстного желания получить награду.

Таким образом, чтобы создать нужную привычку, необходимо:
найти простой сигнал .
определить вознаграждение за действие.
выработать бессознательное страстное желание.

Привычки невероятно устойчивы. Удивительно, но люди с серьёзными повреждениями мозга, которые не могут вспомнить последние события своей жизни и нарисовать план своего дома, легко в нем ориентируются и выполняют привычные действия.

Бонус для внимательных

Иногда так сложно начать что то делать, например, перестать перекусывать чипсами или отказаться от покупки очередной шоколадки! Как же выработать полезную привычку?

Иногда ответ прост, чем кажется. Наденьте на руку резинку . Желательно, канцелярскую. Не сдержались или просто начали думать о вредностях- оттяните резинку и щелкните себя по запястью. Неприятно! Зачем же это делать?

Таким образом на уровне низжих инстинктов (боль) вы программируете себя не делать что-либо. Щелкнули раз, два.. десять. Тело усваивает связь — «я ем шоколад = мне больно «. Да и сама по себе резинка — это постоянное напоминание о вашей цели и вы как минимум задумаетесь прежде чем запихнуть в себя сникерс.

И не забывайте о «правиле 5», описанном в статье .

Как отказаться от вредной привычки?

  1. Осознанность – первый шаг в борьбе с привычкой.

    Осознанность – постоянное и непрерывное внимание в каждый момент жизни, сосредоточение вна самом действии как таковом. Что бы лучше понять, что такое осознанность приведем пример того, чем она не является. Человек в кинотеатре ест попкорн, а фильм такой интересный! Зритель не осознает вкус еды, и когда ведро вдруг пустеет, он с недоумением пытается понять, когда он только успел схомячить целое ведро попкорна.
    Любой, кто любит читать, поймет о чем речь – читаешь книгу, как вдруг возникает мысль на постороннюю тему, например, о том, чтобы завтра приготовить на завтрак. Вслед возникает образ происходящего. Еще мысль, еще образ, чувства, переживания… ты понимаешь, что ни чего не помнишь с последних десяти страниц книги, ровно с того момента как «улетел» в свои грезы.

  2. Первым шагом к избавлению от привычки будет осознание того, что мы делаем, почему делаем и какие последствия это имеет. Когда рука тянется за конфетой, когда за чашкой чая вы автоматически съедаете очередное печенье – остановитесь и спросите себя: «Хочу ли я этого на самом деле? Что я получу, а что потеряю, съев эту конфету/торт/печенье? Стоит ли оно того?». Вероятнее всего, вы поймете, что делаете это просто автоматически, по привычке.

  3. Никаких запретов!

    Зачастую процесс преодоления привычки воспринимается так: надо запретить себе это делать, отказаться от привычки!


    Слово «запрет» вызывает психологическую защиту , мы не хотим себе запрещать, лишать себя радости, привычных вещей, отказывать себе в чем-либо. Мы себя любим. Поэтому важно понимать, что мы не запрещаем себе вредную привычку, не отказываемся от нее, мы просто замещаем ее другой, полезной привычкой.

    «Я не отказываюсь от конфет, я забочусь о своем здоровье, поэтому я привыкаю получать удовольствие от фруктов и ягод», – чувствуете разницу?

    Мы не отказываемся вкусно есть, не запрещаем себе получать удовольствие от еды. Напротив, мы учимся все это делать так, чтобы получать не только удовольствие, но и пользу для своего здоровья.
    В результате нет необходимости мучить себя и бороться со старыми привычками, мы просто сформируем у себя новые полезные привычки, которые автоматически вытеснят старые. И вы сами не заметите, как старые плохие привычки ушли на задний план, а потом и вовсе исчезли.
    В этом кроется маленький секрет успеха, комфортнее вырабатывать новые правильные привычки, нежели избавляться от старых.

  4. Подкрепляем новую привычку эмоциями.

    Чтобы сформировалась привычка, человека нужно «зацепить». Потом — заинтересовать. Когда заинтересовался — создать ощущение и уверенность, что для него это в принципе возможно. Дать возможность попробовать и обеспечить легкий первый шаг, первые удачи. Далее дать четкое видение, что нужно для успеха, какие ему предстоят шаги, и обеспечить процедуру выполнения.


    Привычка станет бессознательной (или как говорят, станет чертой характера) в том случае, если человек понимает необходимость новой привычки.

    Например, вы решили бегать по утрам. Зачем? Если это решение импульсивное, в стиле «пора худеть»/ «мне сказали, что это полезно», скорее всего толку будет мало. Если же вы действительно понимаете смысл утреннего бега, можете объяснить этот смысл всем своим друзьями и знакомым, тем более если вы уже кого-то увлекли тоже этой идеей — начало хорошее.
    Далее нужно понять, а нужна ли эта новая привычка вам вообще. Задайте себе вопросы: а при вашем образе жизни утренний бег вам подходит? Если выбегать вам некуда и некогда, если из-за вашего бега вы напрягли уже всю свою семьи и себя самого — скорее всего, нужно придумать что-то другое. Но если бег легко вписывается в ваше утро, после бега вам приятно принять душ, позавтракать и радостно начинать новый день — это ваше.
    Вы бегаете месяц, два, три и вот в одно прекрасное утро вы получаете комплименты по поводу своего внешнего вида и общей бодрости — тадам, вы внезапно осознаете,что с этой привычкой вам расставаться-то и не хочется. Это легко, и это приносит вам радость!

    Если человек четко знает, по каким причинам он хочет внедрить новую привычку и что ему это даст, он сопровождает выработку привычки позитивным параллельным подкреплением: внутренним одобрением, ободряющими комментариями, силой воли в конце концов. А если вы 21 день не кушаете сладкое, но при этом каждый день о нем мечтаете, делая гримасу мученицы и ожидая, когда же эти чертовы дни закончатся, то в реальности вы вырабатываете у себя привычку к негативным переживаниям по поводу отказа от сладкого.

    Яркие эмоциональные переживания облегчают и ускоряют формирование привычки. Не забывайте и о системе обязательных наказаний (да-да, нужно уметь дать себе «ментальный пинок»).

  5. Вырабатываем полезные привычки.

    Психологи говорят, что для формирования привычки в среднем требуется месяц, еще месяц для закрепления и полной уверенности, что привычка доведена до автоматизма и уже является бессознательной,т.е вы не прилагаете усилий, чтобы совершать это действие. Вырабатывая правильную привычку, важно помнить (а лучше держать перед глазами в письменном виде), для чего вы это делаете, почему это важно для вас.
    И помните, постоянство – залог успеха. Привычка закрепится в бессознательном только при регулярном повторение одно и того же действия.
    Формируйте правильные привычки, ведь как гласит известный афоризм: «Привычка – вторая натура».

«А вот я..»


Жизнь любого человека пронизана привычками – определёнными сформировавшимися способами поведения, которые стали для человека обыденными и в реализации которых он испытывает потребность. Такие действия (если они приносят благо) существенно упрощают жизнь, поэтому неудивительно, что нередко можно встретить вопрос, как сформировать полезную привычку в кратчайшие сроки.

Привычные стили поведения начинают формироваться ещё в детском возрасте и обусловлены личностными особенностями, общественным окружением, бытовыми условиями, профессиональной деятельностью и прочими факторами.

И всё же даже в весьма зрелом возрасте человек может выработать у себя определённый полезный способ поведения. Для этого необходимо знать, за какой срок формируется привычка, как можно упростить её выработку и что советуют психологи желающим приобрести новую потребность.

Следует уточнить, что под привычкой мы понимаем приобретённое автоматизированное умение (поведение, действие, характер реагирования), при выполнении которого людям нет нужды тратить значительные энергетические затраты. Кроме того, привычка часто становится потребностью и важной частью жизни.

К примеру, привычными действиями могут стать физические упражнения в утреннее время, прогулки перед сном, курение во время работы или употребление чашечки кофе за завтраком. Некоторые привычки настолько входят в жизнь человека, что становятся второй натурой.

Условно можно выделить несколько разновидностей привычных действий.

  1. Профессиональные. Обусловлены именно профессией, трудовыми обязанностями. К примеру, офисный сотрудник, приходя на рабочее место, сразу же включает компьютер и проверяет электронную почту. Или характерная сценка из фильма «Место встречи…», когда Глеб Жеглов все бумаги переворачивал при приближении третьих лиц.
  2. Бытовые. Такие привычки образуются в повседневной жизни. К примеру, человек моет руки перед приёмом пищи, выносит мусор по пути на работу, чистит обувь перед каждым выходом на улице и тому подобное.
  3. Общественные. Эти способы поведения призваны соблюдать определённые социальные нормы, принятые в конкретной общественной группе. Самые элементарные – не опаздывать, здороваться со знакомыми людьми, открывать дверь женщинам.
  4. Индивидуальные. Привычки связаны с личностными особенностями человека и обусловлены его предпочтениями. К примеру, девушка или молодой человек может пролистывать книжку во время приёма пищи, просыпаться «с петухами».
  5. Вредные. К подобным привычкам относят нежелательные, неодобряемые действия или склонности, прямо ведущие к ухудшению здоровья. Так, человек может курить, обкусывать заусеницы, материться и пр.
  6. Полезные. Это те привычные действия, которые одобряемы обществом либо несут пользу конкретному субъекту. Сюда можно отнести занятие физической культурой, умение доводить дело до логического завершения.

Полезность – понятие весьма относительное, ведь кто-то считает важным вставать пораньше, чтобы делать зарядку по утрам, а другой хочет каждодневно писать по 3 страницы текста, чтобы быстрее закончить диплом или диссертацию. Поэтому далее пойдёт речь о формировании «усреднённых» полезных привычек.

Сколько времени нужно для формирования привычки?

Как долго новое действие переходит в разряд потребности и привычки? Когда приобретённый способ поведения перейдёт в разряд подсознания и человеку не нужно будет преодолевать себя, чтобы следовать нужде? Существует несколько мнений на этот счёт.

Мнение № 1. 21 день

Согласно некоторым экспертам, в частности известному американскому косметическому хирургу и писателю, разработчику психокибернетики Максвеллу Мальцу, для формирования привычки достаточно 21 дня. Этот срок он установил в результате наблюдения за пациентами, которые перенесли ампутацию конечности.

То есть, если вы на протяжении трёх недель станете выполнять определённое действие, то сможете закрепить его в качестве нового привычного способа поведения. И напротив, если 21 день не совершать что-либо, то можно расстаться с нежелательной привычкой.

Мнение № 2. 40 дней

Другое мнение – новый способ поведения формируется в течение 40 дней. Подобный срок скорее связан не с психологической, а религиозной практикой. В некоторых религиях 40 суток – временная граница, которая разделяет душу с миром живых.

Согласен с этим сроком и Мирзакарим Норбеков – специалист по нетрадиционной медицине. Он убеждён, что именно столько времени необходимо, чтобы сила духа преодолела сопротивление разума, включила новое действие в арсенал привычек.

Мнение № 3. 66 дней

Британские медики установили следующий факт: чтобы человек смог довести определённый навык до автоматизма, необходимо приблизительно 66 суток. Для этого специалистам пришлось провести эксперимент с привлечением почти сотни добровольцев.

На протяжении 3 месяцев люди каждый день должны были выполнять одно из трёх действий – употребляли фрукты, бегали по вечерам в течение четверти часа или выпивали какой-либо напиток. Причём одним из условий было вечернее время – то есть, все эти действия выполнялись «на ужин».

Результаты эксперимента показали, что больше всего времени нужно было на формирование привычки бегать по вечерам, а вот к употреблению плодов и напитков люди выработали положительную реакцию гораздо быстрее. В среднем же автоматизм наступил спустя 66 дней с начала опыта.

Таким образом, если вы решили изменить себя с Нового года (убрать из рациона хлеб или, напротив, включить какие-либо полезные продукты, заняться зарядкой) и выработать нужную привычку, то сможете «выключить» силу воли примерно ко Всемирному женскому дню – 8 марта.

Мнение № 4. Правило 21-40-90

Сложно сказать, кто первым вывел это правило, но во всемирной паутине можно встретить много статей, в которых упоминается эффект 21-40-90. В чём же заключается его суть?

В течение трёх недель привычки формируется. Затем, на протяжении ещё 19 суток (отметка в 40 дней) приобретённый способ поведения поддерживается, то есть необходима сила воли. Ну а после трёх месяцев можно говорить, что действие перешло в разряд автоматизированного действия.

Как сформировать полезную привычку?

Следующие советы универсальны и подойдут для формирования любого полезного способа поведения. При этом важно понимать, что это каждодневная кропотливая работа, которая займёт определённый промежуток времени и потребует концентрации сил – моральных и волевых. О чём нужно помнить?

  1. Выбирайте лишь одну привычку. Не следует внедрять сразу несколько полезных действий. К примеру, сначала начните кушать по утрам яблоко, а лишь когда привыкните к подобному завтраку, приступайте к следующему действию – пробежке.
  2. Устанавливайте реальные цифры. Если вы решили бегать сразу же по часу, то, с большой степенью вероятности, у вас это не получится. Поэтому начинайте с 10-15 минут, то есть с цифр, которые не кажутся обременительными.
  3. Ведите дневник. Возьмите за правило записывать все свои результаты на бумаге или в электронном варианте. Так, можно сделать табличку, в которой указывается желаемое действие, а напротив неё – время занятий и каждый день недели.
  4. Не расслабляйтесь. Если вы уж решили вести здоровый образ жизни, то не нужно позволять себе многочисленные пирожные и торты. Любое послабление воспринимается организмом в качестве спускового крючка («Ага, сейчас он/она возьмётся за старое»).
  5. Балуйте себя. Этот пункт отличается от послаблений. В данном случае речь идёт о покупке какого-либо подарка, связанного с желаемым способом поведения. К примеру, если вы приступили к пробежкам, приобретите «крутые» кроссовки.
  6. Устраивайте выходной день. Выбирайте один день в неделю – субботу, к примеру, – когда вы сможете немного отдохнуть и набрать сил для последующих свершений. При этом нельзя выполнять то, что способно помешать формированию привычки.
  7. Публично объявите о собственных планах. Расскажите своим приятелям, знакомым, опубликуйте соответствующий пост на странице в социальной сети. Это снизит риск того, что вы отступите при первых же сложностях и проблемах.
  8. Обзаведитесь единомышленниками. Вместе проще бегать, худеть – это аксиома. Захотелось пропустить тренировочное занятие? Приятель уже созванивается с вами и «вынуждает» идти в спортивный зал. К тому же здесь имеет место и соревновательный момент.

Старайтесь по возможности наслаждаться процессом и не выполнять те действия, которые вам неприятны. При этом не следует слушать тех, кто утверждает, что вы обязаны совершать пробежку по утрам и ввести это правило в привычку. Зачем вам то, что не радует и не будет приносить удовольствие в будущем?

В качестве заключения

Таким образом, новая привычка скорее превратится во «вторую натуру», если:

  • вы имеет чёткое представление, зачем она вам нужна (поставлена цель и определены задачи);
  • она не вступает в противоречие с обыденной жизнью, нравится вам и одобряется окружающими людьми;
  • эффект от её приобретения заметен достаточно быстро (вы постройнели, у вас улучшилось самочувствие);
  • вы практикуетесь ежедневно, за исключением одного выходного дня.

И напоследок хочется отметить, что вопрос, как сформировать полезную привычку, совсем непраздный. Ведь новый способ поведения – это возможность приблизить успех, изменить жизнь к лучшему, повысить самооценку. Дерзайте и работайте над собой!

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.



Похожие статьи