Формирование педагогической культуры педагога. Компоненты педагогической культуры учителя Педагогическая культура кратко

10.12.2021

Педагогическая культура - это исторически развивающаяся программа социального наследования, включающая в себя социально-педагогический идеал; адекватные ему формы, методы его достижения; и субъекты, структурированные в определенное педагогическое пространство

  • 1. Социально - педагогический идеал (СПИ) оформлен:
    • - в фольклоре (пословицах, поговорках, легендах, сказках, былинах);
    • - в научных трактатах, теориях, концепциях («Опыты» Монтеня, «Великая дидактика» Коменского и т.п.;
    • - в нормативных актах общественного характера (все виды «Зерцал» и других правил хорошего тона, кодексов чести, кодекса строителя коммунизма и т.п.);
    • - в нормативных актах государственного уровня (Конституции, Законы об образовании, Национальные Доктрины, Программы развития образования, циркуляры и инструкции и т.д.);
    • - в нормативных актах надгосударственного порядка (Декларации ООН, документы ЮНЕСКО, Конвенция о правах ребенка и т.п.).
  • 2. Субъектами педагогической культуры являются:

род, община, семья, государство, общество, учитель, родители. В свою очередь они представлены определенными структурными единицами: общинный суд; цеховые органы регулирования вопросов образования и воспитания; государственные органы управления (от инспектора до министра) и, наконец, общественные органы (попечительский совет, родительский комитет, общественные педагогические организации и т.п.).

3. Уровни педагогической культуры:

Реликтовый включает в себя педагогические установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, вызванные к жизни предшествующей эпохой. Это продукт традиционной культуры и основывается на том, что воспитание идет «по памяти» (реликто - память), т.е. посредством проигрывания сценария собственного детства на своих детях. Реликтовый уровень реализуется, прежде всего, деятельностью непрофессиональных педагогов: родители, бабушки, дедушки, няни, тетушки, «улица» и т.п.

Структура педагогической культуры включает различные уровни ее изучения: социально-педагогический, научно-педагогический, профессионально-педагогический, личностный. В исследованиях, ведущихся на кафедре педагогики РГПУ под руководством проф. Е. В. Бондаревской. изучаются следующие аспекты педагогической культуры:

  • 1. это социальная сфера общества, способ сохранения межпоколенных и межчеловеческих (в том числе внутрисемейных и межнациональных) отношений и передачи социально-педагогического опыта;
  • 2. часть общечеловеческой и национальной духовной культуры, сфера педагогических ценностей, включающая педагогические теории, педагогическое мышление, педагогическое сознание общества, культурные образцы практической деятельности;
  • 3. сфера профессиональной деятельности, включающая общественные требования к ней, закономерности культурной идентификации педагога, культуросообразные образовательные системы, педагогические технологии, способы создания культурных образцов общественной жизни и педагогической практики;
  • 4. личностное свойство учителя, воспитателя, родителя, преподавателя вуза, руководителя, интегрирующее педагогическую позицию, качества, профессиональные умения, поведение, индивидуальные достижения в творчестве.

Типы языковых культур учителей

Через всю свою жизнь проносим и мы образ того, кто первый раз встречал нас у школьного порога и вел в новый мир. Шли годы, мы росли, менялось наше мироощущение, набирался бесценный багаж знаний. Жизнь сталкивала нас на своих дорогах с разными учителями.

Дети часто выделяют среди педагогов «любимых» и «нелюбимых». Одним из важнейших признаков, позволяющим ученикам так «классифицировать» своих преподавателей, является их речевое поведение.

В современной школе мы видим три типа языковых культур учителей:

  • 1. Носители элитарной речевой культуры;
  • 2. Представители «среднелитературной» культуры;
  • 3. Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения

Начнем с характеристики представителей элитарной речевой культуры. Это идеальный тип речевого поведения педагога, к сожалению, в современной школе, встречающийся крайне редко.

Носители элитарной речевой культуры владеют всей системой функционально-стилевой дифференциации литературного языка, и каждый функциональный стиль используют в соответствии с ситуацией. При этом переключение с одного стиля на другой происходит как бы автоматически, без особых усилий со стороны говорящего. В их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении.

Одним из признаков элитарной речевой культуры является безусловное соблюдение всех этических норм, в частности, норм национального русского этикета, требующих разграничения ты- и вы - общения. Ты-общение используется только в неофициальной обстановке. Никогда не допускается одностороннее ты-общение. Они пользуются языком творчески, их речь обычно индивидуальна, в ней нет привычной заштампованности, а в разговорной речи - стремления к книжности.

Учителю «первого типа» необходимо иметь, в первую очередь, любовь к детям и преподаваемому предмету. Дружелюбное отношение - залог доброжелательной речи и потворствует желанию продолжать общение между участниками беседы. Хорошему педагогу, в процессе речевого общения, необходимо помнить, что его речь должна быть:

  • 1. Эмоциональной, громкой, четкой, насыщенной эпитетами и сравнениями.
  • 2. Орфоэпически правильной.
  • 3. Уверенной, для чего необходимо знание материала.
  • 4. Подготовленной: должны быть продуманы любые случаи незапланированного развития беседы. Доброжелательный ответ на все.

На мой взгляд, учитель должен иметь философское, невраждебное чувство юмора. В большинстве случаев такой педагог представляется детям образцом для подражания. Именно поэтому ему необходимо тщательнейшим образом следить за своей речью, так как дети не прощают ошибок тем, кто их учит.

Гораздо чаще в школе встречаются преподаватели, которые являются носителями «среднелитературной» языковой культуры. Их речевое поведение отражает гораздо более низкий уровень их общей культуры: невозможность творческого использования крылатых выражений разных эпох и народов, художественных образцов классической литературы, незнание литературных норм произношения слов, а нередко и их значений порождает языковую бедность, грубость и неправильность речи. Нарушения произносительных норм у них не единичны, а образуют систему.

Как следствие всего этого - речевое поведение, которое характеризуется:

  • 1. Монотонностью в голосе, отсутствием эмоциональности.
  • 2. Раздражением: когда ученик задает вопрос, а учитель не знает на него ответа. Грубость в голосе.
  • 3. Отсутствием жестикуляции, которое, как правило, не ведет к контакту.
  • 4. Незнанием цитат из художественных произведений (для учителя литературы), т.к. это не ведет к восприятию изучаемого материала.

Неправильной постановкой ударений, что недопустимо для учителя-словесника. О невысоком общекультурном уровне таких педагогов говорит их излишняя самоуверенность: например, делая неправильное ударение в слове, многие из них доказывают, что это правильно, что существуют различные варианты произносительной нормы.

  • 5. Скупостью на синонимы, сравнения, эпитеты.
  • 6. Частой повторяемостью одного и того же слова в процессе объяснения, за исключением терминологии.
  • 7. Недостаточное уважение к адресату. Как правило, это выражается в неполном следовании именно нормам устной речи - стремление говорить длинными, сложными фразами с деепричастными и причастными оборотами. Таким образом, ведется политика устрашения собеседника, подавления его желания говорить, отстаивание своей, даже неверной, точки зрения.

Далекой он норм публичной речи и поэтому фактически невразумительной является речь представителей еще более низких типов речевых культур. Сегодня немало носителей литературного языка, для которых разговорная система общения является фактически единственной, во всяком случае, в устной форме речи. К несчастью, представителей этого типа немало и в массовой школе. Многие учителя считают, что с учениками необходимо говорить понятным им языком и, поэтому, стараются, подражая молодежной речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать материал. Они думают, что таким образом им удастся завоевать уважение школьников, «влиться» в их мир. Однако, как было отмечено выше, учитель должен являться для школьника образцом для подражания и в культурном и в речевом плане. Педагог является человеком, который воспитывает в ребенке понятия не только о нравственности, но и о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому такое поведение недопустимо. Следует отметить, что в большинстве случаев этим «грешат» молодые педагоги, которые часто видят в школьниках своих будущих друзей.

В заключение надо сказать, что важно понимать, что с детьми разного возраста необходимо иметь разную тактику ведения беседы. Мы не можем себе позволить одинаково разговаривать с учеником третьего и восьмого класса. Необходимо помнить, что именно возможность заинтересовать учащихся собой и своим предметом ведет к полноценному диалогу.

Определения педагогической технологии:

  • 1) ПТ - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату.
  • 2) Технология обучения включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной информация об эффективности системы. (С.Сполдинг).
  • 3) ПТ - это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

педагогический такт;

наблюдательность;

любовь к детям;

потребность в передаче знаний.

Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся

Педагогический такт предполагает:

  • - уважение к школьнику и требовательность к нему;
  • - развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое - руководство их работой;
  • - внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;
  • - доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;
  • - педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.

(Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль (http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm; см. статью Шайденковой Т.Н. "Структура дидактических умений учителя начальных классов").

Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.)

Чаще всего педагог оказывается в позиции говорящего, и в этом случае важно придерживаться следующих правил. Учитель обязан быть уважительным, доброжелательным. Он должен стараться проявлять уместную, искреннюю, а не преувеличенную и фальшивую вежливость в общении (напомним, чрезмерная, формальная вежливость и неискренность противоречат национальной специфике нашего речевого этикета). Не стоит упорно и категорично навязывать собеседникам свое мнение. При характеристике учеников следует избегать прямых отрицательных оценок личностных качеств и умственных способностей учащихся, оценивать можно только конкретные действия или недостатки в поведении. Полезно строить критические высказывания как совместный поиск решения тех или иных проблем.

Речевая ситуация «учитель - родители» должна быть симметричной. Нельзя в общении с родителями использовать тот особый «учительский» тон, которым педагог привык общаться со своими воспитанниками. Педагог, привыкший доминировать в общении с учащимися, больше говорит, чем слушает. Слушающему учителю предлагаем следующие рекомендации:

  • 1) проявляйте толерантность, то есть доброжелательное, уважительное и терпеливое отношение к говорящему и его мнению;
  • 2) умейте внимательно выслушать собеседника, не перебивая и не переводя слушание в собственное говорение;
  • 3) вовремя реагируйте на речь собеседника: согласитесь или не согласитесь с ним, ответьте на вопрос, дайте совет (если просят), предложите выход из создавшейся ситуации.

Педагог - это всегда пример для учеников. То, насколько успешно он сможет научить и воспитать детей, зависит не только от знания предмета, но и от уровня педагогической культуры.

Определение

Педагогическая культура - это характеристика личности педагога, его поведения в условиях воспитательной и образовательной деятельности.

В некоторых случаях также говорят и психолого-педагогической культуре - специфической профессиональной категории, с помощью которой обозначается степень овладения педагогом педагогическим опытом.

Преподаватель - образец для подражания. Он должен много работать над собой, ведь его главная задача - передать знания на высоком уровне, воспитать любовь к своему предмету или профессии, учебному заведению, Родине.

Основные качества педагога

Разбирая такое понятие, как педагога, следует отметить, что основные личные качества, которыми должен обладать учитель - высокая нравственность, интеллигентность, эрудиция.

Хороший педагог всегда доброжелателен, к каждому ученику. Преподаватель, обладающий высокой культурой, последователен, вдумчиво анализирует поведение и поступки, умеет поставить себя на место ученика и помочь ему, верит в каждого ученика.

Хороший педагог обладает следующими нравственными качествами:

  • честность;
  • принципиальность;
  • самоотдача;
  • тактичность;
  • любовь к детям и своей работе.

Наличие данных черт характера определяет педагога, его умение влиять на учебный процесс.

Культура учителя предусматривает наличие личности, которая отражает предрасположенность человека к учебно-воспитательной деятельности, его умение достигать поставленных целей.

Без наличия широкого кругозора, хотя бы основ психолого-педагогической эрудиции, толерантного отношения, спокойствия и целеустремленности, желания самосовершенствоваться в своей профессии, умения организовать совместную деятельность педагог не сможет достигнуть поставленных целей.

Недостаточно и знать свой предмет в совершенстве, необходимо уметь интересно и доходчиво излагать свои знания.

Формирование педагогической культуры должно начинаться еще на первом курсе университета. А совершенствовать свои умения учитель обязан на протяжении всего времени работы.

Основные составляющие

Основные компоненты педагогической культуры - это:

  1. Педагогический такт.
  2. Культура речи.
  3. Эрудиция.
  4. Педагогическая техника.
  5. Внешний вид.

Функции

Педагогическая культура педагога срособствует выполнению следующих функций:

  1. Передача знаний, навыков и умений.
  2. Формирование мировоззрения учащихся.
  3. Развитие интеллектуальных способностей воспитанников.
  4. Обеспечение сознательного усвоения нравственных принципов и навыков поведения в обществе.
  5. Формирование эстетического вкуса.
  6. Укрепление физического и эмоционального здоровья.

Педагогический такт

Педагогический такт - умение педагога правильно выражать свои требования и просьбы. Хороший учитель умеет требовать выполнения тех или иных заданий без грубости и придирчивости. Педагог уметь отдавать распоряжения в виде просьбы, но в то же время просьба его не выглядит как упрашивание.

Высокая психолого-педагогическая культура предусматривает умение внимательно выслушать собеседника, вне зависимости от его личности. Для педагога не имеет значения, говорит ли он с мальчиком или девочкой, взрослым или ребенком. Он выслушает своего собеседника даже в том случае, если высказывание не совсем верны, и лишь затем выскажет свое мнение. Опять же, мягко, без грубости и насмешек.

Культура речи

Одна из основных составляющих педагогической культуры - культура речи. Самое главное для педагога - умение общаться, как с детьми, так и с их родителями. Профессия педагога относится к типу «человек-человек». Без умения правильно выражать свои мысли, грамотно оформлять их, не может идти и речи о достижении успеха в педагогической деятельности.

Основные компоненты педагогической культуры - вербальная и невербальная культура общения.

К относится непосредственно речь и ее оформление. Педагог должен обладать следующими качествами:


Педагогическая культура - это целый комплекс умений, которые постигаются и совершенствуются годами.

К невербальной культуре общения относятся жесты, мимика, позы, визуальный контакт и прикосновение. Педагог должен научиться владеть своим телом, уметь показывать, что он открыт для своих учеников, внимательно слушает их или ждет ответа. Хороший педагог может одним лишь взглядом показать, что ученик неправ.

Эрудиция

Одной из основных составляющих является эрудиция. Хороший педагог имеет широкий кругозор. Он может не только ответить на любой вопрос, связанный с его предметом, но и рассказать много других интересных вещей, не связанных с его непосредственной деятельностью.

Для развития эрудиции педагогу необходимо много читать, смотреть научно-популярные передачи, следить за новостями.

Довольно часто ученики проверяют своих учителей, задавая им каверзные вопросы, и если вы не сможете найти ответ на них, навсегда потеряете уважение воспитанников.

Педагогическая техника

Педагогическая техника состоит из целого класса компонентов. Сюда входит и умение владеть голосом, мимикой, осанкой, поведением, и отношение к ученикам.

Это и умение понимать окружающих, сопереживать им, способность выявить творческий потенциал учащихся.

Учитель, в совершенстве владеющий педагогической техникой, может легко и быстро организовать коллективную деятельность. Он за развитие демократического самоуправления, коллективного творчества.

Педагогическая культура - это и отношение педагога к самому себе: заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост, самоанализ.

Внешний вид

Культура педагогической деятельности немало внимания уделяет и внешнему виду педагога. Это и умение одеваться, выглядеть соответственно занимаемой должности.

Если учитель выглядит опрятно и аккуратно, элегантно одевается, в меру использует косметические средства - он является примером для подражания. Вспомните хотя бы свое отношение к учителям. Наверняка те педагоги, которые небрежно относились к своему внешнему виду, вызывали пренебрежение к себе и у вас.

Кроме того, говоря о внешнем виде педагога, следует отметить, что он должен не только хорошо выглядеть, но и быть уверенным в себе, уважать себя как личность и требовать того же от своих учеников.

Выводы

Педагогическая культура - это ряд качеств и умений, которыми должен обладать педагог для того, чтобы успешно вести свою преподавательскую деятельность. Учитель должен постоянно совершенствоваться и работать над собой, постоянно повышать свою культуру как педагога.

В специальной литературе последних лет обозначено несколько подходов к определению сущности понятия «педагогическая культура» . Отдельные авторы представляют ее как часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности. Другие видят в ней сущностную характеристику целостной личности, способной к диалогу культур в индивидуально-личностном плане. Третьи под ней понимают динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения, в качестве компонентов которых выделяются педагогическая позиция и личностные качества, профессиональные знания и культура педагогического мышления, профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности, саморегуляция личности и культура профессионального поведения.

Анализ представленных подходов позволяет выделить в них некоторые общие позиции, касающиеся рассмотрения педагогической культуры специалиста как одного из элементов его личностной сферы. Учитывая это ряд педагогов-исследователей (А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов и др.) предложили рассматривать педагогическую культуру как специфическое проявление общей культуры человека в педагогической сфере его деятельности. Вследствие этого она представляет собой сложное динамичное интегральное образование, отражающее определенный уровень развития личностных качеств, психолого-педагогических знаний, а также практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности .

Сущностной анализ представленного понятия «педагогическая культура» позволяет выделить в ней несколько особенностей, раскрывающих как эволюцию их формирования и развития, так и сферу применения. Это послужило основанием для ее достаточной систематизации и отражения ее общих признаков и особенностей в виде трех уровней .



· Реликтовый (лат. relictum – остаток, память) уровень включает в себя педагогические установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, вызванные к жизни предшествующей эпохой. Это продукт традиционной культуры, который основывается на том, что процессы обучения и воспитания организуются как бы «по памяти», посредством реализации имеющегося эмпирического опыта предшествующей жизни. Именно этот уровень часто реализуется в деятельности непрофессиональных педагогов (например, родителей и других членов семьи), а также многих руководителей, не имеющих достаточной психолого-педагогической подготовки или не учитывающих имеющиеся знания в своей профессиональной деятельности.

· Актуальный уровень обеспечивает реальное функционирование педагогического пространства учреждения, организации, выстроенного по требованиям действующего социального заказа. Это педагогические преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования и правила на предмет «чему учить» и «каким быть» в условиях конкретного учреждения, организации или фирмы. Он реализуется в профессиональной деятельности руководителя, учитывающего личностные особенности сотрудников и психологическое своеобразие подчиненного структурного подразделения.

· Потенциальный уровень содержит педагогические программы, обращенные в будущее. Это собственно педагогическая инноватика, цели которой – подготовка образовательных, производственных и других систем к требованиям завтрашнего дня. Часто эти программы не оцениваются по достоинству специалистами, которые не могут увидеть перспектив развития или в силу стихийно сложившегося стиля управления не приветствуют принципиальных нововведений. Когда общество статично, этот уровень педагогической культуры развивается в жестких условиях непринятия. В динамичном обществе его представители становятся генераторами конструктивных преобразований. Потенциальный уровень педагогической культуры обеспечивает режим развития управленческих функций. Он представлен, прежде всего, деятельностью личностей новаторского склада (как ученых, так и практиков) и включением общества в решение проблем совершенствования всех сфер жизни общества.

Анализ сущности и уровней педагогической культуры позволяет выделить две группы ее компонентов .

1. Компоненты личностного плана представляют собой педагогическую направленность, педагогическую эрудицию, педагогическое творчество, педагогическое мастерство, а также педагогическую технику и культуру речи.

2. Компоненты деятельностного плана включают в себя педагогическое целеполагание, стиль педагогической деятельности, педагогическое общение и поведение, самосовершенствование в педагогической деятельности.

Перечисленные компоненты не могут исчерпывать всего содержания педагогической культуры, а лишь составляют ее ядро. При определенном уровне сформированности они позволяют руководителю успешно совершенствоваться в процессе своей повседневной профессиональной деятельности. Однако для этого необходимо четко знать и понимать характеристику представленных структурных компонентов педагогической культуры.

Характеристика структурных компонентов

Важнейшей характеристикой личности специалиста высшей образовательной квалификации выступает педагогическая направленность . Под ней принято понимать систему целей и установок, стремлений и эмоциональных реакций, идеалов и убеждений человека, выражающих его отношение к педагогическим аспектам профессиональной деятельности и определяющим образом влияющих на ее содержание и результаты . В содержании педагогической культуры она выражается следующими компонентами: педагогическим интересом; склонностью к педагогической деятельности; стремлением к педагогическому труду; системой профессиональных специфических отношений; педагогическими убеждениями. Определяющим показателем педагогической направленности выступают педагогические убеждения – сплав знаний, чувств и воли руководителя структурного подразделения.

Педагогическая направленность менеджера (специалиста) тесно связана с другим качеством – педагогической эрудицией . В ее содержании, как составной части педагогической культуры, важную роль играют психолого-педагогические знания о личности, его темпераменте, характере, интеллекте, природе зарождения конфликтов в структурном подразделении (группе, коллективе), путях их предупреждения и разрешения, средствах, методах и способах взаимодействия с личностью, путях самовоспитания, самообразования и др.

Успешное решение сложных педагогических задач в профессиональной деятельности не возможно без творческого подхода. Педагогическое творчество выступает как специфическое качество, основанное на закономерностях психологии и педагогики. Оно направлено на совершенствование и развитие методических систем, разработку новых условий и форм, идей и опыта, средств и способов обучения. Педагогическое творчество руководителя также предусматривает выработку оригинальных приемов воздействия на личностную сферу сотрудников и подчиненное подразделение в целом.

В основе педагогического мастерства руководителя лежит высокий уровень развития его нравственных качеств, диалектическое мировоззрение. Проявление им творчества в профессиональной деятельности обусловлено наличием совокупности развитых качеств, прежде всего творческого мышления, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогических способностей. Не менее значимы навыки и умения профессионального обучения и воспитания подчиненных, чувство нового и ответственности за педагогические последствия принимаемых решений, педагогическое лидерство и др.

Важными компонентами педагогической культуры руководителя является его педагогическая техника и культура речи . Первая по своему содержанию представляет собой совокупность навыков и умений осуществления педагогического взаимодействия с подчиненными ему сотрудниками. В нее входят навыки в организации и проведении специальных профессиональных занятий и воспитательных мероприятий, умение осуществлять служебную деятельность с учетом ее педагогических аспектов, навыки руководства процессом самообразования, умение применять современные технические средства в процессе проведения профессиональных занятий и воспитательных мероприятий. Культура же речи представляет особую область педагогической техники и выступает внешним показателем уровня общей культуры руководителя, основным инструментом его педагогического взаимодействия с подчиненными. Отличительными признаками педагогической культуры речи выступают ясность, краткость, правильность, уместность, эмоциональность.

Педагогические качества, составляющие ядро профессиональной деятельности руководителя, проявляются, реализуются и развиваются в его работе. На это важное обстоятельство указывал в свое время С. Л. Рубинштейн. «Мое сознание в своей внутренней сущности, писал он, опосредовано объективными связями, которые устанавливаются в общественной практике и в которые я включаюсь, вхожу каждым актом своей деятельности, практической и теоретической. Каждый акт моей деятельности и я сам в нее тысячами нитей вплетен, многообразными связями включен в объективные образования исторически сложившейся культуры, и мое сознание насквозь опосредовано ими».

Важнейшей характеристикой педагогической деятельности руководителя является ее педагогическое целеполагание . Под ним понимается система целей и установок, определяющих педагогическое содержание деятельности, ее направленность на решение задач профессионального обучения и воспитания сотрудников . В нем находит свое выражение педагогическая направленность личности руководителя и его педагогическая предрасположенность. В его основе лежат мотивы – внутренние силы, которые побуждают его к активности в учебно-воспитательном процессе структурного подразделения. Налицо тесная взаимосвязь мотивации личности (убеждения, взгляды, чувства, интересы, желания, стремления) и характера совершаемых действий.

Целеполаганием профессиональной деятельности руководителя во многом обусловливается стиль его педагогической деятельности . Обычно под ним понимают способ осуществления педагогических действий, отличающийся совокупностью своеобразных элементов . В этом плане различают стиль работы, стиль поведения, стиль воспитания, стиль руководства и т. д. Для характеристики стиля педагогической деятельности руководителя наиболее приемлема первая из этих сторон. В этой составной части профессиональной педагогической деятельности специалиста высшей образовательной квалификации находят выражение такие компоненты педагогической культуры, как педагогическая эрудиция, педагогическое творчество и педагогическое мастерство.

Профессиональная деятельность осуществляется в процессе общения и поведения руководителя. Эта сторона педагогической деятельности является важнейшей характеристикой профессиональной деятельности. Педагогическая направленность общения предполагает умение руководителя продолжать выполнение основной задачи профессиональной деятельности, используя различные формы и методы своей работы. Ее содержание тесно связано с педагогической направленностью и мастерством менеджера (специалиста).

В профессиональной деятельности руководителя общение занимает особое место и является его обязанностью, ибо сама природа педагогической деятельности немыслима без общения. В то же время это не просто контакты, а важная форма социально-психологического взаимодействия людей. Путем общения в профессиональной деятельности осуществляется обмен информацией, формируются установки личности, ее позиция, правила и приемы поведения и т. д. Общение выполняет важнейшую функцию обратной связи в профессиональной деятельности руководителя, благодаря чему он из первоисточника черпает необходимую информацию о настроениях сотрудников, их мнениях, потребностях, интересах и т. д.

Формирование педагогических отношений требует от руководителя личностного самосовершенствования в процессе своей профессиональной деятельности. Этот процесс осуществляется по двум основным направлениям.

Во-первых, самовоспитание. Как составная часть формирования педагогической культуры менеджера (специалиста) в ходе его профессиональной деятельности, оно представляет собой процесс целеустремленной и систематической работы, направленной на формирование у себя положительных и устранение отрицательных качеств.

Во-вторых, самообразование. В педагогическом аспекте оно является процессом целеустремленной работы руководителя по расширению и углублению не только своих профессиональных, но и педагогических знаний, совершенствованию имеющихся навыков и умений учебно-воспитательной работы.

Организационной формой, в которой решаются задачи самосовершенствования, выступает самостоятельная работа руководителя. Ее основными видами в плане педагогической деятельности являются: самостоятельное изучение педагогической литературы; анализ педагогического опыта; самоупражнения и самотренировки во владении педагогической техникой, элементами взаимодействия с сотрудниками в процессе совместной профессиональной деятельности.

Понимание и осознание руководителем сущности процесса самосовершенствования можно достичь при определенных условиях. Прежде всего, его самостоятельная работа должна рассматриваться с точки зрения формирования активной педагогической позиции по отношению к событиям и явлениям, происходящим в стране, регионе, организации, фирме. Здесь важно понимание того, что самовоспитание не добровольный акт, а общественно необходимый процесс и потребность личности. Руководитель должен осознавать то, что это не просто пополнение знаний, оторванное от содержания профессиональной деятельности. Ему свойственны человеческие взаимоотношения, исключающие проявления формализма и других негативных явлений. Он также должен быть убежден в том, что постоянное систематическое самосовершенствование личности это, с одной стороны, важный неотъемлемый компонент высокой педагогической культуры, а с другой – один из основных методов ее формирования и развития, которые выступают в органическом единстве.

Профессиональная деятельность руководителя находит свое законченное выражение в ее эффективности, под которой понимается конечный результат, достигнутый менеджером на том или ином ее отрезке и полученный с помощью профессиональной самооценки.

Педагогическая культура как сложное интегральное явление характеризует личность руководителя, степень овладения им педагогическим опытом, накопленным в обществе, и реализации его в своей повседневной профессиональной деятельности. Анализ данного явления показывает его сложность по содержанию, включающую внутреннюю и внешнюю составляющие в виде личного педагогического опыта и индивидуального стиля педагогической деятельности. Ядром педагогической культуры руководителя выступает собственно личность с ее индивидуальностью и неповторимостью, которая формирует соответствующую технику педагогической деятельности.

Педагогическая техника

В специальной литературе под педагогической техникой понимается комплекс навыков и умений, приемов и средств, с помощью которых достигается эффективность применяемых методов педагогического взаимодействия, как с отдельными сотрудниками, так и с подчиненным подразделением в целом .

Педагогические исследования свидетельствуют о том, что, исходя из особенностей педагогической техники, как педагогического явления, выделяются две ее стороны : объективная, когда речь идет об общих приемах педагогической деятельности, свойственных всем руководителям, и субъективная (индивидуальная), когда рассматриваются умения и навыки конкретных людей пользоваться этими приемами. Иными словами, объективная область педагогической техники применительно к педагогической культуре представляет собой технику решения педагогических задач. Субъективная же (индивидуальная) проявляется в виде педагогических умений и навыков руководителя. В этом случае в ней можно выделить следующую структуру :

· приемы и способы организации профессионального обучения, различных воспитательных мероприятий (индивидуальные и групповые беседы, корпоративные встречи и др.);

· специфические элементы взаимодействия с подчиненными, такие, например, как постановка голоса, тон обращений, стиль и культура речи, жесты, мимика и др. К этой же группе элементов педагогической техники следует отнести индивидуальный эмоциональный стиль, демонстрируемый в процессе педагогического взаимодействия, и способность к принятию рискованных педагогических решений и др.;

· технология изучения и учета личных качеств отдельных сотрудников и психологических проявлений групповой психологии, использование в воспитательных целях создаваемых педагогических ситуаций, групповых процессов;

· приемы и способы использования современных информационных технологий для решения задач профессионального обучения и воспитания;

· способы и приемы педагогического учета и контроля эффективности решения педагогических задач, результатов различных мероприятий воспитательной работы, отношения сотрудников к исполнению возложенных на них профессиональных обязанностей.

Основной сущностной характеристикой педагогической техники, как области знаний, является категория «прием», который с точки зрения общеязыкового толкования представляет собой способ в осуществлении чего-нибудь, отдельное действие, движение. В психолого-педагогической литературе он рассматривается чаще всего в контексте приемов обучения и воспитания, в тесной связи с понятиями «действие» и «операция». Их взаимозависимость В. К. Бабанский описывает так: «Деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуществления действия называют операциями. Совокупность определенных операций можно назвать приемом». Следовательно, опираясь на вышеприведенное определение, прием можно рассматривать как способ выполнения действия посредством определенных операций . В то же время приемом может являться и само действие.

С категорией «прием» напрямую связана категория «умение», определяющая уже практический уровень проявления педагогической техники. Под умением понимается успешное выполнение какого-либо действия или более сложной деятельности с применением, а нередко и выбором наиболее эффективных приемов, с учетом определенных условий .

Педагогическая техника как педагогическое явление имеет свою сферу функционирования . Ее можно определить с опорой на общепринятое в педагогике понимание психологической структуры педагогической деятельности руководителя как взаимосвязи, системы и последовательности его действий, направленных на достижение педагогических целей через решение длинного ряда педагогических задач.

Сферу функционирования педагогической техники, например воспитания сотрудников, правомерно определить на основе условно выделенных этапов педагогической деятельности руководителя, т. е. в зависимости от этапов решения педагогических задач, наличия педагогического взаимодействия. Таких этапов три.

Этап подготовки к предстоящему решению педагогических задач , предполагающий моделирование взаимодействия субъектов и объектов педагогического процесса. На этом этапе правомерно говорить о технике подготовки к проведению профессионального обучения и воспитательным мероприятиям.

Этап непосредственного решения педагогических задач . Здесь речь идет о технике обучения, воспитания, общения и т. д.

Этап анализа результатов реализации педагогических решений . На этом этапе можно выделить технику анализа результатов решения педагогических задач, личного взаимодействия и др.

Педагогическая техника руководителя реализуется в процессе его профессиональной деятельности, отражает ее особенности, но не подменяет содержания. Она носит выраженный индивидуально-личностный характер, проявляется сквозь призму личности руководителя и эффективна только тогда, когда он творчески подходит к профессиональному обучению и воспитанию различных категорий сотрудников. Вместе с тем она тесно связана и зависит от личностных качеств самого руководителя, его мышления, знаний и стиля поведения.

1. Педагогическая техника обеспечивает реализацию целей и задач, связанных с профессиональной подготовкой конкретного специалиста. Профессиональные приемы в этом случае имеют целевую направленность на высокий результат в профессиональной подготовке сотрудников.

2. В процессе воспитания используются специфические группы приемов педагогической техники, обусловленные особенностями функционирования учреждения, организации, фирмы. В их число входят приемы психологической подготовки, развития интеллектуальных и физических качеств и др.

3. Регламентированное корпоративными правилами и нормативными документами право использования соответствующих приемов распоряжений, указаний, поощрения и наказания.

4. Служебная обязанность руководителя применять к сотрудникам, не выполняющим свои служебные обязанности, адекватные воспитательные воздействия. Руководитель наделен полномочиями старшего по отношению ко всем сотрудникам, поэтому отвечает не только за качество организации профессионального обучения и воспитания, но и за все, что происходит в результате их проведения.

5. Инструментовка приемов педагогического взаимодействия с сотрудниками с учетом восприятия их взрослыми людьми – субъектами педагогической деятельности. Субъект-субъектный характер отношений руководителя с подчиненными сотрудниками требует от него искусного владения приемами педагогического такта, проявления уважительно-доверительного отношения к ним.

Обобщенной характеристикой личности педагога является его педагогическая культура, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно­воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимся и воспитанниками. Структура педагогической культуры педагога представлена на рис. 1.

Рис. 17. Компоненты педагогической культуры педагога

Педагогическая культура - существенная составная часть, слагаемое общей культуры педагога, характеризующее степень глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии, умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в педагогическом процессе с учетом индивидуально-типических особенностей обучающихся, их интересов и в неразрывной связи с развитием науки и практики.
Культура педагога выполняет ряд функций: а) передачу знаний, умений и навыков обучающимся, способствующих формированию их мировоззрения; б) развитие интеллектуальных возможностей и способностей, эмоционально-волевой и действеннопрактической сфер и психики; в) обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей .
Педагог должен владеть следующими типами профессиональных знаний: методологические, теоретические, методические и технологические.
Профессиональные умения включают: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, умения владения педагогическими техниками, постановки цели, анализа и самоанализа, воспитательная работа.
Одной из основных целей образования является компетентность человека. Компетентность - способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность - способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.
В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность - способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социальнокультурную, гуманитарную компоненту. Общекультурная компетентность - это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. Эту цель преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, многие компоненты непрерывного образования, образования для взрослых и т. п. Структура профессиональной компетентности, ее источники, уровни выражения и информационное обеспечение наглядно можно представить на рис.2.
В разных областях профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-творческих понятий. Это такие понятия, как знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность принимать решение в нестандартных условиях и т.д.
К педагогической культуре педагога относят педагогическую направленность, она определенным образом соотносится с направленностью личности.
По Н.В. Кузьминой личностная направленность - один из важнейших субъективных факторов достижения вершин профессионального мастерства. Направленность личности - это «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека» . Н.В. Кузьмина добавляет к педагогической направленности интерес к обучающимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей. Она считает, что три типа направленности обусловливают выбор главных стратегий деятельности: 1) истинно педагогическая; 2) формально педагогическая; 3) ложно педагогическая. Только первая обеспечивает высокую эффективность деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог» .
В педагогическую направленность как высший уровень включается призвание, которое соотносится в своем развитии с потребностью к избранной деятельности. Выделяют три уровня педагогической культуры: репродуктивный; профессиональноадаптивный; профессионально-творческий.

Рис. 2. Профессиональная компетентность

К важным профессиональным качествам педагога можно отнести: владение методикой преподавания учебной дисциплины (предмета); психологическая подготовка; педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда; организаторские умения и навыки; педагогический такт (концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя); педагогическая техника; владение технологиями общения и ораторского искусства; научная увлеченность; любовь к своему профессиональному труду (добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущие требования к себе, к своей педагогической компетентности); высокая эрудиция; высокий уровень культуры; эргономическая подготовка; информационная культура; профессиональный потенциал; стремление постоянно повышать качество своего труда; умение поставить дидактическую и найти оптимальный путь ее достижения; изобретательность; систематическое и планомерное повышение своей профессиональной компетентности, готовность к самостоятельному разрешению любых ситуаций и др.
К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, обязательность, щедрость, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная культура, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, гуманность, душевная чуткость, чувство юмора, сообразительность, выдержка и самообладание, требовательность к себе и к своим воспитанникам и др.
С учетом вышеизложенного, педагогический потенциал можно представить следующим образом (рис. 49).

В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.

· Аксиологический компонент образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.

· Технологический компонент включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности учителя.

· Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта .

Также выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя.

1. Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей.

2. Гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие.

3. Педагогическое мастерство .

4. Установка на постоянное самосовершенствование.

5. Культура поведения и общения, педагогический такт.

6. Личностная самостоятельность учителя.

7. Общая педагогическая эрудиция и компетентность.

8. Доброжелательность, общительность и увлечённость работой .

Качества, необходимые для эффективной работы

1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.

2. Умение придать личностную окраску преподаванию.

3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.

4. Умение управлять собой и детьми.

5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками .

6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.

7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.

8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.

9. Креативность.

10. Способность к рефлексии.

Критерии успешности учителя [править | править вики-текст]

Отношение к людям

Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

Отношение к себе

Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.

Отношение к работе

Трудоспособен и организован. На всех хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.

Креативность, гибкость

Знает, где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности [править | править вики-текст]

· Эмоционально-импровизационный.

· Эмоционально-методичный.

· Рассуждающе-импровизационный.

· Рассуждающе-методичный.

Педагог, предпочитаемый детьми [править | править вики-текст]

1. Личностные качества: доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству; толерантность, тактичность, честность, чувство юмора.

2. Организаторские качества: демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность.

3. Деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять.

4. Внешний вид: хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность .

Пути и формы овладения педагогической профессией[править | править вики-текст]

Характеристика системы профессионального педагогического образования в России

В настоящее время в России существует многоуровневая система педагогического образования, которая совмещает в себе две концептуальные основы. Первая основа - это концепция светского образования, в русле которой развивается большинство учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования. Вторая концептуальная основа - это многоуровневое образование, которое существует на западе и пытается привиться в России. Подготовка педагогов в России ведётся в средних и высших профессиональных заведениях. Как и в советское время, профессиональная ориентация в области педагогического образования осуществляется ещё в школе, где существуют педагогические классы, которые, не давая профессионального образования, ориентируют учащихся на овладение будущей профессией. Помимо общеобразовательных дисциплин в учебный план входят дисциплины психолого-педагогического цикла.

Педагогические колледжи

Первой ступенью профессионального педагогического образования в России на данный момент являются педагогические колледжи, которые направлены на получение среднего профессионального образования. Обучение в них проходит в сроки от 2 до 3,5 лет. Педагогические колледжи готовят педагогов для дошкольных учреждений и педагогов для начальной школы. Набор специальностей разнообразен. Среди них педагоги по рисованию, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях и в начальной школе и др.

Высшие учебные заведения

Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения. Высшее педагогическое образование можно получить как в специализированных высших педагогических учебных заведениях, так и в высших учебных заведениях, в которых осуществляется подготовка психологов и педагогов. Среди них социальные университеты, университеты и др. Специальности, получаемые в высших педагогических учебных заведениях многообразны.

Бакалавры и магистры

Во многих высших учебных заведениях введена многоуровневая подготовка специалистов. Первый уровень - это бакалавры, которые обучаются 4 года и в целом осваивают педагогическую специальность по избранному направлению и имеют право работать педагогами в разных учебных заведениях. Второй уровень - подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и имеет целью подготовить специалиста, способного решать многообразные педагогические проблемы и заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Аспирантура

Третьим уровнем подготовки педагога в настоящее время является аспирантура и докторантура, в которых готовятся научно-педагогические кадры высшей квалификации для решения задач подготовки педагогов в высших учебных заведениях.

Многоуровневая система образования

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. Проблемы многоуровневого образования являются сложнейшими и многоаспектными. До сих пор ещё полностью не определены пути введения многоуровневой системы образования. Многие исследователи и государственные институты предлагают свои модели многоуровневого образования, которые направлены на адаптацию системы многоуровневого образования давно развивающейся на западе к условиям российского образования.

Бакалавр и магистр в образовании

Студент, который учится на бакалавра, осваивает программу в 4 года и получает диплом, который позволяет ему заниматься воспитанием и обучением во всех типах образовательных учреждений по полученной им специальности. Человек, который хочет получить диплом магистра, уже должен получить диплом бакалавра и учиться ещё 2-3 года, чтобы получить диплом магистра, который позволяет ему осуществлять те же функции, что и бакалавр, но, при этом, заниматься научно-исследовательской и руководящей работой в любых образовательных учреждениях.

Можно выделить следующие уровни профессиональной подготовки педагога, существующие в настоящее время:

· уровень профессиональной ориентации (педагогические классы школы);

· среднее профессиональное образование (педагогические колледжи);

· высшее профессиональное образование (высшие учебные заведения);

· подготовка научно-педагогических кадров для высшего профессионального образования (аспирантура, докторантура).

Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала [править | править вики-текст]

Методы самовоспитания

· самонаблюдение (режиссура поведения учителя );

· самоанализ;

· самоприказ;

· самоотчет;

· самоодобрение;

· самоосуждение;

· самонаказание;



Похожие статьи