Яндекс лицей группа. «Программистов в стране должно быть гораздо больше

08.12.2023

Это бесплатные курсы для учеников 8–9 классов; в течение двух лет ребят обучают программированию на примере языка Python. В этом году проект расширяется и запускается в нескольких новых городах.

По словам руководителя лицея Марины Сусловой:

В современном мире умение программировать - практически базовый навык. Знание Python пригодится не только будущим разработчикам, но и тем, кто планирует связать жизнь с биологией, экономикой, лингвистикой и любой другой отраслью, где имеют дело с анализом данных. В «Яндекс.Лицее» можно бесплатно освоить программирование на уровне, достаточном для создания самостоятельных проектов.

Где проходят занятия?

Изначально проект появился в Калуге, Пензе, Саратове и Тамбове. Заявки на поступление подали 1800 человек, 140 прошли вступительные испытания, 125 успешно окончили первый курс.

В 2017/2018 учебном году Лицей появится в 12 новых городах: Димитровграде, Иннополисе, Казани, Кирове, Магнитогорске, Махачкале, Москве, Набережных Челнах, Смоленске, Тюмени, Ульяновске и Челябинске. Список чуть позже должен пополниться еще несколькими городами.

Как поступить в «Яндекс.Лицей»?

Для прохождения испытаний не обязательно уметь программировать, достаточно интересоваться логикой математикой. Отбор проходит в два этапа:

  • онлайн-тест ( можно ознакомиться с прошлогодним вариантом и оценить свои силы);
  • собеседование с преподавателями.

Занятия проходят во второй половине дня. Регистрация откроется 30 августа, следите за новостями на сайте проекта .

Я хочу преподавать в Яндекс.Лицее, куда обратиться?

Для того, чтобы предложить свою кандидатуру, воспользуйтесь формой обратной связи, она открывается кнопкой «Задать вопрос» внизу страницы . Преподаватели Лицея проходят специальное обучение в

2016 Тестовые задания в Яндекс.Лицей для учеников 8-9 классов с ответами. Сайт https://yandexlyceum.ru/ . Ниже прикрепляем сами задания, а внизу страницы можно найти ответы на задания:

1. Дана схема дорог между городами. Возле каждой дороги написана её длина в километрах. Найдите длину кратчайшего пути из города А в город Д . Разрешается двигаться только по дорогам.

2. Известно, что:
1) Пушистики любят молоко.
2) Все котята - пушистики.
3) Некоторые пушистики чёрно-белые.
4) Котята едят мышей.
5) Мыши боятся котят.
6) Черно-белые пушистики не боятся мышей.
Какие утверждения однозначно следуют из вышеперечисленных?
— Котята любят молоко.
— Чёрно-белые пушистики едят мышей.
— Все котята - чёрно-белые.
— Пушистики не боятся мышей.
— Мыши боятся некоторых пушистиков.

3. В библиотеке есть 1000 сборников поэзии. Известно, что стихи Пушкина входят в 650 сборников, а стихи Лермонтова - в 460 сборников. Сборников, в которых нет ни Пушкина, ни Лермонтова, всего 20. Найдите число книг, в которых есть стихи как Пушкина, так и Лермонтова.

4. Известно, что автомобильный номер состоит из трёх букв и трёх цифр: вначале буква, затем три цифры, затем ещё две буквы. Используются только буквы А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х. Сколько существует различных автомобильных номеров?

5. Вася и Петя решили изобрести свой код, чтобы писать друг другу записки, которые никто больше не сможет прочитать. Для этого каждую букву было решено кодировать последовательностью из нулей, единиц и двоек.
Они уже придумали коды для букв А, Б, В и Г:
А — 0
Б — 22
В — 10
Г — 12
Какой последовательностью можно обозначить букву Д, чтобы любое сообщение однозначно расшифровалось? Вариант ответов:
00
11
2
022

6. Перед судом предстали три человека: Иван, Василий и Сидор. Известно, что каждый из них либо всегда говорит правду, либо всегда лжёт. Иван заявил, что Василий лжёт. Василий утверждает, что всегда лжёт Сидор. У Сидора спросили, правда ли, что Иван всегда говорит правду. Что ответил Сидор?
Иван говорит правду.
Иван лжёт.
Здесь нет правильного ответа.
Возможны оба варианта.

7. Однажды прилежный студент готовился к тестированию. Для этого он разбирал варианты прошлогодних тестов. В каком-то тесте вопрос оказался плохо пропечатанным. Однако к нему имелись ответы:
Всё, что ниже.
Ничего из того, что ниже.
Ничего из того, что выше.
Ничего из того, что выше.
Ничего из того, что ниже.
Хотя бы одно из того, что выше.
Несмотря на то, что вопроса не было видно, студент смог определить, какие ответы верные. Какие?

8. Попытайтесь понять эту программу. Чему будет равен x после её выполнения?
y:= 10 // Пояснение: теперь y равен 10
x:= 10 + y
y:= y — 1

9. Назовём красивыми числа, в записи которых есть минимум две одинаковые цифры (например: 44, 505, 1101, 2324).
Сумма красивых чисел, меньших 100, равна 495 (11 + 22 + 33 + 44 + 55 + 66 + 77 + 88 + 99 = 495).
Найдите сумму красивых натуральных чисел, меньших 10000.
Для решения этой задачи вы можете пользоваться любыми техническими средствами (но, конечно, задачу нужно решать самостоятельно).

Ответы:

2. Котята любят молоко.
Мыши боятся некоторых пушистиков.

6. Иван говорит правду.

7.
Всё, что ниже.
Ничего из того, что ниже.
Ничего из того, что выше.
Ничего из того, что выше. — верно
Ничего из того, что ниже.
Хотя бы одно из того, что выше. — верно

9. 24 717 105
sum = 495
for x in range(100, 1000):
a=x//100
b=(x//10)%10
c=x%10
if a==b or a==c or b==c:
sum+=x
for x in range(1000, 10000):
a=x//1000
b=(x//100)%10
c=(x//10)%10
d=x%10
if a==b or a==c or a==d or b==c or b==d or c==d:
sum+=x
print(sum)

СОСТОЯЛОСЬ ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

30 сентября 2019 года на базе ГБОУ школы № 120 Выборгского района Санкт-Петербурга состоялось открытие образовательного проекта для школьников, которые хотят научиться программировать – Яндекс.Лицей.

На торжественном открытии присутствовал руководитель центра информатизации образования информационно-методического центра Выборгского района – Андрей Владимирович Овечкин. После приветственных слов он торжественно вручил лицеистам памятные подарки от компании Яндекс, пожелал сохранить их целеустремленность, а также сил и упорства в освоении новой образовательной программы.

По словам руководителя площадки проекта, заместителя директора по УВР школы, Алексея Сергеевича Козлова, “«Яндекс.Лицей» дает возможность школьникам бесплатно получить знания и навыки в области программирования на примере языка Python, одного из самых востребованных языков программирования. Этих знаний впоследствии будет достаточно для работы стажёром или младшим разработчиком. По сути, по окончании обучения, которое длится 2 года, ребята, успешно его завершившие, получат профессию.”

В этом учебном году в районе открылась единственная площадка проекта, поэтому конкурс был очень большим. После двух этапов отбора из 43 кандидатов на обучение поступило только 15. Это ребята не только из разных школ Выборгского района, но и соседних районов – Приморского и Калининского. Все кандидаты, не прошедшие отбор и не набравшие достаточный рейтинг, смогут повторить попытку на следующий год.

После торжественной части все лицеисты отправились на “нулевой” урок со своим педагогом – Анной Александровной Михеевой, учителем информатики и программирования ГБОУ школы № 120 Выборгского района. В августе 2019 года педагог прошла специализированное обучение и стажировку в компании Яндекс. На уроке ребята познакомились друг с другом, узнали о том, как проходят занятия в системе LMS, как формируется рейтинг лицеистов и за что их могут отчислить. Впереди у них два года обучения по программе, разработанной в Школе анализа данных, выпускники которой высоко ценятся на рынке труда. Программа делится на две части, каждая продолжается один учебный год. В течение первого года ребята знакомятся с теорией и осваивают технологии на практике, второй год посвящён учебным проектам.

Занятия начнутся уже 3 октября, они будут проходить в вечернее время два раза в неделю.

Желаем всем лицеистам 1 года обучения 2019-2020 – УДАЧИ!






























График занятий (1 группа) 2019-2020 учебного года:

Вторник и четверг с 16:00 до 18:00.

Начало занятий – 3 октября.

В ГБОУ школе 120 Выборгского района Санкт-Петербурга занятия ведет:


Михеева Анна Александровна

Учитель информатики и ИКТ, программирования.

Преподаватель Яндекс.Лицея

    2. Объясните, почему нельзя без предупреждения уходить и уезжать далеко от дома, сворачивать с обычного маршрута по пути из школы домой. Настройте приложение, которое будет показывать вам, где находится ребёнок. Например, Kaspersky Safe Kids позволяет устанавливать безопасный периметр на карте, а если дети покидают его пределы, родители получают уведомление.

    3. Научите не паниковать в угрожающей ситуации. Настройте на смартфоне кнопку SOS или договоритесь о кодовом слове, которое будет означать опасность.

    4. Несмотря на возрастные ограничения на некоторых сайтах, ребёнку может понадобиться электронная почта или аккаунт в соцсети. Помогите ему зарегистрироваться, а потом вместе придумайте сложный пароль или создайте его в специальном приложении.

    5. Обсудите онлайн-покупки: на что можно тратить деньги и сколько. Настройте ограничение встроенных покупок, если ребёнок пользуется вашим гаджетом, а то рискуете однажды обнаружить, что треть вашей зарплаты ушла на виртуальные лазерные мечи. Если в семье у всех телефоны с одной и той же операционной системой, создайте семейный аккаунт: тогда перед онлайн-покупками со смартфона ребёнка система запросит у вас подтверждение.

    6. Если у подростка уже есть своя банковская карта, расскажите, как безопасно ей пользоваться: не записывать пин-код на карте или в телефоне, при переводе со счёта на счёт не сообщать никакой информации, кроме номера карты.

    7. Купите вместе что-нибудь онлайн и покажите, на что обратить внимание - защищённое соединение, двухфакторная аутентификация.

    8. Помогите вашему ребёнку отличить настоящую благотворительность от мошенников и объясните, почему нельзя перечислять деньги незнакомым людям, даже если их собирают на «хорошее дело».

    9. Чем старше становятся дети, тем больше времени они проводят в интернете. Сделать их онлайн-жизнь безопаснее будет легче вместе со специальным приложением. Kaspersky Safe Kids блокирует нежелательные сайты и присылает родителям уведомления о новых постах в социальных сетях и изменениях в списке друзей ребёнка.

    10. Объясните, что в соцсетях не нужно добавлять в друзья незнакомцев. Даже если на аватарке стоит знакомая фотография, нужно убедиться, что страница подлинная. Здесь может подстраховать Kaspersky Safe Kids - приложение уведомит родителей об изменениях в списке друзей ребёнка в социальных сетях.

    11. Научите ребёнка пользоваться одним браузером и одним поисковым сайтом, в котором заранее настройте семейный режим - он позволит исключить часть «взрослого контента» из результатов.

    12. Оставьте на видном месте телефоны службы доверия. Подросток может не прийти сразу к вам со своими проблемами, поэтому телефоны бесплатной службы психологической помощи могут помочь в трудной ситуации.

    13. Расскажите про безопасность и этикет в социальных сетях: не делиться личной информацией с незнакомыми людьми, не выкладывать откровенные фотографии даже в закрытом аккаунте, проверять информацию по другим каналам, если друг внезапно попросил перевести деньги. При этом узнать о новых публикациях на странице ребёнка вы можете с помощью специального решения.

    14. Подготовьте ребёнка к тому, что в интернете можно столкнуться с неприятностями - травлей, оскорблениями или навязчивым вниманием - и расскажите, как действовать в таких случаях. Не пытайтесь полностью контролировать подростка, покажите, что вы доверяете ему и всегда готовы помочь, если нужно.

    15. Научите ребёнка отличать фейки от настоящих новостей. В интернете много «троллей», ботов и сайтов, которые публикуют ложную информацию, чтобы обмануть и запутать читателей. Все факты надо проверять в надёжных источниках.

В четырех российских городах (Саратове, Пензе, Калуге и Тамбове) начались занятия в Яндекс.Лицее. Это бесплатный образовательный проект для учеников 8-9 классов, которые хотят получить навыки программирования. О том, как Яндекс планирует развивать базу преподавателей и воспитывать IT-кадры для будущего страны в регионах Воркингмаме рассказала Марина Суслова, руководитель проекта Яндекс.Лицей.

– Программист, бесспорно, востребованная и актуальная профессия. И если ребёнок пошёл учиться на программиста, он сможет выбирать себе будущее и работать в любой стране. Расскажите, чему смогут научиться ребята в Лицее, как построено обучение?

– В Яндекс.Лицее мы хотим научить детей программировать. Мы решили, что с 8-9 класса уже можно серьезно обучать ребят. И процесс обучения строим таким образом, что помогаем формированию у ребенка нужных компетенций. Тех компетенций, которые нужны современному успешному школьнику, студенту, молодому преподавателю – это умение правильно искать информацию, развитие критического мышления, коммуникативных навыков, работа в команде. И это больше, чем обучение просто программированию. Для нас важно, что обучение проходит именно в формате живого общения, что ребята учатся со сверстниками, есть преподаватель. Что весь процесс не сводится только к общению один на один с компьютером.
Конечно, программа построена интересно, но это программирование по-взрослому. Мы хотим, чтобы после обучения полученных знаний ребятам хватило для работы в качестве начинающего разработчика.

Программа рассчитана на два года. Школьники приходят два раза в неделю. У них есть домашние задания. Это серьезное занятие, и мы будем даже отчислять, если школьник не хочет учиться. Для нас очень важно, чтобы было стремление. Будут контрольные работы. И по окончании первого года для успешных учеников будет возможность поступить на второй год. То есть это процесс, который потребует от ребенка усилий.

В будущем мы думаем о трехлетней программе обучения с выходом на более узкие специализации.

– Кто преподает в Лицее? Как вы подбирали учителей, по каким критериям?

– Мы искали преподавателей на местах, все они не сотрудники Яндекса. Преподаватели разные: кто-то из них хороший учитель информатики, кто-то преподаватель ВУЗа, есть и практики из IT-компаний. Когда мы отбирали людей на программу, для нас было важно, чтобы, во-первых, человек умел программировать, а во-вторых, мог передать свои знания и навыки школьникам. Яндекс.Лицей – не заочный и не дистанционный курс. Поэтому было важно, чтобы преподаватель умел работать с людьми, удерживать внимание аудитории, знал подход к подросткам. Умение “зажечь” ребят, быть увлеченным своим делом – важный критерий. Также было важно, чтобы человек и сам умел обучаться, чтобы был гибким.
Мы бросили клич в регионах, у нас было много откликов, и мы делали серьезный конкурсный отбор. Отбор состоял из онлайн-тестирования, скайп-собеседования и обучающего семинара в Москве.

В течение всего года преподаватели тоже будут учиться и постоянно получать методическое сопровождение с нашей стороны. Для нас это важно, потому что мы планируем сделать программу доступной для школьников из очень многих городов России. А брать в проект выездных специалистов – их просто столько нет, к тому же это неправильно. Если мы хотим что-то поменять в регионах, нам нужно поднимать местные кадры. И такие люди есть, их нужно правильно находить. Для них это будет хорошая работа и профессиональный рост.

– Вы начинаете обучение с языка Python, почему?

– Python мы выбрали совершенно осознанно: он отлично подходит для обучения подростков, у него простой синтаксис, и он хорош именно для вхождения в программирование. Он позволяет уже с первых уроков решать несложные задачи и понимать практический результат. Это очень распространенный и востребованный язык, который широко используется в стартапах, в бизнесе, в Гугле, в Яндексе. Этот язык полезен не только будущим программистам, но и лингвистам, физикам, медикам. Он широко используется в аналитике, в работе с большими данными. Совсем простые примеры – при помощи Python можно легко систематизировать информацию, например, коллекцию своих фильмов или музыки.

Мы даем ребенку еще один инструмент для достижения успешности в современном мире, даже если он не будет работать программистом.

– Какие требования вы предъявляли к поступающим? Был ли важен уровень подготовки, или главное – это желание и настрой?

– Все школьники проходили тестирование. Задания были на логику. Мы хотели понять склад мышления ребенка; насколько он открыт к такой дисциплине как программирование. И второй момент: очень важна мотивация, большое желание научиться. Заявки на обучение подали 1812 человек, по итогам конкурсного отбора в лицей приняли 138 школьников.

– Почему Яндекс.Лицей стартовал именно в регионах? Связано ли это с тем, что в школах там хуже математическая подготовка и у ребят меньше возможностей развивать свои способности?

– Вряд ли в регионах хуже подготовка. Мы видим там очень много интересных ребят. В эти города мы пошли, потому что считаем, что там гораздо меньше возможностей в получении информации, чем в крупных городах.

К тому же специалистов в области преподавания языка Python, с которого мы начинаем наш Лицей, в регионах очень мало. И мы хотим поменять эту ситуацию, поэтому наши усилия сейчас идут в регионы. Мы хотим показать школьникам, что учиться можно не только у компьютера, но и у живых людей, независимо от города проживания.

Почему именно эти города? Потому что нам в пилотном проекте было важно попробовать самые разные типы городов: от Калуги, где живет свыше 300 тысяч человек, до Саратова, где более 800 тысяч. Мы очень хорошо знаем, как работать в большом городе, а как работать в обычном среднем российской городе, мы как Яндекс – не знаем. И принципиально важно было понять, как все устроено в российских городах: сколько там школьников, какая инфраструктура, какие проблемы. Мы взяли типичные города, чтобы понять и отработать все ошибки. Конечно, было важно, чтобы они были не очень далеко от Москвы, чтобы мы могли эффективно работать.

Регионы были открыты к сотрудничеству, и Лицей – это партнерский проект. Мы работаем при поддержке местных министерств и ведомств, которые занимаются образованием и сферой IT. Яндекс отвечает за разработку программы, подготовку преподавателей и методическое сопровождение проекта. Местные власти помогают нам с поиском площадок, с кадрами. Мы не платим за аренду площадок и не оборудуем классы, мы только ведем программу. Продвижение – наша общая задача с местными властями.

В наших планах – через год открыть Яндекс.Лицей не менее, чем в 20 городах России. Это будут города с населением от 100 тысяч человек и выше.

– Является ли Лицей кузницей будущих кадров для Яндекса или речь больше идет о выполнении социальных функций: обучение, развитие российской профессиональной IT-сферы?

– Это не кузница кадров. Хотя, конечно, какие-то ребята пойдут потом учиться дальше на наши кафедры (у Яндекса есть базовые кафедры в МФТИ и СПбГУ – ред.) и придут работать к нам. Но мы потому и идем в регионы, чтобы в будущем ребята могли найти работу в своем городе и чтобы понимали, что могут быть успешными там где живут, помогали поднимать экономику своих городов.

Также мы считаем, что программистов в стране должно быть гораздо больше. От этого выиграют все отрасли и все люди.

– Правда ли, что программирование могут осилить только мальчики?

Больше похоже на миф. У нас среди преподавателей около половины – женщины. И я надеюсь, этот миф будет уходить в прошлое. Программирование становится неотъемлемой частью компетенций современного человека. Это очень интересно и помогает в современной жизни.



Похожие статьи