Пять фактов, которые вы могли не знать о жаке-иве кусто. Жак-ив кусто - биография, фото, личная жизнь капитана Жак ив кусто личная жизнь

05.01.2024

Ровно 107 лет назад родился человек, который открыл людям подводный мир – Жак-Ив Кусто. После себя он оставил великолепные изобретения – очки для плавания, акваланг и камеры для подводных съемок, а также множество документальных фильмов и книг о красоте природы нашей родной планеты. Ко Дню рождения великого исследователя мы выбрали 10 интересных фактов из его жизни.

  1. Большая голубая дыра стала широко известна благодаря Жак-Иву Кусто, который в 1972 году приплыл сюда на легендарном Калипсо. С командой они погрузились на субмаринах в глубины этого места, изучая природу его происхождения.
  1. Жак-Ив увлекался не только морем, но и небом. Он пытался поступить в военно-морскую авиацию. Но после автомобильной аварии, в которой он получил серьёзные травмы, с новой мечтой пришлось проститься. Это ещё больше приблизило Кусто к морю. Для восстановления здоровья он начал ежедневно плавать. Именно тогда он изобрёл очки для подводного плавания.
  2. Во время II Мировой войны Жак-Ив Кусто служил в артиллерии пулеметчиком и по окончании войны был удостоен Ордена Почетного Легиона за активное участие в антифашистской партизанской борьбе.

  1. У Кусто было четверо детей от двух жён. Причём дети от второй жены родились ещё в период, когда исследователь состоял в браке со своей первой супругой. После смерти первой жены Кусто вступил в судебную тяжбу со старшим сыном Жаном-Мишелем из-за использования фамилии в коммерческих целях. Суд оказался на стороне родителя и запретил наследнику смешивать свою коммерческую деятельность с научными заслугами отца.
  2. Корабль Жака-Ива Кусто «Калипсо» когда-то был минным тральщиком ВМС Великобритании. Исследователь пережил корабль ненадолго, Кусто не стало через год после того, как «Калипсо» затонул.

  1. Океанографический музей Монако (Musée océanographique de Monaco) основан в 1889 году, с 1957 года директором музея был Жак Ив Кусто. В аквариуме живут 4000 видов рыб.
  2. За время работы команды Кусто на «Калипсо» корабль побывал практически во всех океанах и морях мира, включая Антарктику, и даже прошёлся по руслу Амазонки.

  1. В 1974 году было основано Общество Кусто (Cousteau Society), некоммерческая исследовательская организация, основная цель которой - охрана мирового океана.
  2. В 1956 году Кусто выпустил фильм «В мире безмолвия» с использованием съёмок подводного мира. Для создания картины понадобилось два года усердной работы. При этом фильм длится 86 минут. До 2004 года он оставался единственным документальным фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

  1. Легендарная «Одиссея команды Кусто» - цикл документальных фильмов о подводном мире - известна на всех континентах Земли.

Океанограф, изобретатель, исследователь, фотограф и человек, имя которого прочно ассоциируется с романтикой океанских глубин Жак-Ив Кусто был рожден во Франции в 1910 году в семье успешного адвоката. Семья много путешествовала и с малых лет Жак-Ив влюбился в воду и ее глубины. В возрасте 7 лет он заболел энтеритом, воспалением тонкой кишки и врачи не рекомендовали ему активный образ жизни. Несмотря на это и чрезмерную худобу из-за болезни, Кусто обожал плавать и буквально не вылезал из воды.

После завершения Первой мировой войны семья вслед за отцом перебралась из Франции в Штаты, где адвокат нашел работу. Здесь же Кусто впервые совершил погружение под воду. Время, проведенное в Америке, научило его также хорошему английскому и дало любовь к механике. Это увлечение сначала не было связано с океаном, однако опосредованно привело его к океанографии. Увлекаясь механикой, Кусто сконструировал машину, работающую на батареях, что позволило ему немного заработать. На свой гонорар он купил первую кинокамеру. Помимо механики, съемок и плавания Кусто занимался еще многими другими вещами, будучи весьма увлекающейся натурой и очень одаренной, ведь в каждом из увлечений он добивался успеха.

Единственное, что его совершенно не интересовало – это учеба и по решению семьи Жак-Ив отправился на службу в военно-морскую академию. В составе боевого крейсера молодой Кусто совершил свое первое кругосветное путешествие, постиг искусство морской навигации и управления судном, что много раз пригодилось в его последующей жизни.

В 37 году Кусто женился в первый раз на Симоне Мельхиор, такой же любительнице моря, как и он сам. Она была дочерью и внучкой адмирала и, связав свою жизнь с Кусто, выходила вместе с ним в море. Она была комиссаром «Калипсо» и принимала участие в большинстве экспедиций капитана Кусто. Жена Жака-Ива Кусто родила ему двоих сыновей.

В 38-м Кусто начал погружения уже с целью изучения подводного мира, но для полноценных исследований ему недоставало ласт и маски и он начал заниматься разработкой акваланга вместе с другом Эмилем Ганьяном. В 43 году он создал первый прототип современного акваланга и смог посвятить себя изучению глубин морей и океанов. С 50-го года Кусто путешествует только на судне «Калипсо», которое, как и команда Кусто стали символом океанографии. Кусто снимает фильмы, пишет книги, возглавляет Океанографический музей, занимается исследованиями обитателей океана и занимается разработкой новых механизмов для исследования толщи воды.

В 90-м году супруга Кусто Симона скончалась от рака, ее прах был развеян над морем, а уже через год, в 91-м Кусто женится повторно, на Франсине Триплет. Примечательно, что к моменту брака у Кусто и Франсины уже было двое детей.

Знаменитый Жак-Ив Кусто прожил очень долгую насыщенную жизнь, полную удивительных приключений и открытий. Скончался великий океанограф в 97 году от инфаркта миокарда.

11 июня 1910 года родился великий исследователь морей и океанов современности Жак-Ив Кусто . За свою долгую и насыщенную жизнь он стал едва ли не самым известным человеком, чьё имя в умах жителей всего мира напрямую ассоциируется с морем. Он создал десятки книг и фильмов о жизни голубого континента.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Жак-Ив Кусто ещё в юности грезил морем и уже тогда имел твёрдое намерение связать с ним свою судьбу. В возрасте 20 лет он окончил морскую школу и поступил в военно-морскую академию. В какой-то момент Жак-Ив увлёкся небом и даже пытался перевестись в военно-морскую авиацию. Но после автомобильной аварии, в которой он получил серьёзные травмы, с новой мечтой пришлось проститься. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Именно авария и последовавшие проблемы со здоровьем ещё больше приблизили Кусто к морю. Для восстановления утраченного здоровья он начал ежедневно плавать. Именно в этот период своей жизни он изобрёл свои первые очки для подводного плавания.

Пытливый ум естествоиспытателя не давал покоя: начались эксперименты со специальной экипировкой для погружения. В результате в 1943 году мир получил автономный акваланг, благодаря которому можно было длительное время находиться под водой и погружаться на неведомые ранее глубины. Уже в 1946 году акваланг Кусто поступил в промышленное производство. Дальше — больше: на свет появились подводные осветительные приборы и телекамеры. Всё это, без преувеличения, произвело революцию в изучении океанов.

Так в результате страшной автомобильной аварии мир получил великого путешественника, изобретателя и исследователя морей.

Французский исследователь Жак Ив Кусто и телеведущий Николай Дроздов в передаче «В мире животных». Фото: РИА Новости / Михаил Кухтарев

Жестокое небо

В отличие от морской глади, небо было не столь благосклонно к этому человеку. При первой попытке связать свою жизнь с авиацией Кусто попал в автомобильную аварию. Позже, уже будучи известным исследователем, он стал использовать в работе бывший морской патрульный бомбардировщик «Каталина». Именно на нём в 1979 году погиб один из сыновей Кусто — Филипп .

«Каталина» использовалась для съёмок очередного фильма. Управлявший гидросамолётом Филипп посадил его на воду, но машина начала тонуть, быстро уходя носом под воду. Оторвавшийся от крыла двигатель с огромной силой врезался в кабину пилота.

Спаслись все члены экипажа, но тело Филиппа так и не было найдено.

Французский океанограф Жак Ив Кусто на встрече со специалистами института океанологии Академии наук СССР. 1987 год. Фото: РИА Новости / Птицын

Минный тральщик на службе науке

Имя Жака-Ива Кусто неразрывно связано с названием его корабля — «Калипсо». Но мало кто знает, что до того, как стать главным судном всемирно известного исследователя морей, это был минный тральщик ВМС Великобритании. Во время Второй мировой войны корабль, носивший тогда гордое имя HMS J-826, бороздил просторы Средиземного моря. После войны он ещё какое-то время служил мирным целям в качестве парома, перевозившего людей с Мальты на остров Гоцо. Именно тогда корабль стал называться «Калипсо».

Калипсо в порту Ла-Рошель, 1999 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Peter Potrowl

Выкупил судно для Кусто ирландский миллионер Томас Лоэл Гиннесс . Исследователь получил корабль в аренду, стоимость которой составляла 1 франк в год. Арендатор переоборудовал корабль под экспедиционное судно, установил на нём оборудование для погружений и исследований, а также разместил на палубе вертолётную площадку. Корабль мог в режиме полной автономности преодолевать до 5 тысяч миль (порядка 9200 км). Команда «Калипсо» состояла из 12 человек, при этом 10 членов экипажа — сами исследователи. За время работы команды Кусто на «Калипсо» корабль побывал практически во всех океанах и морях мира, включая Антарктику, и даже прошёлся по руслу Амазонки.

С этого момента для «Калипсо» началась совершенно новая, полная невероятных приключений и дальних странствий жизнь. Она была яркой и закончилась в 1996 году: «Калипсо» затонул после столкновения с баржей в Сингапуре. Спустя две недели корабль был поднят со дня и отбуксирован на французскую базу команды Кусто. Все последующие годы корабль тщетно пытались превратить в музей великого исследователя, но идея постоянно натыкалась на различные финансовые и бюрократические препоны.

Подводная лодка Жака Ива Кусто в Монако у океанографического музея. Фото: Commons.wikimedia.org / wrecked

В мире безмолвия

В 1953 году Кусто в соавторстве с Фредериком Дюма издал свою первую книгу — «В мире безмолвия», а три года спустя был снят одноимённый фильм с использованием съёмок подводного мира. Для создания картины понадобилось 25 км плёнки и два года усердной работы. При этом сам фильм длится лишь 86 минут. Вплоть до 2004 года он оставался единственным документальным фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

Но первой «пробой пера» исследователя был фильм «8 метров под водой», который был снят в начале 40-х годов, задолго до появления «Калипсо».

Популярность, которую Кусто приобрёл благодаря первой же книге и фильму, позволила ему расширить горизонты своих возможностей — он был назначен директором Океанографического музея в Монако и построил свой первый батискаф для погружения на морские глубины.

Если главная роль в первом документальном фильме Кусто по праву была отведена «Калипсо», то в центре внимания второй картины, «Мир без солнца», стояли уже подводные исследовательские станции. Второй фильм Кусто в 1965 году был удостоен Оскара. Оскароносной стала и картина «История красной рыбы».

К началу 1980-х годов центральные каналы многих стран мира, в том числе и СССР, показывали фильмы Кусто практически в прайм-тайм. Легендарная «Одиссея команды Кусто» — цикл документальных фильмов о подводном мире — известна на всех континентах Земли.

Наследие

Не имея специального образования и научных степеней, Кусто стал первым исследователем мирового океана. За свои открытия и вклад в науку он был удостоен Ордена Почётного Легиона, ордена Морских заслуг и других не менее громких наград.

Могила Жака-Ива Кусто. Фото: Commons.wikimedia.org / Peter17

В наследство от исследователя остались его многочисленные книги, десятки фильмов, переведённых на многие языки мира. Жак-Ив Кусто увидел дно мирового океана таким, каким его не видел ещё никто. Исследователь был ошеломлён масштабами разрушений морских экосистем. В 1973 году был создан фонд «Команда Кусто», занимающийся океанографическими исследованиями и охраной окружающей среды.

У Кусто было четверо детей от двух жён. Причём дети от второй жены родились ещё в период, когда исследователь состоял в браке со своей первой супругой. После смерти первой жены Кусто вступил в судебную тяжбу со старшим сыном Жаном-Мишелем из-за использования фамилии в коммерческих целях. Суд оказался на стороне родителя и запретил наследнику смешивать свою коммерческую деятельность с научными заслугами отца.

Жак-Ив Кусто умер в 1997 году, спустя год после того, как его «Калипсо» столкнулся с баржей и затонул.


Имя: Жак-Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau)

Возраст: 87 лет

Место рождения: Бордо, Франция

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: океанограф, фотограф, режиссёр, изобретатель, писатель

Семейное положение: был женат

Жак-Ив Кусто - биография

Он всегда хотел быть независимым и первым. В науке, исследованиях, любви шел напролом - отсюда и конфликты, и враги, и ошибки. Но сожалений Капитан никогда не испытывал: на склоне лет Жак-Ив Кусто признавался, что повторил бы все - от начала и до конца.

Кусто был настоящим французом - деятельным, увлеченным. «Я все в жизни делал со страстью. Страсть для меня неотделима от самой жизни», - говорил он. Возможно, в этом и кроется разгадка невероятного успеха Капитана, как называли его друзья и единомышленники.

Детство

Жак-Ив родился 11 июня 1910 года. Его родной городок Сент-Андре-де-Кюбзак, что в регионе Бордо, рассекала река Дордонь. И Кусто с детства полюбил водную стихию. В США, куда его отец-адвокат, забрав семью, уехал работать, мальчик получил первый опыт подводного плавания. В летнем скаутском лагере он решил продемонстрировать приятелям-американцам свои ловкость и силу. Эта затея едва не кончилась плачевно: Кусто так упорно стремился достичь дна озера, что чуть не утонул. Но каждый раз, передохнув, нырял снова.

Учеба

Повзрослев, Жак-Ив решил стать военным моряком: окончил Высшую национальную военно-морскую школу, отправился в первый поход. А вернувшись, добился перевода в авиацию: девушки обожали летчиков, а Жак-Ив - девушек. Но вскоре случилась беда: молодой офицер едва не погиб в автокатастрофе. Травмы были тяжелые -смещены позвонки, парализована рука, пробито легкое. Но становиться инвалидом Жак был не намерен - ведь он влюблен! Симона Мельхиор, внучка прославленного адмирала Жана Баэма, отвечала ему взаимностью. Право же, сила характера и поддержка любимой женщины способны творить чудеса: через год Кусто сумел привести свое изувеченное тело в порядок.

Жак-Ив Кусто - биография личной жизни


Молодые люди поженились, появились сыновья -Жан-Мишель и Филипп. Жак-Ив вернулся в армию. Местом его назначения стал Тулон. Службу Кусто проходил под началом Филиппа Тайе - влюбленного в море и подводную охоту поэта. Совершив по его совету первое «взрослое» погружение, Жак-Ив ощутил свое призвание: отныне океан завладел всем его существом. Вскоре в части появилась группа Les Mousquemers («Мушкетеры моря»), члены которой -Тайе, Фредерик Дюма и Кусто - в свободное время устремлялись на глубину.

Снаряжение ныряльщиков тогда было скудным и представляло собой лишь ужасно неудобные очки. Правда, у Жака-Ива имелась еще и старенькая кинокамера. Оставалось придумать способы находиться под водой столько, сколько потребуется, и погружаться на ту глубину, которая необходима. Решением этих задач и занялся Кусто. А вскоре началась война.

Фильмы

Жак-Ив служил канониром на крейсере «Дюплекс», а когда Франция капитулировала, стал гражданским лицом. Правда, в 1941 году ему довелось принять участие в операции по похищению шифров из представительства фашистской Италии в городе Сет (в 1946-м Кусто получил за нее орден Почетного легиона), и, говорят, он передавал французскому Сопротивлению данные о перемещении немецких войск. Но, думается, все это было фоном - Жака-Ива интересовали исключительно подводные съемки.

Монтаж своего первого фильма «18 метров под водой» (его продолжительность ровно 18 минут) Кусто завершил в день окончания Сталинградской битвы, а 10 апреля 1943 года в Национальном театре «Шайо» в Париже состоялась премьера ленты. Естественно, она прошла под контролем фашистского пропагандистского ведомства. Пьер, старший брат Жака-Ива и редактор журнала, сотрудничавшего с немцами, опубликовал хвалебную статью о фильме, а позже помог получить разрешение на съемки в Средиземном море.

Воодушевленный Кусто организовал компанию по производству фильмов «Ассоциация акул» и на выделенную немцами кинопленку снял еще одну ленту: «Останки затонувших кораблей». В работе над ней впервые в истории человечества был использован акваланг - устройство, изобретенное Кусто в соавторстве с инженером Эмилем Ганьяном.


Испытания акваланга начались в 1943 году, а закончились в 1948-м. Сколько раз Жак-Ив находился на волосок от гибели! Но, чудом оставаясь в живых, вновь устремлялся на глубину, уверенный: океан ему покорится.

Другие изобретения Кусто

В 1950 году Кусто на средства инвесторов приобрел американский минный тральщик. Переоборудовал его, назвал «Калипсо» в честь нимфы, полюбившей скитальца-Одиссея, и организовал первую подводную экспедицию. Своей страстью Жак-Ив заразил всю семью: с ним вместе работали Симона и оба сына (младший, Филипп, разбился на самолете-амфибии «Каталина» во время съемок в 1979 году).


Под водой Кусто первенствовал во всем. Это он изобрел водонепроницаемые осветительные приборы и камеры, подводную телесистему; сделал первую подводную археологическую находку и первые фотографии на глубине более 7 километров... Его ленты - знаменитый сериал «Одиссея команды Кусто», «Мир красной рыбы», «Мир тишины» и многие другие - имели бешеный успех. Они, как и книги, принесли Жаку-Иву колоссальную популярность. Признанием его научных заслуг стало предложение занять пост директора Океанографического музея в Монако.

Но Кусто не остановился на достигнутом. Его эксперименты 1960-х годов с батискафами напоминали научную фантастику: люди жили, ели и спали под водой, спускаясь еще глубже на разработанных командой Жака-Ива «ныряющих блюдцах». Но тут послышались голоса скептиков. Проект «Акванавты» был признан бесполезным и дорогостоящим. Его закрыли. Кусто предложил идею создания сети океанографических - исследовательских и природоохранных - парков, для чего основал некоммерческое «Общество Кусто». Но и этот амбициозный проект провалился. Общество обвинили в растрате средств и недобросовестном ведении дел, его счета в США были арестованы. После этого у Кусто испортились отношения со старшим сыном, Жаном-Мишелем, который решил использовать громкую фамилию для развития личного бизнеса.

Но после всех потерь и ударов Кусто остался упорен и страстен. Он продолжал работать: изобретать странные и необычные исследовательские аппараты, снимать фильмы, принимать участие в связанных с морем проектах в качестве эксперта. И все это под неумолкающий хор критиков: Кусто клеймили за непрофессионализм в подводной археологии, постановочные сцены, о жестоком обращении с животными...

А он - трудился и жил, наслаждаясь каждым днем. Когда его отношения с Симоной превратились из семейных в дружеские, влюбился в стюардессу Франсин Трипле и стал отцом двоих детей. Этот брак Кусто оформил только после смерти Симоны, в возрасте 80 лет.

11 июня этого года исполнилось бы 100 лет Жаку-Иву Кусто. Пока вдова, дети и внуки знаменитого исследователя морских глубин оспаривают в судах право наследовать его благородное дело, "Калипсо", легендарный корабль, 40 лет бороздивший Мировой океан и прославивший Капитана и его команду, гниет в ангаре на верфи Пириу порта Конкарно во французской Бретани


Елизавета Замыслова


"Калипсо" стала мировой знаменитостью благодаря банкиру Лоэлю Гиннессу, который в июне 1950 года согласился купить для морского французского офицера Кусто минный тральщик JB26 серии BYMS 1942 года постройки. Первой после оформления сделки на борт корабля вступила Симона, жена Кусто, потомственная морячка. Пока сам Кусто, или JYC (Jacques-Yves Cousteau), как прозвали его в команде, летал по миру в поисках новых спонсоров для подводных исследований, с головой окунаясь в жизнь бомонда пяти континентов, Симона плавала из экспедиции в экспедицию на своем корабле, являясь, по признанию большинства членов команды, настоящим его капитаном. Bergere — пастушка, хранительница овец — так прозвали Симону моряки "Калипсо", каждый из которых, естественно, был тайно влюблен в единственную женщину на корабле.

Шерше ля фам


С приходом успеха Кусто стал редко жаловать экспедиции своим присутствием. 75 процентов съемочных дней протекали в его отсутствие. Он прилетал лишь для того, чтобы сняться в кульминационных эпизодах. Мало кто знал, что между ним и Симоной существовал негласный договор. JYC купил у жены свою свободу, расплатившись кораблем: очередному роману Кусто — со стюардессой авиакомпании Air France Франсин Трипле, с которой он встретился в 1976-м — суждено было продлиться до самой его смерти. В то время как фанаты Капитана по всему миру по-прежнему видели в его фильмах погружающихся с аквалангом сыновей Симоны — Жана-Мишеля и Филиппа, стюардесса Франсин и двое детей, которых она родила Капитану, оставались в тени. Долгих 15 лет. Кусто лишь изредка появлялся в обществе с Франсин, представляя ее своей племянницей.

Последние три месяца жизни Пастушка доживала на берегу, в Монако — 70-летней мадам Кусто было уже не под силу выдерживать суровый ритм корабельной жизни. Ее сильно подкосила смерть младшего сына Филиппа — в 1979 году он разбился на вертолете. Через полгода после смерти Симоны JYC торжественно зарегистрировал брак с Франсин. 81-летний Капитан вывел под руку из мэрии Парижа новую мадам Кусто — ей было 36. В тот день их общие дети, 10-летняя Диана и 8-летний Пьер-Ив, впервые были представлены широкой публике.

На войне как на войне


Новая мадам Кусто стала планомерно избавляться от всего, что ассоциировалось с именем прежней. "Это месть оскорбленной женщины за 15 лет, прожитых в тени со своими детьми. Она стирает историю, в которой не принимала участия",— уверен журналист Бернар Дюссоль, автор книги "Последнее приключение "Калипсо"".

Первой "жертвой" Франсин стал сын Кусто — Жан-Мишель. Справедливости ради надо заметить, что у него всегда были проблемы с отцом, у которого он часто просил денег. "Жану-Мишелю уже 70, а он по-прежнему использует имя Кусто, чтобы заработать. Хотя никогда не обладал ни талантом отца, ни талантом своего брата Филиппа. Он смог занять место старшего брата только потому, что тот погиб",— сокрушается Жослин де Пасс, автор биографии Симоны Кусто и "Секретной автобиографии легендарной "Калипсо"".

Архитектор по образованию, в 1979 году Жан-Мишель переквалифицировался в подводного исследователя и режиссера, чтобы поддержать отца после смерти брата. Их первая громкая ссора произошла в 1993 году из-за провала Океанического парка Кусто, который был спроектировал в Париже под руководством Жана-Мишеля. Получив за символическую ежегодную арендную плату в 100 франков многоярусное подземное помещение в центре Парижа, Общество Кусто вложило в создание парка 100 млн франков. За неоправданно высокую входную плату в 75 франков (12 евро) семья Кусто рассчитывала принимать 1 млн посетителей в год и удивлять их своими изобретениями. В итоге за четыре года существования парк так и не смог привлечь более 400 тысяч посетителей в год и разорился. Кусто-отец обвинил в неудаче Кусто-сына, обронив журналистам ужасную фразу: "Если кто-то родился от вашей спермы, это еще не значит, что он унаследует все ваши качества". Тогда Жан-Мишель покинул пост вице-президента Общества Кусто.

Потеряв финансовую поддержку отца, Жан-Мишель решил заработать, продав свою фамилию шикарному отелю на острове Фиджи. "Ты отдаешь себе отчет? Он использует твое имя, чтобы обделать свои делишки!" — нашептывала мачеха Жана-Мишеля Капитану. В результате Франция, сгорая от стыда, наблюдала, как отец судится с сыном, чтобы запретить тому использовать свое имя. После многолетних разбирательств правосудие оставило за Жаном-Мишелем право использовать фамилию Кусто только в связке с его собственным именем "набранных тем же шрифтом и в том же цвете". "Чтобы не создать конфуз для благотворителей и сторонников Кусто",— оправдывалась заварившая всю эту кашу Франсин. Вывеску отеля на Фиджи пришлось сменить. По данным французского журнала Capital, за право называться "Жан-Мишель Кусто" отель до сих пор платит Кусто-сыну 9 тысяч евро в месяц.

Симона создавала легенду «Жак-Ив Кусто» (на фото), а Франсин снимает с нее дивиденды. Младший сын Симоны - Филипп - погиб, все остальные члены семьи ожесточенно судятся. Неужели это финал истории о великом исследователе?

Обосновавшись в Санта-Барбаре, Кусто-младший создал свою организацию Ocean Futures Society. OFC зарабатывает достаточно, чтобы приумножать проекты по защите окружающей среды и выпускать совместно с американским телеканалом PBC документальный сериал.

Дети Жана-Мишеля, Фабьен и Селин, естественно, трудятся в организации отца. Их кузены, Александра и Филипп, дети погибшего брата Жана-Мишеля — Филиппа, также строят свою карьеру в сфере океанологии и защиты природы. Правда, из-за угроз мачехи, правообладательницы бренда "Кусто", они не смогли назвать свое общество "Филипп Кусто". Пришлось переименовать его в EarthEcho. Внук Кусто, Филипп, снимает документальные фильмы о подводном мире для телеканала BBC, его сестра, Александра, организует морские экспедиции. "Она могла бы стать настоящей принцессой заброшенной "Калипсо"",— считает писательница Жослин де Пасс.— Умница, красавица, дочь Филиппа с трехлетнего возраста ныряла с отцом и дедом. Получила прекрасное экологическое образование. А главное, она обладает легитимностью, которой Франсин никогда не завоевать". Разумеется, вдова Кусто пресекла все попытки Александры поучаствовать в восстановлении судна ее бабушки Симоны.

Жан-Мишель также никогда не привлекал в свои проекты племянников. "Он вообще во многом похож на отца: детьми мало занимался, живет с любовницей",— делится человек, близкий к семье Кусто. Квартира в Париже — это единственное, что ему досталось после смерти JYC. Но пасынок никогда не будет судиться с мачехой, потому что у нее хранится досье, где рукой Кусто-отца записаны все суммы, которые он когда-либо давал Жану-Мишелю. Говорят, Капитан ссудил больше, чем сын мог бы получить в наследство. А Франсин продолжает стирать сына Симоны из истории: переиздавая комиксы "Одиссея Кусто", главным для нее было удалить картинки с участием Жана-Мишеля.

Брошенная "Калипсо"


Но, пожалуй, более серьезным врагом, чем сын первой женщины Капитана, для Франсин всегда оставался корабль первой женщины. Многие уверены, что, имитируя бурную деятельность по реставрации "Калипсо", на самом деле вдова Кусто просто не хочет ее восстанавливать.

Звездная одиссея "Калипсо" закончилась 8 января 1996 года, когда во время очередной экспедиции ее протаранила баржа в порту Сингапура. "Из-за огромной пробоины судно опустилось на дно причала,— вспоминает главный механик корабля Жан-Мари Франс.— Местные рабочие подготовили смету ремонтных работ, но Франсин ее не утвердила". Уже после смерти Кусто в 1998 году "Калипсо" была репатриирована во Францию, в порт Ля Рошель.

Шесть лет легенда обрастала водорослями в порту. Только в ноябре 2004-го Франсин объявила о соглашении с американской компанией Carnival: реставрировать "Калипсо" решили на Багамах, чтобы потом заякорить в районе Карибов. Carnival готова была потратить 1,3 млн долларов на переоборудование судна в плавающий музей. Поверивший в серьезность этих намерений, владелец корабля Лоэль Гиннесс, внук того самого банкира, который купил когда-то корабль для исследований Кусто, согласился продать "Калипсо" Обществу Кусто за символический 1 франк. Все карты спутала французская таможня, затребовав для переправки судна в Америку навигационный паспорт, который когда-то был выписан на имя другого общества — Campagnes Oceanographiques Francaises (COF), созданного Кусто для морских исследований. Выяснилось: именно ему в 1950 году Гиннесс отдал "Калипсо" в бессрочную аренду. Президент COF Жан Алина, последний капитан "Калипсо", объявил, что не желает, чтобы корабль покидал Францию.

Один из самых влиятельных членов COF — Жан-Мишель Кусто, естественно, также высказался против планов своей мачехи. Он предложил перевезти "Калипсо" на юг Франции и выставить в учебном морском центре, как того хотел его отец. Кусто писал: "Было бы неплохо обсудить с институтом в Экс-ан-Прованс, как бы нам в дальнейшем использовать "Калипсо" для учебных исследований". О том, чтобы сделать на "Калипсо" музей, Капитан даже слышать не хотел. "И речи быть не может, чтобы туристы с сэндвичами и кока-колой поднимались на борт корабля!" — в сердцах заявил как-то Кусто перед журналистами.

В очередной раз члены семьи Кусто оказались по разные стороны баррикад, и имя Капитана стало сотрясать залы судебных заседаний. В конце концов правосудие признало, что "Калипсо" принадлежит вдове. "И вроде как она собралась его починить, нашла спонсоров и переправила судно в Конкарно (один из лучших судостроительных заводов Франции)",— вспоминает автор автобиографии "Калипсо" Жослин де Пасс. К 2009 году работы должны были быть завершены. И вдруг весь процесс остановился — Франсин опять судится. На этот раз с портом Конкарно. По информации администрации верфи Пириу, Общество Кусто задолжало им более 850 тысяч евро.

Бизнес на красной шапочке


Полноправная наследница и распорядительница завещания Кусто, Франсин время от времени появляется в головном офисе общества, расположенном в шикарном особняке на улице Клебер, в двух шагах от Елисейских Полей. Она также является президентом Cousteau Society со штаб-квартирой в Гэмптоне в американской Вирджинии, созданного Кусто в 1973 году.

На первой пресс-конференции после смерти Кусто вдова пообещала воплотить мечту Капитана — составить природоохранную Хартию будущих поколений. Говорила, что создаст специальный телеканал для привлечения внимания к проблеме исчезновения малых народностей. Пообещала найти средства для постройки нового экспедиционного корабля — "Калипсо II" Ни один из анонсированных проектов так и не воплотился в жизнь.

Сразу после смерти Капитана Франсин уволила всех его бывших соратников: главного водолаза, подводных и обычных телевизионных операторов, научного руководителя экспедиций. Из "бывших" сохранил свой пост только Франсуа Сарано, научный консультант Кусто, считавшийся духовным наследником Капитана. Он составил план будущих исследований и экспедиций. Но Франсин не утвердила ни одного предложения, и Сарано покинул Общество Кусто.

За первые три года, что Франсин возглавляла Общество Кусто, не был запущен ни один проект. "Содержать корабли стало дорого",— защищали вдову ее сторонники. "Передо мной закрываются все двери, когда я прихожу обсуждать контракт",— оправдывалась Франсин. В то же время в 2003-м она нашла деньги, чтобы отправить своих детей в экспедицию по Красному морю на экспериментальном корабле Alcyone — туда, где Кусто снял свой самый знаменитый фильм "Мир тишины". Экспедицию оплатил швейцарский часовой дом, которому за 1,5 млн евро Франсин разрешила выпустить две люксовые модели часов для ныряния, названных Aquatimer Cousteau. Партию в 2,5 тысячи экземпляров распродали по 3,5 тысячи евро за штуку. "Посмотрите этот шедевр. Он выложен на YouTube,— говорит о телеверсии экспедиции журналист Бернар Дюссоль.— Дети Франсин ныряют и плавают вокруг подводных кораллов. Поднявшись на борт, прижимают к сердцу красную шапочку Кусто. Это смешно! Новая команда Франсин не способна ничего снять!"

Симона создавала легенду «Жак-Ив Кусто», а Франсин снимает с нее дивиденды. Младший сын Симоны - Филипп (на фото) - погиб, все остальные члены семьи ожесточенно судятся. Неужели это финал истории о великом исследователе?

На место экологов-романтиков, жаждущих новых открытий, в Общество Кусто пришли менеджеры, жаждущие увеличить доходы компании. Исполнительным директором Франсин назначила Дэвида Дженисона, за плечами которого работа в крупнейших банках США JPMorgan, Merryl Lynch и Lehman Brothers. "Я встречался с ее американским директором,— делится впечатлениями Бернар Дюссоль.— Типичный гангстер! Это он чуть что сочиняет письма с угрозами: "Берегитесь! Мы вас засудим за нарушение авторских прав!"" Если популяризация Кусто не приносит денег, ее менеджеры тормозят любые начинания. Один американский издатель попросил у вдовы фотографию Кусто для публикации в школьном учебнике — она отказала.

Журналистов Франсин боится как бубонной чумы. На просьбы о съемках, интервью отвечает молчанием или вежливым отказом. Впрочем, на разоблачающие ее деятельность фильм и книгу Бернара Дюссоля она никак не отреагировала. "Потому что все, что я снял и написал,— чистая правда,— утверждает журналист.— На случай судебных разбирательств у меня есть и неопубликованные доказательства того, что Франсин злоупотребляла пожертвованиями, поступающими в Общество Кусто. 600 тысяч франков (91,5 тысячи евро) были переведены из американского Общества Cousteau Society во французское, чтобы прикрыть нецелевую растрату. У меня есть на руках переписка, это подтверждающая. Финансовый директор Франсин пишет: "Возьмем деньги, предназначенные на строительство "Калипсо II", чтобы залатать дыру во французском обществе"". Разумеется, многие благотворители, узнав, как распоряжаются их деньгами, пожертвованными на строительство корабля, покинули jбщество. В целом с момента смерти Кусто количество постоянных членов его jбщества уменьшилось на 75 процентов. Но это не сильно расстраивает Франсин, которая предпочитает научным конференциям светские вечеринки.

Французские власти предпочитают закрывать глаза на нелицеприятные стороны деятельности очаровательной веселой вдовы. Она частая гостья на правительственных мероприятиях. За месяц до юбилея Франсин была замечена на вечере "во благо окружающей среды", организованном Министерством экологии Франции. Красивая, строго, но дорого одетая, она пришла со спутником. Официально его никто не представлял. Но, говорят, это ее второй муж. Богатый американец русского происхождения. Франсин поднялась на сцену в красной шапочке Кусто и с пальмовой ветвью в руках, полученной Капитаном в Канне за фильм "Мир тишины" в 1956-м. Зачитала по бумажке приветственную речь, и все продолжили закусывать и выпивать за здоровье Мирового океана.

К юбилею своего основателя на официальном сайте общество не анонсирует ни одного события. Зато предупреждает всех, кто хотел бы организовать памятные мероприятия, об эксклюзивном праве общества на использование имени Кусто и всех его произведений... Несмотря на это, пасынок Франсин, Жан-Мишель, готовит к выходу фильм об отце, а бывшие члены команды "Калипсо" планируют собраться в местечке Санари-сюр-Мэр, где когда-то жили Симона и Кусто. Вдова туда не приглашена.

Сами французы толком и не знают о плачевном состоянии "дела Кусто". На презентации книги о "Калипсо" Жослин де Пасс спрашивали, не она ли мадам Кусто и правда ли, что корабль-легенда в Америке? "Да нет же! — восклицала писательница.— Легенда гниет у вас под носом во французском порту!"

Жил отважный Капитан...

Досье

Жак-Ив Кусто прославился не только своей личной жизнью, но и множеством научных и художественных открытий. Вот некоторые


Изобретения


Акваланг — создан в 1943 году вместе с Эмилем Ганьяном.


Подводная телевизионная система — середина 1940-х годов.


Открытие эхолокации китообразных — 1953 год.


Подводный батискаф — 1957 год, вместе с Жаном Молларом.


Подводные дома — в середине 1960-х поставил эксперимент по проживанию в них в течение месяца на глубине 100 метров.


Военный крест 1939-1945


Офицер ордена Морских заслуг


Командор ордена Искусств и литературы


Командор ордена Почетного легиона


Кавалер Большого креста Национального ордена "За заслуги"


Два "Оскара" (за фильмы "Мир тишины" и "История красной рыбы")


"Золотая пальмовая ветвь" (за фильм "Мир тишины")

Творческое наследие


120 телевизионных фильмов



300 тысяч человек, объединенных Обществом Кусто



Похожие статьи