Освоение деятельности: умения, навыки, привычки. Чем отличается навык от привычки

23.09.2019

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.

Навык - деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

— 4 основных этапа формирования навыка.

Первый этап формирования навыка можно назвать предварительным. На этом этапе происходит формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.

Второй этап — аналитический. Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи, например между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно узкий объем восприятия (если подаются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает).

Третий этап — синтетический. Отдельные элементы действия объединяются, образуя единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь, иерархия.

Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе происходит устранение лишних движений и лишнего мышечного напряжения. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, возникает определенный ритм движений.

В случае длительного перерыва в деятельности может произойти деавтоматизация навыка, но затем, после дополнительных тренировок, его восстановление.

Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, их выполнение автоматизируется и они превращаются в навык.

1) Сделайте свое обучение и развитие непрерывным процессом: получайте новый опыт, знакомьтесь с новыми профессионалами, берите на себя более сложные задачи, используйте новые инструменты в жизни и, главное: делайте это постоянно.

2) Научитесь эффективно планировать и упорядочивать свое развитие.

3) Подходите к собственному развитию комплексно: используйте разные форматы развития и обучения.

4) Относитесь к окружающей информации с любопытством: изучайте окружающие вас бизнес-процессы, постоянно узнавайте о новых трендах, интересуйтесь достижениями в ваших областях интересов. Любопытные и любознательные люди — интересные, успешные, захватывающие, завораживающие и открытые!

5) Развивайте навыки постепенно: выбирайте именно те направления, которые действительно помогут вам добиваться успеха в вашей работе, учебе или бизнесе.

6) Возьмите себе в привычку читать литературу и информационные ресурсы в вашей области каждый день, постоянно наращивая уровень экспертизы. Наращивайте ее не только в профессиональных областях, но и в области персональной, и личной эффективности.

7) Развивайте свои персональные и профессиональные навыки во время работы, постоянно беря на себя новые задачи и проекты;

8) Найдите людей, у которых вы хотите учиться и с которых вы хотели бы брать пример (как в личностном, так и в профессиональном плане).

9) Научитесь эффективно использовать поступающую вам обратную связь (реакцию других на ваши действия или бездействия) и определять ее ценность.

10) Используйте возможности организаций альтернативного образования у себя в городе по максимуму: посещайте все полезные и интересные для вас мероприятия: мастер-классы, тренинги, семинары. Заранее определяйте их качество и уровень спикеров. Читайте книгу .

— Как эффективно использовать методы развития.

1) Самообучение - самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание вебинаров.

2) Поиск обратной связи - получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.

3) Обучение на опыте других и ментворкинг - выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.

4) Специальные задания (фоновые тренинги) - самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.

5) Развитие в процессе работы - поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.

— Как быстро развить любой навык?

Существует четыре основных столпа быстрого и эффективного освоения новых умений и навыков.

1) Осваивайте лишь один навык в один период времени.
Для того, чтобы умение прижилось в нашей жизни, укоренилось до уровня автоматизма, нужно уделять ему максимум внимания. Детство – период, когда человек способен охватывать неимоверное количество новых знаний. В это время мы одновременно учимся ходить, говорить, держать ложку и завязывать шнурки. На это уходят годы – притом, что наше сознание наиболее открыто для нового. Во взрослом возрасте эта способность притупляется. Даже освоение одного навыка станет настоящим стрессом для психики и организма. Кроме того, одновременно изучаемые навыки будут нами подсознательно связываться воедино и выступать в качестве комплексного явления. Это может привести к абсолютно неожиданному эффекту. К примеру, если вы не сможете по каким-то причинам использовать один навык или в нем не будет необходимости в данное время, второй может «отвалиться» по аналогии. Изучение одного навыка в один период времени должно происходить в концентрированном виде, тогда вы сможете освоить его максимально быстро и перейти к следующему.

2) Тренируйтесь много, поначалу не обращая внимания на качество выполненной работы.
Дело в том, что поначалу ничего не получается хорошо, как бы мы ни старались. Пытаясь делать упор на качество при обучении, мы замедляем себя. В данном случае важнее количество – лучше сделать много повторений со средним результатом, чем мало, но с хорошим. Исследования показывают, что при постоянной интенсивной практике недочеты уходят сами собой, люди учатся намного быстрее, чем при попытках делать все идеально на первых этапах.

3) Практикуйте новый навык много раз.
Интересное наблюдение: после посещения какого-либо тренинга или мастер-класса большинство участников демонстрируют худшие результаты, чем показали бы при любительском подходе, не имея профессиональной информации. Это происходит оттого, что применение новых умений на практике всегда сопряжено с неопытностью, мы чувствуем дискомфорт и беспомощность, поскольку наши психика и тело не привыкли к совершению этих действий. Чтобы понять, насколько хорошо вам дается тот или иной навык, нужно повторить его не меньше трех раз.

4) Не применяйте новые навыки в важных делах.
Я думаю, прочитав предыдущие три пункта, вы и сами догадываетесь, почему. Представьте, что вы только освоили умение, и тут же попробуете испытать его в «боевых» условиях. Важность ситуации заставляет вас нервничать, на волнение накладывается стресс от неудобства новизны, навык еще не отработан как следует… И-и-и все получается еще хуже, чем если бы этот навык не применялся вовсе. Запомните – необходимо сначала хорошо отрепетировать его в спокойной ситуации, и лишь затем применять в стрессовых обстоятельствах.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Видео:

Навык - это действие, которое выполняется довольно быстро, без особого напряжения + повышается качество (автоматизм). Формируется путем повторения. Привычки появляются в результате упражнений, но могут формироваться и стихийно - моменты подражания. Привычки могут перерастать в потребности. Привычки - это действие, которое выполняется довольно быстро, без особого напряжения.

Навыки - это автоматизмы.

  • - формируется путем повторения. Может формироваться сознательно и неосознанно.
  • - характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Привычка и навык во многом сходны - привычки также представляют собой автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократного повторения. В основе навыков, как и в основе привычек лежат динамические стереотипы. Есть надёжный признак, по которому можно отличить привычку от навыка - привычка имеет наклонность автоматически запускаться в типичных ситуациях. Мы печатаем этот текст методом десятипальцевой «слепой» печати - это навык, мы делаем это автоматически, не задумываясь, но «запускаем» его сознательно. А ковыряние в зубах - это привычка, она срабатывает на автопилоте, как только в зубах что-нибудь застревает, и человек просто «ловит себя на этом». Привычка становится потребностью в отличии от навыков.

Привычка и навык тесно связаны. Привычка - это навык, ставший потребностью. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка - побуждение производить эти действия. Например, навык умываться даёт ребёнку возможность делать это быстро и ловко. Привычка умываться заставляет его делать это охотно и без принуждения. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Чтобы лучше понять, что общего у привычки и навыка и чем они отличаются, обратимся к примерам. Ребенок двух лет, едва научившийся ходить, уже самостоятельно ходит по квартире и вместе со взрослыми выходит на улицу. В это время он обучается открывать и закрывать двери.

Сначала он несколько раз с помощью старших сосредоточенно учится поворачивать ручку двери, затем после многократных повторений он начинает выполнять это действие легко, как говорят автоматически. Он не смотрит уже на ручку, не думает о том, в какую сторону нужно ее повернуть, вообще, открывая дверь, он может не обратить внимания на то, как он ее открыл. В этом время он может быть даже увлечен чем-нибудь другим, например, игрушкой, которую несет в руке. Этот ребенок, говорим мы, овладел навыком открывания и закрывания дверей. Процесс выработки навыков происходит в жизни ребенка каждодневно. Без приобретения навыков, то есть без автоматизации действий, немыслимо было бы ни учиться в школе, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки позволяют экономить силы и достигать лучшего результат в выполнении действия.

Что касается привычки - то рассмотрим это на примере малыша с дверью. Малыш научился осторожно открывать и тихо, плотно прикрывать за собой дверь. Но он не только умеет это делать, у него возникает стремление каждый раз именно так открывать и закрывать дверь. Если он заметит, что дверь, мимо которой он прошел, осталась открытой, ему захочется прикрыть ее. В таких случаях мы говорим, что у ребенка возникла хорошая привычка тихо прикрывать двери. Если же малыша не научили, как следует закрывать двери, он привыкнет хлопать дверью или оставлять ее открытой. Это значит, что он приобрел плохую привычку. Подросток, привыкнув ежедневно чистить зубы и умываться перед сном, испытывает тягостное чувство, если ему приходится лечь спать неумытым. Тот, кто привык много читать, - страдает от отсутствия интересной книги. Девушка, имеющая привычку мыть посуду и убирать комнату, всегда найдет время и способ выполнить эту работу.

Таким образом, навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друга от друга. Навык - это усвоенный способ действия, это умение хорошо, быстро выполнить действие, а привычка - это еще и потребность, стремление выполнять данное действие. Нужно отметить, что привычка часто возникает на основе навыка, а навык как бы прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение.

За счет научения человек приобретает в первую очередь разнообразные знания о себе и мире. Кроме знаний, в процессе научения человеком осваиваются также умения, навыки и привычки. Они представляют собой основные фрагменты деятельности, которые формируются и развиваются у человека в результате научения и составляют основу человеческих способностей. Умения, навыки и привычки являются хорошо освоенными элементами деятельности и общения людей. Рассмотрим их более подробно.

Умения можно определить как фрагменты деятельности или общения, позволяющие человеку что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию. Умения в свою очередь в качестве своих составляющих могут включать в себя автоматически выполняемые компоненты, называемые навыками. Умение представляет собой действие, еще не полностью доведенное до автоматизма, поэтому его выполнение обычно предполагает сознательный контроль.

Главное в управлении умениями состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность действия, а также его гибкость. Это означает исключение случаев низкого качества выполнения действий, их изменчивость и возможность приспособления к меняющимся время от времени условиям с сохранением конечных позитивных результатов деятельности или общения в целом. Например, умение что-либо хорошо делать руками означает, что обладающий таким умением человек в любых условиях способен сохранить высокое качество своего труда. Умение обучать означает, что учитель в состоянии будет научить любого способного к научению ученика тому, что знает и умеет делать сам.

Одно из основных свойств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек, обладающий ими, в состоянии сознательно менять структуру действий и операций, а также последовательность их выполнения, сохраняя при этом высокий конечный результат деятельности. К примеру, умелый (или, что то же самое, - способный) человек сможет заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать нечто руками или воспользоваться имеющимися в его распоряжении инструментами. Словом, он почти всегда найдет выход из сложившейся ситуации, пользуясь различными умениями и варьируя их использование в практике.

Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность человека, включают в себя внутренние, в частности мыслительные, процессы. Интеллектуальный контроль - это то, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в процессе реализации умений обычно происходит в те моменты их выполнения, когда изменяются условия деятельности и возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия решений. Большое значение в формировании умений принадлежит упражнениям и тренировкам. Благодаря тренировкам и упражнениям происходит совершенствование умений и их дальнейшее развитие. Без постоянных систематических упражнений умения со временем утрачиваются или теряют свои положительные качества.

Навыки, в отличие от умений, - это полностью автоматизированные компоненты деятельности или общения, которые выполняются быстро, точно и безошибочно. Выполнение навыка сознательно, как правило, не контролируется, он осуществляется в основном на бессознательном уровне по автоматической, внутренне регулируемой программе. Навыки входят в состав почти всех видов развитой деятельности или форм общения человека.

Чаще всего навыки представляют собой разнообразные автоматизированные движения. Поэтому в психологии и других науках, где изучаются навыки, в первую очередь обращают внимание на двигательные навыки. На примере их изучения можно понять закономерности формирования, функционирования, совершенствования, нарушения и восстановления любых других навыков.

В начальный период своего формирования движения, связанные с навыками, человеком осознаются, а формирование навыка контролируется сознанием. По мере того как навык формируется, происходит постепенный уход контроля процесса его выполнения из сферы сознания в подсознание. Этот уход, однако, происходит не сразу, не полностью, а постепенно, по частям. Выключение отдельных компонентов формирующегося навыка из сферы сознательного контроля связано с их автоматизацией и доведением до высокого уровня выполнения. То, что данное действие в конечном счете стало навыком, означает, что человек в результате длительных упражнений и тренировок приобрел возможность осуществлять соответствующее действие быстро, точно и безошибочно, не делая вместе с тем его выполнение своей сознательной целью.

Основными, наиболее распространенными, характерными для человека видами двигательных навыков являются следующие.

  • 1. Движения, позы, включающие в себя работу мышечного аппарата (так называемые статические рефлексы, обеспечивающие поддержание и изменение положения тела, что достигается путем активной тонической напряженности определенных групп мышц).
  • 2. Локомоции - движения, связанные с перемещением тела или его частей в пространстве. Особенности этих движений выражаются, например, в походке, осанке, в которых, кроме того, иногда отражается психический облик, склад человека, по крайней мере некоторые особенности его темперамента или характера.
  • 3. Выразительные движения частей лица, рук человека и всего тела (мимика, жесты и пантомимика). В таких движениях непосредственно проявляются эмоциональные состояния человека.
  • 4. Семантические движения - разнообразные перемещения рук, частей лица, головы и туловища, которые выражают смысл того, что говорит или намерен сказать человек. У глухонемых людей при их общении друг с другом, а также у людей, которые пользуются языком мимики и жестов (иногда его называют жестовым языком), эти движения несут в себе основную смысловую нагрузку. Ими обычно пользуются, но в гораздо меньшей степени, чем глухонемые, и говорящие люди.
  • 5. Речевые движения голосовых связок, которые реализуют речемоторную функцию в ее внутреннем, динамическом аспекте. Эти движения также являются физическими носителями семантики речи.
  • 6. Движения руки человека при письме и многих других выученных им сложных движениях, включенных в различные виды профессиональной деятельности (например, движения рабочего, хирурга, музыканта, спортсмена и т.д.).

Все перечисленные виды движений, представляющие собой разнообразные двигательные навыки, входят в состав многих видов деятельности, характерных для человека. Это наводит на мысль о том, что двигательные навыки в жизни играют весьма существенную роль.

Главными свойствами двигательных навыков являются скорость (быстрота выполнения навыка или прохождения всей связанной с ним траектории движения), сила, темп (количество движений, совершаемых за единицу времени), ритм (временной, пространственный и силовой), координированность (сочетание данного двигательного навыка с другими навыками), точность, пластичность и эффективность. Двигательный навык в процессе его формирования и функционирования может оцениваться по всем перечисленным параметрам. Множество этих параметров указывает на то, что двигательные навыки представляют собой сложное образование и процесс их формирования требует больших усилий и времени.

В выработке навыков и в их функционировании существенную роль играют индивидуальные различия людей. Одни и те же навыки, особенно сложные, вырабатываются у одних людей быстрее, чем у других. Это, в частности, зависит от качества обучения, от задатков и способностей, имеющихся у человека. У людей, обладающих нужными задатками (в их число могут входить, например, хорошо устроенный анатомо-физиологический аппарат, общие умственные способности и специальные задатки человека к освоению разнообразных движений), двигательные навыки формируются быстрее, чем у тех, кто не обладает соответствующими задатками.

Кроме того, индивидуальные различия в формировании двигательных навыков могут зависеть от жизненного опыта человека. У спортсменов, занимающихся сложными по составу входящих в них движений видами спорта, например гимнастикой, акробатикой, прыжками в воду, фигурным катанием и другими, имеющих большой опыт формирования разнообразных двигательных навыков, любые новые движения могут вырабатываться быстрее, чем у людей, не занимающихся систематически подобными видами спорта. Индивидуальные различия в формировании двигательных навыков могут зависеть от других особенностей людей, например от внимания, памяти, воображения, мышления, воли, темперамента, черт характера, мотивов поведения и т.п.

Процесс выработки навыков - это не единовременный акт, а длительный и неравномерно протекающий процесс. Он представляет собой последовательные изменения, которые, как правило, имеют скачкообразный характер. Эпизодически при выработке двигательного навыка может наступать период, когда дальнейшие упражнения не приводят к сколько-нибудь заметному его совершенствованию. Однако затем двигательный навык может быстро и существенно улучшиться, и это, на первый взгляд, происходит как бы само собой, без дополнительных усилий и упражнений.

Иногда в процессе формирования навыков возникают трудности. Основными их причинами являются, с одной стороны, снижение частоты и активности упражнений вследствие временной утраты интереса человека к формированию соответствующего навыка (после длительных упражнений человеку может показаться, что в формируемом навыке ничего существенно не улучшается). С другой стороны, причиной задержки в формировании навыка может стать необходимость время от времени методически перевооружаться, переходить к новым приемам и методам его формирования. Иными словами, развитие навыка может задержаться потому, что человек в процессе его формирования долгое время будет пользоваться одними и теми же приемами.

Формирование навыка как процесс имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Внутренняя сторона формирования навыка - это то, что происходит в организме при его формировании. Внутренняя сторона развивающегося навыка может быть скрыта от внешнего наблюдения, может не проявляться в каких-либо внешних признаках. Поэтому иногда при формировании навыков временно возникает так называемое плато (временная задержка в дальнейшем улучшении навыка). Упражнения повторяются, но заметного улучшения внешних проявлений навыка при этом не происходит. Можно предположить, что как раз в этот момент времени идет активный процесс формирования внутренней стороны навыка. Это подтверждается тем, что практически за каждым таким плато в процессе формировании навыка наступает период его быстрого и значительного улучшения.

Внешняя сторона двигательного навыка - это входящие в его состав движения, которые можно наблюдать со стороны и которые выполнятся с помощью мышц. Эти движения можно сознательно контролировать и оценивать по мере формирования соответствующего двигательного навыка.

Навыки формируются, как правило, не «с нуля», т.е. все связанные с ними движения для человека абсолютно новыми не являются. Они могут входить в структуру других, уже имеющихся у человека двигательных умений и навыков. Кроме того, перед тем как навык начнет формироваться, он уже должен присутствовать у человека в виде умения. При автоматизации существующих умений по мере их превращения в навыки в структуре деятельности человека, включающей в себя соответствующие умения и навыки, происходит ряд преобразований. Вначале автоматизированные действия и операции, превратившиеся в навыки, сливаются в единый целостно протекающий акт. Им, например, является сложная система движений человека, осуществляемых при письме, или движений гимнаста при выполнении сложного упражнения. При этом лишние, ненужные движения постепенно исчезают, а количество ошибочных и неточных движений уменьшается. Далее отпадает необходимость сознательного контроля каждого движения, отдельно взятого действия или операции, входящих в состав навыка, а после этого - и всего навыка в целом. Кроме того, контроль действия или операции при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат. Внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним контролем со стороны уже имеющейся в мозге человека программы выполнения действия. Скорость выполнения действий и операций при этом резко возрастает, достигая оптимума или максимума. Все это происходит в результате длительных тренировок и упражнений.

Иногда доведенные до совершенства двигательные навыки называют автоматизмами. Такой навык определяется как сравнительно простое, неизменным образом выполняемое движение, не имеющее собственной цели и самостоятельной мотивации. Автоматизмы входят в состав других, более сложных целенаправленных движений, например двигательных навыков и умений. В автоматизмы могут превращаться двигательные умения и навыки, которые сформировались у человека и прошли стадию автоматизации, оказавшись включенными в структуру других, более сложных движений.

Поведение типа автоматизма, однажды начавшись, далее осуществляется как бы само собой, без дополнительной стимуляции. Такое поведение практически невозможно ни остановить, ни прервать, ни изменить в процессе осуществления. В большинстве случаев жизни автоматизмы выполняются полностью на бессознательном уровне.

Нельзя рассматривать навык как затвердевшую, неизменную систему раз и навсегда зафиксированных движений, сцепленных друг с другом лишь временными - условнорефлекторными или ассоциативными - связями. Внутри своей относительной устойчивости навык сохраняет и определенную гибкость, изменчивость, пластичность.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в достаточно большом количестве, они взаимодействуют, объединяются друг с другом, образуя сложные совокупности навыков. Характер взаимодействия навыков в данной системе может быть различным: от полной согласованности до противодействия, от слияния до четкого разделения, от взаимно положительного воздействия (полной взаимной поддержки) до взаимного нарушения (несовместимости).

Существенное значение для правильного понимания и рациональной организации навыков имеет их взаимодействие. Это взаимодействие может осуществляться в трех формах: согласование, перенос и интерференция. Под согласованием навыков понимается их полное соответствие друг другу, при котором выполнение одного навыка не только не мешает выполнению другого, но облегчает его. Переносом навыка называется случай, когда один и тот же навык переносится на выполнение движений с другими предметами, отличающимися от тех, на которых он первоначально был сформирован, или случай, при котором выполнение одного навыка облегчает выполнение другого, похожего на него навыка. Под переносом навыка также разумеют распространение положительного эффекта от упражнения одного навыка на развитие других навыков. Под интерференцией навыков понимают такую ситуацию, когда выполнение одного навыка, напротив, тормозит выполнение другого навыка, т.е. препятствует его реализации.

Согласование навыков может происходить в следующих случаях:

  • - когда система движений, входящих в состав одного навыка, полностью соответствует системе движений, входящих в структуру другого навыка;
  • - когда реализация одного навыка создает благоприятные условия для осуществления другого навыка;
  • - когда окончание выполнения одного навыка является фактическим началом другого навыка, и наоборот.

Ситуация рассогласования или противодействия (интерференции) навыков имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков друг с другом появляется одно из следующих противоречий:

  • - система движений, включенных в один навык, оказывается несовместимой с движениями, входящими в состав другого навыка;
  • - когда при переходе от одного навыка к другому фактически приходится переучиваться, т.е. ломать структуру уже сформированного навыка;
  • - когда система движений, входящих в один навык, частично тормозится выполнением другого навыка, уже доведенного до автоматизма. В этом случае при выполнении нового навыка возникают движения, характерные для ранее освоенного навыка, и это приводит к искажению движений, необходимых для вновь освоенного навыка;
  • - когда начала и концы навыков, последовательно выполняемых друг за другом, не стыкуются друг с другом.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет явление их переноса. Под ним понимается распространение навыков, образовавшихся в процессе выполнения одних действий и видов деятельности, на другие действия и виды деятельности. Для того чтобы такой перенос имел место, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками и доведенным до уровня автоматизма. Перенос навыков не может быть сведен только к их механической ассоциации на основе тождественных элементов. Для того чтобы выработка какого-либо навыка сопровождалась переносом, навык должен быть не косным механическим агрегатом ассоциативно скрепленных реакций, а значительно более сложным и совершенным образованием, имеющим под собой определенную интеллектуальную основу. Чем на более сознательной и разумной основе будет вырабатываться навык, тем легче он будет обобщаться и переноситься на новые условия и ситуации.

Все, что обсуждалось до сих пор, относится в основном к двигательным навыкам или к навыкам, состоящим из разнообразных практических движений, осуществляемых разными группами мышц. Однако понятие «навык» не сводится только к автоматизированным движениям подобного рода. Можно говорить о навыках счета, навыках чтения, навыках письма, навыках логических рассуждений, навыках умозаключений, навыках выводов и т.д. Многое из того, что говорилось выше о двигательных навыках, имеет отношение к и навыкам другого типа.

В заключение обратимся к обсуждению привычек, которые представляют собой еще один важный элемент хорошо освоенной человеком деятельности. Привычку можно определить как устойчивую систему взаимосвязанных умений и навыков, которые возникают и выполняются человеком в той или иной конкретной ситуации. Привычка, в отличие от умений и навыков, которые могут существовать и проявляться относительно независимо от ситуации, всегда связана с той или иной ситуацией, актуализируется и полностью реализуется только в ней. Например, оказавшись на работе, человек по привычке совершает определенные, связанные с работой действия, которые в другой обстановке он, как правило, не выполняет. Возвратившись домой с работы, он реализует другие привычки, связанные с поведением в быту. Для каждой ситуации, в которой человек не раз оказывается в течение своей жизни и даже одного дня, у него имеются свои привычки, а их совокупность условно можно назвать «образом жизни данного человека».

Деятельность человека, если она сформировалась и многократно повторяется в одних и тех же условиях, состоит из множества разнообразных привычек, в структуру которых входят умения и навыки. Привычки так же, как умения и навыки, представляют собой автоматизированные или полуавтоматизированные действия. Отличие привычек от умений и навыков заключается в том, что привычка исходит из потребности что-либо сделать для ее удовлетворения и реализуется в ситуации, которая позволяет удовлетворить соответствующую потребность.

У человека могут быть не только полезные, но и вредные привычки. Полезными называются привычки, которые приносят пользу человеку и окружающим его людям. Вредная привычка - такая, которая наносит вред или данному человеку, или другим людям.

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки.

Каждое действие имеет моторный и сенсорный компонент (исполнение, контроль и регулирование - функции этих компонентов). Способы исполнения, контроля и регулирования называются приемами деятельности, частичную автоматизацию движений называют навыком.
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Деятельность имеет сложную структуру, в ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операции, психофизиологические функции.
Действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, они складываются из определенных движений.
Н.А. Бернштейном был предложен принцип управления движениями, он назвал его принципом сенсорной коррекции, имея в виду, коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с этим выделяют различные структурные элементы деятельности: умения, навыки, привычки.
Умения – способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности, они всегда опираются на знания.
Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом.
Навыки и умения могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические, а также на:
- двигательные (складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебе);
- умственные (складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений и т.д.).
Значение умений и навыков велико: они облегчают физические и умственные усилия, вносят в деятельность человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.
Функциональные компоненты навыка:
1. Обученность, как чистая составляющая навыка (система реакции, координации и др.).
2. Адаптация к конкретным условиям.
В формировании навыка выделяются три основных этапа:
1. Аналитический – первоначальное знакомство с движением и овладение отдельными элементами действий.
2. Синтетический – объединение элементов в целостное действие.
3. Автоматизация – упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снять напряжение.
Этапы формирования двигательных навыков:
1. Осмысление навыка. (Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения, грубые ошибки при по пытках выполнения действий.)
2. Сознательное, но неумелое выполнение (Несмотря на интенсивную концентрацию, произвольного внимания, множество лишних движений, отсутствие положительного переноса данного навыка).
3. Автоматизация навыка (все более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании или появление возможности его перераспределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка).
4. Высокоавтоматизированный навык (точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия).
5. Деавтоматизация навыка (необязательный этап) – ухудшение выполнения навыка, возрождение старых ошибок.
6. Вторичная автоматизация навыка – восстановление особенностей 4-го этапа.
Таким образом, видно, что навык образуется в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий, причем по мере упражнения количественные изменения переходят в качественные.
Приобретенные навыки и умения влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос – выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка), так и отрицательным (интерференция – ослабление новых навыков под воздействием ранее выработанных, обусловленное их сходством).
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и др. качества автоматизированного действия.
Навык может быть сформирован через:
- простой показ;
- объяснение;
- сочетание показа и объяснения.
К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыка можно отнести: число упражнений, их темп и распределение во времени, а также знание результатов.
Причины, влияющие на продуктивность навыка:
- объективные (конструкция оборудования, его состояние, условия работы);
- субъективные:
- физиологические (утомление, состояние здоровья);
- психические (отношение к деятельности, уверенность в своих силах, настроение, динамика навыка).
Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но не всегда бывают разумными и полезными.
Пути формирования привычек:
- через подражание;
- в результате многократного повторения действий;
- через сознательные целенаправленные усилия, например, путем положительного подкрепления желаемого поведения.
Теория уровней построения движений Н.А. Бернштейна.
Суть теории: в зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Под уровнями понимаются морфологические слои в ЦНС. Каждый уровень имеет свои моторные проявления и каждому уровню соответствует свой класс движений. В организации сложных движений, участвуют, как правило, сразу несколько уровней – тот, на котором строится движение – ведущий уровень. В сознании человека представлены только компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне, работа фоновых уровней, как правило, не осознается. Формально одно и тоже движение может строиться на разных уровнях. Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, задачей движения.
Уровень А – самый низкий и филогенетически самый древний; не имеет самостоятельного значения, но отвечает за важный аспект движения – тонус мышц. На него поступают сигналы, сообщающие о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия. Собственные движения уровня: непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха и др.
Уровень В – уровень синергий. На нем перерабатываются сигналы, сообщающие о взаимном положении и движении различных частей тела. Уровень решает задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. Собственные движения уровня: движения, не требующие учета внешнего пространства, например, мимика, потягивание и др.
Уровень С – уровень пространственного поля, на него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. вся информация о внешнем пространстве. Собственные движения уровня: движения, приспособленные к пространственным свойствам объекта, к их форме, положению, весу и др., например, ходьба, прыжки, акробатика, стрельба и др.
Уровень D – уровень предметных действий, корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами (почти монопольно принадлежит человеку). Собственные движения уровня: орудийные действия, манипуляции с предметами, например, шнуровка ботинок, чистка картошки и др. Характерная особенность движений этого уровня – они сообразуются с логикой предмета; скорее это уже действия, а не движения, поскольку в них не совсем фиксирован двигательный состав движения, а задан лишь конечный предметный результат. Для этого уровня безразличен способ выполнения действий.
Уровень Е – уровень интеллектуальных двигательных актов, таких как речевые движения, письмо и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а вербальным смыслом.

Навыки, умения, привычки
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/poleznye_privychki_dlya_schastya
Навыки универсального действия - это навыки (точнее - тактики, стратегии и навыки), применяемые в широком кругу ситуаций. Навыки универсального действия противопоставляются конкретным поведенческим навыкам.
Примеры навыков, умений и привычек универсального плана
Позитив, умение искать плюсы
Конструктивность, умение и привычка искать решение, а не жаловаться,
Ответственность, умение и привычка спрашивать с себя
Разумность: умение и привычка взвешивать ЗА и ПРОТИВ
Целенаправленность: постановка цели, отслеживание результата

Полезные привычки для счастья
Счастье зависит не всегда только от нас, но некоторые привычки помогут вам чаще быть счастливыми.
Играть в жизнь: иметь цели и их достигать. Напрягаться и расслабляться.
Счастливое тело. Расслабленность, улыбка!
Поддерживать высокий эмоциональный тон: бодрость, живость, активность.
Отдыхать с удовольствием.
Здоровый образ жизни, высыпаться. Правильный вечер.
Жить в позитиве, не опускаться в негатив. Упражнение "Хорошо", "Если бы я любил".
Благодарность жизни, картинки счастья.
Категории: Счастье

Развитие умения жить и действовать целесообразно
Тот, кто научился плавать, будет плавать и в реке, и в бассейне, и в море. Но тот, кто где-то умеет действовать целесообразно, не очевидно, что будет действовать так везде. Человек, грамотно ставящий перед собой свои цели в бизнесе, успешно в своем бизнесе их достигающий, может оказаться в достаточной мере безграмотным и беспомощным во взаимоотношениях с близкими и любимыми людьми.
Умение жить и действовать целесообразно - развивается, и развивается последовательными этапами.
Что касается мужчин, то у них умение действовать целесообразно вырабатывается обычно в следующей последовательности:
предметные цели в бизнесе;
предметные цели в личной жизни;
построение отношений в сфере бизнеса;
построение отношений в личной жизни.
Бизнес - более предметная среда, нежели область отношений, и, возможно, именно поэтому туда охотнее идут мужчины, нежели женщины. С другой стороны, жесткая атмосфера бизнеса быстро вырабатывает привычку действовать целесообразно, (если не вырабатывает - человек из бизнеса автоматически «вываливается») и уже из бизнеса мужчины начинают его переносить в сферу личной жизни: становятся более организованными, дисциплинированными, последовательными во всем. Жизнь учит.
Но это касается только предметной области жизни, потому что в области отношений еще много лет многие мужчины остаются, по сути, детьми. Умение грамотно и последовательно строить отношения приходит не ко всем и не скоро, но если приходит - то снова из мира бизнеса. Отвечая требованиям деловых отношений, мужчины начинают отношения не только ценить, но и осознанно строить, учат себя дружить с людьми «нужными», становятся более актерами, более политиками, более расчетливыми и гибкими в отношениях. Последний «бастион» - это личная жизнь, отношения с друзьями, родителями, женой и детьми: в этой области умение осознанно ставить и последовательно достигать цели мужчинам дается труднее всего.
Женщины, напротив, великолепные бизнесмены именно в личной жизни и именно в сфере отношений: гибкие, артистичные, вовремя беспомощные и чудно привлекательные, они почти всегда достигают своих целей. Чего обычно не хватает - это осознанности и последовательности в достижении своих целей, поэтому их блестящие прорывы нередко чередуются с жуткими провалами и депрессиями. Однако бизнес строит всех, и если женщина в бизнесе не просто крутится, а в бизнес пришла, то первой областью осознанного и последовательного применения навыка целесообразного действования становится построение отношений в сфере бизнеса.
Уверенно можно констатировать только одну закономерность: и для мужчин, и для женщин стартовой площадкой освоения умения жить и действовать целесообразно оказывается бизнес, деловые отношения, а самой трудной вершиной - круг личной жизни, область личных отношений.
Личность более отношение, нежели умения - О.В.Лишин
Сформулируем самый общий и принципиальный вывод из сказанного: личность есть не столько то, что человек умеет и чему обучен, сколько его отношение к миру, к людям, к себе, сумма желаний и целей. Уже поэтому задачу содействия формированию личности нельзя решать аналогично задаче обучения (этим всегда грешила официальная педагогика). Нужен иной путь. См. Для суммарной характеристики личностно-смыслового уровня личности, обратимся к концепции направленности личности. В словаре «Психология» (1990) читаем: «Личность характеризуется направленностью – устойчиво доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека: глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами», по Л.С. Выготскому), обуславливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп (принцип деятельностного опосредования), степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В.Н. Мясищеву), установки (по Д.Н. Узнадзе и др.), диспозиции (по В.А. Ядову). Развитая личность обладает развитым самосознанием...» Из этого определения следует, что:
1. основа личности, ее личностно-смысловое содержание относительно устойчиво и реально определяет сознание и поведение человека;
2. основной канал влияния на это содержание, т.е. собственно воспитание – это, прежде всего, участие личности в совместной деятельности группы, словесные же формы воздействия в принципе неэффективны;
3. одним из свойств развитой личности является понимание, по крайней мере в основных чертах, своего личностно-смыслового содержания. Неразвитая личность или не знает собственного «Я», или не задумывается об этом.
В пункте 1, в сущности, речь идет о выявленной Л.И. Божович внутренней позиционности, свойственной личности по отношению к социальному окружению и отдельным объектам социальной среды. Г.М. Андреева указывает на правомерность идентификации понятия направленности личности с понятием предиспозиции, равнозначном социальной установке. Отмечая связь этих понятий с идеей личностного смысла А.Н. Леонтьева и работами А.Г. Асмолова и М.А. Ковальчука, посвященными социальной установке как личностному смыслу, Г.М. Андреева пишет: «Такая постановка проблемы не исключает понятие социальной установки из русла общей психологии, как впрочем, и понятия «отношение» и «направленность личности». Напротив, все рассмотренные здесь идеи утверждают право на существование понятия «социальная установка» в общей психологии, где оно теперь соседствует с понятием «установка» в том его значении, в котором оно разрабатывалось в школе Д.Н. Узнадзе».
Если суммировать сказанное, то термин воспитание касается, прежде всего, формирования личностно-смыслового содержания, связанного со становлением жизненных целей, ценностных ориентации, симпатий и антипатий. Тем самым, воспитание заведомо отличается от обучения, которое основывается на воздействии в области индивидуально-исполнительского содержания личности. Обучение без опоры на цели, сформированные воспитанием, малоэффективно. Если для целей обучения в некоторых ситуациях приемлемы и принуждение, и соперничество, и словесное внушение, то в процессе воспитания задействованы другие механизмы. Можно заставить ребенка выучить таблицу умножения, но нельзя приказать полюбить математику. Можно вынудить тихо сидеть на уроке, но заставить быть добрым – нереально. Для достижения этих целей нужен иной путь воздействия: включение молодого человека (ребенка, подростка, юноши, девушки) в совместную деятельность референтной для них группы сверстников, руководимой педагогом-воспитателем. Важно помнить: не всякая занятость есть деятельность. Занятость может протекать и на уровне вынужденного действия. В этом случае мотив деятельности не совпадает с ее предметом, как в поговорке: «хоть пень колотить, лишь бы день проводить». Рассмотрим, например, группу учащихся, убирающую школьный двор. Это действие совсем не обязательно является «деятельностью». Оно будет ею, если ребята хотят привести двор в порядок, если они собрались добровольно и спланировали свою акцию, распределили обязанности, организовали работу и продумали систему контроля. В этом случае мотив деятельности – стремление привести двор в порядок – является конечной целью деятельности, и все действия (планирование, организация) приобретают личностный смысл (я хочу и, следовательно, делаю). Не любая группа способна на деятельность, но лишь та, где отношения дружбы и сотрудничества существуют хотя бы минимально.
Второй пример: школьников вызвали к директору и под страхом больших неприятностей приказали заняться уборкой двора. Это уровень действия. Каждый его элемент совершается из-под палки, лишен личностного смысла. Ребята по принуждению берут инструмент и скорее делают вид, чем работают. Школьники заинтересованы в совершении наименьшего количества операций, но при этом хотят избежать наказания. В первом примере у каждого из участников деятельности остается удовлетворение от хорошей работы – так закладывается еще один кирпичик в фундамент личности, охотно принимающей участие в полезном труде. Второй случай не приносит никаких результатов, кроме, пожалуй, скверно убранного двора. Школьники забыли о своем участии прежде, чем, побросав лопаты, грабли и метелки, сбежали домой.

Мы полагаем, что развитие личности подростка под влиянием коллективной деятельности включает следующие этапы.
1. Формирование положительного отношения к акту про-социальной деятельности как к желательному действию и предвосхищение своих положительных эмоций по этому поводу, усиленных групповым отношением и позицией эмоционального лидера – руководителя (педагога).
2. Формирование смысловой установки и личностного смысла на основе этого отношения (самоутверждение положительными поступками и потенциальная готовность к ним как к средству самоутверждения).
3. Становление мотива общественно полезной деятельности в качестве смыслообразующего, способствующего самоутверждению, отвечающего возрастной потребности в социально-актуальной деятельности, выступающего в качестве средства формирования самоуважения через уважение окружающих.
4. Формирование смысловой диспозиции – первой наддеятельностной смысловой структуры, обладающей трансситуативными свойствами, т.е. способностью бескорыстно заботиться о людях (личностное качество), с опорой на общее положительное к ним отношение (человечность). Это, в сущности, и есть жизненная позиция – направленность личности.
5. Формирование смыслового конструкта. В нашем понимании – это осознание своей жизненной позиции среди иных жизненных позиций.
6. «Это понятие, которое использует индивид, чтобы разнести события по категориям и наметить курс поведения. (...) Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями»19. (19 Первый Л., Джон О. Психология личности. М., 2000. С. 384). С построения смыслового конструкта начинается, на наш взгляд, понимание человеком себя как личности. Чаще всего это происходит в старшем подростковом возрасте с переходом в юношеский.
7. Производной этого процесса становится формирование личностных ценностей как основы для выработки принципов поведения и отношений, свойственных личности. Они отражаются в сознании субъекта в форме ценностных ориентации, на основании которых человек выбирает свои жизненные цели и средства, ведущие к их достижению. К этой категории относится и представление о смысле жизни. Процесс становления жизненных позиций и ценностных ориентации личности охарактеризован нами на основании модели, предложенной Д.А. Леонтьевым (рис. 1). Комментируя ее, он пишет: «Как следует из схемы, эмпирически регистрируемые воздействия на сознание и деятельность оказывают только личностные смыслы и смысловые установки конкретной деятельности, которые порождаются как мотивом этой деятельности, так и устойчивыми смысловыми конструктами и диспозициями личности. Мотивы, смысловые конструкты и диспозиции образуют второй иерархический уровень смысловой регуляции. Высший уровень смысловой регуляции образуют ценности, выступающие смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам».
Было бы вполне логично заключить, что в процессе онтогенеза личности первично происходит восходящее становление смысловых структур, начиная с отношения к социальным объектам, потом – формирование смысловых установок (предмотива деятельности) и ее личностного смысла. Далее, на втором иерархическом уровне, возможно становление мотивов, смысловых диспозиций и конструктов, обладающих наддеятельностными, личностными свойствами. Только на этой основе возможно формирование ценностных ориентации. Зрелая личность способна к нисходящему пути формирования поведения: от ценностей – к конструктам и диспозициям, от них – к смыслообразующим мотивам, далее – к смысловым установкам, личностному смыслу конкретной деятельности и связанным с ними отношениям.
В связи со сказанным заметим: старшим, так или иначе соприкасающимся с младшими, необходимо понять, что формирование личности начинается с восприятия ею отношения значимых других. В дальнейшем эти отношения преломляются в готовность действовать соответствующим образом: в социальную установку в ее смысловом варианте (предмотив), и далее – в ощущение личностного смысла предстоящей деятельности, что в конечном итоге и порождает ее мотивы. О влиянии мотива на личность мы уже говорили. Но следует еще раз подчеркнуть, что все начинается с человеческих отношений со стороны тех, кто значим – к тем, кто в этих отношениях нуждается.
К сожалению, далеко не случайно в большинстве общеобразовательных школ учеба не становится для школьников деятельностью, формирующей личность. Это происходит по двум причинам. Во-первых, школьная учеба традиционно построена как занятие принудительное, и смысл его для многих ребят не очевиден. Во-вторых, организация учебы в современной массовой общеобразовательной школе не учитывает психологических особенностей детей школьного возраста. Сказанное относится и к младшим, и к подросткам, и к старшеклассникам. Даже первоклассник в силу этой традиционности уже после первых месяцев, а иногда и недель занятий теряет интерес и начинает воспринимать учебу как скучную необходимость. Ниже мы вернемся к этой проблеме, а сейчас отметим, что в современных условиях при традиционной организации учебного процесса учеба не представляет собой психологической опоры для процесса воспитательного, поэтому в целях формирования личности возникает необходимость организации иной деятельности.
Каковы же эти цели?
Следуя логике данной работы, опираться надо не на конкретные черты личности и даже не на отношения, которые надлежит ей выработать «в идеале», а на немногие, но решающие смысловые ориентации и соотношения мотивов, а все прочее человек, исходя из этих ориентации, выработает сам. Иными словами, речь идет о направленности личности.

Правила приучения
Правила приучения основываются на знании условий формирования привычки. Не важно, приучаете вы себя или кого-то другого, не важно, вы приучаете к дисциплине или улыбаться, основные правила успешного приучения следующие: образец или четкая инструкция, смысл или неотвратимость, легкое начало, позитивный фон, экологичная система подкреплений, методичность.
Как приучать себя
Будьте методичны, сделайте напоминалки, чтобы не забывать делать то, что решили.
Помните о своих успехах, не заморачивайтесь неудачами.
Не относитесь слишком серьезно, слишком строго и слишком требовательно: начинайте с малого, радуйтесь успехам, нагружайте себя постепенно.
Продумайте не только систему веселых штрафов, но и вкусных пряников.

Если вы приучаете, а результатов ноль, проследите следующие пункты: Образец или четкая инструкция, Смысл, Неотвратимость, Легкое начало, Позитивный фон, Методичность и Система подкреплений.
Как приучать детей и взрослых
Если вы приучаете, а результатов ноль, проследите следующие пункты.
Образец или четкая инструкция. Чтобы хорошо повторить, нужно вначале понять (или увидеть), что собственно требуется.
Смысл. Объясните смысл, кому и зачем это нужно. Совсем малышу подойдут ссылки: "Посмотри, это делают все!", взрослым людям важно показать смысл для дела или для него лично.
Неотвратимость. Четкие энергичные команды, невозможность увильнуть.
Легкое начало. Не грузите сразу трудным, помогите случиться нескольким успехам и победам, далее грузите постепенно.
Позитивный фон. Создавайте позитивный фон: у человека рядом с вами и в этом деле должно быть ощущение успеха.
Методичность. Будьте методичны - доводите приучение до конца. Последовательность и методичность дают больше, чем быстроиссякающие энергия и напор. Возможно, методичности поможет создание управляющей ситуации.
Система подкреплений. Система подкреплений - полезна, но должна быть понятна и не обидна.

Методы личной самоорганизации

Чтобы быть целеустремленным человеком, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Однако воля развивается в спорте под началом хорошего тренера и в армии под командами безжалостного сержанта, а такая методика подходит не всем. Есть другой путь, более гибкий и позитивный, когда без борьбы с собой и волевой челюсти вы получите все те же результаты в тот же срок - это путь умной самоорганизации.
Методы личной самоорганизации для достижения целей удобно скомпоновать в три блока: блок "Позитив", блок "Организация жизни (выстраивание ситуации)" и Негативный блок.
Позитив
Можно себя заставлять, а можно заинтересовывать, вызывать у себя желание. Это немного сложнее и хлопотнее, чем давить на себя, но результаты гораздо привлекательнее. Методы, которые помогают легко начать новое дело:
Мечта перед глазами
Легкое начало, посильные этапы
Накопление позитивного опыта
Внешняя поддержка, делать вместе
Мой шаг в борьбе с прокрастинацией
Организация жизни, выстраивание ситуации
Хорошо, вы начали делать то, что вы хотели, - дальше нужно, чтобы работалось бодро и долго. Тут вам поможет организация жизни: это не кнут и не пряник, не подкуп и не принуждение, а такая естественная организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит само собой. Вот, например, стены у вас в квартире: строго говоря, именно они управляют направлением вашего движения, когда вы идете из прихожей на кухню или в спальню. Но при этом сказать, что они «заставляют» вас идти определенным маршрутом… - нет, стены не принуждают. Они просто стоят так, как они стоят, а вы идете тем маршрутом, который выстроили стены. Это и есть - организация жизни. Несколько эффективных методов:
Что написано пером, не вырубишь топором
Интенсив как образ жизни
Сделать привычкой
Тайм-менеджмент: план и распорядок дел
Учить другого
Негатив
Негатив тоже прекрасно работает и когда-то бывает просто незаменим, просто он, бывает, увлекает, и тогда из удобного инструмента превращается в опасного монстра, живущего уже собственной жизнью и подчиняющего нас своим желаниям.
Негативная самомотивация
Негативная самомотивация - один из методов личной самоорганизации для достижения целей. Это давление на себя, заставление себя, использование состояния внутреннего "Плохо" и любого другого наказание себя для того, чтобы начать двигаться.
Известный телеведущий Александр Гордон в нашей личной с ним беседе сказал, что он не хотел бы быть довольным и счастливым, поскольку в этом случае начинает страдать его творчество. "Когда у меня все хорошо, ничего толкового и сильного я создать не могу". Он это проверял, это его правда и его выбор.
Негативная самомотивация прекрасно работает и когда-то бывает просто незаменима. Она не всегда приятна, но с нею люди бодры и не закисают. Негативная мотивация обычно действует сильнее, чем позитивная, но она же - опаснее. Бывает, что она незаметно из удобного инструмента превращается в опасного монстра, живущего уже собственной жизнью и подчиняющего нас своим желаниям.
Негативная мотивация не всегда приятна, но с нею люди бодры и не закисают.
Острый ножик - вещь в доме необходимая. Но детям лучше давать другие игрушки.
Невыполнение обязательства (особенно данного группе, с оговоркой жестокого наказания) чревато сильным эмоциональным/психологическим ударом, после чего у кого-то может пропасть желание вообще что-то делать, а кто-то свалится в депрессию Привыкнув подстегивать себя негативной мотивацией, кто-то может двигаться по жизни бодро и энергично, но чем глубже в человека входит привычка себя напрягать и подстегивать ощущением "плохо" и недовольством - собой или обстоятельствами, тем быстрее человек теряет собственную внутреннюю энергетику, подтачивает свое душевное здоровье, лишает себя способности жить в состоянии радости, счастья и гармонии. Он оказывается перед диллемой: или состояние внутреннего Хорошо, или движение вперед...
Используя при необходимости методы негативной самомотивации, как ориентир следует держать перед глазами освоение методов позитивной самомотивации и научиться себя организовывать. Тот, кто приучил себя к самоорганизации, в самомотивации перестает нуждаться в принципе.
Итак, относительно безопасные и часто полезные методы негативной самомотивации.
Страшилка перед глазами. Позитив работает лучше, если время от времени оттенять его контрастным негативом. Написали Максимум жизни - напишите и Анти-максимум, где ярко и подробно разрисуйте, в какой заднице вы окажетесь, если будете регулярно заниматься той фигней, к которой вас тоже иногда тянет
Соревнование и вызов: слабо? Мы не любим проигрывать, нас можно задеть на «слабо»: ну и славно, это можно использовать.
Объявить об обязательствах. Принять решение, бывает, непросто. Взять перед собой обязательства, вытекающие из этого решения - сильный шаг. А чтобы не было дороги назад, о своих новых обязательствах стоит значимым окружающим торжественно объявить, после чего на кон ставится ваше репутация и самоуважение.
Поставить себя на деньги. Все то же самое, что и объявление об обязательствах, но указывается конкретная сумма за неисполнение.
Принцип аутокомпенсации. Наказывать себя можно и по-другому, более мягко и конструктивно, компенсируя ущерб, нанесенный невыполнением обязательств. В данном случае - компенсируя себе ущерб, нанесенный себе же невыполнением собственных обязательств.

Внимание! Самомотивация и самоорганизация - вещи полезные и хорошие. Но если раз за разом мотивировать или организовать себя на работу с помощью этих методов не получается - не нужно тратить время и искать новые методы. Нужно просто делать. Как метафора: если вам нечего есть и вы идете в магазин, а на улице светит солнышко - это приятно и здорово. Но если за окном дождик, а идти надо - то вы, невзирая на дождик, все равно в магазин пойдете. Да? Тогда вперед!

Требовательность
Требовательность - высокий уровень требований. Чаще имеют в виду требовательность не к условиям жизни, а к людям.
Требовательность к людям - высокий уровень требований к тому, как ведут себя и проявляют себя люди, к качеству поведению людей. Требовательный к окружающим ожидает качественных проявлений от окружающих - высокого уровня профессионализма, инициативы, ответственности, культуры, он всегда требует (или ищет возможность потребовать), чтобы все было лучше, больше и качественнее. Требовательный к себе ожидает (требует) этого в первую очередь от себя.
Не требовательный человек - не обращает внимание на то, насколько качественно проявляют себя окружающие, он то ли к этому невнимателен, то ли боится (не решается) сказать о своих требованиях.
Требовательность - один из показателей развития личности.
Уместность требовательности
Требовательность нужна только там, где есть потенциальная возможность что-то с помощью требовательности изменить. Если перед вами личность, которая вам не интересна (бомж на улице, случайный человек на улице) требовательность будет неуместна - зачем на нее тратить силы?
Чем более перспективный и талантливый перед вами человек - тем выше уровень требований. Если сотрудник бестолковый и бесперспективный - особенно требовать с него что-то - тратить собственное время в пустую. Тогда лучше не требовать вообще, а сотруднику искать замену.
Требовательность - в ключевых моментах. Требуйте по полной программе, но только действительно в принципиальных моментах. Там, где вопросы не принципиальны - требовательность может стать излишней мерой. Например, есть требование сдавать отчеты в срок. А форма отчета, допустим, вам не принципиальна. Тогда требуйте отчеты в срок, а к оформлению относитесь лояльно.
Требовательность и терпимость
В традиционной модели семейных отношений требовательность - это сторона отцовской любви, так же как безусловное принятие, терпимость и поддержка - сторона любви материнской.
Если в семье только требовательность и жесткость, только дисциплина и обязанности, нет теплоты и нельзя прижаться - маленький человечек может и сломаться. Если в семье только расслабляющая теплота, только мягкое заинтересовывание, отсутствует «надо» и напряжение преодоления - то как подготовить ребенка к тому, что жизнь - это еще работа, это много дел, которые делать надо обязательно, и без дисциплины, в том числе самодисциплины, в жизни ничего не добьешься?
Требовательность к себе и другим
Требовательность к себе - один из признаков Элиты. Требовательность к себе подразумевает постоянную работу по расширению жизненного кругозора и обогащению новыми полезными знаниями.
Требовательность и любовь
Человек в кривой любви много ждет от предмета обожания и мало требует с себя. Человек в правильной любви предъявляет требования в первую очередь к себе, а не к любимому.
Грамотная требовательность
Кричать и требовать: «Немедленно! Срочно! Вы обязаны!» - это не требовательность, а скандал. Грамотная требовательность вдумчива, включает посильность, подробный инструктаж, поддержку и стабильность..
Посильность. Требовать можно только то, с чем человек справится. Обычные в семье требования «Думать надо!» «Следи за собой!» - есть вредные пустышки и конфликтогены, скорее обвинения, прикрытые «требовательностью». Если человек пока не умеет должным образом думать и следить за собой, это нужно не требовать, а учить человека этому: предусмотрительности (об этом в крике "Думать надо!"?) и тому, к чему был призыв «Следи за собой!» (а действительно, это о чем? неясно). Создавать для этого условия, подавать пример и так далее.
Подробный инструктаж. Требовать можно только то, по поводу чего человек хорошо представляет, как и что нужно делать. Требовательность к сотруднику начинается с подробного его инструктирования. Требования лучше всего зафиксировать письменно и очень полезно повесить на видное место (особенно это важно при воспитании детей).
Поддержка. Требовательность идет лучше тогда, когда в трудных моментах «смазывается» поддержкой. Как метафора: Мы вместе против неправильного поведения. А не я против тебя с твоим поведением.
Стабильность. Если требовательность объявили, она должна продолжаться без сбоев. А если требовательность сменяется нетребовательностью (или одно требование сменяется другим, третьим, пятым), день так - день эдак, возникает бытовая шизофрения и поиск возможности улизнуть из-под требовательности. Впрочем, при правильной политике обучения сотрудник (или другой обучаемый) через некоторое время уже перестает нуждаться в каком-либо внешнем контроле и переходит на самоконтроль.
Готовность применить силу. Если проверяют на прочность вас и вашу требовательность будьте готовы применить силу: дать жесткий отпор, провести неприятный разговор, наказать за невыполнение требований. При это требовательная сила - не истерична. Требовательная сила - спокойна и рассчетлива и прикадывается в нужный момент, и в нужных направлениях, осознано и рассчетливо, не выходит из-под контроля и может быть снята при первых же признаках улучшения ситуации.
Требовательность руководителя
Требовательность руководителя - это внимание к качеству и готовность применить силу.
Требовательность и сила личности
Сильные и развивающиеся люди требовательности ищут и к требовательности относятся с благодарностью: когда есть высокие предъявляемые требования - это всегда планка для развития, есть куда тянуться, есть куда расти, есть перспектива и образцы. Если такому человеку предъявлять требования заниженные или неадекватные его уровню требования (работать и не высовываться, делать по шаблону и не включать голову или не предъявлять требования вообще - он рядом с вами надолго не задержится. Сильному человеку - сильные требования. Сильные - значит требования ответственности и свободы, навыка думать своей головой, стремления развивать себя и людей рядом. Низкие, слабые требования - сидеть и не высовываться, делать, только что сказано, выполнять, что положено.
Пример разговора сильного сотрудника, с начальником, который привык мало требовать:
- Я работаю у вас уже год, вы меня знаете с лучшей стороны, мои последние проекты были удачными. У меня есть идея, которая на мой взгляд, может стать выгодной для нас. Я хочу открыть новый проект, для меня бы это была бы возможность развития и фирмы, и меня. Бизнес-план готов предоставить.
- Это твое дело, но если не справишься - или все финансовые проблемы ты берешь на себя или я тебя увольняю.
- Но проект интересен и фирме в целом и вам, как ее главе, предлагаю разделить риски.
- Мне интересно только чтобы ты сидел и делал, что я сказал. А проекты новые мне не нужны.
Слабый ищет возможности от требований слинять: «А почему со всех не спросили - а с меня спросили??», или установить для себя уровень требовательности минимальный: тупо делать, что сказано и не лезть, куда не. Ему чем тише, чем меньше нужно высовываться и проявлять себя, чем пассивнее нужно быть - тем лучше. Такие люди хорошо приживаются там, где есть требования не думать своей головой, тупо выполнять распоряжения.

Как формулировать правила о конфликтогенах на форуме
Конфликтоген - коммуникативный укол или удар. Конфликтоген - формулировка или оборот, сообщение или его часть, которое:
задевает собеседника. Если никого на форуме по факту не задевает - не конфликтоген.
обычно задевает людей в подобных ситуациях (например, демонстрация неуважения). У людей разная норма обидчивости. Если это задевает человек вследствие повышенной нормы обидчивости, это проблема обидчивого. Норму обидчивости определяет модератор.
Типовые конфликтогены:
неаргументированное обвинение
неаргументированный негатив, носящий характер не мнения,

Организация жизненного опыта школьников путём планомерного и регулярного выполнения определённых поступков и действий, позволяющая закалить их волю, сформировать положительные привычки и навыки поведения, называются упражнением.

Упражнения - неотъемлемая часть методики нравственного воспитания. Это основной путь формирования твёрдых навыков и привычек. Многократное сознательное выполнение установленного правила вырабатывает привычку - способность к определённому в данных условиях поступку, формирует правильное поведение ученика.Хочется подчеркнуть, что для выработки привычки необходимо именно сознательное выполнение действий. Школьник должен хорошо понимать, почему нужно поступать так, а не иначе. Но и этого мало.

Неуклонная требовательность и контроль за выполнением правил со стороны педагога должны сочетаться с такой же требовательностью остальных преподавателей и родителей.

Если мы хотим добиться, чтобы каждое занятие начиналось с чёткой сдачи рапорта, нужно приучать к этому не только на уроке, но и на дополнительных кружках и спортивных секциях, не зависимо от того кто его проводит - учитель или инструктор. Дело в том, что каждая поблажка в лени и установленного на занятии порядка не только тормозит движение воспитанника вперёд, но и способствует формированию отрицательных черт характера.

Воспитание одной привычки облегчает в дальнейшем формирование других, родственных ей привычек.

Успеха в формировании привычки можно добиться лишь при систематичности упражнений. Стоит педагогу несколько раз разрешить нарушить установленное правило. И многомесячная работа идёт на смарку. Причём второй раз выработать привычку будет значительно труднее.

Формирование новых привычек нередко задерживается наличием отрицательных привычек поведения. Например, ежедневная привычка по несколько часов играть в футбол мешает соблюдать режим дня, тормозит развитие интереса к учебным предметам и другим видам деятельности, в частности к необходимым для детского возраста занятиям общей физической подготовкой. Для искоренения отрицательной привычки надо прежде всего устранить причины её появления. Так, ежедневные игры в футбол, чаще всего результат отсутствия или несоблюдения режима дня, неумение правильно организовать свой досуг, иногда и отсутствие условий для занятий гимнастикой, плаванием, баскетболом и т.д. Значит, чтобы ребёнок более рационально проводил свободное время, надо ему помочь разработать режим дня, индивидуальный план тренировок и контролировать его соблюдение, создать условия для гармоничного физического и морального развития детского организма.

Особенно ценно упражнение тогда, когда воспитывающая позиция учителя скрыта. Воспитывают как бы не педагог, а умело используемые им обстоятельства жизни школьников или специально создаваемая ситуация.

Ребёнок проходит большую школу жизни в семье, во дворе дома, где он живёт, в классе. Окружающие условия самым непосредственным образом влияют на воспитание мальчика и девочки, но не все при этом выработанные привычки одинаково ценны. И долг учителя - создать на уроке такую обстановку, которая содействует воспитанию полезных привычек. Лучшее средство для этого - правильно поставленное обучение. На неинтересном уроке, где ученики не заняты учением, где не работают на их сознание, на их мышцы, часто нарушается дисциплина.

Воспитанию положительных привычек в поведении школьников способствует их максимальная загруженность на уроке. При этом имеется в виду и непосредственное выполнение физических упражнений, и активизация мыслительной деятельности школьников. Надо добиваться, чтобы ученики из отделения, занимающегося на перекладине. Не просто ожидали своей очереди, сидя на гимнастической скамейке, а внимательно следили за товарищами, выполняющими упражнения. В любой момент каждый из них должен суметь ответить на вопросы учителя: какие ошибки были допущены при выполнении учеником конкретного задания? В чём их причина? Что надо сделать, чтобы сделать упражнение без ошибки? Ни одну из драгоценных минут урока нельзя расходовать без пользы. Высокая умственная и физическая нагрузка не даёт возможности отвлекаться, нарушать дисциплину, вырабатывает привычку серьёзно относиться к учёбе.

Чтобы успешнее использовать возможности, которые создаются в процессе занятиями физическими упражнениями для нравственного воспитания школьников, учителю следует заранее продумать организацию воспитательной работы на уроке и во всём курсе обучения, а затем настойчиво осуществлять намеченное. Следует добиваться формирования характера школьников путём организации деятельности учащегося, путём загрузки каждого школьника полезным, интересным и нужным делом.

Упражнение - основной метод воспитания навыков и привычек дисциплинированного поведения, трудолюбия, настойчивости, упорства, смелости и других волевых черт характера. Воспитывать волевые качества особенно важно, потому что эти качества - одни из самых существенных сторон личности человека. Как бы хорошо не был развит спортсмен физически, если он слаб духом. Он ничего не добьётся ни в спорте, ни в жизни. И напротив, бесперспективный на первый взгляд юноша может достигнуть высоких результатов благодаря сильному характеру.

Упражнение - основной метод воспитания дисциплинированности. Здесь учителю важно знать основные пути предупреждения нарушения дисциплины, хотя не все они относятся к методу воспитания упражнением.

Высокая требовательность педагога.

К сожалению многие учителя физической культуры пренебрегают мелочами, надеясь, что ребята их дружеское отношение и не будут нарушать порядок. Это серьёзная ошибка. Если на уроке много дисциплинарных проступков, это значит, что раньше педагог не предъявлял требовательности к этим мелочам: нарушение спортивной формы, опоздание на урок, невыполнение команд. Нельзя допускать пререканий школьников с учителем, повторять по несколько раз свои распоряжения.

Неуклонная требовательность, отсутствие пререканий, стремление добиться каждого своего указания, просьбы, обязательная постановка разумных требований при глубоком доверии и уважении к ребятам - вот в чём залог успеха.

Отсутствие грубости и назидательности в речи. Грубость учителя возмущает ребят, подрывает его авторитет, даёт повод к серьёзным нарушениям дисциплины.

Прекрасно понимая, что нудное чтение нотаций не может предупредить нарушение дисциплины, исправить поведение школьника, отдельные учителя всё же нередко злоупотребляют многословием.

Нравоучение, особенно во время урока, когда школьники жаждут движения, накаляют обстановку, провоцируют шалость, грубые выходки занимающихся.

Начало урока сразу после звонка, высокая плотность занятий. Великий русский педагог К.А.Ушинский неоднократно отмечал, что безделье на уроке, минуты, когда школьники не заняты делом, наносят большой урон нравственному воспитанию, чем умственному.

Класс должен работать от звонка до звонка, как часовой механизм, иначе уроки будут способствовать формированию таких черт характера, как разгильдяйство, лень, а школьники любое распоряжение будут выполнять после долгих пререканий с учителем.

С увлечением, бодро, энергично вести урок. Энтузиазм заразителен. Увлечённость работой предотвращает нарушение дисциплины. Излишняя же строгость, сердитое лицо учителя вызывают внутреннее сопротивление школьников.

Заботиться в первую очередь о классе в целом, прежде чем оказать помощь одному ученику, обеспечить активную работу всего класса.

Всегда помнить, что школьники очень чутко относятся к оценке их учебного труда. По тому, как учитель оценивает их работу, ребята судят о его принципиальности и справедливости.

Легкомысленное отношение к выставлению оценок (например, вызов сразу шести человек для выполнения вольных упражнений на оценку, когда. Практически, невозможно заметить ошибки каждого ученика) подрывает авторитет учителя, провоцирует нарушение дисциплины. Рассмотренные приёмы предупреждения недисциплинированности облегчают работу учителя. Однако никогда не следует забывать, что высокая культура учителя, его благородные душевные качества оказывают неисгладимое влияние на сознание и поведение учащихся, являются активнейшим стимулятором сознательной дисциплины школьников.

В ходе занятий физическими упражнениями школьники постоянно преодолевают внешние и внутренние трудности. Практическая работа по преодолению препятствий на уроке физической культуры, в секционном занятии является действенным средством воспитания не только дисциплины, но и воли. Приучать школьников к смелым поступкам, мужественному поведению, упорству и выдержке необходимо на каждом занятии.

В зависимости от материала урока учитель применяет те или иные специальные упражнения для воспитания у учащихся волевых черт характера. На занятиях по гимнастике это опорные прыжки, соскоки с брусьев и перекладины, упражнения на кольцах.

Прекрасно воспитываются воля и мужество спортсмена в процессе занятий лыжным спортом. Лыжные гонки на разные дистанции требуют умения преодолевать усталость. В борьбе с усталостью закаляется воля. Спуски со склонов разной крутизны и особенно скоростные спуски по склонам - прекрасное средство воспитания у ребят решительности, смелости, мужества.

Для воспитания волевых черт характера полезны и легкоатлетические виды спорта.

Большие возможности для воспитания у спортсменов целеустремлённости, настойчивости, решительности, смелости, дисциплинированности заключены в подвижных играх и спортивных играх. Любая спортивная игра требует высокой дисциплины участников, умения подчинять свои интересы и желания интересам коллектива. Игрой нужно руководить. Игра, пущенная на самотёк, может содействовать проявлению высокомерия и эгоизма.

Уроки физической культуры способствуют формированию у школьников навыков культурного поведения. На уроках и внеклассных занятиях по физической культуре создаются возможности и для воспитания гигиенических привычек, привычки заботится об окружающих, считаться с ними, привычки быть опрятным и подтянутым.

Таким образом, в процессе занятий различными видами спорта формируются привычки волевого поведения, воспитываются волевые качества. Но нам не безразлична направленность волевых качеств школьника - спортсмена.

Трудно измерить вред, наносимый личности и обществу неправильной постановкой физического воспитания, когда в жизнь входит здоровый, сильный, волевой, но общественно пассивный человек. Главным мотивом деятельности наших спортсменов всегда должно быть чувство общественного долга.

воспитание школьник нравственный



Похожие статьи