Что такое вынос плащаницы. Плащаница Иисуса Христа: Великая вечеря, вынос плащаницы

30.09.2019

(Господская плащаница ), а плащаница с изображением Богородицы - в богослужении Успения ().


- Плащаница Христа

002 - Господская плащаница

004 - Плащаница Иисуса

005 - Плащаница Господня

006 - Плащаница Пресвятой Богородицы

003 - Плащаница Христова

007 - Плащаница Богородицы

008 - Богородичная плащаница

009 - Плащаница Божьей Матери

010 - Плащаница Иисуса Христа

011 - Плащаница Пресвятой Богородицы

012 - Плащаница "Успение Пресвятой Богородицы"

013 - Плащаница Спасителя

014 - Плащаница Господня

015 - Плащаница Господская

016 - Плащаница Пресвятой Богородицы

017 - Богородичная плащаница

ГОСПОДСКАЯ ПЛАЩАНИЦА - ПЛАЩАНИЦА ИИСУСА ХРИСТА - ПЛАЩАНИЦА СПАСИТЕЛЯ

Первоначально в поздневизантийский период (начиная с 14 в.) в богослужении Великой субботы использовался сравнительно небольшой литургический покров - «воздух», который в ходе предпасхальной службы не имел самостоятельной функции (им покрывали Евангелие в процессе «входа с Евангелие» на утрене). Однако со временем его роль в богослужении Страстной седмицы существенно увеличилась, и он превратился в самостоятельный богослужебный предмет. Появились специальные воздухи для богослужения Великой субботы. Термин «плащаница » в этом контексте стал применяться в русских богослужебных книгах с конца 16 в. Обряды, связанные с плащаницей постепенно развивались. В соответствии с Уставом Русской православной церкви святая плащаница выносилась из алтаря на утрене Великой субботы, но постепенно действия, связанные со святой плащаницей усложнялись, что объясняется влиянием восточных православных церквей на практику священнодействия русской православной церкви. В связи с этим святая плащаница стала играть ту же роль, какую в других случаях играет икона того или другого праздника. Господскую плащаницу (плащаницу Иисуса Христа ) стали выносить из алтаря не в конце утрени Великой субботы, а ранее, и ее стали размещать посреди храма или перед царскими вратами для поклонения и целования. Еще в 19 в. в России существовали разные практики выноса святой плащаницы . В некоторых случаях вынос и возложение плащаницы спасителя на символический «гроб Господен» совершался вне богослужения, перед вечерней Великой пятницы. Однако в конце концов возобладала практика выноса в конце вечерни, во время пения последней «стиховной» стихиры или тропарей «Благообразный Иосиф…». Как бы повторяя обряд помазания тела мертвого Иисуса Христа благовониями, иногда плащаницу Иисуса Христа помазывают ароматическими маслами. Перед святой плащаницей Иисуса Христа совершается молебен и поклонение верующих с целованиями ран, изображенного на святой плащанице тела мертвого Иисуса Христа . Перед плащаницей спасителя совершается пение или чтение надгробных похвал на утрене Великой субботы. Сначала во время пения Великого славословия священнослужителями совершается каждение плащаницы Иисуса Христа , затем начинается крестный ход. Плащаницу Иисуса Христа поднимают и обносят вокруг храма, а затем ее подносят к царским вратам и возвращают на ее прежнее место посреди храма, где она остается до позднего вечера Великой субботы. Во время полунощницы перед пасхальной заутреней плащаницу Христа уносят в алтарь, где полагают ее на престол. Здесь она остается до отдания Пасхи.
При изготовлении святой плащаницы Иисуса Христа обычно полностью или частично следуют иконографии «Положения во гроб ». Эта иконография включает в себя изображение гроба с телом Христа , и расположенные рядом фигуры Пресвятой Богородицы , Иоанна Богослова, тайных учеников Христа - Иосифа Аримафейского и Никодима, а также жен-мироносиц.

БОГОРОДИЧНАЯ ПЛАЩАНИЦА - ПЛАЩАНИЦА БОГОРОДИЦЫ

Плащаницы с изображением Пресвятой Богородицы появляются позже плащаниц с изображением Иисуса Христа . Однако уже в Чиновнике Московского Успенского собора (1630-е годы) говорится, что во время празднования Успения на вечернюю службу выносили икону Праздника и возлагали ее на аналой, а на престол полагали покров и плащаницу Богородицы с жемчугами. Сохранилась шитая пелена XV века с изображением Успения Богоматери из Кирилло-Белозерского монастыря, которая подвешивалась к чтимой иконе Успения Божией Матери в местном ряду иконостаса. Однако массовое появление в храмах Богородичных плащаниц относится лишь к 19 в. Во время богослужения на праздник Успения Божией Матери священнослужители облачаются в голубые одежды. Во время праздничного богослужения совершается торжественное всенощное бдение с литией. На утрене следующего дня - в самый день Успения Пресвятой Богородицы - совершается Божественная Литургия. На третий день совершается чин погребения плащаницы Богородицы . Подобно утрени Великой Субботы перед погребением плащаницы Пресвятой Богородицы читаются “похвалы”, посвященные Богородице и Ее Успению . Под пение тропарей из алтаря через Царские врата на середину храма выносится икона Успения или плащаница Богородицы , при этом икона полагается на аналое, а плащаница Богородицы на гробницу, при этом совершается каждение плащаницы Богородицы , всего храма и богомольцев. Затем все прикладываются к иконе или плащанице Богородицы и священнослужитель совершает чин помазания освященным елеем. Перед великим славословием «Слава, и ныне и..» отворяются Царские врата и священнослужители выходят на середину храма к плащанице. После великого славословия при пении «Святый Боже» духовенство поднимает плащаницу , и плащаницу торжественно обносят вокруг храма, совршая крестный ход, во время которого поется тропарь праздника и совершается трезвон. По окончании крестного хода плащаница занимает свое прежнее место посреди храма. Далее совершается ектений и дальнейшее следование утрени.
Песнопения праздника носят радостный характер, подчеркивается подлинное ликование победы над смертью, нет скорби по поводу Успения Богоматери .
На богородичной плащанице обычно изображается только тело усопшей Богоматери . В оформлении плащаниц Успения , как правило, преобладает голубой цвет, являющийся в русской традиции «богородичным» цветом.

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА

Туринская плащаница является христианской реликвией, и представляет собой четырехметровое льняное полотно шириной около метра, в которое Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти завернул его тайный ученик Иосиф из Арифамеи. В настоящее время эта плащаница хранится в г. Турине в соборе св. Иоанна Крестителя.
О плащанице Иисуса Христа повествуют все четыре канонических Евангелия, однако история Туринской плащаницы очень запутана. Сначала она хранилась в Иерусалиме у учеников Христа, затем она попала в Константинополь, и после разгрома Константинополя крестоносцами она исчезла, и затем вновь появлилась в Италии у родственников казненного магистра Ордена тамплиеров.
Если развернуть Туринскую плащаницу , то на ней можно видеть два отпечатка обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг другу - голова к голове. На одной половине Туринской плащаницы отпечатался образ мужчина со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине отпечатался образ того же тела со спины, что говорит о том, что тело покоилось на одной половине Туринской плащаницы , а другой половиной оно было покрыто сверху. На Туринской плащанице видны следы крови, вытекшей из многочисленных ран. Туринская плащаница хранит следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку – след от копья.
Некоторые исследователи полагают, что Туринская плащаница несет на себе следы Воскресения Христова. По результатам судебно-медицинской экспертизы Туринской плащаницы , на теле умершего остались доказательства прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения палкой и бичами, а также от копья Лонгина, пронзившего, по мнению специалистов, плевру, легкое и сердце. Помимо этого, имеются следы от излияния крови в момент снятия с креста и положения тела на Туринскую плащаницу . Итак, на Туринской плащанице чудесным образом запечатлелись следы телесных страданий Христа . Как свидетельствует Туринская плащаница , Христа бичевали два воина разного роста. После бичевания на Иисуса Христа возложили тяжелый крест и приказали нести его на место распятия - Голгофу. На Туринской плащанице запечатлелись следы от тяжелого бруса креста на правом плече Христа . Во время своего крестного хода измученный истязаниями Христос неоднократно падал под тяжестью своей ноши и получал дополнительные ранения, следы от которых также запечатлелись на ткани Святой плащаницы . По мнению экспертов тело Христа покинуло Святую плащаницу не развернув ее. Иисус Христос вышел из Святой плащаницы так же, как он проходил сквозь стены. Таким образом, проведенные исследования показывают, что Туринская плащаница является доказательством факта Воскресения Христа .

В деталях о самой скорбной службе в году – протоиерей Сергей Ющик .

– Отче, в каждом храме имеется Плащаница? Что она из себя представляет? Что символизирует?

– Плащаницей мы называем икону Спасителя, на которой изображен Иисус Христос, тело Которого подготовлено к погребению. В книгах Церковного Устава мы читаем, что износится в храме Плащаница или, если таковой нет, икона Иисуса Христа, и эта Литургическая святыня является главной на богослужении Великой Пятницы.

– Все Плащаницы разные, почему? С чем это связано?

– Действительно. Если мы посмотрим на Плащаницы в храмах XVIII–XIX вв., то увидим, насколько они разнообразны. В каждой выражены ментальные особенности определенной общины, поскольку Плащаница в древности являлась своеобразным творением искусства. Столько туда вложено труда и кропотливых стараний! И современные изображения Плащаницы стараются наследовать традиции древности. Поэтому такая особенная икона Иисуса Христа всегда масштабна и приукрашена узорами и вышивкой. И почти каждый храм имеет Плащаницу.

Одна из особенностей богослужения в Великую Субботу – все молитвы и ектении провозглашаются не перед Царскими Вратами, а именно перед Плащаницей. Она занимает центральное место в богослужении этих святых дней.

– Плащаница – это свидетельство главного чуда –воскресения Христова?

– Плащаница – это Литургическая возможность не просто вспоминать об Иисусе Христе, а стать непосредственными участниками погребения и свидетелями воскресения Иисуса Христа.

Прп. Симеон Новый Богослов ровно 1000 лет назад в проповеди заметил, что в песнопении «Воскресение Христово видевше», которое мы поем на воскресных богослужениях и неоднократно за Пасхальным богослужением, акцентируется внимание на «видевше», не слышавши, не перескаживши, а видевши. Т. е. каждый православный христианин во время богослужения является непосредственным участником и свидетелем.

– Когда традиционно проходят службы изнесения и погребения Плащаницы?

– За вечерним богослужением Великой субботы. Маленькое уточнение: сутки государственные начинаются в 00 часов 00 минут, а богослужебный день – вечером. Поэтому в пятницу после обеда совершают вечерню Великой Субботы. И именно на этом богослужении торжественно износится на середину храма Плащаница для поклонения верующим. Сразу читается Повечерие с каноном на Плач Богородицы, который является своеобразным шедевром поэтического воспевания скорби каждого человека о величайшей трагедии человечества – смерти. И эта скорбь заложена в уста Богородицы, которая провожает Своего Сына для положения во гроб.

Далее Плащаница используется также еще в одном богослужении, которое называется утреня Великой субботы – воспоминание непосредственно не просто снятия с креста Спасителя, а именно самого погребения. Поскольку это богослужение завершается крестным ходом, который прообразует то маленькое шествие Никодима и прав. Иосифа Аримафейского с женами-мироносицами для возложения тела Спасителя в новом гробе возле подножия у Гефсиманской горы.

– Т. е. мы как бы заново переживаем все те исторические события?

– Мы говорим всегда о Голгофской жертве как о вневременном событии, которое хоть и происходило в истории, не имеет для человечества исторических и географических рамок, потому что Христос распялся для всех и воскрес для всех. Поэтому каждый из нас этим богослужением словно погружается в саму суть происходящих событий потому, что они сакраментальны и человек должен поверить в победу Христа над смертью и воскресение человечества. Апостол Павел называет Христа первенцем, первым их тех, кто воскресает.

– В котором часу проходят эти службы? Время определено Церковью?

– Традиционно Устав предписывает нам временные рамки совершения этих богослужений – в пятницу после обеда, по традиции с 14.00. За вечерним богослужением износится Плащаница для поклонения верующим. И ближе к вечеру или в некоторых храмах ночью с пятницы на субботу совершается богослужение погребения Плащаницы.

– Великая Пятница – день особого поста…

– Да, в пятницу православные придерживаются строгого поста: вкушается пища без подсолнечного масла. Также в этот день не положено принимать еду, пока не приложитесь к Плащанице Спасителя.

– Чем и когда заканчиваются эти скорбные службы?

– Плащаница лежит до начала Пасхального богослужения, которое начинается непосредственно Полуночницей и служится перед Пасхальным Крестным ходом. Во время пения 9-й песни канона, когда звучат слова: «Восстану бо и прославлюся» – духовенство поднимает Плащаницу и торжественно заносит Ее в алтарь. После этого в алтаре начинается пение: «Воскресение Христово видевше, Ангелы поют на небеси…»

– Любой ли человек может приложиться к Плащанице?

– Плащаница, как икона, является святыней для православного человека. И каждый может почтить Ее своим целованием или молитвой. Согласно предписаниям духовенства, основные сакраментальные моменты уставных богослужений совершаются возле Плащаницы: чтение апостолов, Евангелий, молитв, ектений.

Протоиерей Сергей Ющик
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (1292) раз

Когда проходят службы изнесения и погребения Плащаницы, как правильно подготовиться, как поститься.

В деталях о самой скорбной службе в году – протоиерей Сергей Ющик.

– Отче, в каждом храме имеется Плащаница? Что она из себя представляет? Что символизирует?

– Плащаницей мы называем икону Спасителя, на которой изображен Иисус Христос, тело Которого подготовлено к погребению. В книгах Церковного Устава мы читаем, что износится в храме Плащаница или, если таковой нет, икона Иисуса Христа, и эта Литургическая святыня является главной на богослужении Великой Пятницы.

– Все Плащаницы разные, почему? С чем это связано?

– Действительно. Если мы посмотрим на Плащаницы в храмах XVIII–XIX вв., то увидим, насколько они разнообразны. В каждой выражены ментальные особенности определенной общины, поскольку Плащаница в древности являлась своеобразным творением искусства. Столько туда вложено труда и кропотливых стараний! И современные изображения Плащаницы стараются наследовать традиции древности. Поэтому такая особенная икона Иисуса Христа всегда масштабна и приукрашена узорами и вышивкой. И почти каждый храм имеет Плащаницу.

Одна из особенностей богослужения в Великую Субботу – все молитвы и ектении провозглашаются не перед Царскими Вратами, а именно перед Плащаницей. Она занимает центральное место в богослужении этих святых дней.

– Плащаница – это свидетельство главного чуда –воскресения Христова?

– Плащаница – это Литургическая возможность не просто вспоминать об Иисусе Христе, а стать непосредственными участниками погребения и свидетелями воскресения Иисуса Христа.

Прп. Симеон Новый Богослов ровно 1000 лет назад в проповеди заметил, что в песнопении «Воскресение Христово видевше» , которое мы поем на воскресных богослужениях и неоднократно за Пасхальным богослужением, акцентируется внимание на «видевше», не слышавши, не перескаживши, а видевши. Т. е. каждый православный христианин во время богослужения является непосредственным участником и свидетелем.

– Когда традиционно проходят службы изнесения и погребения Плащаницы?

– За вечерним богослужением Великой субботы. Маленькое уточнение: сутки государственные начинаются в 00 часов 00 минут, а богослужебный день – вечером. Поэтому в пятницу после обеда совершают вечерню Великой Субботы. И именно на этом богослужении торжественно износится на середину храма Плащаница для поклонения верующим. Сразу читается Повечерие с каноном на Плач Богородицы, который является своеобразным шедевром поэтического воспевания скорби каждого человека о величайшей трагедии человечества – смерти. И эта скорбь заложена в уста Богородицы, которая провожает Своего Сына для положения во гроб.

Далее Плащаница используется также еще в одном богослужении, которое называется утреня Великой субботы – воспоминание непосредственно не просто снятия с креста Спасителя, а именно самого погребения. Поскольку это богослужение завершается крестным ходом, который прообразует то маленькое шествие Никодима и прав. Иосифа Аримафейского с женами-мироносицами для возложения тела Спасителя в новом гробе возле подножия у Гефсиманской горы.

– Т. е. мы как бы заново переживаем все те исторические события?

– Мы говорим всегда о Голгофской жертве как о вневременном событии, которое хоть и происходило в истории, не имеет для человечества исторических и географических рамок, потому что Христос распялся для всех и воскрес для всех. Поэтому каждый из нас этим богослужением словно погружается в саму суть происходящих событий потому, что они сакраментальны и человек должен поверить в победу Христа над смертью и воскресение человечества. Апостол Павел называет Христа первенцем, первым их тех, кто воскресает.

– В котором часу проходят эти службы? Время определено Церковью?

– Традиционно Устав предписывает нам временные рамки совершения этих богослужений – в пятницу после обеда, по традиции с 14.00. За вечерним богослужением износится Плащаница для поклонения верующим. И ближе к вечеру или в некоторых храмах ночью с пятницы на субботу совершается богослужение погребения Плащаницы.

– Великая Пятница – день особого поста…

– Да, в пятницу православные придерживаются строгого поста: вкушается пища без подсолнечного масла. Также в этот день не положено принимать еду, пока не приложитесь к Плащанице Спасителя.

– Чем и когда заканчиваются эти скорбные службы?

– Плащаница лежит до начала Пасхального богослужения, которое начинается непосредственно Полуночницей и служится перед Пасхальным Крестным ходом. Во время пения 9-й песни канона, когда звучат слова: «Восстану бо и прославлюся» – духовенство поднимает Плащаницу и торжественно заносит Ее в алтарь. После этого в алтаре начинается пение: «Воскресение Христово видевше, Ангелы поют на небеси…»

– Любой ли человек может приложиться к Плащанице?

– Плащаница, как икона, является святыней для православного человека. И каждый может почтить Ее своим целованием или молитвой. Согласно предписаниям духовенства, основные сакраментальные моменты уставных богослужений совершаются возле Плащаницы: чтение апостолов, Евангелий, молитв, ектений.

Беседовала Наталья Горошкова

Вынос плащаницы в Страстную пятницу совершается в третий час дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте.

Страстная пятница, называемая ещё Великой, — это самый скорбный день во всем году (в 2019 он выпадает на 26 апреля). Именно в этот день произошло распятие Спасителя человечества Иисуса Христа. В этот день, пока Плащаницу не вынесут из алтаря, всем верующим христианам запрещено развлекаться, а также есть и мыться. После того как Плащаница будет возложена в храме, постящимся разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.

Что такое Страстная пятница? Это богослужение в особом порядке. Во всех церквях повествуются трагические события и страсти, которые в этот день испытал Спаситель. Священнослужители всего мира читают евангельские повествования, которые прочитываются трижды:

  • на утрене,
  • на Великих часах,
  • на Великой вечерне.

В Страстную пятницу в 2019 году (26 апреля), как и в другие годы, верующие всего мира молятся о прощении Господа, благодарят Иисуса за его подвиг, которым он искупил многочисленные грехи человечества, и скорбят о том, что душа человеческая может быть настолько темной, что некогда позволила погибнуть самому светлому.

Утреня

Богослужение, которое проходило в Иерусалиме в древние времена, длилось всю ночь. Начиная с четверга и заканчиваясь в пятницу. Этой ночью все верующие, во главе которых был епископ, посещали те места, на которых свершились трагические поступки того времени. Это арест, страшный суд, крестная смерть и погребение Иисуса Христа. Для всех из вышеперечисленных мест предназначен свой отрывок Евангелия. Порядок прочтения евангельских отрывков сохранился и до наших времен.

В начале утрени поются погребальные тропари, читаются 19-й и 20-й псалмы, затем начинается чтение шестопсалмия.

В перерывах между чтениями Евангелия служащие поют стихиры и антифоны, которые указывают на неблагодарный поступок Иуды, который обрек на гибель Спасителя.

Великие часы (Царские часы)

Служба в Великий Пяток отличается тем, что чтение литургии не проводится. Дни, на которые выпадает великий праздник Благовещение, подвергаются исключению из данного правила. Для чтения Царских часов характерна одна особенность: объединяются 1, 3, 6 и 9-й час, в каждом из которых проводится чтение паремии, Апостола и Евангелия. Повествования, написанные каждым из четырех евангелистов, читаются по отдельности. Подобная служба проводится также на сочельниках Рождества Христова и Богоявления. Царскими часами стало принято называть ещё со времен московских царей, так как их участие в службе было обязательным.

Великая вечерня (вынос Плащаницы)

Плащаница — важнейшая часть всего богослужения, совершающегося в Великий Пяток Страстной седмицы.

Великая вечерня и вынос Плащаницы в Страстную пятницу происходят в 14-15 часов. Этим действием завершается цикл богослужений этого дня. Именно это время принято считать временем смерти Спасителя. К этому часу Плащаница выносится в храм. Вынос осуществляется через Царские врата. Прежде чем поднять Плащаницу с престола, священнослужитель обязан трижды поклониться до земли. Затем, в присутствии диакона со свечой и кадилом, а также свещеносцев Плащаницу выносят в храм через северные врата. Для нее подготавливается специальное место на возвышенности, которое может называться «гроб». Его украшают различными цветами в знак скорби об Иисусе Христе, а также умащают место благовониями. В центр Плащаницы возлагают Евангелие.

После великой вечерни проводится малое повечерие. Поются песнопения о плаче Пресвятой Богородицы, а также канон о распятии Иисуса Христа. После этого к Плащанице могут приложиться все желающие. Плащаница лежит в центре храма три дня (неполных), тем самым напоминая верующим нахождение Иисуса Христа в гробу.

В завершении утрени Великой субботы вокруг храма делается крестный ход. Проходит он со свечами и Плащаницей.

Что представляет собой Плащаница и почему она так важна?

Плащаница – это полотно, которое было использовано в качестве савана, в нее был положен и завернут Иисус Христос после его снятия с креста. В нынешнее время Плащаницей принято называть изображение Иисуса Христа, лежащего в гробу. Его используют для преклонения прихожан в Страстную пятницу. Плащаница остается в храме в течение трех дней до пасхальной полуночи, впоследствии ее обратно заносят в алтарь.

Обычно Плащаницу изготавливают из бархата, её размер примерно с человеческий рост.

Традиции выноса Плащаницы в Страстную Пятницу

На вечернем крестном ходе вокруг храма Плащаницу несут в руках священнослужители или старшие прихожане, держа за четыре угла. Крестный ход обязательно сопровождается погребальным перезвоном колоколов. В некоторых храмах перед занесением Плащаницы и возложением ее на специальное возвышение священнослужители, несущие святыню в руках, останавливаются перед входом и поднимают ее высоко над головой. Тем самым позволяя верующим, идущим сзади, пройти в храм под святыней.

Святая Плащаница обладает чудотворным действием. Считается, что прикладывание к ней помогает верующим излечиться от многих болезней.

В Страстную пятницу 2019 люди всего мира с особым трепетом преклоняются перед Плащаницей. Она является насущным символом того, что сделал для человечества Иисус. Согласно церковным толкованиям, его героические муки и смерть смогли открыть для нас вход в рай, который был закрыт после греха первых людей, а также дать надежду на встречу с Господом после смерти.



Похожие статьи