Богослужебные указания для священно-церковнослужителей. Богослужебные указания

30.09.2019

Четверг 1-й седмицы. Прмц. Евдоки́и.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утреня . Особенности службы: к первому Троичному – окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая, помилуй нас». Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я.

Трипеснец состоит из 4-й, 8-й и 9-й песней. 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я песнь стихословится так же, как в понедельник. 4-я песнь, вследствие наличия в ней двух трипеснцев, стихословится подобно 1-й песни в понедельник. Песни 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

По 3-й песни – седален прмц. Евдоки́и, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву и еди́ну в жена́х…».

По 6-й песни – кондак и икос прмц. Евдоки́и, глас 4-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

К светильну первое окончание: «…молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро́дице, Предста́тельнице всех…».

Примечание. Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших.

Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м часе – кафизма 9-я; на 3-м часе – кафизма 10-я; на 6-м часе – кафизма 11-я; на 9-м часе – кафизма 12-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 1-й: «Внегда́ возврати́т Господь…»; стих: «Рече́ безу́мен в сердце своем…». 2-й прокимен, глас 4-й: «Господи, кто обита́ет в жили́щи Твоем?»; стих: «Ходя́й без порока…».

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи, глас 4-й – 3 (с 2 марта, сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́…».

Прокимен, глас 4-й: «Благословлю́ Господа, вразуми́вшаго мя»; стих: «Сохрани́ мя, Господи…». После 1-й паримии прокимен, глас 4-й: «Сохрани́ мя, Господи, яко зе́ницу ока»; стих: «Услы́ши, Господи, правду мою».

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́…».

Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского – по чину понедельника 1-й седмицы (см. 26 февраля).


Четверг 1-й седмицы. Прмц. Евдоки́и.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утреня . Особенности службы: к первому Троичному – окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая, помилуй нас». Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я.

Трипеснец состоит из 4-й, 8-й и 9-й песней. 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я песнь стихословится так же, как в понедельник. 4-я песнь, вследствие наличия в ней двух трипеснцев, стихословится подобно 1-й песни в понедельник. Песни 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

По 3-й песни – седален прмц. Евдоки́и, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву и еди́ну в жена́х...».

По 6-й песни – кондак и икос прмц. Евдоки́и, глас 4-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

К светильну первое окончание: «…молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро́дице, Предста́тельнице всех...».

Примечание. Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших.

Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м часе – кафизма 9-я; на 3-м часе – кафизма 10-я; на 6-м часе – кафизма 11-я; на 9-м часе – кафизма 12-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 1-й: «Внегда́ возврати́т Господь…»; стих: «Рече́ безу́мен в сердце своем…». 2-й прокимен, глас 4-й: «Господи, кто обита́ет в жили́щи Твоем?»; стих: «Ходя́й без порока…».

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи, глас 4-й – 3 (с 2 марта, сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́...».

Прокимен, глас 4-й: «Благословлю́ Господа, вразуми́вшаго мя»; стих: «Сохрани́ мя, Господи…». После 1-й паримии прокимен, глас 4-й: «Сохрани́ мя, Господи, яко зе́ницу ока»; стих: «Услы́ши, Господи, правду мою».

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́…».

Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского – по чину понедельника 1-й седмицы (см. 26 февраля).

  • «Отдай мне эти сухари, я их за чаем съем» 13.03.2019

    Помощь Божия от общения с о. Тихоном была всегда ощутима, т.к. ответы подкреплялись духовной милостыней, молитвой.

  • Слово Патриарха 11.03.2019

    Чтобы подчеркнуть духовное измерение поста как наиважнейшее, нам и предлагается в последний день перед Великим постом испросить друг у друга прощение и еще раз осознать, что без прощения нет спасения.

  • Встреча 7. Опыт духовной жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского 08.03.2019

    Рассмотрены сл. вопросы: советы по борьбе со страстями и стяжанию добродетелей, советы по семейной жизни и воспитанию детей, отношение к современной культуре и современным проблемам, миссионерский опыт.

  • Проповедь в день памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского 06.03.2019

    Старший домоуправитель Псково-Печерского монастыря - преподобномученик Корнилий. А мы, монахи, - лишь служители. И беда, если мы об этом забываем.

  • Понимание «вселенскости» в православной традиции 05.03.2019

    Православная традиция никогда не рассматривала эпитет «Вселенский» в титуле какого-либо архиерея как указание на его всемирную юрисдикцию.

  • Выставка «Последние дни последнего Царя» 04.03.2019

    Предметы, принадлежавшие Николаю II и его близким, найденные в Ипатьевском доме при расследовании убийства царской семьи в 1918 году, представлены на выставке в Музее русской истории при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

  • Встреча шестая. Опыт духовной жизни митрополита Вениамина (Федченкова) 01.03.2019

    Подвиг жизни митрополита. Духовные наставления. Отношение к богослужению, разъяснение важности богослужения. О Промысле Божием (дневники). Жизнь в Псково-Печерском монастыре.

  • Око Божие на земле 28.02.2019

    В горах боялись не солдат, а предателей. Однажды на их след напал один из его друзей, оказавшийся агентом секуритате. Они надеялись, что спасутся, но не спаслись. Всех поймали и стали пытать.

  • Косма Григориатский – апостол Африки 27.02.2019

    Из дневника отца Космы: «Начали полунощницу в 5:30 утра. За Божественной Литургией последовало 350 крещений. День завершился в 7 вечера, когда мы совершили 24 венчания…»

  • Спецрейс для Святейшего Патриарха 26.02.2019

    В 1994 году должен был состояться визит Патриарха Алексия II на Северный Кавказ, и организовать его было очень и очень не просто. О том, как это удалось осуществить, рассказывает заслуженный пилот Российской Федерации Василий Викторович Бабаскин.

  • Встреча пятая. Опыт духовной жизни святителя Феофана Затворника 25.02.2019

    Основные этапы «Пути ко спасению». Богообщение как цель христианской жизни. Понятие о молитве у святителя Феофана Затворника.

Удобство использования Богослужебных указаний издаваемых на каждый год Московской Патриархией неоспоримо и не подлежит сомнению. Для тех, кто имеет самые общие познания об Уставе богослужения - они просто незаменимы, по ним большинство регентов и уставщиков и учат Устав; для тех же, кто хорошо знает Устав - Богослужебные указания просто здорово экономят время.

Помнится как в конце 90-х годов, когда я уже работала регентом, а Богослужебные указания на каждый год еще не издавались (если не ошибаюсь, то первые Богослужебные указания мы купили на 2002 год), мне приходилось долго готовить каждую службу разбирая Устав с помощью таблиц В. Розанова (). Но этой книги у меня тогда не было, а были отдельно изданные на её основе таблицы, книжечка такая формата А3. Пользоваться ею во время богослужения было очень не удобно. Поэтому я для каждой службы делала черновичок на листке бумаге. Кроме того, были у меня Богослужебные указания на 1953 год, подаренные одним священником. Глядя на них я мечтала о том, как бы было хорошо если бы и сейчас издавали такие Богослужебные указания.

Прошло всего лишь несколько лет и моя мечта сбылась. Сейчас уже никто не мечтает о том, чтобы издавались Богослужебные указания, так как они издаются каждый год и все приходы, как правило, не задумываясь покупают несколько указателей на приход (в алтарь и на клиросы, а если есть возможность, то еще и священнику, и регенту домой). Но всё же есть и бедные приходы, которые могут позволить себе купить только один экземпляр Богослужебных указаний на весь приход. А ведь так хочется иметь Богослужебные указания всегда под рукой и на приходе, и дома.

У каждого священника и многих регентов бывают ситуации, когда служить не планировал, но вдруг пригласили на какое-то богослужение или нужно заменить кого-то, возможно на другом приходе, и нужно подготовить богослужение дома. Наверное именно с этой целью Богослужебные указания размещаются в Интернете.

Для вашего же удобства я в шапке сайта сделала ссылки на Богослужебные указания и на православный календарь. Однако, учитывая тот факт, что не все регенты являются достаточно продвинутыми пользователями персональных компьютеров, я решила в этой статье рассказать как удобнее и быстрее пользоваться Богослужебными указаниями.

Точно также пользуемся православным календарем. Нажимая на ссылку в шапке сайта, попадаем на страницу . Здесь нажимаем на ссылку сегодня. В строке браузера прописывается адрес страницы:

В настоящее время Богослужебные указания на 2019 год еще не опубликованы на сайте Патриархии. А вот на сайте издательства Московской Патриархии РПЦ уже опубликованы (до конца года). Сразу по ссылке открывается православный календарь, а внизу страницы ссылка на Богослужебные указания. Здесь открыть нужный день немного сложнее. Ссылка имеет вид , где =10 означает 10 января (н. ст.). Таким образом, если вам необходимо просмотреть указания например на 13 мая, то нужно адрес ссылки http://calendar.rop.ru/?idd=10 изменить на http://calendar.rop.ru/?idd=133 , так как 13 мая – это 133-й день года (31+28+31+30+13). Также опубликованы на сайте Азбука веры». Скачать к себе православный календарь на 2019 год можно , а богослужебные указания на 2019 год здесь и .

Если же вы являетесь обладателем смартфона, то у вас есть возможность иметь «Православный календарь» и «Богослужебные указания» всегда под рукой. Скачать приложения для Android Apps вы можете по ссылкам: « » и « ». Лично мне больше всего понравился Православный календарь с житиями святых. Скачала его , а через время обнаружила, что в нем есть всё: и Молитвослов, и Акафистник, и Канонник, и Псалтирь, и Библия, и Справочник терминов. И всё это богатство весит всего лишь 40,8 Мб. Я в восторге! Рекомендую всем. Осталось только найти время читать это всё.

Также есть возможность использовать приложения для Андроид на ПК, но для этого нужно эмулятор Андроид. Некоторые из них предложены . С помощью поисковых систем можно найти и другие.

Для жителей Украины Богослужебные указания, издаваемые Украинской Православной Церковью мне найти не удалось. Если кому-то попадутся – поделитесь, пожалуйста, ссылкой. Богослужебные указания прошлых лет были находятся

Для тех же, кто совсем плохо разбирается в Уставе, даже пользуясь Богослужебными указаниями, предлагаю два варианта: один быстрый, другой медленный, но основательный.

  1. Сайт «Регент за год» предлагает « » (это как раз на тот случай, если вообще ничего не знаешь, в какой книге что искать, просто берешь скачиваешь и служишь). Кстати, к этому варианту стоит присмотреться тем регентам, кому приходится оставлять вместо себя ничего незнающую замену, а такие случаи, наверное, хоть однажды, но бывают у всех.
  2. Переходите в раздел «Обучение» и изучайте « ». Это действительно нужно всем регентам, особенно тем, кто не учился на регентских курсах и не изучал этот интереснейший предмет.

Если Вы заметили ошибку или неработающую ссылку - не поленитесь сообщить. Для этого достаточно выделить ошибку и нажать «Ctrl» + «Enter».

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2-й. Прп. Симеона Персидского и прп. Акакия, еп. Мелитинского.
Совершается воскресная служба только по Триоди. Служба рядовым святым переносится на повечерие.

Пятница 2-й седмицы по Пасхе. Апп. Аристарха, Пуда и Трофима.
Служба апостолам не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.
9-й час - по обычаю.

На вечерне - кафизма 15-я.
На «Господи, воззвах» - стихиры на 6: Триоди, глас 1-й - 3, и апостолам, глас 1-й - 3. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 2-й: «Дверем заключенным…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 8-й: «Прикоснися Фомо…».

На утрене на «Бог Господь» - тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу…» (дважды). «Слава, и ныне» - тот же тропарь праздника.
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: Триоди праздника (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмос дважды) и апостолам на 4.

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях - ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни - кондак апостолам, глас 4-й; седален апостолам, глас 1-й. «Слава, и ныне» - ипакои Триоди, глас 6-й: «Яко посреде учеников Твоих…».


По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удов…». «Слава, и ныне» - ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает…».
Хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й - 4. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 8-й: «Дверем заключенным…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 8-й: «Прикоснися Фомо…».
По Трисвятом - тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу…» (единожды).

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 8-я - 6 (со ирмосом).
По входе - тропари и кондаки:
В храме Господском - тропарь праздника (Антипасхи). «Слава» - кондак апостолам, «И ныне» - кондак праздника (Антипасхи).
В храме Богородицы - тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма. «Слава» - кондак апостолам, «И ныне» - кондак праздника (Антипасхи).
В храме святого - тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма; кондак храма. «Слава» - кондак апостолам, «И ныне» - кондак праздника (Антипасхи).
Прокимен, аллилуиарий и причастен - праздника Триоди (Антипасхи).
Апостол и Евангелие - дня.
Задостойник Пасхи.

Вторник 2-й седмицы по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших. Прп. Василия, еп. Парийского.
Служба преподобному не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.
Примечание. Устав возобновляет с понедельника по Неделе Антипасхи пение литий по усопшим (см. выше, примечание на утрене Антипасхи, а также: Типикон, «Неделя сырная вечера», 3-е «зри»). Очевидно, от этого и происходит нарочитая заупокойная служба сего дня, именуемая в народе Радоницей («радощами» - радостными для усопших днями). Между тем Типикон не дает никаких указаний относительно порядка службы в Радоницу.
На службах суточного круга не следует допускать никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом. Радоница приходится на период попразднства, поэтому в Радоницу не только на вечерне, утрене и Литургии, но и на повечерии не должно быть ничего специально заупокойного. Сохраняются лишь заупокойные моления на полунощнице.
Нарочитое поминовение усопших должно быть ограничено совершением панихиды после Литургии, кроме того, по обычаю, совершаются панихиды или заупокойные литии на могилах.
9-й час - по обычаю.

На вечерне - кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» - стихиры на 6: Триоди, глас 4-й - 3, и преподобному, глас 8-й - 3. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 1-й: «Учеником сомнящимся…».
Входа нет. «Свете Тихий». Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 2-й: «По востании Твоем, Гос-поди…».
По Трисвятом - тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу…» (единожды).
Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с молебным каноном Пресвятой Богородице (из Октоиха) и дневными трипеснцами Триоди (см. в приложении). В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть» и по «Отче наш» - кондак праздника, в течение всей Пятидесятницы (см. Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»).
На утрене на «Бог Господь» - тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу…» (дважды). «Слава, и ныне» - тот же тропарь.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: Триоди праздника (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмос дважды, тропари на 6) и преподобному на 4.
Библейские песни: «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях - ирмос канона Минеи.
По 3-й песни - кондак преподобному, глас 2-й; седален преподобному, глас 3-й. «Слава, и ныне» - ипакои Триоди, глас 6-й: «Яко посреде учеников Твоих…».
По 6-й песни - кондак и икос праздника (Антипасхи), глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удов…» (дважды). «Слава, и ныне» - ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает…».
Хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й - 4 (первая стихира - дважды). «Слава, и ныне» - Триоди, глас 2-й: «Дверем заключенным…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» - Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным…».
По Трисвятом - тропарь праздника, глас 7-й: «Запечатану гробу…» (единожды).
На часах - тропарь и кондак праздника.

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 4-я - 6 (со ирмосом).
По входе - тропари и кондаки:
В храме Господском - тропарь праздника (Антипасхи). «Слава» - кондак преподобному, «И ныне» - кондак праздника (Антипасхи).
В храме Богородицы - тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма. «Слава» - кондак преподобному, «И ныне» - кондак праздника (Антипасхи).
В храме святого - тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма; кондак храма. «Слава» - кондак преподобному, «И ныне» - кондак праздника (Антипасхи).
Прокимен, аллилуиарий и причастен - праздника (Антипасхи).
Апостол и Евангелие - дня.
Задостойник Пасхи.
После Литургии совершается панихида обычным чином, только начинается она с пения: «Христос Воскресе…» (трижды).



Похожие статьи