Конфликтные ситуации учащихся в школе. Предупреждение конфликтов в школе

24.09.2019

Андреус Кристина

Это исследовательский проект, ученицы 10 класса (2009 год), в котором рассмотрены причины возникновения конфликтных ситуаций между учащимися начальной школы и способы профилактики их возникновения. В рамках проекта ученицей, совместно с психологом, были разработаны и проведены развивающие занятия для учащихся 2-3 классов, направленные на снятие эмоционального напряжения в классе и повышение общей культуры общения между учащимися, что привело к снижению конфликтности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 569

Невского района Санкт-Петербурга

Конфликты в начальной школе:

причины и способы профилактики

Исследовательская работа

Ученицы 10 а класса Андреус Кристины

Руководитель:
Федына Наталья Валерьевна,

педагог-психолог
высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

Март 2010 года

Введение

Формирование и развитие ребёнка как личности – сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов. Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения. Самым сильным фактором, влияющим на становление личности, является общение, особенно в процессе обучения. М.И. Лисина даёт следующее определение общения: «общение – это процесс взаимодействия двух или нескольких людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата»

Потребность в общении формируется на основе биологических, материальных, социальных и духовных потребностей, которые приводят к появлению различных мотивов.

Мотив – это осознанная или неосознанная причина активности человека, направленная на достижение цели. К мотивам относятся влечения, интересы, убеждения, стремления. (Лисина М. И.) Придерживаясь концепции деятельности Леонтьева, мотив – это «опредмеченная потребность», это значит, что мотив деятельности совпадает с её предметом. Значит, мотивом общения служит другой человек, его конкретные качества.

Анализируя развитие потребностей в общении ребёнка, можно выделить три группы мотивов:

  1. познавательные, когда взрослый или другой ребёнок выступает в качестве источника новых сведений и организатором новых впечатлений;
  2. деловые или деятельные, когда взрослый или другой ребёнок является партнёром по совместной практической деятельности, помощником и образцом правильных действий;
  3. личностные, когда взрослый или другой ребёнок является личностью, влияющей на формирование самооценки у ребёнка, на развитие ребёнка, как члена общества.

Поскольку мотивы направлены на достижение целей, то ребёнку необходимо овладеть определёнными средствами.

Средства любой деятельности по А.Н. Леонтьеву – это те операции, с помощью которых достигается цель действия. М.И. Лисина выделяет три основные категории средств общения:

  1. экспрессивно-мимические, т.е. улыбка, взгляд, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации и т.п.;
  2. предметно-действенные – локомоторные, предметные движения и позы (приближение, удаление, вручение предметов, притягивание к себе, отталкивание и т.п.);
  3. речевые средства общения .

От сформированности средств зависит качество общения, его продуктивность.

Однако общение для ребёнка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознавать себя и других.

Глава1. Проблема конфликтов в психолого-педагогической литературе

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов. Для возникновения конфликта необходимо наличие инцидента – когда одна сторона ущемляет другую. Выделяют разные типы конфликтов:

Внутриличностный конфликт - такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также в связи со стрессом.

Межличностный конфликт - когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.

Конфликт между личностью и группой - может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе, несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы.

Межгрупповой конфликт - возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Для возникновения любого конфликта, т. е. для перехода конфликтной ситуации в конфликт, необходим инцендент. Например, агрессивное поведение ребёнка в ответ на требования учителя, или действия одноклассника, проявленные в грубой форме, с угрозой, в форме ультиматума и др. Инцендент возникает тогда, когда обе стороны вступают в открытое противоборство. На этой стадии конфликт ещё можно остановить. Чаще всего конфликты возникают в подростковом возрасте.

О "кризисе подросткового возраста" знают сейчас все.

Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя.

Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту.

В первую очередь начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. Но проблемы физиологии обостряются кризисами из предшествующих стадий развития ребенка. Проявление таких качеств, как отделение себя от родителей и их опеки - это потребность обрести свою собственную власть над собственной жизнью. Этот конфликт основан на недавнем кризисе развития 7 лет (коммуникативная компетентность или неуспешность). Если в период начальной школы у ребенка сформировалось такое качество, как коммуникативная компетентность, ему легче адаптироваться в новых условиях, связанных с обретением власти над собственной жизнью, так как у него довольно устойчивые интересы и стремления.

Если же из этого возраста ребенок вынес «неуспешность», возникнет конфликт, связанный с адаптацией к новому состоянию подростка.

Поэтому наше исследование направлено на определение путей предупреждения конфликтов в начальной школе.

  1. Особенности конфликтов учащихся младшего школьного возраста

Конфликты в средней школе отличаются от конфликтов в младшей школе. Это связано с возрастными особенностями учеников. Для младших школьников характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний и свойственна потребность в защите со стороны взрослых.

Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению конфликтов.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

· взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;

· плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта.

Рассмотрим подробнее причины конфликтов в начальной школе и способы их решения и профилактики.

Глава2. Конфликты в начальной школы в психолого-педагогических исследованиях

Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.

Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли (Л.С. Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство.

Поведение младших школьников импульсивно, самоконтроль развит не у всех, и не всегда он способен сдерживать повышенную эмоциональность данного возраста. Межличностные конфликты есть и бывают в младших классах, но вспыхивают и гаснут они легко.

В психолого-педагогической литературе достаточно широко описана специфика возникновения и развития конфликтов в начальной школе.

2.1. Причины конфликтов в начальной школе

Возрастные особенности младшего школьника;

Специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

Отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.

Изучение причин возникновения межличностных конфликтов во взаимоотношениях младших школьников позволило в самых общих чертах вывить, что таковыми являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе.

Светлана Шабас отмечает: «в основном, конфликты детей между собой бывают на почве разноуровневой подготовки ("он умеет читать, а я – нет"), по причине разного возраста одноклассников ("я тебя старше, так что ты вообще помолчи") и – естественно - разного пола (я мальчик – я сильнее).

Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный достаток семей. Это – очень сложный момент. О достатке семьи в первую очередь, говорит предметный мир ребенка: какие портфели, тетради и проч. может позволить купить родитель. Ребенок говорит: "а я привез себе ручку из Парижа", а у соседа ручка за 2 руб. 30 коп... И не надо думать, что в младшей школе дети не понимают этой разницы!»

Таким образом, причины можно разделить на две группы эндогенные и экзогенные. К первой группе относятся причины связанные с социальным статусом ребенка, материальным положением семьи, особенностями воспитания, отношением учителя к детям. К экзогенным причинам можно отнести особенности нервной системы ребенка, его личностное развитие, уровень развития коммуникативных компетенций.

2.2. Способы решения конфликтов в начальной школе

Рассмотрим основные пути разрешения и профилактики конфликтов, существующие в теоретической и практической литературе. Это необходимо для того, чтобы, определить, насколько существующие пути разрешения и профилактики конфликтов могут быть использованы учителями младших классов в целях формирования опыта корректных взаимоотношений учащихся.

В этой связи мы выделяем три аспекта:

- управление конфликтной ситуацией / конфликтом;

- непосредственно пути разрешения конфликта;

- профилактика конфликтов.

Итак, согласно формуле В.И. Андреева, конфликт это проблема + конфликтная ситуация + участники конфликта + инцидент. Следовательно, чтобы разрешить конфликт необходимо внести изменения в конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация, как известно, перейти в конфликт без инцидента не может, поэтому, изменив ситуацию, предшествующую конфликту, мы можем предупредить конфликт.

Таким образом, если конфликт - это следствие определенной конфликтной ситуации, то прежде всего необходимо провести правильную диагностику конфликтной ситуации, то есть по возможности определить наличие проблемы и потенциальных участников возможного конфликта, их позиции и тип отношений между ними.

По мнению Х. Бродаля существует пять основных аспектов диагноза:

1) истоки конфликта, то есть субъективные или объективные переживания сторон, способы «борьбы», события внутри конфликта, противоречие мнений или конфронтация;

2) биография конфликта, то есть его история и фон, на котором он прогрессировал;

3) стороны конфликта, будь то личности или группы;

4) позиция и отношения сторон, формальные и неформальные; их взаимозависимости, их роли, личные отношения и тому подобное;

5) исходное отношение к конфликту - хотят ли стороны решить конфликт сами, каковы их надежды, ожидания, условия.

Следовательно, педагогу в конфликтной ситуации необходимо выявить ее основные структурные элементы, объективно оценить возникшую конфликтную ситуацию, чтобы в случае возникновения конфликта найти правильное конструктивное разрешение конфликтной ситуации, включая и возможные пути предупреждения или погашения конфликта, а, значит, установить такие взаимоотношения в среде, которые будут способствовать выполнению учебно-воспитательных целей и задач.

Для того чтобы целенаправленно внести изменения в конфликтную ситуацию необходимо знать основы управления такой ситуацией. Под управлением конфликтной ситуацией мы понимаем меры, направленные на предупреждение инцидента, а, следовательно, не способствующие переходу конфликтной ситуации в собственно конфликт. Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта

Таким образом, при устранении конфликтной ситуации еще не возникший конфликт можно считать разрешенным.

По мнению А.Г. Почебут и В.А. Чикер, управление конфликтом предполагает умение поддерживать его значение ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации. Умело управляя конфликтом, можно разрешить его, то есть устранить проблему, вызвавшую данный конфликт.

Отечественный исследователь Т.С. Сулимова выделяет следующие основные модели управления развитием конфликта:

Глава 3. Профилактика возникновения конфликтов в начальной школе на базе ГОУ школы № 569

В процессе изучения проблемы конфликтов в начальной школы у нас сформировалась гипотеза , что при организованном воздействии на учащихся начальной школы с участием ученика старшей школы, процесс формирования навыка бесконфликтного поведения будет более эффективен.

Исходя из гипотезы, была сформирована цель экспериментального исследования –определение способов профилактики конфликтов в начальной школе.

В соответствии с целью, были поставлены и решены следующие задачи :

  1. определить основные причины возникновения конфликтов в начальной школе
  2. разработать и провести ряд тематических бесед с учащимися начальной школы;
  3. разработать и провести психологическую игру направленную на формирование умения бесконфликтного взаимодействия
  4. определить эффективность выбранных способов профилактики конфликтов в начальной школе.

3.1. Причины конфликтов у учащихся 2-х классов в ГОУ СОШ № 569

В результате проведенного эксперимента были выявлены причины возникновения конфликтов у учащихся 2-х классов в ГОУ СОШ №569. К ним относятся:

  1. Трудности в общении, которые в основном выражаются в негативных высказываниях по отношению друг к другу. 42% учащихся отметили, что такая ситуация случается часто, 44% - редко и 14% никогда. Стоит отметить, что такую ситуацию по отношению к другим со своей стороны большинство учащихся отметило как не случающуюся никогда – 61%, и только 16% отметило, что они тоже часто дразнят и обзывают своих одноклассников.
  2. Агрессивные формы общения, которые отметили 30% учащихся, как частое проявление, 39%, как редкое;
  3. Не понимание со стороны одноклассников, как частую причину отметили только 12% учащихся, большинство (54%) не отметили эту причину, и 35% отметили, как редкую.

Таким образом, основными причинами конфликтов учащихся 2-х классов ГОУ СОШ №569 являются трудности в общении.

  1. Профилактика конфликтов у учащихся 2-х классов ГОУ СОШ № 569

Для формирования у учащихся умения бесконфликтного общения были разработаны следующие тематические беседы :

  1. Дружба
  2. Ссоры и мир
  3. Отношение к людям
  4. Ценность каждого

Целью проведения этих бесед стало обучение учащихся способам бесконфликтного общения в классе.

Во время бесед мы смогли показать детям возможность бесконфликтного взаимодействия, закрепить у них навыки саморегуляции, повысить взаимоуважение и развить интерес к общению друг с другом.

Заключительным этапом встреч с учащимися была игра «Необитаемый остров». Цель игры – показать учащимся значимость каждого в достижении общей цели.

В ходе игры ребятам надо было выполнить ряд различных заданий, направленных на достижение общей цели. Задания были продуманы таким образом, чтобы каждый ученик класса смог проявить себя. В процессе игры учащиеся смогли увидеть своих одноклассников с лучших сторон, что было подчёркнуто в обсуждении. Некоторые учащиеся отмечали, что они не знали о способностях своих одноклассников и теперь относятся к ним лучше.

В результате проведенной работы отмечается снижение количества учащихся вступающих в конфликтные ситуации. Повысился интерес учащихся к занятиям в этом направлении. Можно считать, что выбранные нами способы эффективны, гипотеза подтверждена.

Заключение

Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Различают объективные причины и их восприятие индивидами. В начальной школе чаще приходиться сталкиваться с субъективными причинами. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение.

Исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.

Поскольку работа по формированию навыков общения уже ведётся психологом школы, мы предположили, что если часть информации будет представлена одним из учащихся старшей школы, то эффективность будет выше.

В ходе проведенной работы, мы доказали нашу гипотезу. Мы отметили снижение частоты возникновения конфликтов во вторых классах, так же повысился интерес учащихся к занятиям. Произошли изменения и у меня: я стала лучше относиться к детям младшего возраста, изменила своё отношение к окружающим, преодолела барьер публичных выступлений.

В целом можно сказать, что такая работа помогает не только тем на кого она направлена, но и тому, кто её проводит.

Мы планируем продолжить работу в этом направлении в следующем году.

Список литературы

Отчего возникают конфликты между одноклассниками? Причин может быть несколько:
борьба за авторитет,
соперничество,
обман, сплетни,
оскорбления,
обиды,
враждебность к любимым ученикам учителя,
личная неприязнь к человеку,
симпатия без взаимности,
борьба за девочку (мальчика).
Таких причин десятки и даже сотни. Необходимо еще в самом начале конфликта правильно определить причины противостояния, чтобы найти нужное конструктивное решение.
Важно также понимать, что не все детские конфликты нуждаются в участии взрослых. Часть из них ребята вполне способны разрешить сами. Учителю в подобных случаях лучше не вмешиваться в ход событий и не оказывать давления, а занять наблюдательную позицию, лишь иногда выступая в роли советчика. Опыт самостоятельного решения конфликтов поможет подросткам в формировании социальных навыков, необходимых им во взрослой жизни.
Если все же конфликт достиг стадии, когда вмешательство учителя необходимо, важно сделать это тактично и аккуратно, чтобы не задеть детскую гордость и не вызвать агрессию. Необходимо терпеливо и очень внимательно выслушать обе стороны, попутно задавая вопросы-подсказки, которые дадут возможность участникам конфликта задуматься и более взвешенно проанализировать ситуацию.
Для разрешения любых школьных конфликтов существует единый алгоритм:
1) Необходимо сохранить спокойную обстановку. Она позволит не дойти до уровня оскорблений и обид.
2) Постарайтесь оценить ситуацию как можно более объективно.
3) Необходимо создать условия, в которых конфликтующие стороны смогли бы вести открытый и конструктивный диалог.
4) Нужно помочь ученикам прийти к единому итогу и выявить общую цель.
5) Нужно подвести итоги и сделать выводы, которые помогут детям в дальнейшем лучше взаимодействовать.
В разрешении любого конфликта очень важен открытый диалог между его участниками. Дайте возможность ребятам спокойно и без истерик изложить друг другу свой взгляд на ситуацию, проговорив самые важные для них моменты. Умение слушать - важный навык, который в дальнейшем очень поможет детям в решении сложных взрослых проблем. Выслушав друг друга, ребята смогут гораздо быстрее прийти к общему знаменателю и найти решение, которое устроит обе стороны.
После того как конфликт будет полностью исчерпан, необходимо побеседовать с каждой из сторон. Не требуйте публичных извинений, это может уязвить гордость ребенка. Важно, чтобы подросток доверял взрослому, поэтому для создания доброжелательной атмосферы рекомендуется называть ребенка по имени и позиционировать его как равного себе. Нужно объяснить, что конфликт не повод для переживаний, это определенный жизненный опыт, которого будет еще много. И что куда лучше решать все ссоры мирно, без взаимных упреков и оскорблений, а также делать выводы и работать над ошибками.
Часто подросток проявляет агрессию в том случае, если у него недостаток общения и увлечений. Учитель может попробовать исправить ситуацию, побеседовав с родителями ученика насчет времяпрепровождения их ребенка. Можно предоставить информацию о кружках или секциях, об общественной работе, которая проводится в школе, и посоветовать привлечь ребенка к подобной деятельности. С новым занятием он получит большое количество положительных эмоций и новых знакомств, у него не останется времени на ссоры и сплетни.
Также для всех учеников будут полезны внеклассные мероприятия, в которых они смогут более неформально общаться. Ими могут быть совместный просмотр и обсуждение кинофильмов, тренинги на сплочение, отдых на природе и т. п.
Конфликты всегда будут присутствовать между учениками, и решать их (и учить решать) тоже необходимо всегда. Ведь доверительные отношения поддерживают мирную атмосферу в классе, а деструктивные влекут за собой обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынули негативные эмоции, - вот что самое важное в разрешении конфликтных ситуаций.

Лина МАКАРОВА, эксперт по психологии

В статье раскрываются типичные заблуждения относительно детских конфликтов, характерные признаки опасных ситуаций и эффективные приемы решения проблем, возникших между одноклассниками.

В данной статье речь пойдет о конфликтах в школе. Рассмотрим распространенные мифы про конфликты и поговорим об эффективных стратегиях, которые педагог сможет использовать в своей работе.

Мифы про конфликтные ситуации

В хорошей группе конфликтов не будет. В каких ситуациях конфликтов действительно может не быть? Например, в ситуации знакомства, когда дети только присматриваются, сближение происходит постепенно, все достаточно осторожны и корректны, и даже если какая-то ситуация задевает участника, то многие делают выбор пока «проглотить». В ситуации, когда участники сильно дистанцированы друг от друга, когда сближения не произошло и никому из участников оно не интересно. По сути, это не совсем группа. Такое чаще встречается в группах, когда участники взрослые люди и группа временная (например, кратковременное обучение). В школьном коллективе, состоящем из разных активных участников с небольшим количеством социального опыта, коллективе, который существует несколько лет, конфликтов не быть просто не может. Другое дело, что педагог может не заметить конфликт, если ученики его скрывают. Но это речь уже о старших классах. Во всех остальных ситуациях конфликт – это ситуация нормы для группы. Другой вопрос, как этот конфликт выглядит и проживается участниками.

Конфликт – это столкновение интересов участников, борьба за любые возможные ресурсы (внимание кого-либо, статус в группе), отстаивание себя, своих интересов. Могут быть открытые и скрытые конфликты. Бывает, что приходишь в класс, а ощущение, что все внутри «звенит» от напряжения, хотя никто не ругается.

В младшей школе серьезных конфликтов быть не может. Есть распространенное убеждение, что дети по своей природе неагрессивны, добры, потому не могут хотеть кому-либо зла. Обычно это действительно так, и в младшей школе часто идет речь о непреднамеренных обидах и проч. То есть дети изначально не планировали, просто так получилось. А потом закрепилось. И усилилось. На эту тему есть несколько популярных антиутопий, например «Повелитель мух». К ситуациям школьного конфликта обычно сейчас активно подключаются родители. К сожалению, это не всегда приводит к его разрешению. Любой конфликт, даже в детском саду, не должен оставаться без внимания педагога. Во многих ситуациях на начальном этапе достаточно просто внимательного отношения, чтобы дети могли справиться с ситуацией.

Дети должны сами разобраться с конфликтом. Это спорная идея. С одной стороны, да, дети могут получить ценный опыт самостоятельности, опыт разрешения сложной ситуации. Но ситуация может быть им «не по зубам», тогда они получат опыт капитана на неуправляемом судне: ответственность как будто на них, а ресурсов для изменения ситуации недостаточно.

Дети не имеют богатого социального опыта, поэтому они не могут корректно и безопасно справиться со сложными и/или затяжными конфликтами. Помощь взрослых необходима. Другой вопрос, что помощь может быть различной.

Причиной конфликта может быть какое-либо значимое отличие от других в группе. Нет, это не так. Как мы уже говорили, конфликт возникает в момент столкновения интересов участников. Полный, худой, в очках, «ботаник», «двоечник», ребенок с ОВЗ и т. д. – не имеет значения.

Один и тот же ребенок с какими-либо отличиями в одной группе получит поддержку и заботу ее участников, его примут, а в другой группе его ждет осуждение и травля. Причиной конфликта всегда являются внутренние процессы, которые происходят в группе. Если в группе назревает конфликт, поводом для него могут быть различные ситуации и поведение участников.

Если в группе конфликт принимает форму издевок, постоянных ядовитых шуток над кем-нибудь, порчи имущества и т. д., для таких ситуаций подходят термины «школьная травля», «буллинг», «моббинг». Эти ситуации заслуживают отдельного тщательного рассмотрения.

Пример «из жизни». Проще всего вспомнить пару примеров из вашего школьного детства, обратить внимание на ваши ощущения в той ситуации и вспомнить про те выводы, которые вы сделали тогда (будучи ребенком). У меня самой в пятом классе были напряженные отношения с девочкой из параллельного класса. Однажды оба наших класса ждали учителей в темном коридоре (уроки были в соседних кабинетах). Слово за слово, оскорбления и драка. Мне чудом удалось нанести больше ударов, и я услышала угрозы в свой адрес. Дальше я сбежала с урока и окольными тропами возвращалась домой. Девочка гналась за мной, было страшно, но в какой-то момент отстала. Продолжения у истории не было, мы обе старались не встречаться. Было невероятно страшно ходить в школу следующие несколько месяцев, а также я понимала, что никто из взрослых мне помочь не сможет и не собирается этого делать.

Пример из опыта работы. А вот другая ситуация, с которой я столкнулась как специалист. Двое ребят из младшей школы исследовали друг друга. Их исследования зашли достаточно далеко, но сами они не придавали ситуации какого-либо значения. И вот об этом узнает педагог, который сообщает о ситуации директору, тот, в свою очередь, просит прийти родителей, а также приглашенных психологов. Родители были шокированы, но в то же время благодарны за персональное приглашение и индивидуальную беседу по поводу ситуации. Было предложено сделать собрание с родителями детей, педагогами и администрацией школы, которое провели бы приглашенные специалисты. На такой встрече удалось договориться о важных для родителей и педагогов решениях, связанных в том числе с безопасностью детей в школе. Альтернативным сценарием, в случае пассивности администрации школы, могло бы быть обращение в полицию, а также жалобы в соответствующие инстанции.

Какие действия педагога могут помочь в ситуации конфликта?

1. Внимание к себе и своим чувствам. Чтобы заметить сложную ситуацию на начальном этапе, стоит прислушаться к себе. На этом этапе ситуацию практически невозможно отследить другими способами. Как вы можете заметить, что в группе что-то пошло не так:

    вы ловите себя на мысли, что не хотите проводить урок именно в этом классе;

    в группе иногда стала повисать неловкая пауза;

    может быть ощущение, что ученики что-то от вас скрывают, и это не связано с подарком ко Дню учителя;

    ученики как будто отвлекают сами себя и вас от какой-либо темы, человека. Начинают переводить тему, «засмеивать» и проч.

2. Открыто говорите ученикам о своем отношении. Этот совет может помочь разрешить ситуацию, которая в самом начале своего становления. Вы можете говорить о том, что вам не нравится, когда ребята ругаются или оскорбляют друг друга, вам жаль, что у них не получается договориться, или вам некомфортно в данный момент находиться в классе, потому что вы видите несправедливость, и др. Очень важно, чтобы ваши слова были искренними. Почему это работает? Во-первых, для многих учеников важны отношения с преподавателями, личное отношение преподавателя. Часто бывает, что в классе что-то происходит, а ребята сами пока не знают, как им к этому относиться: это хорошо или плохо? весело или страшно? Когда вы говорите о своей позиции и еще, например, спрашиваете мнения ребят, это дает им возможность самим найти, нащупать свое отношение к данной ситуации. Очень часто сложные ситуации нарастают как снежный ком, и у ребят, участвующих в конфликте, может не быть необходимой паузы, в которой они могут понять, как им самим то, что сейчас происходит.

3. Предлагайте другие варианты решения. Если у вас хорошие отношения с учениками, они вам доверяют, вы можете им предложить вариант решения ситуации. Или несколько вариантов. Или предложите обсуждение конкретной ситуации или, наоборот, общей темы на классном часе. Это может быть в форме дискуссии со спорными утверждениями. Но возможно, вы просто предложите ребятам какой-либо вариант решения ситуации и спросите их мнения: как им такая идея? Почему бы не попробовать? Хорошо работает формат эксперимента, когда вы предлагаете что-либо ребятам на короткое время. Например, в течение следующего дня обращаться друг к другу «уважаемый» и по имени и отчеству и потом коротко обсудить результат.

4. Если ситуация не проходит и ваши действия не приносят результата. В нашей культуре принято со всеми ситуациями справляться самостоятельно. Но бывают ситуации, когда даже очень эффективных действий одного человека недостаточно для разрешения конфликта. В этом случае нужно обращаться к другим педагогам, к школьному психологу, к руководству школы. Совместно с коллегами можно принять решение о том, что нужна помощь внешних специалистов. Например, можно позвать психологов для работы с классом и родителями.

5. «Круг сообщества». В сложных ситуациях точечные действия, а также усилия только одного человека могут не привести к желаемым изменениям. В более сложных ситуациях бывает недостаточно и слаженной работы сотрудников школы. Есть различные методики работы с конфликтами в рамках школы. Одна из эффективных технологий – проведение «Круга сообщества». Эта технология подходит для того, чтобы создать поворотный момент в сложных конфликтных ситуациях, когда недостаточно работы только с одним классом и ситуация требует системного вмешательства. В этом случае необходима работа психологов не только с конкретным классом, но и с педагогами, и с родителями учеников данного класса. Используя данную технологию, приглашенные специалисты создают условия для бережной и эффективной работы коллектива, для выбора необходимых решений с опорой на ценности участников группы. Это глубокая и сложная работа, поэтому наиболее эффективно, когда ее проводят приглашенные специалисты, не заинтересованные в каких-либо конкретных решениях. Конечно, для осуществления такой работы требуется много ресурсов школы, как минимум временных. И иногда руководство школы принимает решение «не замечать» конфликта. К сожалению, время в этих ситуациях может работать против школы, что в конечном итоге приведет к более затратным решениям или тяжелым последствиям.

Надеемся, что данные советы помогут вам найти ориентир в ситуации возникающих и длительно существующих конфликтов и выбрать наилучшую стратегию для разрешения подобных ситуаций.



Похожие статьи