Христианские святыни и святая земля. Главные христианские святыни: паломничество для новичков

30.09.2019

Израиль — колыбель трех великих религий мира. Для верующего населения Израиль – святая земля, ведь именно здесь сосредоточены сооружения, памятники и целые местности, рассматриваемые сторонниками мировых религий как места не обычные, а святые. Святой эта земля стала и для христиан, и для мусульман, и для иудеев, ибо все самые значимые исторические события этих народов произошли именно здесь.

Священные места Израиля известны людям и верующим, и неверующим. Места эти связаны в первую очередь с земной жизнью Христа. Благовещение и Рождество Христово, Крещение Иисуса Христа, Сретение Господне, Его явление в Фаворском свете и Преображения — всё произошло здесь. Путь Спасителя пролегал по этой земле, именно здесь им были произнесены проповеди, совершены великие чудеса. Здесь состоялась Тайная вечеря и Иисус был предан Иудою. Здесь он претерпел великие страдания, Крестным путем прошел на Голгофу и был распят на Кресте. На этой же земле произошли Воскресение и Вознесение Иисуса Христа.

Каждая важнейшая христианская святыня — это памятник одному из периодов жизни Иисуса Христа. Практически в каждом городе страны построены церкви, монастыри и другие религиозные сооружения, куда постоянно стекаются сотни тысяч паломников и туристов.

Паломничество по святым местам Израиля

Паломничество по святым местам Израиля подразумевает под собой посещение святых мест, различных храмов и монастырей. Возникло это понятие в православии, когда начались путешествия к местам, связанным с именем Христа.

В канун самых важных праздников для христиан — Рождества и Пасхи — Израиль становится особенно притягателен для паломников, верующих, а также людей, которые в принципе интересуются историей.

Самый востребованный вариант паломнических туров - 8 дней. Часто паломничество дополняется лечением или отдыхом на Мертвом или Красном морях. Посещение Святой Земли также нередко комбинируют с Египтом и Иорданией, которые тоже интересны как места паломничества.

Паломническоий тур по святым местам включает посещение самых главных христианских святынь. Программы могут видоизменяться в зависимости от календаря церкви или состава группы, но они непременно сохраняют свои основные элементы.

Для русских богомольцев паломничество начинается с Русской Духовной Миссии - это официальное представительство Русской Православной Церкви в Израиле. Паломники получают здесь благословение на совершение своего паломничества, и отсюда начинается путь по стопам Иисуса.

В паломнический тур входит посещение святых мест в Иерусалиме, Тверии, Назарете, Нетании, Хайфе, Яффо и Лидде.

Поездка по святым местам в Иерусалиме включает в себя места, которые связаны с последними днями жизни Иисуса на земле. Прежде всего это, конечно, Елеонская гора. На ней располагаются Место Вознесения Иисуса Христа, храм Вознесения, Гефсиманский женский монастырь, Гефсиманский сад, храм Святой Марии Магдалины, Елеонский женский монастырь, гробница Божьей Матери, гора Сион, Храм Успения Божьей Матери, гробница Царя Давида.

К святым местам Тверии относятся древний город Иерихон и монастырь Святого Георгия Хозевита, Сорокадневный монастырь и Гора искушений. По преданию, 40 дней после крещения постился Иисус в пустыне вблизи Иерихона, в пещере на вершине горы, а Сатана его искушал. В память об этом событии был построен греческий Сорокадневный монастырь.

В Тверии паломники обязательно посетят также гору Фавор, монастырь Св. Закхея, реку Иордан, в которой крестился Иисус, монастырь в Магдале — здесь паломники купаются в источнике. Именно здесь Христос исцелил Марию Магдалину — изгнал из неё бесов.

В пределах Галилейского моря развернулась практически вся Евангельская история. Здесь находятся церковь Двенадцати апостолов, Капернаум, церковь Чуда умножения хлебов и рыб, Табха, Гора Блаженств и церковь Нагорной проповеди. С берега Галилейского моря звучала проповедь Иисуса о мире и любви, на здешних горах он вел беседы с Отцом, в этих местах исцелял больных, совершал чудеса.


В Назарете Дева Мария узнала от Архангела Гавриила о том, что родит Спасителя мира. Христос прожил здесь вплоть до юности. На вершине горы Кармель располагается пещера, где жил святой Пророк Илия, и по преданию Мария с младенцем посещала эту пещеру. Церковь Архангела Гавриила, храм Благовещения, пещера св. Пророка Илии, Русская церковь св. Пророка Илии на горе Кармель — память о перечисленных событиях.

По легенде, город Яффо - древнейший город в мире: Ной здесть построил свой ковчег на берегу моря, а сын его, Иафет, основал город. Апостол Пётр долгое время жил в Яффе и именно здесь он, по легенде, воскресил праведницу Тавифу. В Яффо паломники посещают Русскую церковь святого апостола Петра и Часовню святой праведницы Тавифы.

В Лидде родился святой Георгий Победоносец, здесь же находится церковь его имени. В городе хранится нерукотворная икона Божьей Матери, появившаяся (по преданию) ещё при её жизни.

Святые места Иерусалима

На древних картах мира Иерусалим изображен в самом центре, и сегодня он также общая святыня для христиан, иудеев и мусульман. Город на протяжении веков является поводом для бесконечных многолетних споров и жестоких кровопролитных войн. И тем не менее, каждый год сюда приезжают сотни тысяч людей самых разных вероисповеданий.

Иерусалим поистине смело можно назвать городом мира, ведь такого поразительного смешения народов, памятников истории, традиций и культур, где властвуют в равной степени церкви, мечети и синагоги, вы больше нигде не встретите.

Библейские места Израиля в Иерусалиме :

1. Храмовая гора . Располагается она на территории Старого города, в его юго-восточной части. Она представляет собой прямоугольную площадь с высокими каменными стенами. Храмовая гора занимает центральное место в Иерусалиме не случайно, она является священной для иудаизма — евреи во время молитвы обращаются к ней лицом. Это объясняется тем, что раньше на месте горы был Храм, который дважды разрушался. Сегодня от Храма осталась лишь часть Западной стены, или Стена Плача — символ веры еврейского народа, а также традиционное место молитвы.

В иудаизме и в христианстве существуют пророчества о приходе Мессии для избавления всего человечества. Тогда же будет возведен Третий Храм – духовный центр для всех народов мира.


Храмовая гора — священное место также и для мусульман. Важнейшие после Медины и Мекки святыни располагаются на Храмовой площади. В самом центре, где стоял иудейский Храм, возведена мечеть Куббат ас-Сахра (иначе — Купол Скалы). В южной части находится мечеть аль-Акса. Мечети тоже подвергались разрушению и даже были переделаны под христианские церкви во времена крестоносцев.

В Храме раньше находился Ковчег Завета — святая святых евреев. Именно здесь являлся Бог, чтобы провозгласить волю, а в самом ковчеге хранились Скрижали Завета для еврейского народа. Таинственным образом Ковчег исчез перед разрушением Первого Храма, его поисками до сих пор занимаются известные археологи.

2. Стена Плача . Как я уже сказала выше, в наши дни сохранилась лишь западная часть стены. Стена Плача — невероятно почитаемое святое место. С конца шестнадцатого века для верующих иудеев она приобрела исключительное религиозное значение.

Верующие всего мира уверены, что искренняя молитва у Стены Плача может оказаться действительно чудодейственной. И существует множество доказательств того, когда люди, помолившиеся у Стены Плача, исцелялись от страшных недугов, а женщины избавлялись от бесплодия.


Одной из традиций является написание записок с просьбами о помощи. Верующие всего мира приезжают к Стене с большим количеством таких записок, переданных от друзей и знакомых, которые не могут приехать. Считается, если вставить в щели Стены Плача эти послания, Бог прочитает их и поможет страждущим.

3. Голгофа . Это гора, известная тем, что здесь был распят Иисус.

По библейским преданиям, под этой горой находилась глубокая яма, куда после казни сбрасывались тела преступников и кресты, на которых их распинали. Крест Христов был также сброшен в эту яму и засыпан. И лишь спустя века крест нашли во время раскопок царицей Еленой, матерью римского императора Константина I. По преданию, сохранились даже гвозди, которыми распяли Христа.

6. Город Капернаум на озере Кинерет — город, где Христос проповедовал. Крайне необычно видеть среди арабских поселений православный Храм 12 Апостолов.



7. Недалеко от Капернаума располагается рыбацкая деревушка Табха , где Иисус накормил двумя рыбами и пятью хлебами всех присутствующих, прошел за лодкой по воде, чудом успокоил шторм и появился перед учениками здесь после своего воскрешения. Монастырь Умножения Хлебов и Рыб был построен как память об этих чудесах.

Экскурсии по святым местам Израиля

Поездки в Израиль — одно из популярнейших туристических направлений в мире. В подавляющем большинстве туристы отправляются в Иерусалим, но очень многие из них едут по христианским святыням. На экскурсию по святым местам Иерусалима можно отправиться почти из любого города Израиля, нужно лишь заказать заранее поездку в экскурсионном бюро страны. Существуют также организованные выезды из Египта в Иерусалим и наоборот — туристы, отдыхающие в Израиле, могут посетить достопримечательности соседних стран, таких как Египет и Иордания.

Поездки в Израиль на Рождество или Пасху очень популярны. Заказывать такое путешествие по святым местам нужно заблаговременно: следует учесть популярность праздников у христиан и загруженность рейсов. Стоит помнить также о количестве туристов и паломников, посещающих страну в такие большие христианские праздники.

Израиль — страна, в которой должен побывать каждый. Я очень надеюсь, что собранная мною информация пригодится вам, вашим близким и родным. Не болейте!

Ваша Ольга Прихожая.

Ежегодно Израиль посещают тысячи Россиян. Что они делают здесь, зачем едут? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Давайте перенесёмся в Иерусалим и посмотрим.

Храм Гроба Господня . В центре храма — большая группа туристов. Наши или нет? Лица вроде бы русские. Подойдем ближе. Шорты мужчин неуклюже обмотаны платками, на модно остриженных лбах тёмные очки, голые плечи женщин небрежно прикрыты прозрачными шарфиками, распущенные волосы всех оттенков, яркий макияж, на ногах у большинства шлепанцы.

Такое ощущение, что этих людей прямо с пляжа перенесла сюда какая-то волшебная сила. Перед ними – часовня, внутри которой — Гроб Господень, — место, где произошло Воскресение Христово . Спиной к часовне стоит гид, немолодая женщина с короткой стрижкой и большим цветком в руке. «Друзья! – обращается она к туристам, — перед Вами так называемая могила Иисуса, — это исторический памятник 10 века. Археологи производили здесь раскопки, но костей Иисуса не обнаружили».

Группа демонстрирует полное отсутствие каких бы то ни было эмоций. Сыны и дочери страны, называемой Третьим Римом и призванной спасти мир, смотрят по сторонам равнодушно-рассеянным взглядом туриста, которого привели в незнакомое место и сообщают ему какие-то неизвестные ему доселе исторические факты, кто-то фотографирует на телефон, несколько человек вежливо слушают гида.

В самом деле, не будете же Вы спорить с гидом на экскурсии где-нибудь в Европе, если он вдруг переврет биографию какого-нибудь короля или неуважительно отзовется о нем? Где-то рядом, возле Голгофы, раздается дружный громкий смех – это пришла группа европейцев, они рассматривают мозаику снятия со Креста, и состривший по какому-то поводу гид (вот только по какому!?) довольно наблюдает за бурным одобрением своих туристов. Между Россиянами и европейцами, тесно прижавшись друг к другу, боясь отстать от своих, к часовне протискивается человек сорок смуглых мужчин в просторных народных рубахах, с ними нарядно одетые женщины: разноцветные парчовые сари отделаны золотыми нитями и блестками, головы прикрыты пестрыми тканями. Россияне оживленно фотографируют индусов, а те, к великой радости туристов, начинают благоговейно снимать обувь перед входом в Гроб Господень.

Следом за ними быстрым шагом ко Гробу Господню подходит группа паломников из России. Они размашисто крестятся, кто-то делает земной поклон, у многих на глазах слезы, что-то кратко объясняет гид, и вот мощное «Христос Воскресе из мертвых…» заполняет храм. Удивленно оглядываются российские туристы, как-будто им не очень ловко за своих соотечественников, снисходительно качают головами европейцы, широко улыбаются индусы…

Такую картину можно наблюдать в храме Гроба Господня ежедневно. Контраст между верой и безбожием, так ярко видимый в Иерусалиме, стар как мир, и незачем было бы о нем писать, если бы не одно «но». Обе группы, и туристов и паломников — русские, и пришли они не в музей, а ко Гробу Господню, к истокам веры, за которую их прадеды когда-то проливали кровь, веры, которой стояла когда-то Русская земля. Сегодня же для одних Россиян Иерусалим и Святая Земля – это драгоценное место встречи со Христом , для других – ещё одна «заграница». Верующие и неверующие Россияне здесь в Иерусалиме кажутся двумя разными нациями, не похожими ни внешним видом, ни поведением, ни восприятием. Одни едут, чтобы припасть со слезами ко Гробу Господню, другие — просто выбирая из сотен туристических направлений останавливаются на Израиле. Почему? В этом ответе на этот вопрос и кроется надежда, на то, что всё не так плохо (пока ещё).

Давайте поднимемся на Голгофу и понаблюдаем за группой российских туристов ещё немного.

Уже хорошо знакомая нам гид с цветком заканчивает свои объяснения (слава Богу, что мы не слышали их сначала): «Сейчас вы подходите, касаетесь рукой отверстия, в котором стоял крест. Затем ставите свечи. Внимание! Это — место смерти, и здесь вы ставите свечи только за упокой. За здравие здесь свечи ставить нельзя. Их надо ставить слева, снаружи».

Лишив людей таким образом возможности поставить свечи о здравии и спасении своих близких на месте, где произошло искупление рода человеческого, и проинструктировав русских людей, как надо прикладываться, гид удаляется в сторону подождать пока группа «закончит», а туристы старательно, как дисциплинированные школьники, выполняют ее указания. Такое ощущение, что эти люди приехали из страны, где просто нет храмов, и они в первый раз видят свечи, святыни, иконы. и потому нуждаются в пояснениях неверующего человека как себя здесь вести… Но всё же. Они ставят свечи, а кто-то даже неловко крестится. Значит, не всё потерянно, значит где-то глубоко (в генетическом коде?) теплиться искорка веры!

Пусть в Израиль их пока привело любопытство, желание увидеть страну передовых технологий, лучшей в мире медицины, самых вкусных фруктов и самых больших бриллиантовых бирж. А может быть они слышали о разнообразии наших климатических зон, красивой природе, или привлёк наш восточный колорит и исторические древности… Так или иначе, но здесь они столкнулись с другой страной, которая находится внутри Израиля. Имя этой стране — Святая Земля .

Да-да, это другая страна. Вход в неё лежит через двери сердца, и что бы увидеть её, нужно включить другое зрение, внутреннее, духовное. И тогда человеку открываются богатства, о которых он и не подозревал раньше. Богатства, обрести которые на Родине он смог бы, быть может, годами напряженного духовного труда и поиска, или через тяжелые испытания и потрясения. Это богатства веры и Богообщения, изобильной благодати и духовных прозрений. На Святой Земле эти сокровища разбросаны повсюду – берите даром. Святые места как живые иконы, как свидетели евангельских событий несут в мир самую действенную проповедь о Христе вот уже полторы тысячи лет . Это ли не богатство?

Почему же одни видят это, а другие проходят мимо, видя только фотокадры на экране своего телефона? Как говорил Клайв Льюис: «То что человек видит, зависит от того, с какой точки он смотрит, и что он за человек «. Если второе подвластно только Богу, то первое во многом зависит от гида, программы поездки и окружения, в котором человек приехал на Святую Землю. Нередко неверующий человек, попав в паломническую поездку и проведя неделю на святых местах в обществе православных церковных людей и священника, слушая рассказы верующего гида, уезжает другим человеком. Однако, неверующие люди редко попадают в паломнические группы, а приехав туристом получают очень мало. Господь, конечно, может коснуться сердца человека в любой ситуации, и мы не будем даже пытаться проникнуть в эту тайну. Однако, неоспоримо то, что влияние святых мест на человека связанно с движением его сердца, его молитвой к Богу . А к молитве личной подвигает нас живая проповедь, сердечный рассказ о Христе и молитва соборная . Вот поэтому почти бессмысленными с духовной точки зрения являются «светские» посещения Святой Земли.

«Ну и что? — скажете вы. Каков же вывод? Это дело личное – кто-то верит, молится и чего-там получить, а кто-то просто хочет ознакомиться с памятниками архитектуры и ему от этого хорошо. Свободу выбора никто не отменял». Это было бы верно, если бы не положение современного мира, которое скоро, кажется, будет диктовать нам абсолютно иные правила игры. Совсем ещё недавно, мирно наслаждающийся своим безбожием христианский запад, которому так подражают современные россияне, был потрясен новой силой, правит которой не свобода выбора, а бесовская сила религиозного фанатизма. Недавно, казалось бы, это была горстка бандитов с автоматами. Но вот со скоростью летящего с горы снежного кома она превратилась в стотысячную армию с танками и ракетами. Вот уже благополучные европейские и православные российские дети оказываются в их рядах, где жгут живьем людей и убивают женщин и младенцев. Мнимая свобода и толерантность поставили сегодня под угрозу само существования христианского мира, потерявшего Христа. И тем самым поставили под угрозу и существование Святой Земли. Сегодня, как и неоднократно в истории, Россия — единственная страна в мире, способная серьезно противостоять этой вражьей силе , но не танками и политическими решениями. Разве танками можно победить дьявола? Сила любого народа — в его вере . Когда Россия была православной страной, она была непобедима. Как никогда сегодня России нужен подъем веры, укрепление православия. И это уже дело не только самой России, это нужно миру, который Россия, похоже, действительно призвана спасти. Для этого ей нужно очень много сил. А где черпать нам силы, как не в Иерусалиме, у Живоносного Гроба?

Не на Запад, а на опыт предков нужно обратить сегодня свой взор русским, и вспомнить их отношение к Богу, к своей вере. Наши предки, создавшие великую Российскую Державу, были набожны и благочестивы. Высшим проявлением этого благочестия были паломничества , или как тогда говорили «хождения» во Святую Землю. С 11-го века простой народ тысячами шёл молиться ко Гробу Господню. Тогда эта Святая Земля была куда менее доступна чем теперь, а путешествие было крайне трудным и опасным. Только к середине 19 века Святой Землей занялась Царская семья . Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. Антонин Капустин , покупал здесь земли, строил монастыри и храмы, школы и паломнические дома на личные средства дома Романовых и русских людей – от дворян до простых крестьян. Благодаря им паломничество стало доступнее, безопаснее, и еще многолюднее, однако оставалось делом очень трудным, решиться на которое человек мог только с верой.

Паломничество — это приобщение к тысячелетней традиции духовной жизни Церкви

Тогдашним россиянам и в голову не могло прийти путешествие на Святую Землю с иными целями, кроме молитвы и покаяния, а значит, верили они, Бог не оставит. Часто шли босиком, в кровь стирая ноги, не решаясь надеть обувь на земле, по которой ходил сам Господь. К Иерусалиму нередко походили на коленях, целовали землю, плакали. Путешествие длилось тогда 9 месяцев, за которые паломник не знал почти покоя и отдыха, постоянно находясь в пути от одной святыни к другой, питаясь часто только сухарями и водой, участвуя в Богослужениях на святых местах. Не редко и умирали здесь из-за недостаточного питания, инфекционных болезней и разбойников. К святыням везли пожертвования: иконы, паникадила, колокола. Не от избытка, а собранные всем миром от горящего любовью к Богу сердца, для укрепления святынь и православия на мусульманском востоке. Поддерживать монастыри и храмы на Святой Земле всегда было трудно. После падения Константинополя помогала Царская Россия, после падения Царской России помогает каждая копеечка приносимая паломниками.

Паломники, однако, делают дело куда более важное, они усиливают собой православное присутствие на Святой Земле , а это способно противостоять многим силам враждебно настроенным к Православию и на востоке, и в мире. Не будет паломников – отберут у православных святые места. Желающие есть. Отберут места – ослабнет христианское присутствие в мире. Местное православное население Святой Земли так же нуждается в поддержке, нас здесь меньшинство, государственная религия Израиля не способствует распространению и укреплению Христианства, а рост иноверного населения год от года все больше.

Вот и выходит что Святая Земля и России как никогда нуждаются сегодня друг в друге . Святая Русь и Святая Земля – много ли еще стран носящих имя «святой»? Без Христа, без православия, что противопоставит Россия своим врагам сегодня? Без русских паломников, как выстоят храмы и монастыри Святой Земли, кто поддержит местное православное население? А без Православия, как будет Святая Земля нести в мир благую весть о Христе?

Вконтакте

Сегодня мы начинаем цикл рассказов о паломничестве. И я расскажу вам о том, куда вы можете отправиться с нашим паломническим центром, какие необыкновенные места посетить, к каким святыням прикоснуться. Наше путешествие сегодня на Святую Землю.

Когда мы слышим словосочетание «Святая Земля», то в первую очередь православному человеку представляются места, связанные с земной жизнью нашего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и Его Святой Матери- Пречистой Богородицы. Паломничество на Святую Землю – одно из самых древних и непрекращающихся, несмотря ни на какие трудности. Люди уже с первых веков стремились сюда, чтобы своими глазами увидеть места, описанные в ЕВАНГЕЛИИ, своими ногами пройти по Земле, по которой ходил САМ СПАСИТЕЛЬ.

До середины XIX века паломники добирались до Святой земли в одиночку или небольшими группами на собственный страх и риск, совершая свой путь главным образом через Константинополь. Такое путешествие продолжалось обычно около двух лет. Оно было сопряжено с множеством лишений и опасностей, оскорблений и насилий. Многим из паломников не удавалось вернуться на родину.

Однако в XIX столетии удобство и безопасность путей сообщения привели к сильному росту паломничества в Святую землю. Немаловажную роль в этом сыграло учреждение в 1847 году Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и создание в 1882 году Императорского Православного Палестинского Общества.

В наше время интерес к паломничеству вновь усилился, тем более, что передвижение по миру стало гораздо проще. В наши дни паломников доставляет до места назначения комфортабельный воздушный транспорт за 4часа перелета.

И мы рады предложить вам паломническую программу на Святую Землю продолжительностью 4, 8, или 11дней на выбор. Программа поездки составлена так, чтобы вы смогли побывать в самых особо значимых для православного христианина местах, помолиться на Божественной Литургии в Храме Гроба Господня, причастится СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАИН.

Маршрут включает города: Иерусалим — Вифлеем — Назарет — Кана — г.Фавор — р.Иордан.

Святая Земля сегодня – это Государство Израиль. Оно было провозглашено 14 мая 1948 года. Политическое устройство – парламентская республика во главе с президентом, который избирается Кнессетом (парламентом). Столица государства Израиль – город Иерусалим. Израиль – географически компактная страна. На географической карте она выглядит, как узкая полоска на берегу средиземного моря протяженностью в длину 450 км, в ширину – 135 км. На севере граничит с Ливаном и Сирией, на востоке – с Иорданией, на юге и на юго-западе – с Египтом. Площадь страны 21596 кв.км. – чуть больше площади нашей республики(для сравнения — площадь Чув.Респ =18343кв.км.).

Численность населения –около 7млн человек. Официальные языки – иврит и арабский. Но на английском говорят почти везде, а также, можно повсюду услышать русский язык — более 1 млн. эмигрантов из стран СНГ в свое время переселились в Израиль. С Израилем у нашей страны безвизовый режим.

Паломничество начинается с Иерусалима. Вы посетите огромное количество святых мест связанных с событиями из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, деяниями апостолов.

Начало паломничества — Елеон (Масличная гора), с нее открывается великолепная панорама на Старый город. Почему «Масличная» — потому что склоны этой горы во времена Иисуса Христа были покрыты сплошь масличными садами. Там же на горе Елеон находится место Вознесения Господа , где на камне сохранился отпечаток стопы Господа в момент Его Вознесения. А на самой вершине горы находится Спасо Вознесенский православный женский монастырь, который принадлежит Русской Духовной Миссии . Там захоронен глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), трудами и чаяниями, которого в 19 веке и была создана Русская Духовная миссия на Святой земле. Здесь же находится Часовня Первого и Второго Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи.

Есть на склоне горы место под названием «Доминус Флевит»- это то место, с которого Иисус оплакивал Иерусалим, предвидя разрушение Иерусалимского Храма и грядущие бедствия.

Еще один участок Русской Духовной Миссии на Масличной горе — монастырь св . Марии Магдалины в Гефсимании . Красивейшее место, очень красивый храм. Там покоятся св. мощи преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы ин. Варвары. На его территории находятся Ступени, по которым шел Иисус Христос во время входа в Иерусалим в Вербное воскресение. Камень, на который Богоматерь уронила свой пояс для уверения апостола Фомы.

Неподалеку, здесь же на склоне Масличной горы расположен Православный храм- Гробница Божией Матери. Рядом Гефсиманский сад, в котором растут и плодоносят Маслины — ровесницы Иисуса Христа. Храм всех Наций, алтарем, которого является Камень Моления о Чаше (здесь Христос молил Бога-Отца об избавлении от страданий; на этом месте совершилось предательство Иуды).

Спустившись с горы, мы оказываемся у ворот Старого города

Пешее паломничество по старому городу начинается от Львиных ворот. Недалеко находится Вифезда – «Овчая купель», в одном из притворов которой Спаситель исцелил расслабленного. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (на этом месте, по преданию, стояло жилище свв. праведных Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы).

Крестный путь – путь, по которому шел Спаситель к месту Своей Крестной смерти. Начинается он от Претории – там во времена Иисуса Христа находилась темница, в которой содержали узников перед судом Римского прокуратора Понтия Пилата. Паломники пройдут этим путем, увидят и прикоснутся к камням, которых касалась рука Самого Спасителя. Припадут к Порогу Судных Врат, через которые Он вышел из города по пути на Голгофу.

Главная Святыня для православного паломника в Иерусалиме – это Храм Воскресения или Храм Гроба Господня . Он вмещает в себя все самые скорбные места последних часов земной жизни Спасителя. Святая Голгофа, где Христос был пригвожден ко Кресту. Камень Миропомазания — где тело Господа, снятое с Креста было помазано маслом и миром. Святая Кувуклия – место Гроба Господня. Придел Ангела, где на камне Ангел Господень встретил Жен Мироносиц после Воскресения Господа. Ротонда Гроба Господня. Кафоликон – Греческий Соборный Храм Воскресения Христова. Часовня Главы Адамовой. Придел св. Иоанна Крестителя. Придел св. равноапостольной царицы Елены. Придел Обретения Креста Господня. Пещера Обретения. Придел св. Лонгина Сотника. Придел Возложения Тернового Венца. Придел Темницы Уз Господних. Придел Плачущей Богоматери. Они – свидетели истинно исторических евангельских событий, и их можно потрогать своими руками, припасть к ним с молитвой. «У Гроба Господня Бог слышит вас так, будто вы говорите Ему на ушко…» — любимая поговорка иерусалимских гидов.

В этом месте душа наполняется необыкновенным трепетом, ощущения словами не передать. После того, как человек побывал в этом храме, изменения в душе происходят у всех. Кто-то это ощущает сразу и явно, кто-то позже, после осмысления, но благодать посещает всех.

Еще вы побываете на горе Сион, где увидите какой была Сионская горница Тайной Вечери; Гробницу царя Давида. Храм Успения Пресвятой Богородицы возведенный на месте дома, в котором жила Божья Матерь вместе с апостолом Иоанном последние годы своей земной жизни. С горы открывается прекрасная панорама на православный монастырь св.Онуфрия, принадлежащий Иерусалимской Патриархии, расположенный в долине сыновей Енномовых (Гай бен Енном или Гееном). Панорама на Силоамскую купель – место помазания на царство Иудейских царей, место исцеления Иисусом Христом слепорожденного.

Не правда ли – это все знакомые нам Евангельские места и события!

Следующее из самых значимых мест на Святой Земле это Вифлеем- город Рождения Иисуса Христа. Алтарь Храма Рождества Христова расположен над пещерой, в которой родился наш Спаситель, в этом храме находится чудотворная икона Богородицы «Иерусалимская». Единственная, на которой Божья Матерь улыбается нам. Здесь же Пещера Вифлеемских младенцев с частями их мощей. Еще вы побываете в Греческом пещерном Храме «Поле пастушков », устроенный на месте, где в ночь Рождества Христова трем пастушкам явились Ангелы, возвестившие о рождении миру Спасителя. Гробница свв. Пастухов – свидетелей Рождества Христова. Еще вам покажут Вифлеемское поле, на котором произошла библейская встреча Руфи с Воозом. Здесь же прошло детство и юность царя Давида-Псалмопевца, и он был помазан на царство пророком Самуилом.

Незабываемой станет поездка в Лавру прп . Саввы Освященного – родоначальника палестинского монашества – это единственная обитель в Пустыне Святого Града, которая хранит древний иноческий устав, завещанный основателем.

Еще вы посетите Монастырь прп . Феодосия Великого , устроенный на месте пещеры, в которой останавливались волхвы после поклонения Богомладенцу-Христу.

Следующий город на ути паломников – это Хеврон — старейший город праотцев Авраама, Исаака и Иакова, столица царства Давида. Там до сих пор растет Дуб Мамврийский , под сень которого Авраам принимал Святую Троицу. На этом месте сейчас находится Монастырь Пресвятой Троицы — Участок Русской Духовной Миссии.

В городе Вифания есть греческая православная церковь на месте дома Марфы и Марии. На территории церкви есть камень, на котором сидел Спаситель. Тамже, в этом городке расположена гробница св . прав . Лазаря Четверодневного .

Иерихон — самый древний город мира. Там в Греческом монастыре Пророка Елисея есть Древо Закхея, на котором сидел сборщик податей в надежде увидеть Спасителя. Каранталь — Гора Сорокадневного Искушения и Сорокадневный монастырь — здесь Господь сорок дней постился и был искушаем. Чтобы попасть в монастырь, надо подниматься пешком в гору. Довольно круто и высоко. А сам монастырь с низу выглядит, как будто приклеенный к скале.

Затем на пути паломников лежит Монастырь прп . Герасима Иорданского в иорданской долине. Это по пути к Месту Крещения на реке Иордан (Вифавар). Библейское название места – Бейт Маавар. Каждый год в день Крещения Господня вода в Иордане начинает бурлить и река поворачивает вспять свое течение под ликующие возгласы собравшихся.

А еще именно здесь три с половиной тысячи лет назад народ Израиля под предводительством Иисуса Навина вброд переходил через реку Иордан, когда, наконец, вступил на Землю Обетованную после Сорокалетних скитаний по пустыне.

Потом предстоят поездки в другие города, связанные с жизнью нашего Спасителя, Божьей Матери, Апостолов и других святых подвижников: Лидда- храм и гробница св. вмч. Георгия Победоносца Православные всего мира любят венчаться в храме Георгия Победоносца и считают, что заключенный здесь брак будет счастливым; Яффа –подворье РДМ, гробница св. прав. Тавифы; Святая гора Фавор – монастырь Преображения Господня. Каждый год в праздник Преображения, на рассвете, гору Фавор осеняет чудесное облако света как знак особой милости Божией.; Назарет –церковь св. Архангела Гавриила над источником Пресвятой Богородицы, в Капернауме вас угостят рыбкой Петра; Канна –город первого Чудотворения Спасителя на брачном пиру; Тверия; Магдала – подворье РДМ – место исцеления Марии Магдалины Господом, Святой источник, где Господь изгнал семь бесов из Марии Магдалины и много, много других святых мест. К сожалению, время, отведенное для нашей передачи не может вместить рассказ о всех замечательных местах маршрута, но поверьте, там везде ощущается необыкновенный восторг души и ощущение погружения себя в ту эпоху. Начинаешь понимать Правду Евангелия.

За время поездки паломники в полной мере насладятся природой этих чудных мест. Вы ощутите «другое течение времени», увидите «иное» небо над головой. Я сейчас рассказываю вам о Святой Земле и переживаю заново восторг, который испытывала там.

Трудно описать чувства, сопровождающие паломника в поездке — это просто надо пережить и увидеть. Разнообразие природы, горы, Галилейское море, оливковые деревья, пальмы, каменная пустыня… Не покидает чувство, что находишься Там, Где Ты Должен Быть, посреди Настоящей Истории.

Если у вас есть возможность — не откладывайте это путешествие, т. к. благодать, которую вы ощутите внутри и сохраните — несравнимо больше, чем «радость» от нахождения в отеле Турции или Египта и ленивое плавание в бассейне! Ощущение присутствия Настоящего Чуда и Наполненности будет сопровождать вас, не только пока вы не покинете эти места, но и еще очень продолжительное время потом. Каждый православный христианин хоть один раз в жизни должен посетить эти СВЯТЫЕ МЕСТА!!!

Колесникова Надежда Юрьевна

Помощник руководителя Паломнического Центра Чувашской Митрополии

История Святой Земли, благодаря её очень удобному географическому положению, соединяющему Египет, Финикию, Сирию, Ирак, Иран (древняя Месопотамия) и Персидский Залив, интересна и богата политическими, религиозными и культурными событиями. С запада её омывает Средиземное море, тогда как на востоке находится пустыня. Таким образом, расположенная в центре региона и являющаяся мостом, соединяющим Египет и Месопотамию, то есть Африку и Азию, Святая Земля, заняла важное место в истории древнего мира. Её пересекали торговые пути, например, такие известные, как Морской Путь (Via Maris), по которому непременно проходили все, идущие с севера на юг, с востока на запад и наоборот. Из-за своего центрального географического положения Святая Земля была популярна также у всех захватчиков с севера, юга, востока и запада.

Римская карта Палестины, известная под названием Pointigeria, 4 век

Галилейский древнейший человек

В различных частях Святой Земли были найдены древнейшие останки людей и животных, датирующиеся периодом Палеолита (1.500.000 -15.000 до н. э.). Однако, самые древние человеческие останки были найдены в пещерах Галилеи и относятся к 70.000 г. до н. э. Они принадлежали к одной из тупиковых ветвей развития человеческого рода, находящейся между неадертальцем и сапиенсом. Археологи назвали галилейского человека палестинским древнейшим человеком. Кроме того, был найден ещё один новый вид древнего человека, жившего в период Мезолита (15.000-7.000 до н. э.) - натуфский человек (по названию скалы Эль-Натуфа на горе Кармель). Натуфский человек возделывал землю, приручал животных, строил небольшие поселения, создал общество и свою культуру. В последующие эпохи - неолита и хальколита (7.000-3.000 до н. э.) - палестинский древнейший человек расселился почти по всей стране, построил такие укреплённые поселения, как Иерихон, совершенствовал изделия из камня, впервые применил бронзу и из собирателя пищи превратился в её производителя. Кроме того, он установил связь с соседними народами и создал свою собственную культуру. Дорога для особой палестинской культуры была открыта.

Доисторические пещеры горы Кармелъ

Горный хребет Верхней Галилеи с библейской горой Мейрон

Первые семиты, ханаанцы, индоевропейцы и индоиранцы

Первые 750 лет второго тысячелетия до н. э., с 2000 по 1230 г., Святую Землю заселили народы, пришедшие из многих других мест. Среди них были индоевропейцы, индоиранцы и семиты с севера, запада и востока. Среди переселенцев был и Авраам с его племенем и стадом животных. Многие из волн переселенцев продолжали кочевой образ жизни пастухов, другие, как, например, ханаанцы, объединялись в оседлые общины, строили укреплённые поселения-государства, развивали искусство и создавали собственные культуры.

Библейский город Мегиддо, Армагеддон апокалипсиса

Евреи и филистимляне

В конце тринадцатого века до н.э. новые волны переселенцев заселили Палестину и изменили тем самым её демографическую карту. Среди них были 12 колен Израиля и группа народов моря, пришедших из района Анатолии, с запада и района Эгейского моря. Последние включали в себя филистимлян (плиштим, согласно Ветхому Завету или пелласги, согласно греческим источникам), ахейцев, данайцев, сицилианцев и многих других.

Холм Офла на юго-востоке современного Иерусалима, на котором был построен библейский Иерусалим

Схематическое изображение Иерусалима в годы правления библейских царей Давида и Соломона (9 век до н. э.)

Керамический саркофаг с изображением филистимлянина (10 век до н. э.)

Первые евреи, объединились в родовые колена с местными племенами, руководимыми, главами-судьями, как изложено в Ветхом Завете (1230-1050 до н. э.) Позднее все колена соединились, создав Объединённое Царство под властью библейских царей Саула, Давида и Соломона (1050-922 до н.э.).

После смерти Соломона, приблизительно в 930 году до н. э., объединённое израильское царство разделилось на два: Иудейское Царство, просуществовавшее до 586 г. до н. э. и Израильское Царство, уничтоженное ассирийцами в 721 г. до н. э. Другая группа, которую составили народы моря во главе с наиболее влиятельными из них - филистимлянами - основала на палестинском побережье союз пяти независимых городов (пентаполис) (Газа, Ашкелон, Ашдод, Гат и Екрон) под предводительством князей, согласно Ветхому Завету (тираны в греческих источниках). Пентаполис, как влиятельное и независимое объединение, просуществовал приблизительно двести лет, до 1000 г. до н. э. Царь Давид, после неоднократных военных столкновений, разогнал филистимлянский пентаполис и присоединил все города к его объединённому царству. Со временем, народы моря слились с местным населением и прекратили своё независимое существование. Спустя восемьсот лет греки и римляне назвали эту страну именем филистимлян -Палестиной.

Библейский город Хацор в северной Галилее

Ассирийцы, вавилоняне, самаритяне и персы

В 721 г. до н. э. ассирийцы уничтожили Израильское Царство на севере, и в 586 г. до н. э. вавилоняне подчинили себе Иудейское Царство на юге. Иерусалим был разрушен и вместе с ним - его знаменитый Храм, являвшийся религиозным центром иудаизма. Ассирийские и вавилонские захватчики насильно переселили большое количество евреев в другие части их империи, поселив на место изгнанных новые народы. Большинство новых переселенцев заселили Центральную Палестину и, в особенности, Самарию, после чего их назвали самаритянами. Небольшое количество самаритян продолжает жить и сегодня в Неаполисе (Шхеме), в Самарии, сконцентрировавшись вокруг их святой горы Гризим.

В 549 г. до н. э. новые захватчики - теперь персы - завладели Палестиной и присоединили её к большой Сатрапии - Эвер Нахара (заречная страна), т.е. западнее реки Евфрат . В годы персидской оккупации, 549-532 до н. э., евреи, жители Палестины, равно как и многие другие народы Персидской Империи, могли вести гораздо более свободный образ жизни, чем при прежних властителях - ассирийцах и вавилонянах. Умеренная политика персов позволила многим высланным евреям возвратиться к их оставленным очагам, восстановить разрушенные города и поселения, а также заново отстроить Иерусалимский Храм. Кроме того, приблизительно за двести лет персидского правления, которые соответствуют по времени золотому веку классической Греции, жители Палестины установили тесные связи с Грецией и греческим миром. Одновременно в Палестину начали прибывать первые греческие поселенцы - как купцы, так и простые переселенцы, и селиться в больших торговых городах палестинского побережья. Так началась эллинизация Газы, Ашкелона, Яффо и Акко (Птолемаис) - городов, которые в последующие эпохи превратились в большие центры греческой культуры.

Греки, римляне и византийцы

Оккупация Палестины, начиная с Александра Великого в 332 г. до н. э. и её последующее присоединение к греческим царствам, сперва - Птолемеев и позднее - Селевкидов, ещё более укрепили связь евреев с греками и греческим миром. Такая тесная связь привела к коренным изменениям в религиозной, политической и просто повседневной жизни евреев. Поэтому последовал неизбежный конфликт между двумя народами и культурами, результатом чего стало восстание Маккавеев и создание полуавтономного государства Хасмонеев (167-63 гг. до н. э.). Однако, несмотря на религиозные и культурные различия двух народов, иудаизма и эллинизма, греческая культура имела сильнейшее влияние как во всех областях иудаизма, так и в повседневной жизни. Кроме того, многочисленные передвижения греков по Палестине и основание греческих городов и культурных центров в наиболее важных точках страны, коренным образом изменили её этнографическую карту. Отныне греки составят большой процент населения Святой Земли и будут оказывать влияние на политическую и общественную...

Графическая реставрация дворца Ирода на Масаде (1 в. до н. э.)

Начало почти двухтысячелетнего периода еврейской диаспоры, создание Первой христианской общины Иерусалима, заложение римской Элии Капитолины на руинах Иерусалима, основание первых христианских церквей и признание христианства официальной религией Римской Империи.

В начале четвёртого века, с переносом римской столицы из Рима в Константинополь, в Палестине начинается новый период религиозного подъёма и экономического процветания.

Событиями, повлиявшими на ход истории Палестины в период Византийского правления (324-630 гг.), были: признание святых мест, строительство великолепных христианских базилик и церквей римскими императорами, принявшими христианство, и в особенности, Константином Великим и его матерью - Св. Еленой, многочисленные стечения паломников, провозглашение Иерусалимской патриархии и распространение христианского монашества.

Напряжённые и часто кончающиеся насилием религиозные диспуты христианских жителей Палестины, разрушительные землетрясения и кровавые бунты самаритян в конце пятого - начале шестого веков, хотя и оставили свой след, но не смогли прервать эпоху процветания и благополучия жителей Святой Земли. Лишь к концу Византийского периода, с разрушительным вторжением персов в 614 г., Палестина >была сильно ослаблена, став лёгкой добычей для арабских завоевателей в 630 г.

Арабы-мусульмане и крестоносцы

Сдачей Иерусалима патриархом Софронием Оману II Завоевателю, начался исламский период Палестины (639-1099 гг.), и арабы-мусульмане стали властителями Святой Земли. Новые завоеватели изначально продемонстрировали свою религиозную терпимость, не мешая существованию христианской религии и, в особенности, монашества. Положение ухудшилось только к концу восьмого века, когда к власти пришла династия абасских халифов, начавших массовые гонения на христиан и принудивших большую часть эллинизированного населения изменить религию и арабизироваться. В десятом и одиннадцатом веках, с учреждением ордена крестоносцев, положение ухудшилось ещё более. 15 июня 1099 г. крестоносцы захватили Святой Город и основали Иерусалимское Царство с границами, которые протянулись почти вдоль всей Палестины. Государство крестоносцев не продержалось долгое время. С победой Саладдина, султана Аюбской династии, над войсками крестоносцев в 1187 г., перестало существовать и их Царство. Небольшое количество крестоносцев, оставшихся на Святой Земле (как, например, в Акко -Птолемаисе), были изгнаны окончательно в 1291 г.

Дворец Умайских халифов в Иерихоне

Мамелюки, оттоманцы и англичане

После изгнания крестоносцев Палестина снова попадает в руки мусульман, однако, сейчас - под тираническую власть Аюбской (1190-1250 гг.) и Мамелюкской (1250-1517 гг.) династий. В 1517 г. турки Оттоманской Империи во главе с Сулейманом Великолепным триумфально вошли в Палестину, после чего она стала частью Оттоманской Империи, вплоть до 1918 г., когда к власти пришли получившие мандат от Лиги Наций англичане, которые правили в Палестине до 1948 г.

Израильтяне и палестинцы

По окончании Второй Мировой войны и с уходом английских войск, сопровождающимся кровавыми конфликтами между арабами и евреями, было создано государство Израиль. Итак, после двухтысячелетней диаспоры, евреи снова смогли вернуться на свою землю и построить своё национальное государство.

Войны 1967 и 1973 гг. расширили государственные границы Израиля до реки Иордан и Голланских Высот в Сирии, углубив, тем самым, ещё больше пропасть между арабами и израильтянами.

Сегодня два народа пытаются найти решение взаимосуществования в создании раздельных границ и правительств.

Что такое Святая Земля? Разумеется, это Ханаан, он же Палестина, он же Земля Израиля. Но на нынешнем глобусе нет никакого Ханаана - есть только государство Израиль и палестинские территории с неясным статусом. Но вот паломники раскрывают текст Писания и читают о пророках и о Самом Спасителе: «…перешел Иордан». То есть отправляются… в Иорданию.

Остатки византийской базилики на предполагаемом месте Крещения Христа

Иордан сегодня - узенькая река с мутной водой, большую часть которой разбирают на орошение полей. Но все равно это главная река этого края, и такие реки не разделяют, а объединяют людей. Можно ли провести границу по Волге или Днепру и не рассечь надвое единую страну? Вот по Иордану провели - да и то, меньше ста лет назад, когда британские колонизаторы делили вместе с французами наследство Османской империи. Всё, что к западу от Иордана, назвали Палестиной, все, что к востоку - Трансиорданией. Так и возникла эта граница, и сегодняшние паломники и туристы обычно не задумываются, что к востоку от Иордана лежит та же библейская Святая Земля, а границей ее служила вовсе не главная река, а великая пустыня на Востоке, которая тянется до самого Междуречья.

Паломнические туры иногда включают краткий заезд в Иорданию: гора Нево, с которой Моисей увидел Землю Обетованную и где закончилась его земная жизнь, место, на котором крестился Спаситель, где проповедовал Иоанн Предтеча и где до него вознесся пророк Илия, дворец Ирода, где Предтеча был обезглавлен. Сразу надо уточнить, что точная локализация всегда немного условна, она опирается отчасти на библейский текст, отчасти на традицию, а отчасти все-таки на догадку. Где, к примеру, Ирод Антипа любовался танцем Саломеи? У него было несколько дворцов, Евангелие не дает ссылки ни на один из них.


На горе Нево

Но только в Махероне, к востоку от Мертвого моря, обнаружили при раскопах большой обеденный зал - а пещеры у подножья холма, на котором стоял этот дворец, могли использоваться как темницы. Стало быть, самое вероятное место для этого события - именно здесь, но точно мы ничего утверждать не можем.

В этом вообще важный секрет паломничества: мы не попадаем в библейскую историю, а лишь приближаемся к ней. Точно так же на Виа Долороза в Иерусалиме мы проходим вовсе не по крестному пути Спасителя, а по улице, построенной на тысячелетие позднее и ныне совершенно туристической, со всеми этими торговцами и зеваками - просто расположена она примерно в том же месте, где проходил и Он. А зачастую мы вообще приходим не столько к месту, где состоялось такое-то событие, а скорее к месту, где принято о нем вспоминать.

Ведь в любом случае каменистая земля под ногами и ярко-синее небо над головой - те же самые, что и в библейские времена, и побывав там, можешь не просто вспоминать библейские события - ты начинаешь видеть, как всё это произошло.

Когда мой друг о. Илья Готлинский позвал меня присоединиться к организованной им паломническо-туристической поездке по Иордании, я сначала колебался. Но когда оказался в этой стране - не пожалел ни разу. О некоторых особых местах и открытиях я расскажу отдельно, иншалла (если будет воля Божья), а пока что приведу только одно наблюдение.

В Израиле, конечно, намного больше всего интересного и яркого - но в этой уединенности, провинциальности Иордании есть и свой огромный плюс. Когда ты бываешь в святых местах на израильской территории, на тебя обрушиваются, волна за волной, пафос и нарратив: три основных религии и множество конфессий и группировок внутри каждой из них, политические партии и национальные меньшинства, профессиональные гиды и доморощенные пророки ведут меж собой непрестанную войну за твое сознание. Каждый настаивает на своей версии Священной Истории, каждый приводит ее в качестве основного аргумента на тему: почему эта земля должна принадлежать именно нам, почему правы именно мы, почему именно нас обижают и унижают все остальные. И никуда ты от этого пафоса не денешься.

И это уж не говоря о том, что все святые места многократно перестраивались и переходили из рук в руки. Достаточно вспомнить о Храме Гроба Господня: он стоит в самом центре Старого Города, но ведь когда-то Голгофа располагалась за пределами городских стен. Сам Иерусалим как бы «подвинулся в сторону», чтобы вобрать в себя эту святыню - он украсил ее, воздвиг на ней храм со множеством алтарей и пристроек (у каждой конфессии свои), и теперь, приходя к месту Распятия, ты видишь множество святынь. Но в них уже очень трудно разглядеть тот жуткий лысый холм у городской стены, ту новую гробницу неподалеку, где и случилось всё самое Главное. Парадокс?

В Заироданье (Трансиордании, Иордании) все проще: когда-то, в древние времена, здесь был перекресток торговых путей, здесь шли караваны из Индии и Аравии в Дамаск и дальше на Запад, но вскоре после арабских завоеваний новые торговые пути были проложены через Багдад, города пришли в запустение, и в их развалинах селились лишь немногие бедуины. А значит, ничего не перестраивалось.


Пустыня Марии Египетской

И еще тут жили монахи. Сюда, по следам пророка Илии и Иоанна Крестителя, отправилась когда-то Мария Египетская, именно в этой пустыне, вдали от святынь, беседовала она один ни один с Богом.

Турпоездка или даже паломничество - это, конечно, не аскетическое упражнение, а скорее удовлетворение любопытства. Мы совсем не подражали Марии Египетской в нашем комфортабельном автобусе с кондиционером, в нашем отеле с оплаченным завтраком и ужином. Но мы вдруг увидели, почему это было так важно для нее и для многих других монахов, пророков, искателей: перейти Иордан, уйти хотя бы на время от пафоса и величия туда, где от века все те же камни и звезды, все те же родники и пальмы, где всё такой такой же нагой и доверчивой предстает человеческая душа перед Вечным - если, конечно, сумеет совлечь с себя лишнее.


В туристическом автобусе на дороге через пустыню


Долина Иордана


Современный храм в долине Иордана




В сувенирной лавке


Вывеска на одном из храмов


Заброшенная деревня


В кафе



Похожие статьи