Фазы психологического исследования. Принципы построения и этапы психологического исследования

23.09.2019

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

МЕТОДИ ПСИХОЛОГІЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯ

Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Психологическое исследование: требования к организации и его этапы. Классификация методов исследования. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ

Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии.– М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – С.6-15

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование - это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследова­ние, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований :

Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.

Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку.

Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.

Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной.

Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Классификация методов исследования



Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности .

Методы научного исследования - это приемы и средства, с помощью которых ученые получают объективные знания о мире, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

В психологии выделяют четыре группы методов :

1. Организационные методы . Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы , которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированности ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия. Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т. д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы . Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод (рис. 1).

3. Методы обработки данных . К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

4. Интерпретационные методы . В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Рис. 1. Основные эмпирические методы психологии

Этапы психологического исследования

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов (схема 5).

На подготовительном этапе проблема определяется и осознается. Определяется цель исследования как желаемый конечный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной.

Основные виды целей:

1. Определение характеристик явления (из литературы, жизни):

Неполнота научного описания характеристик психического явления;

Противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

2. Выявление взаимосвязи психических явлений:

Определение характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости);

Целостность структуры взаимосвязей.

3. Изучение возрастной динамики явления:

Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики;

Развитие в биологическом, психическом, социальном, историческом планах;

Влияние жизненного опыта;

Формирование индивидуальности;

Роль окружения, обучения, видов деятельности и т.д.;

Исследование возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.

4. Описание нового феномена, эффекта:

При решении гипотезы;

При решении новых задач, при развитой наблюдательности;

Выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразие проявлений, объяснение феномена.

5. Открытие новой (другой) природы явления:

Изучение противоречивости, недостаточности объяснений сущности какого-либо явления;

Введение новых терминов, которые бы приняло научное сообщество;

Создание теоретических построений, которые более просты, чем имеющиеся;

Определение сферы действия закономерности.

6. Обобщения:

Выведение наиболее общих закономерностей, чем описанные в литературе;

Введение новых понятий, новых определений, расширение значения некоторых терминов, области их применения;

Конкретизация понятий в целом или какойлибо области психологии;

Обобщение как компонент исследовательской работы.

7. Создание классификаций, типологии:

Разработка классификаций;

Соотнесение классификации с теорией, концепцией;

Определение видов, типов, групп и описание их отличительных признаков;

Новое понимание класса явлений;

Создание более эффективных диагностических процедур на основе классификаций;

Расширение возможностей прикладной психологии.

8. Создание методики для:

Повышения точности, надежности измерения;

Более полной характеристики качеств;

Сокращения времени обследования;

Расширения контингента испытуемых (возраст, пол, уровень образования, состояние психического здоровья и т.д.);

Облегчения обработки результатов (упрощение, алгоритмизация);

Психометрической проверки метода.

9. Адаптация психодиагностической методики:

Модификация методики применительно к новой культуре, этносу, языковой среде.

Указанные цели исследований могут переплетаться.

Объект исследования - это то, что познается. Объектом может быть индивид, группа людей, общность людей и т.п.

Предмет исследования (познания) - свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемых в определенных исторических условиях. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность методического подхода.

ТЕОРИИ в эксперименте непосредственно проверить нельзя.

Теоретические высказывания универсальны. Из них выделяют следствия, которые называют ГИПОТЕЗАМИ (схема 6).

Гипотезы должны быть:

б) операциональными (потенциально опровергаемыми);

в) формулироваться в виде их альтернатив.

Гипотеза может отвергаться, но не может быть принятой окончательно. Любая гипотеза открыта для последующей проверки:

Процесс выдвижения и опровержения гипотез - основной и наиболее творческий этап деятельности исследователя;

Количество и качество гипотез определяются творческими способностями исследователя.

Для доказательства любой из закономерностей причинных связей можно привести много объяснений.

В ходе эксперимента количество гипотез ограничивают до двух (основной и альтернативной), что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных.

Эта процедура сводится к оценке сходства и различия их.

ВОПРОС. Как подобрать литературу по интересующей проблеме, теме исследования?

2. Составляется библиография с помощью:

а) систематического каталога;

б) реферативных журналов (даны аннотации на статьи из периодических изданий, книг, депонированных работ);

в) библиографий известных работ в данной области исследования.

Библиографическое описание каждой публикации лучше делать на отдельных стандартных карточках. Манипулируя с карточками, можно делать выборки по интересующим проблемам.

3. В результате составления библиографии можно сделать выводы:

Количестве публикаций по интересующей теме;

Временных рамках публикаций;

4. Библиографическое описание начинается с фамилии автора, его инициалов, названия книги или статьи, названия сборника, издательства, года, количества страниц.

ВОПРОС. Как работать с литературой?

ОТВЕТ. Предпочтительно вначале просмотреть отобранные книги, не читая их. По книге, имеющей предметный указатель, можно установить ценность материала книги. Библиотечную книгу лучше конспектировать при чтении. Иногда важно переписать выводы автора в том виде, в каком они изложены в работе. Начинать конспект надо с записи полных выходных данных печатной работы, а заканчивать кратким библиографическим описанием с комментариями.

В конспекте четко должны быть выделены цитаты, свои комментарии, замечания. На полях указываются страницы, к которым относится определенный фрагмент, на случай обращения к первоисточнику. Конспектирование ускоряет система сокращений.

В описании экспериментального исследования важно отметить организацию эксперимента, использованные методики, количество испытуемых, их социально демографические и другие характеристики (возраст, пол, образование, профессию, принадлежность к определенной социальной группе).

ВОПРОС. Как написать обзор по изученной литературе?

ОТВЕТ. Литературный обзор может быть построен:

а) по этапам исследования отечественных и зарубежных авторов;

б) по логике изучаемых вопросов, т.е. описание проявлений психического явления по частям, интенсивности и другим характеристикам, например:

место данного явления среди других психических явлений (взаимосвязи и взаимовлияния);

Комплексный состав изучаемого явления: его структура, сущность, природа, разнообразие определений;

Закономерности, которым подчиняется явление;

Практическое использование явления, свойств и функций.

В целом рассмотрение изучаемого вопроса зависит от его специфики.

В литературном обзоре дать характеристику степени ис-следованности интересующей проблемы, насколько она изучена в целом и по отдельным вопросам, выделить малоизученные и неизученные вопросы, противоречия в понимании природы явления как в целом, так и его отдельных сторон.

Постановка научной проблемы предполагает:

1) обнаружение дефицита знания;

2) осознание потребности в устранении дефицита;

3) описание проблемной ситуации на естественном житейском языке;

4) формулирование проблемы в научных терминах.

Психология как и любая другая самостоятельная наука обладает своей методологией.Методология это принципы и способы организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенные в систему .

Методология оперирует терминами «метод» и «методика». Метод – это путь, способ получения научной информации . Методика это конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

Например, метод – тестирование, методика – тест интеллекта Г.Айзенка. Методология определяется системой принципов, лежащих в основе науки в целом.

1. Принцип детерминизма . Психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Этот принцип говорит, что любое психическое явление обусловлено объективным материальным миром и о наличии у любого психического явления причины. Поэтому его еще называют принципом причинности.

2. Принцип единства сознания и деятельности . Согласно этому принципу сознание и проявляется и формируется в деятельности. Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу.

3. Принцип развития (или генетический). Психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Психические явления должны изучаться с учетом их развития как у конкретного человека, так и у группы людей.

4. Принцип объективности . Психика субъективна, так как у каждого человека свои образы памяти, свои излюбленные логические операции, свой привычный тип ассоциаций и т.д. Принцип объективности требует чтобы исследование, проведенное при одних и тех же условиях на одних и тех же испытуемых, но разными исследователями дало одни и те же результаты. Т.е. мнение, личная оценка, отношение не должны определять выводов экспериментатора.

Рассмотрим схему соотношения методологических принципов и методов исследования. Ее можно представить в виде иерархической пирамиды, где каждый следующий этап строится на предыдущем.

Первый, самый большой, фундаментальный пласт – это методологические принципы психологического исследования. Второй, базирующийся на методологии – это методы исследования . Трети й – это методики . С их помощью получают психологические факты. Четверты й – обработка материалов и получение конкретных результатов исследования. Пятый, вершина исследования – это выводы и рекомендации .

Принято выделять этапы психологического исследования:

1. Подготовительный .

а) Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.

б) Подбор и анализ литературы.

в) Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования

г) Подбор, разработка и апробация психодиагностических и исследовательских методик.

д) Выбор схемы организации и проведения эксперимента. В результате этой работы определяется предмет исследования, составляется программа исследования, осуществляется знакомство с испытуемыми.

2. Сбор фактического материала . То есть проведение эксперимента.

3. Обработка и анализ полученных результатов. Включает качественный и количественный анализ.

4. Формулировка выводов и практических рекомендаций . Конечно, на основе интерпретации полученных материалов.

Стратегии психологического исследования:

1. Поперечные срезы . Это одноразовое исследование большой группы людей.

2. Лонгитюдное исследование или продольный метод. Это метод изучения небольшого количества людей длительное время .

3. Формирующая стратегия . Изучаются отдельные стороны психики в процессе их активного формирования, т.е. при целенаправленном обучении и воспитании. Эта стратегия еще называется экспериментально-генетическая.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ.

Существуют различные классификации и типологии психологических методов. Например, все методы можно разделить на два класса : субъективные и объективные . К субъективным методам относят интроспекцию , которая привела науку к кризису в начале ХХ-го века. В основе объективных методов лежит принцип единства сознания и деятельности. Все эмпирические методы сбора психологической информации должны быть объективными. Эмпирические методы делятся на основные и вспомогательные .

Основные методы : наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование, моделирование. Вспомогательные : все остальные, например, контент-анализ, биографический метод, изучение продуктов деятельности, графический метод, анализ независимых характеристик и т.д.

Н.И.Шевандрин проклассифицировал методы , используемые психологией в связи с обучением и воспитанием:

1. Феноменологизации и концептуализации .

2. Исследования и диагностики .

3. Обработки и интерпретации .Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы.

4. Коррекции и терапии .Эти методы направлены на решение каждодневных практических проблем общности людей.

5. Мотивирования и управления .Эти методы позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп.

6. Обучения и развития .Эти методы обучения и развития личности или группы используют потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений и навыков.

7. Конструирования и творчества .Эти методы позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей алгоритмизированного (по правилам) или полностью спонтанного порождения чего-либо нового: решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства, методики обучения и т.п.

6. Разновидности основных методов. Между перечисленными методами нет жестких границ, они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Коротко проанализируем основные методы .

Наблюдение. Различают следующиевиды наблюдения :

1. По характеру контакта: непосредственное; опосредованное.

2. По условиям деятельности: полевое (естественное); лабораторное (экспериментальное).

3. По характеру взаимодействия: открытое или скрытое; включенное или стороннее.

4. По целям: случайное; целенаправленное.

5. По фиксации результатов: констатирующее; оценивающее.

6. По упорядоченности деятельности: выборочное или сплошное (время); произвольное или структурированное.

В ходе наблюдения экспериментатор не вмешивается в изучаемое психическое явление, а только фиксирует. Есть два важных требования к наблюдению: 1) наличие продуманного плана, 2) фиксация результатов наблюдения в дневнике. Необходимо заранее спланировать что именно и как Вы будете фиксировать в дневнике.

Опрос. Это может быть беседа , анкета или интервью . Они дают информацию о мотивации психической деятельности человека, о субъективной оценке человеком своих действий, о целях, предположениях. К опросным методам следует отнести метод экспертных оценок . Его широко применяют при диагностике личности . В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемого: воспитатели, классные руководители, спортивные тренеры, одноклассники и т.д.

Тестирование. Тест – (с англ. – проба) – это метод получения информации об индивидуальных особенностях развития отдельных свойств психики конкретного человека. Тестирование – это специализированный метод психодиагностического исследования, применяя которое можно получить точную количественную характеристику изучаемого явления. Оно предполагает четкую процедуру сбора первичных данных плюс своеобразие их последующей интерпретации.

Различают следующиевиды тестов .

1. По форме проведения: групповые; индивидуальные.

2. По цели: для классификации; для распределения; для отбора.

3. По изучаемому признаку: тесты интеллекта; тесты достижений; тесты специальных способностей; личностные тесты (ситуативные, опросники, проективные).

Тест-задание предполагает оценку психики и поведения человека на базе того, что он делает. Чаще это серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Тест-опросники основаны на системе заранее продуманных и отобранных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Проективные тесты . В их основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые личные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Положительный момент такого вида тестирования – более информативен, нет проблемы социальной желательности, выявляет некоторые явления, свойства личности, которые нельзя выявить ни в каком другом виде тестирования. Отрицательный – занимает много времени, трудности интерпретации, требует высокой профессиональной квалификации со стороны психолога, а также достаточного уровня образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых.

Эксперимент основной метод для получения новых психологических фактов . Основное отличие и достоинство эксперимента в том, что исследователь может по желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость психического явления от внешних условий. Классифицируется эксперимент на два вида: естественный и лабораторный .

Моделирование. Как метод моделирование применяется в том случае , когда исследование явления другими методами затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Модель должна повторять основные параметры и предполагаемые свойства изучаемого феномена. Классифицируются на: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.

Математическое моделирование – это формулы, выражающие законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и т.д. Логические модели используются при изучении мышления человека. Техническое моделирование часто применяется при изучении восприятия и памяти человека. Кибернетическое – использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ.


3. Организация психологического экспериментального исследования

Организация психологического исследования - единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить координацию деятельности всего исследовательского коллектива, эффективное и качественное выполнение поставленных задач. Организационная деятельность в психологическом исследовании строится на основе управления всем ходом научно-исследовательских работ.

Основное назначение организации исследования: обеспечение согласованности научно-теоретических, методических и организационно-технических процедур в соответствии с его целями. Она направлена на то, чтобы последовательность процедур на всех этапах в оптимальные сроки обеспечивала получение надежной и достоверной психологической информации. Ее средствами достигается эффективное использование имеющегося научно-методического потенциала, кадровых и материальных ресурсов исследовательской группы, координируется деятельность всех участников психологического исследования, обеспечивается непрерывность запланированных работ, поддерживается контроль за четким и своевременным выполнением единого цикла исследования.

Основные требования к организации исследования:

- следование общим принципам психологии;

Планомерность хода исследования;

Оптимальная кооперация всех видов работ и обеспечение их необходимыми ресурсами;

Соответствие уровня квалификации исполнителей видам работ;

Обеспечение заинтересованности всех участников в надежных, достоверных, конструктивных результатах;

Более полное использование квалификации, создание условий для творческого роста научных сотрудников;

Гибкость в использовании научного потенциала, эффективность применения методов психологического исследования, систематичность контроля за качеством и сроками выполнения работ.

Процедура - последовательность приемов, действий с использованием инструментария и технических средств для достижения определенной цели. Объектом процедур в психологическом исследовании являются единицы логического анализа (понятия, проблемы, гипотезы и т.п.), изучаемые эмпирические признаки событий, фактов, методический инструментарий, организационные и технические средства.

Типичные ошибки и трудности организации психологического исследования:

1) программа составлена без предварительного знакомства с объектом;

2) на подготовительном этапе не составлены рабочий план и сетевой график выполнения работ;

3) план научно-исследовательских работ не согласован с заказчиком;

4) стремясь быстрее развернуть работы по сбору массовой первичной информации, группа исследователей, не располагая программой, приступила к разработке инструментария;

5) в программе исследования психологами была поставлена задача: выяснить причины изучаемых психологических явлений. Между тем при разработке методики психологи ограничились использованием опросников и самоотчета;

6) в ходе разработки программы были предусмотрены задачи описания и объяснения изучаемых явлений. Однако в содержании программы не была задана практическая направленность выполняемой работы. Психологи предполагали, что сами выводы исследования подскажут пути практического использования его результатов;

7) подготовленный инструментарий не согласован с программой последующей обработки и анализа данных;

8) психологи не стали проводить пилотаж инструментария, мотивируя свое решение тем, что он уже был использован в другом исследовании;

9) перед началом научно-исследовательской работы не была проведена подготовка исполнителей. Руководители сочли, что методика проста и для ее использования не нужна специальная подготовка;

10) до начала сбора психологических данных не была проведена разъяснительная работа среди обследуемых;

11) психологам были резко ограничены сроки проведения исследования. Перед ними встали проблемы: смогут ли они решить поставленные задачи в указанные сроки? На каких этапах и с помощью каких методик и процедур возможно более оперативное выполнение задач исследования?

12) в плане научно-исследовательских работ не был специально выделен этап подготовки итогового отчета.

4 Определение целей, задач и гипотез исследования

Целью практически любого исследования является решение определенной проблемы. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель исследования - желаемый конечный результат. Он может быть: теоретико-познавательным; практическим, прикладным. Существуют девять основных видов целей психологического исследования:

7. Определение характеристик явления. Основанием для такой постановки цели могут быть:

Обнаруженная или отмеченная в литературе неполнота описания характеристик психического явления;

Противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

2. Выявление взаимосвязей психических явлений. При этом в число задач необходимо включить определение характеристик взаимосвязей:

их тесноты, направленности, устойчивости; постараться выявить целостную структуру взаимосвязей или место той связи, которая находится в центре внимания, среди совокупности близких или отдаленных, объяснить сущность связи.

3. Изучение возрастной динамики явления. Изучение процесса роста, созревания и развития психики предполагает использование двух основных подходов: возрастных "поперечных" срезов или "продольных" срезов.

4. Описание нового феномена, эффекта. Он может быть ожидаемым или замеченным в ходе исследования (пример: эффект Зейгарник). Задачами при этом могут выступать: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия его проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

5. Открытие новой (другой) природы явления. Критерии различения нового объяснения:

Обычно недостает введения одного нового термина, нужны новые понятия или изменения понимания ряда терминов, определенных в этой области;

Соотношения новых понятий или новые соотношения утвердившихся понятий должны быть указаны в явной форме;

Новое описание или объяснение дает возможность предсказывать новые, еще неизвестные закономерности;

Закономерность высокого уровня обобщенности редко удается доказать или опровергнуть в одном эксперименте или в ограниченной серии экспериментов.

6. Обобщение. Смысл - в выведении более общих закономерностей, чем описанные в литературе. Необходима широкая эрудиция исследователя.

7. Создание классификации, типологии. Данная цель предполагает:

Поиск и обоснование критериев классификации;

Очерчивание области явлений, охватываемых классификацией;

Соотнесение классификации с определенной теорией, концепцией.

8. Создание методики. При этом необходимо помнить, что новые методики имеют ценность, если они позволяют:

Повысить точность измерения, надежность;

Давать более дифференцированную или более общую и полную характеристику диагностируемых качеств;

Сократить время обследования;

Расширить контингент испытуемых;

Облегчить обработку результатов.

9. Адаптация психодиагностической методики. Это может быть модификация имеющейся методики для того, чтобы она сохранила свое назначение, диагностические возможности при использовании ее в новой культурной, этнической, языковой среде.

Цель подразделяется на ряд более конкретных задач исследования. Задачи исследования ставятся исследователем на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки состояния ее решения на практике. Без анализа "сущего" нельзя переходить к проектированию "должного", т.е. к постановке конкретных исследовательских задач. К сожалению, психологические исследования все еще проводятся иногда с подобными недостатками. Именно это приводит к неконкретному формулированию их задач.

Определение задач - это выбор путей, средств достижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выделение задач должно быть обусловлено разбиением цели на подцели (цели второго порядка).

Среди задач исследования должны быть те, которые обеспечат нахождение новых фактов, и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. В число задач надо включать такие, которые позволят определить "смежные" явления, ближайшие взаимосвязи, детерминанты ближайших уровней психики, внутреннее строение явления.

Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы (они изменяются в зависимости от самого характера научной проблемы):

1) решение определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему (например, выявление сущности исследуемого психологического понятия, явления, дальнейшее совершенствование его определения, разработка признаков, уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения и т.п.);

2) экспериментальное изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, типичных недостатков и затруднений, их причин (такое экспериментальное исследование позволяет уточнить, проверить имеющиеся в литературе данные, поднять их с уровня мнений отдельных авторов на уровень научных фактов, доказанных в ходе специального исследования);

3) обоснование необходимой системы мер для решения поставленной задачи. Это обоснование, с одной стороны, опирается на теоретические данные, полученные автором в ходе решения первой задачи своего исследования, а с другой - на данные, полученные при решении второй задачи исследования;

4) экспериментальную проверку предложенной системы мер с точки зрения соответствия ее критериям оптимальности, т.е. достижения максимально возможных в соответствующих условиях результатов;

5) разработку методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты исследования на практике (если это исследование посвящено развитию теории, то рекомендации могут быть обращены к другим исследователям, решающим более частные проблемы).

Задачи исследования должны быть относительно соизмеримы по своей весомости. Надо преодолеть еще нередко встречающееся расположение рядом очень крупных и весьма частных задач, которые порой вообще являются элементом предыдущей задачи.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования, которых выдвигается обычно от двух до четырех:

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта;

Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития (как правило, этот анализ требует экспериментальных исследований);

Третья - со способами его преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки;

Четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, то есть с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Цель и задачи исследования - понятия относительные. Задача одного исследования может стать целью другого, подразделяясь уже на ряд более конкретных задач. Непременным требованием к каждому исследованию является логическое соответствие наименования темы исследования, его объекта, предмета, проблемы, целей, задач его структуре. Совокупность выдвинутых задач призвана целостно отражать цель исследования. Цель работы должна строго соответствовать проблеме исследования. Нарушение такой логики делает исследование хаотичным, не позволяющим видеть полноту решения поставленных задач.

Конкретные задачи уясняются в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему. С этой целью изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решение, которых представляет прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требует принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.

I СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 2

Лекция № 2 (5)

Тема: «Классификация методов психологии и построение психологических исследований»

План

1. Классификация методов.

2. Этапы психологического исследования:

А) формулировка проблемы;

Б) выдвижение гипотезы;

В) проверка гипотезы;

Г) интерпретация результатов проверки гипотезы.

3. Характеристика организационных методов (сравнительный, лонгитюдный, комплексный, субъективный и объективный).

Классификация методов.

Существуют разные подходы к классификации методов. Некоторые психологи считают целесообразным разделить методы на две группы:

· познавательные (исследовательские) методы;

· методы активного воздействия на личность.

В современной психологической науке к исследовательским методам относится вся совокупность методов, направленных на познание закономерностей психики.

Наряду с этим методологический арсенал психологии способен при необходимости активно влиять на психические свойства личности . К этим методам относятся аутотренинг, групповой тренинг, психологическое консультирование, психологическая терапия, психокоррекция.

К субъективным методам относят наблюдение, опрос, тест – опросник, тест – задание.

К объективным – эксперимент, проективные и объективные тесты.



Наиболее распространенной классификацией методов осуществляется на основе этапов психологического исследования и выделяют четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и интерпретации .

Какие же этапы выделяют при проведении психологического исследования и какова их сущность?

Этапы психологического исследования.

Психологическое исследование предполагает:

1. Формулировку проблемы;

2. Выдвижение гипотезы;

3. Осуществление проверки гипотезы;

4. Интерпретация результатов проверки.

Как правило, о методах психологии говорят прежде всего в связи с третьим этапом – проверкой гипотезы; он предполагает организацию особого взаимодействия психолога с изучаемым объектом. Мы подойдем к этому этапу, обсудив предварительно два первых.

Проблема формулируется обычно как вопрос, на который требуется найти ответ. Это своего рода попытка прорыва в неизвестность, первое с ней соприкосновение. Чаще всего это вопрос о причинах тех или иных факторах, которые определяют существование или специфику тех или иных явлений. Например: «Что (какие факторы) определяет появление асоциальных тенденций в поведении подростков?» или «Как должна строиться система воспитания, ориентированная на личностный рост ребенка?» (в последнем случае речь идет также о причинах: система воспитания рассматривается как фактор, определяющий особенности личностного роста) или «Каковы психологические последствия восприятия рок-музыки для детей дошкольного возраста?».

Во многих случаях проблема соотносится не с причинно-следственными зависимостями, а связями иного рода. Так, вполне правомерен вопрос о наличии и характере связи между уровнем интеллекта и уровнем тревожности как личностного свойства.

Возможна и другая постановка проблем; они могут быть связаны не с отношениями, а с самим фактом существования какого-либо объекта или его особенностей, например: «Обладают ли животные творческим мышлением?» или «Существуют ли в реальности явления телепатии?»

Как правило, проблемы вытекают из практики (в том числе практики теоретических рассуждений) в связи с необходимостью решить конкретную прикладную задачу или в связи с невозможностью теоретического продвижения в той или иной области постольку, поскольку появились факты, необъяснимые или сомнительные с точки зрения той или иной теории. (многие проблемы так и не находят окончательного разрешения и остаются в науке как «вечно актуальные» или объявляются псевдопроблемами).

Можно говорить о проблемах разных уровней: они могут соотноситься с основными положениями теории, с частными ее аспектами и с прикладными задачами. Обратите внимание: как бы абстрактно ни ставилась проблема, ее формулировка всегда предполагает определенную систему толкования явлений (в приведенных примерах – представления о том, что такое «асоциальное поведение», «личностный рост», «воспитание», «творческое мышление» и т.д.), т.е. психолог в постановке проблемы не может быть свободен от сложившихся теоретических представлений.

Итак, проблема сформулирована. Каков дальнейший путь исследователя?

Можно, конечно, заняться «поисками наугад» и, перебирая все возможные явления, выяснить, влияют ли они – и если да, то насколько, - на интересующие психолога события. (В примере с проблемой факторов, определяющих асоциальное поведение подростка, при таком подходе потребовалось бы рассмотреть все события, происходящие с подростками – что, кстати, невозможно – неявно признавая, что все они имеют равную вероятность оказаться причинами асоциального поведения.) Однако такой путь малопродуктивен и чаще всего бесплоден: попытка «объять необъятное» чаще всего затягивается до бесконечности, как бесконечны явления жизни.

Поэтому исследователи действуют иначе. Как правило, они предположительно определяют наиболее вероятный – с точки зрения теории, которой они придерживаются, - ответ на поставленный вопрос и в дальнейшем проверяют правильность своего предположения. Такой предположительный ответ на вопрос о характере связи событий представляет собой гипотезу . Гипотеза также может формулироваться на разных уровнях обобщения, однако для того, чтобы исследование оказалось возможным, она должна формулироваться конкретно, соотносясь с конкретными жизненными явлениями. Так, например, в разбираемом случае гипотеза типа «фактором, определяющим асоциальные тенденции в поведении подростка, являются специфические отношения его со взрослыми» сузит область поиска (отбрасываются, например, рассмотрение биологических причин или анализ отношений со сверстниками), но не позволит перейти к проверке, ибо отношения со взрослыми чрезвычайно многообразны и нуждаются в конкретизации. Если же, например, гипотеза формулируется в таком виде: «Отвержение подростка со стороны родителей выступает как фактор формирования агрессивных тенденций в его поведении», то она проверяема: можно сравнить агрессивные проявления у подростков, воспитывающихся в семьях с различными типами отношений, и если окажется, что в семьях, где наличествует отвержение, у подростков более выражены агрессивнее тенденции, и это различие будет существенным (что определяется по соответствующим разработанным в науке критериям), то гипотезу можно считать подтвердившейся; в противном случае она пересматривается. Одно важное замечание: разбираемые примеры условны; события психической жизни обусловлены многими факторами, и психологи нечасто претендуют на открытие единственного. Именно поэтому, обратите внимание – последняя гипотеза сформулирована именно в таком виде, а не иначе. Сравните две формулировки:

1. Отвержение подростка со стороны родителей выступает фактором формирования агрессивных тенденций в его поведении.

2. Фактором формирования агрессивных тенденций в поведении подростка выступает отвержение со стороны родителей.

Казалось бы, переставлены слова – и только; однако во втором случае мы фактически утверждаем единственность этого фактора, и стратегия проверки такой гипотезы должна заключаться в сопоставлении влияния этого фактора и других; в первом же случае мы утверждаем лишь наличие влияния, и проверкой является работа по его выявлению.

Обратите внимание и еще на один момент. В случае обнаружения значимых различий в проявлении агрессивности у подростков в семьях, где они не выражены (и в первом случае агрессивные проявления интенсивнее), наша гипотеза будет считаться подтвержденной лишь при условии, что мы приняли положение более общего плана, что отношения в семье влияют на характеристики ребенка; тогда действительно отвержение может считаться причиной агрессивности. Но возможно ведь и противоположное представление – тогда выявленная связь может интепретироваться так: агрессивность ребенка является фактором, определяющим его отвержение в семье. Как возможно и представление о более сложных связях, и тогда – что и будет наиболее конкретным – следует говорить о доказанном факте связи между тем и другим, без указания на причинно-следственную зависимость. Очень важно иметь в виду, что гипотеза, как правило, считается подтвержденной в рамках более общей системы представлений.

Итак, основным требованием к гипотезе является требование ее проверяемости. Поэтому в формулировке гипотез не используются выражения типа «Возможно, что…» или сочетания типа «или…, или…» - проверить на истинность можно лишь конкретное утверждение. Вполне вероятно, что у исследователя возникает несколько равновозможных гипотез; тогда они проверяются последовательно.

После того, как гипотеза сформулирована, исследователь переходит к ее проверке на эмпирическом (т.е. опытном) материале.

Сущность и особенности применения эмпирических методов исследования будут рассмотрены в следующей лекции.

Полученные данные при помощи эмпирических методов подвергаются обработке с использованием методов количественного и качественного анализа. К количественным методам относятся, например, определение средних величин и степень рассеивания, коэффициент корреляции, факторный анализ, построение графиков, гистограмм, схем, таблиц и др.

Рассмотрение этих методов на 1 курсе было бы преждевременно, так как требуется соответствующая математическая подготовка. Качественные метод предусматривает анализ и синтез полученных данных, их систематизацию и сравнение с результатами других исследований.

Завершается же исследовательский цикл интерпретацией , т.е. соотнесением полученных результатов с исходной гипотезой, выводами о ее достоверности и дальнейшем соотнесении с теорией, в рамках которой гипотеза создавалась, и – при необходимости – пересмотром определенных положений, что породит новые проблемы, новые гипотезы и так далее, до бесконечности, как бесконечное познание.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02



Похожие статьи