Вся правда о скорочтении. Минусы скорочтения

29.09.2019

Маршалова Ольга Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ,Звездочнинская СОШ"
Населённый пункт: п. Звездочка, Усть-Майский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Скорочтение: плюсы и минусы.
Дата публикации: 07.02.2017
Раздел: начальное образование

Звездочнинская средняя общеобразовательная школа Усть-Майского района РС Якутия Статья: <<>>. Автор: Маршалова Ольга Андреевна учитель начальных классов 2017г. 1
Умение читать, которым овладевает ребенок в процессе обучения в школе, - многогранное умение, и его первоосновой является прочный навык чтения. Без достаточно развитого навыка чтения невозможны ни самостоятельная работа с книгой, ни полноценное восприятие художественного произведения. Поэтому в современной школе наряду с формированием знаний и развитием умений работы с текстом произведения большое внимание должно уделяться развитию навыка чтения. Прежде всего договоримся о терминологии. Речь не будет идти о скорочтении, потому что скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Мы будем говорить об оптимальном чтении, то есть о чтении в темпе разговорной речи, в
оптимальном темпе
разговорной речи. Это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена, например, если ученик будет читать в темпе скороговорки (со скоростью 180 и более слов в минуту), то, естественно понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды. Диапазон же оптимального чтения (когда скорость чтения находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту) – это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость по оценкам психологов на успеваемость, влияют более 200 факторов. Естественно, что все их учесть в нашей работе невозможно. Правда, существует утверждение, что в педагогике все важно. Это верно, но все важно в разной мере. 2
Опираясь на мнения учителей, а также на ряд исследований было установлено, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Это фактор – скорость чтения. Изложенный выше довод – не единственный в пользу техники чтения. Заинтересовавшись этой проблемой, я пообщалась со своими знакомыми учителями, которые преподают литературу в среднем звене школы. Я попросила их провести контрольное чтение в 7-9 классах. Получилось 10 школ. Это 28 классов. Цель: выявить самого слабо читающего ученика. Знакомьтесь… Денис Н., 8-а класс. Скорость чтения 38 слов в минуту. Это, конечно, единичный случай. Но есть и такие, которые показали результаты не на много выше Дениса. Такую скорость чтения обычно имеют ученики, обучающиеся в первом классе. В 8 классе домашнее задание на один день в среднем составляет восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 38. Получается приблизительно 170 минут, т. е. около 3 часов необходимо Денису, чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, Денис за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а трижды – это уже 9 часов; еще прибавим 6 часов, которые Денис пробыл в школе, - получится 15-часовой рабочий день. Плюс время на письменные работы. Вывод очевиден. Таким образом, Денис обречен на неуспеваемость… Можно приглашать самых талантливых учителей, и, тем не менее, они ничем не смогут ему помочь. <<Что делать?>> --- это классический вопрос русской интеллигенции. Самое слабое звено – это начальные классы. Здесь мы, можно сказать, теряем 60-70процентовучеников. Далее они не могут учится на <<4>> и <<5>>. Уже в 5 классе увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не способствует ее усвоению. Поэтому вопрос <<что делать?>> применительно к проблемам школьного образования может быть сначала ограничен: <<Что делать в начальных классах?>>, а затем переведен в более 3
конкретную плоскость: <<С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?>>. Рассмотрим три существующие точки зрения на необходимую скорость чтения учащихся в конце начального обучения. Первая точка зрения принадлежит бывшему Министерству просвещения СССР. В Программе для начальных классов средней общеобразовательной школы было определено, что скорость чтения к окончанию начальной школы должна составлять 80-90 слов в минуту. Вторая точка зрения принадлежит Н.А. Лошкаревой, доценту Московского педагогического университета. Она рекомендует, желательно чтобы скорость чтения у учащихся, закончивших начальную школу, была 120 слов в минуту. И, наконец, третья точка зрения. Она принадлежит видному педагогу В.А. Сухомлинскому. В своей книге <<Разговор с молодым директором школы>> он пишет, что беглое чтение, нормальное чтение – это чтение в темпе150-300 слов в минуту. Если даже взять нижнюю грань этой рекомендации, то есть 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадает с первой. Как же выпутаться практикам из этих противоречивых рекомендаций? В реальных условиях вряд ли в какой-то школе возможно, чтобы все дети учились на 5. Но с другой стороны, какой педагогический коллектив может удовлетвориться тем, что большинство учащихся занимаются на 3? Это является причиной отрицательного психологического заражения школьников по отношению к учебе. Очевидно, нас всех бы устроило такое положение, чтобы большая часть учеников занималась на 4. А для этого мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Может быть, это лишь благие пожелания, а выйти на этот уровень нельзя? Ведь нельзя не принимать во внимание многие факторы обучения. Так, например, разные ученики имеют разный темперамент. Холерики, как правило, говорят и читают 4
в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые холерики, говоря даже в темпе скороговорки – 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным диапазоном 120-150 слов в минуту. Значит, сангвиники и холерики могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий учеников вряд ли достижима скорость чтения 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Такой подарок она преподнесла и нам, учителям. Дело в том, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками. Флегматики и меланхолики составляют менее 10 процентов. Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать? Можно предложить восемь резервов обучения чтению, это те рекомендации, которые могут работать в любых условиях. Важна
не

длительность,

частота
тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: <<Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи.>>. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час-полтора. Чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час-полтора очень трудной работы. Мама здесь допускает очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна 5
порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.
Жужжащее чтение
было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А. Сухомлинского. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более двух минут. Таким образам, общий тренаж в течение урока составит 10х2=20(чел. х мин.) Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если в классе, например, сорок человек, тренаж идет в течение пяти минут: 40х5=200(чел. х мин.) Двести минут общей тренировочной работы. Мы получили увеличение тренажа в 10 раз, целенаправленно отведя для этого всего пять минут урока. Вряд ли необходимо комментировать эти результаты.
Ежеурочные пятиминутки чтения.
Здесь все очень просто. У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, пение, математика, рисование – начинается с того. Что дети открывают книгу, пять минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок. Что же получается? Если учитель работает в классе, где 30 учеников, а на чтение отводится 3 часа в неделю, то за неделю он, попытается опросить каждого ребенка хотя бы один раз. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего 1,5-2 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей нормально читать. Хорошо, если ребенку повезло с семьей, - он компенсирует дома недоработки школы. А если ребенку с семьей не повезло? 6
Тогда весть тренаж по чтению сводится вот к этим двум минутам и естественно, что такой ребенок читать не научится. Очень часто мы слышим разговоры о генах, наследственность, способностях… Скорее всего здесь дело не в генах. Просто обучение чтению организованно не рационально. При двухминутной тренировке в неделю детей научить читать невозможно, какие бы гены у них не были бы. Что же дают ежеурочные пятиминутки за неделю: 5х4х5=100 (мин.) Даже если мы возьмем пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 100 минут. Очевидно, если увеличилось время тренировки в 50 раз, с двух минут до 100 минут, то без всяких методических ухищрений что- нибудь хорошее да получится, несомненно будет положительный эффект. Очень хорошие результаты дает
чтение перед сном
. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще двести лет назад говорилось: <<Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон, грядущий>>, то есть учи так, чтобы это было последним событием дня. Если ребенок не любит читать, то необходим
режим щадящего

чтения
. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку… Можно вполне рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения. 7
Хорошо бы совместить четвертую и пятую рекомендации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сном. Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой
оперативной памяти
. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из шести-восьми слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко. Он руководил лабораторией экспериментальной дидактики. Итак, каким же образом проводятся зрительные диктанты. В каждом из восемнадцати наборов, предложенных профессором И. Т. Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова
ТАЕТ СНЕГ
– восемь букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из сорока шести букв, то есть из восьми-девяти слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две букве. Время работы со всеми восемнадцатью наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из сорока шести букв, то есть из восьми- девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать теперь ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишем шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице, приведенной ниже) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно не большое: от четырех до семи секунд. По истечение этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях… Возможно, что кто-то из учеников в процессе записи скажет: <<А я не запомнил предложение>>. Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: <<Ну хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить>>. 8
Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение стерто, его также записывают в тетрадь. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от пяти до восьми минут времени. Если учитель видит, что многие дети часто заглядывают в тетрадь соседа по парте, то есть не успевают запомнить предложения, на следующий день работу с данным набором предложений необходимо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору. Итак, в среднем на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – это пятьдесят четыре дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать – это уже ничего не дает. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают. Приведу здесь несколько измененные тексты восемнадцати наборов, разработанных И.Т. Федоренко. (Если предложения не будут соответствовать по содержанию теме урока, то их можно заменить равноценными предложениями с тем же количеством букв).
Тексты зрительных диктантов
. 9
10 № Предложения Число букв Время экспоз иции 1 2 3 4 5 6 Набор № 1 Тает снег. Идет дождь. Дует ветер. Небо хмурое. Запели птицы. Поле опустело. 8 9 10 11 11 12 4 4 5 5 5 6 1 2 3 4 5 6 Набор №2 Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берез. 12 13 13 14 14 15 6 6 6 7 7 8 1 2 3 4 5 6 Набор № 3 Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится. 15 16 16 16 16 17 8 8 8 8 8 8 1 2 3 4 5 6 Набор №4 Дятел долбит дерево. Я хочу посадить цветы. Иней украсил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель. 17 18 18 19 19 20 8 7 7 7 7 7 1 2 3 4 5 6 Набор №5 Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Киев Стоит на Днепре. В лесу собирают землянику. 20 21 21 21 22 22 6 6 6 6 6 6 Набор №6

упражнений:
1. Многократное чтение. 2. Чтение в темпе скороговорки. 3.выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмысленно учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечение минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на два, кто-то на три, кто- то на десять). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т.е. чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительному чтению здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны,проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более тридцати секунд. Затем учитель начинает треть упражнение, обращаясь к ребятам так: ,Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит 11
маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, прочитавший несколько раз один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не на долго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, две – три недели, чтение ребенка заметно улучшится. Подводя итоги вышеизложенному, необходимо обратить внимание на то, изменения в школьном образовании могут идти сверху и снизу. На верхних этажах просвещения пересматриваются цели, задачи, программы, учебники. На нижних этажах учителя должны позаботиться о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению. Используемая литература: 1.Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков. – Киев, 1984г. 2.СухомлинскийВ.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1982г. 3. Федоренко И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980г. 4.Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просв., 1991г. 5.Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения. – Начальная школа, 2001г., №5 6.Яшина Н.П. Учить детей трудно, но интересно. – Начальная школа. 2001г., №6 12
7.Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников. – Начальная школа. 2003г., №6 8.Пальченко И.Г. Система упражнений для развития навыка скорочтения у детей. – Луганск, 2013 13

Научиться быстро читать - это проблема для каждого ребенка, особенно в младших классах. Поэтому родители решают испробовать скорочтение, при помощи которого увеличивается количество «проглатываемых» знаков в минуту. Так ли необходимо скорочтение детям?

В современном мире на человечество ежедневно обрушивается огромный поток информации. Ежеминутно печатается три тысячи страниц научной информации. А наши дети к книгам проявляют не такой большой интерес. В основном из-за того, что, затрачивая много времени и сил, информации они получают совсем немного.

Что такое скорочтение?

Нам хочется подготовить своих отпрысков к тому, что в школьные годы многое строится на умении работать с книгой самостоятельно. Тем более, что после младших классов количество «домашнего чтения» увеличивается в два раза. А читательские способности ведь остаются на уровне начальных классов. Вот ребенок и забрасывает чтение, потому что просто устает от него.

На помощь вам может прийти скорочтение - способность быстро воспринимать тексты, но ей нужно обучаться при помощи специальных методов чтения. Соответственно, книги Ваше чадо сможет читать в 3-4 раза быстрее. Существуют методы скорочтения, которые позволяют достичь результата и больше 1000 слов в минуту. Специалисты же утверждают, что при такой скорости очень страдает качество понимания материала.

Скорочтение: за и против

Многие мамочки хотят научить своего отпрыска такому методу, потому что с низкой скоростью чтения к ребенку приходит и в принципе. При помощи скорочтения они стремятся поддержать детское желание к знаниям и умениям.

Одна из мамочек UAUA . info под ником « Albertovna » пишет: « Мы ходили на курсы скорочтения перед школой. Методика действительно эффективная. Ребенок был уже читающий более-менее. Кроме того, там давалось и письмо (печатными), чуть математики и, конечно же, само скорочтение».

Все, кто сталкивался с такой методикой, говорили, что она очень облегчила им жизнь. В частности, это касается взрослых людей, которым приходится в срочном порядке читать договоры по 500 страниц за ночь или научные доклады.

Специалисты склоняются к мнению, что детям скорочтение, по большому счету, не очень-то и нужно. В раннем возрасте нужно уметь наслаждаться прочтенным, а с применением методики такое возможно не всегда.

Мамочка UAUA . info под ником «Три танкиста» поделилась своим мнением об этой теме: « Скорочтение дает скорость чтения, но при этом падает усвоение текста. Я бы скорочтение в раннем возрасте не рекомендовала. Выбросите деньги, а потом будете биться над другой проблемой: прочитал много, а о чем прочитал, забыл через 5 минут. В школе это абсолютно не пригодится».

Самое оптимальное чтение - со скоростью разговорной речи: от 120 до 150 слов в минуту. Именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста. Поэтому только когда школьник научится распознавать слова в тексте целиком, только тогда он сможет овладеть более быстрыми ступенями чтения.

В то же время, скорость чтения всегда ценилась учителями. И в наше время так было, и в школьные годы наших детей так тоже, скорее всего, будет. На этот счет у преподавателей есть даже своя теория, или даже некая закономерность.

«Если проанализировать 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту , - говорит учитель начальных классов Татьяна Грекова . - Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту - приблизительно, конечно. Такова закономерность» .

Конечно, вы сами должны принять решение, стоит ли обучать ребенка скорочтению. Главное - не начать слишком рано, чтобы окончательно не отбить у него охоту к книге. А пока посоветуйте ему читать вдумчиво, перечитывать некоторые строки по несколько раз. Пусть наслаждается речевыми оборотами, смакуя каждое слово. Ведь чтение хорошей книги - это не только нужно для школы, но и очень «вкусно».

Видеосоветы: Психолог Наталья Бойцова рассказывает о мифах и реальности скорочтения

Скорочтение - модно или полезно?

Статья о плюсах и минусах скорочтения - о том, стоит ли учиться быстро читать и как эта скорость поможет студенту в освоении материала во время учёбы в вузе.

Обучение в вузах всегда связано с освоением большого количества материалов по различным дисциплинам. Совершенно недостаточно их просто найти. Всегда необходимо изучить и переработать найденное. Если на поиски материала может уйти совсем не много времени (например, при использовании электронных библиотек), то на ознакомление и переработку тратится гораздо больше усилий.

Кстати, с прочтением большого количества книг сталкиваются не только студенты, но и школьники , и взрослые. Школьникам необходимо читать литературу по программе и готовиться к экзаменам. Среди взрослых сейчас считается модным чтение книг по саморазвитию. А некоторые просто любят книги. Получается, что недостаточно просто научиться читать. Зачастую читать необходимо много и качественно, с усвоением материала.

В связи с этим в последнее время набирают популярность современные курсы по скорочтению, которые позволяют увеличить скорость изучения материала с пониманием смысла. А первые, простые курсы быстрого чтения появились в США в 20-е годы прошлого века.

В основе техники лежит особенность нашего зрительного восприятия. Заключается она в том, что глаз останавливается не на каждом знаке, а 3-4 раза при прочтении одной строки. Следует отметить, что скорость чтения взрослого человека колеблется в пределах 120-180 слов в минуту. Тогда как при скорочтении этот показатель может увеличиться до 600-800, а порой и более чем 1000 слов в минуту. Кроме того, быстрое чтение тесно связано с развитием памяти.

Нужно ли студентам нарабатывать такой навык? Каким образом это нужно делать: самостоятельно или всё-таки на курсах?

Для начала давайте определимся, в чём же суть этого процесса.

Скорочтение - это способность быстрого восприятия текстовой информации с помощью использования различных приёмов. Как говорилось выше, скорость чтения в таком процессе увеличивается многократно. Степень понимания текста при правильном их применении не снижается, а, наоборот, возрастает.

Самостоятельно применять техники скорочтения, без подключения специалиста , можно. Только в этом случае лучше использовать элементы скорочтения для такого типа литературы, которая включает достаточно большой объём информации для изучения, но не подразумевает усвоения важных деталей.

Более того, есть люди, которые вполне успешно пользуются приёмами и техниками быстрого чтения на интуитивном уровне.

Итак, напомним, при чтении наш глаз способен останавливаться не на каждом знаке, а лишь 3-4 раза во время чтения строки. Именно поэтому мы имеем возможность понимать смысл написанного, даже если буквы в слове меняются местами (при условии, что первая и последняя остаются на месте).

Какие же техники используются для ускорения чтения?

Подавление внутреннего проговаривания

Эта техника позволяет воспринимать слова по их написанию. В этом процессе не задействовано звуковое распознавание слова.

Устранение перечитывания

Расширение восприятия поля зрения

При освоении этой техники начинающими используются газеты, в которых текст написан в несколько колонок. Нужно тренироваться останавливать взгляд на строке один раз.

Усиление внимания на чтении

Для этого необходимо отсутствие внутреннего диалога, а также полное отключение от воздействия внешних раздражителей и реакции на них.

Просматривание

Суть техники заключается в поиске ключевых слов и тезисов текста. Это, пожалуй, самое сложное в освоении скорочтения.

Можно смело утверждать, что скорочтение - полезный навык. Осваивать его самостоятельно имеет смысл, только если Вы чётко понимаете свои задачи. Чтобы высокая скорость чтения не сказывалась отрицательно на восприятии текста, необходимо подключать более тонкие техники, которые тренируют с помощью грамотного специалиста по скорочтению . Так или иначе - навык скорочтения приобретается во время обучения , нужно его только правильно оттачивать!

Ольга, PR-менеджер «ИнПро»

Здесь можно оставить комментарий

Задать вопрос или отправить заявку на наши услуги

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

Скорочтение для детей младшего возраста: не преграждаем ли мы этим путь своим малышам?

Написать эту статью меня побудили многочисленные вопросы и от преподавателей, и от учеников Школы устного счета «Соробан»: «Почему у нас не обучают скорочтению? Почти все уже ввели такую программу».
Что ж, давайте подумаем вместе. Любой вопрос, касающийся обучения детей, требует, прежде всего, понимания не только того, что полезного мы дадим, но и осознания ответственности за то, в чем можем навредить. Не только у врачей, но и у педагогов главное правило «Не навреди!»
Итак, что же такое скрочетние? Это уемние схватыавть клюечвые слова пропуксая детали. С одной стороны, это хорошо. С другой – сколько граматимческих ошибок Вы начситали в предудыщих предложиниих абазца?

Даже взрослому, грамотному человеку, не обладающему скорочтением, воспринять неправильность сложно. Мы читаем автоматически. Но при этом все же спотыкаемся на ошибках. А в скорочтении схватываются ключевые слова со страницы. И на осознание правильности написания этих слов времени просто нет. В итоге, слова могут запоминаться в неверном написании. И человек будет считаться неграмотным. Но отнюдь не потому, что плохо учился. Он просто так запомнил эти слова.

Вспомните, как нас учили грамоте и правописанию. Мы читали. Читали много. Читали каждое слово. И после пятисот раз прочтенного слова «слушает» в произведении из трех томов, видя написанное «слушаИт», мы ощущаем дискомфорт. Согласитесь, это так? Мы запомнили образ слова. И этот памятный багаж не позволяет делать грамматические ошибки.
А если этот же трехтомник прочесть за вечер, выхватывая отдельные слова? Стали бы мы грамотными? Будут ли наши дети при таком обучении знать, как правильно пишутся слова?

Соглашусь, быстро читая, человек может сэкономить время, поняв идею произведения, независимо от объема текста. Но обогатится ли внутренний мир читателя?
Давайте вспомним повесть великого писателя Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В чем его сюжет? Оксана поставила условием свадьбы с Вакулой получение ею обуви от царицы. Вакула при помощи черта и запорожцев решил этот вопрос. Все. А как же ночной полет на черте? А встреча с царицей? Прочитав это произведение «по диагонали», человек лишится возможности насладиться яркими образными описаниями национального быта, красоты окружающего мира. Самобытность языка писателя останется непонятой. И это очень печально.

Не могу не признать, что у методики «Соробан» есть нечто общее со скорочтением. И там, и там важны образы. В скорочтении - образы слов, в «Соробане» - образы косточек на счетах. Но в ментальной арифметике идет и дальнейшее развитие - запоминаемые образы динамичны, они развиваются, создавая новые образы чисел, представляя решение новых задач. Мозг постоянно работает.
Я начал этот разговор с вопросов коллег и учеников о том, почему в «Соробане» не учат скорочтению.

Отвечу. Если ребенок правильно воспримет нужную информацию, то без разницы как он прочитал учебник - обычно или быстро. Но для меня, как педагога и родителя, важно, чтобы ребенок развивался гармонично. Поэтому я не приветствую обучение скорочтению в детском возрасте. Объясню почему.

В скорочтении образ слова статичен. Я говорил об этом ранее. Увидели слово и запомнили. Если слово написано правильно - хорошо. А если нет? Современные издательства чаще всего экономят на работе корректоров. И вот отсюда пойдут истоки неграмотности ребенка. Зачем это? Позвольте ребенку зачитываться ночами под одеялом произведениями классической литературы; понять, что Ромео и Джульетта погибли от неприятия их любви окружающими, а не от какого-то модного в те времена течения самоубийств. Научиться скорочтению можно в любом возрасте. Пусть ваш ребенок вырастет и сам поймет, нужно ли ему это.
«Тесто. Тропинка. Лиса». Узнали сказку про Колобка? А готовы к тому, что ваши дети будут читать ее вашим внукам не полностью, а только в три слова? Так и случится, если навык скорочтения сформируется у вашего ребенка прежде, чем он научится читать сознательно.
На самом деле, профессий, где навык скорочтения важен, где из миллионов печатных знаков надо вычленить крупицу информации, не так и много. Журналисты, продавцы книжных магазинов. Больше, пожалуй, сразу и не вспомнить.

Уважаемые родители, всему свое время. Быстрое чтение полезно, но позвольте ребенку самому понять, что оно ему необходимо для дальнейшего развития. Реально важным это умение может быть в старших классах. Не торопите время! Дайте своим детям возможность совершить путешествие по огромному и увлекательному миру литературы.

В завершение возьму на себя смелость сказать о том, что, обучаясь устному счету в Школе «Соробан» дети развивают оба полушария мозга. То есть активно используют возможности и аналитического, и образного мышления. Только представьте, насколько эмоциональнее наши ученики воспринимают образы литературных персонажей? Развитое воображение позволяет идти рядом с любимыми героями, совершать с ними подвиги, учиться любви и доброте. Команда Школы «Соробан» верит в успешное будущее наших учеников!

Теги: Дошкольникам, Скорочтение, советы родителям

Во многих образовательных центрах предлагаются курсы скорочтения. обещает научить этой чудо-технологии всех: дошкольников, старшеклассников, пенсионеров. Преподаватели скорочтения утверждают, что после прохождения курсов многократно увеличивается скорость восприятия информации, понимание прочитанного, улучшаются психические процессы: память, внимание, мышление. Но так ли это на самом деле?

Что такое скорочтение

Скорочтение - это использование специального способа чтения для переработки большого объема информации. Скорость чтения человека, овладевшего этой методикой выше среднестатистической в 3-4 раза. Это позволяет просматривать большее количество текстового материала, находя необходимую информацию. Такая способность необходима людям, работающим с большим объемом информации: редакторам, ученым, студентам, менеджерам и управленцам.

Однако подобное увеличение скорости чтения ведет к пропорциональному снижению понимания. Чем выше скорость прочтения, тем меньше усваивается из прочитанного. Другими словами при скорочтении текст скорее просматривается, читается «по диагонали». Это ведет к потере деталей и нюансов, а зачастую и смысла прочитанного.

Почему скорочтение противопоказано детям

  • Одним из важных составляющих формирования полноценного навыка чтения является понимание ребенком прочитанного. В настоящее время этот критерий считается более важным, чем даже сама скорость чтения. Большинство контрольных работ в школе направлены на контроль именно понимания текста. Скорочтение мешает осознанному чтению, так как преследует совсем другие цели.
  • Часто учителя часто наблюдают так называемое «механическое» чтение, когда ученик читает достаточно быстро, но не улавливает смысл прочитанного. В этом случае отсутствует также и выразительность. Ведь не понимая смысла, невозможно интонационно выделить паузы, голосом подчеркнуть наиболее важные моменты и донести до слушателя эмоции и мысли автора.
  • Бьют тревогу преподаватели русского языка. Дети, прошедшие курсы скорочтения начинают демонстрировать падение грамотности. Ведь для того, чтобы писать грамотно, необходимо четко представлять как пишется данное слово. Для этого текст нужно читать медленно, орфографически и желательно по слогам. Овладевшие скорочтением дети воспринимают образ слова, не вникая в особенности написания. Поэтому и напишут его так, как им запомнилось «на лету», не концентрируясь на грамотном написании.
  • Психологи считают, что детский организм в силу возрастных особенностей развития не может воспринимать слишком быстро прочитанную информацию. Для того чтобы разобраться в трудном материале, ученикам начальной школы необходимо читать медленно, вдумчиво, проговаривая материал про себя. Интуитивно, трудный текст дети сами начинают читать вслух, а не про себя. Тем самым, они искусственно замедляют скорость чтения для облегчения процесса понимания и запоминания.

Подводя итог, можно сказать, что скорочтение в младшем школьном возрасте несет больше вреда, чем пользы. Раннее овладение этой техникой противоречит возрастным психологическим особенностям, мешает формированию грамотности, вредит выразительности чтения и правильному пониманию прочитанного.

Для того чтобы скорочтение принесло пользу, овладевать этим методом рекомендуется не ранее, чем с 15-16 лет.

В последнее время скорочтению уделяется много внимания, и некоторые его апологеты иногда объявляют его средством, годным для всех случаев работы с литературой.

Я полагаю, что такой панацеи вообще не существует и что мыслимых способов чтения может быть хорошим или плохим в зависимости от многих конкретных обстоятельств и, в частности, от:

  • индивидуальных особенностей человека (его интеллектуальных способностей, типа его памяти, темперамента, возраста и т.д.);
  • его образовательного ценза, эрудированности в тех вопросах, которые затрагиваются в штудируемой литературе;
  • задача, которая стоит перед ним, его установки (если эта установка сформирована);
  • особенностей текста, его содержания, характера (беллетристика, публицистика, научно-популярная, научная литература), стиля;
  • внешнего оформления текста (величина шрифта, качество печати, наличие графиков, таблиц, расчетов и т.д.).

Зависимость темпа чтения от индивидуальных особенностей человека не подлежит сомнению и в особых комментариях не нуждается. Скорочтением, при прочих равных условиях, конечно, будут легче овладевать людям с высокими скоростными возможностями, особенно в области интеллектуальной деятельности. Холерики и сангвиники при обучении скорочтению имеют несомненные преимущества перед флегматиками. Преимущество эйдетиков перед людьми с обычной памятью также, по-видимому, является бесспорным. Несомненно и то, что с возрастом способность к скорочтению прогрессивно снижается.

Общий культурный уровень читателя, его эрудиция и специальность имеют самое прямое отношение к манере работы с книгой и, в частности, к доступному для него темпу чтения. Хорошо осведомленный в каких-то вопросах человек быстрее «схватывает» содержание текста, посвященного этим вопросам, нежели новичок в данной области знания. Имеет значение также и то, как часто и как миного читает специальную (или какую-то другую) литературу данный конкретный человек. Тот, кто читает часто и помногу, обычно читает сравнительно быстро, причем эрудиты в каких-то вопросах скорее даже не читают, а просматривают соответсвующую литературу. Нужно думать, что такие люди без большого труда освоят скорочтение, если им это вообще понадобится.

Задачи, стоящие перед читателем, и те установки, которые в связи с этими задачами могут у него сформироваться, также сказываются на скорости чтения. При необходимости с помощью литературных или сетевых источников найти ответ на какой-то частный вопрос текст просматривается обычно очень быстро: нужное и ненужное в нем четко дифференцируются по ряду опознавательных признаков (специальные термины, числа, символы, имена и т.д.), и работа сразу же завершается, как только необходимая информация извлекается из текста. На темп работы влияет также и то, как долго предполагается сохранять в памяти полученные сведения. Если такой необходимости нет вообще, работа выполняется в максимально доступном читателю темпе. Такой способ работы характерен для работников прессы (сотрудников газет, журналов и т.д.) и всех тех читателей, перед которыми стоит чисто утилитарная задача - выделить из текста, содержащего много общих фраз, стандартных выражений, тривиальных истин, только некоторые конкретные данные (цифровые показатели, основные выводы и т.д.). В таких случаях скорочтение оправдывает себя, и овладение его способами оказывается полезным. Другим будет способ работы с текстом, если читатель нацелен на овладение всем богатством его содержания и на восприятие его художественных достоинств (а следовательно, и на переживание эстетических эмоций). При решении таких задач скорочтение окажется не полезным, а вредным.

Наибольшее влияние на скорость чтения оказывает содержание текста. Чем оно проще, тем выше может быть темп чтения. Серьезные произведения требуют медленного, вдумчивого чтения и даже повторного перечитывания текста. Надо думать, что изучение философских произведений полностью исключает применение скорочтения. Длительное раздумье - постоянный спутник над такими произведениями. Чтение философской и любой другой, по настоящему содержательной, научной литературы должно быть творческим, а творческий тип чтения и скорочтение несовместимы.

Если говорить о чтении художественной литературы, то и здесь ее характер, ее жанр целиком определяют темп чтения. Да, конечно, разного рода детективные произведения можно читать с максимальной скоростью, проследив лишь сюжетную линию книги. Но если так подойти к чтению Шекспира, Толстого, Тургенева, Голсуорси, то, кроме вреда, от этого ничего не получится. Читая классические произведения, необходимо как можно старательнее иллюстрировать текст с помощью своего воображения. Описания природы следует переводить в ее наглядные образы, стараться почувствовать ощущения, испытываемые героем произведения. Его самого также следует представить себе возможно более ярко, наглядно. Он должен жить в воображении читателя. В по-настоящему хорошем произведении нет ничего, чем можно было бы пренебречь, мимо чего можно было бы пройти. Лучше не брать в руки классику, если владеешь только способом скорочтения! Я уже не говорю о поэзии, где скорочтение так же неприменимо, как удесятеренное по скорости исполнение «Аппассионаты» Бетховена.

Темп восприятия высокохудожественного произведения является функцией (в математическом смысле) его содержания.

Из сказанного следует, что скорочтение, как и чтение в оптимальном и медленном темпе, оказывается хорошим или плохим в зависимости от ряда конкретных условий. Вопрос - хорошо или худо скорочтение - так же бессмыслен, как и вопрос, полезен или не полезен дождь. Дождь может оказаться необходимым для земледельца и одновременно вредным для гончара, выставившего на солнце для просушки свои горшки. Иными словами, для чтения одних видов литратуры скорочтение хорошо, для других - скверно. Где-то оно может быть полезным, где-то вредным. К этому следует добавить, что длительное, постоянное скорочтение может привести к утрате навыка вдумчивого, критического и творческого чтения. Привычка галопировать по тексту дает себя знать с отрицательной стороны при необходимости разобраться в трудном, насыщенном серьезной информацией тексте.

Основным способом работы с серьезной книгой должен быть творческий подход. Каждое обращение к тексту в большинстве случаев, особенно если иметь в виду научную литературу, должно быть предлогом самостоятельного поиска, напряженного раздумья, смелого гипотезирования.

Чтобы справиться с потоком информации, пользователи вынуждены осваивать все новые приемы скорочтения, а авторы конкурируют за рассеянного читателя, сокращая объемы текстов. Но до какой степени мы можем ускорить процесс чтения без ущерба для смысла?

Запуск нового приложения для быстрого чтения Spritz взбудоражил умы читающего сообщества. Соединяя в себе идеалы cкорочтения и технологии электронных книг, приложение сделало быстрое чтение более доступным для тех, кто предпочитает электронные книги бумажным и не хочет тратить много времени на специальные тренинги. Принцип работы приложения прост: оно выделяет наиболее часто повторяющиеся слова или группы слов (до 13 знаков) и выводит их в четкой последовательности на экране. Это позволяет пользователям читать текст, не водя глазами по строчкам и не меняя фокуса, вместо этого приложение само доставляет самые важные слова текста в поле вашего зрения, так, что взгляд остается неподвижным. Таким образом, постоянная работа и напряжение глаз, от которых мы страдаем при обычном чтении, уже не актуальны. Наконец-то, в череде посудомоечных машин и пылесосов появилось еще одно устройство, которое сокращает наши физические затраты и экономит время.

Идея создателей Spritz заключается в том, что приложение позволяет не тратить энергию на движения глазами при чтении, на которую мы обычно затрачиваем 80% от всего времени, которое расходуем на чтение. Таким образом, мы можем посвятить 100% времени вместо традиционных 20% на то, чтобы понять содержание прочитанного текста. Это утверждение подозрительно схоже с расхожим мифом о том, что человек затрачивает возможности всего 10% своего головного мозга, и только невозможность получить доступ к остальным 90% удерживает нас от того, чтобы стать суперменами. Но было бы преждевременно заявлять, что просто перестав скользить глазами по тексту, мы можем читать намного быстрее, при этом не меняя качества чтения.

Эксперты уже бьют тревогу. Психолог Майксл Мэссон, который проводил исследования по быстрому чтению, рассказал изданию The New Yorker, что движение глазами во время чтения, которое приложение Spritz считает пустой тратой времени, дает мозгу требуемое время для анализа текста. «Одна из причин, по которой происходит однотипное повторяемое движение глазами во время чтения, заключается в том, чтобы избежать непонимания содержания текста во время чтения», - говорит Мэссон.

Другой психолог, Кит Райнер, в интервью тому же изданию соглашается с мнением коллеги. Spritz не оставляет читателям даже небольшой паузы для того, чтобы мозг мог осознать прочитанное или перечитать предложение в случае затруднения. Вместо этого, по словам Райнер, «каждый раз, когда мозгу будет требоваться время на осознание прочитанного, читатель будет сбиваться», - а это может стать значительной проблемой в использовании приложения, учитывая, что текст постоянно продолжает возникать на экране, а у вас нет времени прочитать и осознать прочитанное.

Принцип работы Spritz вполне соответствует духу времени. Новое приложение - это часть быстро развивающегося тренда «интернетизации» чтения и письма. Короче, быстрее, проще - нам нужны не только приложения, которые позволяют читать тексты быстрее и эффективнее, нам требуются, чтобы написано было четко, ясно и просто для понимания.

Мы ожидаем от писателей не только того, что они будут пользоваться Твиттером, но и того, что они будут писать свои авторские тексты, даже книги, в формате постов в соцсетях. Так, к примеру, до Spritz уже существовало довольно известное литературное приложение Hemingway App, которое было призвано помочь современному писателю. Название приложения - это отсылка к авторскому стилю Эрнеста Хемингуэя.

Технология приложения заключалась в том, чтобы указывать на «слабые» места в вашем тексте, которые могут быть написаны более просто. К таким местам, например, относятся косвенная речь, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, наречия (которые всегда должны быть заменены на более выразительные глаголы). Чем больше их в тексте, тем слабее он, по мнению Hemingway App. Запомните, авторы: если ваше произведение не написано самым простым стилем, на который только способен человек, оно написано плохо. Писателям постоянно дают понять: «Послушай, в мире полно книг и статей, которые я могу прочесть вместо твоих опусов. В интернете существуют тысячи картинок, видео, твиттов и инфографики. Все это доступно для меня одним кликом мыши. Поэтому не стоит слишком уж усложнять свой текст, понятно?».

Еще в 1993 году Дэвид Фостер Уоллес, писатель, обладающий довольно сложным авторским стилем, жаловался в своем интервью: «Молодым людям, которые выросли с осознанием того, что искусство должно быть на 100% приятным и не требовать при этом никаких усилий, очень сложно читать и воспринимать серьезную литературу». Уоллес говорил о пагубном влиянии телевидения, однако развитие интернета значительно усилило эту потребность в удовольствии без всяких усилий, предлагая нам бесконечные возможности для все более полного и менее затратного с нашей стороны удовлетворения.

Ни для кого не секрет, что современные писатели все больше пользуются Twitter-стилем не только в социальных сетях, но и в своих произведениях. При этом тексты порой теряют в красоте слога и правдивости гораздо больше, чем приобретают в простоте восприятия. Мир, в котором не может быть написано ничего, что было бы неясным и нечетким по своему содержанию - это мир, где теряет выражение и осмысление большая часть человеческой жизни и опыта.

Плюсы и минусы скорочтения

Многие люди слышали про курсы скорочтения, про обучение скорочтению. Если верить рекламе, то благодаря скорочтению вам больше не потребуется тратить много времени на то, чтобы прочесть нужную вам книгу или вызубрить словарь по иностранному языку, всё будет происходить в считанные минуты. По свидетельству современников, множество выдающихся личностей того или иного времени: Лев Толстой, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь очень быстро читали, т.е. обладали навыками скорочтения. Можем ли мы надеяться, что тоже сможем после обучения обладать феноменальными навыками и использовать их во благо себе?.

Феномен или навык?

Давайте немного приоткроем завесу и разберёмся в системе обучения скорочтению. В течение первых двух недель вы будете учиться читать не одно слово, а сразу несколько. Для этого вам придётся тренировать расфокусировку взгляда по несколько часов в день. Потом вас научат расширять кругозор и следующие две недели вы читаете как по горизонтали, так и по вертикали. Следствием такого метода становится умение «съедать» сразу кусок информации из книги. Совершенствуясь таким образом в нехитрых упражнениях с таблицами и схемами, ещё примерно через месяц вы научитесь читать целыми строками одновременно, и вот тогда, когда вы уже обрадуетесь тому, что у вас всё получается, вас и ждёт шок.

Оказывается это умение собственно и не нужно, так как использовать его вы не будете. И вот теперь вас научат основе основ – Граалю Скорочтецов: читать целыми страницами. Суть упражнений проста до безобразия, выработать в себе рефлекторное восприятие информации, даже не читая её. Путём долгих и упорных тренировок, некоторые таки выработали это умение, но, как оказалось, этих немногих оказалось немногим более 1% от общей массы учеников. И дело вовсе не в том, что одни ленились, а другие упорно тренировались, - все учились одинаково прилежно. Просто сама система обучения адаптирована на людей с определённым складом ума, более творческого характера и те, кто в большей степени в своей жизни руководствуются логикой, просто не в состоянии понять принципы работы с подсознанием, так как оные не имеют под собой почти никаких рациональных основ.

Делая выводы, можно сказать, что скорочтение и чтением то назвать нельзя, скорее околомеханической обработкой информации, которая осуществляется больше подсознательно, нежели сознательными волевыми усилиями. А это значит, что даже прочитав книгу таким методом, вы ничего не запомните из неё, но знания будут находиться в вашей голове и приходить к вам на помощь в состоянии стресса. Так давайте вернёмся к теме и разложим по полочкам все плюсы и минусы скорочтения.

Плюсы скорочтения:

  • Феноменальная скорость чтения. Даже те, кто не окончил курс обучения, и не освоил фотографические свойства памяти, увеличили свои результаты в технике чтения в несколько раз.
  • «Прокачка» разума. Совершенствование зрительных навыков вкупе с огромными массивами информации, которыми вы нагружаете свой мозг, создают эффект, похожий на «пампинг» у бодибилдеров. Накачивая свой разум до отказа, вы развиваете его основные характеристики, такие как память, логическое мышление и так далее.
  • Богатый словарный запас. Когда вы читаете, ваше сознание как бы сливается с образами героев и учится у них, примеряя на себя их лексику, поведение жесты. Всё это вы сможете использовать в реальной жизни.

Минусы скорочтения:

  • Скука. Приготовьтесь к тому, что ваша жизнь станет скучнее. Приучив свой мозг находить и вычленять важную информацию самостоятельно, вы уже не сможете прочесть книгу от корки до корки, не поняв на середине, чем всё закончится. То же самое относится к кино и музыке, которая станет вам просто неинтересной. Представьте на минуту, что вы вдруг перестали ощущать вкус пищи – теперь вам всё равно, едите ли вы изысканный салат или просто пьёте протеиновый коктейль, важен результат.
  • Постоянная моральная усталость. Если вы постигните все постулаты скорочтения и сможете развить фотографическую память, то привыкайте к тому, что ваш мозг будет постоянно голоден, а в сытом состоянии он будет настолько переполнен, что вам будет просто наплевать на всё остальное.

Скорочтение, как и многие другие навыки, хорошо в меру. Никто не говорит о том, что читать это плохо, скорее наоборот, чтение выдаёт высокодуховного и умного человека, но превращать нечто приятное в настоящую манию, это значит впадать в бесполезную крайность…



Похожие статьи