Виды бюджета по мере увеличения положительного сальдо. Состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды

24.01.2024

финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

Когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

Когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

Когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым "негативным экономическим категориям" типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.

По природе своего происхождения необходимо различать циклический и структурный бюджетный дефицит.

Циклический дефицит - результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды, поддержание общественно необходимых секторов экономики.

Структурный дефицит - это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленное на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

К причинам бюджетного дефицита можно отнести:

Спад общественного производства;

Рост предельных издержек общественного производства;

Массовый выпуск "пустых" денег;

Излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

Возросшие затраты на финансирование ВПК;

Оборот "теневого" капитала в огромных масштабах.

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:

За счет эмиссии денег;

За счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

За счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий - долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами. Достоинства эмиссионного способа финансирования:

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии. Эта мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки:

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать - это «почтиденьги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки:

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий:

I + G + Ex = S + T + Im (1)

где I - инвестиции, G - государственные закупки, Ex - экспорт, S - сбережения, T - чистые налоги, Im - импорт.

Перегруппируем: (G - Т) = (S - I) + (Im - Ex) (2)

Из этого равенства следует, что при росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса.

Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда - МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

Возможность получения крупных сумм

Неинфляционный характер

Недостатки:

Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)

Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга

Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике

При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

Однако, совершенно необоснованно утверждать относительно таких финансовых явление как дефицит и профицит бюджета, что какое-то из них однозначно положительное или, наоборот, отрицательно само по себе.

Возникновение дефицита или профицита является результатом воздействия на процесс формирования и использования бюджетных средств одного или нескольких факторов как экономического так и неэкономического характера.

Рассмотрим особый вариант фискальной политики, при котором происходит расширение сбалансированного бюджета при увеличении налогов и правительственных расходов на одинаковую величину. При этом мы получим эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходных и расходных частях бюджета.

Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (?G = ?Т).

Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода:

Где MPC - предельная склонность к потреблению.

Совокупный мультипликативный эффект: увеличение дохода, вызванное ростом государственных расходов, равно сумме изменений потребления, вызванных увеличением дохода:

ДY/ДG=1/(1-MPC) (4).

Мультипликатор ДY/ДG показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в результате увеличения любых автономных расходов на единицу. Предельная склонность к потреблению является фактором, определяющим величину мультипликатора.

Изменение автономных налогов приводит к изменению дохода:

При снижении налогов располагаемый доход растет, увеличиваются совокупные расходы. Адекватный рост совокупного дохода порождает увеличение потребления и т.д. Налоговый мультипликатор принимает вид:

ДY/ДT = - MPC/(1-MPC) (6)

Чем ниже ставка налогообложения, тем больше мультипликативный эффект. Мощность налогового мультипликатора ниже мощности мультипликатора государственных расходов, так как предельная склонность к потреблению, выражая долю потребления в приросте доходов, всегда меньше единицы. Учет мощностей мультипликаторов позволяет выбрать оптимальное соотношение динамики государственных расходов и налогов.

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е.

Следовательно

А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:

т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Его экономический смысл: прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного объема производства.

При неизменном данном уровне инвестиций мультипликатор сбалансированного бюджета будет равен единице. Финансируемое за счет налогов увеличение государственных расходов имеет единичный мультипликативный эффект:

ДY/ДG - ДY/ДT = (1/1-MPC) - (MPC/1 - MPC) = 1 (10)

Равновесный объем производства увеличится ровно на величину прироста государственных расходов.

Когда идет речь о мультипликаторе сбалансированного бюджета, не предполагается отсутствие бюджетного дефицита или профицита. Имеется в виду сбалансированное изменение в доходной и расходной частях бюджета. Должно сохраняться равенство

Где ДT - все изменения доходов бюджета;

ДG - все изменения его расходов.

Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов.

1.2 Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его

финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

Когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

Когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

Когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым "негативным экономическим категориям" типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.

По природе своего происхождения необходимо различать циклический и структурный бюджетный дефицит.

Циклический дефицит - результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды, поддержание общественно необходимых секторов экономики.

Структурный дефицит - это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленное на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

К причинам бюджетного дефицита можно отнести:

Спад общественного производства;

Рост предельных издержек общественного производства;

Массовый выпуск "пустых" денег;

Излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

Возросшие затраты на финансирование ВПК;

Оборот "теневого" капитала в огромных масштабах.

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:

За счет эмиссии денег;

За счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

За счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами. Достоинства эмиссионного способа финансирования:

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии. Эта мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки:

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почтиденьги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки:

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий:

I + G + Ex = S + T + Im (1)

где I – инвестиции, G – государственные закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.

Перегруппируем: (G – Т) = (S – I) + (Im – Ex) (2)

Из этого равенства следует, что при росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса.

Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

Возможность получения крупных сумм

Неинфляционный характер

Недостатки:

Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)

Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга

Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике

При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

Однако, совершенно необоснованно утверждать относительно таких финансовых явление как дефицит и профицит бюджета, что какое-то из них однозначно положительное или, наоборот, отрицательно само по себе.

Возникновение дефицита или профицита является результатом воздействия на процесс формирования и использования бюджетных средств одного или нескольких факторов как экономического так и неэкономического характера.

Рассмотрим особый вариант фискальной политики, при котором происходит расширение сбалансированного бюджета при увеличении налогов и правительственных расходов на одинаковую величину. При этом мы получим эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходных и расходных частях бюджета.

Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (∆G = ∆Т).

Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода:

Где MPC - предельная склонность к потреблению.

Совокупный мультипликативный эффект: увеличение дохода, вызванное ростом государственных расходов, равно сумме изменений потребления, вызванных увеличением дохода:

ΔY/ΔG=1/(1-MPC) (4).

Мультипликатор ΔY/ΔG показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в результате увеличения любых автономных расходов на единицу. Предельная склонность к потреблению является фактором, определяющим величину мультипликатора.

Изменение автономных налогов приводит к изменению дохода:

(5)

При снижении налогов располагаемый доход растет, увеличиваются совокупные расходы. Адекватный рост совокупного дохода порождает увеличение потребления и т.д. Налоговый мультипликатор принимает вид:

ΔY/ΔT = - MPC/(1-MPC) (6)

Чем ниже ставка налогообложения, тем больше мультипликативный эффект. Мощность налогового мультипликатора ниже мощности мультипликатора государственных расходов, так как предельная склонность к потреблению, выражая долю потребления в приросте доходов, всегда меньше единицы. Учет мощностей мультипликаторов позволяет выбрать оптимальное соотношение динамики государственных расходов и налогов.

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е.

(7)

Следовательно

(8)

А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:

 (9)

т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Его экономический смысл: прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного объема производства.

При неизменном данном уровне инвестиций мультипликатор сбалансированного бюджета будет равен единице. Финансируемое за счет налогов увеличение государственных расходов имеет единичный мультипликативный эффект:

ΔY/ΔG - ΔY/ΔT = (1/1-MPC) - (MPC/1 - MPC) = 1 (10)

Равновесный объем производства увеличится ровно на величину прироста государственных расходов.

Финансирования В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Государственный бюджет вынужден отражать циклическое движение экономики и поэтому он не может быть сбалансированным. Государственный бюджет целесообразно балансировать с положительным сальдо (от итал. Saldo – расчет) при подъеме и отрицательным – при спаде производства. Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. ...

Исполнение, а также формирует отчет об исполнении бюджета соответствующей административно-территориальной единицы. В Законе РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» также уточняются отдельные положения по формированию и регулированию доходов и расходов бюджета. Основа бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений - это право на самостоятельный...

В среднем 22,6 % от активов фонда на начало соответствующего года. При этом средний темп роста активов Национального фонда составит 114,5%, а его размер к 2009 году - 17,5 % к ВВП. В структуре расходов государственного бюджета на 2007 – 2009 годы приоритетными направлениями являются: а) развитие здравоохранения и образования; б) дальнейшее углубление социальных реформ; в) индустриально- ...


Находится в постоянном развитии, появляются новые товары, работы, услуги, новые финансовые инструменты, изменяется гражданское и народное законодательство. Кроме того, появляется необходимость в связи с изменением экономической ситуации государственного регулирования определенных отраслей и направлений деятельности экономических субъектов. Указанное требует своевременной корректировки законов о...

Лекция 09. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

1. Государственный бюджет: расходы и доходы государства

2. Состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды. Сальдо бюджета на разных фазах экономического цикла.

3. Концепции государственного бюджета.

4. Дефицит государственного бюджета и методы его финансирования. Преимущества и недостатки каждого из методов финансирования дефицита государственного бюджета.

5. Государственный долг и его виды.

9.1. Государственный бюджет: расходы и доходы государства

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

· на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

· на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

Государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

Трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

Выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

Налоги (включая взносы на социальное страхование)

Прибыль государственных предприятий

Сеньораж (доход от эмиссии денег)

Доходы от приватизации

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное , что соответствует излишку (или профициту ) государственного бюджета;

2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю , т.е. бюджет сбалансирован;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное , т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Задачи по теме: «Совокупный спрос и совокупное предложение»

Вариант 1.

Г1.Потенциальный ВВП, на уровне которого изначально находится экономика, равен 2000 млрд руб. Кривая краткосрочного совокупного предложения (SRAS) го­ризонтальна. Уравнение кривой совокупного спроса AD сначала имело вид: Y = 2480 - 200Р, но увеличение государственных закупок сдвинуло эту кривую в по­ложение, описываемое уравнением: Y = 2560 - 200Р. Нарисуйте график и определи­те равновесный ВВП и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Дано:

Y * =2000 (млрд.руб)

Y SR 1 =2480-200P

Y SR 2 =2560-200P

Найти:

Решение:

    Потенциальный ВВП: Y * =2000 (млрд.руб) (по условию)

Y SR1 =2480-200P

    Приравниваем потенциальный ВВП и уровень совокупного спроса в краткосрочном периоде Y * = Y SR 1

    Находим уровень цен совокупного спроса в краткосрочном периоде (P SR):

Р SR =(2000-2480)/(-200)

    Находим новый равновесный ВВП в краткосрочном периоде после увеличения гос. расходов (подставляя в новое уравнение совокупного спроса (Y SR 2) уровень цен P SR))

Y SR 2 =2560-200P SR

Y SR 2 =2560-200*2.4=2080 (млрд.руб)

    Находим новый уровень цен (Р LR 2) в долгосрочном периоде путем приравнивания потенциального ВВП (Y *) и уравнение кривой совокупного спроса в краткосрочном периоде (Y SR 2)

Y * =Y SR2 =Y LR

Y LR =2000 млрд. Руб

Краткосрочный период Долгосрочный период

SRAS-краткосрочное совокупное предложение LRAS- долгосрочное совокупное предложение

Переход от краткосрочного в долгосрочный период

SRAS 1 -краткосрочное совокупное предложение до изменения

SRAS 2 -краткосрочное совокупное предложение после изменения

LRAS 1 -долгосрочной совокупное предложение до изменения

LRAS 2 -долгосрочное совокупное предложение после изменения

AD1- первоначальный совокупный спрос при потенциальном ВВП=2000

AD2-совокупный спрос после изменения ВВП=2080

Р- общий уровень цен

Y- реальный ВВП

Р 1 - уровень цен до изменения

Р 2- уровень цен после изменения

Y * 1 - потенциальный ВВП

Y 2 - реальный ВВП после изменения

Задача №1

В экономике государственные закупки товаров и услуг равны 950 млрд. долл., совокупный доход – 5600 млрд. долл., налоговая ставка – 15%, аккордные налоги – 220 млрд. долл., процентная ставка по государственным облигациям – 10%, стоимость всех имеющихся государственных облигаций – 1300 млрд. долл., трансфертные платежи – 80 млрд. долл., из них субсидии фирмам – 35 млрд. долл.. Определить состояние государственного бюджета.

Дано:

гос. закупки = 950 млрд. долл.,

совокупный доход = 5600 млрд. долл.,

налоговая ставка = 15%

аккордные налоги = 220 млрд. долл.,

ставка по гос. облигациям = 10%

стоимость облигаций = 1300 млрд. долл.,

трансфертные платежи = 80 млрд. долл.,

субсидии фирмам = 35 млрд. долл.,

Определить:

Сальдо государственного бюджета- ?

Решение:

Сальдо государственного бюджета рассчитывается по формуле:

Сальдо государственного бюджета = доходы - расходы = (Сумма подоходных налогов + Сумма аккордных нало гов) - (государственные закупки + трансферты + Сумма процентов по государственным об лигациям)

Сумма подоходных налогов рассчитывается по формуле:

Сумма подоходных налогов = ставка подоходного налога * совокупный доход

лигациям рассчитывается по формуле:

Сумма процентов по государственным об лигациям = ставка процентов по гос. облигациям * стоимость облигаций

Сальдо бюджета = (5600 * 0,15 + 220) - (950 + 80 + 1300 * 0,1) = 1060 - 1160 = -100 млрд дол. (дефицит).

Ответ: Сальдо бюджета составляет -100 млрд дол. , т.е. дефицит государственного бюджета составил 100 млрд дол.

Пример: сводная таблица: Задача №1.1.-1.3.

Бюджета - показатель, характеризующий превышение бюджетных доходов над расходами. Второе название - бюджетный профицит.

Положительное сальдо бюджета: сущность, способы сокращения

Между бюджетом государства и размером ВВП есть взаимосвязь. Если предположить, что объем государственных услуг и товарных закупок - величина постоянная, не зависящая от объема прибыли, то при минимальном уровне доходов появляется дефицит, а при максимальном - профицит (бюджетный излишек).

При нормальной сбалансированности бюджета объем поступлений в налоговой сфере равен объему закупок правительства. При наличии спада в экономике объем поступающих в бюджет налогов при фиксированном уровне госзакупок снижается - появляется . В период экономического роста, наоборот, возникает переизбыток - профицит. Величина дефицита и профицита всегда зависит от объема доходов страны.

Положительное сальдо бюджета - экономическое понятие. Его сущность можно охарактеризовать с разных сторон :

- с позиции бюджета государства - это превышение объема доходной части над затратами, излишек бюджетных средств. Следствием дисбаланса может быть повышение инфляции, а политика профицита проводится для ее сдерживания. Часто профицит необходим для снижения обязательств страны по внешнему долгу;

- с позиции торгового баланса - это показатель, отражающий превышение экспорта продукции над импортом (просчитывается в денежном выражении).

Положительное сальдо бюджет может быть двух видов:

1. Первичным. Расчет показателя ведется без учета общих затрат на . Первичный профицит показывает, что государственного бюджета за вычетом привлеченных средств будет выше общих затрат, сниженных на обслуживание госдолга (выплат по основной сумме и процентам).

2. Вторичным - положительное сальдо бюджета отражает платежи по внешним и внутренним долгам.

Положительное сальдо бюджета при условии полной занятости - вид профицита, сформировавшийся в условиях максимальной занятости населения. Показатель такого сальдо, как правило, не зависит от уровня деловой активности. Своевременная оценка позволяет вычислить уровень положительного сальдо, вызванного действующей фискальной политикой страны.

Положительное сальдо бюджета: преимущества и недостатки, расчет

Профицит государственного бюджета имеет свои преимущества и недостатки.

1. Плюсы положительного сальдо бюджета:

Наличие постоянного запаса бюджетных денег. У государства всегда есть резервы на случай непредвиденных затрат;

Возможность направить средства на решение дополнительных задач - для покрытия дефицита в бюджетных средствах на региональном уровне;

Создание доверия к стране, как к партнеру и эмитенту. При стабильном профиците компаний и страны увеличиваются в цене. Займы проще получить по более низкой ставке. Причина - минимальные риски со стороны кредитора;

Наличие положительного сальдо баланса - возможность проводить либеральную политику в налоговой сфере. Итог - снижение общего давления на предпринимательскую сферу и .

2. Минусы положительного сальдо бюджета:

Увеличение объема прибыли над затратами означает, что доля средств будет извлекаться из экономики. Факт роста профицита бюджета приводит к замедлению экономики. Денег становится меньше, снижается ;

Возникновение скрытой несбалансированности в государственном бюджете. Причина - привлечение больших объемов кредитных средств. Привлечение внешних займов приводит к росту процента, который выплачивает страна за использование внешних займов;

Профит бюджета государства - один из признаков неумелого управления. Имеющиеся в распоряжении средства не направляются в «дефицитные» или на развитие общей инфраструктуры, а просто накапливаются в виде наличных средств;

Положительное сальдо - один из сигналов неправильной политики страны в сфере налогообложения. В этом случае предприятия вынуждены выплачивать большие налоги с целью сохранения сбалансированности бюджетных средств. Вместо развития бизнеса передаются государству, которое просто накапливает средства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш



Похожие статьи