Участие работодателей в обеспечении занятости населения. Трудовое право Заключаемые органом занятости населения с работодателем

06.02.2024

Содействие работодателей занятости населения обеспечивается:

а) реализацией положений коллективных договоров и соглашений по защите трудящихся в случае приостановки производства или увольнения работников;

б) оказанием помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставлением дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

в) созданием условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих;

г) разработкой и реализацией социального плана организации, предусматривающего сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

д) соблюдением установлений квоты для трудоустройства социально не защищенных граждан;

е) трудоустройством определенного органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервированием отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Работодатель обязан ежемесячно предоставлять:

1) сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

2) информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Трудовое законодательство в целях поощрения работодателей, активно сотрудничающих с органами службы занятости, предусматривает для них ряд льгот и преимуществ.

1. Если работодатели трудоустраивают на работу сверх установленной минимальной численности выпускников профессиональных общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, они имеют право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством РФ.

2. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда (п. 3 ст. 26 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

3. Органы службы занятости при необходимости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обеспечение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.

4. Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке (п. 5 ст. 26 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе: соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации; реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников; оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи, увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей; создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели; разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы; соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

2. При принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

3. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

4.

5. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

Статья 26. Права работодателей

1. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.

2. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.

3. Утратил силу по ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

4. Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.

Содействие работодателей занятости населения представляется в форме соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения. Это способствует стабилизации трудовых отношений и сокращению текучести рабочей силы. Содействие занятости обес­печивается на основе:

Соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые от­ношения в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации;

Реализации мер, предусмотренных трудовым законодательст­вом, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или уволь­нения работников;

Оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подго­товке и предоставления дополнительной материальной помощи увольняемым работникам (сверх установленной законодательст­вом) за счет средств организаций и других работодателей;

Создания условий для профессиональной подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации работающих; при исчис­лении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных ра­ботодателями на эти цели;

Разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионально­го потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

Соблюдения установленной квоты для трудоустройства инва­лидов;

Трудоустройства определяемого органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в соци­альной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан (п. 1 ст. 25 Закона о занятости).

Если работодатель принимает на работу гражданина, направлен­ного службой занятости, он в пятидневный срок возвращает в служ­бу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. При отказе в приеме на работу работодатель делает в направ­лении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

В решении проблемы занятости населения наряду с органами службы занятости и работодателями активную роль призвано сыг­рать государство, а именно его политика в области содействия за­нятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан, нацелен­ную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содействия занятости так­же направлена на следующее: развитие трудовых ресурсов, повыше­ние их мобильности; защиту национального рынка труда; обеспече­ние равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального по­ложения, политических убеждений и отношения к религии в реали­зации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 5 Закона о занятости к числу наиболее актуальных направлений государственной политики в области заня­тости относятся:

1) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы гра­ждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

2) осуществление мероприятий, способствующих занятости гра­ждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде ли­шения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том чис­ле досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной служ­бы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспиты­вающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и дру­гих радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

3) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

4) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и соз­дающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испыты­вающих трудности в поиске работы;

5) объединение усилий участников рынка труда и согласован­ность их действий при реализации мероприятий по содействию за­нятости населения;

6) координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулиро­вание роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

7) координация деятельности государственных органов, профес­сиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению за­нятости населения;

8) международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Россий­ской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

К полномочиям федеральных органов государственной власти от­носятся:

Разработка и реализация государственной политики, приня­тие федеральных законов и иных нормативных правовых ак­тов Российской Федерации в сфере занятости населения;

Разработка и реализация федеральных программ в сфере за­нятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

Установление норм социальной поддержки безработных граждан;

Разработка и реализация мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесе­на к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации;

Мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок рын­ка труда;

Формирование и ведение регистров получателей государствен­ных услуг в сфере занятости населения;

Определение перечня приоритетных профессий (специально­стей) для профессиональной подготовки, переподготовки и по­вышения квалификации безработных граждан;

Информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

Формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке без­работных граждан и контроль за целевым использованием ука­занных средств;

Координация деятельности по созданию экономических усло­вий для обеспечения занятости населения, развития предпри­нимательства и самозанятости;

Осуществление надзора и контроля за соблюдением и испол­нением законодательства Российской Федерации о занятости населения;

Обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в Российской Феде­рации.

К полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, относятся:

1) осуществление контроля за следующим:

Обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;

Приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

Регистрацией инвалидов в качестве безработных;

2) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходя­щей работы, а также регистрация безработных граждан;

3) оказание в соответствии с законодательством о занятости на­селения следующих государственных услуг:

Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а рабо­тодателям в подборе необходимых работников;

Информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;

Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

Психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

Организация проведения оплачиваемых общественных работ;

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы вре­мя, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

Содействие самозанятости безработных граждан;

Содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

Выдача работодателям заключений о привлечении и об исполь­зовании иностранных работников в соответствии с законода­тельством о правовом положении иностранных граждан в Рос­сийской Федерации;

4) разработка и реализация региональных программ, предусмат­ривающих мероприятия по содействию занятости населения, вклю­чая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в соци­альной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

5) организация и проведение специальных мероприятий по про­филированию (распределению безработных граждан на группы в зави­симости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографи­ческих характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающей­ся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

6) проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с за­конодательством Российской Федерации;

7) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выяв­ленных нарушений законодательства о занятости населения и вос­становлению нарушенных прав граждан и др.

Еще по теме Участие работодателей в обеспечении занятости населения:

  1. § 4. Участие работодателей в обеспечении занятости населения
  2. § 6.7. Участие работодателей в обеспечении занятости населения
  3. Правоотношения по обеспечению занятости населения и трудоустройству
  4. § 1. Международно-правовая регламентация обеспечения занятости населения
  5. Глава6. ПОДГОТОВКА КАДРОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
  6. Глава VII ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
  7. Лекция 7. Правовое регулирование обеспечения занятости и трудоустройства населения
  8. Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения
  9. § 4. Занятость. Трудоустройство. Профессиональное обучение. Принципы государственной политики обеспечения полной занятости, защиты от безработицы
  10. Система государственных гарантий в области занятости. Государственный гарантии реализации права граждан на труд и дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право -

Что необходимо человеку для достойной жизни? Очень многое, скажете вы и будете правы. Но главной, безусловно, является возможность работать и получать за это вознаграждение. Социальные блага гарантируются гражданам государством, однако все его условия обеспечить работой каждого бесполезны, если в этом процессе не участвуют работодатели. Каким образом?

Реализация государственной политики по обеспечению занятости населения невозможна без участия работодателей, ведь именно они предоставляют рабочие места ищущим работу, сохраняют сложившиеся трудовые отношения, не допуская незаконных увольнений, взаимодействуют с органами службы занятости населения и другими субъектами рынка труда.

В чем же заключается содействие работодателя проведению государственной политики занятости населения? Статья 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) определяет следующие способы.

Новые кадровые отчеты в Росстат:

  • Соблюдение работодателями условий трудовых договоров.
  • Реализация мер по защите работников в случае их увольнения или приостановки производства.
  • Оказание помощи в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополнительного профессионального образования и предоставление увольняемым сотрудникам дополнительной материальной помощи за счет собственных средств.
  • Создание условий для профессионального образования, обучения и дополнительного профессионального образования работников, в т. ч. женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
  • Разработка и реализация мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы.
  • Соблюдение квоты для трудоустройства инвалидов.
  • Трудоустройство установленного числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резерв отдельных видов работ (профессии) для трудоустройства таких граждан.
  • Привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень.

Участвуя в отношениях по обеспечению занятости, работодатель взаимодействует с различными субъектами:

  • органами государственной власти и управления;

органами местного самоуправления; учебными заведениями; органами государственной службы занятости; частными агентствами по трудоустройству; профсоюзами и т. д.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОРГАНАМИ ЗАНЯТОСТИ

Во взаимоотношениях работодателя с органами службы занятости можно выделить две группы обязанностей.

Информационные обязанности

ОБЯЗАННОСТЬ 1
Ежемесячно предоставлять органам службы занятости:

  • Сведения о применении процедур несостоятельности (банкротства).
  • Информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.

Информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Если в вашей компании есть обособленные структурные подразделения, наделенные правом приема и увольнения работников, помните, что они также должны подавать сведения о наличии или отсутствии вакансий в свои региональные центры занятости.

Информацию о наличии созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении указанной квоты.

ОБЯЗАННОСТЬ 2

Информировать органы службы занятости о возникновении определенных обстоятельств.

Так, работодатель должен в письменной форме сообщить в органы службы занятости о следующем.

1. О принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, такое уведомление делается не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

В письменном уведомлении должны быть указаны профессия, специальность и квалификационные требования, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

2. О введении неполного рабочего времени, а также о приостановке производства в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

ОБЯЗАННОСТЬ 1

Представлять при обращении в органы службы занятости впервые копию свидетельства о государственной регистрации. Она должна быть заверена печатью и содержать надпись «Копия верна», дату, фамилию, инициалы, должность и подпись уполномоченного представителя работодателя, осуществившего ее заверение, или может быть засвидетельствована в нотариальном по рядке.

ОБЯЗАННОСТЬ 2

При трудоустройстве возвращать в пятидневный срок в госорган направление с указанием дня приема на работу гражданина, направленного службой занятости.

При отказе такому лицу в трудоустройстве работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне его явки и причине отказа и возвращает направление гражданину.

ОБЯЗАННОСТЬ 3

Выдавать работникам при увольнении справку о средней заработной плате (денежном довольствии) для определения размера пособия по безработице и стипендии.

ОБЯЗАННОСТЬ 4

Создавать специальные рабочие места для инвалидов и выполнять квоту по трудоустройству этой категории безработных.

ОБЯЗАННОСТЬ 5

Выполнять квоту по трудоустройству других граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ПОИСКЕ ПЕРСОНАЛА

В соответствии с п. 6 ст. 25 Закона о занятости запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения или ограничения дискриминационного характера.

Лица, распространяющие подобную информацию, могут быть привлечены к ответственности по ст. 13.11.1 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., на юридических лиц – в размере от 10 тыс. до 15 тыс. руб.

ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОРГАНАМИ ЗАНЯТОСТИ

Помимо обязанностей, возникающих при взаимодействии с органами службы занятости, у работодателя есть и соответствующие права.

Принимать на работу граждан, обратившихся к работодателю самостоятельно, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости (ст. 26 Закона о занятости). Иными словами, граждане, получившие направления из органов службы занятости, не имеют никаких преимуществ перед другими кандидатами на трудоустройство.

Получать от органов службы занятости бесплатную информацию о положении на рынке труда.

Обращаться в органы службы занятости за содействием в подборе персонала.

Обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган, а также в суд в установленном законом порядке.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Для того чтобы стать участником дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, работодателю необходимо подать в управление службы занятости по субъекту РФ заявку. К ней должны быть приложены:

  • план (программа) повышения производительности труда, оптимизации расходов и/или развития персонала, и/или

документы, свидетельствующие о реализации проектов, направленных на импортозамещение.



Похожие статьи