Современные проблемы науки и образования. Ценностные ориентации российской и европейской молодежи

23.09.2019

В настоящее время система ценностей российской молодёжи существенно отличается от ценностей прошлых поколений. Ценностные ориентации молодежи формируются под влиянием двух основных аспектов. Первый из них – это духовное содержание, проявляющееся в нравственных установках, гуманизме, человеколюбии. Второй аспект, влияющий на ценностные ориентации молодежи, стал приобретать большую актуальность в последние десятилетия – индивидуализм, нередкое преобладание материальных ценностей над духовными. В жизни современной молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. Семенов В. Е. на основе, проведенных им исследований выделяет главные жизненные ценности современной молодежи: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера . Иначе говоря, ценностными ориентациями современной молодежи выступает создание семьи, забота о здоровье, формирование и развитие человеческого капитала. В наиболее обобщенном виде человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, здоровья и т.д., которые позволяют человеку посредством инвестиций получать более высокие доходы в будущем .

Молодёжь представляет собой особую социально-возрастную группу, находящуюся в стадии становления и развития, стоящую перед выбором профессионального и жизненного пути. В процессе личностного становления человека со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему более самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентации. Они выступают в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей.

Ценностные ориентации – разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Ценностью часто называют то, что имеет наибольшую значимость для человека, то, за что мы готовы платить самую большую цену. Философский подход определяет ценностные ориентации как главную ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов . Рассматривая ценностные ориентации современной молодежи, можно сделать вывод, что некоторые из них занимают определённое место в структуре человеческого капитала. Например: качественное образование – составляющая человеческого капитала, а также одна из ценностей современной молодежи, так как именно качественное образование выступает гарантом трудоустройства молодежи после окончания учебы.

Система ценностей отдельной личности и различных социальных групп является фундаментом стабильности общества в целом. К примеру: моральные ценности выступают личными ограничителями поведения каждого человека по отдельности и всего общества в целом. Материальные же ценностные ориентации побуждают человека к действиям, к развитию. А если развиваются люди, то развивается все общество. Поэтому наличие ценностных ориентаций отдельных личностей и различных групп выступает гарантом развития и стабильности общества. Ценностные ориентации молодежи отражают актуальные ценности определенного общества, которые связанны непосредственно с перспективным развитием его общего экономического и культурного уровня. Именно поэтому сейчас большое внимание уделяется системе ценностей современной молодежи, т.к. именно она является будущим нашего общества.

Для определения системы ценностей современной молодежи нами был проведен опрос среди студентов некоторых ВУЗов Дальнего Востока (Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск, Комсомольского – на – Амуре государственного технического университета). Всего в опросе приняли участие 56 человек, среди них 64,2% (36 человек) составили девушки и 35,8% (20 человек) молодые люди. Возрастные границы опрашиваемых: 17-25 лет. В таблице 1 представлены вопросы анкеты и предлагаемые варианты ответов.

Таблица 1 – определение системы ценностей современной молодежи

1. Что Вы понимаете под термином «ценностные ориентации»? укажите ОДИН вариант ответа. А. отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров

Б. это устойчивое отношение к совокупности материальных и духовных благ, ценностей, идеалов, вызывающее стремление у человека к их достижению и служащее ему ориентиром в поведении и действиях

В. предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.)

2. Расставьте в порядке важности для вас, следующие ценности: А. материальные

(деньги, материальные блага)

Б. духовные(творчество)

В.социальные (семья, друзья)

3. Как Вы считаете, что поможет Вам достичь успеха в будущем? Укажите ОДИН вариант ответа. А. полезные знакомства

Б. личные качества

(человеческий капитал)

В. творческий потенциал

Г. другое (укажите СВОЙ вариант ответа или ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ)

В результате проведенного опроса нами (по каждому вопросу) выявлено следующее:

1. Среди общего числа опрошенных большинство (46,6% – 26 человек) согласились со следующим определением ценностных ориентаций: отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Наименьшее число опрошенных (21.4% – 12 человек) выбрали третий вариант ответа и определение ценностных ориентаций как предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.).

2. Расставляя по важности материальные, духовные, социальные ценности респонденты отвечали различно, но общий результат таков: на первое место по важности большинство респондентов поставили духовные ценности (50% – 28 человек), на второе материальные (30,4% – 17 человек), третье место заняли социальные ценности (19,6% – 11 человек).

3. Среди общего числа опрошенных большинство (57,1% – 32 человека) посчитали, что в будущем им помогут достичь успеха их личные качества. Наименьшее же число респондентов (16% – 9 человек) отметили, что только полезные знакомства помогут им в дальнейшем добиться успеха.

Московский гуманитарно-экономический институт

Тверской филиал

Юридический факультет


По дисциплине: «Социология»

Ценности и ценностные ориентации молодежи


Выполнила: Купцова Ксения

Студентка группы Ю-462



Введение

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Проблема ценностных ориентаций молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамикиостается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологиивообще, и социологии молодежи в частности. Эта проблема приобретает особуюзначимость в условиях социально - экономической и духовно - культурнойтрансформации суперэтнических обществ России, вызванной ситуациипереходного перехода, сопровождающегося кардинальной переоценкойполитических и экономических ценностей.

В наше время остро стоит вопрос о ценностных ориентациях современного российского общества и в частности молодёжи. Молодёжь - это новое поколение, которое должно стать заменой своих родителей и опорой для общества и государства. В современной переходной ситуации существенное внимание должно уделяться молодежи как естественной среде формирования будущего и элиты государства. Современная молодежь делает свой исторический выбор.

От того, какой ценностной потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности…. Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения - явления общественные, коллективные.

Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить и направленность дальнейшего развития, и степень адаптации студенчества к новым социальным условиям и его инновационный потенциал.

Анализ ценностей молодежи имеет принципиальное значение для изучения эволюции духовного мира данной социально-демографической группы и социальных отношений, в которые она интегрируется в процессе социализации. Ценностные ориентации молодежи выражают не только личностные интересы и потребности молодежи, но и отношение к обществу, его проблемам. Изучение ценностных ориентаций дает возможность корректировать ценности в нужном направлении. Ценностные ориентации юношей и девушек служат своеобразным индикатором развития общества. Поэтому важно, чтобы на данном этапе социализации у молодежи были сформированы «нормальные» ценности, не противоречащие интересам общества, которые в дальнейшем останутся достаточно стабильными.

Учет динамики ценностных ориентаций современной молодежи является необходимой предпосылкой эффективной молодежной политики, без их знания, без знания того, что волнует сегодня молодежь, верит ли она во что-нибудь, нельзя рассчитывать на успех.


1. Понятие ценности и ценностной ориентации


Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности. После этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества.

Ценности выступают символами интеграции людей в человеческое сообщество. Так ценность «быть русским» интегрирует людей в общество россиян, ценность «быть китайцем» в китайское общество, ценность «быть христианином» в христианское общество. Ценности подразделяются на интегрирующие - те, которые в основном консолидируют поведение субъектов, и дифференцирующие - те, которые разъединяют субъектов, выявляя их специфичность и особенность в поведении.

В современных концепциях социологии под ценностью принято понимать любую рациональную цель сознания, стремление к которой наполняет эту цель смыслом. Особое место в этом смысле занимает концепция «личностного смысла»… Дело в том, что изменение социально - экономических условий ведет к изменению жизнедеятельности человека. При этом деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личном смысле отражается не только само значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями. Иначе говоря, ценность только тогда становится таковой, когда она наполнена смыслом.

В социологии ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования», поскольку по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества. Социологию ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий. В этом понимании ценности рассматриваются как основной элемент культуры, основа ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей.

Изменение социальных ценностей извне оборачивается переоценкой ценностей изнутри, изменение личностного смысла объектов и явлений возможно либо путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями, либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей.


2. Характеристика современной молодёжи как социальной прослойки общества


В любую историческую эпоху были свои идеалы, ценности. Например, в православной Руси была вера, в Российской Империи идеалом человека являлся царь, в советское время существовали такие ценности как труд, товарищество, уважение к старшим, взаимопомощь.

В настоящее время современное общество находится в очень сложном положении. После смены политического режима страна ещё не опомнилась. Пошатнулись все устои, потерялись ценностные ориентации, исчезли духовно-нравственные идеалы. В поисках новых идеалов мы теряем свои традиции и устои и начинаем сами себя уничтожать. Мы не видим смысла в нашем существовании, поэтому мы не замечаем, как постепенно исчезаем.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.

Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся. Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать путь к Богу, вступают в «лжерелигиозные» секты различного рода, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем. Поэтому молодежь предоставлена сама себе во всех отношениях. В наше время общественное мнение на те или иные поступки со стороны молодого поколения не имеет силы и влияние как, например, лет 40 назад. Поэтому у молодых нет запретов. Они учатся сами на своих ошибках.

Яркий пример можно привести как пионерская организация во времена СССР. Пионером должен был быть каждый подросток. Кто не состоял в ней и не носил красный галстук, считались хулиганами и не одобрялись обществом. Эта организация дисциплинировала, воспитывала подрастающее поколение. Дети были заняты общественным трудом.

Сейчас же у нас молодое поколение предоставлено само себе. Родители на работе, а подростки, если не заняты ни в каком кружке, то у них полно свободного времени, которое они тратят на компьютер либо ещё на что-нибудь не очень полезное. Вследствие этого, не зная чем заняться, что делать, образуются неформальные движения, парой имеющие дурное влияние на молодые умы.

Если проанализировать литературу и СМИ в 90-ые годы прошлого столетия и начало двухтысячных годов, в стране было кризисное время. Резко начали набирать темпы такие зависимости как наркомания, алкоголизм, табакокурение. Среди молодежи это считалось престижно.

Сейчас идет тенденция наоборот. Много молодых людей занимаются спортом, особенно новыми видами (скейтборд, сноуборд, велоспорт). Человек, занимающийся спортом, заслуживает уважение. Но в основном всё же осадок того «смутного» времени остался. Сейчас всё же, не смотря на эти просветы, если пойти по улице можно увидеть много пьющих компаний, слоняющихся по улицам без дела.

ценностный материальный нравственный молодежь

3. Основные группы ценностных ориентаций современной молодежи


Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер. В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы. Они, в соответствии с триадой «вечных ценностей» - Истина, Добро, Красота, - подразделяются на рациональные; духовно-гуманитарные; материально-экономические.

1)Материально-экономические ценностные ориентации.

Этот вид ценностей сегодня распределяется по оси «плановая экономика - рыночная экономика». Выбор на ней определяется экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики и поддерживает идею социально ориентированной экономики. Экономически активные субъекты и сообщества уверены в необходимости развития рыночных отношений, экономической самостоятельности.

Поскольку молодежь является экономически зависимой частью общества и нуждается во всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, она ратует за социально ориентированную экономику. Однако на смену патерналистским и в какой-то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости, прежде всего личностных усилий. Однако, с другой стороны, молодежь, являясь революционно - реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, студенты наиболее активно ратуют за либерализацию экономики.

Большую заинтересованность современная российская молодежь проявляет к знаниям и образованию в надежде на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. Важнейшей жизненной ориентацией молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага создавать.

В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании молодежи специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей.

Молодежь считает, что рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций. Однако реализация предоставляемых рынком возможностей напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов. Большинство молодых людей намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики. Вместе с тем повсеместно бытует нигилистическое отношение к государству, чиновникам, политической, финансовой и др. элите. Многие студенты утверждают, что, закончив институт, они не будут работать по специальности и рассматривают в качестве единственного критерия будущей деятельности уровень дохода.

Особое значение имеет то, что новое поколение учится «делать» деньги в условиях «дикого» рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, презрение к созидательному труду.

) Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

Этические ценностные ориентации у молодежи распределяются по вертикальной оси «утилитаризм - духовность» и горизонтальной оси «коллективизм - индивидуализм».

В настоящее время общественное сознание России исповедует философию, согласно которой человек должен следовать естественным (а понимается еще хуже - стихийным) законам природы и общества (в частности и, прежде всего, в экономике) как высшему проявлению мудрости и отсутствие общественного идеала. Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно.

Коллективистская ориентация молодежи слаба и связана с общим демократизмом студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью.

Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, выделяется возвращение к изъятой в СССР из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, - обращение к религии имеет зачастую характер моды и пока речь идет о своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности.

Современные российские молодые люди - это аполитичные люди. В перестроечные и первые послеперестроечные среди демократов бытовало мнение, что процессы демократизации приведут к резкому росту политической активности молодежи. Однако произошел во многом обратный процесс: интерес молодежных масс, в том числе и студенчества, к политике резко падал. Распространенным явлением в этой среде является отсутствие зрелых политических оценок и суждений, сложившихся ценностных ориентиров.

) Рационально-ценностные ориентации основаны на ограничении субъектом смыслов ценностных объектов и делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные ориентации.

Субъективно-рациональные ориентации, как правило, основаны на идеалистических воззрениях, в которых человек автономен, независим от внешних факторов, на ценностях свободы. Предельными полюсами субъективистской теории ценностей становятся ценностной индивидуализм, экономическая самостоятельность и политическая независимость.

Объективно-рациональные ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного коллектива, совокупностью социальных отношений.

Наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем.

Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. Возрастает стремление молодежи к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее. В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый нетрадиционный конфликт поколений. В России он касался философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и человека, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. В то же время, при анализе динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи, необходимо учитывать действие двух механизмов - преемственности и изменчивости. Изменение социальных условий, смена общественных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.


Заключение


Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее.

Проанализировав понятия "ценности" и "ценностных ориентаций" следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Молодежь, как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем.

Следует отметить то, что молодым нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.

Итак, можно согласится с отечественными исследователями, что столь распространенное сегодня мнение о меркантильности современной молодежи, ее прагматизме, обусловлено тем, что артикулирующие эти ценности молодые люди представляют не очень многочисленную, но весьма активную, целеустремленную и дерзкую часть нового поколения, способную мыслить и действовать не так, как поколение родителей. Следует отметить, что такое поведение молодежи это ответ на вызовы времени. Поэтому необходимо видеть в современной молодежи важнейший социальный ресурс.


Список используемой литературы


1.Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Соврем. о-во. - 2011. - №2. - С. 94-104.

2.Боринштейн Е.Р. Система ценностных ориентаций личности в условиях социально-культурной трансформации / Е.Р. Боринштейн // Грани. - 2012. - №3. - С. 95-100.

.Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. - К.: МАУП, 2010. - 224 с.

.Донских О.А. Трансформация ценностных ориентаций / О.А. Донских // Философия образования. - 2013. - №2. - С. 121-127.

.Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 2011. - 351 с.

.Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. - СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2012. - 460 с.

.Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 2011. - 320 с.

.Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А.В. Петров // Социол. исслед. - 2013. - № 2. - С. 83-90.


Теги: Ценности и ценностные ориентации молодежи Реферат Социология

Наянзина Евгения Михайловна

Культура молодежи и проблемы этой социально-демографической группы оказываются сегодня в сфере повышенного внимания российских исследователей. Такой интерес вполне закономерен и основывается на том, что молодежь, являясь полноценным ресурсом общества, определяет характер развития этого общества и воплощает в своей жизнедеятельности возможности раскрытия социально-культурного, социально-экономического потенциала государства. На фоне общемировой тенденции усиления значимости черт молодости в жизни старших поколений и тех преобразований, которые осуществляются в современной России, выявление доминант ценностного сознания молодежи представляется актуальной задачей.

На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности. И что необходимо сделать для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло. Для начала необходимо понять, что такое ценностные ориентации.

Натуралистический психологизм (А. Мейнонг, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И. Льюис), утверждающий, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

Трансцендентализм , который разрабатывался в Баденской школе неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей. Тем самым возникает проблема онтологической природы «нормативного сознания». Идеальное бытие, т. е. ценности, должны каким-то образом быть связаны с реальностью. И тут возможно либо вернуться к субъективному эмпирическому сознанию, идеализирующей абстракцией, от которого и выступает чистая нормативность, либо встать на позиции чистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий «логос».

Персоналистический онтологизм , ярким представителем, которого был М. Шелер . Он развил вторую из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса». Реальность ценностного мира, согласно

Шелеру, гарантирована «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Н. Гартман попытался освободить аксиологию от религиозных предпосылок, но это снова поставило его перед проблемой независимого существования сферы ценностей.

Культурно-исторический релятивизм , у истоков которого стоял В. Дильтей. Для него характерна идея аксиологического плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. Для многих последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (например, у О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и др.).

Социологизм , который связан с такими именами, как М. Вебер,Ф. Знанецкий, Т. Парсонс и др. Так, М. Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Ф. Знанецкого и, особенно в школе структурно функционального анализа Т. Парсонса, понятие ценности приобрело обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. Усвоение ценностей и норм, выработка системы ценностных ориентаций на уровне личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций занимает существенное место в социологических исследованиях воспитания, профессионального выбора, общественной и трудовой активности и других проблем.

Тематика ценностных ориентаций занимает одно из ведущих мест с момента ее институционализации (исследования И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. И. Чупрова и др.). В различных концепциях молодежи она рассматривается в тесной связи с определением специфики молодежи (концепция социального развития молодежи В. И. Чупрова, концепция молодежи в обществе риска Ю. А. Зубок, тезаурусная концепция молодежи В. А. Лукова и др.).

В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции» . Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».

На международном симпозиуме, проведенным в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек. Однако современные учёные считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить в возрасте от 13 до 30 лет. Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела:

  • подростки до 18 лет
  • молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет
  • молодые взрослые от 24 до 30 лет.

Исследование ценностных ориентаций молодежи в отечественной науке дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал . От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит состояние общества.

Ценностные ориентации молодого человека являют собой гибкую и постоянно корректируемую связь между личностью и обществом. Мир молодых всегда обращен в будущее. У молодого поколения преобладает ориентация на меритократическую систему трудовых вознаграждений, приоритетов "частной" жизни и социальных свобод.

Нами было проведено исследование на тему «Ценностные ориентации молодежи».

Для проведения исследования был выбран метод опроса и разработана анкета. Данный метод был выбран, потому что является наиболее удобным для опроса большого количества людей с целью получения разнообразной информации.

В ходе исследования было опрошено 250 человек: 122 юношей и 128 девушек в возрасте от 17 до 25 лет. Были опрошены студенты гуманитарно-педагогической, технической и физкультурной направленности Тольяттинского государственного университета. В основном опрошенные нами люди - это студенты (55,6%);37,6% - с высшим образованием, 5,2% со средним образованием и 1,6% респондентов имеют среднее специальное образование.

Для получения наиболее полной информации мы предложили молодым людям проранжировать предложенные нами ценности. Список ценностей мы взяли у М. Рокича , конкретные и абстрактные.

Итак, конкретные ценности по результатам исследования у молодежи имеют следующий порядок.

Активная деятельная жизнь - 29,2% респондентов при ранжировании присвоили первый ранг указанной ценности, т.е. данная ценность для них является наиболее важной. Среди мужчин на первое место активную деятельную жизнь поставили 22,1%, а среди женщин 31,1%.

Второе место, в ходе ранжирования, заняло здоровье. 26% от всех опрошенных присвоили второй ранг именно ему. Здоровью второе место отдали 15,6% мужчин и 41,4% женщин.

Четвертый ранг присвоен материально обеспеченной жизни - 22,4%, на четвертое место 30,3% мужчин и 34,4% женщин поставили именно эту ценность.

Наличие хороших и верных друзей занимает пятое место в списке ценностей молодежи, пятый ранг присвоило, данной ценности, 22,8% молодежи. Среди мужчин 27,9% и 32% среди женщин отдали пятое место данной ценности.

Шестой ранг был присвоен интересной работе -28,8%. 29,5% мужчин и 36,7% женщин решили, что данная ценность должна быть на шестом месте в списке ценностей.

19,2% респондентов отдали седьмой ранг, а значит и седьмое место продуктивной жизни. 36,1% мужчин и 34,4% женщин присвоили седьмое место данной ценности.

Чуть меньше половины опрошенных 38,4% решили, что общественное мнение должно занимать восьмое, предпоследнее место в списке конкретных ценностей. Юноши (20,5%) и девушки (28,1) не считают эту ценность важной, поэтому в системе рангов, присвоили общественному мнению восьмой ранг.

На последнем месте в нашем списке, ценность, которой 35,6% молодежь присвоили девятый ранг, девятое место - это удовольствия. 29,5% парней и 34,4% девушек оставили на последнем месте данную ценность.

Перейдем к абстрактным ценностям. Здесь так же респонденты проставляли ранг, где первый ранг - это наиболее важная ценности, а девять- наименее важная.

Таким образом, первый ранг был, присвоен любви- 41,6% респондентов поставили ее на первое место. 45,9% мужчин и 39,8% женщин считают, что любовь является важной ценностью.

Не менее важной ценностью для современной молодежи является познание. 16,4% молодых людей присвоили второй ранг этой ценности, 26,2% юношей и 32% девушек.

Третье место в списке абстрактных ценностей занимает счастье других, так считают 12,8%. Почти одинаковое количество молодых людей (32,8%) и девушек (34,4%) присвоили этой ценности третий ранг.

Уверенность в себе, как ценность занимает четвертое место, так решили 25,6% опрошенных. Четвертый ранг присвоили, данной ценности, 27% парней и 39,8% девушек.

19,2% молодежи поставили на пятое место развитие. 24,6% мужчин и 22,7% женщин считают, что эта ценностей не является одной из главных.

Респонденты 22,8% решили, что красота природы и искусства тоже не является главной ценностью и поэтому присвоили ей шестое место. 24,6% мужчин и 33,6% женщин поставили шестой ранг.

Творчество, занимает одно из последних мест в списке ценностей. 22,4% считают, что творчество должно занимать седьмое место. Седьмой ранг творчеству присвоили 36,1% мужчин и 25% женщин.

Для 22,8% опрошенных свобода занимает восьмое место в списке ценностей. 30,3% юношей и 28,9% девушек отдали восьмой ранг этой ценности.

На последнем месте абстрактных ценностей у опрошенных (12,8%) стоит жизненная мудрость. Мужчины 26,2% и женщины 38,3% присвоили девятый ранг этой ценности.

Благодаря ранжированию мы получили следующие результаты. Самыми важными ценностями является активная деятельная жизнь, здоровье и счастливая семейная жизнь, а так же любовь, познание и счастье других. И наименее важным для респондентов выступает общественное признание, удовольствия, свобода и жизненная мудрость.

Большинство опрошенных на первое место среди ценностей ставят материально обеспеченную жизнь - гипотеза не была подтверждена. На первом месте у молодых людей активная деятельная жизнь и любовь. А материальная обеспеченная жизнь занимает лишь четвертое место, из девяти возможных.

Счастливая семейная жизнь не является приоритетной для молодежи. Не смотря на то, что данная ценность не занимает первое место в списке ценностей, молодые люди отдали ей третье место, что показывает ее важность.

Респонденты считают необходимым наличие хороших и верных друзей. Из девяти возможных рангов, этой ценности был присвоен пятый ранг. Что показывает ее малую значимость для молодежи.

Интересная работа для опрошенных не является основной ценностью. В списке ценностей у молодежи, интересная работа занимает одно из последних мест.

Для молодых людей общественное признание стоит на последнем месте в списке ценностей.

Меньшинство респондентов считают жизненную мудрость важной ценностью. Респонденты присвоили девятый, наименее значимый ранг, именно этой ценности.

Молодые люди не рассматривают свободу как ценность. Свободу респонденты поставили на одно из последних мест в списке ценностей.

Уверенность в себе - одна из главных ценностей молодежи, данная гипотеза подтвердилась.

Исследование показало, что для молодого поколения важными являются такие ценности как: любовь, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе. В целом для молодежи на первом месте стоят ценности скорее нравственного характера, чем материального.

Библиографический список

1. Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Современное общество - 1993. - №2.

2. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Изд-во Политиздат, 1989.

3. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Изд-во Политиздат, 1989.

4. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. - К.: МАУП, 1999.

5. Методика ценностные ориентации (М. Рокич) [Обращение к документу: 5 марта 2011] - Доступ через http://www.psihologu.info/content/view/58/2/

6. Цютина А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи / А.Э. Цютина // Открытая школа. - 2001. - №4.

Цютина А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи / А.Э. Цютина // Открытая школа. - 2001. - №4. - С. 43

Методика ценностные ориентации (М. Рокич) [Обращение к документу: 5 марта 2011] - Доступ через http://www.psihologu.info/content/view/58/2/

  • Бартасевич Николай Сергеевич , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  • МОЛОДЕЖЬ
  • ЦЕННОСТИ
  • ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Статья посвящена современной молодежи и её ценностным ориентациям. Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля для поддержания порядка, демонстрации здорового образа жизни.

  • Сравнительная характеристика ценностных ориентаций юношей и девушек
  • Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка
  • Пути и перспективы совершенствования социально-правовых механизмов профилактики игромании среди молодежи

Реформы, проводимые современным российским обществом в достаточно короткий промежуток времени, привели к трансформации социальных институтов, норм, ценностей и установок людей. Резкий переход к принципиально иной модели общественного развития, трудности переходного периода актуализируют необходимость проведения взвешенной государственной политики по отношению к молодому поколению с целью помощи в адаптации к изменившимся условиям жизни, интеграции в новую систему социальных отношений .

В России уже давно назрел кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально-нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов и императивов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно значимого труда, росту девиантного поведения, безразличия, социальной пассивности.

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако современная молодежь не готова к таким индивидуальным шагам. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы.

Несмотря на то, что современное общество активно внедряет информационные технологии, молодежь, особенно учащиеся, в качестве пользователей интернета далеко не всегда эффективно их используют. Образовательное информационное поле наводнено готовыми «шпаргалочными» продуктами довольно низкого качества, написанными рефератами, курсовыми, дипломными работами и даже учебным материалом сомнительного содержания. Современная молодежь не готова к использованию первичных источников, будучи склонна пользоваться сокращенными версиями, непонятно кем интерпретируемыми. В своем подавляющем большинстве молодежь ориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями – лишь бы получить диплом. Высокий уровень притязаний к образованию носит инструментальный характер, образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний .

В стороне остается устойчивая мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности. Молодежи, как в прочем и всему обществу, присуща растерянность, непонимание происходящего. Ей нередко приписывают жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессивность, зависть.

Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.

Такая ломка ценностных ориентиров у молодых людей отчетливо вырисовывается среди еще невыработанной устойчивой системы своих нравственных социокультурных установок. Тем более что и изменившаяся жизнь (переход от административно-плановых к рыночным механизмам) требует новых моделей поведения. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое и на первый план выдвинулось такие, как «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой». Прослеживается четкая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности. В сознании нынешней молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, ну а тут, как известно, возможны любые пути.

В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры .

Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления. Вектор изменения ценностных норм и правил, характеризующих поведение, обусловлен рыночными отношениями. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким носит все более устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой («сам за себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокую коммуникативность проявляют с нужными, влиятельными людьми, отражающими определенный желаемый статус.

Особенности экономики в рыночных условиях хозяйствования таковы, что коренным образом необходимо пересматривать:

  • систему ценностей, позволяющих выработать перспективные жизненные позиции, стратегию в своей профессиональной, познавательной, социальной деятельности;
  • культуру мышления, представляющую собой духовное образование и характеризующую меру социального развития и чувства ответственности;
  • интегративность ценностных установок, проникновение которых сформирует тот образ жизни, который обеспечит гарантированную надежность в различных сферах деятельности.

Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций должно стать первоосновой любого общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает для каждого особый жизненный смысл. Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля для поддержания порядка, демонстрации здорового образа жизни .

Целенаправленная работа должна вестись и со средствами массовой информации с целью освещения позитивных моментов образа жизни. Молодежь ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта негативная информация зомбируют личность, вырабатывают конкретные отрицательные установки и не развивает у нее позитивного мышления, что впоследствии влияет на комплекс действий и поступков отдельных индивидов .

На формирование ценностей влияют и происходящие в обществе экономические, социальные деформации. Сложные общественные явления, неоднородность политических и экономических процессов влияет на изменения социальных идеалов и ценностей. Те приоритеты, которые ранее казались незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляется новый спектр ценностных ориентаций, значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формируется иной тип личности.

Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности и, в конечном счете, в социальном самочувствии. Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании не анархично рыночного сознания, а цивилизованного продуктивно осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым. И в этом огромное значение должны сыграть как объективно существующие условия жизнедеятельности .

На наш взгляд, молодежь и ее ценностные ориентиры являются большой, сложной и актуальной проблемой, которой в социологической литературе посвящено много работ. Можно сделать вывод о том, что исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи. Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

Таким образом, по мнению Бойкова В.Э., ценности молодежи – общие представления, разделяемые общей частью молодежи, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Радикальные политико-экономические преобразования влекут за собой изменения ценностно-нормативной базы и общества в целом, и отдельных социальных групп. В первую очередь это касается молодого поколения. Молодежь, не отягощенная грузом предубеждений старых ориентиров, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям, и соответственно имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и достижении успеха, а с другой стороны – она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов .

Конфликтное самосознание молодежи следствие хаоса, существующего в общественной жизни современной России. Сегодняшнюю ситуацию в стране можно определить как период между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой системой ценностей, которая только зарождается. Это время, когда молодым людям на пороге жизни уже не навязан готовый идеал, а каждому приходится самому определять для себя смысл и направление своей жизни. Молодость – это период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выбора. Игнорирование в ходе экономических реформ, состояние в котором находится молодежное сознание, и сформировавшихся в нем устойчивых тенденций способно приостановить и даже полностью заблокировать продвижение по пути преобразований и превратить их в нечто отличное от первоначального замысла.

Всестороннее изучение молодого поколения имеют принципиальное значение для корректировки государственной молодежной политики, для создания действенных и эффективных программ, способствующих вхождению этого поколения в социум. Анализу подвергаются молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая и общественная активность молодежи, процесс вступления молодежи в самостоятельную трудовую жизнь, изменения в ценностных ориентациях, объединения молодежи в рамках субкультур, социально-психологические особенности молодежной возрастной группы и т.д. Социологию называют наукой XXI века. Исследования и научные разработки последних пяти лет по молодежной проблематике дали обществу понимание многих процессов, происходящих в молодежной среде. Ученые говорят о дифференцированном подходе в работе с подростками, молодыми людьми, молодыми семьями и т.д. Социология дает нам понимание молодежи как части нашего общества, к которой «взрослое сообщество» относится либо с испугом, либо с раздражением, либо с непониманием. Тогда как инновационное общество, заинтересованное в своем будущем, должно создать условия для самореализации молодежи и корректно осуществлять социальный контроль над молодежью.

Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне» .

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Ценностные ориентации современной молодежи // В сборнике: Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество материалы региональной научно-практической конференции. 2010. С. 80-83.
  2. Игебаева Ф.А. Современная молодежь в условиях трансформации российского общества // В сборнике: Инновационное образование, гуманизм и система ценностных ориентиров современного российского общества: проблемы и перспективы сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Центр прикладных научных исследований. 2010. С. 39-42.
  3. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социол. исследования. 2008. - №2.
  4. Семенов В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи //Социол. исследования. 2007 - №4.
  5. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. – С.135 – 138.
  6. Игебаева Ф.А. Жизненные приоритеты современной молодежи.//В сборнике: Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. С. 94-96.
  7. Игебаева Ф.А., Нартдинова Э.Р. Интернет-зависимость - проблема современного человека // В сборнике: Информационная среда и ее особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. Материалы международной научно-практической конференции. 2012. С. 83-85.
  8. Игебаева Ф.А. Образование в иерархии ценностей современной студенческой семьи. В сборнике: Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве XI Международная научно-практическая конференция (зимняя сессия): сборник статей. 2008. С. 25-27.
  9. Игебаева Ф.А. Потенциал молодежи - важнейший ресурс устойчивого развития Башкортостана. В сборнике: Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза. 2010. С. 164-166.
  10. Черкасова Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике. Социол. исследования. 2004. -№3.
  11. Игебаева Ф.А. Влияние семьи на ценностные ориентации молодежи В книге: Творчество и развитие образовательных систем. Тезисы докладов. 1997. С. 68-71.
  12. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социол. исследования. 2004. - №7.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Институт молодёжной политики и социальной работы

Кафедра социальной работы

Социологическое исследование

«Ценностные ориентации молодежи»

Выполнила студентка группы СР – 22

Специальность 040101.65 Социальная работа

Специализация Социальная работа с молодёжью

Форма обучения: очная

Руководитель:

Новосибирск 2012
Содержание:

Введение ……………………………………………………….………………………….………….3

Раздел 1. Понятие ценность……………………………….…………………….………...…………4

1.1 Классификация ценностей…………………………..…..…………………….…………..……..6

Опрос путем анкетирования;

Гипотеза:

Экспериментальной базой

Раздел 1. Понятие «ценность»

Ценность – это особый вид реальности. Сама по себе она не существует, хотя и связана не только с человеком, но и с объективным миром. Мир полон ценностей – материальных (вещи, деньги, собственность…), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок…).

Ценность всегда и одновременно ценность чего-то (кого-то), и ценность для кого-то. Подчеркнем еще раз: ее основой может быть объективная реальность, продукты человеческого творчества и содержания сознания: соответственно, камень, вода, автомобиль, теория, образ и т. д. Но ценность обязательно антропогенна, поскольку возникает в процессе человеческого действия и осмысления, в процессе оценки человеком людей, общества, идей, предметов культуры или природы.

Строго говоря, способностью предпочитать одни вещи другим наделены все живые существа, – сама потребность самосохранения вынуждает их чего-то в мире страшиться, к чему-то тянуться. Больше того, животное защищает свое потомство, и, значит, может любить. Однако вряд ли можно говорить о ценностях в полном смысле слова в существах, не способных отдать себе в них отчета.

Среди всех творений Вселенной только человек в состоянии оценивать природу, результаты своих действий и вместе с тем оказывается способным на самооценку.

Виды ценностей могут быть самыми разными: объективными, виртуальными, несуществующими в природе (мечты, идеалы), фантастическими. Но в любом случае они обретают статус ценностей при потенциальном или наличном существовании человека, т. е. того, кто способен ценить. Алмаз не имеет никакой ценности, если никогда не попадет в руки человека. Автомобиль – не более чем груда железа, если он был брошен угонщиками там, где его никто и никогда не найдет и если о нем все забыли.

Ценности существуют там и тогда, где и когда существует человек.

Специфический признак существования ценности – значимость. Значимость – это синоним ценности, но только в том случае, если это положительная значимость. Значения могут быть и отрицательными.

Ценности бывают материальными и духовными, однако, в любом случае они устанавливаются (т. е. конституируются) человеком, поэтому в них заложена определенная виртуальность, связанная с тем, что сама оценка – это дело разума человека, его вкуса, предпочтений, симпатий, потребностей, целей, идеалов и т. д.

Понятно, что ни разум, ни все остальное, связанное с оценивающими способностями человека, не являются какими-то предметами, а принадлежат области его субъективности, которая передается и ценностям. Однако речь в данном случае идет не о субъективизме, понимаемом как произвол или неуправляемая прихоть, тем более не об эгоизме или корыстности, а о субъективности как области внутреннего мира человека разумного, обладающего сознанием, свободой, совестью и другими чисто человеческими качествами.

Здесь мы подошли к одному весьма важному моменту. Необходимо отличать ценное как просто полезное, выгодное или нужное, как средство к чему-то другому, – от ценности в своем полном и высшем, специфически человеческом смысле слова. В чем это отличие? Ценность-пользу всегда можно измерить и соответственно возместить другой ценностью, но любая высшая ценность по-своему абсолютна и утрата ее невосполнима; такая ценность – то, что часто называют «бесценным». Грубо говоря, нельзя указать ее цены или денежной стоимости (ведь деньги воплощают идею меры и обмена). Вот то, что имел в виду английский писатель и драматург Оскар Уайльд в своем широко известном афоризме : «циник знает всему цену, но не знает ценностей».

Высшие ценности как бы самоценны для человека, ему претит сама мысль использовать их только как средства к достижению своих целей. Это роднит понятие высшей ценности с таким понятием, как святыня (видимо, на заре человечества высшие ценности человека были еще только религиозными). Подчеркивая исключительный характер какой-либо ценности, мы нередко метафорически употребляем именно этот термин.

Критерий незаменимости, самоценности легко отделяет простую цену от подлинной ценности: все живое и все истинно любимое нами, независимо от своего масштаба, именно незаменимо. Так, полюбившуюся картину или вид из окна никогда не заменят для нас другие, во сто раз более дорогие, признанные или роскошные; любая безделушка, связанная, скажем, с памятью о близком человеке, для нас дороже самой полезной вещи того же назначения; пропавшего котенка нельзя заменить купленным на рынке другим. И уж конечно, согласно знаменитой формуле Иммануила Канта, любой человек может быть для нас только целью (самоценностью) и никогда – средством.

Ценности играют колоссальную, больше того – определяющую роль в жизни людей. Они обладают функциями ориентиров, образуют сложный мир смыслов и символов, составляют основу индивидуальных или коллективных суждений и поступков. В них есть регулятивные и нормативные компоненты.

1.1 Классификация ценностей:

Различать и классифицировать ценности можно по многим критериям: «по объективным характеристикам явлений, выступающих ценностями (материальные и духовные, большие и малые); по субъекту (ценности общества, народа, нации, класса, партии, коллектива, индивида); по типу потребностей субъекта (ценности моральные, экономические, политические, религиозные, медицинские и др.)».

Предметные (естественные благо и зло, полезность, социальное благо и зло, моральное добро и зло) и субъектные (общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений) ценности являются лишь двумя полюсами ценностного отношения человека к миру; первые выступают как его объекты (предметы потребности и интереса, взятые лишь в их субъективно-психологическом выражении, в виде устремлений, предпочтений и т. д.), а вторые - как выражение того же отношения со стороны субъекта, в которых интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого, представляемого. Поэтому предметные ценности являются объектами оценки и предписания, а субъектные - способом и критерием этих оценок и предписания.

Ценности выстраиваются в определенную иерархическую систему. Исследователи по-разному классифицируют ценности. Например, с точки зрения (автора статьи «Ценность» в Российской социологической энциклопедии) в систему ценностей социального субъекта могут входить следующие ценности:

· Смысложизненные ценности (представления о добре и зле, благе, счастье);

· Универсальные ценности:

· Витальные ценности (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, право на собственность, правопорядок и т. д);

· Демократические ценности (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет, гарантии социального равенства и справедливости и т. д.);

· Ценности общественного признания (трудолюбие, квалификация, социальное положение и др.);

· Ценности межличностного общения (честность, бескорыстие , доброжелательность, порядочность, взаимопомощь , терпимость, верность, любовь и др.);

· Ценности личного развития (чувство собственного достоинства, стремление к образованию, свободному развитию своих способностей, беспрепятственный доступ к общечеловеческой культуре, свобода творчества и самореализации, ценности национального языка и культуры и т. д.).

Раздел 2. Проведение социологического исследования на тему: «Ценностные ориентации молодежи».

2.1 Программа исследования.

Объект исследования: студенты НГПУ ИМПиСР.

Предмет исследования: нравственные ценности современного общества.

Цель работы: выяснить, какие нравственные ценности являются приоритетными для современной молодежи.

Задачи исследования:

1.Изучить литературу по данной проблеме;

2.Составить анкету, которая бы позволила проверить гипотезу;

3.Провести анкетирование среди студентов;

4.Обработать полученные анкетные данные и представить полученные результаты;

5.Проанализировать полученные данные и проверить гипотезу.

Методы исследования:

Анализ научной литературы;

Опрос путем анкетирования;

Гипотеза: Я предположила, что для современной молодежи не утратили свою ценность те качества, которые ценились во все времена: отзывчивость, ум, доброта. Я считаю, что в ходе анкетирования именно эти качества будут названы нашими респондентами как приоритетные. Я также предположила, что ценными окажутся для наших респондентов здоровье, семья, образование и престижная работа.

Экспериментальной базой служат студенты ИМПиСР. В исследовании приняли участие 30 человек.

2.2 Анализ полученных результатов

В опросе приняли участие 30 человек.

Рисунок 1

В основном это молодые люди, учащиеся на 2-3 курсах.

Курс

Количество человек

Рисунок 2

Обработанные данные свидетельствуют о том, что большая часть опрошенных задумываются о своем будущем и имеют главную цель в жизни (75%). Это свидетельствует о том, что они целенаправленно осуществляют реализацию своих планов. 13% опрошенных ответили, что пока не имеют цели в жизни, а 12% респондентов еще не задумывались над этим вопросом.

https://pandia.ru/text/78/304/images/image004_2.png" width="512" height="298 id=">

Рисунок 4

Главной жизненной целью большинство опрошенных считают быть здоровым, это отметило 35% опрошенных. На втором месте жить в достатке, так ответило 26% респондентов. На третьем месте идет желание имеет хорошую семью (24%). 8% считают для себя важным иметь хороших друзей. Всего 5% хотят получить хорошее образование, и только 2% хотят открыть свой бизнес.

Рисунок 5

Больше всего студентов беспокоят проблемы с устройством на работу (35%). Также молодые люди боятся не встретить любимого человека и остаться без средств существования (26-27%). Всего 7% выражают опасения в связи с ростом преступности. И только 5% беспокоятся из-за невозможности получить образование.

Время свободное" href="/text/category/vremya_svobodnoe/" rel="bookmark">свободное время предпочитают смотреть телевизор. Радует что наша молодежь все-таки ценит и читает книги (17%), также радует, что студенты посещают театры, выставки и музеи, так ответили 14% студентов. 13% респондентов, из них 87% мужчины, предпочитают играть в компьютерные игры. Самыми непопулярными ответами оказались: ходить по магазинам и спать. Также респонденты предложили свои варианты ответов: занимаются спортом, танцами, проводят время с друзьями т. д.

https://pandia.ru/text/78/304/images/image008_2.png" width="510" height="296 id=">

Рисунок 8

42% респондентов считают, что учеба позволят приобрести профессию, большое количество (22%) получают образование для того чтобы утвердится среди близких, ответы «стать образованным» и «подготовится к самостоятельной жизни» набрали практически одинаковое количество голосов. Лишь 7% респондентов учатся ради того, чтобы стать богатым.

Рисунок 9

Среди качеств, наиболее ценимых студентами, являются отзывчивость, целеустремлённость, уверенность в себе, доброта, ум. Мало ценится инициативность и красота.

Рисунок 10

Опрос показал, что большинство респондентов эгоцентричны и преследуют только свои цели (92%)

Рисунок 11

Опрос показал, что 3/4 студентов ИМПиСР ни разу в жизни не давали взятку и 19% не осуждают других людей, которые дают взятки. Один раз взятку давали 16% респондентов. И 4% уже многократно давали взятки.

Рисунок 12

Результат ответов на этот вопрос очень порадовал: студенты стремятся к работе, ради того, что бы получать удовольствие. 38% опрошенных хотят работать ради того, чтобы получать много денег, 4% респондентов предпочитают не выделяться среди других. 6% респондентов предложили свои ответы, среди которых: хорошее начальство, дружный коллектив, не сложная работа.

Рисунок 13

72% респондентов считают, что надо проявлять гуманность, те кто материально преуспел должны заботится о тех, кто преуспел. Для 17% важнее духовные ценности, материальные не имеют большого значения. 1/10 опрошенных студентов считают, что каждый должен заботиться сам о себе, богатые не должны помогать бедным.

Рисунок 14

Почти половина респондентов (42%) считают, что будущая работа должна приносить много денег. Радует, что почти такое же количество (39%), считают, что человек своей деятельностью должен приносить помощь людям и только 13% решили, что профессия должна быть престижной. 6% опрошенных предложили свои варианты ответов: работа должна приносить удовольствие, должна нравиться моим родителям и т. д.

Рисунок 15

Из опроса можно понять, что 41% опрошенных студентов ИМПиСР получив образование не собираются работать по специальности. У 35% опрошенных студентов жизненные цели частично совпадают с будущей профессией. И только 25% респондентов не сомневаются в выборе своего будущего.

Заключение

Проанализировав полученные данные, мы пришли к следующим выводам:

· Большая часть студентов имеет цель в жизни;

· Наибольшую ценность представляют здоровье и семья;

· Деньги не являются приоритетной ценностью студентов,
хотя четверть опрошенных главной жизненной ценностью считают
жить в достатке. Здесь мы видим некоторое противоречие в ответах наших респондентов.

· Больше всего студенты опасаются проблем с трудоустройством в будущем
и не встретить любимого человека.

· В людях респонденты больше всего ценят отзывчивость, доброту и ум, но при этом не ценят инициативность.

Таким образом, я могу сделать вывод, что моя гипотеза оказалась верной, по основным показателям ответы моих респондентов совпали с моими предположениями. Современная молодежь ценит в людях отзывчивость, доброту, ум, а также главными ценностями для себя считают здоровье, семью и образование.

Для современной молодежи свойственны и духовно - нравственные, и сугубо прагматичные материальные жизненные цели.

Приложение – анкета

Ценностные ориентации молодежи.

Уважаемый респондент, мы проводим социальный опрос на тему «Ценностные ориентации молодежи г. Новосибирска (конкретно ИМПиСР)» и будем признательны, если Вы ответите на вопросы нашей анкеты. Опрос проводится анонимно.

Ваш возраст:

1. Есть ли у вас цель в жизни?

в) не задумывался над этим.

2. Выберите наиболее ценное для Вас в жизни (не более 3-х ответов):

а) карьера;

в) деньги;

г) друзей;

д) образование

е) здоровье.

3. Какие жизненные цели Вы считаете для себя наиболее важными (не более 3-х ответов):

а) открыть свой бизнес;

б) иметь хорошую семью;

в) жить в достатке;

г) иметь хороших друзей;

д) получить хорошее образование;

е) быть здоровым.

4. Что вызывает опасение и неуверенность в Вашей дальнейшей жизни (не более 2-х ответов):

а) невозможность получить образование;

б) остаться без средств существования;

в) преступность;

г) проблемы с устройством на работу;

д) не встретить любимого человека;

е) Ваш вариант ответа___________________________________________

5. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время:

в) играть в компьютерные игры;

д) ходить по магазинам;

е) посещать музеи, выставки, театры;

ж) Ваш вариант ответа__________________________________________

6. Какие чувства Вы испытываете чаще всего:

а) эмоциональный подъем и чувство бодрости;

б) обычный жизненный тонус, ровные чувства;

в) состояние неуравновешенности, чувство тревоги;

г) состояние безразличия;

д) когда как;

е) затрудняюсь ответить.

7. Чем ценна для вас учеба (не более 2-х ответов):

а) учеба позволяет приобрести профессию;

б) стать образованным;

в) стать богатым;

г) подготовится к самостоятельной жизни;

д) утвердиться среди близких.

8. Какие качества Вы больше всего цените в людях (не более 3-х ответов):

б) доброту;

г) уверенность в себе;

д) целеустремленность;

е) отзывчивость;

ж) инициативность;

з) красоту;

и) Ваш вариант ответа___________________________________________

9. Приходилось ли Вам кого-то сознательно обманывать для достижения собственных целей:

10. Приходилось ли Вам когда-нибудь давать взятку:

б) сам(а) этого не делал(а), но других за это не осуждаю;

в) да, один раз;

г) да, многократно.

11. Что для Вас главное в Вашей будущей работе:

б) получать удовольствие от деятельность;

в) не выделяться среди других;

12. Ваше мнение о материальных ценностях:

а) материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо;

б) надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботится о тех, кто не преуспел.

в) для меня материальные ценности не имеют большого значения.

13. Ваша будущая профессия должна:

а) приносить большой материальный достаток;

б) быть престижной;

в) приносить пользу людям;

г) Ваш вариант ответа___________________________________________

14. Совпадают ли Ваши жизненные цели с вашей будущей профессией?

б) да, частично;

Список используемой литературы:

1. , Кудишина современного гуманизма // http://*****/2011/05/16/gost/

2. Разин ориентация и благо человека. // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 1996. – № 1. – С. 77-85.

3. // Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. . М.: Изд. ИСПИ РАН, 19с. - С.871-872.



Похожие статьи