Рыцарские ордена, которые управляли миром. Крест Тамплиеров – мистический символ и мощный талисман

23.09.2019
В пятницу, 13-го октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого были арестованы все французские тамплиеры. Орден был официально запрещен, но следы «исчезнувших» тамплиеров находят даже в России.

Золото тамплиеров

"Храмовники" были самым богатым рыцарским орденом в истории. Они были богаты настолько, что ни одно из существующих государств не могло с ними сравниться. Основной загадкой, которую оставили после себя тамплиеры стала загадка о канувшем в Лету золоте тамплиеров. Так уж устроена история.
Существует версия, достоверность которой, однако, стоит под большим сомнением, что золото тамплиеров следует искать не где-нибудь, а в России.

Эта версия основывается на сведениях о том, что в одну из ночей перед волной арестов золото тамплиеров было вывезено из Парижа в порт Ла-Рошель, где его погрузили на 18 галер, отбывших в "неизвестном направлении".


А в 1307 году Юрий Данилович Московский находился в Новгороде, где встретил заморских калик (странников-пилигримов), прибывших на 18 набойных ладьях. Калики привезли "несметное многое множество золотой казны, жемчуга и камения драгоценные", чем поклонились князю Юрию, владыке и всем людям; затем они пожаловались встречавшим на "всю неправду князя галлов и папы".

Как и всякая конспирологическая теория, эта версия хороша своей смелостью и бездоказательностью. Остается загадкой, как суда беспрепятственно дошли из Франции в Новгород, минуя все кордоны. Стоит также учитывать, что в это время по всей Европе шли "чистки", охочих до золота тамплиеров было много.

Успенский собор во Владимире

Гипотеза о том, что Успенский собор во Владимире был построен на деньги тамплиеров, муссируются в околонаучной литературе давно. Основываются они на предположении о том, что Андрей Боголюбский участвовал во втором крестовом походе. Достоверных сведений об этом нет, но раз их нет, то (по логике историков-ревизионистов) логично предположить, что что-то здесь нечисто, что-то скрывают. Предположение о близких отношениях владимирского князя и императора Фридриха основывается на одном упоминании в трудах Василия Татищева. Историк писал, что германский император будто бы прислал к князю Андрею Боголюбскому неких мастеров для строительства Успенского собора: "Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго, с которым Андрей в дружбе был". Вот, собственно, и все "доказательства" того, что Успенский собор был построен с помощью тамплиеров. Гипотеза эта не может быть состоятельной уже хотя бы по той причине, что в годы троительства собора тамплиеры были далеко не так богаты, как о них принято думать: орден только, что называется, "набирал обороты", а то, что при его строительстве были задействованы "гастарбайтеры" Фридриха, не такая редкая практика.

Москва тамплиеровская

Слухи о том, что золото тамплиеров "осело" в России породили также гипотезу о том, что возвышение Москвы стало возможным именно благодаря привезенному рыцарями богатству. По версии сторонников альтернативной истории, прежде чем стать столицей светского государства, Москва длительное время была опорным пунктом, или комтурством, тамплиеров.
Так, из летописей известно, что с 1305 по 1314 год имел место массовый приезд в Москву служилых людей. Эти рыцари ("на коне в доспехе полном") приезжали из орды, из Литвы и "от немец" и были как раз тамплиерами, сбежавшими от инквизиции и французского короля.

Гипотеза о возвышении Москвы на деньги тамплиеров не принимается большинством историков, но любители сенсаций и скандалов всегда будут приводить свои "аргументы" в её пользу.
Одна из главных загадок, оставленных нам тамплиерами - Святой Грааль. Священная реликвия, пропавшая вместе с исчезновением Ордена, по уверениям некоторых историков до сих пор находится в Москве. Так, Дмитрий Зенин утверждает, что Святой Грааль находится в подземельях между Собором Василия Блаженного и Кремлём. По его мнению, христианский артефакт, якобы, попал на Русь в качестве приданого английской супруги русского князя Владимира Мономаха.

Символика тамплиеров

Сторонники версий о русских тамплиерах свои гипотезы часто выстраивают не на исторических документах, летописях и археологических находках, а на иллюстративном материале, который из себя представляют разнообразные символы, подсмотренные "исследователями". Символы тамплиеров можно найти везде: в восьмиконечных звездах на соборе Василия Блаженного, на крестах и розах старых кладбищенских решеток, в орнаментах лепнины сталинских высоток.
При всех недочетах и просчетах любителей "тайны тамплиеров" нельзя не сказать, что несколько влиятельных русских дворянских родов имели своими предками тамплиеров: Щукины, Назимовы, Нестеровы, Суворовы, но говорить о "тайне" здесь вряд ли приходится.

За несколько поколений ассимилировавшиеся в русской среде и русской традиции, они уже не имели к Ордену никакого отношения. Масонские ложи же, существовавшие в России поныне, также к тамплиерам отношение имеют далекое. Иногда лучше, чтобы тайна оставалась тайной.

  1. Награды
  2. В июле 1859 года швейцарский врач А. Дюнан присутствовал на поле сражения при селении Сольферино в Ломбардии. Он был человеком добрым и сентиментальным, и потому мучения раненых вызвали в нем горячее желание помочь страдающим. Но так как А. Дюнан был еще…

  3. Многие исследователи (в частности, профессор Пермского университета А.В. Колобов) считают, что ни в одной армии древнего мира не существовало такой развитой системы боевых наград, как у римлян. Во времена Республики у римлян существовали разные виды вознаграждения для отличившихся в бою воинов…

  4. Весна 1802 года казалась такой счастливой в начинавшемся столетии, потому что никогда еще слава Наполеона Бонапарта, первого консула Франции, не была так велика. Даже первая триумфальная победа не принесла такой признательности соотечественников, такой искренней радости французского народа и всех народов Европы,…

  5. Десятого января 1429 года, в день своей свадьбы с Изабеллой Португальской, бургундский герцог Филипп Добрый учредил орден Золотого Руна - в честь Девы Марии и Святого апостола Андрея и в защиту веры и католической церкви. Однако символика ордена и его девиз…

  6. С древнейших времен и до наших дней одним из символов доблести и мужества является оружие, поэтому среди наград за ратные подвиги наградное оружие занимает одно из самых почетных мест. В России награждение оружием за службу царю и Отечеству значится только с…

  7. История города Олимпии и Олимпиад такая древняя, что в сущности даже не имеет начала, а самое первое спортивное соревнование греков было описано еще Гомером в 23-й песне поэмы "Илиада". В настоящее время считается, что первые Олимпийские игры проходили в 776 году…

  8. Упоминания об ордене датируется с 1699 года в дневнике Иоанна Корба, который служил секретарем австрийского посольства в России. Орден до Полтавской битвы изготавливались с наклонным Андреевским крестом, покрытый синей глазурью с золотой каймой. На ордене было изображение первого апостола Христа, потому…

  9. На Земле есть одно место, одинаково священное для большинства людей нашей планеты. Это - Святая земля Палестина, где находится святой град Иерусалим. Здесь Бог неоднократно являлся праведнику Аврааму, обещая отдать эту землю обетованную ему и его потомкам. В Иерусалиме жил и…

  10. В 1350 году английский король Эдуард III возвращался на родину после славных побед, которые он одержал у города Кале и при Креси, где французы потерпели поражение. Чтобы восславить свое победоносное воинство, король захотел учредить рыцарский орден. Одной из главных целей создания…

  11. Эта советская награда была установлена постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года, а статут ее был утвержден через месяц - 5 мая. Согласно статуту, орденом Красной Звезды "награждаются военнослужащие рядового и начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, войсковые части, корабли…

  12. Летом 1724 года состоялось перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга. Тогда же Петр I намеревался учредить и орден в честь святого "небесного предстателя за невские земли" Александра Невского, навеки оставшегося покровителем города. Новый российский орден…

  13. Поход 1711 года против Турции был неудачным для Петра I. Тогда 38-тысячное русское войско, стоявшее лагерем на реке Прут, окружила турецкая армия, почти в пять раз превосходящая его по численности. Русские воины испытывали острую нехватку продовольствия, здоровой питьевой воды и фуража,…

  14. В 1399 году по инициативе баронов северных графств Англии был низложен Ричард II - последний король из династии Плантагенетов. На английский трон бароны посадили Генриха Ланкастерского под именем Генриха IV. С этим именем легенда и связывает основание Ордена Бани, который был…

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РЫЦАРЕЙ-ТАМПЛИЕРОВ

В 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет посвятить себя их защите, для чего требовалось создать религиозную организацию. Рыцари принесли обеты бедности, целомудрия и послушания Иерусалимскому Патриарху Гормонду де Пикиньи и примкнули к монахам Святого Гроба Господня, жившим по уставу Святого Августина. Иерусалимский король Балдуин II выделил им для проживания место, неподалеку от которого по преданию находился Храм Соломона. Рыцари называли его Храмом Господним - по-латыни "Tamplum Domini", отсюда и произошло второе название рыцарей-храмовников - тамплиеры. Полное же название Ордена - "Бедные рыцари Христа и Соломонова храма".

В первые годы своего существования Орден состоял всего из девяти рыцарей, поэтому не привлекал к себе внимания ни на Востоке, ни на Западе. Храмовники действительно жили бедно, о чем свидетельствует одна из самых первых печатей Ордена, на которой изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади. Братство рыцарей-храмовников первоначально было создано для охраны дороги, по которой совершалось паломничество из Яффы в Иерусалим, и вплоть до 1130-х годов тамплиеры не принимали участия ни в одном сражении, какой бы грозной ни была опасность. Таким образом, в отличие от рыцарей-госпитальеров, ведавших на Святой земле приютами и больницами, "Бедные рыцари Христа и Соломонова храма" посвятили себя исключительно защите паломников. Охрана завоеванных земель была делом непростым, не хватало воинов для отпора мусульманам, что уж было говорить об охране прибывающих в массовом количестве пилигримов. Тем более что в течение 9 лет со дня основания Ордена новых членов в него не принимали.

Поначалу Орден тамплиеров напоминал своего рода частный кружок, объединенный вокруг графа Шампанского, так как все девять рыцарей были его вассалами. Чтобы их братство признали в Европе, рыцари снарядили туда миссию. Король Балдуин II обратился с письмом к аббату Бернару из Клерво, чтобы тот упросил римского папу Гонория II утвердить устав для жизни и деятельности Ордена тамплиеров. Для рассмотрения ходатайства Ордена о даровании им собственного устава римский папа выбрал Труа - главный город Шампани. На соборе в Труа 13 января 1129 года присутствовало множество отцов Святой церкви, среди которых были папский легат Матье, епископ Ордена Святого Бенедикта, множество архиепископов, епископов и аббатов.

Аббат Бернар Клервосский не смог прибыть на собор в Труа, но он написал устав для Ордена тамплиеров, основываясь на уставе Цистерианского ордена, который в свою очередь повторял уставные положения бенедиктинцев.


Аббат Бернар в честь рыцарей-храмовников написал и трактат "Хвала новому рыцарству", в котором приветствовал "монахов по духу, воинов по оружию". Он до небес превозносил добродетели тамплиеров, объявлял цели Ордена идеалом и воплощением всех христианских ценностей.

Орден храмовников создавался как чисто монашеская, а не рыцарская организация, так как монашество считалось ближе стоящим к Богу. Но аббат Бернар сумел оправдать деятельность рыцарских орденов, примирив воинское дело со служением Богу. Он заявлял, что рыцари - это Божье воинство, которое отличается от мирского рыцарства. Божьим воинам необходимы три качества, быстрота, острое зрение, чтобы на них не напали врасплох, и готовность к бою.

По уставу рыцарь Ордена тамплиеров - это мужчина, который в состоянии носить оружие, владеть им и избавлять землю от врагов Христовых. У них должны быть коротко острижены борода и волосы, чтобы можно было свободно глядеть вперед и назад. Тамплиеры облачались в одежды белого цвета, которые надевались поверх рыцарских доспехов, и в белую мантию с капюшоном. Такие плащи, по возможности, предоставлялись всем братьям-рыцарям зимой и летом, чтобы их могли распознать все, кто провел жизнь в темноте, так как их долг - посвятить свои души Творцу, ведя светлую и чистую жизнь. И никому, кто не относился к вышеупомянутым рыцарям Христа, не дозволялось иметь белый плащ. Лишь тот, кто оставил мир тьмы, будет примирен с Создателем знаком белых одежд, который означает чистоту и совершенное целомудрие - целомудрие сердца и здоровье тела.

С 1145 года левую сторону плаща рыцарей стал украшать красный восьмиконечный крест - крест мученичества и символ борцов за церковь. Этот крест, как знак отличия, был дарован Ордену тамплиеров папой Евгением III с исключительными правами на его геральдику. В соответствии с обетом бедности рыцари не носили никаких украшений, и воинское снаряжение их было очень скромным. Единственным дозволенным предметом, дополнявшим их одеяние, была овчина, которая одновременно служила подстилкой для отдыха и плащом в непогоду.

После собора в Труа тамплиеры разъехались по всей Европе, чтобы завербовать в Орден новых рыцарей и основать командорства на континенте. Аббат Бернар стал жарким поборником и пропагандистом тамплиеров, призывал всех влиятельных особ дарить им земли, ценности и деньги, направлять в Орден молодежь из хороших семей, чтобы оторвать юношей от греховной жизни ради плаща и креста тамплиеров.


«ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РЫЦАРЕЙ-ТАМПЛИЕРОВ»

Поездка рыцарей-храмовников по Европе имела ошеломляющий успех: братья начали получать земли и поместья, на нужды Ордена жертвовалось золото и серебро, быстро росло число воинов Христовых.

К концу 1130 года братство окончательно сформировалось уже как военно-монашеская организация с четкой системой иерархии. Все члены Ордена разделялись на три категории: братья-рыцари, братья-капелланы и братья-сержанты (оруженосцы); последние носили плащ черного или коричневого цвета. Существовали также слуги и ремесленники, и каждая категория братьев имела свои права и обязанности. Во главе Ордена тамплиеров стоял Великий магистр, права которого частично ограничивались орденским Капитулом. В отсутствие Магистра его заменял сенешаль - второе должностное лицо Ордена. За ним следовал маршал, ведавший всеми военными делами братства, и т д. Иерархическая лестница рыцарей-тамплиеров насчитывала до 30 ступеней.

Для посвящения в рыцари нужно было быть знатного происхождения, не иметь долгов, не быть женатым и т д. В служении тамплиеров сочеталось строгое монашеское послушание с постоянным риском получить увечье или погибнуть в битве на Святой земле и за Святую землю, что искупало любой земной грех. От каждого рыцаря-тамплиера требовалось беспрекословное повиновение старшим; устав строго регламентировал обязанности рыцаря и перечислял наказания за разного рода провинности и отклонения от аскетического образа жизни. А так как Орден стал подчиняться только римскому папе, в нем существовали свои кары за проступки, вплоть до смертной казни. Рыцари не могли охотиться и играть в азартные игры, в часы досуга они должны были сами чинить свою одежду и каждую свободную минуту молиться.

Рыцарь без разрешения не должен был удаляться от лагеря дальше, чем слышен звук голоса или сигнал колокола. Когда дело шло к бою, глава Ордена брал знамя и выделял 5-10 рыцарей, которые окружали его для охраны штандарта. Эти рыцари должны были рубиться с противником вокруг знамени и не имели права ни на минуту покинуть его. Командир имел обернутое вокруг копья запасное знамя, которое он разворачивал, если с главным знаменем что-нибудь случалось. Поэтому он не мог пустить в ход копье с запасным знаменем, даже если это было необходимо ему для защиты. Пока развевается знамя, рыцарь не мог покинуть поле битвы под угрозой позорного изгнания из Ордена.

Знамя тамплиеров представляло собой полотнище, верхняя часть которого была черного цвета, а нижняя - белого.


«ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РЫЦАРЕЙ-ТАМПЛИЕРОВ»

Черная часть знамени символизировала греховную, а белая - непорочную части жизни. Оно называлось "бо сан", что одновременно было и боевым кличем тамплиеров. Словарь старофранцузского языка определяет значение слова "beausant" как "лошадь темной масти в белых яблоках". Смысл слова "beau" в наши дни обычно сводится к понятиям "прекрасное", "красота", но в Средние века его значение было гораздо шире "благородство" и даже "величие". Поэтому боевой клич тамплиеров означал "К величию! К славе!".

Иногда на знамени вышивался орденский девиз "Non nobis, Domine, non nobis, sed Nomini Tuo da gloriam" ("Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему!"). Встречались тамплиерские знамена и в виде военного штандарта, разделенного по вертикали на девять белых и черных полос. Предположительно в 1148 году в битве при Дамаске впервые был развернут штандарт с красным орденским крестом в центре.

Следуя обету бедности, Гуго де Пайен все дарованное имущество и богатства передал Ордену, и все другие братства последовали его примеру. Если вновь поступающий в Орден послушник не имел никакого имущества, ему все равно полагалось принести "приданое", пусть даже и весьма символическое. Тамплиер не мог иметь в собственности ни денег, ни какого-либо другого имущества, даже книг; добытые трофеи тоже шли в распоряжение Ордена. В орденском уставе говорилось, что рыцари должны быть скромны как дома, так и на поле сражения, и послушание высоко ценится у них. Они приходят и уходят по знаку наставника, они надевают ту одежду, которую он им дает, и ни от кого другого не принимают ни платья, ни пищи. Они избегают излишества как в том, так и в другом, и заботятся только об удовлетворении скромной потребности. Обет бедности соблюдался очень строго, и если у тамплиера после смерти все же находили деньги или что-либо иное, его исключали из Ордена и запрещали хоронить по христианскому обычаю.

Однако через век после создания Ордена богатство храмовников поражало воображение современников. Они владели землями, домами в городах, укрепленными замками и поместьями, разнообразным движимым имуществом и неисчислимым количеством золота. Но пока тамплиеры копили богатства и скупали в Европе земли, дела крестоносцев в Палестине шли все хуже и хуже, и после захвата Иерусалима султаном Салах-ад-Дином им пришлось уйти отсюда. Эту потерю храмовники восприняли довольно спокойно, ведь их земельные владения в Европе были огромны, а богатства велики.

Особенно сильны позиции тамплиеров были во Франции, так как значительная часть рыцарей происходила из среды французского дворянства. Кроме того, к этому времени они были уже настолько опытны в финансовых делах, что нередко возглавляли казначейства в государствах.

Во Франции, казалось бы ничто не угрожало благополучию Ордена, но наступило время царствования короля Филиппа IV Красивого, всю свою жизнь посвятившего созданию единого и могущественного государства. И в его планах совсем не было места Ордену тамплиеров, во владениях которого не действовали ни королевские, ни общецерковные законы. Филипп Красивый возбудил против тамплиеров инквизиционное дознание, и через 10 месяцев после начала арестов в Париже "признания" подсудимых рыцарей были собраны и направлены римскому папе Клименту V. Папа назначил 15 заседаний Вселенского собора, который должен был состояться в Вене для решения ряда общих вопросов, обсуждения планов нового крестового похода и определения дальнейшей судьбы Ордена тамплиеров.

Однако участники собора проявили нерешительность, а сам папа Климент V высказывался с такой неохотой, что и пять месяцев спустя вопрос о судьбе храмовников не был решен. Окончательное решение этого вопроса могло склониться и к осуждению, и к оправданию тамплиеров, а этого Филипп Красивый уж никак не мог допустить.

Многие историки считают, что римский папа был полностью покорен воле французского короля, однако изучение материалов Собора показывает, что папа мог настоять и на своем - слить рыцарей-тамплиеров и рыцарей-иоаннитов в новый Орден. Поэтому Климент V и не хотел, чтобы распущенный Орден тамплиеров был полностью заклеймен как еретический. В начале апреля 1312 года папа издал очередную буллу, которой распускал Орден тамплиеров без упоминания выдвинутых против него обвинений.

Освобожденные из заключения тамплиеры могли вступить в Орден иоаннитов, но таких случаев было очень мало. Более 6 лет продолжалось преследование тамплиеров во Франции. В Англии же и Шотландии рыцари были своевременно предупреждены, а в странах Пиренейского полуострова и вовсе оправданы.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РЫЦАРЕЙ-ТАМПЛИЕРОВ

В 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет посвятить себя их защите, для чего требовалось создать религиозную организацию. Рыцари принесли обеты бедности, целомудрия и послушания Иерусалимскому Патриарху Гормонду де Пикиньи и примкнули к монахам Святого Гроба Господня, жившим по уставу Святого Августина. Иерусалимский король Балдуин II выделил им для проживания место, неподалеку от которого по преданию находился Храм Соломона. Рыцари называли его Храмом Господним - по-латыни «Tamplum Domini», отсюда и произошло второе название рыцарей-храмовников - тамплиеры. Полное же название Ордена - «Бедные рыцари Христа и Соломонова храма».

В первые годы своего существования Орден состоял всего из девяти рыцарей, поэтому не привлекал к себе внимания ни на Востоке, ни на Западе. Храмовники действительно жили бедно, о чем свидетельствует одна из самых первых печатей Ордена, на которой изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади. Братство рыцарей-храмовников первоначально было создано для охраны дороги, по которой совершалось паломничество из Яффы в Иерусалим, и вплоть до 1130-х годов тамплиеры не принимали участия ни в одном сражении, какой бы грозной ни была опасность. Таким образом, в отличие от рыцарей-госпитальеров, ведавших на Святой земле приютами и больницами, «Бедные рыцари Христа и Соломонова храма» посвятили себя исключительно защите паломников. Охрана завоеванных земель была делом непростым, не хватало воинов для отпора мусульманам, что уж было говорить об охране прибывающих в массовом количестве пилигримов. Тем более что в течение 9 лет со дня основания Ордена новых членов в него не принимали.

Поначалу Орден тамплиеров напоминал своего рода частный кружок, объединенный вокруг графа Шампанского, так как все девять рыцарей были его вассалами. Чтобы их братство признали в Европе, рыцари снарядили туда миссию. Король Балдуин II обратился с письмом к аббату Бернару из Клерво, чтобы тот упросил римского папу Гонория II утвердить устав для жизни и деятельности Ордена тамплиеров. Для рассмотрения ходатайства Ордена о даровании им собственного устава римский папа выбрал Труа - главный город Шампани. На соборе в Труа 13 января 1129 года присутствовало множество отцов Святой церкви, среди которых были папский легат Матье, епископ Ордена Святого Бенедикта, множество архиепископов, епископов и аббатов.

Аббат Бернар Клервосский не смог прибыть на собор в Труа, но он написал устав для Ордена тамплиеров, основываясь на уставе Цистерианского ордена, который в свою очередь повторял уставные положения бенедиктинцев. Аббат Бернар в честь рыцарей-храмовников написал и трактат «Хвала новому рыцарству», в котором приветствовал «монахов по духу, воинов по оружию». Он до небес превозносил добродетели тамплиеров, объявлял цели Ордена идеалом и воплощением всех христианских ценностей.

Орден храмовников создавался как чисто монашеская, а не рыцарская организация, так как монашество считалось ближе стоящим к Богу. Но аббат Бернар сумел оправдать деятельность рыцарских орденов, примирив воинское дело со служением Богу. Он заявлял, что рыцари - это Божье воинство, которое отличается от мирского рыцарства. Божьим воинам необходимы три качества, быстрота, острое зрение, чтобы на них не напали врасплох, и готовность к бою.

По уставу рыцарь Ордена тамплиеров - это мужчина, который в состоянии носить оружие, владеть им и избавлять землю от врагов Христовых. У них должны быть коротко острижены борода и волосы, чтобы можно было свободно глядеть вперед и назад. Тамплиеры облачались в одежды белого цвета, которые надевались поверх рыцарских доспехов, и в белую мантию с капюшоном. Такие плащи, по возможности, предоставлялись всем братьям-рыцарям зимой и летом, чтобы их могли распознать все, кто провел жизнь в темноте, так как их долг - посвятить свои души Творцу, ведя светлую и чистую жизнь. И никому, кто не относился к вышеупомянутым рыцарям Христа, не дозволялось иметь белый плащ. Лишь тот, кто оставил мир тьмы, будет примирен с Создателем знаком белых одежд, который означает чистоту и совершенное целомудрие - целомудрие сердца и здоровье тела.

С 1145 года левую сторону плаща рыцарей стал украшать красный восьмиконечный крест - крест мученичества и символ борцов за церковь. Этот крест, как знак отличия, был дарован Ордену тамплиеров папой Евгением III с исключительными правами на его геральдику. В соответствии с обетом бедности рыцари не носили никаких украшений, и воинское снаряжение их было очень скромным. Единственным дозволенным предметом, дополнявшим их одеяние, была овчина, которая одновременно служила подстилкой для отдыха и плащом в непогоду.

После собора в Труа тамплиеры разъехались по всей Европе, чтобы завербовать в Орден новых рыцарей и основать командорства на континенте. Аббат Бернар стал жарким поборником и пропагандистом тамплиеров, призывал всех влиятельных особ дарить им земли, ценности и деньги, направлять в Орден молодежь из хороших семей, чтобы оторвать юношей от греховной жизни ради плаща и креста тамплиеров. Поездка рыцарей-храмовников по Европе имела ошеломляющий успех: братья начали получать земли и поместья, на нужды Ордена жертвовалось золото и серебро, быстро росло число воинов Христовых.

К концу 1130 года братство окончательно сформировалось уже как военно-монашеская организация с четкой системой иерархии. Все члены Ордена разделялись на три категории: братья-рыцари, братья-капелланы и братья-сержанты (оруженосцы); последние носили плащ черного или коричневого цвета. Существовали также слуги и ремесленники, и каждая категория братьев имела свои права и обязанности. Во главе Ордена тамплиеров стоял Великий магистр, права которого частично ограничивались орденским Капитулом. В отсутствие Магистра его заменял сенешаль - второе должностное лицо Ордена. За ним следовал маршал, ведавший всеми военными делами братства, и т. д. Иерархическая лестница рыцарей-тамплиеров насчитывала до 30 ступеней.

Для посвящения в рыцари нужно было быть знатного происхождения, не иметь долгов, не быть женатым и т. д. В служении тамплиеров сочеталось строгое монашеское послушание с постоянным риском получить увечье или погибнуть в битве на Святой земле и за Святую землю, что искупало любой земной грех. От каждого рыцаря-тамплиера требовалось беспрекословное повиновение старшим; устав строго регламентировал обязанности рыцаря и перечислял наказания за разного рода провинности и отклонения от аскетического образа жизни. А так как Орден стал подчиняться только римскому папе, в нем существовали свои кары за проступки, вплоть до смертной казни. Рыцари не могли охотиться и играть в азартные игры, в часы досуга они должны были сами чинить свою одежду и каждую свободную минуту молиться.

Рыцарь без разрешения не должен был удаляться от лагеря дальше, чем слышен звук голоса или сигнал колокола. Когда дело шло к бою, глава Ордена брал знамя и выделял 5-10 рыцарей, которые окружали его для охраны штандарта. Эти рыцари должны были рубиться с противником вокруг знамени и не имели права ни на минуту покинуть его. Командир имел обернутое вокруг копья запасное знамя, которое он разворачивал, если с главным знаменем что-нибудь случалось. Поэтому он не мог пустить в ход копье с запасным знаменем, даже если это было необходимо ему для защиты. Пока развевается знамя, рыцарь не мог покинуть поле битвы под угрозой позорного изгнания из Ордена.

Знамя тамплиеров представляло собой полотнище, верхняя часть которого была черного цвета, а нижняя - белого. Черная часть знамени символизировала греховную, а белая - непорочную части жизни. Оно называлось «бо сан», что одновременно было и боевым кличем тамплиеров. Словарь старофранцузского языка определяет значение слова «beausant» как «лошадь темной масти в белых яблоках». Смысл слова «beau» в наши дни обычно сводится к понятиям «прекрасное», «красота», но в Средние века его значение было гораздо шире «благородство» и даже «величие». Поэтому боевой клич тамплиеров означал «К величию! К славе!».

Иногда на знамени вышивался орденский девиз «Non nobis, Domine, non nobis, sed Nomini Tuo da gloriam» («Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему!»). Встречались тамплиерские знамена и в виде военного штандарта, разделенного по вертикали на девять белых и черных полос. Предположительно в 1148 году в битве при Дамаске впервые был развернут штандарт с красным орденским крестом в центре.

Следуя обету бедности, Гуго де Пайен все дарованное имущество и богатства передал Ордену, и все другие братства последовали его примеру. Если вновь поступающий в Орден послушник не имел никакого имущества, ему все равно полагалось принести «приданое», пусть даже и весьма символическое. Тамплиер не мог иметь в собственности ни денег, ни какого-либо другого имущества, даже книг; добытые трофеи тоже шли в распоряжение Ордена. В орденском уставе говорилось, что рыцари должны быть скромны как дома, так и на поле сражения, и послушание высоко ценится у них. Они приходят и уходят по знаку наставника, они надевают ту одежду, которую он им дает, и ни от кого другого не принимают ни платья, ни пищи. Они избегают излишества как в том, так и в другом, и заботятся только об удовлетворении скромной потребности. Обет бедности соблюдался очень строго, и если у тамплиера после смерти все же находили деньги или что-либо иное, его исключали из Ордена и запрещали хоронить по христианскому обычаю.

Однако через век после создания Ордена богатство храмовников поражало воображение современников. Они владели землями, домами в городах, укрепленными замками и поместьями, разнообразным движимым имуществом и неисчислимым количеством золота. Но пока тамплиеры копили богатства и скупали в Европе земли, дела крестоносцев в Палестине шли все хуже и хуже, и после захвата Иерусалима султаном Салах-ад-Дином им пришлось уйти отсюда. Эту потерю храмовники восприняли довольно спокойно, ведь их земельные владения в Европе были огромны, а богатства велики. Особенно сильны позиции тамплиеров были во Франции, так как значительная часть рыцарей происходила из среды французского дворянства. Кроме того, к этому времени они были уже настолько опытны в финансовых делах, что нередко возглавляли казначейства в государствах.

Во Франции, казалось бы ничто не угрожало благополучию Ордена, но наступило время царствования короля Филиппа IV Красивого, всю свою жизнь посвятившего созданию единого и могущественного государства. И в его планах совсем не было места Ордену тамплиеров, во владениях которого не действовали ни королевские, ни общецерковные законы. Филипп Красивый возбудил против тамплиеров инквизиционное дознание, и через 10 месяцев после начала арестов в Париже «признания» подсудимых рыцарей были собраны и направлены римскому папе Клименту V. Папа назначил 15 заседаний Вселенского собора, который должен был состояться в Вене для решения ряда общих вопросов, обсуждения планов нового крестового похода и определения дальнейшей судьбы Ордена тамплиеров.

Однако участники собора проявили нерешительность, а сам папа Климент V высказывался с такой неохотой, что и пять месяцев спустя вопрос о судьбе храмовников не был решен. Окончательное решение этого вопроса могло склониться и к осуждению, и к оправданию тамплиеров, а этого Филипп Красивый уж никак не мог допустить.

Многие историки считают, что римский папа был полностью покорен воле французского короля, однако изучение материалов Собора показывает, что папа мог настоять и на своем - слить рыцарей-тамплиеров и рыцарей-иоаннитов в новый Орден. Поэтому Климент V и не хотел, чтобы распущенный Орден тамплиеров был полностью заклеймен как еретический. В начале апреля 1312 года папа издал очередную буллу, которой распускал Орден тамплиеров без упоминания выдвинутых против него обвинений.

Освобожденные из заключения тамплиеры могли вступить в Орден иоаннитов, но таких случаев было очень мало. Более 6 лет продолжалось преследование тамплиеров во Франции. В Англии же и Шотландии рыцари были своевременно предупреждены, а в странах Пиренейского полуострова и вовсе оправданы.

Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко Юрий

Знаки отличия Как и в европейских армиях, у индейцев существовали свои знаки отличия. Кроме одежды, регалий различных военных обществ и головных уборов из перьев, существовало множество деталей и тонкостей, указывающих на военное и общественное положение индейца.

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Отличия крестьянства от холопства Законодательное признание податной ответственности землевладельцев за своих крестьян было завершительным делом в юридической постройке крепостной неволи крестьян. На этой норме помирились интересы казны и землевладельцев,

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

автора Ионина Надежда

Знаки отличия рыцарей-тамплиеров В 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Знаки отличия США времен войны за независимость Конец XVIII века был периодом бурных общественных переворотов как в Старом Свете, так и в Новом. Незадолго до начала Великой французской революции разразилась упорная борьба между Англией и ее североамериканскими колониями,

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Знаки отличия французского Движения Сопротивления В начале Второй мировой войны Франция потерпела тяжелое поражение. На полях сражений пали тысячи ее сыновей, две трети территории страны были оккупированы фашистской Германий, только южная часть страны находилась под

Из книги Чаша и клинок автора Айслер Риан

Глава 3 СУЩЕСТВЕННЫЕ ОТЛИЧИЯ: КРИТ Доисторические времена - как гигантская головоломка, в которой больше половины фрагментов утеряно или сломано. Полностью ее собрать невозможно. Но восстановить далекое прошлое гораздо больше мешает даже не это, а общепринятые взгляды,

Из книги Первая мировая война 1914-1918. Кавалерия Российской Императорской гвардии автора Дерябин А И

ТРУБЫ И ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ЧАСТЕЙ ГВАРДЕЙСКОЙ КАВАЛЕРИИ Кавалергардский полк имел 15 Георгиевских труб с надписью «КАВАЛЕРГАРДСКАГО ПОЛКА», пожалованных 30 августа 1814 г. за отличия в походах 1813–1814 гг., а также серебряные литавры Кавалергардии 1724 г., выданные полку 21 апреля

автора Ионина Надежда

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ США ВРЕМЕН ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ Конец XVIII века был периодом бурных общественных переворотов как в Старом Свете, так и в Новом. Незадолго до начала Великой французской революции разразилась упорная борьба между Англией и ее североамериканскими колониями,

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ В начале Второй мировой войны Франция потерпела тяжелое поражение. На полях сражений пали тысячи ее сыновей, две трети территории страны были оккупированы фашистской Германий, только южная часть страны находилась под

Из книги История людей автора Антонов Антон

25. Знаки отличия Изобретение одежды - одна из многих тайн человеческой истории. Установить, при каких обстоятельствах появилась одежда и что послужило тому причиной, не представляется возможным, и противоречащие друг другу версии не подкрепляются убедительными

Из книги Наследие тамплиеров автора Ольсен Оддвар

Винсент Зубрас. «Хартия Лармения и правопреемственность современных рыцарей тамплиеров» В противоположность заявлениям «официальных историков» (а они всего лишь повторяют то, что внушала Римская церковь периода крестовых походов), рыцари тамплиеры не прекратили свое

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Приложение 2 Книга рыцарей тамплиеров Похвала новому рыцарству (Liber ad milites Templi: De laude novae militae)Гуго де Пейену, рыцарю Христа и Великому магистру воинов христовых, от Бернара, скромного аббата монастыря в Клерво, с пожеланием побед.Если только я не ошибаюсь, мой дорогой Гуго,

Из книги Творческое наследие Б.Ф. Поршнева и его современное значение автора Вите Олег

Характерные отличия Главным отличием тоталитарной надстройки от ее средневекового аналога был характерный сдвиг в определении своей роли «генерального штаба восстания».Средневековая церковь, как сказано выше, провозглашала себя штабом будущего восстания, начало

Из книги Человек третьего тысячелетия автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 2. Анатомические отличия от предков Еще не мужчина тот, кто не испытал любви, войны и голода. Французская поговорка XVI века Голодноватая история человечества – Что такое праздник? – спросили одну маленькую девочку.– Это когда дают пирожные, – ответил ребенок

Сегодня поговорим об основных символах Ордена Тамплиеров.

В своем описании в латинской редакции Устава ордена Храма Марион Мельвиль пишет: «…Далее следует описание внешнего облика братии. Их одежда должна быть либо чисто белого, либо черного цвета из грубой ткани и не должно быть теплой одежды из какой-либо кожи, кроме овчины. Они должны получать такую одежду, которую носят конюхи.»

А во французской редакции Устава ордена Храма в параграфе 17 пишется дословно следующее: «Что касается одежды братии: указываем, что вся одежда братии должна быть в любое время года одного цвета: белого или черного. Всем братьям-рыцарям зимой и летом разрешается носить по возможности белый плащ. Никому другому, кроме вышеуказанных рыцарей Христа, не дозволено носить белый плащ: пусть те, кто оставил эту темную жизнь, оденут белое одеяние и будут соединены со своим Создателем. Что означает целомудрие? Целомудрие - это уверенность в телесной храбрости и здоровье.»

Обращаю ваше внимание на белый плащ. Сейчас поймёте почему.


В «Истории ордена тамплиеров» Мариона Мельвиля читаем следующее:

«Уголовный кодекс» тамплиеров содержит семь видов наказания - самым тяжким является отстранение от должности и изгнание из ордена. «Самое страшное - это уйти из Дома, сохрани Боже от этого». Изгнание из ордена безвозвратно. Виновник должен «уйти спасать свою душу в более строгом ордене», предпочтительно к цистерианцам, если только те желают его принять. Следующим по строгости наказанием является «потерять свою одежду». Эта принудительная мера наказания может применяться в течение продолжительного времени, но не более года и одного дня.

Плащ с виновника снимается на соборе, после этого на него снова надевают вещи без красного креста. Он живет в доме духовного лица и трудится вместе со слугами, до тех пор, пока не заслужит милость. Третья санкция - это «когда необходимо отказаться от своих одеяний во имя Бога «. Это является менее унизительным наказанием, налагаемым в исключительных случаях - виновник должен поститься три раза в неделю до тех пор, «пока Бог и братия не проявят милосердие и не простят его». Он должен есть на земле «на своем плаще и ездить на осле или выполнять какую-либо другую работу из наиболее грязных работ в доме, то есть мыть посуду на кухне, чистить лук и чеснок или разводить огонь <…>, носить свой плащ очень туго завязанным и ходить, насколько это возможно, выражая полное смирение».

Белому плащу отводится большее значение, чем обычному отличительному знаку. Его изъятие присутствует в третьем, самом строгом, наказании ордена и означает окончательное или временное лишение благословения.

В соответствии с Уставом Ордена, плащ и имя ордена Храма изымаются прежде имущества и другой собственности. Они, представляют собой исключительную ценность, т.к.лишение одежды и имени, являлось средством достижения цели отнять у человека силу.

Другим уникальным символом рыцарей-тамплиеров является красный крест, который они носят на своих белых плащах. Вначале сам по себе красный крест не представлял отдельный от плаща символ ордена. Мельвиль описывает в своей «Истории …» появление красного креста на белых плащах так:

«В следующем году (1147 г.) папа Евгений III прибывает в Париж. Перед алтарем в аббатстве Сен-Дени, король принимает посох паломника и получает из рук папы орифламу. В Пасхальную октаву (27 апреля) Евгений III присутствует на Генеральном соборе ордена Храма в их новой резиденции в Париже, где присутствовал также король Франции, архиепископ Реймса и многие другие прелаты. Собралось сто тридцать рыцарей, каждый из которых надел свой белый плащ. Магистр Франции Эврар де Бар напоминает своим самым лучшим воинам, идущим в горы Киликии на помощь французским рыцарям об их опыте войны в Испании против мавров».

Очевидно особое впечатление, которое производят тамплиеры, поскольку фраза «братия ордена Храма <>, каждый из которых надел свой белый плащ», повторяется многими историками, даже в официальных документах. На этом соборе папа Евгений III дарит тамплиерам право носить изображение алого креста на левой стороне своего плаща, «чтобы этот победоносный знак служил им как щит, и никогда не отступать перед неверными». Крест вырезался из красной ткани и был самой простой формы: «принадлежащие ордену Храма носят обыкновенный крест красного цвета».

Существует мнение, что лотарингский крест был сделан из фрагментов креста, на котором был распят Иисус Христос. Две поперечные перекладины называются “золотой серединой». Он символизирует двойную защиту: духовную и физическую.

И немного музыки из духовного наследия тамплиеров.Обращаю внимание, что это современная обработка.

С символикой тамплиеров не просто разобраться: уходящая в раннехристианские века историческая нить призрачна, и мало источников, проливающих свет на зарождение как самого сообщества, так и отличительных знаков в иерархии Ордена.

Символами власти должностных лиц ордена являлись кошель , из которого раздавалась милостыня, и булла (печать ). На сегодняшний день известно около двадцати видов орденских печатей. На одной из них — магистрской печати изображены два рыцаря, скачущие на одном коне с копьями наперевес. Интерпретировать данный сюжет можно с разных точек зрения.

По одной версии изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади представляло их клятву бедности . Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь. Хотя, для первоначального ордена состоявшего из девяти человек — это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат. И это богатство было столь большим, что тамплиеры предоставляли ссуды монархам и в последствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.

Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма , которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году.

По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне — это не символ клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта , который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображение Христа .

Пятиконечная звезда (пентаграмма)

Пентаграмма — правильная геометрическая фигура, обладающая пятилучевой симметрией, которая в природе встречается только в живых организмах. Это простейшая форма звезды, которую можно изобразить одним росчерком пера, ни разу не оторвав его от бумаги и при этом ни разу не пройдя дважды по одной линии. Символ известен большинству народов планеты. Имеется предположение, что первыми о нём стали говорить пифагорейцы . Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Воды , Воздуха , Огня, Земли и Эфира ) и избрали пентакль тайным символом принадлежности к своему обществу. Но известны также гораздо более ранние упоминания примитивных пентаграмм, которые датируются примерно 3500 г. до н. э., это нарисованные на глине пятиконечные звёзды, найденные в развалинах древнего города Урука .

Перевёрнутая пентаграмма в начале истории христианства трактовалась как символ Преображения, Христа. Известно, что она стоит на печати римского императора Константина, по сути сделавшего христианство государственной религией.

А. Лавей

Первое упоминание пентаграммы в качестве символа зла относится к печально знаменитому тамплиерскому процессу . В документах допросов она упоминается рыцарями как символ, висевший на нее идола по имени Бафомет . Согласно этим документам, Бафомет — золотой. с рубиновыми глазами идол не то демона, не то самого Сатаны , которому впавшие в ересь тамплиеры поклонялись во время «чёрных месс» .

В судебном процессе против тамплиеров было объявлено, что Бафомет являлся одним из богохульных идолов, которому рыцари ордена поклонялись во время своих магических ритуалов. В судебном деле действительно есть признания некоторых тамплиеров в поклонении Бафомету, однако у историков есть сомнения, что эти показания были получены под пытками и «подсказаны» обвиняемым. Не существует ни одного достоверного свидетельства об использовании тамплиерами символа Бафомета до разгрома Ордена, а само изображение Бафомета появилось лишь в XIX столетии в трудах известного оккультиста Элифаса Леви .

Однако тот «символ бафомета» (перевёрнутая пентаграмма с вписанной в неё мордой козла), который большинство людей считает знаком Сатаны, была предложена и распространена Антоном Лавеем в 1966 году.

В средневековом западном христианстве пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа : от тернового венка на лбу, до гвоздей в руках и ногах. Во времена инквизиции пентаграмма приобрела негативные коннотации, её стали называть «Нога ведьмы ».

«Пять» в мистицизме катаров и тамплиеров — знак распыления, диффузии материи.

Что же касается наличия тех или иных алхимических или астрологических символов, присутствующих на некоторых тамплиерских храмах, то они ничем не отличаются от точно таких же символов на храмах и зданиях, к которым Орден не имел никакого отношения - мода на мистику в Средние века была общераспространённой.

Пчела

Это символ возрождения, бессмертия, порядка, чистоты души, трудолюбия. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Предполагается, что пчёлы партеногеничны, поэтому ассоциируются с девственностью и целомудрием. Это символ прилежания, стремления к порядку. Недаром христиане часто сравнивают себя пчёлами, а храм — с ульем. Сущность их небесная, а мёд — приношение. Выгравированная на гробнице пчела символизирует бессмертие. Летающая в воздухе — душу, вступающую в Царство Небесное.

Роза

Пожалуй, самый популярный цветочный символ. Согласно легенде, она росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание. У христиан роза символизирует мученичество, а также благотворительность. Белая роза — символ невинности , чистоты , целомудрия .

Роза также символ тайны и молчания . В древности роза рисовалась и изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что всё, сказанное sub rosa («под розой»), является конфиденциальным.

Помимо отождествления с радостью и любовью символ розы был связан с похоронами и смертью в Греции, Риме, Китае, позже в ряде германоязычных стран. Нередко её превращали в цветок загробного царства . С другой стороны, роза на могилах мучеников отсылает к идее воскресения .

Роза символизирует число 5 , эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются «Розарий». «Розарий» соотносится с размышлением о трёх «пятерицах» — пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни Девы Марии , которая и сама почитается как Роза или имеет розу своим атрибутом. В католицизме роза является также атрибутом Христа , Святого Георгия , многих святых, часто символизируя церковь вообще. Роза на кресте — смерть Христа. Шип розы — страдание, смерть, христианский символ греха. Роза без шипов — неблагодарность. венок из роз — небесная радость, награда за добродетель. Также символизирует божественную гармонию мироздания.

Своё мистическое значение получают и части розы: её зелень соотносится с радостью. шипы — с печалью, сам цветок — со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале «Божественной комедии» Данте .

С XII века Роза вводится в геральдику , став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи XVII века (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты.

Помимо всего прочего, роза стала символом целой войны — Алой и Белой розы . Название «война Роз» не использовалось в течение войны. Розы были отличительными знаками двух враждующих партий. Кто именно их употребил впервые, в точности неизвестно.

Если Белая роза, символизирующая Богородицу, использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским Эдмундом Лэнгли в XIV веке, то про употребление Алой ланкастерцами до начала войны ничего не известно. Возможно, она была изобретена по контрасту с эмблемой врага. Термин вошёл в использование в XIX веке, после публикации повести «Анна Гейерштейнская» сэром Вальтером Скоттом, который выбрал название на основе вымышленной сцены в I части пьесы Вильяма Шекспира «Генрих VI», где противостоящие стороны выбирают розы различного цвета в Церкви Темпла.

Хотя розы иногда использовались как символы в течение войны, большинство участников использовали символы, связанные с их феодальными лордами или защитниками. Например, силы Генриха в Босворте боролись под знаменем красного дракона, в то время как армия Йорков использовала личный символ Ричарда III — белого вепря. Свидетельство важности символов роз повысилось, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Крест

Само название «крест » происходит от общеиндоевропейского корня cru со значением «искривлённый «. Этот корень также прослеживается в русских словах круг, кривой , в латинском — crux — крест. С древних времён индоевропейцы пользовались этим символом, и означал он жизнь , небо и вечность . Равноконечный крест по мнению многих учёных отражает принцип объединения и взаимодействия двух противоположных начал — женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).

Лапчатый крест — прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами). Как таковой строгой формы креста не существовало. Кресты часто изображали на щитах и знамёнах, а также на окрашенных в чёрно-белые цвета шлемах, однако не приходится говорить о какой-либо каноничности.

Цветами знамени тамплиеров были чёрный и белый . Как именно выглядело знамя, точно неизвестно, хотя существует несколько версий:

  • две горизонтальные полосы — чёрная сверху и белая снизу. Позже подобная расцветка использовалась на знамени Прусского королевства;
  • несколько чёрно-белых полос, чередующихся между собой;
  • чёрно-белая клетка, наподобие шахматной доски (полы в ложах направлений современного франкмасонства, считающих себя наследниками тамплиеров, выложены подобным образом).

Красный крест продолжал служить общим символом всех рыцарей, готовых пролить свою кровь ради освобождения Святой земли, а тамплиеры служили как бы образцом и символом всех крестоносцев. Поэтому их одеяния, щиты и флажки на пиках украшали красные кресты. Впрочем, сохранились изображения храмовников со щитами чёрно-белой расцветки и не только.

Считается, что равносторонний крес т с расширенными концами пришел в тамплиерскую символику из кельтского эпоса и является символом открытия мира Вселенной. Он обозначает сакральное число четыре : четыре стороны света, четыре апостола, четыре времени года и так далее. Второе название кельтского креста — крест пате . Считается, что этот крест тамплиеров был первым символом Ордена.

Символика Грааля

Меч Грааля

Гнев Божий на колдунов, чародеев, змеев и прочую нечисть, с которой ведут борьбу рыцари Грааля.

Замок Грааля

Замок Грааля назывался «Корбенуа» — «Рог изобилия» — символ Брачного Чертога означающий преизобильную благодать будущего века. Первые хранители Грааля построили замок на высокой горе, а в нём трапезную. Неподалёку стоял дивный колокол, который издавал звук божественных вибраций и звонил сам, когда кого-то невинно обижали. Согласно преданию, рыцари Грааля всегда появлялись там, где творила несправедливость, гонения, клевета.

Копьё Грааля

Символ, означающий кадуцей в руках Премудрости.От удара копья пробивается сердце и изливается кровь. Копьё даёт искупительную силу и наивысшее помазание на земле — агнца, умирающего от любви.

Герб Святого Грааля

В лазоревых, зелёно-синих тонах — знак соединения земли и неба .

Белый лев

Был исключительно распространен в тайных учениях тамплиеров и других рыцарских орденов средневековья. Это символ царского, девственного великодушия. Белый лев - символ небесной власти, данной воину Христову. Белый цвет - знак преображенного нового человечества, в котором действует Христово начало.

Белый голубь

Белый голубь с трепещущими крыльями — знак Святого Духа.

Белая лебедь

Символ вечного детства. Она ведёт золотую ладью — церковь пренебесных добродетелей мессианистической династии.

Белый орёл

Важный символ противопоставлявшийся всевозможным монархическим двуглавым орлам. Белый орел - знак мессианистической божественной монархии или истинной теократии. Знак того, что к власти в стране пришел не король, благословленный батюшкой (так называемый царь-батюшка), а король, в котором Кровь Христа.

Кость перламутровая

Мистическое понятие граалеады. По преданию, первый человек был сотворен из кости Грааля. В духовном смысле - Грааль духовная сфера божественных тайн, которая может овеществляться и олицетворяться разнообразно - от блюда до человека-хранителя Грааля - отсюда, Лоно, Чаша, где возможна встреча и сочетание Бога и человека, образ перламутровой раковины и др.

В целом, мир тамплиеров по сей день окутан мраком. Что из преданий вымысел, что правда, говорить трудно. Но неоспоримым остаётся тот факт, что орден пыцарей Храма Соломона сыграл важную роль в становлении и средневекового, и современного общества



Похожие статьи