Как строили карьеру женщины древнего египта. Жены фараонов Древнего Египта

25.09.2019

А вот древнеегипетские изображения.
Дошедшие до нас портреты самой известной женщины-фараона Хатшепсут:

Пишет Claudia* :
Себекнеферу - первая женщина-фараон.
О женщинах - фараонах Древнего Египта (Международному женскому дню посвящается).

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего - за фараона, а ещё лучше самой стать фараоном. Нескольким древним египтянкам это действительно удалось.

Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит…

И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего, за фараона, и не просто выйти замуж, но ещё и стать его главной супругой или хотя бы матерью царского наследника (и впоследствии - регентшей при его малолетстве). Но ещё лучше, овдовев, самой стать фараоном

История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней - чуть позже, а пока - о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.

Мернейт (Раннее царство, 3000-2890 годы до н.э.) - супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бóльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая

Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.

Хенткаус (I) (IV-V династии, Старое царство) - супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью - непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса - изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.

Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней - легенда.

Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777-1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное - Себекнеферу и тронное - Себеккара.

Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831-1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.

Именно во время её правления, считает Головина, появился феномен царствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, - пишет Вера Головина, - которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон - это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола - одного из древнейших божеств египетского пантеона. Это был воинственный владыка дневного неба с глазами - Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди - звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. <...> Фараон - это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».

Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции - феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Один из самых наглядных примеров - надпись на одной из её статуй: «Нефрусебек, любимая [=форма ж. р.] городом Шедит, царь [= м. р.] Нижнего и Верхнего Египта, Нефрусебек Шедитcкая, да живёт она [=ж. р.] вечно; обе владычицы, дочь [=ж. р.] Ра; владычица [=ж. р.] Обеих земель [=Египта]; Хор [м. р.] - владыка [=м. р.] Дедет-аху, Хр..т [=изобретённая (!) женская форма мужского имени Хор], любимая [=ж. р.] богом Ра».

Эти нерегулярности можно объяснить необычностью задачи, с которой столкнулись египтяне при изображении и описании женщины-фараона, а также их неуверенностью, в каком именно облике царица-фараон должна представать в общественном сознании. Проще говоря, они были в полном недоумении.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, - это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния - сарафана - на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти - гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.

Привилегия выбора карьеры слабой половиной человечества является относительно современным общественным явлением. Для женщины Древнего Египта ситуация обстояла несколько иначе. Около трех тысяч лет назад на берегах Нила было отмечено равенство прав и женщин, и мужчин во всех сферах жизни.

Для того чтобы понять принцип равенства полов, важно понимать, что египтяне рассматривали Вселенную, как мужское и женское начало. Баланс и порядок был свойственен женскому – космическому символу гармонии, которым должен был управлять фараон.

Статус женщины в Древнем Египте

Признавалась женская сила во всех ее проявлениях: царицы изображались дробящими своих врагов, выпускающими стрелы в противников-мужчин, наносящими ножеые ранения при вторжении солдат. Хотя такие сцены часто игнорируются как иллюстрации вымышленных или ритуальных событий, археологические данные свидетельствуют о том, что эти обстоятельства имели место. Женщины-фараоны Древнего Египта предпринимали военные кампании. Их называли «врагами государства», а в гробницах в находили оружение на всем протяжении тысячелетней египетской истории.

Греческий историк Геродот писал, что египтяне «полностью изменили обычаи человеческого общества …»

Хотя они ни коим образом не относились к расе амазонок, их способности в управлении государством и установлении статуса были самыми необычными в древнем мире. Их образ далек от роли жены и матери, им присваиваются такие качества, как мужская доблесть и сила.

Соседние империи были крайне удивлены таким положением жженщи в Древнем Египте. Они говорили, что «они торговались на рынке, в то время как мужчины сидели дома и занимались ткачеством», — писал Геродот.

Женщина вела публичную жизнь наравне с мужчинами во всех сферах жизни, от проведения религиозных обрядов до выполнения домашней работы. Существует история о том, что одна женщина управляла грузовым судном в то время, как человек принес ей еду, на что она ответила:

«Не закрывайте мое лицо, когда я подплываю к берегу » (более древняя версия: «Не стойте на моем пути, когда я делаю что-то важное «).

Женщины пользовались финансовой независимостью, заключали контракты, вели и оплачивали счета. Царицы контролировали казну, имеи собственные поместья и мастерские. Имели право владеть собственным имуществом, покупать и продавать его, указывать в завещании наследников.

Как проводили досуг женщины Древнего Египта

Наиболее распространенным занятием женщин всех социальных слоев было ведение домашнего хозяйства и рождение детей. Тем не мене, они были освобождены от необходимости воспроизводства большого количества детей как источниками дополнительной рабочей силы. Состоятельные женщины имели право выбора карьеры.

На древних фресках и папирусах можно встретить сцены, изображающие, как проводили свободное время египетские женщины. Они купались, делали депиляцию, умощались благовониями, посещали парикмахеров.

Богатые особы пользовались услугами маникюрш и визажистов, название профессии которых переводилось дословно как «художник рта». Наиболее известным видом косметики была , которая служида не только для придания выразительности, но и защищала глаза от солнца и инфекций.

Наряды женщин в Древнем Египте

Одежда изготавливалась из льна. В период Древнего царства (примерно 2686 – 2181 до н.э.) в моду вошли обтягивающие платья. Во время Нового царства (1550 — 1069 до н.э.) костюмы отличаются тканями высокого качества, украшенными декоративной вышивкой и бисером. В качестве акссесуаров использовались ювелирные изделия, повязки на волосы, парики, серьги, ожерелья, нарукавники, браслеты, ремни, кольца и браслеты из золота, полудрагоценных камней и бисера.

Состоятельные хозяйки носили парики, делали макияж. О порядке в их домах и стирке заботилась прислуга. Освободившись от повседневных дел, женщины слушали музыку, пили хорошее вино и ели фрукты. Женщины играли со своими домашними питомцами, играли в настольные игры, прогуливали по садам и поместьям. Путешествовали по реке и даже водили собственные колесницы.

Женщины — фараоны Древнего Египта

Особенности статуса и личных привилегий являлись результатом отношений с царем и способностей управлять страной. Большинство высоких должностей занимали мужчины. Если женщины и добивались власти, то находились во главе государства. Известно, что царица Хетепхерес II находилась на гражданской службе вместе с губернаторами и судьями. Две женщины достигли должности визиря – помощника фараона.

Египетскую царицу Неутикрет (2148 – 2144 до н.э.) вспоминали как «храбрую и самую красивую женщину своего времени». Супруга фараона Собекнефру (1787 – 1783 до н.э.) изображалась с диадемой в юбке-кильт поверх женского платья.

Аналогично выглядела одна из самых известных женщин-фараонов Древнего Египта . Ее платье носило элементы царской власти. Ко времени пятнадцатилетия ее правления, примерно с 1473 по 1458 до н.э., она предприняла один военных поход в страну Пунт и инициировала строительство нескольких крупных проектов. Завершением ее карьеры стало возведение превосходного погребального храма в Дейр эль-Бахри.

В то время как Хатшепсут удалось подтвердить свой царский статус, насчет другой политической фигуры, царицы Нефертити, существуют споры. Она активно участовала в проведении ее мужем Эхнатоном реформы в религиозной сфере. Некоторые египтологи считают, что после смерти ее мужа, примерно в 1336 до н.э. она правила единолично.

После гибели фараона Сети II в 1194 до н.э., Тавосрет заняла трон.

Более тысячи лет спустя, последняя из фараонов Древнего Египта, царица , восстановила положение государства и устранила зависимость от Рима. Ее самоубийство в 30 до н.э. ознаменовало конец государственной независимости Египта.

Семейный статус женщин Древнего Египта

Жензины Древнего Египта

Место женщины в египетском обществе определялось по ее статусу матери, сестры, жены или дочери. Тем не менее, по масштабу архитектурных памятников, созданных в их честь, можно судить о их роли в публичной жизни. Четвертая пирамида Гизы, огромный комплекс царицы Хенткавс (около 2500 до н.э.) отражает ее значение и статус как дочи и матери принцес.

Для женщин-фараонов Среднего царства были выстроены великолепно украшенные гробницы, например, царицы Верет, которую обнаружили совсем недавно, в 1995 году.

В «Золотой век» (Новое царство Египта, 1550 -1069 до н.э.) было отмечено несколько женщин, в том числе Яхотеп, которые были награждены за храбрость воинскими почестями. Позже, несравненная царица Тию, родом из простого рода, получила статус «великой царской жены Аменхотепа III» (1390 – 1352 до н.э.) Ей было дозволено даже вести собственную дипломатическую переписку с соседними государствами.

Фараоны старались брать в жены женщин из простолюдинов. Это помогало избежать заговоров с целью убийства наследников по мужской линии и мужей для захвата власти. Для несовершеннолетних жен было характерно получение статуса с архаичным названием «наложницы».

В гареме царей иногда находилось до 100 женщин. отличился тем, что у него было 120 жен и 396 детей. Определить статус жены в Древнем Египте было достаточно сложно, поскольку не существовало определенной церемонии бракосочетания. Для простых людей был характерен следующий обычай женитьбы. Мужчина приходил к женщине со «списком», в котором указывалось все его имущество и заслуги. Невеста могу принять, а могла и выгнать его. При согласии молодые просто начинали жить вместе, женщина становилась хозяйкой дома, появлялись дети.

Некоторые царские жены были не египетского происхождения. Их привозили из или других соседних государств для закрепления дипломатических договоренностей. Аменхотеп III описывает приезд сирийской принцессы и ее служанки, как «чудо». Он даже написал для своих васВсалов:

«Я посылаю Вам официальное указание по поиску красивых женщин, которые понравятся царю. Присылайте мне красивых женщин, но не с пронзительными голосами !».

Красивые женщины в Древнем Египте были «украшением царя». Из выбирали по изяществу и красоте, пению и танцам. Но не все они служили для развлечений. Некоторые занимали важные государственные должности в суде, принимали активное участие при исполнении полномочий фараоном, в важных политических событиях и в религиозных церемониях.

Жены и дочери получали музыкальное образование. В одной гробнице, принадлежащей жрецу, датируемой примерно 2000 до н.э. изображена игра в «Систрум» («Священная погремушка»). В храмах часто выступали женские музыкальные труппы, чтобы развлекать ключевых религиозных культов.

Женщины — жрицы Древнего Египта

Фильм «Клеопатра». Древний Египет

Одним из самых распространенных занятий для женщины, кроме роли домохозяйки и матери, было священнослужение. В фестивалях и церемониях присутствовали как мужчины, так и женщины – жрицы. Также они выступали в качестве профессиональных плакальщиц – достаточно востребованной профессии, связанной с обрядом захоронения.

Женщин учили грамоте. Однако они составляли всего 2% от египетского общества. Находясь на высокой должности судьи, визиря или врача, они должны были обладать основными навыками чтения и письма.

В греко-римский период женская грамотность выходит на первое место. Рядом с мумией молодой женщины Гермиона была обнаружена надпись «учитель греческого языка». Самыми потрясающими лингвистическими способностями обладала Клеопатра VII, построившая , внесшую огромную вклад в культуру древнего мира. В ней препопадавали женщины наряду с мужчинами.

Тысячелетняя история равенства была закончена со смертью философа Ипатия, который был убыт монахами в 415 до н.э. в связи с несогласием с его убеждениями..

Понятие «место женщины в доме» оставалось в течение последующих 1,5 тысячи лет. Древнеегипетские женщины лишились свободы. Но многие наиболее активные из них добивались свободы и правового равенства с мужчинами, а также финансового равенства.

Древний Египет - один из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет. Во главе этого огромного государства стоял фараон. Подразумевается, что это был мужчина, ведь даже женского рода слова «фараон» не существует. И все же в истории Древнего Египта были периоды, когда бразды управления страной брали в свои руки женщины, когда могущественные жрецы, военачальники, прожженные дворцовые интриганы склоняли головы перед женщиной и признавали ее власть над собой.

Женщина в Древнем Египте

Что всегда поражало всех путешественников древности в Египте, так это положение женщины в обществе. Египтянки имели права, о которых гречанки и римлянки не могли и мечтать. Египетские женщины законодательно были наделены правом собственности и наследования, наряду с мужчиной могли вести коммерческую и производственную деятельность, заключали от своего имени контракты и оплачивали счета. Мы бы сказали «признавались полноценными владелицами малого, среднего и крупного бизнеса».


Египтянки управляли грузовыми кораблями, были учителями, писцами. Аристократки становились чиновниками, судьями, правителями номов (областей), послами. Единственные сферы, куда египтянок не допускали, были медицина и армия. Но и это подвергается сомнению. В гробнице царицы Яххотеп среди прочих украшений были найдены два ордена Золотой мухи - награды за выдающиеся заслуги на поле боя.

Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством. История сохранила нам имена нескольких владычиц Древнего Египта.

Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.)

Она же Нейтикерт (Превосходная Нейт) правила Египтом в течение двенадцати лет. Все эти годы Прекрасная Нейт умудрялась держать в железной узде всю страну. Египет не знал ни мятежей, ни переворотов. Смерть ее стала несчастьем для страны. Жрецы, придворные, чиновники и военные начали рвать друг друга в борьбе за трон, и продолжалось это полтора века (Первый Переходный период).


Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.)

Имя Нефрусебек означало «красота Себека». (Себек - бог с головой крокодила. Да, странные были у египтян представления о красоте.) Правила недолго, не более 4-х лет, но за это время сумела стать не только фараоном, но еще и Верховной жрицей, и верховным главнокомандующим, провести ряд реформ и победоносный поход в Нубию.


Чтобы замирить региональных аристократов, вышла замуж за одного из влиятельных номархов (правитель нома, т.е. губернатор), но титул фараона оставила себе. Обманутый в своих надеждах муж нанял киллера и тот убил царицу.

Последующие события показали, насколько права была Нефрусебек, не доверяя управление страной мужу. Новоявленный претендент на титул фараона не сумел удержать власть. Для Египта началась эпоха гражданских войн и переворотов, продлившаяся около 250 лет.

Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.)

Хатшепсут несомненно обладала и волей, и сильным характером. При живом наследнике мужского пола умудрилась захватить трон, объявила себя фараоном, приняла имя Мааткар и жрецы короновали ее как мужчину. Во время церемоний часто надевала искусственную бороду, чтобы уж совсем походить на мужчину-фараона. Сохранились как «мужские» так и «женские» изображения царицы Хатшепсут.


Хатшепсут. Женский и мужской варианты

Как этот маскарад воспринимали вельможи и народ, непонятно, но Хатшепсут добилась абсолютной власти, какой не имели и многие мужчины-фараоныя, стала величайшей женщиной-правительницей в истории Древнего Египта.

Ее правление стало Золотым веком для Египта. Развилось сельское хозяйство, царица бесплатно раздавала крестьянам землю и выдавала ссуды на покупку рабов. Восстанавливались заброшенные города. Организовала исследовательскую экспедицию в страну Пунт (нынешнее Сомали).


Хатшепсут. Женщина-фараон

Провела несколько успешных военных компаний, один поход (в Нубию) возглавила сама, т.е. проявила себя еще и как военачальник. Выстроенный по ее приказу заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут является жемчужиной Египта наряду с пирамидами и находится под охраной ЮНЕСКО.

В отличие от прочих цариц Хатшепсут смогла создать механизм преемственности и после ее смерти титул и трон благополучно принял Тутмос III. В этот раз Египет обошелся без катаклизмов, что лишний раз доказывает, что Хатшепсут обладала государственным мышлением.

Таусерт (ок. 1194—1192г.)

Таусерт была женой фараона Сети II. Брак был бездетным. Когда Сети умер, власть захватил побочный сын Сети Рамсес-Саптаху, за спиной которого стоял хранитель печати серый кардинал Египта Баи. Однако через 5 лет правления нового фараона Баи был обвинен в коррупции и казнен, а через год от непонятной хвори скончался и сам Рамсес-Саптаху. Как видим, Таусерт была женщиной решительной и излишней сентиментальностью не страдала.


Правили она по одним данным 2, по другим 7 лет, но спокойными эти годы для Египта не были. В стране началась гражданская война. Таусерт по непонятным причинам скончалась, но гражданскую войну это не прекратило. Ее преемник фараон Сетнахт с большим трудом навел в стране порядок и разрешил очередной политический кризис в стране.

Клеопатра (47—30 гг. до н. э.)


Фараоном знаменитую царицу можно назвать с большой натяжкой. Египет был эллинизирован и мало напоминал древнюю страну. Царствование Клеопатры нельзя назвать удачным. Египет был полуколонией Рима, легионеры бесчинствовали в стране и закончилось все войной с Римом, которую Клеопатра проиграла. Египет потерял остатки даже призрачной самостоятельности и стал частью Римской империи. Таким образом Клеопатра стала не только последней женщиной-фараоном в истории Египта, но вообще последним египетским фараоном.

Почему-то тема древнего Египта стала мне очень близка, словно сама когда-то проживала всю эту историю.

В этой статье мне хочется обратить внимание на жен фараонов. Легендарная Тейя, жена Аменемхета, женщина красивая, жестокая, гордая, тщеславная, умная и самовластная. Никто не исследовал, как она вертела историей, вмешиваясь в государственные дела. Самой главной страстью жизни ее была неограниченная власть.

Практически это она управляла государством вместе с Эйе вместо Эхнатона, который всю жизнь был под жестким надзором своей властной матери. Единственным человеком, которому она доверяла, был визирь Эйе, он происходил из среды провинциального жречества и имел неограниченную власть над царицей. Он был не родственником, а скорее духовным братом Тейе. Стремясь упрочить свою власть, Эйе выдвигает Нефертити, была ли она его родной дочерью это еще вопрос, но духовной дочерью точно. Похожие истории царских домов неоднократно повторяются, всегда есть цари, которые на виду и те кто ими реально управляет, они всегда в тени. Скорее всего это богатые семейства того времени, использующие возможно какое-то религиозное течение, которое и представлял Эхнатон. Речь шла об изменении общественного строя, но как говорится: "слишком далеки они были от народа"...Это тема других статей. Сегодня я хотела бы обратить внимание на судьбы именно этих жен фараонов.

Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом 17 лет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны: на смену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона - животворящего солнечного диска." Великая супруга царская", "супруга Бога", "Украшение царя", была, прежде всего, верховной жрицей, вместе с царем участвовавшей в храмовых службах и важных ритуалах, и своими действиями поддерживавшими Маат - мировую гармонию. Задача царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить божество, красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звуком систра - священного музыкального инструмента. Недосягаемый для большинства смертных женщин статус "великой супруги царской", обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях.

Портрет царицы Нефертити в профиль 1983

Счастье продолжалось недолго. На двенадцатом году правления Эхнатона и Нефертити скончалась принцесса Макетатон. На стене усыпальницы, приготовленной в скалах для царской семьи, изображено отчаяние супругов. На ложе распростерта мертвая девочка. Рядом замерли родители - отец с заломленной над головой рукой, а другой рукой схвативший за руку жену, и мать, прижавшая руку к лицу, словно еще не верящая своей утрате. Пожилая нянька умершей рвется к телу любимицы, удерживаемая молодой служанкой. Сцена смерти Макетатон по силе переданных чувств, бесспорно, относится к шедеврам египетского рельефа.



Оплакивание дочери

Вскоре скончалась и царица-мать Тейе.Смерть Теий, крепко державшей всю власть в своих руках, стала переломным моментом в жизни Нефертити. Жрецы выдвинули новую царицу. С этого момента все внимание Эхнатона было сосредоточено на второстепенной супруге по имени Кийа. Еще при Аменхотепе III в Египет в качестве "залога" политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее, принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен роскошный загородный дворец Мару-Атон. Кийа была матерью принцев Сменхкара и Тутанхатона, ставших мужьями старших дочерей Эхнатона и Нефертити.

Нефертити оказалась в опале и провела остаток дней в одном из забытых дворцов столицы. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмеса показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все еще прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облагающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери шести дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

Кстати, мало кто исследовал роль женщин цариц, их влияние на развитие государства. имя Нефертити переводится как "заходящая красота". Период правления Эхнатона вызвал долговременный упадок и только Рамзес второй с женой Нефертари (чье имя: Восходящая красота) поднял славу Египетского государства на небывалую высоту, возродив религию, разрушенную Эхнатоном. Но об этом позже...

В чем же была причина неожиданной опалы Нефертити и крушения союза, любовь и взаимные чувства которого воспевались в десятках гимнов? Вероятно, основной проблемой царственной четы стало отсутствие сына, который мог бы унаследовать престол. Дочери Нефертити не обеспечивали надежность продолжения династической смены власти. В своем почти маниакальном желании иметь сына Эхнатон вступает в браки даже со своими дочерьми. Судьба посмеялась над ним: старшая дочь, Меритатон родила собственному отцу еще одну дочь - Меритатон Ташерит ("Меритатон-младшую"); одна из младших - Ахесенпаатон - еще одну дочь…


Портрет старшей дочери Эхнатона Меритатон 1977

Однако триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Она исчезает на шестнадцатом году правления супруга. Придя к власти, старшая дочь Нефертити - Меритатон, тотально уничтожила не только изображения, но и практически все упоминания о ненавистной обитательнице Мару-Атона, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.

В 1907 году в Фивах, в Долине царей, некрополе, где нашли свой последний приют величайшие владыки Египта, экспедицией Айртона было сделано открытие. Каменные ступеньки вели в крохотную гробницу. Женский саркофаг, валявшийся на полу вырубленной в скале комнаты, был частично открыт. Маска саркофага была уничтожена, имена в надписях на нем - вырезаны. Рядом с саркофагом блистали золотом остатки погребального паланкина царицы Тейе, матери Эхнатона. Внутри саркофага находилась мумия молодого мужчины. Находка стала поводом для нескончаемой дискуссии. предполагается, что тело, погребенное в гробнице принадлежало Сменхкара. Для кого же был приготовлен саркофаг? Кто была та женщина, чье красивое, несколько жестокое лицо с таким мастерством запечатлел на крышках каноп неизвестный скульптор? Кропотливые многолетние исследования показали, что первоначальной обладательницей сосудов была Кийа. Тело несчастной было выкинуто из саркофага, переделанного и использованного для погребения ее сына. Невероятный взлет и не менее страшный конец этой судьбы...


портрет фараона Сменхкара 1979

Эхнатон скончался на семнадцатом году правления. Ему унаследовал Сменхкара, муж Меритатон, а спустя год, после загадочной смерти последнего, - совсем еще мальчик, двенадцатилетний Тутанхатон. Под влиянием фиванской знати Тутанхатон возрождает культы традиционных богов и покидает столицу своего отца, изменив имя на "Тутанхамон" - "Живое подобие Амона". Религиозная реформа рухнула и исчезла, как мираж пустыни.

Ахетатон был планомерно разрушен. Когда один из посланников царя вошел в скульптурную мастерскую Тутмеса, на полке рядом стояли два парных бюста Эхнатона и Нефертити. Видимо, от первого удара, пришедшегося по лицу Эхнатона, соседний бюст Нефертити упал в песок вниз лицом и остался нетронутым. Эхнатон и его время были прокляты. Официальные документы последующих эпох именовали его не иначе как "врагом из Ахетатона". О Нефертити забыли.


Портрет третьей дочери Эхнатона Анхсенпаатон

Анхесенпаатон, третья дочь Эхнатона и Нефертити, стала супругой юного Тутанхамона, Супруги-дети процарствовали под управлением Эйе всего шесть лет. Тутанхамон погибает при загадочных обстоятельствах. Анхесенамон, отказывается выйти замуж за Эйе, (но это уже другая статья...) и имя Анхесенамон исчезает из истории, а престол Тутанхамона унаследовал Эйе

Мутноджемет, младшая сестра Нефертити, спустя несколько лет стала супругой фараона Хоремхеба, с ней повторилась история Нефертити: царица тщетно пыталась родить фараону сына-наследника. Вырождение царского дома было налицо. Его результат ужасает: то, что осталось от тела Мутноджемет, было обнаружено вместе с мертворожденным ребенком; супруга Хоремхеба скончалась при тринадцатой (!) попытке родить наследника престола.

Неизвестно, как закончила дни сама Нефертити. Ее мумия не найдена. Судьбы этих женщин вполне реальны, они высечены на плитах. Перед нами история только 3 поколений фараонов и их семей. Можно ли назвать этих женщин счастливыми? В погоне за властью жречество не считалось ни с чем. Сколько погибших детей. Женщины, облеченные властью, и не имевшие любви, сколько не принятых судеб, боли и превосходчтва над людьми. Нет ни одной женщины этого времени, которая бы прожила долго и счастливо. А ведь фараоны неслучайно считались детьми бога на земле, что говорить о простых людях того времени...

Историю вместе с вами исследовала Весенняя рапсодия.



Похожие статьи