Что такое смерть человека?! Что такое смерть и что происходит с душой после смерти? Видео.

30.09.2019

Смерть – последствие грехопадения; таинство разделения и , после чего тело предается земле, а душа, пройдя через испытание воздушных , определяется в подобающее ей место до всеобщего воскресения мертвых в нетленных телах и , на котором уже будет решена вечная участь человека.

В христианском понимании смерть – это прежде всего духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Смерть – это отделенность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (). Вот от этой истинной жизни человек волен отказаться и, таким образом, умереть так, что само его «бессмертие» станет вечной смертью.

Несмотря на неестественность смерти, она допускается Богом, чтобы зло не стало бессмертным: «По сей причине, дабы не увековечилось поселившееся в нас зло… сосуд на время разрушается смертью, чтобы, по истечении зла, преобразовалось человеческое естество и, чистое от зла, восстановилось в первоначальное состояние» (св. ). Но такое восстановление возможно только при условии воскресения из мертвых: «Ибо, если нет воскресения, природа всего человека не сохранится». Согласно учению свт. , поскольку Божие милосердие не могло допустить, «чтобы однажды сотворенные разумные существа и причастные Слова Его погибли и через тление снова обратились в небытие», Бог-Слово стал человеком, чтобы «людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатью Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем».

На всех богослужениях в ектениях возносится прошение о даровании членам христианской кончины, т.е. кончины с напутствием – Покаянием, Причащением и Елеосвящением. Поэтому при желании умирающего принять эти таинства, а также если он не крещен и желает креститься, следует без промедления пригласить к нему священника.

Чтобы облегчить предсмертное томление умирающего, надо поместить его так, чтобы он видел святые иконы, крест, огонь лампады, зажечь у икон свечу. Облегчает переход в вечность чтение над умирающим , по-народному называемого отходной. (Если смерть наступит во время чтения, то канон дочитывается с припевом: «Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего»).

В случае, когда предсмертная болезнь длится долго и мучительно, по благословению священника может быть прочитан канон, содержащий прошение о скорой и мирной кончине – .

Восприятие смерти

Проповедь иеромонаха Мефодия

Различно воспринимается смерть. Смотря по тому, как она приходит.

Она может быть страшной гостьей, врасплох пришедшей со своим леденящим дыханием туда, где радостно и бурно только что цвела жизнь.

Она может быть утешительницей, когда приходит к человеку после долгих и тяжких телесных страданий.

Наконец, она может быть Божиим посланцем, прилетевшим за человеческой душой тогда, когда совершил человек на земле свое делание.

По разному приходит она… Приходит тихо, незаметно, неожиданно… Приходит после долгого и томительного ожидания. Но что общее в ней – это то, что она всегда представляет из себя что-то новое.

Новое в великой древности своей. Человек не помнит себя вне последнего сна смертного, но он, этот сон, всегда пугает его, всегда раскрывает пред ним бездну небытия и конца жизни. И отсюда трусость перед смертью, животный страх при одной мысли о ней, при мысли о том, что от нее не уйдешь.

И только одна вера во Христа, Христа живого и животворящего, чрез Себя и в Себе смертью поправшего смерть – единственная сила для христианина в неизбежно ждущей его встрече с посетительницей последнего часа.

Только христианин может открытым взором посмотреть в лицо смерти. Ибо только в уповании христианском она побеждена действенной и несокрушимой победой.

Подай же, Господи, и нам по христиански пожить в своей жизни и в час последнего испытания не усумниться в уповании светлого грядущего бытия, но с сердцем сокрушенным и духом смиренным предстать на ждущий каждого из нас Суд Божией Правды и Божией Любви.

Христианское учение однозначно указывает на то, что человеческое тело было сотворено Богом потенциально бессмертным. Так Карфагенского собора гласит: «Если же кто речет что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, - не в наказание за грех, но по необходимости естества, да будет анафема». Старение есть свойство, появившиеся после грехопадения прародителей.

Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души.
святитель , Омилия 16.

«Так, возлюбленнейшие братья, близ есть Царствие Божие: с прохождением мира настанет уже награда жизни, радость вечного спасения, всегдашняя безопасность и обладание раем, некогда утраченное; земное сменяется уже небесным, малое великим, временное вечным. Какое же тут место тоске и беспокойству? Кто при этом будет тревожиться и печалиться, как не тот, у кого недостает надежды и веры?
Бояться смерти может только тот, кто не хочет идти ко Христу; а не хотеть идти ко Христу свойственно только тому, кто не верит, что он начнет царствовать со Христом».
священномученик

Мы о смерти всегда думаем как о разлуке, потому что мы думаем о себе и об усопшем, мы думаем о том, что никогда больше не услышим любимого голоса, никогда больше не тронем любимого тела, никогда не погрузим свой взор в дорогие нам очи, которые открывают всю глубину человеческой души, никогда не будем больше жить вместе с человеком той простой человеческой жизнью, которая нам так дорога, которая так драгоценна. Но мы забываем, что смерть является одновременно встречей живой души с Живым Богом. Да, уход от земли, уход от нас, хотя бы относительный, но уход с тем, чтобы стать лицом к лицу с Живым Богом, с Богом жизни, и вступить в такую полноту жизни, которая никому не доступна на земле.
, .

Смерть - это неизбежное и необратимое прекращение взаимодействия белковых структур, выражающееся в полном прекращении всех жизненных функций организма. В многоклеточных организмах взаимодействие белковых структур выражается в виде функции клеток, тканей.

Понятие о смерти человека и теплокровных животных относится к организму в целом и связано, прежде всего, с прекращением дыхания и кровообращения с последующим нарушением деятельности центральной нервной системы, в первую очередь коры головного мозга. Следствием этого является гибель индивидуума как обособленной живой системы.

Смерть - это прекращение, остановка жизнедеятельности организма. В медицине изучением смерти занимается танатология . Процесс перехода организма от жизни к смерти называется танатогенезом .

Смерть - это процесс, который условно можно разделить на стадии (этапы умирания, этапы смерти). Наступлению смерти всегда предшествуют терминальные состояния (предагональное состояние, терминальная пауза, агония).

Стадии наступления смерти

Клиническая смерть

Клиническая смерть - обратимый этап умирания, переходный период между жизнью и смертью. Клиническая смерть продолжается с момента прекращения сердечной деятельности, дыхания и функционирования ЦНС и до момента, пока в мозгу не разовьются необратимые патологические изменения. В состоянии клинической смерти анаэробный обмен веществ в тканях продолжается за счёт накопленных в клетках запасов. Как только эти запасы в нервной ткани заканчиваются, она умирает. При полном отсутствии кислорода в тканях омертвение клеток коры головного мозга и мозжечка (наиболее чувствительных к кислородному голоданию отделов мозга) начинается через 2-2,5 минуты. После смерти коры восстановление жизненных функций организма становится невозможным, то есть клиническая смерть переходит в биологическую.

Признаки клинической смерти

К признакам клинической смерти относятся: кома , апноэ, асистолия.

  • Кома диагностируется на основании отсутствия сознания и по расширенным зрачкам, не реагирующим на свет.
  • Апноэ регистрируется визуально, по отсутствию дыхательных движений грудной клетки.
  • Асистолия регистрируется по отсутствию пульса на 2 сонных артериях.

Биологическая смерть

Биологическая смерть (или истинная смерть) представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.

Признаки биологической смерти

  • Отсутствие реакции глаза на надавливание.
  • Помутнение роговицы (признак Луи), образование треугольников высыхания (пятна Лярше).
  • Появление симптома «кошачьего глаза»: при боковом сдавливании глазного яблока зрачок трансформируется в вертикальную веретенообразную щель, похожую на кошачий зрачок (см. Признак Белоглазова).

Абсолютными признаками наступившей биологической смерти являются трупные явления .

В дальнейшем обнаруживаются трупные пятна с локализацией в отлогих местах тела, затем возникает трупное окоченение, затем трупное расслабление, трупное разложение. Трупное окоченение и трупное разложение обычно начинаются с мышц лица, верхних конечностей. Время появления и продолжительность этих признаков зависят от исходного фона, температуры и влажности окружающей среды, причины развития необратимых перемен в организме.

Окончательная смерть

Пробы на сохранность жизни

Пробы: Бушю , Верня , Винслова , Дегранжа , Лавассера ,

Третьим квалифицирующим признаком является вид смерти. Установление вида смерти связано с определением группы факторов, вызвавших смерть, и объединённых по своему происхождению или воздействию на организм человека. Виды убийства: умышленное при отягчающих обстоятельствах, умышленное в состоянии сильного душевого волнения, при превышении пределов необходимой обороны, убийство по неосторожности.

Рождение и смерть - граничные рамки жизни каждого существа на планете. Это две сестры, дополняющие друг друга, две половинки целого, которые постоянно соприкасаются и взаимодействуют. Каждая является стартом чего-то нового, одновременно обе символизируют завершение ещё одного цикла бытия. И если с рождением у нас ассоциируются только приятные и радостные моменты, то конец жизни, приближающийся ежедневно, страшит и пугает неизвестностью. Что такое смерть человека? Что будет дальше? Давайте разбираться вместе.

Что такое смерть?

Мир устроен так, что все живущие в нём существа проходят через несколько этапов: рождение (появление, возникновение), рост и развитие, расцвет (зрелость), угасание (старение), гибель. Подобные циклы проходят даже представители неживой природы: звёзды и галактики, например, а также различные социальные объекты - организации и державы. Одним словом, ничто в физическом мире не может существовать вечно: всё имеет логическое начало и не менее уместный конец. Что уже говорить о живых тварях: насекомых, птицах, зверях и человеке. Они устроены так, что организм, поработав определённое количество времени, начинает изнашиваться, и прекращает свою жизнедеятельность.

Смерть - это завершающий этап жизни, который становится последствием глубокого, сильного, необратимого нарушения функций жизненно важных органов. Если она наступает из-за естественного изнашивания тканей, старения клеток, то называется физиологической, или естественной. Человек, прожив долгую и счастливую жизнь, однажды засыпает, и больше не открывает глаза. Такая смерть считается даже желанной, она не приносит умирающему ни боли, ни страдания. Когда же конец жизни стал результатом неблагоприятных обстоятельств и факторов, то можно говорить о патологической смерти. Она наступает из-за травмы, асфиксии или кровопотери, к ней приводят инфекции и болезни. Иногда смерть имеет массовый характер. Например, в XIV веке всю Европу и Азию накрыла пандемия Что такое чёрная смерть? Это именно тот страшный мор, пандемия, которая за два десятилетия забрала жизни 60 миллионов людей.

Разные точки зрения

Атеисты полагают, что окончание существования человека, его переход в полное небытие - именно так можно характеризовать смерть. Это, по их мнению, гибель не только физического тела, но и сознания индивида. В душу они не верят, считая её своеобразной формой деятельности мозга. После серое вещество больше не подпитывается кислородом, поэтому погибает вместе с другими органами. Соответственно, атеисты полностью исключают вечную жизнь и

Что касается науки, то с её точки зрения смерть является тем природным механизмом, который защищает планету от перенаселения. А также обеспечивает смену поколений, каждое последующее из них достигает большего развития, чем предыдущее, что становится отправной точкой внедрения инноваций и прогрессивных технологий в разные сферы жизни.

Вместо этого религия по-своему объясняет, что такое смерть человека. Все известные мировые вероисповедания делают акцент на том, что гибель физического тела не является концом. Ведь оно - всего лишь оболочка для вечного - внутреннего мира, души. Каждый приходит в этот мир, чтоб выполнить своё предназначение, после чего возвращается к Создателю на небеса. Смерть - это только разрушение телесной оболочки, после чего душа не прекращает существование, а продолжает его уже вне тела. В каждой религии представления о загробной жизни свои, причём все они существенно отличаются друг от друга.

Смерть в христианстве

Начнём именно с этой религии, так как она более близка и знакома славянскому народу. Ещё в далёкие времена, узнав, что такое чёрная смерть, испугавшись её непреодолимой силы, люди заговорили о перерождении души. Скорее, из-за страха перед гибелью, пытаясь подарить себе самому надежду, некоторые христиане допускали, что человеку предписана не одна, а несколько жизней. Если он совершал серьёзные ошибки, грешил, но успел покаяться, то Господь обязательно даёт ему шанс исправить содеянное - дарит ещё одно возрождение, но уже в другом теле. На самом деле истинное христианство отрицает мифическую доктрину о предсуществовании души. Ещё второй Константинопольский собор, зарегистрированный в VI веке, грозил анафемой тому, кто будет распространять подобные нелепые и абсурдные суждения.

По мнению христианства, смерти как таковой нет. Наше существование на земле - всего лишь подготовка, репетиция перед жизнью вечной рядом с Господом. После непосредственной гибели телесной оболочки душа несколько дней пребывает рядом с ней. После чего на третьи сутки, обычно после погребения, улетает на небеса или же отправляется в логово чертей и бесов.

Что такое смерть человека и что дальше его ожидает? Христианство утверждает, что это всего лишь завершение незначительного этапа существования души, после которого она продолжает развиваться в раю. Но прежде чем туда попасть, она обязана пройти Страшный суд: нераскаявшиеся грешники отправляются в чистилище. Срок пребывания в нём зависит от того, каковы были злодеяния умершего, насколько яростно за него молятся родственники на земле.

Мнение других религий

Они по-своему трактуют понятие смерти. Для начала давайте выясним, что такое смерть с точки зрения философии мусульман. Во-первых, между исламом и христианством очень много общего. В религии азиатских стран земная жизнь также считается переходным этапом. После её окончания душа попадает на суд, который возглавляют Накир и Мункар. Именно они расскажут, куда вам направляться: в рай или ад. Затем грядёт высший и справедливый суд самого Аллаха. Вот только настанет он после того как Вселенная разрушится и полностью исчезнет. Во-вторых, сама смерть, ощущения во время неё, сильно зависят от наличия грехов и веры. Она будет незаметной и безболезненной для истинных мусульман, продолжительной и мучительной для атеистов и неверных.

Что касается буддизма, то для представителей этого вероисповедания вопросы смерти и жизни являются второстепенными. В религии даже нет понятия души как таковой, существуют только её основные функции: познание, желание, ощущение и представление. Такими же аспектами характеризуется и тело плюс телесные потребности. Правда, буддисты верят в реинкарнацию и считают, что всегда перерождается - в человека или другое живое существо.

А вот иудаизм совсем не уделяет внимание объяснению того, что представляет собой смерть. Это, по мнению его приверженцев, не такой уж и важный вопрос. Позаимствовав у других религий различные понятия, иудаизм впитал в себя целый калейдоскоп смешанных и адаптированных убеждений. Поэтому в нём предусматривается реинкарнация, а также наличие рая, ада и чистилища.

Рассуждения философов

Кроме представителей религиозных конфессий вопрос окончания земной жизни любили поднимать и мыслители. Что такое смерть с точки зрения философии? Например, представитель Античности Платон считал, что она является результатом отделения души от бренной физической оболочки. Мыслитель полагал, что тело - тюрьма для духа. В ней он забывает о своём духовном происхождении и стремится к удовлетворению низменных инстинктов.

Римлянин Сенека уверял, что не боится смерти. По его мнению, она - либо конец, когда тебе уже всё равно, либо переселение, а значит, продолжение. Сенека был уверен, что нигде не будет так тесно человеку, как на земле. Эпикур тем временем считал, что всё дурное мы получаем от наших ощущений. Смерть - конец чувств и эмоций. Поэтому бояться её нечего.

Что такое смерть с точки зрения философии Средневековья? Ранние теологи - Богоносец, Игнатий и Татиан - противопоставляли её жизни, причём не в пользу последней. Культом снова становится стремление умереть за веру и Господа. В XIX веке отношение к гибели тела изменилось: одни старались не думать о ней, другие, наоборот, проповедовали о кончине, возводя её на алтарь. Шопенгауэр писал: только животное полноценно наслаждается жизнью и её благами, потому что не мыслит о смерти. По его мнению, только разум виноват в том, что конец земной жизни нам кажется таким ужасающим. «Величайший страх - боязнь смерти», - утверждал мыслитель.

Основные этапы

Духовная составляющая гибели человека ясна. Теперь попробуем выяснить, что такое Медики выделяют несколько стадий процесса умирания:

  1. Предагональное состояние. Длится от десятка минут до нескольких часов. Человек заторможенный, сознание неясное. Может отсутствовать пульс на периферических артериях, при этом прощупывается только на бедренной и сонной. Наблюдается бледность кожных покровов, присутствует одышка. Предагональное состояние заканчивается терминальной паузой.
  2. Агональный этап. Дыхание может прекращаться (от 30 секунд до полутора минут), артериальное давление падает до нуля, угасают рефлексы, в том числе и глазные. В коре головного мозга происходит торможение, функции серого вещества постепенно отключаются. Жизнедеятельность становится хаотичной, организм перестаёт существовать как единое целое.
  3. Агония. Длится всего несколько минут. Предшествует клинической смерти. Это последний этап борьбы человека за жизнь. Все функции организма при этом нарушены, отделы центральной нервной системы, расположенные выше ствола мозга, начинают тормозить. Иногда появляется глубокое, но редкое дыхание, происходит отчётливое, но кратковременное повышение давления. Сознание и рефлексы отсутствуют, хотя могут ненадолго возобновиться. Со стороны кажется, что человеку становится лучше, но подобное состояние обманчивое - это последняя вспышка жизни.

Затем следует клиническая смерть. Хотя это и последний этап умирания, он обратимый. Человека могут вывести из указанного состояния или же он самостоятельно возвращается к жизни. Что такое клиническая смерть? Детальное описание процесса изложено ниже.

Клиническая смерть и её признаки

Этот период достаточно короткий. Что такое клиническая смерть? И её признаки каковы? Медики дают чёткое определение: это этап, который наступает сразу после прекращения дыхания и активного кровообращения. В ЦНС и других органах наблюдаются изменения в клетках. Если врачи грамотно будут поддерживать с помощью аппаратов работу сердца и лёгких, то восстановление жизнедеятельности организма вполне возможно.

Основные признаки клинической смерти:

  • Рефлексы и сознание отсутствуют.
  • Наблюдается цианоз эпидермиса, при геморрагическом шоке и большой кровопотере - резкая бледность.
  • Зрачки сильно расширены.
  • Сердечные сокращения прекращаются, человек не дышит.

Остановка работы сердца диагностируется, когда на протяжении 5 секунд отсутствует пульсация на сонных артериях и сокращение органа не прослушивается. Если больному сделать электрокардиограмму, то можно увидеть фибрилляцию желудочков, то есть будут выражены сокращения отдельных пучков миокарда, брадиаритмия либо же регистрируется прямая линия, что указывает на полное прекращение работы мышцы.

Отсутствие дыхания также определяется довольно просто. Оно диагностируется, если за 15 секунд наблюдения врачи не могут распознать явных движений грудной клетки, не слышат шума выдыхаемого воздуха. При этом нерегулярные судорожные вдохи не могут обеспечить вентиляцию лёгких, поэтому полноценным дыханием их назвать сложно. Хотя врачи, зная, что такое пытаются на этом этапе спасти пациента. Так как данное состояние - ещё не гарантия того, что человек обязательно умрёт.

Что делать?

Мы выяснили, что клиническая смерть - это самая последняя стадия перед окончательной гибелью физического тела. Её длительность напрямую зависит от характера болезни или травмы, которые привели к такому состоянию, а также от течения и сложности этапов, что ей предшествуют. Так, если предагональный и агональный периоды сопровождались осложнениями, например, сильным нарушением кровообращения, то длительность клинической смерти не превышает 2 минут.

Не всегда удаётся зафиксировать и точный момент её наступления. Только в 15% случаев опытные врачи знают, когда она началась, и могут назвать время перехода клинической смерти в биологическую. Поэтому если у пациента отсутствуют признаки последней, например, трупные пятна, то можно говорить об отсутствии фактической гибели физического тела. В этом случае нужно без промедления приступать к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца. Медики говорят, если вы обнаружили человека, у которого отсутствуют признаки жизни, то последовательность ваших действий должна быть следующей:

  1. Констатируйте отсутствие реакций на раздражители.
  2. Вызовите скорую помощь.
  3. Уложите человека на ровную твёрдую поверхность и проверьте проходимость дыхательных путей.
  4. Если больной самостоятельно не дышит, сделайте искусственное дыхание рот в рот: по два медленных полных вдоха.
  5. Проверьте наличие пульса.
  6. Если пульса нет, делайте массаж сердца, чередуя его с вентиляцией лёгких.

Продолжайте в таком духе, пока на вызов не приедет реанимационная бригада. Квалифицированные врачи проведут все необходимые мероприятия по спасению. Зная на практике, что такое смерть человека, они диагностируют её только тогда, когда все способы окажутся бессильными, и пациент не будет дышать определённое количество минут. После их истечения считается, что клетки мозга начали умирать. А так как этот орган - фактически единственный незаменимый в организме, медики фиксируют время смерти.

Смерть в глазах ребёнка

Тема смерти всегда была интересна детям. Малыши начинают бояться этого явления в 4-5 лет, когда уже потихоньку осознают, что это такое. Кроха переживает, чтобы не умерли его родители и другие близкие люди. Если же трагедия произошла, то как объяснить ребёнку, что такое смерть? Во-первых, ни в коем случае не утаивайте этот факт. Не нужно врать, что человек уехал в длительную командировку или лёг в больницу на лечение. Малыш чувствует, что ответы неправдивы, и чувство страха у него ещё больше усиливается. В будущем, когда ложь выплывет, кроха может сильно обидеться, возненавидеть вас, получить серьёзную психологическую травму.

Во-вторых, можете взять малыша в церковь на отпевание. А вот на самих похоронах ему пока что лучше не присутствовать. Психологи утверждают, что процедура будет тяжело восприниматься неокрепшей детской психикой и приведёт к стрессу. Если умер кто-то из очень близких для малыша родственников, он должен что-то сделать для усопшего: поставить свечу, написать прощальную записку.

Как объяснить ребёнку, что такое смерть близкого человека? Скажите, что теперь он отправился к Богу на небеса, где превратился в ангела, и отныне будет охранять малыша. Как вариант, возможен рассказ о трансформации души усопшего в бабочку, собачку или новорождённого младенца. Брать ли кроху на кладбище после похорон? Какое-то время оградите его от таких посещений: это место очень мрачное, и его посещение негативно отразится на психике ребёнка. Если же он пожелает «поговорить» с покойником, отведите его в церковь. Скажите, что это именно то место, где можно мысленно или вслух пообщаться с тем, кого уже с нами нет.

Как перестать бояться смерти?

Не только дети, но и взрослые часто интересуются, что такое смерть и как её не бояться. Психологи дают множество полезных рекомендаций, которые помогут уменьшить ненужные страхи и сделают вас более смелыми перед неизбежностью:

  • Занимайтесь любимым делом. У вас просто не будет времени для плохих мыслей. Доказано, что тот, кто имеет приносящее удовольствие занятие, намного счастливее. Ведь 99% болезней вызывают именно стрессовые ситуации, неврозы и негативные мысли.
  • Помните: никто не смерть. Откуда тогда мысли, что она страшна? Возможно, всё происходит безболезненно: организм, скорее всего, пребывает в состоянии шока, поэтому автоматически лишает себя чувствительности.
  • Обратите внимание на сон. Ведь его называют маленькой смертью. Человек находится в бессознательном состоянии, у него ничего не болит. Когда вы умрёте, вы так же безмятежно и сладко заснёте. Значит, бояться не стоит.

А ещё просто живите и наслаждайтесь этим прекрасным ощущением. Вас по-прежнему волнует, что такое смерть и как к ней относиться? По-философски. Она неизбежна, но зацикливаться на мыслях о ней не стоит. Нужно ценить каждое мгновение, отпущенное нам судьбой, уметь видеть счастье и радость даже в самых негативных моментах жизни. Думайте о том, как хорошо, что настало утро нового дня: делайте так, чтобы даже тени горести в нём не было. Помните: мы рождены, чтобы жить, а не умирать.

Тема сегодняшней статьи будет тяжелой, но жизненной… точнее — смертельной. Смертельно-жизненной, ведь, как известно, жизнь и смерть это две стороны одной медали и, как известно, — смерть постигает каждого.

Слова из фильма под статьей: «Смерть всегда рядом.. она преследует нас. Может быть, это случится завтра, может быть спустя несколько лет… Обычно нам не дано знать причину и время своей смерти.

Мы боимся многого, но страх смерти самый сильный. Возможно потому, что там неизвестность».

Как бы обширно и неоднозначно кто то не понимал понятие смерти, как правило под смертью понимают окончание жизни живого организма.

«Смерть (ги́бель) - прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. Явления, чаще всего вызывающие смерть, - старение, недоедание, болезни, самоубийство, убийство и несчастные случаи. Вскоре после смерти тела живых организмов начинают разлагаться.

Смерть всегда несла некий отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия, превращали смерть в божественную кару за греховное существование либо в божественный дар, после которого человека ожидает счастливая и вечная жизнь».

С точки зрения медицины конечной точкой перехода от жизни к смерти является биологическая смерть; информационная, или окончательная смерть подразумевает начавшийся процесс окоченения, разложения трупа. Биологической смерти предшествуют преагониальное состояние, агония, клиническая смерть.

Около 62 миллионов человек в мире ежегодно умирают по самым разным причинам, основные из которых — болезни сердечно-сосудистой системы (инсульт, инфаркт), онкология (рак легких, груди, желудка и т.д.) , инфекционные заболевания, голод, антисанитария. То есть несмотря на всю загадочность — смерть это конкретное явление, уносящее десятки миллионов человеческих жизней.

И если бы многие больше ценили краткосрочность жизни (например, не курили бы, не употребляли алкоголь, не ездили пьяными за рулем) — дни их пребывания на земле продлились бы. Однако люди, прекрасно понимая конечность жизни — очень часто будто прожигают ее о последних дыр…

А ведь никто не знает, что там после смерти… может, жизнь на земле экзамен, сдав который мы пойдем в хорошее или плохое место. И будет ли еще одна жизнь в реинкарнации или нет… Оттого и столько предположений, что никто не знает с точностью, что там будет. Все только гадают. Однако христиане верят в единичность жизни и спасение через веру и добрые дела.

«Несмотря на сложность проблемы смерти, в медицине уже давно существует чёткая конкретная классификация, которая позволяет врачу в каждом случае наступления смерти установить признаки, определяющие категорию, род, вид смерти и её причину.

В медицине выделяют две категории смерти - смерть насильственную и смерть ненасильственную.

Вторым квалифицирующим признаком смерти является род. И в той, и в другой категории принято выделять три рода смерти. К родам ненасильственной смерти относятся - смерть физиологическая, смерть патологическая и смерть скоропостижная. Родами насильственной смерти являются убийство, самоубийство и смерть в результате несчастного случая.

Третьим квалифицирующим признаком является вид смерти. Установление вида смерти связано с определением группы факторов, вызвавших смерть, и объединённых по своему происхождению или воздействию на организм человека. В частности, как отдельный вид смерти, отличающийся от классической смерти с первичной остановкой кровообращения, рассматривают смерть мозга.

Основной причиной смерти считается нозологическая единица в соответствии с Международной классификации болезней: повреждение или заболевание, которое само стало причиной смерти или вызвало развитие патологического процесса (осложнения), приведшего к смерти».

В нашей стране заключение о смерти выдается на основании констатации смерти всего головного мозга. Тут есть ряд сложностей, потому что при гибели мозга возможно так называемое «вегетативное состояние», когда человек существует лишь как биологический организм, личность его не сохраняется, нередко родственникам находящихся долгое время в коме пациентов врачи предлагают отключить от аппаратов, потому что законы таковы, что человек фактически уже мертв.

Но вот кроме всех этих бумажек, диагнозов, формальностей — что остается от человека после его смерти? Был человек — нет человека. А что была его жизнь? Зачем мы рождаемся? «Вот так, загорится и уснет звезда, пустяк». И ведь умерло уже много миллиардов человек. Шлейф не просто загадочности, но массы вопросов без ответов оставляет конечность жизни.

Смерть это то, через что пройдет каждый в свое время, ведь «из жизни еще никто не выходил живым».

Смерть — это не противоположность жизни, хотя есть множество трудов вроде трактатов Фромма, где биофилия противопоставляется некрофилии. Жизнь — это конечная точка жизни, смерть является завершающей точкой отрезка под названием жизнь, а начальной точкой его является рождения. Кто родился — обязательно умрет… Такова правда этой бренной земли. Все здесь тленно, бренно и невечно…

Смерть в современном мире или обходят стороной, предпочитая просто не говорить о ней, либо со всех сторон убеждают нас, что смерть это как простуда - случается с каждым, и не стоит переживать. Это скорее защита сознания от надлома, побег испуганного человека в попытку победить конечность жизни.

Смерть, как нам хотят вбить в головы, естественный физиологический процесс, такой же как рождение, старение… просто вчера у человека болит сердце, а позавчера он покрывался морщинами… а сегодня умер — и это все нормально, не стоит убиваться. До средних веков даже старались не проводить четкой черты между миром мертвых и миром живых, на кладбищах делали собрания, гуляли, позже, ближе к средневековью, кладбища стали выносить за городскую черту, покойников старались отпевать, навеки провожая в мир, из которого не возвращаются.

Нас пытаются убедить, что смерть это как вдох и выдох… просто кто то рождается, кто то умирает.. а рождаемость ныне в нашем мире хорошая: все-таки 7,5 млрд человек уже, и все 6,5 млрд родилось лишь за последние двести лет (к 2024 будет более 8 млрд человек).

В такой веренице жизней и смертей очень тяжело думать над тем, что такое смерть, становится неуютно на душе, да и знаете ли времени мало на эту философию — надо успеть жить, поэтому весьма логично сделать конечный итог жизни физиологической нормой, точнее убеждать себя и окружающих в том что смерть это укус комара.

Так спокойнее жить, принятие смерти как само собой разумеющегося факта помогает сохранить психику стабильной, не мучиться в поисках смысла жизни и страхе перед неизбежностью. Что-то вроде самурайского спокойствия: «смерть — просто часть пути самурая, где за очередной дверью его ждет просто новая жизнь».

Мишура, суета, много людей вокруг, миллион мелодий за жизнь, многоэтажки, карьера, рост мегаполисов, пробки, динамичная прогрессивность — все это иногда даже не оставляет современному человеку времени сесть и подумать, что там, за чертой его судьбы.. подумать о Боге… или о черте.. о итоге своей жизни.

Кстати, вы не заметили, как много суеты и шума сейчас вокруг? Те, кто помнят, пусть детьми, период 10-20 лет назад - отметят, что было тише на земле.. Обилие сотовых, информационные технологии, планшеты, гаджеты, плееры, машины - все это шумит, фонит, отравляет воздух. Увеличилось количество людей на земле. На фоне всего этого обесценивается многое, вопросы о жизни и смерти блекнут за неимением времени на поиски ответов на них, да и сосредоточиваться на столь серьезном мешает шум прогресса человечества, стоящего часами в пробках, встречающего аплодисментами 7-й айфон.

Но как бы ни было: смерть это страшно, и привыкнуть к ней невозможно! Даже патологоанатомы, полицейские, следователи, врачи, люди, которым по долгу службы приходилось видеть много смертей и трупов — вроде научаются с годами практики без сильных эмоций воспринимать чужую гибель, но никто из них не перенесет спокойно гибель близкого человека и все они боятся собственной смерти.

Вывод: к смерти невозможно привыкнуть, можно жить в иллюзии, что летальный исход продолжение жизни или оправдывать все наукой, медициной, но смерть это то, что делает человека маленькой букашкой и абсолютно бессильным перед природой которая сильнее нас.

Согласно христианству — смерть является наказание за грех , и через согрешивших Адама и Еву все стали смертны, как и каждый вкушал сей запретный плод. То есть если брать в расчет замысел Бога — смерть это уже ненормально и нефизиологично, поскольку в Раю так не было. Оставим бичевания по поводу того, что человек сам это выбрал. Но вот разговоры о том, что мы все стареем по воле Бога — абсурдны.. В общем, мы, находясь на земле, зная свою смертную природу, будто все время призываемся к какому то выбору: то ли оценить жизнь и творить дела достойные жизни, то ли отдать честь Богу, которого ослушались наши предки…

Однако в итоге (как написано в Библии) смерть опять уйдет: «В Откровении апостола Иоанна Богослова написано, что смерть прекратится после Страшного Суда, в грядущем Царстве Бога: «Отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Отк. 21:4)».

Те же самые, вроде бы научившиеся цинизму и равнодушию к чужой боли, врачи в свое время (19,20-е века) проводили исследования: взвешивали на специальной кровати умирающих людей (от частых тогда болезней - туберкулеза например), фиксировали момент смерти, таким образом устанавливали примерный вес «души», или некой субстанции, по их мнению покидавшей тело… Вес души был около 2-3 граммов.

Позже эти исследования подвергли сомнению, поскольку вес 2-3 грамма настолько ничтожен, что списать их убыток на уход души - нелепо, к тому же непосредственно при остановке сердца происходят физиологические процессы, которые как раз могут незначительно облегчать вес умершего.

Но даже если вес души действительно пару грамм, куда идет душа после смерти, что такое смерть - ни один врач ответить не смог…

Угасание процессов жизни, наступление необратимых процессов почти сразу после гибели, через несколько минут после остановки сердца, очень редко через несколько часов (ведь в крайне редких случаях реанимацию проводят до 2 часов), разложение тела до праха в итоге на земной жизни человека вообще ставит печать бренности. Словно жизни была одноразовой арендой тела с последующей утилизацией. Душу мы больше не увидим, и куда она уходит тайна под тысячами печатями, а все что мы любили в человеке стало обычным прахом…

И когда люди говорят, что они привыкли к смерти - кажется, что они анестезировали свою душу, отстранились от дум, привыкнуть к смерти невозможно.

В философии проблема смерти выделена особо, но все-таки конкретики мало, в основном все догмы построены на ценности жизни благодаря смерти. Знаменитый тезис «Жить-значит умирать» подразумевает и неизбежность гибели любого живого организма и меланхолию философов, размышляющих над риторическими вопросами сквозь призму конечности бренного мира. То есть совсем печально (но точно, к сожалению): даже сам факт рождения уже подразумевает смерть в будущем… Родители рождают младенца, а думают ли они, что по сути на смерть его родили?

Из комментариев. Мнения о том что такое смерть:

«Согласно теории биоцентризма, смерть является иллюзией, которую создает наше сознание. После смерти человек переходит в параллельный мир.

Жизнь человека похожа на многолетнее растение, которое всегда возвращается, чтобы снова зацвести в мультивселенной. Все, что мы видим, существует благодаря нашему сознанию. Люди верят в смерть, потому что их так учат, или потому что сознание ассоциирует жизнь с функционированием внутренних органов. Смерть не является абсолютным завершением жизни, а представляет собой переход в параллельный мир.

В физике давно существует теория о бесконечном числе Вселенных с различными вариациями ситуаций и людей. Все, что может случиться, уже где-то происходит, а значит, смерть не может существовать в принципе».

Вернемся к упомянутым выше биофилии и некрофилии Фромма. Если философия предлагает не противопоставлять смерть жизни, поскольку смерть это конечная точка жизни, а не ее противоположность, то Эрих Фромм все-таки противопоставляет смерть жизни, точнее любовь к жизни любви к смерти.

По его мнению любовь к жизни лежит в основе психики нормального человека, любовь же к смерти (а Фромм работал с преступниками, убийцами и т. д.) делает человека мертвым уже при жизни. Человек делает выбор в сторону, так скажем, тьмы, тянется ко злу, например, классический случай некрофилии по мнению Фромма - Гитлер.

Эрих Фромм писал, что причиной некрофилии может стать «гнетущая, лишённая радости мрачная атмосфера в семье, сонливость … отсутствие интереса к жизни, стимулов, стремлений и надежд, а также дух разрушения в социальной реальности в целом».

Получается смерть равна разрушению, кто-то умирает после остановки сердца, его тело начинает разлагаться, душа, если человек был хорошим - душа его жива (предположение согласно религиозным версиям), а у кого-то и при жизни несмотря на живость тела душа уже мертва и подвержена разрушению подобно тому как разлагается мертвое тело…

Что такое смерть - вопрос, на который нет конкретного ответа… Но как бы мы не говорили, что смерти нет, что весь мир иллюзия - умирают наши близкие, смертны мы сами, и надгробья на кладбищах нам говорят доступно о том, что смерть совсем не иллюзия. А зачем это все - наша жизнь, по итогу которой все гибнут - загадка еще большая, чем сама смерть. Слишком короткая жизнь, часто в слишком злом мире… неужели на все это воля Бога? Может быть действительно есть после смерти другой мир, гораздо лучше, справедливее нашего тленного?..

«Смерть стоит того, чтобы жить»… (В.Цой)

Memento mori… или, как говорится, «помни, что смертен!»…

В самой человеческой природе заложено стремление к Вечности. Будучи заложником этого скоротечного материального мира, человек всегда стремится к Вечности. Кто прислушается к внутреннему голосу, услышит, как он вновь и вновь говорит о Вечности.

Даже если бы человеку была дарована Вселенная – это не утолило бы его жажды Вечной жизни, для которой он создан. Природное стремление людей к постоянному счастью обусловлено объективной реальностью и тем фактом, что вечная жизнь действительно существует.

Что такое смерть?

Тело есть инструмент духа, который управляет и контролирует все его органы вплоть до мельчайших частиц, из которых состоят клетки. В предопределённый Господом час человека постигает болезнь, и его организм прекращает свои функции, что знаменует собой приход Ангела смерти.

Хотя смерть приходит к человеку по воле Господа Бога, обязанность забирать человеческие души Он возлагает на ангела Азраила, являющегося символической завесой, отделяющей в глазах людей смерть от Того, Кто её посылает. Болезни или различные бедствия также символизируют своего рода завесу, но уже непосредственно между смертью и Азраилом.

Явление Ангела смерти умирающему

Так как ангел Азраил, как и все ангелы, создан из света, он может появляться и присутствовать сразу в нескольких местах одновременно. То, что он занят в определённый момент, вовсе не означает, что в это же самое время он не может участвовать в выполнении каких-либо других дел.

Так же, как солнце дарит тепло и свет всему миру одновременно и, отражаясь, присутствует в бессчётных прозрачных объектах этого мира, ангел Азраил может забирать миллионы душ одновременно, не создавая при этом путаницы.

Каждому из ангелов даны в подчинение подобные ему ангелы. Когда умирает хороший, праведный человек, к нему сначала приходят несколько ангелов с улыбающимися светящимися лицами.

За ними следует ангел Азраил, которого могут сопровождать один или несколько подчинённых ему ангелов – им поручено забирать души праведников.

Ангелы, забирающие души праведников, отличаются от ангелов, которые забирают души грешников. Души грешников, встречающих смерть с озлобленным, испуганным лицом, они «безжалостно вырывают» из тела.

Что чувствует человек в свой смертный час?

Перед теми, кто веровал в Господа и вёл праведный образ жизни, открыты двери Рая. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что души праведников забираются так же мягко и плавно, как вытекает вода из кувшина.

Более того, шахиды (мученики, погибшие на пути Господа) не чувствуют агонии смерти и не знают, что умерли. Вместо этого они чувствуют, что переместились в лучший мир, и наслаждаются Вечным счастьем.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал Джабиру, сыну Абдаллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), который был мученически убит в битве при Ухуде: «Знаешь ли ты, как Господь встретил твоего отца? Он встретил его так, что ни глаза не видели, ни уши не слышали, ни умы этого не постигли. Твой отец сказал:

"О Всевышний! Верни меня в мир живых, чтобы я мог рассказать тем, кого оставил там, насколько прекрасно ожидаемое после смерти!". Господь ответил: "Возврата нет. Жизнь даётся только единожды. Однако я расскажу им о твоём пребывании здесь"».

И после этого был ниспослан следующий аят:

وَلَا تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتًا بَلْ أَحْيَاءٌ عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ فَرِحِينَ بِمَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ

«Не считайте мёртвыми тех, кто умер на пути Аллаха ради Его религии. Поистине, они живы у своего Господа, и их души путешествуют в зобах зелёных птиц по Раю и получают свой удел, вкушая райские плоды и радуясь всему тому, что Аллах даровал им по милости Своей». (сура Алу ‘Имран‚ аяты 169-170; «Тафсир аль-Джалалайн»)

Человек умирает так, как он живёт. Тот, кто вёл праведную жизнь, умирает достойной смертью, тогда как смерть грешника бывает мучительной и ужасной. Пророк Мухаммад ﷺ , больше всех восхвалявший Господа Бога, советовал читать особые молитвы в свой предсмертный час.

Известно, что ближайшие сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ , например, ‘Усман, ‘Али, Хамза и Мус‘аб ибн ‘Умар и другие (да будет доволен ими всеми Аллах), посвятившие себя служению Исламу, погибли смертью мучеников.

Нужно ли бояться смерти?

Для тех, кто верует и совершает праведные поступки, смерть не должна быть страшна. Хотя кажется, что смерть есть угасание света жизни и её прелестей, на самом деле это освобождение от тяжких обязанностей мирской жизни. Это перемена места пребывания, переход в иное состояние, но одновременно и приглашение к Вечной жизни. Согласно предопределению Господа, мир постоянно обновляется, на смену бренной жизни приходит Вечная жизнь.

Когда фруктовая косточка падает в почву, кажется, что она гибнет. На самом деле она подвергается биологическому процессу, проходит через определённые стадии развития, и в конце концов из неё вырастает новое дерево. Таким образом, «смерть» косточки является началом жизни нового дерева, новой, более совершенной ступени развития.

Если смерть растений, представляющих собой простейший уровень жизни, прекрасна и имеет большое значение, то смерть человека, представляющего собой более высокую ступень жизни, должна быть ещё более прекрасна и иметь ещё более серьёзное значение: человек, уходя под землю, непременно обретёт Вечную жизнь!

Смерть освобождает человека от тягот мирской жизни, которая с возрастом и постигающими человека несчастьями становится более трудной. Смерть принимает его в круг Вечности и Любви, где человек сможет наслаждаться обществом любимых людей и находить утешение в счастливой Вечной жизни.

Душа в промежуточном мире

После смерти душа предстаёт перед Господом Богом. Если человек жил праведной, целомудренной жизнью и достиг совершенства, ангелы, сопровождающие его душу к Господу, переносят её к Богу.

Ангелы приветствуют душу всюду, где она пролетает, и спрашивают: «Чья это душа? Как прекрасна эта душа!». Ангелы, сопровождающие душу, называют её самыми прекрасными словами и отвечают: «Это душа того, кто молился, соблюдал пост, подавал милостыню и переносил все трудности жизни во имя Господа!».

Наконец, Всемогущий Аллах приветствует душу и приказывает ангелам: «Отнесите душу обратно в могилу, где похоронено тело её, ибо она должна ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира».

С душой грешника повсюду обращаются с пренебрежением и буквально швыряют её обратно в могилу.

Любые неприятности, происходящие с человеком в нашем бренном мире, возникают из-за его грехов. Если человек искренне верует, но иногда не может воздержаться от грешных поступков, Бог из милости к нему посылает на него беды, чтобы очистить от грехов.

Господь может также подвергнуть его жестокой смертельной агонии, дабы простить ему грехи или возвести на более высокий духовный уровень, но при этом Господь забирает его душу очень нежно и мягко.

Если, несмотря на все несчастья, перенесённые человеком в миру, и несмотря на перенесённые муки смертельной агонии, человек всё ещё имеет непрощённые грехи, он подвергается каре уже в могиле, но избавляется от наказаний в Аду.

В дополнение ко всему сказанному, каждый человек, находясь ещё в могиле, имеет беседу с двумя ангелами о своих мирских поступках, ибо могила является первым этапом перехода души к Вечной жизни, где каждому воздастся за его деяния в этом мире.

Как записано в книгах, дядя Пророка ﷺ ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) очень хотел увидеть во сне второго праведного халифа ‘Умара (да будет доволен им Аллах) после его (‘Умара) смерти.

Однако увидеть ‘Умара во сне ему удалось лишь через шесть месяцев, и тогда он спросил: «Где же ты был до сих пор? ». На что ‘Умар ответил: «Не спрашивай меня об этом! Я лишь успел подвести итог своей жизни ».

Могила несёт определённое наказание и выполняет роль чистилища от грехов. Это очень горькое лекарство, однако за ним следует райское выздоровление.

Как было уже сказано, в могиле каждый умерший беседует с двумя ангелами, которых зовут Мункир и Накир . Они спрашивают: «Кто твой Бог? Кто твой Пророк? Какую религию ты исповедовал?»

Если человек при жизни верил в Бога и миссию того пророка, во время которого он жил, и если он избрал истинную веру, он сможет ответить на вопросы ангелов.

Отношения между душой и телом различны – в зависимости от того, в каком мире они находятся. В мирской жизни душа заключена в «темницу» тела. Если грешная личность и плотские желания доминируют над духовностью, это непременно ухудшит состояние души и скажется на окончательном приговоре, выносимом человеку.

Если же, наоборот, душа может контролировать личность посредством веры, поклонения и правильного поведения и способна освободиться из плена плотских желаний, то она очищается, обретает непорочность и наделяется благими качествами. Это приносит душе счастье в обоих мирах.

После похорон душа отправляется в место ожидания – (Барзах ). Хотя тело разлагается и уходит в землю, его неотъемлемые частицы не подвергаются разложению.

Неизвестно, имеют ли эти частицы отношение к человеческому гену, но к какой бы части тела эта частица ни относилась, душа взаимодействует с телом через неё. Эта часть тела служит также основой, из которой Аллах воссоздаёт человека в Судный день.

Может быть, эта часть, сформированная из составных частиц или атомов тела, в том числе уже смешавшихся с землёй, станет проводником к Вечной жизни в ходе финального разрушения и создания новой Вселенной. Господь использует эти частицы для возрождения человека в День Воскресения.

Что делает душа в промежуточном мире?

Загробный мир (Барзах) – это царство, где душа ощущает «дыхание» Рая с его благословением или Ада с его наказанием. Если человек жил праведной жизнью, его праведные деяния – молитвы, благие дела и т.д. – появятся перед ним в промежуточном мире в виде дружелюбных товарищей.

Для него также откроются окна с видом на райские сады, и, как сказано в хадисе, могила станет для него подобна райскому саду. Тем не менее, как уже говорилось, если у человека ещё остались грехи, то какую бы праведную жизнь он ни вёл, он будет подвергнут наказанию в промежуточном мире для очищения души от грехов, чтобы она смогла попасть в Рай сразу после Воскрешения.

Если же человек вёл грешный образ жизни, его неверие в Всевышнего Аллаха и плохие поступки появятся перед ним в образе неверных приятелей и таких тварей, как скорпионы и змеи. Он увидит сцены Ада, и могила его станет преисподней.

Живут ли части тела или его клетки после смерти?

Все знают, что пока человек жив, именно душа его чувствует боль и радость. Хотя душа чувствует боль через нервную систему и использует эту систему для взаимодействия со всеми частями тела, вплоть до каждой клетки, для науки всё ещё остаётся загадкой следующее: как происходит взаимодействие между душой и телом, включая мозг человека?

Любой сбой в работе какой-либо части тела, его внутренних органов, приводящий к смерти, может привести к остановке деятельности нервной системы. Тем не менее, как доказано наукой, некоторые клетки мозга продолжают жить какое-то время после смерти.

Учёные проводят исследования на основании сигналов, получаемых от таких клеток головного мозга после смерти. Если работа сложится удачно, и они смогут расшифровать эти сигналы, это будет иметь очень важное значение, особенно в области криминалистики, так как позволит пролить свет на преступления, «авторы» которых неизвестны.

В Священном Коране рассказывается, как во времена пророка Мусы (мир ему) Аллах воскресил убиенного, и тот рассказал о своём убийце.

Муки, испытываемые в могиле и Аду

Так как душа страдает и радуется, продолжает взаимодействовать с телом и в промежуточном мире через те частицы, которые не поддаются разложению, то нет смысла обсуждать вопрос: душа или только тело, или же они вместе будут терпеть могильные муки?

Тем не менее, как указывалось раньше, Аллах воссоздаст людей в день Воскрешения из тех самых частиц их тел, и тела эти воскреснут на заре Вечной жизни.

Так как душа живёт в этом мире вместе с телом, делит с ним радости её и горести, Господь воссоздаст людей как физически, так и духовно. Мусульмане-сунниты согласны с утверждением, что душа и тело вместе отправятся в Ад или в Рай.

Господь воссоздаст тела в форме, соответствующей потустороннему миру, где всё будет живым:

وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَآ إِلاَّ لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَلَلدَّارُ الآخِرَةُ خَيْرٌ لِّلَّذِينَ يَتَّقُونَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ

(смысл): «Земная жизнь есть не что иное, как только игра и забава, а Обитель Вечности (Ахират) лучше для богобоязненных. Разве вы не разумеете этой явной истины и не понимаете, что для вас – добро и что для вас – зло?» (сура Аль-Анам: 32)

Какие дары мы можем посылать душе после смерти?

Души в промежуточном мире будут видеть и слышать нас, Господь позволяет им это. Господь по Своей воле может позволить некоторым людям увидеть во сне, а иногда и наяву умершие души, услышать их или побеседовать с ними.

После смерти человека книга его деяний закрывается, кроме тех деяний, что были совершены им при жизни и продолжают приносить пользу и после смерти. Если человек оставил после себя хороших, праведных детей, книги и иное наследие, от которого люди впоследствии могут получать пользу, если он воспитал людей, полезных обществу, внёс вклад в их воспитание, ему будет воздаваться вновь и вновь.

Если всё же человек стал причиной какого-то зла или совершил греховный поступок, которому начали подражать другие, то грехи его будут накапливаться до тех пор, пока это зло будет жить среди людей.

Таким образом, чтобы быть полезными любимым людям, которые отошли в Мир иной, мы должны быть их достойными наследниками. Помогая бедным, живя праведной жизнью, и особенно – используя средства из наследства, оставленного умершими на пропаганду Ислама, мы можем увеличить вознаграждение Аллаха.



Похожие статьи