Быть знаменитым некрасиво.

30.09.2019

Сочинение

«В области слова я более всего люблю прозу,
а вот писал больше всего стихи. Стихотворение
относительно прозы - это тоже что этюд
относительно картины. Поэзия мне представляется
большим литературным этюдником».
Б.Л. Пастернак

Творчество Бориса Леонидовича Пастернака стоит особняком в истории русской литературы. Он жил и творил в очень трудное для России время. Крушились старые каноны, жестко менялась прежняя жизнь, ломались люди и судьбы... И посреди всего этого - прекрасный поэт с тонкой душой и своеобразным видением мира. Рожденный на изломе судеб, Борис Пастернак сумел стать одним из символов своего века.
Стихи занимают отдельное место в его творчестве. Из-под его пера вышло множество замечательных строчек. Последний, так и не напечатанный при жизни Пастернака сборник стихов под названием «Когда разгуляется», вобрал в себя избранные работы автора. В книге отчетливо слышна тема обновления, надежды, что стало отражением происходящих в стране перемен. Именно в этом сборнике было напечатано стихотворение «Быть знаменитым некрасиво...», которое можно назвать своеобразным сводом правил настоящего поэта. Именно в этом произведении Пастернак раскрывает свое отношение к творчеству.

Стихотворение имеет программный смысл, как бы продолжая пушкинское обращение к «Поэту». Лирический герой, продолжая мысль великого поэта о независимости художника от «любви народной», вносит в свое суждение нравственную оценку:
Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Мы видим, что Пастернак не приемлет пустой, незаслуженной славы, ему проще кануть в неизвестность, чем быть на устах у всех, ничего для этого не сделав. Такая позиция заслуживает только уважения. Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».
Неповторимая судьба поэта понимается Пастернаком как связующее звено между прошлым и будущим в единой цепи искусства, верность призванию:

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Однажды выбрав этот путь, поэт не должен отступаться от него никогда.
Также важным произведением для раскрытия образа поэта в представлении Пастернака может служить стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», написанным в тот же год, что и первое, и вошедшее в один и тот же сборник.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

Из данного четверостишия следует стремление лирического героя, который условно может быть приравнен к самому Пастернаку. Стремление к жизни, к познанию ее тайн и загадок, жажда деятельности и чувства. В этом стихотворении лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу - проникнуть в тайную суть жизни, вывести ее законы, разгадать ее секреты... Он пытается схватить «нить судеб, событий». Но задача осложняется тем, что он стремится не просто понять, но и выразить словами общий закон бытия:

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

Отбрасывая пустые слова, он ищет главные, основные. Не в этом ли заключается задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности?.. Пастернак всегда считал, что значимое не обязательно должно быть сложным. Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте. Отсюда желание поэта выразить в восьми строках свойства страсти, которая для Пастернака и есть жизнь, потому что только, когда человек чувствует, он живет на самом деле. Это и есть рецепт проникновения в тайну жизни.

Интересна роль природы в творчестве Пастернака в целом и в этом стихотворении в частности. Она чудесным образом оживает, но не как скопление живых и неживых объектов окружающего нас мира, а как воплощенная поэзия:
Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где кончается один и начинается другой, и липы выстраиваются у поэта в стройные ряды, подобно словам в строчке...

В этих строках своего знаменитого стихотворения "Быть знаменитым некрасиво" Борис Пастернак поднимает проблему потери истинного, высокого смысла творчества для человека, проблему духовного искушения славой, являющуюся одновременно главной идеей произведения и злободневной проблемой всего человеческого общества.

Автор обращает наше внимание на фразу "ничего не знача" - нет ничего привлекательного в том, чтобы прославиться, не совершив никаких значимых, достойных поступков; напротив, это стыдно. Позорно, чувствовать себя знаменитостью и осознавать, что ни одно благое деяние этому не предшествовало.

Да, я полностью разделяю позицию писателя. Ведь понятие "деятельность" и "творчество" предполагают определенное поведение, поступки человека, направленные на преобразование окружающей среды и создание чего-то нового соответственно. Однако незаслуженная, пустая слава не подразумевает под собой никакого преобразования окружающей среды, никакого создания культурных или материальных ценностей. У людей, прославившихся не за какое-то благородное действие, как правило, нет совести; таким людям стыд и позор.

Возьмем современный шоу-бизнес. Звезды российской эстрады зачастую прославляются не за счет своего таланта, а за счет внешности, каких-то экстравагантных поступков на сцене, в конце концов, связи решают многое, если не все. А настоящих талантливых людей очень мало.

Истории плохих людей - еще один рок данной проблемы. Ведь, как показывает история, прославиться можно как хорошими поступками, так и плохими. Истории Наполеона, Гитлера, Чикатило, Бони и Клайда тому примеры.

Таким образом, прославляться лучше хорошими поступками, добродетелями. Плохие поступки и слава любыми способами - это аморально. Данная проблема все еще актуально, так как прославиться в интернете мечтают многие, а для этого есть много способов, в том числе и позорных.

Черт бы вас побрал, любезные! Почему именно это стихотворение, почему именно на этот чертов урок, в этот отвратительный понедельник? Ах, горите в аду – я вместе с вами.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.




Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,

Другие по живому следу

Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,

Живым и только до конца.

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» написано в 1956 году, входит в лирический цикл Бориса Пастернака «Когда разгуляется» (1956-1959). Помимо этого в него входят еще 44 стихотворения. Основа этого цикла размышления о времени, бытии, правде, жизни и смерти, искусстве и прочих философских темах. Выпуск цикла стихотворений «Когда разгуляется» связан с отказом в СССР публикации романа «Доктор Живаго».

Тема стихотворения философская.

Можно сказать, что данное стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» носит поучительный характер, а в роли наставника – сам Борис Пастернак. Он замечает, что «быть знаменитым некрасиво», поясняет «цель творчества — самоотдача», а после начинает учить в 3, 4, 5 строфах о том, как надо жить, что нужно делать

Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

И в последних 2 строфах объясняя, дает указания

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Настроение у стихотворения возвышенное, торжественное, нацеленное на успех, его желающее. Творческая жизнь поэта была сложной, поэтому он пытался понять, почему все так происходит, что он не так делает, а главное, сколько это все еще будет продолжает?

Возможно, вместе с этим он заметил, что много тех в России, кто пишет именно для славы, высоты, «шума» и «успеха», вместе с тем совсем не предавая значения тому, что писать и о чем писать.

Перечитываешь стихотворение и учишься. Учишься понимать всю суть письма, учишься понять свою роль, не стать «шумом», а «привлечь к себе любовь пространства». Это стихотворение подбодряет, вдохновляет, воодушевляет

Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Рифма стихотворения перекрестная. В тексте практически отсутствуют эпитеты, олицетворения, метафоры и сравнения. Оно наполнено глаголами, причастными оборотами, сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями – автор старался придать движения своим наставлениям, побудить к движению, к жизни, ведь «стоящего положения нет: либо ты двигаешься вперед, либо назад». Частыми аллитерациями на твердые звуки «н», «р», «д», «т», «ж» Пастернак придает своим наставлениям твердость, непоколебимость, уверенность, выражая тем самым свою жизненную позицию.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака

Творческая судьба Б. Пастернака была очень непростой. Его произведения не укладывались в стандарты советской идеологии. Поэт и писатель постоянно подвергался разгромной критике. Его творчество было под негласным запретом. На родине публиковалась лишь незначительная часть произведений, подвергнутая строжайшим цензурным исправлениям и искажениям.

Несмотря на это Пастернак всегда оставался верен своим убеждениям. Он никогда не подстраивался под официальные требования, считая, что долг и священная обязанность настоящего писателя – оставаться предельно искренним и выражать действительные, а не навязанные кем-то мысли. Лучшие произведения Пастернака нелегально распространялись в списках и публиковались за рубежом.

Немногие литераторы разделяли убеждения Бориса Пастернака. Большинство предпочитало создавать бездарные произведения, главным критерием для которых выступали лояльность к власти и восхваление вождей. Такая макулатура объявлялась «шедеврами» мировой литературы, а ее авторы пользовались искусственным почетом и уважением.

В 1956 г. Пастернак написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», в котором выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью литератора он считает не достижение славы и успеха, а максимальную самоотдачу и бескорыстное служение искусству. В советское время было очень распространены объемные мемуары, не представляющие никакой художественной ценности. «Культ личности» глубоко укоренился в сознании. В стране, официально провозглашающей всеобщее равенство и братство, были популярны произведения, в которых авторы бесконечно возвеличивали свою роль и заслуги в жизни.

Пастернак резко критикует такую позицию. Он считает, что человек не в состоянии оценить собственное значение. Его оценка всегда будет носить субъективный характер. Поэтому надо не выпячивать свои дела, а наоборот, «окунаться в неизвестность». Только будущее способно вынести окончательный приговор человеку и справедливо рассмотреть его жизненный путь.

В финале произведения Пастернак закрепляет свою мысль. Вместо создания себе ложного ореола славы, способного обмануть современников, но не будущие поколения, писатель должен оставаться живым человеком и признать, что ему присущи человеческие пороки и слабости.

Время доказало правоту писателя. Многие «мастера» советской прозы выброшены на свалку истории. Пастернак же признан величиной мирового масштаба, достойным обладателем Нобелевской премии по литературе.

Славу каждый переносит по-разному – кто-то одевает доспехи гордыни, другой старается пройти мимо лавров незаметно, не отвлекаясь от служения музе. Ко второму типу относил себя Борис Пастернак, не принимающий известности, считая творчество, а не знаменитость целью.

Эта позиция хорошо просматривается в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво», анализ которого я и предлагаю. Уже во втором четверостишье Пастернак чётко обрисовывает цель творчества:

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.

Без самоотдачи знаменитость растает, как лёд под июльским солнцем – разовые лавры нельзя примерять долго, а лучше вообще пройти мимо них. Стихи написаны в 1956 году, за два года до Нобелевской премии, не столько для читателей, сколько для коллег по цеху. Многие из них гонятся за известностью, как кот за мышью, теряя в этой беготне идеалы и размазывая себя во времени. Скорое вручение премии подтверждает правоту поэта.

Пастернак жил сложной жизнью, стараясь не поступаться идеалами и не закрываться в раковину самодостаточности. Именно Пастернак заступился за мужа Ахматовой, когда тот был арестован и никто не подавал голоса в его защиту. Борис Леонидович написал несколько стихотворение Сталину, а после попал в опалу, которая отразилась на стилистике творчества.

Эти моменты важны для глубокого анализа строк, так как помогают понять жизнь Пастернака и те условия, в которых строки пишутся. В стихотворении «Быть знаменитым» поэт выражает своё мнение насчёт знаменитости и делится им с коллегами по поэтическому цеху. Он не обвиняет их, не указывает путь, а просто выражает своё мнение, которое он перенёс на свою жизнь. Автор призывает жить честно, работать на максимуме самоотдачи и не почивать на лаврах. По мнению Бориса Леонидовича, жизнь и творчество неразрывны – нельзя поступать подло, но быть великим поэтом!

Вызывают интерес строки:

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

Много будет тех, кто попытается скопировать путь знаменитости, взять её мысли и идеи, изложив их в своей форме. Это плагиат и не надо на него обращать внимания, выиграл ты или проиграл в битве творчества, решит будущее. Не стоит самому относить себя к лику гениальных людей – суд свершит день завтрашний.

Самое важное, самое сокровенное, Пастернак оставил на последнее четверостишье:

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Самое главное в творчестве – оставаться живым и не отступаться от пути под влиянием внешних обстоятельств. Оставаясь человеком в первую очередь, можно быть и хорошим поэтом, став плохим человеком, нельзя рассчитывать на восторг публики. Идти по жизни с поднятой головой, не прятать стыдливо взгляд, ошибаться, исправлять ошибки и идти дальше с открытым забралом, не снижая самоотдачи в творчестве при успехе – вот основной посыл стихотворения.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.



Похожие статьи