Архитектура древней русиславянская культура и зодчество.

20.09.2019

Выполнила: студент 1курса 238 гр.

ФГОС ВПО 071002 Графика,

квалификации – художник анимации

и компьютерной графики

Малай Анастасия Алексеевна

Научный руководитель:

К.п.н., доцент Матвеева Н.А.

Санкт-Петербург


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУЫ НОВГОРОДА XIII-XIVВЕКОВ

1.1 Церковь Николы на Липне…………………………………………….4

1.2 Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле…….5

1.3 Церковь Фёдора Стратилата на Ручью………………………….……7

1.4 Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице.…………………....9

1.5 Церковь Петра и Павла в Кожевниках……………………………...10

ГЛАВА II. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ НОВГОРОДА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ

2.1 Церковь Николы на Липне…………………………………………..12

2.2 Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле...…12

2.3 Церковь Фёдора Стратилата на Ручью……………………………...14

2.4 Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице…………………...14

2.5 Церковь Петра и Павла в Кожевниках……………………………....15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….16

БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

В XIII-XIV веках, в связи с татаро-монгольским нашествием, зодчество Древней Руси практически везде затухает, кроме Новгорода и Пскова Развитие древнерусского искусства было нарушено в первой половине XIII века монгольским нашествием, варварским разрушением многих городов - блестящих художественных центров, уничтожением огромного числа невероятных памятников архитектуры и изобразительного искусства.

Раньше всего новый подъем художественной культуры начался в Новгороде, одном из немногих русских городов, не подвергшихся монгольскому нашествию. Пока остальная Русь принимала на себя беспощадный удар с востока, Новгород противостоял шведам и немецким «псам-рыцарям» (ливонский орден). Значение Новгорода особенно возросло после того, как он сумел в XIII в. дать отпор немцам и шведам, которые воспользовались великим бедствием, постигшим Русь, и двинулись на нее с Запада. Новгород сохранил до наших дней множество замечательных памятников древнерусской письменности, архитектуры, живописи, прикладного искусства. Однако и он платил дань татаро-монголам и общая беда, разорение и варварство отразились и на нем. Это сковало творческие силы Новгорода, но непосредственно с конца XIII в. наблюдается некоторое оживление и новый расцвет новгородского зодчества. И до наших дней сохранились эти великолепные памятники архитектуры Господина Великого Новгорода, созданные русскими мастерами.

Актуальность данной темы заключается в том, что изучение зодчества XIII-XIV веков позволяет осмыслить значение культурного наследия, процессы развития культуры и общества в целом.

Целью данной графической работы является краткое рассмотрение истории русской архитектуры XIII-XIV веков: истории ее возникновения, развития и национального своеобразия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

· выбрать наиболее значимые объекты архитектуры данного периода

· дать описание каждого из них, определив особенности и общие черты архитектурного и художественного оформления

· сделать вывод о художественно-исторической роли новгородской архитектуры

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУЫ НОВГОРОДА XIII-XIV ВЕКОВ

Церковь Николы на Липне

Православный храм конца XIII века, памятник новгородского каменного зодчества. Расположен на небольшом острове Липно в дельте реки Мсты, в 9 км к югу от Великого Новгорода. Главный престол освящен во имя Николая Чудотворца, придел во имя святого Климента.

Церковь Николы на Липне . XIII век.

Строительство храма началось в 1292 году по заказу новгородского архиепископа Климента. Церковь была заложена в восьми километрах к югу от Великого Новгорода, на острове Липно, на берегу реки Плотница в дельте Мсты. По преданию, там в 1113 году была обретена икона Николая Чудотворца, писаная на круглой доске, от которой исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович. Вероятно, в ознаменование этого события, там вскоре после 1113 года был основан монастырь и выстроена деревянная церковь (точных данных об этом нет, в летописях сообщается лишь, что церковь была построена в монастыре).

Каменный храм, заложенный в 1292 году, а завершённый, скорее всего в 1294, стал первым каменным храмом, построенным на Новгородской земле после монгольского нашествия на Русь, он стал исходной точкой развития новгородской храмовой архитектуры 14-15 столетий. При строительстве храма зодчие ориентировались на одну из последних домонгольских церквей - церковь Рождества в Перынском скиту, которая в свою очередь является новгородской переработкой принципов смоленской архитектуры. Это такой же квадратный в плане, крестовокупольный, четырёхстолпный, одноглавый и одноабсидный храм, только более крупный и широкий (10х10 м). Лопатки на трёхлопастном фасаде присутствуют только на углах. Первоначально фасады не были оштукатурены, стены были сложены из плитняка и ракушечника разных размеров и оттенков. Арки над окнами были выложены из брускового кирпича тёмного цвета (это была одна из инноваций - раньше строили из плинфы из известняка). Над западным входом в храм находится ниша, в которой раньше были фрески. В верхней части барабана, над «бровками» окон и под трёхлопастными абрисами фасадов располагаются аркатурные пояса, аналоги которых, по мнению некоторых исследователей следует искать в романской (или переходной романо-готической) архитектуре Ливонии. Кроме того, храм оформлен небольшими нишами с каменными рельефными крестами.

Интерьер церкви имеет ряд особенностей. Нижняя часть западной пары столбов, поддерживающих подпружные арки, сделана шестигранной, а верхняя крестчатой. Восточные столбы также имеют крестчатое сечение вверху и прямоугольное внизу, удобное для установки иконостаса. На хоры из юго-западного угла вела открытая лестница (ранее их делали внутристенными). Церковь была расписана фресками в 1293-1294 годах. При расчистке от позднейших масляных записей в 1930 году были обнаружены несколько хорошо сохранившихся фресок. На восточных столбах располагалось композиция «Благовещение», над входом в диаконник сюжет «Три отрока в пещи огненной». В 1764 году монастырь был упразднён, впоследствии трапезная и церковь Святой Троицы были разобраны для ремонта Сковородского монастыря. В XIX веке Церковь Николы на Липне пришла в запустение, богослужения в ней совершались редко.

После октябрьской революции храм был закрыт и сильно обветшал. Тогда же была снесена двухярусная колокольня.

Во время Великой Отечественной войны на острове располагался наблюдательный пункт и он был подвергнут обстрелу, в результате чего храм потерпел значительные утраты, сохранились только 65 % кладки.

В 1945 году реставраторы провели работу над фресками, а в 1954-56 годах была проведена капитальная реставрация храма, и ему был возвращён первоначальный вид.

Этапы Развития Киевской Руси.

1 этап (конец Х века)

На первом этапе развития архитектуры средневековой Руси и в типологических и в художественных обнаруживается несомненная близость с принципами средневизантийской архитектуры.

2 этап (1 половина ХI века)

Второй стилевой этап наступил на Руси в 30-50 годы 11 века когда окончательно сформировались черты монументального стиля древнерусской архитектуры. Центральным памятником являлся Софийский собор в Киеве, построенный в 1037-1044 гг Ярославом Мудрым. Он является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода.

3 этап (вторая половина XI века - начало XII века)

Киев постепенно утрачивает свое политическое значение, возрастает влияние церкви,в частности монастырей. Это нашло свое отражение и в архитектуре. В ней еще живы черты стиля Владимира и Ярослава (те же приемы строительной техники, тот же характер форм и декора), но образ здания становится иным.

1 ЭТАП.

В 989 г. Великий князь Владимир начал монументальное каменное строительство. С помощью византийских мастеров возводится соборный Храм успения богородицы (Десятинная церковь) в 996года. В 1240 храм был полностью разрушен так как служил последним оплотом защитников Киева от войск хана Батыя.

Из останков ясно что церковь была трехнефная, шестистолпная, крестово-купольная постройка, с галереями и сильно развитой западной частью.

Стены церкви возведены из камня и кирпича(плинфы) по системе смешанной кладки. Некоторые элементы фасада были оштукатурены и расписаны под «квадровую» кладку. Глав было около 7 точно не известно.

Многоглавие как и пирамидальная композиция верхов не были типичными для Византии и станут важной особенностью следующего периода древнерусского зодчества- времени Ярослава Мудрого.

Интерьер богато украшен мраморными и шиферными резными деталями фресковой росписью и мозаикой.

Следующий этап в развитии каменного зодчества приходит на время правления Ярослава Мудрого (1019-1054). Это период наивысшего рассвета и политического могущества Древнерусского государства. Культурные и торговые связи распространились не только на Европу но и на малую и среднюю Азию.

Десятинная церковь в Киеве 996г.

Так как византийская церковь пытается установить свое главенство на русских землях между константинополем и Киевом идет упорная борьба. В этих условиях решение о расширении и укреплении Киева принимает особое значение.

Город охватил территорию около 80 га. Мощные валы с бревенчатыми стенами достигали 16 метров.

В город вело трое ворот выходившие на основные дороги. Белгород, Васильков, Печорский монастырь. Главная улица Киева замыкалась Золотыми Воротами. Золотые ворота представляли собой крепостную башню с широким проездом(7,5 м).

В центре города в 1037 начинают возводить Софийский собор.

Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами окруженный сзапада юга и севера двумя обходами-галереями. Плановая система и характер строительной техники близки по приемам константинопольской архитектурной школы.

Внешний облик храма. Храм представлял собой уступчивую композицию, возрастающую к главному куполу. Над храмом поднималось 13 глав. Многоглавая композиция Киевской Софии воплотившая в себе «славянскую композиционную идею» , сыграла большую роль в формировании национальных черт русской архитектуры.

Внутренний вид. Огромное пространство с мозаиками, золотом и фресками, глубокие тона красного шиферного пола с узором из смальты и белая мраморная алтарная преграда, которуюю позднее сменил иконостас.

Собор строили мастера византийской школы. Собор неповторимостью своего облика оказал огромное влияние на дальнейшее развитие древнерусской архитектуры.

Для архитектуры периода расцвета древнерусского государства характерно творческое переосмысление средне-византийской архитектуры пятинефные или трехнефные с галереями типы крестово-купольных зданий, динамичность многоверхих композиций и их живописный характер.

К этому периоду относится строительство Софии в Новгороде 1045г. , так же спасско преображенский собор в чернигове 1036 г.

Во второй половине 11 века на смену княжеского строительства храмов приходит монастырское. В своих крепостях и загородных владениях князья сооружают лишь небольшие церкви. А ведущим типом становится трехнефный шестистолптый монастырский собор более скромный по размерам чем городские. Наиболее четко особенности нового этапа были видны в сооружении успенском соборе печерского монастыря в киеве (1073- 1078). Новгородские храмы начала 12 века увенчаны тремя куполами, один из которых над лестничной башней соборы Антониева монастыря 1117, юрьева монастыря 1119 или пятью куполами Николодворищенский собор. 1113 года. Новое стилевое направление возникает на руси во 2 четверти 12 века. В это время зодчие повсеместно переходят на местные строительные материалы и разрабатывают новые строительные приемы. В отдельных областях руси формируются местные архитектурные школы с ярко выраженными конструктивными и художественными особенностями, но с общими типологическими и композиционными чертами. На Руси незыблемым остается церковного здания, продиктованный восточно-христианской церковью в основе которой византийская крестово-купольная система.

В зодчестве происходят те же процессы, что и в живописи. После его захирения в конце 1330-х—1340-х годах, оно возрождается полстолетия спустя или даже позднее. В конце XIII—XIV в. построили, например, белокаменную Городищенскую церковь под Коломной; в Москве, при Иване Калите, — соборы Успенский, Архангельский, Спаса на Бору, церковь-колокольню Иоанна Лествичника. Как правило, небольшие по размерам, московские храмы развивали традиции владимиро-суздальской архитектуры. Расписывали их русские мастера: Архангельский собор — «русскыя писцы..., в них же бе старейшины и началници иконописцем Захарья, Иосиф, Николае и прочая дружина их» (1344); церковь Спаса на Бору — «мастеры старейшины и начялницы быша русстии родом, а гречестии ученицы: Гойтан и Семен, и Иван, и прочий их ученицы и дружина» (1345—1346).
На смену деревянным стенам и башням Московского Кремля при великом князе Дмитрии Ивановиче пришли белокаменные (1367). Митрополит Алексий возвел каменные собор и трапезную Чудова монастыря в том же Кремле. В конце этого и начале следующего столетия появляется довольно много храмовых сооружений — в Андроникове, Вознесенском, Симонове и других монастырях, кремлевская церковь Рождества Богородицы.
Соборы, церкви строятся и в других городах — Твери, Звенигороде, Нижнем Новгороде, Рязани, Коломне и т.д.; особенно много — в Новгороде Великом. Новгородские бояре и купцы, люди богатые, именитые, заказывают постройку церквей, дают деньги. Восхищение современников и потомков вызывали и вызывают церкви Николы на Липне (1292— 1294), Благовещения на Городище (1342—1343), Спаса в Ковалеве (1345), Успения на Волотовом поле (1352), Федора Стратилата на ручью (1360—1361), Спасо-Преображения на Ильине улице (1374). Некоторые из них разрушены во время Отечественной войны и позднее восстановлены, но, к сожалению, не все. Новгородские сооружения отличаются, с одной стороны, строгостью, сдержанностью пропорций; с другой, — наличием декоративных деталей, наружной фресковой росписи на фасадах, абсидах.
Немалое церковное строительство велось и во Пскове. Здесь же, а также Порхове, Яме, Копорье, Орешке возводили и крепостные сооружения, своего рода каменные замки.
Много строили в Новгороде XV в. Именно тогда при архиепископе Евфимии (вторая четверть — середина столетия) появились в кремле Грановитая палата, часозвоня, двухэтажный дворец самого владыки. Еще раньше (1302) начали строить детинец — каменную крепость, стены которой несколько раз перестраивались позднее вплоть до конца столетия, когда Новгород вошел уже в число московских владений. Появились и каменные дома-палаты для бояр (в том числе — дом Марфы-Посадницы, жены И. Борецкого).
Новгородские, московские и иные зодчие нередко строили по старым образцам, например XII столетия. При этом новгородские заказчики стремились подчеркнуть и сохранить «старину и пошлину» своего города и земли, московские исходили из идеи общерусского единства, несомненно при этом, — под главенством своего государя.
Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV—XVI в. стало возведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройки заменили новыми; это — Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы; храм-столп Ивана Великого. Для торжественных приемов построили Грановитую палату. Целый комплекс зданий составил дворец великого князя. Наконец, появились новые крепостные стены и стрельницы (башни).
Кремлевское строительство, обширное и выдающееся по своему значению (в плане и архитектурного мастерства, и оборонительных потребностей, и повышения престижа народившейся России, «государя всея Руси» Ивана III), — дело рук русских мастеров (из Москвы, Пскова, Твери, Ростова и других городов) и итальянских архитекторов: Аристотеля Фиораванти, Алевиза, Марко Руффо, Пьетро Солари, Марка Фрязина и др. Их труд и достижения — сплав национальных русских и итальянских традиций в архитектуре.
Естественно, с еще большим размахом строили в XVI в. По всей стране возводили много церквей, соборов. Некоторые из них заняли выдающееся место в отечественной и мировой архитектуре. Такова, например, знаменитая церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (теперь — в черте города). Она построена (1532) по случаю рождения у великого князя Василия III сына Ивана, будущего царя Грозного. Образцом послужили старинные деревянные церкви шатрового стиля («на деревянное дело»). Как чудо воспринимали ее современники: «Бельма чудна, — записал пораженный летописец, — высотою и красотою, и светлостию, такова же не бываша преже сего в Руси». Такое же отношение к этому сказочному сооружению сохранили и потомки; известно, например, что в восхищении созерцал ее Гектор Берлиоз три столетия спустя. Столь же сказочным видением выглядит Покровский собор, или храм Василия Блаженного, на Красной площади в Москве, величайший памятник шатровой архитектуры, по существу — комплекс из девяти церквей. Строили его русские зодчие.
В разных концах обширного уже тогда государства растут крепости, опоясывающие, словно ожерелье, его центральную часть, столицу Москву. То же — по русскому пограничью. Защитниками России с юга стали крепости в Туле, Коломне, Зарайске; с востока — в Нижнем Новгороде; с севера — в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях. Крепостные, помимо прочих, функции имели московский, новгородский, псковский и иные кремли. В столице, помимо кремлевских, соорудили стены Белого города (зодчий Федор Конь, строивший и в Смоленске) — по нынешнему Бульварному кольцу; Деревянного города, или Скородома (современное Садовое кольцо; 1580-е—1590-е годы).


– это архитектурный стиль, который был создан на территории России с момента возникновения и до сегодняшнего дня.

До принятия христианства, на Руси, главным образом преобладало деревянное зодчество. Деревянное зодчество развивалось на протяжении многих столетий и пришло в упадок с развитием технического прогресса. Зодчество воплощало в себе вкусы и предпочтения древнерусского народа.

Основным отличием русского зодчества заключалось по отношению к самому дереву. Дерево использовалось не только как строительный материал, а как материал для искусства. Качества дерева здесь не скрывались, а подчеркивались.

Главные характеристики русского деревянного зодчества, можно поместить в два критерия: мобильность и уникальность. Все дома и крепости возводились таким образом, что в случае необходимости их можно было разобрать и перевести на новое место, где их заново возводили. А уникальность зодчества заключалось в том, что при кажущейся одинаковости построек, каждая строение было индивидуальное и уникальное.

В древней Руси все здания были построены из дерева - это были храмы, крепости и укрепительные сооружения.
В конце 9 века в русской архитектуре прослеживается влияние архитектуры Византии, которую можно проследить в возведенных больших церквях. Хоть большинство возведенных церквей на территории Киевской Руси были выполненные еще из древесины, одной из первых каменных церквей была построена в Киеве возле княжеского терема как кафедральный собор.

Софийский собор



Самым масштабным строением считается Софийский собор, возведенный в Киеве в 11 веке. Собор был возведен строителями из Константинополя, совместно с киевскими мастерами.

Русская архитектура 12-13 веков выделяется появлением крупных построек, которые отвечали запросам феодальной раздробленности после распада Киевского государства. В связи с этим, разные княжества пытались выставить себя как центр Руси, и поэтому воздвигались храмы, которые подражали Софийскому собору в Киеве и воздвигались золотые ворота.
Русская архитектура этих веков включает в себя развитие архитектуры феодальных княжеств, которые оспаривали между собой первенство, например, Владимирско-Суздальская и Новгородско-Псковская.

Благодаря тому, что мастера работали не только в своих городах, но и в сопредельных княжествах, происходил стремительный расцвет архитектуры. Были созданы исключительные по важности церкви в Чернигове. Одна из первых была возведена церковь Пятницы.

Церковь Пятницы


Здание церкви было традиционна – основу храма составлял квадрат с четырьмя столбами, алтарная часть размещалась в аспидах фасада. Были введены новшества в колонны, которые были без увеличения энтазиса. Была впервые введена ступенчатая форма арок купола, которая формировала возвышенное вверх строение.

Церковь Василия



Церковь Василия была воздвигнута в 12 веке и была близка по строению к церкви Пятницы. Фасад церкви был украшен кусками шлифованного камня и разноцветной майоликой. Из майолики были выложены кресты и геометрические фигуры. Купол церкви был покрыт позолотой и к углам фасада были возведены две башни.
Развитие церковной архитектуры прервалось в следствии нашествия татаро-монгол.

Русская архитектура 14 века переживает период восстановления после монгольского нашествия.
В Новгороде и Пскове раньше, чем на других территориях начались воздвигаться храмы и здания, выполненные из камня. Десятками воздвигались маленькие храмы, которые были богато декоративно украшены. В течении продолжительного периода характер застроек в Новгороде и Пскове не изменялось. Это объясняется желанием боярин сохранить суверенность от Москвы.

Для этого периода характерно развитие новгородско-псковской и московской архитектурных стилей. Московская школа имеет ведущую роль, так как Москва постепенно приобретает статус столицы. Постройки из камня приобретают ведущую значимость.

Успенский собор



На территории деревянного Кремля, первым каменным зданием был Успенский собор, строительство которого было начато в начале 13 века и строительство производилось из белого камня. К середине 13 века деревянные стены Кремля были заменены на каменные, но при этом деревянными остались верхние стены и башни. Основная цель такой архитектуры была заключена в военном укреплении Москвы.

Данные строения были сильно повреждены при нашествии Тохтамыша, и только через сто лет (в 14-15 веках) было окончательное строительство Московского Кремля, которое дошло до наших дней.

Благовещенский собор



В конце 14 века псковские мастера воздвигли храм московских правителей – Благовещенский собор. Невдалеке от Благовещенского собора был сооружен Архангельский собор, который служил усыпальницей для московских князей. Внешние настенные украшения собора, выполненные были в стиле дворцов Венеции, но при этом вся конструкция собора была выполнена в традиционной русской архитектуры.

В это же время была построена Гранитовая палата, название которое она получила от граней, украшавших стены. Палата использовалась в качестве тронного зала, и была выполнена в форме квадрата у которого стены опирались на сооруженный центральный столб.

Русская архитектура 15-17 веков характеризуется появлением новых стилей, таких как шатровый и пилонный. При строительстве много использовалась древесина, но чаще стал использоваться камень.
Здания и храмы возводили как местные мастера, так и приглашенные итальянские мастера.

Новодевичий монастырь



Возводились крепостные сооружения в Новгороде и Туле. В Москве была построена стена Китай-города и возведен Новодевичий монастырь, при строительстве которых использовались стили старых школ.

Церковь Вознесения



Ярким примером нового шатрового стиля явилось строительство церкви Вознесения в Коломенском. Церковь была возведена в честь появления нового царя Ивана Грозного. В отличие от укоренившихся купольных храмов, шатровые церкви не имели в своем устройстве подпорок. Внутреннее пространство храма было увенчано шатром. По прошествии времени такие шатровые своды стали сооружаться повсеместно на Руси – над хоромами, избами и на могильных крестах.

В архитектуре все чаще стали использовать камень. И следующим технологическим прорывом стало использование кирпича красного цвета. Деревянные крепления постепенно стали заменяться на металлические, и для работ использовались подъемные механизмы.

Храм Василия Блаженного



Впервые красный кирпич был применен для строительства Храма Василия Блаженного, однако фундамент и постамент, а элементы декора были выполнены классически из белого камня. Особый труд зодчие внесли в декоративное украшение собора. Храм поражает своей сложной конструкцией и цветными шатрами.

В связи с падением Византии, на Руси активно возводят большое количество церквей и монастырей, для того чтобы Россия стала христианской твердыней для православных людей.

К середине 16 века в Москве активно сооружаются не церковные здания, такие как знаменитый Опричный двор и Александровская слобода.

Александровская слобода


Отличительные черты местного зодчества заметны исключительно в Новгороде и Пскове. Новгород в 16 веке служил защитным бастионом на северо-западной территории страны и поэтому в нем велись фортификационные строительства. Переделанный в камне Кремль в Новгороде приобрел черты Московского. К концу 16 века архитектура светских строений стала видоизменяться и принимать характерные черты московского стиля.

В Пскове в течении 16 века происходит расцвет персональной псковской школы архитектуры. Являясь цитаделью России на западе, в 16 веке все укрепительные и оборонительные псковские сооружения были радикально перестроены из камня. И только позднее на территории Пскова стали появляться пятиглавые церкви и прочие архитектурные решения, которые свойственны московскому зодчеству.

Русская архитектура 17 века стала принимать больше светский характер. Здания стали активно декорировать плитками и наличниками.

Также продолжаются возводиться шатровые церкви, такие как Успенская церковь.

Церковь Рождения Богородицы



Позднее шатровые конструкции стали носить декоративный характер нежели конструктивный свойством. Последний шатровый храм, который был построен на территории России – это церковь Рождения Богородицы. В этот период церковная власть признает некоторые доктрины неправильными и постройка шатровых храмов стало категорически запрещено. С этого момента должны возводиться только пятиглавые церкви с маковками.

В светской архитектуре также произошел сдвиг. Теперь каменные сооружения стали строиться не только для царя, но и для бояр и купцов. Цари же напротив, стали отдавать предпочтение деревянному зодчеству. Ярким творением деревянного зодчества стал царский дворец, возведенный в Коломенском, который к сожалению, не дошел до нас, однако был воспроизведен по сохранившимся записям и наглядно характеризует архитектуру данной эпохи.

В конце 17 века при возведении церквей и храмов стал использоваться новый стиль, который был назван в честь заказчика – нарышкинский. Данный стиль характеризуется соединением белых и красных расцветок для украшения фасадов и наличии этажности строений. Яркими образцами служат строения в Сергиевом Посаде, церковь Покрова.

Церковь Покрова


С увеличением территории страны и окончанием набегов татар, большинство монастырей и крепостей утратили свои оборонительные функции. Именно из-за этого строительства завершались яркими украшениями. Теперь архитекторы отдавали предпочтения декоративным качествам, нежели оборонительным.

Жилые и административные дома начали строить с двумя или тремя этажами. Фундамент здания был каменным, а верхний этаж или полностью все здание предпочитали выполнять из дерева.

После выхода страны из смуты, русская архитектура наполнилась пышностью и декоративными чертами. Ярким примером служит украшение Московского Кремля шатрами и украшение стен Покровского собора живописным орнаментом. В 30-х годах 17 века был построен Теремной дворец с тремя этажами, который имел ступенчатую структуру. Изначально стены дворца были украшены росписью, а верхний этаж украшен изразцами.

Русская архитектура 18 века характеризуется появлением таких направлений как барокко, рококо и классицизм.
В начале 18 века архитектурные изменения связаны с Петром I. В архитектуре основное развитие получили развитие и улучшение внешнего вида городов. Строились театры и набережные, производятся застройки больниц, школьных учреждений и госпиталей, детские дома. Вместо деревянного материала активно используют кирпич, однако для провинциальных территорий кирпич еще долго оставался недоступен.

Именно Петром I создалась первая комиссия, которая регулировала архитектурные проекты, впоследствии она стала основным государственным органом проектирования. Огромное внимание уделяется внешнему виду города в целом – здания начинают строить с фасадами по улице, происходит прореживание построек в целях противопожарной безопасности, улицы облагораживаются. Во всех архитектурных решениях чувствуется влияние Европы и вскоре Россия выходит на европейский уровень по градостроению.

Значимым событием архитектуры становится начало строительства Санкт-Петербурга, с которого и начинаются архитектурные преобразования остальных городов. Северная столица возводилась в смешении стиля барокко и исконно русскими тенденциями. В результате получились величественные дворцы и храмы, учреждения государственной власти в стиле названным русским барокко.

После смерти Петра I в архитектуре стала проявляться направления рококо, и это можно явственно проследить в интерьерах помещений.

В конце 18 века появляется архитектурный стиль, который впоследствии был назван русским классицизмом. Данный стиль характеризуется строгими античными формами и рациональными конструкциями.

К началу 19 века стиль классицизма перестает удовлетворять эстетические потребности и на его смену приходит ампир. Этот стиль характерен укрупненными формами, строители начинают отказываться от мелких деталей и активно используют в украшениях зданий скульптуры.

Михайловский дворец



Яркими примерами ампира стали Михайловский дворец, Казанский собор и многие другие строения и ансамбли в Санкт-Петербурге.

Москва, поврежденная пожаром в 19 веке, отстраивалась в направлениях ампира и классицизма под руководством государственной комиссии, которую возглавлял Бове, приемник направления ампир. В данный период был построен ансамбль Манежной площади.

Конец 19 века ознаменован приходом псевдорусского стиля, который был вызван интересом к русскому зодчеству и архитектуре 14-17 веков. Ярким примером этого стиля является Храм Христа Спасителя и большой Кремлевский дворец, которые были украшены в традициях древнерусского зодчества (резные наличники, двойные арки).

Большой Кремлевский дворец


Русская архитектура 20 века отражается в доминирующих стилях архитектуры – модерн, эклектика и другие. Стиль модерн быстро завоевывает господствующие позиции. Самая известная работа в стиле модерн – это особняк на Мало Никитской, который был основан на контрасте тектоники.

Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII-XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила общий подъем русской культуры в конце XIV-XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.

Новый подъем переживает устное народное творчество. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»). Появились новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод - Троицкая летопись. Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов - своеобразной всемирной истории. В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф. Распространенным литературным жанром стали исторические повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», повести «О битве на Калке», об Александре Невском и др.). Победе на Куликовом поле посвящены «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Расцвел жанр житийной литературы. Первое в европейской литературе описание Индии дал тверской купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря» (1466-1472гг.)).

Архитектура

В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове). Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV-XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней. В 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля - Успенский собор. В 1484- 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487-1491гг.) была построена Грановитая палата.

Живопись

Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV-XV веков. Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.

Основные документы эпохи

«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Ледовое побоище 1242 г.», «Задонщина», «Судебник 1497 года».



Похожие статьи