ТропарёвоПокровская церковь. ТропарёвоПокровская церковь Храм иконы казанской божьей в тропарево

07.04.2024
Село Тропарёво.

В 1566 г. верейский князь Владимир Андреевич отдал царю Иоанну Васильевичу вместе с Вереей свое с. Тропарево и сельцо Костинское.

В конце XVI в. в селе была церковь Пророка Илии. Село принадлежало Юрию Пушечникову. В начале XVII в., в Смутное время оно сожжено. «В городском стане на землях, что запустели от литовского разорения с 1609 г., что было прежде село за Юрием Пушечниковым, князь Семеновское поместье Иванова сына Лыкова. В селе место церковное - Илии Пророка. Церковь сожгли литовские люди».

В середине XVII в. пустошь Тропарева - во владении дьяка Ивана Ивановича Переносова, он поселил крестьян, построил вновь церковь Покрова Божией Матери с приделами Николая Чудотворца и Илии Пророка. В с. Тропареве Вышегородской десятины в 1654 г. записана вновь прибывшей церковь Покрова Пресвятой Богородицы в вотчине Ивана Переносова: «А рублена та церковь о 6 углах с трапезною, а наверху клетки, а на клетках три круглых главы крыты чешуею, а кресты и яблоки под ними обиты жестью, да два колокола». Иван Иванович был сыном известного дьяка эпохи царя Михаила Феодоровича Романова , Ивана Григорьевича Переносова. Иван Григорьевич был дьяком в Вязьме в 1624-1626 гг., с 1628 по 1631 г. - дьяк приказа Большой казны (приказ осуществлял раскладку и сбор налогов с населения районов подведомственных ему и со всего купечества, а также руководил работой Денежного двора и тульских железных заводов, занимался поиском месторождений золота и серебра, боролся с фальшивомонетчиками) и Казенного двора, ведавшего царской казной, драгоценными металлами, каменьями, мехами и тканями, обеспечивая ими и изделиями из них царский двор, а также используя это для пожалования служилым людям и милостыни духовенству.

С 1632 по 1634 г. Иван Переносов - дьяк приказа Казанского дворца, осуществлявшего центральное управление и сбор налогов с земель Поволжья от Нижнего Новгорода до Астрахани.

С 1635 по 1642 г. Иван Григорьевич Переносов - дьяк Поместного приказа, ведавшего землевладением служилых людей, наследованием, окладами, переводом поместий в вотчину и т.д.

В 1633-1634 гг. Переносов занимался подготовкой к войне с Польшей - верстал, вместе с боярином князем Андреем Васильевичем Хилковым, яицких и донских казаков для Смоленской службы. После неудавшейся попытки отбить Смоленск, в 1634-1635 гг., Иван Григорьевич ездил с посольством в Польшу - участвовать в ведении переговоров о заключении мира.

С 1643 г. он - дьяк в Тобольске, где и умер в 1646 г.

После Ивана Переносова в 1661 г. село было закреплено за его сестрой Федосьей Ивановной - женой Федора Байкова.

С 1667 г. селом владел стольник (с 1658 г.), князь Иван Михайлович Коркодинов, в 1691 г. он уже боярин, умер без потомства. Тропарево перешло к сыну его брата, князя Алексея Михайловича, стольнику, князю Петру Алексеевичу, который в 1713 г. построил каменную церковь, освященную игуменом Верейского Спасо-Входоиерусалимского монастыря Арсением 1 ноября того же года, как значилось на напрестольном кресте, хранившемся в церкви.

В 1717 г. деревянная церковь из с. Тропарево была взята в Спасо-Входоиерусалимский Верейский монастырь. У князя Петра Алексеевича и его жены Евдокии Васильевны (1677-1723) были только дочери. После князя Петра Алексеевича селом владела его дочь Александра, по разделу с сестрой Екатериной. Род Коркодиновых, происходящий от внука предпоследнего князя Смоленского Юрия Ивановича Коркоды, пресекся в начале XVIII в., после смерти князя Петра Алексеевича.

При храме Покрова был придел в честь Казанской иконы Божией Матери. 18 февраля 1759 г. в этом приделе все сгорело. Покровская церковь осталась невредимой. 30 июня 1759 г. дана благословенная грамота на устроение престола и жертвенника , иконостаса с иконами и всей утварью в Казанском приделе.

В 1775 г. князь Алексей Васильевич Хованский писал, что в его с. Тропареве имеется церковь Покрова Пресвятой Божией Матери, а при ней не освященный с 1759 г. придел, в котором иконы весьма полиняли красками. Хованский их возобновил, приготовил все к освящению, только желал переименовать придел и освятить его в честь Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы, т.к. в честь Богородицы престол есть. Придел трех святителей освящен в 1778 г. благочинным и присутствующим Верейского Духовного правления протоиереем Афанасием Репиным.

Князь Алексей Васильевич Хованский (1738-1799) был отцом Василия Алексеевича Хованского (1755-1830) - обер-прокурора Святейшего Синода. Князь Василий Алексеевич родился 1-го апреля 1755 г. Поступив в 1766 г. на службу унтер-офицером по артиллерии, он в следующем году был переведен в лейб-гвардии Семеновский полк, где в 1770 г. произведен в сержанты.

В 1775 г. князь В.А. Хованский был назначен флигель-адъютантом к генерал-фельдмаршалу князю Александру Михайловичу Голицыну, с чином армии капитана. Прослужив с 1781 по 1785 г. в Рязанском и Ингерманландском карабинерных полках, он снова был переведен в Семеновский полк и в войну со шведами в 1789 г. находился с батальоном этого полка в гребной флотилии в Финском заливе.

В 1790 г. князь Хованский был уволен от военной службы «для определения к гражданским делам», с чином бригадира, и в 1793 г. назначен поручиком правителя (вице-губернатором) Киевского наместничества.

У В.А. Хованского, от первой жены его Екатерины Петровны Нарышкиной (1757-1795), в 1785 г. родилась старшая дочь Наталия Васильевна, в замужестве Булгакова (1785-1841). Рано лишившись матери, воспитанная отцом, человеком пустым, очень тяжелым и беспорядочным в семейной жизни, Наташа, добрая и серьезная, со спокойным характером, вышла девушкой домовитой, не охотницей до нарядов и пустых развлечений.

В 1812 г. храм в Тропареве был разорен французами, престол в Покровском храме сломан. Сосуды, облачения, ризница были закопаны в трапезной храма под полом, но по указанию крестьянина с. Тропарево Михаила Иларионова найдены и похищены. По изгнании неприятеля Покровский храм освящен в 1813 г. благочинным священником с. Борис-Городка о. Алексием.

В 1-й половине XIX в. Тропарево принадлежало подпоручице А.П. Лукиной и титулярной советнице Ф.А. Скуратовой.

По кпировой ведомости 1840 г., при каменном храме была деревянная колокольня на каменном фундаменте. До 1813 г. причт был двухкомплектный, после - однокомплектный. Церковной землей пользовались сами священноцерковнослужители.

Дома у них были деревянные, собственные на церковной земле.

В 1840 г. при храме с. Тропарево служил священник Василий Дмитриевич Аксеров, сын дьячка, он окончил Вифанскую семинарию с аттестатом 2-го разряда.

В 1826 г. рукоположен во священника к церкви с. Тропарево. Жена Прасковья Васильева, дети: Олимпиада, Евгений, Николай. Отцу Василию сослужили: диакон Михаил Васильевич Покровский, дьячок Василий Иванович Машков и пономарь Иван Семенович Котев.

Каменная колокольня, вместо ветхой деревянной, была выстроена в 1866 г.

В 1840 г. Тропарево принадлежало статской советнице Прасковье Васильевне Обресковой, которая в усадьбе не жила.

В середине XIX в. усадьбу приобрел Александр Осипович Армфельд (1806-1868), действительный статский советник, заслуженный профессор судебной медицины Московского университета, друг Н.В. Гоголя , Аксаковых, Л.Н. Толстого , известный острослов и поэт-каламбурист, пользовавшийся любовью и доверием студентов.

После Александра Осиповича усадьбой Тропарево владел его сын, Александр Александрович Армфельд (1833-1897), надворный советник, ученый животновод.

В 1863 г. он окончил Московский университет, преподавал в Петровской земледельческой и лесной академии.

Был профессором в Новороссийском университете, издателем первого в России журнала по животноводству.

В 1876 г. причислен к департаменту земледелия, был инспектором по сельскому хозяйству. Александр Александрович основал в Тропареве молочную ферму, продукция которой продавалась в Москве .

Семья Армфельд владела усадьбой до 1917 г.

В 1911 -1917 гг. усадьба была во владении Евдокии Васильевны Армфельд.

В 1925 г. она передала Можайскому краеведческому музею портреты Николая и Наталии Армфельд.

Земли при церкви с. Тропарево было 36 десятин. По штату причт Тропаревского храма состоял из священника, диакона и псаломщика.

В 1870 г. в семье псаломщика церкви с. Тропарево Василия Мошкова родился сын Николай.

В 1884 г. он окончил Звенигородское Духовное училище, в 1890 г. - Вифанскую Духовную семинарию.

В 1890 г. законоучителем в Тропаревском начальном училище был диакон Алексий Феодорович Озеров.

В 1881 г. у о. Алексия родился сын Виктор, в 1897 г. окончивший Звенигородское Духовное училище и в 1903 г. Вифанскую семинарию.

В 1879 г. в с. Тропарево родилась преподобномученица Евдокия (Синицына). Она подвизалась в Князь-Владимирском женском монастыре Московской епархии до 1929 г., когда монастырь был закрыт.

8 марта 1938 г. «тройка» НКВД приговорила Евдокию к расстрелу. Евдокия Синицына была расстреляна 20 марта 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой.

В начале XX в. при с. Тропареве располагалась земская больница с небольшим поселком домов обслуживающего персонала, земское училище и добровольная пожарная дружина.

В 1937 г. храм в с. Тропарево был закрыт и разграблен.

В 1991 г. здание храма передано общине верующих.

В полуверсте от Тропарева, в Ваулино, в 1820-х гг. князь В. Хованский построил суконную фабрику. Через два десятилетия она перешла к помещику Пушкину, от которого - к полковнику Орфано, который владел ею совместно с дворянами Скуратовым и Рукиным, вскоре вышедшими из дела и основавшими фабрику в с. Нара (современный Наро-Фоминск). От полковника Герасима Орфано (фабрика была переоборудована и стала ткацкой) она перешла к его сыновьям Александру и Алексею, которые отдали фабрику в аренду «ишутинцам» (членам созданного в 1860-х гг. в Москве революционного студенческого общества, известного по имени руководителя, Н.А. Ишутина).

В 1890 г. фабрика была во владении почетных граждан Балиных и Пупашева.

В начале XX в. в Ваулине были усадьба можайского городского старосты Александра Александровича Петрова и принадлежавшая ему паровая мельница.

В окрестностях с. Тропарева, в д. Маланьино, была усадьба А.И. Бергер.

Как проехать общественным транспортом:
От метро Коньково: маршрутка 161М, остановка на улице Островитянова выход из метро из последнего вагона из центра.

От метро Юго-Западная маршрутка 22М, выход из первого вагона из центра налево.
Ехать до остановки Фольксваген Центр РУС-ЛАН на улице Островитянова.

История: В южной части территории Обручевского района рядом с Ленинским проспектом находилась усадьба Богородское-Воронино, от которой до настоящего времени сохранилась только часть парка, где в 1941 был установлен бетонный дот.

В 1960-70-е годы при строительстве нового района Беляево-Богородское были снесены остатки старинной усадьбы с храмом и деревней Богородское-Воронино.

Судя по своему названию, владение получило своё имя от землевладельцев Ворониных, сведения о которых встречаются в документах рубежа XIV - XV вв. А по храму, освященному в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, село получило свое второе название – Богородское.

Первый храм здесь был деревянным. Он был посвящен Казанской иконе Пресвятой Богородицы и имел придел во имя святых князей Бориса и Глеба. Однако к 1627 году церковь обветшала и была разобрана. А с 1670 по 1677 год на месте прежнего строится каменный храм. Храм в Богородском-Воронино был пятиглавым, с небольшой звонницей псковского типа. Характерный для XVII века бесстолпный (т.е. без столпов – опор, поддерживающих своды).

В 1838 году при владельце Григории Ефремовиче Пустошкине штат притча был упразднен, а церковь, став усадебной, приписана к храму Михаила Архангела села Тропарева.

В середине 19 века неумело проведенные ремонтные работы привели к искажению облика храма. Из пяти глав сохранили лишь центральную главу. Вместо звонницы появилась шатровая колокольня.

После революции усадьба в Богородском была национализирована, и в ней размещался один из рабочих полков Красной армии, который вел подсобное хозяйство на основе усадьбы. Затем здесь находилась коммуна «Жизнь и труд» последователей учения Льва Толстого.

В 1930 году бывшее имение в Богородском было продано психиатрической больнице им. П.П. Кащенко. Богородское было перестроено и совершенно изменило свой вид.

Церковь была закрыта властями в конце 20-х годов. Первое время она использовалась как зернохранилище, затем в храме разместили клуб. Первый этаж колокольни превратился в жилое однокомнатное помещение. К 1936 году капитально перестроенная церковь была превращена в трехэтажный корпус для двух отделений больницы. При этом было снесено кладбище.

А еще спустя 30 лет, в ходе продления улицы Островитянова до Ленинского проспекта, все старые постройки здесь снесли.

В настоящее время ведется строительство нового храма по «программе 200» недалеко от исторического места существования храма.

Архитектурный стиль:
Русская архитектура XIX века с элементами готического стиля.

Площадь участка: 0,4 га.

Площадь застройки: храм – 271,0 м2; хоз.блок – 204,1 м2

Общая площадь храма – 383 м2 (надземная - 204,0 м2; подземная - 179,0 м2)

Строительный объем храма – 2900,0 м3 (подзем. – 660,0 м3: назем.- 2240,0 м3)

Общая площадь хоз.блока – 260,2 м2 (полезная площадь - 255,6 м2; площадь подвала - 82,5 м2)

Этажность:

Храм: 2 наземных (1+хоры); 1 подземный (подвал);

ГПЗУ: RU77205000-003391

Договор аренды (ДЗР ): Оформлен договор безвозмездного срочного пользования

Кадастровый паспорт получен 26.10.11г.

ЗАСТУПНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Именно этот святой образ помог ополчению купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободить Русь от иноземных захватчиков. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская.

Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930‑х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы. Возвращен Церкви и Казанский собор в северной столице, в котором покоится прах фельдмаршала Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.

Казанская икона – незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

История

В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 тысяч русских людей были освобождены из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство.

Но уже в 1579 году Казань опустошил страшный пожар. Начался он в доме купца Онучина. После пожара девятилетней дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла девочке, что под развалинами их дома находится чудотворный образ Пресвятой Девы, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве.

Божия Матерь точно указала место, где надо была искать икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным. Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, и та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города в сопровождении огромной толпы народа направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти икону никак не удавалось.

Тогда копать принялась сама Матрона, и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан.

Митрополит передал икону отцу Ермолаю (будущий священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси), наиболее почитаемому в городе священнику, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ. Отец Ермолай написал тропарь новоявленной иконе «Заступнице Усердная», который знала вся Святая Русь.

Через десять лет на месте обретения чудотворной иконы митрополит Ермоген (отец Ермолай принял постриг с именем Ермоген в Московском Чудовом монастыре и вскоре был назначен на Казанскую кафедру) основал женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской. Причем юная Матрона Онучина (и ее мать) приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей. Совершив первый молебен перед святым образом, митрополит Ермоген составил сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Документы и сказания XVII века свидетельствуют о множестве чудес, явленных святым Казанским образом. С его помощью была взята одна из башен Китай-города, захват которой предопределил успех общего штурма 4 ноября 1612 года:

Во время Смуты, когда Москва была занята поляками, а Патриарх Ермоген томился в темнице, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому. Три дня русское ополчение держало пост и усердно возносило молитвы перед Казанской иконой Божией Матери.

В осажденном Кремле находился тогда архиепископ Элассонский (из Греции) Арсений. Ночью к нему в келью явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что «заутра Москва будет в руках осаждающих (ополчение Пожарского) и Россия спасена». В подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни.

Святой Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль.

В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте их встретил архиепископ Арсений, несший чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли.

В память об освобождении Москвы от поляков 4 ноября (22 октября) установлено празднование Казанской Божией Матери, а 21 (8) июля вспоминается чудесное обретение иконы.

Перед Полтавской битвой в 1709 году русский царь Петр I с войском молился перед Казанской Божией Матерью, а в 1721 году перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург. В 1811-м образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812-м, и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября (4 ноября), когда выпал снег и ударили сильные морозы. Сама Заступница пришла на помощь воинам.

Есть также множество документальных свидетельств о том, что Казанская икона Божией Матери помогла нашей стране и в годы Великой Отечественной войны.

Приведем цитату из сборника «Россия перед вторым пришествием»:

«Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России… Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви – Митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат)… Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего (кроме иконы Божией Матери). Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.

«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, – сдавать нельзя. Пусть вынесут, – сказала Она, – чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».

Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву.

Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил, чтобы удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда – город был спасен…»

«Ватиканский» образ Казанской

В 2004 году дипломатия Ватикана предприняла попытку добиться согласия Русской Православной Церкви на приезд Папы Иоанна Павла II в Россию, используя в качестве удобного предлога предложение передать в дар Русской Церкви некий Казанский образ неясного происхождения, хранившийся в личных покоях Папы с марта 1993 года и якобы являвшийся той самой прославленной русской святыней, явленной в 1579 году в Казани. Старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталья Чугреева дает такую характеристику Казанского образа из Ватикана: «Казанская икона, находящаяся в Ватикане, представляет собой список с явленного в Казани образа, который по стилю письма можно отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной - серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с явленного образа: тип Лика Богоматери не «грекофильский», а более «русифицированный», взгляд Ее и Лик более, чем на древних образах, обращен к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное. Драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесен по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века».

«Ватиканская» икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером и 28 августа 2004 года в Успенском соборе Московского Кремля преподнесена Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. 21 июля 2005 года патриарх передал образ Казанской епархии во время торжественной церемонии открытия Благовещенского собора в Казанском Кремле.

Тропарь,

глас 4-й

Заступнице усердная, Мати Господа Вы шняго, за всех мо лиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твори ши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Гопоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиле нною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.



Похожие статьи