Происхождение шахмат. История шахмат – кто придумал и как возникли шахматы

16.10.2019
Шахматы через века

Жизнь — это партия в шахматы.
Сервантес

Когда появились шахматы, точно не знает никто. Известно лишь, что произошло это в Индии не позднее VI века н.э. Но и на этот счет полного согласия нет.

По одной из версий, техника гадания, выработанная в Китае в VI-I вв. до н.э. для определения баланса между энергиями инь и ян, составила основу чатуранги, игры, являющейся прообразом современных шахмат (на санскрите «чатуранга» означает «четыре рода», т. е. войско с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота). В чатуранге, по свидетельству Бируни (Индия, XI в.), целью являлось истребление сил противника, а не объявление мата королю. Но в китайской литературе первые известные нам сведения о шахматах появляются в VIII в. н.э.


Видимо, гаданием на 64-клеточной доске занимались и древние этруски: в их мифологии упоминалось о волшебном коне-скакуне, покрывающем за 64 скачка все небесное пространство (в шахматах конь может за 64 хода обойти всю доску).


Через Иран шахматы проникли в арабские страны. На Ближнем и Среднем Востоке игра приобрела название «шатранг» (персидск.) или «шатрандж» (арабск.). В персидской притче-новелле «Деяния Ардашира Папакана» (около 600 г. н.э.) говорится, что ее герой проявил высокое мастерство «при игре в мяч, езде верхом, в шатранге, на охоте и в других состязаниях». «Оксфордский справочник по шахматам» (1984 г.) приводит эту цитату как «первое упоминание о шахматах в мировой литературе». Но другие источники (например, справочник Г. Голомбека) считают, что еще раньше шахматы упоминались в индийских поэмах VI в. «Васвадата» и «Хартахарита».


«Некоторые несомненно подлинные шахматные фигуры, обнаруженные при раскопках в Италии, определены как восходящие ко II в. н.э. Хотя никто не подвергает сомнению научную добросовестность и профессиональную квалификацию археологов, совершивших это открытие, их выводы о принадлежности фигур к столь ранней эпохе обычно воспринимаются скептически. В случае если они подтвердятся, придется переписывать всю историю шахмат» (Г. Голомбек).


Персидский поэт Фирдоуси, живший на рубеже X-XI вв., неоднократно описывал в своих произведениях шахматы, а в одной из поэм рассказал о прибытии ко двору персидского шаха Хосрова I посланников индийского раджи с подарками, среди которых находилась игра, изображающая картину битвы двух армий.


Говорят даже, будто бы шахматы изобрел Паламед — один из греческих царей, принимавших участие в осаде Трои (около 1250 г. до н.э.). Играя в шахматы, Паламед проник конем в лагерь соперника, и именно это навело его на идею «троянского коня», принесшего грекам победу в войне. Однако никаких упоминаний о шахматах в Греции того времени нам не известно.


Оксфордский справочник по шахматам гипотезы об их происхождении классифицирует:
1. «Военные»: обучение стратегии, от скуки при длительной осаде, для снятия напряжения.
2. «Утешительные». Так, поэт Фирдоуси (940-1020 или 1030) в своем эпосе «Шахнаме» писал, что шахматы обязаны своим происхождением индийским мудрецам, создавшим эту игру с целью утешить вдовствующую царицу Першнари (букв. «красавица с ангельским лицом») и отвлечь ее от горестных мыслей о погибшем в сражении сыне.
3. «Соревновательные».
4. «Мирные» (в качестве альтернативы войне при решении спорных вопросов).


С завоеваниями арабов шахматы проникли в Испанию и Италию — первые страны Западной Европы, где они стали известны в VIII-IX вв. Из Испании шахматы проникли во Францию, а из Италии в Германию. Затем они попали в Англию. Об их быстром распространении и росте популярности свидетельствует тот факт, что многие старинные роды начали украшать свои гербы изображением шахматных фигур или шахматного поля.


По поводу проникновения шахмат в Россию общепринятой гипотезы нет. Д. Саргин считает, что шахматы впервые появились на Руси в результате торговых и культурных связей с востоком еще до завоевания Ирана арабами, т. е. не позднее VII в. И. Савенков полагает, что шахматы могли проникнуть с Востока Каспийско-Волжским путем (VIII-IX вв.). В 1876 г. шахматный листок (выпускавшийся сильнейшим шахматистом России того времени М. Чигориным) писал: «Россия приобрела эту игру не от Запада, а непосредственно из Индии, что доказывается русскими названиями шахматных фигур».


Упоминания о шахматах встречаются в русских былинах: «Садко...», «О добром молодце Василии Буслаевиче...». Интересно, что умение играть в шахматы считалось отличительной чертой характера богатырей, воспетых в былинах. Исходя из археологических находок проф. Арциховского в Новгороде можно считать, что в X-XI вв. сначала на территории южной России, а затем на севере шахматная игра стала известна восточным славянам.


Часто, говоря о рождении шахмат, рассказывают приводимую ниже легенду, хотя, по оценке некоторых ученых, она существенно старше шахмат (около 1000 г. до н.э.) и, возможно, относилась сначала к другой настольной игре.
Индийский властелин Схерам не отличался ни большим организационным талантом, ни умением управлять, а потому в короткое время довел государство до разорения. Тогда брамин мудрец Сесса, желая сделать тактичное замечание королю, придумал игру, в которой король не может ничего достичь без помощи других фигур и пешек. Шахматы произвели на короля впечатление, и, желая отблагодарить Сессу, Схерам обещал его наградить всем, что тот пожелает. Сесса, решив преподать королю урок скромности, попросил, казалось бы, небольшое вознаграждение: выдать ему пшеницы, чтобы на первую клетку доски положить одно зернышко, на вторую — два, на третью — 2х2, на четвертую — 4х2 и т. д. (в порядке геометрической прогрессии на все 64 клетки шахматной доски). Властелин согласился, радуясь, что так легко отделался. Но когда из амбаров начали поставлять зерно, то выяснилось, что желание мудреца выполнить невозможно.
При подсчете получилось, что на 64-ю клетку пришлось 87 076 425 546 692 656 зерен, а общее количество зерна, составляющее сумму чисел, возведенных в степень от 0 до 63 (1+21+22+23+24 и т. д.) составляет 18 446 744 073 709 551 615 зерен. По одной из прикидок, это 922 337203 685 м3 пшеницы, считая, что на один м3 зерна 20 миллионов зерен (на один см3 — 20 зерен). Для получения такого количества зерна следовало бы восемь раз засеять поверхность Земли и столько же раз собрать урожай.
Перельман в книге «Живая математика» дает иной подсчет: 1 м3 пшеницы содержит около 15 млн зерен. Требуемое брамином количество пшеницы составило бы 12000000000000 м3. Если бы построить амбар для этого количества зерна: 4 м высоты и 10 м ширины, — то его длина составила бы 300000000 км, т. е. в два раза больше, чем расстояние от Земли до Солнца.

Жизнь — все продолжающаяся борьба. Вот почему теория любой борьбы, в том числе и на шахматных полях, вьется вокруг зеленого дерева жизни.

Эм. Ласкер

Шахматы в известном нам виде сформировались на рубеже XV-XVI вв. Деление доски на темные и светлые квадраты вошло во всеобщее пользование в XVI в. Раньше играли на одноцветной доске, разделенной на квадратные клетки. Одноцветная доска до сих пор используется на Дальнем Востоке. В арабских шахматах (как минимум, до начала XIII в.) ферзь передвигался только на одну клетку по диагонали. Слон ходил по диагонали через клетку, он мог перепрыгивать через фигуру.


В период средневековья во многих христианских странах шахматы преследовались — возможно, потому, что превратились в азартную игру, что лишало их благородных черт. Но с XIII века шахматы используются как одно из средств рыцарского воспитания. Шахматы по неписаному статуту входят в число семи «рыцарских добродетелей» наряду с ездой верхом, плаванием, владением копьем, фехтованием, охотой, искусством слагать и петь стихи.


Самый знаменитый труд средневековья о шахматах — трактат на латинском языке Якова Цессолиса. Книга, написанная в конце XIII в., имеет нравоучительный характер, а шахматы в ней используются в качестве повода для изречения сентенций и назиданий морального, общественного, религиозного и политического свойства. Этот труд был распространен в многочисленных рукописных копиях на латинском, немецком, французском, чешском и других языках. В крупнейших европейских библиотеках находятся по несколько экземпляров этой книги (например, в Праге — девять).


История шахматных состязаний насчитывает уже много веков.

Современный германский историк Гельмут Фаустин документально установил, что одно из первых официальных шахматных соревнований в Европе состоялось в немецком университетском городе Гейдельберге в 1467 г. Турнир в Гейдельберге способствовал росту популярности игры в Германии, хотя центр шахматной жизни позже переместился в Нюрнберг. С 1477 г. шахматные турниры стали проводиться столь же регулярно, как и состязания миннезингеров. Существовало две категории шахматистов: мастера и подмастерья. Турниры продолжались до начала Тридцатилетней войны 1618-1648 гг., после которой шахматная жизнь в Германии пришла в упадок.


В 1616 г. герцог Август фон Брауншвейг-Люнебург, скрывавшийся под псевдонимом «Густав Селенус», в книге «Шахматы, или Королевская игра» писал: «Эти русские, или московиты, очень хорошо и усердно играют в шахматы. Они так искусны в этой игре, что, по моему мнению, другим народам крайне трудно с ними соперничать».


В 1815 г. шахматы были объявлены обязательным предметом в Военной академии датской армии в Копенгагене. В обоснование этого решения начальник академии докладывал военному министру, что «игра, в которой существует около 72000 различных способов сделать первые два хода, не может не быть полезной для будущих офицеров с точки зрения выработки у них быстроты реакции на быстро меняющуюся ситуацию».


28 марта 1873 г. состоялся первый матч между сборными командами шахматистов двух крупнейших британских университетов — Оксфордского и Кембриджского. С этого времени они проводятся регулярно.


В Германии широкую известность приобрела «шахматная» деревня Штребек (Штропке). О ее истории и традициях существует немало легенд. Согласно одной из них, она существует уже около 1000 лет. В 1823 г. в местной школе было введено преподавание шахмат (с 3 класса). Еще один рассказ повествует о том, что посватавшийся к местной невесте должен был «выиграть» ее за шахматной доской у ее родителей. В случае проигрыша партии претендент не только получал отказ, но и выплачивал денежный штраф. Нередко родители передавали роль экзаменатора деревенскому старосте — по традиции, сильному шахматисту. Это обеспечивало общине Штребек неплохой доход.


С 1886 г. (с матча Стейниц — Цукерторт) проводятся соревнования на звание чемпиона мира по шахматам. Правда, после того как чемпионом мира стал Каспаров, претенденты разделились, и последние розыгрыши звания проводились по двум независимым лигам (получалось два разных чемпиона мира). Сейчас ведутся переговоры об их объединении. Остается надеяться, что последующая история шахматных состязаний будет единой.


Шахматы в жизни замечательных людей

Петр I в юношеские годы с интересом относился к шахматной игре; особенно увлекся он шахматами во время путешествий. Он не только отменил существовавший тогда запрет на них, но и популяризовал шахматы при каждом случае, введя традицию шахматных уголков на придворных балах. В дневнике царя есть упоминание о том, что однажды он собственноручно выточил шахматы из дерева.


При взятии Очакова летом 1788 г. Суворова ранили. К нему вызвали хирурга француза Массо. Вбежав в палату, врач нашел его в крови, но играющим в шахматы. Только после настойчивых уговоров полководец позволил перевязать себе рану.


Неплохо играла в шахматы Екатерина II. Особенно она любила игру для двух пар, которая в те годы была распространена в России.


Американский политик и педагог XVIII в. Б. Франклин рассматривал шахматы с воспитательной, этической и моральной стороны. В своей работе «Morals of chess» (первой шахматной книге в Америке) он обращает внимание на формирующие характер свойства игры: выработку способности заглядывать в будущее и взвешивать последствия, развитие чувства рассудительности, осмотрительности и ответственности за свое решение. «Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в игре в шахматы и укрепляются в ней настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни. ...Играя в шахматы, мы приобретаем привычку не падать духом и, надеясь на благоприятные изменения, упорно продолжать поиски новых возможностей. Игра настолько изобилует разнородными ситуациями, подверженными неожиданным изменениям, что она вырабатывает способность находить выход, казалось бы, из непреодолимых трудностей... В шахматной игре мы видим пример того, как даже скромный успех может поднять веру в собственные силы, а невнимание — привести к потерям».


Наполеон был слабым шахматистом. В юношеские годы он бывал частым гостем в Кафе де ля Режанс в Париже — шахматном центре Франции (до создания шахматных клубов центрами шахматной жизни были кафе). Находясь на вершине власти, Наполеон не играл в шахматы: они отнимали много времени. В это время он предпочитал шашки, черпая в этой игре пример для тактики на поле боя. На острове Св. Елены Наполеон вернулся к шахматам, но он не подозревал о секрете, который таили в себе его шахматные фигуры. У него были шахматы из слоновой кости и перламутра, их сделали друзья Наполеона, и внутри нескольких из этих фигур были спрятаны планы побега с острова. Эти шахматы в качестве подарка должен был вручить Наполеону один из доверенных офицеров, который умер во время путешествия на корабле, и подарок вручил кто-то другой, не знавший тайны. Шахматы находились с Наполеоном до конца дней и были завещаны сыну.


А.С. Пушкин в письме жене: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе: докажу после...»


Высокого класса игроком и участником турнира мастеров был И.С. Тургенев. Во время пребывания в Париже он был постоянным гостем Кафе де ля Режанс. В 1862 г. он занял второе место в турнире, организованном владельцем кафе для 60 сильнейших шахматистов — завсегдатаев его кафе. В 1870 г. он выполнял в Баден-Бадене (Германия) функции вице-председателя шахматного конгресса.


В доме химика Менделеева собиралось много любителей шахмат. Он был сильным шахматистом, интересовался теорией, делал записи сыгранных партий. Играя по вечерам допоздна, он не уставал, а, наоборот, освеженный умственным напряжением за шахматной доской, приступал к ночной научной работе.


А. Алехин (1892—1946), четвертый чемпион мира, так говорил о шахматах: «Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно стать большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как в жизни».


«Я считаю необходимыми для успеха три фактора. Во-первых, понимание своей силы и слабости; во-вторых, точное разумение силы и слабости противника; в-третьих, более высшая цель... Эту цель я вижу в научных и художественных достижениях, которые ставят шахматную игру в ряд других искусств».


Доброго времени суток, дорогой друг!

Большинство специалистов считают, что история возникновения шахмат уходит своими корнями в восточные культуры.

Происхождение

Многие историки придерживаются мнения, что родина шахматной игры — Индия . Другие, более осторожные, — полагают, что шахматы скорее продукт коллективного творчества нескольких народов, и развивались они в те незапамятные времена, — параллельно в нескольких странах.

Наиболее внятная легенда относительно происхождения шахмат такая:

На рубеже пятого-шестого веков в Индии зародилась игра, которую назвали чатуранга . Для современного восприятия шахмат игра выглядит весьма странно:

Играют четверо. Двое на двое. Каждый игрок имеет свой комплект фигур белого или черного цвета. Целью игры является уничтожение «войска» соперников.

Любопытный факт : в этой игре ходы придумывали не игроки. Какой должен быть ход, определялось выбросом игральных костей.

Постепенно игра развивалась и распространялась. Белые и черные комплекты фигур «объединились», вместо 4 игроков остались двое. Чатуранга постепенно приобретала контуры игры, которую мы сегодня знаем, как шахматы.

В целом, большинство историков считают, что в шахматы по правилам, похожим на современные, начали играть в шестом веке. Именно шестым веком датированы первые рукописи, связанные с упоминанием и описанием шахмат.

Распространение по миру

Считается, что несколько позже, веке в 7 , игра распространилась на арабский мир, Китай и некоторые другие регионы Востока. Игра набирала популярность и приобретала национальные черты, характерные для этих народов.

Менялось и наименования, которые сохранились до сегодняшнего дня. Шатранг, шатранж, такие арабские и персидские названия непривычны для нас, современных шахматистов. В Японии – сёги, у китайцев – сянци, до сих пор занимают видное место в культурах этих народов.

Со временем арабский шатранж «проник» в Испанию . По мнению иториков, это случилось в 8 веке.

В 9 веке на очереди Франция , немногим позже «под напором» привлекательной игры не устояли и другие европейские нации.


В это же время, в 9 веке, шахматы появились и на Русской земле. Причем напрямую с Востока. Однако культурные связи с Европой сыграли свою роль. Постепенно шахматы на Руси приобретали европейский вид и к концу 10 века полностью «европеизировались».

Постепенно менялись и правила. В разных странах со своими особенностями

Любопытный факт:

« В Италии в восемнадцатом веке существовало правило: пешка, при достижении поля превращения, может стать только той фигурой, которая на доске отсутствует в данный момент. Пешка на последней горизонтали могла остаться пешкой. Превращение происходило в момент взятия какой -либо фигуры соперником. Пешка становилась этой взятой фигурой»

Период гонений

В какой-то момент истории, веке в 15-16 , шахматы делились на две ветки – привычная нам версия и «азартная ». В азартном варианте игры правила были схожими с чатурангой, а ход делался по выбросу игральных костей .

Не удивительно, что эта версия воспринимался скорее как азартная игра, поскольку сильно смахивала на игру в кости. Азартные игры и тогда не особенно жаловались и часто подвергались гонениям церкви да и государством. Под такой имидж попадали и шахматы в целом.

Не особенно разбираясь в нюансах, церковные и государственные чиновники с энтузиазмом пользовались своим правом «держать и не пущать», считая шахматы одним из видов праздного время препровождения.

Однако и на камнях появляются ростки и растут деревья. Запретный плод, как известно… Игра распространялась и занимала все более видное место в культуре европейских народов.


Кстати, при раскопках шахматы находили и в учреждениях церкви не говоря уже о просто усадьбах и домах людей разного сословия.

Запреты, как это часто бывает, игнорировались «по умолчанию». Больше того, умение хорошо играть в шахматы стало считаться модным и чуть ли не обязательным для людей интеллектуального рода деятельности.

Развитие теории игры

Пока, служивые люди ломали копья, постепенно утрясались правила игры в различных странах, унифицировались и стало возможным общаться на единых основах.

В 16 и 17 веке стали появляться различные теоретические модели. Одним из родоначальником такого подхода был Филидор . Он ввел в обиход концепцию борьбы за центр, контргабитные идеи.

Филидор считал, и нашел немало сторонников, что ключевым фактором, вокруг которого строится игра, является расположение . 1585 годом датирован 1-й международный турнир. Он состоялся в Испании.

Шахматы как вид спорта

Любопытный факт: Шахматный маэстро из Итлии Лоренцо Буснардо сколотил, по неподтвержденным данным, — целое состояние, организуя и играя матчи и турниры.

С восемнадцатого века проводятся и национальные чемпионаты. Регулярными стали международные турниры.

Логичным продолжением стало учреждение неофициального мирового первенства. Первым носителем неофициальной короны чемпиона стал Адольф Андерсен, который первенствовал в лондонском турнире 1851 года.

В 1886 состоялся первый матч за официальную. чемпионскую крону. Вильгельм Стейниц , одержавший победу над Иоганном Цукертортом и стал обладателем чемпионского звания.


Следующее судьбоносное для шахмат событие – введение контроля. Сначала песочные часы, затем уже придумали и сконструировали (Т.Уилсон ) специальные шахматные часы.

Именно контроль затраченного на обдумывание времени и стал отправной точкой в признании шахмат мировым спортивным сообществом, как одного из видов спорта.

Любопытные факты

  • Рекордсмен по задумчивости — шахматист из Бразилии Ф. Троис . Однажды он думал над своим ходом 2 часа 20 минут .
  • По продолжительности партии рекорд 20 полных часов и пятнадцать минут. Всего было сделано 268 ходов. Партия завершилась вничью. Возможно после этого было принято правило 50 ходов, когда в случае отсутствия взятия фигур или движения пешек, — объявляется ничья.

На рубеже тысячелетий

В двадцатом веке шахматы развивались семимильными шагами. Впрочем, как и другие виды деятельности человека. В России, а особенно в СССР, — шахматы активно поддерживались и находились в одном ряду с самыми популярными видами спорта.

Все же будем объективны, шахматы специфичны и по зрелищности, а соответственно доходности, не могут конкурировать с футболом или теннисом.

И все же шахматная ниша достаточно прочна. Заменить в сердце шахматы футболом невозможно . К примеру, у меня они вполне уживаются друг с другом.

В последнее время наметилась тенденция к повышению зрелищности турниров и матчей. На мой взгляд, позитивная. В основном в части игры и использования нокаут-турниров и матчей.


Еще одна объективная тенденция – компьютеризация . Все уже смирились с тем, что компьютер обыгрывает человека.

Отсюда стремление ведущих гроссмейстеров к писку новых путей в теории, рост популярности редких форматов игры, к примеру ,

Интерес к шахматах возрождается. Люди понимают, что это не только игра вид спорта или наука, о чем спорили долгие годы с пеной у рта.

Шахматы — инструмент развития личности. Не больше и не меньше . Надеюсь, это понимание в сознании людей будет только укрепляться.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

История возникновения и развития шахмат насчитывает многие века. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что игры, в которых было необходимо передвигать фишки на доске, существовали еще приблизительно в IV-III вв. до н.э. Согласно древней легенде, игра шахматы была создана неким брамином. Взамен на свое изобретение, он попросил у раджи казалось бы незначительную награду: столько зерен пшена, сколько уместится на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Однако, на самом деле вышло, что такого количества зерна (1,845×10^ 19 зерен, вместить которые можно в хранилище объемом 180 км³) нет на всей планете. Неизвестно так ли все происходило на самом деле или иначе, но, так или иначе, родиной шахмат считается Индия. А история эта лишний раз подчеркивает тот факт, что в шахматах количество комбинаций бесконечно, благодаря чему эта древняя интереснейшая игра никогда не исчерпает себя.

Древнейшая форма шахмат - военная игра чатуранга - появилась в первые века н. э. В Индии чатурангой назывался вид войска, включавший боевые колесницы (ратха) – ладьи, слонов (хасти), конницу (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырех родов войск, которыми управляет предводитель. Фигуры располагались по углам квадратной доски (аштапады) в 64 клетки, в игре принимало участие 4 человека. Движение фигур определялось бросанием костей. Чтобы выиграть в партии необходимо было уничтожить все войска противников. Чатуранга существовала в Индии до начала XX века, а название ее изменилось со временем на «чатурраджа» - игра четырех королей; фигуры же стали окрашиваться в 4 цвета - зеленый, желтый, красный и черный. Преемницей чатуранги стала игра шатранг (чатранг), возникшая в Центральной Азии в конце V - начале VI вв. В этой вариации игра имела два «лагеря» фигур и новую фигуру, изображающую советника короля - фарзина; в игре участие стали принимать уже лишь 2 соперника. Целью игры было поставить мат королю соперника. Таким образом «игру случая» заменила «игра разума». В VIII-IX вв. шатранг проник из Центральной Азии на Восток и Запад, ставший известным под арабским названием шатрандж. В шатрандже (IX-XV вв.) сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, однако внешний вид фигур претерпел изменения. Дело в том, что религия была против использования живых существ для обозначения шахматных фигур, поэтому арабы стали использовать в этих целях абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов. Это значительно упростило их создание, что, в свою очередь, поспособствовало дальнейшему распространению игры в массах. Развитие игры проходило довольно медленно, так только ладья, король и конь ходили по современным правилам, диапазон же действия других фигур был крайне ограничен. Например, ферзь двигался только на одно поле по диагонали.

Итак, использование абстрактных образов для создания шахматных фигур способствовало изменению восприятия шахмат – они перестали восприниматься как символ войны, битвы, а стали ассоциироваться с житейскими перипетиями, что отразилось в эпосе и трактатах, посвященных шахматной игре (Омар Хайям, Саади, Низами), открывая новую страницу в истории шахмат .

Развитие шахмат.

В период раннего средневековья (VIII-IXвв.) арабы, в результате завоевания Испании, перенесли шатрандж в Испанию. После чего эта игра начала распространяться в Западной Европе, где продолжилось дальнейшее преобразование правил, которое в результате превратило шатрандж в современные шахматы.

Современный же облик шахматы приобрели лишь к XV веку, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах существовали собственные, порой довольно причудливые, особенности правил. К примеру, в Италии вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в те фигуры, которые уже были сняты с доски, причем ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось. В этом случае пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Так же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

История шахмат довольно богата и по мере их распространения в Европе стали появляться шахматные и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. Первая поэма о шахматах, написанная Эзрой, появилась в 1160. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе - трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный интерес при изучении истории шахмат , так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа. Приблизительно в 820 году арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат» появились на Руси, в русском языке обретя уже известное всем нам название «шахматы», придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратили старые русские шахматы в современные. С арабским периодом связано и появление так называемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий.

Однако христианская церковь на протяжении всей истории шахмат занимала резко негативную позицию, приравняв их к азартным играм и пьянству. Но, несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. И уже в 1393 году Европе Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. Заметим, что в России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII-XVIII века этот запрет фактически не действовал. Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи проходили с непременными шахматными играми.

В XIV-XV вв. традиции восточных шахмат в Европе были утрачены, а в XV-XVI вв. стал очевиден отход от них после ряда изменений в правилах ходов пешек, слона и ферзя. Но уже к XV-XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году священник Руи Лопес – автор популярного дебюта «испанская партия» – издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии - дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта - «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.

Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс известный французский музыкант Франсуа-Андре Даникан Филидор, оказавший огромное влияние на развитие истории шахмат . Он серьёзно пересмотрел взгляды предшественников, прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является агрессивная атака на короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Филидор развил так называемый позиционный стиль игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки - душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр, был автором всем известной «защиты Филидора». Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века. Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже.

Современные шахматы.

В 1886 году в США состоялся первый официальный матч на первенство мира в истории шахмат . Борьба разворачивалась между Стейницем и Цукертортом. Выиграв этот матч, Стейниц стал первым чемпионом мира. Он не только являлся сильнейшим шахматистом, но и создателем школы позиционной игры. Стейниц как бы разложил позицию на составные элементы, выделил из них наиболее существенные, позволяющие ее объективно оценить и наметить наиболее целесообразный, наиболее эффективный план действий. Фактически он предложил принципиально новый поход к игре. Основы его стратегии заключались в постепенном накоплении мелких преимуществ, в маневрировании с целью усиления своей позиции и ослабления неприятельской.

Значение позиционной школы для развития и распространения шахмат трудно переоценить. Вместо игры, основанной только на конкретном расчете, был предложен сугубо научный метод, основанный на объективной оценке плюсов и минусов позиции.

В начале XX века в живописи, скульптуре и музыке появилось новое течение – модернизм. И тогда же в шахматах зародилось такое направление, как "гипермодернизм" или "неоромантизм". Гипермодернисты критиковали ряд установок позиционной школы. Они, например, полагали, что позиционная школа переоценивает роль пешечного центра и разработали концепцию фигурно-пешечного центра, когда контроль над центральными полями осуществляют не только пешки, но и фигуры. Это привело к появлению ряда новых начал: дебюта Рети за белых, защиты Нимцовича, защиты Грюнфельда, новоиндийской и староиндийской защит, а также защиты Алехина за черных.

Кроме того, гипермодернисты отказались от проповедуемой сторонниками позиционной школы игры черными на постепенное погашение инициативы белых и уравнению игры. Они стремились к встречным активным действиям, к перехвату инициативы, к контригре.

Представителю гипермодернистской шахматной школы Нимцовичу также принадлежит заслуга в разработке и практическом применении различных приемов маневрирования в середине игры – лавирования, профилактики, ограничения подвижности, блокаде и т.п.

Главное достижение гипермодернистов, оказавшее наибольшее влияние на дальнейшую историю шахмат – они снова сделали шахматы интересными, вернули тактическую игру, полную жертв и комбинаций. Подчеркивая ведущую роль стратегии, позиционная школа невольно принижала роль тактики. Между тем Нимцович неоднократно подчеркивал, что комбинация должна логично вытекать из самой стратегии. Существенно и то, что в своих партиях гипермодернисты показали красоту стратегии, продемонстрировали на практике, что ее, как и тактику, оплодотворяют вдохновение, фантазия и интуиция. Тем самым они еще больше расширили представление о шахматах как об искусстве.

Однако на шахматном Олимпе по-прежнему главенствовали представители позиционной школы, и в 1921 кубинец Хозе Рауль Капабланка (1888-1942) стал третьим чемпионом мира. За понимание позиции и техника позиционной игры его называли "шахматной машиной" и считали непобедимым. В 1927, выиграв матч у Капабланки, четвертым чемпионом мира стал русский Александр Алехин (1892-1946). В 1935 Алехин в матче, проходившем в различных городах Голландии, уступил голландцу Максу Эйве, ставшему пятым чемпионом мира, но в 1937 вернул звание чемпиона, победив в матч-реванше.

После окончания второй мировой войны СССР вступил в шахматную федерацию – ФИДЕ, а советские шахматисты стали доминировать на мировой шахматной арене. Из восьми шахматистов, которые в послевоенные годы были увенчаны лаврами чемпиона мира по шахматам, семь гроссмейстеров представляли СССР: Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров. Чемпионками мира среди женщин становились советские шахматистки Людмила Руденко, Елизавета Быкова, Ольга Рубцова, Нона Гаприндашвили, Майя Чибурданидзе.


Всеобщая компьютеризация и Интернет конца 20 - начала 21 вв. сильно повлияли на развитие шахмат. В 1997 году компьютер (Deep Blue) уже выигрывает матч у чемпиона мира. Таким образом, мы вступили в 21 век - век компьютерных шахматных программ.

По свидетельству археологических раскопок - игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны еще в 3-4 вв. до н. э. Истинный возраст игры, известной в западном мире как шахматы , покрыт мраком тайны.

Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину-математику около 1000 г. до н.э. Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: "Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую - два, на третью - четыре и так далее. Вот и дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки". Правитель обрадовался, полагая что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64й степени - окажется что это число больше чем все зерно мира.

По другому преданию шахматы изобрел один восточный мудрец, которого звали Шишах, и жил он в Вавилоне. При нем сел на престол молодой король Амольни, который очень угнетал низшие слои общества, особенно крестьян. В наибольшем отчаянии крестьяне обратились к Шишаху, который пользовался большим уважением при королевском дворе, и попросили его о помощи. В основном уговаривали его, чтобы убедил короля, что и крестьянин является человеком, который приносит пользу государству. Чтобы короля в этом убедить, Шишах изобрел шахматы и научил короля шахматной игре. Таким образом он доказал ему, что крестьяне, т.е. пешки на доске, являются все же лучшей охраной короля. Король понял таким способом главную мысль шахматной игры и перестал притеснять крестьян, а своего советника щедро наградил.

На основе другого сказания, шахматы изобрела жена короля Равана с Цейлона. Когда в его осажденной столице все уже упали духом и потеряли всякую отвагу дальше вести борьбу, отчаявшийся король Раван решил отдать врагу город. Но король имел жену, королеву Раналяну, героическую женщину, она то и изобрела шахматную игру, чтобы доказать своему мужу, что он не должен сдаваться врагу, пока не будут исчерпаны все средства обороны, пока останется хотя бы один солдат-пешка на доске, пока существует хотя бы слабая надежда победы!

Научные же гипотезы отодвигают время создания шахмат еще дальше, к 2-3 тысячелетиям до н.э., базируясь на археологических открытиях в Египте, Ираке, и Индии. Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии.


Раджа Кришна играющий в древние шахматы чатуранга

Древнейшая форма шахмат - военная игра чатуранга - появилась в первые века н. э. В Индии чатурангой назывался строй войска, включавший боевые колесницы (ратха), слонов (хасти), конницу (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырех родов войск, которыми руководил предводитель. Они располагались по углам 64-кпеточной квадратной доски (аштапады), в игре участвовало 4 человека. Движение фигур определялось бросанием костей. Чатуранга существовала в Индии до начала 20 в. и стала со временем называться «чатурраджа» - игра четырех королей; при этом фигуры стали окрашиваться в 4 цвета - черный, красный, желтый и зеленый.

В первых веках нашей эры игра была так сильно распространена в Персии, что позором считалось, когда интеллигентный человек не умел в нее играть. Игра в шахматы оставила следы в тогдашнем языке, в символах и метафорах, как и поэзии того времени.

Преемницей чатуранги стала игра шатранг (чатранг), которая возникла в Центральной Азии в конце 5 - начале б вв. Имела два «лагеря» фигур и новую фигуру, изображающую советника короля - фарзина; играли два соперника. Цель игры - поставить мат королю соперника. Так «игру случая» заменила «игра разума».

Проникновение шахмат из Индии в древний Иран (Персию) во времена правления Чосроя I Ануширавана (531-579), описывается в персидской книге 650-750 годов. Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию и названия и действия различных шахматных фигур. Поскольку до этой книги нет никаких письменных упоминаний о шахматах в литературе до 6 века н.э., многие историки признают именно этот период временем рождения шахмат.


Упоминание игры в шахматы имеется также в поэмах Фирдуси, персидского поэта, жившего в 10 столетии н.э. В поэме описаны подарки, приподнесенные посланцами индийского раджи ко двору персидского шейха Чосроя I Ануширавана. Среди этих подарков, согласно поэме, была игра, изображающая сражение двух армий. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру.

Доказано, что в Византии в VI и VII веке нашей эры игра в шахматы была весьма популярной. Сам византийский император Никофор в письме к халифу Гаруну аль Рашиду делает сравнение между ферзем на доске и своей предшественницей на престоле, императрицей Ириной.

В 8-9 вв. шатрант распространился из Центрапьной Азии на Восток и 3апад, где стал известен под арабским названием шатрандж.


В шатрандже (9-15 вв.) сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, но изменился внешний вид фигур. Ввиду запрещения исламом изображения живых существ, арабы использовали миниатюрные абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов, что упрощало их изготовление и способствовало распространению игры.

Сильнейшими игроками шатранджа наряду с арабами - Ал-Адли и др. - были выходцы из Средней Азии - Абу Наим, аль Хадим, ар-Рази, ас-Супи, аль-Ладжладж, Абу-Фатх и др. Среди покровителей игры были известные халифы Харун-ар-Рашид, аль-Амин, апь-Мамун и др. Игра развивалась медленно, так как только ладья, король и конь ходили по современным правилам, диапазон же действия других фигур был крайне ограничен. Например, ферзь двигался только на одно поле по диагонали.


Благодаря абстрактным фигурам игра постепенно перестала восприниматься в народе как символ военного сражения и все более ассоциировалась с житейскими перипетиями, что нашло свое отражение в эпосе и трактатах, по священных шахматной игре (Омар Хайям, Саади, Низами).

С арабским периодом связано и появление так назышаемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий.

Непосредственно на Запад Европы в период раннего средневековья шатрандж был занесен арабами. Здесь шахматы стали известны в X-XI веках, после того как арабы завоевали Испанию и Сицилию. Игра носила ярко выраженный военный характер, поэтому её очень хорошо встретили в рыцарских странах средневековой Европы.


Из Испании игра добралась до Франции, где, например, Карл Великий был ее большим поклонником.

Шахматы в средневековой Франции

Также из Испании и Сицилии шахматы постепенно проникли в Италию, Англию, скандинавские и другие европейские страны, несмотря на жесточайшие гонения церкви, запрещавшие шахматы наравне с игрой "в кости" и другими "бесовскими наваждениями".

Шахматы были завезены в Испанию маврами, и первое упоминание о шахматах в христианском мире содержится в Каталонском Завете 1010 н.э. Хотя шахматы были известны в Европе и в более ранние времена. Согласно некоторым легендам, дорогой набор шахматных фигур был приподнесен в качестве дара Карломану (8-9 век) от знаменитого мусульманского правителя Гаруна-аль-Рашида.

Существует поэма, описывающая, что шахматы существовали и при дворе легендарного короля Артура. Шахматы пришли в Германию в 10-11 веках, самое раннее упоминание в литературе было сделано монахом Фрумуном фон Тегермсее, в 1030-1050. В нем записано что Светослав Шуринь из Хорватии победил венецианского доджа Питера II в игре за право управлять Далматинскими городами. К 10-11 векам, шахматы были известны в Скандинавии и позднее в конце 11 века они из Италии достигли Богемии.


"Две дамы, играющие в шахматы",
иллюстрация из "Книги игр" короля Кастилии Альфонсо X Мудрого, внука Фридриха Барбароссы

Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, а затем и христианской церкви, (приравнявшей шахматы к азартным играм в кости и считавшей их «бесовским наваждением», шахматы в течении некоторого времени были запрещены в Европе, поскольку они часто использовались для игры на деньги и утверждалось, что они несут на себе признаки язычества), ничто не могло остановить растущую популярность игры, что подтвержено многочисленными литературными свидетельствами. Популярность шахмат продолжает расти и вскоре весь мир знает и играет в эту самую популярную игру древнего мира.

В 14-15 вв. традиции восточных шахмат в Европе были утрачены, а в 15-16 вв. стал очевиден отход от них после ряда изменений в правилах ходов пешек, слона и ферзя.

На территории Руси , в Болгарии игра стала известна примерно в 10-12 вв. Важные археологические находки в Новгороде свидетельствуют, что шахматы, которые в основном распространялись арабами, попали в Россию непосредственно со среднего Востока. До наших дней названия шахматных фигур в России указывают на их персидские и арабские корни.

До нашего времени дошла уникальная находка - шахматная фигурка, изготовленная новгородскими мастерами в XIV веке. Фигурка была обнаружена возле Владычной палаты, бывшей резиденции новгородского архиепископа. Найденная фигура - король, изготовлена она была из крепкого дерева, скорее всего, из можжевельника (см.справа).

В старинных русских народных поэмах встречаются упоминания о шахматах как о популярной игре. В более позднее время европейские шахматы попали в Россию из Италии, через Польшу. Существует неверная версия, якобы шахматы были завезены в Россию во время монголо-татарского нашествия, монголо-татары в свою очередь узнали об этой игре от персов и арабов.

Петр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных партнеров. Увлекалась шахматами и Екатерина II. В 1796 граф А.С. Строганов устроил для Екатерины II и шведского короля Густава IV, гостивших в его загородном дворце, партию живых шахмат. На лугу, где зеленым и желтым дерном выложили "шахматную доску", слуги, переодетые в средневековую одежду, пqзeдвигaлиcь в соответствии с ходами шахматной паргаи.

Широко были распространены шахматы среди русской интеллигенции. В библиотеке А. С.Пушкина сохранилась изданная в 1824 году книга А. Д.Петрова, полвека бывшего сильнейшим шахматистом России, - "Шахматная игра, приведенная в систематический порядок" с дарственной надписью автора; Пушкин был подписчиком первого шахматного журнала "Паламед", начавшего выходить в Париже в 1836 г.

Несмотря на то что шахматы были популярной игрой, до конца XIX века Россия заметно отставала по уровню развития шахмат от Англии, Франции, Германии. Первый русский шахматный клуб открылся в Петербурге лишь в 1853 году, а первый российский шахматный журнал увидел свет в 1859 году.

Ситуация изменилась в начале XX века, когда было основано возникшее из частного кружка Петербургское шахматное собрание, деятельность которого по популяризации шахмат оказалась весьма плодотворной.

Клуб был открыт 17 января 1904 года, а в апреле 1914 года в помещении Собрания в доме 10 на Литейном проспекте был учрежден Всероссийский шахматный союз.

Клуб проводил профессиональные и любительские турниры, товарищеские встречи между сборными Москвы и Петербурга, сеансы одновременной игры, издавал специальную литературу. В стенах Собрания размещалась самая богатая в стране шахматная библиотека.

Исторические варианты шахмат

Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает "четыре", а анга означает "отряд"). в персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави (среднеперсидском языке), которая носила название "Учебник шахмат". В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначение современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента - земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также что слово шахматы произошло он персидского "король" (шах) и термин шахматы происходит от персидского "Король умер". Ниже представлена эволюция европейских названий шахматных фигур от их древних вариантов названий, которые до настоящего времени используются в Индии, Иране, и многих других частях света.

Надо заметить, что хотя названия шахматных фигур слегка различаются в разных частях света, но их форма и правила перемещения практически идентичны.

Арабы-мусульмате внесли вероятно наибольшее влияние на игру в шахматы, чем какая-либо другая культура. Слово "шахматы" изначально происходит от персидского Шах (король) и арабского слова мат (умер). Вклад ранних мусульман в игру включает: игру вслепую, упомянутую еще в 700 году н.э., первые турниры и квалификационные турниры, шахматные задачи, описанные в первой книге о шахматах Аль-Адли. Книги Аль-Адли содержат дебюты, первые шахматные задачи "мансубы", обсуждаются различия в персидских и индийских правилах игры. К сожалению, эта ценная книга в настоящее время утрачена. Однако в югославской библиотеке хранится ценный арабский манускрипт начала 9го века, в котором содержатся мансубы. Этот манускрипт был обнаружен в 1958 году. Некоторые из этих мансубов (шахматных задач) основывались на легенде "Мат Диларама". Согласно легенде, Диларам был шахматным игроком, который играл на деньги и проиграл все свое имущество. В последней партии он поставил на кон свою жену, но играл опрометчиво и практически проиграл эту партию. Однако его жена заметила, что он может поставить мат своему противнику, если пожертвует обе свои ладьи. Жена шепнула ему это на ухо,и он выиграл партию.

В следующей таблице приводятся некоторые из древнеарабских названий фигур, и их значения:

Игрались на круглой доске, но фигуры и их перемещение были похожи на арабские шахматы того же периода времени.

После проникновения шахмат в Европу, появилось много книг, посвященных этой игре. Вероятно, одна из наиболее важных и ценных из этих книг была написана в Средние Века испанским королем Альфонсо Мудрым в 1283 году. Замечательная книга содержит 150 цветных миниатюр, основанных на исходных персидских рисунках. Эта книга включает в себя также коллекцию эндшпилей, заимствованную из арабской литературы. Шахматы прошли через историю многих культур и испытали их влияние. Современные официальные правила игры в шахматы прекрасно сохранились и мало отличаются от тех, что использовались еще 1430 лет назад.

Шахматы - это настоящее зеркало культуры. Менялись страны, менялось устройство общество - менялись и правила.

Например, фигура ферзя, «королевы», появилась только в средние века, когда благородная дама стала играть важную роль, и ей начали воздавать почести на рыцарских турнирах. В игре к ней перешла роль советника короля - визиря в вос­точном варианте шахмат. Нынешняя свобода передвижения, независимость, «эмансипированность» королевы была немыслима до конца XV века.

Старинные варианты игры вообще менее динамичны, как и древнее общество. В традиционных китайских шахматах «господин» малоподвижен, он маневрирует на очень небольшом пространстве - словно в стенах императорского дворца. Индийские «чатуранга» следовали строгому делению фигур на касты - священников, правителей, крестьян, слуг.

А вот в Японии военно-аристократическая система с XII века позволяла человеку благородного происхождения, готовому приложить должное усердие, добиться быстрого взлета. И шахматным фигурам предоставлялась возможность поднять свой статус. Да и в европейских шахматах пешка, добравшаяся до противоположного края доски, превращается в любую фигуру - даже в ферзя.

В новое время шахматы хотели приблизить к меняющейся реальности. Во времена нацизма в Германии «игру королей» пытались превратить в «игру фюреров»: в сражение вступали несколько вождей, один из них должен был потерпеть поражение. Игра не прижилась. Как и фюреры.

Более дипломатичный вариант предлагал известный австрийский композитор Арнольд Шёнберг (1874-1951). В придуманных им шахматах на доске фигурировали самолеты и подводные лодки, зато допускались переговоры и союзы. Тем более что разыгрывали партию сразу четыре «державы» - по одной с каждой стороны доски, как в древних индийских «четверошахматах»

Гравюра 1909 года якобы изображает игру в шахматы Гитлера и Ленина. Она даже подписана ими обоими на оборотной стороне.

! На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8200 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6900 руб

Возникновение шахмат , как и возникновение многих других вещей на Земле, покрыто тайной за давностью лет, обросло мифами и догадками, и имеет, как водится, множество версий.
И мне, как дочери Шахматиста и международного арбитра по шахматам (одного из старейших и самых опытных арбитров России), было очень интересно покопаться в книгах папиной библиотеки и других источниках, и вот что я с большим удовольствием накопала.

Кто придумал шахматы

На этот счет существует несколько легенд. Можно выбрать любую, какая больше нравится. Хотя можно верить и во все сразу, они не исключают друг друга.

Легенда о шахматах №1 «Гав и Талханд»

Эта легенда описана тысячу лет назад персидским поэтом Фирдоуси в эпосе «Шахнаме» («Книга царей»).

Жили в древней Индии два брата-близнеца, два царевича — Гав и Талханд. И, как это часто бывало в истории, разгорелась между ними борьба за власть. В поэме говорится, что царица не могла отдать никому из них предпочтение, т.к. одинаково сильно любила обоих сыновей. Это мне, конечно, понятно. Непонятно другое — почему в таком случае она не разделила свое царство пополам. Разделила бы и отдала каждому сыну полцарства. Но она этого не сделала, и в результате каждый царевич собрал себе войско, и был объявлен бой, который должен был определить сильнейшего. И было ясно, что бой будет не на жизнь, а на смерть, т.к. фактически никто не мог оттуда сбежать — поле боя устроили на берегу моря и со всех сторон окружили глубоким рвом с водой.
В поэме опять же говорится, что пока шел бой, царица не спала, не ела. Переживала. Стало быть, знала про этот бой и наблюдала издалека.
Талханд в этом бою погиб.
Когда царице сообщили о смерти Талханда, она впала в отчаяние и стала упрекать Гава, что тот погубил своего брата. Тут как-то не прослеживается логика. Она что, не понимала, что один из ее сыновей погибнет в этом бою? Напрашивается вывод, что, видимо, условием боя было — не убивать царевичей. Как в шахматах — разгромить войско, но самого короля трогать нельзя, можно только объявить мат. Если так, то логика есть.
При разборках выяснилось, что Гав не убивал Талханда. На его теле не было ни одной раны. Талханд умер от зноя, голода и жажды, потеряв сознание, сидя на своем слоне.
При чем же здесь шахматы? А вот при чем.
Царица потребовала, чтоб ей показали все в подробностях — как развивался бой, и как так получилось, что Талханд погиб, не имея ран. Гав, чтобы реабилитироваться в глазах матери, созвал самых мудрых мобедов. Мобед - это священнослужитель в зороастризме. (Члены семейки были зороастрийцами. В Индии до сих пор небольшой процент населения исповедует эту древнюю религию.)
Итак, мобеды прибыли — и всю ночь, не смыкая глаз, вникали в суть дела: изучали, какой формы было поле битвы, где располагались рвы, как проходил бой, как перемещались шахи и их войска и прочие подробности. После чего из эбенового дерева они сделали квадратную доску, изображающую поле битвы, а из слоновой кости вырезали и расставили на доске фигуры — два войска лицом друг к другу.
На той доске было нарисовано 100 клеток (как мы знаем, на современной шахматной доске 64 клетки — 8 по горизонтали и 8 по вертикали).
Передний ряд — пехота, за ней — конница. Шах располагался в центре своего войска во втором ряду. Рядом с ним стоял наставник, самый мудрый ближайший помощник. Далее — два слона. Рядом со слонами стояли верблюды. Дальше — два коня. А по краям — две боевые птицы Рух. Из текста ясно, что был еще и третий ряд — пехота (см. ниже — выделенные красным строчки), т.е. если верить этой легенде, в первоначальных шахматах фигуры стояли не в два, а в три ряда.
Наставник, верблюды, птица Рух… очень интересно!
Но интереснее об этом прочитать первоисточник в переводе Михаила Дьяконова — известного востоковеда. Вот этот текст:

    В этом тексте столько всего интересного! Например:

    «Кто поле пройдет, будет славен умом, Подобно наставнику, рядом с царем.»

    Прослеживается аналог превращения пешки (когда пешка, дойдя до противоположного края доски, может превратиться в любую фигуру своего цвета).

  • Или взять образ наставника, который стоит рядом с царем и «всех мудрых мудрей».

    «Вот шах посредине дружины своей, С ним рядом наставник — всех мудрых мудрей.»

    В современных шахматах рядом с королем вместо наставника располагается ферзь, т.е. по-простому, королева. Разве не символично, что наставник (мужской род) плавно трансформировался в королеву, подругу короля (женский род). 🙂

  • Плавно трансформировалось и поле его (её) деятельности:

    «Наставник в сраженье близ шаха идет И только на клетку уходит вперед».

    В современных шахматах ферзь, как известно, не привязан к королю и гуляет по всей доске без ограничений — как по вертикали-горизонтали, так и по диагонали.

  • Боевые слоны тоже расширили свое поле деятельности. Вернее, удлинили его.

    «Три клетки идут боевые слоны, Им битвы поля на две мили видны».

    Только из этого текста не ясно, каким образом они перемещались на три поля: прямо — или по диагонали, как сейчас.
    А вот действительно, по логике вроде бы не должен слон одним ходом допрыгивать до дальнего конца доски, не такие уж они прыткие, слоны-то. Но в современных шахматах допрыгивает запросто. 🙂

  • Зато конь с тех давних пор не изменяет себе, так и скачет буквой Г:

    «И конь может тоже три клетки идти, Но к третьей бежит, уклоняясь с пути».

  • А еще мне лично жаль, что верблюды исчезли из оборота. С верблюдами шахматы были бы еще класснее!
  • Ну и птица Рух, конечно. Скромненько уступила место красавице ладье. А ведь она (птица Рух) была такая огромная, что во время полета своими крыльями закрывала солнце и могла легко поднять в воздух слона! Если бы она не покинула шахматную доску, то развитие шахмат, наверное, пошло бы по какому-то другому пути…
  • А про рокировку что-то ничего не пишут. Видимо, ее в первоначальном варианте не было.

В общем, ход за ходом, Гав при поддержке приглашенных мобедов на этой шахматной доске воссоздал для своей матери-царицы всю картину битвы. Так и возникли шахматы .

А дальше совсем грустно (хотя куда уж грустнее, если Талханд погиб). Мать-царица сидела над этой шахматной доской, убитая горем, без пищи и воды, проливая горькие слезы до тех пор, пока не пришел ее конец.

Легенда №2 «Про шахматы и зерно»

Это самая, пожалуй, распространенная история о том, как жил-был в Индии один брамин, и однажды он придумал шахматы. Просто взял и изобрел их. На досуге. В свободное от своих браминских дел время. И индийскому царю это изобретение так пришлось по душе, что он сказал брамину:
— О, великий изобретатель сей прекрасной игры, мудрейший из мудрейших, проси любую награду, все исполню.
Так или примерно так сказал индийский царь в восхищении.
Хотя в некоторых вариантах этой истории накручена еще идеологическая подоплека — якобы брамин вовсе не просто так изобрел те шахматы, а с великой тайной целью. Царь тот, оказывается, так плохо управлялся с государственными делами, что привел свое царство в упадок, а советы всяких мудрых браминов он не слушал. И чтобы мягко и деликатно показать царю, что один он в поле не воин, и что без помощи остальных государственных фигур (и даже пешек!) он ничего не сможет поделать, вот с этой великой целью и придумал брамин на досуге шахматы.
Намек царем был понят правильно, и решил он брамина отблагодарить за преподнесенный урок житейской мудрости.
Была там эта идеологическая подоплека или нет, в любом случае результат налицо: «Проси любую награду, все исполню».
А брамин не будь дурак… Некоторые варианты этой истории добавляют, что это был тот самый брамин, который изобрел степень числа. Тот самый это был брамин или нет — нам не ведомо, но уж точно возведение в степень ему было известно (в отличие, видимо, от царя). И он легко так говорит:
— О, великий царь! Я маленький скромный брамин, и много богатств мне не надобно. Дай мне просто немного зерна, да и хватит. Совсем чуть-чуть. Положи на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую — два зернышка, на третью — четыре… и так далее… постоянно удваивая.
Странный какой-то брамин, — подумал царь, — ну да ладно. Не хочет много зерна — не надо. Дам ему сколько просит.
Положил он на первую клетку одно зернышко, на вторую — 2, на третью — 4, на четвертую — 8, на пятую — 16… и т.д…. Сначала опустел его первый амбар… Потом второй… третий… Царь уже был не рад, что связался с этим ушлым брамином. Ему уже не нужны никакие шахматы! Он уже отдал брамину все зерно, которое было в его стране, а к 64-ой клетке еще и близко не подобрался!..
И с тех пор всем детям в школе при изучении возведения числа в степень задают по математике одну и ту же задачку — про несчастного царя, ушлого брамина и зерно на шахматной доске.
И кстати! Некоторые историки шахмат утверждают, что эта легенда относится примерно к тысячному году ДО н.э.! (Это к вопросу «Когда изобрели шахматы» )

История №3 «Чатуранга»

Шахматные историки считают, что прародительницей современных шахмат является древнеиндийская игра чатуранга .
Слово «чатуранга» означает «войско, состоящее из 4-х частей»: пехота, конница, слоны и колесницы.
Доска чатуранги, как и современных шахмат, поделена на 64 клетки. В каждом углу размещаются 4 пешки (пехота), 1 конь (конница), 1 слон, 1 ладья (колесница) и 1 король (полководец). Играют четыре человека, двое на двое, у каждого — войско своего цвета (черное, красное, желтое, зеленое).

Цель игры — уничтожение всех сил противника. Но! Движение фигур в чатуранге определялось бросанием игральных костей.
Считается, что чатуранга возникла в Индии во 2-4 веках н.э. Из Индии она распространилась в другие страны Востока.
Со временем в чатуранге изменилось количество войск, при этом количество фигур осталось прежним — вместо четырех войск по 8 фигур в каждом стало два войска по 16 фигур.
Т.е. две армии слились в одну. В каждой армии получилось по два полководца, один из которых и превратился в ферзя (советника). Изменились и правила игры. Короля (шаха) теперь стало нельзя убивать, а можно только устраивать ему ловушки. Еще одно важное изменение — из игры убрали бросание костей.
Такая обновленная версия получила название «шатранг» .
Обратите внимание на фото Чатуранги. Там эта игра названа «Чатранг». Даже из названий видно, что это одна и та же игра: Чатуранга — Чатранг — Шатранг.

Легенда №4 «Рассказ о шатранге»

Еще одна интересная легенда, имеющая отношение к истории шахмат.
В ней говорится, что индийский царь однажды отправил шаху Ирана с караваном верблюдов шатранг (как мы уже знаем, шатранг — это первоначальный вариант шахмат), чтобы тот разгадал сущность игры. К шатрангу прилагалось письмо на шелке, в котором говорилось, что если шах раскроет тайну этой прекрасной игры, то он превзойдет всех мудрецов, и индийский царь в таком случае пришлет любую подать, которую запросит иранский шах. А если в Иране не найдется такого мудреца, который бы смог разгадать тайну шахмат, то тогда, наоборот, вы будьте добры платить нам подать и присылать ее в Индию, ибо наше знание опережает ваше. Потому что царь славен знаниями, а не сокровищами!
При этом индийский посол дал шаху одну подсказку, что в этой игре все образы фигур и пути их передвижений взяты от войны, от правил ведения сражения.
Шах попросил время на разгадывание этой игры семь дней.

Денно и нощно шах со своими мудрецами пытались разгадать смысл игры — где какая фигура должна стоять и как передвигаться. Но безрезультатно. И тут вызвался один товарищ, визирь по имени Бузургмихр, который сказал, что он видит, каков должен быть исход партии, т.е. что должно получиться на выходе, но как добраться до этого исхода, пока не ясно, но он постарается это понять.
И шах с радостью и облегчением передал ему шахматную доску с фигурами и отправил думать. «Вся надежда на тебя, — сказал шах. — Не подведи державу».
Бузургмихр уставился на доску и стал думать думу. И ведь придумал!
В назначенный день созвал шах всех своих приближенных — и индийского посла, конечно же. Уселся визирь перед доской и стал расставлять фигуры. Индийский посол смотрел на это дело во все глаза, и взгляд его все больше и больше опечаливался, потому как все фигуры оказались расставлены правильно.
В первом ряду стояли пехотинцы, за ними в центре прятался шах, рядышком с которым стоял мудрейший дастур, указывающий самые правильные пути в сражении. Помните наставника из Легенды №1? Здесь в роли наставника выступает дастур — это тот же мобед (священник в зороастризме), только более высокого ранга (да-да, эти — тоже зороастрийцы). Ну и дальше по списку — слоны, кони, птицы Рух.
Все застыли в изумлении. Как ему удалось разгадать правильную расстановку фигур, ведь он их в глаза никогда не видел?..
В награду за то, что визирь не подвел-таки державу, шах щедро одарил его драгоценными каменьями и подарил коня.
А визирь Бузургмихр так увлекся интеллектуальными играми, что ушел к себе домой, закрылся там, погрузился в размышления — и изобрел нарды.
И что же сделал иранский шах? Правильно! Он отправил эти нарды в Индию. С таким же караваном верблюдов, с каким прибыли сюда из Индии шахматы, и со словами, что в Индии много мудрых браминов, и пусть они попытаются раскрыть смысл игры в нарды.
И… о, горе моей любимой Индии!.. Тайну новой игры там раскрыть не смогли. И по уговору, да и в знак преклонения перед человеческой мыслью, индийский раджа погрузил на этих верблюдов золото, одежды, жемчуга и драгоценные камни — и отправил в Иран. Тут и сказочке конец.

Родина шахмат или Где изобрели шахматы

Теперь нам ясно, где их изобрели. Родина шахмат — Индия . Однозначно!
Из древней Индии шахматы постепенно проникали на Запад — в страны Арабского халифата, и на Восток — в Бирму, Китай, Японию… Каждый народ привносил в них какие-то элементы своей культуры, изменялся внешний вид фигур, название игры, но основной принцип оставался тем же — главной фигуре противника объявлялся мат.

Вместе с тем, историки шахмат единогласно постановили, что с авторством все просто и ясно — никакого конкретного автора у этой игры нет.
«Нет никаких сомнений в том, что шахматы (в современном варианте) не были изобретены одним человеком, а являются результатом коллективного народного творчества, притом не одного, а многих народов» — в этом сходятся все историки шахмат. При этом также сходятся в том, что происхождение их, несомненно, индийское.

Некоторые китайские историки не считают, что индийские корни шахматной игры полностью доказаны. Они допускают, что и индийские, и китайские шахматы, возможно, произошли от общего, пока еще не найденного, предшественника.
Тем не менее, они не отрицают тот факт, что первые упоминания этой игры в китайской литературе относятся лишь к 8 веку н.э. Так что первенство Индии не вызывает сомнений даже у китайских историков.

Когда изобрели шахматы

Историки шахмат считают, что возникли они примерно в 6 веке н.э. К этому времени относятся самые ранние найденные документы. Это если говорить о тех шахматах, которые имеют знакомый нам вид и известные правила. При этом есть множество доказательств того, что до появления сегодняшних шахмат существовали похожие настольные игры, в основе которых также лежала тактика ведения битвы, главной фигурой был шах (полководец), и в помощниках у него было его войско.
В пример приводится некая персидская поэма, написанная в 600 году н.э., где упоминаются индийские шахматы и говорится, что в Персию они проникли из Индии.
Гарольд Мэррей, английский востоковед и выдающийся историк шахмат, в своем капитальном труде «История шахмат» (1913 г.) даже называет точную дату возникновения шахмат — 570 год н.э. Он утверждает, что до 570 года не было никаких сведений о шахматах, хотя единичные путешественники тех времен подробно описывали Индию, но об этой игре не упоминали.
В 700 году уже встречаются первые упоминания о шахматной игре вслепую, т.е. не глядя на доску.
В 8 веке уже появляются сведения о квалификационных турнирах!
А в 9 веке — первый трактат о шахматах Аль-Адли.

Некоторые интересные факты из истории шахмат

В арабских шахматах, например, долгое время ферзь был второстепенной фигурой и мог передвигаться только на одну клетку по диагонали. Слона ограничивали в его перемещениях до трех клеток по диагонали, при этом слон мог перескакивать через фигуру. Ладья тоже когда-то передвигалась только на две клетки.
Со временем ферзь стал главной фигурой на шахматной доске (после короля).
Правила постепенно менялись — с целью ускорения темпа и придания остроты игре.

Куда же делась легендарная птица Рух? По какой причине она уступила место ладье? Виной всему, оказывается, арабы. Я порылась в папиных шахматных книгах и нашла такое объяснение.
Изначально в Индии в шахматах (вернее, в шатранге) фигурам придавалась форма, которая соответствовала их названиям. Слон был похож на слона, всадник — на всадника и т.д. Но во время своих масштабных мусульманских завоеваний, в числе прочих культурных богатств арабы познакомились и с шахматами. Конечно же, они переняли эту замечательную игру. По законам ислама изображение живых существ было запрещено. И от птицы Рух остались небольшие обрубки крыльев в виде выступов наверху четырехугольника. Это символическое изображение сказочной птицы и послужило прообразом современной ладьи.
На всякий случай напомню, что еще раньше — до птицы Рух — эти крайние клетки на шахматной доске занимали индийские колесницы (ратхи).
Так что, вот такая любопытная поэтапная трансформация: ратха — птица Рух — ладья.

А вот еще один интересный факт из истории развития шахмат, который я вычитала в большой толстой книге Ежи Гижицкого «С шахматами через века и страны». Правда, это уже не про Индию, а про Россию, но факт показался уж очень любопытным.
В России в прошлые века при игре в шахматы иногда увеличивали силу ферзя. Придумали, что ферзь может ходить не только по прямым линиям, но и буквой Г, как конь. В этом случае ферзь назывался «ферзью всяческой». И перед началом партии следовало заранее договориться, как будет вестись игра — «ферзью обыкновенной» или «ферзью всяческой».



Похожие статьи