Порядок формирования комиссии по охране труда. Организация работы комиссии по охране труда в организации Утверждается состав комитета комиссии по охране труда

30.01.2024

Комиссии и комитеты по охране труда

В соответствии со ст. 13 ФЗ “Об основах...”: “В организациях с числен­ностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комис­сии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представите­ли работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа”, то есть на работодателя законом возложена обязанность создания комитетов.


В ст.218 ТК РФ предусматривается создание таких комитетов (комиссий) по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников или их пред­ставительного органа, при этом необходимость создания комитетов не при­вязана к численности работников. “В организациях по инициативе работо­дателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федераль­ным органом исполнительной власти по труду.


Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, пре­дупреждению производственного травматизма и профессиональных заболе­ваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных про­верок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда”.


Так как ТК РФ обладает большей юридической силой, то предполагает­ся, что будет правильным применять требования ТК.


В настоящее время комитеты (комиссии) формируются в соответствии с “Рекомендациями по формированию и организации деятельности совмест­ных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек”, утвержденными Постановлением Минтруда от 12 октября 1994 года № 64.


Комитеты (комиссии) по охране труда создаются в целях организации со­трудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их пред­ставителей на предприятиях, в учреждениях и организациях не зависимо от формы собственности, а также от сферы хозяйственной деятельности и ве­домственной подчиненности.


Комитет создается на паритетной основе из представителей работодате­лей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками пред­ставительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организа­ции сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работни­ков и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии.


Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из чис­ла уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.


Численность членов комитета может определяться в зависимости от чис­ла работников на предприятии, специфики производства, структуры и дру­гих особенностей предприятия, по взаимной договоренности сторон, пред­ставляющих интересы работодателей и работников (трудового коллектива). Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета оговаривают­ся в коллективном договоре или другом совместном решении работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.


Выдвижение в комитет представителей работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива, пред­ставители работодателей назначаются приказом (распоряжением) по пред­приятию.


Представители работников, профессиональных союзов и иных уполно­моченных работниками представительных органов в комитете отчитываются о проделанной работе не реже одного раза в год на общем собрании (конфе­ренции) трудового коллектива. В случае признания их деятельности неудов­летворительной собрание вправе отозвать их из состава комитета и выдви­нуть в его состав новых представителей.


Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета не рекомендуется из­бирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии или находится в непосредственном подчинении работодателя.


Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных нача­лах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не ого­ворено в коллективном договоре.


Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом рабо­ты, который принимается на заседании комитета и утверждается его предсе­дателем. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.


В своей работе комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, професси­ональными союзами, службой охраны труда предприятия и специалистами, привлекаемыми на договорной основе (с учетом специфики и отраслевых особенностей производства, конкретных интересов трудового коллектива). Деятельность и оплата труда привлекаемых специалистов регламентируется коллективным договором или другим совместным решением работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.


Для выполнения возложенных задач членам комитета рекомендуется по­лучить соответствующую подготовку в области охраны труда по специальной программе на курсах за счет средств работодателя.


На комитет могут возлагаться следующие основные задачи:

  1. Разработка на основе предложений сторон программы совместных действий работодателей, профессиональных союзов и иных уполномочен­ных работниками представительных органов по улучшению условий и охра­ны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
  2. Рассмотрение предложений по разработке организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий для подготовки проекта соответствующего раздела коллективного договора или соглашения по охране труда.
  3. Анализ существующего состояния условий и охраны труда на предприятии и подготовка соответствующих предложений в пределах своей ком­петенции по решению проблем охраны труда.
  4. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.

1. Рассмотрение предложений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, а также отдельных работников по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии и выработка рекомендаций, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.


2. Рассмотрение результатов обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предпри­ятии в целом, участие в проведении обследований по обращениям работни­ков и выработка в необходимых случаях рекомендаций по устранению выявленных нарушений.


3. Изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовка информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда на предприятии.


4. Анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям тру­да, участие в подготовке подразделений и предприятия в целом к проведению обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производст­венных объектах на соответствие требованиям охраны труда.


5. Участие в разработке проекта бюджета фонда охраны труда предпри­ятия.


6. Содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ.


7. Изучение состояния и использования санитарно-бытовых помещений и санитарно-гигиенических устройств, обеспечения работников специаль­ной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, предоставления лечебно-профилактического питания.


8. Оказание содействия работодателю в организации на предприятии обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении своевременного и качественного инструктажа работников по безопасности труда.


9. Участие в работе по пропаганде охраны труда на предприятии, повы­шению ответственности работников за соблюдение требований по охране труда.


Для осуществления возложенных функций комитету могут быть предо­ставлены следующие права:


1. Получать от работодателя и службы охраны труда предприятия информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов.


2. Заслушивать на своих заседаниях сообщения работодателя (его представителей) по вопросам выполнения ими обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах и соблюдения га­рантий права работников на охрану труда.


3. Участвовать в работе по формированию мероприятий коллективного договора или соглашения по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции комитета.


4. Вносить предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушения требований норм, правил и инструкций по охране труда.


5. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими законодатель­ных и иных нормативных правовых актов по охране труда, сокрытия несча­стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


6. Вносить предложения о моральном и материальном поощрении работников трудового коллектива за активное участие в работе по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии.


Предприятия разрабатывают свои Положения о комитете, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности на основании “Рекомендаций”.

Новая редакция Ст. 218 ТК РФ

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Комментарий к Статье 218 ТК РФ

Статья 218 Трудового кодекса РФ определяет, что по инициативе работодателя и (или) по инициативе сотрудников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В состав такой комиссии входят как представители работодателя и представители профсоюза работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. N 413.

Какие же вопросы находятся в введении комитета? Этот орган:

Рассматривает предложения работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

Оказывает содействие работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

Участвует в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;

Информирует работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охране труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

Доводит до сведения сотрудников организации результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

Рассказывает сотрудникам о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

Содействует проведению предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдению медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

Содействует своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

Участвует в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществления контроля за расходованием средств организации и ФСС России, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

Содействует работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

Готовит предложения по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;

Рассматривает проекты локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготавливает предложения по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

Комитет вправе:

Получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственном травматизме и профессиональных заболеваниях, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;

Заслушивать на заседаниях комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;

Заслушивать на заседаниях комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции комитета;

Вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

Содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.

Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Численность комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

Выдвижение в комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(-ых) органа(-ов) первичной(-ых) профсоюзной(-ых) организации(-ий), если он (они) объединяет(-ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя - работодателем.

Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета, как правило, является работодатель или его ответственный представитель, одним из заместителей является представитель выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем - работник службы охраны труда.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемым им регламентом и планом работы.

Члены комитета должны проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств ФСС России (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года.

Члены комитета информируют не реже одного раза в год выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из комитета и назначать вместо них новых представителей.

Обеспечение деятельности комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным правовым актом организации.

Другой комментарий к Ст. 218 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда в организациях с численностью работников более 10 человек утверждены Постановлением Минтруда России от 12 октября 1994 г. N 64 (БМТ РФ. 1994. N 11). При разработке локальных положений о комитете (комиссии) по охране труда следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных представителей работников и осуществляет свою деятельность в целях сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников в области охраны труда.

Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда в организации или находится в непосредственном подчинении работодателя.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.

2. Постановлением Минтруда России от 17 января 2001 г. N 7 утверждены Рекомендации по организации кабинета труда и уголка охраны труда (БМТ РФ. 2001. N 2). Кабинет и уголок охраны труда создаются в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Под кабинет рекомендовано выделить специальное помещение, которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстрированными и информационными материалами по охране труда.

В целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба по охране труда или вводится должность специалиста по охране труда. Данную должность должны замещать лица, имеющие соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Таким образом, из содержания ч. 1 ст. 217 ТК РФ можно выделить два юридически значимых обстоятельства, возникновение которых влечет обязанность по созданию службы охраны труда либо по введению должности специалиста по охране труда. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление в организации производственной деятельности, то есть деятельности, в результате которой производится соответствующий продукт. На другие организации, например, оказывающие услуги населению, рассматриваемое правило не распространяется. Во-вторых, обстоятельством, возникновение которого служит основанием для создания службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда, является наличие в организации производственной сферы 101 или более работника. В данном случае учитываются лица, которые состоят с организацией в трудовых отношениях.

Структура службы охраны труда в организации или численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда РФ. Однако данные рекомендации не являются для работодателя обязательными. Поэтому выполнением требований законодательства следует признать создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда при доказанности названных юридически значимых обстоятельств.

В организациях с численностью работающих менее 100 работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности организации. Отсутствие в организации службы по охране труда или должности специалиста по охране труда влечет возникновение обязанности у руководителя организации или другого уполномоченного им лица по выполнению обязанностей по охране труда. Работодатель также вправе заключить договор со специалистом или организацией, оказывающими услуги в области охраны труда. Следовательно, в организациях с численностью 100 работников и менее создание службы по охране труда или введение должности специалиста по охране труда является правом, а не обязанностью работодателя. Вместо них руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на работника организации либо заключить указанный договор.

Служба охраны труда в организации создается для обеспечения соблюдения требований охраны труда. Работники данной службы должны проводить мероприятия, направленные на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, в частности по надлежащему использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, безопасных методов и приемов, а также других мероприятий, предусмотренных законодательством и локальными актами организации. Служба охраны труда может заявить о нарушении требований по охране труда в государственную инспекцию труда. Подобное сообщение должно быть рассмотрено в установленные законодательством сроки. Однако служба по охране труда не может самостоятельно обратиться в судебные органы с заявлением об устранении нарушений прав работников на охрану труда. Служба по охране труда в ст. 22 ГПК РФ не отнесена к числу субъектов, обладающих правом на обращение за судебной защитой. В связи с чем работники службы по охране труда могут обратиться в суд только при наличии доверенности от работодателя или работника, в которой указано полномочие на возможность защиты в судебном порядка прав в области охраны труда. Служба по охране труда может довести информацию о нарушении трудовых прав работников в сфере охраны труда до профсоюзов, которые обладают полномочиями по защите прав и интересов своих членов, в том числе и в судебном порядке. Аналогичными полномочиями обладает и специалист по охране труда в организации, который не может обращаться в судебные органы с заявлением в защиту прав других лиц, то есть работников. Однако документы, подготовленные службой охраны труда, специалистом по охране труда должны получить оценку в качестве доказательств, в том числе и при рассмотрении заявлений о нарушении прав в области охраны труда в судебном порядке.

В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав входят в равном количестве представители работодателя и работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено Минтрудом РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 218 ТК РФ комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах таких проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Таким образом, создание комитета (комиссии) по охране труда в организации является правом полномочных представителей работодателя и работников. Представители работников и работодателя определяют и полномочия комитета (комиссии) по охране труда в организации. Поэтому в ч. 2 ст. 218 ТК РФ компетенция комитета (комиссии) по охране труда не определена исчерпывающим образом. В комитет (комиссию) по охране труда в организации могут входить работники службы по охране труда либо специалист по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда может быть создан как в организациях, в которых имеется служба охраны труда либо специалист по охране труда, так и в организациях, в которых они отсутствуют. Полномочные представители работодателя обязаны создавать условия для работы комитета (комиссии) по охране труда, в частности, не препятствовать проведению его (ее) членами проверок по соблюдению правил по технике безопасности и производственной санитарии на рабочих местах. Комитет (комиссия) по охране труда также не может самостоятельно заявлять требования по устранению нарушений в сфере охраны труда в судебном порядке. Однако он вправе сообщать сведения о подобных нарушениях в органы государственной инспекции труда. Кроме того, члены комитета (комиссии) по охране труда являются представителями работодателя и работников. В связи с чем они могут получить полномочия по защите прав и законных интересов в суде соответственно от работодателя либо от органа, представляющего работников.

Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет (комиссия) по охране труда могут участвовать в подготовке локальных нормативных правовых актов, например, осуществлять сбор предложений по формированию раздела коллективного договора по охране труда, готовить проекты других актов в области охраны труда. Заключение перечисленных органов и лиц может стать одним из доказательств при рассмотрении заявлений о признании недействующим локального нормативного акта в области охраны труда в суде и (или) правовой инспекции труда.

Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет (комиссия) по охране труда могут принимать участие в применении нормативных правовых актов по охране труда. В частности, они могут вносить работодателю предложения по содержанию правоприменительных актов, издаваемых его полномочными представителями. Принятые ими документы являются допустимым доказательством при разрешении заявлений по применению норм по охране труда государственной инспекцией труда и (или) судом.

Работодатель, работники могут наделить службы по охране труда, специалиста по охране труда, комитеты (комиссии) по охране труда и другими полномочиями с целью создания более благоприятных по сравнению с законодательством условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Однако указанные органы и лица не могут ограничивать права и свободы работников, гарантированные законодательством. Таким образом, цель их деятельности заключается в создании условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

  • Трудовое право

Безопасность рабочего места каждого сотрудника – одна из важнейших составляющих слаженного и правильного функционирования всего предприятия. Однако, во время трудового процесса возникает множество проблем и задач, которые должны быть рассмотрены особым органом, созданным в качестве отдельного подразделения на любом предприятии – комиссии по охране труда. Ее численность должна составлять порядка 10 человек. Именно в ее компетенцию, совместно с руководством, входит мониторинг осуществления трудовой деятельности и ее охраны на предприятии.

Цели создания комиссии

В ст. 218 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что любой работодатель обязан учредить на предприятии особый коллегиальный орган, сферой деятельности которого будет решение вопросов, связанных с .

Среди основных принципов его создания следует выделить:

  • право на его созыв по решению сотрудников организации либо же его руководства;
  • регулярная основа функционирования органа;
  • равноправие всех членов, состоящих в нем;
  • консолидация всех участников совета для эффективного и всестороннего подхода к решению возникающих проблем.

24 июня 2014 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации официально опубликовало текст Типового положения комиссии по охране труда, в котором содержался перечень целей, относящихся к полномочиям данного органа в организации или предприятии.

Основные цели комиссии по охране труда звучат следующим образом:

  • исполнение требований безопасности на производстве и в организации;
  • консультирование и общественная работа с сотрудниками во избежание получения ими по неосторожности во время исполнения своих трудовых обязательств;
  • мониторинг рабочих мест, техники и оборудования, их на пригодность и соответствие современным требованиям техники безопасности, для улучшения качества труда рабочих.

В документе четко не прописано количество его членов, которые занимались бы повышением уровня осведомленности рабочих об охране труда. В данном случае сотрудники предприятия или организации, а также его руководство, вправе самостоятельно определять необходимое число членов такого органа, исходя из условий труда, а также специфики производства.

Процедура набора членов в состав комиссии по охране труда происходит следующим образом:

  1. Кандидаты в коллегиальный состав комиссии избираются как со стороны руководства, так и со стороны рабочего коллектива.
  2. Затем сформированный орган и его состав официально утверждается специальным указом работодателя.

Все полномочия, которые будет осуществлять новоизбранный орган, не должны противоречить общему плану действий и регламенту работы производства. Каждое новое решение, выносимое комиссией, ратифицируется председателем, которого орган назначает путем прямого открытого голосования.

Юридическая составляющая Положения о комиссии по охране труда

Руководитель предприятия несет полную ответственность за выработку единого документа, унифицирующего деятельность комиссии, создание которой он учредил своим указом.

Основополагающим документом в данном случае является Положение о комиссии по охране труда. В него должны быть включены все условия и нормы функционирования комиссии.

Положение обязательно должно содержать пункты, в которых будут прописаны:

Обособленно выделен перечень задач комиссии по охране труда в рамках ее мониторинговой деятельности. Среди них важно отметить следующие:

  1. выработка коллективных графиков, планов по проведению мероприятий с целью организовать рабочий коллектив и создать такие условия труда на предприятии, которые будут соответствовать всем нормам, установленным трудовым законодательством;
  2. мониторинговые работы для выявления улучшения или ухудшения состояния рабочих мест сотрудников, составление отчетов об их проведении;
  3. тесное сотрудничество со службами охраны информационной безопасности, консолидация сил и ресурсов для улучшения рабочего климата на предприятии и рабочих мест, а также контроль выполнения требований техники безопасности со стороны персонала предприятия.

Функции комиссии по охране труда

В разделе «Функции комитета (комиссии) по охране труда» приводится функционал, вмененный каждому члену комиссии в отдельности и ей – в общем. Примером служит проведение мероприятий на производстве с целью повысить уровень безопасности рабочих мест сотрудников, консультация коллектива по вопросам осуществления им трудовой деятельности.

Такие мероприятия комитет может проводить совместно с руководством или администрацией организации, но вправе действовать и самостоятельно.

Функциями комиссии по охране труда также являются:

  • Осуществление и проведение комплексных действий совместно с профсоюзной организацией или администрацией для улучшения уровня безопасности на производстве;
  • Совместная координация действий комитета и руководства в вопросах проведения консультативных мероприятий для сотрудников с целью охраны их труда;
  • Донесение до сведения трудового коллектива мер и решений, принятых в рамках установленных задач по ОТ;
  • Оповещение и инструктаж коллектива с целью обучить их использовать средства индивидуальной защиты и ознакомить с порядком действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Комиссия по ОТ также может следить за регулярным прохождением сотрудниками производства в медицинских учреждениях.

Если на производство поступило новое оборудование, то делегированные члены комитета должны принимать участие в мероприятиях ввода в эксплуатацию рабочей линии с подобными средствами труда.

Главными документами, на которые комиссия опирается в ходе осуществления своей деятельности, являются:

  1. Нормативно-правовые акты по ОТ;
  2. Положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия;
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации.

Основные задачи и права комиссии по охране труда в организации

Среди основных задач, которые должна выполнять комиссия по вопросам ОТ в организации, следует отметить:

  • отстаивание интересов сотрудников и их защита в сфере безопасности и ОТ;
  • составление отчетных ведомостей, на основе которых должны осуществляться консультативные мероприятия по осведомлению руководства и сотрудников, нацеленные на снижение производственного травматизма;
  • внедрение в организации основ государственной политики в вопросах охраны труда;
  • поиск консенсуса в рамках проводимых регулярных совещаний при выявлении острых проблем в сфере ОТ;
  • достижение компромисса при возникновении конфликтных ситуацийс учетом мнений всех сторон диалога: государства, руководства, сотрудников организации;
  • рациональное распределение бюджетных средств, которые руководство выделило для реализации запланированных мероприятий по ОТ;
  • выработка конкретных предложений для составления коллективного договора, кодифицирующего требования к охране труда.

Помимо задач, комитет имеет и основные права, среди которых:

  • вносить свои предложения по профильным вопросам на рассмотрение руководству, профсоюзному комитету, органам самоуправления рабочего коллектива;
  • учреждать отдельные группы из общего числа рабочих для решения конкретных вопросов ОТ и привлекать к обсуждению различных экспертов и специалистов в данной области;
  • контролировать исполнение пунктов трудового законодательства в рамках трудовой охраны;
  • принимать на рассмотрение все материалы, в которых содержатся сведения об ОТ на производстве;
  • осуществлять комплексный анализ имеющихся в организации условий труда, а также придерживаться установленных коллективным договором положений и программ;
  • иметь беспрепятственный доступ ко всем подразделениям производства и проводить беседы с трудовым персоналом для более углубленного изучения проблем в вопросах трудовой охраны.

Состав комиссии по охране труда

Комиссия по охране труда может быть организована:

  1. по инициативе руководящего должностного лица любого предприятия, фирмы или организации;
  2. по предложению сотрудников;
  3. по решению представительного органа работников.

Исходя из паритетного соотношения, членами Комиссии являются:

  • Уполномоченные представители от руководства организации;
  • Члены профсоюзной организации трудящихся.

Комиссия по ОТ включает таких сотрудников, которые ознакомлены с нормами охраны прав трудящихся на предприятии и прошли все необходимые проверки знаний согласно закрепленного Порядка обучения.

На деятельность Комиссии по охране труда не должны влиять такие особенности учреждений, как форма их собственности, сфера деятельности, количественный состав штата трудящихся лиц и прочие.

План работы комиссии по охране труда

Зачастую комиссия по охране труда организовывается на общественных началах. В случае задействования членов комиссии в плановых и внеплановых проверках данные сотрудники должны быть освобождены от выполнения их основной деятельности без уменьшения суммы их заработной платы.

Для обсуждения текущих вопросов, связанных с охраной труда в учреждении, комиссия по охране труда должна не реже одного раза в три месяца проводить регулярные собрания. Чрезвычайные вопросы, требующие немедленной реакции и решений, обсуждаются в экстренном порядке на внеочередных заседаниях.

Для осуществления своих полномочий комиссия предварительно согласовывает, обсуждает и утверждает специальные планы, которые оформляются на 3 месяца, 6 месяцев или 12 месяцев работы.

Комментарий к статье 218

1. Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.

Создается комитет по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Численность комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

Выдвижение в комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(-ых) органа(-ов) первичной(-ых) профсоюзной(-ых) организации(-ий), если он (они) объединяет(-ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя - работодателем.

Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

Положение о комитете организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа.

2. Основные задачи, функции и права комитета определены Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. N 413 (Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2006. N 6).

3. Основными функциями комитета являются:

Рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

Оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

Участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;

Информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

Доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

Информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

Содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

Содействие своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

Участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования РФ (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

Содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

Подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;

Рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

4. Для осуществления возложенных функций Комитету предоставляются следующие права:

Получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;

Заслушивать на заседаниях комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;

Заслушивать на заседаниях комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции комитета;

Вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

Содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.

5. Члены комитета должны проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования РФ (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в 3 года.

6. Члены комитета не реже одного раза в год информируют выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из комитета и назначать вместо них новых представителей.

7. Обеспечение деятельности комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т. п.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным правовым актом организации.



Похожие статьи