Оскорбление студента преподавателем статья. Как защититься преподавателю от хамства студентов? Право на уважение человеческого достоинства в школе

18.12.2023

Здравствуйте!
Простите, но не удержался!:-)
Великолепная инструкция для современных павликов морозовых (именно так – с маленькой буквы)!:-(
Меньше всего такую инструкцию можно было ожидать от Вас, уважаемый DC, т.к. по Вашим предыдущим комментам в других темах, я лично составил о Вас положительное мнение как о профессионале в области педагогики.:-(
Но, как говорится, школьный учитель – это не профессия, это – диагноз!:-)
Некий БЕЗГРАМОТНЫЙ РАЗГИЛЬДЯЙ и ДОНОСЧИК (давайте называть вещи своими именами!) просит совета не о том, как ему лучше изучить предмет, а том, как уличить преподавателя в некомпетентности!
По первой части ДОНОСА.
На самой первой встрече с КАЖДОЙ группой студентов я задаю один и тот же вопрос: «В чем отличие школьного учителя от вузовского преподавателя?». Чаще всего, а, тем более, от вчерашних школьников-первокурсников, не слышу ответа. А затем «в лицах», конечно, несколько утрируя, рассказываю, что школьный учитель сначала «разжевывает» некие знания школьнику, затем помогает ему открыть рот, «дожевать», закрыть рот и «проглотить» эти знания!
Вузовский же преподаватель – это, если хотите, ЛОЦМАН, ШТУРМАН, в конце концов, ПОМОЩНИК в САМОСТОЯТЕЛЬНОМ поиске знаний!
Следом задаю ещё один вопрос: «А кому, по вашему мнению, следует помогать?». Вот здесь появляются варианты ответов, но опять же - ни одного правильного!
А помогать, говорю я, нужно тому, кто ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ делает самостоятельно!
Как Вы понимаете, сказанное мной, вроде, противоречит менталитету русского человека, традициям нашего коллективистского общества – помогать слабым, сирым и убогим.
Но ведь студент – это не юродивый, чтобы ему подавать «копеечку», а человек собирающийся через несколько лет стать «НАЧАЛЬНИКОМ»-руководителем (ещё ответ практического большинства студентов, которым я задаю вопрос: «Кто из вас НЕ хочет стать начальником после окончания вуза?»).
Кажется, все в нашей стране, начиная с ВВП и Фурсенко с их школьными ЕГЭ и вузовскими интернет-экзаменами, развивающими только "КРОССВОРДНОЕ" мышление и полностью отучающими ДУМАТЬ, забыли изначальное предназначение системы высшего образования!
О какой такой МОДЕРНИЗАЦИИ всего и вся вы говорите, если школа, а затем, к сожалению, и вузы выпускают только "болванчиков", ничего не умеющих, кроме как ОТГАДЫВАТЬ ответы на вопросы ЕГЭ и тесты интернет-экзаменов?!:-(
Вуз должен отбирать наиболее способных, талантливых и за годы пребывания в его стенах развить эти способности и, ГЛАВНОЕ, научить САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ поиску знаний, другими словами, НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ, притом, учиться постоянно.
Сказанное выше, особенно мои провокационные вопросы, которые я люблю задавать студентам, могут показаться автору темы тоже оскорбительными. Что же, так тому и быть!:-)
По второму пункту ДОНОСА автора. Для тех, кто не в теме.
Количество часов, отводимых на изучение любого вузовского предмета и проставляемых в зачетку, делится, как правило, на три части: лекционное время, время на семинары или практические занятия (которых, кстати, может и не быть) и на СРС, т.е. САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ работу студента. Так вот, чаще всего, на СРС по учебному плану отводится в 2, а то и в 3 раза больше времени, чем на аудиторные занятия. К примеру, я читаю курс «Организация, нормирование и оплата труда на предприятии». На его изучение, что студентам дневного отделения, что заочникам отводится 136 часов. У очников – 51 час, у заочников – 12 часов аудиторных занятий (лекций и практик), а вот всё остальное – это СРС, включая написание курсовой работы! По этому предмету конечный контроль знаний в виде экзамена и защиты курсовой работы с оценкой. Знаешь «на 10%» получай «неуд», знаешь больше – получай соответственно!
По третьему пункту ДОНОСА.
Не зная конкретных обстоятельств, тем не менее, хочу вступиться за коллегу «Кандидата...... наук». Вполне вероятно, а это довольно распространённая практика в вузах, для коллеги самого это новый предмет, который он только начал осваивать. Но если человек уже имеет ученую степень кандидата наук, значит он не новичок в системе высшей школы. Значит, он прошел путь от ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, как минимум, до доцента, т.е. априори обладает методологией и методиками преподавания. Поэтому ещё раз хочу вернуть обсуждение к первой части моего поста, т.е. к тому, что студент должен САМ стремиться познать предмет, потому что у меня есть еще один провокационный вопрос: «А для кого вы учитесь, уважаемые студенты?». Есть ответы: «Для мамы-папы», но самый распространенный - «Для себя». Так вот, малоуважаемый автор темы, УЧИТЬСЯ НУЖНО ДЛЯ СЕБЯ ЛЮБИМОГО! И тогда не потребуется писать БЕЗГРАМОТНЫЕ, хоть и анонимные, но ДОНОСЫ!
С уважением ко всем, кроме автора темы, В. С.

Прежде всего, вспомним, что является целью обучения. Грубо говоря, цель обучения состоит в том, чтобы научить, то есть сформировать, в нашем случае, у студентов определенные знания, умения и навыки.

А преподаватель - это человек, который эти знания должен передать студентам. В связи с этим, он наделен определенной властью над студентами, он может по своему усмотрению использовать различные методы, чтобы достичь цели, научить студентов.

Его власть усиливается еще и тем, что функция контроля усвоения знаний, умений и навыков содержится также в его руках. То есть экзамен и зачет принимает он, как известно, при желании завалить можно любого, а при не сдаче экзамена или зачета могут отчислить из университета, что конечно же пугает студентов и придает веса преподавателю.

Власть, как известно, может отрицательно влиять на ее обладателя, что выражается в злоупотреблении служебными полномочиями. Потому что унижение достоинства студентов противоречит принципам педагогики, однако это, к сожалению, происходит как раз ввиду того, что преподаватель обладает властью и злоупотребляет ею. Он попросту переоценивает данную ему власть, потому что унижать других людей ему права никто не давал.

Какие есть пути решения проблемы?

Второй: вспомнить, что цель преподавателя научить, и сделать допущение, что, издеваясь, придираясь к тебе, он злоупотребляет своей властью лишь с целью заставить тебя учиться должным образом, освоить предмет, получить знания.

У каждого преподавателя есть представления о том, как в идеале должен вести себя студент в процессе учебы, приводящей к успешному освоению предмета в итоге. Если ты ведешь себя как-то не так, по-мнению преподавателя, то он может сигнализировать об этом своими издевками, придирками. Твое дело проанализировать свое поведение, сделать выводы, что-то изменить в нем и посмотреть на результат.

Как же, по-мнению большинства преподавателей, должен вести тебя идеальный студент?

Соблюдать общепринятые правила вежливого общения.

Придерживаться русла делового общения, соблюдать субординацию, уважительно относиться к преподавателю, не высказывать свою оценку профессиональных, личных качеств преподавателя, его внешности и т.п.

Соблюдать правила и нормы поведения на учебных занятиях (не пропускать занятия по неуважительным причинам, не опаздывать, не разговаривать, не сидеть в телефоне, лекции слушать внимательно, заинтересованно, конспектировать, к практическим занятиям и семинарам готовиться и активно на них работать, сдавать работы вовремя, на экзамене не списывать и т.п.).

Выполнять требования конкретного преподавателя к студентам в отношении учебного процесса (преподаватель их обычно озвучивает на первом занятии, либо можно расспросить студентов старших курсов, которые обучались у него же, какие требования, и к чему он больше всего придирается).

Вот, пожалуй, основные правила, которые студент должен соблюдать во время учебного процесса. Ты, вероятно, возразишь, сказав что-то вроде: "Не бывает таких вот идеальных студентов, никто этим требованиям не соответствует, а преподаватель придирается именно ко мне!" Ты прав. Просто у каждого преподавателя есть свой "пунктик", свои принципы: один гнобит студента за то, что он постоянно опаздывает, другой не придаст этому особого значения. Подумай, что именно является предметом издевок твоего преподавателя: то, что ты постоянно сидишь в телефоне на паре и не слушаешь его, когда он объясняет новый материал или что-то другое? Преподаватель наверняка повторял неоднократно, что его не устраивает, просто повспоминай и заостри внимание именно на предмете его придирок. Сведи на нет то, что его раздражает, чтобы ему не к чему было придираться, ну а если это не поможет, и терпеть уже нет сил, то стоит рассмотреть вариант прибегнуть к крайним мерам (пожаловаться на него и добиваться замены).

В любом случае, удачи тебе и успешной учебы!

О том, как сдать экзамен, если ничего не знаешь, ничего не учил, без подготовки, читай, перейдя по .

Как сдать экзамены, если ты тупой?

Преподаватель — это сложная профессия. Она требует от человека большого профессионализма, а главное выдержки. У некоторых не хватает терпения, и они срываются на учениках, оскорбляя их, унижая достоинство. Если вы столкнулись с ситуацией, когда учитель в школе или в каком-либо другом учебном заведении систематически оскорбляет вашего ребенка, прилюдно критикует, высмеивает, демонстрируя, таким образом, предвзятое отношение, вы, как любящий родитель, просто обязаны отреагировать.

Права и обязанности участников учебного процесса

Согласно статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», каждый ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Это же касается защиты от различных форм физического, психологического насилия, оскорбления, здоровья и охрану жизни.

В другой статье этого же закона идет речь об обязанностях педагога. В них входит соблюдение правовых, нравственных, этических норм. Он должен в полной мере соблюдать требования профессиональной этики, уважать обучающихся, а именно их честь, достоинство. Не исключением являются и другие участники образовательного процесса.

Внимание! Кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их достоинство, публично унижать, наказывать, используя негуманные способы — на все это права учитель не имеет. Если имеет место дисциплинарное нарушение, то руководствоваться в принятии решений педагог должен Уставом школы. Подобные вопросы решаются с родителями, администрацией учебного заведения.

Какими должны быть действия родителя, чьего ребенка оскорбили?

Одним из главных способов защиты интересов собственных детей является направление родителями официального обращения в органы, контролирующие работу образовательного учреждения, это также может быть комиссия по урегулированию споров. Родители имеют право потребовать провести подробное дисциплинарное разбирательство, направленное на педагога. По его результатам работник учебного заведения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и даже уволен. Предусматривается возможность обращения пострадавшей стороны в суд с требованием возместить моральный ущерб, в этом случае не лишним будет обратиться к адвокату.

Любой родитель имеет право на требование прекратить действия со стороны педагога, нарушающие права ребенка. Какие именно меры будут предприняты, зависит от личных особенностей преподавателя, директора и общей ситуации в учебном заведении. Немаловажное значение имеет, насколько удастся доказать факт осуществления унижающих действий, высказываний, оскорбляющих личность ученика.

Что можно предпринять?

  1. Не оставляйте без внимания жалобы своего ребенка на то, что его обижает преподаватель. Если обидчик готов к диалогу, можно попытаться решить проблему мирным путем, ограничившись личным разговором. Постарайтесь донести до работника образовательного учреждения, что ваш ребенок не привык к подобному обращению. Нужно акцентировать внимание на том, что подобные действия со стороны педагога просто недопустимы.
  2. Если же личная беседа не дала результатов, можно переходить ко второму способу воздействия на ситуацию — написать заявление на имя директора. Оно может быть составлено в индивидуальном порядке или коллективно. В своем обращении обязательно перечислите факты, обстоятельства, которые, по вашему мнению, нарушают законные права ребенка на уважении его чести, достоинства. Не забудьте попросить о принятии соответствующих мер воздействия, в некоторых ситуациях уместно привлечение к дисциплинарной ответственности учителя за оскорбление ученика.
  3. Вы можете направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов между участниками учебного процесса. Инициаторами обращения могут быть как родители, так и сами ученики. Но! В составе комиссии обязательно должны быть родители. Чтобы жалоба не была воспринята как наговор, по возможности привлеките других родителей с вашего класса — такое заявление директор просто не сможет проигнорировать.
  4. Самой крайней мерой является обращение с иском в суд, правоохранительные органы, прокуратуру или инспекцию, осуществляющую контроль процесса образования. Здесь не помешает помощь опытного юриста.

Важно! Если никаким из описанных выше способов исправить ситуацию не удалось, тогда стоит задуматься о переводе ученика в другой класс или школу. Руководствоваться нужно Уставом общеобразовательного учреждения, там четко описан порядок перевода ребенка в другую школу.

Последствия нарушения для учителя

При условии того, что факты непрофессионального и неэтичного поведения все же установлены, учитель привлекается к дисциплинарной ответственности, а в некоторых ситуациях даже увольняется. Если грамотно подойти к решению данной проблемы, а именно обратиться к профессиональному адвокату, то можно добиться привлечения обидчика не только к административной, но и уголовной ответственности . Нарушение прав ребенка для учителя может обернуться наложением административного штрафа в размере в пределах 1-3 тысяч рублей. При обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба.

Если вы столкнулись с тем, что вашего ребенка обижают в школе, да еще и учитель, умалчивать об этом не нужно. Не устранив проблему сразу, могут пострадать и другие дети. При обращении в прокуратуру, что делается в самом крайнем случае, пишется заявление, в котором указывается максимально подробная информация о правонарушении, будьте готовы к тому, что вас будут опрашивать по делу. По результатам предварительной проверки может быть вынесено решение об открытии административного дела. Следующим этапом является осуществление более детального расследования прокуратурой, это может длиться около года (крайний срок). Когда доказательная база собрана, дело направляется в суд, чтобы не было допущено никаких ошибок, рекомендуется обратиться к адвокату. Если все сделать правильно, дело будет рассмотрено в одном заседании, а приговор удовлетворит вас как истца.

Проблема

Речь пойдет о хамском поведении студента одного из ВУЗов по отношению к преподавателю технической дисциплины "Инженерная графика".

А случилось следующее. С момента начала семестра по настоящее время, согласно учебного плана по специальности, на которой обучается студент, было проведено 9 учебных занятий (занятие 1 пара — 1ч.20 мин.) Из этого количества данный студент был на занятиях всего три раза.

В день, когда создалась конфликтная ситуация, студент, пытающийся выполнить задание по индивидуальной карточке, предложил на проверку свои труды преподавателю. Преподаватель, увидя неверно оформленное задание, стал корректно объяснять ошибки студента, поясняя, что это не личное требование, а указания ГОСТа по оформлению графических конструкторских документов. На что студент ответил: "Вам-то какая разница?"

Преподаватель еще раз корректно разъяснил требования стандарта, но в ответ последовала та же фраза: "Вам-то какая разница?"

После этого преподаватель пояснил студенту, что данная тема была уже пройдена и он должен был самостоятельно изучить закрепляемые на данном занятии знания и навыки, предложил ознакомиться с правилами в нормативном документе и учебнике.

В ответ на это студент стал вполголоса оскорблять преподавателя, произнося непристойные речи своему соседу по парте, да так, что все речь было прекрасно слышно и другим студентам, находившимся в аудитории. Это оскорбляло преподавателя не только как специалиста, но и как гражданина, человека!

Преподаватель спокойно предложил замолчать студенту или выйти из аудитории и успокоиться. На что студент вновь ответил хамством и оскорблением, произнося свои речи во весь голос. Преподаватель предложил вновь студенту покинуть аудиторию и подумать над своим поведением. Но в ответ — опять отказ и хамство.

Ситуация не из приятных! Что делать, когда один хамит, а все ждут реакции и "интересного" продолжения? И, учитывая весь ужас полученных в свой адрес незаслуженных оскорблений, преподаватель подошел к студенту и попытался за плечи приподнять студента (студент оказался выше вдвое преподавателя). Но тот стал упираться. И в этот момент один из сознательных студентов схватил хулигана под руки и вывел из аудитории. Конечно, какое там занятие потом…Хорошо, что через 10 минут пара и закончилась.

А теперь просьба: разъясните пожалуйста, учитывая, что все уже произошло (конечно, преподаватель не должен был и дотрагиваться до студента, открыто хамившего ему, но кто в такой трудный миг станет задумываться о невозможности защиты себя и ограждения от такого негодяя) и ничего не изменить, преподавателем написана докладная записка, еще нет реакции руководства, как поступить в дальнейшем? И есть ли возможность законного наказания такого студента?

Заранее спасибо.

Решение

Здравствуйте! Конечно, разрешение дела внутри учебного заведения во многом зависит от отношения к этой проблеме руководства. Можно посмотреть Устав данного учебного заведения, закреплен ли там пункт об уважительном отношении студентов к преподователю. За нарушение Устава к студенту могут быть применены различные меры воздействия, вплоть до отчисления из учебного заведения.

Если никакой реакции не последует от руководства и от этого студента, или Вас не устроит то, как разрешается данный вопрос, то возможно обратиться в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела частного обвинения (оскорбление, клевета) с требованием о возмещении морального вреда и принесении публичного извинения и т.д.

В данном случае, т.к. нарушаются публично нормы морали, возможно и обратиться в милицию для возбуждения соответствующего уголовного дела или дела об административном правонарушении (хулиганство).

Можно было вызвать охрану, которая есть в каждом ВУЗе? Лучше иметь под рукой их телефон, чтобы звонить начальнику охраны. Он также имеет право писать докладные записки по инцидентам в ВУзе. Эту ситуацию они бы пресекли.

На мой взгляд, совершенно недопустимо на такое поведение студентов закрывать глаза, поэтому преподавателю обязательно нужно как минимум написать заявление (что он уже сделал, по его словам) и лично донести до деканата эту информацию. Студенты совсем уже охамели, границ не видят, какое-то моральное разложение. От того, как разрешится этот вопрос, зависит в дальнейшем отношение и остальных студентов к преподавателю, которые либо почувствуют вседозволенность, либо наоборот, приутихнут. Обидчика наказать — дело принципа.

Решение

Могу посоветовать следующее:

1.Смотрите Устав этого ВУЗа, там среди прочего, должны быть указаны меры дисциплинарного взыскания в отношении студентов. Преподавателю надо обратиться с заявлением к руководству ВУЗа о рассмотрении данной ситуации и приминении мер дисц.воздейсвтия к нарушителю (а это вплоть до отчисления может быть)

2. Во многих ВУЗах есть студенческие суды чести, где сами студенты рассматривают поведение ребят и принимают решение.

3. Можно написать заявление в милицию (хулиганство, оскорбление).

Сама, будучи преподавателем, понимаю сложность всей ситуации и согласна с тем, что важна обратная реакция руководства (чтоб не спустили, как говориться, на тормозах). Моё мнение-надо пресечь раз и навсегда, дабы такое не повторялось НИКОГДА.

И студентам разобрать эту ситуацию — почему сразу его не остановили, а ждали продолжения "шоу"И что надо сделать, чтобы так больше не вести.

Правы и в том, что не надо было трогать этого студента, но в тот момент эмоции от такого аморального поведения были выше и сильнее.


У Вас есть какие-то вопросы? Задавайте, ответ последует незамедлительно!

Вот примерно такими по объему должны быть личные фотоальбомы наших выпускников, и такие рассказы о себе.

С удовольствием представляю выпускника 8 роты 1970 года Пронько Валентина Адамовича - автобиография и .

Два слова о себе.

Родился 23 июля в селе Гуровщина, Киевской области, Киево-Святошинского района (Украина), что в 18 км западнее Киева (автомагистраль Киев - Житомир).
После окончания средней школы поступил в Киевское высшее военное общевойсковое командное училище им. М.В. Фрунзе.
Ветеран Вооруженных Сил Российской Федерации.
Срок службы – 32 календарных года.
С конца лета 1998 г. – проректор Московского института предпринимательства и права.
Стаж научной и педагогической работы в высшей школе – более 32 лет.
Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Кандидат исторических наук, ученое звание - старший научный сотрудник.
Профессор Российской академии естественных наук.
Действительный член Международной академии наук о природе и обществе.
Действительный член и профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Российской Федерации.
Гранд доктор философии и полный профессор Всемирного информационно-распределительного университета (Бельгия).
С июня 2004 года – доктор экономических наук, профессор (ВАКК).
Тема кандидатской диссертации – «Использование вторых эшелонов (общевойсковых резервов) общевойсковых армий в армейских наступательных операциях третьего периода Великой Отечественной войны».
Тема докторской диссертации - «Военно-экономические проблемы реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации и пути их решения».
Член Совета Ассоциации историков второй мировой войны РФ (в период 1999 – 2004 гг.).
С 1990 по 2000 г. являлся членом двух диссертационных советов (закрытых и открытых) в Институте военной истории МО СССР (РФ).
Автор рационализаторского изобретения (система вооружения боевой машины пехоты).
Автор научного открытия в области военно-исторической науки (1997 г.).
Член союза журналистов г. Москвы.
Автор более 200 научных трудов, в том числе – 13 монографий, общий объем которых составляет свыше 300 авторских листов. Часть работ опубликована за рубежом (США, Германия, Франция, Великобритания, Венгрия, Украина и др.).
Научный и литературный редактор 12 крупных научных и мемуарно-исторических трудов.
Лауреат первой премии Правительства г. Москвы за 2000 г. в номинации: новые издания о Великой Отечественной войне, подготовленные современными авторами.
Имею около 30 наград, из них: 10 государственных (СССР, Российской Федерации, Приднестровской Молдавской республики и Киргизской республики); нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» Министерства образования и науки Российской Федерации; 12 орденов, медалей и нагрудных знаков других ведомств, общественных организаций, объединений и ассоциаций России, международных ассоциаций и Всемирной Федерации ветеранов.
Кавалер серебряной медали академика П. Капицы (за научное открытие в области отечественной истории).
Женат единственный раз. Отец двоих детей. Подрастает внучка Анечка 20 января 2013 г. будет 5 лет.
Супруга – выпускница химико-технологического факультета Киевского политехнического института.

По роду своей работы (курирую сеть филиалов вуза, в котором тружусь) ежегодно бываю во многих регионах и городах России: Дагестан (Дербент, Махачкала, Буйнакск, Каспийск), Норильск, Оренбург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Минеральные Воды, Сочи, Новосибирск, Пенза. Посещаю Приднестровскую Молдавскую республику (Тирасполь), Молдову, Киргизию (Бишкек, Каракол, Ош). До недавнего времени неоднократно бывал в Узбекистане (Ташкент, Бухара, Самарканд).

Со мной в МИППе работает двукратный Олимпийский чемпион по тяжелой атлетике в сверхтяжелом весе, многократный чемпион и рекордсмен мира, Европы, СССР и Украины, знаменосец команды Советского Союза на закрытии XVIII, на открытии и закрытии XIX Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта, лауреат премии комсомола, Почетный Президент федерации тяжелой атлетики РФ, Почетный гражданин городов Запорожья и Суэца Леонид Иванович Жаботинский.
Ему по его просьбе несколько лет написал книгу – «На вершине Олимпа: записки двукратного олимпийского чемпиона по тяжелой атлетике». В этой работе я себя позиционировал в роли научного и литературного редактора.

Не забываю свой родной Киев. Ежегодно здесь, иногда и пару раз (поезд или автомобиль). Еще жива мама, дай Бог ей здоровья. В столице Украины – живет брат Виктор, в Капитановке – брат Леонид, в пос. Лесное – сестра Людмила, которая трудится в Киеве (рядом с зоопарком) в сфере медицины (офтальмология). Здесь – могила отца, участника Великой Отечественной войны. Племянники, родственники.

Проезжая мимо училища, вспоминаю молодость и годы учебы в этой замечательной кузнице военных кадров. Очень тянет ступить ногой на территорию.



Похожие статьи