Каким образом президент рф отрешается от должности. Процедура отрешения президента рф от должности

22.09.2019

Главной новостью многих мировых новостей стала победа Трампа на выборах в США. Среди некоторых политиков и экономистов бытуем мнение, что он не сможет долго «усидеть» в Белом доме. У Американского Конгресса есть серьезный политический инструмент в руках - процедура отрешения президента от должности. Пока у власти однопартийные с Трампом республиканцы, возможно, опасаться нечего. Но что будет, если на выборах в Конгрессе победят враждебные демократы? Это остается загадкой. Размышляя об этом, наши граждане начинают интересоваться: существует ли у нас в стране процедура отрешения президента РФ от должности? Постараемся ответить на этот вопрос.

Отрешение президента от должности, или кто главный в стране

В нашей стране подобная мера предусмотрена в основном законе. Согласно Конституции, отрешение должности возможно при участии одновременно двух высших государственных образований - Федерального Собрания и Государственной Думы. Подробнее о том, как это происходит.

Порядок отрешения (импичмента)

Юридически законное досрочное снятие главы государства называется импичментом. Порядок отрешения президента РФ от должности следующий: Государственная Дума выдвигает обвинения в адрес главы государства.

По новому основному закону страны пост вице-президента упразднили, а новый орган под названием Государственная Дума стал иметь намного меньше полномочий. При оценке этих событий мы опираемся только на юридический аспект, не вставая ни на чью сторону конфликта. По сути, власть Ельцина была нелегитимна до декабря 1993 года. Но, как говорится, победителей не судят.

Кто придумал импичмент

Импичмент, или отрешение президента от должности, придумали в то время, когда такой должности и не существовало. Первой страной, где появилось данное понятие, стала Англия. Было это в далеком 14 веке. Однако процедуре импичмента подвергался не сам монарх, который, как известно, «от Бога», а его фавориты. Проблема была в том, что только король лично мог назначить себе министров. Следовательно, снять их с должности мог тоже только он. Такое положение дел не устраивало граждан, так как они подвергались беззаконию со стороны министров. Обращения к королю игнорировались. Тогда решительно взяла инициативу в свои руки и узаконила отстранение от должности министров без разрешения короля. Золотое время для фаворитов закончилось, а сама процедура стала называться импичментом.

Прецеденты в России

В новейшей истории России отрешение от должности президента никогда не практиковалось. Только в Советском Союзе в результате политического заговора один раз сняли с должности Генерального Секретаря ЦК КПСС. Подумать только, в авторитарном режиме произошли демократические мирные процедуры импичмента, которых ни разу не было в «эталоне демократии» США.

В современной истории России такого также не происходило. Единственный состоявшийся импичмент Ельцину привел к расстрелу Съезда народных депутатов из танков. В результате чего последний был ликвидирован. В 1998-1999 годах была еще одна попытка процедуры импичмента Государственной Думой. Однако дальше голосования внутри законодательного органа страны дело не дошло.

Импичмент и «сексуальный скандал» в США

В истории США произошло только три случая, когда процедура импичмента была инициирована. Ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Злые языки шутят по этому поводу, что американских президентов предпочитают отстреливать, нежели отстранять.

Если первые две попытки провести импичмент были в далеком прошлом (1868 и 1974 года), то последняя состоялась относительно недавно - в 1998-1999 гг. Связана она с именем президента от демократической партии - Билла Клинтона. Палата представителей обвинила его в ложных показаниях по громкому уголовному делу.

Клинтона обвиняли в домогательстве к одной из сотрудниц аппарата администрации в 1991 году. Тогда будущий президент был в нем губернатором. В номере отеля предложил Поле Джонс (именно так ее звали) интимную связь. Спустя много времени девушка подала в суд уже на действующего президента за домогательства. История, может быть, так бы и осталась выдумкой, слухами, если бы не скандал с еще одной молодой девушкой из аппарата Белого Дома - Моникой Левински. В прессу просочились слухи, что она с Биллом имеет интимную близость. Сама Моника, а также Клинтон отрицали это. На суде под присягой оба признали, что не имели сексуальной связи друг с другом. Это подтвердили и заместители президента.

Однако спустя некоторое время Моника неожиданно отказалась от своих показаний и призналась в том, что имела близкую связь с президентом. В качестве подтверждения она продемонстрировала платье с биологическими следами Билла. Многие скептики не поверили, ведь прошло два года после этих событий. Однако ДНК показало, что семенная жидкость действительно принадлежит Клинтону.

В результате Сенат рассматривал дело об импичменте по обвинению в лжесвидетельских показаниях президента, так как в первый раз он заявил, что не имел половой связи с Моникой. Однако Клинтон мастерски «выкрутился» в суде. Видимо, профессия юриста даром не прошла. Он заявил, что оральный секс не считается половой связью. Как ни странно, но доводы его суд принял и оправдал, а Сенат не получил необходимое большинство.

Первая стадия состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ, а также обоснование его причастности к этому преступлению.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется Государственной Думой на рассмотрение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, а также в Верховный Суд для дачи заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе Председателя, его заместителя и 10 – 12 членов. Председатель комиссии избирается Государственной Думой путем открытого голосования большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются по представлению фракций и депутатских групп общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Заместитель председателя комиссии избирается на ее заседании. Состав комиссии формируется с учетом равного представительства фракции и депутатских групп.

Специальная комиссия проверяет фактическую обоснованность обвинения против Президента, соблюдения кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов и других процедурных правил, установленных Регламентом Государственной Думы.

Комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента РФ. Комиссия большинством голосов ее членов принимает заключение о наличии фактических оснований (реальность событий), положенных в основу предложения о выдвижении обвинения и соблюдении процедуры для выдвижения обвинения.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы. По решению палаты заседание может быть объявлено закрытым. На этом заседании:

1) выступает уполномоченный группой с докладом о предложении о выдвижении обвинения;

2) делает доклад председатель специальной комиссии;

3) заслушивается заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;

4) в обсуждении принимают участие депутаты, приглашенные эксперты и другие лица, оценки и показания которых имеют существенное значение, полномочный представитель Президента РФ.

По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа ее депутатов принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента в 5-ти дневный срок направляется в Совет Федерации.

Если предложение о выдвижении обвинения против Президента не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа, Государственная Дума принимает постановление об отказе о выдвижении обвинения против Президента, которое является окончательным и подлежит дальнейшему опубликованию. Постановление направляется за подписью Председателя Государственной Думы в Совет Федерации, а также Президенту РФ.

Вторая стадия состоит в принятии Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности .

Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В соответствии со ст.108-110 Федерального конституционного закона от 21 июня 1994 года «О Конституционном Суде РФ», такой запрос считается допустимым, если обвинение выдвинуто Государственной думой и имеет заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.

Данный запрос из Совета Федерации в Конституционный Суд РФ направляется не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Верховного Суда РФ.

Заключение должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее 10 дней после регистрации запроса.

Если Конституционный Суд РФ даст заключение о том, что порядок выдвижения обвинения соблюден, то для того, чтобы Президент РФ был отрешен от должности необходимо за это решение проголосовать 2/3 членам Совета Федерации от его общего состава.

В случае же принятия Конституционным Судом РФ решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренного Конституцией РФ, рассмотрение обвинения прекращается.

В ч.3 ст.93 Конституции РФ специально оговаривается срок, в течение которого Совет Федерации должен принять решение об отрешении Президента от должности. Это решение должно быть принято не позднее чем в 3-х месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. И если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение будет считаться отклоненным.

Такова процедура отрешения Президента от должности, которая выражает особенности его конституционной ответственности.

Конституция РФ, как и основные законы других стран, регулирует только отрешение Президента РФ от должности. После отрешения от должности он может нести ответственность, если совершил преступление по нормам уголовного законодательства как обычное лицо.

Часть 3 ст.92 Конституции РФ предусматривается порядок временного исполнения президентских обязанностей. Установлено, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно берет на себя Председатель Правительства РФ. Однако, исполняющий обязанности главы государства не наделен правом осуществлять некоторые президентские полномочия, а именно: назначать референдум; распускать Государственную Думу; вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

В своем постановлении от 6 июля 1999 г. № 10-П Конституционный Суд Российской Федерации официально расширил толкование ч.3 ст.92. Он установил, что временное исполнение президентских обязанностей означает как их исполнение в течении трех месяцев до выборов нового Президента (по основаниям, указанным в ч.2 ст.92), так и на неизвестный период в случае решения самого Президента временно передать свои полномочия либо в случае, когда объективно исключено принятие Президентом решения о временном возложении обязанностей на Премьер-министра (например, при незаконной изоляции главы государства). Поэтому теперь названный спор можно считать официально завершенным.

Собственно говоря, Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин еще до такого толкования применил данную модель, когда осенью 1996 г. временно передал свои обязанности тогдашнему Председателю Правительства В.С.Черномырдину. Это происходило следующим образом. Сначала, 19 сентября 1996 г. был издан Указ № 1378 «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации». Его значение сводилось к определению объема полномочий Председателя Правительства Российской Федерации как временно исполняющего обязанности Президента страны и процедуры юридического оформления начала и окончания периода временного исполнения обязанностей. Довольно сложная конструкция была избрана не случайно: имелось в виду, что подобная модель может быть когда-нибудь в будущем, при других политических обстоятельствах использована в качестве прецедента.

В день хирургической операции, которой подвергся Президент Российской Федерации, т.е. 5 ноября 1996 г., был принят Указ Президента № 1534, носивший характер непосредственной временной передачи президентских полномочий В.С.Черномырдину. Он так и назывался: «О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного испонения обязанностей Президента Российской Федерации».Им определялся не только день, но и час – 7 часов 00 минут – начала временного исполнения обязанностей главы государства. На следующий день, после выхода Б.Н.Ельцина из-под действия наркоза, 6 ноября им был подписан последний в этой серии Указ № 1535 «О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации». Это исполнение, согласно Указу, прекращалось с 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г.

Причем характерно то, что последним Указом были признаны утратившими силу Указы и от 5 ноября, и от 19 сентября 1996 г. Тем самым подчеркивалось, что речь идет о разовых документах никакой общей нормативной базы для решения данного вопроса не создается, а если в будущем что-то подобное повторится, то потребуются новые указы Президента.


Заключение

За последние десятилетия увеличилось количество государств в политических системах которых успешно развивается институт прези­дентства. На наш взгляд это связано с тем, что у этого института существует определенное преимущество. Применительно к Российской Федерации существовали свои причины, которые во многом обусловили переход к институту президентства. В их числе как объективные, так и субъективные факторы.

С 1991 года прошло слишком мало времени, чтобы по достоинс­тву оценить президентскую власть, которая вместе с другими инсти­тутами формируется и учится на ошибках.

С учетом опыта зарубежных стран и российской действительности к преимуществам института президентства можно отнести следующие:

Глава государства несет персональную ответственность за положение дел в стране;

Президент может принимать оперативные меры для поддержания порядка в сложных ситуациях; отвечает за безопасность страны;

обеспечивает проведение внутренней и внешней политики;

Имеет возможность координировать деятельность различных ветвей власти, обеспечивая единство государственной деятельности.

Все это и многое другое - наиболее общие и типичные достоинства президентской власти.

Однако, остается еще немало вопросов, на которые не даются исчерпывающие ответы в Российской Конституции. Например, о преде­лах неприкосновенности Президента; о механизме досрочного прекра­щения полномочий и др. Конституцией РФ не предусматривается при­нятие федерального закона "О Президенте РФ". Однако, разработка принятия такого нормативного правового акта послужило бы снятию отдельных проблем в осуществлении президентской власти в России.

Перед Российским государством стоят задачи совершенствования всей системы органов государст­венной власти. Разбалансированность государственного механизма не позволяет эффективно использовать потенциал государственной власти в решении экономических, социальных, политических проблем

Важными направлениями совершенствования государственного механизма является обеспечение более четкого взаимодействия ветвей власти, федеральных органов и органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, эффективной организации и деятельности органов исполни­тельной власти, их согласованной целеустремленной работы. В этом ответст­венная роль принадлежит Президенту РФ.

Формы и методы решения этих задач непосредственно затрагивают вопрос о полномочиях Президента РФ. В юридической литературе должно уделяться больше внимания исследованию конституционных рамок его полномочии. Должно подвергаться всестороннему анализу обширная указная деятельность Президента РФ, соотношение практики его деятельности и ее конституционные основы.


Библиография

Конституция Российской федерации. – М – 1994.

Федеральный конституционный район от 21 июня 1994 года «О Конституционном Суде РФ» //Российская газета – 1994. – 23 июня.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2001 года «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ.- 2001. – Ст. 2277

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года «О военном положении» // Российская газета. 2002. – 2 февраля

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. «О государственной охране» // Российская газета. – 1996.- 8 июня.

Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 г. Российская газета. – 2001. – 15 февраля.

Федеральный закон от 11 июня 2001 года «О политических партиях» // Российская газета. – 2001.- 15 июля.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. – 2002. – 15 июня.

Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах Президента РФ» // Российская газета. – 2003. – 16 января.

Постановление КС РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П « По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1996. - № 18. – СТ. 2253.

Указ Президента РФ от 15 февраля 1994 г. № 319 «О штандарте (флаге) Президента РФ» // Российская газета – 1994. – 22 февраля.

Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента РФ и Правительстве РФ» // Российская газета. – 1994. – 21 июня.

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. – 1996. – 27 мая.

Указ Президента РФ от 19 сентября 1996 г. №1378 «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации» // Российская газета. – 1996. – 22 сентября.

Указ Президента РФ от 2 октября 1996 г.№1412 «Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 15.04.1997 № 352, от 30.06.1997 № 660. от 18.08.1997 № 898, от 28.08.2997 № 946, от 01.09.1997 № 958, от 19.09.1997 № 1039, от 06.10.1997 №1068, от 30.10.1997 № 1146, от 12.02.1998 № 162, от 11.08.1998 № 945, от 14.11.1999 № 1520, от 27.06.2000 № 1192, от 17.08.2000 № 1521) // СЗ РФ. 1996. № 41. Ст. 4689; 2000. №34. Ст. 3438.

Указ Президента РФ от 5 августа 1996 г. № 1138 «Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ» //Российская газета. – 1996 – 6 августа.

Указ Президента РФ от 31 декабря 1996 года «Об обеспечении деятельности полномочного представителя Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 30.06.1997 г. №660, от 12.02.1998 № 162, от 07.08.1998 № 917, от 30.01.1999 № 163, от 01.09.2000 № 1606) // СЗ РФ. 1997. №1. Ст. 118; 2000. №36. Ст. 3636.

Указ Президента РФ от 19 сентября 1997 года № 1039 «Об Управлении Президента РФ по внешней политике» // Росс. Газета –1997.- 26 сентября.

Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1999 - № 32 – Ст. 4041; - № 47.-Ст.5684.

Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 года «О военной доктрине Российской Федерации» // Российская газета. – 2000. – 24 апреля.

Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе» (в ред.Указов Президента РФ от 21.06.2000 № 1149. от 09.09.2000 № 1624) // СЗ РФ.2000. № 20.Ст. 2112; № 38. Ст. 3781.

"Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе" (с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента), утвержденное Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1842; 1997. № 20. Ст. 2238: № 41.Ст.4680

Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 5 апреля 2000 года «О результатах выборов Президента РФ» // Росс. газета- 2000.-7 апреля

Конституции РСФСР 1978 г. в редакции закона от 24 мая 1991 г.// ВВС РСФСР. 191. № 22. Ст. 776.

Закон РСФСР от 27 июня 1991г. «О вступлении в должность Президента РСФСР» // ВВС.-1991.- № 21- Ст.708

Алёхин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть 1. Учебник.- М.: Таис, -1995.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.-3-е изд. и доп.-М., 2001.

Барабашев А.Г. Парламент и Правительство в РФ// Конституционный строй России. Вып. 2 – М., -1995.

Большой юридический словарь/ Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М., –1999

Государственное право буржуазных и освободившихся стран. -М., -1986. Скуратов Ю.И., Шафир М.А. Президентская власть в СССР.-М.,-1991

Исполнительная власть в РФ/ Под ред. Ноздрачева А.Ф., Тихомирова Ю.А. – М.: БЕК, 1996

Комментарий и Конституции РФ / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева – М.,- 1996.

Конституционное право: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева – М., 1998.

Конституционный строй в России М.,-1995.

Краснов Ю.К. Государственное право России. История и современность: Учебное пособие. – М., -2002.

Матвеева Т.А. Проблемы реализации конституционных принципов деятельности органов государственной власти в Российской Федерации. / В сб. Конституция РФ 1993 года и развитие отраслевого законодательства, - Воронеж.- 1995

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации /Отв. ред. В.В. Лазарев.- М., 2001

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.-1994

Скуратов Ю.И. Институт президентства в республиках Российской Федерации парламентского типа.// Право и жизнь. –1996.-№10.

Скуратов Ю.И. Парламент и Президент в Российской Федерации // Конституционный строй России. Вып. 2. –М., -1995.

Современные зарубежные конституции. М. – 1992 - С. 162 – 163.

Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России: Учебник. - М.,1997.С.178-179.

Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации. Автореф. диссертации доктора юрид. наук. – М.,-2000.

Окуньков В.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика – М,-1996 г.

Толстик В.А. Иерархия источников Российского права. Нижний Новгород.-2002.

Якубов А.Е. Отрешение Президента от должности и уголовное право. //Вестник Моск. уп-та. Серия 11, Право, - 1994. - №5.


См.: Большой юридический словарь/ Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.,

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юрид. лит., С. 5-7

См.: Скуратов Ю.И. Институт президентства в республиках Российской Федерации парламентского типа.// Право и жизнь. –1996.-№10.- С. 54.

См.: Тамже. – С. 54-55

ВВС. -1991.- №17. -Ст. 510,512;- №21. Ст. 708; №26. Ст.880

ВВС.- 1991-. №22.- Ст. 776

См.: Матвеева Т.А. Проблемы реализации конституционных принципов деятельности органов государственной власти в Российской Федерации. / В сб. Конституция РФ 1993 года и развитие отраслевого законодательства,- Воронеж.- 1995-С. 96.

См.: Конституционное совещание: стенограммы заседаний групп представителей. -М., -1993, -8 июня. -С. 10-11.

Лехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть 1. Учебник.- М.: Таис, -1995. -С. 116-117; Исполнительная власть в РФ/ Под ред. Ноздрачева А.Ф., Тихомирова Ю.А. – М.: БЕК, 1996. С. 4-5

См.: Барабашев А.Г. Парламент и Правительство в РФ// Конституционный строй России. Вып. 2 – М., -1995. -С. 78-79

См.: Краснов Ю.К. Государственное право России. История и современность: Учебное пособие. – М., -2002. – С. 440

См.: Государственное право буржуазных и освободившихся стран. -М., -1986. -С. 87-89; Скуратов Ю.И., Шафир М.А. Президентская власть в СССР.-М.,-1991.-С.6-7

См.: Скуратов Ю.И. Парламент и Президент в Российской Федерации // Конституционный строй России. Вып. 2. –М., -1995. – С. 70-71

На вновь избранного Президента РФ возлагается высший орден страны – «За заслуги перед Отечеством» I степени с орденской цепью (См.: Орден для Президента от «Русских ремесел». –Росс. газета. – 1996. – 2 августа).

См.: Краснов Ю.К. Указ. соч. –С. 441-442

См., например: Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 5 апреля 2000 года «О результатах выборов Президента РФ» // Росс. газета- 2000.-7 апреля

См.: Конституционное право: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева – М., 1998. – С. 375

См.: Краснов Ю.К. Указ. соч. – С. 438

Статьи 109,111,117 Конституции РФ закрепляют основания, по которым Президент РФ может распустить Государственную Думу Федерального Собрания РФ, а также случаи ограничения этого права

См.:"Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе" (с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента), утвержденное Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1842; 1997. № 20. Ст. 2238: № 41.Ст.4680

Постановление КС РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1996. -№ 18.- Ст. 2253

См.: Суворов В. Н. Указ. соч. – С. 20

Положение о полномочном представителе Президента РФ в Федеральном Собрании утверждено распоряжением Президента РФ от 30 марта 1994 года // Росс. газета. –1994. –1 апреля

Цит. по: Суворов В.Н. –Указ. соч.- С.14

Указ Президента РФ от 31 декабря 1996г. «Об обеспечении деятельности полномочного представителя Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 30.06.1997 № 660, от 12.02.1998 № 162, от 07.08.1998 № 917, от 30.01.1999 № 163, от 01.09.2000 № 1606) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 118; 2000. № 36. Ст. 3636

Ведомости РФ 1992.-№15.- Ст. 769; 1993.-№2.-Ст. 77; САПП.1993.-№52.- Ст. 5086

Собр. зак-ва РФ. -1999.-№32.- Ст. 4041; №47.- Ст. 5684

См.: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года «О военном положении» // Российская газета. 2002.-2 февраля

См.: Федеральный конституционный закон от 30 января 2001 года «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ.-2001.-№23.- Ст. 2277

См.: Указ Президента РФ от 19 сентября 1997 года № 1039 «Об Управлении Президента РФ по внешней политике» // Росс. Газета- 1997- 26 сентября.

Указ Президента РФ от 2 октября 1996 г. № 1412 «Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 15.04.1997 № 352, от 30.06.1997 № 660. от 18.08.1997 №898, от 28.08.1997 №946, от 01.09.1997 №958, от 19.09.1997 № 1039, от 06.10.1997 № 1068, от 30.10.1997 № 1146. от 12.02.1998 № 162, от 11.08.1998 № 945, от 14.11.1999 № 1520, от 27.06.2000 № 1192, от 17.08.2000 № 1521) // СЗ РФ. 1996. № 41. Ст. 4689; 2000. № 34. Ст. 3438

См.: Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России: Учебник. - М.,1997.С.178-179

Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе» (в ред. Указов Президента РФ от 21.06.2000 № 1149. от 09.09.2000 № 1624) // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112; № 38. Ст. 3781

См.: САПП.-1994.-№13,- ст. 1001;-№11.-ст. 867;-№14,-ст. 1070; СЗ РФ.-1994.-№15.-ст. 1714;-1996.-№18.ст.2116.

См.: САПП.-1994.-№15.-ст. 1215; СЗ РФ.-1994.-№4.-ст. 305;-1995.-№4.-ст. 281;-1996.-№4.-ст. 262.

САПП.-1993.-№7.- Ст. 598

Цит. по: Толстик В.А. Иерархия источников Российского права. Нижний Новгород.-2002.- С. 143-144

Конституционный строй в России М.,-1995.- С.64

См.: Конституционный строй России. Вып.2.- М.,-1995. С. 76

См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации /Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е., изд., доп. и перераб. - М., 2001.-С. 461

См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.-3-е изд. и доп.-М., 2001.- С. 423.

См.: Краснов Ю.К. – Указ. соч. – С. 74-75

См. также: Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 г. Российская газета. -2001. -15 февраля.

См.: Комментарий и Конституции РФ / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева – М.,- 1996. – С. 393

См.: Современные зарубежные конституции. М. – 1992 - С. 162 – 163.

Подробнее об этом см.: Якубов А.Е. Отрешение Президента от должности и уголовное право. //Вестник Моск. уп-та. Серия 11, Право, - 1994. - №5. – С. 51 – 52.

См.: ст. 121 Конституции РСФСР 1978 г. в редакции закона от 24 мая 1991 г.// ВВС РСФСР. 191. № 22. Ст. 776.

См.: Научно – практический комментарий к Конституции Российской Федерации – С. 465 – 466.

Ведомости Конституционного Суда Российской Федерации – 1999 - №5

См.: Научно-практический комментарий к Конституции РФ. – С.463-464.

См. Окуньков В.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика – М,-1996 г.- С.134-137.

В соответствии со ст. 91 Конституции РФ Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Вместе с тем правовое регулирование деятельности Президента РФ на данный момент не обладает достаточным уровнем развернутости, глубины, упорядоченности и требует наиболее тщательной регламентации. Сохранение недостатков названного регулирования определяется, наряду с другими причинами, недостаточной научной проработанностью вопросов о месте, роли Президента в системе власти в Российской Федерации, природе и элементном составе его статуса.

Рис. 1. Процедура отрешения президента от должности

Регламентируя различные ситуации, связанные с пребыванием Президента РФ у власти, Конституция также предусматривает возможность досрочного прекращения исполнения полномочий: отставку, стойкую неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия и отрешение от должности.

В Конституции РФ не определён порядок отставки Президента и прекращения полномочий в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья. Отрешения Президента от должности – наиболее урегулированная процедура, о которой кратко говорится в ст. 93 Конституции Российской Федерации и более детально – в регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Вместе с тем все основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президента традиционно разделяют на два вида. К первому относятся обстоятельства, наступающие по инициативе и согласно волеизъявлению самого Президента. Ко второму – обстоятельства, не зависящие от воли Президента. Если пользоваться делением оснований на данные группы, то получится следующая схема: к первой группе оснований относится: отставка; вторая представлена стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту РФ полномочия и отрешением от должности.

Под отставкой понимается добровольное сложение действующим Президентом своих полномочий по собственному заявлению. Вопрос в том, каким образом реализуется отставка? По всей видимости, в законе должны быть указаны форма выражения Президентом своей воли, мотивы, побудившие Президента принять такое решение. Такие мотивы могут носить личный характер – преклонный возраст, состояние здоровья; политические: несогласие с политикой Федерального Собрания и других органов государственной власти в связи с образовавшимся экономическим, политическим кризисом и т.д.

Конституция РФ не предусматривает процедуры "принятия" или "непринятия отставки Президента; не регулирует процедуру отставки – перед кем Президент должен заявить о своей отставке: с какого момента вступает в силу отставка, каким образом оформляется исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства, обстоятельство невозможности по каким-либо причинам взять на себя исполнение полномочий Президента. Следует отметить целесообразность правового урегулирования такого рода вопросов.

В законодательстве нет ответа на вопросы, кто и каким образом устанавливает сам факт наличия стойкой неспособности президента РФ выполнять свои обязанности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его обнародует и т.д.

Еще одним основанием досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ является отрешение от должности. Принцип разделения властей в любом государстве предполагает взаимодействие и взаимозависимость органов, составляющих различные ветви государственной власти.

Общепринятым средством воздействия органов одной ветви государственной власти на органы другой ветви является предоставление права распускать орган либо отрешать от должности его должностных лиц.

В системе сдержек и противовесов в нашей стране такое право предоставлено и Президенту, и парламенту. Отрешение Президента от должности – высшая форма ответственности Президента.

Процедура отрешения имеет две стадии:

1) Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов принимает решение о выдвижении обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем одной третью депутатов Государственной Думы и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Обвинение против Президента должно быть подтверждено заключение Верховного Суда РФ.

2) Решение об отрешении Президента РФ от должности носит другая палата парламента – Совет Федерации – двумя третями голосов от общего числа членов не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Вместе с тем Совет Федерации делает запрос в Конституционный суд РФ о соблюдении вопросов процедурного характера. Конституционный суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления обладает только Совет Федерации. Вполне логично, поскольку именно Совет Федерации принимает окончательное решение об отрешении Президента от должности.

Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. Порядок отрешения Президента от должности практически нереализуем. В нем участвует четыре органа государственной власти, и все они коллегиальные, что затягивает принятие решений. Причем судьи Конституционного Суда и Верховного Суда назначаются на эти должности по представлению Президента (пункт "е" ст. 83 Конституции) и получают материальные блага согласно его указам. Вряд ли такие судьи позволят отрешить Президента от должности.

Как свидетельствует практика в соответствии пока были предприняты только две попытки начать процедуру отрешения Президента РФ от должности, хотя призывы к этому звучали неоднократно.

Вплоть до настоящего времени в Конституции РФ не оговорены естественные причины досрочного прекращения полномочий Президента. Отсутствие такого основания применительно к Президенту может привести к тупиковым правовым ситуациям.

Большого внимания заслуживает вопрос о порядке временного исполнения полномочий Президента и об обеспечении непрерывности полномочий главы государства. В соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. В то же время неясно, каким правовым актом объявляется о временном исполнении обязанностей Президента. Следует также отметить, что российское государство имеет относительно небольшой опыт законодательной регламентации статуса экс-президента.

Вопросы нормативно – правового урегулирования досрочных оснований прекращения исполнения полномочий Президента в федеральном законе носит актуальный характер, так как именно Президент выступает главной силой, задающей общие направление работы всего государственного механизма.

В заключении необходимо сделать вывод о том, что следует внести поправки в ст. 93 Конституции РФ, расширив основания ответственности (нарушение Конституции, присяги, совершение любых уголовных преступлений), упростив процедуру (исключив из нее судебные инстанции) или же наоборот предоставить полномочия исключительно Конституционному Суду РФ, а также четко регламентировать полномочия специальной парламентской следственной комиссии.

55.Федеральное Собрание –Парламент РФ.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации -
является представительным и законодательным органом
Российской Федерации.
Федеральное Собрание состоит из двух палат -
Совета Федерации и Государственной Думы.

К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

из статьи 102 Конституции Российской Федерации

К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

из статьи 103 Конституции Российской Федерации

Федера́льное собра́ние - высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции Российской Федерации.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами - Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации). Названия для палат (Государственная дума и Государственный совет ) были выбраны ещё Всероссийским учредительным собранием в 1917 году для парламента так и несостоявшегося тогда государства [источник не указан 31 день ] .

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы Российской Федерации (нижней палаты) и Совета Федерации РФ (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 89 субъектов, следовательно 178 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок - 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.



Отрешение от должности Президента Российской Федерации

Импичмент (отрешение от должности) Президента Российской Федерации - инициируемая парламентом юридическая процедура, предусматривающая лишение главы российского государства его полномочий. Предпринималась трижды, два раза в 1993 году , а затем в 1999 году , во всех случаях в отношении первого президента - Бориса Николаевича Ельцина .

Юридическая процедура

В соответствии с современным законодательством России, отрешение от должности Президента регулируется ст. 93 Конституции . Оно предусматривает выдвижение обвинения Государственной Думой в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления , должно сопровождаться заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении главы государства от должности принимает Совет Федерации .

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Попытки отрешения от должности в 1993 году

Первые две попытки отрешения от должности предпринимались в соответствии с Конституцией 1978 года в действовавшей на тот момент редакции . В соответствии с этой Конституцией Президент Российской Федерации мог быть отрешен от должности в случае нарушения им Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, а также данной им присяги. Такое решение могло быть принято только Съездом народных депутатов Российской Федерации на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации большинством в две трети голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации. Инициатива отрешения от должности принадлежала самому Съезду, Верховному Совету Российской Федерации или одной из его палат.

Март 1993 года

В марте 1993 года Съезд народных депутатов Российской Федерации пытался отрешить Ельцина от должности в связи с его телеобращением 20 марта. За импичмент Ельцину проголосовали 618 депутатов при необходимых 699 голосах. В результате референдума , президент (как и Съезд) сохранил свои полномочия.

Сентябрь 1993 года

В сентябре 1993 года, после того как Ельцин указом № 1400 (признанным Конституционным судом не соответствующим действующей Конституции России 1978 года (с поправками 1989-1992 годов), и являющимся основанием для прекращения президентских полномочий Ельцина) предписал Верховному Совету и Съезду прервать осуществление своих функций, Верховный Совет, в свою очередь, объявил о прекращении полномочий Ельцина, в соответствии с решением Конституционного Суда, на основании статьи 121-6 действовавшей конституции. Созванный Верховным Советом X (Чрезвычайный) Съезд утвердил это решение. Однако, в ходе событий сентября - октября 1993 года Ельцину удалось сохранить контроль над страной вплоть до президентских выборов 1996 года, на которых он был избран на второй срок.

Попытка импичмента в 1999 году

Ни по одному из пунктов обвинения не набрано необходимых 300 голосов для принятия решения Госдумой (для прекращения полномочий Ельцина требовалось ещё и решение Совета Федерации). За обвинение в развале СССР проголосовало 239 депутатов, за обвинение в событиях 1993 года - 263, за обвинение в развале армии - 241, за обвинение в войне в Чечне - 283, за обвинение в геноциде российского народа - 238.

Счетная комиссия признала 46 бюллетеней недействительными.

Пункты
голосования
КПРФ ЛДПР НДР Яблоко АДГ Народовластие Регионы России Независимые Всего
Беловежские соглашения 127 1 1 5 35 43 20 9 239
Разгон
Верховного Совета России
128 2 0 24 35 43 22 9 263
Чеченская война 128 1 1 37 35 42 22 12 283
Ослабление
обороноспособности страны
127 2 2 3 35 43 20 9 241
Геноцид
российского народа
127 2 2 0 35 43 19 9 238

Подготовка

Действия Б. Н. Ельцина по организации заговора с целью захвата союзной власти имели целенаправленный характер. При подготовке к уничтожению СССР Б. Н. Ельцин издал указы, выходящие за пределы его конституционных полномочий и направленных на неправомерное присвоение союзной власти. В том числе Указы о переподчинении союзных органов республиканским, о передаче союзных средств массовой информации в ведение Министерства печати и массовой информации РСФСР, о передаче всех видов правительственной связи СССР в ведение КГБ РСФСР, а также банков , почты, телеграфа СССР в ведение РСФСР.

В заключении комиссии по импичменту говорилось, что в действиях Ельцина «имеются достаточные данные, указывающие на признаки тяжкого преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР (275 УК России)», кроме того, по мнению комиссии, его действия нанесли ущерб безопасности страны. Комиссия признала, что Б. Н. Ельцин виновен «в измене Родине путём подготовки и организации заговора с целью неконституционного захвата союзной власти, упразднения действовавших тогда союзных институтов власти, противоправного изменения конституционного статуса РСФСР» .

Разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета в 1993 г.

Ельцин издал указ № 1400, организовал и осуществил государственный переворот. Он использовал вооружённую силу, в результате чего имеются многочисленные человеческие жертвы.

Развязывание войны в Чечне

Ельцин издал в ноябре-декабре 1994 года указы, предусматривающие ограничения прав и свобод человека и гражданина, отдал приказ на проведение военных действий на территории Чеченской республики. Совершенное им превышение власти привело к многочисленным человеческим жертвам, нарушению прав и свобод граждан Российской Федерации.

Так, представитель партии «Яблоко» в 1999 году обвинила Ельцина в том, что в Чеченской республике имеются многочисленные случаи похищения людей: «Он, Президент Ельцин, виновен в том, что в год, когда все мировое сообщество отмечало 50-летие Декларации прав человека и он, Президент Ельцин, объявил в России год защиты прав человека, в России на рубеже третьего тысячелетия возрождена работорговля, возрождено крепостное право. Я имею в виду тех 500 наших ребят, которые пленены и каждый день это количество пленённых, к сожалению, не уменьшается, а возрастает… Это он, Президент Ельцин, виноват в том, что одной из моих избирательниц в День праздника международной солидарности трудящихся позвонили из Чечни, из Грозного, и предложили выкупить своего сына за 30 тысяч долларов, либо обменять на одного из плененных чеченцев в российских тюрьмах, осужденных чеченцев» .

Ослабление обороноспособности и безопасности страны

К крупному ущербу обороноспособности и безопасности Российской Федерации, по мнению обвинителей, привело использование Б. Н. Ельциным своих властных полномочий.

В 1999 году депутат от фракции «Яблоко» А. Г. Арбатов заявил, что с 1992 года началось резкое сокращение финансирования расходов на оборону, которое не сопровождалось преобразованиями в армии в ВПК. По словам Арбатова, до 1997 года военная реформа была «профанацией», а после дефолта 1998 года, «в реальном исчислении за период 1998-1999 годов военный бюджет сократился втрое». Арбатов сказал, что вина в этом лежит на Ельцине: «ни в какой иной области Президент не сосредоточил в своих руках столь огромных полномочий, как в управлении силовыми структурами. И ни в одной из них результаты не были столь плачевны». При этом Арбатов отметил, что Ельцин должен нести моральную, а не юридическую ответственность .

Геноцид русского народа и других народов России

За годы его президентства осуществлялись меры по изменению социально-экономических отношений в Российской Федерации. В России произошло резкое сокращение численности населения. По официальным данным его естественная убыль за период с 1992 по 1998 годы составила 4,2 миллиона человек

По данным Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экономической безопасности, в 1997 году по сравнению с 1990 годом произошло снижение потребления мяса на 35 %, молока - на 41 %, яиц - на 31 %, рыбы - в 2,2 раза, в то же время выросло на 19 % потребление картофеля.

По утверждениям обвинителей, в результате приватизации произошло обогащение сравнительно небольшой группы за счёт обнищания преобладающей части российских граждан.

Комиссия по импичменту заявила, что Б. Н. Ельцин сознательно проводил политику, направленную на ухудшение уровня жизни граждан, обвинив президента в геноциде :

Тяжелые условия жизни народа России и значительное сокращение его численности явились следствием тех мер, которые были осуществлены в период с 1992 года под руководством и при активном участии президента Ельцина… Есть серьёзные основания считать, что сокращение численности населения также охватывалось намерением президента. Стремясь в конечном итоге добиться изменений в стране социально-экономического уклада и обеспечить с помощью нарождающегося класса частных собственников укрепления своей политической власти, президент Ельцин сознательно шел на ухудшение жизненных условий российских граждан, с неизбежностью влекущее повышение смертности населения и сокращение его рождаемости…

См. также

Примечания

Ссылки

  • Заключение об оценке фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, в связи с подготовкой, заключением и реализацией им Беловежских соглашений
  • 8. Понятие, задачи, предмет и методология науки конституционного права.
  • 9. Понятие, структура и история преподавания учебной дисциплины: “Конституционное (государственное) право России”.
  • 10. Понятие, сущность и структура конституции.
  • 11. История и этапы конституционного развития России.
  • 12. Юридические свойства Конституции Российской Федерации 1993 г. И ее значение для дальнейшей демократизации общественной жизни в России.
  • 13. Верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации.
  • 14. Основные принципы Конституции России 1993 г.
  • 15. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., способы и порядок пересмотра ее положений, принятия конституционных поправок.
  • 16. Понятие и содержание конституционных основ государственного строя Российской Федерации и его основополагающие принципы.
  • 17. Политическая система общества в России: понятие и основные элементы.
  • 18. Понятие и содержание экономических основ конституционного строя Российской Федерации.
  • 19. Социальные основы конституционного строя России.
  • 20. Государство - основная форма реализации полновластия народа.
  • 21. Россия – демократическое, правовое, социальное и светское государство.
  • 22. Признаки правового государства и их закрепление в Конституции России.
  • 23. Конституционные основы деятельности политических партий, общественных объединений по защите и выражению общественно-полезных интересов граждан Российской Федерации.
  • 24. Общественные объединения в России: понятие и отдельные виды.
  • 25. Референдум в Российской Федерации: виды, порядок назначения и проведения, вопросы, юридическая сила принятого решения.
  • 26. Избирательное право: понятие и принципы.
  • 27. Избирательные системы в России (мажоритарная и пропорциональная).
  • 28. Избирательный процесс: понятие и основные стадии.
  • 29. Избирательные комиссии: порядок образования, виды и основные полномочия.
  • 30. Выдвижение и регистрация кандидатов. Избирательный залог.
  • 31. Финансирование выборов. Избирательные фонды.
  • 32. Предвыборная агитация: основные формы, равные условия, запреты.
  • 33. Порядок выборов главы Российского государства.
  • 34. Понятие и принципы конституционного статуса человека и гражда­нина Российской Федерации.
  • 35. Естественность и не отчуждаемость прав и свобод человека.
  • 36. Основной закон Российского государства о правовых механизмах реализации и защиты конституционных прав, свобод и обязанностей российских граждан.
  • 37. Конституционные ограни­чения основных прав и свобод в период чрезвычайного или военного положения на территории Российской Федерации.
  • 38. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина (правовые, политические, социальные, финансово-экономические, организационные, международно-правовые).
  • 39. Соотношение норм международного права и норм национального законодательства России о правах и свободах.
  • 40. Равенство прав и свобод.
  • 41. Особенности правового положения иностранцев и лиц без граж­данства.
  • 42. Понятие, сущность и принципы гражданства Российской Федерации.
  • 43. Признание гражданства.
  • 44. Приобретение гражданства по рождению.
  • 45. Приобретение гражданства в порядке регистрации.
  • 46. Натурализация.
  • 47. Восстановление гражданства.
  • 48. Оптация.
  • 49. Органы, ведающие вопросами гражданства.
  • 50. Прекращение гражданства Российской Федерации: основания и порядок.
  • 54. Конституционные обязанности.
  • 55. Понятие, признаки и особенности российской модели республиканской формы правления.
  • 56. Конституционная система органов государства в Российской Федерации.
  • 57. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
  • 58. Понятие и основные признаки (черты) конституционно-правового статуса государственного органа в России.
  • 63. Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики и международных отношений.
  • 64. Основы правового статуса Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России.
  • 65. Акты Президента – указы и распоряжения: предмет регулирования; юридическая сила; соотношение; порядок подготовки, принятия, опубликования.
  • 66. Государственная Дума: структура, организация работы, конституционные полномочия и основания роспуска.
  • 67. Совет Федерации: функциональное предназначение, состав, порядок формирования, основные полномочия.
  • 68. Законодательный процесс в Российской Федерации.
  • 69. Депутатский иммунитет и депутатский индемнитет в Российской Федерации.
  • 70. Система федеральных органов исполнительной власти и ее конституционно-правовые основы.
  • 71. Правительство России: порядок формирования, состав, основные полномочия.
  • 72. Конституционные принципы и особенности российского федерализма.
  • 73. Конституционно-договорная основа федеративного устройства России. Предпосылки формирования России как национально-территориальной федерации.
  • 74. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • 75. Понятие и признаки государственного суверенитета Российской Федерации.
  • 76. Международная правосубъектность Российской Федерации. Россия - член Содружества Независимых Государств.
  • 77. Республика в составе России – правовое, демократическое, унитарное государство.
  • 78. Край, область, города федерального значения – государственно-территориальные образования.
  • 79. Правовая основа статуса автономных образований в Российской Федерации. Национально-культурная автономия в России.
  • 80. Конституция России и федеральное законодательство об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • 81. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за принятие нормативных правовых актов, противоречащих Основному закону Российского государства.
  • 82. Особенности организации государственной власти в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге.
  • 83. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации: наименование; структура; порядок избрания; основные функции и полномочия; организация работы.
  • 84. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: наименование; порядок избрания; основные полномочия; порядок отрешения от должности Президентом России. Порядок избрания Президента рф
  • Процедура отрешения Президента рф от должности
  • 85. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие, сущность, принципы.
  • 86. Конституционные основы организации местного самоуправления в России.
  • 87. Конституционные основы судопроизводства в Российской Федерации.
  • 88. Конституционный суд России: порядок формирования, состав, требования к претендентам на должность судьи, решения, полномочия и основные правила конституционного судопроизводства.
  • 89. Конституционное закрепление правового положения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в судебной системе.
  • 90. Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации.
  • Процедура отрешения Президента рф от должности

    Согласно Конституции Президент РФ прекращает исполнение > полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособно­сти по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему пол­номочия или отрешения от должности. Во всех случаях, когда Пре­зидент не в состоянии осуществлять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ до новых выборов Пре­зидента РФ.

    Процедура отрешения Президента от должности весьма усложнена и формализована.

    Во-первых, Президент РФ может быть отрешен от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении тяж­кого преступления. В этом случае «нижняя» палата - Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное за­ключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Предложение об этом может исходить только от группы депутатов, состав­ляющей не менее одной трети от общего числа членов Государствен­ной Думы (150 депутатов). Решение Государственной Думы о выдви­жении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты (300 депутатов).

    Во-вторых, рассматривает дело и, по существу, принимает реше­ние об отрешении Президента от должности «верхняя» палата - Совет Федерации. Для признания Президента виновным и, как следствие, отстранения его от должности необходимо две трети голосов от общего состава палаты (119 членов Совета Федерации).

    В-третьих, если решение Совета Федерации об отрешении Прези­дента от должности не будет принято в трехмесячный срок после выдви­жения Государственной Думой обвинения против Президента, то обви­нение считается отклоненным. Заметим, что при совершении главой го­сударства деяний, не являющихся тяжкими преступлениями согласно Уголовному кодексу РФ, указанная процедура во­обще не применяется.

    После отрешения от должности Президент РФ, в случае соверше­ния преступления, будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный гражданин.

    На основании четвёртой главы Конституции Президент России осуществляет следующие полномочия:

      назначает с одобрения Государственной думы председателя Правительства Российской Федерации ;

      имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации ;

      принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

      представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка ; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;

      по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

      представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда , Верховного суда , Высшего арбитражного суда , а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;

      формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации , статус которого определяется федеральным законом;

      утверждает военную доктрину Российской Федерации;

      формирует Администрацию Президента Российской Федерации ;

      назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

      назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

      назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях . В соответствие с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;

      назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;

      распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;

      назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

      вносит законопроекты в Государственную думу;

      подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.;

      обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства .

      Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации , а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

      Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

      осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

      ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

      подписывает ратификационные грамоты;

      принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.

      в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

      решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

      награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации , высшие воинские и высшие специальные звания;

      осуществляет помилование .

    В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.



    Похожие статьи