Из чего состоит морфологический разбор слова. Разбор предложения по частям речи онлайн

15.10.2019

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

В школе обязательно нужно уметь делать морфологический разбор слова, поскольку данный вид разбора является обязательным в учебной программе. В конце каждого раздела морфологии предлагается научиться выполнять морфологический разбор конкретной части речи. Таким образом материал лучше запоминается и усваивается, учащиеся овладевают практическими языковедческими навыками. Выполнение разбора помогает быстрее выучить все грамматические категории, легко отличать их на практике, анализируя конкретные слова из контекста.


При обучении на филологических факультетах также большое внимание уделяется морфологическому разбору. Он выступает в качестве закрепляющего и контролирующего метода. В университетах лингвисты изучают расширенные грамматические категории, более детально исследуют языковое своеобразие каждой части речи, поэтому морфологический разбор там гораздо сложнее и подробнее.

Требования к языковым разборам заметно отличаются, поэтому необходимо тщательно изучать методические указания конкретного учебного заведения. В современной лингвистике учёные имеют разные взгляды на отдельные грамматические категории: желательно не только знать схему морфологического анализа, предлагаемую в вузе, но и позицию учёных-языковедов, работающих в нём. Всё это расскажут на подготовительных занятиях, зачастую выпускаются подробные пособия для поступающих. В школе требования зависят от программного комплекса, по которому происходит обучение.

Основные требования к выполнению морфологического разбора
Несмотря на имеющиеся разночтения в области морфологического разбора разных частей речи, существуют общие требования. В первую очередь, необходимо придерживаться при разборе слова чёткого алгоритма. Необходимо знать общие категориальные значения всех частей речи. Важно учитывать контекстное значение слова, чтобы не путать его с другими похожими языковыми единицами. Иногда бывают случаи, когда ученики относятся невнимательно к смыслу текстового фрагмента и путают слова, являющиеся омографами. В результате они неверно определяют начальную форму и разбирают другую языковую единицу. Необходимо чётко различать изменяемые и неизменяемые категории каждой части речи, чтобы не смешивать их, и не забывать указывать нужные данные. Правильно сделать морфологический разбор слова помогут следующие рекомендации:

  • важно точно определить слово, его смысловую нагрузку в тексте, выяснить, какой частью речи оно является;
  • надо внимательно относиться к начальной форме – она должна быть указана верно;
  • нужно анализировать слово в строгом соответствии с заданным алгоритмом;
  • сначала пишут неизменяемые категории, а затем – изменяемые;
  • в большинстве школьных программ и методических пособий рекомендуется не просто перечислять категории, а писать изменяемые категории после формального указания: «слово (...) употреблено в форме (...)»;
  • при указании категорий соблюдается определённый порядок, например, у существительных сначала указывается число, а затем – падеж;
  • не следует стараться обязательно найти у слова все категории, присущие данной части речи, поскольку каких-то категорий у анализируемой языковой единицы может не быть;
  • требуется определить синтаксическую функцию слова в предложении, это пишется в последнем пункте разбора, но желательно обратить внимание на синтаксическую роль сразу – это иногда помогает точно выяснить, какой частью речи является слово.
Соблюдая общие требования, морфологический разбор выполнить гораздо легче. Отступления от правил зачастую ведут к ошибкам в анализе, так как даже нарушение порядка разбора вносит путаницу в процесс.

Алгоритм морфологического разбора слова

  1. Пишется словоформа анализируемого слова – его нужно указать именно так, как оно употреблено в контексте, без изменений.
  2. Определяется начальная форма слова. Для каждой части речи правила приведения слова в начальную форму и её признаки индивидуальны:
    • существительное – именительный падеж, единственное число;
    • прилагательное – именительный падеж, единственное число, мужской род;
    • порядковое числительное – именительный падеж, единственное число, мужской род;
    • количественное, дробное или собирательное числительное – именительный падеж;
    • местоимение – именительный падеж, единственное число, мужской род (если они есть);
    • наречие – часть речи не изменяется;
    • глагол – неопределённая форма (отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»);
    • причастие – именительный падеж, мужской род, единственное число;
    • деепричастие – часть речи не изменяется.
  3. Указывается общее грамматическое значение слова как части речи:
    • существительное – предмет;
    • прилагательное – признак предмета;
    • порядковое числительное – признак предмета и количество;
    • собирательное, дробное, количественное числительное – количество;
    • местоимение – указание на предмет;
    • наречие – признак действия, признак признака;
    • глагол – действие;
    • причастие – признак предмета по действию;
    • деепричастие – добавочное действие.
  4. Определяют все неизменяемые грамматические категории. Они также зависят от части речи:
    • существительное: собственное или нарицательное, одушевлённость / неодушевлённость, род, склонение;
    • прилагательное: разряд (делят на качественные, относительные, притяжательные), степень сравнения (только для качественных, категория есть не всегда), краткая или полная форма (только для качественных);
    • числительное: простое, сложное или составное; разряд (порядковое, собирательное, дробное, количественное);
    • местоимение: группа по отношению к частям речи (например, местоимение-существительное), разряд по значению, лицо (только для личных);
    • наречие: разряд по значению (например, наречие времени или наречие образа действия), степень сравнения (если она есть);
    • глагол: возвратность, переходность, вид (совершенный или несовершенный), спряжение (I и II);
    • причастие: залог (страдательный или действительный), форма (полная или краткая), время, вид, возвратность;
    • деепричастие: вид, возвратность.
  5. На данном этапе нужно правильно указать, в какой форме употреблено слово в контексте. Нередко ученики путают начальную форму и словоформу, приступают к анализу изменяемых категорий и продолжают смотреть на начальную форму. Важно научить школьников: изменяемые категории определяют только по словоформе, обозначенной в первом пункте разбора. Изменяемые категории:
    • существительное: число, падеж;
    • прилагательное, числительное, местоимение, причастие: падеж, число, род (если есть);
    • наречие, деепричастие: неизменяемые части речи;
    • глагол: наклонение, время (для изъявительного наклонения), число, лицо, род (если есть).
  6. Заключительным пунктом морфологического разбора слова становится определение синтаксической роли слова в предложении. Нужно внимательно рассмотреть предложение, поскольку иногда слова выполняют несвойственные для себя функции. При этом можно определить, какие синтаксические роли наиболее характерны для конкретных частей речи:
    • существительное чаще всего является подлежащим и дополнением;
    • прилагательное обычно бывает определением или сказуемым;
    • числительные могут быть любыми членами предложения, порядковые чаще всего – согласованные определения;
    • местоимения могут быть любыми членами предложениями, это обычно зависит от того, с какой частью речи они соотносимы;
    • наречия чаще бывают обстоятельствами, но способны выполнять любую синтаксическую роль;
    • стандартная синтаксическая функция глагола – сказуемое;
    • причастие чаще становится определением;
    • деепричастие обычно играет роль обстоятельства.
Если точно следовать данному алгоритму, учитывать индивидуальные требования к морфологическому разбору в конкретном образовательном учреждении, анализировать слова гораздо удобнее. Нарушение порядка разбора может быть засчитано как ошибка.

Некоторые нюансы морфологического разбора
Выполняя морфологический разбор слова, важно помнить, что далеко не всегда слово обладает стандартным набором привычных категорий. Нередко старательные ученики теряют много времени, пытаясь отыскать конкретную категорию. На самом же деле её может не быть у данной языковой единицы. Также возникают затруднения с определением отдельных категорий. Можно отметить основные сложности и тонкости разбора, которые следует запомнить.

Собирательные существительные – неодушевлённые (студенчество, молодёжь). Если существительные употребляют только во множественном числе, они не имеют рода (сани, ножницы). Есть понятие общего рода (умница, протеже). Только форму единственного числа имеют собирательные, отвлечённые, некоторые вещественные существительные и имена собственные. Некоторые вещественные, отвлечённые, названия игр, имена собственные могут употребляться только в форме множественного числа.

Необходимо помнить, что прилагательные могут переходить из одного разряда в другой, меняя свои значения в зависимости от контекста. Например: золотое кольцо – сделанное из золота, относительное прилагательное; золотое сердце – переносное значение (доброе), качественное прилагательное. Таким образом, определяя категории, необходимо внимательно относиться к лексическому значению слова, его смысловому оттенку.

В языкознании принято считать, что краткую форму могут иметь только качественные прилагательные, но в комплексе Бабайцевой и Чесноковой к краткой форме относится также именительный падеж притяжательных прилагательных с суффиксом –ий-.

Местоимения никак, где, иначе, которые не изменяются, иногда относят к наречиям. Форма относительных и вопросительных местоимений совпадают, только вопросительные имеют вопросительную функцию. Нужно различать простые формы сравнительной степени прилагательных и наречий, учитывая контекст. Например: гепард быстрее кошки (более быстрый, прилагательное), гепард бегает быстрее кошки (более быстро, наречие). Слова категории состояния сейчас принято отделять от наречий, хотя где-то их по-прежнему объединяют. Но в вузах они всегда изучаются отдельно, указываются их отличия от наречий.

Переходность глаголов не изучается в комплексе Бабайцевой и Чесноковой, однако в профильных вузах знать данную категорию необходимо. Только в изъявительном наклонении есть категория времени глаголов. Причастие имеет две формы времени – прошедшую и настоящую. Только страдательные причастия могут быть краткими.

Учитывая и запоминая все тонкости отдельных морфологических категорий, можно быстро и точно сделать морфологический разбор слова.

Морфологический разбор слова – один из самых распространенных видов анализа. Чтобы успешно сдавать экзамены по русскому языку, нужно научиться делать морфологический разбор грамотно.

Морфологический разбор – это разбор слова как части речи. Цель морфологического разбора – определить, к какой части речи относится данное слово и доказать свое предположение.

Если в тексте вы видите, что какое-то слово помечено цифрой 3, значит, вам необходимо сделать данный вид анализа. Морфологический разбор состоит из трех частей:

1. Выписать слово в той форме, в которой оно употреблено в предложении. Определить, к какой части речи относится это слово. Поставить слово в начальную форму.

2. Перечислить все грамматические признаки слова. Сначала перечисляются постоянные признаки, затем – непостоянные.

3. Указать, каким членом предложения является слово.

По указанному плану разбираются все части речи русского языка. Но поскольку части речи имеют разные грамматические признаки, то конкретная схема разбора существительного, прилагательного, глагола и других категорий будет отличаться.

Морфологический разбор существительного

1. Обозначает предмет. Начальная форма – именительный падеж единственного числа.

2. Постоянные признаки: собственное – нарицательное, одушевленное – неодушевленное, род, склонение.

Непостоянные признаки: число, падеж.

3. В предложении может выполнять роль подлежащего, дополнения, именной части составного глагольного сказуемого, определения, обстоятельства.

Морфологический разбор прилагательного

1. Обозначает признак предмета. Начальная форма – именительный падеж мужского рода единственного числа.

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

Непостоянные признаки: род, число, падеж. Для качественных прилагательных – степень сравнения, полная или краткая форма.

3. В предложении обычно выполняет роль определения или именной части составного именного сказуемого, но может быть любым членом предложения.

Морфологический разбор местоимения

2. Постоянные признаки: разряд.

Непостоянные признаки: род, число, падеж. Важно учитывать, что местоимения различных разрядов изменяются по-разному. У всех местоимений есть один непостоянный признак – это падеж. По родам изменяются не все местоимения, для личных число является постоянным признаком.


3. В предложении местоимение может выполнять любую роль, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением или определением.

Морфологический разбор числительного

1. Начальная форма – именительный падеж.

2. Постоянные признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное), разряд по структуре (простое, составное или сложное).

Непостоянные признаки: род, число, падеж, если есть.

Морфологический разбор глагола

1. Начальная форма (неопределенная форма, инфинитив) отвечает на вопросы «Что делать?» «Что сделать?»

2. Постоянные признаки: вид (совершенный-несовершенный), переходность (переходный, непереходный), возвратность (возвратный-невозвратный), спряжение.

Непостоянные признаки: наклонение, время (если есть), число, лицо (если есть), род (если есть).

3. может выполнять роль любого члена предложения, но чаще всего является сказуемым.

Морфологический разбор причастия

1. Начальная форма – именительный падеж единственного числа.

2. Постоянные признаки: залог, вид, время.

Непостоянные признаки: полная или краткая форма, род, число, падеж.

3. В предложении причастия чаще всего выполняют роль определения.

Морфологический разбор деепричастия

1. Неизменяемая форма глагола

2. Признаки глагола: вид, переходность, возвратность.

Признаки наречия: неизменяемость.

3. Синтаксическая функция – обстоятельство.

Морфологический разбор наречия

1. Неизменяемое слово.

2. Постоянные признаки: разряд по значению, степень сравнения (если есть).

Непостоянные признаки отсутствуют.

3. В предложении наречие выступает в роли обстоятельства, именной части составного именного сказуемого, но может быть и любым другим членом предложения.


Чтобы научиться делать морфологический разбор, необходимо знать особенности каждой части речи, ее грамматические признаки, уметь определять синтаксическую роль слова в предложении.

Морфологический разбор может вызвать затруднения, если не знать признаков частей речи. Части речи разбираются по плану: определяется начальная форма слова, по пунктам рассматриваются постоянные и непостоянные характеристики. Рассмотрим, как делать морфологический разбор для самостоятельных и служебных частей речи.

Как сделать морфологический разбор – имя существительное

  • Нач. форма – Им.п., ед.ч. для имен существительных.
  • Определяем пост. признаки (собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение).
  • Затем непост. признаки (число, падеж).
  • Определяем, какую синтаксическую роль в предложении несет слово.

Как сделать морфологический разбор – имя прилагательное

  • Ставим в нач. форму И.п., ед.ч., м.р.

По постоянному признаку имена прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.

  • Определяем принадлежность нашего слова к одной из групп.

Находим непост. признаки:

  • Степень сравнения.
  • Полная или краткая форма.
  • Падеж (только для полной формы).
  • Число.
  • Род (только для единственного числа).

Подчеркиваем, каким членом предложения является наше слово.


Как сделать морфологический разбор – глагол

  • Ставим глагол в такую форму, чтобы он отвечал на вопрос “Что делать?” или “Что сделать?”. Эта начальная форма еще называется инфинитив.
  • Пост. признаки у глагола такие: вид, спряжение, возвратность, переходность.
  • Непост. признаки: наклонение, время, число, лицо.
  • Определяем, каким членом в предложении является глагол.


Как сделать морфологический разбор – другие части речи

Морфологический разбор других частей речи происходит по тому же плану: сначала ставим наше слово в начальную форму, затем устанавливаем пост. и непост. признаки и напоследок определяем синтаксическую роль. Нужно знать, какими признаками обладают те или иные части речи:

  • Числительное. Начальная форма у числительного – Им.п. или Им.п., ед.ч., м.р.. К пост. признакам относятся: разряд по структуре, разряд по значению. Непостоянные: падеж, число (только у количественных и порядковых числ.), род (только в ед.числе). Следует отметить, что синтаксическая роль числительного в предложении определяется вместе с существительным, к которому оно относится.
  • Местоимение. Начальная форма местоимения определяется в зависимости от его разряда – И.п., ед.ч., м.р (если есть). К пост. признакам местоимения относятся: разряд и лицо (только для личных). К непост.: падеж, род (если есть), число (если есть).
  • Наречие. Наречие обладает такими пост. признаками, как неизменяемость и разряд по значению. У некоторых наречий проявляется непостоянный признак – степень сравнения, это тоже нужно указывать.
  • Причастие. Нач.ф. – И.п., ед.ч., м.р.. Постоянно причастия могут быть действительными или страдательными, совершенного или несовершенного вида, возвратными или невозвратными, а также иметь время. Непост. признаки – это форма (полная или краткая), падеж (только для полной формы), число, род (только для ед.ч.).
  • Деепричастие. У деепричастия следующие пост. признаки: неизменяемость, вид и возвратность.


Морфологический разбор служебных частей речи происходит по той же схеме. Служебные слова также обладают постоянными и непостоянными признаками, но не являются членами предложения.

Подробнее о том, как сделать морфологический разбор на примере существительного:

Как сделать морфологический разбор слова? Для начала нужно определиться, какая это часть речи и разобраться в конкретных моментах,связанных с данным действием. В этой статье разберем, как делать морфологический разбор.

Большинство не знает, как делать разбор слова. Однако морфологический разбор производить достаточно просто.

Должны быть указаны следующие моменты:

  • к какой части речи относится конкретное слово;
  • начальная форма;
  • постоянные и непостоянные признаки;
  • какова синтаксическая роль в предложении, за исключением служебных.

Это общие моменты , которые указывают при разборе любого слова, вне зависимости от части речи. Теперь рассмотрим подробнее каждую часть речи. Запомните важный момент: сначала необходимо охарактеризовать его в целом, а уже затем смотреть на контекст предложения и от него продолжать. Также учитывайте, что в некоторых частях речи нужно быть внимательным, так как для некоторых слов помимо общих признаков нужно описать дополнительные характеристики.

Имя существительное

Самой популярной и часто используемой частью речи является существительное. Разбор надо сделать по следующей инструкции:

  • первоначальная форма;
  • нарицательное или собственное;
  • одушевленное или нет;
  • число, единственное или множественное;
  • склонение;
  • женский или мужской род;
  • падеж и роль в предложении.

Например : «Человек ест пиццу» . Пиццу — имя существительное, начальная форма — пицца, неодушевленное, в единственном числе, второе склонение, женский род, винительный падеж, играет роль дополнения в предложении.

Глагол

Морфологический разбор глагола делать необходимо следующим образом:

  1. начальная форма;
  2. переходный либо непереходный;
  3. возвратный или невозвратный;
  4. наклонение;
  5. время — прошедшее, настоящее или будущее;
  6. род и лицо;
  7. число;
  8. какую роль играет в предложении.

Рассмотрим пример : «Говорили все в лицо, не особо боясь последствий» . Говорили является переходным, в совершенном виде и прошедшем времени, наклонение изъявительное, множественное число, роль в предложении — сказуемое.

Причастие

Рассмотрим, как произвести разбор примера, относящегося к причастию:

  • изначальная форма;
  • является страдательным или действительным;
  • время и вид причастия;
  • возвратное оно или нет;
  • для страдательного причастия — краткое или полное;
  • в полном причастии указывается падеж;
  • причастие в единственном числе потребует определения рода;
  • число и роль слова в предложении.

Пример : «Осматриваю видавшую виды местность» . Здесь видавшую — причастие, первоначальная форма — видавший, действительное, прошедшее время, женский род, совершенный вид, невозвратный, в единственном числе, роль в предложении согласованное определение.

Деепричастие

Иногда эту часть речи считают особым видом глагола . Разбор такого слова:

  1. какая часть слова;
  2. изначальная форма;
  3. изменяемо оно или нет;
  4. вид разбираемого слова;
  5. роль в предложении.

Разберем : «Уезжая из Москвы, ты уже скучаешь по ней» .Уезжая — деепричастие от первоначальной формы глагола уезжать, несовершенный вид, неизменяемое, в предложении выступает как обстоятельство образа действия.

Наречие

Теперь попытаемся понять, как разбирается слово из остальных категорий. Начнем мы с наречия.

Если вам нужно разобрать слово, относящееся к наречию, то схема будет следующей :

  • изначальная форма;
  • местоимение или знаменательное;
  • разряд наречия;
  • при наличии степень сравнения;
  • роль в предложении.

Пример : «Тучи сгустились очень низко, все потемнело» . Низко — наречие, в начальной форме, знаменательное, обстоятельное и качественное, степень сравнения — отрицательная, синтаксическая роль в качестве обстоятельства образа действия.

Пример : «Полное ведро воды накапало с потолка». Полное — прилагательное, его начальная форма — полный, качественное, полное и среднего рода, в винительном падеже, единственном числе, степень сравнения положительная, синтаксическая роль определение.

Числительное

Выявляем начальную форму. Затем определяем простое или составное число, оно является количественным или порядковым, у первых надо определить разряд, падеж, число, синтаксическую роль в предложении.

Например : «Прошло два месяца» . Два — числительное, в начальной форме, простое, количественное, целое, именительный падеж, выступает как составная часть подлежащего.

Заключение

Морфологический разбор слова на первый взгляд представляется достаточно сложным. Неподготовленный человек может запутаться в том, какое это слово, его роли в предложении, его форме и так далее. Но благодаря нашей статье вы немного прояснили данные моменты. Теперь вы разбираетесь, какую роль играет слово в предложении, пошаговую инструкцию по разбору, улавливать контекст предложения, определяющего роль слова в каждом конкретном случае. Изучайте русский язык, разбирайте предложения и вы сможете узнать много нового, в том числе касающееся морфологического разбора различных частей речи!

Видео

Из видео вы узнаете, как сделать морфологический разбор имени существительного.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.



Похожие статьи