Чему посвящён культовый трактат «Молот ведьм»? «Молот ведьм» – настольная книга Инквизиции Чему посвящен молот ведьм.

20.12.2023

Сегодня вышел очередной выпуск «АиФ» № 19 от 10 мая 2017 года и мы подготовили вопросы и ответы на этот выпуск кроссворда.

По горизонтали:

1. Горючее для бахвала. Ответ из 14 букв: САМОДОВОЛЬСТВО
4. Квадратно-гнездовой … посадки картофеля. Ответ из 6 букв: СПОСОБ
9. Кто «обеспечивает бессмертие после кончины» братьям нашим меньшим? Ответ из 12 букв: ТАКСИДЕРМИСТ
10. Языковая трансформация. Ответ из 7 букв: ПЕРЕВОД
12. Мыльная, но не опера. Ответ из 4 букв: ПЕНА
13. Искусство попадать движениями в ноты. Ответ из 5 букв: ТАНЕЦ
14. «Промчится … на дельфине, в рожок серебряный трубя». Ответ из 5 букв: ОТРОК
16. Сколько получил от Александра Корейко отступных Остап Бендер? Ответ из 7 букв: МИЛЛИОН
20. Кто над иноками поставлен? Ответ из 6 букв: ИГУМЕН
22. «Осиновое оружие» против вампиров. Ответ из 3 букв: КОЛ
23. «Хмуриться не надо, …!» Ответ из 4 букв: ЛАДА
27. Заготовка для вышибалы. Ответ из 5 букв: БУГАЙ
28. В какой из наших областных центров лежит путь через заграницу? Ответ из 11 букв: КАЛИНИНГРАД
31. Где мыши без еды точно не останутся? Ответ из 5 букв: АМБАР
32. Какая Марфа стала третьей женой Ивана Грозного? Ответ из 8 букв: СОБАКИНА
34. Фамилия папы Иоанна Павла II. Ответ из 7 букв: ВОЙТЫЛА
35. Какой цветок связан с богиней Дианой? Ответ из 6 букв: ЛАНДЫШ
39. Хрустяшка для сладкоежки. Ответ из 4 букв: БЕЗЕ
40. «У крупных неприятностей и … толще». Ответ из 5 букв: ШКУРА
41. «Искусственное прерывание» власти. Ответ из 9 букв: ПЕРЕВОРОТ
42. Юбка на Шоне Коннери по особо торжественным случаям. Ответ из 4 букв: КИЛТ
43. «У кого руки в навозе, у того на губах …» (финская пословица). Ответ из 3 букв: ЖИР
45. Сказочный трудяга, отплативший за скупость своему работодателю. Ответ из 5 букв: БАЛДА
46. Мультяшный лев, поехавший на каникулы в Африку. Ответ из 9 букв: БОНИФАЦИЙ
47. Откуда родом Раймонд Паулс? Ответ из 4 букв: РИГА
48. Какая ящерица когда-то была главным хищником Австралии? Ответ из 5 букв: ВАРАН
49. Что на бирже котируется? Ответ из 5 букв: АКЦИЯ
50. «Таксист без лицензии» на водительском жаргоне. Ответ из 7 букв: БОМБИЛА
51. «Гарантия» того, что вы будете держать язык за зубами. Ответ из 4 букв: КЛЯП
52. Игра метателей. Ответ из 5 букв: ДАРТС

По вертикали:

1. Потеря «в состоянии аффекта». Ответ из 12 букв: САМОКОНТРОЛЬ
2. Столовый протектор. Ответ из 8 букв: СКАТЕРТЬ
3. Русский художник, приложивший руку к созданию будёновки. Ответ из 8 букв: ВАСНЕЦОВ
5. Культовый фильм «… юрского периода». Ответ из 4 букв: ПАРК
6. Какой металл алхимики связывали с Сатурном? Ответ из 6 букв: СВИНЕЦ
7. Кто играет на саксофоне в фильме «Ландыш серебристый»? Ответ из 6 букв: БУТМАН
8. «Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье» (классический роман). Ответ из 5 букв: ИДИОТ
11. У какой европейской страны самая протяжённая в мире морская граница с Канадой? Ответ из 5 букв: ДАНИЯ
12. Жара в аду. Ответ из 5 букв: ПЕКЛО
15. Ночное состояние здорового мозга. Ответ из 5 букв: ПОКОЙ
17. Художественная эмаль. Ответ из 7 букв: ФИНИФТЬ
18. Сотрудник, помогающий «свести счёты». Ответ из 9 букв: БУХГАЛТЕР
19. Птица, что заглатывает добычу, не вынимая клюва из ила. Ответ из 5 букв: БЕКАС
21. «Кровавая сталь» из пушкинской «Чёрной шали». Ответ из 5 букв: БУЛАТ
22. «Ареал чиновника». Ответ из 7 букв: КАБИНЕТ
24. Чему посвящён культовый трактат «Молот ведьм»? Ответ из 11 букв: ДЕМОНОЛОГИЯ
25. Дымок над кипятком. Ответ из 3 букв: ПАР
26. Мускатные заросли. Ответ из 11 букв: ВИНОГРАДНИК
28. Из какого болотного растения маги делают «жезл властителя подлунного мира»? Ответ из 5 букв: КАМЫШ
29. Венецианский правитель. Ответ из 3 букв: ДОЖ
30. «Французский Спенсер Трейси», у которого случился бурный роман с Марлен Дитрих. Ответ из 5 букв: ГАБЕН
33. Кто «несёт свет людям»? Ответ из 8 букв: ЭЛЕКТРИК
36. «Сало на сковородке». Ответ из 7 букв: ШКВАРКА
37. Чем с крупье расплачиваются? Ответ из 5 букв: ЖЕТОН
38. На какой овощ не следует налегать при проблемах с почками? Ответ из 7 букв: ПОМИДОР
39. «Золотая столица» Сибири. Ответ из 7 букв: БОДАЙБО
41. Что «на ночь глядя» надевают? Ответ из 6 букв: ПИЖАМА
44. Какого Тома сыграл Мэтт Деймон в криминальной драме Энтони Мингеллы? Ответ из 5 букв: РИПЛИ
46. Декор косы. Ответ из 4 букв: БАНТ

Это чудовищное сочинение во славу Божию отправило на костер тысячи невинных людей. Что это за книга? Почему более 500 лет вокруг нее ведется столько споров? Итак, знакомьтесь - настольная книга инквизиторов «Молот ведьм». Сразу предупреждаем - чтение не для слабонервных. В этом средневековом «бестселлере» вы найдете описания и соития ведьм с сатаной, и поедания детей и мужских половых органов, и вызывания бурь, града, чумы, и кровавых человеческих жертвоприношений, и способности убивать взглядом, предсказывать и летать… По сравнению с этим «шедевром» меркнут все ужасы Стивена Кинга, Дина Кунца и других писателей жанра хоррор.

Это поистине легендарное сочинение «Молот ведьм» (нем. Hexenhammer, лат. Malleus Mcdeficarum) увидело свет в 1486 г. в городе Шпайер. Его авторами стали два монаха-доминиканца Яков Шпренгер и Хайнрих Крамер (известный также как Генрих Инститорис), обличители еретиков в Рейнской области, расположенной на севере Германии. Из хроник того времени можно узнать, что пасторы не отличались примерной святостью и жители области неоднократно жаловались на них епископам. Расскажем более подробно об авторах «Молота».

Хайнрих Крамер начинал свою деятельность в Тироле, где быстро настроил против себя все местное население. Ходят слухи, что он, чтобы обосновать необходимость охоты на ведьм, уговорил одну распутницу спрятаться в печи, притворившись, что там поселился дьявол. Ее голос обвинил многих людей, которых Крамер жестоко пытал. Получив многочисленные жалобы, епископ Бриксенский изгнал Крамера, но тот получил награду за свои труды от эрцгерцога Сигизмунда. Яков Шпренгер - соавтор сочинения Крамера - добился одобрения «Молота» и заручился письмом богословского факультета Кельнского университета от 1487 г. Однако дело в том, что это одобрение подписали лишь четыре профессора из всего университета и их поддержка ограничилась заявлением, что части I и VI не противоречат Библии и другим каноническим книгам, а последняя, практическая, часть заслуживает доверия благодаря приведенным в ней свидетельствам. Но оно нигде более не было опубликовано и обнародовано. Таким образом, можно сделать вывод, что письмо - подделка, прибавляющая книге престиж. Еще один интересный факт свидетельствует об «авторитете» сочинителей «Молота ведьм». Коллеги Шпренгера по университету после его смерти 6 декабря 1495 г. не отслужили заупокойную мессу. Причин могло быть две. Первая - покойный завещал свое имущество за пределы Кельна, а вторая - такое отношение могло быть обусловлено академической непорядочностью Шпренгера. Однако Папа Римский Иннокентий VIII поддержал деятельность авторов «Молота». Зато уже в 1491 г. Великий инквизитор Испании Томас Торквемада признал «Молот ведьм» ересью. Почему это произошло? Получается, что инквизиция противоречит сама себе?

«Святой отдел расследований еретической греховности», несмотря на множество ужасных баек, которые так любят о нем рассказывать люди, не слишком хорошо знающие историю, - не самое кровавое явление в летописях человечества, хотя сравниться с ним в бессмысленной жестокости удавалось далеко не каждому тирану. «Молот» был самым популярным руководством к действию для средневековых охотников на ведьм. В XV в. женщин считали вовсе не прекрасным и слабым полом, а опасными и коварными посланницами дьявола. В лучшем случае их уделом становились дети, церковь и кухня. А если женщина была красива и умна - она обвинялась в колдовстве и попадала на костер. Многие наши соотечественники, побывав в Западной Европе, отмечают, что там очень мало красивых женщин. Испанки поражают еще и странной любовью к одежде черного цвета, которую носят и в будни, и в праздники. И это не случайность - это шрам, оставленный «молотом ведьм» на психологии и генофонде европейских государств.

Что стало причиной появления на свет ужасного орудия инквизиции? Созданная в 1204 г. инквизиция по закону имела право наследовать имущество осужденных еретиков, чем и пользовалась. Катары, мараны, гуситы были надежным источником пополнения казны Церкви. Когда же крупнейшие еретические секты были разгромлены, в бюджете Ватикана появились зияющие дыры, которые надо было срочно «латать». Кроме того, инквизиция была удобной, проверенной, отлаженной машиной, обладавшей огромной властью. Тормозить ее работу было не только невозможно, но и опасно. Святые отцы начали искать новый источник дохода - и нашли его. Им стали «колдуны» и «ведьмы». Поводом для обвинения в колдовстве мог стать слух, намек, анонимное письмо. Жертвой навета мог пасть любой: и ремесленник, и купец, и аристократ. В инквизиторском суде признавались все обвинения - показания других осужденных, прохожих и даже детей, что и в те времена не признавалось достойным доверия в обычных судах. Надо учитывать, что общее психическое здоровье большинства жителей средневековой Европы оставляло желать лучшего: веками людей пугали всемогущим, вездесущим Богом, который немилосердно карал грешников. Определить, кто есть этот самый грешник и слуга дьявола, был призван «Молот ведьм» - самый авторитетный в те времена трактат по демонологии, достоверность которого в своей булле подтвердил сам Папа. Авторы издания прекрасно разбирались в предмете, им не составило труда объединить древние легенды и церковные знания, чтобы составить подробнейшую инструкцию по выявлению ведьм и борьбе с ними. Последствия применения рекомендаций «Молота» поистине кошмарны.

Всего за шесть лет архиепископ - курфюрст Трира - сжег 368 ведьм, то есть на костре погибало более одной ведьмы в неделю. В двух немецких деревнях женщины вызвали настолько серьезные подозрения у инквизиторов, что в каждой из них в живых осталось только по одной женщине. За три месяца епископом Женевы были отправлены на костер 500 мнимых ведьм. В Савойе по обвинению в колдовстве были сожжены свыше 800 человек. Как утверждают записи самих инквизиторов, в разных концах Европы за 150 лет было предано позорной казни на костре около 30 тысяч ведьм. Церковь всегда была более чем склонна к женоненавистничеству Это был настоящий крестовый поход против женщин, а библией его участников стал «Молот ведьм», который состоит из трех частей. Каждая часть включает несколько глав - в полном соответствии с канонами ораторского искусства. Глава, как правило, начинается с вопроса, а далее авторы приводят ряд рассуждений и примеров и в конце дают ответ на поставленный вопрос. Авторы в качестве аргументов и доказательств своей правоты используют тексты Священного Писания, Канона Episcopi (Епископского Канона), учения Аристотеля, а также «Божественного церковного и гражданского права», хотя с точки зрения современной психологии это сочинение может быть прекрасным иллюстративным материалом к теории Фрейда о сексуальных отклонениях. Ярким доказательством этому может служить пример толкования авторами слова «женщина» (femina), происходящего от двух слов - «вера» и «малый». Не менее парадоксально и приведенное в книге толкование слова «дьявол» (diabolus). По мнению монахов, оно происходит от слов «два» и «смерть». Это символизирует, что дьявол убивает физическое и духовное начало человека - душу и тело. В «Молоте» одобрялись самые нелепые предрассудки относительно волшебства и колдуний.

Первая часть книги повествует о трех силах, составляющих колдовство, а именно: о дьяволе, о колдуне и о Божьем попущении. Здесь говорится, что дьявол существует, может делать сверхъестественные вещи и ведьмы помогают ему. И это допускает Бог! При этом Церковь называет ведовство худшим из преступлений. Поэтому служители Церкви должны в полной мере осознать всю гнусность ворожбы, которая - суть отречение от католической веры, преданность и поклонение Дьяволу, подношение ему даров: принесение в жертву некрещеных детей и плотские сношения. В числе особо неблагонадежных оказались женщины, наделенные красотой. Красота, как известно, создана дьяволом для искушения людей. Во все времена обладательницы привлекательной внешности и острого ума притягивали людей и… имели завистников, а главное - завистниц. Потому ревнивые и не блистающие красотой и умом супруги часто писали доносы на симпатичных обаятельных соседок - на всякий случай. Инквизиторы, все без исключения мужчины, тоже не могли не поддаваться очарованию своих прекрасных узниц. И это было еще одним доказательством их дьявольской сущности и ведовского дара. Как ни странно, к ведьмам причисляли Повивальных бабок. Почему? Да потому, что женщины верили им гораздо больше, чем местным священникам, которые могли помочь больной или роженице только молитвой и уж абсолютно ничего не смыслили в гинекологии. Женское тело казалось им настолько нечистым и страшным, что со временем у священников появилось убеждение, будто ведьма может отращивать в причинном месте клыки. Еще один аргумент инквизиторов - повивальные бабки могли посвящать младенцев дьяволу или даже приносить их ему в жертву. Не обошли инквизиторы и совращенных и брошенных женщин: «Падшие девицы, покинутые своими любовниками, которым они отдавались ради обещания жениться на них, потеряв всякую надежду и отовсюду встречая только позор и стыд, обращаются к помощи дьявола». При этом мужчина-соблазнитель ни в коем случае не порицался.

При таком перечислении удивительных талантов и деяний ведьм считалось, что неверие в их способности - ересь:…Следуя учению святого Фомы Аквинского, где он говорил о вредительстве ведьм, некоторые пытались утверждать, что чародейства на свете не существует и что оно живет лишь в воображении людей, приписывающих махинациям ведьм естественные явления, причина которых скрыта. Другие признавали существование ведьм, но полагали, что они своим колдовством действуют лишь на воображение и фантазию. Эти лжеучения будут в нижеследующем выявлены и опровергнуты.

В Библии говорится, что ведьмы существуют, а при этом «любой, кто не верит в установления Священного Писания, является еретиком». Авторы утверждают, что сила дьявола наиболее сильно проявляет себя во время плотских сношений. В «Молоте» прямо указано, что «все колдовство исходит от плотских похотей ненасытных женщин». Ведьмы разделяются на три типа: те, которые занимаются всяческим вредительством; те, кто обладает только целительскими способностями; те, кто имеет оба этих колдовских дара. Существовал якобы и высший разряд ведьм, которые обладали большой силой. Ее они черпали от тел пожираемых младенцев. Поскольку грехи эти были велики, то давать показания против ведьм в суде разрешалось даже преступникам, отлученным от Церкви, лжесвидетелям, проституткам, иноземцам. Во второй части трактата Шпренгера и Крамера говорится о способах колдовства и о том, как его можно снять. Тут уже приведены не теоретические выкладки, а разбор практической магии. Авторы подробно и детально изображают, как колдуют ведьмы и как можно защититься от их чар. Болыпая часть глав, как ни странно, описывает сексуальное общение ведьм с дьяволом, суккубами, инкубами, способы соблазнения мужчин с помощью колдовства, удаление у них половых органов и задержку деторождения у женщин. Рассказано и о других видах колдовства: превращении в животное себя и других людей, насылании болезней, в том числе чумы и проказы, порче урожая, вселении в чужое тело, управлении силами стихий… Авторы подробно излагают ход колдовских обрядов, например окропления водой, чтобы вызвать дождь, или протыкания восковой фигурки, символизирующей жертву, иголками. Если ведьме хотелось украсть молоко, она делала вид, что доит нож, воткнутый в стену, говоря при этом дьяволу, какую именно корову нужно подоить. Также во второй главе восемнадцать разделов посвящено способам борьбы с ведьмовским вредительством. Среди средств излечения от чар предлагаются: паломничество к святым местам, полная исповедь, экзорцизм. А вот вернуть половой орган или человеческий облик может только ведьма, совершавшая колдовство, или ее смерть. Чтобы противостоять неурожаю, стихийным бедствиям и болезням, верующие должны обойти проклятые места крестным ходом.

В этой главе также упоминаются категории людей, неподвластных чарам ведьм: инквизиторы, борцы с ведьмами, люди, оберегаемые священными обрядами и ангелами. Отдельная глава посвящена колдунам-мужчинам.

В основу третьей части трактата легла заповедь: «Ворожеи не оставляй в живых». Здесь подробно описывается вся процедура: способы выявления ведьм, предъявление обвинения, уговоры, пытки и способы получения признания.

Молчание под пыткой автоматически зачисляло жертву в ряды ведьм. Многие инквизиторы обещали помилование в обмен на признание и таким способом получали его: люди верили обещаниям, а позже неизменно подвергались пыткам. Инквизиторы обязательно должны были вырвать у обвиняемого признание вины - по закону ведьму или колдуна нельзя было осудить без признания. Эта часть состоит из 35 вопросов и ответов. Как ни странно, большинство из них рассматривают возможность вынесения оправдательного и смягчающего приговора. Вот только на деле жертвам редко удавалось избежать костра.
Предлагались самые разнообразные способы выявления ведьм. Эта процедура была очень важна для предъявления обвинения. Каких только средств не придумывали фанатики! Ведьму узнавали по полету ножа с изображением креста, брошенного через нее. Священник мог выявить всех ведьм в своем приходе, внеся в церковь пасхальное яйцо. К слову сказать, этот «подвиг» осуществить отваживались далеко не все охотники на ведьм. Предание гласило, что если ведьма успеет вырвать у него яйцо и раздавить, то у человека, затеявшего проверку, разорвется сердце. Считалось, что принесенные в церковь детские башмачки, предварительно смазанные салом, могли обездвижить колдунью. Одним из самых распространенных было испытание водой. В присутствии свидетелей палач или исполняющий его роль человек привязывал правую руку ведьмы к левой ноге, а левую руку к правой, после чего колдунью бросали в воду. Если она начинала тонуть, значит, вины на ней нет, а если всплывала, это означало, что вода не принимает грешницу. Тогда у отцов-инквизиторов не оставалось сомнений - женщина точно служит сатане. Также бытовало мнение, что поскольку ведьма может летать, то, значит, и весит она меньше, чем остальные люди. Таким образом, обвиненных в колдовстве людей проверяли еще и взвешиванием. Эти методы были широко распространены в народе.

Обратите внимание, что простой народ не разделял мнения инквизиции относительно ведьм. Если священники считали главными пособниками дьявола женщин, то крестьяне или горожане руководствовались в определении колдунов не полом, а внешностью и поведением человека. Одинокие, нелюдимые, злые, имеющие физические недостатки, а также те, кто не соблюдал местных обычаев, пренебрегал моральными нормами или внезапно разбогател, могли оказаться колдунами.
Как правило, их не трогали, пока не происходило что-либо неординарное. Тогда начинались поиски колдуна или ведьмы, наведших порчу.

Но эти методы применялись до XV в. Когда охота на ведьм обрела общеевропейские масштабы, для опознания начали повсеместно применять лишь одну процедуру - укалывание иглой. На теле обвиняемых в колдовстве выискивали подозрительные пятна, родинки, отметины и шрамы и втыкали в них иглу. Если ранка не кровоточила и обвиняемый не испытывал боли, судьи приходили к выводу, что это отметина дьявола, следовательно, человек имел связи с нечистым.

Однако «Молот ведьм» ставил под сомнение и этот, и все предыдущие способы выявления пособников дьявола. Авторы книги утверждали, что говорить наверняка о виновности ведьмы может только судья. Это фактически был приговор всем попавшим в руки инквизиторов, поскольку фанатики не склонны были кого-то оправдывать. Единственной надеждой на спасение для тех, против кого не были выдвинуты прямые обвинения, было отречение от еретических мыслей, то есть признание существования ведьм! Ведь инквизиция приговаривала ведьм к сожжению не за магию, а за ересь - договор с дьяволом и службу ему.

По закону ведьму нельзя было судить без предоставления ей адвоката и наличия ее признания в сношениях с дьяволом, которое инквизиторам довольно легко удавалось выбить у жертвы во время пыток. Узнать имена доносчиков и свидетелей, подтвердивших донос, обвиненные не могли. Иначе говоря, из книги следует, что женщина повинна перед Церковью в том, что появилась на свет. Ее связь с дьяволом, таким образом, практически неизбежна и не требует даже особых доказательств. Следовательно, она не имеет права на жизнь.

Руководствуясь этими соображениями, инквизиция уничтожила, по разным данным, от нескольких десятков до сотен тысяч женщин - самых красивых, умных, талантливых, богатых. С тех пор «Молот ведьм», ставший причиной их смерти, считается самой мрачной и жуткой книгой в истории. Он переиздавался 29 раз! Это рекорд для Средневековья! «Молот ведьм» стал Источником вдохновения для авторов всех последующих руководств и главным пособием инквизиции.

С момента своего появления этот «научный труд» вызвал множество восторженных отзывов. Известный нидерландский юрист XVI в. Иодокус Дамгудер в своем популярном в то время исследовании «Практика уголовных дел» писал: «Книга эта имеет для мира силу закона». Гениальный художник Альбрехт Дюрер посвятил свой талант отображению историй, описанных в книге. Творцы баварского Кодекса Максимиллиана исходили при составлении отдела наказания еретиков Из положений книги Крамера и Шпренгера. Папы Александр VI, Лев X и Адриан VI многократно указывали на правильность и непогрешимость всех постулатов «Молота ведьм». Современные ученые характеризуют интеллектуальный уровень книги так: «Ее жалкий стиль, своим однообразием напоминающий бесцельную, сбивающую с толку бесконечную ходьбу с места на место, представляет собой блуждание мысли, не способной к концентрации и готовой следовать за любой навязчивой идеей». Конечно, нелогично судить представления средневековых мистиков с точки зрения современной науки, но разум и здравый смысл, присущий просвещенным людям всех эпох, подталкивает к мысли: эта роковая для человечества книга отбросила развитие цивилизации на несколько сотен лет назад.

Трактат о борьбе с колдовством, написанный в 1486 году инквизиторами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером. Именно «Молот ведьм» стал причиной массовых гонений инквизиции на лиц, подозреваемых в связи с темными силами.

Книга состоит из трех частей, каждая из которых направлена на решение определенной задачи. Ее влияние на европейские умы оказалось настолько велико, что сам Папа римский издал буллу «Всеми силами души», призывавшую к уничтожению ведьм и колдунов. Всего в период охоты на ведьм, продолжавшийся примерно два столетия, состоялось больше ста тысяч процессов, в результате которых пострадало не меньше 50 тысяч человек. Основное число жертв пришлось на Германию, Францию и Швейцарию. Даже на территории Америки было несколько громких процессов, например события в городке под названием Салем.

История судов над ведьмами уходит корнями в глубокую древность. Еще за две тысячи лет до н.э. Кодекс Хаммурапи требовал смертной казни за колдовство.

Книга Крамера и Шпренгера была довольно грамотно структурирована. В первой ее части, построенной в виде вопросов и ответов, подробно доказывалось, что колдовство на самом деле существует, что ведьмы напрямую связаны со злыми силами, причем злодеяния их чудовищны и непростительны. Здесь ведьмам приписываются человеческие жертвоприношения, поедание младенцев и множество других чудовищных деяний. Первая часть «Молота ведьм» была предназначена для возбуждения максимальной ненависти к колдунам и ведьмам как у церковных властей, так и у светских.

Вторая часть посвящена подробному описанию всех способов, которыми ведьмы могут вредить людям, а также методам противодействия колдовству, к которым , в частности, паломничество, покаяние, молитвы и экзорцизмы. Этот раздел книги перечисляет категории людей, против которых ведьмы бессильны, и касается случаев использования колдовства лицами пола.

Последняя казнь женщины по официальному обвинению в колдовстве произошла в Швейцарии в 1782 году, однако жертвами самосудов ведьмы становились и позже.

Заключительная часть «Молота ведьм» представляет собой кодекс, описывающий технологию проведения судебных процессов над уличенными или подозреваемыми в колдовстве женщинами. Перечисляются методы сбора доказательств, необходимые и , категории возможных свидетелей, а также основания, на которых выносится то или иное решение.

Книга фактически является подробной инструкцией по судебному процессу над , причем составлена она таким образом, чтобы вынесение обвинительного приговора не вызвало никаких трудностей. Крамер подвергает сомнению эффективность различных испытаний, которыми традиционно проверяли женщин на причастность к ведьмовству, предоставляя принимать решение о виновности лично судье.

В истории любой страны есть моменты, которые иначе как кровавыми не назовешь. Многие хотели бы не знать о них никогда, но историю нельзя забыть или вычеркнуть, ее нужно знать и, несмотря на все ужасы прошлого, хранить ее для потомков.

У многих «инквизиция» ассоциируется с охотой на ведьм, зверскими пытками и тысячами загубленных жизней. С момента ее деятельности прошло более 500 лет, но это не повод забывать о ней или о ее «должностной инструкции» – «Молоте ведьм».

Кто написал “Молот Ведьм”

Впервые «Молот ведьм» вышел в 1486 году в городе Шпайер. Авторами этого страшного шедевра стали два монаха-доминиканца Генрих Инститорис (Хайнрих Крамер) и Яков Шпренгер. Они были ярыми обличителями еретиков, но и сами не отличались праведностью жизни, из-за чего жители города и области часто подавали жалобы на них епископам. Сложно представить какие демоны подтолкнули их к написанию книги, которая впоследствии стала основным печатным трудом по демонологии, а сами авторы считали, что осуществляют замысел Божий «Не оставляй ворожеи в живых» (Исход, 22:18).

Возникает вопрос: как столь ужасный труд мог стать второй Библией для священнослужителей и инквизиции в целом? Инквизиция была образована в 1204 году, она проводила расследования и выявляла еретиков. По закону того времени священники инквизиции имели право присваивать все имущество осужденных еретиков, после их казни. Инквизиция трудилась усердно во славу церкви и довольно быстро уничтожила самые крупные еретические секты, в казне образовались пустоты, которые необходимо было чем-то заполнить. Для этого пришлось искать новые источники доходов, инквизиция была отлаженной «машиной», обладающей огромной власть, остановить ее было невозможно. Новый источник нашелся очень быстро – началась охота на ведьм. А для того, чтобы правильно выявить ведьму или колдуна очень пригодился трактат «Молот ведьм».

Страшный трактат разделен на три основные части, которые разбиты на несколько глав. Его достоверность подтвердил сам Папа Иннокентий VIII, для того чтобы подавить восстание против охоты на ведьм.

  • В первой части книги рассказывается о существовании трех сил: о колдуне и дьяволе и о Боге. Во всех кознях дьяволу помогают люди, которые являются колдунами и ведьмами, Бог об этом знает, но относится к этому попустительски. Именно поэтому священнослужители и истинно верующие должны с опаской относиться к ворожбе и странным действиям соседей или родственников. Одна из глав рассказывает о женской красоте и уме, якобы они дарованы самим дьяволом для искушения и развращения верующих. Повивальные бабки также попали в опалу, считалось, что после родов и появления на свет ребенка, они обещают его сатане, а то и вовсе приносят в жертву.
  • Вторая часть ужасного трактата рассказывает о самом колдовстве и о том, как можно от него защититься или снять вообще. Авторы постарались на славу, в этой части книги не просто теория, а практическое изложение множества обрядов. Во второй части рассказывает и о людях, которые не подвластны чарам ведьм: инквизиторы, охотники на ведьм и люди, их оберегают ангелы и священные обряды. Здесь же можно прочитать и о колдунах–мужчинах.
  • В третье части «Молота ведьм» авторы разошлись на славу. В мельчайших подробностях они описали процедуры выявления ведьм, предъявления обвинения, получения признания. Уговоры, угрозы, обещания и пытки – благодаря им признания давали все обвиняемые.

В основном страдали молодые красивые девушки у которых было множество завистниц, обвинить в колдовстве могли кого угодно и нищую крестьянку и состоятельную, знатную даму. В небольших деревнях ведьмами признавались почти все женщины, порой лишь одна выживала. В Женеве за три месяца было сожжено 500 ведьм, а в Савойе число казненных перевалило за 800 человек. Инквизиция начала охоту на женщин, а главной «Библией» в этом деле стал «Молот ведьм». Общее число казненных по всей Европе сложно подсчитать, по данным, которые были запротоколированы, их число превысило 100 тысяч человек.

Чему посвящён культовый трактат «Молот ведьм»?

Первая буква "д"

Вторая буква "е"

Третья буква "м"

Последняя бука буква "я"

Ответ на вопрос "Чему посвящён культовый трактат «Молот ведьм»? ", 11 букв:
демонология

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова демонология

Наука и религиозная практика, объектом которой выступают сверхъестественные существа, называемые бесами, духами или гениями

Верование в злых духов

Определение слова демонология в словарях

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от демон и...логия), в ряде религий учение о злых духах, исторически восходящее к первобытной вере в духов. Наиболее значима Д. в религиях с дуалистическим членением Вселенной на мир добра и мир зла ≈ в зороастризме и манихействе. В позднейших религиях,...

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
демонологии, мн. нет, ж. (от греч. daimon - божество и logos - учение). Система мифических представлений о нечистой силе (этнол.). Научная дисциплина, изучающая эти мифические представления. Отрасль средневекового богословия, трактовавшая о злых духах (истор.)....

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Демонология - общее название разнородных мифов о демонах. Название используется по аналогии с современными научными направлениями. Основными направлениями в демонологии обычно являются изучение демонов, описание поведения демонов, описание обрядов по вызову...

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Учение о Демонах (2), существующее в некоторых религиях.

Примеры употребления слова демонология в литературе.

Он не просто уходит полностью в демонологию , он ни на минуту не забывает теоретической философии своего учителя и старается как бы проверять демонологическую практику при помощи чисто теоретических философем.

Теперь он искал литературу по колдовству и волшебству, оккультизму и демонологии , и когда библиотеки Провиденса исчерпали себя он сел на поезд до Бостона, чтобы там рыться в богатствах большой библиотеки в Коплей-Сквер, Гарвардской и Зинонской исследовательской библиотек, где были доступны редкие работы на библейскую тематику.

Эта демонология иллюстрируется несколькими любопытными рассказами о волхвах и кудесниках на Руси того времени и параллельными библейскими примерами.

Эта демонология широко пользовалась цитатами из западных антисемитских источников - сочинений Гитлера или Розенберга в Германии, Лиса или Джордана в Англии, древних мусульманских источников, это были и подражания западным остроумным антисемитским шуткам, иногда даже из еврейских источников.

По мнению Трахтенберга, христианское влияние сказалось, возможно, в том, что демонология , или наука о демонах, заняла менее значительное место, чем ангелология, или наука об ангелах.



Похожие статьи