Виды психологической защиты. Механизмы психологических защит

14.10.2019

Психологическая защита представляет собой сложный механизм реагирования личности на какой-либо внешний раздражитель. Психологическая защита как механизм всегда возникает в ответ на реальную или скрытую угрозу. Причем этот механизм, как правило, подключается у людей совершенно неосознанно. Мы не понимаем, почему вдруг начинаем вести себя агрессивно, уходим в себя или пытаемся всеми силами обидеть собеседника, задеть его за живое. Психологическая защита — это состояние личности, характеризующееся повышенной тревожностью, мнительностью и чувством скрытой обиды. Психологическая защита подразумевает под собой необходимость искать убежище внутри самих себя, опираясь на собственные представления о действительности.

Следует отметить, что механизмы психологической защиты, как правило, остаются неосознаваемыми самим человеком. Он постоянно оправдывает собственное бездействие для того, чтобы в дальнейшем не предпринимать никаких усилий для изменения ситуации. Ведь гораздо проще бесконечно жаловаться на жизнь, чем реально попробовать что-то изменить. Психологическая защита – это механизм, который срабатывает независимо от нашего желания. Скорее, выбор вида защиты в каждом конкретном случае зависит от характера человека, его темперамента, уровня амбиций. Просто человеку становится удобно использовать данный механизм в жизни. Среди видов психологической защиты выделяют следующие.

Блокирование

Данный вид психологической защиты позволяет не допустить травмирующее событие в сознание. Человек предпринимает необходимые шаги для того, чтобы избежать возникновения чувства вины, зависти, злобы, разочарования и т.д. Блокирование способствует уходу от реальности без существенных эмоциональных потерь. Конечно, нерешенные проблемы когда-нибудь вернутся с новой силой и будут тревожить сознание, вгонять человека в депрессию и переживания. Блокирование – это неосознаваемый механизм, позволяющий остаться в исходной точке и отложить на время активные действия. Такой способ нельзя назвать конструктивным, поскольку он не дает личности в полной мере расти и развиваться.

Искажение

Искажение представляет собой такой вид психологической защиты, который дает возможность пронести травмирующее событие в сознание, изменив его сущность на более безопасный вариант. Конечно, это самообман. Человек не может бесконечно себя уговаривать, делать вид, что все хорошо, а на самом деле с годами ситуация только катастрофически увеличивается, разрастаясь в масштабах. Искажение – это такой вид психологической защиты, который долгое время не позволяет личности увидеть истину. Взглянуть в глаза правде сможет далеко не всякий, ведь для этого нужно иметь смелость. Чем больше мы искажаем информацию о самом себе, тем сложнее нам потом становится жить в мире, общаться с другими людьми.

Способы психологической защиты

Существует несколько способов психологической защиты. Механизм ее действия настолько тонок, что большинство людей попросту не замечают того, что увязли в собственном недовольстве и страдании. Виды и способы защиты основаны на неосознаваемом уходе от реальности. Люди порой настолько сильно боятся решать трудности, что даже избегают мысли о собственных проблемах. Рассмотрим подробнее распространенные способы, к каким обычно прибегает личность.

Самообвинение

Это очень распространенный способ убегания от тревожащей ситуации, его можно назвать классическим. Человек под любым видом прилюдно или наедине с собой старается себя обвинить. Только так он на время может почувствовать успокоение. Данный механизм запускается в действие практически автоматически. Самообвинение, как это ни странно, иногда помогает почувствовать себя важным и востребованным. Личность не осознает, что в итоге делает хуже только себе. Другие люди никогда не будут настолько сильно переживать о наших проблемах, насколько это делает сам человек, погруженный в страдания.

Обвинение окружающих

Такой вид психологической защиты встречается в жизни очень часто. Люди спешат обвинить других в своих неудачах и провалах, подчас не замечая того, что сами виноваты во всем. Люди настолько умело порой снимают с себя ответственность, что остается только удивляться тому, как у них получается так гладко обманывать самих себя. При таком подходе совесть человека частично или полностью притупляется, он становится не способным адекватно оценивать собственные поступки. Механизм психологической защиты остается незамеченным для сознания. Данный вид ухода от реальности отчасти помогает человеку компенсировать собственную глупость.

Зависимое поведение

Появление любой аддикции говорит о том, что личности становится трудно жить в этом мире и воспринимать его адекватно. Формирование зависимости позволяет долгое время находиться в иллюзии, избегать конкретных шагов и действий. Сам механизм появления алкогольной, наркотической или иной формы зависимости связан с сильным страхом перед жизнью. Человека буквально одолевают наяву кошмары, которые он самостоятельно себе создал. Им руководит скрытое желание отгородиться, укрыться от жизни, которая кажется слишком страшной и опасной.

Механизмы психологической защиты

Современная психологическая наука выделяет множество механизмов развития и проявления психологической защиты. Эти механизмы позволяют долгое время находиться в безопасности, избегать душевных терзаний и тревог. Говоря иными словами, механизмы защиты способствуют отгораживанию от реальности, уходу в забвение.

Вытеснение

Данный механизм провоцирует процесс забывания. Человек как будто отталкивает от себя тревожащую его информацию. Он концентрирует свои внутренние силы не на том, чтобы решить насущные проблемы, а чтобы как можно скорее вытеснить их в недры подсознания. Это происходит обычно тогда, когда у человека не остается сил бороться или информация настолько травматичная, что может нанести серьезный урон психике и вызвать ее расстройство. Во многих случаях вытеснение – это механизм, способствующий быстрому избавлению от гнетущих страданий. Освободившись от боли и страха с помощью этого механизма, как будто даже делается легче. Но на самом деле это самообман.

Отрицание

Механизм отрицания обычно используется, если произошло горе в семье, скажем, умер кто-то из близких родственников. Данный механизм психологической защиты включается абсолютно неосознанно. Человек упрямо часами твердит одно и то же, но не принимает случившееся. Так срабатывает защита от разрушительной информации. Мозг просто не может ни на чем сосредоточиться полностью, он блокирует поступление опасного известия, и угрожающее событие, словно не распространяется, а приостанавливается. Удивительно, в какие игры может играть с нами подсознание! Отказавшись от проживания душевной боли здесь и сейчас, мы невольно переносим ее в будущее.

Регрессия

Данный механизм психологической защиты помогает сосредоточить внимание на себе. Как правило, к этому приему прибегают старшие дети, когда в семье появляется младший ребенок. Родители замечают, что старший вдруг начинает вести себя неадекватно: он изображает из себя маленького несмышленыша, словно прикидывается беспомощным и беззащитным. Такое поведение свидетельствует о том, что ему очень не хватает родительского внимания и любви. Люди взрослые, как правило, скатываются на более низкий уровень развития, устраиваются на должность, которая не соответствует их умениям.

Изоляция

Такой механизм психологической защиты помогает человеку не сталкиваться ежедневно с теми обстоятельствами, которые вызывают у него страдание и раздражение. Изоляцию часто следует понимать именно как самоизоляцию, поскольку человек начинает активно избегать участвовать в тех событиях, которые доставляют ему видимые неудобства. Уходя от проблемы, личность очень сильно ограничивает себя, поскольку не оставляет себе возможности когда-нибудь позже вернуться для того, чтобы исправить ситуацию в лучшую сторону.

Проекция

Этот механизм психологической защиты предусматривает сокрытие собственных недостатков за счет обнаружения изъянов в характере другого человека. Доказано, что чем больше нас раздражают в себе какие-то личностные качества, такими мы и видим окружающих людей. Так, ленивый человек проецирует на окружающих собственное бездействие и апатию. Ему кажется, что вокруг него находятся одни лежебоки и безответственные люди. Агрессивно настроенную личность невероятно раздражают гневные люди. А тот, кто по каким-то причинам считает себя недостойным любви, счастья и внимания, будет повсюду встречать людей, в которых эта особенность проявится еще сильнее. Проекция бессознательного позволяет нам до поры до времени не замечать собственных недостатков. Вот почему человек в редких случаях способен самостоятельно заметить, что деградирует.

Замещение

Замещение представляет собой сложный механизм ухода от тревожащего события. Человек не просто отталкивает его, а старается заполнить образовавшуюся пустоту любыми способами. С помощью замещения люди отчасти получают возможность компенсировать свою потерю чем-то другим, равнозначным по ценности. Так, например, пережив смерть домашнего питомца, некоторые охотно немедленно заводят другое животное. Подсознание диктует им мысль о том, что необходимо немедленно обзавестись новым любимцем для собственного спокойствия. Замещение, конечно, не избавляет от страданий, поскольку непережитая боль никуда не уходит, а загоняется еще глубже.

Рационализация

Когда человек оказывается бессильным перед какими-то удручающими обстоятельствами, он начинает объяснять себе произошедшее, призывая в помощники голос разума. Рационализация как механизм психологической защиты представляет собой весьма распространенное явление. Мы все в той или иной мере размышляем над происходящими событиями, ищем в них скрытый смысл и значение. С помощью рационализации можно снизить разрушительное действие любого конфликта, оправдать любую ошибку или причиненный моральный ущерб. Люди порой не задумываются над тем, насколько сильно убегают от самих себя, отворачиваясь от неприглядной правды. Насколько разумней было бы один раз пережить душевную боль, чем постоянно спотыкаться из-за нее в похожих случаях.

Сублимация

Сублимация представляет собой такой механизм психологической защиты, которая направлена на проживание неконтролируемых эмоций и чувств, но только в другой сфере жизни. Скажем, горечь можно несколько уменьшить, начав писать душераздирающие стихи или читать поэтов на схожую тематику. Казалось бы, от этого сама неразделенная влюбленность не исчезнет, одно можно снизить качество душевных переживаний. Сублимация – это отличный способ забыть собственную ненужность и неприкаянность. Очень часто сублимацию ассоциируют с творческими начинаниями. Уход в живопись, писательство, музыку помогает забыть прошлые неудачи. Просмотр сериалов, чтение книг тоже отчасти компенсирует человеку его одиночество, позволяет испытывать те чувства и эмоции, которым в настоящей жизни просто не находится места.

Таким образом, психологическая защита помогает человеку преодолеть сильную душевную боль, справиться с оглушительными проявлениями жизни. Однако нельзя постоянно жить, уходя от реальности, поскольку велик риск отрыва от собственных планов, надежд и действий.

День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.

Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой, — могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

В психологии давно известен эффект так называемого незавершенного действия . Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно сказать, что механизмы психологической защиты — это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.

Механизмы психологической защиты

К механизмам психологической защиты , как правило, относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и некоторые другие. Остановим свое внимание на характеристике каждого из названных механизмов так, как их описывает Р. М. Грановская.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

Таким образом, необходимо знать, что психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она создает почву для самооправдания. Если человек, относится к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, то он становится на путь преодоления возникающих противоречий.

ъБЭЙФОБС ТЕБЛГЙС РУЙИЙЛЙ Ч УМПЦОЩИ УЙФХБГЙСИ.
юБУФШ 1


уМПЦОЩЕ УЙФХБГЙЙ, РТПВМЕНЩ: лФП ЙЪ ОБУ ОЕ ЪБДБЕФ УЕВЕ ЧПРТПУЩ "ЛБЛ ВЩФШ?" Й "ЮФП ДЕМБФШ?" ъБДБЕН. й ЮБУФП. й УБНЙ РЩФБЕНУС ЛБЛ-ФП ТБЪТЕЫЙФШ УМПЦЙЧЫЙЕУС ФТХДОПУФЙ. б ЕУМЙ ОЕ РПМХЮБЕФУС, ФП РТЙВЕЗБЕН Л РПНПЭЙ ДТХЗЙИ. оЕФ ДЕОЕЗ - ВХДЕН ДПУФБЧБФШ, ОЕФ ТБВПФЩ - ВХДЕН ЙУЛБФШ. оП ЬФП ЧУЕ ЧОЕЫОЕ. б ЧПФ У ЧОХФТЕООЙНЙ РТПВМЕНБНЙ УМПЦОЕЕ. рТЙЪОБЧБФШУС Ч ОЙИ ОЕ ИПЮЕФУС ЪБЮБУФХА ДБЦЕ УБНПНХ УЕВЕ. вПМШОП. й ОЕРТЙСФОП. б УБНПЕДУФЧП Й УБНПВЙЮЕЧБОЙЕ ЧУЕ ТБЧОП ОЕ РПНПЗХФ.

мАДЙ РП ТБЪОПНХ ТЕБЗЙТХАФ ОБ УЧПЙ ЧОХФТЕООЙЕ ФТХДОПУФЙ. пДОЙ РПДБЧМСАФ УЧПЙ УЛМПООПУФЙ, ПФТЙГБС ЙИ УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ. дТХЗЙЕ - "ЪБВЩЧБАФ" П ФТБЧНЙТХАЭЕН ЙИ УПВЩФЙЙ. фТЕФШЙ - ЙЭХФ ЧЩИПД Ч УБНППРТБЧДБОЙЙ Й УОЙУИПЦДЕОЙЙ Л УЧПЙН "УМБВПУФСН". б ЮЕФЧЕТФЩЕ УФБТБАФУС ЙУЛБЪЙФШ ТЕБМШОПУФШ Й ЪБОЙНБАФУС УБНППВНБОПН. й ЧУЕ ЬФП ФБЛ ЙУЛТЕООЕ: ЙУЛТЕООЕ "ОЕ ЧЙДСФ" РТПВМЕНХ, ЙУЛТЕООЕ "ЪБВЩЧБАФ" П РТЙЮЙОБИ: оП Л ЛБЛПНХ ВЩ УРПУПВХ ОЕ РТЙВЕЗБМЙ ВЩ МАДЙ, ЪБЭЙЭБС УЧПА РУЙИЙЛХ ПФ ВПМЕЪОЕООЩИ ОБРТСЦЕОЙК, РПНПЗБАФ ЙН Ч ЬФПН ЪБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ.

юФП ЦЕ ФБЛПЕ ЪБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ?

чРЕТЧЩЕ ЬФПФ ФЕТНЙО РПСЧЙМУС Ч 1894 З. Ч ТБВПФЕ ъ. жТЕКДБ "ъБЭЙФОЩЕ ОЕКТПРУЙИПЪЩ" Й ВЩМ ЙУРПМШЪПЧБО Ч ТСДЕ ЕЗП РПУМЕДХАЭЙИ ТБВПФ ДМС ПРЙУБОЙС ВПТШВЩ ьЗП РТПФЙЧ ВПМЕЪОЕООЩИ ЙМЙ ОЕЧЩОПУЙНЩИ НЩУМЕК Й БЖЖЕЛФПЧ. б РТПЭЕ ЗПЧПТС, НЕИБОЙЪН РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК ЪБЭЙФЩ УЧСЪБО У ЙЪНЕОЕОЙЕН ЙЕТБТИЙЙ ОЕПУПЪОБЧБЕНЩИ Й ПУПЪОБЧБЕНЩИ ЛПНРПОЕОФПЧ УЙУФЕНЩ ГЕООПУФЕК МЙЮОПУФЙ Й ЕЕ ТЕПТЗБОЙЪБГЙЕК. фП ЕУФШ ЬФПФ НЕИБОЙЪН ОБРТБЧМЕО ОБ ФП, ЮФПВЩ МЙЫЙФШ ЪОБЮЙНПУФЙ Й ФЕН УБНЩН ПВЕЪЧТЕДЙФШ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙ ФТБЧНЙТХАЭЙЕ НПНЕОФЩ. фБЛ, ОБРТЙНЕТ, мЙУБ ЙЪ ЙЪЧЕУФОПК ВБУОЙ РЩФБМБУШ ПВЯСУОЙФШ УЕВЕ, РПЮЕНХ ПОБ ОЕ ИПЮЕФ ЬФПФ УРЕМЩК ЧЙОПЗТБД. хЦ МХЮЫЕ ПВЯСЧЙФШ ЕЗП ОЕЪТЕМЩН, ЮЕН РТЙЪОБФШУС (ДБЦЕ УЕВЕ) Ч УЧПЕК ОЕУПУФПСФЕМШОПУФЙ ЕЗП ДПУФБФШ.

фБЛЙН ПВТБЪПН, НПЦОП УЛБЪБФШ, ЮФП ЪБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ - УЙУФЕНБ ТЕЗХМСФПТОЩИ НЕИБОЙЪНПЧ, ЛПФПТЩЕ УМХЦБФ ДМС ХУФТБОЕОЙС ЙМЙ УЧЕДЕ ОЙС ДП НЙОЙНБМШОЩИ ОЕЗБФЙЧОЩИ, ФТБЧНЙТХАЭЙИ МЙЮОПУФШ РЕТЕЦЙЧБОЙК. ьФЙ РЕТЕЦЙЧБОЙС Ч ПУОПЧОПН УПРТСЦЕОЩ У ЧОХФТЕООЙНЙ ЙМЙ ЧОЕЫОЙНЙ ЛПОЖМЙЛФБНЙ, УПУФПСОЙСНЙ ФТЕЧПЗЙ ЙМЙ ДЙУЛПНЖПТФБ. уЙФХБГЙЙ, РПТПЦДБАЭЙЕ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛХА ЪБЭЙФХ, ИБТБЛФЕТЙЪХАФУС ТЕБМШОПК ЙМЙ ЛБЦХЭЕКУС ХЗТПЪПК ГЕМПУФОПУФЙ МЙЮОПУФЙ, ЕЕ ЙДЕОФЙЮОПУФЙ Й УБНППГЕОЛЕ. ьФП УХВЯЕЛФЙЧОБС ХЗТПЪБ НПЦЕФ, Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, РПТПЦДБФШУС ЛПОЖМЙЛФБНЙ РТПФЙЧПТЕЮЙЧЩИ ФЕОДЕОГЙК ЧОХФТЙ МЙЮОПУФЙ, МЙВП ОЕУППФЧЕФУФЧЙЕН РПУФХРБАЭЕК ЙЪЧОЕ ЙОЖПТНБГЙЙ, УМПЦЙЧЫЕКУС Х МЙЮОПУФЙ ПВТБЪХ НЙТБ Й ПВТБЪХ с .

нЕИБОЙЪНЩ ЪБЭЙФЩ ОБРТБЧМЕОЩ, Ч ЛПОЕЮОПН УЮЕФЕ, ОБ УПИТБОЕОЙЕ УФБВЙМШОПУФЙ УБНППГЕОЛЙ МЙЮОПУФЙ, ЕЕ ПВТБЪБ с Й ПВТБЪБ НЙТБ. ьФП НПЦЕФ ДПУФЙЗБФШУС, ОБРТЙНЕТ, ФБЛЙНЙ РХФСНЙ ЛБЛ:

ХУФТБОЕОЙЕ ЙЪ УПЪОБОЙС ЙУФПЮОЙЛПЧ ЛПОЖМЙЛФОЩИ РЕТЕЦЙЧБОЙК,
- ФТБОУЖПТНБГЙС ЛПОЖМЙЛФОЩИ РЕТЕЦЙЧБОЙК ФБЛЙН ПВТБЪПН, ЮФПВЩ РТЕДХРТЕДЙФШ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЕ ЛПОЖМЙЛФБ.

з.фБТФ УЮЙФБМ, ЮФП РУЙИПБОБМЙФЙЮЕУЛБС ФЕПТЙС, ЛПФПТБС ПЮЕОШ РПДТПВОП ЙЪХЮБМБ ЪБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ, РПЛБЪЩЧБЕФ, ЮФП НЩ ЙУРПМШЪХЕФ ЬФЙ НЕИБОЙЪНЩ Ч ФЕИ УМХЮБСИ, ЛПЗДБ Х ОБУ ЧПЪОЙЛБАФ ЙОУФЙОЛФЙЧОЩЕ ЧМЕЮЕОЙС, ЧЩТБЦЕОЙЕ ЛПФПТЩИ ОБИПДЙФУС РПД УПГЙБМШОЩН ЪБРТЕФПН (ОБРТЙНЕТ, ОЕУДЕТЦЙЧБЕНБС УЕЛУХБМШОПУФШ). рЕТЕОЕУЕООЩЕ ЧОХФТШ ОБУ УБНЙИ ЪБРТЕФЩ, УХЭЕУФЧХАЭЙЕ Ч ОБЫЕК ЛХМШФХТЕ, ПВЩЮОП ПФОПУСФУС Л ФПНХ, ЮФП ОБЪЩЧБЕФУС уЧЕТИ-с . уЙМШОЩК уЧЕТИ-с НПЦЕФ ОБРПМОСФШ ОБУ ЮХЧУФЧПН ФТЕЧПЗЙ Й УФТБИБ, ЛПЗДБ НЩ ОБЮЙОБЕН ДХНБФШ П ЪБРТЕЭЕООЩИ ДЕКУФЧЙСИ, ОЕ ЗПЧПТС ХЦЕ П ФЕИ УМХЮБСИ, ЛПЗДБ НЩ РЩФБЕНУС УПЧЕТЫБФШ ЬФЙ ДЕКУФЧЙС. ъБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ, ЙЪ-ЪБ ЛПФПТЩИ НЩ ОЕ ПУПЪОБЕН ЪБРТЕЭЕООЩЕ ЧМЕЮЕОЙС, РТЕДПФЧТБЭБАФ БФБЛХ УП УФПТПОЩ "уЧЕТИ-с" . ъБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ ЧЩУФХРБАФ ФБЛЦЕ Ч ТПМЙ ВХЖЕТПЧ РП ПФОПЫЕОЙА Л ОБЫЕНХ УПЪОБОЙА ФЕИ ТБЪПЮБТПЧБОЙК Й ХЗТПЪ, ЛПФПТЩЕ РТЙОПУЙФ ОБН ЦЙЪОШ. иПФС ОБЙВПМЕЕ СЧОП ЬФЙ ЪБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ РТПСЧМСАФУС Х МАДЕК, ЛПФПТЩИ ОБЪЩЧБАФ ОЕЧТПФЙЛБНЙ Й РУЙИПФЙЛБНЙ, ПОЙ ФБЛЦЕ Ч ВПМШЫПК УФЕРЕОЙ ОЕРТЕДОБНЕТЕООП ЙУРПМШЪХАФУС ОПТНБМШОЩНЙ МАДШНЙ".

у ЬФЙН УПЗМБУЕО ж.в.вБУУЙО, УЮЙФБАЭЙК РУЙИПМПЗЙЮЕУЛХА ЪБЭЙФХ НЕИБОЙЪНПН ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС ОПТНБМШОПК РУЙИЙЛЙ, ЛПФПТЩК РТЕДХРТЕЦДБЕФ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЕ ТБЪОПЗП ТПДБ ТБУУФТПКУФЧ. ьФП ПУПВБС ЖПТНБ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК БЛФЙЧОПУФЙ, ТЕБМЙЪХЕНБС Ч ЧЙДЕ ПФДЕМШОЩИ РТЙЕНПЧ РЕТЕТБВПФЛЙ ЙОЖПТНБГЙЙ Ч ГЕМСИ УПИТБОЕОЙС ГЕМПУФОПУФЙ ьЗП .

ч ФЕИ УМХЮБСИ, ЛПЗДБ ьЗП ОЕ НПЦЕФ УРТБЧЙФШУС У ФТЕЧПЗПК Й УФТБИПН, ПОП РТЙВЕЗБЕФ Л НЕИБОЙЪНБН УЧПЕПВТБЪОПЗП ЙУЛБЦЕОЙС ЧПУРТЙСФЙС ЮЕМПЧЕЛПН ТЕБМШОПК ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ. ъБЭЙФБ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП НЕИБОЙЪНБ СЧМСЕФУС РП УХЭЕУФЧХ УРПУПВБНЙ ЙУЛБЦЕОЙС ТЕБМШОПУФЙ (УБНППВНБОБ): ьЗП ЪБЭЙЭБЕФ МЙЮОПУФШ ПФ ХЗТПЪЩ, ЙУЛБЦБС УХФШ УБНПК ХЗТПЪЩ. чУЕ НЕИБОЙЪНЩ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК ЪБЭЙФЩ ЙУЛБЦБАФ ТЕБМШОПУФШ У ГЕМША УПИТБОЕОЙС РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЪДПТПЧШС Й ГЕМПУФОПУФЙ МЙЮОПУФЙ. пОЙ ЖПТНЙТХАФУС РЕТЧПОБЮБМШОП Ч НЕЦМЙЮОПУФОПН ПФОПЫЕОЙЙ, ЪБФЕН УФБОПЧСФУС ЧОХФТЕООЙНЙ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБНЙ ЮЕМПЧЕЛБ, ФП ЕУФШ ФЕНЙ ЙМЙ ЙОЩНЙ ЪБЭЙФОЩНЙ ЖПТНБНЙ РПЧЕДЕОЙС. уМЕДХЕФ ЪБНЕФЙФШ, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ЮБУФП РТЙНЕОСЕФ ОЕ ПДОХ ЪБЭЙФОХА УФТБФЕЗЙА ДМС ТБЪТЕЫЕОЙС ЛПОЖМЙЛФБ ЙМЙ ПУМБВМЕОЙС ФТЕЧПЗЙ, Б ОЕУЛПМШЛП.

уЕЗПДОС ЙЪЧЕУФОП УЧЩЫЕ 20 ЧЙДПЧ ЪБЭЙФОЩИ НЕИБОЙЪНПЧ. уТЕДЙ ОЙИ НПЦОП ОБЪЧБФШ ТЕЗТЕУУЙА, ПФТЙГБОЙЕ, ТБГЙПОБМЙЪБГЙА, РТПЕЛГЙА, ТЕФТПЖМЕЛУЙА, ЙДЕОФЙЖЙЛБГЙА, ЙЪПМСГЙА, УХВМЙНБГЙА, РПДБЧМЕОЙЕ Й ДТХЗЙЕ. оЕУНПФТС ОБ ТБЪМЙЮЙС НЕЦДХ ЛПОЛТЕФОЩНЙ ЧЙДБНЙ ЪБЭЙФ ЙИ ЖХОЛГЙЙ УИПДОЩ: ПОЙ УПУФПСФ Ч ПВЕУРЕЮЕОЙЙ ХУФПКЮЙЧПУФЙ Й ОЕЙЪНЕООПУФЙ РТЕДУФБЧМЕОЙК МЙЮОПУФЙ П УЕВЕ.

йФБЛ, ТБУУНПФТЙН ОЕЛПФПТЩЕ ЧЙДЩ ЪБЭЙФОЩИ НЕИБОЙЪНПЧ.

чЩФЕУОЕОЙЕ - ОБЙВПМЕЕ ХОЙЧЕТУБМШОПЕ УТЕДУФЧП ЙЪВЕЗБОЙС ЧОХФТЕООЕЗП ЛПОЖМЙЛФБ. ьФП УПЪОБФЕМШОПЕ ХУЙМЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ РТЕДБЧБФШ ЪБВЧЕОЙА ЖТХУФТЙТХАЭЙЕ ЧРЕЮБФМЕОЙС РХФЕН РЕТЕОПУБ ЧОЙНБОЙС ОБ ДТХЗЙЕ ЖПТНЩ БЛФЙЧОПУФЙ, ОЕЖТХУФТБГЙПООЩЕ СЧМЕОЙС Й Ф.Р. йОБЮЕ ЗПЧПТС, ЧЩФЕУОЕОЙЕ - РТПЙЪЧПМШОПЕ РПДБЧМЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ РТЙЧПДЙФ Л ЙУФЙООПНХ ЪБВЩЧБОЙА УППФЧЕФУФЧХАЭЙИ РУЙИЙЮЕУЛЙИ УПДЕТЦБОЙК.

пДОЙН ЙЪ СТЛЙИ РТЙНЕТПЧ ЧЩФЕУОЕОЙС НПЦОП УЮЙФБФШ БОПТЕЛУЙА - ПФЛБЪ ПФ РТЙЕНБ РЙЭЙ. ьФП РПУФПСООП Й ХУРЕЫОП ПУХЭЕУФЧМСЕНПЕ ЧЩФЕУОЕОЙЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ РПЛХЫБФШ. лБЛ РТБЧЙМП "БОПТЕЛУЙЧОПЕ" ЧЩФЕУОЕОЙЕ СЧМСЕФУС УМЕДУФЧЙЕН УФТБИБ РПРПМОЕФШ Й, УМЕДПЧБФЕМШОП, ДХТОП ЧЩЗМСДЕФШ. ч ЛМЙОЙЛЕ ОЕЧТПЪПЧ ЙОПЗДБ ЧУФТЕЮБЕФУС УЙОДТПН ОЕТЧОПК БОПТЕЛУЙЙ, ЛПФПТПК ЮБЭЕ РПДЧЕТЦЕОЩ ДЕЧХЫЛЙ ЧПЪТБУФБ 14 - 18 МЕФ. ч РХВЕТФБФОЩК РЕТЙПД СТЛП ЧЩТБЦБАФУС ЙЪНЕОЕОЙС ЧОЕЫОПУФЙ Й ФЕМБ. пЖПТНМСАЭХАУС ЗТХДШ Й РПСЧМЕОЙЕ ПЛТХЗМПУФЙ Ч ВЕДТБИ ДЕЧХЫЛЙ ЮБУФП ЧПУРТЙОЙНБАФ ЛБЛ УЙНРФПН ОБЮЙОБАЭЕКУС РПМОПФЩ. й, ЛБЛ РТБЧЙМП, ОБЮЙОБАФ ХУЙМЕООП У ЬФПК "РПМОПФПК" ВПТПФШУС. оЕЛПФПТЩЕ РПДТПУФЛЙ ОЕ НПЗХФ ПФЛТЩФП ПФЛБЪЩЧБФШУС ПФ ЕДЩ, РТЕДМБЗБЕНПК ЙН ТПДЙФЕМСНЙ. б РП УЕНХ, ЛБЛ ФПМШЛП РТЙЕН РЙЭЙ ПЛПОЮЕО, ПОЙ ФХФ ЦЕ ЙДХФ Ч ФХБМЕФОХА ЛПНОБФХ, ЗДЕ Й НБОХБМШОП ЧЩЪЩЧБАФ ТЧПФОЩК ТЕЖМЕЛУ. ьФП У ПДОПК УФПТПОЩ ПУЧПВПЦДБЕФ ПФ ЗТПЪСЭЕК РПРПМОЕОЙА РЙЭЙ, У ДТХЗПК - РТЙОПУЙФ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ ПВМЕЗЮЕОЙЕ. уП ЧТЕНЕОЕН ОБУФХРБЕФ НПНЕОФ, ЛПЗДБ ТЧПФОЩК ТЕЖМЕЛУ УТБВБФЩЧБЕФ БЧФПНБФЙЮЕУЛЙ ОБ РТЙЕН РЙЭЙ. й ВПМЕЪОШ - УЖПТНЙТПЧБОБ. рЕТЧПОБЮБМШОБС РТЙЮЙОБ ВПМЕЪОЙ ХУРЕЫОП ЧЩФЕУОЕОБ. пУФБМЙУШ РПУМЕДУФЧЙС. ъБНЕФЙН, ЮФП ФБЛБС ОЕТЧОБС БОПТЕЛУЙС - ПДОП ЙЪ ФТХДОП ЙЪМЕЮЙНЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК.


тБГЙПОБМЙЪБГЙС - ЬФП ОБИПЦДЕОЙЕ РТЙЕНМЕНЩИ РТЙЮЙО Й ПВЯСУОЕОЙК ДМС РТЙЕНМЕНЩИ НЩУМЕК Й ДЕКУФЧЙК. тБГЙПОБМШОПЕ ПВЯСУОЕОЙЕ ЛБЛ ЪБЭЙФОЩК НЕИБОЙЪН ОБРТБЧМЕОП ОЕ ОБ ТБЪТЕЫЕОЙЕ РТПФЙЧПТЕЮЙС ЛБЛ ПУОПЧЩ ЛПОЖМЙЛФБ, Б ОБ УОСФЙЕ ОБРТСЦЕОЙС РТЙ РЕТЕЦЙЧБОЙЙ ДЙУЛПНЖПТФБ У РПНПЭША ЛЧБЪЙМПЗЙЮОЩИ ПВЯСУОЕОЙК. еУФЕУФЧЕООП, ЮФП ЬФЙ "ПРТБЧДБФЕМШОЩЕ" ПВЯСУОЕОЙС НЩУМЕК Й РПУФХРЛПЧ ВПМЕЕ ЬФЙЮОЩ Й ВМБЗПТПДОЩ, ОЕЦЕМЙ ЙУФЙООЩЕ НПФЙЧЩ. фБЛЙН ПВТБЪПН, ТБГЙПОБМЙЪБГЙС ОБРТБЧМЕОБ ОБ УПИТБОЕОЙЕ УФБФХУБ ЛЧП ЦЙЪОЕООПК УЙФХБГЙЙ Й ТБВПФБЕФ ОБ УПЛТЩФЙЕ ЙУФЙООПК НПФЙЧБГЙЙ. нПФЙЧЩ ЪБЭЙФОПЗП ИБТБЛФЕТБ РТПСЧМСАФУС Х МАДЕК У ПЮЕОШ УЙМШОЩН уХРЕТ-ьЗП , ЛПФПТПЕ, У ПДОПК УФПТПОЩ ЧТПДЕ ВЩ ОЕ ДПРХУЛБЕФ ДП УПЪОБОЙС ТЕБМШОЩЕ НПФЙЧЩ, ОП, У ДТХЗПК УФПТПОЩ, ДБЕФ ЬФЙН НПФЙЧБН ТЕБМЙЪПЧБФШУС, ОП РПД ЛТБУЙЧЩН, УПГЙБМШОП ПДПВТСЕНЩН ЖБУБДПН..

уБНЩН РТПУФЩН РТЙНЕТПН ТБГЙПОБМЙЪБГЙЙ НПЦЕФ УМХЦЙФШ ПРТБЧДБФЕМШОЩЕ ПВЯСУОЕОЙС ЫЛПМШОЙЛБ, РПМХЮЙЧЫЕЗП ДЧПКЛХ. чЕДШ ФБЛ ПВЙДОП РТЙЪОБФШУС ЧУЕН (Й УБНПНХ УЕВЕ Ч ЮБУФОПУФЙ), ЮФП УБН ЧЙОПЧБФ - ОЕ ЧЩХЮЙМ НБФЕТЙБМ! оБ ФБЛПК ХДБТ РП УБНПМАВЙА УРПУПВЕО ДБМЕЛП ОЕ ЛБЦДЩК. б ЛТЙФЙЛБ УП УФПТПОЩ ДТХЗЙИ, ЪОБЮЙНЩИ ДМС ФЕВС МАДЕК, ВПМЕЪОЕООБ. чПФ Й ПРТБЧДЩЧБЕФУС ЫЛПМШОЙЛ, РТЙДХНЩЧБЕФ "ЙУЛТЕООЙЕ" ПВЯСУОЕОЙС: "ьФП Х РТЕРПДБЧБФЕМС ВЩМП РМПИПЕ ОБУФТПЕОЙЕ, ЧПФ ПО ДЧПЕЛ Й РПОБУФБЧЙМ ЧУЕН ОЙ ЪБ ЮФП", ЙМЙ "с ЦЕ ОЕ МАВЙНЮЙЛ, ЛБЛ йЧБОПЧ, ЧПФ ПО НОЕ ДЧПКЛЙ Й УФБЧЙФ ЪБ НБМЕКЫЙЕ ПЗТЕИЙ Ч ПФЧЕФЕ". фБЛ ЛТБУЙЧП ПВЯСУОСЕФ, ХВЕЦДБЕФ ЧУЕИ, ЮФП УБН ЧЕТЙФ ЧП ЧУЕ ЬФП.

мАДЙ, РПМШЪХАЭЙЕУС ТБГЙПОБМШОПК ЪБЭЙФПК УФБТБАФУС ОБ ПУОПЧБОЙЙ ТБЪМЙЮОЩИ ФПЮЕЛ ЪТЕОЙС РПУФТПЙФШ УЧПА ЛПОГЕРГЙА ЛБЛ РБОБГЕА ПФ ВЕУРПЛПКУФЧБ. ъБТБОЕЕ ПВДХНЩЧБАФ ЧУЕ ЧБТЙБОФЩ УЧПЕЗП РПЧЕДЕОЙС Й ЙИ РПУМЕДУФЧЙС. б ЬНПГЙПОБМШОЩЕ РЕТЕЦЙЧБОЙС ЮБУФП НБУЛЙТХАФ ХУЙМЕООЩНЙ РПРЩФЛБНЙ ТБГЙПОБМШОПЗП ЙУФПМЛПЧБОЙС УПВЩФЙК.

рТПЕЛГЙС - РПДУПЪОБФЕМШОПЕ РТЙРЙУЩЧБОЙЕ УПВУФЧЕООЩИ ЛБЮЕУФЧ, ЮХЧУФЧ Й ЦЕМБОЙК ДТХЗПНХ ЮЕМПЧЕЛХ. ьФПФ ЪБЭЙФОЩК НЕИБОЙЪН СЧМСЕФУС УМЕДУФЧЙЕН ЧЩФЕУОЕОЙС. вМБЗПДБТС ЧЩФЕУОЕОЙА ЧМЕЮЕОЙС РПДБЧМЕОЩ Й ЪБЗОБОЩ ЧОПЧШ ЧОХФТШ. оП ЪДЕУШ ПОЙ ОЕ РЕТЕУФБАФ ПЛБЪЩЧБФШ УЧПЕ ЧМЙСОЙЕ. ьФПФ ЧОХФТЕООЙК ЛПОЖМЙЛФ УПИТБОСЕФУС, Й ЪОБЮЙФ УХЭЕУФЧХЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ФПЗП, ЮФП ЬФПФ ЛПОЖМЙЛФ ЧЩТЧЕФУС ОБТХЦХ, ВХДЕФ "ПВОБТПДПЧБО". б ВЙФШ РП УЕВЕ, ДБЧЙФШ УЧПЙ ЦЕМБОЙС - ЬФП ФТХДОП Й ВПМШОП. ч ЬФПН УМХЮБЕ, ЧЩФЕУОЕООЩЕ Х УЕВС ЦЕМБОЙС РТПЕГЙТХАФУС ОБ ДТХЗПЗП. й ЙОДЙЧЙД, "ОЕ ЪБНЕЮБС" УЧПЙИ ЦЕМБОЙК, ЧЙДЙФ ЙИ Х ДТХЗЙИ, ЗПТСЮП ПУХЦДБЕФ Й ОЕЗПДХЕФ РП РПЧПДХ ЙИ ОБМЙЮЙС Ч ДТХЗПН ЮЕМПЧЕЛЕ. .

рТПЕЛГЙС МЕЗЮЕ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС МЕЗЮЕ ОБ ФПЗП, ЮШС УЙФХБГЙС УИПЦБ У РТПЕГЙТХАЭЙН. фБЛ, УПУЕДЛБ - УФБТБС ДЕЧБ ВХДЕФ ЗПТСЮП ПУХЦДБФШ ТБУРХЭЕООХА НПМПДЕЦШ (ПУПВЕООП ДЕЧХЫЕЛ) У ЕЕ УЕЛУХБМШОЩНЙ РТЙУФТБУФЙСНЙ (ЧЕДШ ПОБ УБНБ-ФП ЛБЛ ТБЪ ЬФПЗП-ФП Й МЙЫЕОБ, Б ЦЕМБОЙС Й УФТБУФЙ ЗДЕ-ФП Ч ЗМХВЙОЕ ДХЫЕ ВТПДСФ). оП ЕЭЕ ВПМЕЕ ЗПТСЮП ПОБ ПУХДЙФ УЧПА ЦЕ "РПДТХЦЛХ РП МБЧПЮЛЕ", ФБЛХА ЦЕ ПДЙОПЛХА, ЛБЛ Й ПОБ УБНБ: "нПМ-ДЕ, ИБТБЛФЕТ Х ОЕЕ ФБЛПК ХЦБУОЩК, ЮФП ОЙЛФП ЪБНХЦ ОЕ ЧЪСМ, ДБ Й РПДТХЗ Х ОЕЕ ОБУФПСЭЙИ ОЕФ, ЧПФ Й ЛХЛХЕФ ЧУА ЦЙЪОШ ПДОБ".

рП ФПНХ ЦЕ НЕИБОЙЪНХ РТПЕЛГЙЙ ЦЕОБ, ЛПФПТБС ОБ УБНПН ДЕМЕ ЧОХФТЕООЕ ЗПФПЧБ ЙЪНЕОЙФШ НХЦХ, ВХДЕФ ТЕЧОПЧБФШ ЕЗП Л ЛБЦДПК АВЛЕ. й УЛПТЕЕ ПВЯСЧЙФ НХЦБ ВБВОЙЛПН, ЮЕН РТЙЪОБЕФУС УБНПК УЕВЕ Ч УЧПЕН УЛТЩФПН ЦЕМБОЙЙ ЪБЙНЕФШ ТПНБО ОБ УФПТПОЕ. оЕ ДБТПН УБНЩЕ ЦХФЛЙЕ РПДПЪТЕЧБАЭЙЕ ЧУЕИ Й ЧУС УПВУФЧЕООЙЛЙ ЙНЕООП ЗХМСЭЙЕ ПУПВЩ.

юЕМПЧЕЛ, РПМШЪХАЭЙКУС ЪБЭЙФОЩН НЕИБОЙЪНПН РТПЕЛГЙС , ЮБУФП ХВЕЦДЕО Ч ЮХЦПК ОЕРПТСДПЮОПУФЙ, ИПФС УБН Ч ФБКОЕ УЛМПОЕО Л ЬФПНХ. йОПЗДБ ЦБМЕЕФ, ЮФП ОЕ ПВНБОЩЧБМ МАДЕК, ЛПЗДБ ВЩМБ ФБЛБС ЧПЪНПЦОПУФШ. уЛМПОЕО Л ЪБЧЙУФЙ, Л РПЙУЛХ ОЕЗБФЙЧОЩИ РТЙЮЙО ХУРЕИБ ЛПММЕЗ, ПЛТХЦБАЭЙИ. йНЕООП РТП ФБЛЙИ МАДЕК ЗПЧПТСФ: "ч ЮХЦПН ЗМБЪХ УПТЙОЛХ ЪБНЕЮБЕФ, Б Ч УЧПЕН Й ВТЕЧОБ ОЕ ЧЙДЙФ".

пФТЙГБОЙЕ - ЬФП РПРЩФЛБ ОЕ РТЙОЙНБФШ ЪБ ТЕБМШОПУФШ ОЕЦЕМБФЕМШОЩЕ ДМС УЕВС УПВЩФЙС. рТЙНЕЮБФЕМШОБ УРПУПВОПУФШ Ч ФБЛЙИ УМХЮБСИ "РТПРХУЛБФШ" Ч УЧПЙИ ЧПУРПНЙОБОЙСИ ОЕРТЙСФОЩЕ РЕТЕЦЙФЩЕ УПВЩФЙС, ЪБНЕОСС ЙИ ЧЩНЩУМПН. лБЛ ЪБЭЙФОЩК НЕИБОЙЪН, ПФТЙГБОЙЕ УПУФПЙФ Ч ПФЧМЕЮЕОЙЙ ЧОЙНБОЙС ПФ ВПМЕЪОЕООЩИ ЙДЕК Й ЮХЧУФЧ, ОП ОЕ ДЕМБЕФ ЙИ БВУПМАФОП ОЕДПУФХРОЩНЙ ДМС УПЪОБОЙС.

фБЛ, НОПЗЙЕ МАДЙ ВПСФУС УЕТШЕЪОЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК. й УЛПТЕЕ ВХДХФ ПФТЙГБФШ ОБМЙЮЙЕ ДБЦЕ УБНЩИ РЕТЧЩИ СЧОЩИ УЙНРФПНПЧ, ЮЕН ПВТБФСФУС Л ЧТБЮХ. б РП УЕНХ ВПМЕЪОШ РТПЗТЕУУЙТХЕФ. ьФПФ ЦЕ ЪБЭЙФОЩК НЕИБОЙЪН УТБВБФЩЧБЕФ, ЛПЗДБ ЛФП-ОЙВХДШ ЙЪ УЕНЕКОПК РБТЩ "ОЕ ЧЙДЙФ", ПФТЙГБЕФ ЙНЕАЭЙЕУС РТПВМЕНЩ Ч УХРТХЦЕУЛПК ЦЙЪОЙ. й ФБЛПЕ РПЧЕДЕОЙЕ ОЕ ТЕДЛП РТЙЧПДЙФ Л ТБЪТЩЧХ ПФОПЫЕОЙК.

юЕМПЧЕЛ, ЛПФПТЩК РТЙВЕЗОХМ Л ПФТЙГБОЙА, РТПУФП ЙЗОПТЙТХЕФ ВПМЕЪОЕООЩЕ ДМС ОЕЗП ТЕБМШОПУФЙ Й ДЕКУФЧХЕФ ФБЛ, УМПЧОП ПОЙ ОЕ УХЭЕУФЧХАФ. вХДХЮЙ ХЧЕТЕООЩН Ч УЧПЙИ ДПУФПЙОУФЧБИ, ПО РЩФБЕФУС РТЙЧМЕЮШ ЧОЙНБОЙЕ ПЛТХЦБАЭЙИ ЧУЕНЙ УРПУПВБНЙ Й УТЕДУФЧБНЙ. й РТЙ ЬФПН ЧЙДЙФ ФПМШЛП РПЪЙФЙЧОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л УЧПЕК РЕТУПОЕ. лТЙФЙЛБ Й ОЕРТЙСФЙЕ РТПУФП ЙЗОПТЙТХАФУС. оПЧЩЕ МАДЙ ТБУУНБФТЙЧБАФУС ЛБЛ РПФЕОГЙБМШОЩЕ РПЛМПООЙЛЙ. й ЧППВЭЕ, УЮЙФБЕФ УЕВС ЮЕМПЧЕЛПН ВЕЪ РТПВМЕН, РПФПНХ ЮФП ПФТЙГБЕФ ОБМЙЮЙЕ ФТХДОПУФЕК /УМПЦОПУФЕК Ч УЧПЕК ЦЙЪОЙ. йНЕЕФ ЪБЧЩЫЕООХА УБНППГЕОЛХ.

йДЕОФЙЖЙЛБГЙС - ВЕУУПЪОБФЕМШОЩК РЕТЕОПУ ОБ УЕВС ЮХЧУФЧ Й ЛБЮЕУФЧ, РТЙУХЭЙИ ДТХЗПНХ ЮЕМПЧЕЛХ Й ОЕ ДПУФХРОЩИ, ОП ЦЕМБФЕМШОЩИ ДМС УЕВС. ьФПФ НЕИБОЙЪН РПНПЗБЕФ ХУЧПЕОЙА УПГЙБМШОЩИ ОПТН, Ч РПОЙНБОЙЙ ЮЕМПЧЕЛБ ЮЕМПЧЕЛПН, Ч УПРЕТЕЦЙЧБОЙЙ МАДШНЙ ДТХЗ ДТХЗХ. фБЛ, ЬФПФ НЕИБОЙЪН УТБВБФЩЧБЕФ, ЛПЗДБ РПДТПУФПЛ ЦЕМБЕФ РПИПДЙФШ ОБ ЧЩВТБООПЗП ЙН зЕТПС. рПУФХРЛЙ, ЮЕТФЩ ИБТБЛФЕТБ зЕТПС ПО ЙДЕОФЙЖЙГЙТХЕФ УП УЧПЙНЙ.

йЪЧЕУФОХА ТПМШ ЙЗТБЕФ ЙДЕОФЙЖЙЛБГЙС Ч ьДЙРПЧПН ЛПНРМЕЛУЕ. нБМЕОШЛЙЕ ДЕФЙ РПУФЕРЕООП ЧЪТПУМЕАФ. б УБНЩЕ ОБЗМСДОЩЕ РТЙНЕТЩ ЧЪТПУМЩИ, У ЛПФПТЩИ НПЦОП УЛПРЙТПЧБФШ РПЧЕДЕОЙЕ, НБОЕТЩ Й Ф.Д. - ЬФП ВМЙЪЛЙЕ. фБЛ, ДЕЧПЮЛБ ВЕУУПЪОБФЕМШОП УФБТБЕФУС РПИПДЙФШ ОБ УЧПА НБФШ, Б НБМШЮЙЛ - ОБ УЧПЕЗП ПФГБ.


лБЛ ВЩМП ЪБНЕЮЕОП ТБОЕЕ, ЮЕМПЧЕЛ ЮБУФП РТЙНЕОСЕФ ОЕУЛПМШЛП ЪБЭЙФОЩИ УФТБФЕЗЙК ДМС ТБЪТЕЫЕОЙС ЛПОЖМЙЛФБ. оП УХЭЕУФЧХАФ РТЕДРПЮФЕОЙС ФЕИ ЙМЙ ЙОЩИ ЪБЭЙФ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФЙРБ РТПВМЕНЩ. оБРТЙНЕТ, ОБЙВПМЕЕ ЮБУФП Л ЪБЭЙФОПНХ НЕИБОЙЪНХ РП ФЙРХ ПФТЙГБОЙЕ РТЙВЕЗБАФ, ЛПЗДБ ЪБФТБЗЙЧБАФУС МЙЮОЩЕ, УЕНЕКОЩЕ, ЙОФЙНОЩЕ РТПВМЕНЩ, ЙМЙ ЧПЪОЙЛБЕФ РТПВМЕНБ ПДЙОПЮЕУФЧБ. б ЧПФ Ч ТПДЙФЕМШУЛП - ДЕФУЛЙИ Й РБТФОЕТУЛЙИ ПФОПЫЕОЙСИ ЮБЭЕ ЙУРПМШЪХАФ УФТБФЕЗЙА РТПЕЛГЙЙ (ИПФС ЕЕ ЦЕ НПЦОП ЧУФТЕФЙФШ Й РТЙ ОБМЙЮЙЙ МЙЮОЩИ Й ЙОФЙНОЩИ ЛПОЖМЙЛФПЧ).

фБЛПЕ ТБЪДЕМЕОЙЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЪБЭЙФОЩИ НЕИБОЙЪНПЧ ЮБЭЕ ЧУФТЕЮБЕФУС Х МАДЕК ЧПЪТБУФБ 20-35 МЕФ. ьФП НПЦОП ПВЯСУОЙФШ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН. ч ЬФПФ РЕТЙПД (20-35 МЕФ) РП ь. ьТЙЛУПОХ ЙДЕФ УФБОПЧМЕОЙЕ ЬЗП-ЙДЕОФЙЮОПУФЙ. нПМПДЩЕ МАДЙ РЕТЕИПДСФ ОБ УФБДЙА ТБЪЧЙФЙС, УПДЕТЦБОЙЕ ЛПФПТПК - РПЙУЛ УРХФОЙЛБ ЦЙЪОЙ, ЦЕМБОЙЕ ФЕУОПЗП УПФТХДОЙЮЕУФЧБ У ДТХЗЙНЙ, УФТЕНМЕОЙЕ Л ВМЙЪЛЙН ДТХЦЕУЛЙН УЧСЪСН У ЮМЕОБНЙ УЧПЕК УПГЙБМШОПК ЗТХРРЩ. нПМПДПК ЮЕМПЧЕЛ ЗПФПЧ Л ВМЙЪПУФЙ, ПО УРПУПВЕО ПФДБФШ УЕВС УПФТХДОЙЮЕУФЧХ У ДТХЗЙНЙ Ч ЛПОЛТЕФОЩИ УПГЙБМШОЩИ ЗТХРРБИ Й ПВМБДБЕФ ДПУФБФПЮОПК ЬФЙЮЕУЛПК УЙМПК, ЮФПВЩ ФЧЕТДП РТЙДЕТЦЙЧБФШУС ФБЛПК ЗТХРРПЧПК РТЙОБДМЕЦОПУФЙ, ДБЦЕ ЕУМЙ ЬФП ФТЕВХЕФ ЪОБЮЙФЕМШОЩИ ЦЕТФЧ ЛПНРТПНЙУУПЧ.

пРБУОПУФШ ЦЕ ЬФПК УФБДЙЙ РТЕДУФБЧМСЕФ ПДЙОПЮЕУФЧП, ЙЪВЕЗБОЙЕ ЛПОФБЛФПЧ, ФТЕВХАЭЙИ РПМОПК ВМЙЪПУФЙ. фБЛПЕ ОБТХЫЕОЙЕ, РП НОЕОЙА ь. ьТЙЛУПОБ, НПЦЕФ ЧЕУФЙ Л ПУФТЩН "РТПВМЕНБН ИБТБЛФЕТБ", Л РУЙИПРБФПМПЗЙЙ. еУМЙ РУЙИЙЮЕУЛЙК НПТБФПТЙК РТПДПМЦБЕФУС Й ОБ ЬФПК УФБДЙЙ, ФП ЧНЕУФП ЮХЧУФЧБ ВМЙЪПУФЙ ЧПЪОЙЛБЕФ УФТЕНМЕОЙЕ УПИТБОЙФШ ДЙУФБОГЙА, ОЕ РХУЛБФШ ОБ УЧПА "ФЕТТЙФПТЙА", Ч УЧПК ЧОХФТЕООЙК НЙТ. уХЭЕУФЧХЕФ ПРБУОПУФШ, ЮФП ЬФЙ УФТЕНМЕОЙС НПЗХФ РТЕЧТБФЙФШУС Ч МЙЮОПУФОЩЕ ЛБЮЕУФЧБ - Ч ЮХЧУФЧП ЙЪПМСГЙЙ Й ПДЙОПЮЕУФЧБ. рТЕПДПМЕФШ ЬФЙ ОЕЗБФЙЧОЩЕ УФПТПОЩ ЙДЕОФЙЮОПУФЙ, ЛБЛ УЮЙФБЕФ ь. ьТЙЛУПО, РПНПЗБЕФ МАВПЧШ - ЪТЕМПЕ ЮХЧУФЧП, ЛПФПТПЕ ОЕ ДПМЦОП РПОЙНБФШУС ФПМШЛП ЛБЛ УЕЛУХБМШОПЕ ЧМЕЮЕОЙЕ.

фБЛЙН ПВТБЪПН, ОБ ЬФПК УФБДЙЙ ТБЪЧЙФЙС РПЪЙФЙЧОПЕ ЮХЧУФЧП УХЭЕУФЧХЕФ Й РТПФЙЧПУФПЙФ ОЕЗБФЙЧОПНХ: ВМЙЪПУФШ РТПФЙЧ ПДЙОПЮЕУФЧБ - МАВПЧШ (ЙОФЙНОПУФШ) РТПФЙЧ ЪБНЛОХФПУФЙ, ЙЪПМСГЙЙ.

рТПВМЕНЩ РБТФОЕТУФЧБ, ПДЙОПЮЕУФЧБ, ВМЙЪПУФЙ - ПЮЕОШ ЪОБЮЙНЩ Ч ЬФПН ЧПЪТБУФЕ. ьФЙ РТПВМЕНЩ ОБИПДСФУС Ч УПУФПСОЙЙ ТЕЫЕОЙС, ПУНЩУМЙЧБОЙС, РПОЙНБОЙС. юБУФП РЕТЧБС ЪБЭЙФОБС ТЕБЛГЙС РУЙИЙЛЙ ОБ ПУФТХА ОЕТБЪТЕЫЕООХА РТПВМЕНХ - ЬНПГЙПОБМШОПЕ ПФТЙГБОЙЕ РТПВМЕНЩ. йНЕООП РПЬФПНХ ФТЕЧПЦБЭХА УЙФХБГЙА ЮЕМПЧЕЛ РТЕДРПЮЙФБЕФ ЛБЛ ВЩ "ОЕ ЧЙДЕФШ" (НЕИБОЙЪН ПФТЙГБОЙЕ ), ЙМЙ РТЙОЙНБЕФ "ПВПТПОЙФЕМШОХА" РПЪЙГЙА - "ФБЛБС РТПВМЕНБ Х ОЙИ, Б ОЕ Х НЕОС" (НЕИБОЙЪН РТПЕЛГЙС ).


рТПДПМЦЕОЙЕ УМЕДХЕФ...


ФЕМ. 8-926-2694119

мЙФЕТБФХТБ.

  1. вБУУЙО ж.ч. рТПВМЕНЩ ВЕУУПЪОБФЕМШОПЗП. - н., 1968.
  2. лЙТЫВБХН ь., еТЕНЕЕЧБ б. рУЙИПМПЗЙЮЕУЛБС ЪБЭЙФБ. - н.: "уНЩУМ", 2000.
  3. лТБФЛЙК РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК УМПЧБТШ // тЕД. б.ч. рЕФТПЧУЛПЗП, н.з. сТПЫЕЧУЛПЗП. - тПУФПЧ-ОБ-дПОХ: "жЕОЙЛУ", 1999.
  4. уБНПУПЪОБООЙЕ Й ЪБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ МЙЮОПУФЙ // иТЕУФПНБФЙС РП УПГЙБМШОПК РУЙИПМПЗЙЙ МЙЮОПУФЙ // тЕД. д.с.тБКЗПДУЛЙК. - уБНБТБ: "вБИТБИ-н", 2000.
  5. фБТФ з. нЕИБОЙЪНЩ ЪБЭЙФЩ. // уБНПУПЪОБООЙЕ Й ЪБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ МЙЮОПУФЙ // иТЕУФПНБФЙС РП УПГЙБМШОПК РУЙИПМПЗЙЙ МЙЮОПУФЙ // тЕД. д.с.тБКЗПДУЛЙК. - уБНБТБ: "вБИТБИ-н", 2000.
  6. жТЕКД ъ.: ЦЙЪОШ, ТБВПФБ, ОБУМЕДЙЕ // ьОГЙЛМПРЕДЙС ЗМХВЙООПК РУЙИПМПЗЙЙ // тЕД. б.н. вПЛПЧЙЛПЧБ. 1998, фПН 1. MGM - Interna, н.: ъбп нз нЕОЕДЦНЕОФ, 1998.
  7. ьТЙЛУПО ь. йДЕОФЙЮОПУФШ: АОПУФШ, ЛТЙЪЙУ. н., 1996.

Экология жизни: Психологическая защита, наверное, одно из самых противоречивых явлений человеческой психики. С одной стороны она стоит на страже нашего «Я»

Психологическая защита, наверное, одно из самых противоречивых явлений человеческой психики. С одной стороны она стоит на страже нашего «Я», оберегая его от стрессов, повышенной тревожности, негативных мыслей, внешних и внутренних конфликтов. С другой может действовать разрушающе и не давать личности расти и развиваться, достигать успехов, открывать для себя новые возможности, творить и наслаждаться жизнью.

Механизмы психологической защиты формируются в раннем детстве. Их набор индивидуален для каждого человека и подбирается согласно его темпераменту, стилю воспитания, детско-родительских и внутрисемейных отношений (с бабушками, дедушками, тетями, дядями и другими родительскими фигурами).

Доказано, что наибольшее влияние на формирование защитных механизмов оказывают негативно-значимые взрослые, которые вызывали в ребенке страх и тревогу. Именно эти переживания и чувства являются непосредственными источниками, питающие психологические защиты личности и сопряжены с внутренними или внешними конфликтами.

Существуют целые защитные стратегии, которые в Транзактном Анализе рассматриваются как игры. Их основная цель не допустить к осознанию информацию о себе и партнере, которые могли бы угрожать сложившимся отношениям. По сути, это проигрывание стратегий построения взаимоотношений в родительской семье, типы реагирования на стрессовые ситуации, которые позволяли избежать истиной близости (открытого доверительного общения о чувствах, мыслях, поведении и мотивах поступков между партнерами).

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: они действуют на неосознаваемом уровне, а потому являются самообманом. Они либо искажают, отрицают, трансформируют, либо фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу или страх менее угрожающими для человека.

На сегодня известно более двадцати видов защитных механизмов. Большая их часть перечислена в этой статье.

Просматривая список психологических защит, Вы неизбежно столкнетесь с теми, которые присущи лично Вам. Предлагаю не реагировать на них слишком эмоционально. Помните, что, как правило, защитные механизмы человеком не осознаются, а распознать их сможет только хорошо подготовленный специалист, который изучал их или сам столкнулся с ними в личностной психотерапии.

Виды защитных механизмов

Вытеснение. С помощью этого механизма неприемлемые для человека импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, - становятся бессознательными. Человек легко может забывать некоторые вещи, особенно те, что снижают самооценку. Все, вытесненное из сознания в бессознательное, не исчезает и оказывает определенное влияние на поведение человека. Время от времени происходит спонтанное «возвращение вытесненного» на уровень сознания, которое осуществляется в форме сновидений, ошибочных действий, оговорок.

Дефлексия (отклонение) – неосознаваемый механизм ухода, направленный на прекращение контакта и усиление изоляции человека, как от других, так и от его собственного опыта. Человек абстрагируется от ситуации, отпускает реплики не по существу.

Этот механизм часто возникает в результате недоверия, страха, угрозы безопасности, случившиеся в прошлом, и оберегает человека от эмоциональных срывов. Внешне дефлексия может проявляться в избегании зрительного контакта с собеседником, постоянных движениях, топтании на месте и прочее.

Замещение – удовлетворение или подавление неудовлетворенных (часто сексуальных) желаний при помощи другого объекта. Например, половое влечение к «недоступному» человеку может быть удовлетворено человеком более доступным.

Идентификация – повышение чувства собственной значимости путем идентификации себя с выдающимися личностями.

Интроекция – включение в структуру эго внешних ценностей и стандартов с тем, чтобы они перестали действовать как внешняя угроза. Наделение себя качествами других людей. Этот механизм противоположен механизму проекции.

Интернализация. Этот механизм разрядки проще всего описать фразой «Не очень-то и хотелось». Если не получается достигнуть желаемого, порой оказывается проще убедить себя в том, что тебе это не нужно.

Интеллектуализация – пресечение переживаний, вызванных неприятной ситуацией, или упорядочение несовместимых установок при помощи логических манипуляций. Приверженность определенным ценностям и установкам даже при наличии явных доказательств в пользу противоположных установок.

Компенсация – прикрытие собственных слабостей подчеркиванием желаемых черт или преодоление неприятных чувств в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах. Например, человек, который не может играть в футбол, становится выдающимся шахматистом.

Катарсис – защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора. Для этого в качестве посредника иногда привлекается некая внешняя, глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет в своей значимости.

Изменения в структуре ценностей могут происходить только в процессе мощного эмоционального напряжения, накала страстей. Система ценностей человека весьма инерционна, и она сопротивляется изменениям до тех пор, пока не возникнут раздражения столь мощные или столь не соответствующие всей наличной системе норм и идеалов человека, что они сломают защитный барьер всех других форм психологической защиты.

Катарсис несет с собой очистительный эффект. Это и средство защиты личности от необузданных импульсов (своего рода клапан, спасающий от примитивных инстинктов), и способ создания нового направления в устремленности в будущее.

Механизм ухода в болезнь или образование симптомов. Уход в симптоматику, в болезнь – своеобразное решение нерешаемых проблем в жизни индивида. Как сказали бы психоаналитики. для своей неспособности и своего бессилия что-либо изменить в своей жизни человек находит соматическое выражение. При формировании ухода в болезнь больной отказывается от ответственности и самостоятельного решения проблем, оправдывает болезнью свою несостоятельность, ищет опеки и признания, играя роль больного.

Отрицание – не вижу то, что видят все. Обычно речь идет о личных особенностях себя или значимых людях. Механизм отрицания действует по принципу, «если я этого не признаю, значит, это не случилось». Нежелательные события не принимаются сознанием. Отрицание часто становится первой реакцией на необратимые события - на смерть или тяжелую болезнь.

Смещение – разрядка подавляемых чувств, как правило, чувства враждебности, направленная на объект менее опасный, чем тот, который вызвал отрицательные эмоции. Например, начальник поссорился с женой, и весь день вымещает злость на своих подчиненных.

Сновидение – вид замещения, в котором происходит переориентация, т.е. перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений. Тайное покаяние или угрызения совести приводят к прорыву их в сновидении.

В сновидении конфликт устраняется не на основе его логического разрешения и трансформации, что характерно для защиты по типу рационализации, а с помощью языка образов. Возникает образ, примиряющий антагонистические установки и тем самым снижающий напряженность. Так, сцена перехода через мост может служить метафорой необходимости принятия важного решения или существенного изменения в жизни. Падение напряженности одновременно устраняет надобность в вытеснении.

Сны постоянно что-то компенсируют и дополняют. И в отличие от реальности, сон может наделить вас сверхъестественными силами и неограниченными возможностями.

Подавление – отказ отдавать себе отчет в уже проникших в сознание неприятных и опасных мыслях и формулировать их. Классический пример – рассуждение мальчика, который принимает решение не вступаться за своего друга перед подростками потому что, хочет показаться взрослым, а не таким же маленьким и беспомощным, как и его «неугодный» друг.

Проекция – перекладывание ответственности за трудности на других лиц или приписывание другим своих моральных​ качеств и побуждений.

Так, обманщику кажется, что все кругом стремятся его надуть, а человек, испытывающий недостаток в деньгах, склонен чаще других ругать нищих и попрошаек.

Проецироваться могут не только негативные, но и позитивные эмоции. В широком смысле мы все используем проекцию для объяснения мира - а как еще можно понять других, кроме как найти похожие чувства в себе?

Разрядка – снижение тревожности, вызванной запретными желаниями, путем ее внешнего выражения. Такое поведение часто проявляется в преступности или делинквентности (антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом).

Рационализация. Этот механизм защиты подразумевает поиск убедительных доводов для недостаточно одобряемых действий и желаний, попытки доказать, что поведение является рациональным и оправданным, а потому социально одобряемым. Что удобнее: признать, что вас не берут на работу, о которой вы всегда мечтали, из-за недостаточного опыта – или верить в то, что этому мешает, например, ваша яркая внешность.

Рационализация позволяет отгородиться от мира набором нехитрых стереотипов, тратить минимум усилий на анализ поступающей информации - и при этом чувствовать себя д’Артаньяном на фоне унылой реальности.

Реактивные образования – Достаточно прозрачным способом психологической защиты являются реактивные образования - когда человек совершает подмену собственных чувств на противоположные. Классические примеры реактивных образований можно найти в поведении подростков, стремящихся вывернуть наизнанку чувства, которые они считают постыдными. Поэтому приходится смеяться в кино над эпизодом, который вызывает слезы, или дергать за волосы девочку, которая нравится, но страшно, «что скажут другие ребята».

Регрессия. В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства из нас в детстве, человек, бессознательно использует, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей - начинает проявлять детские, неадаптивные черты характера и модели поведения.

Зачастую это действительно приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка», но не всегда: регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.

Демонстрация болезненности, ущербности и беспомощности также относится к регрессии, так как содержит то же послание: «Я болен. Я не способен о себе позаботиться. Защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, могут развиться хронические болезни, которые в свою очередь могут перерасти в ипохондрию и сопровождаться соматизацией. Когда регрессия становится жизненной стратегией преодоления проблем, такая личность называется инфантильной.

Репрессия – недопущение проникновения в сознание неприятных и опасных мыслей.

Ретрофлексия – проекция наоборот. Субъект возвращает себе то, что было адресовано окружающей среде: бьет себя по руке или пинает стул, вместо того, чтобы ударить кого-то. Высшая форма ретрофлексии – самоубийство.

Слияние. При таком виде защиты, человек полностью «растворяется» в окружающей среде, группе или человеке, отказывается от своей жизни, собственной индивидуальности, потребностей, тщательно избегая конфликтов. В речи – устойчивое употребление местоимения «мы».

Сочувствие – стремление завоевать симпатии других людей и таким образом поддержать чувство собственного достоинства, невзирая на неудачи.

Сублимация – удовлетворение или подавление неудовлетворенных желаний, часто носящих сексуальный характер, при помощи другой деятельности. Обычно это относится к изменению способа удовлетворения, а не его объекта. Например, человек, испытывающий сильное половое влечение к другому человеку и не имеющий возможности это влечение удовлетворить, может найти частичную разрядку в допустимых действиях, например в танцах, колке дров, игре на колоколах.

Фантазия – удовлетворение несбывшихся желаний в своем воображении.

Фантазии могут иметь различные формы: осознанные фантазии, сны наяву, и бессознательные фантазии.

Человек может уйти от разочаровывающей его реальности в виртуальные компьютерные миры, кинофильмы, главная отличительная черта которых – возможность взаимодействия с вымышленной идеальной «реальностью».

Формирование реакций – предупреждение опасных стремлений путем усиления противостоящих им установок и типов поведения, чтобы использовать их в качестве «барьеров». Например, человек может стать борцом против алкоголизма, потому что его отец или другой член семьи был алкоголиком.

Эмоциональная изоляция – замыкание в себе и пассивность для защиты от боли и обиды.

Теперь, когда вы познакомились со своими психологическими защитами, задайте себе вопрос: так ли они важны для Вас сегодня, как это было в далеком детстве? Или все же пришла пора их отпустить, освободив место для нового жизненного опыта? опубликовано

По материалам СМИ и Интернет-изданий

Подготовила Ксения Панюкова

В публикации также использована Диссертация на соискательство ученой степени кандидата психологических наук Елены Чумаковой.

Психологическая защита – это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний. Защитные инструменты являются основой процессов сопротивления. Психологическая защита, как понятие впервые было озвучено Фрейдом, который изначально под ним подразумевал, прежде всего, вытеснение (активная, мотивированная ликвидация из сознания чего-либо).

Функции психологических защит заключаются в снижении противостояния, проистекающего внутри личности, снятии напряжения, обусловленного конфронтацией импульсов бессознательного и принятыми требованиями среды, зарождающимися вследствие социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, предохранительные механизмы регулируют человеческое поведение, повышая его адаптационную способность.

Что такое психологическая защита?

Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных окружающих вокруг или внутренних воздействий.

Психологическая защита личности присутствует у каждого человеческого субъекта, но рознится по степени интенсивности.

Психологическая защита стоит на страже психического здоровья людей, предохраняет их «Я» от воздействия стрессовых влияний, повышенного беспокойства, негативных, носящих разрушительный характер, мыслей, от конфронтаций, ведущих к плохому самочувствию.

Психологическая защита, как понятие появилось на свет в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, пришедшему к выводу, что субъект может выказывать два различных ответных побуждения на неприятные ситуации. Он может либо их задерживать в осознанном состоянии, либо искажать такие обстоятельства, дабы снизить их размах или отклонить в ином направлении.

Все предохраняющие механизмы характеризуются двумя связывающими их чертами. Прежде всего, они неосознанные. активирует защиту самопроизвольно, не понимая, что совершает. Во-вторых, основная задача защитных инструментов заключается в максимально возможном искажении реальности или абсолютном ее отрицании, дабы субъект перестал ее воспринимать как тревожную либо небезопасную. Следует акцентировать, что часто человеческие индивиды используют одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить собственную персону от неприятных, угрожающих событий. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной либо преувеличением.

При этом, невзирая на то, что все имеющиеся защитные акты устремлены на ограждение психики человека, предотвращение его впадения в , помощь в перенесении стрессового воздействия, они нередко наносят вред. Человеческий субъект не может существовать постоянно в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в собственных неприятностях, заменяя реальность искривленной картинкой, выпавшую из .

Психологическая защита, кроме того, может препятствовать , развитию человека. Она может стать преградой на стези успешности.

Негативные следствия рассматриваемого феномена наступают при устойчивом повторении определенного механизма защиты в сходных ситуациях бытия, однако отдельные события, хоть и схожи с теми, которые изначально спровоцировали срабатывание защиты, в прикрытии не нуждаются, поскольку сам субъект может сознательно отыскать решение возникшей проблемы.

Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек применяет их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен быть неудачником.

Психологическая защита личности не является врожденным навыком. Она приобретается в ходе прохождения малышом. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примеров их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.

Механизмы психологической защиты личности

Специальная система регулирования личности, целенаправленная на предохранение от негативных, травмирующих, неприятных переживаний, обусловленных противоречиями, тревожностью и состоянием дискомфорта именуется психологической защитой, функциональная цель которой заключается в минимизации внутриличностной конфронтации, ослаблении напряжения, снятии беспокойства. Ослабляя внутренние противоречия психологические скрытые «предохранители» регулируют поведенческие реакции личности, повышая ее адаптационную способность и уравновешивая психику.

Фрейд ранее обозначил теории сознательного, бессознательного и концепцию подсознательного, где он акцентировал, что защитные внутренние механизмы являются неотъемлемой часть бессознательного. Он утверждал, что человеческий субъект часто сталкивается с неприятными раздражителями, несущими угрозу и способными породить стресс либо привести к срыву. Без внутренних «предохранителей» Эго личности подвергнется распаду, что вызовет невозможность в обыденной жизни принимать решения. Психологическая защита выполняет функцию амортизаторов. Она помогает индивидам справляться с негативом и болью.

Современная психологическая наука выделяет 10 механизмов внутренней зашиты, которые классифицируются по степени зрелости на дефензивные (например, изоляция, рационализация, интеллектуализация) и проективные (отрицание, вытеснение). Первые – являются более зрелыми. Они допускают поступление в сознание негативной либо травмирующей информации, однако интерпретируют для себя ее «безболезненным» образом. Вторые – являются более примитивными, поскольку в сознание не допускают травмирующую информацию.

Сегодня психологическими «предохранителями» считаются реакции, к использованию которых индивид прибегает неосознанно, дабы защитить собственные внутренние психические компоненты, «Эго» от тревожности, конфронтации, ощущения , вины, чувства .

Основополагающие механизмы психологической защиты дифференцируются по таким параметрам, как уровень обработки конфликта внутри, прием искажения реальности, уровень количества затрачиваемой энергии на поддержание определенного механизма, уровень индивида и тип вероятного нарушения психики, появляющегося вследствие пристрастия к определенному механизму защиты.

Фрейд, используя собственную трехсоставную модель устройства психики, высказал предположение, что отдельные механизмы возникают еще на детском возрастном этапе.

Психологическая защита примеры ее в жизни встречаются сплошь и рядом. Часто человек, чтобы не излить гнев на начальника, выливает потоки негативной информации на сотрудников, поскольку они менее значимые для него объекты.

Часто случается, что предохраняющие механизмы начинают работать неправильно. Причина такого сбоя заключается в стремлении индивида к спокойствию. Отсюда, когда стремление к психологическому комфорту начинает превалировать над желанием постигать мир, минимизируя риск выйти за грани привычного, отлаженные механизмы защиты перестают адекватно функционировать, что ведет к .

Предохраняющие защитные механизмы составляют охранный комплекс личности, но одновременно с этим могут привести ее к распаду. Каждый индивид имеет свою любимую вариацию защиты.

Психологическая защита примеры этому стремление найти разумное объяснение даже самому нелепому поведению. Так проявляется склонность к рационализации.

Однако существует тончайшая грань, пролегающая между адекватным использованием предпочитаемого механизма и нарушением равнозначного баланса в их функционировании. Неприятности возникают у индивидов тогда, когда выбранный «предохранитель» абсолютно не подходит для ситуации.

Виды психологической защиты

Среди научно признанных и часто встречаемых внутренних «щитов» выделяют около 50 видов психологической защиты. Ниже приведены основные из используемых приемов защиты.

В первый черед, можно выделить сублимацию, понятие которой определил Фрейд. Он считал ее процессом трансформации либидо в возвышенное устремление и социально нужную деятельность. Согласно концепции Фрейда, — это главный результативный защитный механизм при созревании личности. Предпочтение сублимации в качестве главной стратегии говорит о психическом созревании и сформированности личности.

Можно выделить 2 ключевые вариации сублимации: первичную и вторичную. При первой сохраняется первоначальная задача, на которую направлена личность, что выражается сравнительно прямо, например, бесплодные родители решаются на усыновление. При второй – индивиды отказываются от начальной задачи и выбирают другую задачу, достичь которую возможно на более высоком уровне психической активности, вследствие чего сублимация носит опосредованный характер.

Индивид, не сумевший приспособиться при помощи первичной формы механизма защиты, может переступить на вторичную форму.

Следующим, часто применяемым приемом, является , которое обнаруживается в непроизвольном перемещении неприемлемых побуждений или мыслей в бессознательное. Проще говоря, вытеснение – это мотивированное забывание. Когда функция этого механизма является недостаточной для снижения тревожности, подключаются иные приемы защиты, способствующие вытесненной информации представать в искаженном свете.

Регрессия представляет собой неосознанный «спуск» на ранний этап приспособления, разрешающий удовлетворять желания. Она бывает символической, частичной либо полной. Множество проблем эмоциональной направленности обладают регрессивными признаками. В нормальном своем проявлении регрессия может обнаруживаться в игровых процессах, при болезнях (например, заболевший индивид требует больше внимания и повышенной опеки).

Проекция является механизмом причисления другому индивиду или объекту желаний, чувств, мыслей, которые субъект у себя сознательно отвергает. Отдельные вариации проекции легко обнаруживаются в обыденном бытие. Большинство человеческих субъектов совершенно некритично относятся к личным недостаткам, зато легко подмечают их у окружения. Люди склонны обвинять окружающий социум в своих горестях. При этом проекция может принести вред, поскольку нередко вызывает ошибочную трактовку реальности. Данный механизм, преимущественно, срабатывает у ранимых индивидов и незрелых личностей.

Противоположностью вышеописанного приема является интроекция или включение себя. В раннем личностном созревании она играет немаловажную роль, поскольку на ее базисе постигаются родительские ценности. Механизм актуализируется вследствие потери ближайшего родственника. При помощи интроекции ликвидируются различия между собственной особой и объектом любви. Иногда или к кому-либо, негативные побуждения трансформируются в обесценивание себя и самокритику, вследствие интроекции такого субъекта.

Рационализация являет собой механизм, который оправдывает поведенческое реагирование индивидов, их мысли, чувства, которые в действительности неприемлемы. Данный прием считается наиболее распространенным механизмом психологической защиты.

Человеческое поведение обуславливается множеством факторов. Когда индивид объясняет поведенческие реакции наиболее приемлемым для собственной личности образом, то происходит рационализация. Неосознаваемый прием рационализации не нужно путать с сознательной ложью или преднамеренным обманом. Рационализация способствует сохранению самоуважения, избеганию ответственности и ощущения вины. Во всякой рационализации наличествует какое-то количество правды, но самообмана в ней присутствует больше. Этим она и небезопасна.

Интеллектуализация предполагает гиперболизированное использование интеллектуального потенциала, дабы ликвидировать эмоциональные переживания. Данный прием характеризуется тесной взаимосвязью с рационализацией. Она подменяет непосредственно переживание чувств раздумьями о них.

Компенсация является бессознательной попыткой преодолеть реально существующие либо воображаемые дефекты. Рассматриваемый механизм считается универсальным, ведь приобретение статуса – это важнейшая потребность практически каждого индивида. Компенсация бывает социально приемлемой (например, слепой человек становится известным музыкантом) и неприемлемой (например, компенсация инвалидности трансформируется в конфликтность и агрессию). Также различают прямую компенсацию (в заведомо невыигрышной сфере индивид устремлен к успеху) и косвенную (склонность утвердить собственную персону в иной области).

Реактивное образование представляет собой механизм, подменяющий побуждения для осознания неприемлемые непомерными, противоположными тенденциями. Данный прием характеризуется двухступенчатостью. В первый черед, вытесняется недопустимое желание, после чего увеличивается его антитеза. К примеру, гиперопека может скрывать чувство отвержения.

Механизм отрицания заключается в отвержении мыслей, чувств, побуждений, потребностей или действительности, которые недопустимы на уровне сознания. Индивид ведет себя, словно, не существует проблемной ситуации. Примитивный способ отрицания присущ детям. Взрослые лица чаще применяют описываемый метод в ситуациях серьезного кризиса.

Смещение представляет собой перенаправление эмоциональных реакций от одного предмета к приемлемой замене. К примеру, агрессивные чувства вместо работодателя субъекты вымещают на семье.

Способы и приемы психологической защиты

Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.

Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.

Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.

Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию. Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают. Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.

Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по и отдельным ощущениям. Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их. Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.

Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.

Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи». Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность. Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.

Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!

Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.

Прием психологической защиты под названием «аквариум» заключается в представлении себя за толстыми гранями аквариума при ощущении попыток окружения вывести из равновесия. На оппонента выливающего море негатива и без конца сыплющего обидными словами, необходимо смотреть из-за толстых стенок аквариума, представляя его искаженную злостью физиономию, но, не чуя слов, ведь их поглощает вода. Следовательно, негативные выпады не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит соперника и заставит его выйти из равновесия.



Похожие статьи