Ветхозаветная Пасха как прообраз Пасхи Новозаветной. Пасха – путь к обожению

30.09.2019

Таинства Нового Завета дают спасение, таинства Ветхого - обещали Спасителя. Блаж. Августин

Ветхозаветная Пасха для евреев была событием огромного значения. Она стала для них точкой отсчета нового времени, началом богоизбранности этого народа. Для нас же, христиан, ветхозаветная Пасха стала прообразом истинной новозаветной Пасхи.

Установление ветхозаветной Пасхи теснейшим образом связано с историей еврейского народа. Ее учреждению предшествовали казни, посылаемые Господом на нечестивых египтян. Когда прошло девять казней, а десятая не постигла египтян, тогда и была установлена Богом ветхозаветная Пасха.

Установление Пасхи начинается с повеления Божия об изменении летоисчисления: “Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года” (Исх. 12, 2). Речь идет о знаменательной перемене, произошедшей в исчислении времени. Обыкновенный гражданский год шел своим порядком, как вдруг Бог Своим повелением прервал его течение ради Своего народа, этим как бы давая понять, что народ вступает в новый этап жизни с Богом. Предыдущая история Израиля утрачивала свое значение, и ветхозаветная Пасха должна была стать первым шагом к новой жизни. С этого момента у евреев первым месяцем года будет считаться авив - месяц колосьев, который приходится на апрель-май. После плена, согласно вавилонской терминологии, он был назван “нисан”.

Исход евреев из Египта положил начало новой жизни, возникла возможность широкого государственного развития и духовно-нравственного совершенствования.

Далее Господь через Моисея повелевает евреям, чтобы в 14-й лунный день этого весеннего месяца в каждой семье закололи ягненка и его кровью помазали входные двери своего дома: “...пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам… и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах...” (Исх. 12, 3, 7). Здесь же указываются требования к выбираемому ягненку: “Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз” (Исх. 12, 5). Мясо следовало приготовить на огне и вкушать в эту же ночь “с горькими травами” (см.: Исх. 11, 8). При этом Господь говорит евреям: “Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это Пасха Господня” (Исх. 12, 11).

Как видно из книги Исход, праздник Пасхи начинался вечером, точнее между двумя вечерами: первый - когда солнце начинало заходить, второй - когда наступала полная темнота. Пасха - по-еврейски “песах”, что переводится как “прохождение”. Кроме буквального смысла, у этого слова есть и скрытый - “пощади их”. В древности кровь являлась символом искупления, очищения и примирения. Таким образом, веление Господа - это помилование еврейских первенцев, которых минует губитель, проходя мимо домов, двери которых намазаны кровью агнца.

Праздник Пасхи называется вечным установлением потому, что он должен был совершаться до конца Ветхого Завета, а также потому, что являлся прообразом новозаветной Пасхи, символом которой был ветхозаветный агнец.

В ближайшем историческом отношении пасхальный агнец имел значение жертвоприношения евреев, оставляющих Египет. Обряды, сопровождавшие эту жертву, указывали на нее как на благодарственно-умилостивительное приношение. Заклание агнца и помазание кровью домов - выкуп за еврейских первенцев. Вкушение же пасхального агнца всеми членами семьи указывало на единение между собой и с Богом через жертвенную трапезу.

С Пасхой тесным образом связаны праздник опресноков и закон о посвящении первенцев (см.: Исх. 12, 15; 13, 2-4). Агнца следовало есть с опресноками - пресным, не вскисшим хлебом. Невсквашенный хлеб символизирует быстрое исшествие из Египта. Горькие травы - это горькая доля плена. Дается также указание: “не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне” (Исх. 12, 10).

Ближайшее историческое значение праздника опресноков было указано Самим Господом: “Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской” (Исх. 12, 17). Опресноки должны были напоминать следующим поколениям об этом, а в более частном смысле - о поспешности выхода. Квасное, как заключающее в себе начало разложения, обозначало нравственную порчу, а опресноки - чистоту. Отсюда - запрещение вкушать все квасное 7 дней праздника. Оно предуказывало требуемую чистоту веры в Истинного Бога и предостерегало от закваски языческой (египетской).

Точное исполнение закона о посвящении Богу первенцев пророк Моисей относит ко времени, когда евреи наследуют землю обетованную. Первенцы из нечистых животных должны были заменяться чистыми или же денежным выкупом, как за первенцев человеческих. В нравственно-религиозном отношении закон о первенцах указал на святость и чистоту, требуемую от избранного народа. Евреи, избавленные от рабства у язычников, должны были всецело посвятить себя Богу, выделить первенцев, которые имели тогда большие права и преимущества.

В законе о первенцах сокрыт духовно-таинственный образ Христа как перворожденного Слова. Как Первенец, Он был Пречистой Матерью посвящен Богу и избавил от смерти мир, совершил освящение всего человечества, став Первенцем из мертвых.

Ветхозаветная Пасха явилась прообразовательной, в ней была сокрыта Пасха новозаветная, и все действия и установления ее прообразовали события Пасхи Нового Завета. “Агнец, - говорит Кирилл Александрийский, - долженствовал быть предварительно избран и отделен от стада для жертвы: так и Христос от вечности предопределен ко страданию за род человеческий”. Выражение “от вечности предопределен” переносит нас в глубину веков и показывает нам Бога, предначертывающего Свои планы искупления и любви, всецело основанные на искупительной силе непорочного и драгоценного Агнца.

Великие намерения любви Божией существовали до того, как был вызван к существованию мир, до появления сатаны и греха. Поэтому, как только Бог начинает говорить и действовать, Он всегда в соответствующем прообразе представляет нам Того, Кто должен был искупить род человеческий. И, исследуя богодухновенные Письмена, мы видим, что всякий обряд, всякая церемония, всякий обычай и всякое жертвоприношение заранее указывали на Агнца Божия, “Который берет на Себя грех мира” (см.: Ин. 1, 29, 36); особенно явственно указывает на Него праздник Пасхи. Пасхальный агнец представляет собой один из наиболее типичных и поучительных прообразов Писания.

Эта истина нам иносказательно представлена в том факте, что агнец сохранялся с десятого до четырнадцатого дня месяца. Агнец этот был, несомненно, прообразом Христа, на что особенно ясно указывается в следующем изречении: “Пасха наша, Христос, заклан за нас” (1 Кор. 5, 7) - “зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас” (1 Пет. 1, 18–20).

Кости агнца не сокрушались потому, что: “...да сбудется Писание: “кость Его да не сокрушится” (Ин. 19, 36; Исх. 12, 10). Все требования, которые предъявлялись к выбору агнца, по указанию свв. отцов Церкви, ясно изображали Иисуса Христа. Совершенство агнца - это совершенство Христа не только по Божеству, но и по воспринятому естеству, “которое помазано Божеством”. Непорочность агнца - это непорочность Христа, потому что Он врачует нас от греха и взял на Себя грехи наши, Сам же не подвергся ничему, требующему врачевания.

“Агнец берется единолетен, как Солнце Правды”, - говорит св. Григорий Богослов. Время заклания совпало со временем распятия Христа. “Он (Моисей), - говорит св. Ириней, - знал и день страдания Его, и образно предсказал его под именем Пасхи. И в этот самый праздник Господь пострадал, совершая Пасху”.

“В четырнадцатый день агнец пасхальный заклан во образ Господа, распятого на кресте”, - замечает прп. Ефрем Сирин. Горькие травы знаменуют для христиан образ страданий, которые они должны переносить по любви к Тому, Кто ради нас пошел на смерть. В заклании пасхального агнца отцы Церкви видят соответствие с Великой Жертвой, а в кроплении кровью пасхального агнца - образ нашего искупления кровью Христа (Кирилл Александрийский).

Итак, агнец, хранимый с десятого до четырнадцатого дня, прообразно представляет нам Христа, предназначенного Богом от вечности, но явленного нам в последнее время, а одно собрание общества Израильского с одной жертвой прообразовало Новозаветную Церковь Христову вокруг одной Жертвы Божественной Евхаристии (см.: Исх. 12, 6). Как Израиль собрался вокруг Агнца, так Церковь Христова собирается вокруг Евхаристии, в которой пребывает Сам Христос.

“Вкушение пресных хлебов, - пишет св. Кирилл Александрийский, - указание на то, что соделавшиеся причастниками Христа должны питать душу свою незаквашенными, чистейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни”. Поэтому вкушать Святую Евхаристию можно только с чистой совестью и памятуя о крестных страданиях Христа Спасителя.

На Пасху ветхозаветную как прообраз Пасхи новозаветной указывает сама Святая Церковь, читая в Великую Субботу третью паремию из книги Исход (12, 1–11), в которой изображено установление ветхозаветного праздника Пасхи (пасхального агнца). Читается эта паремия здесь потому, что Пасхальный ветхозаветный агнец есть прообраз Новозаветного Пасхального Агнца - Господа Иисуса Христа.

Из всего вышесказанного следует, что Пасха ветхозаветная явилась прообразом нашего спасения, и как в ней ангел прошел мимо домов, окропленных кровью агнца, так и мы избавляемся от вечной смерти, принимая искупительную Жертву Христа, Его Пречистую Кровь.

В празднике Пасхи ярко отразилось, прообразовалось единство истинной Церкви Христовой, единство “одного тела и одного духа” (см.: Еф. 4, 4). Бог сохраняет только истинную, правоверующую Церковь, которая пребудет “до скончания века” (см.: Мф. 28, 20).

Тайная Вечеря произошла накануне празднования Песаха – важнейшего иудейского праздника. Но в чем его смысл? И почему Христос именно в это время установил главное таинство Церкви - Евхаристию? На эти вопросы отвечает богослов, миссионер, преподаватель Московской Сретенской духовной семинарии протоиерей Олег Стеняев.

Что такое ветхозаветная Пасха?

Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. В Евангелии от Матфея читаем: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (Мф 26 :17). Что такое «день опресночный»? Обратимся к ветхозаветному тексту: В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня (Лев 23 :5). То есть праздник опресноков - это одно из названий иудейской Пасхи - полагалось отмечать с 14 на 15 число месяца нисана семь-восемь дней. Нисан в еврейском календаре - это первый месяц библейского года. Он приблизительно соответствует нашему марту-апрелю.

А что это за история про евреев и Египет?

Согласно библейской истории, Иаков - сын Авраама и прародитель евреев - из-за голода переселился со всей своей семьей в Египет, где его потомки и остались, постепенно образовав еврейский народ. Численность его быстро росла, так что один из фараонов начал опасаться восстания. Чтобы ослабить евреев, он сперва приказал привлечь их к тяжелой стройке, которая постепенно превратила их в рабов: «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой» (Исх 1 :13–14), а потом повелел убить всех их новорожденных младенцев. Только будущего пророка Моисея удалось спасти. Позднее Бог призвал его идти к фараону и потребовать освободить еврейский народ от рабства и отпустить его в землю обетованную.

Фараон долго не желал этого делать. Тогда Бог наслал на его народ десять бедствий - так называемые десять казней египетских. После последней, когда Ангел умертвил всех первенцев из египетского народа (в том числе и сына правителя), фараон наконец отпустил евреев. Однако, когда они уже достигли берегов Красного моря, он отправил за ними войско, чтобы вернуть их обратно. Тогда по воле Бога море расступилось и евреи перешли по дну на другой берег, а когда египетское войско ринулось догонять их, море сомкнулось, и все воины погибли. Так совершился исход еврейского народа из Египта.

Что такое опресноки?

Это пресный хлеб, приготовленный без использования закваски. Вкушать хлеб, изготовленный из теста, замешанного на любых злаках и подвергавшегося брожению, на иудейскую Пасху запрещается: Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля (Исх 12 :15).

Накануне вечером совершается обряд поисков хамец, то есть всего квасного в доме. Иудеи зажигают свечу и, прочитав специальную молитву, начинают искать остатки квасного хлеба и выметать их из дома.

Интересно, что в христианской символике человек в духовном смысле должен стать «опресноком», то есть очиститься от всяких греховных примесей, брожений, как пишет апостол Павел: “Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор 5 :7–8)” . Ведь пресный хлеб не портится и не плесневеет - он может только засохнуть.

Почему у этого праздника такое название - Пасха?

Оно связано с агнцем (ягненком), которого готовили для праздничной трапезы: пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами (Исх 12 :8). Судя по тем источникам, которые дошли до наших дней, кровью этого агнца во времена Христа помазывали косяки дверей и, собственно, именно благодаря этому действию праздник и получил название Пасха.

Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола пасах, то есть «прошел». А кто прошел ? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил (то есть проходил мимо ) в те дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца: И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исх 12 :21–23).

Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»?

Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой - она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде (Ин 13 :26–27).

Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1 :22). Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.

Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества - богачи, люди среднего достатка и бедняки - в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему] (Исх 10 :9). Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей.

В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского (Исх 6 :6–7).

Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной!» После чего сосуд передавали по кругу, и каждый отпивал немного вина. Тогда самый младший из присутствующих (во время это был апостол Иоанн Богослов) задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это?», и ему рассказывали историю исхода израильтян из Египта. При этом читали или пели два псалма - 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы.

После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114–117-й , а завершала праздник четвертая чаша вина.

После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями.

Вы сказали, что иудейская Пасха - это семейный праздник. Почему же тогда на Тайной Вечере не было Богородицы? Почему Христос не встречал этот праздник в кругу семьи?

Дело в том, что Христос Сам создает новую общность людей, если хотите, новую семью, которая позже назовется Церковью. Взаимоотношения между Господом и учениками были как между отцом и его чадами. Бог усыновляет нас Себе через Своего Сына - Господа Иисуса Христа. И происходит это через Святое Причастие.

Приведу очень важный пример. Помните, как однажды ко Христу подошли люди и сказали, что на улице стоит Его Матерь - Богородица - и братья (дети праведного Иосифа), которые просят Его выйти к ним, чтобы что-то обсудить. И что Христос ответил? Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12 :48–50).

А почему Тайная Вечеря называлась «тайной»?

Сионская горница

Она была «тайной» для врагов Христа. Дело в том, что Иуда уже тогда - до пасхальной трапезы - вошел в сговор с первосвященниками, так как они искали удобный момент, чтобы схватить Христа. Ученик не знал, где именно будет праздничный вечер, но ему доподлинно было известно, что Учитель после пойдет в Гефсиманский сад, где под покровом ночи без лишних свидетелей можно будет Его арестовать, избежав народного возмущения. Поэтому Иуда и ушел с вечери раньше времени, чтобы привести воинов в нужное место.

Почему Христос, который, как мы знаем, принес Новый Завет, отменивший Ветхий, праздновал Песах? Ведь современные христиане его не отмечают.

Родословная Христа

В этом был двойной смысл. Во-первых, как пишет апостол Павел, «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас»
(1 Кор. 5:7). И вся ветхозаветная Пасха была наполнена прообразами, которые относились к Самому Христу. Его можно назвать «Новым Моисеем». Ведь если ветхозаветный пророк вывел еврейский народ из египетского рабства, спасая его от тирании фараона, то Христос выводит всех людей уже из «Египта» греха и спасает от «рабства» дьяволу. События исхода оказались прообразами евангельской истории.

Когда евреи убегали от преследовавшего их египетского войска, они прошли через расступившееся перед ними море. А как человек убегает от греха? Через воды Крещения. То есть и здесь отцы Церкви видели прообраз христианского таинства. Так же как в помазании косяков дверей кровью агнца - прообраз креста на Голгофе. И сам агнец - символ Христа, который, как пишет апостол Иоанн, есть жертва за грехи всего человечества (1 Ин 2 :2). Христос раскрыл все эти ветхозаветные образы, и в этом глубочайший смысл и Тайной Вечери, и последующих Его страданий, смерти и воскресения.

Кроме того, Господь говорил, что Он пришел не нарушить ветхозаветный закон, но исполнить его (Мф 5 :17), а празднование Песаха прямо предписывалось каждому иудею, каковым был Сам Христос.

В чем же особенность именно Тайной Вечери?

В том, что после того, как совершена вся последовательность пасхальной трапезы, Христос совершенно неожиданно для учеников добавляет к ней нечто новое. Позволю себе процитировать святителя Иннокентия Херсонского: «Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Своей … Он (то есть Христос. – Прим. ред. ) берет лежавший перед Ним хлеб, благословляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им. Уже из этого благословения видно было, что это делается не по обычаю вечери пасхальной (так называемый хлеб благословенный уже был потреблен), а по другой причине и для другой цели”.

“Приимите, - говорит ученикам Господь, - ядите: сие есть Тело Мое” . И после того, как апостолы в безмолвии съели этот новый Хлеб - Тело их Учителя и Бога, Христос взял в руки чашу с вином и, подав им, сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26 :26–28).

Так в один вечер происходит окончательный переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному. Отныне кровавые жертвоприношения древнего Израиля Самим Богом упразднены. Вместо них на каждой литургии во время Евхаристии приносится Жертва бескровная, которой и причащается каждый верующий.

Ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной литургии, которая установлена и совершена Самим Христом в Сионской горнице (в комнате, где проходила Тайная Вечеря) за несколько часов до ареста в Гефсиманском саду. Об этом блаженный Иероним Стридонский пишет следующее: «После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, - который укрепляет сердце человека, - и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь».

При этом, очень важно понимать, что святые отцы настаивают, что есть только одна Божественная литургия, совершенная Христом на Тайной Вечери. И когда верующие сегодня приходят в храм на литургию, они становятся участниками событий именно той Вечери - и не символически, а действительно.

Зачем нужно вкушать Плоть и Кровь Христа? Неужели одной веры недостаточно?

Дело в том, что Господь призывает ко спасению всего человека - и его тело, и его душу. Так как Христос - Бог и Человек одновременно, то христианин, вкушающий Его Кровь и Плоть, становится причастником Божества по благодати. Важнейший призыв христианства заключается в том, что спастись и обожиться должны и тело, и душа человека. Поэтому Причастие приносит всецелое исцеление и физической, и духовной жизни человека. Христианин должен не только исповедовать веру, но и совершать некоторые сакральные действия, как пишет блаженный Августин: «Когда вода крещения касается нашего тела, она очищает нашу душу». Еще раз повторю: человек должен спастись не просто на уровне каких-то абстракций - как какое-то духовное существо, но только целостно - и телом, и душой.

Любое таинство соединено с каким-то веществом. Например, таинство Крещения - с водой, таинство Миропомазания - с маслом. Вещество Исповеди - это грехи человека, которые он действительно совершил (мыслями, словами или поступками) и в которых он кается. Вещество Евхаристии - хлеб и вино, которые пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя.

Таким образом, тот факт, что таинство включает в себя некоторое освященное Богом вещество, делает его не чем-то абстрактным, а наоборот - конкретным, и эта конкретность очень важна. Происходит и духовное, и физическое преображение человека.

Почему же первая литургия или, как Вы говорите, новозаветная Жертва, совершилась до крестных страданий, то есть до самой жертвы?

В Ветхом Завете жертва для заклания избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца (Исх 12 :5–6). Более того, Сам Сын Божий в момент Своего воплощения уже является жертвой за грехи всего мира, о чем свидетельствует апостол Павел: Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (Евр 10 :5). Вторит ему и апостол Петр: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира (1 Пет 1 :18–20).

События последних дней земной жизни Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Именно о них мы должны вспоминать, когда приступаем к Чаше, как пишет об этом апостол Павел в одном из своих посланий: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11 :28–29). «Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22 :19).

Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем» - это вся литургия с ее последованием, молитвами, песнопениями, ектениями. Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя - от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения. Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному - к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации. И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа.

Традиция праздновать Пасху пришла к нам из глубокой древности, из времен Ветхого Завета. Еврейский народ еще за долгое время до Рождества Христова был рабом египетского фараона, который отвергал все просьбы об освобождении. Однако потом нахождение в рабстве для евреев стало настоящей пыткой: власти Египта начали умерщвлять всех новорожденных еврейских мальчиков.

Освобождения своего родного народа добивался пророк Моисей. На египетскую землю обрушились «Десять египетских казней». Все люди, кроме евреев, страдали от различных напастей. А Господь через пророка Моисея обратился к еврейскому народу с тем, чтобы каждая семья заколола агнца (молодого ягненка), запекла его и полностью съела. Кровью же животного нужно было помазать дверной косяк дома, тем самым совершив защитный обряд. По преданию, ангел, который умерщвлял первенцев египтян, не тронул еврейский народ.

После всего этого фараон Египта освободил всех евреев от рабства. Именно с этого момента израильтяне отмечают праздник Пасхи как праздник освобождения из рабства.

Праздник Пасхи по Ветхому Завету

Пасха праздновалась семь дней. Само слово «Пасха» происходит от еврейского «Песах», что значит - проходить (в значении избавлять, освобождать). В эту неделю весь верующий иудейский народ находился в Иерусалиме. Праздник сопровождался употреблением в пищу пресного хлеба, который назывался маца. Это дало второе название празднику Пасхи - Праздник Опресноков. Согласно обряду, который Бог передал через Моисея, каждая семья на Пасху должна была съесть агнца. Молодой ягненок был своеобразным символом Пасхи. Кроме того, в пищу необходимо было употреблять горькие травы, кашу, приготовленную из фруктов и орехов и выпить 4 бокала вина. Было принято, чтобы за общим столом отец семейства рассказывал историю освобождения еврейского народа от египетского фараона.

Пасха по Новому Завету

Праздник Пасхи теряет свой старозаветный смысл после прихода Иисуса. По Новому Завету Пасха - это праздник Воскресения Христа. Сегодня невозможно точно вычислить то, какого числа воскрес Иисус. Согласно Евангелию, Иисуса распяли 14 числа весеннего месяца Нисана (который соответствует марту-апрелю), а воскресение его произошло 16 числа того же месяца в первый день после субботы. Этот день позже назвали «воскресением».

Во 2-3 веке было принято решение торжественно праздновать Пасху один раз в году, а не каждое воскресение. Уже в 4 веке церковь постановила, что Пасха будет праздноваться в первый по счету весенний воскресный день (не раньше 4 апреля и не позже 8 мая по нашему календарю). Светлый праздник Пасхи - главное торжество для верующих, это символ победы жизни над смертью.

О том, как праздновать Пасху

К этому празднику нужно готовиться заранее: соблюдать строгий пост, который длится семь недель. Любой пост - это время, когда люди должны быть открыты для покаяния и нравственного, духовного очищения.

Начало пасхального торжества - это богослужение. Верующие стремятся к причастию. По окончании пасхальных песнопений принято приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» и слышать в ответ: «Воистину Воскресе!». Такое приветствие получило название «христосование».

Пасху празднуют на протяжении сорока дней. Эта цифра отнюдь не случайна: именно в течение сорока дней воскресший Христос являлся своим любимым ученикам, а на последний сороковой день вознесся на небеса. Первая неделя Пасхи - самая праздничная, самая торжественная. В эти дни люди ходят друг к другу в гости, христосуются, дарят пасхальные куличи и яйца.

Почему же на Пасху стало традицией красить яйца? Мария Магдалина, которая прибыла в Рим, подарила императору Тиберию яйцо (более дорогой подарок она не могла себе позволить), поприветствовала его словами: «Христос воскресе!» и объяснила, что Иисус воскрес, восстал из своего гроба, как и цыпленок, который когда-то появится из яйца.

Тиберий не воспринял эти слова серьезно и спросил: «Как мертвый может воскреснуть? Это все равно, что яйцо превратится сейчас из белого в красное!». И на глазах у них скорлупа яйца, которое принесла Мария Магдалина, окрасилась в алый цвет, олицетворяя собой кровь, пролитую Христом во имя спасения народа. В праздник Пасхи нужно не только веселиться, но и помогать нуждающимся, заниматься благотворительностью, приносить пожертвования.

В чем же значение этого светлого праздника?

Иисус принес в жертву себя для того, чтобы спасти все человечество от неминуемой гибели. Причем говорится не о смерти физической, ведь люди умирали, умирают и буду умирать по разным причинам, а о смерти духовной. И благодаря Великому Воскресению Иисуса Христа биологическая смерть - это не прекращение всего живого, не замкнутый круг, а, наоборот, выход из тупика. За гранью смерти - долгожданная встреча с Богом. Ад и рай после смерти - это не конкретные места, а лишь состояние человека, который встретился с Христом.

Значение Пасхи по Новому Завету очень хорошо отражено в иконографии. Для нас привычной является икона, на которой изображен Иисус в белых одеждах, вознесшийся над своим гробом. Вплоть до 16 века люди не знали икону с таким изображением. На традиционной иконе изображался Иисус Христос, который выводит из ада первых людей на земле - Адама и Еву.

“Десятая казнь”. Гюстав Доре

История празднования Пасхи насчитывает почти три с половиной тысячи лет! Само слово Пасха происходит от древнееврейского глагола «песах», имеющего значения «проходить мимо», а также «избавлять», «щадить». В тринадцатом веке до Рождества Христова пророк Моисей, воспитывавшийся в семье самого фараона, получил от Бога повеление вывести еврейский народ из Египта на свободу. Но перед тем – убедить фараона в необходимости отпустить евреев, долгое время находившихся в рабстве. Правитель Египта отказал Моисею. Тогда на Египет обрушились поочередно девять стихийных бедствий, но и они не вразумили фараона. По-настоящему ужаснуло его только последнее – десятое несчастье – гибель первых по старшинству детей, в том числе – и царского сына. Первенцы в еврейских семьях остались невредимы, поскольку евреи по велению Бога пометили двери своих домов кровью жертвенных агнцев. Ангел-истребитель увидел знаки и прошел мимо отмеченных домов Только страшная беда вразумила фараона, и он послушался Моисея.

Бедствие, названное «десятой казнью египетской», случилось в Египте весной, в месяце, называемом евреями нисаном. Он соответствует периоду, длящемуся с середины марта по середину апреля. В Библии сказано, что Бог обратился к Моисею и всему еврейскому народу с такими словами:

«… В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или коз. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его… Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня».

Господь говорил с еврейским, изначально кочевым народом на понятном ему языке. С древних времен пастухи приносили Богу часть главного своего богатства – от овечьих и козьих стад. В благодарность и надежду на милость Божию. Поспешная трапеза в дорожной одежде, с посохом в руках, – это готовность быстро покинуть место, ставшее опасным. То же и пресный, то есть бездрожжевой хлеб – знак поспешности, ведь приготовление квасного хлеба требует куда больше времени. А горькие травы – прямое напоминание о горечи египетского плена. И меченые кровью двери – знак веры в то, что гнев Божий обойдет их дома и поразит только угнетателей. По прошествии веков Сам Иисус Христос скажет: «Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется». Апостол Петр напишет: «искуплены вы от суетной жизни драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца». Так ветхозаветная Пасха стала праздником избавления от рабства еврейского народа, а Новозаветная Пасха ­– знамением и праздником искупления и освобождения всего человечества от рабства греху. И если некогда первенцы в еврейских семьях были спасены кровью жертвенных агнцев, то христиане обретают вечное спасение в бескровной жертве – принимая в Таинстве Евхаристии Тело и Кровь непорочного Агнца, самого Господа Иисуса Христа.

Поскольку о Новозаветной Пасхе мы имеем представление, то о Ветхозаветной, как правило, смутное. Итак, обратимся к Библии, история Ветхозаветной Пасхи как прообраз Новозаветной.
Установление Праздника Пасхи (Исх. 12-13).
Прежде чем последняя казнь постигла египтян, Моисей начал подготавливать евреев к исходу из Египта. Народ должен был запастись всем, что могло понадобиться в пустыне.
Живя в Египте четыреста тридцать лет, израильтяне познакомились с различными ремёслами этой цивилизованной страны, так что они в культурном отношении стояли гораздо выше кочевников, и поэтому могли сразу основать благоустроенное государство в Палестине. Но рабская жизнь, естественно, не могла способствовать их хорошему экономическому состоянию. В течение многих лет они были превращены в рабов, не получавших за свой труд никакой платы. Теперь, перед уходом из страны, и народ должен был, в качестве компенсации, выпросить у знакомых египтян всё, что могло оказаться необходимым в пустыне – одежды, украшения, сосуды и тому подобные вещи. Шло время. Наступил весенний месяц Авив (Нисан), заколосились нивы. «И сказал Господь Моисею и Аарону: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет у вас между месяцами года» (Исх. 12. 2). Господь открыл Моисею, что в ночь на пятнадцатое Нисана Он пройдёт по Египту и поразит всех первенцев египетских, и над всеми их богами произойдёт суд. В эту роковую для египтян ночь Господь выведет потомков Авраама из страны рабства. Своё освобождение от рабства евреи должны были в эту ночь отпраздновать достойным образом. По повелению Божию каждое семейство должно выбрать из своего стада однолетнего агнца, мужского пола, непорочного, т.е. без физических недостатков. Вечером четырнадцатого Нисана каждая семья должна заколоть агнца, а его кровью помазать косяки дверей своих домов. Жертвенное мясо агнца они не должны варить, а испечь на огне. Причём, агнца надо было испечь целым, с головою, ногами и внутренностями. Есть мясо они должны с пресным хлебом (опресноками) и горькими травами (лук, чеснок). Костей агнца не разрешалось ломать, а останки от него сжечь на огне. Израильтяне должны были есть агнца стоя, в дорожной одежде, готовыми в любой момент покинуть Египет. Это событие Господь назвал Пасхой, что значит «проходить мимо». «…Я в сию самую ночь, - говорит Господь, - пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота… И будет у вас кровь знаменем на домах, где вы находитесь, и увижу кровь а пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во (все) роды ваши» (Исх. 12, 12-14). Вместе с Пасхой Господь повелел соединить праздник опресноков. В продолжении семи дней (с 14 до 21 Нисана) евреи должны есть только опресноки. В это время ничего квасного они не должны иметь в своих домах. Праздник опресноков должен сохраниться как установление вечное, в воспоминание о выходе евреев из Египта. Ветхозаветная Пасха является прообразом Новозаветной Пасхи, а Ветхозаветный агнец – прообразом Новозаветного Агнца – Господа нашего Иисуса Христа. Закланный ветхозаветный агнец является умилостивительной жертвой Богу за еврейский народ. Его мясо предлагается евреям для трапезы, а его кровью еврейские первенцы избавляются от смерти. Подобно этому в Новом Завете Христос, Агнец Божий, приносит Себя на Кресте в умилостивительную Жертву Богу Отцу за грехи всего человечества. Кровью Его мы все избавляемся от рабства диаволу. За Божественной Литургией он предлагает всем верным в снедь Своё Тело и Кровь «во оставление грехов и жизнь вечную». В ночь празднования Пасхи еврейский народ как бы воскрес для новой, свободной жизни, ибо в эту ночь он покинул страну рабства. Подобно этому в День Воскресения Христова Господь призывает нас покинуть мир рабства диаволу и перейти в мир истинной свободы и счастья, который может осуществиться только в Боге и с Богом.

По материалам Священная Библейская история Епископ Вениамин (Пушкарёв), 2001г.



Похожие статьи