Техника медитативного сосредоточения — практикум. Подходит ли Вам випассана? Прикосновение к бесконечности: медитация

22.09.2019

Медитация - отличный способ изучения и развития внимания именно благодаря тому, что она идет вразрез с целым рядом склонностей, которые появились в нашем мозге, чтобы обеспечить выживание человека как вида.

Она помогает не только в увеличении продуктивности, обучении и поддержании здоровья. Медитация также успокаивает и сосредоточивает разум. Сосредоточенность помогает добиться глубокой и освобождающей проницательности как в отношении причин страдания, так и в отношении причин величайшего счастья и умиротворенности.

В буддизме традиционно выделяют пять факторов, которые успокаивают разум: направление внимания, поддержание внимания, восторг, радость и единство разума.

Направление внимания - исходное обращение внимание на определенный объект, например начальную фазу дыхания;

Поддержание внимания - сохранение сосредоточенности на объекте, например осознание вдоха на протяжении всего процесса дыхания (от начала до конца);

Восторг - острый интерес к объекту; иногда переживается в форме суетливых приятных ощущений;

Радость - радость сердца, к которой относятся счастье, удовлетворение и уравновешенность;

Восторг и радость помогают сосредоточивать внимание, потому что обеспечивают постоянно высокий уровень дофамина, благодаря этому ворота оперативной памяти закрываются, и вы можете полностью погрузиться в то, что находится внутри.

Единство разума - объединение осознанности, в котором все проживается как целое; небольшое количество мыслей; хладнокровие; сильное ощущение присутствия. Единство разума, вероятно, связано с синхронизацией быстрых гамма-волн крупных областей мозга.

Ниже мы даем рекомендации для медитации сосредоточения, которая основывается на этих механизмах. Конечно же, вы можете менять приведенные ниже рекомендации, приводя их в соответствие с другими видами медитации, которые практикуете, или повседневными действиями.

Сосредоточение похоже на мышцу: оно становится сильнее, когда вы им пользуетесь. Когда ваш разум во время медитации начнет блуждать (а это случится обязательно), постарайтесь не слишком себя критиковать; просто вернитесь к осознанности со следующим дыханием.

Как говорит буддистский учитель Джозеф Гольдштейн, расслабьтесь, но не будьте небрежными. Важно не что случилось в прошлом, а что вы делаете сейчас. Вы всегда можете снова перевести внимание на дыхание и удерживать его. Вы всегда можете открыться восторгу и радости. И всегда можете сделать еще один шаг, приближающий вас к единству разума.

Будда предложил своего рода маршрут для всех, кто хочет освоить созерцательные практики: успокойте разум, утихомирьте его, приведите его к единству, сосредоточьте его.

Практика медитации

Найдите удобное положение, в котором сможете одновременно расслабиться и сохранять бдительность. Закройте глаза или оставьте их открытыми - в таком случае направьте взгляд на расстояние около метра от себя.

Осознавайте, как появляются и исчезают звуки. Осознавайте мысли и чувства. Обращайте внимание на все, что особенно вас отвлекает: перенаправьте внимание на этот отвлекающий фактор на какое-то время, а потом снова постарайтесь сместить его на дыхание.

Сформулируйте намерение этой медитации, можете использовать для этого слова или сделать это невербально. Представьте, что вы - очень сосредоточенный человек, кто-то, кого вы знаете, или историческая фигура вроде самого Будды.

Действительно расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и полностью выдохните, почувствуйте, как напряжение покидает ваше тело. Осознавайте внутренние ощущения, возникающие от дыхания, как холодный воздух попадает в легкие и выходит из них теплым, как грудная клетка и живот поднимаются и опускаются. Не пытайтесь как бы то ни было контролировать дыхание, просто позвольте ему быть таким, какое оно есть. Сохраняйте осознанное отношение к дыханию на протяжении всей медитации, используйте его как своеобразный якорь.

Прочувствуйте состояние максимальной безопасности. Вы находитесь в защищенной среде, вы сильны в себе, способны расслабиться и переместить внимание внутрь.

Найдите в себе сочувствие - к себе. Вспомните другие положительные чувства, в том числе не такие сильные, например благодарность.

Почувствуйте, как польза от этой медитации проникает глубоко внутрь, питает вас, помогает вам, мягко склоняет ваш разум и мозг в еще более благотворную сторону.

Все в порядке. На протяжении следующих пяти минут или даже дольше постарайтесь пребывать в каждом своем дыхании от начала и до конца. Представьте маленького охранника, который находится в вашем разуме и следит за вашим вниманием; он даст знать, если ваши мысли начнут блуждать. Отдавайтесь каждому дыханию и оставляйте все остальное в стороне. Отпустите прошлое, отпустите будущее, проникайтесь каждым дыханием.

Найдите место на теле, в котором физические ощущения дыхания чувствуются особенно ярко, например грудная клетка или верхняя губа. В самом начале каждого вдоха направляйте внимание на эти ощущения. А затем удерживайте внимание на них от начала и до конца. Осознайте промежуток между вдохом и выдохом. Затем направьте внимание на выдох и удерживайте его до конца выдоха.

Можете тихонько считать вдохи про себя, от одного до десяти, а потом снова сначала. Если собьетесь со счета, начинайте сначала. Или же можете тихо отмечать про себя: «Вдох, выдох». По мере того как будете сосредоточиваться, откажитесь от использования слов.

Отдайтесь дыханию, а все остальное просто отложите на время медитации. Изучайте ощущения от каждого дыхания. Вдыхая, осознавайте, что вдыхаете. Выдыхая, осознавайте, что выдыхаете.

Все в порядке. Осознавайте все ощущения восторга или радости. Открывайтесь им, призывайте их. Пусть возникнет блаженство. Пусть возникнет радость. На какое-то время сместите внимание на них. Насколько сможете, усильте ощущения восторга и радости. Попробуйте чуть чаще дышать. Если вы ощутите появление положительных эмоций, позвольте всплескам наслаждения пройти по всему вашему телу.

Позвольте себе быть очень счастливым, очень удовлетворенным, очень спокойным. Исследуйте всевозможные качества восторга, счастья, удовлетворенности и спокойствия. Погружайтесь все глубже в каждое из этих состояний. Перенесите восторг и радость в дыхание, углубляя погружение, успокаивая разум.

Все в порядке. Ваш разум очень спокоен. Внимание поглощено в основном одним объектом, например ощущениями от дыхания на верхней губе. Иногда появляются вербальные мысли, но они очень быстро уходят. Вам очень спокойно.

Целостное дыхание дает ощущение осознанности, все ощущения от дыхания объединились в единое целое. Затем вы осознаете тело как целое. Прочувствуете, как все тело слегка движется вслед за дыханием. Вы не следуете за тем, что проходит через пространство вашего разума, ничему не противитесь. Если кажется, что что-то может нарушить спокойствие, просто позвольте этому пройти мимо и расслабьтесь.

Все в порядке. Ваш разум достигает единения. Вы осознаете тело как целое, опыт как целое. Мыслей совсем мало, возможно, вовсе нет. Ощущение границ и барьеров пропадает из вашего разума. Вы ничему не противостоите. Вы все отпускаете. Почувствуйте, как единение растет и усиливается в вашем разуме. Пусть будет единение.

Позвольте возникать состояниям разума, с которыми вы, возможно, еще не сталкивались во всей их полноте и глубине. Отпустите все мысли. Погрузитесь еще глубже в дыхание, станьте едины с дыханием. Погружаться в дыхание очень легко. Вам не к чему стремиться, нечем становиться. Позвольте возникнуть проницательности, смотрите сквозь опыт, сквозь разум, сквозь мир. Даже те неясные остатки страстных желаний, что еще остались, испаряются. Вы спокойны и свободны.

Все в порядке. Когда вам захочется, постепенно приступите к завершению медитации. Мягко вернитесь из того, где бы вы ни оказались, в состояние спокойствия, удовлетворенности, затем счастья, следом ощутите восторг и перейдите к более повседневным состояниям разума. Не торопитесь. Будьте с собой нежны.

Пусть это умиротворение и устойчивость разума проникнут в ваше существо, станут частью вас. Пусть они напитают вас и все вокруг вас.

© Хансон Рик, Мендиус Ричард. Мозг Будды: нейропсихология счастья, любви и мудрости. - СПб., 2018
© Публикуется с разрешения издательства


Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации, часто может происходить частичное, или полное отвлечение на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации.
Первое время для большинства людей концентрация кажется чем-то почти невозможным для выполнения, т.к. отвлечение на мысли, в силу глубоко укоренившейся привычки, происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем мы занимаемся и какими бы важными мысли нам ни казались, нужно дать себе установку, что все эти мысли я буду думать после практики, а сейчас – только практика.
Первые месяцы у большинства людей, как правило, ещё нет заметных результатов. Вы как бы сталкиваетесь с нежеланием ума подчиняться Вашей воле. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация – это и очень сложно, и очень просто. Это сложно для ума, но это достаточно легко, когда Ваше сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.
Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на завтра даже не вспомнить об этом. Ум не устойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени. Поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в Вашей индивидуальности, отвечает разум.
Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, Вы привыкаете все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, но Ваша задача сделать его подвластным, суметь обучиться направлять Ваш потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Так же дело обстоит и с силой кундалини, которая пробуждается зачастую внезапно для самого практика, когда его внимание однонаправлено.
По мере продвижения в практике концентрация будет плавно переходить в медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. этот процесс, чаще всего постепенный. Медитация отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда Ваш разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации начинается естественное спонтанное созерцание объекта, все происходит легко, без всяких стараний.
Человек, освобожденный от мыслей на время медитации, пребывает в естественном состоянии своего сознания. Подобное переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженством, легкостью и свободой. В йоге это первый уровень самадхи – савикальпа самадхи. По мере успокоения ума, нарастает блаженство и восторг.
Не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время ещё будет рефлексировать, и мысли будут становиться все менее связными. Не важно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это не важно, все это Вы должны оставить как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью. Если Вы обучились не реагировать на мысли, Ваше сознание поднимается до сферы интуитивного разума.
Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации будут лишь мешать. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности, осознанности. Не стоит пытаться её сохранять, нужно просто позволить ей происходить как чему-то естественному. Ведь Ваше внимание всегда с Вами, поэтому Вам просто необходимо перестать прилагать усилия, не засыпая, позволить вашему вниманию интуитивно, самопроизвольно изливаться на объект восприятия.
Когда начинаются старания, или усилия - бдительность теряется, т.к. включается эго, деятельный субъект и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями (вритти). При подобных усилиях Вы соскальзываете с тонкой, интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием на более грубую - сферу мысли.
По сути, состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман, Пуруша), без каких-либо характеристик. Можно условно его охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.
Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта медитации не остается больше ничего, сознание полностью сливается с объектом, проникается им. Во время такого самадхи существует лишь этот объект, погруженный в чистое «Я».
Следующим шагом будет отвлечение внимания даже от этого объекта. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание будет подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит сам собой, как переход в абсолютно естественное идеальное состояние чистого бытия, вне всяких объектов. Подобное состояние называют нирвикальпа самадхи.
Здесь многое зависит также и от объекта медитации, которым может быть что угодно: любое ощущение, внешний объект или мысль. Очень популярны медитации на дыхание, на внутренний звук и свет, на чакры, мантровые техники и др. По моему мнению, все же лучшая медитация – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.
Медитация - это расслабление в естественном присутствии. Чтобы перейти на медитацию необходимо научиться расслаблять все наше существование и перестать пытаться делать что-либо, т.к. внимание вещь спонтанная и естественная. Этот процесс очень индивидуальный и даже интимный. Почти невозможно описывать подробно все этапы, т.к. их могут быть сотни и у каждого свои, но в общих чертах происходит следующее.
Сначала мы расслабляем тело, оставляя слегка напряженными лишь те части, которые нужны нам для поддержания необходимой для медитации позы. В первое время почти невозможно отличить мысль о том, что Вы наблюдаете от самого наблюдения. Если кажется, что Вы медитируете, это значит, что, скорей всего, Вы лишь думаете об этом. Медитация – является исключительно интуитивным процессом, как спонтанный танец, за пределами мыслей. Вы можете думать о бегущих облаках, но им не нужны для передвижения ни какие ментальные усилия. Чтобы поднять руку, вам не требуются мысли. Ошо во время одной из своих лекций приводил пример с сороконожкой, которая однажды, вдруг, задумалась о том, каким же образом она перемещает все свои ножки. И когда она об этом подумала – споткнулась.
Одной из самых эффективных медитаций – является медитация на мысли возникающие в спектре нашего осознания. По мере практики наблюдения мыслей, Вы станете различать разные аспекты, или грани мыслей. Станет ясно, что мысль – это не только то самое, живое, моя личность, эго и т.п., а это ещё и энергия, причем объективно живой её не назовешь - это определенный вид напряжения на общем фоне сознания. Когда напряжение будет распознано, начинается период расслабления.
Вы отпускаете все концепции «себя», все, что связывали с собой, не засыпая, а находясь в непрерывном извечно естественном внимании. Станет ясно, что мысль это даже своего рода некоторое усилие, просто мы привыкли его совершать и по началу расслабление кажется чем-то не естественным. Но это лишь очередная мысль. Мы расслабляем мозг, голову, отпускаем все импульсы, возникающие на периферии.
В это время уже постепенно появляется различение того, что вокруг нас всегда кружат сотни мыслей в этом ментальном поле восприятия, и мы на самом деле являемся проводниками этих субстанций. Наш разум бессознательно цеплял их оттуда. По мере расслабления Вы все больше проникаете в бессознательное, наделяя его светом своего внимания, упорядочивая и расширяя сознание. Расширение сознания характеризуется переживанием легкости, свободы, счастья, Вы как бы расплываетесь в пространстве, и Ваше я уже не тот сжатый пучок мыслей.
По мере продвижения в практике медитации, выражение мыслей во внутренний монолог, станет казаться чем-то грубым. Мысли начинают ощущаться ещё в форме импульсов, и сразу происходит узнавание изначального вкуса мысли. Ещё не впустив мысль в себя, Вы уже различаете, является ли эта мысль негативной, или гармоничной, стоит ли этой мысли уделять внимание, подпитав её, дать ей ход, или не стоит.
Считаю, что это лучший способ прекратить индульгирование, самопотакание, нытье, избавив мозг от груза хаоса бесполезной информации, затрачивающей наше внимание и энергию. Другие повседневные методы, зачастую связаны с подавлением, или проигрыванием роли отрешенного человека, но редко дают реальную свободу от негативных переживаний.
Как уже упоминалось можно медитировать без объекта, просто расслабляя сознание, оставаясь бдительным, настраиваясь сразу на незапятнанный аспект существования как таковой, что является прямым способом распознавания своей сущности. Но это практика продвинутых, и в большинстве случаев объект полезен и необходим, хотя бы как точка отсчета, или как указатель, чтобы не сбиться с пути. Например, когда не совсем ясно, что происходит в сознании, Вы просто помните: «я созерцаю этот объект», будь то, кончик носа, дыхание, звук, мантры или др.
По мере продвижения и прогресса расслабления мыследеятельности, внимание становится все более расфиксированным. Отцепившись от таких острых частностей как мысли и утончившись, мы ощущаем внимание, как некое вибрирующее бытие подобное пространству. Это ещё не конечная цель, т.к. все ещё имеется некая энергия, которую мы ощущаем, и которая фиксирует нас в определенной плоскости, хоть и более широкой, чем частные мысли.
В медитации, по мере снятия напряжения, происходит выход всех, накопившихся стрессов (кармы). Утончается различительная способность разума. Появляется возможность работать с тончайшими причинами того, что с нами происходит.
Начинать практику медитации можно с двадцати минут два раза в день, постепенно увеличивая до часа и более. В свободные дни можно устраивать себе ритриты, когда медитация проходит по 5-8 часов в день. Подобный ритрит может длиться от одного дня до нескольких лет, в зависимости от условий практики. Ритрит является наиболее мощным средством реализации просветления.
Если медитация не получается и Вы ощущаете что-то вроде попыток концентрации, можно пробовать давать себе различные установки (санкальпы).
1.) Я держусь объекта медитации, во что бы то ни стало, не отвлекаясь.
2.) Сейчас нет ни одной важной мысли, все это я буду думать позже, а сейчас только практика.
3.) Все происходит само собой, я ничего не делаю, выбор происходит автоматически, я свободен от выбора.
4.) Объект медитации уже и так здесь и сейчас, ни какие старания не помогут его воспринять. Нужно лишь расслабиться.
5.) Я отпускаю мысли «как есть», пусть будут любые мысли, я не обращаю на них внимания.
6.) Как я могу не управлять своим собственным умом. Если я не управляем чем-либо, быть может, это не мое?
7.) Я всегда был здесь, всегда было то, что есть прямо сейчас и больше ничего не нужно - не к чему стремиться.
Все же, почти невозможно объективно словами описать эти тонкие процессы, и стоит, практикуясь каждый день, привыкать сознательно к интуитивному осознанию, которое у большинства людей в наше время дремлет.
© Игорь Саторин

Медитация очень сильная практика, которая дает множество положительных эффектов. Основные положительные эффекты – быстрое восстановление психики после стрессов, восстановление физических сил, мощный рост воли, осознания, повышение эффективности работы, особенно интеллектуальной. Усиление энергетики человека, развитие интуиции, самоконтроля, памяти и различных экстрасенсорных способностей – также закономерный результат практики концентрации.

Самый легкий путь понять, что такое медитация – практика, Вы можете для этого использовать эффективную технику, имя которой концентрация .

Концентрация дает возможность войти в состояние медитации довольно быстро, причем требуется минимум объяснений. Через некоторое время концентрация автоматически переходит в медитацию, именно поэтому начинать упражнения по медитации легче всего с практики концентрации.

Концентрация представляет собой полное сосредоточение сознания на каком либо объекте. Другие объекты при этом как бы отодвигаются на задний план и получают минимум внимания.

Объекты концентрации могут быть самыми различными:

  • Точка на стене;
  • Символ;
  • Небольшой предмет;
  • Стихия (вода, земля, огонь, воздух);
  • Энергетический центр в теле человека или какой-либо его орган;
  • Звук;
  • Свет;
  • Дыхание;
  • Событие;
  • Человек;
  • Ситуация;
  • Абстрактное понятие.

Выбор объекта концентрации напрямую влияет на то, какой результат от практики Вы получите. Я имею в виду, что при разных объектах медитации получат развитие различные специфические способности. Но общим для всех объектов будет значительное повышение эффективности любого вида деятельности, проще говоря, КПД человека. По моему глубокому убеждению, концентрация еще и кратчайший путь развития экстрасенсорных способностей.

Техника концентрации

Одно из самых простых и эффективных упражнений по концентрации – работа с точкой на стене. Возьмите большой белый лист бумаги и нарисуйте посередине черный круг размером около 5мм. Круг полностью закрасьте. Этот лист должен находиться от Вас на расстоянии 0,5-1 метр, а точка должна быть примерно на уровне глаз или чуть ниже. Самый идеальный вариант – тихое спокойное место. Предупредите заранее свою семью, чтобы Вас не беспокоили во время занятий и отключите телефон.

Поза должна быть удобной и устойчивой, но позвоночник обязательно должен быть ровным. Лучше всего использовать для этого асану йоги ваджрасану, но если Вы не можете в ней просидеть долго или поза для Вас некомфортна можно сесть на стул или в кресло. При этом желательно не перекрещивать ноги и опираясь на спинку держать позвоночник ровным.

Время занятий поначалу – около 10 минут. Не спешите увеличивать его, это может остановить Вас почти в самом начале, т.к. может появиться стойкое отвращение к занятиям.

Смотрите не точку на стене, не моргая и не отвлекаясь на посторонние мысли и объекты. Всего через 10-20 секунд внимание будет усиленно отвлекаться на самые неуместные предметы и события. Взгляд начнет блуждать. Мысли будут постоянно Вам мешать, а их поведение будет похоже на стаю взбесившихся крыс. 🙂 Просто все время возвращайте свое внимание к точке на стене.

Старайтесь не моргать во время выполнения упражнения, а через какое-то время это становится все труднее. Глаза начинает «резать», но это, тем не менее, абсолютно не страшно для здоровья. Через некоторое время после выполнения упражнения и минимального отдыха (обычно не более 5-7 минут) неприятные ощущения полностью проходят без всяких последствий.

Иногда будет казаться что стена “плывет” перед глазами, взгляд будет затуманиваться, могут быть небольшие световые эффекты. Это не глюки, не шиза и Вас не посетила белка, с Вашей «крышей» – полный порядок.:) Не стоит этого пугаться, так бывает у всех. Просто у каждого немного по-своему.

Эффект от практики концентрации появляется постепенно, но уже через 2 недели Ваши способности к концентрации возрастут очень значительно, Вы просто не сможете этого не заметить. Первым же серьезным результатом можно считать факт, что изменения заметили окружающие люди, которые Вас достаточно хорошо знают.

Любая работа будет выполняться намного быстрее и качественнее, а усилий потребуется на ее выполнение гораздо меньше. Это открывает перед Вами и возможности для более быстрого профессионального роста. Вас будут больше ценить, как специалиста, а значит, Вы сможете претендовать и на соответствующий рост оплаты своего труда. Может это и чересчур прагматично, но это реальный факт.

И все же самый важный результат, который Вы сможете получить, практикуя концентрацию – это рост осознания и более высокий уровень контроля своей собственной жизни, рост и развитие воли и интеллектуальных способностей.


Похожие посты

  • (136)





Поставить ссылку на эту страницу

Поставить ссылку на эту страницу на форуме

Эзотерик
Спасибо тебе большое за этот пост… будут еще какие-нибудь практики по набору энергии?

Будут обязательно, просто времени на все реально не хватает. Скоро выложу.

Эзотерик, а можно использовать эту методику по изменению себя, например хочу стать более уверенной и сильной личностью, просто этот образ и все? Это все, что требуется?

Можно, это отлично работает. Просто выберите себе нужный образ и концентрируйтесь на нем регулярно и как можно чаще, и Вы будете постепенно меняться.

По моему, не самый лучший вид медитации…
бороться с резью в глазах НЕ РЕАЛЬНО, лучше их закрыть:)

Поверьте, результаты того стоят! 🙂 Эта техника одна из самых эффективных.

Эзотерик, очень хочется научиться этому приему, но все попытки на корню рубят слезливость.. Да, да, после минуты наблюдения за точкой неморгающим взглядом на смену рези в глазах приходят поочередно струйки слез, а затем картинка становится слишком размытой и наблюдать невозможно. Что-то со мной не так?

2 Константин

Не пугайтесь, это естественная реакция организма. У меня все точно так же. Я обычно в это время просто прекращаю концентрироваться.

Если получается совсем мало по времени за один подход, можно делать несколько с паузой в 5-10 минут на восстановление.

С каждым днем время концентрации постепенно увеличивается, тело потихоньку адаптируется.

И еще, обратите внимание, есь и другие способы развития способности концентрации, можно параллельно практиковать и другие техники, но между ними желательно делать паузу, например час.

Упражнения не особо увлекательные, поэтому без отдыха может наступить апатия и нежелание продолжать тренировки. Нагрузку надо наращивать очень постепенно.

Как и обещала, мои дилетантские вопросы.

Чем отличается релаксация от медитации? Поясню с чем связан мой вопрос. Когда-то в детстве я совершенно случайно оказалась на практическом уроке по релаксации. Это было очень давно, я могу не совсем верно всё припомнить, но свои ощущения я никогда не забуду. Это было именно попыткой отключиться. Нас концентрировали на словах вдох выдох, то есть все пытались думать только о дыхании, полностью отрешаясь от всех остальных мыслей. Всё происходило с закрытыми глазами.

2 Елена Ковалёва

Чем отличается релаксация от медитации?

Релаксация — это расслабление, максимальное снятие мышечного напряжения. Медитация — это состояние отключения потока мыслей при одновременном сохранении ясного сознания.

Упражнения по контролю за дыханием, которые Вы раньше делали имели целью преключить Ваше внимание на один единственный обьект — дыхание. Т.е. Вы учились концентрироваться на одном обьекте, в данном случае — дыхании.

Обьект может быть какой угодно, просто для разных людей могут в большей степени подходить разные обьекты. Кому то проще одно, кому то другое. Но по большому счету обьект не имеет значения. Важно то, что в итоге развивается одна и та же способность к концентрации.

На определенном этапе концентрации человек автоматически попадает в состояние медитации. Мысли отключаются. Это и есть медитация.

В этом состоянии человек становится как бы единым целым с обьектом концентрации. Это ПРЯМОЙ путь к познанию обьекта, считыванию ЛЮБОЙ информации о нем. Другими словами это называют экстрасенсорным восприятием.

Концентрация и медитация, при регулярной практике, приводят к развитию экстрасенсорных способностей. Дополнительные эффекты медитации и концентрации — общее оздоровление, связанное со снятием мышечных зажимов и психологических проблем, а также более высокая устойчивость психики.

По поводу открытых глаз. Однозначно не смогу долго не моргать. Постоянное напряжение сказывается. Это с практикой приходит? Может, есть иная методика с закрытыми глазами?

С практикой Вы сможете не моргать гораздо дольше. Только обратите внимание! Глаза не должны напрягаться! Если есть сильное покраснение белков глаз, значит надо уменьшить нагрузку! Не надо спешить, с каждым разом порог отодвигается дальше.

Есть и другие методики… В том числе и с закрытыми глазами. Обьект концентрации может быть звуком, дыханием, энергетическим центром. Имхо, оптимально — третий глаз.

Самое классное, что после написание поста о том, что я стал агрессивный, я стал жутко спокойный 🙂

Пребываю в очень гармоничном состоянии, и даже то, что раньше меня бесило, не очень раздражает 🙂

Видимо я тогда был просто под впечатлением от Ваших слов 🙂 И стал психом 🙂 А теперь все прошло.

А вообще, чтоб уравновешивать энергии, я начал практиковать Нади-Шодхану — попеременное дыхание через левую и правую ноздрю, чтоб Ида и Пингала находились в гармонии.

А мне эта техника концентрации очень напоминает состояние, когда «засматриваешься», ну сидишь не мигая, смотришь в одну точку, пока кто нибудь перед носом махать не начнёт. Интересно, это разные состояния, или нет?

У меня, помнится, лет в 15-16 постоянно такие заскоки были, когда одна дома находилась, просто застревала в какой нибудь нелепой позе, на полпути и с места сдвинуться не могла.

А ещё я сама себе предсказывала разные интересующие меня события, концентрировалась на них, и получала ответ, будет это или нет. Было удобно, потому, что телефонов не было, и общаться и стыковаться было сложнее.

А мне эта техника концентрации очень напоминает состояние, когда “засматриваешься”, ну сидишь не мигая, смотришь в одну точку, пока кто нибудь перед носом махать не начнёт. Интересно, это разные состояния, или нет?

Это разные состояния. Состояние, описанное Вами, самопроизвольно «включается» после того, как уже больше не можешь концентрироваться.

Это как автоматический предохранительный клапан. Тональ «устает» и «освобождает узурпируемые им ресурсы».

а еще похоже на освобождение кэша или оперативки в компьютере. Как только ресурс свободен, его автоматически может использовать другой программный процесс, стоящий в очереди за ресурсом машины. 🙂

В этот самый момент происходит остановка внутреннего диалога — это одна из дверей в магию…

Если этому состоянию предшествовала серьезная концентрация на чем-либо, возможно получение информации об объекте концентрации «альтернативным» путем — ясновидение, прямое знание, проблески интуиции. По крайней мере, у меня это так.

Написать комментарий!

Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации. Может происходить частичное, или полное отвлечение внимания на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации . Первое время для большинства практиков концентрация внимания кажется чем-то почти невыполнимым т.к. отвлечение на мысли в силу глубоко укоренившейся привычки происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем занимаешься и какими бы важными мысли ни казались, стоит дать себе установку: «все это я буду думать после практики, а сейчас – только практика».

Первые месяцы, а иногда и годы, каждый сталкивается с сопротивлением вечно отвлекающегося ума. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация внимания в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация сложна только для ума, и выполняется легко, когда сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.

Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на следующий день даже не вспомнить об этом. Ум неустойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени, поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в индивидуальности, отвечает разум.

Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, привыкаешь все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, его не требуется как-то развивать и усиливать. Основная задача в том, чтобы сделать внимание подвластным, обучиться направлять собственный потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации внимания, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Аналогичный эффект дает концентрация внимания, благодаря которой сознание просыпается яркой вспышкой озарения.

По мере продвижения в практике, концентрация плавно переходит в спонтанное созерцание, то есть – в настоящую медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. четкой границы нет, а переход из одного состояния в другое обычно происходит плавно. Спонтанное созерцание отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации созерцание объекта происходит легко, без всяких стараний.

Психика, освобожденная от мыслей на время медитации, пребывает в своем естественном состоянии. Такое переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженным невмешательством в спонтанность психических процессов, легкостью и свободой. По мере успокоения ума, блаженство и восторг нарастают. В йоге это состояние называют савикальпа самадхи. Пусть ваш ум не смущают заморские слова – техники универсальны, и от слов они никак не зависят. Каждый человек – это чистое сознание, в котором происходит жизнь.

Для вхождения в медитацию не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время еще рефлексирует, а мысли становятся все менее связными. Неважно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это в медитации оставляется как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью.

Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации только мешают. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности. Нет необходимости сохранять бдительность усилием воли; внимание и без того всегда активно, поэтому необходимо лишь перестать прилагать усилия, не засыпая – позволить вниманию интуитивно самопроизвольно изливаться на объект восприятия.

Когда начинаются старания, или усилия, бдительность теряется, потому что включается – деятельный субъект, и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями. При подобных усилиях фокус восприятия соскальзывает с тонкой интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием – на более грубую сферу мысли.

По сути состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является (Атман в учении адвайты, Пуруша в йоге) без каких-либо характеристик. Можно его условно охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.

Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта созерцания ничего не остается, сознание полностью сливается с объектом и наступает самадхи. В это время существует лишь объект созерцания, погруженный в чистое существование «Я».

Объектом медитации может быть что угодно: любое ощущение, внешняя форма, или мысль. Популярны медитации на дыхание, внутренний звук и свет, чакры, мантры и др. По моему мнению, все же лучшая практика – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.

Следующий шаг – отвлечение внимания даже от единственного оставшегося объекта созерцания. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит спонтанно, как переход в абсолютно естественное состояние чистого бытия вне всяких объектов. Подобное состояние в йоге называют нирвикальпа самадхи, а в буддизме – это всем известная нирвана.

Усилием воли удерживается на объекте концентрации , часто может происходить частичное, или полное отвлечение на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации.
Первое время для большинства людей концентрация кажется чем-то почти невозможным для выполнения, т.к. отвлечение на мысли, в силу глубоко укоренившейся привычки, происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем мы занимаемся и какими бы важными мысли нам ни казались, нужно дать себе установку, что все эти мысли я буду думать после практики, а сейчас – только практика.

Первые месяцы у большинства людей, как правило, ещё нет заметных результатов. Вы как бы сталкиваетесь с нежеланием ума подчиняться Вашей воле. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация – это и очень сложно, и очень просто. Это сложно для ума, но это достаточно легко, когда Ваше сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.

Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на завтра даже не вспомнить об этом. Ум не устойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени. Поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в Вашей индивидуальности, отвечает разум.

Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, Вы привыкаете все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, но Ваша задача сделать его подвластным, суметь обучиться направлять Ваш потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации , приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Так же дело обстоит и с силой кундалини, которая пробуждается зачастую внезапно для самого практика, когда его внимание однонаправлено.

По мере продвижения в практике концентрация будет плавно переходить в медитацию . Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация , т.к. этот процесс, чаще всего постепенный. Медитация отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда Ваш разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации начинается естественное спонтанное созерцание объекта, все происходит легко, без всяких стараний.

Человек, освобожденный от мыслей на время медитации , пребывает в естественном состоянии своего сознания. Подобное переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженством, легкостью и свободой. В йоге это первый уровень самадхи – савикальпа самадхи. По мере успокоения ума, нарастает блаженство и восторг.
Не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время ещё будет рефлексировать, и мысли будут становиться все менее связными. Не важно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это не важно, все это Вы должны оставить как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью. Если Вы обучились не реагировать на мысли, Ваше сознание поднимается до сферы интуитивного разума.

Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации будут лишь мешать. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности, осознанности. Не стоит пытаться её сохранять, нужно просто позволить ей происходить как чему-то естественному. Ведь Ваше внимание всегда с Вами, поэтому Вам просто необходимо перестать прилагать усилия, не засыпая, позволить вашему вниманию интуитивно, самопроизвольно изливаться на объект восприятия.

Когда начинаются старания, или усилия - бдительность теряется, т.к. включается эго, деятельный субъект и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями (вритти). При подобных усилиях Вы соскальзываете с тонкой, интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием на более грубую - сферу мысли.

По сути, состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман, Пуруша), без каких-либо характеристик. Можно условно его охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.

Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта медитации не остается больше ничего, сознание полностью сливается с объектом, проникается им. Во время такого самадхи существует лишь этот объект, погруженный в чистое «Я».

Следующим шагом будет отвлечение внимания даже от этого объекта. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание будет подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит сам собой, как переход в абсолютно естественное идеальное состояние чистого бытия, вне всяких объектов. Подобное состояние называют нирвикальпа самадхи.

Здесь многое зависит также и от объекта медитации, которым может быть что угодно: любое ощущение, внешний объект или мысль. Очень популярны медитации на дыхание, на внутренний звук и свет, на чакры, мантровые техники и др. По моему мнению, все же лучшая медитация – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии .

*****Чтобы перейти на 2 часть Концентрации*****

необходимо научиться расслаблять все наше существование и перестать пытаться делать что-либо, т.к. внимание вещь спонтанная и естественная. Этот процесс очень индивидуальный и даже интимный. Почти невозможно описывать подробно все этапы, т.к. их могут быть сотни и у каждого свои, но в общих чертах происходит следующее.

Сначала мы расслабляем тело, оставляя слегка напряженными лишь те части, которые нужны нам для поддержания необходимой для медитации позы. В первое время почти невозможно отличить мысль о том, что Вы наблюдаете от самого наблюдения. Если кажется, что Вы медитируете , это значит, что, скорей всего, Вы лишь думаете об этом. Медитация – является исключительно интуитивным процессом, как спонтанный танец, за пределами мыслей. Вы можете думать о бегущих облаках, но им не нужны для передвижения ни какие ментальные усилия. Чтобы поднять руку, вам не требуются мысли. Ошо во время одной из своих лекций приводил пример с сороконожкой, которая однажды, вдруг, задумалась о том, каким же образом она перемещает все свои ножки. И когда она об этом подумала – споткнулась.

Одной из самых эффективных медитаций – является медитация на мысли возникающие в спектре нашего осознания. По мере практики наблюдения мыслей, Вы станете различать разные аспекты, или грани мыслей. Станет ясно, что мысль – это не только то самое, живое, моя личность, эго и т.п., а это ещё и энергия, причем объективно живой её не назовешь - это определенный вид напряжения на общем фоне сознания. Когда напряжение будет распознано, начинается период расслабления.

Вы отпускаете все концепции «себя», все, что связывали с собой, не засыпая, а находясь в непрерывном извечно естественном внимании. Станет ясно, что мысль это даже своего рода некоторое усилие, просто мы привыкли его совершать и по началу расслабление кажется чем-то не естественным. Но это лишь очередная мысль. Мы расслабляем мозг, голову, отпускаем все импульсы, возникающие на периферии.

В это время уже постепенно появляется различение того, что вокруг нас всегда кружат сотни мыслей в этом ментальном поле восприятия, и мы на самом деле являемся проводниками этих субстанций. Наш разум бессознательно цеплял их оттуда. По мере расслабления Вы все больше проникаете в бессознательное, наделяя его светом своего внимания, упорядочивая и расширяя сознание. Расширение сознания характеризуется переживанием легкости, свободы, счастья, Вы как бы расплываетесь в пространстве, и Ваше я уже не тот сжатый пучок мыслей.

По мере продвижения в практике медитации , выражение мыслей во внутренний монолог, станет казаться чем-то грубым. Мысли начинают ощущаться ещё в форме импульсов, и сразу происходит узнавание изначального вкуса мысли. Ещё не впустив мысль в себя, Вы уже различаете, является ли эта мысль негативной, или гармоничной, стоит ли этой мысли уделять внимание, подпитав её, дать ей ход, или не стоит.

Считаю, что это лучший способ прекратить индульгирование, самопотакание, нытье, избавив мозг от груза хаоса бесполезной информации, затрачивающей наше внимание и энергию. Другие повседневные методы, зачастую связаны с подавлением, или проигрыванием роли отрешенного человека, но редко дают реальную свободу от негативных переживаний.

Как уже упоминалось можно медитировать без объекта , просто расслабляя сознание, оставаясь бдительным, настраиваясь сразу на незапятнанный аспект существования как таковой, что является прямым способом распознавания своей сущности. Но это практика продвинутых, и в большинстве случаев объект полезен и необходим, хотя бы как точка отсчета, или как указатель, чтобы не сбиться с пути. Например, когда не совсем ясно, что происходит в сознании, Вы просто помните: «я созерцаю этот объект», будь то, кончик носа, дыхание, звук, мантры или др.

По мере продвижения и прогресса расслабления мыследеятельности, внимание становится все более расфиксированным. Отцепившись от таких острых частностей как мысли и утончившись, мы ощущаем внимание, как некое вибрирующее бытие подобное пространству. Это ещё не конечная цель, т.к. все ещё имеется некая энергия, которую мы ощущаем, и которая фиксирует нас в определенной плоскости, хоть и более широкой, чем частные мысли.

В медитации, по мере снятия напряжения, происходит выход всех, накопившихся стрессов (кармы). Утончается различительная способность разума. Появляется возможность работать с тончайшими причинами того, что с нами происходит.

Начинать практику медитации можно с двадцати минут два раза в день, постепенно увеличивая до часа и более. В свободные дни можно устраивать себе ритриты, когда медитация проходит по 5-8 часов в день. Подобный ритрит может длиться от одного дня до нескольких лет, в зависимости от условий практики. Ритрит является наиболее мощным средством реализации просветления.

Медитацию, по возможности, необходимо дополнять подходящей Вам практикой физических упражнений. Одна из статей сайта посвящена удивительному, с точки зрения эффективности и простоты комплексу упражнений Сурья Намаскар .

Если медитация не получается и Вы ощущаете что-то вроде попыток концентрации, можно пробовать давать себе различные установки (санкальпы).

1.) Я держусь объекта медитации, во что бы то ни стало, не отвлекаясь.
2.) Сейчас нет ни одной важной мысли, все это я буду думать позже, а сейчас только практика.
3.) Все происходит само собой, я ничего не делаю, выбор происходит автоматически, я свободен от выбора.
4.) Объект медитации уже и так здесь и сейчас, ни какие старания не помогут его воспринять. Нужно лишь расслабиться.
5.) Я отпускаю мысли «как есть», пусть будут любые мысли, я не обращаю на них внимания.
6.) Как я могу не управлять своим собственным умом. Если я не управляем чем-либо, быть может, это не мое?
7.) Я всегда был здесь, всегда было то, что есть прямо сейчас и больше ничего не нужно - не к чему стремиться.

Все же, почти невозможно объективно словами описать эти тонкие процессы, и стоит, практикуясь каждый день, привыкать сознательно к интуитивному осознанию, которое у большинства людей в наше время дремлет.



Похожие статьи