Сын волошина илья занимался махинациями с кредитными картами. Максимилиан волошин - биография, информация, личная жизнь Нужен ли вывод

30.08.2021

Представители так называемой «Семьи» - группы лиц, имеющих родственные и имущественные связи с родственниками бывшего президента Бориса Ельцина, - вновь фигурируют в экономических новостях.

В ближайшее время группа Unicredit закроет российское инвестиционно-банковское подразделение «Юникредит секьюритиз», рассказали менеджер инвесткомпании, сотрудник компании и источник, близкий к группе Unicredit. Окончательное решение, как именно будет происходить закрытие, еще не принято, однако не исключено, что оно будет полным, включая отказ от лицензий, отмечает один из собеседников «Ведомостей».

«Юникредит секьюритиз» принято связывать с именем Ильи Волошина - сына экс-руководителя администрации президента Александра Волошина . В частности, Пермский экономический форум в 2011 году он посещал в качестве вице-президента этого подразделения.

Тридцатишестилетний Илья - сын Александра Волошина от первого брака. Его мать, Наталья Беляева, по данным на 1999 год постоянно проживала за границей. За рубежом получал образование и Волошин-младший. Его можно назвать полноценным британским ученым – рассказывая о себе, сын чиновника любит подчеркивать, что высшее образование получал в Букингемском университете. Но, несмотря на зарубежную школу, бизнесом Илья Волошина предпочитал заниматься в России. Так, в 1996 году он работал трейдером по ценным бумагам в банке "Евротраст", потом – в основанном отцом информагентстве AK&M. По данным Ленты.ру , в 2005 году Илья Волошин занимал также пост вице-президента "Конверсбанка". Владелец этого кредитного учреждения Владимир Антонов также имеет отношение к Британским островам: в прошлом году он был арестован в Соединенном Королевстве по ордеру, выданному властями Литвы, за присвоение чужого имущества в крупных размерах и подделке документов. Его отец, тоже совладелец «Конверсбанка» Александр Антонов в России был расстрелян - чеченский киллер тяжело ранил банкира на выходе из собственного подъезда в ходе одного из корпоративных конфликтов.

Илья Волошин


Отпрыск бывшего начальника АП РФ поддерживает дружеские отношения с детьми ряда влиятельных российских политиков и бизнесменов. Особенно близки его отношения с Артемом Сурковым - сыном нынешнего вице-премьера Владислава Суркова, длительное время работавшего под началом Александра Волошина.

[Slon.ru , 21.09.2010 "Компания Land Capital продает элитную недвижимость на Рублевке. Компания как компания, таких продавцов в Москве наберется десятка три. Отличается от других она своим блестящим staff’ом. В числе топ-менеджеров элитного брокера значатся управляющий партнер Сурков Артем Владиславович и партнер Волошин Илья Александрович "]

Вместе с Сурковым-младшим, а также с сыном Обида Ясинова Парвизом и менеджером «Юникредит секьюритиз» Шерзодом Юсуповым) Илья Волошин учредил ЗАО «МСМ-5 Девелопмент». А в июне 2011 года вместе с Артемом Сурковым, Сергеем Игоревичем Сурковым, (сыном пермского олигарха) Филиппом Вячеславовичем Логиновым, (сыном пермского губернатора) Антоном Олеговичем Чиркуновым, (сыном ректора Академии Народного Хозяйства при правительстве РФ) Антоном Владимировичем Мау, Дмитрием Алексеевичем Шаменковым и Наталией Максимовной Майер он вошел в совет учредителей ООО «Система управления здоровьем».

[МЭГ , 23.11.2011 «Дмитрий Шаменков - автор и распространитель так называемой «системы управления здоровьем доктора Шаменкова» (СУЗ), одноименной коммерческой структуры сына Владислава Суркова. Учение СУЗ, как отмечает Шаменков, имеет своей целью продление жизни и радикальное повышение ее качества на основе «бесконечного самообновления» и психофизиологических упражнений, основанных на «тысячелетнем опыте древнейших оздоровительных практик». Дмитрий Шаменков обещает адептам СУЗ «устранить фундаментальную причину своего увядания» и «впустить в нашу жизнь Чудо Осознанности». Пропагандирует использование «стволовых клеток» и кибернетических органов»]

Кроме того, Илья Волошин числится учредителем ЗАО «Таможенно-эксплуатационный комплекс «Залесский»». Совладельцами общества являются также Любовь Маркина, Валерий Дрелле и Владимир Фаерович. Господин Фаерович - один из покупателей российских активов Бориса Иванишвили. Так, вместе с Георгием Генсом (президент IT-компании «Ланит»), Анатолием Мотылевым (бывший владелец и президент«Глобэкса»), Борисом Хаитом (владел страховой компанией «Спасские ворота»), Борисом Пастуховым (основатель Промышленно-страховой компании, сейчас — СГ «Уралсиб»), Виктором Лукояновым приобрел банк «Российский кредит».

Можно предположить, что группа Unicredit заинтересовалась Ильей Волошиным отнюдь не из-за букингемских знаний, и даже не из-за высокопрофессиональных уроков финансового труда, которые ему преподавали отец и сын Антоновы. Само присутствие человека с такими семейными связями давало гарантию спокойной работы в России, а также открывало двери во многие кабинеты - именно поэтому «Юникредит секьюритиз» должно было работать только с крупными российскими клиентами, число которых должны были пополнить друзья «Семьи».

Очевидно, ожидания не оправдались. Под управлением Ильи Волошина компания стала нести слишком большие убытки, непозволительные даже с поправкой на статус отца топ-менеджера.

По данным «Ведомостей» , в начале прошлого августа Bank Austria, входящий в группу Unicredit, списал goodwill на 50 млн евро ($71 млн) от покупки «Юникредит секьюритиз» после того, как пересмотрел способность последнего генерировать прибыль. «Давайте будем честными: если вы посмотрите на результаты, они не очень впечатляющие», — говорил тогда финансовый директор банка Франческо Джордано.

Екатерина Милая

По всей видимости, Александр Стальевич Волошин, прозванный в Кремле «сахарная голова», не всегда был таким лысым, каким россияне привыкли его видеть на телеэкранах. Бабульки у подъездов про таких обыно говрят: «Это оттого, что рано женился, милок»

А он и вправду женился в 18 лет. Брак, правда, впоследствии распался, и Волошин окончательно ушел в работу. Однако от брака остался ребенок. Сын. Илья Александрович. Юноша, которому сейчас 27 лет, увлекается бизнесом и компьютерными технологиями. Результатом этих увлечений стал разразившийся пару лет назад грандиозный скандал. Выяснилось, что сын отца-прародителя Чара-банка участвовал в афере. Однако Илья Александрович не пошел по проторенному пути и не стал строить набившие оскомину финансовые пирамиды. Волошин-младший привлек на помощь Интернет.

Надо сказать, что детство у Ильи было далеко не безоблачным. Родили его двое нищих студентов. Денег в молодой семье катастрофически не хватало: мама Александра, преподаватель английского, много подкинуть не могла, а возможности заработать у 19-летних супругов не было. Так что питалась семья абсолютно «по-студенчески». Чтобы у маленького Ильи не случилось авитаминоза, друзья Волошина, служившие где-то на Севере, присылали в Москву посылки с клюквой.

Семья снимала комнату в какой-то жуткой коммуналке. Александр Волошин учился в институте инженеров транспорта, и стипендия была единственным его доходом. Как рассказывали его бывшие однокурсники, как-то раз будущий глава президентской администрации с недосыпа и недогляда бросил в автомат метро полтинник вместо пятака, тем самым лишив семью практически дневного пропитания. Переживаний было – на неделю...

Зарабатывать прилично Александр Стальевич начал после того, как в конце 80-х познакомился с Борисом Березовским (позже именно БАБ сосватал друга в Кремль). Тут уж у Ильи появились и витамины, и фирменные кроссовки, и новые фломастеры. Однако с отцом он виделся мало, поскольку тот с головой ушел в бизнес. Александр Стальевич помогал друзьям регистрировать кооперативы, оказывал правовую поддержку, составлял нужные документы. Параллельно открыл информационное агентство АК&М, здравствующее и поныне. Но самыми значительными бизнес-проектами Волошина-старшего стали Чара-банк и знаменитая AVVA – «Автомобильный всероссийский альянс». Если составить пирамиду из граждан, деньги которых пропали одномоментно с банкротством этих предприятий, то вершина ее упрется в Луну...

Но, как мы уже сказали, у Ильи от финансовых успехов отца ни душевной радости, ни домашнего тепла не прибавилось. Спустя несколько лет после развода его мать поселилась в Европе. Отец же остался жить в одной квартире с пожилой мамой-преподавателем (там он жил вплоть до кремлевского назначения, потом переехал на казенную дачу), был вечно занят по работе. Илья проводил время в самолетах, курсирующих между Европой и Москвой, и немудрено, что компьютеры стали его лучшими друзьями.

В школе он особыми талантами не блистал, на олимпиадах не побеждал, душой общества не был. Зато с удовольствием прогуливал уроки, очевидно, тратя освободившееся время на подготовку почвы для создания своего будущего виртуального бизнеса. В IRC (Internet Relay Chat – программа, объединяющая тысячи чатов), в чате #carding, где основная тема – кредитные карточки, Илья завел виртуальную дружбу с неким Maxx’ом (похоже, что ник этот человек выбрал себе в честь знаменитой одноименной фирмы по производству порнофильмов). Виртуальное порносущество умело беседовать по-русски, вследствие чего, собственно, дружба и случилась. Разговорились, то да се, ну, Maxx и предложил Илье немного подработать.

Подработка сводилась к весьма стандартной схеме. Maxx воровал у посетителей #carding номера кредиток (куда проще, чем взламывать онлайновые магазины, где имеется несколько степеней защиты), накупал в сети разного барахла, оплачивал с чужого счета. Покупки высылали в Москву через курьерскую службу. Илья покупки забирал из курьерского офиса и продавал. Обналичивал, так сказать, виртуальные деньги. Проще некуда.

Правда, через некоторое время схема дала сбой: владельцы кредиток заметили утечку денег, забеспокоились, обратились куда следует, и Илью взяли с поличным во время очередного посещения офиса курьерской службы.

Один из кремлевских чиновников, говоря об Александре Волошине, выдал такую тираду: «Волошин в некотором смысле этого слова «отмороженный». «Отмороженный» со знаком «плюс». Если он считает, что какое-то решение правильное, то, не задумываясь о последствиях, прикажет его исполнить. Например, если ему придет в голову, что перезахоронить Ленина ночью будет правильным, он с готовностью пойдет на это. А о том, что будет утром, лучше не думать. В любом случае он не боится ответственности за свои решения». Илья взял лучшее от своего отца: не убоявшись ответственности, написал признание (в свое время оно было опубликовано в газете «Версия»):

«Прокурору Москвы
От Волошина Ильи Александровича,
26 февраля 1976 года рождения,
уроженца Москвы,
прописанного по адресу:
...
Чистосердечное признание:

«Фактически я проживаю по адресу: ... тел. ... Доступ в Интернет имею с весны 1996 года. Примерно 1,5 месяца назад на канале IRC (efnet) #carding я познакомился с русскоговорящим пользователем сети Интернет, использующим псевдоним Maxx. Спустя 2 недели после знакомства я получил предложение работать вместе. После инструкций в мои обязанности входило получение и растаможивание грузов, которые будут приходить на мой адрес и имя. Я был в курсе действующей схемы: Maxx разыскивал на канале #carding номера кредитных карт Visa и Mastercard, после чего разыскивал онлайн-магазины в Интернете и заказывал на мой адрес компьютерные комплектующие с доставкой...»

Говорят, Волошин-старший Илью ругательски ругал за то, что тот так не вовремя, на фоне сложной политической ситуации, запятнал имя. И оба, говорят, очень переживали – каждый по своим резонам. Илью, рассказывают, после этого случая сослали к матери, за границу, от греха подальше.

А историю, разумеется, замяли.

Поначалу не много стихов писал Волошин Максимилиан Александрович, поэт. Практически все они были помещены в книгу, появившуюся в 1910 году ("Стихотворения. 1900-1910"). Руку "ювелира", "настоящего мастера" увидел в ней В. Брюсов. Волошин считал своими учителями виртуозов стихотворной пластики Ж. М. Эредиа, Готье и др. поэтов-"парнасцев" из Франции. Их произведения находились в противовесе с верленовским "музыкальным" направлением. Эту характеристику творчества Волошина можно отнести к его первому сборнику, а также ко второму, который был составлен Максимилианом в начале 1920-х годов и не был опубликован. Назывался он "Selva oscura". В него были включены стихотворения, созданные в период с 1910 по 1914 гг. Основная их часть вошла позже в книгу избранного, вышедшую в 1916 году ("Иверни").

Ориентация на Верхарна

Можно долго говорить о творчестве такого поэта, как Волошин Максимилиан Александрович. Биография, кратко изложенная в этой статье, содержит лишь основные факты о нем. Нельзя не отметить, что явственным политическим ориентиром поэта становится с начала 1-й мировой войны Э. Верхарн. Брюсовские переводы его еще в статье 1907 года и Валерий Брюсов" были подвергнуты Максимилианом сокрушительной критике. Волошин сам переводил Верхарна "с разных точек зрения" и "в разные эпохи". Отношение к нему он подытожил в своей книге 1919 года "Верхарн. Судьба. Творчество. Переводы".

Волошин Максимилиан Александрович - русский поэт, который сочинял стихи и о войне. Вошедшие в сборник 1916 года "Anno mundi ardentis", они вполне созвучны верхановской поэтике. В них обрабатывались образы и приемы стихотворной риторики, ставшей устойчивой характеристикой всей поэзии Максимилиана революционных времен, гражданской войны и дальнейших лет. Часть стихотворений, написанных в то время, была опубликована в книге 1919 года "Демоны глухонемые", другая часть в 1923 году была издана в Берлине под заглавием "Стихи о терроре". Однако в большинстве своем произведения эти остались в рукописи.

Официальная травля

В 1923 году началась травля Волошина со стороны государства. Имя его предали забвению. В СССР в период с 1928 по 1961 год ни одной строчки этого поэта не появилось в печати. Когда Эренбург в 1961 году почтительно упомянул в своих мемуарах о Волошине, это сразу же вызвало отповедь А. Дымшица, который указал на то, что Максимилиан был декадентом из самых незначительных и отнесся отрицательно к революции.

Возвращение в Крым, попытки пробиться в печать

Весной 1917 года Волошин возвратился в Крым. В автобиографии 1925 года он писал, что больше не покинет его, никуда не эмигрирует и ни от чего не спасается. Ранее он заявлял о том, что не выступает ни на одной из борющихся сторон, однако живет лишь Россией и совершающимся в ней; а также писал, что ему нужно остаться в России до конца. Дом Волошина, находящийся в Коктебеле, в период гражданской войны оставался странноприимным. Здесь находили приют и скрывались от преследований и белые офицеры, и красные вожди. Об этом Максимилиан написал в своем стихотворении 1926 года "Дом поэта". "Красным вождем" являлся Бела Кун. После того как был разгромлен Врангель, он путем организованного голода и террора заправлял усмирением Крыма. По всей видимости, в награду за укрывательство Куна при советской власти Волошину был сохранен дом, а также обеспечена относительная безопасность. Однако ни его заслуги, ни хлопоты влиятельного в то время, ни отчасти покаянное и умоляющее обращение к Л. Каменеву, всесильному идеологу (в 1924 году) не помогли Максимилиану пробиться в печать.

Два направления мыслей Волошина

Волошин писал о том, что для него стих остается единственным способом выражения мыслей. А они устремлялись у него в двух направлениях. Первое - историософское (судьбы России, произведения о которой принимали у него нередко условно-религиозную окраску). Второе - антиисторическое. Здесь можно отметить цикл "Путями Каина", в котором отразились идеи универсального анархизма. Поэт писал, что в этих произведениях он формирует практически все его социальные идеи, которые были по большей части отрицательными. Следует отметить общий иронический тон этого цикла.

Признанные и непризнанные произведения

Несогласованность мыслей, характерная для Волошина, приводила нередко к тому, что его творения воспринимались порой как высокопарная мелодекламация ("Преосуществление", "Святая Русь", "Китеж", "Ангел времен", "Дикое поле"), эстетизированные умствования ("Космос", "Левиафан", "Таноб" и некоторые другие произведения из "Путями Каина"), претенциозная стилизация ("Дметриус-император", "Протопоп Аввакум", "Святой Серафим", "Сказание об иноке Епифании"). Тем не менее можно сказать, что многие его стихотворения революционного времени получили признание как емкие и точные поэтические свидетельства (например, типологические портреты "Буржуй", "Спекулянт", "Красногвардеец" и др., лирические декларации "На дне преисподней" и "Готовность", риторический шедевр "Северовосток" и другие произведения).

Статьи об искусстве и занятие живописью

После революции деятельность его как искусствоведа прекратилась. Тем не менее Максимилиан смог опубликовать 34 статьи, посвященные русскому изобразительному искусству, а также 37 статей об искусстве французском. Первая его монографическая работа, посвященная Сурикову, сохраняет свое значение. Книга "Дух готики" осталась незавершенной. Над ней Максимилиан трудился в 1912 и 1913 году.

Волошин занялся живописью для того, чтобы судить профессионально об изобразительном искусстве. Как оказалось, он был даровитым художником. Крымские акварельные пейзажи, выполненные со стихотворными надписями, стали его излюбленным жанром. В 1932 году (11 августа) в Коктебеле умер Максимилиан Волошин. Краткая биография его может быть дополнена сведениями о личной жизни, интересные факты из которой мы приводим ниже.

Интересные факты из личной жизни Волошина

Дуэль Волошина и Николая Гумилева состоялась на Черной речке, той самой, где в Пушкина стрелял Дантес. Произошло это 72 года спустя и также из-за женщины. Однако судьба сберегла тогда двух знаменитых поэтов, какими являлись Гумилев Николай Степанович и Волошин Максимилиан Александрович. Поэт, фото которого представлено ниже, - Николай Гумилев.

Стрелялись они из-за Лизы Дмитриевой. Она училась на курсе староиспанской и старофранцузской литературы в Сорбонне. Первым этой девушкой пленился Гумилев. Он ее привез в гости к Волошину в Коктебель. Тот соблазнил девушку. Николай Гумилев уехал, так как почувствовал себя лишним. Однако история эта через некоторое время продолжилась и привела в итоге к дуэли. Суд приговорил Гумилева к неделе ареста, а Волошина - к одному дню.

Первая жена Максимилиана Волошина - Маргарита Сабашникова. С ней он в Сорбонне слушал лекции. Брак этот, однако, вскоре распался - девушка влюбилась в Вячеслава Иванова. Жена его предложила Сабашниковой жить втроем. Однако семья "нового типа" не сложилась. Второй супругой его была фельдшер (на фото выше), ухаживавшая за престарелой матерью Максимилиана.

28 мая 1877 года в Киеве родился будущий поэт Максимилиан Волошин. Вскоре после рождения мальчика его родители разошлись, и Макс остался жить с матерью Еленой Оттобальдовной Глезер, которая воспитала сына на свой собственный манер. Будучи отчисленным из Московского университета за участие в беспорядках, Волошин решил заняться самообразованием. Он много путешествовал, посещал библиотеки и слушал лекции в Европе, а также брал уроки живописи и гравюры. В 1910 году вышел первый сборник стихов Волошина под названием «Стихотворения. 1900-1910», который сразу же сделал Максимилиана популярным поэтом и влиятельным критиком. В материале рубрики «Кумиры прошлого» мы расскажем о любви поэта, а также о великой литературной мистификации Максимилиана - таинственной поэтессе Черубине де Габриак, из-за которой Волошин стрелялся с Николаем Гумилевым на Черной речке...

Задолго до того, как советские начальники от искусства додумались до создания Домов творчества, в Крыму, в Коктебеле, существовала уникальная «летняя станция для творческих людей». Здесь Булгаков диктовал жене «Дни Турбиных», гостили Цветаева, Горький, Брюсов, Петров-Водкин, Бенуа.

В небольшом трехэтажном доме, принадлежавшем эксцентричнейшему человеку - поэту и художнику Максимилиану Волошину, в год проживало до 600 человек!.. «Скажите, неужели все, что рассказывают о порядках в вашем доме, правда?» - спросил у Макса гость. «А что рассказывают?» - «Говорят, что у вас право первой ночи с каждой приехавшей к вам женщиной. Что ваши гости одеваются в «полпижамы»: один разгуливает по Коктебелю в нижней части на голом теле, другой - в верхней. Еще - что вы молитесь Зевсу. Лечите наложением рук.

Угадываете будущее по звездам. Ходите по воде аки посуху. Приручили дельфина и ежедневно доите его, как корову. Правда это?» «Конечно, правда!» - гордо воскликнул Макс… Никогда нельзя было понять, дурачится Волошин или нет. Мог с самым серьезным видом заявить, что поэт Валерий Брюсов родился в публичном доме. Или что сумасшедший, искромсавший картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», очень умен.

Макс азартно читал лекции, одна другой провокационнее. Благопристойных матрон он просвещал на тему Эроса и 666 сладострастных объятий. Революционно настроенных студентов-материалистов под видом лекции о Великой Французской революции потчевал россказнями о том, что Мария-Антуанетта жива-здорова, только перевоплотилась в графиню Х и до сих пор чувствует в затылке некоторую неловкость от топора, который отрубил ей голову. Под конец Макс ввернул собственные стихи. Его чуть было не побили. Его спрашивали: «Вы всегда так довольны собой?» Он отвечал патетически: «Всегда!» С ним любили приятельствовать, но редко воспринимали всерьез.

Его стихи казались слишком «античными», а акварельные пейзажи - слишком «японскими» (их по достоинству оценили лишь десятилетия спустя). Самого же Волошина называли трудолюбивым трутнем, а то и вовсе шутом гороховым.
Он даже внешне был чудаковат: маленького роста, но очень широк в плечах и толст, буйная грива волос скрывала и без того короткую шею.

В литературных гостиных острили: «Лет триста назад в Европе для потехи королей выводили искусственных карликов. Заделают ребенка в фарфоровый бочонок, и через несколько лет он превращается в толстого низенького уродца. Если такому карлику придать голову Зевса да сделать женские губки бантиком, получится Волошин». Макс внешностью своей гордился: «Семь пудов мужской красоты!» - и одеваться любил экстравагантно.

К примеру, по улицам Парижа расхаживал в бархатных штанах до колен, накидке с капюшоном и плюшевом цилиндре - на него вечно оборачивались прохожие. Круглый и легкий, как резиновый шар, он «перекатывался» по всему миру: водил верблюжьи караваны по пустыне, клал кирпичи на строительстве антропософского храма в Швейцарии... При пересечении границ у Волошина частенько возникали проблемы: таможенникам его полнота казалась подозрительной, и под его причудливой одеждой вечно искали контрабанду.

Женщины судачили: Макс так мало похож на настоящего мужчину, что его не зазорно позвать с собой в баню, потереть спинку. Он и сам, впрочем, любил пустить слух о своей мужской «безопасности». При этом имел бесчисленные романы. Словом, Волошин был самым чудаковатым русским начала ХХ века. В этом мнении сходились все, за исключением тех, кто знал его мать…

Мать оригинального человека

Едва выйдя замуж за отца Макса - добропорядочного судейского чиновника, недавняя выпускница Института благородных девиц Елена Оттобальдовна Глезер (из обрусевших немцев) принялась кроить жизнь по-своему. Для начала пристрастилась к папиросам, потом обрядилась в мужичью рубаху и шаровары, потом нашла себе мужское увлечение - гимнастику с гирями, а затем уж и вовсе, бросив мужа, стала жить по-мужски: устроилась на службу в контору Юго-Западной железной дороги. О муже она больше не вспоминала.

Разве что лет через двадцать после его смерти, на свадьбе друзей сына - Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, - в графе «Свидетели» приходской книги через весь лист подмахнула: «Неутешная вдова коллежского советника Александра Максимовича Кириенко-Волошина». Понятно, что сына эта удивительная дама воспитывала на свой собственный манер. Недаром она дала ему имя Максимилиан, от латинского maximum. Максу разрешалось все, за исключением двух вещей: есть сверх положенного (и без того толстоват) и быть таким как все.

Максимилиан Александрович Волошин (фамилия при рождении - Кириенко-Волошин). Родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве - умер 11 августа 1932 года в Коктебеле (Крым). Русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.

Максимилиан Волошин родился 16 (28 по новому стилю) мая 1877 года в Киеве.

Отец - Кириенко-Волошин, юрист, коллежский советник (умер в 1881 году).

Мать - Елена Оттобальдовна (урождённая Глазер) (1850-1923).

Вскоре после его рождения родители расстались, Максимилиан воспитывался матерью, с которой был очень близок до конца её жизни.

Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе.

Среднее образование начал получать в 1-й Московской гимназии. Знаниями и успеваемостью не блистал. Он вспоминал: "Когда отзывы о моих московских успехах были моей матерью представлены в феодосийскую гимназию, то директор, гуманный и престарелый Василий Ксенофонтович Виноградов, развел руками и сказал: «Сударыня, мы, конечно, вашего сына примем, но должен вас предупредить, что идиотов мы исправить не можем»".

В 1893 году они с матерью переехали в Крым в Коктебель. Там Максимилиан пошёл в Феодосийскую гимназию (здание сохранилось - ныне в нём Феодосийская финансово-экономическая академия). Поскольку пеший путь из Коктебеля в Феодосию по гористой пустынной местности был долгим, поэтому Волошин жил на съёмных квартирах в Феодосии.

О взглядах и жизненных установках молодого Максимилиана Волошина можно судить по дошедшей до нашего времени анкеты.

1. Ваша любимая добродетель? – Самопожертвование и прилежание.

2. Любимое качество у мужчины? – Женственность.

3. Любимое качество у женщины? – Мужество.

4. Ваше любимое занятие - Путешествие и разговор вдвоем.

5. Отличительная черта Вашего характера?- Разбросанность.

6. Как Вы представляете себе счастие? – Владеть толпой.

7. Как Вы представляете себе несчастие? – Потерять веру в себя.

8. Ваши любимые цвета и цветы? – Голубой, ландыш.

9. Если бы Вы были не Вы, чем бы Вы желали бы быть? – Пешковским.

10. Где бы Вы предпочли жить?- Где меня нет.

11. Кто Ваши любимые прозаики? – Диккенс, Достоевский.

С 1897 по 1899 год Волошин учился на юридическом факультете Московского университета, был отчислен «за участие в беспорядках» с правом восстановления, продолжать обучение не стал, занялся самообразованием.

В 1899 году за деятельное участие во Всероссийской студенческой забастовке был на год исключен и выслан в Феодосию под негласный надзор полиции. 29-го августа того же года он вместе с мамой почти на полгода выезжает в Европу, в свое первое заграничное путешествие.

Вернувшись в Москву, Волошин экстерном сдал экзамены в университете, перевелся на третий курс, а в мае 1900 года снова отправился в двухмесячное путешествие по Европе по разработанному им самим маршруту. На этот раз – пешком, с друзьями: Василием Ишеевым, Леонидом Кандауровым, Алексеем Смирновым.

По возвращении в Россию Максимилиан Волошин был арестован по подозрению в распространении нелегальной литературы. Из Крыма его этапировали в Москву, две недели держали в одиночке, но вскоре отпустили, лишив права въезда в Москву и Санкт-Петербург. Это ускорило отъезд Волошина в Среднюю Азию с изыскательской партией на строительство Оренбург-Ташкентской железной дороги. По тем временам – в добровольную ссылку.

В сентябре 1900 года изыскательская партия, возглавляемая В.О. Вяземским, прибыла в Ташкент. В её составе – М.А. Волошин, который по удостоверению значился фельдшером. Однако он проявил такие недюжинные организационные способности, что при выходе партии в экспедицию был назначен на ответственную должность начальника каравана и заведующего лагерем.

Он вспоминал: "1900 год, стык двух столетий, был годом моего духовного рождения. Я ходил с караванами по пустыне. Здесь настигли меня Ницше и «Три разговора» Вл. Соловьева. Они дали мне возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно – с высоты азийских плоскогорий и произвести переоценку культурных ценностей".

В Ташкенте он принимает решение не возвращаться в университет, а ехать в Европу, заниматься самообразованием.

В 1900-е годы много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой.

Вернувшись в начале 1903 года в Москву, Волошин с лёгкостью стал «своим» в среде русских символистов, начал активно публиковаться. С этого времени, живя попеременно то на родине, то в Париже, много делал для сближения русского и французского искусства.

С 1904 года из Парижа регулярно посылал корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», писал о России для французской прессы. Позже, в 1908 году, польский скульптор Эдвард Виттиг создает большой скульптурный портрет М.А. Волошина, который был выставлен в Осеннем салоне, приобретен мэрией Парижа и в следующем году был установлен на бульваре Эксельман, 66, где стоит по сей день.

"В эти годы я только впитывающая губка. Я - весь глаза, весь уши. Странствую по странам, музеям, библиотекам: Рим, Испания, Корсика, Андорра, Лувр, Прадо, Ватикан... Национальная библиотека. Кроме техники слова овладеваю техникой кисти и карандаша... Этапы блуждания духа: буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия, Р. Штейнер. Период больших личных переживаний романтического и мистического характера", - писал он.

23 марта 1905 года в Париже стал масоном, получив посвящение в масонской ложе «Труд и истинные верные друзья» № 137 (Великая ложа Франции - ВЛФ). В апреле того же года перешёл в ложу «Гора Синайская» № 6 (ВЛФ).

С 1906 года после женитьбы на художнице Маргарите Васильевне Сабашниковой поселился в Петербурге. В 1907 году расстался с супругой и принял решение об отъезде в Коктебель. Начал писать цикл «Киммерийские сумерки».

С 1910 года работал над монографическими статьями о К. Ф. Богаевском, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне, выступал в защиту художественных групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», хотя сам стоял вне литературных и художественных групп.

С поэтессой Елизаветой (Лилей) Дмитриевой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию - Черубину де Габриак. Её он просил о ходатайстве для вступления в антропософское общество.

Первый сборник «Стихотворения. 1900-1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнасца».

В 1914 году вышла книга избранных статей о культуре - «Лики творчества», а в 1915 - книга страстных стихотворений об ужасе войны - «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»).

В это время он всё больше внимания уделял занятиям живописью, писал акварельные пейзажи Крыма, выставлял свои работы на выставках «Мира искусства».

13 февраля 1913 года Волошин в Политехническом музее прочитал публичную лекцию «О художественной ценности пострадавшей картины Репина». В лекции им была высказана мысль, что в самой картине «таятся саморазрушительные силы», что именно её содержание и художественная форма вызвали агрессию против неё.

Летом 1914 года, увлечённый идеями антропософии, Волошин приехал в Дорнах (Швейцария), где вместе с единомышленниками более чем из 70 стран (среди них - Андрей Белый, Ася Тургенева, Маргарита Волошина) приступил к постройке Первого Гётеанума - культурного центра основанного Р. Штейнером антропософского общества. Первый Гетеанум сгорел в ночь с 31 декабря 1922 года на 1 января 1923 года.

В 1914 году Волошин написал письмо военному министру России Сухомлинову с отказом от военной службы и участия «в кровавой бойне» Первой мировой войны.

После революции Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном в 1903-1913 годах его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту».

События 1917 года и приход к власти большевиков Волошин воспринимал как катастрофу, он писал:

С Россией кончено... На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!

Нередко он подписывал свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы». Надписи дают некоторое представление об акварелях художника - поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий холмистой «страны Киммерии», их мягкие, приглушенные краски, линию морского горизонта - какой-то колдовской, всеорганизующий прочерк, облака, истаивающие в пепельном лунном небе. Что позволяет отнести эти гармоничные пейзажи к Киммерийской школе живописи.

В годы Гражданской войны поэт пытался умерить вражду, спасая в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, - белых от красных. Письмо, направленное М. Волошиным в защиту арестованного белыми О. Э. Мандельштама, весьма вероятно, спасло того от расстрела.

В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превратил свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии - Дом творчества Литфонда СССР).

Максимилиан Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле и был похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля. В похоронах участвовали Н. Чуковский, Г. Шторм, Артоболевский, А. Габричевский.

Свой дом Волошин завещал Союзу писателей.

1 августа 1984 года в Коктебеле состоялось торжественное открытие музея «Дом-музей Максимилиана Волошина». 19 июня 2007 года в Киеве состоялось открытие мемориальной доски на доме, в котором родился Максимилиан Александрович Волошин (дом № 24 на бульваре Тараса Шевченко в Киеве).

Учреждены Международный Волошинский конкурс, Международная Волошинская премия и фестиваль «Волошинский сентябрь».

В 2007 году имя М. А. Волошина было присвоено библиотеке № 27, расположенной в Новодевичьем проезде в Москве.

Крымский инопланетянин. Мистика Волошина

Личная жизнь Максимилиана Волошина:

В юности дружил с Александрой Михайловной Петровой (1871-1921), дочерью полковника, начальника пограничной стражи в Феодосии. Она увлекалась спиритизмом, затем теософией, позже не без участия Волошина пришла к антропософии.

В 1903 году в Москве, в гостях у известного коллекционера С.И. Щукина, Максимилиан встретил девушку, поразившую его своей своеобычной красотой, утонченностью и оригинальным мировосприятием - Маргариту Васильевну Сабашникову. Она была художницей репинской школы, поклонницей творчества Врубеля. Была известна в артистической среде как тонкий портретист и колорист. Кроме того, писала стихи (работала в направлении символизма).

12 апреля 1906 года Сабашникова и Волошин обвенчались в Москве. Но брак оказался недолгим - уже через год они расстались, сохранив дружеские отношения до конца жизни Волошина. Одной из внешних причин разрыва явилось увлечение Маргариты Васильевны Вячеславом Ивановым, с которым Волошины жили по соседству в Петербурге.

В 1922 году М.В. Волошина была вынуждена уехать из советской России, обосновалась на юге Германии, в Штутгарте, где жила до самой своей смерти в 1976 году, занималась духовной живописью христианского и антропософского направления.

Вскоре после расставания с Собашниковой, в 1907 году Волошин уехал в Коктебель. А летом 1909 года к нему приехали молодые поэты и Елизавета (Лиля) Дмитриева – некрасивая, хромая, но очень талантливая девушка.

Вскоре Волошин и Дмитриева создали самую известную литературную мистификацию XX века: Черубина де Габриак . Волошин придумал легенду, литературную маску Черубины и выступал в качестве посредника между Дмитриевой и редактором «Аполлона» С. Маковским, но стихи под этим псевдномом писала только Лиля.

22 ноября 1909 года между Волошиным и Гумилевым состоялась дуэль на Чёрной речке. Согласно «Исповеди», написанной Елизаветой Дмитриевой в 1926 году незадолго до её смерти, основной причиной стала нескромность Н. Гумилёва, который повсюду рассказывал о своём романе с Черубиной де Габриак.

Дав Гумилёву публичную пощёчину в мастерской художника Головина, Волошин вступился не за свою литературную мистификацию, а за честь близкой ему женщины – Елизаветы Дмитриевой.

Секундантом Гумилёва стал Евгений Зноско-Боровский. Секундантом Волошина был граф Алексей Толстой.

Однако скандальная дуэль принесла Волошину только насмешки: вместо символической пощёчины-вызова, Волошин залепил Гумилёву настоящую оплеуху, по дороге к месту дуэли потерял калошу и заставил всех её искать, затем принципиально не стрелял в противника. Тогда как Гумилёв дважды стрелял в Волошина, но не попал. Волошин намеренно стрелял в воздух, и его пистолет дал подряд две осечки. Все участники дуэли были наказаны штрафом по десять рублей.

Противники после поединка не подали друг другу руки и не помирились. Лишь в 1921 году, встретив в Крыму Гумилёва, Волошин ответил на его рукопожатие.

Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак) сразу после дуэли оставила Волошина и вышла замуж за своего друга детства, инженера Всеволода Васильева. Всю оставшуюся жизнь (умерла в 1928 году) она вела переписку с Волошиным.

Лиля Дмитриева (Черубина де Габриак)

в 1923 году умерла его мать Елена Оттобальдовна. 9 марта 1927 года Волошин официально женился на Марии Степановне Заболоцкой - фельдшере, которая помогала ему ухаживать за матерью в ее последние годы жизни.

Считается, что этот брак несколько продлил жизнь и самому Волошину - все оставшиеся годы он много болел, почти не покидал Крым и нуждался в постоянном профессиональном уходе.

Библиография Максимилиана Волошина:

1900-1910 - Стихотворения
1914 - Лики творчества
1915 - Anno mundi ardentis
1918 - Иверни: (Избранные стихотворения)
1919 - Демоны глухонемые
1923 - Усобица: Стихи о революции
1923 - Стихи о терроре
1946 - Пути России: Стихотворения
1976 - Максимилиан Волошин - художник. Сборник материалов
1990 - Волошин М. Автобиография. Воспоминания о Максимилиане Волошине
1990 - Волошин М. О самом себе
2007 - Волошин Максимилиан. «Я был, я есмь...» (Составитель Вера Терёхина

Живописные работы Максимилиана Волошина:

1914 - «Испания. У моря»
1914 - «Париж. Площадь Согласия ночью»
1921 - «Два дерева в долине. Коктебель»
1921 - «Пейзаж с озером и горами»
1925 - «Розовые сумерки»
1925 - «Холмы, иссушенные зноем»
1926 - «Лунный вихрь»
1926 - «Свинцовый свет»

Образ Максимилиана Волошина присутствует в фильме 1987 года «В Крыму не всегда лето» режиссера Виллена Новака. В роли поэта снялся актер .




Похожие статьи