Совет федерации отрешает президента рф от должности. Президент Российской Федерации: отрешение от должности

22.09.2019

Полномочия Президента РФ прекращаются в случаях:

  1. истечения срока полномочий;
  2. отставки Президента РФ в силу невозможности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья;
  3. смерти Президента РФ;
  4. отрешения Президента РФ от должности Федеральным Собранием РФ в установленном порядке.

С истечением срока полномочий назначаются новые выборы Президента РФ. Это наиболее естественный способ прекращения полномочий Президента РФ.

Еще в период осуществления полномочий действующим Президентом РФ назначаются и проводятся выборы нового Президента РФ. С его вступлением в должность связывается момент окончания полномочий прежнего Президента РФ. Моментом окончания срока полномочий Президента РФ признается момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (процедура иногурации).

Добровольная отставка Президента РФ возможна по причине тяжелого физического состояния Главы государства. В этом случае Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке.

Отрешение Президента РФ от занимаемой должности проводится в строго установленном федеральным законодательством порядке. Решение об отрешении принимается Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от общего числа членов палаты Федерального Собрания. Это решение Совет Федерации должен принять
в 3-месячный срок со дня выдвижения Государственной Думой РФ обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным. Вопрос об отрешении Президента РФ от должности выносится на обсуждение Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обвинение Государственной Думы РФ в отношении Президента РФ выдвигается при наличии заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения на основании инициативы не менее чем 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.

Во всех случаях прекращения полномочий (кроме случаев отрешения от должности за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления) бывшему Президенту РФ гарантируется:

  1. неприкосновенность за мнения и действия, выраженные в связи с исполняемыми обязанностями по должности Президента РФ, если они не содержат в себе оскорбления или иного состава преступления;
  2. выплата Президенту установленной пенсии в размере, отвечающем его положению;
  3. сохранение всей его личной собственности, за исключением предоставленной ему в связи и на срок исполнения полномочий Президента РФ;
  4. другие права, установленные федеральным законодательством.

В случае смерти Президента РФ его семье и близким гарантируется выплата соответствующего пособия и пенсий, а также сохранение всей собственности, за исключением предоставленной Президенту РФ для исполнения полномочий и на их срок.

Главной новостью многих мировых новостей стала победа Трампа на выборах в США. Среди некоторых политиков и экономистов бытуем мнение, что он не сможет долго «усидеть» в Белом доме. У Американского Конгресса есть серьезный политический инструмент в руках - процедура отрешения президента от должности. Пока у власти однопартийные с Трампом республиканцы, возможно, опасаться нечего. Но что будет, если на выборах в Конгрессе победят враждебные демократы? Это остается загадкой. Размышляя об этом, наши граждане начинают интересоваться: существует ли у нас в стране процедура отрешения президента РФ от должности? Постараемся ответить на этот вопрос.

Отрешение президента от должности, или кто главный в стране

В нашей стране подобная мера предусмотрена в основном законе. Согласно Конституции, отрешение должности возможно при участии одновременно двух высших государственных образований - Федерального Собрания и Государственной Думы. Подробнее о том, как это происходит.

Порядок отрешения (импичмента)

Юридически законное досрочное снятие главы государства называется импичментом. Порядок отрешения президента РФ от должности следующий: Государственная Дума выдвигает обвинения в адрес главы государства.

По новому основному закону страны пост вице-президента упразднили, а новый орган под названием Государственная Дума стал иметь намного меньше полномочий. При оценке этих событий мы опираемся только на юридический аспект, не вставая ни на чью сторону конфликта. По сути, власть Ельцина была нелегитимна до декабря 1993 года. Но, как говорится, победителей не судят.

Кто придумал импичмент

Импичмент, или отрешение президента от должности, придумали в то время, когда такой должности и не существовало. Первой страной, где появилось данное понятие, стала Англия. Было это в далеком 14 веке. Однако процедуре импичмента подвергался не сам монарх, который, как известно, «от Бога», а его фавориты. Проблема была в том, что только король лично мог назначить себе министров. Следовательно, снять их с должности мог тоже только он. Такое положение дел не устраивало граждан, так как они подвергались беззаконию со стороны министров. Обращения к королю игнорировались. Тогда решительно взяла инициативу в свои руки и узаконила отстранение от должности министров без разрешения короля. Золотое время для фаворитов закончилось, а сама процедура стала называться импичментом.

Прецеденты в России

В новейшей истории России отрешение от должности президента никогда не практиковалось. Только в Советском Союзе в результате политического заговора один раз сняли с должности Генерального Секретаря ЦК КПСС. Подумать только, в авторитарном режиме произошли демократические мирные процедуры импичмента, которых ни разу не было в «эталоне демократии» США.

В современной истории России такого также не происходило. Единственный состоявшийся импичмент Ельцину привел к расстрелу Съезда народных депутатов из танков. В результате чего последний был ликвидирован. В 1998-1999 годах была еще одна попытка процедуры импичмента Государственной Думой. Однако дальше голосования внутри законодательного органа страны дело не дошло.

Импичмент и «сексуальный скандал» в США

В истории США произошло только три случая, когда процедура импичмента была инициирована. Ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Злые языки шутят по этому поводу, что американских президентов предпочитают отстреливать, нежели отстранять.

Если первые две попытки провести импичмент были в далеком прошлом (1868 и 1974 года), то последняя состоялась относительно недавно - в 1998-1999 гг. Связана она с именем президента от демократической партии - Билла Клинтона. Палата представителей обвинила его в ложных показаниях по громкому уголовному делу.

Клинтона обвиняли в домогательстве к одной из сотрудниц аппарата администрации в 1991 году. Тогда будущий президент был в нем губернатором. В номере отеля предложил Поле Джонс (именно так ее звали) интимную связь. Спустя много времени девушка подала в суд уже на действующего президента за домогательства. История, может быть, так бы и осталась выдумкой, слухами, если бы не скандал с еще одной молодой девушкой из аппарата Белого Дома - Моникой Левински. В прессу просочились слухи, что она с Биллом имеет интимную близость. Сама Моника, а также Клинтон отрицали это. На суде под присягой оба признали, что не имели сексуальной связи друг с другом. Это подтвердили и заместители президента.

Однако спустя некоторое время Моника неожиданно отказалась от своих показаний и призналась в том, что имела близкую связь с президентом. В качестве подтверждения она продемонстрировала платье с биологическими следами Билла. Многие скептики не поверили, ведь прошло два года после этих событий. Однако ДНК показало, что семенная жидкость действительно принадлежит Клинтону.

В результате Сенат рассматривал дело об импичменте по обвинению в лжесвидетельских показаниях президента, так как в первый раз он заявил, что не имел половой связи с Моникой. Однако Клинтон мастерски «выкрутился» в суде. Видимо, профессия юриста даром не прошла. Он заявил, что оральный секс не считается половой связью. Как ни странно, но доводы его суд принял и оправдал, а Сенат не получил необходимое большинство.

Отрешение Президента РФ от должности - высшая форма ответственности Президента РФ.

Исходя из статуса главы государства, факта всенародного избрания Президента РФ, порядок его отрешения от должности не может быть упрощенным.

Особенности конституционного статуса Президента РФ предполагают сложную процедуру отрешения от должности. Однако, по мнению многих специалистов, указанная процедура чрезмерно осложнена и выглядит нереальной Безуглов, А.А., Солдатов, С.А. Конституционное право России. Т. 2 С. 343., Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства. М., 2005. С. 348.. Конституция РФ предусматривает участие четырех властных структур в процессе отрешения Президента РФ от должности: Государственной Думы РФ, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Совета Федерации РФ.

Следуя этому, данный порядок отрешения Президента РФ от власти практически не реализуем. В нем участвует четыре органа государственной власти, и все они коллегиальные, что затягивает принятие решений. Причем судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются на эти должности по представлению Президента РФ (пункт «е» статьи 83 Конституции РФ) и получают материальные блага согласно его указам. Вряд ли такие судьи позволят отрешить Президента РФ от должности. Мазуров, А.В. Комментарии к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде РФ». М., 2006. С. 357

Стадии отрешения Президента РФ от должности:

  • - Первая стадия. Для этого требуется инициатива не менее одной трети депутатов (то есть не менее 150 депутатов) Государственной Думы РФ, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой РФ. Основная задача специальной комиссии - дата заключения по этому вопросу на основе полного и всестороннего исследования материалов дела. По итогам обсуждения данного заключения на пленарном заседании Государственной Думы РФ выдвигается обвинение против Президента РФ. За короткую историю Конституции РФ институт отрешения Президента РФ успел быть опробован: в 1999 году Государственной Думой РФ была предпринята попытка отрешить от должности Президента РФ Бориса Николаевича Ельцина. Но уже на первом этапе данная попытка потерпела неудачу: за выдвижение обвинения Борису Николаевичу Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.
  • - Вторая стадия. Это получение заключения Верховного Суда РФ относительно юридической квалификации представленных фактов с точки зрения уголовно-правовых норм. Иными словами, Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков тяжкого преступления. Следует заметить, что данное заключение имеет юридическую значимость исключительно в рамках процесса отрешения Президента РФ: юридическую силу приговора оно не имеет.

Кроме того, чтобы Верховный Суд РФ мог дать заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, соответствующая процедура должна быть предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Однако в уголовно-процессуальном кодексе такая правовая регламентация отсутствует. Следовательно, Верховный Суд РФ, получив соответствующие материалы, не сможет их рассмотреть и дать заключение, пока в Уголовно-процессуальном кодексе не будут внесены нормы, регулирующие порядок дачи Верховным Судом РФ заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Законопроекты по вопросу о даче Верховным Судом РФ такого заключения неоднократно вносились в Государственную Думу РФ, но она их не принимала. Без заключения Верховного Суда РФ не может быть ни обращения в Конституционный Суд РФ, ни соответственно заключения Конституционного Суда РФ.

Третья стадия. Это получение заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения. Объектом юридической квалификации и оценка Конституционного Суда является процессуальная сторона деятельности инициативной группы, специальной комиссии и Государственной Думы РФ.

Положения главы XV Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» по большей части формальны, их реализация представляется маловероятной. Существует объективная потребность в видоизменении конструкции данного полномочия Конституционного Суда РФ и соответственно собственно механизма привлечения Президента РФ к конституционной ответственности. По большому счету о конституционной ответственности Президента РФ при нынешнем правовом регулировании можно говорить с большой долей условности. Это нельзя назвать конституционной ответственностью в ее чистом виде, поскольку основанием для отрешения Президента РФ от должности является не нарушение Конституции РФ, как это имеет место в большинстве зарубежных государств (Германия, Австрия, Италия, Болгария, Венгрия, Монголия, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Литва, Молдова, Таджикистан, Украина и др.) Витрук, Н.В., Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. - М.: Юристъ, 2007. - 281- 283 с., а совершение тяжкого преступления, что делает эту ответственность сродни уголовной, она представляет собой, в сущности, снятие неприкосновенности для привлечения к уголовной ответственности.

Необходимо вводить конституционную ответственность Президента РФ в ее классическом варианте. Нарушение Президентом РФ Конституции РФ должно являться основанием процедуры отрешения его от должности. Абстрактного конституционного контроля в отношении актов Правительства РФ явно недостаточно. Более того, за все время существования Конституционного Суда РФ второй модели ни один акт Президента РФ не был признан некоституционным Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. - М.: Статистика по решениям КС РФ, 2007. - 770-774 с.. Хотя не для кого не секрет, что нормотворчества Президента РФ с позиций конституционной законности никак нельзя признать адекватным, особенно нормотворчество первого Президента РФ. «Над всеми ветвями власти возвысился Президент РФ, который даже как бы не власть, а единственный гарант. Подсчитано, что в руках Президента РФ сосредоточено примерно 80% властных полномочий на федеральном уровне. Остальные 20% неравномерно делятся между традиционными ветвями власти. При данном соотношении нельзя всерьез говорить об эффективном функционировании системы сдержек и противовесов» Окуньков, Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М.: Юристъ, 1996. - 218 с.. Подчеркнем, что Конституционный Суд РФ дает лишь заключение о наличии или отсутствии оснований для отрешения, но не отрешает сам. Это целесообразно с позиций принципа разделения властей

Четвертая стадия. Это принятие Советом Федерации РФ решение об отрешении Президента РФ от должности. Такое решение принимается большинством в две трети от общего числа членов Совета Федерации РФ и оформляется специальным постановлением. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок с момента выдвижения Государственной Думой РФ обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации РФ не будет принято, то обвинение против Президента РФ считается отклоненным. Следует так же отметить, что в течение указанного срока Президент РФ лишается права роспуска Государственной Думы РФ [Приложение Б].

В целях обеспечения непрерывности и постоянности осуществления функций главы государства Конституция РФ предусматривает институт временного исполнения полномочий Президента РФ. Согласно части 3 статьи 92 Конституции РФ во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Следует подчеркнуть, что исполняющий обязанности Президента РФ Председатель Правительства РФ не приобретает правового статуса Президента РФ, а всего лишь временно замещает этот пост. Весьма важно, что исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу РФ, назначать референдум, а так же вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ Марченко, М. Н. Политико-правовой статус института Президента РФ. - М.: Юристъ, 2007 г. - 185 с..

С точки зрения дальнейшей судьбы поста Президента РФ, не зависимо от правовых оснований. В этом случае с момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ не позднее трех месяцев должны состояться выборы Президента РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ завершает свою миссию с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

  • 1) Президент избирается непосредственно народом - гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента назначаются Советом Федерации. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Срок полномочий президента - 4 года; при этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. К своим обязанностям он приступает с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с этого момента.
  • 2) Досрочное прекращение полномочий возможно в случае:
    • - отставки;
    • - стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия;
    • - отрешения от должности.

Не позднее трех месяцев с момента прекращения президентских полномочий должны состояться выборы нового президента. Если президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно берет на себя Председатель Правительства РФ, но не в полном объеме (он не имеет права распускать Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках к Конституции.

  • 3) Порядок отрешения Президента от должности усложнен и осуществляется в несколько стадий:
    • - заключение специальной комиссии, образованной Думой (инициатива ее создания и выдвижения обвинения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов);
    • - на основе заключения комиссии Дума выдвигает обвинение квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов);
    • - обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления;
    • - заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
    • - принятие Советом Федерации решения об отстранении Президента от должности не менее чем 2/3 голосов не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Думой обвинения. Если решение не принимается в установленный срок, то обвинение считается отклоненным.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Комментарий к Статье 93 Конституции РФ

1. Комментируемая статья устанавливает основания, условия и порядок отрешения Президента от должности, т.е. прекращения полномочий помимо или вопреки воле лица, занимающего данную должность. Сама возможность такого отрешения представляет собой определенную рефлексию принципа разделения властей на ситуацию, когда государственная измена Президента ставит под угрозу основы конституционного строя, оборону и безопасность государства, его суверенитет и независимость, целостность и неприкосновенности территории Российской Федерации, и свидетельствует о наличии изъятий из неприкосновенности Президента. В этом случае речь, по существу, идет также об отмене иммунитета и привлечении соответствующего лица к ответственности на общих основаниях и в обычном порядке.

Единственный орган, который вправе выдвинуть против Президента обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, - Государственная Дума.

При этом отечественная конституционная и уголовно-правовая доктрины единодушны в том, что понятие государственной измены раскрывается уголовным законодательством. Основание для такого вывода дает и буквальное истолкование ч. 1 ст. 93 Конституции, в которой основания для отрешения - "государственная измена", "иное тяжкое преступление" - соединены союзом "или", а заключение о наличии в действиях главы государства признаков преступления государственной измены дается Верховным Судом РФ.

Представляется, однако, что при этом само понятие государственной измены Президента нельзя отождествлять с тем понятием государственной измены, которое содержится в УК. Согласно ст. 275 Кодекса государственная измена представляет собой совершение гражданином РФ действий по оказанию помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям, направленных в ущерб внешней безопасности государства. Президент - не рядовой гражданин, а глава государства, наделенный широкими полномочиями; круг деяний, образующих состав преступления "государственная измена Президента" - может и должен быть специально оговорен в уголовном законе и не может сводиться к указанным в ст. 275 УК формам (шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России). В данном контексте существенную роль в субъектной персонификации государственной измены Президента могла бы иметь присяга главы государства (см. комментарий к ст. 82).

Что же касается обвинения в совершении иного тяжкого преступления - их виды определяются УК и не подлежат расширительному истолкованию. При этом, однако, необходимо учитывать, что УК впервые законодательно классифицировал преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, выделив тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что в процессе отрешения Президента от должности участвуют Верховный Суд РФ, дающий заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, а также Конституционный Суд РФ, дающий заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При этом лексический строй ч. 1 ст. 93 позволяет сделать вывод, что несоответствие выдвинутого обвинения установленным ею требованиям как по содержанию (обвинение не подтверждено заключением Верховного Суда), так и по процедуре (установленный порядок выдвижения обвинения не соблюден, что установлено заключением Конституционного Суда) влечет за собой прекращение процесса отрешения. При этом, однако, сам порядок выдвижения обвинения описан в ч. 2 ст. 93.

Что же касается вопроса об отрешении главы государства от должности, его решение отнесено к полномочиям Совета Федерации - палаты парламента, формируемой в особом порядке, отражающем федеративный характер Российского государства. Будучи одним из высших конституционных органов, Совет Федерации в то же время является палатой субъектов РФ, которые в равной мере участвуют в его формировании. При этом если половина его членов получают свои полномочия от органов народного представительства, то другая половина действует от имени органов исполнительной власти субъектов.

Этим определяется природа Совета Федерации - части парламента РФ, который, однако, сам по себе не является органом народного представительства, но представляет субъекты Федерации. Отсюда проистекает недопустимость зависимости Совета Федерации от политических партий. Для решения вопроса об отрешении от должности политическая нейтральность данной палаты особенно значима, что должно учитываться в ведущейся дискуссии о возможном реформировании порядка ее формирования. Это особенно важно в условиях перехода к пропорциональной избирательной системе на выборах депутатов Государственной Думы, чем предопределяется решающее влияние партий парламентского большинства на исход голосования по любому вопросу в этой палате.

2. Возбуждение обвинения против Президента - прерогатива депутатов Государственной Думы. Для постановки такого вопроса требуется собрать подписи не менее 150 депутатов. Как указано в гл. 22 "Порядок выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации" Регламента Государственной Думы, депутаты обязаны указать конкретные признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту страны, а также обосновать причастность его к этому преступлению.

После этого Дума обязана образовать специальную комиссию. В ее задачу входит оценка как соблюдения процедурных правил (наличия кворума для выдвижения обвинения, правильности подсчета голосов и др.), так и фактической обоснованности обвинения. Причем в целях объективности комиссия должна включать в себя представителей разных фракций и депутатских групп. По возлагаемым на специальную комиссию задачам она похожа на следственную парламентскую комиссию, поскольку имеет право заслушивать на своих заседаниях любых лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу обвинения, рассматривать соответствующие документы, заслушивать представителя Президента.

Результатом деятельности данной комиссии является заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу обвинения, а также о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения.

Только после этого Государственная Дума собирается на свое заседание, которое может быть объявлено закрытым, и рассматривает как предложение о выдвижении обвинения против Президента, так и заключение специальной комиссии. Основной доклад о выдвижении обвинения делает один из депутатов, подписавших "обвинительный" документ. Содоклад делает председатель специальной комиссии. В заседании нижней палаты по решению самой Думы могут принимать участие, кроме депутатов, приглашенные эксперты, другие лица, чьи оценки и показания имеют существенное значение.

Если Дума большинством не менее 300 голосов принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента, данное постановление в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, Конституционный и Верховный Суд. При этом, однако, возникает вопрос, является ли постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента основанием приостановления полномочий главы государства и их временного исполнения Председателем Правительства РФ? В Конституции на этот счет - хотя положительный ответ, как представляется, следует из логики конституционного регулирования - ясности нет: она может быть внесена либо толкованием Конституционного Суда, либо федеральным законом. При этом следует учитывать сформулированную Конституционным Судом в Постановлении от 01.12.1999 N 17-П*(988) правовую позицию, которая касалась отстранения от должности Генерального прокурора РФ на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. Суд пришел к выводу, что в отсутствие иного правового регулирования такое отстранение в силу ч. 1 и 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85, ст. 90 Конституции осуществляется актом Президента. Что же касается главы государства, основанием приостановления его полномочий должно служить постановление Государственной Думы, которым одновременно должен быть решен вопрос о возложении на Председателя Правительства обязанностей Президента.

Принятие Государственной Думой постановления об отказе в выдвижении обвинения, являющегося окончательным и подлежащего официальному опубликованию, должно автоматически влечь прекращение приостановления полномочий главы государства.

Процедура рассмотрения вопроса в Верховном Суде о наличии признаков преступления, вменяемого в вину Президенту страны, не урегулирована. Это означает, что неизвестно, какая именно судебная структура в рамках Верховного Суда должна рассматривать данный вопрос - члены Верховного Суда в полном составе, Пленум Верховного Суда, его Президиум или Судебная коллегия по уголовным делам. Отсюда следует обязанность Федерального Собрания урегулировать указанную процедуру.

3. В ч. 3 комментируемой статьи говорится о заключительном этапе решения вопроса об отрешении Президента от должности. Конституция не связывает "верхнюю" палату парламента ни одним предыдущим решением. Подразумевается, что Совет Федерации должен рассматривать и учитывать установленные в ходе рассмотрения дела в Госдуме и Верховном Суде факты и обстоятельства лишь постольку, поскольку дело об отрешении дошло да верхней палаты. Но эти факты и обстоятельства не являются для данной палаты парламента решающими.

Совет Федерации начинает рассмотрение обвинения против Президента после получения постановления Государственной Думы и заключения Верховного Суда (при условии, что это заключение содержит подтверждение о наличии в действиях Президента признаков преступления). При этом Регламент Совета Федерации предусматривает получение им также заключения специальной комиссии Госдумы и стенограммы заседания нижней палаты, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против Президента. Это означает, что данная палата самостоятельно дает оценку всех материалов и самостоятельно толкует их правовое содержание. Регламент Совета Федерации (как и Регламент Государственной Думы) весьма подробно определяет все процедурные действия по решению вопроса об отрешении Президента от должности.

В частности, немедленно по получении всех материалов, о которых шла речь выше, они направляются в Комитет Совета Федерации по законодательству и судебно-правовым вопросам. После этого Совет Федерации сразу же созывается на заседание для направления запроса в Конституционный Суд о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента.

Глава XV Закона о Конституционном Суде РФ не только регламентирует порядок рассмотрения обращения по данному вопросу и дачи заключения, но и дополняет регулирование всего процесса отрешения от должности. В частности, Закон устанавливает предельный месячный срок со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения против Президента для направления Советом Федерации запроса в Конституционный Суд.

Закон также требует, чтобы к запросу Совета Федерации были приложены не только текст постановления Государственной Думы о выдвижении обвинения, но и протокол либо стенограмма ее соответствующего заседания, тексты всех связанных с обсуждением в Думе документов, а также текст заключения Верховного Суда.

Конституционный Суд не позднее 10 дней после регистрации запроса обязан дать свое заключение. В нем может быть констатировано либо соблюдение, либо несоблюдение установленного порядка выдвижения обвинения. При этом согласно ч. 2 ст. 110 Закона о Конституционном Суде РФ в случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией рассмотрение обвинения прекращается.

Не позднее трех суток после получения заключения из Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка должно быть созвано внеочередное заседание Совета Федерации с включением в его повестку в качестве первого вопроса об отрешении от должности Президента. На это заседание приглашаются как сам Президент, так и руководители высших органов государственной власти. На нем выступают Председатель Государственной Думы - с сообщением об основаниях выдвижения обвинения, Председатель Конституционного Суда - для оглашения заключения, Председатель Верховного Суда - для оглашения данного этим Судом заключения. Затем заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Наконец, слово по его желанию может быть предоставлено Президенту либо назначенному им его представителю.

В итоге тайным голосованием (с использованием бюллетеней) при наличии, естественно, кворума принимается постановление об отрешении Президента от должности. Если такое решение не набирает 2/3 голосов от общего состава Совета Федерации, рассмотрение обвинения против Президента прекращается.

Прекращение обвинения Советом Федерации означает, что по данным основаниям этому Президенту не могут быть впредь предъявлены обвинения.

Конституция устанавливает предельный срок для решения вопроса об отрешении главы государства от должности - три месяца со дня выдвижения Государственной Думой обвинения, который является пресекательным: если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

  • 8. Понятие, задачи, предмет и методология науки конституционного права.
  • 9. Понятие, структура и история преподавания учебной дисциплины: “Конституционное (государственное) право России”.
  • 10. Понятие, сущность и структура конституции.
  • 11. История и этапы конституционного развития России.
  • 12. Юридические свойства Конституции Российской Федерации 1993 г. И ее значение для дальнейшей демократизации общественной жизни в России.
  • 13. Верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации.
  • 14. Основные принципы Конституции России 1993 г.
  • 15. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., способы и порядок пересмотра ее положений, принятия конституционных поправок.
  • 16. Понятие и содержание конституционных основ государственного строя Российской Федерации и его основополагающие принципы.
  • 17. Политическая система общества в России: понятие и основные элементы.
  • 18. Понятие и содержание экономических основ конституционного строя Российской Федерации.
  • 19. Социальные основы конституционного строя России.
  • 20. Государство - основная форма реализации полновластия народа.
  • 21. Россия – демократическое, правовое, социальное и светское государство.
  • 22. Признаки правового государства и их закрепление в Конституции России.
  • 23. Конституционные основы деятельности политических партий, общественных объединений по защите и выражению общественно-полезных интересов граждан Российской Федерации.
  • 24. Общественные объединения в России: понятие и отдельные виды.
  • 25. Референдум в Российской Федерации: виды, порядок назначения и проведения, вопросы, юридическая сила принятого решения.
  • 26. Избирательное право: понятие и принципы.
  • 27. Избирательные системы в России (мажоритарная и пропорциональная).
  • 28. Избирательный процесс: понятие и основные стадии.
  • 29. Избирательные комиссии: порядок образования, виды и основные полномочия.
  • 30. Выдвижение и регистрация кандидатов. Избирательный залог.
  • 31. Финансирование выборов. Избирательные фонды.
  • 32. Предвыборная агитация: основные формы, равные условия, запреты.
  • 33. Порядок выборов главы Российского государства.
  • 34. Понятие и принципы конституционного статуса человека и гражда­нина Российской Федерации.
  • 35. Естественность и не отчуждаемость прав и свобод человека.
  • 36. Основной закон Российского государства о правовых механизмах реализации и защиты конституционных прав, свобод и обязанностей российских граждан.
  • 37. Конституционные ограни­чения основных прав и свобод в период чрезвычайного или военного положения на территории Российской Федерации.
  • 38. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина (правовые, политические, социальные, финансово-экономические, организационные, международно-правовые).
  • 39. Соотношение норм международного права и норм национального законодательства России о правах и свободах.
  • 40. Равенство прав и свобод.
  • 41. Особенности правового положения иностранцев и лиц без граж­данства.
  • 42. Понятие, сущность и принципы гражданства Российской Федерации.
  • 43. Признание гражданства.
  • 44. Приобретение гражданства по рождению.
  • 45. Приобретение гражданства в порядке регистрации.
  • 46. Натурализация.
  • 47. Восстановление гражданства.
  • 48. Оптация.
  • 49. Органы, ведающие вопросами гражданства.
  • 50. Прекращение гражданства Российской Федерации: основания и порядок.
  • 54. Конституционные обязанности.
  • 55. Понятие, признаки и особенности российской модели республиканской формы правления.
  • 56. Конституционная система органов государства в Российской Федерации.
  • 57. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
  • 58. Понятие и основные признаки (черты) конституционно-правового статуса государственного органа в России.
  • 63. Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики и международных отношений.
  • 64. Основы правового статуса Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России.
  • 65. Акты Президента – указы и распоряжения: предмет регулирования; юридическая сила; соотношение; порядок подготовки, принятия, опубликования.
  • 66. Государственная Дума: структура, организация работы, конституционные полномочия и основания роспуска.
  • 67. Совет Федерации: функциональное предназначение, состав, порядок формирования, основные полномочия.
  • 68. Законодательный процесс в Российской Федерации.
  • 69. Депутатский иммунитет и депутатский индемнитет в Российской Федерации.
  • 70. Система федеральных органов исполнительной власти и ее конституционно-правовые основы.
  • 71. Правительство России: порядок формирования, состав, основные полномочия.
  • 72. Конституционные принципы и особенности российского федерализма.
  • 73. Конституционно-договорная основа федеративного устройства России. Предпосылки формирования России как национально-территориальной федерации.
  • 74. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • 75. Понятие и признаки государственного суверенитета Российской Федерации.
  • 76. Международная правосубъектность Российской Федерации. Россия - член Содружества Независимых Государств.
  • 77. Республика в составе России – правовое, демократическое, унитарное государство.
  • 78. Край, область, города федерального значения – государственно-территориальные образования.
  • 79. Правовая основа статуса автономных образований в Российской Федерации. Национально-культурная автономия в России.
  • 80. Конституция России и федеральное законодательство об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • 81. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за принятие нормативных правовых актов, противоречащих Основному закону Российского государства.
  • 82. Особенности организации государственной власти в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге.
  • 83. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации: наименование; структура; порядок избрания; основные функции и полномочия; организация работы.
  • 84. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: наименование; порядок избрания; основные полномочия; порядок отрешения от должности Президентом России. Порядок избрания Президента рф
  • Процедура отрешения Президента рф от должности
  • 85. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие, сущность, принципы.
  • 86. Конституционные основы организации местного самоуправления в России.
  • 87. Конституционные основы судопроизводства в Российской Федерации.
  • 88. Конституционный суд России: порядок формирования, состав, требования к претендентам на должность судьи, решения, полномочия и основные правила конституционного судопроизводства.
  • 89. Конституционное закрепление правового положения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в судебной системе.
  • 90. Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации.
  • Процедура отрешения Президента рф от должности

    Согласно Конституции Президент РФ прекращает исполнение > полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособно­сти по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему пол­номочия или отрешения от должности. Во всех случаях, когда Пре­зидент не в состоянии осуществлять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ до новых выборов Пре­зидента РФ.

    Процедура отрешения Президента от должности весьма усложнена и формализована.

    Во-первых, Президент РФ может быть отрешен от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении тяж­кого преступления. В этом случае «нижняя» палата - Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное за­ключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Предложение об этом может исходить только от группы депутатов, состав­ляющей не менее одной трети от общего числа членов Государствен­ной Думы (150 депутатов). Решение Государственной Думы о выдви­жении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты (300 депутатов).

    Во-вторых, рассматривает дело и, по существу, принимает реше­ние об отрешении Президента от должности «верхняя» палата - Совет Федерации. Для признания Президента виновным и, как следствие, отстранения его от должности необходимо две трети голосов от общего состава палаты (119 членов Совета Федерации).

    В-третьих, если решение Совета Федерации об отрешении Прези­дента от должности не будет принято в трехмесячный срок после выдви­жения Государственной Думой обвинения против Президента, то обви­нение считается отклоненным. Заметим, что при совершении главой го­сударства деяний, не являющихся тяжкими преступлениями согласно Уголовному кодексу РФ, указанная процедура во­обще не применяется.

    После отрешения от должности Президент РФ, в случае соверше­ния преступления, будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный гражданин.

    На основании четвёртой главы Конституции Президент России осуществляет следующие полномочия:

      назначает с одобрения Государственной думы председателя Правительства Российской Федерации ;

      имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации ;

      принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

      представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка ; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;

      по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

      представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда , Верховного суда , Высшего арбитражного суда , а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;

      формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации , статус которого определяется федеральным законом;

      утверждает военную доктрину Российской Федерации;

      формирует Администрацию Президента Российской Федерации ;

      назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

      назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

      назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях . В соответствие с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;

      назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;

      распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;

      назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

      вносит законопроекты в Государственную думу;

      подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.;

      обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства .

      Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации , а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

      Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

      осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

      ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

      подписывает ратификационные грамоты;

      принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.

      в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

      решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

      награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации , высшие воинские и высшие специальные звания;

      осуществляет помилование .

    В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.



    Похожие статьи