Психические расстройства памяти. Нарушение памяти в психологии: причины и лечение

04.03.2020

Память— одна из важнейших функций центральной нервной системы, способность откладывать, хранить и воспроизводить нужную информацию. Нарушение памяти бывает одним из симптомов неврологической или нейропсихической патологии, а может быть и единственным критерием заболевания.

Память бывает кратковременной и долговременной . Кратковременная память откладывает увиденную, услышанную информацию на несколько минут, чаще без осмысления содержания. Долговременная память анализирует полученную информацию, структурирует ее и откладывает на неопределенный срок.

Причины нарушения памяти у детей и взрослых могут быть различны.

Причины нарушения памяти у детей : частые простудные заболевания, анемии, черепно-мозговые травмы, стрессовые ситуации, употребление алкоголя, синдром гиперактивности и дефицита внимания, врожденная умственная отсталость (например, при синдроме Дауна).

Причины нарушения памяти у взрослых :

  • Острые нарушения мозгового кровообращения (ишемические и геморрагические инсульты)
  • Хронические нарушения мозгового кровообращения — дисциркуляторная энцефалопатия, чаще всего являющаяся следствием атеросклеротического поражения сосудов и гипертонической болезни, когда мозг хронически недополучает кислород. Дисциркуляторная энцефалопатия является одной из самых частых причин снижения памяти у взрослых.
  • Черепно-мозговые травмы
  • Дисфункция вегетативной нервной системы. Характеризуется нарушением регуляции сердечно-сосудистой, а также дыхательной и пищеварительной систем. Может быть составной частью эндокринных нарушений. Встречается чаще у молодых и требует консультации невролога и эндокринолога.
  • Стрессовые ситуации
  • Опухоли головного мозга
  • Вертебро-базилярная недостаточность (ухудшение функций мозга по причине снижения кровотока в позвоночных и базилярной артериях)
  • Психические заболевания (шизофрения, эпилепсия, депрессия)
  • Болезнь Альцгеймера
  • Алкоголизм и наркомания
  • Нарушения памяти при интоксикациях и метаболических нарушениях, гормональных нарушениях

Снижение памяти или гипомнезия часто сочетается с так называемым астеническим синдромом , для которого характерна повышенная утомляемость, нервозность, перепады артериального давления, головные боли. Астенический синдром, как правило, встречается при гипертонической болезни, черепно-мозговых травмах, вегетативных дисфункциях и психических заболеваниях, а также при наркомании и алкоголизме.

При амнезии из памяти выпадают некоторые фрагменты событий. Выделяют несколько видов амнезии:

  1. Ретроградная амнезия — нарушение памяти, при котором из памяти выпадает фрагмент события, произошедшего до травмы (чаще это происходит после ЧМТ)
  2. Антероградная амнезия — нарушение памяти, при котором человек не помнит то событие, которое произошло после травмы, до травмы события в памяти сохраняются. (это происходит также после черепно-мозговой травмы)
  3. Фиксационная амнезия — плохая память на текущие события
  4. Тотальная амнезия — человек не помнит ничего, стирается даже информация о себе.
  5. Прогрессирующая амнезия — потеря памяти, с которой невозможно справится, от настоящего к прошлому (встречается при болезни Альцгеймера)

Гипермнезия нарушение памяти, при котором человек с легкостью надолго запоминает большое количество информации, рассматривается как вариант нормы, если нет других симптомов, свидетельствующих о психическом заболевании (например, эпилепсии) или данных об употреблении психоактивных веществ.

Снижение концентрации внимания

К нарушениям памяти и внимания также относится неспособность сосредотачиваться на конкретных объектах:

  1. Неустойчивость внимания или отвлекаемость, когда человек не может сконцентрироваться на обсуждаемой теме (часто сочетается со снижением памяти, встречается у детей при синдроме гиперактивности и дефицита внимания, в юношеском возрасте, при шизофрении (гебефрении- одной из форм шизофрении))
  2. Ригидность — замедленность переключения с одной темы на другую (наблюдается у больных эпилепсией)
  3. Недостаточная концентрация внимания (может быть особенностью темперамента и поведения)

При всех видах нарушений памяти необходимо обратиться к врачу терапевту (неврологу, психиатру, нейрохирургу) для постановки точного диагноза. Врач выясняет не было ли у больного черепно-мозговой травмы, давно ли наблюдаются нарушения памяти, какими заболеваниями болеет пациент (гипертоническая болезнь, сахарный диабет), не употребляет ли алкоголь и наркотики.

Врач может назначить общий анализ крови, анализ биохимических показателей крови и анализы крови на гормоны для исключения нарушений памяти как следствия интоксикации, метаболических и гормональных нарушений; а также МРТ, КТ, ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография), при которых можно увидеть опухоль головного мозга, гидроцефалию, отличить сосудистое поражение головного мозга от дегенеративного. УЗИ и дуплексное сканирование сосудов головы и шеи, необходимы для оценки состояния сосудов головы и шеи, можно также сделать отдельно МРТ сосудов головы и шеи. ЭЭГ необходима для диагностики эпилепсии.

Лечение нарушений памяти

После установления диагноза врач приступает к лечению основного заболевания и коррекции когнитивных нарушений.

Острая (ишемический и геморрагический инсульт) и хроническая (дисциркуляторная энцефалопатия) недостаточность мозгового кровообращения являются следствием сердечно-сосудистых заболеваний, поэтому терапия должна быть направлена на лежащие в основе сосудистой мозговой недостаточности патологические процессы: артериальная гипертензия, атеросклероз магистральных артерий головы, заболевания сердца.

Наличие гемодинамически значимого атеросклероза магистральных артерий требует назначение антиагрегантов (ацетилсалициловая кислота в дозе 75-300мг/сут, клопидогрел в дозе 75мг/сут.

Наличие гиперлипидемии (один из важнейших показателей гиперлипидемии является повышенный холестерин), не поддающийся коррекции соблюдением диеты, требует назначения статинов (Симвастатин, Аторвастатин).

Важным является борьба с факторами риска ишемии головного мозга: курением, гиподинамией, сахарным диабетом, ожирением.

При наличии сосудистой мозговой недостаточности целесообразно назначение препаратов, воздействующих преимущественно на мелкие сосуды. Это так называемая нейропротективная терапия . Под нейропротективной терапией подразумевается любая стратегия, защищающая клетки от гибели в результате ишемии (недостатка кислорода).

Ноотропные препараты делятся на нейропротективные препараты и ноотропы прямого действия.

К нейропротективным препаратам относят:

  1. Ингибиторы фосфодиэстеразы: Эуфиллин, Пентоксифиллин, Винпоцетин, Танакан. Сосудорасширяющий эффект этих препаратов обусловлен увеличением в гладкомышечных клетках сосудистой стенки цАМФ (специального фермента), что приводит к расслаблению и увеличению их просвета.
  2. Блокаторы кальциевых каналов : Циннаризин, Флюнаризин, Нимодипин. Оказывает сосудорасширяющий эффект благодаря уменьшению содержания кальция внутри гладкомышечных клеток сосудистой стенки.
  3. Блокаторы α 2- адренорецепторов : Ницерголин. Этот препарат устраняет сосудосуживающий эффект адреналина и норадреналина.
  4. Антиоксиданты группа препаратов, замедляющих процессы так называемого окисления, имеющих место при ишемии (недостатке кислорода) головного мозга. К данным препаратам относят: Мексидол, Эмоксипин.

К ноотропам прямого действия относятся:

  1. Нейропептиды. Они содержат аминокислоты (белки), необходимые для улучшения работы головного мозга. Один из наиболее применяемых препаратов данной группы — Церебролизин . Согласно современным представлениям клинический эффект наступает при введении данного препарата в дозе 30-60 мл внутривенно на 200 мл физиологического раствора, на курс необходимо 10-20 вливаний. Также к данной группе препаратов относится Кортексин, Актовегин.
  2. Одним из первых препаратов для улучшения памяти был Пирацетам (Ноотропил), относится к группе ноотропов, имеющих прямое действие. Повышает устойчивость мозговой ткани к гипоксии (недостатку кислорода), улучшает память, настроение у больных и здоровых людей за счет нормализации нейромедиаторов (биологически активных химических веществ, с помощью которых происходит передача нервных импульсов). В последнее время назначение данного препарата в раннее назначаемых дозировках считаются неэффективными, для достижения клинического эффекта необходима дозировка 4-12 г/сут., более целесообразно внутривенное введение 20-60 мл пирацетама на 200 мл физиологического раствора, на курс необходимо 10-20 вливаний.

Растительные препараты для улучшения памяти

Экстракт гинкго билоба (Билобил, Гинко) относится к препаратам, улучшающим мозговое и периферическое кровообращение

Если речь идет о дисфункции вегетативной нервной системы , при которой также имеет место нарушения со стороны нервной системы, обусловленной недостаточным усвоением кислорода головным мозгом, то могут также использоваться ноотропные препараты, а также, при необходимости седативные и антидепрессанты. При артериальной гипотензии возможно применение таких растительных препаратов как настойка женьшеня, китайского лимонника. А также рекомендована физиотерапия и массаж. При дисфункции вегетативной нервной системы необходима также консультация эндокринолога, чтобы исключить возможную патологию щитовидной железы.

Терапия ноотропными препаратами используется при любом нарушении памяти с учетом коррекции основного заболевания.

Терапевт Кузнецова Евгения Анатольевна

Термин память в психиатрии включает в себя накопление информации, сохранение и своевременное воспроизведение накопленного опыта. Память относят к важнейшему механизму адаптации, так как она позволяет на протяжении длительного времени удерживать в голове мысли, прошлые ощущения, выводы, полученные навыки. Память является основой работы интеллекта.

Механизмы работы памяти к настоящему моменту изучены не до конца. Однако уже достоверно известно, что существует память, основанная на быстро образующихся временных связях - кратковременная, и память с более прочными связями - долговременная.

Основой обеих видов является химическая перестройка белковых структур, РНК и активация межклеточных синапсов. Переходу информации из кратковременной в долговременную память способствует работа височных долей мозга и лимбической системы. Это предположение было основано на том, что при повреждении этих образований головного мозга происходит нарушение процесса фиксации информации.

Общая этиология нарушений памяти

Чаще всего нарушения памяти вызваны органической патологией и носят стойкий и необратимый характер. Однако патология может быть и симптоматической при расстройствах других сфер психики. Так, к примеру, повышенная отвлекаемость в сочетании с ускоренным мышлением у пациентов с маниакальным синдромом приводит к временному нарушению запечатления информации. Временное нарушение памяти встречается и при нарушении сознания.

Процесс образования памяти протекает в три фазы: запечатление (регистрация), сохранение (ретенция) и воспроизведение (репродукция). Воздействие этиологического фактора может произойти в любую фазу формирования памяти, однако на практике выяснить это удаётся крайне редко.

Классификация расстройств памяти

Расстройства памяти подразделяют на количественные - дисмнезии, и качественные - парамнезии. К первой относят гипермнезию, гипомнезию и различные виды амнезии. В группу парамнезий входят псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии и эхомнезии.

Дисмнезии

Гипермнезия - термин, определяющий непроизвольную беспорядочную актуализацию прошлого опыта. Наплыв прошлых воспоминаний, нередко с мельчайшими подробностями, отвлекает пациента, мешает в усвоении новой информации, ухудшает продуктивность мышления. Гипермнезия может сопровождать течение маниакального синдрома, возникать при приёме психотропных веществ (опий, ЛСД, фенамин). Непроизвольный наплыв воспоминаний может произойти при эпилептиформном пароксизме.

Гипомнезия - ослабление памяти. Как правило, при гипомнезии страдают все составные части памяти. Больному трудно запомнить новые имена, даты. Пациенты с гипомнезией забывают детали прошлых событий, не могут воспроизвести информацию, хранящуюся глубоко в памяти, они стараются всё чаще записывать информацию, которую раньше могли запомнить без труда. При прочтении книги люди с гипомнезией часто теряют общую линию сюжета, для восстановления которой им постоянно приходится возвращаться на несколько страниц назад. При гипомнезии часто встречается такой симптом как анэкфория - ситуация, при которой больной без посторонней помощи не может извлечь из памяти слова, названия, имена. Причиной гипомнезии зачастую является сосудистая патология мозга, в частности атеросклероз. Однако нужно упомянуть и о существовании функциональной гипомнезии, например, при переутомлении.

Амнезия - собирательный термин, которым называют группу разнообразных расстройств памяти, при которых происходит выпадение каких-либо её участков.

Ретроградная амнезия - амнезия, которая развилась до возникновения заболевания. Такое явление можно наблюдать при острых мозговых сосудистых катастрофах. Большинство пациентов отмечают выпадение промежутка времени, непосредственно предшествующего развитию заболевания. Объяснение этого кроется в том, что за небольшой промежуток времени перед потерей сознания новая информация ещё не успела перейти в долговременную память и поэтому в последующем теряется навсегда.

Следует отметить, что органическое поражение мозга чаще всего не затрагивает информацию, тесно связанную с личностью больного: он помнит своё имя, дату рождения, помнит сведения о детских годах, сохранены и школьные навыки.

Конградная амнезия - утрата памяти на период заболевания. Она является не столько следствием расстройства функции памяти как таковой, сколько невозможностью восприятия какой-либо информации. Конградная амнезия наблюдается у людей в коме или состоянии сопора.

Антероградная амнезия - амнезия, развившаяся на события, происходившие после завершения острейших проявлений заболевания. При этом пациент вполне контактен, может отвечать на поставленные вопросы, однако спустя некоторое время он уже не в состоянии воспроизвести события, происходившие накануне. Если антероградная амнезия явилась причиной сумеречного нарушения сознания, то фиксационная способность памяти может быть восстановлена. Антероградная амнезия при корсаковском синдроме необратима, так как развивается вследствие стойкой утраты способности фиксировать информацию.

Фиксационная амнезия - термин, применяемый для обозначения резкого снижения или полной утраты способности к длительному сохранению вновь полученных сведений в памяти. Пациенты с фиксационной амнезией плохо запоминают события, слова, которые произошли только что или совсем недавно, однако память на произошедшее до заболевания, а нередко и профессиональные навыки у них сохранены. Часто сохранена и способность к интеллектуальной деятельности. Однако расстройство памяти приводит к такой глубокой дезориентации пациента, что о самостоятельной трудовой деятельности говорить не приходится. Фиксационная амнезия входит в состав корсаковсокого синдрома, а также встречается при атеросклеротическом слабоумии.

Прогрессирующая амнезия - чаще является следствием прогрессирующего органического поражения мозга и заключается в последовательном выпадении всё более глубоких слоёв памяти. В 1882 психиатром Т. Рибо была сформулирована последовательность, с которой разрушается память. Закон Рибо гласит, что сначала появляется гипомнезия, затем развивается амнезия на недавние события, после чего начинают забываться и давно произошедшие. Далее развивается утрата организованных знаний. Самыми последними из памяти стираются эмоциональные впечатления и простейшие автоматические навыки. Разрушение поверхностных слоёв памяти обостряет воспоминания детских и юношеских лет.

Прогрессирующая амнезия может встречаться при безинсультном течении атеросклероза сосудов головного мозга, сопровождать болезнь Альцгеймера, Пика, сенильную деменцию.

Парамнезии

К парамнезиям относят такие расстройства памяти, при которых наблюдаются искажения или извращения содержания воспоминаний.

Псевдореминесценции - процесс замещения утраченных воспоминаний другими событиями, которые происходили в действительности, но в другом временном промежутке. Псевдореминесценции являются отражением ещё одного пункта закона о разрушении памяти: содержание пережитого - память содержания - сохраняется дольше временных взаимоотношений событий - памяти времени.

Конфабуляции - это процесс замещения провала в памяти вымышленными событиями. Конфабуляции зачастую являются свидетельством потери критики и осмысления ситуации, так как пациенты не только не помнят, что данных событий никогда не было, но и не понимают, что они не могли происходить. Такие замещающее конфабуляции следует дифференцировать с конфабуляторным бредом, который не сопровождается утратой прежних воспоминаний, а проявляется тем, что пациент считает, что происходившие с ним фантастические события имели место быть. Кроме того, замещающие конфабуляции - составная часть синдрома Корсакова, фантастические конфабуляции - парафренного синдрома.

Криптомнезии - расстройства памяти, когда недостающие её звенья больной восполняет событиями, о которых он где-то слышал, читал, видел во сне. Криптомнезия - это не столько утрата самой информации, сколько утрата способности установить её источник. Криптомнезии часто приводят к тому, что пациенты присваивают себе создание каких-либо произведений искусства, стихов, научных открытий.

Эхомнезия (редуплицирующая парамнезия Пика) - ощущение, что нечто, происходящее в настоящий момент, уже было в прошлом. В отличие от феномена déjà vu, при эхомнезии нет пароксизмально возникающего страха и феномена «озарения». Эхоомнезии могут сопровождать различные органические заболевания мозга, особенно поражения теменно-височной области.

Корсаковский амнестический синдром

Синдром был описан учёным С.С. Корсаковым в 1887 году как проявление алкогольного психоза. Однако после было замечено, что сходное сочетание симптомов можно наблюдать и при других расстройствах.

Одним из важных признаком корсаковского синдрома является фиксационная амнезия. Такие пациенты не могут запомнить имени лечащего врача, имён соседей по палате.

Второй составной частью корсаковского синдрома является антероградная или ретроантероградная амнезия. Пробелы в памяти больной старается восполнить парамнезиями.

Значительное расстройство памяти ведёт к амнестической дезориентировке больного. Однако у больного с корсаковским синдром ориентация в знакомой обстановке (к примеру, дома) может быть сохранена.


Комментарии

Ольга 17 Августа 2011 Надеюсь, пользователи интернета, прочитавшие эту статью, расскажут и предостерегут от мошенников своим пожилых близких, ведь сумма, которую требуют за установку "льготного фильтра" равна сумме пенсии, а приходят мошенники как раз в числах, когда пенсия уже должна быть получена и хранится в бабушкиной шкатулке, кроме того, если денег не хватает, наглые продавцы предлагают занять недостающую сумму у соседей или родственников. А бабушки - люди ответственные и добропорядочные, они сами голодать будут, но долг за ненужный фильтр выплатят... вася 18 Апреля 2012 оприделитесь с местонахождем на карте Алексей 17 Августа 2011 лучшеб они как раньше книжки продавали по офисам:(Алексей 24 Августа 2011 если у вас возникли проблемы с использованием програмы, пожалуйста, оставляйте свои комментарии тут или пишите на почту автору милованов евгений иванович 26 Августа 2011 Спасибо,программа хорошая.Если возможно внести изменения - продолжении листка нетрудоспособности другим пользователемне можем убрать код заболевания,дату выдачи,пол.Если было бы возможным сделать просто здесь чистые поля,было бы замечательно.Milovanov_ei vsw.ru EVK 27 Августа 2011 Для врачей и ЛПУ: на сайте http://medical-soft.narod.ru выложена программа SickList для заполнения листов нетрудоспособности по приказу МЗСР РФ №347-н от 26.04.2011 г.
В настоящее время программа успешно используется в следующих ЛПУ:
- ГП №135, г. Москва
- ГБ N13, г. Нижний Новгород
- ГКБ №4, г. Пермь
- ООО «Первый травмпункт », г. Пермь
- ЗАО МЦ "Талисман", г. Пермь
- "Философия красоты и здоровья" (Москва, Пермский филиал)
- МУЗ "ЧРБ №2", г. Чехов, Московская обл.
- ГУЗ КОКБ, г. Калининград
- Чер. ЦРБ, г. Череповец
- МУЗ " Сысольская ЦРБ", Республика Коми
- ООО "Центр реабилитации", г. Обнинск, Калужская область,
- ГКБ №29, Кемеровская область, г. Новокузнецк
- Поликлиника КОАО "Азот", г. Кемерово
- МУЗ ЦРБ Саратовского района
- Поликлиника № 2 МУЗ "Коломенская ЦРБ"
Есть информация о внедрении еще
примерно в 30 организациях, в т.ч.
в Москве и С.-Петербурге. Лена 1 Сентября 2011 Прикольно! Только прочитала статью, как...в дверь позвонили и деду предложили фильтр! Аня 7 Сентября 2011 Я тоже в свое время столкнулась с угрями,что я только не делала,куда не обращалась...я думала что ничего мне не поможет,вроде лучше становится,а через время опять все лицо страшное,я уже никому не верила.Как-то мне в руки попал журнал "Своя линия" и там статья про угри и как можно от них избавиться.Не знаю что меня толкнула,но я опять обратилась к врачу,который комментировал ответы в том журнале. Пару чисток,несколько пилингов и три раза лечения лазером,с домашней косметикой у меня и так все впорядке,и вы бы меня видели. Я сейчас не могу поверить,что у меня была такая проблема.Похоже все реально,главное попасть в нужные руки. Кирилл 8 Сентября 2011 Замечательный врач! Профессионал своего дела! Таких людей мало! Все выполняет очень качественно и безболезненно! Это самый лучший врач, которого я встречал! Андрей 28 Сентября 2011 Очень хороший специалист, рекомендую. Красавица к тому же... Артём 1 Октября 2011 Ну не знаю...Моя тётка тоже себе поставила фильтр от них. Говорит, что довольна. Я воду попробовал. На вкус значительно лучше, чем из-под крана. А в магазе я видел пятиступечатые фильтры по 9 тыр. Так что, вроде не жулики. Всё работает, вода идёт приличная и на том спасибо.. Сергей Иванович 8 Октября 2011 Зря на них наговаривают, система отличная, и с документами у них все в полном порядке, жена проверяла она у меня юрист по образованию,и я хочу сказать спасибо этим ребятам, что бы ты ходил по магазинам искал этот фильтр, а здесь тебе принесли, установили, да еще и любые неполадки устраняют, у меня эта система стоит больше 7мес. фильтра поменяли все отлично,вы бы видели какое состояние было у фильтров, все коричневые в слизи, ужас одним словом,а те кто не ставит они просто не ходят думать о себе, и о своих детях, я зато теперь могу смело налить своему ребенку воды из-под крана, ни за что не боясь! Светлана 19 Октября 2011 Самая отвратительная больница, какую я только знаю!!! Такое хамское и потребительское отношение к женщинам - просто диву даешься, как такое еще может быть в наше время! Приехала на скорой с кровотечением ложиться на сохранение беременности. Меня убеждали что нельзя сохранить беременность, что уже идет выкидыш, сейчас мы вас почистим и все будет хорошо! Представляете! Попросила сделать УЗИ, на Узи показало что ребенок жив, бьется сердце и можно сохранить ребенка. Не далась на чистку, им пришлось положить меня на сохранение. Лечили Викасолом и папаверином. ВСЕ!!! Ни витаминов, ни капельниц, НИЧЕГО! Ну да ладно, слава Богу, сбежала оттуда через 3 дня, лечилась дома. Лечение назначила мой врач-гинеколог, капельницы тоже дома делали... Еще неизвестно, чем бы все закончилось, останься я там еще на недельку... А сейчас все хорошо, в августе родила девочку, здоровую, крепкую... Сейчас звонит мне моя сестра. Ей в конс. вчера сказали что она беременна, срок 3 недели. Сегодня открылось кровотечение со сгустками и т.д. Сделала УЗИ, сказали бегом бежать в больницу на чистку. Дежурная КАК ВСЕГДА Автозаводская... Так ведь ее не приняли!!! С кровотечением! Больница дежурная!!! Суки просто! И еще разговаривают так по хамски... Я найду на вас управу, сейчас же позвоню куда надо. А коммент оставляю для других - чтоб обходили это логово... Elenna 25 Октября 2011 провела детство там. понравилось.
Хотя уколы до жути не любила как и массаж. Елена 25 Октября 2011 да уж, на эту больницу много кто зуб точит! Удачи Светлана в Ваших делах. У самой такое же мнение об этой больнице. Елена 25 Октября 2011 кто как работает. вернее продвигает товар. У меня аквафор стоял (кувшинчик), так вода тоже из него на порядок лучше воды из под крана!
Дело в навязывании своего продукта, как я поняла. Теперь от Цептера бегут как от огня. как раз из-за излишней навязчивости. Мила 25 Октября 2011 мне там очень нравиться, квалифицированные специалисты, и стараются ничего не втюхать, а именно подобрать! Из минусов отмечу. очереди. Достаточно популярный центр. И за линзы и растворы без бешеной наценки спасибо большое! Миша 25 Октября 2011 по свей работе сталкивался с дистрибьюторами разных производителей электронных сигарет. И есть фиговые - типа pons, а есть хорошие - типа rich. К сожалению в Ижевске продаются самые дешевые, то есть самые фиговые. Но! от электронных сигарет запаха никакого! И их плюс, что нет смол, которые как раз являются канцерогенами! Бросить курить. с их помощью тяжко. а не мешать другим и уменьшить значительно вред от сигарет - получиться! Даня 25 Октября 2011 вот, жулики! разворовали!!! Елена 28 Января 2012 В декабре были у нас,собирали собрание,задело меня тогда качество нашей воды я из Казани,но тогда не поставили сын сказал что не нужно!А вот недавно зашла в магазин с гейзером там у них тоже 5 ступеней как и здесь цена 9700,вот теперь даже незнай,нужно было поставить ведь они так и стоят,тут прям на дому продают да без магазиных накруток!Нужно смотреть что б все документы были в порядке прежде чем покупать. нет имя 28 Января 2012 тут для ся сам решаешь либо хочешь либо нет!Тя же не силком его заставляют ставить.договор вон еще есть,сначало поставят а потом чемто недовольны сначало думать надо когда деньги отдаешь.бред Екатерина 29 Января 2012 Теперь и в Чебоксарах, Чувашская Республика....Люди, будьте бдительны! Ника 26 Января 2012 Работаю в сельской местности.Нашим выплачивают компенсацию примерно 100 - 300 рублей.Это за что?А от нашего начальника райздрава ничего не дождешь.И вообще - как долго можно терпеть таких хамов и невежд(начальников)из - за которых кадры в прямом смысле "текут"?! Аксинья 28 Ноября 2011 Была один раз: предварительно узнав можно ли сделать ЭКГ, сказали подойти на следующий день к 16:00, в итоге прихожу, а мне говорят нет, не кому сделать или ждите еще час, пока врач не придет. В итоге подождала я этот час, сделали, попросила без описания, как оказалось цена с описанием и без одинаковая, хотя на кануне говорили, что без описания дешевле.
Вывод: девушки на ресепшене не понравились, кислые выражения лиц. Такое ощущение, что они мне одолжение делают. Вадяй 28 Ноября 2011 Недавно побывал у вас на приеме, впечатления очень хорошие, приветливый персонал, на приеме доктор всё грамотно объяснил, сразу сделали УЗИ, сдал анализы
на приеме был на Пушкинской, анализы и УЗИ на Советской...всем огромное спасибо!!!
Алексей Михалычу отдельный привет!!!

– это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. При гипомнезии нарушения характеризуются ослабеванием способности запоминать текущие и воспроизводить прошедшие события. Амнезия проявляется абсолютной невозможностью сохранять и использовать информацию. При парамнезиях воспоминания искажаются и извращаются – больной путает хронологию событий, заменяет забытое выдумкой, сюжетами из книг и телепередач. Диагностика проводится методом беседы, специальных патопсихологических проб. Лечение включает прием медикаментов, психокоррекционные занятия.

МКБ-10

R41.1 R41.2 R41.3

Общие сведения

Память является ключевым психическим процессом, обеспечивающим возможность накопления и передачи опыта, познания окружающего мира и собственной личности, приспособления к изменяющимся условиям. Жалобы на снижение памяти наиболее распространены среди пациентов неврологического и психиатрического профиля. Расстройства данной группы регулярно выявляются у 25-30% людей молодого и среднего возраста, у 70% пожилых. Выраженность нарушений варьируется от незначительных функциональных колебаний до стабильных и прогрессирующих симптомов, препятствующих социальной и бытовой адаптации. В возрастной группе 20-40 лет превалируют астено-невротические синдромы, носящие обратимый характер, у больных старше 50 лет ухудшение памяти часто обусловлено органическими изменениями в головном мозге, ведущими к стойкому когнитивному дефициту и плохо поддающимися лечению.

Причины

Проблемы с памятью могут быть спровоцированы множеством факторов. Наиболее распространенной причиной является астенический синдром , вызванный ежедневной психоэмоциональной нагрузкой, повышенной тревожностью, физическим недомоганием. Патологическая основа выраженного снижения функций памяти – органические заболевания ЦНС и психические патологии. К наиболее распространенным причинам мнестических нарушений относятся:

  • Переутомление. Чрезмерные физические, умственные и эмоциональные нагрузки становятся источником стресса и функционального снижения когнитивных процессов. Вероятность ослабления памяти выше при несбалансированном питании, недосыпе, бодрствовании в ночное время.
  • Соматические болезни. Физические недуги способствуют развитию общего истощения. Трудности запоминания бывают вызваны как астенизацией, так и смещением внимания с информации, поступающей извне, на ощущения в теле.
  • Вредные привычки. Память ослабляется на фоне мозгового поражения, токсического повреждения печени, гиповитаминоза. При длительной алкогольной зависимости и наркомании развивается стойкий когнитивный дефицит.
  • Нарушения мозгового кровообращения. Причиной может стать спазм или атеросклероз мозговых сосудов , инсульт и другие возрастные нарушения. В группе риска пациенты с гипертонической болезнью.
  • Черепно-мозговые травмы. Память нарушается в остром и отдаленном периоде ЧМТ . Выраженность расстройств колеблется от легких затруднений при запоминании нового материала до внезапной утраты всех накопленных знаний (включая имя, фамилию, лица родственников).
  • Дегенеративные процессы в ЦНС. При нормальном старении мозг претерпевает инволюционные изменения – уменьшается объем тканей, количество клеток, уровень метаболизма. Происходит ослабление памяти и других познавательных функций. Выраженной стойкой дисфункцией сопровождаются дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона , хорея Гентингтона и пр.).
  • Психические расстройства. Когнитивный дефект формируется при различных деменциях , шизофрении . Эпилепсия , являясь неврологической болезнью, влияет психику, в том числе вызывает изменения памяти.
  • Умственная отсталость. Может быть связана с генетическими патологиями, осложнениями при беременности и родах. Мнестические нарушения наиболее выражены при умеренных и тяжелых формах олигофрении .

Патогенез

Процессы памяти реализуются при участии модально-специфических центров коры, куда поступает информация от анализаторов, и неспецифических структур – гиппокампа, зрительного бугра, поясной извилины. Специфические (по модальности анализаторов) корковые отделы взаимодействуют с речевыми зонами, в результате чего память переходит на более сложный уровень организации – становится словесно-логической. Избирательность памяти обеспечивается активностью лобных долей, а общая способность к запоминанию и воспроизведению – стволовыми отделами и ретикулярной формацией.

Расстройства памяти характеризуются дисфункциональностью структур мозга. При снижении тонуса, диффузных органических процессах и повреждении подкорково-стволовых отделов ухудшаются все виды мнестических процессов: фиксация, ретенция и репродукция. Локализация очага в лобных зонах влияет на избирательность и целенаправленность запоминания. Патология гиппокампа проявляется снижением долговременной памяти, нарушением обработки и хранения пространственной информации (дезориентацией).

Классификация

С учетом особенностей клинической картины расстройства памяти подразделяются на гипермнезию (усиление), гипомнезию (снижение), амнезию (отсутствие) и различные подтипы парамнезий – качественных изменений сохраненной информации. Классификация, ориентированная на патогенетические механизмы, разработана Александром Романовичем Лурия и включает следующие виды нарушений:

  • Модально-неспецифические. Проявляются неполноценным сохранением следов воздействий различной модальности (слуховой, зрительной, двигательной). Расстройства вызваны поражением глубоких неспецифических мозговых структур, патологическим повышенным торможением следов. Пример – корсаковский синдром при алкогольном отравлении.
  • Модально-специфические. Проблемы возникают при сохранении, воспроизведении информации определенной модальности. Расстройства развиваются на базе поражений корковых зон анализаторов, тормозимость следов являются результатом интерферирующих воздействий. Может быть патологически изменена акустическая, слухоречевая, зрительно-пространственная, двигательная память.
  • Системно-специфические. Патологии этой группы обусловлены поражением речевых зон мозга. Невозможной оказывается систематизация, организация поступающей информации с помощью смысловой словесной переработки.

Симптомы расстройств памяти

Гипомнезия – снижение способности к хранению, запоминанию, воспроизведению информации. Проявляется ухудшением памяти на имена, адреса, даты и события. Особенно заметна в условиях, требующих быстрой формулировки ответа. Мнестический дефицит связан преимущественно с событиями настоящего, информация из прошлого беднеет деталями, забывается последовательность, очередность, привязка ко времени. Как правило, первыми расстройство замечают сами пациенты. При чтении книги им необходимо периодически возвращаться к предыдущему абзацу, чтобы восстановить сюжет. Для компенсации гипомнезии они заводят ежедневники, планеры, используют стикеры и будильники с напоминаниями.

Амнезия – полная потеря памяти. При ретроградной форме утрачиваются воспоминания о событиях, непосредственно предшествующих заболеванию. Выпадает информация о жизни в течение нескольких дней, месяцев или лет. Более ранние воспоминания сохранны. Антероградная амнезия характеризуется потерей информации о ситуациях, произошедших после острого периода болезни или травмы. Пациенты не могут вспомнить, что с ними происходило в течение последних нескольких часов, суток или недель. При фиксационной амнезии утрачивается возможность запоминать текущую информацию.

Прогрессирующая форма проявляется разрушением навыка запоминания и нарастающим опустошением запасов информации. Вначале больные забывают ситуации и информацию, полученную недавно. Затем из памяти стираются события далекого прошлого. В завершении утрачивается информация обо всей прожитой жизни, включая собственное имя, лица близких людей, эпизоды из юности и детства. При избирательной, афектогенной, истерической формах стираются воспоминания об отдельных периодах – травмирующих ситуациях, негативных переживаниях.

Качественные расстройства памяти называются парамнезиями. К ним относятся конфабуляции , криптомнезии и эхомнезии. При конфабуляциях пациенты забывают реально произошедшие события, непреднамеренно заменяют их вымыслами. Фантазии больных могут казаться весьма правдоподобными, связанными с бытовыми, обыденными ситуациями. Иногда они носят характер фантастических, нереальных – с участием инопланетян, ангелов, демонов, с мистическими перевоплощениями действующих лиц. Пожилым пациентам свойственны экмнестические конфабуляции – замена забытых периодов жизни информацией из детства, юности. При криптомнезиях больные считают реально пережитыми в прошлом события, описанные в книгах, увиденные в снах, фильмах или телепередачах. Эхомнезия – восприятие происходящих ситуаций как имеющих место ранее, повторяющихся. Возникает ложное воспоминание.

Осложнения

Выраженные и грубые нарушения памяти, развивающиеся при длительном течении болезни и отсутствии лечебно-реабилитационных мероприятий, приводят к распаду сложных двигательных навыков. Такие состояния часто сопровождаются общим интеллектуальным дефицитом. Вначале пациенты испытывают трудности при письме, чтении, счете. Постепенно возникают проблемы в пространственной ориентации, планировании времени, что затрудняет самостоятельное перемещение вне дома, снижает социальную активность. На поздних стадиях больные утрачивают речь и бытовые навыки, не могут самостоятельно принимать пищу, совершать гигиенические процедуры.

Диагностика

Первичное исследование расстройств памяти выполняется клиническим методом. Врач-психиатр и невролог собирают анамнез, проводят беседу, по результатам которой оценивают сохранность когнитивных функций и степень выраженности нарушений, получают информацию о сопутствующих заболеваниях, перенесенных ранее нейроинфекциях и черепно-мозговых травмах. Для выявления причин изменения памяти невролог по необходимости направляет больного на МРТ головного мозга , ЭЭГ , дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий, исследование спинномозговой жидкости, исследование глазного дна . Специфическая диагностика расстройств памяти проводится патопсихологом, а при подозрении на локальное мозговое поражение – нейропсихологом. Тестируется несколько видов памяти:

  • Механическая. Применяется методика «10 слов», запоминание слогов, запоминание двух рядов слов. Тесты выявляют колебания динамики психической деятельности, истощаемость. Результат представлен в форме кривой. Она носит характер стабильно сниженного плато при деменциях, может быть нормально высокой при легкой олигофрении, зигзагообразна при сосудистых патологиях, постинфекционных и постинтоксикационных состояниях, в отделенном периоде ЧМТ.
  • Смысловая. Используются пробы на пересказ содержания текстов различной сложности. Снижение результата свидетельствует о нарушении сложных форм памяти, обусловленных абстрактным мышлением и речью. При относительной сохранности механического запоминания смысловое нарушено при олигофрении, эпилепсии. Результаты длительное время остаются нормальными у людей с сосудистыми заболеваниями, астеническим синдромом.
  • Опосредованная. Изучается способность испытуемого запоминать материал при помощи промежуточного символа. Диагностические инструменты – «пиктограммы», методика исследования опосредованного запоминания Выготского-Леонтьева, метод двойной стимуляции. Введение промежуточного стимула затрудняет выполнение задания при шизофрении из-за снижения целенаправленности, при эпилепсии по причине торпидности и инертности психических процессов, «застревании» на деталях.
  • Образная. Тест востребован при обследовании детей с неразвитой речью и пациентов с грубыми речевыми дефектами. Применяются наборы изображений предметов, людей, животных. Методика направлена на оценку способности запоминания материала, его удержания на протяжении периода от нескольких минут до часа. Результат используется для различения тотального и парциального когнитивного дефекта.

Лечение расстройств памяти

Лечебно-коррекционные мероприятия подбираются индивидуально и во многом определяются причиной – ведущим заболеванием. При астеническом синдроме необходимо восстановить нормальный режим отдыха и труда, при ухудшении памяти вследствие алкогольной интоксикации, печеночных заболеваний – соблюдать диету, при гипертонии – поддерживать нормальное кровяное давление. Общие методы лечения расстройств памяти включают:

  • Медикаментозную терапию. Для используются различные группы препаратов, направленных на устранение первичного заболевания. Также существуют специальные лекарства (ноотропы), которые стимулируют когнитивные процессы, улучшая кровообращение и метаболические процессы в мозге. К данной группе относятся субстраты энергетического обмена (обеспечивают нервные клетки энергией), классические ноотропы (нормализуют обменные процессы) и растительные средства (поддерживают метаболизм).
  • Психокоррекция. Для тренировки и восстановления памяти активно применяются мнемотехники – специальные приемы, облегчающие процесс запоминания информации, увеличивающие объем сохраняемого материала. Активируются компенсаторные механизмы, как вспомогательные средства используются яркие зрительные и звуковые образы, сильные и необычные ощущения. Базовые приемы – создание смысловых фраз из первых букв, рифмизация, метод Цицерона (пространственное воображение), метод Айвазовского.
  • Ведение здорового образа жизни. Пациентам показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, активное общение, полноценный сон. Эти простые мероприятия улучшают мозговое кровообращение, обеспечивают регулярное поступление новой информации, которую нужно осмысливать и запоминать. Больным рекомендуется регулярная интеллектуальная нагрузка, полезно читать качественную литературу, смотреть и обсуждать научно-популярные телепередачи, документальные фильмы (пересказывать, анализировать, делать выводы).

Прогноз и профилактика

Мнестические расстройства успешно поддаются лечению при отсутствии прогрессирующего основного заболевания (старческой деменции, неблагоприятной формы шизофрении, эпилепсии с частыми приступами). Ведущая роль в профилактике ухудшения памяти принадлежит поддержанию здоровья, включает отказ от курения и злоупотребления алкоголем, занятия спортом, своевременное обращение за медицинской помощью при соматических и психических болезнях. Важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, спать не менее 7-8 часов в сутки, уделять время интеллектуальным нагрузкам, чтению книг, решению кроссвордов, применению полученной информации в жизни.

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Главной функцией психической деятельности головного мозга является его способность запоминать и воспроизводить в нужный момент усвоенную информацию. Именно благодаря свойствам памяти у человека имеются воспоминания, опыт, знания. Индивид способен оперировать информацией, не соприкасаясь с ней в реальной жизни. нужно беречь, иначе различные причины могут привести к появлению симптомов ее нарушения, что потребует серьезного лечения.

Навряд ли человек, который страдает нарушениями памяти, сможет отметить это. Ведь нередко нарушение данной функции мозга сопровождается нарушениями мышления и даже критического оценивания своего здоровья. Вот почему специалисты сайта психиатрической помощи сайт рекомендуют обращаться к врачам за помощью родственникам больного.

Нарушение памяти может быть следствием развития болезни головного мозга, его травмы, недоразвитости с рождения или уменьшения количества поступления крови, что приводит к атрофии тканей и недостаточности работы отделов. Также не следует исключать психические заболевания, которые часто провоцируют нарушение памяти, и старческие заболевания мозга с атрофией тканей, что также приводит к снижению запоминания и воспроизведения информации.

Самыми известными формами нарушения памяти являются:

  1. Потеря кратковременной или долговременной памяти.

Если причины, которые спровоцировали нарушение, обратимы, тогда память можно восстановить. Однако если причины связаны с атрофическими процессами в головном мозгу, тогда, скорее всего, память уже невозможно будет восстановить полностью.

Что такое нарушение памяти?

Нарушение памяти такое же неприятное явление, как и потеря полноценной функциональности других областей мозга. Ведь память отвечает за укрепление, усвоение и воспроизведение информации. Как человек будет жить, если он не сможет чего-то вспомнить либо его воспоминания вообще исчезнут? Нарушением памяти называется симптом, при котором человек не способен запоминать и воспроизводить конкретные виды информации.


Делят две формы нарушения памяти:

  1. Качественная – когда человек не запоминает события, начинает их выдумывать.
  2. Количественная – когда человек мало или много информации не способен запомнить по сравнению в естественной способностью памяти.

Существует множество причин развития нарушения памяти. В связи с этим в одних случаях память можно восстановить, а в других нет.

К примеру, очень многие люди становятся забывчивыми в результате сильного переутомления, злоупотребления лекарствами или алкоголем, длительной работы при отсутствии отдыха, поглощения большого количества информации, в состоянии болезни и даже депрессии. Если человек плохо себя чувствует, тогда он становится менее способным запоминать и тем более воспроизводить информацию.


Однако есть состояния, которые уже невозможно обратить полностью, а сам процесс лечения будет очень долгим. Так, известная форма нарушения памяти – деменция – еще сопровождается снижением мыслительной деятельности.

Прежде чем переходить к лечению, необходимо выяснить причины развития нарушения памяти. Если человек здоров на всех уровнях, тогда ему просто рекомендуется отдых от повседневных дел. Если человек начал терять память в результате депрессии, тогда рекомендуется помощь психолога, который будет устранять причину (проблему, из-за которой развилась депрессия), а не восстанавливать память (которая восстановится сразу же, как будет устранена депрессия).

Если же причиной нарушения памяти являются различные физиологические заболевания, тогда лечением занимаются врачи. Память может восстановиться, а может и навсегда остаться утерянной.

Причины нарушения памяти

Причин для развития нарушения памяти великое множество:

  1. Астеническое состояние.
  2. Интоксикация организма.
  3. Истощение организма.
  4. Высокая тревожность.
  5. Черепно-мозговые травмы.
  6. Утомляемость.
  7. Депрессивное состояние.
  8. Возрастные изменения.
  9. Алкоголизм.
  10. Дефицит микроэлементов.
  11. Нарушение кровообращения в головном мозгу.
  12. Длительные стрессовые факторы.
  13. Болезни нервной системы, например, болезнь Паркинсона или .
  14. Неврозы.
  15. Различные болезни психики.

У маленьких детей нарушение памяти может быть следствием недоразвитости головного мозга или врожденными причинами. Так, может развиться гипомнезия (неспособность запоминать и воспроизводить информацию) или амнезия (выпадение из памяти какого-то события или времени). Приобретенными причинами нарушения памяти у детей являются:

  • Травмы психического или физического характера.
  • Сильное отравление.
  • Психическое заболевание.
  • Астеническое состояние.
  • Неблагоприятная среда в семье или детском коллективе.
  • Гиповитаминоз.

Однако уже с первых дней жизни у малыша может наблюдаться нарушение памяти по следующим причинам:

  1. Длительные хронические болезни матери во время беременности.
  2. Трудная беременность и тяжелые роды.
  3. Родовые травмы.

Почему люди не помнят происходящих с ними событий после рождения, во младенчестве, в очень раннем детстве? Подобная «амнезия» наступает в возрасте 7 лет. В 5-7 лет ребенок помнит от 63 до 72% из всего происходящего с ним в раннем возрасте, а в 8-9 лет остается лишь 35% воспоминаний. Не все стирается из памяти человека, однако большая часть не может быть воспроизведена в старшем возрасте.

Чем объясняется подобная детская «амнезия»? Нестабильностью гиппокампа. До 7-летнего возраста он не очень хорошо запоминает информацию. Однако после 5-7 лет начинают развиваться нейроны, устанавливать новые связи, отчего прежняя информация теряется. Речь идет о том, что мозг забывает все, что было усвоено за первые годы жизни и перестает быть использованным в более позднем периоде. Вот почему человек помнит, как ходить, говорить, рисовать, читать, если данные навыки продолжает использовать в более позднем возрасте. Но ребенок не сохраняет в памяти те события, которые с ним происходили и не имели большого значения.


Зачем так задумано природой, еще остается загадкой. Возможно, психика оберегает себя от травмирующих событий, которые могли произойти с ребенком за данный период. Может быть, необходимость нейронов устанавливать новые связи, которые подкрепляются усиленным обучением ребенка и получением новых знаний, перекрывает доступ к прежней информации. Но все люди сталкиваются с тем, что они не могут вспомнить большую часть своей ранней жизни, когда только появились на свет и познавали мир из коляски.

На функции памяти влияет питание человека. Одно дело – когда человек плохо питается, из-за чего его организм не получает нужные микроэлементы, что приводит к нарушению памяти. Другое дело – когда у человека имеются болезни сосудисто-сердечной системы, из-за чего нарушено кровообращение в головном мозгу, что также приводит к нарушению памяти.

Не следует забывать о возрасте пациента. Перешагнув рубеж 60 лет, человек может столкнуться с забывчивостью. Хорошо, если он просто будет забывать какую-то информацию. Но намного сложнее будет человеку жить в социуме и обеспечивать себя, если у него развиваются атрофические процессы и другие болезни головного мозга. Например, болезнь Альцгеймер лишает человека не только памяти, но и личности в целом.

Дефицит йода в организме, который попадает в щитовидную железу, которая в свою очередь продуцирует гормоны, участвующие в обменных процессах, также способствует нарушению памяти. Различные болезни щитовидки из-за дефицита йода можно легко устранить, начав употреблять продукты с высоким содержанием данного элемента.

Симптомы нарушения памяти

Не следует путать нарушение памяти с обычной забывчивостью и даже невнимательностью. В первом случае требуется лечение, которое нередко подразумевает прием специальных медикаментов. Во втором случае человек может быть просто утомленным или озабоченным, что можно устранить, в результате чего память снова восстановит свои функции. По каким симптомам можно распознать нарушение памяти?

Память запоминает большое количество различной информации. В зависимости от того, что именно человек не может сделать и какая информация не запоминается, выделяют такие виды нарушения:

  1. Образные нарушения – когда человек забывает какие-то предметы.
  2. Двигательная память – забываются движения и последовательность поступков.
  3. Душевная память – не запоминаются болевые ощущения.
  4. Символическая память – когда человек забывает слова, идеи, мысли.
  5. Краткосрочная память – страдает функция мозга, при которой человек способен усваивать и удерживать на короткий промежуток времени какую-то информацию.
  6. Долгосрочная память – когда человек не может вспомнить то, что происходило с ним давно.
  7. Механическая память – утрачивается способность человека запоминать явления и предметы такими, какими они есть в реальности, без создания связей между ними.
  8. Ассоциативная память – когда теряется способность выстраивать логические связи между предметами и явлениями.
  9. Произвольная память – когда человек не способен запомнить то, на что устремлено его внимание.
  10. Непроизвольная память – когда теряется способность запоминать все подряд без сознательного подхода человека.

Расстройства познавательной функции можно выделить такие:

  • Прогрессирующие.
  • Временные.
  • Эпизодические.

Нарушение памяти приводит к тому, что человек не способен запомнить, усвоить, забыть или в нужный ему момент воспроизвести нужную информацию.

  • Парамнезия – спутанность воспоминаний из различных временных отрезков.
  • Амнезия – забывание какого-то события или целого отрезка времени. Бывает устойчивым или стационарным.
  1. Ретроградной амнезией становится выпадение из памяти ситуации, которая предшествовала патологии в головном мозгу, из-за которой и произошла потеря памяти.
  2. Фиксационная амнезия – когда человек не способен запомнить и усвоить окружающую информацию. Он адекватно оценивает окружающий мир, просто не способен запомнить, что с ним происходит.
  3. Тотальная амнезия – когда человек забывает абсолютно все, что с ним происходило до сего момента. Он даже забывает о том, кем является сам.
  4. Истерическая амнезия – когда забываются конкретные события, негодные или неприятные человеку. Является защитной функцией психики.
  • Парамнезия – потеря памяти с заполнением пробелов другой информацией:
  1. Псевдореминисценция – забывание событий и их последующее замещение другими событиями, которые происходили с человеком на самом деле, но в другом отрезке времени.
  2. – забывание событий с последующим заполнением пробелов вымышленными и даже фантастическими ситуациями.
  3. Эхомнезия – когда человек запоминает теперешнюю информацию и считает ее своим прошлым.
  4. Экмнезия – когда человек возвращается воспоминаниями в прошлое и начинает их проживать в настоящем времени.
  5. Криптомнезия – забывание с последующим заполнением пробелов информацией, которую человек не помнит, откуда взял. К примеру, событие могло произойти во сне, а человек думает, что все было наяву.
  • Гипермнезия – приток воспоминаний в большом количестве преимущественно чувственного характера.
  • Гипомнезия – когда человек теряет способность запоминать и фиксировать текущие события частично.

Лечение нарушения памяти

Лучше предотвращать нарушение памяти, нежели лечить его. Если причины нарушения памяти можно устранить, тогда этим и нужно заниматься. В зависимости от того, как легко устраняются причины, тем быстрее восстанавливается память.


Однако если причиной нарушения памяти стали изменения в структуре головного мозга, тогда, скорее всего, память невозможно будет восстановить.

Итог

Если здоровый человек страдает различными нарушениями памяти, например, рассеянностью или забывчивостью, ему следует устранить текущие стрессы, утомляемость, восстановить правильное питание и режим дня. Также рекомендуется постоянно заниматься различными упражнениями для укрепления памяти.



Похожие статьи