Методологическая функция. Функции и методы философии

16.10.2019

Философия тесно связана с жизнью людей, удовлетворяет определенные социальные потребности, выполняет определенные функции.Функция (лат. functio – совершение, исполнение) – осуществление отношений двух групп объектов, при котором изменение одного из них сопутствует изменению другого. Философское мышление направлено не на рассмотрение изолированных объектов, а на изучение взаимоотношений между объектами, т.е. на изучение функций.

Одной из важнейших функций философии была и остается функция универсального знания или пропедевтики (вводного курса) к универсальному знанию.

Важными функциями философии являются также: мировоззренческая, гносеологическая (теоретико-познавательная или эпистемологическая), методологическая, идеологическая (социальная), гуманистическая, культурно-воспитательная, критическая, аксиологическая (ценностно-регулятивная), эвристическая, экспликативная, прогностическая.

Мировоззренческая функция, выражает отношение человека к миру, ориентирует его действия в духовно-практической сфере. Влияние этойфункции проявляется в том, что: 1) философия как теоретически – рационально обоснованное мировоззрение вооружает человека знаниями о мире в целом, о месте человека в этом мире, указывает на предельные основания бытия и тем самым формирует более адекватную картину мира; 2) философия берет на себя роль критического отбора и накопления мировоззренческого опыта прошлого и настоящего и передает уточненные представления последующим поколениям; 3) во взаимодействии человека с миром, мировоззрение приобретает значимость для анализа, оценки и понимания природных и общественных процессов и трансформируется в деятельность и поступки человека.

Гносеологическая функция (теоретико-познавательная или эпистемологическая ) - решает вопрос о познаваемости мира и достоверности знания;

Методологическая (греч. metodos – путь, способ исследования; logos – учение, понятие) функция. Философия выступает как система методов познания применяемых в процессе познания. Обобщая развитие теоретического мышления и творческую деятельность, она формирует и продуцирует методологические нормы и границы их применимости. Методологическое воздействие философских методов в том, что оно позволяет в процессе познания строить модели мира и являются программным руководством исследования.

Идеологическая (социальная ) – вскрывает взаимозависимости, влияющие на социальные отношения и взаимосвязи социальных групп.

Гуманистическая функция направлена на признание приоритета личности на основе общечеловеческих ценностей.Понятие «гуманизм» происходит от лат. humanus – человечный. Гуманизм – это признание ценности отдельного человека, его права на свободное развитие, реализацию своих способностей, утверждение и соблюдение принципов справедливости и блага, как критерия общественных отношений.

Культурно-воспитательная - способствует формированию у человека культуры мышления и общения, ориентирует человека на истину, добро и справедливость.

Критическая - связана с ориентацией на ценности и идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Критическая функцияили критицизм – это методологическая позиция философии, направленная против догматизма и агностицизма, критический анализ собственных оснований мышления, на выяснение границ применимости фундаментальных понятий и методов. Философские идеи исторически изменяются, поэтому возникает проблема взаимоотношения прошлых и новых философских учений. В философии, в отличие от частнонаучных теорий, критика предыдущих учений не означает отказа от них. Они сохраняются, развиваются и углубляются, изменяя свое содержание и форму в соответствии с состоянием культуры той или иной исторической эпохи. В результате обобщаются итоги прошлого, определяется облик настоящего, и создаются модели будущего (футурология). В настоящее время критицизм во все большей степени играет роль регулятивных идей, т.к. содержание философских проблем накладывает отпечаток на их решения.

Аксиологическая (ценностно-регулятивная) - заключается в определении ценностей жизни, системы нравственных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни человека. Аксиология (от греч. actia – ценность, logos - учение) – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира. Как теория ценностей, аксиология исследует ценностные связи, сущностные характеристики социальных и культурных факторов, определяет их иерархическую значимость для личности и общества.

Эвристическая - служит приращению научных знаний, отыскиванию путей к новым открытиям.

Экспликативная функция (от лат. explication – разъяснение, развертывание) – разъяснение и уточнение позиций, понятий, значения слов, когда представления обыденного сознания наполняются научным содержанием и обретают значение философских категорий. Эта функция философии проявляется в двух направлениях: с одной стороны, она переводит понятия обыденного сознания на уровень теоретического мышления и раскрывает их смысл, а с другой стороны, разъясняет общие идеи, представления и формы опыта, на которых основана культура и жизнь общества.

Прогностическая - направленная на философское осмысление перспектив развития человека, культуры и цивилизации, решения глобальных проблем.

Роль философии не ограничивается указанными функциями. Они, как и многие другие функции философии, характеризуют ее роль в обществе, в нравственно-духовном развитии человека и общества, отражают связь философской теории с практикой.

Схема № 1.

Схема № 2.

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

(Представления различных философов)

ФИЛОСОФ ИЛИ ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ СУТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ ФИЛОСОФИИ
Пифагор «Любовь к мудрости» (фило-софия)
Гераклит Философ – человек, занимающийся исследованиями
Платон Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия
Сократ Средство познания Добра и Зла
Аристотель Исследование причин и принципов вещей
Эпикур Путь достижения счастья посредством разума
Средневековая христианская философия Средство рационального познания и доказательства Бога. Средство разъяснения истин Священного Писания
Гегель Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя
Кант Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия
Учение «Живая Этика» Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. Средство духовного совершенствования человека и мира.

Другой важнейшей функцией философии является методологическая.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология -- теория методов исследования, стратегия приемов познания, пока не сформировалась как стройная наука. Вместе с тем, в ней выработаны положения, являющиеся базисными для познающего мир: о глобальности и абсолютности материи, о постоянном развитии мира в целом и отдельных его частей. О "сотканности" мира из противоречий, о маятникообразности всех процессов относительно положения равновесия, о несводимости закона целого к законам его частей и др.

Каждая конкретная наука обладает только ей присущими методами исследования, например, в физике есть метод спектрографии, в химии -- хроматографии, в электротехнике -- метод контурных токов, в экономике - метод составления балансов и т.д.

Методологические функции философии.

Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов диалектики.

Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным, в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, «участвовать» в их предвидениях.

Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки и, участвуя в генезисе научной теории, остаются в ней, функционируют как часть, как внутренний необходимый элемент самой теории. При этом происходит своеобразная проверка философских принципов и всеобщих категорий в практике познания. Такую проверку выдерживают далеко не всякие философские принципы.

Рассмотрение эвристической функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных наук весьма значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий. Не всегда философия «на виду» и далеко не всегда она в качестве методологии на переднем крае. Конкретная научная задача решается, конечно, конкретным же методом или комплексом таких методов. Философский же метод чаще всего действует «с тыла»: через частнонаучные методы и общенаучные понятия. Тем не менее, без мировоззренческих понятий и принципов невозможно развитие науки (другой вопрос - каковы эти понятия и принципы, как они трактуются и каков характер их воздействия на науку).

Координирующая функция философии. Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод - один из его компонентов) и объекта в науке.

Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу, прежде всего, необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

Стоит также проблема исторической, генетической взаимосвязи «старых» и «новых» методов, соответствия «классики» и «современности», разработки принципа соответствия в отношении методов частнонаучного исследования. Эта задача может стать одной из главных проблем, разрабатываемых всеобщей и отраслевой методологиями. Свой вклад в ее решение должна внести и философская методология.

В структурно-логическом плане координация (и субординация) методов научного познания также базируется на философских принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них представляет собой модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй - конкретности истины.

Любой метод науки имеет свои теоретико-познавательные и логические возможности, за пределами которых его эффективность снижается или элиминируется вовсе. Вследствие этого для изучения сколько-нибудь сложных объектов требуются комплексы методов, способные компенсировать неполноту познавательных возможностей отдельных методов.

Взаимная дополнительность становится, таким образом, главным условием, позволяющим избежать односторонности при выборе методов и их оперировании. Такого рода комплексирование неизбежно не только на уровне отдельной научной дисциплины, но и при решении многих проблем внутри той или иной области познания. При этом получение одинаковой информации из разных источников, т.е. в ходе применения разных методов, не всегда будет расцениваться как ненужное дублирование, ставящее под сомнение целесообразность использования методов-дублеров. Сказанное не означает также, что исследователь должен стремиться к привлечению максимального количества методов независимо от эффективности уже имеющихся в науке. В этом случае может сложиться методологический релятивизм. В определенных ситуациях бывает достаточно одного метода. И не всякий старый метод, каким бы авторитетом он ни был освящен, следует сохранять, если его «разрешающая способность» оказалась менее высокой в сравнении с недавно разработанным методом. Состав того или иного комплекса методов определяется по объективному критерию: сколь эффективно при этом решается конкретная познавательная задача. Принцип доминирования устанавливает неравнозначность методов в решении проблем и целесообразность их подчинения главному, ведущему в данной системе (или нескольким основным методам). Он нацеливает исследователя на то, чтобы внутри каждого комплекса методов была установлена субординация с ведущей ролью одного или нескольких из них, позволяющая максимально точно и полно познать объект в его целостности и специфичности.

Всеобщая философская методология по отношению к частным методам служит обоснованием не только двух названных принципов, но и других, устанавливает логическую связь между отдельными группами методов. Применяя их, ученый имеет возможность скоординировать между собой те или иные уже имеющиеся методы, избежать односторонности в их оценке, использовании и выявить недостающие звенья исследования.

Философско-методологические принципы (движения познания от явления к сущности, единства качества и количества, конкретности истины, всесторонности рассмотрения) способны быть координирующим началом в общей системе методов науки. Такую же роль играют принцип единства уровней организации материи и развития, единства структуры и функции, взаимосвязи необходимости и вероятности и т.п. Координирующая функция в сфере частнонаучного исследования сводится к диалектизации оперирования методами.

Философский метод не может привести к успеху в науке, если при решении частных задач применяется в отрыве от общенаучных и специальных методов. Он не есть некая отмычка, которая позволяет сама по себе делать какие-то открытия в частных науках. Плодотворное координирующее воздействие всеобщего философского метода осуществляется не автоматически. В предпосылки, содействующие успешному решению задачи исследователем, входят глубокое знание им специального предмета исследования, владение всем необходимым комплексом частных методов, методикой познания, достаточный опыт работы с объектом исследования, знакомство с историей философии, с опытом применения диалектики к решению конкретных научных проблем, умение самостоятельно применять ее.

Интегрирующая функция философии. Интеграция (от латинского integratio - восстановление, восполнение) - объединение в целое каких-либо частей. Этот термин применяется во многих науках и практике и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий.

Применительно к функциям философии термин «интегрирующий» связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Здесь учитывается также определение и устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих к разобщенности системы, к чрезмерному росту относительной самостоятельности элементов (или частей) в ее составе, выявление недостающих ее звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функционирование системы придает ей большую гармоничность и оптимальность, т.е. повышает степень ее упорядоченности, организованности.

Процесс формирования отдельных научных дисциплин, как известно, происходил в результате отграничения предмета каждой науки от предметов других наук; стержнем того или иного предмета исследования были объективные законы действительности. Но, отпочковываясь от системы протознания, дисциплины оказывались, как правило, в изоляции друг от друга; элементы науки (отдельные научные дисциплины) становились самодовлеющими в своей автономности; естественные связи между ними нарушались, структурные взаимодействия исчезали.

Такое взаимодействие было характерно не только для отношений между крупными отраслями естествознания, но и для отношений между дисциплинами внутри отраслевых рамок науки. В результате сама наука из целостной системы знания, какой она была в античную эпоху, все более превращалась в суммативную, хотя и с более специализированными элементами, углублявшими познание.

Дифференциация изоляционистского типа являлась ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX в. И, несмотря на большие успехи, достигнутые наукой на пути прогрессирующей специализации, происходил рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В этих условиях диалектический подход к науке (независимо от того, как он применялся - стихийно или сознательно) оказался способным устранять разграничительные рубежи между научными дисциплинами и выявлять естественные их связи.

В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания.

В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в «переходных» науках. Такие «пограничные» науки могут быть сложносоставными, характеризующимися свойствами других наук (например, электрохимия и физическая химия). По своим философским основаниям они оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируют единство «обособленности» (прерывности) и «взаимопроникновения» (непрерывности). Они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим фактором в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегративной и интегративной).

Помимо «переходных», или связующих, дисциплин (их интегрирующая роль касается только смежных отраслей знания), имеются еще два типа наук-интеграторов. Это синтезирующие, объединяющие ряд далеко стоящих друг от друга наук (пример - кибернетика, социальная экология), а также недавно появившийся тип проблемных наук - они возникают для исследования и решения определенной проблемы (пример - онкология, решающая проблему опухолевых заболеваний). Эти науки представляют собой синтез целого ряда наук и по отношению к наукам предыдущего типа являются прикладными.

Все три типа наук представляют собой средства интеграции научного знания. Этот способ интеграции в результате взаимопроникновения методов исследования - «интеграция по методу». К этому способу интеграции относятся математический и философский методы (или «математизация» и «философизация» науки).

Математический аппарат проник в самые разные науки, объединяя их между собой единством метода и своеобразным общим языком. Аналогичную роль играет категориальный аппарат философии. В результате междисциплинарное единство научного знания реально осуществимо.

Категории философии («объект», «субъект», «системность», «развитие», «детерминизм», «необходимость», «закон», «структура», «причинность», «случайность» и др.) все более глубоко проникают в частные науки, в ткань всего научного знания. Осуществляя категориальный синтез знания на эмпирическом и теоретическом уровнях, выступая своеобразным категориальным каркасом всего научного знания, создают и укрепляют его единство, целостность.

В современный период отмечается сближение философии и математики, что усиливает интегрирующую силу философского и математического методов.

К настоящему времени в науке действует множество интегрирующих факторов, которые позволяют утверждать, что она стала целостным системным образованием; в этом отношении наука вышла из кризисного состояния, и проблема состоит теперь в достижении еще большей ее организованности, упорядоченности. В современных условиях процесс дифференциации наук не только не приводит к их дальнейшему разобщению, а, наоборот, - к их взаимному цементированию. Однако разобщение наук далеко не преодолено, а на отдельных участках научного знания оно иногда даже усиливается. И, несмотря на это, тенденция к интеграции, к синтезу наук становится не только все более заметной в наше время, но и доминирующей.

На уровне науки в целом философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания. Существует множество видов, типов и уровней интеграции. Ученые, специально исследовавшие интегративные факторы, разделяют их по степени общности на частные, общие и наиболее общие. В результате выявляется такая их иерархия: закон - метод - принцип - теория - идея - метатеория - конкретная наука - метанаука - смежная наука - комплексная наука - научная картина мира - философия. Здесь каждый последующий фактор выполняет интегрирующую роль по отношению к предыдущему. Интегрирующая сила каждого фактора определяется, в конечном счете, степенью общности закономерностей и свойств той предметной области, которая им отражается.

Поэтому любой из конкретных интеграторов имеет свои определенные границы. В каждом отдельном случае интеграции наук (естественных, технических, общественных) указанные интегративные факторы координируют и субординируют научные дисциплины в относительное (групповое) единство, обусловливая специфический механизм их взаимопроникновения.

Философия выступает самым общим интегратором. Причем ее внутринаучная интегрирующая функция составляет лишь разновидность общей интегрирующей функции. Сюда входит, помимо того, общекультурная интегрирующая функция. Она нацелена также на преодоление разобщенности различных сфер общественной жизни, уровней социальной организации и социальных структур, включая взаимную отчужденность материального производства и духовной культуры, умственного и физического труда, идеологии и науки, искусства и науки, не говоря уже о разобщенности человечества по экономическому, классовому, национальному, расовому и государственному основаниям.

Логико-гносеологическая функция философии. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, «отходя» на время от объекта, в конечном счете «приходить» к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика. Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся сущности объекта.

Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придает практическую значимость общеметодологической функции философии.

Но существуют методы, являющиеся общими, сквозными: анализ-синтез, индукция-дедукция, моделирование, идеализация, формализация и др. Философия, будучи альма-матер для многих из них, раскрывая сущность и показывая историю их становления, обучает этим методам, формируя мощный инструмент познания для частных наук.

Методологическая функция философии показывает ее возможности для получения нового знания или достижения практических целей. В каждой сфере человеческой деятельности: хозяйственной, политической, научной, педагогической и т. д. есть свои специфические методологические установки. Но кроме специфических есть и общие.

Философия разрабатывает общеметодологические идеи, которые конкретизируются в различных сферах деятельности.

Если в своей мировоззренческой функции философия ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания, то в своей методологической функции философия ориентирует на выработку программы познавательной и практически-преобразовательной деятельности.

К методологической функции философии иногда относят как подфункцию так называемую аксиологическую (иногда ее выделяют в особую функцию наряду с мировоззренческой и методологической).

Аксиологическая подфункция (от греч. акеие - ценность) связана с формированием у человека ценностных ориентаций, идеалов, убеждений и соответствующих методологических установок на их реализацию.

Из сказанного видно, что изучение философии, особенно молодым человеком, имеет большое значение в процессе становления личности, формирования ее мировоззрения. И нужно не только изучать проблемы философии, но и размышлять над ними, анализируя предлагаемые решения, вырабатывая свою точку зрения на решение этих проблем, выдвигая свои проблемные догадки и т. д. Философия (помимо других своих немаловажных функций) развивает интеллект, способность теоретического мышления.

Под методом в самом общем виде понимается такое знание и основанная на нем система действий, с помощью которых можно получать новое знание. Философия обладает своими особыми методами и своим особым языком.

Язык философии -- это язык категорий, тех предельно общих понятий (дух -- материя; необходимость -- случайность. Добро -- зло; прекрасное -- безобразное; истина -- заблуждение и т.д.), на котором формулируются ее вечные предельные вопросы и на них же даются рациональные ответы.

Любая наука в любой исторический период использует категории количества и качества, причины и следствия, сущности, закона и т.д., сознательно или бессознательно заимствуя их категориальные смыслы из философии. Благодаря системе своих всеобщих категорий философия помогает наукам осмыслить и, самое главное, целенаправленно сформировать собственные философские основания, адекватные их предмету и задачам.

Одним из важнейших и древнейших методов философии является диалектический. Диалектика -- это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его базовых противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами.

Диалектика неотделима от философского диалога, от умения выслушивать и учитывать мнения как соратников, так и оппонентов. К важнейшим методам философии могут также быть отнесены метод философской рефлексии, как направленности мысли на собственные неявные основания, герменевтические методы адекватной интерпретации философских текстов и чужих смыслов, феноменологический метод исследования сознания. А также систематическое использование всего арсенала общелогических методов познания -- индукции, дедукции, аналогии, формально-логического анализа терминов, логических схем и контекстов рассуждений.

Методологическая проблематика, возникающая в ходе развития специально-научного познания, требует для своего изучения и разрешения не только тех средств, которыми располагают сами эти науки, но, прежде всего, средств, которые вырабатываются философией и науковедением.

Философия науки в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех исследования для всех наук во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов науки, но и глубинных методологических установок, характеризующих научную рациональность.

Современная философия науки показала, что сама научная рациональность исторически развивается и что доминирующие установки научного сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые наука вносит свой специфический вклад.

Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира, в обосновании учета общих принципов самоорганизации и развития мира при изучении любых частных объектов познания. Речь идет не о навязывании философских догм.

Сведение сложного к простому соответствует сущности научного знания: - даже самое простейшее и элементарное образование науки - научный факт - представляет собой целый класс явлений, объединенных на основе некоторого уровня абстракции; -в эмпирической закономерности мы видим еще большее обобщение действительности. В ней в единое целое увязываются целые системы фактов; - в теориях мы видим систематизацию огромного многообразия закономерностей. Здесь они получают единое истолкование на основе небольшого числа исходных принципов.

Научное знание есть сложная система с разветвленной иерархией структурных уровней. Вычленяют три основных уровня: локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией; знание, составляющее целую научную область; знания, представляющие всю науку.

мировоззренческий эвристический аксиологический

В общей классификации философических функций выделяют 11 направлений. Функции философии - решение отдельных задач, которые возникают перед наукой в процессе ее становления. Каждая функция имеет свое значение, оно равноценно для развития и популяризации философии.

Мировоззренческая

Для мировоззренческой функции, основной задачей является формирование у человека целостной картины мира. Она способствует развитию у него индивидуального взгляда на каждое событие и явление. Первые информационные ориентиры человека - родители. Они формируют основы мировоззрения ребенка, задают базовое понимание нормы, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Мировоззрение определяет, как человек будет взаимодействовать с окружающими, каких морально-нравственных ценностей он будет придерживаться. Во взрослом возрасте, сформировавшаяся личность может изменить свои взгляды на мир, обратившись к другой системе ценностей.

Гносеологическая

Задача гносеологической функции - развитие механизма познания. Важно не только познавать окружающий мир, но и делать это правильно. Неверное понимание полученной информации ведет к формированию искаженной картины мира. Это приводит к познавательному конфликту и отсутствию адекватной коммуникации между философами различных школ.

Благодаря гносеологии человек исследует мир во всей его полноте. Он может различать и классифицировать процессы, происходящие в мире, давать свою оценку событиям. Объединение информации о мире, собранной разными исследователями, позволяет создать полноценную научную базу знаний.

Методологическая

Задача методологической функции - создание новых методов познания. Человек получает информацию об окружающем мире через:

  • зрение;
  • слух;
  • осязание;
  • общение с другими людьми;

Далее, он обрабатывает полученную информацию с помощью рациональных или иррациональных методов познания. Рационализм отрицает все, что нельзя доказать практическим путем. Он позволяет дать определение предметам и явлениям, которые можно опознать с помощью органов чувств. Иррационалы полагаются на внутренние ощущения и способность человека к интуитивному пониманию сути вещей. В современной науке используется преимущественно рациональный подход, но он будет не полным без интуитивного познания. С помощью методологии философы стремятся найти метод познания, который объединит два направления и создаст новый, улучшенный способ изучения мира.

Информационно-коммуникативная

Коммуникативная функция существует для передачи знаний от человека к человеку. Информация передается посредством:

  • устного общения;
  • письменного общения;
  • сохранения информации на различных внешних носителях.

Предназначение коммуникации - передача правильного содержания информации. Люди, желающие ознакомиться с ней, имеют право на получение достоверного знания. Коммуникация регулирует адекватность переданной информации, ее соответствие действительности.

Ценностно-ориентирующая

Ценностная или аксиологическая функция нужна для формирования системы критериев моральной оценки событий и явлений. Ее цель - фильтрация событий и явлений, отделение полезного и правильного от того, что вредно или уже изжило себя.

Моральные ценности общества определяются актуальной политико-социальной ситуацией в мире или конкретном рассматриваемом обществе. К моральным ценностям относятся основные гуманистические идеалы: жизнь как высшая человеческая ценность, право на свободу и неприкосновенность каждой личности.

Современные гуманистические ценности включают право на:

  • образование;
  • жилье;
  • удовлетворение физических потребностей;
  • свободу передвижения;
  • получение медицинской и других видов социальной помощи.

Потребность в переоценке ценностей особенно остро проявляется в переломные исторические моменты, когда одна эпоха сменяется другой.

Критическая

Критическое мышление - главный инструмент в оценке достоверности знания. Мыслительный процесс происходит в 3 этапа:

  • получение информации;
  • обработка;
  • заключение.

Люди, использующие критический подход, способны анализировать поступающую информацию и отделять истину от заблуждения. Для проверки и сравнения они используют логику, как главный инструмент мышления. Без критического подхода невозможно полноценное исследование мира, увеличение и модернизация знаний. Он помогает разрушать догмы, в том числе и внутри философского знания.

Интегрирующая

Философия - накопительная база человеческих знаний. Она собирает, обрабатывает, систематизирует информацию и интегрирует ее - распределяет по отдельным разделам.

Также интегрирующая функция определяет принципы мироустройства. Она формирует отношение человека к миру, обществу и себе. У людей, воспитанных под влиянием разных систем ценностей, благодаря интеграции вырабатываются похожие механизмы взаимодействия. Таким образом, отдельные личности превращаются в единое общество.

Идеологическая

Идеология - совокупность интересов отельной социальной группы. Чем большей властью обладает группа, тем больше у нее возможностей пропагандировать и внедрять свою идеологию в общество.

Идеологические интересы могут быть двух типов: реакционные и прогрессивные. Первые направлены на торможение процесса развития. На них основано костное мышление: они стремятся нивелировать значимость философии, сократить поле деятельности. Второй тип интересов направлен на популяризацию философии, стремление показать ее практическое значение.

Воспитательная

В современном мире одной из основных функций философии - воспитательная. Она культивирует гуманистические ценности: укрепляет мораль и нравственность. Гуманистический идеал - свободный человек, воспитанный в любящей семье, получивший хорошее образование и имеющий возможности для самореализации.

Особенность воспитательной функции - способность помочь человеку адаптироваться в мире, найти свой смысл жизни.

Прогностическая

Задача прогностического направления - создавать теории и прогнозировать развитие человека, общества и науки. Прогнозы создаются на базе изученной информации. Человек может проанализировать события прошлого и проследить, к каким последствиям они привели в настоящем. Прогностическое направление мыслительно-теоретическое: выводы прогнозистов невозможно проверить на практике сразу, можно только дождаться исполнения или неисполнения прогноза.

Способность прогнозировать дает человечеству возможность избежать глобальных ошибок, приводящих к ухудшению качества жизни. Прогнозы используются во всех сферах жизнедеятельности, но основная - политическая, она определяет общечеловеческие пути развития.

Проектировочная

Благодаря своей способности выявлять механизмы развития, философия может использоваться как основа для контроля мировых глобальных процессов. Суть проектирования - разработка новых нормативов, на основе которых будут созданы новые объекты, регулирующие жизнедеятельность людей в отдельных сферах.

Задача проектировочной функции - экономическая организация общества. Она формирует для каждого социального слоя новые образцы деятельности. Роль проектирования особенно велика в регулировании деятельности, направленной на преобразование мира. Введение новых тенденций позволяет значительно ускорить социальное и экономическое развитие общества.

Вступление

Основные функции философии

Мировоззренческие функции философии

Методологические функции философии

Другие функции и классификации

Заключение

Список использованной литературы

Вступление

С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад в Древней Греции среди серьезных мыслителей, существовало убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество мнений о материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие из нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и воззрения на достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их принимать.

Философия (от греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Предметом рассмотрения философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т. к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.

Основные функции философии

Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические .

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мировоззренческие функции философии

К числу мировоззренческих функций относится такая важная функция философии, как гуманистическая . Она стоит на первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.

Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. «Всю жизнь, - свидетельствует Н.А. Бердяев, - меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».

Философия, конечно, не дает вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Это и есть гуманистическая функция философии.

Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная , интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.

Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще объяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания).

Таковы основные мировоззренческие функции философии.

Методологические функции философии

Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций: эвристическую , координирующую , интегрирующую и логико-гносеологическую .

Суть эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза.

Координирующая функция состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод - один из его компонентов) и объекта в науке.

Интегрирующая функция связана с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность.

Логико-гносеологическая заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Другие функции и классификации

Помимо вышеперечисленных, принято выделять также такие функции философии, как:

- мыслительно-теоретическую функцию

- критическую функцию

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. Задачу критического философского мышления, разрушения, расшатывания догм, устаревших взглядов с особой силой подчеркнул Ф. Бэкон, остро осознавший, что во все века философия встречала на своем пути “докучливых и тягостных противников”: суеверие, слепое, неумеренное религиозное рвение и другого рода помехи. Бэкон назвал их “призраками”, обратив внимание на то, что среди “призраков”, парализующих познание и мудрое действие, всякий раз оказывается вечный враг живого, пытливого интеллекта - укоренившаяся привычка к догматическому способу познания и рассуждения, приверженность заранее данным понятиям, принципам, с которыми стремятся “согласовать” все остальное.

По другой классификации:

Функция выявления общих идей, представлений, форм опыта

Функция рационализации

Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, например, такие универсальные понятия как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина - следствие, случайное - необходимое, часть - целое, элемент - структура и др. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем, без понятия причины. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с учением о категориях.

Помимо функции выявления “универсалий” философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации - перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах

Заключение

Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей, критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению сознания.

Изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности, индивидуальной души и общечеловеческой духовности. Противостоять обстоятельствам можно лишь при умении сохранять духовную трезвость, самоценность, собственное достоинство личности. Для личности становится понятным значение личного достоинства других людей. Для личности невозможна ни стадная, ни эгоистическая позиция.

«Изучение философии способствует умению концентрироваться. Личность невозможна без внутренней собранности. Собирание собственной личности родственно самоочищению» (В. Ф. Шаповалов).

Философия заставляет людей думать. Бертран Рассел пишет в своей книге «История западной философии»: «Она умеряет религиозные и философские страсти, а занятия ею делают людей более интеллектуальными особями, что не так уж плохо для мира, в котором немало глупостей». Изменить мир, считает он, можно лучше всего путем морального совершенствования и самосовершенствования. Философия способна сделать это. Человек должен действовать на основе своей мысли и своей воли. Но с одним условием: не покушаться на свободу других. Имея здоровье, благосостояние и способность к творческому труду, он может преуспеть в духовном самосовершенствовании и достичь счастья.

Назначение философии - поиск удела человека, обеспечение бытия человека в причудливом мире. Быть или не быть? - вот в чем вопрос. А если быть, то каким? Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру.

Список использованной литературы

    Введение в философию./Фролов И. –М., 1989

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

    Философский энциклопедический словарь (нет выходных данных)

    Википедия/Философия

Поскольку философия является средством выражения мировоззрения людей, соответствующим определенной эпохе, ее важнейшей базовой функцией является формирование общей системы взглядов человека на мир. Мировоззренческая функция включает в себя ряд подфункций: гуманистическую, социально‑аксиологическую, культурно‑воспитательную и отражательно‑информационную. Охарактеризуем названные подфункции.

Говоря о гуманистической подфункции философии, следует помнить о том, что все проблемы, решаемые в ней, различным образом объединяются с проблемой человека. Помня о том, что предмет философии ориентирует философское знание на значимость человеческой проблематики, подчеркнем, что философия пытается ответить на такие вопросы, как сущность и назначение человека, его место в мире, смысл жизни и смерти человека, открывая таким образом для каждой личности возможность мировоззренческого выбора. Предметом философского осмысления является и важная для человечества проблема смерти и бессмертия.

Социально‑аксиологическая подфункция, представлена тремя аспектами: конструктивно‑ценностным (связан с выделением в философском познании различных представлений о ценностях), интерпретационным (состоит в оценке социальной действительности с точки зрения присущих ей ценностных ориентации) и критическим (выясняет расхождение между должным и сущим в оценке социальной действительности).

В философии выделяются социально‑целевые ценностные ориентации (Святость, Духовность, Знание, Мастерство, Дело, Слава, Власть, Богатство); социально‑инструментальные ценностные ориентации (Право, Свобода, Справедливость, Солидарность, Милосердие); персонально‑инструментальные ценностные ориентации (Жизнь, Здоровье, Сила, Ловкость, Красота, Ум); субъективно‑целевые и общечеловеческие ценностные ориентации. Ценностные ориентации касаются отдельной личности и общества в целом.

Среди подфункций философии как мировоззрения следует назвать культурно‑воспитательную. Философия расширяет рамки обыденного сознания и заставляет человека взглянуть на мир и на себя иначе. Философия учит человека размышлять, задумываться над тем, что он иногда не замечает. Благодаря свои инструментам и методам философия развивает наиболее важные качества мышления человека, такие, как саморефлексия, критичность, сомнение, вследствие чего совершенствуется умение человека мыслить. Человеку для самоидентификации себя как личности необходимо постоянное общение с системами ценностных ориентаций. Делая человека образованнее, философия помогает ему лучше понять других, повышая способность к взаимопониманию, воздействует на душу человека.

Отражательно‑информационная подфункция является методом философии в формировании общего представления о мире. Философия, как и наука, стремится получить информацию об окружающей нас действительности. Данную подфункцию философия выполняет, будучи наукой о всеобщем.

Таким образом, мировоззренческая функция философии может быть раскрыта благодаря гуманистической, социально‑аксиологической, культурно‑воспитательной и отражательно‑информационной подфункциям.

Еще одной важнейшей функцией философии является методологическая. Методология является системой принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и кроме того представляет собой учение о данной системе. В связи с тем, что методологическую функцию выполняет не только философия, выделяют специальную, общую и всеобщую методологии. Но как теория метода и всеобщий метод познания и практики выступает именно философия. В качестве теории метода философия изучает наиболее общие закономерности теоретической и практической деятельности, устанавливает понятие «научный метод», выявляет соотношение всеобщих, общенаучных и специфических способов познания и т. д.

Будучи всеобщим методом, философия находит ответы на вопросы о предельном уровне бытия. Философия намечает для научных дисциплин круг проблем и перспектив, подводя к разработке частными науками новых тем. Кроме того философия, выступая в данной роли, разрабатывает различные методы, например, такие, как диалектический; выделяет принципы, в т. ч. системности, историзма и др.; формулирует понятия, среди которых «пространство», «время» и т. д. Частные науки на уровне предельных обобщений базируются на общефилософской методологии.

Как и базисная, мировоззренческая функция, методологическая функция философии может быть представлена в виде совокупности подфункций.

Выполняя эвристическую подфункцию, философия содействует приросту новых научных и других знаний. Пытаясь объяснить всеобщность причинно‑следственных зависимостей мира, открывая универсальные законы общества, живой и неживой природы, философия выявляет общие закономерности познания, объясняет его динамику, выявляет предельные основания культуры. В состав научной теории входят ее философские основания – философские категории и принципы, необходимые для решения философских проблем конкретной теории.



Философии принадлежит огромная роль в соединении научного знания с господствующим мировоззрением, с категориями культуры той или иной эпохи. Философская база науки служит средством адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам, что имеет огромное значение для научного поиска вообще.

Другая подфункция философии как методологии – координирующая – заключается в том, чтобы согласовать между собой в процессе научного исследования различные методы. Зачастую отдельные методы исследования отходят на второй план, а роль других незаслуженно преувеличивается или преуменьшается из‑за разобщенности в общенаучной методологии, связанной со специализацией наук. Отсюда важно найти интегральный подход к определению логической связи между отдельными группами методов. Данная подфункция тесно связана с логико‑гносеологической.

Логико‑гносеологическая роль философии в научном познании заключается не только в использовании логического аппарата и логического построения научной теории, но и в изучении проблем, связанных с познанием вообще.

Последняя в этой группе подфункция философии – интегрирующая – выполняет объединяющую роль философского знания. Только философия имеет возможность заложить основы системности и сформировать интегральный взгляд на гуманитарное знание в целом, служа связующими элементами для различных дисциплин. Через онтологию и гносеологию философия соединена с современными концепциями естествознания и философией науки, образуя комплекс онтолого‑гносеологических дисциплин. С онтологией и гносеологией тесно связана антропология, позволяющая увидеть единство психологии, педагогики, логики и риторики. Этика, эстетика и философия религии представляют аксиологию, тесно связанную с антропологией и социальной философией. Далее выстраивается целостный комплекс из социологии, политологии, экономической теории, культурологии благодаря соответствующей философской конкретизации социальной философии, которая включает в себя и философию истории. На стыке социологии, политологии зарождается новый уровень осмысления – теория государства и права, который, совершенствуясь и обобщая, дает толчок философии права.



Похожие статьи