Классификация методов юридической психологии. Методы юридической психологии

25.09.2019

Юридическая психология является наукой, образованной из двух: юриспруденции и психологии, поэтому она использует методы психологии, юриспруденции, а также собственные методы.

Метод наблюдения имеет несколько вариантов. Выделяют внешнее наблюдение (психолога за отдельной личностью или группой лиц) и внутреннее наблюдение или самонаблюдение. С точки зрения наличия плана, процедуры наблюдения различают свободное наблюдение , без наличия стандартных рамок проведения, и стандартизированное наблюдение , с заранее определенными целями, задачами, перечнем личностных или психологических характеристик, подлежащих отслеживанию. По отношению к объекту наблюдения выделяют прямое или непосредственное наблюдение и косвенное, опосредованное наблюдение, где наблюдатель скрыт от объекта наблюдения, например, по видеозаписи.

Условия правильной организации наблюдения:

· предварительное определение целей наблюдения, определение и описание психологических характеристик и феноменов, подлежащих наблюдению;

· составление плана наблюдения;

· детальная фиксация результатов наблюдения;

· определение места положения наблюдающего и количества наблюдателей.

Количество наблюдаемых лиц должно быть не больше 7 – 9 человек. Наблюдение может проводить не только психолог, но и следователь или другой работник правоохранительных органов. Для регистрации результатов наблюдения могут использоваться технические средства (видео, фотоаппаратура).

Метод эксперимента предназначен для изучения реакций личности на определенные внешние воздействия. Основным условием проведения эксперимента является изменение внешних условий согласно разработанному плану. Выделяют два вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально смоделированных условиях, допускает использование специальных технических средств (например, детектор лжи). Лабораторный эксперимент, однако, не лишен недостатков, среди них основным является то, что в реальной жизни поведение человека сильно отличается от поведения в лабораторных условиях.

Естественный эксперимент осуществляется в реальных жизненных условиях. В юридической психологии наиболее часто используют следственный эксперимент, основной принцип которого — возвращение личности в криминальную ситуацию. Данный вид эксперимента особенно осторожно следует использовать при работе с потерпевшими, так как криминальная ситуация выступает как психотравмирующая для личности.

Метод опроса служит для сбора информации, уточнения имеющихся сведений. Выделяют два вида опроса: письменный, или анкетирование и устный, который подразделяется на два подвида: беседу и интервью.

Анкетирование используется, как правило, для опроса большого количества людей, вопросы в анкете одинаковые для каждого человека. Вопросы для анкеты формулируются четко, исключая многозначность. Ответы на вопросы анкет подвергаются качественной и количественной обработке. В юридической психологии анкетирование используется для выявления причин преступного поведения, особенностей протекания определенных процессов у преступников, для изучения мотивационно-потребностной сферы лиц, совершивших противоправные поступки, с целью профилактики рецидивной преступности.


Беседа и интервью проводятся индивидуально с каждым опрашиваемым, вопросы, подлежащие выяснению, формулируются заранее. Как правило, человек, ведущий беседу, прогнозирует поведение испытуемого, продумывает варианты преодоления сопротивления, выявления лживых высказываний и т.п. Беседа отличается от допроса неформальным характером, непринужденностью. Темами беседы, как правило, являются не обстоятельства, факты преступления, а личностные особенности, чувства испытуемого.

Метод тестирования. Тесты - специализированные методы психодиагностики, направленные на детальное изучение конкретного психологического явления и позволяющие произвести как количественную, так и качественную обработку полученной информации. В юридической психологии выделяют два вида тестов: тесты-опросники и тесты-задания. Тесты-опросники состоят из набора вопросов, на которые, как правило, предложено несколько вариантов ответов. Тесты-задания предполагают проявление у испытуемого творческой инициативы при выполнении задания или решении проблемной ситуации. Тесты удобны в практическом применении, их можно использовать на достаточной большой и разноуровневой выборке испытуемых, вместе с тем, в тестировании сохраняется большая вероятность влияния испытуемого на

результат. В некоторых тестах, для исключения субъективного влияния тестируемого, используются так называемые шкалы лжи, позволяющие судить об искренности даваемых ответов и достоверности информации. Тесты позволяют широко использовать технические средства.

Биографический метод применяется с целью выявления, обобщения, систематизации биографических данных человека. Данные о личности испытуемого собираются из различных источников: от самого человека, от его родных, близких, знакомых людей, из биографических документов (характеристики, справки и т.п.), из медицинских сведений и др. При анализе информации выявляются основные, ведущие черты личности испытуемого, дается полная и всесторонняя характеристика.

Метод психологического анализа уголовного дела направлен на изучение условий, обстоятельств совершения преступления, оценки и анализа деятельности всех лиц, участвующих в данном преступлении. В рамках данного метода изучаются особенности взаимодействия лиц, участвующих в расследовании преступления с подозреваемыми, потерпевшими, свидетелями.

Метод психоанализа применяется для изучения личности на уровне подсознания. Используется в юридической психологии только психологами-прак-тиками. Как правило, при помощи психоанализа исследуются скрытые мотивы, потребности человека, причины, определяющие его поведение в криминогенной ситуации, анализируется степень социальной адаптированности испытуемого.

Методы судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая (СПЭ) экспертиза проводится психологом-экспертом или группой специалистов по постановлению судебных или следственных органов. СПЭ направлена на полное и всестороннее исследование поведения личности в криминогенной или правозначимой ситуации. Рамки СПЭ регламентированы законом. СПЭ используется как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве.

Проблемы методологии в юридической психологии разработаны слабо.

Как вы знаете, методология это учение о принципах построения, формах и способах познания . В ней воплощен весь опыт эмпирического и научного познания действительности людьми. Система знания настолько научна, насколько прочен ее методологический фундамент. Существует уровень общенаучной методологии, который является основой любого познания. Он включает:

принцип объективности

принцип детерминизма (причинности, каузальности)

принцип взаимосвязи и взаимодействия

принцип системности

принцип развития

Психологическая методология добавляет к этому:

принцип взаимосвязи психики и деятельности, поскольку именно через деятельность, при оперировании с объектами мира, действуя, человек обнаруживает свою сущность, раскрывает свойства этих объектов. Более того, в деятельности психология человека не только проявляется, но и изменяется («эффект подмоченных штанов»). Важно отметить, что этот принцип, в свою очередь, предполагает личностный подход. И если говорить в рамках нашего предмета, то юридическая психология всегда имеет объектом исследования личность, поскольку именно к ней адресована система правовых норм.

Что касается специальных методологических принципов юридической психологии, то здесь можно обозначить следующее:

принцип психологической специфичности, который требует исследовать прежде всего психологическую составляющую

принцип юридической специфичности, который обязывает помнить, что вскрывается именно юридическая специфика психологического , его изменения под влиянием юридической реальности и обратное влияние на эту реальность

принцип психологической целостности, развивая первый и второй принципы, выражает необходимость полного исследования мира как индивидуально-психологических, так и групповых явлений при изучении практически каждого юридическо-психологического вопроса, аспекта или проблемы. В сущности, это есть уже обозначенный выше принцип системности, или системного подхода. Преступление – всегда личностный акт, в котором обнаруживается весь внутренний мир человека, поэтому ошибочно полагать, что наличие какого-то качества (неуравновешенность, вспыльчивость и т. д.) является причиной преступления. Например, агрессивностью обладают миллионы людей, но только малый процент их совершает преступления.

принцип конструктивности полагает практическую полезность полученных результатов исследования

принцип гуманности и законности, определяемый самой сущностью права.

В целом специфика методологии юридической психологии в том, что личность изучается в динамике правонарушения, в процессе его реконструкции по материалам следственного и судебного дела. Это дает уникальную возможность познания целого ряда психических закономерностей, наблюдать и исследовать которые в иных условиях невозможно или крайне затруднительно (например, действия человека, когда его жизни угрожает смертельная опасность, в криминогенных конфликтах и т. п.) Это обстоятельство позволяет широко использовать данные юридической психологии в смежных психологических дисциплинах.

Методы. В своей основе методы юридической психологии соответствуют общепсихологическим. Специфической особенностью применения психологических методов для решения задач юридической психологии является их постоянная нацеленность на освещение психологических явлений с точки зрения права, выяснение их правового значения, их сопоставление с нормами права. На нормы права должна быть ориентирована не только содержательная часть психологических исследований. В полном соответствии с ними должны находиться и организационно-методические аспекты юридической психологии.

Итак, методы. Их можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования. По целям исследования методы юридической психологии делятся на:

(1)методы научного исследования

(2)методы психологического воздействия на личность

(3)методы судебно-психологической экспертизы.

По способам исследования :

(1)метод наблюдения

(2)метод эксперимента (лабораторный/естественный)

(3)анкетный метод

(4)метод интервью (беседы)

(5)компьютерная психодиагностика.

Несколько слов отдельно по методам судебно-психологической экспертизы. Основные методы здесь это:

(1)метод психологического анализа материалов уголовного дела

(2)анамнестический (биографический) метод

(3)методы наблюдения и естественного эксперимента

(4)инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (различные варианты метода эксперимента, анкеты, тесты, опросники).


Понятие метода в юридической психологии. Классификация методов

Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей.

Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

По структуре научный метод представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение или изменение психолого-правовых явлений.

По целям деятельности методы юридической психологии делятся на три группы.

1. Методы научного исследования . С их помощью изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемые нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практиков, занимающихся работой по борьбе с преступностью или ее предупреждению.

2. Методы психологического воздействия на личность . Они применяются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Диапазон их применения ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства и этики. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, адаптации (приспособления) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Эти методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминалистикой, криминологией, исправительно-трудовой педагогикой и другими дисциплинами.

3. Методы судебно-психологической экспертизы . Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

По этапам исследования методы юридической психологии делятся:

  1. на организационные методы , действующие на протяжении всего исследования:
    • сравнительный - сопоставление различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению;
    • лонгитюдный - многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (например многократное обследование осужденных на протяжении всего срока отбытия наказания);
    • комплексный - изучение с участием представителей различных наук, что позволяет установить связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физиологическим, психологическим и социальным развитием личности);
  2. эмпирические методы:
    • обсервационные - наблюдение и самонаблюдение;
    • экспериментальные - лабораторный и естественный эксперимент;
    • психодиагностические - тесты, анкеты, опросники, беседа;
    • праксиометрические - анализ продуктов деятельности;
    • биографические - анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден, т.е. соответствует тому, для получения и опенки чего он изначально предназначался, и надежен, т.е. позволяет получить одни и те же результаты при повторном и многократном использовании;

  1. методы обработки данных: количественный (математико-статистический) и качественный анализ результатов исследования (например, дифференциация материала по типам, группам, вариантам); описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил;
  2. интерпретационные методы различные варианты генетического (анализ психики в плане развития с выделением отдельных фаз, стаций, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.

Метод наблюдения

Рассмотрим подробнее ряд эмпирических способов добывания научных данных. Одним из основных методов психологии является метод наблюдения , т.е. преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Предметом наблюдения могут быть действия и поступки человека, его высказывания и сопровождающие их мимика, жесты, позы. Поскольку восприятие внешнего поведения человека носит, как правило, субъективный характер, не следует спешить с выводами. Необходимо многократно проверять результаты, сравнивать их с данными других исследований. Основным условием научности наблюдения выступает его объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента).

Наблюдение бывает нескольких видов:

  • стандартизированное - проведенное строго в соответствии с намеченной программой;
  • свободное - не имеющее заранее установленных рамок;
  • включенное - исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение;
  • скрытое - примером может служить телепередача «Скрытая камера».

Наблюдение может быть внешним (наблюдение за человеком со стороны) и внутренним (самонаблюдение, интроспекция) - наблюдение за своими мыслями, чувствами.

Для психолога и юриста внешнее наблюдение является одним из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей. По внешним проявлениям следователь, как правило, судит о внутренних причинах поведения, эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии события преступления, об отношении к участникам расследования, правосудию и т.д. Важные данные могут быть получены следователем в результате наблюдения за поведением обыскиваемого и анализа результатов этого наблюдения. Некоторые юристы ведут дневники наблюдений. К примеру, на основе дневников Л. Шейниным изданы «Записки следователя».

Метод беседы

Психологи и юристы широко используют метод беседы. Специфическим видом правоохранительной беседы является допрос , т.е. привлечение к даче показаний, в ходе которого проверяются и уточняются многие рабочие гипотезы прокурора, следователя, дознавателя. Беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, обвиняемом, свидетеле, потерпевшем: об установках и мотивах их действий, психических состояниях, процессуальной позиции (противодействия, содействия, уклонения от сотрудничества) и т.д.

С учетом этих особенностей работник правоохранительных органов вырабатывает индивидуальный подход к допрашиваемому и вступает в контакт с ним. Такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели получению объективной и полной информации о событиях преступления. Одной из разновидностей беседы служит интервью - беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

Анкетный метод

Анкетный метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот количественный материал подвергается статистической обработке и анализу. В правоохранительной практике анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла, исследовании профессиограммы должностных лиц, их профессиональной пригодности и профессиональной деформации. В настоящее время анкетный метод широко используется теоретиками и практиками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых

Большое значение в юридической психологии имеет метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых, т.е. изучение результатов физического и интеллектуального труда. Таковыми могут оказаться объекты, относящиеся к личности юриста или правонарушителя, а также к расследуемому или рассматриваемому судом правонарушению. По ним опытный исследователь может дать подробные типологические характеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности.

Биографический метод

В последнее время все более широкое распространение получает биографический метод изучения личности, который включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей.

Биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды.

Метод независимых характеристик

Стабильные данные о личности в целях изучения психологических особенностей ее юридической или иной трудовой деятельности дает метод независимых характеристик отечественного ученого К.К. Платонова.

При этом методе исследователь проводит опрос коллег, руководителей, других работников (всего 5-12 человек), хорошо знающих обследуемого специалиста. Эти лица составляют письменные характеристики испытуемого в произвольной или единой форме. Оценка черт личности проводится по шкале, позволяющей определить пять степеней проявления каждой черты:

  1. развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности;
  2. заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;
  3. эта и противоположная ей черты выражены неярко и в проявлениях уравновешивают друг друга, хотя обе проявляются нечасто;
  4. заметно более выражена и проявляется противоположная черта личности;
  5. противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности.

Анализ материалов гражданского, административного или уголовного дела

Одним из часто применяемых методов юридической психологии является анализ материалов конкретного гражданского, административного или уголовною дела. При этом нужная информация для исследования содержится:

  • в показаниях свидетелей, истцов, ответчиков, потерпевших, обвиняемого или подсудимого;
  • разнообразных справках, выписках, оригиналах медицинских, педагогических, производственных документов;
  • характеристиках, протоколах процессуальных действий, заключениях проведенных экспертиз.

Метод тестирования

В психологической практике в настоящее время широкое применение получил метод тестирования, который когда-то в отечественной науке недооценивался. Теперь на вооружении имеется несколько тысяч тестов.

Тест (англ, test - проба, проверка) - это система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности.

Тестирование используется как метод психологической диагностики. С его помощью исследователь на основе стандартизированных задач, которые имеют определенную шкалу значений, с известной вероятностью выявляет актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.

В юридической психологии наибольшее распространение получили прожективные тесты и личностные опросники.

Прожективные тесты предназначены для выявления личностных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции (ТАТ) Мэррея, тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты на основе рисунков и др.

Например, ребенка просят нарисовать родителей. В зависимости от того, чья фигура нарисована более крупной - отца или матери, можно сделать вывод о том, кто доминирует в семье - отец или мать.

Существует, например, тест, изучающий правосознание: излагается случай, который допускает разные толкования как самого факта, так и вопросов права, и предлагается сделать выбор между возможными решениями. Таков тест Мира-и-Лопеца о супружеской неверности. Опрашиваемого просят поставить себя на место обманутого супруга и выбрать одно из десяти возможных решений: убить соперника, убить виновницу, уйти от него, расторгнуть брак и т.д.

Личностные тесты построены по принципу оценки человеком себя. Среди них наиболее известен тест MMPI, содержащий 384 утверждения. По результатам ответов составляется психологический профиль личности.

Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности личности, второй степень замкнутости, общительности, эмоциональной неуравновешенности. Опросник Айзенка также дает возможность определить тип темперамента и некоторые характерологические свойства.

В юридической практике тесты наиболее широко используются при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника.

Эксперимент

Одним из основных методов научного познания вообще и психолого-юридического исследования в частности выступает эксперимент. Данный метод с конца XIX в. стал ведущим в психологической науке и ее отраслях. От наблюдения и других методов он отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Выделяют два вида эксперимента - лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.

Естественный эксперимент вырос из педагогической практики и получил в ней широкое применение и признание. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому. Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте.

В практике психолого-юридических исследований получили распространение как лабораторный, так и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент используется в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Для него характерно применение довольно сложного лабораторного оборудования (многоканальные осциллографы, тахистаскопы и пр.). С помощью лабораторного эксперимента исследуются, в частности, такие профессиональные качества юриста, как внимательность, наблюдательность, сообразительность и др.

К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использования лабораторной техники в реальных ситуациях практической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях.

Эти недостатки преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента. В настоящее время естественный эксперимент применяется должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью, в первую очередь следователями. Применение его в этих случаях не должно выходить за рамки уголовно-процессуальных норм. Это относится к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях рекомендуется для участия в них приглашать специалиста-психолога.

Результаты эксперимента также позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив. Представляет интерес, например, работа следователей, которые путем замены некоторых факторов, постоянно воздействующих на обвиняемого, достигают изменения последним его позиции, линии поведения на предварительном следствии. При этом обвиняемый начинает говорить правду под влиянием родственников, товарищей по работе, других обвиняемых, вставших на путь признания. Воздействие этих лиц осуществляется под руководством следователя, который в данном случае одновременно играет роль экспериментатора, психолога и педагога, выступающего в начальной стадии исправления правонарушителя (признания им своей вины). Метод экспертных оценок

В последнее время получил развитие метод экспертных оценок, сущностью которого является использование мнений специально отобранных экспертов о некоторых динамических показателях, характеризующих тенденции развития правовой психологии, отдельных элементов ее предмета, полученных обобщенных данных эмпирических исследований и т.п.

Правомерность применения и значение методов юридической психологии

Следует особо отметить, что все применяемые в юридической деятельности психологические методы не должны противоречить этическим нормам, ущемлять права граждан, гарантированные Конституцией РФ, противоречить требованиям уголовно-процессуального закона, принципам законности и гуманности. В этой связи по этическим соображениям не могут быть реализованы в реальных условиях многие формирующие эксперименты (например, по изучению закономерностей формирования преступных группировок, массовых беспорядков и т.п.), а также применены унижающие или игнорирующие общечеловеческое достоинство «программы изменения поведения».

Изучение и применение методов научной психологии имеют практическую ценность для будущих юристов. Они необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогают правильно построить профессионально-деловые и повседневные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании, с тем чтобы рационально подходить к собственной судьбе и личностному росту.

Методы ЮП по большей части заимствованы из науки Общая Психология. Это такие базовые методы как наблюдение, беседа, биографический метод, метод анкетирования, метод эксперимента(в зависимости от того в каких условиях находится – естественный и лабораторный) и другие. Используются современные методики: тестовые методики, проективные методики, методы компьютерного моделирования и другие.

Кроме общих также в рамках ЮП применяются собственные специальные методы, которые разработаны были в рамках данной науки и здесь же применялись. Например, методика составления психологического портрета преступника, методика допроса на полиграфе и другие.

Метод - это путь познания, способ, который позволяет исследовать предмет науки. Поэтому методология науки включает в себя наряду с принципами еще и систему методов исследования. Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования.

Изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами.

Научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

Юридическая психология использует систему методов науки как психологии в целом, являясь ее отраслью, так и специфическую совокупность методов, которые обеспечивают процесс познания ее предмета. Добавим, что юридическая психология постоянно и систематически обогащается новыми методами, разрабатывая собственные и заимствуя их в других науках (например, в юриспруденции).

Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования. По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы.

Методы научного исследования. С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т.д. К основному методу воздействия, который может применяться в юридической психологии, можно отнести убеждение. Убеждение - это воздействие на сознание посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения либо его недопустимости с целью заставить слушающего изменить свои взгляды, установки, позиции, отношения и оценки, либо разделить мысли или представления говорящего (например, убедить подследственного, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего дать правдивые показания). Убеждение является основным, наиболее универсальным методом руководства и воспитания. Механизм убеждения - аргументация, которая означает приведение логических доводов с целью доказать истинность какого-либо суждения. Убеждение - это сложный метод, так как требует от личности, его применяющей, развитого интеллекта, знаний логики.


Среди других методов этой группы можно назвать внушение и манипулятивные тактики.

Внушение есть не что иное, как вторжение в сознание человека (или привитие ему какой-либо идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (например, гипноз, религия, программирование и т.п.). При внушении осуществляется целенаправленное словесное или образное воздействие, вызывающее некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Метод внушения и его разновидность - самовнушение - оказался эффективным в психотерапии, спортивной и педагогической психологии, при решении воспитательных задач.

Манипулятивное воздействие - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес, пропаганда, деловые отношения вообще. Манипуляторы встречаются и в повседневной жизни.

Следует отметить, что диапазон применения этих методов в юридической психологии ограничен рамками законодательства (по гражданским и уголовным делам) и этическими нормами.

Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы. Содержание комплекса методов, используемых в СПЭ, определяется характером правонарушения, теми конкретными задачами, которые поставлены перед экспертом, возрастом подэкспертного лица (лиц). Некоторые методы СПЭ включаются в исследовательский комплекс обязательно: беседа, наблюдение и его разновидность - поведенческий портрет, анализ материалов уголовного дела, ретроспективный анализ поведения подэкспертного лица (лиц) в исследуемой ситуации правонарушения. Саму судебно-психологическую экспертизу часто называют методом исследования личности (группы).

Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами.

Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:

1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют;

2) составить программу наблюдения;

3) правильно фиксировать результаты исследования;

4) определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц.

Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применять фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большее значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения».

Главное достоинство этого метода - его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели - получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

В целом системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.

Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей.

По мнению Аминова И.И.: «метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности». Юридическая психология /Под редакцией Н.Д. Эриашвили [И.И. Аминов и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С. 49.

По структуре научный метод представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение или изменение психолого-правовых явлений.

По целям деятельности методы ЮП делятся на три группы:

  • 1. Методы научного исследования, с их помощью изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемые нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практиков, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.
  • 2. Методы психологического воздействия на личность. Они применяются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Диапазон их применения ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства и этики. Эти методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминалистикой, криминологией, исправительно-трудовой педагогикой и другими дисциплинами.
  • 3. Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

По этапам исследования методы юридической психологии делятся на:

  • 1. Организационные методы, действующие на протяжении всего исследования :
    • - сравнительный - сопоставление различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению;
    • - лонгитюдный - многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (например, многократное обследование осужденных);
    • - комплексный - изучение с участием представителей различных наук, что позволяет установить связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физиологическим, психологическим и социальным развитием личности);
  • 2. Эмпирические методы :
    • - обсервационные - наблюдение и самонаблюдение;
    • - экспериментальные - лабораторный и естественный эксперимент;
    • - психодиагностические - тесты, анкеты, опросники, беседа;
    • - праксиометрические - анализ продуктов деятельности;
    • - биографические - анализ фактов, дат и событий жизни человека, документов и т.д.;
  • 3. Методы обработки и обобщения данных: количественный (математико-статистический) и качественный анализ результатов исследования, описание случаев как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил;
  • 4. Интерпретационные методы - различные варианты генетического (анализ психики в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.

Классификация:

1. Метод наблюдения, т.е. - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека в целях его последующего анализа и объяснения. Предметом наблюдения могут быть действия и поступки человека, его высказывания и сопровождающие их мимика, жесты, позы. Поскольку восприятие внешнего поведения человека носит, как правило, субъективный характер, не следует спешить с выводами. Необходимо многократно проверять результаты, сравнивать их с данными других исследований. Основным условием научности наблюдения выступает его объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента).

Наблюдения бывают нескольких видов:

  • - стандартизированное - проведенное строго в соответствии с намеченной программой;
  • - свободное - не имеющее заранее установленных рамок;
  • - включенное - исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение;
  • - скрытое - примером может служить телепередача «Скрытая камера».

Наблюдение может быть внешним (наблюдение за человеком со стороны) и внутренним (самонаблюдение, интроспекция) - наблюдение за своими мыслями, чувствами.

Для психолога и юриста внешнее наблюдение является одним из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей.

2. Метод беседы (интервью)

По мнению Журавель Е.Г.: «беседа - основная форма изучения личности человека, воздействия на него, профилактики, прогнозирования и анализа созданной в социальной группе ситуации и сбора информации, необходимой для успешного ведения правоприменительной и правоохранительной деятельности Журавель Е.Г. Методы беседы и наблюдения как методы психологии // http://www.juristlib.ru/. 2009.».

Беседа может быть:

  • а). Ознакомительная (первичное индивидуальное знакомство с человеком);
  • б). Диагностическая (выявление личных переживаний собеседника, его мнение о положении дел в коллективе и руководителях);
  • в). Экспериментальная (проверка рабочих гипотез, выработанных юристом в результате проведенного ранее изучения личности собеседника);
  • г). Профилактическая (составная и обязательная часть работы по предупреждению преступных проявлений среди граждан).

Для успешного беседы от юриста требуется:

  • - умение заинтересовать собеседника;
  • - создание атмосферы доверия и откровенности;
  • - искусство постановки вопросов и анализа ответов.

Составление плана беседы - наиболее сложный этап в работе юриста. План обычно включает начало, основную часть и окончание беседы. Определив цель беседы с конкретным лицом, юрист выбирает один из трех вариантов проведения беседы:

  • - регламентированная беседа (заранее составленный перечень вопросов и напоминает анкетирование);
  • - беседа с взаимным обменом информацией (узнать более подробные сведения, ставить вопросы перед собеседником и давать ему обстоятельные ответы, чтобы воодушевлять и стимулировать собеседника на откровенный разговор);
  • - свободная беседа (проверка собеседника самостоятельно мыслить, творчески решать умственные задачи, самокритично относиться к своим способностям).
  • 3. Анкетный метод

Анкетный метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот количественный материал подвергается статистической обработке и анализу. В правоохранительной практике АМ получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла, исследовании профессиограммы (описание особенностей конкретной профессии) должностных лиц, их профессиональной пригодности и профессиональной деформации.

4. Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых.

Большое значение в юридической психологии имеет метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых, т.е. изучение результатов физического и интеллектуального труда. Таковыми могут оказаться объекты, относящиеся к личности юриста или правонарушителя, а также к расследуемому судом правонарушению. По ним опытный исследователь может дать подробные типологические характеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности. юридический психология профессиональный

Биографический метод.

В последнее время все более широкое распространение получает биографический метод изучения личности, который включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей.

Биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального существования и взаимоотношений с другими людьми. Он направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности (пространственно-временная организация деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды личности).

Метод обобщения независимых характеристик.

Стабильные данные о личности в целях изучения психологических особенностей ее юридической или иной трудовой деятельности дает метод независимых характеристик отечественного ученого К.К. Платонова: «современные разновидности этого метода - методы построения психологического портрета личности, специалиста, преступника Юридическая психология /Под редакцией Н.Д. Эриашвили [И.И. Аминов и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С. 52.». При этом исследователь проводит опрос коллег, руководителей, других работников, хорошо знающих обследуемого специалиста. Эти лица составляют письменные характеристики испытуемого. Оценка черт личности проводится по шкале, позволяющей определить степени проявления каждой черты:

Развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности;

Заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;

Эта и противоположная ей черты выражены неярко и в проявлениях уравновешивают друг друга, хотя обе проявляются нечасто;

Заметно более выражена и проявляется противоположная черта личности;

Противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности.



Похожие статьи