Какие свойства и закономерности ощущений. К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия

03.11.2023

Общими свойствами ощущений является качество, интенсивность, продолжительность и локализация.

Качество - это свойство ощущения, которое отличает его от других. Качественно отличаются ощущения одного вида от другого, а также различные ощущения в пределах одного и того же вида. Примерами качеств, ощущений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, различные запахи, вкусы и т.д. Качество каждого ощущения определяется свойством того объекта, который его вызывает. Каждый анализатор отражает большой диапазон качеств. Образ восприятия отражает предметную определенность мира. Качества, данные в ощущениях, входят как составная часть в предметную характеристику восприятий.

Интенсивность ощущений - это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражителя. Количественная и качественная характеристика раздражителя тесно связаны между собой.

Для каждого ощущения характерна также продолжительность , что представляет собой его временную характеристику. Продолжительность ощущения зависит от продолжительности действия раздражителя.

Ощущениям характерна локализация . Это означает, что любой образ ощущения имеет элементы пространственного расположения раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения - с той частью тела, которая вызывает данное ощущение. При этом локализация болевых ощущений бывает более размытой и менее точной.

Общие закономерности ощущений Пороги чувствительности

Раздражитель, действуя на анализатор, не всегда вызывает чувство. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда ощущение перестают возникать. Звуков с частотой более 20 тысяч Герц мы не слышим. Слишком сильный раздражитель может вызвать боль. Следовательно, ощущения возникают при действии раздражителя определенной интенсивности.

Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности различения.

Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности . Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора.

Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот. Наши анализаторы являются очень чувствительными органами. Они возбуждаются очень малой силой энергии соответствующих им раздражителей. Это касается в первую очередь слуха, зрения и обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих ароматных веществ не превышает 8 молекул. А для того чтобы вызвать вкусовые ощущения, необходимо по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Та самая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности . Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Эту психологическую закономерность должен предусмотреть учитель, особенно начальных классов. Некоторые дети имеют пониженную слуховую и зрительную чувствительность. Чтобы они хорошо видели и слышали, необходимо создавать условия для наилучшего отображения языка учителя и записей на доске. С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе, интенсивности и качеству.

Минимально увеличить силу действующего раздражителя, который вызывает едва заметные различия между ощущениями, называется порогом чувствительности различения .

В жизни мы постоянно замечаем изменение в освещенности, увеличении или уменьшение звука. Это и есть проявления порога различения или дифференциального порога.

Если попросить двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра, то увидим, что у каждого будет своя точка деления. Надо измерить результаты линейкой. Кто разделил точнее, у того и лучшая чувствительность различения. Отношение определенной группы ощущений к увеличению величины первоначального раздражителя является постоянной величиной. Это установил немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878).

На основе учения Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801 - 1887) экспериментально показал, что рост интенсивности ощущения не прямо пропорционален росту силы раздражителя, но медленнее. Если сила раздражителя возрастает в геометрической прогрессии, интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это положение формулируется еще и так: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Оно получило название закона Вебера-Фехнера.

Человек имеет удивительную способность не только видеть этот мир, но и ощущать его. Воспринимая окружающее пространство сенсорными системами, он изучает и познает его в то время, как ученые изучают человеческие чувства, безграничные и неосязаемые. Однако служители науки нашли объяснение ощущениям, все разложили по полочкам, выделили свойства и виды, а также выяснили некоторые закономерности.

Что такое ощущения

Сначала рассмотрим, что значит ощущение для человека. Это прежде всего психофизический процесс отражения прямого действия предметов и явлений материального мира на органы чувств. Именно с их помощью человек познает окружающий мир. Вот такое можно дать понятие ощущениям, закономерности которых раскрывают нам, как при помощи анализаторов человек познает и устанавливает связь с окружающей средой.

Анализатор - это анатомо-физиологический аппарат, который принимает воздействие каких-либо раздражителей из внешнего мира и преобразовывает их в ощущения. Он состоит он из следующих частей:

  • Периферический отдел - рецепторы.
  • Чувствительные нервные пути.
  • Центральный отдел нервной системы.

Виды ощущений

В зависимости от того, где расположены рецепторы, существуют следующие виды ощущений:

  • Интероцептивные. Располагаются внутри организма в тканях и органах и реагируют на изменения, происходящие в них.
  • Экстероцептивные. Рецепторы расположены на поверхности тела и реагируют на внешнее воздействие.
  • Проприоцептивные. Рецепторы находятся в мышцах и связках.

С объектами внешнего мира соотносятся органические ощущения. Они являются источником волевых импульсов, рождают желания и делятся на типы:


Свойства ощущений

Свойства, которые присущи ощущениям:


Рассмотрев виды и свойства ощущений, перейдем к закономерности. В чем состоит взаимосвязь анализаторов, определяющая развитие процессов при познавании и ощущении мира?

Закономерности ощущений

Ощущения возникают лишь в момент изменений, которые происходят в рецепторах под воздействием движений окружающего мира, либо самих органов чувств.

Можно выделить несколько закономерностей ощущений:

  • Пороги чувствительности.
  • Приспособление.
  • Взаимодействие.
  • Сенсибилизация.
  • Контраст.
  • Синестезия.

А теперь остановимся на каждом из них.

Чувствительность

Сенсибилизация возможна при определенных профессиях. Можно тренировать чувствительность.

Итак, можно выделить два способа сенсибилизации:

  • Компенсация сенсорных дефектов.
  • Требования в результате специфического вида деятельности.

Также сюда можно отнести и самостоятельную работу над совершенствованием ощущений.

Закономерность ощущений создает необходимые условия для полноценного восприятия мира.

Взаимодействие ощущений.

Развитие ощущений.

Простейшими, но очень важными психическими по­знавательными процессами являются ощущения. Они сиг­нализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Они даютвозможность ориентироваться нам в окружающих услови­ях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.

/. /. Что такое ощущения

Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. При.помощи ощущений мы познаем величину, фор­му, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружаю­щих нас предметов и явлений, улавливаем различные зву­ки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических про­цессов - восприятия, мышления, воображения.

Если бы человек был лишен всех ощущений, он ника­кими способами не мог бы познавать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный, зеле­ный или любой другой цвет, глухим от рождения - что такое звук человеческого голоса, пение птиц, музыкаль­ные мелодии, звуки проезжающих машин и пролетающих самолетов и пр.

Обязательным условием возникновения ощущения яв­ляется непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действитель­ности, которые воздействуют на органы чувств, называ­ются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная на­ука значительно расширила представления о видах ощу­щений человека.

Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, рас­положенный на периферии тела или во внутренних орга­нах; специализирован для приема воздействия определен­ных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каж­дый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной инфор­мации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.

Любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств - рецептор (от латинского слова «receptor» -принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные цент­ры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, если повреждена любая часть анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных не­рвов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.

Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных не­рвов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появ­ляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражите­лем возбуждение в органе чувств распространяется по цен­тростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу.

Мозг получает информацию и от внешнего мира и от х самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы выне­сены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внут­ренних органах и тканях. Своеобразное положение зани­мает двигательный анализатор.

Анализатор - сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый ана­лизатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздра­жения, ухо - на слуховые и пр.

Главная часть каждого органа чувств -рецепторы, окон­чания чувствующего нерва. Это органы чувств, реагирую­щие на определенные раздражители: глаз, ухо, язык, нос, кожа, и специальные рецепторные нервные окончания, за­ложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела. Такие органы чувств, как глаз, ухо объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на ре­цептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определен­ные участки коры больших полушарий головного мозга.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения - зри­тельные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.

1.2. Виды ощущений

Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным мо­жет быть только совершенно прозрачный предмет, кото­рый мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зе­леного, синего).

Зрительные ощущения возникают в результате воздей­ствия световых лучей (электромагнитных волн) на чув­ствительную часть нашего глаза. Светочувствительным ор­ганом глаза является сетчатка, в которой находятся клет­ки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много -около 130 палочек и 7 млн. колбочек.

При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматических цветов -всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточ­но), и зрение осуществляется только аппаратом палочек -человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т.е. ахроматические цвета).

Есть заболевание, при котором нарушается работа па­лочек и человек видит очень плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение остается относитель­но нормальным. Это заболевание называется «куриная сле­пота», так как куры, голуби не имеют палочек и в сумер­ках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наобо­рот, имеют в сетчатке только палочки - днем эти животные почти слепы.

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособ­ность человека, на успешность учебной деятельности. Пси­хологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для ок­раски стен учебных помещений оранжево-желтый, созда­ющий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утом­ляют глаза.В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальто­низмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впер­вые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обо­значают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, не мо­гут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цве­там встречается очень редко.

Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близо­рукости, особенно у детей и школьников.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музы­кальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализа­тор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-сла­бый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие го­лоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи называется фонематическим. Он фор­мируется в зависимости от речевой среды, в которой вос­питывается ребенок. Овладение иностранным языком пред­полагает выработку новой системы фонематического слу­ха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в началь­ной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культу­ре человечества.

Шумы могут вызывать у человека определенный эмо­циональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой вет­ра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего по­езда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближа­ющегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибра­ционные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весь­ма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запа­хи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообраз­ных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.

Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обоня­тельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благо­воние предметов оказывает большое влияние на эмоцио­нальное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потреб­ности людей в приятных запахах.

Обонятельные ощущения весьма значимы для человека в тех случаях, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек мо­жет ориентироваться в них.

Июль, таскающий в одеже Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна

Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.

Пастернак Б. «Июль»

Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Раз-нообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощу­щений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограни­ченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кис­лого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие.

Вкусовые ощущения человека находятся в большой за­висимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкус­нее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже са­мое любимое, блюдо кажется безвкусным.

Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края язы­ка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому.

Кожные-ощущения - тактильные (ощущения прикос­новения) и температурные (ощущения тепла или холо­да). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или при­косновения, или ходода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений раз­лична. Прикосновение больше всего ощущается на кон­чике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувстви­тельна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровож­даются положительным чувством, характер эмоциональ­ной окраски для тепла и холода различен: холод пережи­вается как бодрящее чувство, теплота - как расслабляю­щее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоцио­нальные переживания.

Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обо­нятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, поэтому и органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире.

Другая группа ощущений сообщает нам об изменени­ях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без этих ощу­щений мы ничего бы не знали о самих себе.Двигательные (или кинестезические) ощущения - это ощу­щения движения и положения частей тела. Благодаря дея­тельности двигательного анализатора человек получает воз­можность координировать и контролировать свои движе­ния. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Развитие кинестезических ощущений - одна из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного ана­лизатора. Для овладения движениями большое значе­ние имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений.

Без развития движений и овладения ими невозможна учебная и трудовая деятельность. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова повыша­ет культуру учащихся, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речедвигательных движений, которые не характер­ны для русского языка.

Без двигательных ощущений мы не могли бы нормаль­но выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг другу требует сигнализации о каж­дой малейшей подробности акта движения.

Органические ощущения рассказывают нам о работе на­шего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желуд­ка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе.

Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. - все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.

«Нет сомнений, - говорил И.П. Павлов, - что для орга­низма важен не только анализ внешнего мира, для неготакже необходимо сигнализирование вверх и анализиро­вание и того, что происходит в нем самом».

Органические ощущения тесно связаны с органически­ми потребностями человека.

Осязательные ощущения - это сочетания кожных и дви­гательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.

Маленький ребенок начинает познавать мир с осяза­ния, ощупывания предметов. Это один из важных источ­ников получения информации об окружающих его пред­метах.

У людей, лишенных зрения, осязание - одно из важ­нейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготов­лением пищи.

Сочетание кожных и двигательных ощущений, возника­ющих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука. Например, слепоглухая Ольга Ско-роходова так пишет в стихотворении «КбюстуА.М. Горь­кого»:

Я никогда не видела его, Мне осязанье зренье заменяет, Своими пальцами смотрю я на него, И Горький предо мною оживает...

Осязание имеет большое значение в трудовой деятель­ности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих точности.

Ощущения равновесия отражают положение, занимае­мое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые са­димся на двухколесный велосипед, становимся на конь­ки, ролики, водные лыжи, то самое трудное - удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом.

При изменении положения тела происходит колеба­ние особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы рав­новесия тесно связаны с другими внутренними органами.При сильном перевозбуждении органов равновесия наблю­даются тошнота, рвота (так называемая морская или воз­душная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.

Болевые ощущения имеют защитное значение: они сиг­нализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, чело­век не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная не­чувствительность к боли - редкая аномалия, и она прино­сит человеку серьезные неприятности.

Болевые ощущения имеют различную природу. Во-пер­вых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних орга­нах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверх­сильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляю­щий свет, оглушительный звук, сильный холод или теп­ловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.

1.3. Основные закономерности ощущений

Не все, что действует на наши органы чувств, вызыва­ет ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на кожу пылинок, не видим света далеких звезд, не слы­шим тиканья часов в соседней комнате, не чувствуем тех слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака. Почему? Чтобы возникло ощущение, раздра­жение должно достигнуть определенной величины. Слиш­ком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Минимальная величина раздражителя, дающая замет­ное ощущение, называется абсолютным порогом ощуще­ния.

Каждый вид ощущения имеет свой порог. Эта та, са*мая маленькая, сила воздействия на органы чувств, которую они способны уловить.

Величина абсолютного порога характеризует абсолют­ную чувствительность органов чувств, или способность их реагировать на минимальные воздействия. Чем меньше ве-личина порога ощущения, тем больше абсолютная чув­ствительность к данным раздражениям.

Абсолютная чувствительность определенных анализато­ров у разных людей различна. В мире нет совершенно оди­наковых людей, поэтому и пороги ощущения у всех раз­личаются. Так, один человек слышит очень слабые зву­ки (например, тиканье часов, находящихся на большом расстоянии от его уха), а другой не слышит. Для того, что­бы у последнего возникло слуховое ощущение, необходи­мо увеличить силу данного раздражителя (например, при­близить на более близкое расстояние тикающие часы). Та­ким образом можно обнаружить, что абсолютная слуховая чувствительность у первого выше, чем у второго, и точно измерить наблюдаемое здесь различие. Или один человек может заметить совсем слабый, тусклый свет, а для друго­го этот свет должен быть чуть ярче, чтобы его можно было ощутить.

Пороги абсолютной чувствительности не остаются не­изменными на протяжении жизни человека: чувствитель­ность у детей развивается, достигая к юношескому возра­сту высшего уровня: пороги становятся ниже, а чувстви­тельность достигает оптимального уровня. К старости пороги чувствительности повышаются. Значительное вли­яние на изменение порогов оказывает деятельность, в про­цессе осуществления которой человек опирается на дан­ные виды чувствительности.

Не только в специальных школах, но и в обычных учатся дети с пониженной слуховой и зрительной чувствитель­ностью. Чтобы они отчетливо видели и слышали, нужно заботиться о том, как создать для них условия наилучшего различения речи учителя и записей на доске.

Помимо абсолютной чувствительности анализатор имеет другую важную хаактеристику - способность различать из­менения в силе раздражителя.

Другая важная характеристика анализатора - его спо­собность различать изменения в силе раздражителя.

Та наименьшая прибавка к силе действующего раздра­жителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувстви­тельности к различению.

В жизни мы постоянно замечаем изменение освещен­ности, увеличение или уменьшение силы звука, но по­чувствуем ли мы, например, разницу в силе источника света в 1000 и 1005 Вт?Порог различения имеет постоянную для определенно­го вида ощущений относительную величину и выражается в виде отношения (дроби). Для зрения порог различения 1/100. Если исходная освещенность зала составляет 1000 вт, то прибавка должна составлять не менее 10 вт, чтобы человек ощутил едва заметное изменение в освещенности. Для слуховых ощущений порог различения 1/10. Значит, если к хору в 100 человек прибавить 7-8 таких же певцов то человек не заметит усиления звука, только 10 певцов едва заметно усилят хор.

Развитие различительной чувствительности имеет важ­ное жизненное значение. Оно помогает правильно ориен­тироваться в окружающем, дает возможность действовать в соответствии с малейшими изменениями в окружающих условиях.

Адаптация. В жизни адаптация (от латинского слова «adaptare» - прилаживать, привыкать) хорошо известна каждому. Входим в реку купаться, в первую минуту вода кажется ужасно холодной, затем ощущение холода исче­зает, вода кажется вполне терпимой, достаточно теплой. Или: выйдя из темной комнаты на яркий свет, мы в пер­вые мгновения видим очень плохо, сильный свет ослеп­ляет и мы невольно зажмуриваемся. Но через несколько минут глаза приспособятся, привыкнут к яркому осве­щению и будут видеть нормально. Или: когда мы с улицы приходим домой, то в первые секунды ощущаем все до­машние запахи. Через несколько минут мы их перестаем замечать.

Значит, чувствительность анализаторов может менять­ся под влиянием действующих раздражителей. Такое при­способление органов чувств к внешним воздействиям на­зывается адаптацией. Общая закономерность изменения чувствительности: при переходе от сильных к слабым раз­дражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным - снижается. В этом проявляется био­логическая целесообразность: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна, когда они слабы, важ­на способность улавливать слабые раздражители.

Сильная адаптация наблюдается в зрительных, обоня­тельных, температурных, кожных (тактильных) ощуще­ниях, слабая - в слуховых и болевых. К шуму и боли мож­но привыкнуть, т.е. отвлечься от них, перестать обращать на них внимание, но чувствовать их не перестаешь. А вот кожа перестает чувствовать давление одежды. Наши орга-ны чувств не приспосабливаются к боли потому, что боль -это тревожный сигнал. Его подает наше тело, когда с ним что-нибудь неладно. Боль предупреждает об опасности. Если " бы мы переставали чувствовать боль, мы не успевали бы помогать себе.

1.4. Взаимодействие ощущений

Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора мо­жет влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение. Обтирание лица прохладной водой (температурные ощущения), сла­бые кисло-сладкие вкусовые ощущения тоже могут обо­стрить наше зрение.

Дефект работы одного анализатора обычно компенси­руется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов при потере одного из них. Оставшиеся не­поврежденными анализаторы своей более четкой работой компенсируют деятельность «выбывших» анализаторов. Так, при отсутствии зрения и слуха у слепо-глухих настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся ана­лизаторов, что люди научаются довольно хорошо ориен­тироваться в окружающей обстановке. Например, слепо-глухая О.И. Скороходова за счет хорошо развитого осяза­ния, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии.

1.5. Развитие ощущений

Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безус­ловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и неко­торые другие раздражители. Человеческий слух формиру­ется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих ощущений есть результат развития и вос­питания.

Нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами - памятью, мышлением,воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в пол­ной мере не реализуется.

Устройство наших органов чувств позволяет нам ощу­щать гораздо больше того, что мы на самом деле ощущаем. Как будто сложный прибор работает не в полную силу. Можно ли как-то изменить или усилить наши ощущения? Конечно, можно.

Развитие ощущений происходит в связи с практичес­кой, прежде всего трудовой деятельностью человека и за­висит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совер­шенства достигают, например, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр.

Живопись предъявляет особые требования к ощуще­нию пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов. Это ощущение у художников развито выше, чем у людей, не занимающихся живописью. То же - у музыкантов. На точность определения звуков по высоте влияет, например, инструмент, на котором человек иг­рает. Исполнение музыкальных произведений на скрипке предъявляет особые требования к слуху скрипача. Поэто­му различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем, например, у пианистов (данные Кауфма­на).

Известно, что одни люди хорошо различают мелодии и легко их повторяют, другим кажется, что все мелодии имеют один и тот же мотив. Бытует мнение, что музыкаль­ный слух дан человеку от природы и если у кого-то его нет, то уж никогда не будет. Такое представление ошибоч­но. Во время занятий музыкой у любого человека развива­ется музыкальный слух. Особенно острым слухом отлича­ются слепые люди. Они хорошо узнают людей не только по голосу, но и по звуку шагов. Некоторые слепые могут по шуму листьев различать деревья, например, отличить березу от клена. А если бы они видели, то у них не было бы особой необходимости обращать внимание на такие небольшие различия в звуках.

Наши зрительные ощущения тоже развиты очень мало. Возможности зрительного анализатора гораздо шире. Из­вестно, что художники различают гораздо больше оттен­ков одного и того же цвета, чем большинство людей.Встречаются люди с хорошо развитым осязанием и обо­нянием. Особенно важны эти виды ощущений для слепых и глухих. На ощупь и по запаху они узнают людей и пред­меты, идя по знакомой улице, они по запаху узнают о том, мимо какого дома проходят.

Вот, например, что пишет Ольга Скороходова: «Неза­висимо от того, какое бывает время года: весна ли, лето ли, осень или зима, но я всегда по запахам чувствую боль­шую разницу между городом и парком. Весной я чувствую, как резко пахнет влажная земля, смолистый запах сосны, запах березы, фиалок, молодой травы, а когда цветет си­рень, я слышу этот запах. Еще подходя к парку, летом я чувствую запах разных цветов, травы и сосны. В начале осени я слышу в парке сильный, не похожий на другие запахи, запах увядающих и уже сухих листьев; в конце осени, особенно после дождя, я ощущаю, как пахнет мокрая земля и намокшие сухие листья. Зимой же я отли­чаю парк от города, потому, что воздух здесь более чис­тый, нет тех резких запахов людей, автомобилей, разной пищи, запахов, которые в городе исходят почти из каж­дого дома...»

Для того, чтобы развивать свои ощущения, необходи­мо их тренировать. Мы не используем всех возможностей, данных нам природой. Свои ощущения можно упражнять и тренировать, и тогда окружающий мир откроется чело­веку во всем своем многообразии и красоте.

Особенностью сенсорной организации человека явля­ется то, что она складывается прижизненно. Исследова­ния психологов показывают: сенсорное развитие - резуль­тат длительного жизненного пути личности. Чувствитель­ность - потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию.

Вопросы и задания

1. Почему ощущение называют источником познания?

2. Что такое «органы чувств»?

3 О каких ощущениях идет речь в стихотворных строчках слепоглухой О. Скороходовой:

Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю...

4. Понаблюдайте за собой: какие ощущения у вас наиболее развиты?Тема 2 ВОСПРИЯТИЕ

Что такое восприятие.

Виды восприятия.


Похожая информация.


1. Количественнаяхарактеристика /интенсивностьощущений (громко/тихо, остро/слабо) – зависит от силы воздействия и функционального состояния рецептора.

2. Качественнаяхарактеристика (вариация ощущений – оттенки цветов, тонкости во вкусовых ощущениях, разная высота звуков) – это основная характеристика ощущения, которая отличает его от др. видов ощущений, и которая варьирует его в пределах данного вида ощущений.

3. Продолжительность - временные характеристики.

В зависимости от продолжительности действия раздражителя, продолжительность ощущений будет различной.

Ощущения возникают не сразу, а через некоторое время после воздействия раздражителя.

Латентное время – между началом воздействия и началом возбуждения.

Латентный период:

Тактильные – 130 млсек.

Болевые – 370 млсек.

Вкусовые – 50 млсек.

Ощущение с опозданием (начало действовать – ощущение приходит чуть позже);

Явление последействия (= инерция ощущения) – после прекращения воздействия раздражителя ощущение сразу не исчезает (звук закончился, а ощущение звучания осталось на некий короткий срок) – переход ощущения в память (элементарная сенсорная память). Продолжается в виде последовательных образов (пр: б/я последовательным образам смотрим фильмы).

Последовательные образы характерны для любых видов ощущений.

4. Пространственнаялокализацияраздражителя - пространственная характеристика (далеко/близко, большое/маленькое, где, на какую часть тела воздействует). Получаем информацию о локализации раздражителя в пространстве.

5. Эмоциональныйфон - эмоциональный компонент (сильный запах, острый звук).

Определенные виды ощущений могут вызывать определенные эмоции.

Пороги и чувствительность ощущений.

Существуют границы взаимодействия, за пределами которых человек не отражает (тихий звук).

Виды порогов:

Абсолютный.

Разностный.

Абсолютный порог.

12-22 тыс. Гц – слуховые ощущения.



Менее 12 Гц – не воспринимаются.

Более 22 тыс. Гц – могут вызывать болевые ощущения.

Нижний – минимальная величина раздражителя, которая впервые вызывает ощущения.

абсолютная чувствительность.

Подпороговые раздражители – реакция организма есть, но субъективно мы не ощущаем.

Верхний – самый сильный раздражитель, при котором возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. При дальнейшем повышении силы раздражителя -> болевые ощущения.

Нижнему абсолютному порогу соответствует абсолютная чувствительность.

Абсолютная чувствительность – способность воспринимать минимальные воздействия.

Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность, и наоборот (обратная зависимость).

Величина абсолютного порога зависит от характера действия, состояния анализатора, силы, длительности раздражителя, возраста Ч., и т.д.

Разностная чувствительность.

Это способность к различению минимальных различий между раздражителями.

Разностный порог.

Это минимальное изменение раздражителя, которое ощущается.

Чем слабее раздражитель, тем меньше нужно изменение – меньший разностный порог.

Величина РП зависит от индивидуальных различий, от исходной величины раздражителя (чем > величина первоначального раздражителя, тем > нужно изменение).

Соотношение изменений исходной величины:

Зрительный – 1/100

Слуховой – 1/10

Тактильный – 1/30

Соотношение между разностным порогом и разностной чувствительностью – обратная зависимость.

Чем меньше разностный порог, тем больше чувствительность и наоборот (чувствительность – разностная/различительная/относительная).

Закон Вебера-Фехнера (основной психофизический закон).

K,C – постоянные

S – интенсивность ощущений

I – сила раздражителя

Этот закон отражает связь между интенсивностью ощущений и силой раздражителя.

Согласно этому закону:

Интенсивность ощущений пропорциональна логарифму силы раздражителя.

При увеличении силы раздражителя в геометрической прогрессии, интенсивность увеличивается в арифметической прогрессии.

Следовательно – ощущения растут гораздо медленнее по отношению с силой раздражителя.

Развитие чувствительности.

Условия:

1. Необходимость компенсации сенсорных дефектов.

2. Деятельность (специфические требования профессии).

Примеры:

1. При утрате зрения обостряется осязание.

Слух ->

2. Черный цвет – 40-60 оттенков (на текстильных фабриках).


Билет 11.

Закономерности ощущений (адаптация, контраст, взаимодействие ощущений). Развитие чувствительности.

1. Адаптация – это изменение чувствительности под влиянием (измененной) обстановки.

Разновидности:

Негативная ад.

1. Адаптация, как полное исчезновение ощущений в процессе продолжающегося действия раздражителя.

2. Адаптация, как притупление чувствительности под влиянием сильных раздражителей.

Позитивная ад.

3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Адаптация обеспечивает более гибкое приспособление, сохранность органов чувств (биологическое значение).

2. Контраст – повышение чувствительности под влиянием противоположенного раздражителя.

Виды:

1. Одновременный (пр: белый на черном).

2. Последовательный (пр: холод -> тепло).

3. Взаимодействие ощущений .

(Кравков, Лазырев - изучали).

Это изменение чувствительности одного анализатора под влиянием раздражителя на др. органы чувств.

А) Синестезия - ощущение одной модальности переходит в ощущение другой модальности (обоняние -> вкус).

Б) Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием работы другого анализатора (в темноте слух обостряется). Раздражение слабое или умеренное.

В) Интерференция – понижение чувствительности под влиянием сильного раздражителя в другом анализаторе.

Развитие чувствительности.

Условия:

3. Необходимость компенсации сенсорных дефектов.

4. Деятельность (специфические требования профессии).

Примеры:

3. При утрате зрения обостряется осязание.

Слух -> вибрационная чувствительность.

Специфическая сенсорная организация , когда одни виды чувствительности отстают, а другие достигают высокого уровня развития.

Не типична, присуща конкретному Ч., имеет вынужденный характер.

4. Черный цвет – 40-60 оттенков (на текстильных фабриках).

Музыка – повышение звуковой чувствительности.

(Резкое возрастание).


Билет 12.

Понятие о восприятии. Виды восприятия. Физиологические основы восприятия.

Понятие о восприятии.

Сенсорно-перцептивный уровень, чувственная ступень познания.

Непосредственное отражение.

Целостное отражение предметов и явлений.

Более высокая ступень в пределах чувственного познания.

Происходит переход от отражения отдельных характеристик к отражению их совокупности.

Включает в себя ощущения и основывается на них.

При восприятии происхидит синтез отдельных ощущений.

Восприятие = комплекс ощущений, комбинация взаимосвязанных между собой ощущений.

Воображение не сводится к сумме ощущений. Это качественно новая ступень познания:

Соотнесенность целостного образа с предметом.

Более сложный познавательный процесс:

Участвует опыт.

Участвует мышление (особенно в затруднительных случаях (пример: относительность движения). Происходит поиск, выделение главных существенных характеристик/признаков -> отнесение к какой-либо категории. * имеет место рассуждение. * наблюдение – думающее восприятие (произвольный осмысленный процесс)).

Память (в памяти происходит поиск аналогичного воспринимаемому предмета -> происходит узнавании предмета).

Перцептивные операции/действия.

Активность. Определенная работа (проявляется в моторике – глаз бегает; слуховые – вытягиваем шею, настраиваем ухо (при помехах); речь – что-то проговариваем; музыка – внутреннее пропевание).

Моторный компонент.

В процессе моторики происходит выделение главных характеристик (за счет активного исследования предмета).

Виды восприятия.

I. По преобладающей роли анализатора.

1. Зрительное.

2. Слуховое.

3. Осязательное.

4. Обонятельное.

5. Вкусовое.

6. Двигательное

Б) Сложные виды восприятий – сочетание работы разных анализаторов.

II. По степени произвольных усилий в процессе восприятия.

1. Произвольное (пр: наблюдение).

2. Непроизвольное.

III. По особенностям воспринимаемого объекта.

1. Восприятие речи (устное, письменное).

2. Музыки.

3. Предметов.

4. социальная перцепция (восприятие человека человеком).

VI. По формам существования материи.

1. Восприятие разных пространственных характеристик (некоторые или все анализаторы + умозаключение (форма, величина, удаленность, и т.д.)).

2. Восприятие движения (скорость, направление движения, и т.д.).

3. Восприятие времени (протяженность процесса (пр: что-то долго или коротко давит на руку)).

V. По продолжительности.

1. Симультанное (одномоментное).

2. Сукцессивное (продолжительное, последовательное, развернутое по времени).

Примеры: зрительное – узнавание быстрое или медленное.

Осязательное – длительное.

Физиологические основы восприятия.

Работа анализаторов.

2. Временные нервные связи , который образуются в коре БП при воздействии комплексного раздражителя (предметов и явлений окружающего мира).

В мозговом конце анализатора ® анализ и синтез воздействий комплексного раздражителя.

Анализ ® выделение предмета из фона.

® осуществляется синтез (отдельные свойства ® целостный образ).

Без анализа невозможно осмысленное восприятие.

Синтез ® объединение звуков в слова, и т.д.

Основа синтеза – установление временных связей.

Нервные связи:

Внутрианализаторные (в анализаторном центре; в пределах одного анализатора);

Межанализаторные (на основании опыта; в пределах разных анализаторов);

Þ объединение отдельных элементов в целостный образ.

При воздействии комплексного раздражителя одной модальности ® внутрианализаторные связи (пр: мелодия).

Комплексный раздражитель ® на разные анализаторы ® межанализаторные связи (пр: лекция, лимон) ® вохникают ассоциации + доюавляется слуховой образ слова.

При построении целостного образа возникает внутрианализаторные и межанализаторные связи.

3. II блок мозга .

Вторичные зоны – целостные образы (частично работают первичные зоны – блики. Отдельные звуки). Слияние элементов в образы.

Третичные зоны – связываются мозговые концы разных анализаторов (взаимодействие анализаторов Þ целостность восприятия).

4. III блок мозга – регуляция восприятия.

5. Вторая сигнальная система (по Павлову) – речь. Придает определенную направленность процессу восприятия.

Восприятием модно манипулировать, управлять.

Установка влияет на восприятие (пр: 1 портрет = ученый/преступник Þ выделение разных черт).

6. Рефлекторные системы /механизмы.

Ориентировочный рефлекс (на новизну);

Рефлексы на комплексные раздражители (пр: рефлекс на сочетание звука и света);

Рефлексы на отношения – реакция не на отдельные воздействия, а на соотношения между предметами (пр: опыт с курицами и приклеенными зернами).


Билет 13.

Свойства восприятия.

1. Целостность – отражение предмета в целом, совокупность свойств. Даже когда к-то элементы отсутствуют воспринимается целостный образ. Некоторые детали не замечаются (студунт – студент; сипендия - стипендия).

2. Предметность – соотнесение образа восприятия с предметом (обозначения… нечто вижу - дерево). Способность Ч. отражать мир в виде отдельныхпредметов.

3. Выделение предмета из фона .

Предмет восприятия – воспринимается то, на чем сосредоточено восприятие на данный момент.

Фон восприятия - то, что отступает на задний план, воспринимается менее ясно (может восприниматься на уровне ощущений).

Предмет и фон – явления динамичные.

То, что было фоном, может стать предметом и наоборот (пр: рисунок с 2-мя профилями и вазой).

Чем больше фон и объект отличаются, тем легче происходит выделение.

Затрудняется выделение предмета из фона, если предмет находится среди схожих предметов.

Гештальт-психологи.

Законы гештальта = условия, которые способствуют объединению элементов в целое и выделению предметов из фона (Вертгеймер - выделил законы).

Законы гештальта:

1. фактор близости – то, что ближе находится, объединяется быстрее.

2. фактор замкнутости – замкнутые элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. фактор сходства – сходные элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

4. фактор хорошей линии/ хорошего продолжения .

5. фактор группировки без остатка – то, что группируется без остатка ® тенденция к объединению (фактор близости здесь не работает).

6. ф . общей судьбы – элементы, объединенные по общему характеру изменения (пр: птицы летят в одну сторону ® воспринимаем как целое).

7. ф . прошлого опыта (пр: 3 линии ® треугольник).

8. ф . объективной установки (пр: 3 точки ® треугольник).

· Восприятие целого зависит от восприятия частей (пр: параллелограмм + 2 одинаковые линии в нем).

· Восприятие элементов зависит от восприятия целого (пр: рисунок со старухой и девушкой).

4. Осмысленность – присутствие мышления в процессе восприятия.

Относим предмет к какой-то категории (пользуемся понятиями) - категориальность .

Рассуждения, гипотезы (пример: ожидание кого-то в темноте).

Обогащение восприятия 2 сигнальной системой.

5. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Зависит от особенностей субъекта - интересы, мотивы, цели, деятельность. Из массы всех объектов выбираем необходимую информацию.

6. Апперцепция – приращение к восприятию. Влияет опыт, профессия, состояние человека, эмоции, и т.д. (пр: три палки ® треугольник; у страха глаза велики).

7. Константность – постоянство образа восприятия при изменении некоторых характеристик (примеры: цвет при сумерках и свете; удаление объекта; при движении: на камере – объект прыгает, в восприятии человеком – стоит на месте).

Восприятию доверять можно. Без константности значительно затруднилась бы ориентировка.

8. Структурность – в объекте компоненты/элементы воспринимаются не как попало расположенными; элементы организованно расположены, стуктурированы.

Воспринимаются не только элементы, но и их соотношения, связи, и т.д.

(Структурированность – характеристика целостности).


Билет 14.

Восприятие пространства.

Отражение разных пространственных характеристик.

Пространственные характеристики.

1. Величина.

2. Удаленность объекта.

3. Объемные характеристики.

4. Форма объекта, и т.д.

Величина.

(Ананьев)

Совместная работа разных анализаторов.

1. зрительный анализатор (главный).

2. осязание.

3. слуховой анализатор (пр: движение поезда – короткий/длинный состав).

Момент осмысленности (умозаключение, мышление).

Зрительный анализатор – изображение на сетчатке:

Механизмы:

Аккомодация – изменение кривизны хрусталика.

Конвергенция – сведение зрительных осей.

Восприятие глубины (объемности) и удаленности.

Аккомодация и конвергенция дают в ограниченном количестве восприятия.

Механизмы:

Бинокулярное зрение – работа 2-х глаз одновременно (важная роль (один глаз – плоский объект)).

Оптимальная диспаратность.

Диспаратность – расхождение в изображении на 2-х сетчатках.

Корреспондирующие точки – совпадающие точки дают эффект плоскости (нет объема).

Если изображение на диспаратные точки, то изображение объемное.

Если сильное расхождение на диспаратные точки, то изображение двиться.

Оптимальная диспаратность (дисперити – неравенство, несоответствие) – в силу некоторых расхождений ® объемный эффект (работа обоих глаз одновременно), эффект глубины.

Форма.

Зрительная или осязательная.

Объект имеет четкие характеристики, выделяется из фона.

Для определения формы – активные движения.

Форма лучше видна, когда есть контрастные отношения между предметом и фоном.

На восприятие формы также влияет освещенность и расстояние.

Иллюзия – ошибка пространственных характеристик.


Ощущения

    Понятие «ощущение»

    Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные

    Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия.

Требование : уметь классифицировать виды ощущений.

1. Понятие «ощущение»

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга.

*Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высокоразвитой корой. Если последняя временно отключается (с помощью наркоза или наркотиков), то индивид утрачивает способность осознанно реагировать даже на сильнодействующие болезненные раздражители

2. Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные

Английский физиолог И. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений:

1) экстероцептивные , возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

2) интероцептивные (органические) , сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т. п.);

3) проприоцептивные , расположенные в мышцах и сухожилиях, с помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.

3. Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия

Пороги ощущений

Нижний порог ощущения -та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. (Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора).

Верхний порог ощущения - та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. (Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.)

Разностный порог ощущения (порог различения) - тa минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. (Для того, чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400 - 402 колебания в 1 сек. воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения).

Адаптация

Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем не одинакова: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью адаптации отличаются болевые ощущения: боль - это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью.

Взаимодействие ощущений, синестезия

Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей называется сенсибилизацией . Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов.

Синестезия - иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого. (Например, у некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения, а некоторые цветовые сочетания в свою очередь влияют на температурную чувствительность).



Похожие статьи