Чем накрывают покойника в гробу. Православный обряд погребения

17.10.2019

Смерть - естественный процесс, от которого нельзя скрыться. Во все времена люди старались оградить мир живых от покойников, поэтому возникали обычаи. Какие существуют приметы на похоронах и чего не разрешается делать? Подробно разберем самые распространенные суеверия.

Особенности верований

Смерть человека является трагическим и грустным событием для всех его близких. В древности верили, что любые контакты живых и мертвых опасны для обеих сторон. Чтобы обеспечить легкий переход в иной мир, наши предки разработали ряд сложных ритуальных действий.

Приметы, связанные с похоронами, имеют долгую историю, начинающуюся еще в языческую эпоху. В суевериях собрана полная информация о том, что можно, а чего нельзя делать во время траурной церемонии. Благодаря сложным обрядам, ученым удается изучить культурное наследие дописьменных эпох.

Смысл многих верований утрачен, а все действия закреплены в традициях. Хранителями ритуальных знаний остаются старики, а молодежь пытается вырваться из ограничительных рамок. При полном отсутствии знаний об особенностях погребения есть вероятность накликать на себя и близких потустороннее влияние.

В день смерти

Если современные люди редко задумываются о кончине, то наши предки готовились к этому событию заранее. Еще 100 лет назад в деревнях мужчины собственными руками предпочитали делать гроб для себя, жены и близких. Считалось естественным, что изделия стоят на чердаке, наполненные стружками или зерном. Считалось, что пустая домовина способна ускорить трагический момент.

Чтобы не потревожить умершего, родственники всегда исключали контакт тела с серебряными предметами. Металл использовали для борьбы с нечистой силой, поэтому запрещалось класть рядом с покойным любые украшения. Даже крестик на шею предпочитали вешать из обычного материала.

Чтобы облегчить переход из мира живых в мир мертвых, наши предки накрывали умирающего белой тканью. Светлый покров успокаивал тело и помогала духу смириться с новым состоянием. Такой предмет нельзя было никому отдавать, поэтому его закапывали вместе с покойным.

До сих пор есть традиция закрывать зеркала после смерти человека. Считается, что предмет с отражающей поверхностью является бесовским подарком. Вылетевшая душа может попасть в стеклянную ловушку, навеки лишиться покоя. В других источниках говорят, что живые способны рассмотреть покойника.

Подготовительные процедуры

Омовение усопшего - один из важных этапов погребения. Кровным родственникам было запрещено готовить к ритуалу близкого человека. Для этого приглашали пожилых людей одного пола с умершим. Если во время последней гигиенической процедуры труп упал со стола, это считалось опасным предзнаменованием для всех близких. Плохие приметы на похоронах предупреждали, требовали уважения.

Вода, которой мыли покойника, приобретает негативный заряд. Предки верили, что при помощи такой жидкости легко навести порчу на любого человека, сведя его в могилу или забрав здоровье, удачу. Народные суеверия требовали, чтобы влагу вылили на пустыре, подальше от жилья.

Гребень, которым расчесывали умершего, принято класть в гроб или бросать в реку. Есть суеверие, что предмет становится нечистым и отмыть его невозможно никакими способами. Если оставить гребешок в память о близком, смерть посетит дом еще раз. Часто колдуны использовали негативный компонент, подбрасывая его своим врагам.

Наши предки помнили о плохих приметах на похоронах, поэтому запрещали живым прикасаться к телу, находясь недалеко от домовины. Считалось, что местах, которыми дотрагивались, вскоре появятся язвы, трудно залечиваемые раны.

Когда в доме мертвец, нельзя вслух здороваться, достаточно просто кивнуть головой. Люди верят, что словами легко разозлить дух.

Одежда

У православных есть традиция наряжать мертвецов, как на свадьбе. Незамужних девушек одевали в фату и белое платье, а юношей - в праздничный костюм. Иногда погребальная церемония отдельными элементами напоминала свадьбу. Считалось, что люди, не вступившие в брак до смерти, обречены на тягостное скитание в пространстве между живыми и мертвыми.

Чтобы облегчить участь, из гостей выбирался «суженый», который шел за гробом. В языческие времена роль могли отдать вербе, фруктовому дереву или камню. Приметы и традиции на похоронах требовали погребать умерших влюбленных рядом.

Не менее трепетно относились к выбору последнего наряда для зрелых покойников. Наши предки заранее готовили последний костюм, отдавая предпочтение светлым тканям. Если человек умирал внезапно, нельзя было выбирать для церемонии что-то из гардероба живых. Верили, что зарытая в землю одежда вытянет из отдавшего энергию и здоровье, приближая час смерти.

Как вести себя у тела

Похоронные суеверия и приметы складывались в течение сотен тел. После кончины запрещается оставлять умершего в одиночестве. Рядом всегда кто-то должен находиться: читать молитвы или следить за горением свечи. Огонь символизирует движение к свету, поэтому до выноса поблизости держат освященное пламя.

Среди примет о покойниках и похоронах наиболее распространенными являются запреты, связанные с определенной категорией людей. Для беременных и детей существовала опасность негативного влияния со стороны зла. Предки советовали им отказаться от посещения погребальной церемонии и проводов на кладбище.

Было запрещено спать в одном помещении с мертвым. Славяне предпочитали покидать свои дома на время, пока там находится тело. Нельзя стирать и убирать до тех пор, пока покойника не проведут в последний путь. В некоторых деревнях остались правила, не разрешающие соседям по улице проводить посадочные работы до окончания похорон. Нарушившие табу могли остаться без урожая.

Если поблизости проходило погребение, людям не советовали спать. Предки верили, что дух не осознал гибели своего тела, поэтому может попробовать захватить другое. Находящийся в дреме взрослый подвергал себя огромной опасности. Для защиты младенцев под люльки ставили емкости с освященной водой.

Согласно приметам, запрещалось что-либо класть в гроб, особенно вещи и фото живых. Часто ведьмы предлагали положить на губы мертвеца две скрещенные иглы. Швейные предметы потом использовались для наведения порчи.

Погребение

Как вести себя во время погребального ритуала? Обычаи требовали от человека уважительного отношения к усопшему. Кем бы при жизни он ни был, после смерти он становился неприкосновенной фигурой. Запрещены сплетни и злословие, очерняющие репутацию. У гроба предпочитали вспоминать только самые светлые моменты.

Похоронную процессию всегда пропускали вперед. Тому, кто решался перейти дорогу, могли получить болезни и горести, мучавшие покойного. Лучше несколько минут подождать, чем проживать чужие беды и неприятности. Плохой приметой считалось, если навстречу процессии шла свадьба.

Если у покойника тело вялое, мягкое, то быть в доме еще одному покойнику.

По традиции гроб нельзя нести кровным родственникам. Дорогу на кладбище посыпают хвойными ветками или цветами, прикасаться к которым запрещено. Любой человек, принесший подобное украшение, становится следующим кандидатом в покойники.

Если встретить посторонних людей во время похорон, их нужно обязательно угостить сладостями и попросить помолиться об усопшем. Считается, что таким нехитрым образом получится перенести часть грехов на живых. Что делать, если упал гроб или перевернулась крышка? Рекомендуется на следующий день пойти в церковь и заказать заупокойную службу.

В могилу принято бросать горсть земли. Наши предки верили, что таким способом привязывают дух покойного к кладбищу. Если не совершить ритуал, призрак будет мучать близких. Слишком большой гроб или яма для погребения является приметой скорой смерти в той же семье.

После погребения

После похорон запрещено ходить в гости, иначе в этом доме кто-то умрет. Друзья и родственники собирались на ритуальный обед, который называется поминками. Перед входом в помещение необходимо прикоснуться к живому огню - руки грели от печки или костра. Считалось, что таким образом из тела изгоняется негативная энергия, связанная с кладбищем.

Обычаи требовали от людей поставить на окно стакан с чистой водой или водкой, накрыв кусочком хлеба. На трапезе нельзя плакать и горевать, иначе душе некомфортно. Вспоминают только хорошее, не упоминая о плохом. Неуместные во время траура песни и смех станут причиной гибели кого-то из близких. Избыточное пьянство грозило провинившемуся появлением в семье алкоголиков.

Отложенные на лечение умершего отца деньги после погребения принято жертвовать в церковь. Народные суеверия приписывали таким средствам негативную энергетику, способную живых довести до могилы. Часто заказывали поминальные службы.

Если в семье наступала беременность в течение года после смерти человека, предки верили в возврат души родственника в младенце. Приметы после похорон требовали от близких максимальной внимательности и такта. Можно было назвать ребенка в честь потерянного, после чего связь усиливалась.

Ритуальные запреты

К вещам покойного нельзя прикасаться до истечения 9 дней после смерти. Перед поминками раздавали все ценные предметы на память друзьям, а одежду относили нуждающимся. Мебель, на которой человек умер, выбрасывают спустя неделю. Стулья, державшие гроб, сжигают после погребения.

Через 40 дней душа покидает мир живых, поэтому все родственники собираются на ритуальный обед. На этом мероприятии разрешено присутствовать беременным и детям. По традиции на церемонию никого не приглашают, но, чтобы люди не забыли, советуют напомнить перед поминками.

При обряде поминовения первый блин и чашку киселя принято отдавать умершему.

Среди опасных примет про похороны, следует отметить чоканье: во время ритуальной трапезы обещает неприятности всем, кто нарушил древнее табу. Любой кусок, который упал на пол, нельзя отдавать животным.

В день рождения и смерти покойного человека принято ходить на кладбище. Если идет дождь, это говорит о том, что ангелы плачут вместе с близкими. Наши предки предпочитали не нервировать высшие силы, изгоняя грусть из сердца.

  1. Уважение. Кем бы ни был умерший, советуют не оскорблять даже мысленно. Обиженный дух способен натворить немало бед.
  2. Не колдовать. Иногда можно найти разные рекомендации, связанные с проведением непонятных обрядов. Правила гласят, что любые манипуляции на кладбище или на улице всегда наказываются высшими силами.
  3. Не бояться. Если увидеть траурную процессию, не стоит впадать в панику. Приметы при всех похоронах не пугают, а только предупреждают.

Все процедуры, связанные с ритуальными действиями, легко соблюдать. Процессию по улице всегда сопровождают опытные люди, не дающие сорваться мероприятию. Между поминками и возвращением домой, советуют никого не посещать. Конфеты и печенье соседям лучше отдать на следующий день.

Приметы о похоронах - древние предупреждения, переданные предками. Зная особенности траурного обряда, можно избежать многих неприятностей. Собранные рекомендации помогут разобраться во всех тонкостях ритуала.

Смерть - самая скрытая часть человеческой жизни. Люди рождаются, живут, потом приходит время смерти. Со смертью связано много тайн, иначе не может быть, ведь она находится за гранью осознанного. Уход человека в иной мир - тяжелое время для родных и близких, и последнее, что можно сделать - это проводить ныне усопшего в последний путь. В любой религии есть свои ритуалы и обряды похорон, особые традиции захоронения и поверья, которые существенно выделяют её среди других вер.

Проводы в последний путь

В древние времена существовал определенный список лиц , которых нельзя было хоронить на кладбище:

  • самоубийцы;
  • утопленники;
  • убийцы;
  • актёры.

Человека другого вероисповедания необходимо хоронить по его традициям. Если человек раньше был крещённый , а перед смертью принял другую веру, то хоронят по традициям настоящей религии. Некоторые религии подразумевают, что при отказе от истинной веры, необходимо вернуться. Таким образом, грехи будут прощены Всевышним.

Самоубийство считается большим грехом и большинство религий отказываются отпевать самоубиенного.

В Киевской Руси существовало поверье, что утопление является позорной смертью. Людям, которые увидели свой конец в реке, пророчили стать водными существами в другой жизни. Их, как и самоубийц, утопленников, убийц и актёров, хоронили за пределами кладбища.

В современном общество в большей степени отошло от старых поверий. Захоронение усопших происходит исключительно на кладбище и с памятником. Отдельной категорией по-прежнему считаются некрещёные. Хоронят их на кладбищах, но отпевание не проводят.

Православные традиции похорон

У православных в ритуалах чётко прослеживается взаимосвязь с языческой культурой. В день смерти необходимо закрыть все зеркала в квартире чёрной материей, бумагой или другим непрозрачным материалом.

В доме не должна звучать музыка. Это проявление скорби и уважения к покойному, так как душа ещё находится рядом, поэтому её не нужно тревожить.

От церковных служителей можно узнать, что душа на земле держится 3 дня, а после уже отправляется изучать загробный мир, вплоть до 9. Отсюда и ритуал, что хоронить тело необходимо на 3 день. В квартире необходимо держать иконку, а также стакан воды , если дух умершего захочет попить.

Прощание с усопшим

Если человек умирает в больнице, его тело сначала везут в морг, где составляют протокол осмотра и установления смерти, но прощание с успопшим все равно происходит дома.

В современном обществе не сильно акцентируют внимание на некоторых традициях. В мегаполисах не оставляют умершего на 3 дня в квартире, хотя такой обычай сохранился в небольших городах и сёлах.

А вот традиции прощания не подверглись большим изменениям. В день похорон, перед самим процессом, собираются близкие и родственники, которые желают попрощаться. Гроб обычно оставляют открытым, чтобы люди могли последний раз увидеть человека.

Исключения бывают, когда лицо и тело человека не имеет целостного вида, то есть собрано по частям. В таких случаях, используют закрытый гроб, дабы не шокировать близких.

Гроб, его ещё считают «домом покойника», необходимо выбирать тщательно. Размеры зависят от роста и комплекции человека. Последний «дом» должен быть удобным , а также иметь гармоничный вид.

В прошлом веке была традиция фотографировать умершего, но в XXI веке популярность таких фотографий резко уменьшилась. Технически развитое общество способно запомнить моменты и с живым человеком, в то же время, в XIX веке такая возможность была ограничена. Необходимо было выжидать момента в одной позе, поэтому фотографии с похорон были ценными.

В «дом» покойника кладут ценные для него вещи: чем он любил пользоваться, украшения и просто часто используемые предметы. Современный мир, что окутан электроникой, часто кладёт в гроб мобильные телефоны.

Одежда и приметы

Одежду необходимо подбирать согласно ритуалу. Считается, что покойник должен быть чистым, переходя в другой мир. Для этого его одевают во всё чистое, по возможности, новое. На ноги обувают тапочки, что подходят по размеру. Умерший должен чувствовать себя комфортно, отправившись в загробный мир.

Незамужних женщин часто хоронят в свадебных платьях. Только необходимо покупать новое, ибо если надеть платье ещё живого человека, то это негативно отразится на его здоровье. Девушек одевают в платья светлых тонов.

Молодым парням подбирают костюм с белой рубашкой. На палец надевают кольцо .

Бабушку хоронят в платье. А для дедушки подбирают костюм. Пожилым людям надевают любую удобную обувь.

Приметы, связанные со смертью , бывают с положительными и негативными последствиями.

Похоронный ритуал

Гроб выносят на улицу или в церковь, где умершего будут оплакивать. Перед этим выносят венки и фото покойного. Если есть, то медали и ордена . На стульях, где стоял гроб, необходимо провести время сидя.

Некоторые отвозят гроб в церковь, где проходит отпевание. В воскресенье, если оно попадает на Пасху, отпевают особым образом. Большинство людей заказывают священника в место, где будет проходить прощание. Вокруг тела собираются близкие, держа в руках свечи, а священник читает молитву. После прочтения молитвы, свечи задувают, а люди ходят вокруг гроба.

Существует заочный вид отпевания в нескольких случаях:

  1. Если человек военный и похоронен в братской могиле.
  2. Нет возможностей отпеть (обычно происходит в сёлах, где нет церквей).
  3. Погибшие в катастрофах.
  4. Если не получилось вовремя отпеть.

Процедура погребения

Перед процедурой погребения, покойника можно увидеть последний раз. В этот момент, по христианским традициям, прощаются с умершим. Священник зачитывает все достижения человека, а близкие прощаются и целуют покойника.

Гроб опускают в могилу на полотенцах. В некоторых случаях вместе с покойником отправляют свечи и монеты. Каждый человек кидает горсть земли, а после читает молитву про себя, чтобы душа человека обрела покой.

Что готовят на поминки

В день похорон, после погребения, все отправляются на поминки. Заранее необходимо организовать поминальный зал и обсудить еду.

Обязательным блюдом является кутья. На первое подают русские щи или другие разновидности супа. Хлеб должен находиться на столе. На второе используют различные каши. В дополнение к ним подают мясо или рыбу. Из напитков ставят водку для мужчин и вино для женщин. На третье используют компот и мучные изделия. Каждому из присутствующих дают выпечку и конфеты в дорогу, дабы помянул умершего.

Поминки необходимо сделать на 9 и 40 день. В это время заказывают молитву в церкви.

Правильно похоронить христианина необходимо, для того чтобы его душа нашла покой в загробном мире.

Очень часто отсутствие понимания смысла православных обрядов и традиций приводит к тому, что люди, вместо того, чтобы помогать душе умершего близкого, начинают верить во всякие суеверия и соблюдать обычаи, которые не имеют никакого отношения к христианству. В этой статье мы расскажем вам о том, как следует хоронить человека в соответствии с православными традициями.

ПОДГОТОВКА К ПОХОРОНАМ

Если тело усопшего до похорон будет находиться дома

  • Тело омывают тёплой водой, при этом читая «Трисвятое» * или «Господи, помилуй».
  • После омовения тело христианина одевают в чистые и, по возможности, новые одежды.
  • Потом тело покойного полагают на стол, покрывают белым покрывалом – саваном.
  • Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляется святой водой.
  • Покойного полагают в гроб лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками.
  • Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая рука поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают (развязывают уже перед самым внесением тела в храм).
  • На усопшего обязательно надевается нательный крестик.
  • Затем умершего покрывают особым освящённым покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке).
  • Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела»**. Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать ближайшие родственники и знакомые.***
  • Когда тело омыто и одето, то также возжигается лампада или свеча, которая должна гореть до тех пор, пока в доме находится покойный.
  • В руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону: для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено).
  • На лоб умершего возлагают венчик, являющийся символом соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец.
  • Гроб обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.
  • Желательно сразу после смерти человека заказать в храме или монастыре Сорокоуст****- поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. (В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий (см. ссылку 5) . При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно ещё до отпевания и погребения.

Если человек умер не дома, и тела его в доме нет

  • После того как выполнены все формальности и тело забрали в морг надо начинать читать в красном углу перед иконами канон, называемый «Последование по исходе души от тела»**, а затем и читать Псалтырь по усопшему. Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать ближайшие родственники и знакомые.***
  • На следующий день необходимо отвезти в морг чистые и, по возможности, новые одежды, другие необходимые вещи (более подробно можно прочитать тут «Что необходимо делать, когда умер человек » ), а также нательный крест (если не было на покойном), погребальный крест в руки и икону: для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке где уже все освящено).
  • Необходимо попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
  • В первый же день после смерти нужно обязательно позаботиться и о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу заказать в храме или монастыре Сорокоуст**** При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно ещё до отпевания и погребения. Но не следует забывать заказывать Сорокоуст**** и по истечении 40 дней.

ПОХОРОНЫ

  • Если похороны начинаются из дома , то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего ещё раз прочитывается «Последование по исходе души»***. Если ритуал начинается от морга , то можно прочитать «Последование по исходе души»*** перед началом ритуала в любом месте (в храме, у морга).
  • Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т.е. ногами вперёд. Провожающие поют «Трисвятое»*.
  • По церковным правилам, вопреки существующему суеверию, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям . Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идёт впереди гроба как духовный пастырь.
  • В могиле усопшего полагают лицом, обращенным к востоку. При опускании гроба вновь поётся «Трисвятое»*. Все провожающие бросают в могилу по горсти земли. По возможности, необходимо избегать кремации (Подробнее об этом в статье «Об отношении православия к кремации и возможности воскресения тел » ).
  • Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.
  • Нельзя для похорон православного христианина приглашать оркестр .
  • Погребение не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

ОТПЕВАНИЕ

  • На третий день по кончине (на практике, из-за различных обстоятельств, это может быть любой другой день) умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Это чинопоследование не совершается только в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.
  • Отпевание совершается ради умершего только один раз, в отличие от панихид (см. ссылку 6) и литий (см. ссылку 7) , которые могут совершаться многократно.
  • Отпевание не совершается при погребении некрещеных (т.е. тех, кто не принадлежит к Церкви), инославных (людей неправославной веры).
  • Церковь также не отпевает крещеных, но отрекшихся от веры. В этом случае родные и близкие сами должны молиться за них в домашних молитвах, подавать ради них милостыню, (Подробнее об этом в статье «Как сделать «банковский перевод» на тот свет, чтобы помочь душе близкого» ) каяться на исповеди, что не содействовали их обращению к вере.
  • Не отпевает Церковь и самоубийц, за исключением особых случаев (например, при невменяемости того, кто покончил с собой), но и то лишь по благословению правящего архиерея (см. ссылку 8) .
  • Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.
  • При совершении чина отпевания родные и близкие должны стоять у гроба с зажженными свечами и усиленно молиться вместе со священником о душе усопшего.
  • После возглашения «Вечной памяти» священник читает над усопшим разрешительную молитву. Этой молитвой прощаются бывшие на умершем клятвы и грехи, в которых он покаялся на исповеди (или забыл покаяться по забывчивости или неведению). Но те грехи, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не раскаивался на исповеди), разрешительной молитвой не прощаются. Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.
  • После этого провожающие, потушив свечи, обходят гроб с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.
  • С пением «Трисвятого)»* гроб выносят из храма лицом к выходу (ногами вперёд).
  • Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. После него родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землёй крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребён, то землёю с панихидного стола крестообразно посыпается его могила. (Если захоронение урны производится в колумбарий, то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина, но не кладут (не рассыпают) ее в ячейке колумбария).

ПОМИНКИ

  • После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу – это, своего рода, христианская милостыня для собравшихся.
  • Такая трапеза может устраиваться на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (тезоименитство, именины).
  • На поминальном столе категорически не должно быть спиртного. Употребление спиртного на поминках — вредит душам умерших людей. Это — отголосок языческих тризн.
  • Если поминки совершаются в постные дни (см. ссылку 9) , то и пища должна быть постной.
  • В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперёд) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, и за проскомидией вынимаются частицы за усопших, а также совершаются панихиды.
  • Поминальные дни, выпадающие на Светлую седмицу (см. ссылку 10) и на понедельник второй пасхальной седмицы переносятся на Радоницу. (см. ссылку 11)
  • Важно в дни поминовения усопших и в течение 40 дней усиленно раздавать милостыню нищим и нуждающимся во имя души усопшего. Хорошо также раздавать вещи покойного нуждающимся. Но и после истечения 40 дней не стоит прекращать это богоугодное дело, которое очень помогает душе усопшего.

Подробнее о значении и смысле поминок можно прочитать в интервью «Веселые поминки или Как мы вредим душам умерших».

1. Полный текст этой молитвы : Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

2. «Последование по исходе души от тела» . Специальная молитва, которую обычно читают сразу после смерти, предназначена для такого исключительного случая. Последование имеет исключительный строй, отличный от панихиды.

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон. В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо усиленно в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона . Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.

3. Последование по исходе души от тела могут читать не только священники, но и миряне. Для чтения мирянами существует .

4. Сорокоуст — ежедневное молитвенное поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий.

5. Литурги́я (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») - главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Литургия – прообраз Тайной Вечери.

Совершается в крупных храмах ежедневно, в большинстве других – каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 7-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия.

6. Панихида — заупокойное богослужение установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то­го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихи­ды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух­нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца. Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни. Это очень помогает душам усопших и утешает молящихся. В храмах панихиды служатся обычно в субботу после Литургии.

7. Лития (от греч. «усердная молитва») — в православном богослужении часть всенощного бдения. Ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом.

Особый род литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время в другом месте. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. (). Очень хорошо прочитывать литию и молиться при посещении кладбища.

8. Отпевание самоубийц проводится только по благословению (разрешению) правящего архиерея (епископа). Для того чтобы получить это благословение, необходимо после самоубийства срочно обратиться в епархиальное управление (в областном центре) с прошением разрешить отпевание (и церковное поминовение). Для этого надо предоставить в епархиальное управление необходимые документы (справки из психоневрологического диспансера, наркодиспансера, больницы, поликлиники и.т.п.) и свидетельства (психолога, психиатра, соседей, педагогов и.т.п.), которые могли бы объяснить свершившееся самоубийство невменяемостью, психическим заболеванием самоубийцы, аффектом во время совершения суицида и пр. смягчающими факторами. Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др. Но родственники знают, если самоубийца совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Ведь даже если епископ, введенный в заблуждение, даст разрешение, то Бога обмануть нельзя. Он точно знает, что было на сердце у самоубийцы и тех людей, которые вводили в заблуждение священноначалие. Гораздо лучше в этом случае не обманывать, а усиленно молиться, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, поститься, а также делать все, что может принести его душе утешение.

9. Постными днями являются дни постов, а также среды и пятницы. Пост — воздержание тела от пищи животного происхождения, а также и от перенасыщения и услаждения постной пищей (надо учитывать, что постные дни бывают разными по строгости поста. Информацию о строгости поста можно получить из Церковного календаря. Пост – это время воздержания души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Пост есть средство борьбы со страстями и стяжание добродетелей.

10. Светлой Седмицей называются 7 дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, а также земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

11. Радоница — специально установленный Церковью день поминовения усопших, которое совершается на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой недели, которая следует за Светлой седмицей. День установлен, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь. На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, где похоронены близкие, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

В подготовке настоящего материала были использованы следующие издания:

  1. «В путь всея земли. Отпевание, погребение и поминовение усопших», издание Сретенского монастыря г. Москвы.
  2. «Последний путь всея земли. Вопросы и ответы об обряде погребения», издание Данилова монастыря г.Москвы.
  3. «Православное поминовение усопших» под редакцией Мельникова В.Г.
  4. «Чем мы можем помочь умершим. Учение о посмертной судьбе. Православный обряд погребения. Молитвы об упокоении», издание общества

span style=»text-decoration: underline;»Подробнее о значении и смысле поминок можно прочитать в

Инструкция

Момент, когда душа человека расставалась с телом, по представлениям народа, требовал строжайшего соблюдения специальной обрядности. В противном случае, душа не могла обрести покоя и была обречена на вечные скитания. Обязательными элементами похоронного обряда было прощание умирающего с родными, исповедь, зажжение свечи. Самым страшным наказанием для человека считалась смерть без свечи и без покаяния. В этом случае покойник мог превратиться в упыря.

Когда собирали в последний путь, для него шили вперед иголкой, т.е. таким образом, чтобы острие иглы смотрело в противоположную сторону от шьющего. Обмытого и одетого покойника укладывали на скамейку ногами к двери. При этом мужчина должен был лежать справа от двери вдоль досок пола, а женщина – слева и поперек досок.

Время пребывания покойника в доме, а также период до сорокового дня , т.е. до окончательного переселения души в мир иной, считался очень опасным. В это время словно открывались двери в потусторонний мир, и покойник мог высмотреть и утащить с собой кого-то из близких. Чтобы он не смог этого сделать, его глаза закрывали пятаками. Кроме того, мертвеца связывали, чтобы он не вышел из могилы и не отправился на поиски родного дома. До сих пор существует обычай завешивать черной тканью зеркала в доме, где лежит покойник. Это делается для того, чтобы умерший не смог никого увидеть и не забрать с собой, а также, чтобы живые не видели отражения гроба и не боялись его.

В гроб тело клали только перед выносом из дома. В древности он считался последним жилищем покойного и изготавливался из цельного ствола дерева с маленьким окошечком. Позже гроб стали сколачивать, используя для этого . Под голову покойника клали подушку, набитую стружками, оставшимися после изготовления гроба.

Покойника выносили через заднюю дверь или даже через окно, чтобы он не смог отыскать обратный путь и вернуться в дом. Несли покойника ногами вперед, чтобы он не видел дороги назад. При этом гроб ни в коем случае не должны были нести родственники, чтобы в семье не случилась новая беда. Если покойника выносили все-таки через входную дверь, то трижды ударяли о порог, чтобы покойник попрощался с родным домом и больше не возвращался в него. Вслед за похоронной процессией шла женщина, которая мела пол банным веником, разбрызгивая воду, чтобы смыть покойника. Пол после выноса покойника мыли ключевой водой.

Гроб несли на руках или на полотенцах. Если кладбище находилось далеко от дома, то гроб во всякое время года везли на санях. Погребальный обряд было необходимо завершить до захода солнца, чтобы избежать вмешательства нечистой силы. В могилу бросали деньги, чтобы покойник мог выкупить себе место , одежду, зерно, которым посыпали гроб при выносе из дома. На могиле устраивались поминки. Нарушение традиций погребального обряда грозило возвращением покойника или смерти в дом.

Совет 2: Чем опасен дом, построенный на месте бывшего кладбища

Несмотря на то, что в больших городах стремятся застроить каждый клочок земли, затевать строительство на месте кладбища все-таки не следует, ведь это может плохо закончиться как для рабочих, так и для будущих жильцов построенного дома, а также их семей.

Современные города стремительно разрастаются, численность их населения увеличивается и, как следствие из этого, на еще не занятых строениями территориях возводятся новые жилые дома. Сейчас уже не является редкостью то, что еще некоторое время назад могло показаться немыслимым – это жилой дом, построенный на месте бывшего кладбища.

Почему не стоит строить дом там, где было кладбище

Погост – это место упокоения усопших, которые при жизни были уважаемыми людьми и чьими-то родными и любимыми. Как минимум неэтично возводить любое строение – тем более жилой дом – на человеческих костях. Даже если застройщик далек от мистики и не считает, что своими действиями он способен потревожить дух тех, кто уже давно находится в мире мертвых, все же правильнее было бы чтить память этих людей и не затевать что-то столь масштабное там, где покоятся их останки. По сути, строительство на том месте, где спят вечным сном ваши предки, есть не что иное как вандализм и неуважение к их физическому телу.

Если на месте старого кладбища, невзирая на все предупреждения, все-таки решено возвести жилые массивы, то поселившиеся в них люди или те, кому по тем или иным причинам доведется там побывать, будут неизбежно подвергаться влиянию негативной энергии. В принципе, даже не будучи , любой человек в разные периоды своей жизни может ощущать обострение своей интуиции и замечать какие-то знаки. Не исключено, что если в такой момент открытия «третьего глаза» он будет находиться в построенном на месте заброшенного кладбища доме, то он может услышать или увидеть что-то необъяснимое с точки зрения материализма. Существуют данные статистических отчетов, в соответствии с которыми жители таких домов гораздо чаще, чем те, кто живет в зданиях без такой мрачной истории, становятся пациентами психиатрических лечебниц; кто знает, что именно стало катализатором для помрачения рассудка каждого из них.

Как живется в доме, построенном на месте кладбища

Любой человек, обладающий экстрасенсорными способностями, практически сразу же считывает энергию потустороннего мира, находясь в одном из таких домов. Волей-неволей потревоженный дух тех, кто покоился на кладбище, на котором впоследствии был заложен фундамент такого дома, будет оказывать сильное влияние на живущих в нем людей. Проявляться влияние может по-разному, но в подавляющем большинстве случаев жизнь тех, кто переехал в квартиру в таком доме, меняется не в лучшую сторону.

Проживающие в доме, построенном на месте захоронения, люди часто болеют, причем это могут быть как хронические вялотекущие заболевания, так и стремительно развившаяся, например, онкология; кроме того, среди них немало людей с болезнями не тела, но духа. В таких домах очень плохо чувствуют себя животные, они ведут себя странно и явно постоянно испытывают страх. Наконец, согласно данным статистики, среди жителей этих домов немало тех, кто становится алкоголиком, наркоманом или внезапно оканчивает жизнь самоубийством.

Немало странностей происходит и на этапе строительства дома на месте бывшего погоста. Нередко рабочие получают увечья или даже погибают при странных обстоятельствах.

Источники:

  • ПОЛЕ ПАМЯТИ

Народные поверья по-разному объясняют улыбку покойника в гробу. Некоторые люди говорят, что это предвещает беду, другие, напротив, считают улыбку на лице умершего человека добрым знаком. В любом случае это явление достаточно редкое и необычное.

Почему улыбается


Врачи-патологоанатомы не видят в улыбке покойника ничего сверхъестественного. Считается, что у некоторых людей происходит защемление лицевых нервов и предсмертные судороги, застывшие на лице, близкие принимают за улыбку. Гримерам иногда бывает очень сложно придать покойнику умиротворенный вид, поэтому порой выражение лица усопшего может внушать поистине мистический ужас.


Кстати, предприимчивые сотрудники похоронных агентств уже предлагают такую услугу, которая называется: «Создание улыбки на лице покойного». За дополнительную плату будет лежать улыбающийся родственник, внося успокоение в души безутешной родни типа: «Все у меня нормально, мне там хорошо». При создании улыбки патологоанатом задействует 33 мышцы на лице покойного. Улыбка воссоздается буквально по деталям. Для этой цели используются прижизненные фотографии покойного. Гримеры используют «ботокс», подтяжки, аэромакияж и подклеивание мышц. Видимо, родственники чувствуют себя спокойнее, видя в улыбающегося близкого человека.


Правда иногда услуги специалистов не требуются – все происходит само собой. И зловещий оскал некоторых покойников пугает всех присутствующих людей на церемонии прощания.


Почему покойник улыбается в гробу: мистическая версия


Существует народное поверье, которое гласит, что если покойник улыбается в гробу, то это предвещает еще шесть смертей в семье. Почему именно шесть – непонятно. Однако стоит отметить, что раньше семьи в России были большими. Женщины рожали по 10–15 . Детская смертность была высокой, да и от обычной простуды было можно легко умереть. Короче, продолжительность жизни и уровень медицины те времена оставляли желать лучшего. Если в современной семье умрет шесть человек, то, скорее всего, никого попросту не останется.


Могу сказать как очень близкий родственник человека, лежащего в гробу с полуулыбкой: Никто не умер после этих похорон. Вот прошло уже пять лет и все живы, поэтому не стоит принимать близко к сердцу подобные знаки и ждать неминуемой гибели.


Однако стоит также отметить, что есть и альтернативная трактовка, которая не менее распространена в народе. Считается, если покойник улыбается в гробу, то он уже сумел выполнить все то, что было ему предназначено в земной жизни и отправляется к Богу с чистой совестью и открытым сердцем. В пользу подобной трактовки говорит невероятный случай, который произошел 1 июля 2009 года, когда скончался отец Иосиф Ватопедский – один из известнейших старцев современности, автор множества духовных книг.


Произошло просто невероятное событие – через полтора часа после кончины он улыбнулся. Самое удивительное, что старец испытывал проблемы с сердцем и умер с серьезным выражением лица, а спустя полтора часа, монахи с удивлением обнаружили на его лице благоговейную улыбку, которая ну никак не похожа на непроизвольное сокращение мышц.


Природу этого явления пока никто не разгадал. В некоторых случаях рассказы про сокращение мышц на лице не выдерживают никакой критики. К тому же многие родственники замечали и такое явление, которое действительно невозможно объяснить. Пока покойник лежит в гробу, то на его лице может быть улыбка или ухмылка, которая бесследно исчезает в тот момент, когда крышку собираются закрывать.


Нужно ли бояться


Все зависит от того, какие чувства испытывали родственники и близкие люди во время похорон, когда смотрели на улыбающегося покойника. У меня, например, она вызывала радость. Я смотрела на умиротворенное лицо родного человека и искренне верила, что все мучения уже позади, и он обрел долгожданный покой.


Если же кого-то испугала улыбка мертвеца, и потом он стал мерещиться или часто являться во сне, то нужно сходить в церковь и побеседовать со своим духовным наставником.

Видео по теме

Источники:

  • В Новосибирске покойникам за деньги начали делать улыбки
  • Улыбка афонского старца

Одним из наиболее загадочных и непонятных событий для человечества является смерть. О том, что происходит с человеком за её чертой, мы можем только предполагать. Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени, но придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон. Традиции, которые соблюдаются во время проведения этого ритуала, одни из наиболее чтимых в мире. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. В нашу редакцию часто поступают просьбы разъяснить некоторые вопросы. Мы постараемся ответить на самые популярные из них с этической и религиозной точек зрения.

Для начала приводим наиболее распространенные суеверия, связанные с похоронами :

Закрывать в доме окна и двери;

Класть в гроб продукты, деньги и вещи(в последнее время мобильные телефоны);

Класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

Верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно скоро умрет;

На поминках ставить "для усопшего" рюмку водки и хлеб;

Сохранять эту "поминальную рюмку" до сорокового дня;

Лить водку на могильный холм;

Прежде, чем опустить гроб, кидать в могилу металлические деньги, чтобы «откупить землю»;

Приделывать металлические рюмочки на памятник для поминания водкой;

Целовать свои пальцы и прикладываться ими к краю могилы;

Произносить: "Да будет тебе земля пухом";

Рассыпать по могиле хлебные крошки;

Разбрасывать по дороге к кладбищу еловые ветки;

Верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

Верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

Верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

Верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

Верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

Поминать только светлыми (беленькими) алкогольными напитками: водка, если вино, то только белое;

На помин души, обязательно готовить только те блюда, которые любил покойник;

На поминках есть только ложками (есть вилками «грех»).

Обычай не подавать к столу на поминках ножей и вилок, видимо один из современных суеверных обычаев, родился в советских столовых, где эти столовые приборы были не приняты и где проводились поминки. А уже потом из отсутствия родилась и "теория": чтобы не уколоть покойного. Есть мнение, что эта "традиция" появилась в середине 19 века в купеческой среде. Люди, разгоряченные "поминальным" алкоголем, переходили за столом к вопросу дележки наследства, а режеще-колющие предметы, т.е. вилки-ножи, приводили к серьезным травмам, поэтому был убраны из обихода поминок.

Верить, что если у покойного гроб длинный – к новому покойнику.

Верить, что покойник слышит до тех пор, пока священник не произнесёт над ним: «Вечная память…».

На поминках раздавать мыло – чтоб отмывался на том свете покойник.

Раздавать на поминках всем присутствующим носовые платки (считается, что вытираясь платком, вспоминаем покойного).

Разрезать на покойнике все «петли», включая брючный ремень, ошейник галстука и шнурок нательного крестика.

Верить, что если во время поминального обеда упадёт что-то со стола, то поднять упавшее – грех.

Хоронить детей подпоясанными, «чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды».

После похорон 40 дней не убирать в доме.

После похорон 40 дней не выключать свет в доме;

После похорон 40 дней не спать на кровати покойного;

Завешивать зеркала в доме, где есть покойник;

Можно ли смотреть телевизор после похорон?

Многие люди придерживаются такого правила: до тех пор, пока усопший находится в доме, нужно обязательно укрывать поверхности, которые способны что-либо отражать, например, зеркала, телевизор. Данное суеверие не имеет ничего общего с православными убеждениями, а относится к язычеству. Считается, что после смерти душа человека может быть затянута в зеркало и не в состоянии выйти оттуда, будет вечно скитаться, так и не найдя себе упокоения. После того, как покойного выносят из помещения, полотна можно снимать, но некоторые выдерживают их закрытыми в течение 9 и даже 40 дней.

Другие же источники утверждают, что завешивание зеркал - вообще достаточно объяснимый обычай. Когда в доме кто-либо умирал, то гроб с его телом ставился в самой большой комнате. У гроба усопшего постоянно читалась псалтирь, а молящиеся могли войти в любое время и молиться возле гроба. Соответственно в комнате все устраивалось так, чтобы все окружающее способствовало молитве. Зеркала, корешки книг, статуэтки или посуда в серванте, вазы и прочая мелочевка взгляд отвлекают, а следовательно, не способствуют настроению. Вот и стали в комнате, где читается псалтирь, все постороннее скрывать от глаз драпировками. Псалтирь давно не читают, зато вот зеркала завешивают во всех комнатах даже до 40 дней. Нормальный обычай, перешедший в суеверие.

К слову, просмотр телевизора после похорон усопшего – это отдельный вопрос. Важен не просто тот факт, что Вы смотрите телевизор, а то, что именно Вы смотрите. Просмотр увеселительных передач и развлекательных фильмов находится под запретом. Чаще всего выдерживается интервал в 9 дней. К тому же, из уважения к умершему, не стоит включать его на большой громкости. Смотреть, к примеру, новости, не запрещено.

Можно ли праздновать День Рождения после похорон?

Данный вопрос решается только тем, насколько важна для празднующих память и упокоение умершего человека. Церковь не устанавливает точные временные рамки траурных дней, но большее внимание в первые дни после случившегося рекомендует всё же обратить на молитвы и помин покойного.

Нормы этики также не дают противоположных рекомендаций по данному вопросу. Не стоит устраивать шумного торжества. Если всё же желание как-то отметить праздник есть (особенно, если именинник ребёнок), можно устроить его тихо и по-семейному, без громкой музыки и шумной вечеринки. Чтить память ушедшего близкого человека – одна из отличительных черт цивилизованного общества.

Можно ли заниматься сексом после похорон?

Православная церковь отвечает на данный вопрос следующий образом: траур по усопшему родственнику – это время, когда всё внимание родственников должно быть направлено на молитвы.

Этические соображения также рекомендуют проявить уважение к памяти и отказаться от этой затеи. Вполне возможно, человеку, скорбящему по потере, будет просто не до подобных утех. Наряду с этим, опять же, чётких временных границ запрета на секс не существует, посему, как только сердце смирится с потерей, и чувство скорби притупится, можно отвлечь себя подобным образом. Границы дозволенного каждый человек устанавливает для себя самостоятельно.

Можно ли пить после похорон?

Как утверждают церковные служители, распитие спиртных и алкогольных напитков, пусть даже с целью того, чтобы произошло поминовение усопшего – дело недопустимое и даже вредное для души поминаемого.

В досоветские времена на похоронах не было принято выпивать. Основной и самый благотворный помин – это молитва. В алкогольном поминовении нет никакого смысла. Единственное, что необходимо употреблять после похорон во время поминок – это кутья. Во всём остальном нет необходимости.

Как известно – алкоголь – это враг не только духовного здоровья и здоровья телесного, но и здравому смыслу. Нередко, во время поминальной церемонии по вине лишних градусов начинаются споры, а порой и потасовки между гостями, что по этическим соображениям совершенно не уместно на подобном мероприятии.

Можно ли слушать музыку после похорон?

Данный вопрос нередко задают люди, которые переживают утрату близкого человека. Здесь, как и с просмотром телевизора - всё зависит не от факта прослушивания музыки, а от характера прослушивания и смыслового содержания.

Всё, что можно назвать увеселительной музыкой во время траура лучше исключить. Допускается прослушивание мирной спокойной (лучше всего классической) музыки. Громко включать её также не стоит.

Также нередко практикуется прослушивание любимых композиций умершего человека. По этическим соображениям – это также является своеобразной данью памяти. Часто на похоронах звучит траурный оркестр. Это скорее отголоски советского времени. Правильнее всего с точки зрения религии всё же петь и слушать молитвенные песнопения.

Можно ли делать свадьбу сразу после похорон?

Бывают и такие случаи, когда близкий человек навсегда покидает свою семью в момент, когда она готовится выдать замуж или женить одного из своих представителей. Чаще всего предсвадебные хлопоты влекут за собой трату больших денег и по сугубо рациональным соображениям свадьбу не отменяют, а на самом торжестве упоминают о гибели близкого и отдают дань его памяти. Ничего предосудительного в этом нет, всё зависит от эмоционального состояния брачующихся.

Православная традиция разрешает венчания и до наступления 40 дней. Если же затрагивать тему светской свадьбы – это событие мирское, и как все другие, может приравниваться к увеселительным мероприятиям. Отметить свадьбу можно, но без особых излишеств. Или перенести её хотя бы за временные рамки 9 дней.

Можно ли ехать в отпуск после похорон?

Запрета на поездки после похорон не существует. Напротив, если человек, потерявший близкого, сильно страдает по этому поводу, поездка вполне сможет его отвлечь от траурных мыслей и направить его в правильное русло. К тому же, отпуск у каждого проходит по-разному.

Всё, что имеет отношение к увеселительным мероприятиям (поход на дискотеки, в бары, на увеселительные концерты), лучше отменить.

С точки зрения православия, отпуск также не является формой неуважительного поведения по отношению к усопшему. Важно не забывать вести себя соответствующим образом и поминать ушедшего человека молитвой и добрым словом.

Можно ли делать ремонт после похорон?

Приметы, которые не относятся к православию, гласят то, что ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней.

Также есть суеверия, в которых говорится о том, что на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам.

С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли мыться сразу или на следующий день после похорон?

Есть такая примета, в которой говорится о том, что до тех пор, пока покойник находится в доме, пока он не похоронен, нельзя мыться, так вы поливаете его грязью. Некоторые соблюдают правило и дольше. Ничего общего с православным учением это суеверие не имеет. А вот ходить грязным в течение 9 или даже 40 дней очень сложно и совершенно негигиенично и неэстетично, поэтому стоит задуматься прежде, чем слепо выполнять все подслушанные где-то правила и приметы. Поверья поверьями, но здравым смыслом пренебрегать всё же не стоит.

Можно ли стричься после похорон?

Православная церковь не знает в своей истории данного суеверия, но люди считают и активно верят ту примету, что нельзя стричь волосы после похорон.

С эстетической точки зрения поводов для запрета этой процедуры не найти. Так что в случае необходимости или желания можно смело идти в парикмахерскую и стричься.

Вообще, что касается примет и всевозможных суеверий относительно смерти, зачастую они даже противоречат канонам православия. Церковь считает суеверия греховными отголосками языческого прошлого.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием. Со стороны этической в уборке после похорон нет ничего предосудительного.

Стоит ли детям умершего участвовать в несения гроба?

Некоторые считают, что дети умершего, как самые близкие, после супруга или супруги, его родственники, не участвуют в несении гроба, чтобы не потерять молитвенного настроения и сосредоточенности в столь важную минуту их жизни. Это – заблуждение. Всё зависит от конкретной ситуации. Уходя, родственники берут с собою земли с могилы, чтобы не бояться покойника. Вернувшись домой, землю кладут в рукомойник и водою с этой земли умываются. Обычай умываться, придя с похорон, непременно соблюдается в наши дни и в городской среде.

Можно ли беременным женщинам посещать кладбища?

Есть еще поверье, что беременным нельзя ходить на кладбище. На самом деле некоторые женщины весьма эмоциональны, и визит на кладбище, а зачастую и сопутствующая истерика, вредно сказываются на ребенке.

Раздача одежды и вещей покойного после похорон: можно ли?

Многие считают, что одежду покойного нельзя раздавать в течение сорока первых дней. Но это суеверие. Раздавать одежду покойного(как милостыню за него), или на память близким личные вещи лучше сразу же после его смерти или сразу по кончине. Более того, именно в первые сорок дней – необходимо усиленно творить милостыню и раздавать вещи усопшего, чтобы умилостивить Бога – Праведного Судию, который совершит предварительный суд над душой в сороковой день. Друзьям же, на память о друге, могут остаться книги или некоторые сувениры, напоминающие об усопшем. Тем более если было на то завещание или воля новопреставленного, делать это нужно как можно скорее. Новопреставленным умерший считается до сорокового дня. Когда хоронит жена мужа, то она чтобы выйти повторно замуж, должна расстегнуть нижнюю пуговицу у рубашки покойного. Когда кто-либо умирает, то ему собирается «походный» узелок: луковица, железная чашка, пшено или рис, деревянная ложка, нитки с иголкой. Всё это отдаётся нуждающимся для того, чтобы пригодилось покойнику на том свете.

Что нужно класть в гроб покойного? Устоявшиеся суеверия и церковные рекомендации.

Одно из самых распространенных суеверий - в руку покойнику надо обязательно вложить платочек, а крест положить в левую руку: «На том свете его Бог ругать будет, а он будет платочком слезы вытирать, а правой рукой креститься». Во время чтения псалтири под книгу сито подкладывают – чтоб грехи умершего «просеять». Некоторые, когда читают Псалтирь по покойнику, ставят хлеб и воду. Этот обычай народный, восходящий к язычеству, и никаких оснований в канонах и преданиях Церкви не имеет. Поэтому ставить воду и хлеб при чтении Псалтири по покойному не следует. Некоторые кладут в гроб покойного палку или хворостину. Этот обычай, как и большинство околоцерковных поверий, идет от незнания. В прошлые времена, чтобы сделать гроб по росту человека, покойного измеряли «смерком», то есть длина «смерка» соответствовала росту умершего. Этот «смерок» и клали в гроб с покойником. Никаких религиозных символов «смерок» не имеет, поэтому класть в гроб никаких палок не надо.

Чем следует заканчивать поминальную трапезу?

Существует обычай, заканчивать поминальную трапезу вкушением киселя с молоком. Некоторые батюшки рекомендуют в настоящее время в постные дни коровье молоко заменять соевым молоком. (Однако, это входит в противоречие, что нельзя использовать соевые продукты, потому, что они все геномодифицированные).

Еще одно суеверие: Суеверы следят, какой ногой священник вступит в дом, где находится покойник: если правой, то хорошо, если левой – плохо. Пока покойник лежит а доме, бросают в кадку с водой для питья нож, чтобы покойник ночью не напился воды из этой кадки. В течение времени пока в доме находится покойник, не дают взаймы чего-либо из продуктов, а равно не дают никому из дома огня.

Если умирает хозяин или хозяйка дома: Если умирает хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывают красным шнурком или ниткой, чтобы хозяйство не пошло за хозяином.

Суеверия о гробе и табуретках: Когда гроб выносят для прощания, его ставят на табуретки. Как только его поднимают, надо их быстро схватить и перевернуть вверх ногами. - "чтобы на эти табуретки не лег очередной гроб". Табуретки, на которых стоял гроб, можно поправить только прикосновением сидения к земле, это опять делает табуретки пригодными для эксплуатации, или же наоборот, в зависимости от региона, - спешат сесть на этот стул, чтобы "все беды умерли".

Забота о близком человеке даже после его смерти: В некоторых местах, после похорон по три ночи к ряду зажигают в том доме, где лежал покойник, восковую свечу, кладут два хлеба и два яблока, ставят кружку воды или по рюмке водки на каждом огне для души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трёх дней.

Как не спугнуть ангела-хранителя?

В некоторых местах считается, что после смерти человека, его ангел-хранитель пребывает в доме усопшего ещё сорок дней, и поэтому, в течение этого срока, крестьяне во многих местах не садились под божницу (там пребывает ангел). А в сороковой день одна или две бабы традиционно провожали ангела (по другим поверьям – душу умершего) с хлебом, солью и пивом. (сорт пива выяснить не удалось).

Суеверия о том, нужно ли оставлять покойного человека в помещении одним хотя бы на миг: Покойника никогда одного не оставляют: ни когда он лежит, ни когда умирает. Объясняют этот обычай тем, что по правую сторону от тела незримо стоят достойные Богу, а слева - черти "и тянут душу: этот - себе, а этот вот - себе". Присутствие живых людей помогает праведникам "перетянуть" душу покойного. Слёзы, если их проливают над умершим, мешают спокойному уходу и заставляют умирать «трудно». О тех, кто поддаётся безудержной скорби в таких обстоятельствах, говорят, что они «приплакивают умирающего назад». Им предрекают в будущем расплату за такой эгоизм – они потеряют речь, или слух, или другой дар, или их постигнет какое-либо иное несчастье. Поэтому, иногда приглашают за вознаграждение, так называемых плакальщиц, и они плачут за всю родню. Некоторые плакальщицы настоящие артистки профессионалы.

Ангел-хранитель наблюдает за человеком с неба, из «оконца Божьего терема», которое людям видится как звезда, и каждое дело земное вверенного ему человека записывает в книгу небесную; когда же человек умирает, небесное оконце захлопывается и люди могут увидеть, как падает звезда "с выси небесной на грудь земную" – это ангел летит за душой усопшего. Отсюда поверье – если увидишь падающую звезду и, пока она не погасла, успеешь загадать желание, оно непременно исполнится, так как ангел на этом своем пути никому и ни в чем не отказывает и исполнит желание, или, по другому поверью, донесет просьбу до Господа. Милое суеверие, если бы только заменить загадывание желания звезде-ангелу на молитву.

Старые поверья о смерти колдунов: Колдуны, как полагают, умирают, всегда в страшных мучениях, так что раньше в деревнях, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облегчить его душе расставание с телом. После смерти колдун «не давал покоя» до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом.

Об отпевании самоубийц: Случается, священник отказывается совершать Церковное поминовение и погребение по обрядам Православной Церкви из-за того, что покойный был самоубийца. Здесь нужно помнить, что лишаются христианского погребения умышленные самоубийцы, убитые разбойники или убитые на поединке. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (непреднамеренное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение правил техники безопасности на производстве и тому подобное). Сюда же относится самоубийство, совершенное в результате психического расстройства, под воздействием больших доз алкоголя и так далее. Но долг любви позволяет близким родственникам просить Бога о прощении такого человека в домашней молитве.

Священники комментируют отпевание самоубийц таким образом: «Самоубийством является самовольное лишение себя жизни в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни. Общей духовной почвой всех проявлений этого смертного греха является неверие и отсутствие надежды на Бога. Человек совершает самоубийство в состоянии тяжелой духовной болезни. Ничего общего с этим не имеет такое высокое проявление любви к Богу и людям, когда человек жертвует своей жизнью за веру, отечество, людей. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:12-14). Святые мученики жертвовали своей жизнью, имея великую любовь и преданность Богу. История знает много примеров, когда христиане имели выбор, но предпочли смерть. Священномученика Игнатия Богоносца в узах везли в Рим, чтобы предать на съедение диким зверям. По дороге в столицу империи он узнал, что римские христиане намерены добиваться отмены царского приговора о смертной казни. В письме он просил не делать этого. Известны слова его письма, в которых выразилось его великое желание стать жертвой ради Иисуса Христа: "Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом". Он отказался от возможности остаться живым. От полноты веры он хотел уйти из этой жизни и соединиться с Христом. Во время гонений в очень трудном положении были целомудренные девицы, которые из любви к Христу избрали путь чистой и девственной жизни. Гонители, направляемые диаволом, стремились поразить их в самое сердце подвига – обесчестить. Преследователи хотели ввергнуть их в ту самую грязь, в которой они сами жили (языческий мир в то время был сильно развращен). Никифор Каллист рассказывает о двух антиохийских девах, которые по совету матери бросились в воду, чтобы избежать позора. До нас дошли и другие примеры. Нельзя не увидеть в этих поступках проявления жертвенности ради нравственной чистоты, а не отчаяния и неверия. Не все из них канонизированы. Прославляя некоторых из них, Церковь учитывала святость их предшествующей жизни».

Отслужение панихиды об умершем младенце: Некоторые просят отслужить панихиду об умершем младенце. По младенцу панихиды служить не следует, достаточно поминать его на литургии. Панихида служится о прощении грехов усопших, а младенец еще не имеет грехов. За Божественной литургией, на проскомидии приносится жертва о всех, в том числе и о святых, поэтому за литургией и надо поминать умерших младенцев.

Множество суеверий языческо-советского толка существует на кладбищах: нельзя говорить "спасибо", можно "благодарю". Нельзя говорить "до свидания", иначе скоро «свидишься», надо молвить: «прощай», хотя в данном случае, сколько не прощайся свидание все равно обеспечено.

С похоронами человека связано еще немало суеверий, но многие из них были порождены либо из древних традиций и искажены, либо созданы исходя из норм этических соображений, либо взяты из религиозных убеждений.

Придерживаться данных норм или нет – зависит только от вас и ваших близких.



Похожие статьи