Сретение господне. "Сретение Христово"

30.09.2019

Православная культура насчитывает множество икон. Некоторые из них особо почитаются верующими и имеют скрытый смысл. Таковой является икона «Сретение Господне».

Праздник Сретения Господня , когда младенец был принесен в храм Пресвятой Девой на 40 день после рождения, является одним из главных праздников в православном мире. Это ключевое событие перевернуло ход истории всего человечества. Судьбоносная встреча младенца Иисуса и Богоприимца Симеона дает нам еще один повод познать силу и могущество Отца Небесного.

Смысл иконы «Сретение Господне»

На иконе « Сретение Господне » изображены пять человек. Центральное положение занимает Богородица, которая передает своего сына Богоприимцу Симеону. Он относится к Младенцу как к великой святыне и с величайшей осторожностью прикасается к нему. Позади изображены муж Девы Марии Иосиф, стоящей за ее спиной, и пророчица Анна, которая находится позади Симеона. Изображение на иконе разделено на две части, обозначающие Новый и Ветхий Заветы. Иисус посередине соединяет обе части.

Иосиф, муж Марии, является хранителем нового и при этом принадлежит ветхому. Его задача — оберегать Деву Марию и ее Младенца. Он сложил руки и указывает на ключевую фигуру, свою жену. Художник мастерски вписал его фигуру, как бы выводя за край полотна, и при этом дал понять, в какую сторону следует двигаться, рассматривая икону.

Богородица изображена в смиренном преклонении с закрытыми руками — она только что передала свою святую ношу старцу. Ее жест повторяется и Богоприимцем. Трижды повторенный, он удостоверяет факт принесения и принятия святыни — Иисуса Христа, раскрывая главный смысл написанного: мать связана с произносимым пророчеством и покорно внимает словам, смысл которых понятен каждому. Страсти по Иисусу Христу разгорятся нешуточные, и мать первая пострадает, желая смягчить злые сердца. Симеон преклоняется перед Ней, признавая величие Господа и святость женщины, непорочно зачавшей.

Фигуры старца и пророчицы Анны практически сливаются с фоном и выглядят зыбкими и эфемерными. Мария, муж ее и младенец, наоборот, написаны четко. Художник подчеркнул смену эпох и искусно показал нам, что будущее первых предопределено пророчеством, и им суждено покинуть грешный мир и вознестись на Небеса.

Цветовое решение написанной иконы также привлекает к себе внимание. Она словно разделена на равные части, каждая из которых имеет особый смысл. Нижний треугольник написан темными тонами, резкими контрастами. Это говорит о том, что он воплощает земной мир. Верхний треугольник написан светлыми красками, будто говорящими о том, что Симеону и Анне предстоит покинуть Землю, оставляя на ней Иисуса с матерью. Последними словами старца было пророчество, заканчивающее его долгую праведную жизнь:

«Ныне отпускаешь Ты раба своего, Владыка, по слову своему и с миром»

Сама икона выглядит очень празднично, с преобладанием ярких цветов. Красный подчеркивает торжество происходящего и важность судьбоносной встречи, а золотые оттенки и цвета охры дают понять, что композиция, написанная искусной рукой мастера, стремится к свету и отображает Небесное Царство, в которое попадут в скором времени праведные Симеон и Анна.

Помните, что в светлый праздник Сретения, как и в другие православные праздники, существуют некоторые запреты , которые церковь возлагает на своих прихожан. Мы желаем вам радости и счастья в жизни. Живите в мире и не забывайте нажимать на кнопки и

13.02.2017 01:10

15 февраля все православные верующие отмечают праздник Сретения Господня. В этот великий день младенец Иисус...

Пасха - это фундаментальный праздник христианской религии. Его ждут с трепетом в сердце и верой...

> икона Сретение Господне

Икона Сретенье Господне (Встреча Во Храме)

Икона «Сретенье Господне» (или «Встреча Во Храме») имеет большое значение для христиан, отображая событие встречи Нового завета с Ветхим. Праздник Сретения входит в число важнейших двунадесятых христианских праздников.

На иконе «Сретения» изображается момент принесения Богородицей младенца Христа во храм, имеющий глубокий смысл. Сретение - это счастливое событие, символизирующее встречу всего человечества в лице праведного старца с Богом. Сама икона «Сретения» выглядит нарядно и празднично, в ее написании преобладают теплые оттенки, а присутствующий красные цвет символизирует торжественность происходящего момента.

Во время рождения Иисуса действовал закон Моисея, по которому родители обязаны были приносить сыновей-первенцев на сороковой от рождения день для посвящения Богу в храм. Именно исполняя данный закон, Иосиф и Мария принесли младенца Христа в храм Иерусалима. В храме Богомладенца принял трехсотлетний старец Симеон, названный позднее за это Богоприимцем.

На иконе «Сретения» изображены 5 фигур. В центре - дева Мария, передающая Иисуса, облаченного в коротенькую рубашку, не прикрывающую ножки, Симеону. Ее образ полон смирения, она покорно внимает словам предсказания старца, предрекающие ей страсти по сыну. Праведный старец принимает божественного младенца, благоговейно склонившись над ним. Младенец Иисус благословляет Симеона, отпуская его после долгих лет ожидания исполнения пророчества.

Позади Пресвятой Девы изображаются пророчица Анна и Иосиф. Благочестивая вдовица Анна узнала в младенце Спасителя и славила Бога. Иосиф же предстает на иконе держащим в руках голубиц, поскольку в те времена для очищения нужно было приносить в храм жертву. И, хотя Мария, являясь Приснодевой, не нуждается в очищении, святое семейство в точности исполняет Моисеев закон.

Икона «Сретенье Господне» обязательно присутствует в высоком иконостасе, увидеть ее можно практически в любом храме и церкви. Располагается она в третьем ряду среди прочих икон праздничного ряда. Также икона «Сретенье Господне» может присутствовать в домашнем иконостасе праведных христиан.

Самым древним изображением «Сретения», дошедшим до наших дней, является мозаика арки римской базилики Санта Мария Маджоре, написанная в период между 432 и 440 годами. В России самая древняя фреска «Сретенья Господня» находится в церкви Спаса на Нередице, выполнена она в 1199 году. Старинные фрески с изображением великого события Сретения можно увидеть в разных христианских соборах и церквях. Самая древняя икона «Сретенье Господне», датируемая XIV веком, хранится в Новгородском музее.

Перед иконой «Сретенье Господне» молятся, произнося кондак, величание и тропарь, те, которые читают во время праздничного богослужения. Молитва перед ней помогает верующим осознать величие события Сретения. Также пред иконой можно произносить молитву, именуемую «Песнь Симеона Богоприимца». Кроме того, перед иконой «Сретения» можно молиться о заключенных, опрощении их грехов и об их скорейшем отпущении.

Ввиду того, что наши читатели в последнее время часто интересуются вопросом о том, что означает Сретение Господне, когда этот праздник, и какие традиции и запреты этого дня нужно знать, мы подготовили исчерпывающую информацию по данному поводу.

Праздник Сретения Господня* что означает

Отвечая на вопрос когда Сретение Господня, отвечаем: Сретение отмечается 15 февраля . История Сретения Господня уходит корнями в давние времена. По-другому этот праздник еще называют Принесение во Храм. Это один из важнейших двенадцати самых значимых для верующих православных праздников. у Посту. 15 февраля — Сретение Господне, событие, когда на 40-й день после рождения Иисуса его родители, дева Мария и праведник Иосиф, принесли младенца в Иерусалимский Храм. Таким образом малыша посвящали богу, и вместе с этим приносили в жертву двух голубей. В Храме Семью встретил старец Симеон, который больше 300 лет ждал появления этого младенца.

Взяв на руки Иисуса, Симеон Богоприимец заявил, что этот младенец станет Спасителем рода человеческого. Таким образом, Сретение, или Принесение во храм, считается знаковой встречей Ветхого и Нового Завета и знакомством человечества с новым Мессией.

Приметы на Сретение Господне

В этот праздничный день есть приметы на Сретение Господне, которых издавна принято подмечать и слушаться.

  • Какова погода на Сретение, такова и весна
  • Если на Сретенье потеплело и тает снег — весна будет теплой и ранней, если снег выпадет — весне быть слякотной и дождливой
  • Сильный ветер и снег на Сретенье обещают холодную и позднюю весну
  • Снег, выпавший рано утром к хорошему урожаю хлеба, если поздно вечером — урожай так же будет поздним.

Икона Сретение Господне

Для тех, кого интересует икона Сретение Господне, ответим, что иконография Сретения посвящена главному сюжету: Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу.

Что касается традиций на Сретение Господне, то отцы церкви использовали уже существующую аналогию — праздник встречи Зимы и Весны, отмечавшийся в тот же период, что и Сретение Господне. Главный обряд церковь Сретения Господня считает в освящении свечей на Сретение. Суть в том, что во время праздничного богослужения в церкви освящают свечи, а после раздают их прихожанам. Такие свечи очень ценились, обязательно приносились домой и хранились в течение года.

День Сретения Господня: что нельзя делать на Сретение Господне

Православие Сретение Господне, как и другие религиозные праздники, имеет свои запреты. Итак, что нельзя делать на Сретение:

  • нельзя пропускать торжественного богослужения в церкви, а если не получается отстоять его целиком, следует зайти и хотя бы поставить свечу и помолиться;
  • нельзя ругаться;
  • нельзя убирать в доме, стирать и в целом осуществлять тяжелую физическую работу;
  • нельзя уходить из храма без свечи — освященную сретенскую "громничную" свечку бережно несут домой и хранят целый год;
  • не следует отправляться в дальнюю дорогу — она может кончиться неожиданно и плохо.

Слово «сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова - «радость». В этот день, согласно верованиям наших предков, зима встречается с весной - происходит переломный момент в годовых циклах.
Ну а в религиозной традиции Сретение - это символичный день, в который человечество встречается со своим Спасителем.
Также, этот праздник символизирует не просто приношение младенца Иисуса в храм и встречу Симеона и Анны с младенцем Иисусом, но и встречу всего человечества в лице старца Симеона с Богом.

Сретение Господне, в Православной Церкви относится к великим двунадесятым праздникам.

15 февраля верующие отмечают два важных события - эпизод из земной жизни Господа Иисуса Христа и одновременно реализацию тех надежд на спасение, о которых Бог говорил людям через Своих пророков. Что же произошло в этот день в храме Иерусалима? О самом событии нам сообщает только один евангелист - святой апостол Лука. Однако это не должно никого смущать. Действительно, в своих Евангелиях ученики Господа в чем- то повторяют друг друга, что только лишний раз доказывает истинность произошедших событий, но о некоторых моментах жизни Христа упоминается только в каком-нибудь одном из четырех Евангелий.

Этому может быть несколько объяснений.
Во-первых, свидетелем того или иного события в жизни Господа мог быть только конкретный евангелист.
Во-вторых, именно этому евангелисту о данном событии мог рассказать Сам Христос.
И в-третьих, все Евангелия говорят нам только о том, что важно для нашего спасения. Однако какой именно важный эпизод из жизни Господа следует раскрыть подробнее - это каждый евангелист решал, конечно, сам.

Итак, по Закону, данному Богом народу Израиля, после рождения в семье ребенка мужского пола в течение сорока последующих дней матери запрещалось входить в храм Иерусалима. Эти дни были временем очищения.
Однако в сороковой день родители должны были прийти в храм и принести благодарственную и очистительную жертву. Если ребенок был первенцем - его посвящали Богу. Посвящение было во исполнение Закона, а в качестве благодарности и очищения в жертву приносили двух голубей.

Матерь Божия, по святости Своей, не имела необходимости в исполнении данного закона, однако Она все же его исполнила по Своему великому смирению и послушанию.
В сороковой день по рождению Богомладенца Христа Пресвятая Богородица с праведным Иосифом принесли Его в храм Иерусалима. Матерь Божия несла на руках Своего Сына, а Иосиф - двух белых голубей. В момент, когда Святое семейство уже находилось в храме, туда пришел 360-летний праведный старец Симеон.

Как свидетельствует Предание Церкви, в свое время ему было дано откровение, что он не умрет, пока не увидит обещанного Богом Мессию.

Считается, что праведный Симеон был одним из 72 переводчиков-толковников, которые по приказу египетского царя Птолемея II Филадельфа (285-247 годах до Рождества Христова), перевели Священное Писание с древнееврейского на древнегреческий язык. Этот перевод получил название Септуагинты.
Он был осуществлен в египетской Александрии. Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской Церкви, ведь именно с нее были сделаны последующие переводы Библии на другие языки, в том числе на церковнославянский.

Итак, когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи, то в пророчестве о рождении Мессии от Девы он слово «Дева» хотел заменить на «Жена», думая, что первое слово - это ошибка. Он просто не поверил в то, что Спаситель родится чудесным образом от женщины, сохранившей девство. Тогда-то ему и явился ангел Божий, который запретил исправлять слово, а также предрек, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества святого Исайи.

В день Сретения, по особому внушению Божию, старец пришел в храм как раз в тот момент, когда там были Богородица, Иосиф Обручник и Богомладенец. Праведный Симеон взял Христа на руки, и, возблагодарив Бога, произнес молитву:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

В этих словах святой Симеон возвестил будущее спасение не только народу Израиля, но и всему человечеству в целом — Симеон заявил, что этот младенец станет Спасителем рода человеческого.
После этого праведный старец произнес пророчество и для Матери Божией:

«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец».

Это второе предсказание раскрыло будущие страдания Господа, Его жертву за мир и человечество, а также те испытания, которые в дальнейшем пришлось пережить Самой Богородице.
После этого события праведный Симеон стал называться Богоприимцем.

В этот день в храме была также праведная вдова - Анна-пророчица, дочь Фануилова, которой было уже 84 года. Из Евангелия известно, что сначала она прожила семь лет в браке, но после смерти мужа стала нести особое духовное служение - постоянно находилась при храме, держала пост и молилась Богу.
В день, когда в храме было Святое семейство, она «… подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
То есть праведная Анна также засвидетельствовала, что ожидаемый народом Израиля Мессия родился, а значит, спасение людей от власти греха и смерти уже близко.
В Евангелии рассказ о Сретении Господнем завершается так: «Когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет».

В Сретении, или Принесении во храм, христианская Церковь видит не только непосредственную встречу Богомладенца Христа со старцем Симеоном и исполнение необходимых очистительных обрядов.
В своем глубинном, спасительном для человека смысле христианство понимает это событие как встречу Ветхого Завета (старец Симеон и пророчица Анна) и Завета Нового (Господь Иисус Христос).
Исполнив положенный обряд, Господь показал, что Ветхий Закон не отрицается, но пришло время, когда его должен сменить Закон Новый - тот самый, исполнение которого приведет человека в Царствие Небесное.

Первое упоминания об этом празднике встречаются еще в произведениях христианских святых III и IV веков, торжественное же празднование Сретения Господня во всей Византийской империи было установлено в царствование императора Юстиниана в 542 году.



Икона «Сретение Господне»

Центральным изображением иконографии Сретения Господня является фигура Богомладенца Христа, Которого на своих руках держит старец Симеон Богоприимец. Фигуры Христа и старца Симеона символизируют собой встречу Нового и Ветхого Заветов.

На иконе Сретения также изображается пророчица Анна, дочь Фануилова. Одной рукой праведная Анна указывает на Богомладенца, а в другой (иногда) держит свиток с текстом, повествующем о приходе в мир Спасителя.

В левой части иконы по традиции пишется фигура Божией Матери, а чуть дальше - праведного Иосифа Обручника.
Богородица преклоняется перед Младенцем Христом, которого она отдала праведному Симеону. Вытянутые вперед руки Богородицы, в которых уже нет Ее Сына, знаменуют собой образ той утраты, потери, которую понесет в дальнейшем Матерь Божия, когда Господа осудят и распнут на кресте.

Иосиф Обручник держит в руках двух белых голубей, которых по ветхозаветному закону необходимо было принести в жертву Богу за рождение ребенка.
Символически эти два голубя также понимаются как прообразы двух миров, которые должны прийти к Богу, - иудейского и языческого.

На заднем плане иконы Сретения изображается Иерусалимский храм. В центре иконы, за фигурами Божией Матери, Богомладенца и праведного Симеона, помещается храмовый престол, который символизирует жертву Господа Иисуса Христа.



Молитвы на Сретение

Молитва на Сретение к Господу Иисусу Христу

«Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий,
древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий,
в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный
и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя,
яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона
во спасение всем сущим от Адама носимый!

Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение
и от святаго старца Божественное сретение Твое!
Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже,
шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем.
Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего,
зане явил еси ему точию задняя Своя.

В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во святилище,
сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и руками
да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша.

Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое,
яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду человечу:
Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей,
ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач наш на радость,
да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего,
Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его,
да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду веселия
и украсиши его, яко невесту красотою.

Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим,
сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему,
с горящими светильниками веры, любви и чистоты,
да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое,
да восприимем Тя в душевныя объятия своя,
и да понесем Тя в сердце своем во вся дни Живота своего,
да будеши нам в Бога и мы в людие Твои.

В последний же и Страшный день Пришествия Твоего,
егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе,
сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем.

Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему,
Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава
со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом
ныне и присно, и во веки веков. Аминь».


Молитва на Сретение к Пресвятой Богородице

«О, Пресвятая, Небесною чистотою Сияющия Дево, Кроткая голубице, Нескверная Агнице,
миру Благая Помощнице, Мати Христа Бога нашего!

Ты еси начало, средина и конец нынешния радости нашея,
яко из Тебе возсия Солнце Правды Христос Бог наш и Того принесла еси
на святых объятиях Своих в четыредесятный день сей во Святилище на сретение наше
и на радость и спасение всему миру.

Сего ради и ублажаем и прославляем Тя, яко Ты еси Скиние Бога с человеки Богословом Предзримая,
Ею же Бог вселися с нами, да мы людие Его будем?

Ты еси Дверь Небесная Иезекиилем Предреченная, Еюже отверзошася паки нам
входы в райския обители. Ты еси Лествице Высокая, Иаковом Предвидимая,
Еюже сниде Бог на землю и Мосте, преводяй сущия от земли на небо.
Темже молим Тя, взирающе, яко пошла еси во Святилище,
носящи Огнь Небесный рукама Своима Бога, Благодатная.

Огнем молитвы Твоея попали огнь страстей наших, да избавимся вечнаго огня геенскаго.

Во Святилище пришла еси очищения ради законного, очищения не требующая,
яко Дева Чистая и сим научи нас како подобает нам хранити себе в целомудрии и чистоте
и с каковым смирением подобает нам провождати подвиг девства, памятуя, како Ты,
превыше Херувим Сущая, стала еси на месте нечистых жен.

Ты, о, Мати Пресвятая, Сама сущи Боговместимый храм Божий принесла еси в церковь законную
Превожделеннаго сына Твоего, Христа Бога нашего,
сподоби и нам паче всего на земли любити храмы Сына Твоего, посещати я во вся дни живота нашего,
зрети тамо красоту Господню, яко лучше един день приметатися во дворех Господних,
паче неже жити в селениих грешничих. Наипаче же даруй нам, Пречистая, яко же Симеону,
неосужденно носити Сына Твоего и Бога нашего в сердечных объятиях Своих,
егда причастницы будем Пречистаго Тела и Крови Его,
и помози нам тогда сугубо хранити себе во святыне и страхе Божиим,
да не растлим храм плоти нашея.

И тако выну сретаюше, о Богомати, Сына Твоего в сердцах и душах наших,
да сподобимся молитвами Твоими достигнути и блаженнаго онаго Сретения Господня на воздусе,
егда со всеми святыми выну будем славити и воспевати Пресвятое Имя Его
со Отцем и Святым Духом и Твое милостивое предстательство ныне и присно и во веки веков.
Аминь».

Тропари Сретению Господню

Тропарь, глас 1 (Предпразднеству)

«Небесный лик Небесных Ангел, приник на землю, пришедше зрит яко Младенца, носима к храму,
Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя, предпразднственную убо с нами поют песнь,
радующеся».

Тропарь, глас 1

«Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,
просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия
Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение».

Кондак, глас 4

«Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый,
якоже подобаше, предварив, н ныне спасл еси нас, Христе Боже;
но умири во бранех жительство, и укрепи православныя христианы,
их же возлюбил еси, едине Человеколюбче».

Величание

«Величаем Тя, Жизнодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою,
Еюже по закону ныне принеслся еси в храм».

Что нельзя делать на на Сретение Господне

  • не ругаться;
  • не делать уборку - традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берет начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно: чтобы собрать новообращенных христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания;
  • не стирать;
  • не мыться - однако душ принять в святые дни все же можно. С логической точки зрения толкование этого запрета таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой - то есть работы достаточно много.

Как и в любой двунадесятый праздник, в день Сретения Господня нежелательно работать. Исключением являются те случаи, когда работу необходимо выполнять во благо других людей.

В этот день стоит обязательно посетить церковь, так как в день Сретения Господня в храме совершается особое торжественное богослужение и служится молебен.

Из церкви домой лучше захватить сретенские свечи, так как свечи в этот день освящаются специальным чином. Эти свечи нужно бережно хранить в течение целого года.
На Сретение Симеон Богоприемец, взяв Христа на руки, назвал Его Светом спасения. И раннехристианские молитвословия называют Иисуса Христа поистине Светом Тихим. Поэтому и свеча играет в Церкви не только физическую роль, чтобы гореть воспаленной, но символизирует нашу веру и молитву, которая возносится к небу.

Так называемые Сретенские свечи зажигают в особо тяжелые минуты жизни при молитвенном обращении к Богу.
Это могут быть болезни или жизненные трудности и неурядицы. Сретенская свеча наполнена глубоким смыслом и освящает сердца Святым Духом.
Единственное, что нужно помнить: не свеча молится за нас, но мы молимся у этой свечи.

Также свечу зажигали, если человек умирал (с этой свечей, считалось, покойный сможет спокойнее и проще покинуть мир живых).

По приметам в этот день судят о близости наступления весны и о том, какая будет стоять погода в ближайшие несколько месяцев.


Приметы на Сретение Господне

  • Какова погода на Сретение, такова и весна будет:
  • Тихий и облачный день на Сретение предвещается хороший урожай хлебов и плодов: «На Сретение капель — урожай на пшеницу; ветер — плодородие фруктовых деревьев»
  • Если на Сретение случался большой мороз, то снег должен был пролежать недолго, а весна и лето не обещали ничего хорошего.
  • Если солнце перед закатом выглянет сквозь облачную наволочь, то это означает, что прошли последние морозы; если же солнце вовсе не покажется, ожидай строгих Власьевских морозов 24 февраля.
  • Если на Сретение оттепель - урожая «кот наплачет».
  • «Если на Сретение оттепель - урожая кот наплачет»

По материалам vedmochka.net , podrobnosti.ua

Сретение Господне является одним из двунадесятых (то есть одним из двенадцати самых важных после Пасхи) православных праздников. Оно завершает череду праздников, посвященных Рождеству Иисуса и его прославлению как Спасителя. Само слово «сретение» очень древнее и в переводе означает «встреча». О какой же встрече идет речь?

В чем заключается смысл Сретения

В символическом смысле Сретение означает встречу нового со старым, Нового Завета с Ветхим. Новый Завет здесь символизирует младенец Иисус, первенец, которого, согласно закону Моисееву, на сороковой день после рождения принесли в храм для совершения обряда. Согласно тому же закону, на восьмой день после рождения ему было сделано обрезание и дано имя.

В храме Пресвятую Деву и праведного Иосифа встретил Симеон Богоприимец – древний старец, которому, согласно преданию, было уже около 300 лет. Он входил в число 72 толковников, переводивших Ветхий Завет на греческий язык для Александрийской библиотеки, и во время работы над переводом книги пророка Исайи с ним произошло нечто удивительное. В пророчестве было сказано: «Дева примет во чреве своем и родит сына». Симеон посчитал это ошибкой и уже хотел исправить «дева» на «жена», но его остановил ангел Господень, возгласивший, что старец не умрет, пока пророчество не свершится.

Сам Дух Божий привел праведного Симеона в Иерусалимский храм, когда туда принесли младенца Иисуса для свершения обряда и положенного жертвоприношения. Святой Дух открыл старцу, что младенец на руках у матери и есть Мессия, призванный спасти мир. Приняв Божественное Дитя на руки, Симеон произнес слова, которые впоследствии стали началом молитвы «Ныне отпущаеши». После благословения Марии и Иосифа он открыл Божией Матери, какая участь уготована Ее Сыну: будучи Мессией, стать искупительной жертвой.

При этом присутствовала пророчица Анна, служившая Богу в храме денно и нощно. Услышав слова Симеона, она донесла эту весть до народа и «про­ро­че­ство­ва­ла о Нем всем, ожи­дав­шим из­бав­ле­ния в Иеру­са­ли­ме» (Ев. от Луки, 2:38).

Что означает икона «Сретение Господне»

Уже само композиционное решение иконы «Сретение» отражает глубокий смысл этого великого события. Слева изображена Дева Мария и позади нее Иосиф, справа – Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Таким образом, правая сторона иконы символизирует Ветхий Завет, а левая – Новый Завет. Центром и связующим звеном между обеими группами является Младенец Иисус, которого Симеон принял на руки с величайшей нежностью и осторожностью.

Но не только заботой о Божественном Младенце объясняется согбенная поза Симеона, но и преклонением перед святостью непорочно зачавшей Девы и теми муками за Сына, которые ей предстоит пережить в будущем.

Сама Матерь Божия выглядит на иконе просветленной и смиренной. Как правило, икона «Сретение Господне» изображает ее с руками, закрытыми одеждой, ведь она уже отдала своего Младенца. Иосиф, стоящий позади Нее, держит в руках двух голубей. Именно такую жертву в Иерусалимском храме дозволялось приносить бедным людям в честь рождения ребенка. Положение Иосифа двойственное: с одной стороны, он праведный муж, соблюдающий все традиции и обычаи, а с другой – охранитель нового, что принесет с собой в мир Иисус. Эта двойственность подчеркивается и его положением на иконе.

Пророчица Анна стоит позади Симеона Богоприимца и является как бы свидетелем, удостоверяющим свершение пророчества, о котором она известит народ и мир.

Уже на заре христианства Сретение считалось праздником, посвященным не только младенцу Иисусу, но и Деве Марии. Оба Они вступают на крестный путь: Иисус, которому предстоит спасти мир ценой собственной земной жизни, и его Матерь, жертвующая своим Сыном и смирившаяся с этой жертвой. Но даже смирившись, Она не сможет не переживать всей душой за Свое Дитя.

И вот эту двойственность праздника – сочетание радости от рождения Спасителя, которую выражает Симеон Богоприимец, и скорбь в предвидении Страстей Христовых – глубоко отражает Икона «Сретение Господне».

В православии соблюдается старинный обычай времен раннего христианства – освящать принесенные свечи, которые потом зажигают до следующего Сретения при молитве и в случае душевных и физических недугов.

В старину такую зажженную свечу обычно ставили вместе с иконой у изголовья постели больного и читали молитвы, что помогало его быстрейшему выздоровлению.

Молитва на Сретения к Господу Иисусу Христу

Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий, древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий, в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя, яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона во спасение всем сущим от Адама носимый! Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение и от святаго старца Божественное сретение Твое! Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем. Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего, зане явил еси ему точию задняя Своя. В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во святилище, сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и руками да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша. Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое, яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду человечу: Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей, ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач наш на радость, да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего, Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его, да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду веселия и украсиши его, яко невесту красотою. Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим, сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему, с горящими светильниками веры, любви и чистоты, да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое, да восприимем Тя в душевныя объятия своя, и да понесем Тя в сердце своем во вся дни Живота своего, да будеши нам в Бога и мы в людие Твои. В последний же и Страшный день Пришествия Твоего, егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе, сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем. Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.



Похожие статьи