Ребенок-интроверт: особенности воспитания. Ребенок интроверт или ребенок экстраверт психология

30.09.2019

Между детьми и родителями достаточно сложно наладить взаимопонимание. Несмотря на любовь друг к другу, в силу большой разницы в возрасте, дети не всегда понимают, чего от них хотят родители, а родители, в свою очередь, многие поступки своих детей воспринимают как блажь и не стараются разобраться в их душевных метаниях. Но если старшее и младшее поколение хотя бы схожи по характеру, то тут ещё можно как-то найти контакт. Намного хуже и сложнее в тех случаях, когда дети и родители кардинально противоположные. Например, в семьях, где мама – типичный экстраверт, а сын – настоящий интроверт, редко царит понимание, ведь мама и ребёнок совершенно по-разному видят мир и относятся к ситуациям. Но всё же они друг друга любят, а значит должны стараться находить точки соприкосновения, ведь иначе такие люди постепенно попросту отдалятся друг от друга и их связь исчезнет.

8 106852

Фотогалерея: Мать - экстраверт, сын - интроверт: как найти подход?

Взглядна ситуации

Для того чтобы понять, как общаться со своимребёнком, матери, в первую очередь, необходимо посмотреть на мир его глазами.Она – человек открытый и общительный. В случае каких-то проблем и переживанийженщина-экстраверт всегда ими делится с близкими. Она вообще много разговаривает.Парень-интроверт – это молчаливый и скрытный индивидуум, который стараетсяникогда не выплёскивать на окружающих свои эмоции. Многим вообще кажется, что уинтровертов этих эмоций практически нет. На самом деле, такое суждение в корненеправильное. Интроверты прекрасно умеют чувствовать. Просто они переживаютвсе эмоции в себе, причём, как позитивные, так и негативные. Окружающим интровертымогут казаться слишком замкнутыми и нелюдимыми, но на самом деле, таким людямпросто не нужно постоянное общение и они некомфортно себя чувствуют в большихкомпаниях. Если вы мама интроверта, то, в первую очередь, нужно научитьсясмотреть на ситуацию глазами своего сына. Когда у него что-то происходит, онстарается всё решить сам. И это не потому, что он от вас что-то скрывает или жене доверяет вам. Просто такие люди привыкли разбираться со своими деламисамостоятельно. Экстравертам становится легче, когда они рассказывают обо всёмблизким и родным. А вот интровертам такое поведение совершенно не помогает. Имлучше уединиться, посидеть где-то в тишине и спокойствии, подумать над всем,прийти в себя.

Каждую ситуацию интроверт и экстраверт видят кардинально противоположно.Экстраверт сразу же пытается что-то решить, рассказывает другим, ищет совета.Он может плакать, смеяться, даже истерить, если ситуация очень неординарная. Интровертвсего этого делать не будет. Он молча посмотрит, оценит, уединится и будетдумать. А, если ничего не надумает, то вообще больше не станет поднимать тему,поскольку каков в этом смысл, если разговоры всё равно не приводят к нахождениюправильного решения. Поэтому, когда вы видите, что ваш ребёнок замыкается всебе и не хочет ничего говорить, не нужно на него злиться, обижаться, говорить,что он неправ. Помните о том, что интровертывыбирают именно такую форму для восприятия ситуаций. Если у парня что-тослучилось в жизни, он замкнулся в себе, не хочет общаться с другими людьми, нив коем случае не стоит говорить своему ребёнку, что он дурак и с таким вообщеникто не выдержит. Для него это очень больно, поскольку с помощью такогоповедения он всего лишь пытается пережить свою утрату или какую-то проблему. Онне хочет никому ничего рассказывать, а выслушивать постоянные вопросы о том,почему у него такое плохое настроение у парня совершенно нет никакого желания.Ему лучше посидеть молча у себя в комнате и поиграть в игры, чем пытатьсявлиться в общество, которое на данный момент является для него главным раздражителем.Вот поэтому мама должна понимать, почему сын ведёт себя именно так иподдерживать его. В ином случае она причинит ему много боли.

Если же пареньзнает, что мама всегда на его стороне и разделяет его выбор и решение, товремя от времени станет вам что-то рассказывать, делиться с вами. Конечно, этобудет совершенно не так, как происходит между двумя экстравертами, ноповерьте, для интроверта подобное поведение уже является проявлением огромногодоверия и любви. А вам, когда сын начнёт что-то рассказывать, нужно не забыватьо том, что на ситуацию необходимо смотреть глазами мальчика и не осуждать егоза способы принятия и решения ситуаций. Они не являются плохими инеправильными, просто выглядят как полная противоположность вашим. Но в этомнет ничего страшного и ужасного. Конечно, интроверты реже опираются на чужойопыт, но в этом случае иногда им даже везёт, поскольку они меньше подверженычужому влиянию. Но как бы там ни было, вы всегда должны принимать поведениесына, иначе он перестанет вам доверять, убедится в том, что вы совершенно егоне понимаете и замкнётся ещё больше. А когда это произойдёт, тогда вам ужевряд ли удастся до него достучаться.

Наблюдайтеза сыном

В общении с интровертами очень хорошо может помочьнаблюдение. На самом деле, по такому человеку прекрасно видно, когда у негохорошее настроение, а когда плохое, когда ему нужно что-то сказать, поскольку онрасположен к диалогу, а когда стоит смолчать. Если близкие люди не пытаютсяпостоянно подстроить интровертов под свою форму общения, а просто смотрят на ихреакции и поведение в разных ситуациях, то со временем они начинают пониматьтаких людей. Тем более вы мать, и сердце всегда подсказывает вам, как лучшепоступить. Но вот характер даёт своё, поэтому очень часто вам сложно услышать голоссердца и безумно хочется поступить так, как вы желаете, чтобы поступали с вами.Но этого делать нельзя. И вы обязательно заметите, как меняется и ухудшается настроениесына, как он ещё больше замыкается, если вы используете неправильный подход.Но для этого нужно постоянно присматриваться к такому человеку. Да, экстравертамдействительно очень сложно понять интровертов, от чего страдают обе стороны.Но если экстраверт перестаёт мыслить субъективно и открывает свой ум и сердцедля понимания совершенно противоположного характера и мировоззрения, топостепенно контакт налаживается и приходит взаимопонимание.

Необвиняйте

Никогда нельзя обвинять человека, а тем более своегоребёнка в том, что он такой. Всегда помните о том, что его тип поведения неявляется плохим или ненормальным, просто он не такой, как вы. Но еслипарнишка не проявляет своих чувств постоянно, это совершенно не значит, что онвас не любит. Он любит свою маму, просто хочет, чтобы и она полюбила и принялаего таким, какой он есть. И если вы кричите на ребёнка и злитесь из-за того,что он не проявляет свои чувства и эмоции так, как этого хотелось бы вам, тотаким поведением попросту ломаете ему психику. Со временем он действительноначинает считать себя не таким как все, неправильным, ущербным. Тем более, вмире, где больше экстравертов, таким людям несложно утвердиться в мысли, что сними что-то не так. Поэтому ни в коем случае не допускайте, чтобы парень действительнов это поверил, иначе будет больно и ему, и вам. Так что,каждый раз, когда вам будет хотеться в сердцах накричать на сына, вспоминайте отом, что вы ломаете его характер и отбираете у него веру в себя.

Так уж сложилось: когда нам говорят, что тот или иной человек интроверт, мы непременно представляем нелюдимого и совершенно неразговорчивого тихоню.


Такими качествами очень часто наделяют мультипликационных персонажей, противопоставляя их другим героям, чья неуемная энергия вовлекает всех в самые разнообразные ситуации.

Такими антонимичными парами, к примеру, являются бесконечно печальный ослик Иа и неунывающий Винни Пух, хозяйственный домовитый Медведь и беспечная неугомонная Маша, неумолкающий ни на минуту осёл и совершенно неприветливый Шрек.


На самом деле перечисленные особенности характера напрямую не связаны с интроверсией или экстраверсией, эти термины лишь объясняют, откуда человек получает энергию для подзарядки .


И интроверты, и экстраверты могут абсолютно свободно и с удовольствием общаться с другими людьми. Разница лишь в том, что интроверт периодически устает от общения и с радостью принимается за более спокойные, требующие уединения занятия, в отличие от экстраверта, для которого именно общение и является источником энергии, без которого его батарейки быстро сядут.


Если ваш ребенок немного поиграв и пообщавшись с гостями, стремится уединиться в своей комнате или поскорее выставить гостей за дверь, а после дня в школе возвращается домой выжатым лимоном, – не злитесь и не волнуйтесь о том, что у него что-то случилось – просто вашему ребенку для отдыха необходимы тишина и покой.



От большого количества происходящих вокруг него событий его энергия иссякла и ему нужно ее восполнить. А лучшим средством подзарядки для него является перерыв, во время которого он может побыть наедине с собой и заняться любимым делом. Таким может быть, например, рисование, конструирование или чтение книги.


Очень важно это понимать и давать ребёнку возможность побыть в покое. Через какое-то время вы увидите, что он вновь готов к новым свершениям.


Современный мир – мир конкуренции, и он требует от людей определенных качеств: уверенности в себе, настойчивости, движения вперед (те, кто стоят в сторонке, увы, так и останутся на обочине). Многие родители переживают, что их тихое и скромное чадо из-за особенностей своего характера не сможет преуспеть в шумном мире экстравертов, и начинают пытаться их «расшевелить», подталкивая вперед: «Давай делай», «Давай иди – сейчас все пропустишь», лишая их возможности подзарядиться.


А теперь задайте себе вопрос: поможет ли вам скорость добраться до нужного места на автомобиле, у которого полностью сел аккумулятор? Так же и здесь: заставляя ребенка отчаянно двигаться вперед, не давая ему возможности подзарядиться, вы не достигнете желаемого результата .


Что же делать? Как тогда помочь ребёнку достичь успехов?


Главное, что вам нужно знать – это то, что если для всех детей родители имеют важное значение, то для ребёнка-интроверта это утверждение верно вдвойне.

Вашему интроверту нужны именно вы.

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С ИНТРОВЕРТОМ



Настало время углубиться в биологию. Но вдаваться в нудные термины мы не будем, поскольку вам нужно уяснить одно: отличия интровертов и экстравертов обусловлены особенностями работы их нервной системы.


Их мозг использует разные отделы нервной системы, давая интроверту сигнал «отдыхай и переваривай» , а экстраверту – «действуй или замри» .


Не принимайте на свой счет и не расстраивайтесь, если ребенок хочет проводить время в одиночестве. Все, что вытягивает ребенка из его внутреннего мира, будь то школа, общение со сверстниками или даже привыкание к новому расписанию, – истощает его.

Считайте, что вам повезло, если ваш ребёнок готов рассказать вам о важных событиях дня уже к вечеру или на следующий день. Ведь некоторым, чтобы "созреть", требуются дни и даже недели.


Если вы действительно хотите помочь ребёнку на его пути к получению знаний, обратите внимание на следующие вещи: когда он испытывает прилив энергии, а когда у него наступает спад и какой предмет дается ему труднее всего, а какой – легче? Не устанавливайте слишком жестких временных рамок, не торопите ребенка – он от этого будет только теряться.


Будьте готовы к тому, что ваш ребёнок:

  • может попросить вас посидеть с ним, пока он делает уроки;
  • захочет сначала перекусить и побыть в одиночестве;
  • лучше справится с заданием, если будет время от времени прерываться;
  • захочет сначала отдохнуть

Ребенку следует делать уроки в спокойной обстановке, где его ничто не отвлекает, а все необходимые материалы под рукой. Также ребенок должен иметь возможность в любой момент перекусить. Если ребенок не хочет делать уроки, спросите, что случилось и чем вы можете ему помочь.

Задавайте наводящие вопросы, чтобы помочь ребенку глубже разобраться в теме, но не делайте всю работу за него.

Помогите ребенку составлять позитивные внутренние монологи: «Я могу это сделать» , «Я справлюсь с этим шаг за шагом» , «Сегодня я знаю больше, чем вчера» .

КАК БЫТЬ УЧИТЕЛЮ?

Очень важно поговорить с преподавателем об интроверсии вашего ребенка. 
Это поможет педагогам правильно истолковывать его поведение.

Кроме того, преподаватель сможет быстрее помочь ему наладить взаимодействие с остальными детьми.


Преподавателям, в свою очередь, не нужно ошибочно полагать, что дети-интроверты редко высказываются на занятии, потому что им неинтересно или они не знают материал. Бросая все силы на борьбу с шумными и неугомонными экстравертами, ни в коем случае не забывайте про тихих и незаметных интровертов, ведь они в это время на самом деле весьма внимательны и сосредоточены, просто предпочитают больше слушать и наблюдать, а не активно участвовать.


Обязательно хвалите ребенка, когда он проявляет даже небольшую активность – это приободряет его и придает ему сил и уверенность в себе. Настоящим успехом будет, если вы сможете создать такую атмосферу в коллективе, при которой каждого участника группы вы будете поддерживать все вместе.


Приложите все усилия, чтобы ребенок чувствовал себя услышанным.


Также учителю важно помнить: интроверты любят глубоко исследовать любой предмет и делают это очень добросовестно. Они очень усидчивы и выполняют львиную долю всей работы в группе. На таких детей всегда можно положиться и они могут стать для вас отличными помощниками при выполнении любого задания.

ЧУТКОСТЬ, ЛЮБОВЬ И ВЕРА В РЕБЕНКА

Для того чтобы ребёнок-интроверт по-настоящему расцвел, необходима постоянная взаимодополняющая друг друга работа как преподавателя, так и родителя.

Не забывайте о том, какими выдающимися личностями стали представители мира интровертов. Среди них Фредерик Шопен, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Артур Шопенгауэр, Стивен Спилберг, Джоан Роулинг, Мать Тереза, Махатма Ганди и многие другие талантливые люди.

Верьте в вашего ребёнка, будьте с ним рядом и всегда помните: каждый человек уникален. Нет чистых интровертов и экстравертов, есть ваш ребенок, который растет, меняется, воспринимает и отдает. Слушайте, смотрите и будьте чуткими к своим близким.


Если ваш ребенок молчалив, мечтателен, обидчив, не любит многолюдных компаний и большую часть времени предпочитает находиться в одиночестве, не называйте его букой, не пытайтесь растормошить и заставить быть более коммуникабельным. В данном случае с большой вероятностью можно утверждать, что вы воспитываете интроверта, к которому нужен определенный подход.

Как определить, что ребенок – интроверт

В психологии принято делить людей на экстравертов (общительных, склонных заряжать внутренние аккумуляторы от внешних источников) и интровертов (замкнутых, восстанавливающих сила за счет собственных ресурсов). Такую классификацию по типам личности ввели психологи Карл Густав Юнг и Ганс Юрген Айзенк.

Итак, интроверты. Они проявляют свои особенности в раннем детстве. Понаблюдайте за ребенком. Ребенок – интроверт, если:

· Сосредоточен на своем внутреннем мире, уходит в себя и способен часами молча что-то обдумывать, о чем-то мечтать

· Не любит находиться в обществе, сторонится больших компаний, не заводит много друзей

· Предпочитает находиться в одиночестве, запирается в собственной комнате, возводит стены из подушек или строит маленькие уютные домики из книг и коробок, чтобы потом в них спрятаться

· Раним, обидчив, сентиментален, чутко реагирует на настроение окружающих и общую атмосферу в доме

· Пассивен, не любит постоянно находиться в движении, избегает шумных активных игр

· Зачастую проявляет неуверенность в своих способностях

· Не делится переживаниями, не обсуждает случившееся, не проявляет эмоции

· Склонен к творческой деятельности: рисует, лепит, мастерит поделки

Принято считать, что раз интроверты замкнуты и нелюдимы, то и в общении они не нуждаются. Это не так. Каждый человек – социальный элемент. Именно контакт с другими людьми позволяет нам черпать информацию об окружающем мире, перенимать чужой опыт и делиться своим. Ребенку чувствовать себя частью социума особенно важно, ведь процесс познания у него – на начальном этапе. Часто модель поведения ребенка формируется в процессе коммуникации со сверстниками или со взрослыми: родителями, воспитателями, учителями.

Детям-интровертам контакт с окружающими так же необходим, как и экстравертам. Вопрос лишь в том, насколько насыщенным и продолжительным будет это общение.

Важно осознать, что длительное пребывание интроверта в социальной группе приводит к тому, что его внутренние ресурсы иссякают. Ребенок чувствует дискомфорт, еще больше замыкается в себе, ищет уединения, втягивает голову в плечи и всячески избегает вступать в диалог. Как уже говорилось, интроверты подзаряжают свои обесточенные батарейки, пользуясь внутренними ресурсами. Это значит, что ребенка нужно на время оставить в покое, дать ему возможность привести мысли и чувства в порядок. Одним для восстановления энергетических ресурсов достаточно поспать, другим – почитать, разгадать ребус, прогуляться в одиночестве или просто посидеть в тишине, закрыв глаза.

Если ребенок-интроверт не идет на контакт, хмурится, отказывается разговаривать, то лучшее, что могут сделать взрослые – на время оставить сына или дочь в покое. Задобрить маленького молчуна можно похвалой. Интроверты очень живо реагируют на поддержку и одобрение со стороны окружающих. Начните разговор с добрых слов в адрес ребенка, на его лице тут же засияет улыбка.

Некоторые родители переживают по поводу того, что их замкнутый малыш не любит, когда его обнимают, гладят по голове или держат за руку. Встревоженные взрослые считают, что таким образом ребенок показывает свое равнодушие к близким людям. На самом деле это не так. Интроверты, безусловно, нуждаются в телесном контакте. Но, как и в случае с общением, иногда им требуется передышка. Если ребенок отстраняется, значит, испытывает определенный дискомфорт и хочет дистанцироваться от окружающий. Не переживайте, он обязательно обнимет вас позже, когда будет готов.

Интровертам вообще свойственно обособляться от людей. Они отвоевывают в пространстве личный уголок и очень хотят, чтобы никто внезапно не вторгался в их мир. Поэтому некоторые дети вешают на двери своей комнаты табличку с надписью «Не входить!», а еще очень обижаются, когда кто-то занимает их любимое кресло в гостиной.

«Как много условностей! А вдруг, соблюдая их, мы потакаем капризам», – усомнятся родители. Действительно, грань между капризом и потребностью, обусловленной особенностями типа личности, очень тонкая. Решить ее по силам терпеливым, наблюдательным и мудрым родителям.

1. В течение дня дайте ребенку-интроверту возможность побыть одному

Он ведет активную социальную жизнь в детском саду или в школе, поэтому дома не донимайте отпрыска расспросами, если он «весь в себе» и не хочет общаться. Интроверту нужно не менее часа для того, чтобы побыть наедине со своими мыслями, проанализировать события дня вечером или составить план действий утром. Не предлагайте ребенку непременно заняться полезным делом: почитать, подмести пол в коридоре или подготовиться к контрольной по математике. Он все это сделает, но только после того, как насладиться одиночеством.

2. Не торопите ребенка, дайте ему время для принятия решения

Обычно дети-интроверты медлительнее экстравертов. Они более рассудительны и предпочитают несколько раз отмерить, а уже потом отрезать. Чем больше вы будете торопить ребенка, тем выше вероятность того, что он допустит ошибку или, что еще хуже, потеряет интерес к поставленной перед ним задаче.

3. Не нарушайте границы личного пространства ребенка

У вашего отпрыска непременно должно быть место, в котором ему комфортно, безопасно, уютно. Там он может уединиться, предаться размышлениям, творить, читать, играть или делать уроки. Создайте маленький детский кабинет на отапливаемой лоджии или «постройте» в детской или гостиной мини-домик, рассчитанный на одного жильца.

Очень важно – ребенок должен знать, что взрослые ни в коем случае не вторгнутся в его личное пространство, не начнут наводить там порядок и выбрасывать ненужные вещи.

4. Сделайте упор на индивидуальных занятиях

Интровертам часто трудно сконцентрироваться, запомнить информацию или решить задачу в окружении большого количества людей. Поэтому групповые занятия не всегда эффективны. Наймите ребенку репетитора или занимайтесь с ним сами.

5. Делайте перерывы

Они очень важны в любой деятельности интроверта, будь то игра, учеба или домашняя рутина. Во время перерывов он восстанавливает свой жизненный тонус, набирается сил, раскладывает по полочкам полученную информацию.

Что может беспокоить взрослого бездетного человека? Тысячи вещей. А родителя? Ну конечно, его ребенок: здоровье, аппетит, сон, успеваемость в учебе и еще масса всего. И в эту массу нередко входит беспокойство по поводу чрезмерной замкнутости ребенка, его нежелании общаться с другими детьми, его повышенный интерес к книгам и машинкам, а не к пряткам и догонялкам.Вы узнаете себя? Ваш ребенок в компании других детей предпочитает наблюдать, а не участвовать? Ваша малышка с удовольствием собирает паззлы дома и не терпит, когда ее прерывают? После школы ваш ребенок раздражителен и требует, что бы его оставили одного? Вам все больше усилий приходится прилагать, что бы подружить ребенка с новыми однокласниками? Спокойно, вполне возможно, что ваш малыш интроверт.

Для многих слово интроверт и интроверсия все еще звучат как медицинские приговоры. Часто на консультациях родители делают большие глаза и спрашивают зловещим шепотом: «И как с этим бороться?» Спрашивали так, как будто интровертный темперамент - это какая то стыдная болезнь, наподобие вшей. Милые родители маленьких интровертов, сейчас я расскажу вам, какое сокровище, на самом деле, живет у вас под боком.

Исторический ликбез

Что бы не быть голословной, но и не впадать в излишнее занудство, я расскажу, как появился этот термин и что же он все-таки значит. Итак, интроверсия - это тип темперамента. То есть то, чем наделен каждый человек с самого своего рождения. Впервые термин был введен Юнгом и доработан впоследствие Айзенком. Но со времен первого определения, это понятие было дополнено, расширено и изучено со всех сторон.

Главная и отличительная особенность интроверта – в источнике энергии. В отличие от общительного и дружелюбного экстраверта, который «питается» энергией толпы, интроверту нужно побыть наедине с собой, что бы восстановить жизненные силы. Толпа высасывает из интровертов энергию настолько же легко, насколько «питает» ею экстравертов.

В мире около 75% людей экстраверты и, соответственно, весь мир поневоле подстроен под их нужды и стандарты. Именно поэтому нам кажется, что стеснительным и замкнутым в себе людям нужно сочувствовать и помогать. Особенно это касается детей. И это – самое главное заблуждение. Вместо того, что бы признать за ребенком право на периодическое одиночество, некоторые родители силком волокут отпрыска в компанию, что бы тот справился с излишней застенчивостью.Отчего вызывают у ребенка еще большее отвращение к людям.

Надо помнить, что шкала экстраверсии-интроверсии похожа на линию. И мы как точки на ней. Совсем, как на математическом графике. С одной стороны экстраверсия, а с другой интроверсия. И одни люди ближе к одному полюсу, а другие - к другому. А есть и те, кто находится ровно посередине - амбиверты, люди обладающие чертами как экстра-, так и интровертов. То есть нельзя сказать, что у интровертов нет экстравертных черт. Есть, но у некоторых очень-очень немного.

Как распознать?

В первую очередь, родители жалуются на излишнюю застенчивость ребенка. Малыш может предпочитать игры наедине или в компании одного-двух закадычных друзей. В более многочисленной группе маленький интроверт зачастую будет наблюдать за играми других детей и может раньше остальных попроситься домой. Но давайте сразу определимся с термином застенчивость. Застенчивость - это излишняя тревожность, страх быть отвергнутым в толпе. Застенчивые дети часто не умеют налаживать социальные контакты, а после провала сильно ругают сами себя и расстраиваются. Интровертные дети же довольно хорошо обладают навыками социальных взаимодействий и с удовольствием участвуют в групповых занятиях. Просто им нужно больше времени, что бы освоиться и начать играть и возможно, они быстрее устают и становятся раздражительными, если им надо общаться со многими людьми одновременно. И если интровертного ребенка постоянно критиковать за это, то и у него может развиться застенчивость. Как, кстати, и у экстраверта.

Интровертные дети уже с самого детства обладают потрясающей способностью «отключаться» в толпе. Вот он только что смотрел и слушал, и даже улыбался, и тут же его, как будто бы и нет. Сидит, уткнувшись в книжку, или катает машинку.

Вот список высказываний из замечательной книги Лейни «Непобедимый интроверт», которые могут помочь многис родителям распознать темперамент ребенка.

Если ваши дети в основе своей интровертны, они, вероятно:

  • наблюдают и слушают, перед тем как присоединиться к какому-то действию;
  • глубоко сосредотачиваются на предмете своего интереса;
  • радуются, когда остаются в одиночестве в своей комнате, заряжаясь через самонаблюдение;
  • говорят только после того, как продумают тему;
  • обладают ярко выраженным чувством личного пространства и не любят, чтобы кто-то сидел слишком близко или входил в их комнату без стука;
  • уединяются в своём личном пространстве, и, чтобы узнать, что они думают и чувствуют, их нужно об этом спросить;
  • им необходимо подтверждение собственной нормальности, они могут иметь иррациональные сомнения в самих себе;
  • много говорят, если предмет их интересует или если им комфортно с людьми

Важно помнить, что среди детей нечасто встретишь так называемые «чистые» типы экстраверсии и интроверсии. А возрастные кризисы могут смешивать карты и еще сильнее путать родителей.


Что делать и как обеспечить маленькому интроверту достаточный уровень комфорта?

Многие интроверты во взрослом возрасте жалуются на непонимание со стороны близких. Они с каким-то особенным чувством вспоминют жуткие моменты, когда их силой выпихивали в центр комнаты и заставляли отвечать на многочисленные вопросы двоюродных тетушек. Некоторые мои друзья откровенничали, что веселые и шумные родители даже немного стеснялись их, тихих и необщительных детей.

Поэтому так важно знать о темпераменте ребенка и обеспечить ему в семье обстановку, в которой бы он не терял, а восстанавливал свою жизненную энергию.

Интровертные дети критически нуждаются во времени для себя. Они как бы создают вокруг себя пузырь, доступ в который весьма и весьма ограничен. И этот пузырь помогает им мысленно перезагрузиться и начать новую деятельность с новыми силами.

Жизнь у наших современных детей до краев наполненна социальными событиями. Мир, в котором ценности определяют экстраверты, диктует необходимость обладания навыком общения. И интровертным деткам не так то просто отстоять свое право на одиночество.

Верный признак, что такому ребенку нужно побыть одному, - это изменение настроения в худшую сторону.

Дети сами могут не подозревать об особенностях своего темперамента. И тем более заглянуть настолько глубоко в самих себя, чтобы оценить момент, когда уже довольно. Для этого им нужны взрослые. Очень чуткие взрослые. Вы, папы и мамы, как никто другой зная своего ребенка, можете подсказать ему и научить его, как и когда делать перерыв от шумного общества. Вы можете указать ему, когда он начинает злиться или отключаться, что нужно делать. Например, маленьким интровертам можно предложить почитать книгу в тихом месте. Или прихватить с собой плеер с его любимыми мелодиями и, в периоды особого напряжния, просто надеть на него наушники и нажать на кнопку «плей».

При этом интровертный ребенок, и в целом интровертная личность, может очень даже стремиться в общество. И ребенок может запротестовать, когда вы предлагаете ему чуть-чуть отдохнуть. Тут стоит мягко, по-доброму увести ребенка, постоянно повторяя, что это только на пять минут и потом он сможет вернуться обратно в игру.

Возвращение в игру, как, кстати, и начало игрового процесса, не самый простой момент для малыша интроверта. Он может долго переминаться с ноги на ногу, не решаясь подойти и заговорить, взвешивать все «за» и «против», мысленно репетировать первую фразу. И тут вы снова должны ему напомнить, что для начала он может просто постоять и понаблюдать. И никто не торопит его поскорее присоединиться к группе детей. Ваша поддержка, а самое главное, принятие его медлительности в этом вопросе, может быть ключевым моментом в ваших отношениях.


Пространство - очень важное понятие для всех интровертов. И для маленьких интровертов в том числе. И это пространство должно быть у малыша в полной мере. И физическое и ментальное. Если вы экстравертная личность, то вы удивитесь, узнав, что ваш малыш терпеть не может таких вещей, как несанкционированное прикосновение. Да-да! Думал, он морщится от восторга, когда ваша дружелюбная подруга расцеловывает его в обе щеки? А еще все эти игры с толканием, пиханием и борьбой, которые так популярны у мальчишек. Они могут приносить малышу почти физические страдания. Даже простой момент, когда сосед вашего ребенка в классе сидит, задевая его ногой, может быть очень неприятен и стать причиной для конфликта. Важно, очень важно, слышать ребенка, когда тот жалуется на подобные вещи.

Ментальное пространство выражается в том, что вашему чаду нужно время, чтобы обдумывать мысли. И дело не в том, что он тугодум. Просто мыслительные процессы у интровертов протекают несколько иначе, чем у экстравертов, которые готовы мгновенно выпалить первое, что приходит им на ум. Ребенок интроверт довольно часто задумывается и, если его подгонять с ответом, то это создаст значительное напряжение, которое может вылиться во вспышку гнева.

Читая все это, может показаться, что интроверты - сплошное наказание или хрупкая ваза, которую нужно постоянно оберегать. Но это не так.

Ваше сокровище

Ребенок интроверт полон удивительных качеств и достоинств.

  1. Он, остро нуждаясь в пространстве, ценит его как никто другой. И никогда не напрыгнет на вас, когда вы очень устали и просто не способны к физическому контакту.
  2. Ребенок интроверт - это вдумчивый собеседник и прекрасный слушатель. Вы можете быть уверены, что все ваши рассказы о том, как делают стекло, будут услышаны. И по окончанию рассказа, вам будут заданы умнейшие вопросы, ответы на которые вы и сами не прочь бы знать.
  3. Ребенок интроверт, вследствие своей способности глубоко погружаться в суть вопроса, может быть очень успешным в точных науках. Да в принципе в любых науках, в которых экстраверту не хватит терпения.
  4. Дети интроверты последовательны и любят планы. Это чудесно в нашей хаотичной жизни!
  5. Ребенка интроверта очень редко нужно развлекать. Он не будет часами ходить вокруг вас, гнусным голосом твердя, что ему скучно.
  6. У интровертов отличная долгосрочная память, поэтому они действительно помнят, в каком ящике комода у бабушки лежат иголки. Хоть вы и были у бабушки полгода назад.
  7. И еще: тип темперамента сам по себе никак не связан с будущей успешностью ребенка. Видали мы как очень успешных, социальных интровертов, так и совершенно не приспособленных к жизни экстравертов.

Мы, родители, больше всего хотим, чтобы наши дети были счастливыми. И знаете что? Мы в силах это сделать. Чуток наблюдательности, немного информационной поддержки, и любой, кто воспитывает маленького интроверта, будет с гордостью рассказывать о своем сыне или дочке удивительные вещи. И мир станет лучше, когда каждый ребенок будет расти с ощущением своей целостности, гармонии с самим собой, и конечно же, с бесконечной любовью и принятием со стороны папы и мамы.

"В трудные периоды, когда подростку не по себе в мире взрослых, когда ему не хватает веры в себя, он находит поддержку в воображаемой жизни".
Франсуаза Дольто


Подростками сегодняшних детей можно считать уже с 10-11-ти летнего возраста. И именно в этот период родителям важно раскрыть природный психологический потенциал своих взрослеющих детей. К сожалению, неизвестно, когда наступает и сколько длится период наибольшей чувствительности у каждого конкретного подростка – период трансформации и изменений. Период, когда особенно важно быть "на расстоянии вытянутой руки", быть доступным и выражать свою любовь подростку, который не способен принимать и любить самого себя.

Подростковый возраст – "нежный" возраст, удивительный тем, что подросток откликается на все хорошее, что для него делается, хоть и не откликается на это хорошее сразу. Взрослому важно быть устойчивым, даже если кажется что все "как горохом об стену".


Особенно это касается развития, а не подавления потенциала подростков-интровертов. Ведь экстраверта не так просто поставить в рамки, он более контактный и энергичный в отстаивании своих ценностей.

Интроверты же имеют свои особенности, которые являются ценными для них и нуждаются в поддержке, а не коррекции. Подавляя и переделывая интроверта из лучших побуждений или же игнорируя его природные данные, родитель рискует получить инфантильного взрослого, ребенка, который зависим и не способен быть взрослым и ответственным.

Мы выделили семь основных черт интровертов, на которые рекомендуем родителям и близким подростку людям реагировать следующим образом:

1. Способность быть наедине с собой.

Одиночество может быть болезненным для экстраверта, но необходимо для интроверта. Для последнего это возможность восстановиться после контактов с людьми, разобраться в себе и построить новые духовные связи и цепочки во внутреннем плане. Родителей часто настораживает желание подростка быть наедине с собой, его потребность мало рассказывать о своей жизни, секреты, оно кажется им не созидающим, а разрушающим элементом его жизни.

Рекомендация : помнить о том, что одиночество интроверта – это его потребность быть самим собой и с самим собой. Это он хорошо умеет и не стоит ему мешать. Важно разделить ценность потребности побыть одному. Поддержкой подростку в этом случае будет с одной стороны уважение его границ, с другой – помощь взрослого в выстраивании отношений с внешним миром. Через бережный контакт со взрослым, когда ребенок может делиться своими переживаниями и быть принятым, понятым, услышанным, он постепенно начнет расширять круг общения, доверять. При этом родителю важно быть открытым в своих проявлениях и не торопить подростка с ответом, дать ему поразмышлять и реагировать в своем темпе.

2. Чувствительность.
.
Интроверты тонко воспринимают окружающий мир. Для них он очень объемный и состоит из множества запахов, звуков, они замечают много деталей явлений, которые их окружают.

Рекомендация : Попробовать настроиться на неспешную волну ребенка. Разделить с ним размеренность и сосредоточенность на каждом действии, которое он делает. Поддержать его способность получать удовольствие от простых вещей, наслаждения моментом, пребывания в потоке жизни.

3. Стремление к обучению.

Жажда познания, любопытство, упорство, последовательность и гибкость в обучении свойственны почти всем интровертам. Особенно, если им встречаются внимательные и харизматичные преподаватели и тренеры, способные увлечь предметом и заметить талант ученика.

Рекомендация: Поощрять интерес к учебе и выбранным предметам. Не беспокоиться о том, что ребенок много читает, не настаивать на том, чтобы он проводил больше времени на улице с друзьями. Предлагать подростку фестивали, выставки, события, связанные с его интересами, чтобы расширить его взгляд на мир, мотивировать на общение с другими людьми из "его стаи".

4. Нестандартное мышление.

Интровертные люди умеют справляться со своими трудностями путем творчества. Воображение помогает им преодолевать тревогу, находить выход из тупиков.

Рекомендация: Поощрять творческое мышление и такой подход к непростым ситуациям. Находить занятия, которые развивают дар ребенка – кружки стихосложения, рисования, музыкальные. Родителю можно советоваться с подростком, просить дать его уникальный ответ на сложности, в которые родитель попадает в контакте с ним же.

5. Высокий эмоциональный интеллект.

Подростки-интроверты могут распознавать свои чувства и хорошо понимают, что происходит с другими людьми в той или иной ситуации. Особенность их в том, что эмоциональные реакции несколько отсрочены во времени. Ребенок может отреагировать, когда событие уже прошло, закончилось. При такой возможности небыстро, но качественно чувствовать у интроверта рано вырабатываются нравственные ориентиры – сочувствие другим, чувство справедливости, которые он может не проявлять из-за недоверия себе, своим возможностям иметь свое мнение и отстаивать его.

Рекомендация: высоко оценивать его возможность чувствовать и поддерживать право выражать свои чувства и мысли. Если ребенок видит чувства родителя и говорит о них, подтверждать его догадку, отвечать искренне. Когда подросток делится переживаниями о давно прошедшем, выслушать его со всем вниманием, помня о том, что для него время реагировать наступило только сейчас.

6. Интересный собеседник.

Рекомендация: поддерживать это умение, делать его значимым, замечать в разговоре с ребенком его точные формулировки, внимание к собеседнику, понимание и находчивость в решениях. Помочь найти друзей, общество, в котором будут раскрываться эти таланты, и выйти из токсичного окружения, в котором они не будут цениться.

7. Умение дружить.

Интроверты зачастую верные, надежные, поддерживающие, понимающие и сопереживающие люди. Это делает их хорошими друзьями. Они строят связи прочно и надолго, при этом могут продолжительное время присматриваться к людям и небыстро сближаться.

Рекомендация: расширять круг общения ребенка, чтобы он мог знакомиться в неформальной обстановке и постепенно сближаться, дружить. Не зацикливаться только на пользе кружков и секций, а смотреть, насколько подходящие и интересные для подростка сверстники посещают эти места.

Так, принимая и поддерживая сильные стороны ребенка, родитель дает взрослеющему подростку возможность опираться на себя, отстаивать себя, выдерживать сложные контексты своей жизни самостоятельно. Становиться взрослым, оставаясь собой.



Похожие статьи