Предмет психологии. Психология как наука о непосредственном опыте и психология народов В

23.09.2019

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д. Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Предмет психологии – психика человека. Психологические знания обозначаются термином “психология”, образованным от греческих слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение. В первом, дословном своем значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее.

Область психического в широком понимании – это:

1) отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ;

2) сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек.

Сознание – это высшая форма психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

В прикладном значении слово “психология” относят и к самой психической, “душевной” жизни, выделяя тем самым особую реальность.

При этом, если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида.

Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей):

а) способов поведения;

б) общения;

в) познания окружающего мира;

г) убеждений и предпочтений;

д) черт характера.

Общей задачей психологической науки является изучение как психики субъекта, так и его психологии. Понятие “психолог” – обладатель этого знания. Психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Практический психолог – это человек, “понимающий душу”, разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях.



В историческом развитии сложились две разные области психологического знания – научная и житейская (обыденная) психология. Научная психология возникла сравнительно недавно. Житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того, чтобы дать общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними "явлениями". Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания. В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

Традиционные представления о предмете психологии. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.



Душа как предмет изучения. Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".

Непосредственный опыт как предмет психологии. Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В.Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

Предметом психологии являются законо­мерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особен­ности. Психология изучает внутренний мир человека как сознатель­ного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних пе­реживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблю­дению и именуемых психикой.

Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта , постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Идеи Вундта заложили фундамент структурализма.

Интенциональные акты сознания как предмет психологии

Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты , которые производит субъект, когда он превращает ничто в объект осознания. Акт с необходимостью предполагает «направленность на», так называемую интенцию . Брентано стоял у истоков функционализма.

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии

И.М. Сеченов принял постулат о родственности психического и физиологического «по способу происхождения». Предметом психологического исследования как такового должен стать процесс, развертывающийся не в сознании (или в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, процесс поведения.

Поведение как предмет психологии

Дж. Уотсон. Предмет бихевиоризма – поведение . В дальнейшем стало очевидно, что в промежутке между стимулом и реакцией происходит какая-то активная переработка поступающей информации. Возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием « промежуточных переменных».

5. Бессознательное как предмет психологии: З. Фрейд.

6. Процессы переработки информации и их результаты как предмет психологии: Гештальт-психология, конструктивисты, собственно когнитивная психология.

7. Личный опыт человека как предмет психологии: Гуманистическая психология.

Деятельностный подход

По мнению П.Я. Гальперина , предметом психологии является ориентировочная деятельность . При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля.

Таким образом, в настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение «рациональных зерен», содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение. В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения . Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.


№ 3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Возникновение т. Д. связано с закатом психологии сознания. Основой этой т. является философия диалектического материализма: не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание.

Основные принципы.

1. П. предметности vs п. стимульности : Бихевиоризм: сущ-ет мир стимулов, и всё пов-е чел складывается из реакция на эти стимулы. Т. Д.: Чел живёт не в мире объектов и стимулов, а в мире предметов. Предмет всегда сущ-ет двояко, первично – в своём независимом сущ-и (объект), вторично – как образ объекта, продукт психического отражения его свойств, которое осущ-ся в рез-те Д. субъекта и иначе осуществляться не может. В процессе Д. объект превращается в предмет. Чел взаимодействует с предметами.

Объект – реально сущ-щее физическое тело. Образ – представление, возникающее в проц Д. на основании того, что можно делать с этим объектом.

Леонтьев говорит, что животным тоже свойственна Д. Филогенетические предпосылки предметности – п. сигнальности.

2. П. активности vs п. реактивности .

Д. не провоцируется, а может осущ-ся произвольно. П. акт-ти имеет 3 взаимодополняющих момента: 1) избирательность и направленноть Д. субъекта, кот зависит от сист цен-й, целей, потреб-й, эмоций, мотиваций; 2) творческий, продуктивный хар-р психич процессов, т. е. воспринимая мир, мы явл-ся его творцами; 3) идея о самодвижении, саморазвитии, самопорождении Д.

3. П. неадаптивной природы предметной Д. vs п. адаптивности .

С т. зр. Леонтьева: потребность -> поисковая акт-ть -> встреча с объектом -> опредмечивание объекта -> Д., кот определяется предметом.

В проц поисковой акт-ти происх не только удовлетворение потреб-й, но и их изм-е и появление новых. Сама чел Д. может носить неадаптивный хар-р.

4. П. опосредствования vs п. непосрдственных ассоциативных связей .

Введён Выготским и Леонтьевым для преодоления постулата непосредственности. Этот п. ставит задачу изучения психич процессов, как процессов, кот усваивают продукты чел культуры и тем самым преобразуются в ВПФ. П. сигнификации.

Вильгельм Вундт : "отец" экспериментальной психологии. Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мирелабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт.

Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии. В начале 1860-х гг он выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал в себя два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов.

Подвергнув критическому анализу прежние понимания предмета психологии ("наука о душе" и "наука о внутреннем опыте"), Вундт дал новое определение психологии как науки о непосредственном опыте. Всякий опыт распадается на два фактора: данное нам содержание (объект) и наше восприятие этого содержания (субъект). Естественные науки отвлекаются от суъективного фактора, который есть в любом реальном опыте (опосредствованный опыт). А психология рассматривает опыт в его отношениях к субъекту, поэтому она изучает непосредственный опыт.Объект и субъект выступают в неразрывном единстве: всякий объект является представляемым объектом.

Основной метод – нитроспекция. Задача психологии, по Вундту: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи. Путем интроспекции достигается расчленение непосредственного опыта субъекта. Интроспекция - особая процедура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания.

Сознание состоит из психических элементов, абсолютно простых и далее неразложимых. Элементы сознания: ощущения (холод, свет, тон) и простые чувствования. Им присущи модальность и интенсивность. Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: а) удовольствия - неудовольствия, б) напряженности - расслабленности, в) возбужденности - успокоения.

Поскольку психология тоже наука, а все науки изучают одни и те же предметы, но с разных точек зрения, методы психологии не должны принципиально отличаться от естественнонаучных. Нужно использовать экспериментальные методы. Интроспекция все еще главная, а эксперимент лишь позволяет сделать самонаблюдение более точным. Однако не вся психика поддается экспериментальному изучению. Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов - ощущений, представлений, времени реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Объективные явления - поведение, деятельность - Вундт исключал из психологии. Проблемой психологии является сам человек - не как он появляется извне, но как он дан непосредственно себе самому.

Исследование высших психических функций и психического развития требует других методов. Ими Вундт считал анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию.

Изучение исходных элементов, связей между ними, законов душевной жизни, - все эти задачи выявляют атомизм, характерный для ассоциативной психологии. Однако Вундт обращает внимание на возникновение нового качества, не сводимого к сумме свойств исходных элементов. Все ассоциации он подразделяет на одновременные и последовательные, которые в свою очередь имеют несколько форм: одновременные существуют в форме слияния, ассимиляции-диссимиляции и компликации; последовательные - узнавания и воспоминания. За этими видами ассоциаций скрываются восприятие и память. Ассоциации характеризуются как пассивный процесс, который протекает без активного участия субъекта. В психологии Вундта нет субъекта, нет личности: "...все психическое - это непрестанная смена явлений, постоянное возникновение и созидание... Нигде эти факты действительной душевной жизни не нуждаются в другом субстрате для своего истолкования, кроме того, который дан в них самих"

Кроме ассоциативных, Вундт различает апперцептивные связи. Они складываются при активном участии сознания. Апперцепция - это особая функция сознания, которая проявляется в активности субъекта (его же нет? Ладно, не спрашивайте ) и внешне выражается во внимании. Из всей совокупности содержаний, находящихся в сознании, т. е. просто перципируемых, апперцепция или внимание, выделяет объект, вследствие чего его восприятие становится более ясным и отчетливым; оно входит в ясную точку сознания - апперципируется. Когда апперцепция направлена на выбор между разными основаниями в процессе подготовки к действию, она есть воля. Вундт сближает понятия апперцепции, внимания и воли и даже отождествляет их. Мышление и воображение выступают функциями апперцепции. Выступая объяснением сложных явлений душевной жизни, сама апперцепция не объясняется: ее источник в самом сознании.

Выделяя психологию как отдельную науку, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, свойства субъективного мира. Они отличаются от физиологических механизмов психических процессов. К этим законам Вундт относил:

Закон творческих производных (творческого синтеза) (Продукт психических сочетаний не является простым сложением элементов, которые входят в его состав, а представляет собою новое образование),

Закон психических отношений (Значение каждого психического факта определяется отношениями его к другим фактам. Зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов – например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона),

Закон психических контрастов (Противоположности усиливают друг друга),

Закон гетерогонии целей (В процессе реализации цели рождаются новые цели. При совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив)

Теоретические воззрения Вундта стали предметом критики и к концу столетия большинством психологов были отвергнуты. Его главный просчет усматривался в том, что сознание как предмет психологии трактовалось им исходя из того, что только сам субъект способен сообщать о своем внутреннем мире благодаря интроспекции (внутреннему зрению). Тем самым утверждалось всесилие субъективного метода. Вундт собирался изощрить этот метод путем использования специальных экспериментальных приборов. Таким образом, попытка найти собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук, обернулась мнением о замкнутом в себе сознании. Его воззрение на психическую причинность свелось к той версии, что регулярное и законообразное течение психических процессов детерминировано ими же самими.

Предмет психологии



1. Понятие о предмете психологии

Системная организация и многообразие психических явлений человека

Предмет психологии в зарубежной психологической науке

Предмет психологии и развитие отечественной психологии


1. Понятие о предмете психологии


Каждая конкретная наука имеет свой предмет изучения и отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав, строение и историю, а вторая - ее размеры и форму.

Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.

Трудность состоит, прежде всего, в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые. В самом деле, совершенно очевидно, что мое восприятие пишущей машинки - это нечто совершенно особое и отличное от самой пишущей машинки, реального предмета, который стоит передо мной на столе; мое желание пойти на лыжах - это нечто иное по сравнению с реальным лыжным походом; мое воспоминание о встрече Нового года - это нечто отличающееся от того, что реально происходило в канун Нового года, и т.п. Так постепенно сложились представления о различных разрядах явлений, которые стали именовать психическими (психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями и т.д.). Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличающемуся от того, что человека окружает, и относили к области душевной жизни, противопоставляемой реальным событиям и фактам. Эти явления группировались под названиями «восприятие», «память», «мышление», «воля», «чувства» и др., в совокупности образуя то, что именуется психикой, психическим, внутренним миром человека, его душевной жизнью и т.д.

Хотя непосредственно люди, наблюдавшие других людей в повседневном общении, имели дело с различными фактами поведения (действиями, поступками, трудовыми операциями и др.), однако потребности практического взаимодействия вынуждали их различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие - особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. Оно закреплялось, передаваясь от поколения к поколению, в языке, в народном творчестве, в произведениях искусства. Его вбирали, например, пословицы и поговорки: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать» (о преимуществах зрительного восприятия и запоминания перед слуховым); «Привычка-вторая натура» (о роли упрочившихся привычек, которые могут конкурировать с врожденными формами поведения) и т.п.

Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Они могут быть довольно обширными, могут до известной степени способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть в определенных пределах правильными и соответствующими действительности. Однако в целом такие знания лишены систематичности, глубины, доказательности и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы с людьми, требующей научных, т.е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.

В развитие психологии внесли свой вклад многие философы. Термин «психология» впервые появился в научном обиходе в XVUI в. в книгах немецкого философа Х. Вольфа «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Если первоначально он относился к науке, которая изучала душевные или психологические явления, связанные с сознанием, то уже в начале XX века в сферу исследований психологов включались неосознаваемые психические процессы, а также поведение и деятельность.

Самостоятельной психология стала в XIX в., когда в данную науку был введен эксперимент и усовершенствованы методы исследования. Основанная В. Вундтом в конце XIX века в Лейпциге экспериментальная психологическая лаборатория (а позже Институт экспериментальной психологии) положила начало новой экспериментальной ветви психологии.

Исходя из всех изложенных положений, представляется возможным очертить следующее предметное поле психологии.

Предмет психологии - закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.

Важно помнить, что психика в своем развитии проходит онтогенез (от греч. ontos - сущее, genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма, и филогенез (phyle - род, вид, племя, genos - происхождение) - историческое формирование. Психика в онтогенезе повторяет достижения ее развития в филогенезе.

В зависимости от научной и практической целесообразности психология опирается либо на разные общепсихологические, так и конкретные школы, либо на одну из них, одну объяснительную систему. При этом имеет место реальная опасность «неконструктивного эклектизма». В таких противоречивых условиях психология, обновляясь, самобытно на различных уровнях вступает во взаимодействие с различными областями наукознания. При этом она не теряет своего научного и практического имиджа, а объясняет проблемы только в рамках принятой теории, системы.

Именно здесь очерчивается поле интересов психологии, в котором находятся конструктивные точки сопряжения в теории,

Что же в настоящее время включается в систему знаний, которые составляют предмет психологии и исследуются ею? Это, конечно же, психика человека, ощущения и восприятие, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности, свойства и качества личности и многое другое, что будет рассмотрено нами позже.

Таким образом, одним из фундаментальных научных понятий психологии является психика.

Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Психика является субъективным (т.е. внутренним, в виде психических процессов), сложным и многообразным отражением объективного мира.

Итак, душа, психика - это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Значит, психологию не следует понимать только как науку о человеке, в ней всегда учитывается общность психики животных и человека. На этой основе в истории науки были и, вероятно, еще будут преувеличения или игнорирования специфичности психических явлений и у животных и у человека.


. Системная организация и многообразие психических явлений человека


Психика заключает в себе внутреннюю картину мира, неотторжима от тела человека и представляет собой совокупный результат функционирования его организма, прежде всего центральной нервной системы, она обеспечивает возможность существования и развития человека в мире. На человека влияет социальная среда, процессы, происходящие в ней на макро- и микроуровне, поэтому психика человека имеет свою системную и смысловую организацию. Психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активными причинными факторами (детерминантой) поведения. Под психическими явлениями понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют следующие группы психических явлений: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства, 4) психические образования.

Системная организация и многообразие психических явлений человека показана на рис.


Рис. Системная организация и многообразие психических явлений человека


Психика человека проявляется у человека в следующих блоках психических явлений.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы - это элементарные психические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психическое существует как живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью незаданный, а потому формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные продукты или результаты (например, понятия, чувства, образы, мыслительные операции и т.п.). Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и истинные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности и как элементарные психические явления, длятся от доли секунды до десятков минут и более.

Второй блок представляет собой психические состояния, которые более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию. К ним относятся, например, состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

Третий блок - это психические свойства личности. Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного ее периода: темперамент, характер, способности и стойкие особенности психических процессов у индивида.

Некоторые психологи выделяют и четвертый блок психических явлений человека - психические образования, т.е. то, что становится результатом работы психики человека, его развитие и саморазвитие. Это - приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т.п.

Психические процессы, состояния, свойства, а также поведение человека выделяются только для целей изучения, в действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.

Второй блок представляет собой психические состояния, которые более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию. К ним относятся, например, состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. В целом психические состояния проявляются в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.).

Наиболее изученными сейчас являются:

-общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,

-эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.),

-особое, творческое, состояние личности, которое называют вдохновением.

Третий блок - это психические свойства личности. Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного ее периода. Свойства личности являются высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности человека. Под психическими свойствами человека понимаются устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека: темперамент, характер, способности, направленность и другие. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Следовательно, оно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны и их можно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. На этой основе, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем:

-интеллектуальные свойства - наблюдаемость, гибкость ума;

-волевые - решительность, настойчивость;

-эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, эффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

  1. Жизненные позицию личности (систему потребностей, интересен, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
  2. Темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,- характеризующую динамическую сторону поведения);
  3. Способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных, свойств, определяющую творческие возможности личности)
  4. Характер как систему отношений и способов поведения.

Некоторые психологи - выделяют и четвертый блок психических явлений человека - психические образования. Это то, что становится результатом работы психики человека, его развитие и саморазвитие. К ним относятся - приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т.п.

Психические процессы, состояния, свойства, а также поведение человека выделяются нами только для целей изучения. В действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.

психический восприятие память воля чувство

3. Предмет психологии в зарубежной психологии


Вся история культуры человеческой цивилизации содержит конструктивные начала, которые определяют её поступательное развитие. Генезис психологического знания и интеграция его востребованных компонентов позволяют в современных условиях наиболее полно охарактеризовать предмет психологии, проследить его понимание на различных исторических этапах.

Традиционные представления о предмете психологии свидетельствуют о восхождении знания о предмете психологии, в качестве которого принималась:

Душа;

Явление;

Сознание;

Поведение;

-бессознательное;

-процессы переработки информации и результаты этих процессов;

-личный опыт человека.

Все эти предметные области нашли отражение в достижениях различных традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций. Важнейшие из них следующие.

Бихевиоризм (от анг. behaviour - поведение) - одно из ведущих направлений психологии, получившее широкое распространение в различных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма - Э. Торндайк, Дж. Уотсон.

В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые в принципе непосредственно не наблюдаемы.

Поведение же понимается ортодоксальными бихевиористами как совокупность отношений «стимул - реакция» (S-R). По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

Необихевиоризм в той или иной степени отказался от классической формулы бихевиоризма (S-R), а пытается учесть и проявление сознания как реальной детерминанты поведения человека. При этом становится очевидным, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит переработка поступающей информации как активный процесс, без учета которого не удается объяснить реакцию человека на наличные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием «привходящих, или промежуточных переменных». Многие выводы, достижения бихевиоризма плодотворны с научной точки зрения и исключительно практичны.

Психоанализ или фрейдизм предстает как общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения 3. Фрейда, которое выступает в качестве ключевого звена единой психотерапевтической концепции. Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение) - учение, разработанное 3. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. В дальнейшем фрейдизм возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное, а его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.

Психоанализ тесно связан с теорией З. Фрейда о переживаниях в психической деятельности личности подсознательных инстинктивных влечений. В структуре личности З. Фрейд выделяет три компонента:

1) ИД (ОНО) - ячейка слепых инстинктов, влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению, независимо от отношения человека с окружением. Эти стремления, приникая из подсознательного в сознание, становятся источником активности человека, своеобразно направляют его поступки и поведение. Особое значение психоаналитики придают влечениям;

  1. ЭГО (Я) - регулятор, который воспринимает информацию об окружении и состоянии собственного организма, сохраняет его в памяти и организует действия в интересах самосохранения;
  2. Супер-Эго (Свeрх-Я) - совокупность моральных стандартов, запретов и поощрений, которые усвоены личностью в процессе воспитания, причем преимущественно подсознательно,

По мнению 3. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. Корни поведения человека - в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развитая человека отводится инстинктам и влечениям.

В рамках психоаналитического направления имеют место и другие точки зрения. Так, ученик Фрейда А. Адлер полагал, что в основе поведения каждой личности лежат не влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.

К.Г. Юнг считал, что личность формируется как под влиянием конфликтов раннего детства, так и наследует также образы предков, пришедшие из глубин веков. Поэтому необходимо при исследовании человека и работе с ним учитывать также понятия «коллективного бессознательного». Он предложил концепцию аналитической психологии, в которой признается не только роль бессознательного в виде архетипов, осознанного, но и групповое бессознательное как автономное психическое явление.

В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку «основным беспокойством» (или «базальной тревогой»), лежащим в основе внутриличностных конфликтов.

Гештальтпсихология (от нем. gestalt - целостная форма, образ, структура) - одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии первой половины XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Заметное место в рамках гештальтпсихологии занимает ассоцианизм - учение в психологии, рассматривающее психическую жизнь человека как соединение отдельных (дискретных) явлений психики и придающее особое значение принципу ассоциации при объяснении психических явлений.

Основное внимание гештальтпсихология уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостные структур, первичных по отношению к своим компонентам. Главные представители этого направления - немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология - направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Фундаментальными потребностями человека согласно данной теории являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации.

Генетическая психология - учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающая происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в его детском возрасте. Ее психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к объективной позиции путем экстерио- и интериоризации.

Индивидуальная психология - одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности. Наибольшее распространение, особенно в области педагогики и психотерапии, индивидуальная психология получила в 20-е годы нашего века.

Концепция трансактного анализа - совокупность научных взглядов американского психолога Э. Берна и его последователей о том, что судьба человека предопределена в существенной степени особенностями его бессознательного, которое как бы влечет его к определенным событиям - успеху, неуспеху, трагедиям и т.д. По взглядам Э. Берна, в бессознательном человека как бы сидит некий маленький человек и дергает за веревочки, управляя жизнью большого человека по сценарию, зафиксированному в бессознательном с помощью жизненных ситуаций, имевших место при активном формировании бессознательного (детские, юношеские годы).

Дифференциальная психология (от лат. differentia - различие) - отрасль психологии, изучающая психические различия, как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий.

Критическая психология - направление в зарубежной психологии (главным образом марксистки ориентированной немецкой психологии), возникшее на рубеже 60-70-х годов XX века (К. Хольцкамп, У. Холцкамп-Остеркамп, П. Кайлер и др.), исходящее из теории деятельности А.Н. Леонтьева и исследующее социогенез психики личностей, социальных общностей (класса, социальной группы и др.). Ставит своей основной целью создание общей психологии как общего теоретико-методологического фундамента психологической науки, что предполагает критический анализ всех школ и направлений в психологии и выработку нового категориального аппарата с учетом достижений и изъянов, имеющихся концепций.

Критическая психология широко использует марксисткую методологию и ряд концепций советской психологии. Особенно большое внимание уделяется критике и дальнейшему развитию теории деятельности советского психолога А.Н. Леонтьева, в частности исследованиям деятельности и «образа мира» в социогенезе, а также онтогенезу и актуал-генезу психики у представителей различных классов, групп и слоев современного общества, что ранее не рассматривалось в теории деятельности. Одна из ключевых позиций заключается в понятии - «способность к действию». Под ней понимается способность индивида, благодаря его участию в жизни общества, контролировать и произвольно регулировать свои собственные условия жизни.

Парапсихология (от греч. para - возле, около) - область гипотез, представлений, фиксирующих и пытающихся объяснить:

  1. формы чувствительности, обеспечивающие прием информации способами, не объяснимыми активностью деятельностью известных органов чувств;
  2. формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие без посредства мышечных усилий.

Нередко в рамках парапсихологии исследуются гипноз, предчувствия, ясновидение, спиритизм, телекинез, телепатия, психокинез и другие, как реальные, так и мнимые, явления.

Феноменалистичеекая психология - направление зарубежной, главным образом, американской (Р. Бернс, К. Роджерс, А. Комбас) психологии, объявившей себя «третьей силой» и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратившая главное внимание на целостное человеческое «Я», его личностное самоопределение, его эмоции, отношения, ценности, убеждения. Феноменалистическая психология рассматривает поведение личности как результат восприятия человеком ситуации.

Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии - акме. Ее содержание может быть представлено через совокупность научных и прикладных компонентов, которые базируются и развиваются на стыке естественных, общественных и технических наук. Такой подход дает возможность изучать феноменологию индивидуальных и групповых социальных субъектов, закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и реализации в реальной жизнедеятельности.


4. Предмет психологии и развитие отечественной психологии


В современных условиях складывается одна из традиций отечественной психологии, которая проявляется в ее стремлении опираться на конструктивные достижения не только различных направлений, школ и течений. В этой традиции имеет место также опора на многие другие достижения наукознания, дающие возможность получить наиболее объективную картину мира, в котором ключевые позиции отданы человеку-деятелю, созидающему себя и окружающую действительность. Эта традиция приоритетная, но не единственная, особенно в последнее время. Сегодня все настойчивей звучат голоса о необходимости новых подходов, представлений, парадигм.

В нашей стране в конце 90-х годов прошлого столетия естественно-научный подход к психологии стал определяющим и официально признанным.

В последние годы мы наблюдаем ситуацию, когда все больше психологов ставят вопрос о смене образа психологической науки:

-смена образа естественной науки на гуманитарный образ;

-смещение акцентов с объяснения на описания;

-от всеобщности к уникальности, неповторимости;

-с фрагментарно-парциального изучения к целостно-интегративному познанию и преобразованию.

Новая ситуация в психологической науке выводит к проблемам, которые связаны с уточнением предмета, выявлением соотношения теоретико-метотодологического и прикладного внутри психологической науки, определением взаимосвязей с естественными, общественными и техническими науками. Именно их решение способно обеспечить реализацию целостно-интегративного подхода.

Для отечественной психологии принципиально приемлемыми являются результаты переосмысления всех ее методологических оснований. Она здесь ориентируется на общепринятую в современной науке и непосредственно в общей психологии типологию, выделяя следующие уровни методологии:

  1. уровень философской методологии;
  2. уровень методологии общенаучных принципов исследования;
  3. уровень конкретно-научной методологии;
  4. уровень методик и техник исследования.

1. Уровень философской методологии. Здесь главной является проблема образа человека, как целостного феномена со следующими макрохарактеристиками: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. При этом он имеет собственную философскую и жизненную концепцию, стратегию, в соответствии с которыми и выстраивает свой жизненный путь. Именно здесь обозначается главное пересечение научных интересов как философии, психологии, акмеологии, так и других наук.

Для конструктивного решения общих проблем привлекается конструктивный потенциал таких образов человека, как:

  1. «человек - ощущающий» (интроспективная психология);
  2. «человек - потребность» (психоанализ 3. Фрейда);
  3. «человек - «стимул-реакция» (поведенческая психология);
  4. «человек - деятель» (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, и др.);
  5. «человек - целостный феномен» (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др.) и пр. Когда психология сталкивается с проблемой, которую сама не может решить, она в первую очередь обращается к философии и практике. Так, например, Л.С. Выготский, рассуждая о причинах кризиса психологии, пришел к выводу, что выход из него - опора на философию и практику; «как это ни странно и ни парадоксально на первый взгляд, но именно практика, как конструктивный принцип науки, требует философии, т.е. методологии науки». И далее: «Диалектическое единство методологии и практики, с двух концов приложенное к психологии, - судьба и удел... психологии».
  6. Уровень методологии общенаучных принципов. Одним из основных принципов общенаучного исследования является системный подход, который означает изучение совокупности элементов системы, находящихся в связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. В качестве общих характеристик системы выделяют: целостность, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность, множественность описания и т.д. Акмеологический подход, кроме того, предполагает целостность и интеграцию в рамках общей системы как исследовательских, так и деятельностных, развивающих моделей, алгоритмов и технологий.
  7. Конкретно-научный уровень методологии - уровень конкретной науки - психологии. Данный уровень, согласно взглядам Л.С. Выготского можно разделить на два подуровня.

Первый подуровень - это собственно методология психологии. Основные проблемы этого уровня: что такое психика, как она развивается и как ее изучать?

Второй подуровень - уровень теорий психологической науки, в основе которых лежат те или иные позиции, которые были получены в ответах на вопросы первого уровня.

Более того, на основе одного решения проблем методологии психологии могут быть созданы несколько психологических теорий.

Научные психологические школы первого подуровня - это школы-направления, которые на столетия предопределяют развитие психологии. Научные школы второго подуровня - это психологические школы - конкретные научные коллективы.

В основе научной психологической школы лежала идея о «единичке», «клеточке» психики, исследуя которую можно раскрыть великую тайну Души. В качестве «единицы» в разных психологических школах использовались:ощущения (ассоциативная психология);

  1. фигура-фон (гештальтпсихология);
  2. реакция, рефлекс (реактология, рефлексология);
  3. установка (школа Д.Н. Узнадзе);
  4. поведенческий акт (бихевиоризм);
  5. обратимые операции (школа Ж. Пиаже);
  6. значения, переживания (школа Л.С. Выготского);
  7. предметная деятельность (школа А.Н. Леонтьева);
  8. ориентировочная основа деятельности (школа П.Я. Гальперина);
  9. действие, акт отражения (школа С.Л. Рубинштейна) и т.д.

Психика есть особое качество или свойство, но качество не часть вещи, а особая способность. У мозга много качеств, свойств, но одно из них психика, она «непротяженна», вне измерений вещей. Именно поэтому история психологии - это история разрешения противоречий между описанием и объяснением душевной жизни. Почему?

Описание дает большую свободу выражения всех оттенков «движений души», для чего используется все богатство языка. Объяснение - это использование научных категорий, понятий, которые пытаются объяснить скрытые механизмы психической жизни.

Единство: во-первых, обобщающего понятия самой широкой первичной абстракции (сознание, подсознание, поведение и т.д.); во-вторых, объяснительного принципа (единства сознания и деятельности, ассоциации, единство фигуры и фона, взаимозависимости стимула и реакции и т.д.) и, в-третьих, понимание «единички» психики определяют лицо научной психологической школы.

Согласно мнению К.К. Платонова, отличительной стороной отечественной психологии является выделение общей психологии. Это диктуется внутренними условиями всей психологической науки, т.к. ее предметом являются «общие закономерности психики», на понимание которых опираются все частные психологические науки. В свою очередь положения общей психологии проходят проверку в частных отраслях психологии, где обогащаются, развиваются, отвергаются.

Однако, чтобы изучать общие закономерности психики, необходимо иметь ответ на вопрос, в какой «системе координат мы работаем». Поскольку в каждой научной психологической школе своя «система координат» (обобщающее понятие, объяснительный принцип, «единичка» психики, ведущий метод), своя объяснительная система. Как только мы называем факт, явление, мы сразу же «помещаем его в определенную систему (системы) координат», он попадает в свою «объяснительную схему».


Литература


1.Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. А.И. Федорова. - С.-Петербург: Талисман, 2004. - 452 с.

2.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 2006.- 270 с.

.Дадун Роже. Фрейд. - М.: Изд-во АО Х.Г.С., 2004.- 174 с.

.Лаплаш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. / Пер. с фр. - М.: Высшая школа, 2006. - 150с.

.Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. - М.: Юрист, 2005. - 243с.

.Психологический словарь. / Ред. Зинченко В.П. - М.: Педагогика-Пресс, 2006. - 465 с.

.Сандлер Джозеф и др. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. / Сандлер Д., Дер К., Холдер А.; Пер. с англ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2001.- 346с.

.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 2005.- 125с.

.Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., научн. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 2007.- 75с.

.Фрейд З. Толкование сновидений. - К.: Здоровье, 2001.- 315 с.

.Юнг К.Г. Аналитическая психология. - СПб.; Кентавр, 2004.- 475 с.

.Юнг К.Г. Зигмунд Фрейд // Вопросы психологии. - 2003. - №2 - С. 86-103.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Похожие статьи