Последние дни земной жизни спасителя. Страсти Христовы

30.09.2019

Последние дни земной жизни Спасителя

По важности совершавшихся событий эти последние дни земной жизни Спасителя называются Великими, а сама последняя неделя – неделя скорбей и страданий Иисуса Христа – Страстной. На Страстной седмице (неделе) христиане особенно строго постятся и долго молятся на службах в храмах.

Три дня после торжественного входа в Иерусалим – в Великие понедельник, вторник и среду – Иисус приходил в храм и учил народ. Господь говорил о Царстве Небесном и о Своем Втором пришествии на землю в великой славе вместе со множеством Ангелов; о воскресении мертвых и о последнем, Страшном суде, когда будут судить всякого человека, и праведники тогда войдут в Царство Небесное и будут жить там, словно Адам и Ева в раю, а грешники за свои злые дела будут вечно мучиться в аду.

«Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним, потому что весь народ неотступно слушал Его».

Великий Четверг

Тайная Вечеря

По Закону Моисея накануне Пасхи – главного иудейского праздника в честь их освобождения из египетского плена – в каждом семействе готовили особую пищу (пасхального агнца – ягненка) и с молитвами и пением съедали ее.

Не стал исключением и Иисус с учениками. По Его указанию Петр и Иоанн приготовили пасхальный стол в доме на горе Сион (в Сионской горнице), куда уже вечером, тайно от всех (потому и Тайная Вечеря), пришли в четверг Спаситель с остальными учениками.

Тайная Вечеря

Когда все собрались, Спаситель встал, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце, налил воду в умывальницу и, как слуга, омыл ноги ученикам. Так было принято в те далекие времена, чтобы слуги омывали ноги всем гостям – ведь ходили тогда босиком или в сандалиях с двумя-тремя ремешками. Потом Он сказал: «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу; ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам». Так Господь подал ученикам пример кротости и смирения.

Предательство Иуды

Среди ближайших двенадцати учеников Иисуса был один, Иуда Искариотский, сначала помогавший Господу в проповеди и получивший от Него, как и другие апостолы, дар исцеления болезней. Ему доверяли все – он даже распоряжался их общими деньгами. Но дьявол соблазнил Иуду, и он стал ненавидеть Спасителя. И даже пошел к иудейским начальникам и священникам и пообещал предать им Спасителя, если они дадут ему тридцать серебряных монет. Конечно же, те сразу же согласились и стали ждать случая, когда около Иисуса не будет людей, готовых защитить Его. Это было накануне, в Великую среду.

Теперь же, в Великий четверг, Иуда был со всеми на Тайной Вечери. Всеведущий Господь сказал: «Один из вас предаст меня». Ученики смутились и стали наперебой спрашивать, кто бы это мог быть предателем. «Не я ли, Господи?» – спрашивают они Учителя. Задал вопрос и Иуда. И Господь тихо сказал ему: «Ты». Иоанн же спросил прямо: «Господи! Кто это?» Иисус отвечал:

«Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И подал его Иуде Искариоту, который «приняв кусок, тотчас вышел». Апостолы же подумали, что Христос посылает Иуду купить что-нибудь к празднику – ведь он был хранителем их общих денег…

Установление Таинства Причащения

Началась праздничная трапеза. Спаситель взял хлеб, помолился, разделил его и дал ученикам со словами: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое». Потом взял чашу, подал им и сказал: «Пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так Господь установил Таинство Святого Причащения (по-гречески Евхаристию, а по-русски – Благодарение), которое соединяет человека с Христом.

После того, как апостолы причастились, Иисус начал Свою прощальную беседу: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга»; «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюся ему Сам».

Эти заповеди Спасителя стали впоследствии основным правилом жизни Земной Церкви.

Ночь в Гефсиманском саду

Когда пасхальная вечеря была закончена, Христос и ученики пошли из города на Елеонскую гору, где находился Гефсиманский сад. Сюда Господь любил частенько приходить… По пути Иисус с горечью говорит им: «Все вы предадите Меня в эту ночь». Апостолы горячо возражают…

Оставив учеников у входа в сад, Иисус вошел в него с тремя из них – Петром, Иаковом и Иоанном. И опять, как на Фаворе, ученики погрузились в дрему, а Иисус стал молиться – Он знал, что вот-вот наступят Его страдания (страсти Христовы): «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Молитва эта была такой напряженной, что «был пот Его, как капли крови…»

Неожиданно в саду появился Иуда со слугами первосвященников и стражей храма. «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его», – дает им знак предатель. Подойдя к Господу и приветствуя Его: «Здравствуй, Учитель», – Иуда целует Иисуса. Тот кротко вопрошает: «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Затем Иисус обращается к страже: «Кого ищете?» – «Иисуса Назорея», – отвечают те. «Это Я», – говорит Христос и добровольно дает связать Себя. А Его ученики, как и предсказывал совсем недавно Господь, в страхе разбегаются… Только Петр и Иоанн издали следят, куда ведут их Учителя.

Суд над Иисусом Христом у первосвященников

Сначала Иисуса Христа повели к бывшему первосвященнику по имени Анна. Он спросил Иисуса, о чем Его учение и кто были Его ученики. Иисус ответил: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего». Тут один из слуг ударил Спасителя по щеке – «Так отвечаешь Ты первосвященнику?». На что Иисус сказал: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»

Отсюда связанного Иисуса повели к Каиафе, который был первосвященником в тот год. Здесь уже собрались члены Синедриона – верховного совета: первосвященники, старейшины, книжники (знатоки Закона Моисея) и начальники храма. Они стали искать лжесвидетелей и придумывать какую-либо вину за Иисусом Христом, чтобы осудить Его на смерть.

Христос на суде Синедриона

Наконец, Каиафа спросил Иисуса: «Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» – «Ты сказал, – отвечает Иисус, – и даже сказываю вам [говорю вам]: отныне узрите [вы увидите] Сына Человеческого, сидящего одесную силы [по правую сторону Бога] и грядущего [идущего] на облаках небесных».

Тогда Каиафа разорвал свои одежды в знак негодования и сказал: «Он богохульствует! [Как Он дерзко говорит про Бога!] На что еще нам свидетелей?» И все сказали в ответ: «Он повинен смерти».

Иисуса окружили слуги, вывели во двор и стали насмехаться над Ним, плевать на Него, бить Его по лицу. Богочеловек переносил все унижения и оскорбления безропотно…

Отречение Петра

Апостол Петр, который вместе с Иоанном издали следовал за Христом после того, как Его схватили в Гефсиманском саду, сидел во дворе первосвященника и грелся с другими у огня. Одна из служанок узнала его и сказала: «И ты был с Иисусом Галилеянином». Петр испугался и ответил: «Не знаю, что ты говоришь». И тут запел петух. Вскоре подошла другая и, указывая на Петра, сказала бывшим там: «И этот был с Иисусом Назореем». Но Петр опять отрекся, поклявшись, что не знает этого Человека. Тут и другие, подойдя к костру, стали говорить: «Точно, и ты из них, потому что говоришь так, как говорят галилеяне». Тогда Петр опять стал клясться и божиться, что не знает Этого Человека. В это время петух запел во второй раз, и Спаситель, обернувшись, взглянул на ученика. И вспомнил Петр, как Учитель сказал ему за Тайной вечерей: «Прежде чем пропоет петух дважды, ты трижды отречешься от Меня». Он вышел со двора и горько заплакал.

Великая Пятница

Иисус Христос у Пилата

Синедрион, вынося смертный приговор, не имел права привести его в исполнение без согласия римского правителя. А потому ранним утром пятницы иудейские священники и начальники привели осужденного ими Иисуса Христа к Понтию Пилату и стали обвинять Иисуса, говоря, что Он учит народ плохому, запрещает платить налоги, называет Себя царем.

Пилат спросил Его: «Ты Царь Иудейский?» – «Ты говоришь, – отвечал Христос, – но Царство Мое не от мира сего [не на земле]». Поговорив с Христом и убедившись, что Он не является политическим преступником и заговорщиком против Римской империи, Пилат вышел к собравшимся и сказал: «Я не нахожу никакой вины в Этом Человеке. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» Но иудеи закричали: «Смерть Ему! А отпусти нам Варавву» (Варавва был убийцей).

Тогда Пилат приказал бить Иисуса. Привязав Господа к столбу, воины стали избивать Его плетьми, внутри которых были вшиты металлические кусочки, при ударе глубоко рассекавшие кожу. Потом они сплели венец из терновника, положили Иисусу на голову, одели Его в красную, якобы царскую, одежду, дали в руки палку и говорили, смеясь над Ним: «Радуйся, Царь Иудейский!» И били Его палкой по голове и ударяли по щекам.

Думая, что, увидав окровавленного и избитого Христа, иудеи будут удовлетворены и пожалеют Его, Пилат приказал вывести Иисуса к народу и, указывая на Него, сказал: «Се, Человек»… Но первосвященники и начальники, а вслед за ними и вся толпа еще громче закричали: «Распни Его, распни»… «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю [римскому императору]; всякий, делающий себя царем, противник кесарю».

Пилат, видя, что никакие доводы не помогают, а смятение народа все увеличивается, умыл руки перед народом со словами: «Невиновен я в крови Праведника Сего, смотрите вы». И в ответ иудеи сказали: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда Пилат осудил Христа на распятие. Воины одели Его опять в Его собственную одежду, оставив на челе колючий венок, и повели на гору Голгофу или «Лобное место», на которой обычно распинали преступников.

С Иисусом вели двух разбойников, осужденных на смерть. На Голгофу вела трудная, усеянная камнями дорога, а на плечи Спасителя положили тяжелый деревянный крест, на котором должны были Его распять. Измученный Христос, перенесший тяжкие страдания, весь израненный, не раз падал под тяжестью креста. Тогда римские воины, остановив шедшего с поля Симона Киринеянина, заставили его донести крест до Голгофы.

Распятие и смерть Иисуса Христа

Придя на Голгофу, воины сняли с Иисуса Христа Его одежды и распяли – прибили Его руки и ноги гвоздями к кресту. Слева и справа от Него распяли двух разбойников. Это случилось в полдень. В это время померкло солнце и наступила тьма… Над Его головой прибили дощечку с указание Его «вины». На трех языках – греческом, римском и еврейском было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».

После чего воины стали делить между собой Его одежду. Одна из одежд – хитон – была не сшита, а тканая сверху донизу. Ее воины решили не раздирать и бросили жребий, чтобы узнать, кому она достанется. Так исполнилось одно из пророчеств Ветхого Завета, в котором было сказано: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».

Враги Иисуса, проходившие мимо и стоящие у креста, надсмехались над Ним: «Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста… и уверуем в Него». Даже и один из распятых разбойников не мог сдержать насмешку: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же разбойник, распятый по правую руку от Христа, унимал его: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал». Потом он обратился к Спасителю: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Иисус Христос ответил ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю».

Распятие Христа

У креста стояли и те, кто любил Иисуса, – Его Матерь, любимый ученик Иоанн и некоторые женщины из Галилеи, которые всегда следовали за Ним. В эти минуты сбылись слова Симеона Богоприимца, которые были сказаны 33 года назад. И теперь, видя ужасные мучения Своего Сына, Пресвятая Богородица испытывала такие страдания, словно Ее сердце пронзило оружие… С последним напутствием обратился с креста Христос к Своей Матери: «Жено! Се, сын Твой!», а потом к ученику: «Се, Матерь твоя!» С этого дня Матерь Божия стала жить в доме Иоанна, который всемерно заботился о Ней.

Прошло три часа после распятия, и страдания Господа стали невыносимы даже для Него. «Боже Мой, Боже Мой! – воскликнул Иисус, – для чего Ты Меня оставил?» Прошло еще немного времени, когда со словами: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» Спаситель, склонив главу, закончил Свою земную жизнь…

В этот миг земля стала сотрясаться, посыпались камни, завеса в Иерусалимском храме сама собой разорвалась надвое, из могил вышли умершие и явились многим… Иудеи в страхе стали разбегаться с места казни, лишь римский сотник Лонгин, стоявший у креста, с глубоким волнением произнес: «Воистину Он был Сын Божий!»

Погребение Иисуса Христа

В тот год праздник иудейской Пасхи наступал с вечера пятницы – когда было не положено заниматься хоть каким-нибудь делом. А потому этим же вечером один из знатных иерусалимлян, член Синедриона, тайный ученик Господа по имени Иосиф выпросил у Пилата Тело Иисуса, чтобы успеть похоронить его.

Погребение Христа

Как того требовал Закон Моисея, Тело Иисуса сняли с креста, помазали душистым маслом, завернули в чистое погребальное полотно (плащаницу) и положили в высеченную в Голгофе могилу, принадлежащую Иосифу. При этом присутствовали и галилейские жены, которые договорились придти сюда еще раз рано утром в воскресенье, уже после Пасхи, чтобы как следует, не спеша совершить все положенное по Закону.

Вход в пещеру завалили большим камнем, а иудейские начальники еще и опечатали его, опасаясь, как бы ученики Иисуса не взяли Тело своего Учителя, и приставили еще и стражу.

Воскресение Христово

В ночь с субботы на воскресенье Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых. Человеческое тело Его преобразилось, став нетленным и одухотворенным. С тех пор свет Христова Воскресения сияет всему миру. Ежегодно в Великую субботу на Гроб Господень сходит Благодатный огонь, укрепляя веру и согревая сердца теплом Божественной любви к миру и человеку.

Теперь мы знаем, что все люди, святые и грешные, крещеные и некрещеные, тоже воскреснут. Их души соединятся с телами, и все они предстанут перед Иисусом Христом. Тогда для всех веровавших и любивших Господа Иисуса Христа откроется Царство Божие.

Явившийся Ангел Господень отвалил камень от могилы Спасителя. Воины, стерегшие могильную пещеру, испугавшись его блистающего облика, упали как мертвые, а затем разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали им о случившемся. Первосвященники дали воинам деньги и велели говорить всем, что они-де заснули и во время их сна ученики Иисуса Христа украли Его Тело.

Жены-мироносицы у гроба Господня

Ранним утром первого дня недели ученицы Христа – благочестивые женщины направились ко гробу Учителя, чтобы помазать Его Тело благовонными маслами, или миром (отсюда и жены-мироносицы – то есть несущие миро). Их волновал один вопрос: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?»

Подойдя к пещере, они увидели, что вход в пещеру открыт, – этот огромный камень лежит у ее входа. Войдя вовнутрь, они не нашли там Тела Иисуса Христа, а увидели Ангела в белой одежде с лицом, сверкающим, как молния. «Не ужасайтесь, – сказал он испуганным женщинам, – ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь. Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет [ждет] вас в Галилее».

Обрадованные женщины – Мария Магдалина, Иоанна, мать Иакова Мария и другие – поспешили к апостолам рассказать обо всем увиденном. Но апостолы им не поверили.

Лишь Петр и Иоанн поспешили ко гробу Учителя. Иоанн, более молодой, прибежал первым и увидел полотно, в которое было завернуто Тело Спасителя, но не вошел в пещеру. Следом прибежал и Петр. Он вошел в пещеру и тоже увидел полотно и особым образом свернутый платок, которым была покрыта глава Спасителя, лежащий отдельно. Удивленные Петр и Иоанн возвратились в Иерусалим к другим апостолам.

Явления Иисуса Христа после воскресения

Явление Марии Магдалине

По церковному преданию, воскресший Иисус явился прежде других Своей Пречистой Матери, а затем – «Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов». Это случилось так.

Когда Петр и Иоанн ушли, Мария Магдалина стояла у гроба Учителя и плакала. Заглянув в пещеру, она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих на гробе. «Что ты плачешь?» – спросили они женщину. «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его», – ответила Мария.

Обернувшись, она увидела Иисуса, но не узнала Его. Иисус тоже спросил: «Что ты плачешь? Кого ищешь?» Думая, что это садовник, она сказала и Ему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Тогда Спаситель обратился к ней по имени, и она, узнав Его голос, воскликнула: «Учитель!» и бросилась было к Нему… Но Иисус остановил ее: «Не прикасайся ко Мне; ибо Я еще не восшел к Отцу Моему. Иди и скажи ученикам, братьям Моим, что Я взойду к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». И Христос стал невидимым.

Мария тотчас же поспешила к апостолам, чтобы рассказать, что она видела воскресшего Господа, и передать Его слова. «Но они, услышавши, что Он жив, и она видела Его, – не поверили».

Явление по пути в Эммаус

В тот же день Воскресения Христова двое его учеников – Клеопа и Лука, будущий евангелист, – шли в селение Эммаус, находящееся неподалеку от Иерусалима. Они вновь и вновь вспоминали смерть Господа, упоминали слухи о Его воскресении. Во время их беседы неожиданно появился Незнакомец. Это был их Учитель, которого они, подобно Марии Магдалине, не узнали. Спаситель спросил их, отчего они так печальны и о чем они беседовали.

Клеопа удивился: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» И они стали рассказывать Незнакомцу, «что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши

для осуждения на смерть и распяли Его… А мы надеялись, было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля… Некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли Тела Его и пришедши сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили; но Его не видели». Иисус тогда стал объяснять им все сказанное о Нем пророками, начиная от Моисея. Клеопа и Лука с удивлением и вниманием слушали Его.

Но вот впереди показался Эммаус. Незнакомец стал прощаться. После горячих просьб Клеопы и Луки Иисус соглашается остаться с ними и разделить с ними трапезу. За ужином Он берет хлеб, благословляет его, преломляет и подает им точно так, как совсем недавно делал все это Иисус. Учеников пронзает одна и та же мысль: «Это ОН!» И в ту же минуту Иисус «стал невидим для них» .

Уверовавшие теперь в Воскресшего Учителя Клеопа и Лука спешно возвращаются в Иерусалим. Здесь они рассказали одиннадцати апостолам и бывшим с ними, что произошло на пути в Эммаус, как они узнали Иисуса в преломлении хлеба, но и им не поверили…

Явление десяти апостолам

Поздним вечером того же воскресного дня Господь явился всем Своим ученикам, кроме отсутствовавшего Фомы. Неожиданно появившись в запертой Сионской горнице, Господь обратился к ним со Своим обычным приветствием: «Мир вам!». Те испугались – никто не мог войти сюда через запертую дверь, и если они видят теперь Иисуса, значит, это Его дух…

Явление воскресшего Господа ученикам

Тогда Спаситель предложил дотронуться до Него, ведь «дух плоти и костей не имеет» и в подкрепление Своих слов попросил что-нибудь из еды. «Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними». Только тогда апостолы поверили, что перед ними не призрак.

Неверие Фомы

Только через несколько дней появился в Иерусалиме Фома. С сомнением отнесся он к известию о воскресении Христовом. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю», – заявил Фома-неверующий.

Еще раз, теперь уже всем одиннадцати, Иисус явился через восемь дней. Господь предложил Фоме дотронуться до Его ран – Фома убедился, что руки стоящего перед ним Иисуса пробиты гвоздями, ребра пронзены копьем… Устыдившись, Фома тогда воскликнул: «Господь мой и Бог мой!»

Явление на Тивериадском озере (Галилейском море)

Еще через несколько дней Господь явился апостолам в Галилее, куда они пришли по Его повелению. Как-то, прорыбачив всю ночь и ничего не поймав, направили они свою лодку к берегу. Издали ученики не узнали стоящего здесь Иисуса, Который спросил их: «Дети, есть ли у вас какая пища?» Услышав отрицательный ответ, Он сказал: «Закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете». Они послушались и, действительно, вскоре сети наполнились таким количеством рыбы, что они едва могли вытащить их. Тогда Иоанн говорит Петру: «Это Господь». Не раздумывая ни минуты, Петр бросился в воду и поплыл к Учителю, чтобы скорее встретиться с Ним.

Когда подплыли остальные, таща за лодкой сеть с уловом, они увидели на берегу костер и запекавшуюся на нем рыбу и хлеб. Господь предложил им пообедать. Зная, что перед ними – Господь, ученики не посмели спросить Его: «Кто Ты?»

Во время обеда Иисус трижды спрашивал Петра: «Любишь ли ты Меня?» И когда слышит в ответ покаянное: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя», прощает его предательство, напутствуя: «Паси овец Моих». Этим троекратным исповеданием своей любви и веры Петр как бы смыл с себя свое троекратное отречение от Господа в ночь предательств. Теперь же он был восстановлен в своем апостольском служении.

Явление на горе в Галилее

В Галилее Иисус еще раз явился одиннадцати апостолам на горе, где, по преданию, учил в начале Своего служения Заповедям Блаженства. Здесь Он дал им прощальное напутствие: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле… идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».

Так, в продолжение сорока дней после Своего Воскресения Иисус Христос являлся Своим ученикам, беседовал с ними о Царстве Небесном, о тех Божественных истинах Своего учения, о которых они должны были возвестить всему миру – от Иерусалима «до края земли».

Вознесение Господне

И вот наступил последний день видимого пребывания на земле Господа нашего Иисуса Христа. В сороковой день после Своего Воскресения Христос собрал всех апостолов, повелел им не отлучаться из Иерусалима, а потом вышел с ними из города, направляясь к Елеонской горе. Наконец, они поднялись на ее вершину. Подняв руки, Господь благословил Своих учеников и… стал медленно подниматься от земли и возноситься на небо… Скоро светлое облако совершенно скрыло Его от взоров учеников. Потрясенные, склонились они в благоговейном поклоне, а потом, осиротевшие, стояли еще долго, грустно глядя в опустевшее Небо…

Неожиданно явились им два Ангела в белых одеждах и сказали, что Иисус придет к ним таким же образом, как они видели Его восходящим на Небо. Тогда обрадованные Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев, Симон Зилот и Иуда, брат Иакова, возвратились в Иерусалим и стали ожидать исполнения слов Спасителя – сошествия на них Святого Духа, Который даст им особую силу для великого дела, дела их жизни: проповеди Евангелия (Учения Христа) всему миру.

Сошествие Святого Духа

Апостолы, Богоматерь и некоторые жены-мироносицы, собравшись в Иерусалиме, ожидали исполнения обещанного Спасителем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». По предложению Петра вместо Иуды, предавшего Учителя и повесившегося потом от стыда, они по жребию избрали двенадцатого апостола Матфия.

На десятый день после Вознесения, в пятидесятый день после Воскресения Христова, слова Учителя исполнились. В этот день иудеи праздновали Пятидесятницу – один из главных своих праздников. А потому в Иерусалим собралось большое количество паломников.

Двенадцать апостолов вместе с Богоматерью находились в Сионской горнице. Утром, в девятом часу, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились». Появившиеся вслед за тем разделяющиеся огненные языки остановились над каждым из них. «И исполнились все Духа Святого…» – огненное крещение апостолов свершилось.

Сошествие Святого Духа на апостолов

В этот миг апостолам, а в их лице всему человечеству, открылись три Ипостаси Единого Божества – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Необычный шум с неба привлек всеобщее внимание – скоро у Сионской горницы собралась большая толпа паломников. Апостолы вышли к ним навстречу – и вдруг… каждый из пришедших услышал обращенные к нему слова апостолов на понятном ему родном языке.

Это было удивительно, ведь многие знали, что апостолы были простыми, неучеными людьми, которые и на своем-то языке говорили не совсем правильно – на галилейском наречии. И вдруг они все стали говорить на разных языках, которым никогда не учились и до этого дня не понимали!

Апостол Петр пояснил, что это чудо было совершено Самим Богом! А затем стал рассказывать об Иисусе Христе, Который проповедовал Свое Божественное учение им и всему народу, был распят и на третий день воскрес. Теперь Спаситель, как и обещал, послал им с неба Духа Святого, Который и научил их говорить на разных языках.

Его слушатели чувствовали раскаяние. «Что же нам делать?» – сокрушенно спрашивали они. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа», – отвечал Петр. В тот день уверовали и крестились около трех тысяч человек.

Жизнь первых христиан

Новообращенные христиане остались с апостолами. Они все вместе вспоминали учение Спасителя, причащались и молились. Все у них было общее. Богатые люди продавали свои имения и помогали нуждающимся. Каждый день к ним присоединялись все новые христиане.

Так было положено начало Христовой Церкви – образу Царства Божиего на земле. А сам день Сошествия Святого Духа на апостолов можно назвать днем рождения этого вечного Царства, днем рождения Церкви.

После огненного крещения Святым Духом в день Пятидесятницы апостолы стали совершенно другими людьми – они буквально переродились. Теперь это были уже люди крепкой, пламенной веры, бесстрашия, неутомимой ревности в благовествовании Слова Божиего.

Кроме того, Дух Святой наделил апостолов даром исцеления: их «руками… совершались в народе многие знамения и чудеса» Так, апостол Петр именем Господним изгонял бесов, исцелял недужных, воскрешал умерших… Даже его тень имела чудодейственную силу – «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них».

От своего Божественного Учителя апостолы знали, что их жизнь будет полна насмешками и издевательствами, заключениями в темницы и побоями… Каждого из них ждет своя чаша страданий. В этих грядущих страданиях в отсутствие Божественного Учителя необходимо было укрепить, поддержать и утешить апостолов, даровать им мужество и терпение. Поэтому-то вознесшийся Иисус Христос и послал Своим ученикам Святого Духа-Утешителя.

И теперь уже никто и ничто не могло остановить Божиих вестников в их святом и великом подвиге исполнения заветов Учителя – распространения Его Божественного учения по всему миру. Распятые на крестах, сжигаемые на кострах, гибнущие под градом камней и ударами мечей, апостолы были необыкновенно сильны духом…

Сначала апостолы проповедовали христианское учение только иудеям, а потом решили разойтись по всему миру, чтобы Слово Божие услышали все народы земли. Жребий определил, кому в какую сторону следовало идти.

Быстрое распространение христианства вызывало страх и ненависть иудейских старейшин, законоучителей и первосвященников. Христиан стали преследовать, обвинять перед римлянами и восстанавливать против них простой люд. Но несмотря ни на что к 64 году христианские Церкви уже существовали во всех главных городах Римской империи.

Успение Пресвятой Богородицы

По Церковному преданию, после крестной смерти и Воскресения Своего Божественного Сына Пресвятая Богородица прожила свыше двадцати лет в доме Иоанна Богослова. Здесь часто собирались ученики Господа, и Она рассказывала им о детских и юношеских годах Спасителя.

Разойдясь по миру, апостолы рассказывали всем и о Божией Матери, а потому скоро Она стала Матерью всех приходящих к Ней – молилась Господу за весь грешный мир; чем могла, помогала бедным и больным; утешала страждущих; заботилась о детях-сиротах и вдовах…

Но вот однажды, во время молитвы Божией Матери на Елеонской горе, перед Ней вдруг появился Архангел Гавриил. Небесный Вестник возвестил Богородице, что через три дня Она отойдет ко Господу, что смерть Ее будет как тихий сон, на самое короткое время, а потом Она узрит бессмертную жизнь…

Вернувшись домой, Богородица рассказала Иоанну о предстоящем. Перед смертью Она хотела проститься с апостолами, ставшими Ей родными и близкими, благословить их. И случилось чудо – по воле Божией из разных стран, где они проповедовали, в Иерусалим собрались все апостолы, кроме Фомы. Узнав о том, по какому случаю собрал их всех вместе Господь, они стали скорбеть от того, что Матерь Божия покидает их. Она же

благословила их всех и обещала не оставлять без Своей помощи, заступаться за всех людей – ведь Она теперь будет находиться рядом со Своим Божественным Сыном.

И вот наступил этот скорбный день. Матерь Божия возлежала на украшенном ложе, возле которого собралось множество христиан. В девятом часу утра комната внезапно озарилась необыкновенным светом. Крыша дома раскрылась, и Сам Господь Иисус Христос со множеством Ангелов и святых сошел к одру Своей Матери. В этот миг лицо Пресвятой Богоматери засияло как солнце, от Ее тела разлилось дивное благоухание. И сразу же начались чудеса: прикоснувшись к телу Богородицы, слепые прозревали, глухие начинали слышать, хромые отбрасывали прочь костыли…

Успение Божией Матери

С пением священных гимнов апостолы понесли одр к месту погребения. Положив пречестное тело Богородицы в погребальную пещеру, апостолы закрыли вход в нее большим камнем.

Только через три дня после погребения из далекой Индии в Иерусалим прибыл апостол Фома. Вместе с другими он пришел к погребальной пещере, чтобы проститься с Богоматерью. И когда отвалили камень, то все увидели пустую пещеру, где лежали лишь погребальные пелены Пресвятой Девы, от которых разливалось чудное благоухание… А Ее Пречистое тело было воскрешено Божественной силой.

Тем же вечером Пресвятая Богородица явилась апостолам во время их трапезы. «Радуйтесь! – сказала Она, стоя на воздухе в окружении Ангелов, – Я всегда с вами». Апостолы поклонились Царице Небесной и воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»

Воздвижение Креста Господня

Прошло почти триста лет… И все это время последователи Иисуса Христа – христиане – подвергались страшным гонениям: их лишали имущества, осуждали на тяжелые работы и голодную смерть на чужбине. Особенно жестокими были гонения со стороны римских императоров. Они придумывали ужасные пытки и казни: христиан сжигали, распинали на крестах, бросали на съедение диким зверям в цирках, не щадя ни детей, ни стариков.

История Христианской Церкви насчитывает десять больших гонений на христиан. Только в начале четвертого века, при императоре Константине Великом (305–337 гг.), гонения на христиан прекратились.

В 313 году, накануне решающей битвы за императорский трон, Константин и все его войско увидели в небе знамение креста и светящуюся надпись «Ника» (с греческого, «сим (крестом) победиши»). А ночью Константину приснился Сам Иисус Христос с крестом в руке и сказал, что он победит врага, только на воинских знаменах вместо римских орлов надо начертать кресты. Константин исполнил Божие повеление, и победа над значительно превосходившим его противником была одержана.

Воздвижение Креста

Император Римской империи Константин Великий принял христиан под свое покровительство и издал указ, уравнивавший христианство с римской государственной религией. Он решил построить в священных местах Палестины Божии храмы и найти Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Единомышленницей в этом благородном деле стала его мать-христианка.

В 326 году святая царица Елена отправилась в Иерусалим. Здесь по ее приказу были разрушены языческие капища и вместо них воздвигнуты христианские храмы. А вот Крест Христов царице Елене найти никак не удавалось, ведь прошло слишком много времени. Но она продолжала поиски. И вот однажды ей указали засыпанную пещеру у подножия Голгофы, и скоро из земли извлекли три креста и дощечку с надписью на трех языках «Иисус Назорей, Царь Иудейский».

Какой же из крестов был Крестом Спасителя?

Он был узнан благодаря свершившемуся чуду. По Церковному преданию, в это же самое время на Голгофе показалась погребальная процессия. Иерусалимский епископ Макарий, принимавший самое активное участие в поиске, распорядился возложить найденные кресты на усопшего. Как только его коснулся Крест Спасителя, покойник тот час же был воскрешен исходящей от Креста Силой.

Теперь уже ни у кого не осталось сомнения, что именно этот Крест они так долго искали. Кстати, позднее Крест Спасителя назвали Животворящим, то есть дающим живительную силу.

Тем временем на Голгофе собралось множество народа. Всем хотелось увидеть найденную святыню и поклониться ей, но большинству (так много было пришедших) не удавалось не только приблизиться и облобызать ее, но даже и увидеть. Люди стали просить святителя Макария поднять Крест. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенное место и высоко поднял – воздвиг (отсюда и название праздника) – Крест Спасителя, чтобы все собравшиеся смогли увидеть святыню. Христиане, увидав Животворящее древо Креста, пали на колени, восклицая «Господи, помилуй!». Множество людей в этот знаменательный день уверовало в Иисуса Христа.

И до нашего времени все христиане почитают спасительный Крест Христов.

Протоиерей Павел Матвеевский. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

«Три с половиною года служения Господа нашего Иисуса Христа спасению человеческого рода приближались к концу. Непрестанною проповедью Евангелия и бесчисленными явлениями всемогущей силы в чудотворениях Спаситель утвердил веру в своих учениках и последователях. Но еще не был исполнен Предвечный совет Пресвятой Троицы об искуплении человеческого рода от греха, осуждения и вечной смерти кровью великой Жертвы: Агнцу непорочному и пречистому Христу, предуведеному прежде сложения мира, надлежало пролить честную Кровь свою для очищения грехов всего мира, чтобы привести нас к Богу, разрушить дела диавола, отверсть нам двери Царства Небесного и сделать наследниками жизни вечной. Наступала Пасха…». Такими словами открывается книга, в которой читателям предлагается толкование тех страниц Святого Евангелия, где говорится о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Книга вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвоница и находится сегодня на нашей книжной полке. ***


Основой для книги «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» послужил труд Павла Алексеевича Матвеевского - духовного писателя, протоиерея, магистра Санкт-Петербургской духовной академии - «Евангельская история». На страницах этого труда подробно изложена вся земная жизнь нашего Спасителя в хронологической последовательности. Толкования взяты в основном из творений святых Отцов и учителей Православной Церкви, о которых отец Павел говорит, что это самые верные и на¬дежные толкователи Евангельской истории. Композиция «Евангельской истории» построена на основе трудов святителя Феофана Затворника. Первое издание вышло в 1890 году.

Итак, давайте рассмотрим повествование этой книги. В первой ее главе автор говорит о событии, которое Святая Церковь вспоминала в прошедшее воскресение – это торжественный вход Господа в Иерусалим. Называя этот период времени первым днем последней седмицы, отец Павел пишет: «Господь наш Иисус Христос предначал последние дни Своей земной жизни таким действием, в котором явился перед всеми как предвозвещенный пророками и ожидаемый Израилем Спаситель. Пока еще не настало время Его (Ин. 7, 6), пока не пришел час крестного прославления Его (17, 1), Он тщательно избегал всех случаев, где народный восторг желал бы видеть исполнение заветной мечты о восстановлении древней славы царства израильского (Ин. 6, 15). С тою же целью, во избежание перетолкований и затемнения истины примесью суетных ожиданий, Он нередко запрещал Своим ученикам и последователям разглашать всенародно, что Он есть ожидаемый Христос Спаситель (Мф. 12, 16; 16, 20; 17, 9; Мк. 5, 43; Лк. 5, 14). Теперь, ввиду страданий, мечтательность народная не могла дойти до какой-либо прискорбной крайности, а крест «решительно полагал конец в последователях Его всем подобного рода замыслам».

Далее автор приводит слова святителя Иоанна Златоуста, который говорит: «Часто и прежде сего Иисус Христос ходил в Иерусалим, но никогда не ходил с такою славою, потому что тогда было еще начало строительства Его, – время страданий еще не было близко; посему он жил, не отличаясь ничем от прочих, и по большей части скрывал себя». По мысли святого отца, славное явление Его в самом начале «было бы не нужно и бесполезно: оно лишь возбудило бы в иудеях большой гнев». Во время спасительного служения Иисуса Христа одни веровали, слыша учение или видя чудные дела Его, а другие желали еще прямого объявления с Его стороны о том, что он Мессия-Христос (Ин. 10, 24). И вот первый день седмицы, окончившейся смертью Богочеловека, был тем великим, знаменательным днем, которым решалась судьба не только многих современников Господа, но и всего народа иудейского.

Для окончательного научения неведущих, вразумления упорствующих, устранения сомнений людей, колеблющихся в вере, наконец, для укрепления веры истинных последователей, Иисус Христос в последний раз предстал пред избранным народом Своим, во всем неземном величии Царя кроткаго, праведнаго и спасающаго (Зах. 9, 9). Здесь же Он произносит речь о Своем прославлении в страданиях. Эти слова, сказанные в такой торжественный час, с величием, подобающим Сыну Божию, должны были глубоко напечатлеться в умах и сердцах апостолов, не вмещавших еще мысли о страданиях и смерти Господа. Теперь они слышат, что крест для Учителя есть путь к прославлению, – что смерть Его необходима для распространения Евангелия во всем мире, подобно тому как зерно, истлев в земле, дает растению жизнь, – что, наконец, и для последователей Его нет другого пути к вышней почести, как путь самоотвержения, лишений и страданий.

На другой день после знаменательного входа в Иерусалим Господь Иисус Христос утром опять пошел в город в сопровождении двенадцати учеников тою же, как и вчера, дорогою, но без всякой торжественности. Мысль Богочеловека, естественно, обращалась ко вчерашнему событию, в котором, вместе с скоропреходящим восторгом народа, обнаружилось с поразительною ясностью крайнее ослепление представителей иудейской синагоги, руководителей и наставников народа. Эти лицемеры, прикрывавшие недостаток истинного благочестия внешнею набожностью и добрыми делами напоказ, были злейшими врагами Иисуса Христа и нередко подвергались сильным обличениям воплощенной истины. Для наглядного изображения духовного неплодия их, а за ними и всего иудейского народа, Господь в Своих беседах воспользовался выразительным образом бесплодной смоковницы».

И именно к этому придорожному дереву Господь направил Свой путь, впрочем, по замечанию святителя Иоанна Златоуста, «не для того, чтобы утолить голод, но для учеников, с тем, чтобы преподать им важный нравственный урок». Об этом событии, которое вошло в историю как проклятие смоковницы, говорится в Евангелии. Тут же говорится и об изгнании торжников из храма, и толкование этих двух событий, читатели найдут в соответствующей главе книги. А в следующей говорится о третьем дне – Великом вторнике, когда ученикам дается наставления о силе веры и молитвы. Здесь же наблюдается и крайнее замешательство врагов Иисуса. Ослепленные неверием члены верховного иудейского судилища – синедриона, которому принадлежало право решать вопросы веры, незадолго перед сим положили убить Спасителя и дали приказание, чтобы всякий, знающий, где он находится, объявил о местопребывании Его.

Но вот, осужденный ими опять всенародно является в качестве Мессии, принимает чествование народа и усвояет Себе господственную власть в доме Божием. Употребить против Него силу, задержать и предать суду представлялось преждевременным и далее небезопасным из-за толпы народа, теснившегося вокруг Божественного Учителя. И потому они задают Спасителю провокационный вопрос. А Господь рассказывает им «Притчи о двух сынах, посланных отцом в виноградник, о злых виноградарях и о брачном пире сына царева». В этих выразительных притчах Иисус Христос показал иудеям нераскаянность и ожесточение их, указал на горестную судьбу, ожидающую их, и заставил их самих произнести над собою приговор. И тем самым еще больше ожесточил их. Первосвященники, книжники и фарисеи поняли, что эти притчи были сказаны Спасителем против них. Стыд всенародного посрамления еще более увеличил ненависть их к Господу Иисусу Христу, так что они хотели было схватить Его, но побоялись народа, который почитал Его за Пророка. О их дальнейших действиях рассказывает Евангелие, а также автор этой книги.

Иннокентий Херсонский

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

Глава I: Краткое обозрение земной жизни Иисуса Христа по отношению к Его последним дням жизни

В три с половиной года всенародного служения Иисуса Христа в качестве Мессии среди народа иудейского уже совершенно оправдалось многознаменательное предсказание о Нем праведного Симеона, изреченное в то время, когда Он, яко мнимый сын Иосифа, еще младенцем принесен был, по закону, в храм Иерусалимский - поставити Его пред Господем (Лк. 2, 22). Со дня на день становилось очевиднее, что Утеха Израиля лежит не только на восстание, но и на падение многих во Израиле - в Предмет противоречий, да открыются помышления многих сердец (Лк. 2, 34–36). Божественный Потомок Давида не являлся еще в виде грозного Домовладыки, Который, по словам Его Предтечи, пришел отребить гумно Свое (народ иудейский), дабы плевелы сожечь огнем негасающим (Мф. 3, 12); лучшие люди видели в Нем только Агнца Божия, вземлющего грехи мира (Ин. 1, 29), во всех беседах Его открывалось одно кроткое веяние духа благодати: но для плевел, давно истлевших от зноя страстей, несносно было и это небесное веяние, они сами собой возметались и летели прочь от Веятеля; неисцельным членам народа иудейского обращался во вред самый благотворный бальзам, который небесным Самарянином был возливаем на их раны(Лк. 10, 29–37). Перед концом трехлетнего общенародного служения Иисусова в качестве Мессии уже вся Иудея в отношении к Нему видимо делилась на две стороны (Ин. 11, 48), из которых одна веровала в Него и благоговела перед Ним, а другая враждовала против Него (Ин. 12, 37) с такой злобой, что не усомнилась вознести Его на крест.

Краткое обозрение этого, по многим отношениям единственного в мире, явления послужит для нас вместо введения в историю «Последних дней земной жизни Господа нашего».

С первого взгляда казалось невозможным, чтобы народ иудейский не узнал своего Мессию. Никогда не ожидали Мессии с таким нетерпением, как во времена Иисуса Христа: о пришествии Его молились в храме и по домам; рассуждали в синедрионе и синагогах; Мессию старались находить во всех сказаниях пророков, какие не только относились действительно, но могли быть относимы как-нибудь к Его лицу. Даже презираемые иудеями за свою ересь самаряне твердо верили, что скоро придет величайший из пророков, который разрешит все недоумения о предметах веры, разделявшие тогда народ израильский. Между самыми язычниками повсюду распространился в то время слух о скором наступлении чрезвычайного переворота вещей, когда Восток снова возьмет верх над Западом и из Иудеи выйдут люди для возобладания всем светом. Некоторые по легкомыслию и нетерпению, а иные из ласкательства, думали уже видеть исполнение всеобщих надежд касательно пришествия Мессии то в Ироде Великом, то в разных кесарях римских. Были даже такие мечтатели и честолюбцы, которые, пользуясь народным ожиданием, осмеливались выдавать дерзновенно самих себя за обетованного Избавителя, и хотя скоро обнаруживались в своей лжи, но увлекали за собой немалое число последователей из народа.

Чтобы удалить от себя всякую опасность - не узнать и отвергнуть истинного Мессию или принять ложного, иудейские книжники старались для сего извлекать из писаний пророческих все указания на Его лицо и время пришествия. На этом основании составилось пространное учение о признаках истинного Мессии, то есть о Его именах, происхождении, природе, свойствах, действиях, наклонностях и проч., которое во всех синагогах излагалось с уточнениями, свойственными раввинской учености. Простой народ не участвовал в подобных исследованиях, почитавшихся собственностью книжников; но, поскольку предмет их был крайне занимателен и равно важен для всякого, то многие мнения и толки о Мессии неприметно перешли из школ к народу и столько распространились повсюду, что, в случае нужды, самый последний простолюдин почитал себя способным судить о лице Мессии. При таком всеобщем и пламенном ожидании Мессии, при такой заботливости предохранить себя от заблуждения касательно Его пришествия можно ли было думать, что истинный Мессия будет не узнан, отвергнут, осужден, распят?… (Ин. 12, 37.) Но так произошло на самом деле!..

Причины столь гибельного ослепления существовали в народе иудейском издавна, хотя ужасное действие, ими произведенное, трудно было представить себе заранее во всей полноте. И во-первых, чтобы узнать Того, Кто пришел с неба, чтобы всех возвести за Собой от земли на небо, необходимо было народу иудейскому иметь - хоть в некоторой степени - чувство небесного, жажду вечного, стремление к святому и освящающему. Но в этих-то драгоценных качествах у иудеев, - кроме малого числа избранных, - был крайний недостаток. Поклонение истинному Богу заключалось в исполнении одних обрядов, оно не проникало в сердца и не производило благотворных действий в нравах и жизни (Мф. 23, 23–31). У большей части действительным богом души и сердца был не Иегова, а чрево (Ин. 12, 17–43; Лк. 12, 57) и злато. И Мессия не мог не потребовать, тотчас по явлении Своем, совершенной перемены в мыслях, чувствах и во всем образе жизни от желающих быть Его последователями (Ин. 3, 3). Но как им было отказаться от своих любимых предрассудков и страстей? Ведь они измлада привыкли ограничивать права свои на благословение Божие одним происхождением своим по плоти от Авраама, одним обрезанием по закону и наблюдением покоя субботнего. Что всего неблагоприятнее, вожди народа Божьего - старейшины и книжники, на которых особенно и прежде других лежал долг познать явившегося Мессию и принять Его, первые принадлежали к числу людей неспособных, по их душевной нечистоте, войти в Царствие Божье (Мф. 23, 24).

Во-вторых, несмотря на бесконечные толки о признаках истинного Мессии, в раввинском учении об этом важном предмете не было надлежащего единства и точной определенности. Гибельное несогласие сект, от которых страдала церковь иудейская, обнаруживалось - к величайшему вреду - и здесь: когда, например, по мнению одних, основывающемуся на ясном указании пророка, Мессия должен был произойти из Вифлеема, другие, следуя каким-то устным преданиям, утверждали, что Он явится неизвестно откуда.

Наконец, превратное понятие о царстве Мессии и цели Его пришествия довершало зло и соделывало большую часть народа иудейского мало способной узнать Мессию истинного.

Чтобы видеть, в чем состояло и каким образом составилось это жалкое, превратное понятие, должно привести себе на память учение о Мессии древних пророков. Изображая Его в виде величайшего Пророка, Первосвященника, Ангела завета, праведника, они весьма часто - чтобы приблизилось понятие о Нем к разумению народа - представляли Мессию и под видом царя, подобного Давиду, который восставит скинию Давидову падшую, воцарится в дому Иаковли во веки веков, и будет Владыкой всех народов от моря до моря, в царстве которого все раскуют мечи на рала и копия на серпы (Ис. 53, 10; Иезек. 38, 40). Причина, почему пророки изображали будущее владычество Мессии в виде царства, подобного царству Давидову, сокрывалась частью в желании сделать предсказание о Мессии как можно понятнее и утешительнее для народа иудейского, который, страдая от различных бедствий, с сожалением воспоминал о временах Давида, и ничего более не желал как возвращения их. Неоспоримо, что, кроме благ духовных, пророки ожидали от пришествия Мессии и земного благоденствия (изобилия, тишины и пр.), почему и народ, находящийся под владычеством Мессии, описывали могущественным, многочисленным, победоносным, нетерпящим никакой нужды.

Вообще же, целью пришествия Его поставлялось у них не временное, а духовное и вечное блаженство, состоящее в искуплении от грехов, в чистоте нравов и жизни в мире с Богом, в восстановлении первобытного богоподобия и достоинства человека и проч. Если при этом упоминается у пророков и о земном благоденствии почитателей Мессии, то оно является плодом не каких-либо гражданских переворотов, сражений и побед, а естественным следствием их духовно-нравственного совершенствования и верного исполнения заповедей нового высшего завета с Богом через Мессию, как то действительно сбылось над последователями христианской религии, которые, превзойдя все прочие народы нравственным образованием, решительно превзошли их наконец и земным могуществом, так что теперь судьба всех прочих народов видимо зависит от христиан.

Обещая, наконец, народу иудейскому особенное участие в благодеяниях пришествия Мессии, - пророки обещали его не безусловно, а только при неизменной верности Богу отцов, чистоте нравов и трудов в царстве Мессии для распространения его путем проповеди по всему роду человеческому. В противном случае они угрожали иудеям еще большим наказанием и бедствиями.

   Совершив Тайную вечерю и причастив Своих учеников, Господь Иисус Христос пошел с ними в Гефсиманский сад. Это было в четверг вечером, за день до иудейского праздника Пасхи. Уютный Гефсиманский сад, густо усаженный оливковыми деревьями, некогда принадлежал праотцу Спасителя, царю Давиду. Находясь на западном склоне Елеонской горы, сад возвышался над Иерусалимом, и с него открывался живописный вид на Храм и окружающие его великолепные постройки. Когда Господь посещал Иерусалим, Он неизменно собирался со Своими учениками в Гефсиманском саду. Зная это, Иуда, один из апостолов (который покинул Тайную вечерю, чтобы предать Спасителя) решил именно сюда привести стражу, чтобы они могли здесь арестовать Христа.
    Зная о приближении воинов, Господь стал готовиться к предстоящему суду у первосвященников и к Своей крестной смерти. Чувствуя необходимость молитвы в этот решающий момент, Господь сказал апостолам: «Сидите тут, пока Я помолюсь». Отойдя на небольшое расстояние, Господь начал скорбеть и тосковать. «Душа Моя скорбит смертельно, – сказал Он находящимся невдалеке апостолам Петру, Иакову и Иоанну. – Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф.26:38). Потом, немного отойдя, Он пал на лице Свое и начал молиться: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:36-39). Молитва эта была столь напряженной, что по описанию евангелистов, пот, как капли крови, стекал с Его лица на землю. В это время невероятной внутренней борьбы явился к Иисусу Ангел с Неба и стал укреплять Его.
   Никто не может постичь всю тяжесть скорбей Спасителя, когда Он готовился к крестным страданиям для искупления грешного человечества. Нет надобности отрицать естественный страх смерти, потому что Ему, как человеку, были известны обычные человеческие тягости и болезни. Обычным людям естественно умирать, но для Него, как совершенно безгрешного, смерть была противоестественным состоянием.
   При этом внутренние страдания Христа были особенно невыносимы потому, что в это время Господь брал на Себя все непосильное бремя грехов человечества. Мировое зло всей своей непосильной тяжестью как бы придавило Спасителя и наполнило Его душу невыносимой скорбью. Ему, как нравственно совершенному, было чуждо и омерзительно даже малейшее зло. Беря на Себя людские грехи, Господь вместе с ними брал на Себя и вину за них. Таким образом то, что должен был претерпеть каждый из людей за свои преступления, сосредоточивалось теперь на Нем Одном. Очевидно, что скорбь Христа усиливалась от сознания того, насколько ожесточилось большинство людей. Многие из них не только не оценят Его бесконечную любовь и величайший подвиг, но будут смеяться над Ним и со злобой отвергнут предлагаемый им праведный путь. Грех они предпочтут праведному образу жизни, а людей, жаждущих спасения, они будут преследовать и убивать.
   Переживая это, Господь трижды молился. В первый раз Он просил Отца удалить от Него чашу страданий; во второй раз Он изъявил готовность следовать воле Отца; после третьей молитвы Спаситель сказал: «Да будет воля Твоя»! (Мф.26:42).
   С богословской точки зрения, внутренняя борьба, которую Господь Иисус Христос претерпел в Гефсиманском саду, со всей очевидностью обнаруживает две самостоятельные и цельные сущности в Нем: Божескую и человеческую. Его Божественная воля, была во всем согласна с волей Его Небесного Отца, желающего спасти людей Своими страданиями, а Его человеческая воля естественно отвращалась от смерти как от удела грешников и желала найти другой путь спасения людей. В конечном итоге, укрепленная прилежной молитвой, Его человеческая воля подчинилась Его божественной воле.
   Восстав от молитвы, Господь подошел к апостолам, чтобы предупредить их о приближении предателя. Застав их спящими, Он кротко упрекает их: «Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час и Сын Человеческий предается в руки грешников» (Мф. 26:45). «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14:38). Как могло случиться, что ученики уснули в такой решающий момент? Это произошло, очевидно, от чрезмерной печали. Они смутно понимали, что какая-то ужасная трагедия вот-вот произойдет, и не знали, как отвратить ее. Известно, что сильные переживания могут настолько истощить нервную систему, что человек теряет волю к сопротивлению и старается забыться сном.
   Однако Господь убеждает Своих учеников, а в их лице и всех христиан не отчаиваться ни при каких трудных обстоятельствах, а бодрствовать и прилежно молиться. Бог, видя веру человека, не допустит уповающему на Него впасть в искушение сверх его сил, а непременно поможет ему.

Взятие Иисуса Христа под стражу

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир..

Предписанный законом строгий покой великого дня субботы пасхальной связал, как мы видели, бездействием самых пламенных почитателей Иисусовых, но не мог прекратить несчастной деятельности ожесточенных врагов Его. Злоба в этом случае показала, что она бывает иногда памятливее любви: если в уме учеников Иисусовых, как будто каким-либо чудом, приведены были в забвение Его многократные предсказания о Своем Воскресении из мертвых, то фарисеи и книжники не забыли этого и приняли меры против того, чтобы предсказание это не сбылось на самом деле.

Привыкнув действовать нечисто, по внушению страстей и выгод, Каиафа и клевреты его воображали, что ученики Иисусовы, в отмщение за смерть Учителя, обязательно воспользуются подобным предсказанием, то есть унесут тайно тело Учителя из гроба, скажут народу, что Он воскрес из мертвых, и таким образом поднимут опасное для синедриона волнение. Погребение Его членом синедриона в собственном саду и гробе, казалось, открывало все возможности для такого поступка. Поэтому в тайном совете Каиафином немедленно решено – принять все необходимые меры и для этого окружить гроб Иисусов на три дня стражей. В подобной страже у первосвященников не было недостатка; все же они не решились действовать сами и почли за лучшее снова обратиться к прокуратору, как новая встреча с ним после событий предшествующего дня ни казалась тяжкой. Кроме того, что этим снималась ответственность за последствия новой меры, римская стража была гораздо надежнее иудейской из-за строгой дисциплины и полной непричастности народным волнениям из-за Иисуса. Явясь к Пилату, первосвященники и книжники приняли, по-прежнему, вид ревностных блюстителей общественного покоя и выгод римского правительства: «Мы вспомнили, – так говорили лицемеры, – что Этот льстец, еще будучи в живых, сказал: после трех дней Я воскресну из мертвых. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он восстал из мертвых. В таком случае последний обман может быть хуже первого».

Гордый всадник римский, еще недавно так жестоко униженный этими самыми людьми перед целым народом, всего менее был расположен верить их заботам об общественном благе, но противиться явно предложению, которое казалось плодом дальновидной осторожности и неутомимого попечения о спокойствии народном, было не в духе римской власти. Поэтому Пилат немедленно согласился на предлагаемую меру, выразив, впрочем, свое недоверие к чистосердечию синедриона тем, что сам нисколько не принял в ней непосредственного участия.

«У вас есть кустодия, – отвечал Пилат (так называлась военная стража при храме), подите, возьмите из нее, сколько угодно, и стерегите гроб, как знаете».

Против такого мнимого доверия нечего было возразить, и первосвященники, взяв нужное число воинов, отправились в вертоград Иосифов. Тут, без сомнения, тщательно осмотрели всю внутренность погребальной пещеры, чтобы увериться в целости тела Иисусова и в том, что из пещеры нет другого выхода, кроме того, который завален был огромным камнем. После освидетельствования камень этот опять был привален ко входу и для большей безопасности от любой попытки войти в пещеру запечатан печатью синедриона. Поставленная стража также, без сомнения, была должным образом проинструктирована, получив приказ стеречь неусыпно то, от чего зависело, как говорили первосвященники, спокойствие целой Иудеи, Пилатовой претории и самого кесаря.

Таким образом, злоба врагов Иисусовых сделала, со своей стороны, все, что нужно было для засвидетельствования перед целым светом истины Воскресения Христова!.. Провидение и в этом случае показало, как оно, не подавляя нисколько свободы человеческой, премудро употребляет для достижения целей тех самых людей, которые идут нагло вопреки его святым определениям

Ученики и почитатели Иисусовы, кроме, может быть, Иосифа, которому принадлежал вертоград, вовсе не знали о кустодии, поставленной синедрионом у гроба Иисусова; иначе по прошествии дня субботнего они не собирались бы идти на этот гроб, чтобы помазать тело Его благовонными мастями, потому что теперь это уже было невозможно.

«Время действовать Богу: ибо разорен закон Твой» (Пс. 118:126)! Так от избытка горести, восклицал некогда Давид, видя, как переполнялась чаша беззакония в руках некоторых людей. Стократ надлежало повторить это восклицание тому, кто был у гроба Иисусова. Тут особенно время было действовать Богу, Самому Богу, ибо – разорен был не закон только, поруган и самый Законодатель! Человечество никогда не видало столько великого, прекрасного, божественного, сколько видело в краткое время служения Иисусова. И все великое, прекрасное, божественное – было заключено теперь в гробе, запечатано печатью Каиафы! Что было бы с человечеством, если бы печать эта не растаяла от огня правды Божьей, если бы плоть Праведника увидела истление (Деян. 2:31)? Мир божественный, раскрывавшийся на время, опять закрылся бы – навсегда. Царство Божье, низведенное на землю, опять воспарило бы на небо. После божественного озарения наступила бы еще более мрачная ночь.

Частные действия добра могли остаться. Закхей продолжал бы, вероятно, быть милостивым, помилованная грешница – целомудренной, Иосифы и Никодимы могли бы хранить уверенность, что Учитель от Бога пришел (Ин.3:2). Но великое дело спасения человеческого осталось бы погребенным вместе с Иисусом. Безотрадны были слова учеников: над всеми сими третий день есть, отнельже сия быша (Лк.24:21). Но как ужасны были бы слова эти, когда бы надлежало говорить: «над всеми сими третий день есть, отнележе сия быша»(Лк.24:21). Но как ужасны были бы эти слова, когда они звучали бы так: «над всеми сими третий год, третий век, третье тысячелетие есть, отнележе сия быша!»

Без Иисусова: «Радуйтеся!» (Мф.28:9) – не было бы радости в сердце апостолов; без Иисусова: «мир вам!» (Ин.20:19) – не распространился бы мир по лицу земли. Надо было прежде сказать воскресшему Учителю: Господь и Бог мой! (Ин.20:28), – и потом уже умирать за Господа и Бога своего. Воскресение утвердило учеников в вере, «породив их», как выражается св. Павел, в упование живо. А без этого – не раздался бы глас проповеди апостольской, и мир остался бы без креста – со своими идолами, Афины и Рим – с их «неведомым Богом» (Деян.17:23).

Итак, время было действовать Богу, Самому Богу! Это была самая решительная минута не только для всего человечества, но и для самого мироправления Божественного – минута, когда надлежало перед лицом всего мира ангелов и человеков показать торжественно, что «не один конец благому и злому, праведному и нечестивому» – что «есть Бог, судяй земли!» Итак, «воскресни Боже! Суди земли! Яко Ты» – един Ты – «наследиши во всех языцех!»



Похожие статьи