Описание конфликтной ситуации в школе. Конфликты школьников: как на них реагировать

26.09.2019

ШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные . Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик - ученик»

Разногласия между детьми - обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

    соперничество

    обман, сплетни

    оскорбления

    враждебность к любимым ученикам учителя

    личная неприязнь к человеку

    симпатия без взаимности

    борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт - не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель - родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

    разные представления сторон о средствах воспитания

    недовольство родителя методами обучения педагога

    личная неприязнь

    мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем , оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон - самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям. Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы? Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом .

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику . Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель - ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми. Причины конфликтов между учителем и учениками

    отсутствие единства в требованиях учителей

    чрезмерное количество требований к ученику

    непостоянство требований учителя

    невыполнение требований самим учителем

    ученик считает себя недооцененным

    учитель не может примириться с недостатками ученика

    личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия . Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать - составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций - то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы - лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему. Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше. После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой - все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

    Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие .

    Второй момент - анализ ситуации без превратности .

    Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

    Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу - выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

    Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе - явление практически невозможное . И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное - копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев - важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

ИЛИ

Конфликт (лат. Conflictus - столкновение) -

1. Cтолкновение противоположных сторон, линий, сил, государств; серьезное разногласие.

2. Противоречие, на котором строятся взаимоотношения между персонажами литературного произведения. (Словарь иностранных слов. М., 2006 г).

Конфликт (от лат. Conflictus - столкновение) - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект . Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный. В качестве субъекта взаимодействия в конфликте может выступать отдельное лицо (внутриличностный конфликт), так и два и несколько лиц (межличностный конфликт). В зависимости от конфликтной ситуации выделяются межгрупповые, межорганизационные, классовые, межгосударственные. В особую группу выделяют межнациональные конфликты. Конструктивным конфликт может быть тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Р.Блейк и Дж. Моутон выделяют: соперничество (противоборство) - сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество , направленное на поиск решения, удовлетворяющее интересы всех сторон; компромисс-урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание , заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но, не настаивая на своем; приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность и напористость.

Философы понимают конфликт как категорию, отражающую стадию развития категории "противоречие", когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента, взаимоотрицания друг друга и снятия противоречия. Чем сложнее конфликт, тем больших сил он требует. В отечественной и зарубежной конфликтологии существует множество классификаций видов конфликтов.

Специфика педагогического конфликта.

Особое место занимает педагогический конфликт. Он существенным образом отличается от того, о чем мы говорили выше. Здесь заведомо субъекты конфликта неравны по уровню развития. Педагог - человек, обладающий большим жизненным опытом, у него развита способность к осмыслению ситуации. Ребенок же имеет небольшой жизненный опыт, поведение его импульсивно, воля слаба, способность к аналитической деятельности развито слабо. Именно поэтому педагог должен умело довести его до логического завершения так, чтобы оно позволило личности ребенка подняться на новый уровень развития.

Принципиальное отличие этих конфликтов состоит в том, что в них интересы педагога как субъекта конфликта оборачиваются на интересы ребенка. Ребенок, в силу слабого развития своего самосознания, живет и действует исходя из ситуативного интереса, интереса типа "хочу здесь и сейчас".

Противоречие складывается не между двумя субъектами, а между двумя интересами различного характера. Это не знает ребенок, но знает педагог, носитель интересов ребенка, оттянутых по времени и неактуальных для ребенка на данный момент, заполненный сиюминутными интересами.

В педагогическом конфликте "ситуативный интерес" ребенка противостоит предъявляемой педагогом социокультурной норме, которая, однако, должна быть непременно реализована ребенком в "интересах развития". Столкновение перенесено в поле интересов ребенка целиком, потому что педагог - это профессиональное лицо, деятельность которого направлена на достижение именно интересов ребенка - но с ориентацией на его развитие, вхождение в культуру, требующих от ребенка усилий. Когда мы говорим, что интересы педагога в конфликте оборачивается на интересы воспитанника, мы и хотим сказать, что конфликт разворачивается на одном поле. И тогда конфликт выглядит как-то странно: он есть и его нет, потому что нет столкновения противоречащих интересов двух субъектов, а на самом деле есть противоречия интересов одного и того же субъекта, то есть, ребенка. Схематическая картинка конфликта педагогического модифицируется и выглядит уже не так безупречно красиво (Схема):

Как видим весь конфликт переместился в поле интересов ребенка, и там разворачивается борьба, именно там протекает столкновение. Педагог созидает такое столкновение, инициирует напряженную духовную работу ребенка. Педагог, переводящий конфликт в поле интересов ребенка, содействует его духовному развитию, а педагог, исходящий из своих персональных интересов (то есть, позабывший о профессиональном назначении), обрисовывающий поле своих личных интересов, либо подавляет разум и волю ребенка, либо инициирует дикое своеволие ребенка. Сейчас редко услышишь фразу " поставить ребенка на место". А жаль, потому что хорошо бы научиться ставить ребенка на высокое и достойное место рядом с учителем, рядом с человечеством, на уровне культуры нашего века. Впрочем, уточним формулировку во избежание неточности: не ставить его на место, даже достойное, а помогать ему, занимать достойное место - вот стратегическая задача педагогического конфликта.

Платье педагогического конфликта столь же пестрое и многоцветное, как платье всех перечисленных выше конфликтов. Однако у него есть то, чем он принципиально отличен от всех вышеназванных, разворачивающихся в педагогических сферах жизни, - оба субъекта имеют один и тот же интерес, и за него идет борьба в ходе столкновения педагога с детьми. Похоже на парадокс, но парадоксами полна педагогическая деятельность.

Стоит призадуматься, каков смысл в предложенных характеристиках конфликта. В высшей мере примечательно, что практика игнорирует теоретический анализ, полагается больше на интуицию, на традиционные способы реагирования при возникновении конфликтов. Разумеется, финал подобного непрофессионального выбора деструктивен: конфликты разрушают отношения и ухудшают течение воспитательного процесса. Логика "здравого смысла" продуктивна, так как она предлагает исходить лишь из поверхностного явления, не усугубляя суть. И только научно-теоретический анализ позволяет произвести существенную оценку происходящего.

Формула решения школьных конфликтов.

Иначе разрешаются педагогические конфликты.

Педагог в силу своего профессионализма и опыта способен видеть оба интереса: и ситуативный и развития. Его задача состоит в том, чтобы показать ребенку два плана интереса. Сделать это помогают три операции:

    Нужно огласить ситуативный интерес ребенка: " Я понимаю, что ты сейчас хочешь:"

    Довести до логического конца предвидение результата: ":но тогда ты:(возможный результат)"

    Спроецировать его интерес на взаимоотношения с людьми.

В подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций, которые часто приобретают конфликтный характер.

Для подростка важно быть принятым группой сверстников: они подчеркнуто демонстрируют поведение и общение, усвоенные в подобной группе. В этом принятии его другими складывается и собственная оценка своих личностных качеств. Объединяясь со сверстниками, он чувствует силу коллективной сплоченности, пытаясь демонстрировать что-то свое, оригинальное.

Послушание сменяется самостоятельным активным действием, а как он действует, зависит от того, каков его прошлый опыт поведения и общения. В силу отмеченных закономерностей психического развития подростков характер взаимодействия с ними значительно усложняется.

Следовательно, увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объясняется объективными причинами, а именно: обострением противоречий в кризисный период психического развития подростка.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в школе и способы решения этих конфликтных ситуаций: конфликт на уроках, с кем сидеть, озорство на уроках, "трудные" в классе, лидерство девочек.

Конфликт на уроке.

Некоторые ученики 9 класса на протяжении всего учебного года пытаются срывать уроки учителям. В этом классе роль лидеров выполняют ряд девочек, которые подчинили себе остальную половину класса и многие одноклассники не могут им противостоять. Они нахальны и грубы. Делается это следующим образом. Ученики не слушают объяснения учителей, высказываются не по теме разговора, кричат, перебивают учителя и своих одноклассников. Проявляя свои лидерские качества в школе, они очень сильно боятся своих родителей. Они хотят, чтобы их уважали, не давая ничего взамен.

Многие учителя выгоняют с урока, некоторые делают им замечания, ставят неудовлетворительные оценки в дневники.

Выход из сложившей ситуации может быть следующим. Провести индивидуальные беседы с родителями данных учащихся, работа психолога в данном коллективе просто необходима, координация действий учащихся, вовлечение их в плодотворную работу школы. Основное и главное не позволять "панибратства" с их стороны, держать их на "расстоянии", учителю необходимо лояльно и терпеливо относиться к данной ситуации не срываясь на крик и не пуская ситуацию на самотек. Ведь здесь помимо их основных качеств личности влияют так же особенности их возраста, выйдя из переходного возраста, они не могут проявить себя как более взрослые люди в силу своих психологических особенностей.

"Трудные" в классе.

Этот конфликт произошел в 7 классе. Ученик, не имеющий авторитетной позиции, не имеющий по поведению и обучению успешного положения, решил завоевать хорошее расположение среди более успешных детей. Для самореализации, он выбрал ребят более успешных в обучении, но не входящих в " авторитетную группу". Это были девочка и мальчик. По отношению к девочке применялось словесное унижение, физические действия, мальчик подвергался преследованиям, его поджидали после школы, где он подвергался избиению, было моральное унижение. Хотя для немногих школ, это может быть нормальное явление, как средство самореализации и самовыражения подростка. Ситуация была взята под контроль, как родителями обиженных детей, так и классным руководителем и психологами.

В этой ситуации необходима помощь психолога для мальчика который проявлял некорректные действия по отношению к своим одноклассникам, ситуация должна быть взята под контроль, если не будет рассмотрена данная ситуация, это может плохо сказаться на отношении ребят. А так же беседа классного руководителя с родителями этих детей, должна быть проведена беседа с учащимися класса о нецелесообразности данной ситуации.

"Субкультура".

Это началось в 7 классе, когда три подружки, увлекаясь музыкальными направлениями, решили примерить на себя образ субкультуры "Эмо". Выражалось это следующим образом, ужасная подводка на детских глазах, неприбранные волосы, одежда в этом стиле. Такой внешний вид немного шокировал учителей, их просили сменить внешний вид, но девочки настаивали на своем продолжая посещать уроки в таком виде. В классе они держались длительное время обособленно. Ученики, которые длительное время с ними общались, до их перевоплощения, перестали с ними разговаривать, их преследовали, дразнили. Девочки перестали учиться.

Родители не могли понять, что происходит с детьми. Проводились неоднократные беседы с одноклассниками, с целью погашения конфликтной ситуации, работа психолога, как с классом, так и с отдельными представителями дала результат. Конфликтная ситуация была взята под контроль родителями этих детей, а так же администрацией и классным руководителем. Прошло длительное время. На данный момент девочки остаются приверженцами этого движения, но ребята уже приняли своих одноклассниц в "измененном" виде, общение ребят продолжается. В таких ситуациях не нужно преследовать ребенка упрекать его в принадлежности, к какой - то культуре, это форма поиска себя, как личности. Главное это понять родителям и учителям и умело координировать действия своих детей. Если их преследовать и заставлять делать, то, что хотят взрослые, можно только сломать ребенка, и ничего хорошего в этом нет.

Лидерство.

Однажды 8 классе, нужно было выбрать командира класса. На классном собрании одна девочка предложила свою кандидатуру, весь класс согласился, по принципу, "хоть кто только не я". Но прошло какое - то время, девочка не может справиться с возложенными на себя обязанностями, по ряду объективных причин. Тогда классный руководитель предложила собраться еще раз и переизбрать командира класса. На собрании ребята предложили кандидатуру мальчика, на что тот ответил: "Если вы меня выберете, то пожалеете". Но все - таки командиром класса, этот мальчик остался. Так как у мальчика были скрытые лидерские качества, то в дальнейшем они проявились на одном из мероприятий.

У этого командира класса возникло не восприятие своего коллектива, он ничего не хотел делать, надеясь, что его сменит кто - то другой. Но этого не произошло. Когда в очередной раз кл. руководитель спросил у командира почему была не выполнена, та или иная работа в классе. Ученик ответил " А я и не просился в командиры. Ненужно было меня избирать", при этом он хлопнул по столу. Учитель выгнала ученика из класса. Прошло какое - то время отношения между учителем и учеником были налажены.

В этой ситуации необходимо разобраться, что повлекло к таким действиям со стороны ученика, почему он так поступил. Эту ситуацию нужно разбирать непосредственно с этим учеником не прибегая к помощи посторонних лиц. Важно, чтобы и учитель и ученик поняли, почему произошел этот конфликт, кто был прав, а кто виноват.

Хотелось привести анализ педагогических ситуаций.

    Описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т.д.);

    Что предшествовало возникновению ситуации;

    Какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;

    Ситуация глазами ученика и учителя;

    Личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);

    Что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);

    Основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);

    Варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика,

    Выборы средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций


Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения


Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик - ученик»


Разногласия между детьми - обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками.

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт - не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию , согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель - родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика .

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем , оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример:

Антон - самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель - ученик»


Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать - составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций - то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы - лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.


Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой - все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта


Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент - анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу - выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.


Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе - явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное - копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев - важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Наверняка общение с одноклассниками доставляет тебе много радости. Но, наверное, и у тебя случались ссоры и размолвки с другими учениками. Итак, тема данной статьи - конфликт с одноклассниками.

Стоит ли ссориться и драться с одноклассниками

В твоём классе учатся девочки и мальчики с разными вкусами, привычками, характерами, способностями. Вы все разные, поэтому вам иногда трудно понять друг друга.

Ты встречаешься с одноклассниками каждый день, поэтому для то­го чтобы сделать свою жизнь в школе приятной, научись ладить со все­ми, кто тебя в ней окружает.

В школе рядом с тобой могут оказаться люди, которые в чём-то бу­дут отличаться от тебя. Тебе нужно научиться с пониманием относить­ся к тому, что кто-то не такой, как ты. У каждого человека есть свои взгляды, привычки, мнение, характер, и каждый человек заслуживает уважения.

Почти в каждом классе есть кто-то, над кем остальные ученики по­стоянно смеются, шутят и дразнят, высмеивают какие-то черты характера этого человека, его поведение или внешний вид. Добрая, необидная шут­ка не заденет человека, у которого есть чувство юмора, но если все одно­классники или их большинство начинают кого-то высмеивать - это уже издевательство над человеком. Если в твоём классе сложилась ситуация, когда из кого-то все одноклассники делают шута или клоуна, обидно шу­тят над ним и его дразнят, не присоединяйся к ним. Постарайся помочь этому мальчику или девочке, объясни своим одноклассникам, что они не правы: ведь обижая этого человека, они поступают жестоко и некрасиво.

Помощь одноклассника в решении конфликта

Убедить своих одноклассников в том, что они поступают неправиль­но, дразня новенького мальчика в их классе, сумел восьмилетний Ваня. Когда в их классе появился новый ученик - невысокий худенький маль­чик, который носил очки в большой широкой оправе, все одноклассники стали называть новичка «очкариком» и «локатором». Над новым учени­ком начали шутить и смеяться с первого же дня его появления в школе, обидные шутки и прозвища часто доводили его до слёз. Ваня, который видел, как относятся к новичку его одноклассники и как тот страдает от их насмешек, решил помочь своему новому однокласснику.

Однажды, когда все смеялись над чьей-то очередной шуткой в ад­рес «очкарика», Ваня сел за парту новичка и начал с ним разговари­вать. Остальные были очень удивлены тем, что Ваня начал общаться с мальчиком, с которым никто не хотел дружить и над которым все сме­ялись. Но Ваня не обратил внимания на неодобрение одноклассников, а приходя в школу, каждый день подходил к новичку и разговаривал с ним. Скоро все привыкли к дружбе Вани и новичка, теперь они по­нимали, что если станут дразнить нового ученика, то этим они обидят не только его, но и Ваню, поэтому насмешек стало намного меньше. Дружба Вани и новичка заинтересовала других мальчиков в классе, и познакомившись с «новеньким» поближе, ребята поняли, что он инте­ресный человек и перестали замечать его большие очки и дразнить его.

Как видишь, смириться с тем, что другой человек чем-то отлича­ется от тебя или от большинства других людей совсем не сложно, нуж­но только проявить немного терпения, вежливости, понимания, а глав­ное - доброты.

Как избежать конфликта в классе

На месте того, над кем потешается и издевается большинство од­ноклассников, можешь оказаться и ты сам. Если тебя дразнят и оби­жают твои одноклассники, ты должен доказать им, что достоин уваже­ния и дружбы. Для этого не бросайся на своих обидчиков с кулаками, не обзывай их - в общем, не бери с них пример. В первую очередь ты должен начать уважать самого себя, поверить в то, что ты ничем не ху­же других. На глупые и обидные шутки не стоит обращать внимания: те, кто считают их забавными, не обладают ни чувством юмора, ни осо­бым умом. Если же над тобой пошутили по-доброму и не хотели тебя обидеть, посмейся вместе со всеми - умный человек всегда может уви­деть смешное не только в других, но и в первую очередь в себе. Если же над тобой насмехаются или тебя дразнят обидно, скажи об этом учителю, который наверняка поможет тебе справиться с твоими обид­чиками.

Если ты в чём-то не согласен с одноклассником, ты не должен лю­бой ценой доказывать свою правоту. Если ты уверен в своей правоте, попробуй переубедить того, кто думает по-другому, в спокойном и вы­держанном споре, где вы оба будете уважительно относиться друг к другу. Главное, как бы ты ни был уверен в том, что ты прав, не оскор­бляй своего собеседника: не обзывай его, не говори, что он ничего не понимает в том, о чём вы спорите, и уж конечно, не вступай с ним в драку. Отстаивать своё мнение нужно только в том случае, если ты в нём уверен и у тебя есть доказательства того, что ты прав.

Если спор, то без ссоры

Чтобы убедить других людей в правильности своей точки зрения, ты можешь вступить с ними в спор, но ты не должен с ними ссорить­ся. Помни, что каждый человек имеет право думать и поступать так, как считает нужным. Если ты уверен в том, что кто-то ошибается, ие оскорбляй и не обижай этого человека, а сумей объяснить ему, в чём он, как ты считаешь, не прав. Высказывая свою точку зрения, ты дол­жен говорить с собеседником вежливо и спокойно, не задевая его чувств. Спор нужен для того, чтобы каждый из его участников сумел объяснить свою точку зрения, чтобы в конце концов найти общее ре­шение проблемы.

Доказать свою правоту можно при помощи спора, но никогда тебе не удастся переубедить кого-нибудь, поссорившись с ним. Даже если последнее слово в ссоре останется за тобой, тот, с кем ты поссорился, останется при своём мнении и не будет с тобой согласен. Обидев кого-то, ты только потеряешь возможность иметь ещё одного друга или хо­рошего приятеля, а приобретёшь если не врага, то человека, который не будет к тебе хорошо относиться.

Драка одноклассников - худший вариант развития конфликта

Если ссоры не приводят ни к чему хорошему, то драки - и подав­но. И всё-таки, наверное, каждый мальчик хоть раз дрался в школе с кем-то из своих одноклассников.

Когда учителя разнимают драчунов и спрашивают, нельзя ли бы­ло мальчикам договориться на словах и обойтись без драки, как пра­вило, каждый из подравшихся мальчиков говорит, что другой его не хотел ни слушать, ни понимать.

Причин для драк между одноклассниками очень много - обиды, ссоры, желание кого-то доказать свою силу или привлечь к себе вни­мание. Часто драки возникают тогда, когда кто-то хочет защитить более слабого от того, кто на него нападает. Иногда поводы к драке бы­вают очень серьёзные, но чаще всего ребята начинают драться из-за пу­стяков, небольших разногласий.

А как ты думаешь, почему мальчики дерутся со своими однокласс­никами и даже… одноклассницами?

Чаще всего потому, что они не умеют доказывать свою правоту на словах, высказывать своё мнение. Если тебя кто-то обижает, то ударить этого человека намного проще, чем попытаться с ним договориться на словах. Особенно легко «переубедить» кого-то с помощью драки, если тот слабее и меньше тебя. Если ты начнёшь драться с кем-то, тебе не придётся думать, какими же словами и выражениями можно было бы ему объяснить, что он ошибается. Затеять драку намного проще, чем до­казать свою правоту в словесном споре. Но драка - это самый худший выход из ситуации. Если ты начинаешь драку, то показываешь, что ты не в силах переубедить своего соперника другими способами. Драка - самое неумное и негуманное решение проблемы. Даже если ты не побо­ишься вступить в драку с тем, кто сильнее и старше тебя, - это не сде­лает тебя героем: ведь насилие никогда и ничем нельзя оправдать, кро­ме тех случаев, когда тебе приходится защищаться.

Типичный пример конфликта, переросшего в драку

Вот обычная ситуация, в которой поссорившиеся мальчики не су­мели решить разногласия, возникшие между ними, без драки.

Игорь пришел в класс раньше всех после урока физкультуры и сел за парту своего одноклассника Димы. Игорю было интересно, как Дима выполнил домашнее задание к следующему уроку, поэтому он от­крыл Димину тетрадь, чтобы посмотреть, как Дима решил сложную за­дачку, которую им задали на дом. В это время остальные однокласс­ники начали заходить в класс. Когда Дима увидел, как Игорь смотрит его тетрадь, он обвинил Игоря в том, что тот списывает решение зада­чи. Мальчики сказали друг другу несколько обидных слов, Игорь уда­рил Диму тетрадью, и oни начали драться. Разняла дерущихся маль­чиков учительница, вошедшая в класс. Узнав о причине драки, она предложила всем ученикам в классе подумать, как должны были маль­чики решить свою проблему.

После обсуждения случившегося в классе все решили, что мальчи­ки не должны были драться. В драке были виноваты оба. Кстати, в большинстве драк виноваты оба дерущихся, и не имеет значения, кто первый ударил своего соперника. Стремиться решить любую проблему и любой спор только мирным путем должны оба ссорящихся: и тот, кто нападает, в чём-то обвиняет своего соперника, и тот, кто считает себя незаслужеио обиженным. В истории с Игорем и Димой каждый из мальчиков повёл себя неправильно, поэтому и произошла между ними драка.

Ошибка Игоря была в том, что он не должен был брать чужую те­традь без разрешения хозяина, а когда пришёл Дима, Игорю нужно было извиниться перед ним и объяснить, что он взял тетрадь не для то­го, чтобы списать решение задачи, а просто из любопытства и чтобы сравнить своё и Димино решение. Дима тоже был не прав, когда, не разобравшись в ситуации, сразу же обвинил Игоря в том, что тот спи­сывает. Мальчикам нужно было спокойно поговорить несколько ми­нут, и драки между ними не произошло бы. Очень важно уметь дер­жать себя в руках в любой ситуации, не начинать действовать поспешно, не разобравшись, что происходит на самом деле.

Мирные способы решения конфликтов

Бывают ли случаи, когда без драки не обойтись? Ответить на этот вопрос очень сложно. Стремиться избежать драки нужно в любом слу­чае. Если тебя обижают, обвиняют в каком-нибудь проступке, ты не должен позволять своему обидчику довести себя до такого состояния, когда тебе захочется броситься на него с кулаками. Попробуй объяс­ниться с тем, кто на тебя нападает. Ну, а если он не настроен на раз­говор и не хочет тебя выслушать, отложи решение вашего спора. Ино­гда людям нужно дать время для того, чтобы они поняли, что в чём-то ошиблись. Для того чтобы избежать драки и решить все спорные во­просы, ты можешь обратиться к человеку, который сможет со стороны оценить обстановку и сказать, кто прав и кто виноват. Человека, кото­рого ты собираешься попросить разрешить ваш спор, должен уважать и ты, и тот, с кем у тебя произошла ссора или спор. Таким «судьёй» между тобой и твоим соперником может быть учитель или кто-нибудь из ваших одноклассников.

Другая ситуация складывается, когда ты видишь, что кого-то оби­жают. Если ты видишь, что кто-то из твоих одноклассников дразнит или бьёт мальчика или девочку, ты должен помочь тому, кого обижа­ют. Попробуй поговорить с обидчиком, объясни ему, что он не прав, а если твои слова не произведут на него нужного впечатления, расскажи о происходящем учителю. Если ты решишь вступиться за кого-то, ко­го бьют, или остановить дерущихся, ты должен действовать так, чтобы самому не оказаться втянутым в драку. Если ты видишь, что остано­вить дерущихся тебе не под силу, лучше найди тех, кто сможет это сде­лать, - взрослых или старшеклассников.

С тем, что ни один уважающий себя мальчик ие станет драться с девочкой, ты, надеемся, согласен. Часто мальчики из шалости толкают девочек в классе, дергают их за волосы, дразнят и обзывают их, поль­зуясь тем, что большинство одноклассниц ие могут им ответить тем же. Как бы ии хотелось тебе иногда схватить особенно «вредную» девчон­ку за косичку, делать этого не следует: ведь ты сильнее и сможешь по­казать свою силу и ловкость в спортивном зале или на школьных суб­ботниках, а не в драках с одноклассницами.

Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. Несмотря на то, что конфликты в школе доставляют множество негативных эмоций, как самому ребенку, так и его родителям, они все же полезны, так как учат подростка решать проблемы и находить общий язык со сверстниками. Коммуникативные навыки обязательно пригодятся ему в будущем, не только для выстраивания , но и для продуктивного сотрудничества на работе, ведь современный бизнес требует умения слаженно работать в команде, ответственно относиться к своим обязанностям, а порой даже уметь руководить и организовывать рабочий процесс. Итак, дети должны умет конфликтовать. Но как это правильно делать, чтобы не обижать глубокие чувства друг друга? И как правильно выходить из конфликтных ситуаций?

Причины конфликтов в школе

Чем младше ребенок, тем ниже уровень его интеллектуального развития, и тем меньше в его арсенале социальных навыков для разрешения споров. По мере взросления в сознании ребенка вырабатываются определенные модели взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Такие модели социального поведения сохраняются много лет, и могут претерпеть некоторые изменения лишь в переходном возрасте.

А пока дети растут, они вынуждены учиться бороться за свои интересы. Чаще всего конфликт между детьми в школе возникает из-за борьбы за авторитет. В каждом классе есть несколько лидеров, которые вынуждены противостоять друг другу, вовлекая в конфликт и других учеников. Нередко это может быть противостояние мальчиков и девочек, или, например, одного человека и всего класса. Дети школьного возраста склонны к демонстрации собственного превосходства, иногда даже это может проявляться в циничности и жестокости по отношению к окружающим и особенно к более слабым детям.

Конфликт между учениками может произойти по следующим причинам:

  • взаимные оскорбления и сплетни
  • предательство
  • любовь и симпатии к одноклассникам, не отвечающим взаимностью
  • борьба за одного парня или одну девочку
  • отсутствие взаимопонимания между детьми
  • неприятие отдельной личности коллективом
  • соперничество и борьба за лидерство
  • неприязнь «любимчиков» учителей
  • личные обиды

Чаще всего в конфликты вступают те дети, которые не имеют близких друзей и не увлекаются чем-либо помимо школы.

Предупреждение конфликтов в школе

Несмотря на то, что конфликты помогают формировать у детей социальные навыки, родители должны стараться избегать частых ссор и постоянной своих детей. Ведь конфликт можно разрешить быстро и спокойно, без взаимных унижений и обид. Не стоит влезать в конфликт, особенно если Вы чувствуете, что Ваш ребенок может сам справиться с ситуацией. Чрезмерная опека в этом случае только навредит. Но если Вам кажется, что прекратить конфликт самостоятельно ребенок не может, вмешиваться в ситуацию нужно очень аккуратно. Не нужно сильно давить ни на своего ребенка, ни на его оппонента. Ненужно требовать публичных извинений. Вы не должны вести себя как взрослый, который имеет власть и способен кардинально повлиять на ситуацию. Вы, конечно, мудрее и умнее, чем Ваш ребенок-школьник, но, тем не менее, лучше взять на себя роль друга, который просто подсказывает, что делать, но лично не участвует в выяснении отношений. Это будет более естественно и позволит детям научиться выходить даже из самых сложных ситуаций.

После того, как конфликт исчерпан, поговорите с ребенком. Скажите ему о том, что в его жизни будет еще множество подобных конфликтов, и сейчас нужно учесть все свои ошибки, чтобы не допустить их в будущем.

Очень часто родители задумываются над тем, как избежать конфликта в школе, еще на ранних стадиях, когда только начинают замечать напряженные отношения своего ребенка с одноклассниками или друзьями во дворе. Старайтесь создать в семье такую атмосферу доверия, чтобы ребенок не стеснялся делиться с Вами своими проблемами. В таком случае Ваш совет может помочь быстро исправить ситуацию.

Обязательно найдите для ребенка любимое занятие. Это может быть творческий кружок или . На основе общих интересов ребенок сможет найти себе близких друзей, с которыми он не будет конфликтовать. Это поможет ему отвлечься от глупых разборок в классе за лидерство, за любовь учителей, а иногда даже вовсе без причины.

Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правильное и взвешенное решение. Только открытый и прямолинейный диалог помогает выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения. Так что без конфликтов в нашей жизни никуда! Но они обязательно должны быстро разрешаться, так как скрытая агрессия и затаенные обиды могут негативно повлиять на психическое и эмоциональное состояние человека, развить в нем комплексы и привести к продолжительной депрессии.

Конфликтность ребенка ведет к недоверию в его сторону, враждебности, а впоследствии и к закреплению в его сознании стереотипов конфликтного поведения. Обязательно следите за тем, какие отношения поддерживает Ваш ребенок в школе, с одноклассниками и учителями. Старайтесь мягко и аккуратно корректировать его поведение и отношение к окружающим.

Что делать, если у Вашего ребенка участились конфликты в школе? Надо ли родителям вмешиваться в ссоры между одноклассниками? Как научить ребенка справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно? На эти вопросы отвечает психолог Елена Абрамова

ЗАКОНЫ СТАИ

Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются лидеры и «отверженные». Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.

Особенно этот факт актуален для определенных возрастных периодов: поступление детей в первый класс, переход в среднее звено и период подросткового кризиса в старших классах.

Пришедшие из детского сада первоклассники еще не умеют самостоятельно идти на контакт, ориентируясь в вопросах дисциплины исключительно на авторитет взрослого.

В пятом классе изменение социальной роли совпадает с началом переходного кризиса, когда для ребенка определяющим становится мнение сверстников. Частой особенностью для пятиклассников являются драки и выяснение отношений у мальчишек между собой и между мальчиками и девочками. После своеобразной проверки на прочность такие дуэлянты часто становятся друзьями неразлей вода.

Старшеклассники проверяют друг друга «на прочность» с целью самоутверждения. Поэтому те подростки, которые могут выражать себя другими способами: в учебе, через спортивные или творческие достижения, в хобби – спокойнее переживают этот непростой для каждого ребенка период.

ПОМОГАЕМ ПРАВИЛЬНО

Что делать, если ваш ребенок стал участником или жертвой конфликта между одноклассниками? Надо ли родителям вмешиваться в конфликтные ситуации?

Перед тем, как принять решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно. От родителей требуется готовность обсудить дома сложившуюся ситуацию и выслушать ребенка без морализаторства. В ситуации, когда конфликты возникают между мальчиками, мамам стоит делегировать разговор о способах его преодоления папе или другому авторитетному для ребенка мужчине: родственнику, тренеру.

Если конфликт интересов не носит затяжной характер и угрозы физическому здоровью нет, то стоит поддержать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться с проблемой самостоятельно .

В том случае, если ситуация ухудшается, и ваш ребенок постоянно становится «слабым звеном» , то вместо понятного для многих родителей желания наказать обидчиков стоит потратить силы на сбор информации о том, почему это происходит.

Доверительный разговор с ребенком, классным руководителем, поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» на себя агрессию. Не всегда полезно ругаться с родителями обидчиков или требовать от школы административного решения проблемы. Искусственная защита ребенка учителем или директором может привлечь внимание и вынудить класс еще больше дразнить «любимчика». Не стоит разбираться с обидчиками ребенка самостоятельно, без присутствия их родителей.

ОДИН ЗА ВСЕХ

Если в классе постоянно происходит «травля» кого-то из одноклассников или класс поделен на группы, «враждующие» между собой, то в профилактической работе нуждается весь класс. На этом этапе поможет подключение школьного психолога и родительской общественности для проведения внеклассных мероприятий, игр и совместных поездок, сплачивающих класс. Целью общих дел должно быть обучение навыкам безопасного общения.

По моему опыту, более дружным является тот классный коллектив, в котором родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды. Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников. Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними.

В отличие от советской системы, современная школа не уделяет внимание развитию у детей навыков эффективного сотрудничества. В этих условиях «заказчиками» подобных курсов или мероприятий могут стать сами родители. Тренинги и игры командообразования можно организовывать самостоятельно или с помощью специалистов.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Если ситуация зашла в тупик, и «мирным путем» справиться с конфликтами в классе не получилось, единственным выходом для ребенка может стать перевод в другой класс или школу. Но важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в следующем коллективе необходимо системное обучение ребенка навыкам конструктивного общения. Полезный опыт ребенок может получить на психологических группах, в творческой студии или в спортивной секции, где обучают командным видам спорта.

Совсем избежать конфликтов невозможно, но любая проблема кроме негатива дает и опыт по преодолению похожих ситуаций в будущем. Частые конфликты в классе с участием вашего ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым можно и нужно работать. Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его другим способам взаимодействия.

Если у вас есть конкретные вопросы по школьным конфликтам, вы можете обратиться к специалистам Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

По адресу ул. Барбюса 65а каждую среду в 17.00 проходят группы по обучению навыкам эффективного общения для учеников 1-2 классов. Записаться в группы, на индивидуальную консультацию и получить подробную информацию можно у психолога Елены Абрамовой по телефону +79048122996.

Психологи Центра проводят психологические игры и тренинги командообразования по авторской программе «Нулевой Меридиан» , ставшей победителем Российского конкурса коррекционно-развивающих программ и курсов по выбору для школьников. Тренинги проводятся четыре раза в год для всех возрастов на базе вашей школы. Пригласить ведущих на родительское собрание или получить подробную информацию о тренингах можно по телефонам:

+79048122996, психолог Абрамова Елена

+79123144065, психолог Макарова Анжела.

11.11.2013

Похожие статьи