Описание картины ю ван стрек суета сует. Сны о чем–то большем

15.02.2024

Винсент Лауренс ван дер Винне (1629–1702).
Холст, масло. 64*49.Подпись: (малоразборчива, первые буквы сплетены) посередине вверху: “VL ouren”.

Авторство

Считалась работой неизвестного голландского мастера XVII века (на основании подписи называвшегося иногда фантастическим именем Фиренс). Данная атрибуция впервые предложена в 1962 году. Картина отчасти близка по колориту и композиции к натюрморту Винсента Лауренса ван дер Винне, хранящемуся в Музее Франса Халса, Харлем. Подписи на обеих картинах отчасти сходны (сплетенные буквы VL); остальные буквы на картине читаются как буквы имени “laurensz”, которым всегда подписывался художник. Аналогичные мотивы картины ван дер Винне хранятся в Лувре (Париж).

На картине изображен портретный рисунок; видимо, это автопортрет автора или его портрет работы другого мастера. Черты лица изображенного схожи с портретами ван дер Винне работы Лендерта ван дер Когена и Юдифи Лейстер.

Суета Сует

Предметы представляют собой атрибуты аллегорической композиции, где книги символизируют знание и мудрость, а популярный мотив бессмертия искусства читается в музыкальном инструменте и набросках. Символом земного величия и славы служит знамя (задний план). Быстротечность и бренность показывают песочные часы. Хрупкий сосуд на боку пуст подобно человеку. Центральная прозрачная сфера, по всей видимости, служит не только атрибутом мира на работе, но и отсылает к строкам, изображенным на листе, в которых содержатся слова о пустоте и лживости земной славы. Двойной автопортрет художника (отражение в сфере и рисунок) углубляет символику произведения.

Мотив автопортрета художника, отражающегося в стеклянной сфере (восходящий к автопортрету Яна ван Эйка в сферическом зеркале в Портрете четы Арнольфини), связан с идеями хрупкости, разрушения мира, внутри которого живет мастер, создается искусство; стеклянная сфера в эмблематике XVII–XVIII веков имела именно это значение хрупкости земных дел.

Еще одна деталь натюрморта может быть расшифрована как мотив «Ванитас» - изображение счетной книги, в которой подводятся итоги за день, ведется счет убывающим дням; на картине мы видим именно такую книгу продолговатой формы, помеченную типичным знаком торговой фирмы, в который должна была включаться буква «М».

Аллегорический натюрморт

Ванитас (лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие, бренность» ) - жанровая разновидность натюрморта, представляющая атрибуты "бренности земного бытия ": песочные часы, череп, глобус, погашенная свеча, старинный фолиант...

Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Флоренция, Уффици.

Жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI иXVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Термин восходит к библейскому стиху (Еккл . 1:2 ) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!» ).

Хуан Вальдес Леаль (1622 - 1690)

Грустный вид этих предметов нейтрализуется окружающими их дарами земли: цветами, плодами, корзинами с фруктами и играющими этими вещами детьми - путти. Эстетика жанра, полного смысловых контрастов и "пониженной " трагичности на грани ироничного гротеска, типична для искусства стиля Барокко.

Натюрморты типа "ванитас " стали появляться во фламандской живописи XVII в., а затем получили распространение в искусстве Голландии, Италии и Испании. Наиболее известные мастера П. фан дер Виллиге, М. Витхос, Ю. фан Стрек любили писать натюрморты-ребусы с таинственными предметами и надписями. Эти картины стали загадкой эпохи Барокко.

S.Stoskopff, Vanitas (ок. 1650)

Испанские художники склонялись к более оптимистичным "бодегонес", а итальянцы, и прежде всего венецианцы, предпочитали натюрморты в качестве аксесуара, фона для изображения прекрасных женщин за туалетом перед зеркалом. Один из самых интересных натюрмортов швейцарца Й. Хайнца (ок. 1600 ) находится в Пинакотеке Брера в Милане, Италия.В жанре "ванитас" работали фламандские живописцы во Франции: Филипп де Шампень, Ж. Буйон. Характерно, что "ванитас " остались в истории искусства преимущественно фламандским и голландским явлением.

Антонио де Переда (1608-1678) Джентльмен и смерть

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

  • Череп - напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение », он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
  • Гнилые фрукты - символ старения.
  • Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.
  • Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами , помидорами , цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие ) ; роза - цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак - успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан - объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.

Адриан ван Утрехт

  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко ) - символ возрождения и круговорота жизни.
  • Морские раковины , иногда живые улитки - раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка - олицетворение смертного греха лености.Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
  • Бутылка - символ греха пьянства.
  • Красные сургучные печати, медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla - «человек есть мыльный пузырь ».

Симон - Ренар де Сен - Андре

▪ Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

  • Курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей - горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

  • Карнавальная маска - является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

Антонио де Переда (1608–1678), Сон рыцаря.1655

  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары - зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.

Якоб де Гейн

  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы.
  • Пустой стакан , противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор - чистоту. Ступка и пестик - символы мужской и женской сексуальности.
  • Нож - напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы - быстротечность времени.

Ф. де Шампань

  • Музыкальные инструменты , ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

М. Харнетт

  • Книги и географические карты (mappa mundi ), писчее перо - символ наук.
  • Глобус , как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) - символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.

Pieter Claesz

  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным ▪грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

Korie Everuto (Эверт Collier), Vanitas).1669

  • Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

  • Ключи
    - символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

Бартоломеус Брейн Старший 1-я пол. XVI в

  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением , например: Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть - последняя граница всех вещей); Nil omne (всё - это ничего)

Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали » его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет - персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

Эверт Кольер (1630/50 -1708). Автопортрет с Vanitas

А.Steenwinkel. Vanitas Автопортрет художника.

Дэвид Байи (1584 - 1657) Автопортрет с Vanitas, 1651

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) с музыкальными инструментами (1628) (Амстердам, Гос.музей)

Термин восходит к библейскому стиху (Еккл. 1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).

Неизвестный художник. Натюрморт Vanitas (суета сует) с книгами (1633) (Амстердам, Гос.музей)

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:


  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.

  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.

  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.

  • Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».

  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

  • Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.

  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.

  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.

  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.

  • Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

  • Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.

  • Глобус, как земли, так и звездного неба.

  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.

  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.

  • Красные сургучные печати.

  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.

  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

  • Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.

  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:

Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)

Якоб де Гейн I. Натюрморт с черепом (1603) (82,6 х 54) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

Aelbert Jansz. van der Schoor. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1640-1672) (Амстердам, Гос.музей)

Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).

Edwaert Collier (ок.1640 - после 1707). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1662) (Амстердам, Гос.музей)

Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.

B. Schaak. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1675-1700) (Амстердам, Гос.музей)

Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.

Franciscus Gysbrechts (до 1630 - после 1676)). Натюрморт Vanitas (суета сует) (115 х 134) (Антверпен, Корол.музей изящ.искусств)

Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке». Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Также на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрения и наследие жанра memento mori.

Harmen Steenwyck. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1640)

Jacques de Claeuw. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1650) (Амстердам, Гос.музей)

Jan Jansz. Treck (ок.1606 - 1652). Натюрморт Vanitas (Суета сует) (1648) (Лондон, Нац. галерея)

Jan Pauwel Gillemans the Elder (1618-1675). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1654) (96 x 140) (С-Петербург, Эрмитаж)

Jan van Kessel (1626-1679). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1665-1670) (20.3 x 15.2) (Вашингтон, Нац. галерея)

Joris van Son (1622-1667). Аллегория человеческой жизни (1658-1660) (124.7 х 92.7) (Балтимор, Музей Уолтерса)

N. L. Peschier. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1659-166) (Филадельфия, Музей искусств)

N.L. Peschier. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1660) (Амстердам, Гос.музей)

Peeter Sion the Elder. Натюрморт Vanitas (суета сует) (частная коллекция)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1628) (24,1 х 35,9) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1630) (39.5 х 56) (Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (ок.1628) (36 х 59) (Нюрнберг, Нац. музей Германии)

Franciscus Gysbrechts (до 1630 - после 1676)). Натюрморт Vanitas (суета сует) (85.7 х 59)

Pieter Claesz. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1636) (47 х 61) (Мюнстер, Вестфальский Гос. музей истории культуры и искусства)

Pieter Symonsz. Potter. Натюрморт Vanitas (1646) (Амстердам, Гос.музей)

Stevers. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1630-1660) (Амстердам, Гос.музей)

Бартоломеус Брейн Старший, 1-я пол. XVI в.

Филипп де Шампань, 2-я пол. XVII в.

Питер Боель, 1663

Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650

Юриан ван Стрек, ок. 1670

И решила я, найти еще таких натюрмортов, вроде бы попадались на глаза. Оказалось, что их просто масса! И жанр такой отдельный есть, называется «Vаnitas». Представляете - я этого на знала!!! Целый ряд художников практиковались в этом жанре, даже целыми семьями - как братья Питер и Харвен Стенвики. На натюрморты с черепами была просто повальная мода. Пошло это дело в 17 веке из Голландии - родины классического натюрморта, а затем переметнулось во Францию, Британию и другие страны.


Альберт ван дер Шур 1660-е



Что же это за сомнительное удовольствие - украшать цветочками и ленточками черепа? Никак страсть к шокированию публики и тяга ко всему ужасному и неизведанному двигала художниками? А вот и нет! Жанр не зря называется «Vаnitas» - «суета, тщеславие». Такие картины призваны были поучать, напомнить о бренности всего материального. Поводов не забывать о смерти у людей, живших в 17 веке в Европе, было немало: 30-летняя война, война между Англией и Францией, чума в Лондоне, Нидерландская революция, диктатура Кромвеля и казнь короля Карла Первого, наша Смута и т.д.



Крест - символ духовности и религиозности, даже прямое на них указание, появился в ВАНИТАС довольно поздно. А вот сургучная печать - знак тайны, приверженности к тайным знаниям либо невозможность к ним приобщиться - использовалась еще на заре жанра

После отгремевших религиозных воин особо популярной была идея возрожденной духовности на фоне смертности, бренности всего материального и главенства религиозной мысли.

Вначале черепа рисовали на оборотной стороне обычных светских портретов, затем они перешли в самостоятельный жанр. В первое время их изображали в центре картины, крупными, нередко в нишах, остальных предметов было немного. В дальнейшем композиции становились все менее лаконичными, символы - все более глубокими и многозначительными. В период своего расцвета ВАНИТАС превратились в пышные и красочные полотна, изобилующие символикой и атрибутами, иногда даже чересчур перегруженные множеством деталей. Чтобы разобраться в этих символах и научиться читать их, я предлагаю посмотреть сами работы.


Бартоломеус Брейн Старший, кон. 16 века

Это одно из первых изображений в жанре ВАНИТАС. Предметов мало. На поучительный характер изображения указывает надпись на листке справа - что-то вроде "моменто мори", помни о смерти. Череп помещен в нишу, так делали в ранних работах. Погасшая свеча указывает на угасание жизни. Муха на черепе - знак зла, нечистоты, тлена.



Ван "Утрехт" Адриан, 1642

В более поздних работах череп смещается в сторону, деталей становится больше. В букете мы видим как живые и свежие цветы, так и увядающие - намек на недолговечность цветения и юности. Символами увядания служили и гниющие фрукты. Роза - символ телесной страсти, тюльпан - воплощение необдуманной расточительности (в Голландии за несколько луковиц тюльпанов редкого сорта можно было купить приличный дом).


Венцель Лоренц Райнер, 1710

Книги и писчее перо - символ наук.



Курительная трубка - очень частый атрибут, а также опрокинутый пустой бокал - символы кратковременности и эфемерности земных удовольствий. Нож - символ уязвимости, также иногда мог символизировать мужское начало. Слева - угасающая жаровня, в которой еле теплятся угли. Она, также как и погасшие светильники и затушенные свечи, означает угасание жизни.



Девид Бейли "Ванитас с автопортретом", 1651

Автопортреты - не такое частое явление жанра, но оно иногда встречаются. ВАНИТАС иногда были частью исторических полотен, аллегорий и жанровых сцен.


Якоб (Жак) де Гейн старший

Тоже ранняя работа. Насколько я могу судить, шар над черепом может быть мыльным пузырем - символом уязвимости, хрупкости и недолговечности. Деньги на полке - символ богатства, которое нельзя забрать с собой в могилу. Тюльпан в вазе - вы уже знаете, прощальный дымок из погасшего светильника - жизнь истлела, душа, как дым покидает этот мир.



Гвоздики - брак, материнство.



Жан Давид ле Хим

Слева мы видим часть доспехов - "оружие и воинская мощь так же тленны, как и все материальное"


Он же

Лопнувший гранат - символ плодородия или искупительной жертвы Христа (усиливается наличием распятия справа)



Он же

Музыкальные инструменты - символ вечного искусства, опрокинутая чаша - то же, что и бокал. Пустые раковины означают то же, что и череп - здесь раньше была жизнь, но теперь ее нет! Слева от раковины - механические часы, которые напоминают о скоротечности времени. Дым из жаровни иногда символизировал улетающую душу, а иногда - призрачность надежд.



Он же

Символы искусства (скульптуры), наук (книги) и поучительная надпись. Лавровый венок - символ поэзии.


Он же 1685

Здесь мы видим множество символов - книга, угасшая свеча, курительная трубка, но черепа нет. Но это тоже ВАНИТАС. Символика жанра позже еще долгое время использовалась в обычном натюрморте. В левой части букета мак - символ смерти и забвения. Мы видим устрицы рядом с лимоном - это символы сексуальных наслаждений. Правда, устрицы могли иметь и другой смысл - вскрытая раковина символизировала обнаженную душу.


Корнелиус Норберт Гейсбрехт.
Справа - блюдце и трубочка для выдувания мыльных пузырей.
А вот еще, очень похоже:

Перевернутые песочные часы - время вышло. Колосья обозначают возрождение, бессмертие души. Вообще, Гейсбрехт очень любил вот такие "обманки" - "ВАНИТАС вдвойне" - иллюзорность жизни подчеркивается тем, что изображение написано на написанном холсте. Еще его работы:


Корнелиус Гейнсбрехт, 1650

Тут тоже колосья. Зубами череп, кажется, держит флакон с румянами или пудрой (или часы). Косметика означала кратковременность физической красоты. Розовый шарф тоже подчеркивает, что эта аллегория - женская.


Он же

Он же



Н.Л.Пешье

Портреты, письма символизируют человеческие взаимоотношения.



Он же

Деньги и синий кошелек, колосья, погасший факел, ноты (символ искусства), песочные часы, сургучная печать - все это вы уже знаете.



Он же 1650-е



Не знаю кто, но чудесно!
ПС. Уже узнала - Антонио де Пареда, и это только часть его большой картины (полностью будет в следующем посте)

Маска подчеркивает, что она осталась, а лица уже нет. Оружие, как и доспехи - армейская мощь - ничто перед лицом смерти. Украшения - то же, что и деньги - они остались в этом мире, а человек не сможет остаться навсегда.



Хендрик Андерсон 1650

Короны, тиары и другие символы власти в ВАНИТАС показывают, что перед смертью все равны. Глобус - символ наук. Мыльные пузыри - мы уже знаем.



?
Бутылка, как и курительная трубка указывают на тягу к земным удовольствиям, пьянству. Дымящийся шнур здесь то же, что и фитилек светильника или свечи. Плющ, как и колосья - символ возрождения, вечной жизни после смерти.



Неизвестный автор



Петер ван Лир "Мистическая сцена с автопортретом", 1638

Жуткая вещь, правда?



Питер Клас

Зеркала и зеркальные шары - символ тщеславия. А еще они говорят - земная жизнь так же эфемерна, как отражение. Разбитый грецкий орех - символ бедности, а в религиозном плане - символ распятия.



Он же

Ключ - раскрытие тайн (жизни). Если ключ сломан - тайна так и не раскрыта.
Здесь изображен изогнутый ключ - ключ к часам, с которыми он соединен лентой, они были вот такой формы (подсказал ув. petrrrovich )



Питр Клас 1630
Тут тоже такой ключ.



Питер Клас 1630-е
И здесь.


Он же 1636
Любимый бокал Питера Класа - он фигурирует во многих его ВЕНИТАС. Он был отличный натюрмортист, даже без черепов - посмотрите в Сети!



Петер ван Рестретен, втор.пол 17го

Посередине - видимо, погребальная урна. Шишка - символ бессмертия.



Петер Симон старший 1650-60-е
Сразу два вида часов - механические и песочные. Портрет и роза рядом - символ страсти к вполне определенной женщине.





Питер Стенвик, 1650-е
Берет, лавровая ветвь, поэма - аллегория поэзии.





Он же



Себастьян Стокопф, 1641

Тут мы тоже уже все знаем: лютня (не тыква это!), глобус, доспехи, чаши, бутылка, книги. На заднем плане открыта форточка - окно в загробный мир.



Он же 1627

Лекарства и медицинские инструменты - символ болезней.


Симон Лютихус, 1650-е

Кажется, это изображен Карл Первый. Его казнили в середине 17 века, после чего его портрет стало модным вставлять в ВАНИТАС


Он же 1630-е

Анатомические рисунки, как и портреты, и письма - символ человеческих отношений.


Симон Ренар де Сен-Андре

Игральные карты и игральные кости - неправильно избранные жизненные ориентиры. Бабочка (на розе) - символ спасения души.


Он же, 1650-е



Он же
Череп с лежащей отдельно нижней челюстью, выглядит особенно сиротливо и печально.


Он же


Филипп Сауэрленд

Вишни и инжир - эротические удовольствия.



Филипп де Шампань, 1650



Франциск Гисбрехтс

Золотые и серебряные чаши - земные блага. Красная лента - грехи людские


Он же 1660-70-е



Хендрик Андерсон, 1650


Он же





Он же

Персики справа - плод грехопадения, блуда, как и виноград


Он же

Справа, чуть ниже глобуса некий странный предмет - сумка, фляга? Он кочует из натюрморта к натюрморту Колье. Что это, я не знаю, но если увижу, буду знать, кто написал картину.



Он же. 1704

Королевские регалии, портрет Карла Первого и череп, выглядывающий из-за книги как бы украдкой.



Эдвард Колье, автопортрет


Он же

На переднем плане - офорт с изображением Микеланджело



Он же.

И бокальчик у Колье тоже был любимый.


Энтони Вейс, 1824

Стилизация под старое изображение


Юлиан ван Стейк, 1670


Якоб Марель, 1637
Бабочка - вы знаете, а вот стрекоз, как и муха - символ зла и темных сил. Очень часто на барочных натюрмортах мы встречаем полуочищенный лимон - символ телесной красоты и вожделения, внутри которого горечь и разочарование. Ящерица - хитрость, увертки, дьявольское животное, как и мышь.



Ян ван Дален Второй, 1663

Попробуйте здесь еще найдите череп!



Ян ван Кесель де Од, 1670

Очень мне нравится! Может, из-за розочек, символов страсти и вожделения? Слева внизу по столу карабкается гусеница, и еще можно видеть бабочек - стадии жизненного цикла насекомого символизируют возрождение.

А теперь я вам покажу относительно современные работы. Их сложно назвать ВАНИТАС в полном смысле слова, хотя...



Энди Уорхол, 1976


Винсент Ван-Гог, 1887



Илья Машков, 1914

К слову, лошадиные черепа так же использовали в ВАНИТАС в эпоху расцвета. Пикассо тоже их любил.



А вот и Пикассо



Поль Сезанн - горячий поклонник жанра!


Он же



Он же

Сейчас художники тоже нередко прибегают к этому жанру, стараясь придерживаться стилистики либо трансформируя формы по своему усмотрению. На мой взгляд, тема бренности и суетности существования вечна, однако в отрыве от исторического контекста она лишается особого аромата эпохи.

Пересмотрите картинки еще раз - они стоят этого. Рада, что мы о них поболтали. Во первых, если тема для вас нова, вы теперь уже никогда не будете смотреть на натюрморт эпохи барокко, просто как на кучу фруктов, вазочек и цветов, отныне вам станет понятен их тайный смысл. Во-вторых, если вы уже знали про этот интересный жанр, никогда не лишне задуматься о вечном!

Спасибо за внимание!


Филипп де Шампань (1602-1674). Жизнь, смерть и время. Около 1671 года / Philippe de Champaigne"s Vanitas is reduced to three essentials: Life, Death, and Time. circa 1671. 28х37 cm Musée de Tessé , Le Mans, France. via

Примерно в то же время, когда строгие монахи здоровались вспоминая о смерти, и чуть раньше: в 16-17 веках в Нидерландах и Фландрии получил распространение аллегорический тип картин vanitas. Это слово переводится с латыни как "суета; пустота, бессодержательность, ничтожность; тщетность, бесполезность; лживость, хвастовство, тщеславие, легкомыслие". В картинах ванитас композиционным центром служил человеческий череп, они предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.

Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464). Триптих семейства Брак, около 1452 г. Триптих в закрытом виде. Лувр, Париж / The outer panels of Rogier van der Weyden"s Braque Triptych shows the skull of the patron displayed in the inner panels. The bones rest on a brick, a symbol of his former industry and achievement

Название Ванитас происходит от фразы "Vanitas vanitatum et omnia vanitas" / "Суета сует и всяческая суета" из Книги Екклесиаста или Проповедника, авторство которой приписывают царю Соломону, в Библии она помещается среди Соломоновых книг. Впервые слова "Vanitas vanitatum et omnia vanitas" встречаются в латинском переводе Библии Вульгате.

3.

Andrea Previtali called Cordeliaghi (1470-1528) (Italian) (Painter). Portrait of a Man - Memento Mori. Panel. 23.8 x18 cm. Museo Poldi Pezzoli. Inv. 1598verso.

"Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.

4.

Jan Gossaert (1478-1532). Trompe-l"oeil Skull. Date 1517, wood. 43x27 cm. Louvre Museum. via

Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.

5.

Бартоломеус Брейн Старший (около 1493-1555). Ванитас, первая половина XVI в. / Barthel Bruyn the Elder (circa 1493-1555). Vanitas, oil on panel. Dimensions 61 × 51 cm. Current location Kröller-Müller Museum. Inscriptions: Placecard next to the skull reads in Latin: Omnia morte cadunt, mors ultima linia rerum. In English translation: Everything passes with death, death is the ultimate limit of all things via

Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

6.

Solesmes, Bibliothèque de l’abbaye Saint-Pierre, 018, f. 145. Heures d’Ottobeuren, 16th century

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

7.


Livre d"heures, en latin et en français, à l"usage de Cambray. Devise. Vous seul. Date: 1401-1500. Bibliothèque de l"Arsenal, Ms-1185 réserve. Provenance: bnf.fr.

Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас.
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

8.

Douai, Bibliothèque municipale, 0118, detail of f. 281 (marginal illustration for Office of the Dead). Early 16th cent. via

Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.

9.

San Marino, Huntington Library, HM 01132, detail of f. 106. Book of Hours, use of Rome. Italy, late 15th century

Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа;

10.


St. Gallen, Stiftsbibliothek, Cod. Sang. 357, detail of f. 343. Missal. St. Gall, 1555

потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь."

11.

Винсент Ван Гог (1853-1890). Череп, 1887 / Van Gogh, Skull, 1887. Oil on canvas, 41.5 x 31.5 cm. Van Gogh Museum, Amsterdam.



Похожие статьи