Символика Природы, Земли и плодородия. Урок-пролог «Природные символы России

25.09.2019

В те далекие времена, когда во всех странах царило язычество, или многобожие, люди одухотворяли окружающие их вещи и явление. Как правило, богов было множество и у египтян, и у древних кельтов и викингов, у греков, славян, китайцев и индусов. Никто не исповедовал монотеизм.

Вера в появилась гораздо позже, по мере развития цивилизации. Для становления государства нужна была крепкая цементирующая сила, которую вряд ли олицетворяло многобожие.

Многозначность термина

Однако вера наших далеких предков, которая исповедовалась не одно столетие, и все, что с ней связано - сами боги, языческие символы, наделенные сакральным смыслом и заключающие в себе определенные пожелания потомкам, заложенные в оберегах, - все это интересно, так как многое из далекого прошлого пришло и в наши дни. Но термин «язычество» подразумевает не только политеизм, или веру во многих богов. Его в наши дни применяют для обозначения всех вероисповеданий, кроме иудаизма, христианства и ислама. Такие мировые религии, как индуизм и брахманизм, буддизм и конфуцианство и все остальные, тоже обозначаются термином «язычество». Под этим словом понимается дохристианская вера наших предков. Праздники первобытных народов, обряды и верования тоже называют язычеством.

Новая старая вера

В последнее время интерес ко всему языческому вырос. Появляется все больше сторонников родовой этнической веры. Возник даже новый термин, обозначающий эти движения, - неоязычество, хотя сами приверженцы народной традиции относятся к нему крайне отрицательно. Конечно, у современных последователей язычества на пути познания родовой веры много препятствий - нетеистические религии (вера в многобожие) столетиями жестко преследовались, все, что имело отношение к вере далеких предков, безжалостно уничтожалось. Безусловно, неоязычество будет отличаться от родовой веры, потому что многое неизвестное додумывается, и не всегда профессионалами.

Главные объекты поклонения

В любом случае интерес к древней истории растет, особого внимания удостаиваются языческие символы. У каждого народа есть боги, олицетворяющие собой землю, небо, воду, воздух - все четыре стихии.

И всегда присутствует бог, и он - один из важнейших в любой религии, олицетворяющий собой подземное царство (люди смертны, и чаще всего их тела предавали земле). Но самые главные знаки - это символы солнца. Они есть если не во всех, то во многих языческих религиях.

Гонимая вера

Языческий символ солнца был и у наших древних предков. Древнеславянская мифология не менее интересна, чем древнегреческая, но если боги и герои последней воспевалась поэтами, начиная с VII века нашей эры, то на Руси с принятием официальной веры язычество категорически воспрещалось. Но оно было, и в процессе своего длительного существования, как любая религия или культура, обросло только ему присущими эзотерическимим (тайными, сокровенными) символами и знаками, заключающими в себе знания и понятия об окружающем мире.

Не только вера

Выраженные в простейших геометрических элементах, символы ушли в народные узоры и орнаменты, которыми украшалась одежда, оружие, жилища и утварь. Они передавались из поколения в поколение, и уничтожить память о них не представлялось возможным. Языческие символы - неотъемлемая часть всей жизни дохристианской Руси. Славянское язычество - это не только стадия в духовном развитии праславян (древних), основанная на мифологии и магии, но и особая культурная модель общества, которая существовала довольно долгое время и после крещения Руси.

Олицетворение зла

То, что древние хорошо ориентировались в системе мироздания, ни для кого не секрет. Все свои знания они заключали в символы, которых до наших дней сохранилось множество. Знакомиться с ними необычайно интересно.

Единственная, но большая неприятность состоит в том, что самый светлый и радостный солярный знак Солнца - свастика - стал на долгие годы олицетворением невиданного зла. Языческие знаки и символы очень многочисленны - одних только свастик различных модификаций насчитывают до полутора сотен. Но нет другого такого в который в головах миллиардов людей не был бы так связан со злом и который был бы так красноречив. И сколь бы ни бились ученые, доказывая истинное значение этого солярного знака, никто и никогда, увидев нарисованную на стене свастику, не подумает, что изобразил ее человек, поклоняющийся солнцу и воспевающий его. Абсолютно каждый человек на этой планете твердо знает, что нарисовал ее убежденный фашист. Реки крови, пролитые носителями этого знака в XX веке, изменили его смысл навсегда.

Изначально - символ солнца

Однако нынешние поклонники язычества, да и ученые тоже, могут спокойно говорить о том, что сварга, или свастика - символ солнца, точнее его движения по небосводу. Это нужно просто изучая языческие символы и их значения. У много знаков, о которых можно узнать много интересного. Справедливости ради надо отметить, что свастика как символ солнца, то есть главный или культа, встречается у многих народов, разбросанных по всем континентам.

Тетраксель (четыре луча) изображен на древних буддийских храмах и даже на груди статуи Будды, находят его и на древних алтарях Франции, его можно обнаружить на обложке Евангелия в Англии и на старинных домотканых коврах Центральной Америки, и даже на китайских монетах. Встречалась сварга в Древнем Египте, Армении, Иране, Индии и на одеяниях православных священнослужителей. У разных народов она символизировала, кроме солнца, движение жизни, свет, благополучие и плодородие. На Руси свастика называлась коловратом, и лучи ее были направлены в левую сторону, посолонь.

Многогранные и многочисленные

Символизировала она, как отмечалось выше, круговорот солнца. Находили ее даже на древних иконах. Это говорит о том, что свастика изначально олицетворяла добро. И даже приняв православие, славяне долго помнили о язычестве. Данные о количестве свастик, используемых на Руси, очень разнятся - от 77 в одних статьях до 144 - в других. Всех их отличает и количество лучей, и их направленность, и цвет и форма. Среди солярных символов наиболее известны такие как «громовой знак», «восьмилучевой коловрат», «триксель» (три луча). Языческие символы славян прославляют движение, солнце, живительную влагу, в общем, полноту жизни.

Один из главных солярных символов

Крест тоже относится к знакам. Сам по себе он довольно важен, а заключенный в круг - тем более. Крест - это символ жизни, неба и вечности. Эти знаки также бывают разными: прямые и косые, с четырьмя, восемью и двенадцатью лучами и т. д. Например, прямой крест может служить примитивной моделью Согласно другой версии, четыре луча подобного солярного знака обозначают четыре стороны света. Заключенный в круг крест - тоже символ солнца. Как уже упоминалось, количество лучей бывает разным, но на основной смысл знака это не влияет, меняется лишь трактовка. Восьмиконечный крест, заключенный в круг или «колесо», использовали на Масленицу - облитое дегтем, подожженное, несущееся под горку, оно символизировало смену времен года. И, вместе с тем, восьмилучевой коловрат является символом бога Сварога. И именно под этим знаком мудрости и справедливости происходит возрождение нынешнего язычества.

И Род, и Перун в одном символе

Шестиконечный крест в круге - знак бога Перуна. Его, как правило, изображали на доспехах. Перун - бог-громовержец, в пантеоне князя Владимира он возглавляет список богов. Но этот же шестилучевой крест, заключенный в круге, является и символом Рода - Деда богов, Законодателя Прави и Великого Вседержителя. Наверное, есть какие-то тонкости, которые известны новым идолопоклонникам, да и ученым тоже. Потому что поверхностные знания заводят в тупик: символом какого древнего бога является шестилучевой крест, заключенный в круг?

Позаимствованный символ

Существуют мнения, что первые христианские идеологи позаимствовали у древних славян священный Они его не только украли, но и полностью изменили его смысл, превратив символ торжествующей жизни в распятие, олицетворяющее не только страдание и муки, горе и смерть, но и покорность и кроткое смирение, что идет вразрез с верой свободолюбивых почитателей огня небесного и земного. Украли или нет христиане наш символ, но древнерусский крест старше христианского на тысячелетие и действительно несет другую смысловую нагрузку. Хотя это, безусловно, субъективный взгляд.

Языческие славянские боги

Символы языческих богов очень разнообрзны и многочисленны. У каждого из них - Сварога и Лады, Черновита и Мары, Стрибога и Святовита, Яровита (Ярило) и Додолы - есть свои личные знаки. К сонму основных древнеславянских богов, почитаемых на Руси, также относятся Роян и Белобог, Даждьбог и Жива, Велес и Макошь, Радегаст и Руевит, Сврожич и Пров, Морок и Чур, а также Вий, Хорс и Коляда, Купало и Таусень, Немиза и Рарог. Это те боги, которые имеют свои символы. Конечно, названные в конце списка, они рангом пониже, чем те же Макошь и Даждьбог. А еще как-то так получилось, что до нас дошли - очевидно, благодаря русским народным сказкам - представители нижних ступеней иерархической лестницы, не имеющие каких бы то ни было символов. Речь идет о леших, водяных, домовых, банниках и прочей "нечисти". Все они - частые герои мультипликационных фильмов.

Символика природы

Рассматривая дальше языческие символы и их значения, встречаем символику Природы, Земли и плодородия. Эти знаки многогранны и многочисленны. Пожалуй, самым известным из них является ромб или квадрат, разделенный на еще четыре подобных фигуры. Это символ поля. Если внутри каждого ромбика есть точка, то это засеянный участок земли, нет точки - пустой. Полый ромб вообще олицетворяет то, что не может родить никогда. Часто встречается символ птицы и леса.

Информация из прошлого

Еще языческие символы славян делятся на знаки, олицетворяющие воду (хляби небесные - небеса, наполненные живительной влагой, необходимой для жизни растений), воздух и пространство, огонь (небесный и земной), два начала - мужское и женское. Есть даже символика идеала и небесных светил. Сакральных знаков очень много, что, впрочем неудивительно, ведь не расскажешь о богатстве окружающего мира посредством десятка изображений. Древние языческие символы - это не просто рисунки и узоры, в них заложен глубокий смысл, они несут в себе знания, которыми обладали наши далекие предки. Хотя многое утеряно, все равно до наших дней дошло очень большое количество обозначений и изображений, расшифровать которые нам еще только предстоит.

Защитят от всего

Сейчас очень модно носить языческие символы-обереги. Считается, что они хранят в себе сакральную силу наших далеких предков и обладают мощными защитными свойствами. Жители нашей страны, даже глубоко верующие православные, в большинстве своем верят в приметы, сглаз и наговоры. И если раньше только обходили стороной черных кошек и плевали через плечо, то теперь многие искренне верят в защитную силу древних амулетов. И даже часто носят их, не снимая нательного креста - так надежней. И потом, предлагаемые в большом количестве амулеты очень красивы. Языческие символы славян и их значение - это целый пласт древней культуры, веры и традиций наших предков. К сожалению, мало кто из нынешнего поколения хотя бы поверхностно знаком с этой темой. А расторопные продавцы, пользуясь этим, предлагают амулеты на все случаи жизни.

Персональная защита

Существуют отдельные амулеты для женщин и мужчин. А сейчас еще и для славянских красавиц - некрасивые или пожилые женщины, надо полагать, от какого-то рода неприятностей и бед и так защищены. Но и для них существуют отдельные символы, такой, например, как «Макошь». Эта богиня земли и плодородия берет семью под свою защиту. Молоденьким девушкам лучше обратить свой взор на такое украшение-оберег, как «Лада-Богородица». Это богиня юности, любви, красоты и здоровья. Очень красивый внешне и мощный сакральный знак - «Лунница». Особо он рекомендован беременным, равно как и «Рожаница» Очень популярен сейчас «Свадебник» - знак молодоженов. Такой оберег вручался невесте. К женским оберегам также относятся «Олень-трава», «Молитвенец», «Ярило» (этот символ подходит также и мужчинам). Самым мощным считается «Алатырь». Этот восьмилистник наши пращуры наделяли властью над временем и течением жизни. А есть символ, предназначенный только для младенцев - «Радинец». Небесный оберег изображался на колыбельках и люльках. Он нес новорожденному чаду умиротворение, покои и защиту.

Различные обереги

Славянские языческие символы представителей сильного пола не так многочисленны, но тоже эффектны и действенны. Так, «Секира Перуна» является знаком мужчины-воина. «Духобор», «Всеславец» и «Печать Велеса» служат гарантированной защитой от всех напастей. Рекомендовано для безошибочного выбора необходимого амулета внимательно посмотреть на предлагаемый ассортимент. «Ваш» талисман обязательно даст о себе знать.

Надо сказать, что обереги, пришедшие из далеких языческих времен, выполнены не только в виде подвесок с каким-то знаком. Есть немало куколок, которым наши предки придавали большое значение. Перед их изготовлением в доме чисто прибирались, куклы изготавливались только из ткани и ниток без применения ножниц и иголок. Лиц у них не было, потому что, как считали дохристиане, через глаза в изделие могла проникнуть «Кормилица», «Здравица» и «Покосница» - самые распространенные из них. У каждой было свое предназначение и свой круг оберегаемых объектов.

Истоки знать необходимо

Древнерусские языческие символы столь многочисленны, что даже перечислить их в одной статье невозможно. О них очень много пишут сейчас, потому что тема эта действительно очень интересная - поднимается такой огромный пласт культуры, о котором долгое время и говорить не разрешалось. Но этот давний период жизни нашей страны необходимо рассматривать в тесной связи с последующими этапами развития Руси и России, при этом ни в коем случае не противопоставляя его православию или атеизму. Это история нашей Родины - от язычества до нынешних времен, включая все виды империй и все вероисповедания. Возник интерес к старине, к ее символам, к укладу жизни, нравится узнавать, откуда произошли те или иные понятия - пожалуйста, вникайте, почему бы и нет? Лишь бы это все не несло в себе разрушительного начала. Изучать традиционные узоры патриархальной старины - это не только интересно, такие знания помогают многое понять в современности.

Символы же природы очень многочисленны и многогранны. Нет такого символа, который бы означал саму природу. Зато ей посвящено довольно много магических знаков. Это прежде всего, природа волшебная. Поэтому, начнем с символов Мирового Древа. Мировое Древо (у скандинавов – ясень Иггдасиль) – «Ось мира», оно держит на себе все миры. В кроне расположился мир Прави. У ствола – Явь, в корнях, там где ютится Мировой Змей Юша – Навь. Шаман, будучи в трансе, может совершить путешествие по этим мирам. Отголосок древнего мифа о Мировом Древе мы видим в сказке про волшебный боб, там старик выращивает волшебную бобовую лозу до самого неба и забирается по ней на облака.

Особо известен такой символ, как цветок папоротника, с которым связана легенда – папоротник в ночь на Купалу выпускает красивейший цветок-огнецвет. И цветет он только одну ночь, а потом бесследно пропадает. Тот, кто найдет этот цветок, станет мудрым и сильным.

Не волшебная природа тоже нашла отражение в символах. Например, лес изображался как несколько схематически нарисованных деревьев. Причем, обратим внимание, что при разложении такого дерева, мы получим из «елочки» несколько Футаркских рун Тейваз (Teiwaz), руну воинов, атакующих сил или руны Ансуз (Ansuz), что значит «Бог» - эта руна связана с Богами, а также с путешествием по Мировому Древу. Воспользовавшись вендскими рунами, елка предстанет перед нами как сочетание рун «Алатырь», «Нужда», «Леля», «Треба». Ясно, что «Елка», а скорее, Сосна - дерево веры и магии. Не елка, а сосна потому, что – ель, дерево темное. В доказательство – Русская пословица: «в березовом лесу веселиться, в сосновом – молиться, а в еловом повеситься». Однако ель здесь возможна как темная, навская сторона веры. Теперь рассмотрим «елку наоборот», чьи ветки напрвлены вверх. Расчленим ее тоже на руны. Перед нами футаркские – Феху (Fehu) – владение (зачастую, духовное) и Альгиз (Algiz) – пассивная защита. В вендских – «Мир», «Крада» (жертвенный огонь), Берегиня (женская руна, руна Макоши) и «Есть» (естество, жизнь, движение). Теперь понятен сакральный смысл с виду примитивных «елочек». Тогда как «Сосна» направлена к божественному аспекту веры, «перевернутая сосна» - аспект более человеческий, мирской – богослужения, традиции, жертвоприношение, продолжение рода.

Также и животный мир получил отражение в символах. Знаки унаследовали свойства животных, а купить корма для животных всегда можно тут. Особый же смысл имеют наки, обозначающие птиц, ибо птица – существо для древних загадочное, магическое. Многие светлые боги могут обращаться в птицу. Перун – в орла или ворона, Волх – в Финиста-Сокола. Интересен общий для всех птиц знак – «птица клевучая». Она символизирует небо, наследие светлых богов, в какой-то степени самих богов.

Существуют также свастикоподобные символы «птицы», например, знак ворона. Присмотритесь, хотя бы к русскому гербу, к орлу, распростершему крылья – на нем можно увидеть очертания свастики.

Можно также посмотреть на русские вышивки – на них тоже часто фигурируют птицы. Но птицы эти уже не явские, а волшебные – известные всем по сказкам и песням Сирин, Алконост, Гамаюн. Птицы эти сидят на ветвях Мирового древа и поют свои песни. Изображаются они не так схематично, как другие, но их изображения несут в основном, эстетических характер – для магии и богослужения их не применяют. Возможно эта их отрешенность от волшебства, позволила этим символам дожить до наших времен в виде вышивок, резных и глиняных изделий.

Природные символы

Природа является неотъемлемой частью романа, идеальным противопоставлением миру железного века. Природные образы и символы как порождение Божественного начала сопровождают, как правило Константина Левина.

Константина Дмитриевича неотступно преследует образ медведя. Первый раз этот образ достаточно незаметно появляется в сцене на катке. Разговаривая с Левиным, гувернантка Кити говорит: «Да, вот растём, - сказала она [француженка-гувернантка] ему, указывая глазами на Кити, и стареем. Tiny bear уже стал большой! - продолжала француженка, смеясь, и напомнила ему его шутку о трёх барышнях, которых он называл тремя медведями из английской сказки. - Помните, вы, бывало, так говорили?» . После того, как Кити из-за Вронского отвергла предложение Левина, а затем сама была отвергнута Вронским, на прояснившемся горизонте Левин увидел Большую Медведицу. Когда Левин вторично приезжает в Москву, где снова встречается с Кити и делает ей вторично предложение, на сей раз принятое, предвестницей счастливой развязки опят является «медведица», на сей раз уже не небе, а на земле. Посетив Левина в гостинице, Облонский застаёт его в то самое время, когда Левин с мужиком мерит аршином свежую медвежью шкуру.

В сцене созерцания Большой Медведицы знаменательны глаголы ловил и терял. Левин как будто охотится за созвездием, в его подсознании идёт охота на медведицу . На звёздном небе Левина Медведица связывается с двумя звёздами: с одной стороны, Арктурус, то есть Арктур, страж Большой Медведицы в созвездии Волопаса (это название усиливает «медвежий мотив»: греч: бджroт - медведь), с другой стороны, Венера, богиня любви. Эти звёзды, таким образом, как бы космические ипостаси Левина и его состояния (Арктурус, ещё мрачный, но полон красным огнём), Кити (медведица, которая уже стала большой), и любви Левина к ней (Венера).

Торжество Левина завершается победой в той своеобразной игре с буквами на зелёном сукне карточного стола, когда Кити принимает его предложение. «Медвежья охота» преобразовалась в этой сцене в детскую игру.

В последней главе «медвежий мотив появляется в форме мёда и пчельника (этимологически ведь медведь - «тот, кто ест мёд»). Весь эпизод с посещением пчельника символически подтверждает новый статус Левина, он теперь «медведь», с народной этимологией «мёд ведающий».

Лённиквист утверждает, что смысл этого мотива уходит в глубину русского фольклора, где медведь и медвежья шкура с вязаны с плодородием и свадьбой .

Однако в традиционной символике можно прочесть и другое толкование медведя. Согласно бестиариям, медвежата рождались бесформенными и буквально «вылизывались» в определённую форму матерью. Этот акт христианская церковь сделала символом христианизации обращённых язычников. А ведь по тексту романа сомневающийся Левин в конце концов приходит к Богу .

Ночь, проведённая Левиным в поле, проникнута тонким лиризмом и символичностью. «Как красиво! - подумал он, глядя на странную, точно перламутровую раковину из белых барашков-облаков, остановившуюся над самою его головой на середине неба. - Как всё прелестно в эту прекрасную ночь! И когда успела образоваться эта раковина? Недавно я смотрел на небо, и на нём ничего не было - только две белые полосы. Да, вот так-то незаметно изменились и мои взгляды на жизнь!».

Прелестная перламутровая раковина, в которую соединились облака, знаменует красоту того всесветного единения, о котором мечтает Левин. Раковина означает перемену всех его взглядов на жизнь, торжество мирового общества.

Однако, стоит обратить внимание ещё и на тот факт, что в античности раковина была атрибутом Венеры, рождённой из самой раковины. Венера, напомним, была богиней любви. Получается, что раковина - символ зарождения любовного чувства в душе Левина.

Что же касается Анны Карениной, то природа сопровождает её в виде вихря, метели, снежной бури. Снежная буря в романе - это не просто вьюга, а вьюга страсти . Проводя снова параллель с «божественной комедией», отметим, что во втором круге Ада грешники терзались вихрем:

И адские порывы урагана,

Бичуя, и терзая, и кружа,

За тенью тень вздымали неустанно.

А во втором круге Ада, как известно, терзались грешники, одержимые страстью, блудом. И по сути сам непрекращающийся вихрь символизирует обуревающую грешников страсть.

Полюсом, противоположным возбуждающе-радостной метели, связанной с пробуждением любви Анны к Вронскому, является образ бури, который символизирует её душевное состояние в момент последней ссоры с ним. «Вновь в душе её была буря, и она чувствовала себя на повороте жизни», но теперь в этой буре бушуют чувства не любви и надежды, а злобы и отчаяния, поэтому и поворот жизни может иметь лишь ужасные последствия.

Таким образом, основная задача «природных» символов - отразить внутренний мир героев во всей его полноте, показать перспективы дальнейшего развития персонажа, отразить влияние тех или иных событий на психологический облик героев.

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Один из фундаментальных символов. Он входит в древнейший ромбо-меандровый орнамент, обозначавший представления человека об окружающей реальности, наполненной непонятными ему силами. Позже, в неолите ромб обозначал женское начало: с женщиной стали связывать плодородие. Дальше ромб, поделенный на 4 части, был символом плодородия и засеянного поля.

Перенесенный из монографий акад. Б.А. Рыбакова термин национального гербоведения, преимущественно обозначающий сквозной косоперекрещенный ромб, сопровождаемый во внутренних межкрестиях кружками-зернами, и относящийся к категории изначальных геометрических символов.

В русском народном искусстве широко распространены всевозможные интерпретации данного символа, впервые появившегося на территории нашей страны в эпоху энеолита (памятники Трипольской культуры).

Рис. 7.3.1.1.1. Этимология славянского символа «Засеянное поле»:
1 - образец символа «Засеянное поле»; 2 - символ «Засеянное поле» в славянской подвеске; 3 - засеянное поле со всходами; 4 - шахматное поле; 5, 6 - символы «Засеянное поле» на животах трипольских статуэток, изображающих славянскую богиню Макошь (4 тыс. до н.э.).

С неолитических времён по настоящее время идеографическое значение этого символа не изменилось - «здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «роженицы» - покровительницы как рождаемости, так и урожайности» . Отсюда и ритуальное значение этого символа - «Роженица», и традиционное название этого славянского свастического символа - «Засеянное поле» (подробнее см. п. 5.2.2. гл. VI).

Обыкновенный ромб, обозначал Мать-Землю, также бога Рода, (не трудно догадаться что это синонимы Род - роды- Мать..))
На черепе новорожденного различают 6 родничков, самый крупный имеет форму ромба.

Символ Макоши(Макуши), выполненный в виде квадрата, поставленного на один из своих углов и рассечённого двумя прямыми на четыре равных меньших квадрата, напоминает рассмотренный нами в п. 5.2.2. гл. VI символ «Засеянное поле». Только без засеяния этого поля. То есть само поле, изначальное, имеющееся как основа для урожая - богатого или бедного - как Макошь решит, рассудит.

Символика Природы, Земли и плодородия.

Рис. 11. Макоши из Анатолии (цветом). 3 тыс. до н.э. Глина. Чёрно-белые - Макоши из Триполья, Бешеново, браслет из Костёнок. Во врезке - даны славянские свастические символы - «опознаватели» - Макоши.

энеолит: алтарик для первых плодов,женская статуетка

Символы земли, сочетающиеся с символами засеянного поля.
Знаки засеянного и незасеянного поля

Символ «Макошь»: незасеянное поле


Рис. 7.3.1.1.2. В центре - иероглиф «рожать», выполненный шумерской клинописью;
слева и справа - русская вышивка с изображением Макоши в ипостаси роженицы (обычно композиция так и называется - «роженица»).

Археологически символ «Засеянное поле» относят к трипольской культуре протославян (5 - 3 тыс. до н.э.) (см. рис. 6.5.3.3.1.3.3.). Отсюда символ «Засеянное поле» распространился и в южные области: в античное время такой знак помещен у полового органа оленя Артемиды на делосской вазе 7 века . А в эллинистическое время - на специальных глиняных алтариках для жертвоприношений первых плодов , на которых «крупный ромб, разделенный на четыре части и снабженный точками, занимает всю горизонтальную плоскость алтарика-кануна; по сторонам ромба изображены два колоса»

Корни славянских свастических идеограмм трипольского времени лежат в ещё более древних археологических культурах региона Русской равнины. «Символ свастики выкристаллизовывается из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в верхнем палеолите, а затем унаследованного практически всеми народами мира. Изучавший костёнковскую и мезинскую культуры, В.А. Городцов благодаря ромбомеандровой сетке выделил в Восточной Европе мадленского времени (25 - 20 тыс. лет до н.э.) отдельную область» . Сюда же относится и свастическая сетка (ромбо-меандровый орнамент) на браслете из кости мамонта, найденном в Мёзине (Черниговская обл., Украина, 23 тыс. до н.э.) .

«Засеянное поле» - Славянский символ с 4-го тысячелетия до нашей эры

«На земледельческом энеолите завершается наш ретроспективный поиск истоков ромбо-точечной композиции, дожившей до наших дней на очень широкой территории у разных народов. Далее 4-го тысячелетия в глубь веков ромбо-точечный узор не идет; в орнаменте охотничьих племен его вообще нет, и нет его в более позднее время. Это еще раз позволяет прочно связывать его с земледельческой символикой и считать идеограммой вспаханного поля (четыре сомкнутых ромба) или засеянной семенами нивы (ромбы с точками в их середине). Первая этнографическая загадка увела нас на 5000 лет назад от той этнографической среды, где мы эту загадку обнаружили. Ретроспективный анализ установил, что глубина народной памяти достигает того важного периода в истории человечества, когда были освоены формы производящего хозяйства, и в первую очередь земледелия. Другими словами, орнамент привел нас к началу эпохи «рожениц»»



Похожие статьи