Примеры зависимости от современных технологий. Проблема зависимости людей от современных технологий (по тексту Е.Л

26.03.2022

В наши дни люди все чаще употребляют термин «зависимость». Например, если человек постоянно ходит в спортзал, то ему могут сказать, что он зависим от спорта (хотя вряд ли это плохо). Смартфоны и другие гаджеты также постоянно обвиняют в том, что они вызывают болезненную привязанность.

Однако в медицинской литературе зависимостью принято называть только вредную, устойчивую и неконтролируемую привязанность к вещи или стилю поведения, которая подразумевает причинение вреда самому себе. Иными словами, такие простые действия, как просмотр новостей в социальных сетях или досуг у телевизора не являются зависимостью ровно до тех пор, пока они не начнут приносить человеку ощутимый вред.

По словам врача-нейробиолога Марка Льюиса, зависимость — это одна из форм обучения. Льюис утверждает: «Наш мозг в этом случае просто выбирает кратчайший путь для того, чтобы заполучить то, что ему нужно».

Нейробиолог Марк Льюис долгое время изучал проблемы возникновения зависимости. У него есть задокументированные исследования, связанные с влиянием героина, кетамина, кокаина и других психотропных веществ. В первую очередь, Льюис убежден в том, что зависимость не является болезнью. По крайней мере, не в традиционном понимании этого термина. Кроме того, ученый считает, что, когда у человека формируется зависимость, центр вознаграждения, который находится в мозге, начинает реагировать лишь на один единственный стимул.

Принято считать, что вещества, вызывающие зависимость, представляют собой особое химическое соединение, перед воздействием которого никто не может устоять. Однако это не так. «Интересно то, что все люди по-разному реагируют на один и тот же наркотик», - утверждает Льюис. Миллионам людей по всему миру дают наркотическое обезболивающее после операций, но только единицы становятся зависимыми от этих веществ. Точно так же, многие люди употребляют алкоголь, но алкоголиками становится лишь небольшой процент из них. Мы все едим и работаем, но мы совсем не обязательно превратимся из-за этого в обжор и трудоголиков.

Отчего же зависят все эти различия? При состоянии зависимости человек испытывает непреодолимое физическое или психологическое желание. Без этого стремления нельзя говорить о наличии у человека болезненного пристрастия к чему-либо.

Непреодолимое желание

Здесь целесообразно привести пример, связанный с использованием ушных палочек. Для тех, кто постоянно ими пользуется, ощущение присутствия влаги в ушах становится неприятным. Использование небольшой палочки с мягким наконечником из хлопка кажется разумным решением проблемы, несмотря на предупреждения производителей.

Разумеется, данная проблема является более, чем надуманной. «Ушная сера появляется не просто так - она необходима нашему организму», - объясняет доктор Деребери. «Нет необходимости постоянно чистить уши». Если потерпеть немного, то ощущение влажности в ушной раковине в скором пройдет. Тем не менее, как это часто бывает в жизни, люди поступают так, как им хочется, а не так, как им следует. Продукты, вызывающие привыкание, обычно являются временным решением, но это решение создает еще больше проблем. Так, постоянная очистка ушного канала при помощи ватных палочек вызывает сухость кожи, что может привести к появлению раздражения. Раздражение вызывает зуд. Все эти проблемы в итоге могут привести к тому, что человеку придется обратиться за медицинской помощью.

Это называется «эффектом ушной палочки»: постоянное использование определенного продукта становится источником других проблем. Например, зависимость от наркотических веществ приводит к социальной изоляции, в связи с чем новая доза становится еще более желанной. Чем больше человек сидит дома перед компьютером, тем более одиноким он становится, в результате чего тяга проводить время перед экраном становится еще сильнее. «Эффект ушной палочки» возникает тогда, когда решение становится источником новых проблем, постепенно приводя .

На схеме наглядно изображен эффект ушной палочки:
Использование (use) - продукт решает проблему;
Злоупотребление (abuse) - решение само становится проблемой.

Тем не менее, когда речь заходит о зависимости от товаров массового потребления, возникает уникальное и вызывающее определенное беспокойство явление. В этом случае некто начинает получать прибыль от вреда, вызванного привыканием.

Зависимость и прибыль

Существует два типа товаров, вызывающих зависимость. Под первым типом подразумеваются товары, чьи производители не знают ничего об их покупателях. Алкоголь, сигареты и даже ушные палочки попадают под это описание. Данные товары можно легко найти на полках магазинов. При этом у производителя остается минимум информации о том, кто покупает эти продукты, как и насколько часто.

Ко второму типу относятся товары, производители которых хорошо знают поведение и пристрастия своих покупателей. Например, владельцы казино отлично знают своих игроков благодаря картам лояльности. Сайты онлайн-игр и социальные сети отслеживают каждый клик пользователей.

Производители обоих типов товаров могут уменьшить эффект привыкания у покупателей различными способами. Компании, которые ничего не знают о своих клиентах, должны предупреждать потенциальных покупателей о возможном вреде здоровью. Чем более заметным и устрашающим будет это предупреждение, чем сильнее будет эффект.

К примеру, на пачках сигарет часто изображают леденящие кровь фото людей с различными заболеваниями, а надпись на пачке гласит «Курение убивает».

Когда речь заходит о компаниях, которые хорошо изучили своих клиентов, можно сделать намного больше, чтобы предотвратить возникновение болезненной зависимости. У таких организаций существует обязанность помогать тем, кто хочет остановиться, но не может. Однако компании-разработчики редко когда серьезно относятся к этой обязанности.

Как сделать так, чтобы Кремниевая долина не превратилась в Лас-Вегас

Два года назад была опубликована книга о том, как создавать товары, которые будут . Книга стала бестселлером, но, к несчастью, большая вовлеченность людей в процесс использования товаров или услуг может привести к возникновению зависимости. На ее страницах были описаны техники, позволяющие выработать у клиентов полезные привычки (например, использование фитнес-браслетов, отслеживание личных расходов и т. п.). Однако эти же техники могут быть использованы для формирования вредных привычек.

Решение заключается не в том, чтобы сделать товар или услугу менее привлекательной, а в том, чтобы помочь тем, кто становится от нее зависимым. К счастью, двусторонняя природа интернет-сервисов помогает компаниям идентифицировать тех людей, которые стремятся к умеренному пользованию. Например, на сайтах с онлайн-играми можно внедрить функцию напоминания о времени, проведенном в игре. Владельцы Facebook могли бы предусмотреть для своих пользователей возможность отключать новостную ленту в определенное время суток.

Владельцам интернет-сервисов известны особенности использования, свойственные каждому клиенту. Вовсе не обязательно беспокоить предупреждениями каждого пользователя. Достаточно будет обратить внимание на тех, чье поведение указывает на формирование зависимости. Например, можно установить триггер, основанный на количестве часов, проведенных в онлайн-сервисе. На самом деле, владельцы компаний могут сделать очень многое, чтобы предотвратить . Другая проблемы заключается в том, действительно ли они хотят делать это.

Существуют определенные сферы деятельности, а также отдельные компании, которые не хотят и не будут помогать зависимым людям. Это касается не только дилеров, торгующих запрещенными веществами. Есть много видов законного бизнеса, который строится на зависимых людях. К ним можно отнести, к примеру, онлайн-игры или казино.

Многие компании также получают существенную долю своей прибыли от самых лояльных покупателей. Например, в индустрии фаст-фуда 20% клиентов приносят компаниям 60% всего дохода. Таких покупателей называют «тяжеловесами». Нет ничего плохого в том, что у потребителей есть любимый бренд. Однако совершенно иная ситуация возникает, когда компания начинает использовать людей, у которых уже сформировалась зависимость.

Например, во всех американских казино есть так называемое правило самоисключения, которое действует для клиентов, желающих прекратить играть. Однако всем хорошо известно и то, что казино с распростертыми объятиями принимает самоисключившихся игроков. Менеджеры признаются, что они позволяют людям играть, даже если те до этого публично попросили внести их в черный список.

Проблема заключается в том, что компании, специализирующиеся на азартных и онлайн-играх, сами зависимы от своих зависимых игроков. Если они начнуть помогать им преодолевать привыкание, то лишатся львиной части своих доходов.

К счастью, далеко не все компании так зависят от игроков, имеющих болезненную привязанность. Например, прибыль Facebook не окажется под угрозой, если ее руководство начнет помогать людям, которые слишком много времени проводят в социальной сети. На самом деле, многие фирмы, работающие в сфере информационных технологий, уже начали вести работу с зависимыми людьми, устанавливая определенные ограничения и лимиты.

Таким образом, в отличие от производителей сигарет и ушных палочек, владельцы интернет-сервисов владеют информацией о пользователях и умеют отслеживать их поведение, поэтому им легче всего вмешиваться в процесс. Разумеется, компаниям, работающим в сфере информационных технологий, не требуется «лечить» зависимых людей; им даже не стоит пытаться сделать это. Кроме того, не следует ограничивать определенным пользователям доступ к сервису. Достаточно будет просто проявить дружеское поведение, обратить внимание на проблемы своих клиентов. Если вы видите, что человек проявляет признаки зависимости, то необходимо протянуть ему руку помощи. Имея все необходимые данные, владельцам интернет-сервисов не составит почти никакого труда сделать это.

Основные выводы

  • Так называемый «эффект ушной палочки» возникает тогда, когда решение проблемы само становится источником проблемы и в последствии наносит вред самому человеку.
  • Использование многих товаров может приводить к возникновению «эффекта ушной палочки». Большинство людей, видя негативные последствия, сами отказываются от них.
  • Тем не менее, есть некоторые люди, которые не могут остановиться. Они страдают от собственной зависимости от конкретного товара или услуги, но продолжают пользоваться ими, несмотря на ощутимый вред.
  • Владельцы компаний могут распознавать отдельных клиентов, страдающих от подобного рода зависимостей, и помогать им справиться с их проблемами.

Высоких вам конверсий!

По материалам:

XXI век весьма стремительно ворвался в нашу жизнь и принес с собой стремительное развитие компьютерных технологий и все, что с ними связано. Мы привыкли к тому, что все наши телефоны и важные контакты записаны в телефонах, компьютерах, ноутах и прочих переносных гаджетах. Мы полностью полагаемся на технику, мы от нее зависимы. Посчитайте, сколько у вас дома компьютеров, мониторов, телефонов! Много? Телефонов наверняка больше, чем количество людей в вашей семье, а компьютер наверняка у каждого свой.

Почему мы так зависимы от современных технологий и все, что с ними связано?

Проблема

Развитие зависимости

Знаете ли вы, что некоторые видео игры дают импульс для выделения дофамина в мозгу? Напомним, что также дофамин выделяется при занятиях сексом и еде, вещах, которые считаются необходимыми для выживания человека как вида. Получается замкнутый круг — игры дают импульс для выделения дофамина, а дофамин — это что-то вроде гормона удовольствия (его наркотические аналоги — амфетамин, метамфетамин, эфедрин), соответственно позже снова хочется получить кайф от игры и мы снова садимся играть.

Но дофамин выделяется не только, когда мы играем в видео игры. Точно такой же эффект имеет проверка e-mail. Посчитайте, сколько раз в день вы проверяете свой почтовый ящик, даже если там нет ничего особенно важного? Особенно это касается звуковых сигналов, которые сопровождают получения нового письма. Вы не знаете, важное ли это сообщение, но все равно руки чешутся посмотреть, что же там такое пришло, даже если это очередной спам. Получается прямо зависимость от сигналов и на ум приходят опыты Павлова с собаками.

Пока были только настольные компьютеры, проблема не была такой большой. Но как только появились ноутбуки, нетбуки, смартфоны и различные гаджеты типа iPad, все стало гораздо хуже, потому как теперь вы проверяете почту (twitter, facebook, вконтакте — нужное подчеркнуть) не только дома, но еще и в транспорте, в кафе, на пикнике, везде, где есть доступ к интернету. И теперь сюда же можно приплюсовать мобильный интернет и WiFi.

Информационная перегрузка

Сейчас мы перерабатываем в три раза больше информации, чем это было 50 лет назад. И ее становиться все больше и больше. Если раньше для печати книги нужно было приложить много усилий и времени, то сейчас достаточно сесть за компьютер и выложить ее в сеть. Только теперь пишут не только писатели, журналисты и различные публичные деятели, а все, кто умеет писать и читать. Соответственно, фильтровать теперь надо еще более тщательно и гораздо большие массивы информации. И не смотря на все это мы не можем и трех дней провести спокойно без прочитки новостей (особенно относящихся в миру технологий), потому что боимся, что что-то упустим и уже не наверстаем. Как говорила черная королева из «Алиса в Зазеркалье» — «В нашем мире, милочка, чтоб оставаться на месте, нужно бежать, а чтоб перемещаться, нужно бежать еще быстрее».

Технологический этикет

В последние несколько лет «карманные» девайсы обновляются с огромной скоростью. Правильно ли будет строчить пуст даже короткий пост в twitter сидя за рулем? Думаю, что нет. Но некоторые все равно так делают. Точно также будет не очень вежливо сидя в компании друзей уткнуться в свой смартфон и читать там ленту новостей или проверять почту. Помните, что вы не обязаны отвечать на все сообщения немедленно. Да, есть случаи, когда это срочно, но все равно руки тянуться проверить и ответить. Замечательно, когда это хорошие новости — поделитесь позитивом с друзьями, если же все это не очень приятно, то вы мало того, что не отдыхаете от работы, но еще и портите настроение окружающим вас людям.

Решение

Так что же нам делать, чтоб перестать постоянно пялиться в экраны и не проводить выходные и вечера за приставкой, и начать, наконец, видеть и слышать окружающий нас мир и людей?

С глаз долой, из сердца вон

Обычный сценарий: вы вытаскиваете телефон из кармана проверить время, заодно начинаете проверять свой e-mail, это тянет за собой отвечание на письма и т.д. В итоге простая и короткая операция «проверить время» превращается в целый набор операций, который занимает раз в 5 больше времени. Если вы вытащили телефон, чтоб посмотреть время, постарайтесь сделать только это и не более. Если удержаться от проверки почты совсем сложно — носите на руке часы.

Вы — не машина для выполнения множества задач одновременно

Это не означает, что нужно теперь все дела делать отдельно. Прослушивание любимых треков во время бега тоже можно отнести к многозадачности, но это приветствуется. А вот попытка одновременно посмотреть передачу по ТВ или фильм и выполнение в это время работы приветствуется не очень. Вы не сможете нормально сконцентрироваться на работе и пропустите самое интересное в передаче. В конце-концов постоянное комбинирование дел приведет к тому, что вы просто уже не сможете нормально концентрироваться только на одном деле. Как следствие, работа будет выполнена не так качественно за более длительное время. Сюда же можно отнести работу на компьютере над проектом и одновременную проверку сообщений в мессенджерах, twitter и социальных сетях. Для эксперимента, попробуйте отключить все лишнее и сосредоточиться только на работе. Думаю, у вас уйдет в два раза меньше времени, чем с включенными мессенджерами и открытыми соцсетями.

Никогда не извиняйтесь

Как часто вы извиняетесь, что не смогли взять трубку, потому что ехали в метро/гуляли с ребенком/занимались в спортзале? Во-первых, вы не обязаны извинятся за то, что были недоступны в нерабочее время . Во-вторых, это показывает вашу зависимость отвечать на сообщения немедленно. Перестаньте извиняться. Вы — человек и просто можете быть не в состоянии делать все сейчас же. Позвольте себе роскошь отвечать на сообщение тогда, когда у вас есть возможность и настроение для этого. Конечно, это не значит, что вы можете спокойно игнорировать письма от клиентов в рабочее время. Иначе у людей может возникнуть не очень верное ощущение, что вы можете отвечать на звонки и письма в любой день и время суток.

Организуйте свое время

Обычно мы больше говорим об организации своего времени, чем на самом деле делаем это. Начните с почты! Многие почтовые клиенты предлагают вам весьма удобный для этого дела инструменты (папки, ярлыки и т.д.). « » от Google будет весьма кстати для разделение ваших сообщение на просто «важные» и «очень важные». В данный момент существует только beta-версия доступная не для всех.

В любом случае отвыкание всегда и везде быть неразлучным со своими девайсами и долго оставаться без связи не проходит безболезненно. Приготовьтесь, у вас в любом случае будет ломка и легкая паника, что вы что-то пропустили. Но это того стоит. Вы почувствуете себя гораздо свободнее, а состояние «всегда на связи» дает лишь видимую свободу , на самом деле привязывая нас намертво к технике и местам «проживания» интернета.

People in contemporary world can hardly imagine their lives without machines. Every day either a new gadget is invented or an old one is improved. Different people appreciate new inventions differently. Some suppose that sophisticated gadgets are really useful and necessary, while others find them absolutely awful as they influence people badly. As for me, I am pretty sure that gadgets make people`s lives easier.

Firstly, they do all kinds of dirty and hard work, as cleaning. Secondly, devices can save a lot of time as well as storage space. For instance, a computer disk can contain the same amount of information as several thick books.So, machines help people in different spheres.

However, opponents of this point of view are definitely sure that gadgets affect people negatively. People are reluctant to work due to the influence of machines. People become lazy and disorganized. They just expect their latest gadgets to do everything instead of them. Moreover, according to scientists, a great number of widespread devices produce radiation that can cause serious health problems. Furthermore, more and more people are becoming addicted to their modern gadgets, for instance computers, TVs or mobile phones. So, they neglect their home obligations, work or school and spend all their spare time in front of a laptop screen or a TV-set.

In conclusion, I firmly believe that in spite of all drawbacks, gadgets have, their benefits are much more considerable, as they save people`s time and let them enjoy life.

Перевод:

Современный человек едва ли может представить свою жизнь без машин. Ежедневно или появляются новые устройства, или улучшаются уже существующие. Люди по-разному относятся к новым изобретениям. Некоторые полагают, что сложные гаджеты на самом деле полезны и необходимо, в то время, как другие считают их ужасными из-за их отрицательного влияния на людей. Что касается меня, я абсолютно уверена в том, что новые устройства делают нашу жизнь легче.

Во-первых, они выполняют всю грязную и тяжелую работу, такую как уборка. Во-вторых, устройства экономят как время, так и место. Например, компьютерный диск может вмещать столько же информации, как несколько толстых книг. Итак, машины помогают людям в разных сферах деятельности.

Однако противники этой точки зрения абсолютно уверены в том, что новые изобретения отрицательно влияют на людей. Люди не хотят работать из-за влияния устройств. Они становятся ленивыми и неорганизованными. Они ждут, когда их последние изобретения сделают всё за них. Более того, по мнению ученых, многие широко распространенные гаджеты обладают излучением, которое может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем. Кроме того, всё больше и больше людей становятся зависимыми от компьютера, телевизора или мобильного телефона. Они игнорируют свои домашние обязанности, учебу или работу и проводят всё своё время перед ноутбуком или экраном телевизора.

В заключение, я считаю, что, несмотря на все имеющиеся недостатки, достоинства гаджетов намного более занчительны, так как они экономят время и позволяют людям наслаждаться жизнью!

Каменская Татьяна


Сложно представить современный мир без гаджетов. Они повсюду: дома, в школе, на работе. Человек уже не может жить без телефона, телевизора, сети Интернет, и это очень плохо. В данном тексте Е.Л. Вартанова поднимает проблему зависимости людей от медиа.

Е.Л. Вартанова высказывает очень мудрую мысль: «Мы сталкиваемся с новой реальностью – человек очень много времени уделяет медиа».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Действительно, наша реальность существенно отличается от той реальности, в которой жили люди прошлых веков. Медиа – это неотъемлемая часть жизни современного общества. Практически каждый человек уделяет информационно-коммуникационным технологиям несколько часов в день! Автор отмечает, что люди уже не могут проводить время «без включённости в поток онлайн-коммуникаций». Это негативно отражается на общении между друзьями, родственниками, одноклассниками. Внимание людей рассеивается. Беседуя с кем-либо, человек не забывает о смартфоне, лежащем в кармане. Получается, человек всегда «онлайн».

Позиция автора представлена в следующем предложении: «Ещё одна проблема состоит в том, что у людей формируется зависимость от медиа, они не могут проводить время без гаджетов или без включённости в поток онлайн-коммуникаций». Е.Л. Вартанова признаёт зависимость людей от медиа проблемой современного общества и считает, что люди не могут полноценно жить без информационно-коммуникационных технологий.

Я согласна с Е.Л. Вартановой. Люди перестали проводить время только в одном мире. Мир реальный и мир виртуальный слились воедино. У людей появились друзья в Интернете. Наличие близких людей в виртуальной реальности – одна из причин, формирующих у людей зависимость от медиа. Желание быть в курсе всех новостей – это тоже причина постоянной «включённости в поток онлайн-коммуникаций». Нельзя не признать, что использовать гаджеты в качестве источников хранения информации удобно. Кроме того, весьма увлекательны виртуальные игры. Все эти привлекательные для современного человека стороны медиа объясняют зависимость людей от современных технологий. Причины и проявления такой зависимости иллюстрирует рассказ Р. Брэдбери «Вельд». В данном произведении также показаны ужасные последствия чрезмерной зависимости от гаджетов.

В сериале «Чёрное зеркало» превосходно раскрыта проблема зависимости людей от медиа. Посмотрев и проанализировав его, можно понять, что люди одержимы мыслью о том, что без гаджетов жить невозможно. Такое мировоззрение говорит о сильнейшей зависимости людей от медиа.

Таким образом, зависимость людей от информационно-коммуникационных технологий – это большая проблема, решить которую в настоящее время очень сложно. Мы живём в новой реальности, где медиа – один из основных элементов.

Обновлено: 2018-06-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


©

Влияние компьютерных технологий на жизнь человека.

С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием интернета, так называемых компьютерных аддиктов (под термином аддикт мы будем понимать зависимых пользователей). Как и всему новаторскому, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение (10-30 лет).

В западных странах существует официальный термин "патологическое использование компьютера". В настоящее время этот термин ("патологическое использование компьютера") употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер в целом, включая виды использования, не относящиеся к социальным. Хотя существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования интернета все еще вызывает сомнения, как у специалистов, так и самих людей, увлекающихся современными компьютерными технологиями.

Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

1) интернет-зависимость (интернет-аддикция)
2) чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.

Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

Психологические симптомы:

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
- ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
- проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
- сухость в глазах;
- головные боли по типу мигрени;
- боли в спине;
- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройства сна, изменение режима сна.

Патологическое использование компьютера, возможно, не так опасно в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная аддикция все же негативно влияет на личность человека.

Рассмотрим теперь различные психические проявления аддикции.

Зависимость от компьютерных игр.

Некоторые авторы, проводившие беседы с аддиктами и их родственниками, отмечают наличие у аддиктов эмоциональных нарушений, которые выражаются в высоком уровне тревоги и депрессии. Беседы с родственниками аддиктов показывают, что большинство последних "излишне раздражительны", "вспыльчивы", эмоционально неустойчивы.

Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее, т.е. находятся в состоянии фрустрации, хотя и имеют возможность удовлетворять потребность. Ключом к пониманию этого парадокса может стать условное разделение психической реальности аддиктов на виртуальный мир и реальный мир.

Исходя из этого разделения, которое, кстати, одобряют большинство аддиктов, проблему можно представить так: аддикты постоянно находятся в состоянии фрустрации и сниженного настроения в реальном мире, что подтверждается высокой тревожностью и депрессией (с помощью клинико-психопатологического метода). Что происходит с ними во время игры более менее объективно выявить сложно, так как любое отвлечение от игры - это выход из виртуальной реальности. Однако из бесед с аддиктами можно сказать, что в процессе игры их настроение существенно улучшается, а наблюдения показывают, что в процессе игры у человека присутствуют положительные эмоции. Положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения, бывают, по словам аддиктов, также в ситуации "предвкушения" компьютерной игры.

Но после игры, т.е. после выхода из виртуального мира настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего "вхождения" в виртуальный мир.

Большинство аддиктов - люди, плохо адаптирующиеся в социуме: имеют ряд бытовых, семейных проблем, проблемы на работе, учебе, во взаимоотношениях с противоположным полом. Поэтому для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности болезненен для аддикта - он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение ухудшения самочувствия.

Таким образом, одна из возможных причин снижения настроения у аддиктов - это наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.

Другая возможная причина отклонений в эмоциональной сфере аддиктов - это субъективное переживание аддиктами на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу психологической зависимости. Речь идет о своего рода когнитивном диссонансе - противоречии между представлениями человека о "нормальной", социально одобряемой жизни, и самой жизнью аддикта. Иными словами аддикт находится в ситуации противоречия самому себе.

Хотя это может показаться странным, большинство из аддиктов серьезно думают об этом, и расхождение с нормами общества - вопрос, тревожащий большинство игровых аддиктов, а редкие исключения - не более, чем психологическая защита. В конечном счете желание игры выигрывает в борьбе с "суперэго", но игра не приносит желаемого удовлетворения - положительные эмоции заканчиваются вместе с выходом из виртуального мира игры, как только выясняется, что "утром идти на лекции, а я всю ночь проиграл", "жена просила убраться в квартире, а я играл круглые сутки", - из бесед с аддиктами.

Описанные проблемы адаптации присущи больным и других форм зависимостей, в отличие от следующей причины отклонений в эмоциональной сфере игровых аддиктов, которая отличается тем, что является специфичной только для игровой компьютерной зависимости. Наряду с бегством от реальности игровыми аддиктами движет также потребность в принятии роли, которая и служит ключом к пониманию еще одной важной причины дискомфорта и снижения настроения у аддиктов. Дело в том, что потребность в принятии роли другого - это форма познавательной потребности, присущей всем людям. Когда мы говорим не об аддиктах, а о нормальных людях, увлекающихся компьютерными играми, мы говорим о нормальном удовлетворении познавательной потребности.

Применительно к аддиктам, в большинстве случаев, речь идет о потребности в принятии роли виртуального компьютерного персонажа как компенсации дезадаптации в реальном мире. Аддикт стремится войти в роль компьютерного персонажа, обрести свое "виртуальное Я", потому что "Я виртуальное" не испытывает проблем адаптации - оно сильное, умное, ловкое, ему доступно оружие, деньги, на которые можно купить все в виртуальном мире и т.д. Но человек понимает, что он живет в реальном мире, где он далеко не так силен и богат, а главное, что он смертен, в отличие от своего виртуального героя. Таким образом, "Я виртуальное" и "Я реальное" - являются противоположностями (можно задаться вопросом о возможных раздвоениях личности?).

С этой точки зрения, выход из виртуальной реальности - это возвращение из роли сверхчеловека в свое обычное состояние, которое куда меньше устраивает аддиктов. Сравнение себя с компьютерным героем, глазами которого аддикт смотрит на виртуальный мир, усиливает проблемы дезадаптации, повышает тревожность человека, что напрямую влияет на изменение общего фона настроения вплоть до дисфории и депрессивных состояний.

Уйти от реальности, принимая чужую роль, пытаются лишь дезадаптивные личности, неадекватно оценивающие себя. Поскольку высокая тревожность является критерием дезадаптации, можно предположить, что игровые аддикты изначально тревожны, т.е. этой психологической особенностью они обладают до начала формирования зависимости от них.

Можно выделить три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов:

Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.
Субъективное переживание аддиктами на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости.
Неадекватное отношение к себе в результате неконгруэнтности "Я реального" и "Я виртуального".

Здесь еще раз встает вопрос: а действительно ли аддикты не адаптированы в социуме, и из-за этого проводят больше времени у компьютера или зависимость вызывает социальную дезадаптацию?

Наиболее вероятно предположить, что верно и то, и другое: являясь одной из причин зависимости, и без того высокая тревожность усиливается под влиянием длительного и регулярного нахождения в виртуальной реальности. Рост уровня тревожности отражает усиление дезадаптации личности, что в целом опровергает представления некоторых исследователей компьютерных игр о их благотворном влиянии на уровень адаптации.

Повышение адаптации возможно лишь в случае, если человек играет достаточно мало, для того чтобы снять напряжение и т.д. Здесь можно привести аналогии с алкоголем (минимальные дозы алкоголя полезны - антисклеротическое, радиопротекторное действие).

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют аддикты, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого все необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится "убивать" компьютерных "врагов", а те, в свою очередь, пытаются "убить" его. Человек, находясь длительное время в такой среде, переносит ее законы на реальный мир: начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такое отношение человека к окружающему миру и будет называться высоким уровнем тревожности личности.

Интернет-зависимость.

Другой разновидностью компьютерной зависимости является так называемая "интернет-зависимость". Первыми с этой проблемой столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в Сети. Интернет-зависимость имеет общие черты с зависимостью от игр, но и некоторые отличия.

В самом общем виде интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".

Чтобы отличить времяпрепровождение в сети, характерное для лиц, которым по роду деятельности приходится в рабочее время находиться он-лайн от аддиктивной реализации в виде пребывания в сети, необходимо учитывать особенности аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Т.е. вместо решения проблемы "здесь и сейчас" человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы "на потом". Этот уход может осуществляться различными способами. Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку (употребление алкогольных напитков, азартные игры и пр.). Проблема аддикции (патологической зависимости) начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Важно отметить, что аддиктивная реализация включает в себя не только аддиктивное действие, но и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения.

Что делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности?

Возможность анонимного общения;
- возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);
- чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника - т.к. в любой момент можно найти нового);
- неограниченный доступ к информации ("информационный вампиризм") (занимает последнее место в списке, т.к. в основном опасность стать зависимым от Всемирной Паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются, чуть ли не, а иногда и единственным средством общения - 90% - зависимы от общения, 10% зависимы от информации).

Термин "интернет-зависимость" предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям DSM-IV для нехимических зависимостей:

Использование компьютера вызывает дистресс.
Использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальнуму статусу.
Интернет-зависимость (Cyber Disorder) войдет в американскую классификацию DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями - гэмблингом, любовными, сексуальными аддикциями, работоголизмом.

Также Голдберг характеризует интернет-зависимость как "оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности".

Впервые научный подход к изучению феномена "интернет-зависисости" продемонстрировала Кимберли Янг в 1996 году, разместившая на одном из сайтов интернета оригинальный тест для выявления интернет-зависимых лиц.

Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками интернет зависимости) являются:

Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- предвкушение следующего сеанса он-лайн;
- увеличение времени, проводимого он-лайн;
- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Также К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости, которые выглядят следующим образом:

Киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;
- пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;
- навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
- информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
- игровая зависимость - навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.

Адаптированный вариант теста К. Янг использовался и российскими исследователями, которые получили более 600 анкет, из которых было принято к обработке - 570. Из них 196 женщин, 374 мужчины. Возраст опрошенных от 12 до 47, значение медианы возраста - 23 года. 49% имеют высшее образование, 20% - среднеспециальное, 15% - незаконченное высшее. 32% респондентов продолжают образование. 78% используют Интернет для работы, остальные 22% исключительно для отдыха и развлечения.

Распространенность этого расстройства составляет примерно 2% (по данным К. Янг - 1-5%), причем более подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67%) (по данным некоторых английских исследователей пол роли не играет). Скорее всего, это связано с тем, что в российском интернете пока женщин просто в принципе меньше. Также подтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки. Стаж пребывания в Интернет у зависимых в среднем более 2-х лет, однако, наблюдается значительное количество опрошенных, набравших по тесту К. Янг "пограничное" количество баллов со стажем менее года. Здесь можно предполагать, скорее, не предрасположенность к зависимости, а увлечение новой "игрушкой".

По мнению Янг, будучи включенными в виртуальную группу, Интернет-зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания более противоречащих мнению других людей суждений - о религии, абортах и т.п. То есть они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить "нет", в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована

Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности (болезни зависимого поведения) и люди имеющие такие черты попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, Интернет-зависимости. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" (то, что в народе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

Таким образом, благодаря общению в Интернете люди, склонные к созданию зависимостей, компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности.

Чрезмерное влечение к общению в интернет крайне негативно влияет на личность пациента и его социальное общение.

Так, например, американский суд лишил родительских прав 35-летнюю жительницу штата Флорида, которая так увлеклась интернетом, что перестала уделять должное внимание двум своим детям. После развода с мужем она поставила в своей спальне компьютер, повесила на дверь замок и проводила у машины целые сутки, не отвечая на призывы детей.

Терапия:

За рубежом существует несколько он-лайн центров поддержки интернет-аддиктов, один из которых основан К. Янг. В российском интернете на сегодняшний день есть Служба Анонимной Помощи пользователям Интернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ - сетевой аналог "телефона доверия" и "Виртуальная психологическая служба". Как бы не были хороши виртуальные службы психологической помощи, все же большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапии, с акцентом на работе с образами, эмоциями, т.к. аддикты, как правило, испытывают значительные затруднения на эмоциональном плане. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.

Выводы:

Таким образом, можно сделать вывод, что интернет-зависимость является одним из способов аддиктивной реализации, характерной для лиц, имеющих определенный преморбидный фон (т.е. личностные особенности, способствующие формированию собственно аддиктивной личности, либо аддиктивной реализации с помощью Интернет у уже сформировавшегося аддикта). Вряд ли стоит ожидать широкого распространения интернет-зависимости, о котором нас предупреждали СМИ, учитывая данные об этиологии и эпидемиологии данного расстройства, однако такие пациенты уже существуют "здесь и сейчас" и с течением времени меньше их не станет.



Похожие статьи