Отвращающий знак гекаты. Введение в культ гекаты

27.12.2023
Мифы и Легенды * Геката

Геката

Геката (Уильям Блейк, 1795)

Википедия

Геката (др.-греч. Ἑκάτη ) — древнегреческое божество лунного света. Есть предположение, что культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешёл к грекам.
В поэмах Гомера имя Гекаты не встречается; в «Теогонии» же Гесиода она упоминается как дочь титана Перса и Астерии; другие авторы называют её дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Согласно Гесиоду, она получила свою долю ещё от титанов, Зевс оставил ей её.
По одной из версий, Гекатой стала похищенная Ифигения. Ферекид называл её дочерью Аристея. Гекатой иногда называют Артемиду.
У Диодора отец Гекаты отождествляется с братом Ээта, сыном Гелиоса. По его изложению, она отравила своего отца Перса и стала царицей Тавриды. Вышла замуж за Ээта и родила Кирку, Медею и Эгиалея.
Орфей установил таинства Гекаты на Эгине, где её почитали больше всего. Её храм был в Аргосе, таинства в честь Гекаты проводились в Зеринфе, где в её пещере приносили в жертву собак. У Пиндара Геката именуется «обутою в красное».

Четыре Гекаты

Ей посвящен I орфический гимн. Скульптор Алкамен впервые создал Гекату в виде трех соединенных статуй в Афинах. Геката изображалась иногда в виде одной женской фигуры с двумя факелами в руках, иногда же в виде трех связанных спинами фигур; этим как бы поясняется, что власть её распространялась на небо, землю и ад.

Геката (Johfra Bosschart) 1973

Геката дарует мудрость в народных собраниях, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д. Как богиня преисподней, она считалась также богиней всего таинственного; греки представляли её себе порхающей с душами умерших на перекрестках. Поэтому культ Гекаты иногда связывают с перекрестками. Она помогает волшебницам, которые, как например Цирцея и Медея, учатся у неё своему искусству.
Геката родила Гермесу трех дочерей.
В некоторых источниках Кратейя (или Кратеида) как мать Скиллы либо именуется дочерью Гекаты, либо отождествляется с нею. Кратейя — это имя Ночной Гекаты; либо имя Луны. У Алексида была комедия «Кратейя, или Торговка снадобьями».
В честь Гекаты назван астероид (100) Геката, открытый в 1868. В названии отражено и имя богини и порядковый номер астероида, так как «гекатон» означает по-гречески сотню.

Геката , в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии. Царь богов Зевс наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой. От Форкиса Геката родила Сциллу.
Культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешел к грекам. Геката (?????), в древнегреческом пантеоне богов являлась божеством лунного света, древней богиней подземного мира, покровительницей чудовищ и привидений, колдуньей, окруженной стигийскими собаками.
У Гомера мы не встречаем имени Геката; в "Теогонии" же Гесиода, где о ней впервые упоминается, она называется дочерью титана Персея; другие называют ее дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Дочь Перса и Астерии (Аполлодор и Гесиод). Еще в царствование Урана она была одарена великой силой, а Зевс, в благодарность за помощь в титаномахии, наградил ее властью над судьбами земли и моря. Отождествлялась с Селеной, Персефоной, Артемидой. У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы.
Греки считали, что Геката блуждает в глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами и змеями, освещая себе путь чадящими факелами. Она проходила мимо могил вместе со своей ужасной свитой, окруженная чудовищными собаками из царства Аида, обитающими на берегах Стикса.

Древняя раннегреческая богиня Геката -
одна из самых сильных таинственных и загадочных

Геката посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей. Она помогает волшебницам, которые, как, например Цирцея и Медея, учатся у нее своему искусству. Иногда Геката помогала людям, так, например, именно она помогла Медее добиться любви Ясона. Считалось, что она помогала колдунам и чародеям.

Геката - богиня мрака, ночных видений и чародейства

Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи. Подземные боги, подобные Гекате, олицетворяли главным образом грозные силы природы. В честь Гекаты также назван сотый астероид в поясе малых планет.

Богиня Геката

Геката – это Богиня, окутанная тайной, поскольку продолжаются дискуссии об Её имени, происхождении и характере. О Ней есть несколько легенд, и нет фиксированной родословной. Некоторые говорят, что Геката – дочь Эреба и Никты, извечной Богини ночи, тогда как другие считают, что Она – одна из Фурий или последнего выжившего Титана, за исключением Зевса . Гесиод утверждает, что Она родилась от Титана Перса и звездной богини Астерии. Мусей утверждает, что Она родилась от Астерии и Зевса, Еврипид же говорит, что Она – дочь Лето, тогда как Фессалийская легенда гласит, что Геката – это дочь Адмета и Pheraean женщины .

Вполне вероятно, что приписываемое Гекате рождение изменялось, по мере того как различные социальные группы принимали Её культ, но ни один Греческий Клан или Племя никогда не утверждали что-либо благопристойное о Гекате . Оба факта подтверждают теорию, что Она возникла за пределами Греции.

Вероятно, Геката возникла в мифологии Кариан на юго-западе Малой Азии, и была проинтегрирована в Греческую религию около шестого века нашей эры. Тем не менее, есть свидетельства того, что Геката эволюционировала от Египетской богини акушерки Хекит (также - «Хекет» или «Хекат»). Богиня с головой лягушки, Хекит, содействовала ежедневному рождению Солнца и связывалась, по-видимому, магическим прорастанием на вид безжизненного кукурузного семени. В додинастическом Египте матриарх и мудрая женщина племени именовалась «heq». Интересно заметить, что Геката связывалась с рождением ребёнка.

Имя «Геката» (Hecate) имеет несколько возможных значений. «Она, кто исполняет Её Волю» наиболее общепринято, но также предлагаются варианты «далекая» или «далеко-стремительная». Такие имена позволяют предположить, что у Её силы - далеко идущие последствия .

Альтернативное словообразование, «самая сияющая», подтверждается в представлениях о Гекате из четверного века нашей эры, которые показывают юную богиню красоты и силы, несущую факел с головным убором из звёзд . «Hecate» - это женский эквивалент «Hekatos», тёмного эпитета Аполлона, с которым Она иногда ассоциируется.

Олимпийцы «приняли» Её после того, как победили Титанов, но Она не была того же самого рода, и никогда не жила среди них. В это время сила Гекаты все же признаётся: Зевс дал ей властвовать над Небесами, Землей и Морем, и они разделяли право допускать или отказывать дарам от человечества. Гекату почитали как Богиню изобилия и красноречия. Она по-прежнему великодушна к тем, кто признает Её.

Согласно Энциклопедии Древних Божеств, Гекату «почитали только ночью при свете факелов».

На Гекату иногда ссылаются как на тройную богиню. Классически, она разделяла одну группу с Персефоной и Деметрой. В отличие от современных языческих предположений, Деметра олицетворяла старую женщину, Персефона женщину-жену, а Геката - Деву. Все ранние греческие представления Гекаты показывают Её как юную женщину. Лишь гораздо позже Она изображалась как Старуха.

В Митилене на Восточном побережье Эгейского моря, недалеко от того, что было Троей, есть Храмы Деметры, где женщины ходят на ежегодный фестиваль Элевсин для празднования ритуалов плодородия. Существует достаточно свидетельств, что Геката почиталась там же, возможно, в качестве проводника посвященных в Мистерии.

Но сила Гекаты исчезла. В поздних мифах Она представлена как дочь Зевса, которая управляет Подземным Миром и убывающей Луной. Греки начали подчеркивать Её темные аспекты; Геката как Богиня Мертвых и Королева Ведьм. Она все больше изображалась как скитающаяся по земле в безлунные ночи в компании лающих собак и голодных духов тех умерших, которые не были готовы к смерти, которые были убиты или которым не были даны соответствующие погребальные ритуалы.

Ни одно другое Греческое божество не привлекало такой атмосферы «зла и испорченного предрассудка». Как же так получилось, что Геката трансформировалась из популярной, яркой юной Богини в темную и ужасающую ведьму? Возможно, мы никогда не будем знать наверняка, но есть некоторые интересные подсказки.

Геката уже давно ассоциируется с перекрестками, где встречаются три дороги. Обычно предполагается, что перекрестки символизируют тройную природу Гекаты и способность все-видения, но есть и более глубокие мистерии. После пересечения Стикса, недавно умершая древнегреческая душа оказывалась на месте суда, где встречались три дороги. Одна дорога вела к Елисейским Полям, обители блаженных, сохранившими за собой великое и героическое. Вторая ведет к полям Асфоделя – для всех тех, кто вел непорочную, но обычную жизнь. Преступники или прогневившие богов следовали по третьей дороге к Тартару, бессолнечной земле наказания.

Но перекрестки рассматривались также как зловещие и опасные места. Во многих традициях именно здесь хоронили самоубийц и преступников. Были ли эти два аспекта связаны или каким-либо образом спутаны? Примечательно, что конкретно перекресток, где встречаются три дороги, священен для Гекаты, в то время как просто какой-любой перекресток считается зловещим .

Римляне приняли Гекату и её роль снова изменилась. Геката стала одним из аспектов Тройной Лунной Богини - Диана (Полная луна, связанная с Землей), Прозерпина (лунные фазы, связанные с Небесами) и Геката (Новолуние, связанное с Подземным миром).

По мере того, как возрастала сила Солнечных Богов, Геката становилась все более демонизированной, до тех пор, пока в Средние Века Она не была сведена к пародии злой старухи.

Мифология

Самая известная роль Гекаты в Греческом мифе касается Гомеровского Гимна Деметре. Любимая дочь Деметры, Персефона, Богиня весны, играла на лугах, когда Аид вышел из Подземного царства и захватил Её. Геката знала, что это случилось:

Геката раскрывает истину Деметре, и вместе они идут пытаться освободить Персефону. В конце концов, решается, что Персефона должна провести часть года в Подземном мире с Аидом, а остальное – на Земле с Деметрой. С этих пор Геката выступает для Персефоны в качестве проводника в её путешествиях между мирами.

Аконит (также известный как «Капюшон Монаха», «Волчья отрава») – это очень ядовитое растение, священное для Гекаты. Согласно мифу, растение появилось там, где капли слюны Цербера упали на землю, когда Геркулес тащил собаку-зверя из Подземного мира.

В более поздних мифах Геката появляется как дочь Зевса и Геры. Геката была отправлена в Подземный мир после того, как навлекла на себя гнев Геры за воровство банки румян для Европы, которая была любовницей Зевса . Геката бежала на Землю и пряталась в доме женщины, которая только что родила. В поздней Классической Греции контакт с родами был нечистым, поэтому Кабиры погрузили Гекату в Подземную Реку Ахерон, чтобы очистить Её. С тех пор Геката осталась в Подземном мире.

Эта история говорит нам о многом по поводу мироощущения в поздней Греции, как в случае с Гекатой. В то время как в прежние времена Геката, кажется, почиталась как богиня родов, теперь же рождение стало «нечистым».

Священное для Гекаты

Все дикие животные священны для Гекаты, и иногда Она появляется трехглавой, с головами собаки, лошади и медведя, или же собаки, змеи и льва. Но порождения тьмы и земли наиболее священны для Неё; вороны, совы, змеи и драконы. Лягушка, значимое существо, которое может переплывать между двумя элементами, также священна для Гекаты и Египетской богини Хекит .

Тис, кипарис, орешник, черный тополь и ява – священны для Гекаты. Листья черного тополя темны с одной стороны и светлы с другой, что символизирует границу между мирами.

Тис уже давно ассоциируется с Подземным миром. Это самое длинное растение в Европе, и, согласно своей природе, «воскрешает само себя» : по мере того как умирает центральный ствол, внутри гниющей сердцевины прорастает новое дерево. Может быть, в связи с этой особенностью он столь часто встречается на кладбищах как символ вечной жизни. В Бретани считается, что тис посылает свой корень в уста каждого трупа, позволяя духу выйти и переродиться. Тис сильно связан со смертью и возрождением. Яд из его семян использовался для стрел, а его древесину обычно использовали для изготовления лука и рукоятки кинжала. Зелье в котле Гекаты содержит «листья тиса».

С Гекатой связываются другие растения и травы, включая чеснок, миндаль, лаванду, мирру, полынь, кардамон, мяту, одуванчик, морозник и малый чистотел. С Ней также связаны несколько ядов и галлюциногенов, включая белладонну, болиголов, мандрагору, аконит (классически известный как «hecateis») и опиумный мак.

Одуванчиковый чай использовался для вызова духов и, как говорят, повышения психической способности.

В древней Греции змеи были существами, которые чаще всего связывались с мертвыми, и было принято считать, что мертвые могут появляться в виде змей. Несколько образов Гекаты показывают Её, держащую змею. Змеи уже давно связываются с хтоническими силами и незаурядной мудростью Иного мира.

Собака – это животное, которое чаще всего связывается с Гекатой, и к Ней иногда обращаются как к «черной женщине собаке ». Черных собак когда-то приносили Ей в жертву в очистительных ритуалах, и Геката могла появляться в виде собаки. Звук лая собак – это первый признак Её появление в Греческой и Римской литературе:

«Земля загудела,

Псов завыванье из тьмы донеслось,

приближенье богини Им возвещая»

Энеида, Книга VI , Вергилий.

Овидий пишет, что Геката может всплывать в воображении из темноты «с длинным завыванием». Есть свидетельство старых верований, что души непогребенных умерших будут появляться в виде собак. Геката иногда отождествляется с трехголовым псом Цербером, охраняющим вход в Аид, и здесь может прослеживаться связь с Египетским богом с головой собаки Анубисом, провожающим души в Подземный мир.

Собака также хорошо известна как страж дома, стоящий у двери на вахте, и это, кажется, связано с ролью Гекаты как хранительницы.

Древняя роща вблизи Озера Аверно в Италии уже давно священна для Гекаты.

Самайн особо важен для Гекаты, но несколько праздничных дней отмечаются в Её честь: 13е августа – это время, чтобы попросить Её благословения на предстоящий урожай, поскольку, как Богиня Штормов, у Гекаты есть способность уничтожить урожай, прежде чем его срежут.

Ночь Гекаты

Закат на 16 ноября знаменует собой начало Ночи Гекаты. Если вы почитаете Её только раз в год, это то самое время, чтобы сделать это! В Древней Греции имели место жертвоприношения животных, но оставить Ужин Гекаты на перекрестке – это более подходящее подношение в настоящее время. Традиционно Ужин Гекаты съедался на открытом воздухе под Тёмной Луной, на перекрестке, с одной тарелкой, заготовленной для Гекаты. После употребления пищи, тарелку Гекаты ставили на перекрестке. После дарения подношения, нужно уйти не оглядываясь. Помните, что дарованное Гекате не может быть утилизировано, так что не используйте свой лучший фарфор. Это право выбора Гекаты – решить кто (или что) употребит подношение, будь то дикие животные или люди, это вопрос того, как Она принимает подношение.

Традиционное блюдо для Ужина Гекаты обычно включает яйца, рыбью икру, козий и овечий сыр, кильку, красную кефаль (барабулька), чеснок, грибы и медовое пирожное, окруженное освещающими факелами или пирожные, украшенные миниатюрной имитацией факелов (свечи). Другие идеи включают чеснок, лосось, мёд и съедобные цветы.

В прошлом и настоящем, те, кто следуют за Гекатой, зачастую посвящаются в Её тайны этой ночью.

В некоторых традициях, 31 января – это день, когда Геката передаёт свой факел Бригитте, чей приход празднуется на Имболк. Здесь, кажется, есть параллель с Королем Падубом и Королем Дубом, каждый из которых правит по половине года: Геката проносит факел через тёмную половину года, тогда как Бригитта принимает его для светлой половины. Некоторые предполагают, что Геката и Бригитта – сестры, которые разделяют факел.

Все это может показаться очень странным, ведь Геката – Греческая Богиня, а Бригитта – Кельтская. Но традиционные верования, развивающиеся с течением времени, могут иметь мало общего с историческим происхождением. Обе Богини очень древние, и их веками почитали в Британии, так что, кто должен был сказать, что между ними могут развиваться отношения?

Гекате традиционно поклонялись накануне Новолуния или 30-го числа месяца, когда готовился Ужин Гекаты. Также это время для очистки своего дома.

Подношения

Подношение пищи, традиционно известное как «Ужин Гекаты» включает в себя красную кефаль, (очищенная рыба, которая представляла собой табу в других культах) , кильку, хлеб, сырые яйца, сыр, чеснок, пирожное и мёд. В идеале подношение следует оставить на перекрестке, и вам следует уйти не оглядываясь.

Маленькие круглые пирожные, украшенные миниатюрными факелами, также предлагались накануне Новолуния или Полнолуния. Эта практика может происходить из близких взаимоотношений Гекаты и Артемиды.

У этой практики очень долгая история. Христианская церковь все еще пытается остановить людей, оставляющих подношение на перекрестках, как в конце 11 века, и это определенно продолжается сегодня, так что вполне возможно, что имеет место нерушимая традиция .

Наставление Темной Богини

Услышьте слова Темной Богини Трансформации; Она, которая стара, также называлась среди мужчин Кали, Геката, Керидвен, Лилит, Персефона, Фата, Моргана, Эрешкигаль, Арианрод, Дурга, Инанна, Тиамат и бесчисленным множеством другим названий:

«Услышь меня, дитя, и познай меня, ибо я существую . Я была с тобой с тех пор, как ты родился, и я останусь с тобой до тех пор, пока ты не вернешься ко мне в последние сумерки. Я – страстный и соблазнительный любовник, вдохновляющий поэта мечтать. Я – Та, кто призывает тебя в конце твоего путешествия. По окончанию дня, мои дети находят благословенный отдых в моих объятиях. Я – чрево, из которого порождаются все вещи. Я – темная, неподвижная гробница ; все вещи должны прийти ко мне и обнажить свою грудь, чтобы умереть и возродиться к Целому».

«Я Колдунья, которой не будут править , Ткачиха Времени, Учитель Мистерий. Я надрезаю нити, которые приносят моих детей домой, ко мне. Я перерезаю горло жестоких и пью кровь бессердечных. Поглоти свой страх и приди ко мне, и ты откроешь истину красоты, силы и мужества. Я – неистовство, отрывающее плоть от несправедливости . Я – пылающая кузница, преобразующая твоих внутренних демонов в инструменты силы. Открой себя для моего объятия и превозмоги».

«Я – блистающий меч, защищающий тебя от вреда. Я – тигель, в котором все твои аспекты возникают вместе в радуге единения. Я – бархатные глубины ночного неба, кружащийся туман полуночи, закутанный в тайну. Я – куколка, в которой ты столкнешься с тем, что ужасает тебя и из который ты затем расцветешь, живым и обновленным. Ищи меня на перекрестке, и ты будешь трансформирован, ибо как только однажды ты увидишь моё лицо, не будет возврата »

«Я – огонь, сжигающий оковы прочь. Я – котёл, в котором все противоположности прорастают для познания друг друга в Истине. Я – сеть, связывающая все вещи. Я – Целитель всех ран, Воин, исправляющий несправедливости в нужное Время . Я делаю слабое сильным. Я делаю высокомерие скромным. Я поднимаю угнетенных и даю возможности бесправным. Я – Правосудие, умеренное Милосердием»

«Самое главное, дитя, я – это ты. Я – часть тебя, и я – внутри тебя. Ищи меня внутри и снаружи, и ты будешь сильным. Познай меня. Позволь себе войти в темноту, так чтобы ты мог пробудиться к Балансу, Просвещению и Целостности. Возьми мою любовь, где бы ты ни был и найди внутреннюю Силу быть тем, кем ты изволишь быть»

Геката говорит:

Я нахожусь во мраке

Темной лунной ночи

С моими гончими псами

Где сходятся три дороги

На перекрестке

Место выбора

Все пути ведут к перекрестку

И все они соблазнительны

Но только один из них можешь выбрать ты

Выбор создаёт окончание

И все начинания исходят из окончаний

На перекрестке

Какой из них выберешь ты?

Каким путем пойдешь?

Хотя выбор за тобой

Я поделюсь с тобой тайной

Путь выбора – это вход в пустоту

Путь выбора – это позволение умереть

Путь выбора – это свободный полет

Оракул Богини, Эми София Марачински (Amy Sophia Marashinsky)

Это великая богиня, о которой люди слагают мифы на протяжении многих столетий, ее имя окутано множеством легенд и предубеждений. Давайте разберемся, кем же на самом деле является Геката, богиня тьмы и мрака.

«Храни меня отныне, Пока не выйдет срок, Трехликая Богиня Неведомых дорог».

История культа

Культ поклонения темной богине берет свое начало в Древней Шумере, где она была известна под именем Эрешкигаль, что означает великую госпожу подземного мира. Она была замужем за богом смерти и войны Нергалом и имела соперницу в лице своей младшей сестры Инанны - богини любви и плодородия.

Доэллинская цивилизация, активно развивающаяся в ту эпоху, активно переняла верования относительно Эрешкигаль, внеся небольшие изменения. А именно, новоиспеченная шумерская богиня приобрела новое имя - Геката. Она была популярна и в Древней Греции наряду с культом поклонения олимпийцам, и некоторые мифы добавили ее в их число. Легенды об этой таинственной богине приписывают ей самых разных родителей, от дочери титана Перса и Астерии до продолжательницы рода Зевса с Деметрой или Герой.

Вопросы посетителей и ответы экспертов:

Кто такая Геката

Предводительница ведьм, богиня преисподней, Геката - покровительница колдовства, лунного света, ночного мрака и кошмаров. на ответственна за ядовитые растения, отдает приказы неупокоенным духам и чудовищным тварям. Время ее царствования наступает с приходом ночи новолуния.

Кроме всего прочего, Геката считается богиней дорог, ключей, факелов, она сопровождает души умерших на распутье в иной мир. В связи с этим в Древней Греции возводили жертвенники в ее честь как в городах, так и на перекрестках.

Храмов, посвященных только Гекате, строилось немного, но всегда ей находилось место в святилищах Деметры, Гермеса, Артемиды, Персефоны и, конечно, Кибелы - богини, охранявшей вход в подземный мир. Римская Геката ничем не отличается от древнегреческой, за исключением имени, там ее назвали Тривия, что можно перевести как «тройная», «трехликая».

Внешность богини

Богиня Геката: фото древней статуи.

Каждый народ, поклоняющийся Гекате, изображал ее по-разному. Но чаще всего ее описывали как вечно молодую девушку, держащую два факела, с помощью которых открывались все тайны. На голове сияла звездная корона, намекающая на родство с Астерией, звездной богиней.

Согласно другой версии, Гекату изображали трехликой, в виде трех фигур, которые соединены спинами. По некоторым легендам, у одной из них лицо юной девы, вторая — женщина в возрасте, а третья — древняя старуха.

На статуе VIII в. до н.э. она предстает в виде крылатой богини со змеей в руке, находящейся в колеснице с запряженными в ней драконами.

В наше время богиня часто предстает перед ведьмами в образе мудрой старухи. Ее трехликость позволяет ассоциировать Гекату с Цербером, адским псом, охраняющим вход в подземный мир.

Наличие трех лиц богини связывает ее с классической божественной троицей, которую считают единым персонажем: Артемида-Селена-Геката. По версии римской мифологии Артемида и Селена были объединены в богиню Диану, темным прототипом которой соответственно является Геката.

Перед человеком, призывающим эту разноликую богиню, в зависимости от цели обряда, может появиться юная девушка, взрослая женщина или мудрая старуха.

Классические атрибуты

Богиню изображали с предметами, намекающими на род ее деятельности, например:

  • ключ как ответственной за вход и выход;
  • кинжал как богине мстительности и злого умысла;
  • плеть как обличающей людские пороки;
  • факел как представительнице подземного мира.

Геката имела многочисленную свиту в лице адских собак из мира мертвых и неупокоенных душ. Ее священными животными были собаки змеи и совы, олицетворяющие души покойников. В наземном мире способностью видеть богиню наделены только собаки. Они остро чувствуют ее приближение и начинают активно оповещать об этом лаем.

Все черные псы считаются посвященными Гекате, в древности их приносили в жертву, и душа собаки пополняла ее призрачную свиту, большинство современных жриц избегают этого. Во время ритуала услышать лай собак или увидеть черного пса — очень добрый знак.

Некоторые ученые утверждают, что американская Статуя Свободы — богиня Геката, а не кто-либо иной. У знаменитого монумента есть классические атрибуты богини: корона с шипами и поднятый вверх факел. А книга в руке статуи указывает на то, что Геката является еще и богиней мудрости.

Статуя Свободы — Богиня Геката

Кажется невероятным, что современная американская статуя — это богиня Геката, но фото практически идентичные.

Более того, есть версия, что русское имя Екатерина произошло от имени этой богини, которое в Древней Греции произносилось как «Хекатэ».

Это безусловно выдающаяся богиня, которая оставила свой след в современной массовой культуры, и до сих пор существуют тайные и наполовину тайные культы, в которых ей поклоняются.

Магическая сила Богини

Покровительница мира мертвых, сопровождала души покойников в новое место, способствуя их перерождению. Помогала она и живым, во время ритуалов давая инициацию. Сила ее безгранична, она бесстрашна и известна как указывающая путь.

Богиня щедро одаривает своих поклонников:

  • мудростью;
  • ясновидением;
  • удачей на войне;
  • добычей на охоте;
  • любовью избранного человека;
  • молодостью;
  • магическими знаниями;
  • излечением, в том числе от порчи и сглаза;
  • способностью видеть будущее.

Геката как царица ведьм, помогает женщинам во время магических обрядов.

Почитание и дары Гекате

Древние греки боялись эту богиню, поэтому задабривали ее всевозможными способами. К примеру, принято было на пороге дома оставлять сладкие лепешки или куриные сердца, хотя многие люди создавали домашние алтари, пускать ее в дом они опасались.

Традиционным временем для почитания и жертвоприношения Гекате считались два первых и последних дня месяца. 13 августа просили о плодородном урожае, при этом важно было дары оставить на Y-образном перекрестке. Чаще всего дарами выступали мед, яйца, рыба, лепешки, черные ягнята.

  • ночь с 30 апреля на 1 мая - Смена Времен. Можно было просить о чем угодно.
  • ночь с 30 августа на 1 сентября - Праздник Больших Жертв. Задачей жрецов культа было задабривание Гекаты с просьбой о милости в холодные месяцы.
  • ночь с 16 на 17 ноября - Ночь Гекаты. Богиня способствовала духовной трансформации.

Обычно местом для проведения ритуалов выбирались пещеры, за исключением ночи праздника Больших Жертв, где местом служения был погост или невспаханный участок земли, где произошла множественная гибель людей.

У жреца, проводящего обряд, должны быть все магические атрибуты: плеть, кинжал, ключ, факел и животные в виде собак и змей. Также важное значение имели растение аконит и камни аксинит и гетит.

Во время призыва жрец становился спиной к предполагаемому месту ее появления. Считалось, что призраки и демоны появляются с западной стороны, поэтому призывающий смотрел в сторону востока. В случае, если ритуал не предусматривал вызов Гекаты, то жрец вставал в западном направлении.

Жертвой служила кровь, вылитая на камни, в огонь, в могилу и на дорожный перекресток. Источником крови чаще всего выбирали черного щенка или собаку, либо, если первый вариант был невозможен, любое животное, очень редко человека. Человеческое кровопролитие не заканчивалось ритуальным убийством, жрец часто надрезал свою плоть и отдавал несколько капель собственной крови.

Заключение

Геката однозначно выдающаяся богиня. Ритуалы в ее честь кажутся пугающими для непосвященных, но приносят истинную радость и удовольствие многочисленным поклонникам ее культа.

Ох уж эта "Тёмная богиня"! Как только ее не исказили люди в своих попытках причаститься к ней, приписывая всё новые и новые качества, которые удивительным образом сделали из нее чуть ли не хозяйку Ада... В этой статье вы этого не найдёте. Вместо "черномагических" толкований вас ждёт философский и очень простой вывод, то, что мы все знаем с малых лет. Но чтобы добраться до этой народной мудрости, придется пробираться через густой лес символизма и фольклора. И это, на мой взгляд, очень интересное путешествие, при верном отношении к которому, у вас появится возможность пополнить чашу своей духовности.

Полагаю, интересующемуся читателю этой статьи повезло в том плане, что ниже он может прочитать в краткой форме готовый результат того, над чем мои извилины извивались довольно долгое время, - абсолютно новую версию Гекаты. Поэтому, если кто захочет блеснуть этими данными, просьба уважать чужое утраченное и не восстановленное серое вещество и указывать автора этой статьи: и мне приятно, и вам ++ к карме. В любом случае, для вас это лишь информация к размышлению, для меня - отличный опыт, в этом и есть разница.

Что же, после недолгого занудства перейдем к делу.

Геката оказалась очень образной конструкцией, символизм которой показан в фольклоре в двух разных формах, но говорящих об одном и том же. И это надо учитывать и не путать. И ведь нельзя понять всю глубину ее, используя одни только греческие мифы! Наиболее глубокую ее часть отображают именно славянские народные обычаи, что уже для меня становится привычным явлением. А финальную (обобщающую) точку ставит санскрит. На этих трех китах я и выстрою свою статью.

Всеми чтимая

Когда энциклопедии пишут о Гекате, то концентрируются на ее связи с темной стороной, ведьмами и нечистой силой, и не принимают всерьез текст Гесиода, который как бы просто нахваливает эту богиню. На деле же Гесиод показывает нам первый слой понимания Гекаты... И это заметно даже в русском переводе, который, как мы уже видели ранее , не всегда точен. Поэтому рекомендую ознакомиться с переводом В.В. Вересаева строк "Теогонии":

«…Гекату, - ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги.
Ибо и ныне, когда кто-нибудь из людей земнородных,
Жертвы свои принося по закону, о милости молит,
То призывает Гекату: большую он честь получает
Очень легко, раз молитва его принята благосклонно.
Шлет и богатство богиня ему: велика ее сила.
Долю имеет Геката во всяком почетном уделе
Тех, кто от Геи-Земли родился и от Неба-Урана,
Не причинил ей насилья Кронид и не отнял обратно,
Что от Титанов, от прежних богов, получила богиня.
Все сохранилось за ней, что при первом разделе на долю
Выпало ей из даров на земле, и на небе, и в море.
Чести не меньше она, как единая дочь, получает, -
Даже и больше еще: глубоко она чтима Кронидом.
Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит.
Хочет - в народном собранье любого меж всех возвеличит.
Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
Рядом становится с теми Геката, кому пожелает
Дать благосклонно победу и славою имя украсить.
Возле достойных царей на суде восседает богиня.
Очень полезна она, и когда состязаются люди:
Рядом становится с ними богиня и помощь дает им.
Мощью и силою кто победит - получает награду,
Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит.
Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
Также и тем, кто, средь синих, губительных волн промышляя,
Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
Очень легко на охоте дает она много добычи,
Очень легко, коль захочет, покажет ее - и отнимет.
Вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину;
Стадо ль вразброску пасущихся коз иль коров круторогих,
Стадо ль овец густорунных, душой пожелав, она может
Самое малое сделать великим, великое ж - малым.
Так-то, - хотя и единая дочерь у матери, - все же
Между бессмертных богов почтена она всяческой честью.
Вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят
После богини Гекаты восход многовидящей Эос.
Искони юность хранит она. Вот все уделы богини»
(Теогония, 411-452)

Как видно, ни о какой "тёмной стороне", воспетой Аполлонием Родосским в "Аргонавтике", тут и речи не идёт. А о чем же идет?

Мы видим богиню, которая возвеличивает достойного, дает прибыль, приумножает, вскармливает.

И кстати говоря, тут столько раз упомянуто слово "честь, почитать", что не могу пройти мимо. В греческом тексте использовано слово "τιμή", оно встречается 8 раз и обычно переводится как "чтить" в разрезе того, насколько чтима Геката Зевсом и всеми богами, и всеми людьми, но вообще это слово значит не только абстрактную "почесть", но вполне конкретную "цену", в смысле то, что воздается кому-либо за оказанную услугу, т.е. как бы долг или кто чего достоин за что-либо, кому что причитается - вот откуда переводчики взяли "честь".

И в конце мы видим функцию Гекаты как "κουροτρόφος" - воспитатель детей, кормилица. Но дети - κοῦρος - это не младенцы, а юноши и девушки, о которых речь шла в статье о "Гребешках " (не лишним будет заметить, что "коуро" - это еще и изогнутое навершие чего-либо, то есть тот же гребешок) - это молодые люди, стоящие на пороге самостоятельной жизни, созревшие, которым предстоит сделать выбор в жизни, принять наследие рода, выяснить свое предназначение, вступить в права. За всем этим мифические герои уходили в свои невероятные путешествия. Все герои (кроме Геракла и Одиссея - это мужчины, уже имеющие детей, а следовательно, входят в иную символическую категорию) были "κοῦρος". Таким образом, Куротрофос - это тот, кто создает этих "куросов", то есть делает из детей - созревших юношей. Вот, о каком "вскармливании" ("попеченье о детях" в тексте) идет речь. В какой-то степени, изображение Марии с младенцем на руках - это и есть Куротрофос. Но я этот факт здесь трогать не буду, поскольку он не прямо относится к теме, хотя упоминание о Марии все-таки встретится позже; да и неохота раздувать эту статью до невероятных размеров.

Этот же эпитет упоминается в позднем орфическом гимне Гекате, наряду с остальными, где участь богини уже была предрешена в сторону колдовства:

«Я придорожную славлю Гекату пустых перекрестков,
Сущую в море, на суше и в небе, в шафранном наряде,
Ту, примогильную, славлю, что буйствует с душами мертвых,
Ту нелюдимку Персею, что ланьей гордится упряжкой,
Буйную славлю царицу ночную со свитой собачьей.
Не опоясана, с рыком звериным, на вид неподступна,
О Тавропола, о ты, что ключами от целого мира
Мощно владеешь, кормилица юношей, нимфа-вождиня,
Горных жилица высот, безбрачная - я умоляю,
Вняв моленью, гряди на таинсгва чистые наши
С лаской к тому волопасу, что вечно душою приветен!»
(не знаю, чей перевод)

Особое место Гекаты в мировоззрении подчеркивается ее значимостью и для земли, и для небес, и для моря - всех трёх миров.

Главное качество, которое мы видим в гимне Гесиода, - это всё-таки приумножение. Оттого ее и призывают в молениях, чтобы побольше выгод поиметь. Приплод скота? - побольше! Славы? - Еще больше... И т.д. В этом плане крайне показательно сравнить имя богини "Ἑκάτη" с греческим "ἑκατά", что означает "сотня" или "очень много". Говоря по-русски, "во сто крат". Ведь именно это и имеет в виду гесиодовский текст.

Но это наименее интересная часть Гекаты, которая отчего-то нигде не озвучена. Намного любопытнее сама философия этого "во сто крат", которую можно подчеркнуть в славянских традициях.

Православная Геката

Самое распространенное изображение Гекаты мы встречаем у Павсания:

«Из богов эги­не­ты чтут боль­ше все­го Гека­ту и каж­дый год совер­ша­ют таин­ства в честь Гека­ты; они гово­рят, что эти таин­ства уста­но­вил у них фра­ки­ец Орфей. Храм Гека­ты нахо­дит­ся внут­ри огра­ды. Дере­вян­ное ее изо­бра­же­ние, работы Миро­на, име­ет одно лицо и одно тело. Как мне кажет­ся, впер­вые Алка­мен создал Гека­ту в виде трех соеди­нен­ных друг с дру­гом ста­туй; афи­няне назы­ва­ют эту Гека­ту Эпи­пир­гиди­ей (Хра­ни­тель­ни­цей кре­по­сти); она сто­ит у хра­ма Ники Апте­рос (Бес­кры­лой победы)»
(Описание Эллады II. 30, 2)

То есть выглядит это примерно так:

Классика Гекаты - это трёхликая богиня с двумя факелами в руках.

И каково же было моё удивление, когда я встретил описание одного украинского обряда:

«У східніх районах України ще донедавна зберігався дивний звичай серед «дівчат-чарівниць » святити воду в ніч проти Введіння. Ось як розповідає про цей звичай очевидець С. Г-ка:

«Був колись я на Курщині, там ще багато наших людей - цілі села українські. Там у мене товариш був... «Ти знаєш, - каже він, - що в цю ніч наші дівки-чарівниці будуть воду святити». «Та чого ж, - питаюся, - вночі , що їм - дня мало?» - «То ж, - каже, - чари, а чарувати тільки вночі можна, бо, коли сонце на небі, чарівниці силу втрачають. Як хочеш, то ходім зо мною, побачиш». Погодився я, і ми пішли... Отоді я бачив, як там дівчата зійшлися на таке місце, де три води докупи зійшлися - три струмки зливалися в одне русло . Набрали дівчата у глечик води, запалили два поліна , а коли вогонь добре розгорівся, тримали їх над череп’яною мискою і лляли воду так, щоб вона проходила поміж двома вогнями. Щось вони там ще шепотіли, але що саме - не чув...»

Про таку «свячену» воду доводилося мені чути і на Уманщині, і в інших місцевостях наддніпрянської України. Говорилося, що така «свячена» вода годиться на «привернення» парубка до дівки» (Олекса Воропай. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис, 1958)

То есть девушки-чаровницы собираются ночью в месте, где сходятся три ручья, набирают там воду и льют ее в миску так, чтобы струйка проходила между двух зажженных поленьев, при этом заговаривая. Перекресток трех ручьев, два факела, заговор - это же и есть Геката!! В славянских землях.

Самое интересное, что обряд этот приурочен к "Введенью" или, как называет этот праздник церковь, Введение во храм Пресвятой Богородицы, то есть Марии, будущей куротрофос. В народном календаре он связан с выпадением достаточного для передвижения на санях количества снега. В век точных цифр, конечно, всему есть своя дата, но у крестьян всё было по приметам, поэтому многие праздники, которые в святцах разбиты по разным дням, по сути являлись одним целым. Так, одни и те же обряды и поводы для них мы наблюдаем и у Введенья, и у даты, которая идет через трое суток после него - день святой Екатерины (St. Catherine"s Day, Катерини) или, по-народному, Катерина Санница.

Разумеется, прозвище сие как раз за то, что в эти дни принято было выезжать на санях, кататься с горок и т.д. Естественно, всё это относится к свадебным и любовным обрядам, коим насыщен весь зимний период (да и вообще, тема брака - основная в крестьянском обществе, ибо основная заповедь Господа - "Плодитесь и размножайтесь").

То, что имя Екатерина должно иметь прямое отношение к Гекате, я подозревал давно, но не было доказательств. Официальная версия настаивает на греческом "Αικατερίνη ", что якобы переводится как "вечно чистая" (выводят от "καθαρή" - "чистый, незапятнанный"), но в этих официальных версиях все всегда "чистые и светящиеся", или имеющие отношение к Богу. Одно и то же объяснение каждый раз, которое мало согласуется с народными воззрениями (и если в греческих трактовках есть хоть какой-то намек на смысл, то когда дело доходит до якобы ивритских корней имён, тут уж пиши пропало! - там вообще объяснения, кажется, выдуманы, что называется, "на коленке"). У меня ощущение (повторюсь, ОЩУЩЕНИЕ, а не факты), что календарные имена, которые носят и связанные с приметами христианские святые, - это совсем не те имена, которые ходили в народе. То есть детей так не называли. Но поскольку крещение связано с имянаречением, а крестили всех по святцам, то и имена при крещении уже давали те, что были установлены церковью. Церковное имя пришло на смену родовому или общинному, а церковные имена изначально - не имена вовсе, а слова-символы (на самом деле, идущие из далекой индоевропейской общности, когда такого понятия как "христианская церковь" и не существовало). Вот такая заморочка, НА МОЙ ВЗГЛЯД (то бишь за чистую монету не принимайте, проверяйте).

Но с чего это я решил, что Геката и Екатерина - одного поля ягоды? Ну, во-первых, безумно схоже по звучанию (учитывая, что "г" в "Гекате" не такая уж и явная - Ἑκάτη), есть даже в мифологии имя мужское "Гекатерос", а дети его звались "Гекатеридами" (по-русски, Екатеричи), что еще больше напоминает Екатерину. Во-вторых, это приведенный выше обряд, полностью повторяющий "трехликую, двухфакеловую" богиню-ведьму. В-третьих, сама обрядность Введенья и Катерини, о которой пойдет речь далее.

Сначала немного деревенской магии. Текст беру из той же книги О.Воропая, только сразу переведу на русский:

«День великомученицы Екатерины или, как обычно этот праздник в народе называется, «Екатерины», есть праздник девичьей судьбы. Накануне этого праздника когда-то парни постились, чтобы Бог послал им хорошую женщину. В самый же день праздников, седьмого декабря, девушки гадают и призывают судьбу.

Утром, до восхода-солнца девушка идет в садик и срезает веточку вишни. В доме девушка ту веточку ставит в бутылку с водой и ждет праздника Меланки. Если к «Меланки» вишня разовьется и зацветет - хороший знак, потому и судьба девичья цвести будет. Засохнет веточка без цвета - скверный признак...

Вечером девушки сходятся к одному дому и варят общий ужин - борщ и кашу. Приходят ребята, начинаются развлечения. Танцевать нельзя - пост, но без танцев весело - смех, пение...

В полночь, перед «петухами» 2 девушки берут горшочек с «ужином», обертывают его новым полотенцем и идут «призвать судьбу». Шествуют к воротам. Каждая из девушек влезает поочередно на ворота, держа в руках чашку с кашей и борщом, и трижды кричит: " Судьба, судьба, иди ко мне ужинать!". Если в это время пропоет петух, «судьба отозвалась»; если же нет: «Судьба оглохла, не слышит моего голоса». Сокрушается девушка и проклинает судьбу: «Чтоб ты кукушки не слышала, блудница моя!". Но это еще полбеды - не целая беда, если судьба оглохла. Хуже, когда звезда с неба упадет. «Погаснет судьба» - запуганы шепчут девушки. В жизни большей части бывает так, что у красивых женщин не всегда «хорошая» судьба. Этот мотив часто встречается в народных песнях, рассказах и сказках...

Хотя «Екатерины» - это праздник женской судьбы, и все же за ужином ребята любят вспомнить и о своей судьбе...

Интересно, что во Франции святая Екатерина считается патронессой старых дев...»

Это что касается пресловутых "ведьм" и "чародейства", связанных с Гекатой. Вообще, большая часть той самой "магии", которой так боялись всякие инквизиторы и цензоры, по сути являлась любовной и брачной ритуаликой, в какие бы мрачные одежды ее не рядили грамотеи. Но это просто для общего развития. Для смысла "Гекаты" нам это не особо нужно, так как любовные мотивы были атрибутом всего годичного цикла (с акцентом на двух главных праздниках в году). А теперь то, что нам действительно важно:

Не мудрствуя лукаво, обратимся к Википедии :

«Первое катание на санях - Екатерининское гулянье. В этот день устраивались гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых мужиков, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу.

Сани в крестьянском подворье были немалой подмогой. И все их полагалось в день Екатерины обязательно скатить с горы : и дорожные сани-обшевни, и крестьянские - дровни на полозьях березовых, и ручные саночки-салазки, чунки... Да к тому же на всех санях в день Екатерины полагалось покатать деревенский народ»

Таким образом, главным символом дня Катерины стали катания. Ага, уловили связь: "Катя" и "Катать". Из словаря В. Даля:

«КАТАТЬ, катить, катнуть, катывать что, по чем, оборачивать колесом, подвигать обращая; тащить или толкать предмет так, чтобы он вертелся через себя... Катунки ж. костр. - сани».

То есть прозвище Катерины - "Санница" - это и есть расшифровка слова "Катерина" (катунки). Я уже встречал подобное у других святых, и в этом нет ничего странного, ведь даже сама Святая Екатерина на иконах изображается с колесом:


Святая Екатерина

Караваджо "Святая Екатерина"

Куда уж намёк прямее! Тот самый случай, когда писателям Жития пришлось подгонять биографию под символ. Не со всеми святыми есть такие проблемы, поскольку не все они имеют какой-то графический символ, но вот с Екатериной надо было повозиться и придумать версию ее мученичества:

«Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят ее тело. Но прежде пусть только покажут эти колёса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения, и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, - то пусть примет мучительную смерть... Мучитель, видя, что не может устрашить Екатерину и отвратить ее от Христа, велел привязать ее к колесам, и с силою вращать их, дабы она была растерзана на части и таким образом умерла бы ужаснейшею смертью. Но лишь только приступили к сему мучению, как внезапно сошел с неба Ангел, освободил от уз святую, а колеса сокрушил на части; причем колеса, с силою разбиваемые, летели в сторону и поражали многих неверующих на смерть. Видя такое преславное чудо, весь народ воскликнул: "Велик Бог христианский!"» ()

Надеюсь, мой умный читатель поймет, что у меня нет цели дискредитировать Святых или Церковь, но всё-таки не каждое житие - это факт. Даже сама церковь предлагает все это воспринимать метафорически, что абсолютно верно. Каждый верит, во что хочет, для меня же всё это является нейтральной символикой, которая толкает к тому, чтобы увидеть в "Екатерине" корень "Кат", относящийся к слову "Катить".

Внимание, погружение!

Так что "вдохнуть и не дышать"! Если кто не всплывет обратно, знайте, теперь вы в лучшем мире, в мире символов и слов.

Итак, я неспроста выше выделил традицию в день Екатерины сКАТ ываться с горки на санях. Ведь эта традиция помогает понять этимологию слова "Катать":

Греческое "κατά" или "καταί", или "καθ᾽" - означает "вниз", а также "движение сверху вниз (как раз вышеупомянутый "скат"), внутрь (κατα γᾶς - под землю), в, напротив, согласно чему-то, по отношению к чему-то, соответственно чему-то, около чего-то (более-менее), назад, возвращаться назад".

Движения вниз и внутрь, возвращение назад - это движение к началу, к истоку. Остальные значения (относительно, согласно, около) рисуют нам круг (множество точек относительно центра). Окружность - это и есть постоянное движение к началу, возВРАЩЕНИЕ. Цикл, одним словом.

Это и лежит в "Катании": катиться - это, как уже было сказано выше, движение при помощи оборотов. Хоть бревна под тяжесть подкладывай, хоть колесо кати. Постепенно это слово от колесного транспорта перешло на любой другой, вплоть до ездовых животных, например, собак - символов Гекаты (сравните слова "кони" и "canis", то есть "собаки" - всё ездовые животные, греческое "κῑνέω" - "двигаться, перемещаться"). Но тут смысл несколько глубже:

Постоянное возвращение к началу, обнуление, цикл - основа движения. Если точка на колесе не будет возвращаться на прежнее место на окружности - телега не поедет. Это как бы ответ на все эти Сансары и природные циклы - движение по кругу малого порождает движение вперед всей системы.

Это называется Опытом. Ребенок не начнет ходить, пока много раз не попробует это. Вы не сотворите ничего качественно нового, пока не сделаете несколько попыток или хотя бы не прокрутите в голове (виртуальные модели мозга заменяют реальный опыт), и вообще не шагнете дальше, пока не освоите уже имеющийся человеческий опыт. Неумение, ошибки... Пробовать, пробовать и пробовать - так наше тело учится новому, так наша память запоминает новое. Мы постоянно возвращаемся к началу, "вниз", до тех пор, пока новое действие не станет привычным, и тогда можно делать следующий шаг - то самое движение вперед благодаря многократным циклам. Повторение - мать учения!!

Да что там говорить! - Сама ходьба - это многократное повторение одинаковых движений ногами - а тело направляется вперед.

Вот, что означает колесо в руках Екатерины.

Поэтому молодые пары и делали настоящее "κατά", скатываясь вниз, к началу: женитьба - это переход на новый уровень, начало новой жизни, это некое обнуление прежнего опыта и при этом продвижение вперед в общественном статусе. Возврат к началу ради развития. А остальные крестьяне скатывали свои сани с горы тоже, чтобы сбросить старый год со всеми его хлопотами (осень закончилась, урожаи собраны, основные работы завершены) и пойти дальше...

Но! Слово Геката или Еката - это не только корень "Кат". Там еще есть и "Ек". Обратимся к санскриту:

एकता - еката - единство, союз, совпадение, идентичность
एकधा - екадха - одним путем, вместе, одиночно
एकदा - екада - однажды
एक - ека - один, одинокий, такой же, идентичный, правдивый.

Сразу можно узнать русское "яко" - сравнение "как, каким образом; какой, каковой, равно что; ибо, понеже, поелику, потому что, так как; якобы, будто, будто бы, словно, как будто". Сравнение - это "один-в-один" - снова значение единицы, как и в санскрите. В греческом это "εἷς, οἶος".

Именно поэтому Геката стала ассоциироваться с гесиодовским "приумножением, ростом, множеством" и выражаться символом перекрестка или трехликой богини - множество в одном, единство множества.

Я потому и говорил в начале о том, что символизм Гекаты показан в фольклоре в двух разных формах. Это или множественные попытки - многократные возвращения к началу, но с одной целью (развитие), или объединение множества сил в одном стремлении. То есть либо строить дом в одиночку по кирпичику, либо дружной компанией - цель одна, работа одна, но в первом случае это упорство одного человека за счет множества повторений, а во втором - за счет множества людей.

Вот, почему в любом начинании, по Гесиоду, призывали Гекату - чтобы во сто крат увеличить эффект, вместо того, чтобы самому делать кучу попыток. И поэтому же некоторые заговоры или ритуалы проводили на перекрестках, совсем как те чаровницы при слиянии трех рек, - чтобы так же увеличить вероятность эффекта. А, вот, в русских сказках герой обходится без "дополнительной мощи", только за счет собственных множественных попыток - трёхкратное повторение сюжета, когда получается сделать действие (и продвинуться дальше по сюжету) только на третий раз.

Так что ничего сатанинского в трехликой Гекате нет, только образное мышление...

Ну и последнее, это Луна как символ Гекаты. Луна повторяет свой цикл фаз вновь и вновь, продвигая время вперед. Одни и те же фазы слагают месяцы, которые составляют год.

И самое последнее, это "ведьминские зелья", которым Геката обучила Медею в "Аргонавтах". Любой лекарственный состав или "зелье" - это, как правило, смесь трав. По-одиночки травы не так сильны, как вместе - множество в единстве. И тут же процесс перемешивания зелья - визуальный круг, вращение, циклы. Даже если это встряхивания - тоже несколько одинаковых раз. "Да еще раз, еще много-много раз" (с)


Мифы и Легенды * Геката

Геката

Геката (Уильям Блейк, 1795)

Википедия

Геката (др.-греч. Ἑκάτη ) — древнегреческое божество лунного света. Есть предположение, что культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешёл к грекам.
В поэмах Гомера имя Гекаты не встречается; в «Теогонии» же Гесиода она упоминается как дочь титана Перса и Астерии; другие авторы называют её дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Согласно Гесиоду, она получила свою долю ещё от титанов, Зевс оставил ей её.
По одной из версий, Гекатой стала похищенная Ифигения. Ферекид называл её дочерью Аристея. Гекатой иногда называют Артемиду.
У Диодора отец Гекаты отождествляется с братом Ээта, сыном Гелиоса. По его изложению, она отравила своего отца Перса и стала царицей Тавриды. Вышла замуж за Ээта и родила Кирку, Медею и Эгиалея.
Орфей установил таинства Гекаты на Эгине, где её почитали больше всего. Её храм был в Аргосе, таинства в честь Гекаты проводились в Зеринфе, где в её пещере приносили в жертву собак. У Пиндара Геката именуется «обутою в красное».

Четыре Гекаты

Ей посвящен I орфический гимн. Скульптор Алкамен впервые создал Гекату в виде трех соединенных статуй в Афинах. Геката изображалась иногда в виде одной женской фигуры с двумя факелами в руках, иногда же в виде трех связанных спинами фигур; этим как бы поясняется, что власть её распространялась на небо, землю и ад.

Геката (Johfra Bosschart) 1973

Геката дарует мудрость в народных собраниях, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д. Как богиня преисподней, она считалась также богиней всего таинственного; греки представляли её себе порхающей с душами умерших на перекрестках. Поэтому культ Гекаты иногда связывают с перекрестками. Она помогает волшебницам, которые, как например Цирцея и Медея, учатся у неё своему искусству.
Геката родила Гермесу трех дочерей.
В некоторых источниках Кратейя (или Кратеида) как мать Скиллы либо именуется дочерью Гекаты, либо отождествляется с нею. Кратейя — это имя Ночной Гекаты; либо имя Луны. У Алексида была комедия «Кратейя, или Торговка снадобьями».
В честь Гекаты назван астероид (100) Геката, открытый в 1868. В названии отражено и имя богини и порядковый номер астероида, так как «гекатон» означает по-гречески сотню.

Геката , в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии. Царь богов Зевс наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой. От Форкиса Геката родила Сциллу.
Культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешел к грекам. Геката (?????), в древнегреческом пантеоне богов являлась божеством лунного света, древней богиней подземного мира, покровительницей чудовищ и привидений, колдуньей, окруженной стигийскими собаками.
У Гомера мы не встречаем имени Геката; в "Теогонии" же Гесиода, где о ней впервые упоминается, она называется дочерью титана Персея; другие называют ее дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Дочь Перса и Астерии (Аполлодор и Гесиод). Еще в царствование Урана она была одарена великой силой, а Зевс, в благодарность за помощь в титаномахии, наградил ее властью над судьбами земли и моря. Отождествлялась с Селеной, Персефоной, Артемидой. У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы.
Греки считали, что Геката блуждает в глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами и змеями, освещая себе путь чадящими факелами. Она проходила мимо могил вместе со своей ужасной свитой, окруженная чудовищными собаками из царства Аида, обитающими на берегах Стикса.

Древняя раннегреческая богиня Геката -
одна из самых сильных таинственных и загадочных

Геката посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей. Она помогает волшебницам, которые, как, например Цирцея и Медея, учатся у нее своему искусству. Иногда Геката помогала людям, так, например, именно она помогла Медее добиться любви Ясона. Считалось, что она помогала колдунам и чародеям.

Геката - богиня мрака, ночных видений и чародейства

Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи. Подземные боги, подобные Гекате, олицетворяли главным образом грозные силы природы. В честь Гекаты также назван сотый астероид в поясе малых планет.

Оригинал записи и комментарии на



Похожие статьи