Основные психологические направления и их представители. Основные направления западной психологии

23.09.2019

Поскольку материя и сознание есть, существуют, постольку с необходимостью в философии возникли вопросы: «Что является фундаментом мира – материя или сознание?» и « Что является главным (первичным) в познании - чувства или разум?» В зависимости от того как решался первый вопрос, в философии сложились следующие основные направления: материализм; идеализм; дуализм . В зависимости от того как решался второй вопрос, в философии сформировались такие основные направления, как: эмпиризм и рационализм

МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита» ) – направление в философии, сторонники которого считали, что материя является первоначалом, предельным основанием мира, а сознание - есть продукт материи. Материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам. Сознание - это свойство такой материи, как человеческий мозг. Сознание не является самостоятельной субстанцией, т.е. не может существовать без материи, будучи ее свойством. Знаменитые философы-материалисты : Фалес, Демокрит, Эпикур, Бэкон, Локк, Дидро, Маркс и многие другие. Философы, представляющие направление материализма, опираются на науку (прежде всего на естественные науки: физику, математику, химию и т.д.), многие положения философов-материалистов логически доказуемы.

Вульгарный материализм. В философском материализме выделяется особое направление вульгарный материализм. Его представители (Бюхнер, Фохт, Молешотт) чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной; сознание считают такой же материей как и серое вещество человеческого мозга.

ИДЕАЛИЗМ (так называемая«линия Платона») – направление в философии, сторонники которого считали, что идея (нематериальное) является фундаментальным началом мира, а материальный мир - это производная от идеи (нематериального).

В идеализме существуют два самостоятельных направления : объективный идеализм и субъективный идеализм .

Объективный идеализм. (Платон, Лейбниц, Гегель и др.) Основатель - Платон. Согласно концепции объективного идеализма: идея является началом всех вещей и явлений материального мира. У Платона мир делится на два мира - «мир идей» и «мир вещей». «Мир вещей» - материальный мир создан «миром идей». Каждая единичная вещь является воплощением идеи: например, живая, реальная лошадь – это воплощение идеи лошади, реальный, материальный дом – это воплощение идеи дома, реальные добрые и красивые люди - это воплощение идей добра и красоты и т.д.). «Мир идей» существует всегда, вечно, никогда не меняется; меняется только «мир вещей». Этот «мир идей» существует вне сознания человека, независимо от человека.


Субъективный идеализм . (Беркли, Юм и др.). - Идеи существуют только в сознании человека. Идеи материальных вещей также существуют только в сознании человека. Вне сознания отдельного человека идеи и материальные вещи не существует.

Идеализм как философское направление господствовал в древней Греции, в средние века. В настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) - философское направление, которое допускает одновременное существование двух независимых первых начал мира (субстанций) - материальной (обладает свойством протяжения) и духовной (обладает свойством мышления). Материальная субстанция производит материальные вещи, а духовная субстанция - идеи. В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная. Материя и дух существуют всегда и взаимодополняют друг друга.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empiria - опыт) - в философии представляет одновременно и философское направление и метод в познании . Основатель эмпиризма - английский философ 17 в ека Ф.Бэкон . Важнейшими его представителями в 17-18 вв. были также Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк. Представители эмпиризма убеждены, что только чувственный опыт есть единственный источник знания, только органы чувств дают человеку надежное знание. Человеческий разум лишь обобщает материал, полученный органами чувств из опыта. Научный метод эмпиризма - индукция. Истинное знание мы получаем только из опыта, т.е. когда идем от частного к общему. Например, опыт показывает, что многие отдельные металлы (частное) плавятся, следовательно все металлы обладают свойством плавления (общее). Конечная цель познания - господство человека над природой. Характерная для эмпиризма тенденция считать более надежным знание, которое получено посредством органов чувствнашла выражение в различных формах позитивизма 19-20 вв. Позитивисты проводили резкую границу между теоретическим и эмпирическим знанием. Например, представители логического позитивизма, считали достоверными только так называемые протокольные предложения, которые являются концентрированным выражением чувственного опыта: «Корова - травоядное животное» , «У квадрата равные углы», «Все металлы плавятся», «Целое больше, чем его часть» и т.д. Все подлинные научные теории и предложения могут быть сведены (редуцированы) к протокольным предложениям. Все то, что не может быть сведено к протокольным предложениям, т.е. к чувственному восприятию, логические позитивисты считали лишенным познавательного значения и попросту бессмысленным.

Эмпиризм является противоположностью рационализма.

Рационализм (от лат. ratio – разум) – философское направление и метод в познании . Основатель рационализма – французский философ 17 в екаР.Декарт. Важнейшими его представителями в 17 в. были также Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц. Представители рационализма убеждены в том, что истинное знание можно получить только из разума без влияния опыта и ощущений. Научныйметод рационализма– дедукция. Истинное знание мы получаем только из разума, т.е. когда идем от общего (идей) к частному (к опытным, чувственным фактам). Существуют истины, которые очевидны для разума (аксиомы) и не нуждаются в доказательстве посредством опыта, например, - бог, число, воля, тело, душа, «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть» и т.д. Подобного рода истины дают возможность познавать эмпирический, чувственный мир. Разумрасширяет и углубляетзнаниячеловекаоб окружающем мире. Рационализм является противоположностью эмпиризма, иррационализма, философии жизни и др.

Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный) - особое направление и метод в философии. Важнейшие представители - Ницше, Шопенгауэр. Представители иррационализма отрицают возможность рационального (разумного) познания действительности. Иррационализм выдвигает на первый план нерациональные аспекты познавательных способностей человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т.п. С их точки зрения сама жизнь, мир имеют алогичный характер, потому разум бессилен их познать.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а - отрицательная приставка, gnosis - знание, agnostos - недоступный познанию). Представители агностицизма убеждены в том, что мир непознаваем. Важнейшие представители - философы Нового времени (17 в.) - Д. Юм и И. Кант. И.Кант признает, что независимо от нас существует внешний мир - «вещь в себе ». «Вещь в себе» - источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущения и понятия дают нам представления - «вещи для нас». Но вопрос о том, похожи ли наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения. Допустим, мы едим вишни. Мы видим алый цвет вишни, ощущаем ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус. Все эти наши субъективные переживания наш рассудок объединяет в целостный предмет, называемый «вишня». Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на реальный предмет, породивший в нас соответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш образ вишни с реальностью. Однако человек не способен увидеть мир сам по себе, он видит его только сквозь призму своей чувственности . Поэтому человек никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе. После Канта каждый философ уже проводит границу между нашим представлением о мире и самим по себе внешним миром. Одним из крупных представителей агностицизма в философии 20 в . был К. Поппер . Этот философ был убежден в том, что познавая мир человек получает не истинные знания, а лишь обнаруживает ложь в своих воззрениях. Прогресс познания выражается не в открытии и накоплении истин, а в разоблачении и отбрасывании заблуждений.

Заслуга агностицизма перед философией заключается в том, что он опроверг позицию «наивного реализма» - веру в то, что внешний мир именно таков, каким мы его себе представляем.

Ассоционизм

Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.

Впервые его постулаты были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации.

Бихевиоризм

Направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Гештальтпсихология

Направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Она выступила против выдвинутого структурной психологией (В. Вундт, 3. Б. Титченер и др.) принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.

Фрейдизм, неофрейдизм

Фрейдизм - названное по имени австрийского психолога 3. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение - либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде.

Запреты со стороны последней (создающие «цензуру» сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. п.

Неофрейдизм - направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст.

К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся К. Хорни, Э. Фромм, Г. С. Салливан (США).

При видимом внимании к факторам общественной жизни неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему; при этом общество рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.

Гуманистическая психология

Направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Основные положения:

человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;

человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

человек - это активное, интенциональное творческое существо.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


И могут быть к ним сведены». Поэтому социология как наука «о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь», имеет своей основой психологию. Психологическое направление в социологии, как отрасль знаний не было однородным, на рубеже XIX и XX веков формировались различные концепции. Психологизм в социологии интересовал многих ученых. Но всех их объединяло одно – ...

... (1910); Рефлексология (1918); Коллективная рефлексология (1921); Общие основы рефлексологии человека (1923); Мозг и деятельность (1928). II Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы. Наиболее видный представитель этого направления - Евгений Валентинович Де...

По мнению Кареева, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Эта зависимость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотношениях. При этом психологического объяснения требуют их полезные и вредные поступки, а также «справедливые и несправедливые общественные явления». Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в...

Его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя почти через шестьдесят лет после его смерти. 2. Основные идеи и факты гештальт-психологии 2.1 Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки Одним из ведущих представителей этого направления был Макс Вертгеймер. После окончания университета он...

Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии − соотношения материи и сознания, материальной и духовной субстанции.

Именно вокруг решения этого вопроса и возникло два диаметрально противоположных философских направления: идеалистическое и материалистическое. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи.

Представители идеалистической философии признают существование особого духовного начала, не зависимого от материи, они рассматривают психическую деятельность как проявление материальной, бесплотной и бессмертной души. А все материальные вещи и процессы толкуют лишь как наши ощущения и представления или же как некоторое загадочное обнаружение какого-то «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». Идеализм зародился, когда люди, не имея правильных представлений о строении и функциях тела, думали, что психические явления представляют собой деятельность особого, сверхъестественного существа - души и духа, который якобы вселяется в человека в момент рождения и покидает его в момент сна и смерти. Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. Когда появилась религия, то душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с каким-то «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. На этой основе и возникли различные идеалистические системы философии, утверждающие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, а природа, материя - вторичными, производными от духа, идей, сознания.

Материалистический подход к пониманию психики человека был на многие века оттеснен идеалистической философией, которая рассматривала психику человека как проявление его духовной жизни, считая, что она не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа. И какие бы метаморфозы не претерпевали представления о душе, незыблемым оставалось убеждение в том, что она является движущим началом жизнедеятельности. Только в XVII в. Рене Декарт начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма − его взаимодействие с другими внешними телами − не нуждаются в душе. Особенно большое влияние его идеи оказали на дальнейшую судьбу психологической науки. Декарт ввел одновременно два понятия: рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставляет душу и тело. Он утверждает, что существуют две независимые друг от друга субстанции − материя и дух. Поэтому в истории психологии это учение получило название «дуализм» (от лат, dualis – «двойственный»). С точки зрения дуалистов психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. В философии это направление получило название объективного идеализма.

На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма (т.е. утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно). Основные представители этого направления в психологии − Вундт, Эббингауз, Спенсер, Рибо, Бине, Джемс и многие другие.

Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. Однако сознание еще долго понималось как явление особого рода, обособленное от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь − проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания. Согласно такой традиции психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, что означало полный отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта.

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ - два главных философских направления, борьба к-рых воздействует на развитие психологической мысли на протяжении всей ее истории. Материализм исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, к-рое рассматривается как производное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания. Поскольку в развитии научного знания о психике решающую роль играет выявление ее закономерных зависимостей от того, что психическим не является (внешней среды, телесного субстрата), то именно материализм выступает в качестве движущей силы прогресса психологии. В древности материалистические представления проявлялись в различных учениях о душе как частице стихий природы: огня (Гераклит), воздуха (Анаксимен), атомов (Демокрит) и др. Наряду с воззрениями философов, материалистически объяснявших психические процессы, важное значение имели взгляды врачей на зависимость характера человека от смеси в организме различных компонентов (учение о темпераменте). Столь наивная материалистическая ориентация не могла помочь объяснить способность субъекта постигать внечувственные (абстрактные) истины, подчинять поступки этическим идеалам, превращать в объект анализа собственное сознание. Эти реальные свойства человеческой психики были истолкованы идеализмом (Платон, Плотин, Августин) как порождения особой бестелесной сущности - души, господствующей над всем земным, материальным. Такой подход теснейшим образом связал идеалистическую философию с религией, к-рая веками служила социальным интересам эксплуататорских классов. В Новое время крупные успехи базирующегося на материализме естествознания стимулировали расцвет психологической мысли, выработавшей в XVII в. свои важнейшие теории: о рефлексе, о восприятии как продукте воздействия внешних объектов на головной мозг, об ассоциациях и их телесном механизме, об аффектах (страстях). Все эти процессы трактовались Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой материалистически. Такое понимание было развито в XVIII в. французскими (Ж. Ламетри, К. Гельвеции, Д. Дидро, П. Кабанис) и английскими (Д. Гартли, Дж. Пристли) материалистами, в противовес взглядам к-рых выдвигались учения о первичности ощущений по отношению к внешним предметам (Дж. Беркли, Д. Юм), о представлениях как изначальных актах души (И. Гербарт) и др. В середине XIX в. принципиально новая форма материализма, соединившая его с диалектикой, была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом, разработавшими методологические принципы, на основе к-рых в дальнейшем развивалась советская психология. Диалектический материализм отверг различные концепции, игнорирующие активность сознания, его способность не только отражать мир, но и преобразовывать его в процессе общественно-исторической практики. Диалектико-материалистическое объяснение психики противостоит как идеалистическому, так и вульгарно-материалистическому, к-рое, будучи разновидностью редукционизма, сводит психические процессы к нервным. Вместе с тем существует тесная связь между диалектико-материалистическим подходом к психике и стихийным материализмом естествоиспытателей. Благодаря их открытиям в середине XIX в. были экспериментально установлены первые важные закономерности психики (Вебера - Фехнера закон, законы работы зрительной системы (Г. Гельмгольц), типы времени реакции (Ф. Дондерс) и др.), к-рые наряду с открытиями в биологии (Ч. Дарвин) и физиологии (К. Бернар, И. М. Сеченов) привели к выработке собственного категориального аппарата психологии, в силу чего она обособилась в самостоятельную науку. Поскольку указанный процесс происходил в условиях господства в странах капиталистического Запада идеалистической философии, он неадекватно преломился в концепциях, исходивших из интроспективного понимания сознания (В. Вундт, Ф. Брентано), Иное направление этот процесс получил в России в последовательно материалистическом учении Сеченова, синтезировавшем достижения естественнонаучного исследования психики в мировой науке. Рубеж XIX и XX вв. отмечен кризисом психологии, на развитии к-рой негативно сказалось влияние идеалистической философии (махизма, прагматизма). В дальнейшем главные достижения психологии были обусловлены ее связью с физиологией, кибернетикой и другими науками, где доминируют стихийно-материалистические тенденции. Советская психология последовательно реализует философско-методологические принципы диалектического материализма.

С точки зрения идеалистов душа - первичное явление в мироздании. Как содержание сна человека является лишь плодом его воображения, так и вся физика реального мира является лишь чьей-то волей, чьей-то фантазией (индивидуальной или коллективной). С точки зрения материалистов психика - вторичное, производное от материи явление. Реальный физический мир может существовать и в отсутствии чьей-то души, психики.

Идеалистические представления о психике

Человек вышел из животного мира. Неразвитость научной картины мира не давала возможность человеку решить психофизическую проблему (долгое время такой вопрос даже и не ставился): как может быть такое, что из физического, материального появляется психическое, которое - так получается - тоже материальное. Жизненный опыт древнего человека говорил ему о том, что чужая воля и чужой разум являются источником самых больших бед. Если камень лежит на земле, то он никакой опасности не представляет. Но если он попадёт в чьи-то руки, то это - уже смертельное оружие. Какое бы защищённое ни придумал себе жилище древний человек, чужая хитрость, исходящая от других людей или животных, могла преодолеть любые стены. Это привело, с одной стороны, к тому, что за сложными и опасными физическими явлениями (гроза, наводнение и т.п.) человек стал видеть чью-то волю; а с другой стороны - других людей, их психику человек стал считать результатом проявления другой воли. В древнеегипетском трактате "Памятник мемфисской теологии" (конец 4 тыс. до н. э.) делается попытка описать механизмы психического: устроителем всего существующего, вселенским архитектором является бог Птах; что бы люди ни помышляли, ни говорили, их сердцами и языком ведает он. В этом же древнеегипетском произведении даётся следующая трактовка значения органов чувств для человека: боги "создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу". Таким образом, сердцу отводилась роль, которая сегодня отводится мозгу. В любом идеалистическом учении можно найти элементы материализма, но для идеалиста и эти элементы - тоже плод работы чьей-то высшей воли. Идеалистические представления - не обязательно религиозны. Многие философы-идеалисты вне религиозных концепций рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи, видят в психической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо как некоторое загадочное проявление "абсолютного духа", "мировой воли", "идеи". И в наше время (20-й и 21-й век) появляются всё новые и новые идеалистические теории, потому что идеализм является бесконечным полем для фантазии.

Материалистические представления о психике

Первые материалистические представления о душе, психике были весьма далеки от современных. Древнегреческие философы Гераклит, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их последователи говорили о материальной природе психических явлений, о единстве души и тела. Считалось, что все вещи суть модификации огня, что все существующее, материальное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа - психея. Гераклит считал, что душа рождается путём испарения из влаги, потом, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. При этом между состоянием "влажности" и "огненности" есть множество промежуточных состояний. О пьяном человеке Гераклит, например, говорит, что "... он не замечает, куда идет, ибо психея его влажна". Напротив, чем душа суше, тем она мудрее.

6) Структура психики человека. Основные виды психических явлений, их характеристика.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений .

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;эмоциональные – активные и пассивные переживания;волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности .

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека .

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

7) Критерии психического.по Леонтьеву

На протяжении исторического пути психологии как науки периодически давались возможные ответы на вопросы о критериях психики и о том, когда она возникает в истории развития мира. А. Н.Леонтьев посвятил рассмотрению этих вопросов несколько работ, среди них выделяется книга «Проблемы развития психики», первое издание которой вышло в 1959 г. и которая была удостоена в 1963 г. Ленинской премии.

В ней он прежде всего подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики. А.Н.Леонтьев выделяет четыре следующие позиции.

1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт).

2. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности - психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза).

3. Биопсихизм (согласно данной позиции психика - душа - есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель).

4. Нейропсихизм (согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

Первую позицию А.Н.Леонтьев критиковал как очень узкую, вторую - как слишком широкую. Третья позиция не позволяет установить качественного различия между живым организмом, не обладающим психикой, и субъектом, обладающим таковой. Нейропсихизм недостаточен потому, что он постулирует жесткую связь между появлением психики и появлением нервной системы, а ведь связь органа и функции является подвижной, поскольку одну и ту же функцию могут выполнять разные органы.

Отвергая вышеуказанные точки зрения и соответствующие критерии психики, А.Н.Леонтьев предложил свой критерий, который был вполне объективным, но не морфологическим, а функциональным. По его мнению, объективный признак психики - это способность организма (в этом случае можно говорить уже о субъекте) реагировать на так называемые абиотические свойства внешней среды (мира). Под абиотическим стимулом понимается такое свойство предметов, которое прямо и непосредственно не определяет процессы жизнедеятельности того или иного организма, однако - при объективной связи с биотическим фактором - может выступать для субъекта сигналом наличия последнего в мире.

Биотическим стимулом называется такой внешний фактор окружающей среды, который прямо и непосредственно участвует в метаболизме (обмене веществ) в реагирующем на него организме.

Пример биотического стимула - свет для хлорофиллового растения. Без энергии света в соответствующих органах растения не вырабатываются из неорганических веществ органические. Для других живых существ этот же свет может быть абиотическим стимулом, потому что обмен веществ в их организмах прямо от этого фактора не зависит. Тем не менее они реагируют на этот нейтральный для жизнедеятельности организма стимул из внешней среды, поскольку в индивидуальной деятельности данных субъектов этот стимул приобрел для них «сигнальное значение», или «биологический смысл». Возьмем для примера собаку, которая используется в исследованиях по формированию условных рефлексов. После включения света (лампочки) через небольшое время собака получает пищу. После определенного числа сочетаний абиотического и биотического стимулов она начинает радоваться одному только включению лампочки, пытается лизать эту лампочку и т.п. Свет приобрел для нее сигнальное значение, или, иначе говоря, биологический смысл (смысл пищи).

По А. Н.Леонтьеву, появление реакции на биологически нейтральный стимул, выступающий для субъекта в его сигнальном значении, означает возникновение чувствительности - собственно психического отражения реальности. Способность организмов реагировать на биотические стимулы называетсяраздражимостью (она является допсихической или непсихической формой отражения мира организмом).

Психика возникает тогда, когда допсихических форм отражения становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в изменяющемся мире. Возникновение психики в ходе эволюции связано с переходом жизни первичных организмов из жизни в гомогенной среде к жизни в гетерогенной (предметно расчлененной) среде. Предмет отличает от фактора среды множественность его свойств, связанных между собой в неразделимое единство (некоторые философы определяют предмет как «узел свойств»).

Чтобы жить в предметно оформленной среде, живому организму необходимо научиться распознавать те предметы, которые имеют биотические свойства (пригодны в качестве пищи). Но это можно сделать, лишь ориентируясь на абиотические свойства того же предмета, сигнализирующие о наличии его биотических качеств. Некоторые первичные организмы пошли по пути эволюции исходных форм активности, в процессе которой отражаются лишь биотические раздражители (так возникло царство растений).

Таким образом, возникновение психики в эволюции было тесно связано с появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Однако это необходимое, но недостаточное условие появления психического отражения мира субъектом. Последнее появляется только тогда, когда эта связь окажется выделенной самим субъектом, когда субъект в своей индивидуальной деятельности обнаружит смысл абиотического стимула как сигнала наличия биотического фактора". Таким образом, психика связана с деятельностью субъекта изначально.

8) Методология психологических исследований. Роль методологии в психологическом исследовании и определении предмета психологии.

роль методологии в науке заключается не только в указании на то, что должна исследовать данная наука, но и в выработке таких способов, которые выводят познание кратчайшим путем к выявлению сущности явления. При этом необходимо подчеркнуть, что четкость методологических позиций является определяющим условием разработки добротных конструктивных теорий, их доказательности и прогностической ценности.

Существенный вклад в методологию научного познания внесла немецкая классическая (Гегель) и материалистическая (К. Маркс) философия, достаточно глубоко разработавшая диалектический метод на идеалистической и материалистической основах соответственно.

Очевидно, что специфика деятельности психолога в силу индивидуальности и скрытости ряда параметров требует большей степени эффективности и качества исследований и разработок, чем в ряде других отраслей науки. Последнее во многом зависит от уровня методологического осмысления проблем, научно-методической и методологической подготовки исполнителей и особенно руководителей, принимающих ответственные решения.

значительное увеличение объема методологических исследований, их полнота и тематика в последние десятилетия непосредственно не привели к прямому позитивному ускоряющему воздействию на развитие современной психологической науки. Работающие сегодня в психологической науке ученые постоянно сталкиваются с нерешенностью ряда науковедческих и методологических вопросов.

Продолжающийся количественный рост науковедческих и методологических трудов создает определенные трудности их осмысления и систематизации даже для методологов-профессионалов. Многие из этих работ сложны для восприятия не в полной мере подготовленных специалистов.

При рассмотрении вопросов о методологии и методах психологического исследования необходимо обратить внимание на то, что его основными принципами служат:

1) гуманистическая направленность в связи с тем, что проблема человека является центральной в системе современного научного знания;

2) комплексность исследования, так как человек, включаясь в различные связи и отношения с окружающей действительностью, открывается различными гранями, каждая из которых может стать предметом специального исследования;

3) системность, которая опирается на принципы системного подхода и представляет собой группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимосвязанных компонентов.

При соблюдении данных принципов объект будет представлять собой систему, если его возможно разделить на взаимосвязанные и взаимодействующие части или элементы, которые обладают собственной структурой и поэтому могут быть представлены как подсистема данного объекта. В то же время структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, внутреннюю определенность. Системные объекты обладают целостной, устойчивой структурой. При этом немаловажную роль играют такие понятия, как связь, целостность, устойчивость, среда и т. д.

Деятельность ученых, как и весь процесс развития познания, не может рассматриваться вне проблем методологической детерминации, играющих исключительно важную роль в данном процессе. Наука всегда была формой коллективной деятельности. В современных условиях фактически невозможно внести сколько-нибудь существенный вклад в ее развитие, находясь вне рамок научного сообщества, школы, коллектива ученых.

Реальнаяметодологизация науки представляет собой сложный, диалектически противоречивый процесс, требующий от исследователей специальной подготовки и необходимого уровня рефлексии, тем более в психологической науке.

В связи с тем, что в любом психологическом исследовании приоритет принадлежит использованию общенаучных логических методов познания, независимо от того, на теоретическом или эмпирическом уровне оно проводится, необходимо раскрыть их сущность более подробно.к ним относятся методы анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации, обобщения, индукции, дедукции и аналогии.

Анализ – разделение объекта на составные части в целях их самостоятельного изучения..

Синтез - реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое.

Анализ и синтез широко применяются при исследовании опыта психолого-педагогической и социальной деятельности. В этих случаях деятельность расчленяется на этапы, между ними устанавливается взаимосвязь, а затем деятельность человека воспроизводится в целом. Посредством этого метода уясняются положительные стороны деятельности, выясняются ее сильные и слабые стороны.

Анализ и синтез являются общенаучными методами, без которых не может обойтись ни один акт научного исследования. Анализ есть процесс мысленного расчленения исследуемого события на составные части, элементы, признаки, противоположности и изучение их с целью раскрытия сущности. Синтез есть процесс установления связей между выделенными элементами, признаками, противоположностями, соединения их и воспроизведения исследуемого события в его существенных признаках и отношениях.

Анализ и синтез – это противоположно направленные (анализ – от целого к части, а синтез – от частей к целому) и вместе с тем неразрывно связанные способы познания.

Сравнение - процесс выявления признаков сходства и различия в исследуемом предмете путем сопоставления его с другими предметами. Этот метод широко используется в психолого-педагогическом научном познании.

Исключительно важное значение метод сравнения приобретает для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления, раскрытия тенденций и закономерностей его развития. Каждый в отдельности факт выражает какую-то сторону развития события. Сравнение фактов, относящихся к различным по времени состояниям события, дает возможность исследователю установить изменения, развитие события, а сравнение предшествующих и последующих стадий развития события позволит вскрыть и проследить тенденции, основные направления, закономерности его становления.

Абстрагирование в полной мере относится к методам научного познания. В.П. Кохановский определяетабстракцию как: а) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное); б) процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование); в) результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле)

Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие – второстепенными, является главным вопросом абстрагирования. Если ответить на вопрос, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления, от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается прежде всего в зависимости от природы изучаемого предмета или явления, а также от задач, которые стоят перед познанием.

Абстрагирование не самоцель, оно является средством для получения конкретных процессов во всем богатстве их связей и отношений. В процессе абстрагирования познающий субъект отходит от изучаемого процесса как целого и углубляется в познание его отдельных свойств, сторон, черт, в результате чего познаваемый объект оказывается расчлененным в нашем сознании на отдельные элементы. Задача выработки конкретного, всестороннего знания о процессе решается путем восхождения от абстрактного к конкретному.

Метод абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному носит универсальный характер и является обязательным для любого процесса научного исследования. Он применяется и в тех случаях, когда исследователь не задумывается над его содержанием и использует его интуитивно. Разумеется, осознанное применение названного логического метода с учетом его достоинств и содержащихся в нем трудностей дает больший эффект в психолого-научном исследовании, чем его бессознательное использование.

Абстрагирование, отвлечение от конкретного является необходимым условием и предпосылкой формирования выводного, обобщенного психолого-педагогического знания о происходящем явлении.

Обобщение тесно связано с абстрагированием. Принято различать два вида научных обобщений: выделение существенных или любых признаков. По другому основанию можно выделить обобщения: а) от отдельных фактов, событий к их выражению в мыслях (индуктивное обобщение); б) от одной мысли к другой, более общей мысли (логическое обобщение). Мысленный переход от более общего к менее общему есть процесс ограничения. Обобщение не может быть беспредельным. Оно ограничено философскими категориями, которые не имеют родового понятия. В то же время более сложной формой обобщения, позволяющей отличать важные, характерные факты от второстепенных, является типизация, заключающаяся в отборе характерных (типичных) фактов, выражающих наиболее важную сторону изучаемого явления или группы явлений.

Отбор типичных, характерных фактов составляет важную черту психологического обобщения. Такая форма обобщения приближает нас к познанию латентных связей явления. Однако для раскрытия сущности исследуемого события ее недостаточно. Для этого необходимы обобщения более высокого порядка, и прежде всего те, которые вскрывают повторяемость, необходимость, существенность и причинную обусловленность признаков события.

Важнейшей формой обобщения на теоретическом этапе психологического исследования является формулировка выводов, обобщающих исторический опыт развития человека, социально-экономического строительства государства, опыт учебной и научной деятельности, выводов, из которых складывается стратегия развития государства по какой-либо проблеме. Эти выводные знания раскрывают характерные черты, особенности и сущность изучаемых явлений, закономерностей их возникновения и развития.

Идеализация - мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Чаще всего она рассматривается как специфический вид абстрагирования.

В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате этого образуется так называемый «идеализированный объект», которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов.

Индукция - логический метод (прием) исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений, экспериментов и движением мыслей от единичного к общему. Данные опыта «наводят» на общие, индуцируют его. Поскольку опыт всегда бесконечен и не полон, то индуктивные выводы носят проблематичный (вероятный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматриваются как опытные истины или эмпирические законы.

Дедукция означает, во-первых, переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего; во-вторых, процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к следствиям (заключениям).

Дедукция, являясь одним из методов (приемов) научного познания, тесно связана с индукцией. Это диалектически взаимосвязанные способы движения мысли. В связи с этим В.П. Кохановский считает, что в основе великих открытий, прогрессивных скачков научной мысли лежит индукция – раскованный, но истинно творческий метод.

Строгость дедуктивного рассуждения не дает воображению впадать в заблуждения, она позволяет после установления с помощью индукции новых исходных пунктов вывести следствия и сопоставить выводы с фактами. Лишь одна дедукция может обеспечить проверку гипотез и остановить не в меру разыгравшуюся фантазию.

Аналогия –метод научного познания, при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами. Умозаключение по аналогии – выводы, которые делаются на основании такого сходства. Таким образом, при выводе по аналогии – знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Заключения, по аналогии, являются правдоподобными, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.

Аналогия не дает достоверного знания: если посылка рассуждения по аналогии истинна, это еще не значит, что и заключение будет истинным.

Моделирование как метод научного познания представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Последний называется моделью. Таким образом, подмоделью следует понимать объект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания или объяснения, или прогнозирования поведения прототипа.

Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. д.

Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функций поведения изучаемого объекта и его математического описания, структуры и др. Именно это сходство и позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал.

Исторический метод исследований в психологической науке состоит в изучении, прослеживании процесса развития человека, связанных с его деятельностью событий в их конкретно-исторической форме, по возможности во всей их многосторонности, обусловленности основных этапов и форм. Последовательное рассмотрение ступеней развития изучаемого явления в направлении от простого к сложному, от предшествующего к последующему позволяет вскрыть не только форму протекания реального процесса развития, но и дает возможность познать закономерности развития данного события, обнаружить его сущность.

Логический метод есть способ использования накопленных знаний о действительности в целом (философские знания) и об отдельных ее областях (исторические, социально-экономические, специальные знания и т. д.) для изучения новых явлений. В этом смысле логическое выступает как обобщенное отражение исторического, очищенного от случайного, второстепенного, привходящего и выражающего существенное, важное, зафиксированное в законах, категориях (понятиях), принципах, концепциях, теоретических положениях. Логический метод есть форма движения мысли соответственно объективной логике развития предметов, явлений, событий, процессов реального мира.

Исторический метод предохраняет логический от излишнего теоретизирования, придает выводным знаниям и обобщениям конкретно-исторический характер. В свою очередь, логический метод избавляет исторический от плоского эмпиризма, от сползания на путь простой фактографии, придает историзму сущностной характер.

Исторический и логический методы исследования и изложения служат своеобразной формой взаимосвязи других общенаучных способов познания.

Изложенные выше методы познания обеспечивают раскрытие не только сущности исследуемых явлений реальной жизни, но и определенных основных причинно-следственных связей и зависимостей в них. Однако при исследовании сложных многоплановых и многоаспектных явлений они выступают как методы, способные раскрыть лишь отдельные стороны сложного процесса. В связи с этим необходимость решения сложных проблем вызвала и вызывает к жизни всё новые и новые общие методы исследования.

Повседневный опыт убеждает нас в том, что чем больше человек знает об исследуемом явлении (предмете или процессе), тем он быстрее находит в нем наиболее существенные стороны, их причинно-следственную связь и общие закономерности развития. Поэтому вполне естественным следует считать сложившуюся практику исследования сложных явлений с помощью групп специалистов, которые должны дать ответ на проблемный вопрос.

Такой прием исследования получил название метода экспертных оценок . В настоящее время широкое распространение получили экспертные методы, основанные на работе специальных комиссий, которые обсуждают ту или иную проблему до тех пор, пока все эксперты не придут к единому мнению. Последние фиксируются в качестве коллективного мнения группы. Несмотря на свою простоту и широкое распространение, метод комиссий имеет принципиальный недостаток, заключающийся в следующем: группа в своих суждениях руководствуется в основном логикой компромисса, а не внутренней логикой анализируемой проблемы.

Системный подход по своей природе обусловливает реализацию в конкретной форме основных идей материалистической диалектики. Метод системного обследования требует представить объект исследования в виде целостной системы с большим количеством связей между входящими в нее частями (элементами).

Возрастание значения системного исследования в настоящее время определяется увеличением интенсивности и широты воздействия общества на природу, бурным развитием промышленности, потребностями создавать и эксплуатировать большие системы, необходимостью дальнейшего улучшения организации производства и управления экономикой.

Системный подход как метод научного познания приобретает ныне все большее значение и в связи с усложнением различных областей человеческой деятельности. В настоящее время в теории систем сформулированы в самой широкой общности основные понятия, такие, как «система», «состояние системы», «окружающая среда», «элемент», «структура и организация», которые выступают в качестве методологических средств, регулярно используемых в интересах практики психологических исследований. Иначе говоря, создаются предпосылки для развития у исследователей своеобразной системы научного мышления. Они являются своего рода «ступеньками», проходя по которым исследователь познает сложный объект и связанную с ним проблему.

Компьютерное моделирование является дальнейшим обобщением (с точки зрения развития по спирали) всех предшествующих (рассмотренных выше) методов моделирования. Оно позволяет исследовать по большому количеству признаков сложнодинамические системы управления социальными процессами.

Основными особенностями компьютерного моделирования являются функциональный подход, связанный с исследованием поведения системы и ее отдельных элементов в условиях окружающей среды, и обязательное наличие критериев эффективности функционирования системы и возможности широкого использования для практической реализации моделей компьютерных сетей, которые позволяют провести быстрое и точное моделирование сложных систем управления и установить оптимальные пути повышения их эффективности.

Уже простое перечисление показателей указывает на их разнообразный характер. Большую часть из них можно выразить количественно, остальные – только качественно. Одни показатели имеют чисто технический смысл, другие – оперативный. Столь явная пестрота показателей делает весьма сложным процесс оценки системы в целом, поскольку одни из них могут выявлять преимущества системы, а другие в тех же условиях указывают на ее недостатки. Поэтому окончательный вывод приходится делать на основе логического анализа получения знаний по всей совокупности показателей. При этом приходится прибегать и к поиску компромисса.

с позиции деятельностного подхода, методологию можно определить как учение о методах человеческой деятельности, направленных на достижение поставленных целей в психологической науке. Приобретение знаний нового, теоретического качества создает условия для более полной и универсальной реализации, по сравнению с эмпирическим знанием.



Похожие статьи