Как открыть общество инвалидов. Некоммерческие организации инвалидов

22.09.2019

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: Роль общественных организаций инвалидов в социальной реабилитации: психологический контекст

Выполнила: Мещерякова Татьяна Александровна

инвалид социальный иждивенчество

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

С 1960-х гг. на Западе, а с 1990-х гг. и в России все большую роль начинают играть общественные организации, причем именно последние зачастую более адекватны нуждам и интересам инвалидов, чем государственные учреждения или сервисы. Очевидно, способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает степень реализации их социального гражданства. Коллективные действия, по определению Е.А. Здравомысловой, -- это «рациональная совместная деятельность, цель которой заключается в улучшении жизненной ситуации участников». Общественное движение -- «ряд повторяющихся коллективных действий, направленных на достижение заранее сформированной цели». Инвалиды сегодня включены в общественную деятельность, отстаивают свои интересы, организуют культурные и спортивные мероприятия, выступают от имени инвалидов за признание и реализацию своих гражданских прав. Обеспечение участия людей в принятии решений, которые непосредственно затрагивают их интересы, -- важнейший принцип демократии. В этом отношении организации инвалидов являются выразителями нужд своих членов.

Представители общественных организаций сегодня входят в Межведомственную комиссию по реабилитации инвалидов, подчиненную заместителю Председателя Правительства, где обсуждаются ключевые решения в отношении инвалидов. Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ) активно участвуют в подготовке законов. ВОИ было создано в 1988 г. как единственная всероссийская общественная организация для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. ВОИ, ВОС и ВОГ осуществляют защиту законных прав инвалидов на местном и федеральном уровнях, активно взаимодействуют с государственными органами по реализации Закона о социальной защите инвалидов, а также тесно сотрудничают с российскими и зарубежными организациями инвалидов, собирают и распространяют информацию по всем вопросам, касающимся инвалидов. ВОИ насчитывает 2,454 млн. членов, объединенных в 79 региональных, 2 140 районных и городских и свыше 25 000 первичных организаций. Каждая региональная или районная организация ВОИ имеет свой устав и правление. Помимо перечисленных организаций инвалидов в регионах России сложилась сеть общественных организаций, цель деятельности которых -- защищать права и интересы инвалидов и способствовать их интеграции в общество. При поддержке западных благотворительных фондов создана и действует Организация «Перспектива», известная своими публичными акциями, призванными создать позитивный социальный контекст, в рамках которого общественное движение инвалидов может развиваться (например, ежегодные международные фестивали документального и игрового кино об инвалидах). Все эти достаточно разные по своим интересам группы имеют общие характеристики: все члены группы равны в статусе; каждый вступает в группу из-за своих собственных проблем; все, что происходит в группе, конфиденциально; членство свободное. Деятельность таких групп может иметь терапевтическую, социальную, образовательную или исследовательскую направленность.

Хотя общественные организации инвалидов и не обладают властной и ресурсной мощью государства, его социально-экономическим и организационным потенциалом, у них имеется ряд преимуществ, которыми не обладает государственный аппарат, но без которых невозможно обойтись в практическом решении проблем инвалидов. Среди этих преимуществ выделяются следующие: объединения инвалидов могут полнее учесть в своей работе ценности и приоритеты своих членов, чем государственные или созданные сверху структуры; информация, которую получают такие организации, более полна и релевантна для участия в законотворческой деятельности; собственная инициатива инвалидов позволяет найти новые формы социальной интеграции, разработка которых была бы затруднительна без учета мнений самих инвалидов; высокая мотивированность и организованность таких ассоциаций создает почву для формирования разветвленной инфраструктуры, способной более эффективно администрировать как государственные ресурсы, так и средства, поступающие от благотворителей.

К сожалению, довольно часто некоторые общие и специализированные властные структуры настойчиво уклоняются от регулярного взаимодействия с организациями инвалидов. Государство пока еще не признало общественные организации инвалидов в качестве равноправного, независимого социального партнера. Процесс создания органов управления, обеспечивающих регулярную связь властных структур и организации инвалидов, носит пока крайне ограниченный характер. В свою очередь, руководители организации инвалидов высказывают озабоченность тем фактом, что многие члены их объединений ориентированы на потребление услуг и не проявляют интереса к его шагам в области защиты прав и интересов инвалидов, срабатывает «заботливо выращенная государством на протяжении многих десятилетий психология социального иждивенчества. В руководящих органах объединений инвалидов явно не хватает способной молодежи с ее активными социальными установками, потенциалом к быстрому профессиональному обучению и эффективной работе».

Ассоциации инвалидов в российских городах, в отличие, скажем, от экологических организаций, имеют пока еще довольно замкнутый круг добровольных помощников, пополняя свои ряды в основном за счет родственников и самих инвалидов. Возможно, для этого отсутствуют благоприятные условия или недостаточно активных и инициативных людей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности детской инвалидности в современном обществе. Реабилитация как основная технология социальной работы с детьми-инвалидами, основы законодательной базы. Опыт общественных организаций в решении проблем детей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2011

    Методология исследования общественных организаций, их типология, функции. Мировой опыт их деятельности в сфере социальной политики. Проблемы и пути совершенствования развития и функционирования общественных организаций в современном украинском обществе.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2010

    Изучение основных социальных проблем инвалидов, методов и путей их решения в современном российском обществе. Оценка государственной политики и нормативно-правового регулирования социальной защиты инвалидов. Обзор мероприятий по реабилитации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2012

    Основы социальной работы с детьми-инвалидами. Детская инвалидность в современном обществе. Практика общественных организаций в решении проблем детей с ограниченными возможностями. Всероссийское общество инвалидов: опыт работы в Читинской области.

    дипломная работа , добавлен 21.08.2011

    Теоретические основы анализа женских общественных организаций в Российской Федерации, основные понятия, концепции организаций, сущность. Нормативно-правовая база деятельности. Специфика деятельности женских общественных организаций в Алтайском крае.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2009

    История развития проблемы инвалидности. Сущность, основные виды социальной реабилитации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, их права и интеграция в общество. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    Правовые основы и виды социальной реабилитации детей-инвалидов - комплекса мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик субъекта.

    контрольная работа , добавлен 20.07.2011

    Классификация и основы деятельности детских и молодежных общественных организаций, их роль в профилактике наркомании. Анализ работы детских и молодежных общественных организаций в Республике Башкортостан и городе Туймазы по профилактике наркомании.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2016

    Индивидуальная программа реабилитации инвалидов и ее значение в данной сфере. Обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации, образованию, занятости. Обеспечение инвалидов жильем и компенсация расходов на его содержание.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2013

    Социальная работа с инвалидами в России. Социальные проблемы инвалидов и роль социальной работы в их разрешении. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами. Социальная реабилитация молодых инвалидов и инвалидов пожилого возраста г. Волгоград.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью .

Начиная с 90-х годов ХХ века в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. Права детей-инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах как:

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года (ст. 26,28);

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ст. 2,6,7,17,38-42,45,46.55,72);

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года;

Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов";

Указ Президента Российской Федерации "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" от 2 октября 1992 года № 1156;

Указ Президента Российской Федерации "О мерах по профессиональной реабилитации инвалидов и обеспечению занятости инвалидов";

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов";

Концепция социальной защиты нетрудоспособных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения РФ, нуждающихся в государственной поддержке 1993 г. и др.

Законодательные основы системы социального обслуживания инвалидов и детей-инвалидов формируется на основе федеральных законов:

- "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 25 ноября 1995 г.

Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Инвалидность - важная социальная проблема, решать которую приходится каждому обществу. Масштаб инвалидности в каждой стране зависит от множества факторов, в том числе социально-экономических, экологических, политических, которые составляют основу для формирования социальной политики государства. В России люди с ограниченными возможностями составляют около 7 % населения.

По Конституции РФ наша страна является социальным государством, и приоритет социальной политики - защита граждан, в том числе детей-инвалидов. Политика по отношению к инвалидам направлена на то, чтобы дать им возможность участвовать в экономической и общественной жизни. Это вопрос основных прав человека, и законодательство должно гарантировать каждому эти права .

Для защиты прав и интересов инвалидов в России существует общее и специальное законодательство. Общее законодательство направлено на представление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Так, в отличие от законодательства некоторых стран, права инвалидов, как политические, так и гражданские, не оговариваются отдельно, а предоставляются им наряду со всеми гражданами России, подчеркивая тем самым их равноправие.

Специальное законодательство направлено на решение вопросов, связанных со специфическими потребностями инвалидов, с принятием специальных мер в отношении к ним в таких сферах, как образование, занятость, реабилитация, здравоохранение, физкультура и спорт, культура. В разработке российского национального законодательства, касающегося прав инвалидов, как на федеральном, так и на региональном уровнях, принимают участие общественные организации инвалидов.

Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ " " , определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов .

В этом законе отмечено, семья является важнейшим институтом социализации ребенка-инвалида. Именно в семье создается та необходимая любому ребенку среда, в которой он может овладеть человеческими формами поведения, развить душевные качества, интеллектуальные способности.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закрепил право детей-инвалидов на социальную защиту, систему "гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности...".

Одной из современных форм поддержки детей с ограниченными возможностями в нашей стране является социальная поддержка.

Социальная поддержка детей с ограниченными возможностями - система мер по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями, семьям, воспитывающих таких детей, путем предоставления необходимой информации, финансовых средств, медицинской помощи, кредитов, обучения, правозащиты и введения иных льгот .

Меры социальной поддержки детей с ограниченными возможностями представляют собой такую форму мер социальной защиты, при которой гражданину предоставляются права первоочередного или внеочередного обслуживания, получения материальных благ, льгот по оплате каких-либо услуг в полном государственном обеспечении (бесплатное питание, бесплатное жилище, бесплатное медицинское обслуживание и т.п.).

Основной целью этих мер является создание детям-инвалидам "равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества".

К основным гарантированным российским законодательством правам детей-инвалидов наряду с общими для всех детей правами, такими как право на жизнь, на воспитание в семейном окружении, на получение бесплатной медицинской помощи, на образование, право не подвергаться жестокому или унижающему обращению, относятся также права на реабилитацию, санаторно-курортное лечение, на обеспечение специальными средствами передвижения, на безбарьерный доступ к жилым зданиям, учреждениям образования и здравоохранения, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры. Дети-инвалиды имеют и многие другие права, гарантированные Конвенцией о правах ребенка, Конституцией и законодательными актами Российской Федерации .

Российское законодательство предусматривает систему различных льгот и компенсаций инвалидам, способствующих их социальной реабилитации и интеграции в общество: льготное обеспечение жилой площадью с учетом состояния здоровья и других обстоятельств, право на дополнительную жилую площадь (при наличии определенных заболеваний), оплачиваемую на льготных основаниях. Для социально-бытовой адаптации инвалидов закон предусматривает оборудование жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями. Инвалиды имеют право на бесплатное получение санаторно-курортной путевки, также пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского и пригородного транспорта.

Одно из основных прав, гарантированных инвалидам в России, право на образование. Оно установлено ст.18 и 19 Закона "" , а также Законом " Об образовании " , касающихся воспитания и обучения детей-инвалидов и образования взрослых. В соответствии с этими законами детям инвалидам обеспечивается дошкольное, внешкольное воспитание, получение общего, начального, среднего и высшего профессионального образования.

Учащиеся обеспечивают бесплатно или на льготных условиях учебными пособиями, литературой, могут пользоваться услугами сурдопереводчиков. Для реализации права на образование законодательно предусмотрен прием инвалидов вне конкурса в государственные средние и высшие профессиональные учебные заведения, а также на курсы обучения различным профессиям, бесплатное обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки. Однако, несмотря на определенные прогрессивные изменения в сфере образования инвалидов, для реализации этого права еще не в полной мере созданы условия. Так, нередко ребенок-инвалид с детства изолирован от общества, что сужает его возможность получить образование. Учреждения общего образования, в которых инвалиды могли бы учиться на равных со здоровыми людьми, практически отсутствуют. Обучение в специализированных образовательных учреждениях ведется в условиях общения инвалидов преимущественно друг с другом и затрудняет их интеграцию в общество. Создание условий для получения максимально доступного инвалидам профессионального образования, отвечающего их специфическим потребностям, вырастает в общегосударственную проблему.

Ряд нормативных актов определяют льготы при посещении театров, концертов, кино, художественных выставок и иных культурных мероприятий. Создаются условия для развития творческих способностей инвалидов, приводятся ежегодные фестивали одаренных детей-инвалидов, выставки произведений инвалидов в сфере художественного творчества и народных промыслов. Успешно развиваются спортивные секции, проводятся соревнования и параолимпийские игры для инвалидов. Однако для массового распределения инвалидного спорта в нашей стране еще не созданы условия на стадионах и в спортивных залах, отсутствуют специальный спортивный инвентарь, снаряжение, оборудование, средства передвижения .

Законодательство о социальной защите инвалидов немалое место отводит общественным организациям инвалидов: им предоставлено право создавать общественные объединения на национальном, регионам и местном уровнях, органы исполнительной власти обязаны оказывать им содействие и помощь. Гарантировано представление всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, предприятиям и учреждениям льгот по уплате налогов, сборов, пошлин, тем самым государство поощряет и поддерживает их деятельность .

Организации инвалидов представлены в национальном координационном комитете по делам инвалидов.

В развитие закона " О социальной защите инвалидов в РФ " принято постановление Правительства РФ "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры " . Однако для инвалидов телевидения, радио, газет и журналов, иных средств массовой информации все еще весьма ограниченна. Система сурдоперевода не охватывает основные сферы общественной жизни. Недостаточно используются компьютерные технологии, в том числе специально адаптированные для инвалидов с нарушением зрения.

Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В рамках Федеральной комплексной программы "Дети России", распространяющейся на все 34 миллиона детей Российской Федерации, предусмотрена такая программа как " Дети-инвалиды " .

В Белгородской области также принят ряд нормативно-правовых документов, определяющих социальную поддержку детей с ограниченными возможностями, значительное внимание уделяется вопросам оказания необходимой комплексной помощи детям, находящимся в особо трудных условиях, и в первую очередь детям-инвалидам .

Вместе с тем ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашли своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей. В то же время, совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации.

Так, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ " О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации " и " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " дети-инвалиды различных регионов России с 1 января 2005 года были поставлены в неравные условия, что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации. Нормы же вновь принятых в связи с этим изменений в законах " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации " , " Об образовании " и других создали дополнительные препятствия для детей-инвалидов и молодых инвалидов к их социальной интеграции.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, должны получать помощь со стороны государства не только в плане поддержания социально-экономических стандартов своей жизнедеятельности, но и в виде социальной поддержки, квалифицированных профессиональных услуг, помогающих наилучшим образом обеспечивать права детей с ограниченными возможностями и их семей .

Несмотря на проводимые в Российской Федерации мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей и подростков-инвалидов остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, педагогических и медицинских вопросов. Продолжение начатой работы по оказанию системной государственной социальной помощи детям-инвалидам, которая является основным звеном комплексной реабилитации и направлена на восстановление или развитие нарушенных функций, с целью сокращения жизненных ограничений и социальной дезадаптации детей, требует программно-целевых методов и подходов.

В настоящее время существует необходимость изменить и дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей-инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

В силу особенностей детей-инвалидов и их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка;

Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами имеет важное значение и направлена на стабилизацию института семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, ее социальную адаптацию и развитие внутренних резервов. Социальное благополучие детей с ограниченными возможностями, уменьшение детской инвалидности в стране во многом определяет состояние общества в ближайшем будущем, поэтому адресная поддержка детей-инвалидов должна стать одним из стратегических направлений государственной социальной политики;

Нормативно-правовая база, определяющая социальную поддержку детей с ограниченными возможностями, в настоящее время развивается в направлении адресности социальной помощи, однако еще нет четких механизмов реализации данных законов.

2. Общественные и некоммерческие организации в системе социальной поддержки инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов

2.1 Общественные организации и объединения: понятие, виды, правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве. Притом, как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей объединяться для совместной какой-либо деятельности растет, а это выражается в создании все большего числа объединении и их разнообразии. Общественные организации и объединения являются важнейшим элементом гражданского общества .

Под организацией понимается искусственное объединение институционального характера, имеющее определенный социальный статус.

Организацией называют определенную структуру, строение, тип связей как способ соединения частей в целое.

Социальная организация определяется и как "тип коллектива, созданного для выполнения определенных намерений или целей, характеризующегося формальной структурой правил, властными отношениями, разделением труда, ограниченным членством либо приемом". Все эти определения соотносятся с устойчивыми и масштабными структурами, социальными институтами.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Различают следующие виды общественных объединений:

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.

Суть членства заключается в документальном оформлении участия в организации (заявления, членские билеты и пр.), наличии определенных прав (избирать и быть избранными в руководящие органы), обязанностей (уплачивать взносы и т.п.) и ответственности за несоблюдение устава организации вплоть до исключения из ее рядов. Этим общественные организации и партии отличаются от других видов общественных объединений, основанных на участии.

Участники - это физические и юридические лица (общественные объединения), выражающие поддержку целям объединения или его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия .

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественное полезные цели.

Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг.

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных объединений, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом .

Согласно статье 14 Закона в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления .

Все общественные объединения имеют характерные для них черты:

а) образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;

б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;

в) действуют от своего имени;

г) не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

В зависимости от формального способа их легализации общественные объединения подразделяются на объединения, получившие государственную регистрацию, и организации, действующие без такой регистрации.

Зарегистрированное общественное объединение приобретает статус юридического лица, а его орган - правомочия по осуществлению прав и обязанностей в соответствии с уставом.

Общность интересов членов объединений находит свое выражение в конкретных целях создания объединений. Целями объединения могут служить реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развитие активности и самодеятельности граждан, их участие в управлении государственными и общественными делами, удовлетворение профессиональных и любительских интересов; развитие научного, технического и художественного творчества и иные полезные цели.

Общественные объединения основываются и действуют на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности (ст. 15 Закона). Порядок создания общественного объединения включает три этапа: инициатива организаторов, разработка проекта устава, государственная регистрация.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об указанных видах общественных объединений.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом .

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

Устав общественного объединения должен предусматривать (ст. 20):

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное объединение не приобретает прав юридического лица. Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации .

Государственная регистрация межрегионального общественного объединения производится органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Государственная регистрация регионального и местного общественных объединений производится органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.

Для государственной регистрации общественного объединения подаются следующие документы:

Заявление в регистрирующий орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа данного общественного объединения с указанием места жительства каждого;

Устав общественного объединения в двух экземплярах;

Выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов;

Сведения об учредителях;

Документ об уплате регистрационного сбора;

Документ о предоставлении юридического адреса общественному объединению;

Протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

При использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, - документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Изменения и дополнения в уставах общественных объединений подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самих общественных объединений, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.

Государственная регистрация отделения общественного объединения производится органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью пятой настоящей статьи, заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии свидетельства о государственной регистрации общественного объединения. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган указанного объединения уведомляет орган юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации о наличии указанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае права юридического лица указанное отделение приобретает с момента государственной регистрации общественного объединения .

Документом, удостоверяющим государственную регистрацию общественного объединения, внесение данного объединения зарегистрировавшим его органом в единый государственный реестр юридических лиц, а также уплату регистрационных сборов, является свидетельство о государственной регистрации.

Особое место занимают общественные объединения инвалидов. Проблемы инвалидов, как и социально дезориентированных групп населения, составляют одно из направлений приложения усилий администрации региона. Наиболее рельефно социальные проблемы выражены в среде инвалидов. Этот социальный срез изначально содержит в себе некоторые особенности, а в настоящее время имеет наиболее благоприятные условия к потере социально приемлемых ориентиров и криминализации. Поэтому большое значение имеют правильно расставленные акценты программ управления этим сектором. В том, что такое управление необходимо, сомнений не возникает. Было бы ошибкой считать, что государственное регулирование - атрибут тоталитарных режимов. Это естественное условие всякого развития. Вне регулирования возможен лишь распад систем, какими бы "демократическими" эпитетами они не награждались.

Однако на практике мы не имеем оптимальной программы управления сектором ИНКО. Оптимальная программа должна строиться в русле отхода от общепринятой идеи социальной защиты, ибо все граждане в равной мере должны быть социально защищены, и иметь равные возможности. В основу программы должна быть заложена идея социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество .

Причем различные социальные, возрастные и иные категории инвалидов требуют различных подходов, что также должно быть отражено в программе. Для этого излишне строительство дорогостоящих комплексов и реабилитационных центров, - общественные объединения инвалидов представляют готовый инструмент реализации соответствующих программ. Путем координации деятельности ИНКО можно получить ожидаемые результаты ценой значительно меньших затрат. Активизация самодеятельности граждан с проблемами здоровья, получающих пособие по инвалидности, свидетельствует не только и, пожалуй, не столько о возрастающем уровне демократизации общества. Более всего это вызвано поисками путей улучшения своего материального положения, что свидетельствует об усугублении экономического кризиса и происходящих процессах индивидуализации общества, включающего и категорию инвалидов. В этих условиях финансовая поддержка культурно-массовой работы организаций инвалидов в большинстве случаев отодвигается на второй план и необходима лишь как средство защиты от чрезмерного налогообложения предприятий, являющихся собственностью этих организаций. Массовость Всероссийских организаций инвалидов маскирует эту сторону явления, в то же время, позволяет управлять духовной жизнью активной части членов организации. В тенденции к самореализации интересы данной социальной группы напрямую связаны с задачами соответствующих департаментов .

Таким образом, многие "общественные объединения инвалидов" в настоящее время представляют искусственные структуры и являются лишь одной из форм, в которую вылился теснимый налогами производственно-коммерческий комплекс. Ожидаемые общественные функции (развитие культурно-массовой сферы, способствующей духовному росту инвалидов, их коммуникабельности, облегчающей социальную адаптацию) не выполняются многими структурами, декларировавшими общественные цели. Это и побуждает департаменты и администрации принимать на себя роль массовика-затейника, выступая инициатором и проводником общественных инициатив, вместо того, чтобы быть их катализатором.

Усилия администрации по решению вышеозначенной проблемы, в прошлом ограничивались созданием государственных специализированных учреждений для детей-инвалидов, престарелых и выплатой пенсий. Но, в связи с ухудшением социальной ситуации, задачи государства по регулированию этой сферы усложнились. Появилась необходимость выплаты различных пособий, субсидий, помогающих выживать некоторым категориям населения. Стали терять свои организующие и культурно- просветительские функции и общественные организации, где основные усилия направлены на поддержку материального положения. На этой волне администрация (в лице соответствующих департаментов) принимает на себя ранее не свойственные ей функции регулирования весьма существенной, впрочем, духовной сферы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями. Под это направление расширяются штаты сотрудников, производятся неоправданные финансовые затраты, из сферы обращения вымываются финансы, происходит омертвление части капитала, способного в какой-то мере решать проблемы занятости некоторой части инвалидов.

В этой сфере вполне самостоятельно могут управляться общественные организации, деятельность которых координируется стратегическими программами.

Практиками подмечено, что в общественных организациях инвалидов относительно мал процент специалистов с высоким научно-техническим потенциалом. В лучшем случае удается привлечь к общественной работе людей со средним и средне - техническим образованием. По-видимому, это связано с примитивностью задач, решение которых традиционно связывают с деятельностью коллективов инвалидов. Инвалиды с нормальной социальной ориентацией находят возможность осваивать иные жизнеобеспечивающие социальные ниши.

Однако трудно сделать какие-либо выводы в этом аспекте проблемы, поскольку достаточный статистический анализ нами не проводился. Для создания и функционирования объединений определена к настоящему времени необходимая правовая база, включающая конституционные положения в текущее законодательство .

Развитая система общественных объединений - неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.

Конституционное право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов. Конституционные положения конкретизируются в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Систему законодательства об общественных объединениях образуют Закон Российской Федерации "Об общественных объединениях", законы об отдельных видах общественных объединений. Например, уже действуют Законы Российской Федерации от 8 декабря 1995 года "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 17 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 26 мая 1995 года "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; от 8 декабря 1995 года "О некоммерческих организациях", в котором, в частности, регламентируются отношения таких организаций с органами государственной власти; от 24 мая 1996 года "О товариществах собственников жилья" и др.

Деятельность отдельных общественных объединений регламентируется законами, действующими в определенных сферах. Например, в Законе Российской Федерации от 2 декабря 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" одна глава посвящена общественным объединениям инвалидов. Закон об общественных объединениях включает в эту систему без достаточных оснований Гражданский кодекс РФ, поскольку кодекс есть акт особого рода. Он содержит немало принципиальных положений относительно общественных объединений как субъектов гражданского права, но в общем, это не собственно закон о таких объединениях .

Действие этого Закона распространяется на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемыхими некоммерческих союзов (ассоциаций). В сферу его действия попадают также некоторые структуры иностранных некоммерческих неправительственных объединений, созданных на территории Российской Федерации.

2.2 Роль некоммерческих организаций в независимой жизни инвалидов и поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов

Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему ее, быть интегрированным в общество на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, чтобы те могли жить независимой жизнью.

Понятие "независимая жизнь " в концептуальном смысле подразумевает два взаимосвязанных аспекта. В социально-политическом плане - это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах; это свобода выбора и доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию.

Согласно философии независимой жизни, инвалидность рассматривается с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть, говорить или мыслить обычными категориями .

Таким образом, имеющий инвалидность попадает в ту же сферу взаимосвязанных отношений между членами общества. Чтобы он сам мог принимать решения и определять свои действия, создаются социальные службы, которые как мастерская по ремонту автомобилей или ателье, компенсируют его неумение делать что-либо.

Включение в инфраструктуру общества системы социальных служб, которым человек с инвалидностью мог бы делегировать свои ограниченные возможности, сделало бы его равноправным членом общества, самостоятельно принимающим решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству.

Именно такие службы освободили бы его от унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды и высвободили бы бесценные человеческие ресурсы (родителей и родственников) для свободного труда на благо общества.

Независимая жизнь означает право и возможность выбирать самим, как жить. Это значит - жить так же, как и другие, имея возможность самим решать, что делать, с кем встречаться и куда пойти, будучи ограниченным лишь в той степени, в которой ограничены другие люди, не имеющие инвалидности. Это и право ошибаться так же, как любой другой человек.

Чтобы стать действительно независимыми, инвалиды должны противостоять множеству преград и преодолеть их. Последние бывают явными (физическая среда), а также скрытыми (отношение людей). Если их преодолеть, можно добиться многих преимуществ для себя. Это - первый шаг на пути к тому, чтобы жить полноценной жизнью, выступая в роли работников, работодателей, супругов, родителей, спортсменов, политиков и налогоплательщиков, иначе говоря, чтобы в полной мере участвовать в жизни общества и быть его активным членом .

Независимая жизнь это:

· возможность самим определять и выбирать такой образ жизни, который позволяет самостоятельно принимать решения и свободно управлять обстоятельствами в разных жизненных ситуациях;

· право человека быть неотъемлемой частью современного общества и, принимая активное участие в социальных и политических процессах, иметь свободу выбора;

· возможность иметь право полного участия в процессах медицинской и социальной реабилитации и быть главным экспертом в оценке их качества; право человека иметь свободный доступ к жилью и среде обитания, социальной инфраструктуре и транспорту, работе и образованию, медицинскому обслуживанию и социальным услугам;

· все то, что дает возможность инвалиду считать себя личностью и быть независимым человеком.

Это понятие предполагает контроль над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической зависимости от других .

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ .

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 300-ФЗ, от 03.06.2009 N 107-ФЗ). Одной из форм некоммерческих организаций являются общественные организации (объединения). Это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке, объединившихся на основе общности их интересов, для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. В мире существуют такие организации инвалидов, которые специально занимаются вопросами продвижения идеологии и практики независимой жизни. Их называются центрами независимой жизни (ЦНЖ), они появляются и в России.

Центр независимой жизни - это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного сознания создают для людей с инвалидностью режим равных возможностей. Центры независимой жизни (ЦНЖ) - распространенные на Западе организации инвалидов (общественные, некоммерческие, управляемые инвалидами) .

Благодаря активному привлечению самих людей ограниченными возможностями к поиску личных и общественных ресурсов, а также к управлению этими ресурсами ЦНЖ помогают им получить и сохранить рычаги своей жизни. ЦНЖ осуществляют четыре основных типа программ:

1. Информирование и предоставление справочной информации: эта программа базируется на убеждении, что доступ к информации укрепляет способность человека управлять своей жизненной ситуацией.

2. Консультирование "равными" (обмен опытом): подталкивает инвалида к тому, чтобы удовлетворять свои потребности, принимая ответственность за свою жизнь. Консультантом также выступает инвалид, который делится своим опытом и навыками независимой жизни. Опытный консультант выступает в качестве ролевой модели инвалида, который сумел преодолеть преграды, чтобы жить полноценной жизнью наравне с другими членами общества.

3. Индивидуальные консультации по защите прав и интересов инвалидов: канадские ЦНЖ работают с отдельными людьми, чтобы помочь им осуществить их личные цели. Координатор обучает человека говорить от своего имени, выступать в свою защиту, самому отстаивать свои права. В основе такого подхода лежит убеждение, что сам человек лучше знает, в каких услугах он нуждается.

4. Предоставление услуг: совершенствование, как услуг, так и возможностей ЦНЖ оказывать их клиентам осуществляется благодаря исследованию и планированию, демонстрационным программам, использованию сети контактов, контролю за предоставляемыми услугами (помощь по дому персональных ассистентов, транспортные услуги, помощь инвалидам во время отсутствия (отпуска) людей, осуществляющих уход за ними, ссуды для приобретения вспомогательных приспособлений).

Приведем сведения о зарубежных и отечественных ЦНЖ.

Центр независимой жизни Западной Австралии, наряду с шестью другими, - член Австралийского комитета независимой жизни, крупнейшей организации страны, которая защищает интересы инвалидов. Комитет разрабатывает общенациональную стратегию, которая осуществляется такими центрами, формирует и обновляет компьютерную базу данных, оказывает помощь в создании новых центров в Австралии и за ее пределами, представляет и лоббирует интересы инвалидов и центров независимой жизни в государственных и политических структурах. Это некоммерческая служба, которая дает инвалидам и тем; кто выступает в их интересах, беспристрастные и компетентные консультации по вопросам оборудования, строительства, дизайна, доступности и ресурсов .

В центре предоставляются следующие услуги:

1. Демонстрация оборудования;

2. Информация и консультации;

3. Компьютерная база данных;

4. Мобильный информационный и демонстрационный стенд;

5. Услуги в области коммуникации;

6. Консультирование по вопросам доступности и дизайна;

7. Образование и обучение (навыки независимой жизни, умение пользоваться техническими приспособлениями);

8. Публикации;

9. Прокат оборудования;

10. Справочная библиотека.

Центр независимой жизни в Беркли (США), начиная с 1972 г., времени своего основания, оказывает значительное влияние на архитектурные изменения, делающие среду доступной для инвалидов, а также оказывает своим клиентам целый комплекс услуг.

Услуги персональных помощников: кандидаты на эту должность отбираются, с ними проводится собеседование. Персональные помощники помогают своим клиентам в ведении хозяйства и обслуживании, что позволяет тем быть более независимыми.

Обслуживание слепых: для слепых и слабовидящих центр предлагает группы взаимного консультирования и поддержки, тренинг навыков независимой жизни, оборудование для чтения. Имеется специальный магазин и пункт проката этого оборудования и аудиозаписей.

Проект клиентской помощи: это часть федеральной программы защиты прав потребителей и бывших клиентов департамента реабилитации в рамках закона о реабилитации.

Проект "выбор клиента". Специально разработан, чтобы продемонстрировать способы расширения возможностей выбора в процессе реабилитации инвалидов, в том числе из числа национальных меньшинств и людей с ограниченным знанием английского языка.

Обслуживание глухих и глухонемых: группы поддержки и консультирование, перевод на язык жестов, перевод корреспонденции с английского на американский язык жестов, помощь в общении, тренинг навыков независимой жизни, индивидуальная помощь.

Помощь в трудоустройстве: поиск работы для инвалидов, подготовка к собеседованию, написание резюме, навыки поиска работы, информация и последующее консультирование, "рабочий клуб".

Консультирование по финансовым вопросам: справочное, консультирование, просвещение по вопросам финансовых льгот, страховки и другим социальным программам.

Жилье: консультирование по жилищным проблемам доступно для клиентов, которые живут в Беркли и Окленде, а также для людей, имеющих психическую инвалидность, из округа Аламеда. Специалисты центра оказывают помощь в поиске и содержании доступного жилья, дают справки о программах найма, переселения, скидок и льгот. Они имеют базу данных и поддерживают связь с домовладельцами, располагают информацией о федеральном и местном жилищном законодательстве, помогают связаться с адвокатскими конторами, писать письма и вести переговоры с землевладельцами. Для клиентов с низкими доходами в Беркли существует возможность оборудовать существующее жилье разборными пандусами и другим оборудованием.

Навыки независимой жизни: консультанты-инвалиды проводят семинары, группы поддержки, а также индивидуальные занятия, посвященные развитию навыков независимой жизни и социализации, а также использованию технических средств.

Юридическая консультация: раз в месяц с клиентами встречаются юристы из окружной ассоциации адвокатов и обсуждают случаи дискриминации, контракты, семейное, жилищное законодательство, вопросы уголовного характера и т. п. Услуги адвокатов бесплатны.

Взаимная поддержка и консультирование по различным вопросам, с которыми инвалиды сталкиваются в обычной жизни: индивидуальная, групповая, для семейных пар.

Молодежная служба: индивидуальное и семейное консультирование молодых инвалидов в возрасте от 14 до 22 лет и их родителей, техническая поддержка, тренинги, разработка индивидуальных планов обучения, семинары и группы взаимной поддержки для родителей, техническая помощь учителям, которые обучают в твоих классах инвалидов, летние лагеря.

...

Подобные документы

    Основы социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основные социальные и психологические проблемы детей с ОВЗ и их семей. Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ как средство социальной поддержки.

    дипломная работа , добавлен 21.07.2011

    Направления и нормативно-правовые основы социальной поддержки инвалидов в РФ. Функции Министерства социальных отношений Челябинской области, его роль в организации деятельности стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 13.02.2012

    Анализ вопросов социальной поддержки и реабилитации людей с ограниченными возможностями. Основные направления социального обеспечения инвалидов. Определение размеров социальной помощи. Занятость и обучение инвалидов. Создание среды обитания без барьеров.

    реферат , добавлен 03.11.2013

    Функционирование некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге: опыт и нормативно-правовая база. Исследование деятельности благотворительной организации по защите прав детей "Эвричайлд". Описание проекта социальной поддержки детей-инвалидов "Передышка".

    дипломная работа , добавлен 23.10.2010

    Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2007

    Правовые аспекты социальной защиты инвалидов Российской Федерации. Исследование основных социальных проблем людей с ограниченными возможностями, методы и пути их решения, а также формирование социальной защиты инвалидов в современном российском обществе.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2012

    Специфика детей с ограниченными возможностями как социальной группы. Социальные права детей-инвалидов в Российской Федерации. Оценка обеспечения социальных прав детей-инвалидов на базе ГУ СО "Кировский центр социальной помощи семье и детям" г. Волгограда.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2011

    Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, ее принципы, содержание, цели и правовая основа. Социальная работа с инвалидами отдела социальной защиты населения железнодорожного округа. Проект "Реабилитационное отделение для инвалидов".

    дипломная работа , добавлен 06.11.2011

    Инвалиды как объект социальной защиты. Проблемы жизнедеятельности инвалидов. Политика социальной поддержки инвалидов на региональном уровне. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации, социальные права и гарантии.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2013

    История становления социальной защиты инвалидов. Правовое положение инвалидов в Российской Федерации. Порядок установления инвалидности, правовые основы социальной защиты инвалидов. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов.

Законодательством Российской Федерации установлено, что некоммерческие организации инвалидов могут существовать в нескольких формах, отличающихся правовой и организационной базой. К данным сообществам относятся партии, фонды, учреждения, объединения, движения. Исходя из их специфики, им предоставляется определенная юридическо-консультативная, финансовая, имущественная помощь. Подробней с этим вопросом можно познакомиться в нашей статье.

Допустимые формы организации инвалидов

Федеральный закон РФ допускает образование следующих организационно-правовых форм общественных инвалидных объединений:

  • Общественный инвалидный фонд.
  • Общественное движение.
  • Общественная организация.
  • Общественное учреждение.
  • Общественно-политическая партия.
  • Орган общественной самодеятельности.

Перечисленные объединения регулируются Федеральным законом, принятым 19.05.1995. Они могут иметь также статус субъекта малого предпринимательства.

Виды объединений

Общественные органы могут быть следующих видов:

  • Общероссийские, направленные на осуществление деятельности исходя из основных целей, имеющихся на территории РФ. Всероссийское общество также имеет структуру: организацию, отделение, филиалы, представительство.
  • Межрегиональные, осуществляющие деятельность исходя из целей на территории Российской Федерации. Данный вид также имеет собственную структуру в форме филиалов, объединений, представительств.
  • Районные, которые действуют с целями, прописанными в уставе на территории отдельного субъекта России.
  • Местные, ведущие деятельность исходя из целей, указанных на территории местных органов самоуправления.

К сведению, на территории России наиболее распространена общественная организация инвалидов.

Что такое общественная организация инвалидов

Всероссийская общественная организация инвалидов основана на соединении общественных объединений для ведения единой деятельности, защищающей общие интересы, отстаивающей права, позволяющей достигнуть уставные цели. Членами данного объединения могут быть юридические и физические лица.

Оно представлено следующей структурой:

  • Высшим руководящим органом, который представлен конференцией или общественным собранием инвалидов.
  • Постоянно действующим органом управления, представленным коллегиальным отделом, который подчиняется конференции, общему собранию.
  • Общественным объединением инвалидов, представленным лицами с ограниченными возможностями и людьми, которые действуют в их интересах, защищают права, обеспечивают одинаковые возможности с другими гражданами, решают общественные задачи, проблемы лиц, с нарушением ОДА (опорно-двигательного аппарата).

Особенность общественной инвалидной организации в том, что она должна состоять из маломобильных лиц, граждан, которые представляют их законные интересы, куда входят родители, опекуны, усыновители, попечители, участники войны. Их численность должна быть не меньше 80% от общего количества членов организации.

Цели объединения

Некоммерческая организация не имеет за собой цель извлечения прибыли, распределение прибыли между участниками объединения. В обязанности данного товарищества входит оказание:

  • Благотворительных услуг.
  • Социальных целей.
  • Культурных потребностей.
  • Образовательных услуг.
  • Управленческих, научных целей.
  • Духовных потребностей.
  • Защиты прав.
  • Разрешение конфликтов и споров.
  • Юридических услуг.
  • Других целей, которые позволяют достичь общественные блага.

Одним из видов благотворительности является помощь социального характера детям-инвалидам

Предоставляемые льготы

Законодательство РФ гарантирует ВОИ льготы, касающиеся уплаты федерального налога, пошлины, сбора и других платежей. Фонд обязательного медицинского страхования данные организации освобождает от внесения страховых взносов. Их прибыль не подлежит налогообложению в том случае, если уставной капитал состоит из вклада общественной организации инвалидов.

Если в объединении производят работы инвалиды, чья численность составляет 50% трудовых ресурсов, то налоговая ставка снижается наполовину. В том случае, когда половина получаемой прибыли направляется на социальные нужды, то организация полностью освобождается от налогов. К социальным нуждам относятся:

  • Медицинская помощь, в том числе предоставление лекарственных препаратов, средств передвижения, протезов, ортопедической помощи, санаторно-курортного обеспечения.
  • Обучение новым профессиям, создание нового рабочего места, оптимального условия труда, посредством использования индивидуального реабилитационного плана, работе с техническими средствами.
  • Участие в спортивных мероприятиях.
  • Социально-бытовая подготовка.
  • Оказание помощи в социализации детей-инвалидов.
  • Профессиональная переподготовка, предоставление транспорта с места работы и с работы домой.
  • Участие в программе «Доступная среда», благодаря которой удалось открыть беспрепятственный доступ инвалида к социальному объекту.
  • Благотворительная деятельность, которая осуществляется внесением 3% дохода от прибыли на нужды общественных организаций инвалидов. При этом прибыль, которая облагается налогом, уменьшается на сумму, принимающую участие в благотворительности.

Благотворительная деятельность – добровольные действия физических, юридических лиц, в ходе которых предоставляемые средства, имущество передаются нуждающимся гражданам. В данное понятие входит бескорыстное выполнение работы, предоставление помощи, оказание поддержки.

Определение льгот происходит посредством учета официально устроенных инвалидов, которые заключили трудовой договор, имеют трудовые книжки, хранящиеся на территории предприятия. Граждане с ограниченными возможностями, которые трудятся по совместительству, заключили договор подряда, не включаются в среднесписочную численность рабочих. Таким образом, предприятие лишается предоставляемых государством льгот.

Маломобильные лица, которые признаны медицинской комиссией нетрудоспособными, имеют запрещение на несение трудовой деятельности, состоят в штате организации, включаются в общую численность работников и дают перспективу на обладание льготным налогообложением на прибыль. Предусмотренные государством льготы не распространяются на доход, получаемый от производства, реализации товаров, изготовленных из подакцизного сырья, полезных ископаемых.


Перевозом инвалидов-колясочников занимаются некоммерческие объединения

Предоставляемая квота

Для инвалидов должна быть квота приема на работу, которая распространяется на работодателей, имеющих численность сотрудников не менее 35 человек. Коммерческие организации должны иметь 3% квотных мест, некоммерческие – 2%. В соответствии с трудовым законодательством установлено количество квоты в соответствии с численностью работников. Если на предприятии трудится до 600 человек, то это 2 квотных места, до 600 человек – 3 специальных места. До 1 тыс. человек – 4 рабочих места, свыше 1001 человека – должны предоставить 5 мест.

Преимущества инвалидных организаций

Опираясь на законодательство, инвалидные организации имеют ряд преимуществ, которые регламентирует положение 44 ФЗ. Ниже описаны льготы, имеющиеся у НКО. Преимущества предоставляются в следующих случаях. Закупка среди организаций и не только должна проводиться конкурсным способом. Исключением являются двухэтапные конкурсы, которые могут быть открытыми и закрытыми с ограниченным количеством участников. Исключение дается при наличии постоянного поставщика.

Закупка может проводиться в виде конкурса, аукциона, запроса предложений, котировок. Предпочтение отдается организации инвалидов. В этом случае предприятие получает следующие преимущества. Если потребитель выдвигает требования, то цена контракта может быть увеличена на 15%. Данное условие действует в том случае, если итоговые величины не будут превышать максимальные расценки контракта.

Организация, которая является заказчиком, обязана предоставить ценовую выгоду исходя из перечня услуг, работ, товаров. Под положение ФЗ 44 входят не все организации, использующие труд людей с инвалидностью. Данная статья действует только на официально оформленную организацию.

Перечень товаров и услуг

В реестр услуг и товаров для инвалидных организаций входят:

  • мясные полуфабрикаты;
  • овощные и фруктовые соки;
  • консервированные овощи;
  • хлебобулочные изделия;
  • сухарики, гренки, хлебцы;
  • минеральные, газированные воды;
  • дорожные пледы, одеяла;
  • постельное белье;
  • столовое белье;
  • туалетное белье;
  • занавески;
  • упаковочный материал;
  • хлопковые изделия;
  • мебельные изделия;
  • профессиональная одежда;
  • трикотажные изделия;
  • сумки, чемоданы, дорожные наборы;
  • деревянная тара;
  • санитарно-гигиенические изделия;
  • пластмассовая упаковка;
  • цементные, гипсовые изделия;
  • металлические изделия;
  • масляные фильтры;
  • подушки безопасности, ремни безопасности;
  • крепежные изделия;
  • брошюры, книги, листовки;
  • услуги перевода, санаторно-курортного лечения, спортивных объектов.


Некоммерческие организации имеют право на получение помощи от государства

Преимущества организациям инвалидов можно получить, если соблюдаются следующие рекомендации. Если на предприятии работают не менее половины сотрудников-инвалидов. Если в уставной капитал входят средства, являющиеся совокупностью денежных средств от всероссийской инвалидной организации. Лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности, труда, выплачивается не менее 25% от общей заработной платы.

Самое важное! Некоммерческие организации инвалидов должны наполовину состоять из сотрудников, имеющих ограничения по возможности ведения трудовой деятельности, иметь за собой цели, не связанные с получением материальной прибыли. В этом случае объединения могут рассчитывать на государственные меры поддержки.

Современный этап развития российского общества характеризуется активизацией деятельности граждан в рамках добровольных объединений с целью отстаивания своих социальных, политических, профессиональных и других интересов. В этой связи особую значимость приобретают общественные объединения инвалидов. В своей работе они напрямую руководствуются жизненными интересами, ценностями и приоритетами входящих в них людей, благодаря чему выступают наиболее подходящими представителями этой категории граждан в отношениях с другими институтами общества.

Согласно Конституции РФ, «каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст. 30). Названные конституционные положения конкретизированы во многих федеральных законах. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе.

В силу статьи 7 указанного Закона, общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  • ? общественная организация;
  • ? общественное движение;
  • ? общественный фонд;
  • ? общественное учреждение;
  • ? орган общественной самодеятельности;
  • ? политическая партия.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8).

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9).

Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (ст. 10).

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ст. 11).

Орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12).

Политическое общественное объединение - это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов (ст. 12.1).

Согласно ст. 33 Закона № 181 -ФЗ (о социальной защите инвалидов), общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, являются формой социальной защиты инвалидов. Государство оказывает таким общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Исходя из толкования содержащихся в законах норм, общественные организации инвалидов являются одной из организационноправовых форм общественных объединений. Такими признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях зашиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80% (ст. 33 Закона № 82-ФЗ).

Основная цель государственной поддержки общественных объединений инвалидов - создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на реабилитацию и самореализацию инвалидов, их интеграцию в общество, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, а также защиту их законных интересов. Исходя из смысла, целей и основных направлений политики в отношении инвалидов государственная поддержка общественных объединений инвалидов осуществляется на основе принципов:

  • ? приоритета общих гуманистических ценностей в деятельности общественных объединений инвалидов;
  • ? признания самостоятельности общественных объединений инвалидов и их неотъемлемого права и роли в разработке и реализации государственной политики в отношении инвалидов, в защите их конституционных прав и законных интересов;
  • ? признания необходимости государственной поддержки общественных объединений инвалидов и отнесения такой поддержки к приоритетным направлениям социальной политики государства;
  • ? непрерывного и комплексного характера государственной поддержки общественных объединений инвалидов;
  • ? равенства прав на государственную поддержку общественных объединений инвалидов;
  • ? содействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти физическим и юридическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки общественных объединений инвалидов.

В общегосударственном процессе решения проблем инвалидов их организации могут и должны выполнять специфические функции, которые государственные институты либо просто не в состоянии осуществить, либо будут это делать с гораздо меньшим эффектом. На таком разделении и взаимном дополнении и может быть основано социальное партнерство государства и организаций инвалидов в решении проблем людей с ограниченными возможностями.

К социальным функциям, которые осуществляют общественные объединения инвалидов, относят следующие:

  • ? непосредственная защита прав и интересов инвалидов;
  • ? обеспечение постоянной обратной связи между инвалидами и государственными органами, т.е. участие в гармонизации отношений инвалидов с государственной властью;
  • ? участие в информационном обеспечении нормативно-правовых проектов и государственных программ поддержки инвалидов;
  • ? адресная помощь инвалидам (членам организации) с использованием таких ресурсов, как труд добровольцев, частные и корпоративные пожертвования, доходы от собственной предпринимательской деятельности;
  • ? консультирование органов государственной власти на стадии выработки ими нормативно-правовых решений по проблемам инвалидов, непосредственное участие в планировании, разработке и экспертизе таких решений в качестве представителя будущих потребителей их результатов;
  • ? потребительская экспертиза, оценка уже действующих нормативно-правовых документов и государственных программ, затрагивающих права и интересы инвалидов;
  • ? выполнение роли субъекта инициативы законопроекта, который в максимально возможной степени заинтересован внедрить системно правовую базу в области социальной защиты инвалидов;
  • ? общественный контроль над соблюдением принятых правовых актов по проблемам инвалидов.

Спектр общественных объединений инвалидов очень многообразен, поэтому существуют подходы к их классификации по различным критериям: по интересам, целям, признаку ведущего вида деятельности, критерию их организационных структур и т.д. Так, при учете по территории, на которой распространяется деятельность общественного объединения инвалидов в соответствии с их уставами, можно выделить всероссийские объединения, региональные (областные, краевые, республиканские) и местные (районные, городские), а также некоторое количество межрегиональных объединений.

По критерию отношения к государственной социальной политике и реализующим ее учреждениям выделяют три группы общественных объединений инвалидов. К первой относятся проправительственные объединения, деятельность которых тесно связана с государственной линией и которые наиболее часто пользуются государственной помощью. К ним вполне можно отнести Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых. Всероссийское общество глухих, региональные советы ветеранов войны, труда, правоохранительных органов и др. Другую группу составляют общественные объединения, выступающие с инициативами без поддержки органов государственной власти, защищающие права инвалидов в сложных, спорных ситуациях. Третья группа - общественные объединения инвалидов, нейтрально относящиеся к государственной социальной политике и политике вообще, занимающиеся оказанием социальной помощи инвалидам (обычно поддержка небольшой группы инвалидов) за счет собственных средств и усилий.

Наиболее разнообразна классификация общественных объединений инвалидов по уставным задачам. Здесь можно выделить отдельные виды деятельности и их комплексы. Например, существуют задачи правовой защиты, когда общественное объединение поддерживает инвалидов в защите их прав; задачи гуманитарного плана, при которых общественное объединение занимается сбором и распределением гуманитарной помощи инвалидам; задачи социального обслуживания, когда объединение предоставляет инвалидам социальные услуги; задачи производственного плана, при которых общественное объединение создает и обслуживает предпринимательские структуры с участием труда инвалидов.

Таким образом, общественные объединения инвалидов в России выполняют разнообразные общественные задачи и осуществляют социальную поддержку инвалидов.



Похожие статьи