Духовная сфера общества. Что такое духовная сфера общества

16.10.2019

В социальной системе существуют направления, которые были названы сферами общества. Такие сферы являются значимыми и устойчивыми подсистемами, которые отражают определенные стороны жизни каждого человека. Ниже мы рассмотрим, как выглядят ключевые сферы общественной жизни и с чем они связаны. А также мы подробно разберем, что представляет собой духовная сфера.

Эта информация поможет студентам или школьникам подготовить тематический доклад на данную тематику и выбрать подходящие картинки, которые могли бы наглядно представить примеры элементов духовной сферы.

Сферы общественной жизни

Социальная система включает в себя определенные составляющие. К ним относятся как социальные субъекты, так и прочие образования, которые называются сферами общественной

жизни. Наше общество - невероятно сложная организованная система жизнедеятельности . И как прочие сложные системы оно включает в себя подсистемы, то есть сферы.

Под общественными сферами понимается та или иная совокупность устойчивых отношений между субъектами социальной системы. Каждая из них - это определенная устойчивая и крупная, а также относительно автономная подсистема деятельности.

Независимо от направленности, она включает в себя следующее:

  • ту или иную человеческую деятельность (она может быть связана с религией, политикой, образованием и т. д.);
  • социальные институты (работу, школу, церковь, политическую партию и т. д.);
  • сложившиеся отношения одного человека с другими, которые складываются в процессе его деятельности, в частности, при распределении и обмене в экономической сфере.

Выделяются четыре ключевые сферы общественной жизни людей:

  • социальная (согласно ей люди отличаются по национальностям, классам, народам, возрастным категориям и т. д.);
  • экономическая (рассматривает производственные отношения между людьми и производительные силы);
  • политическая (общественно-политические образования, партии, государство и т. д.);
  • духовная сфера (образование, наука, мораль, религиозные отношения и т. д.).

Также следует понимать, что человек одновременно может быть включенным в разные сферы и поддерживать или не поддерживать отношения с другими людьми в зависимости от своих взглядов, убеждений и социальных факторов. Сферы нельзя называть пространством, где люди живут обособлено, они плотно пересекаются друг с другом. Человек занимает центральную позицию по отношению ко всем сферам и вписан в них одновременно.

Духовная подсистема социума

Подробное изучение духовной составляющей нашего общества невозможно без выделения ее структурных элементов (форм общественного сознания), о которых мы расскажем чуть ниже. Они отличаются друг от друга как по содержанию , так и по методу познания объектов, а также по времени появления в процессе развития, но при этом они по-своему определяют духовное направление общественной жизни каждого человека.

Духовное начало является одним из направлений жизни, отражающим специфику следующих отношений между людьми:

  • интеллектуальных;
  • нравственных;
  • идеологических.

Каждый вид таких отношений возникает в процессе освоения, восприятия, производства или передачи духовных ценностей.

Данную сферу следует рассматривать в качестве нематериальной и целенаправленно организованной. В отличие от материальной, она не связана с удовлетворением осязаемых потребностей человека .

Отличия нематериальных потребностей от материальных

Материальная сфера человеческой жизни непосредственно связана с тем, что мы удовлетворяем свои осязаемые потребности, включая базовые и не только, например:

  • потребность в пище;
  • в одежде;
  • в транспорте и прочее.

А вот духовная направлена на постижение других ценностей. Благодаря ей можно развивать свое мировоззрение и сознание, а также нравственные качества.

Духовные потребности противоположны материальным. Они не заложены биологически, как, например, потребность в питании. Формирование и развитие духовных нужд возникает в процессе становления личности человека и его социализации.

Естественно, можно прожить и без удовлетворения данных нужд , но тогда человек будет жить, как животное, удовлетворяя лишь базовые потребности.

А вот духовные потребности человека можно удовлетворить, если осуществлять соответствующую деятельность - познавать, творить и не только. Эта деятельность направляется на изменение общественного и индивидуального сознания и проявляется в следующем:

  • в воспитании;
  • в образовании;
  • в самообразовании;
  • в религии;
  • в творчестве;
  • в искусстве.

Сама духовная деятельность бывает двух видов:

  • производящей;
  • потребляющей.

Производство в данном контексте - это развитие и формирование мировоззрения человека, его сознания и духовных качеств. Продукты такого производства следующие:

  • теории;
  • ценности;
  • духовные отношения между людьми и их духовный мир;
  • идеи;
  • художественные образы.

Ключевыми механизмами производства являются искусство, религия или наука.

А под духовным потреблением понимается потребление продуктов религии, искусства или науки. Здесь может идти речь о приобретении новых знаний, посещении музеев, концертов или театров, и многом другом.

Духовное начало в социуме производит, хранит и распространяет такие виды ценностей, как:

  • эстетическую;
  • научную;
  • нравственную;
  • правовую и т. д.

Сфера умеет охватывать разные уровни и формы общественного сознания: право и религию, науку и эстетику, и многое другое.

Элементы духовной сферы

Итак, что входит в духовную сферу? В ней присутствует несколько важных элементов. Ее ключевые составляющие такие:

  • Мораль - она объединяет существующие поведенческие нормы, которые основаны на представлениях о хорошем или плохом, правильном или неправильном. Мораль - это категория, которая существовала еще в самом начале развития общества, потому что правила, регулирующие ключевые ценности общества, способны регулировать любые социальные связи.
  • Религия - говоря научным языком, это форма восприятия окружающей среды, которая основана на вере в высшие силы. Религиозные люди чувствуют связь с такими силами. Каждая религия имеет свои установленные нормы и поведенческие модели.
  • Наука - под данным понятием, с одной стороны, подразумевается совокупность знаний о мире, а с другой - деятельность, направленная на их аргументацию, выработку и систематизацию. Научное познание объективно и способно отражать разные явления и закономерности так, как они существуют вне человеческой воли.
  • Образование - этот процесс подразумевает передачу и усвоение знаний, в процессе которого человек получает те или иные навыки и умения. Благодаря образованию развивается ум и чувства, формируется собственное мнение личности, а также определенные ценности и мировоззрение. При отсутствии базовых знаний человек не сможет полноценно ощущать себя членом социума и общаться с другими.
  • Искусство - в широком понимании это понятие означает мастерство, создающее продукты, способные доставить эстетическое удовольствие. С его помощью выражаются те или иные идеи, или эмоции. Посредством авторского мастерства в определенной форме передаются чувства, представления или мысли.
  • Культура - она формируется благодаря духовным ценностям и достижениям общества. Именно на их основе создаются культурные обычаи того или иного народа. Поскольку у разных наций историческое прошлое разное, то и формируются они по-разному.

Взаимосвязь подсистем социальной структуры

Мы уже говорили ранее, что все общественные сферы тесно переплетены друг с другом. Если взглянуть на историю наук, посвященную обществу, то можно отметить, что в разные эпохи та или иная направленность считалась господствующей. Например, в Средневековье духовная сфера, а именно религиозность, была наиболее значимой частью общественной жизни. В период Просвещения главенствующими понятиями были наука и нравственность .

Однако на самом деле элементы всех этих подсистем тесно связаны друг с другом. В частности, определенные экономические отношения непосредственно влияют на строение социальной структуры. То, какое место занимает человек в социальной иерархии, непосредственно влияет на его политические и культурные взгляды и многое другое. А экономические отношения зависят от правовой системы, которая нередко формируется на основании духовности народа, его религиозных и моральных традициях.

Социальные системы имеют сложный характер, они динамичны и переменчивы.

Если говорить непосредственно о духовности в жизни общества, то ее ключевая цель - это положительные перемены в индивидуальном и общественном сознании. Постоянное обогащение социума в целом возможно только тогда, когда каждый в отдельности будет повышать свой уровень духовности.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Духовная сфера
Рубрика (тематическая категория) Социология

Духовная сфера - это область создания и освоения духовных блаᴦ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Духовные ценности главный элемент духовной сферы - существуют в виде идей и материально воплощаются в виде языка, произведений искусства и т.д.

производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности Правда, эти ценности так или иначе материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей, в книгах, картинах, скульптурах или же в современных электронных носителях информации. Но всœе же главное в этих предметах - не их материальная сторона, а их духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

Духовная сфера включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища и т. д. У этой сферы три главные задачи . Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях , т. е. создавать авангардные технологии, проекты космических кораблей, расшифровывать старинные тексты, описывать законы всœелœенной и т. д. Образование призвано передавать открытые учеными знания последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты, новейшие программы и методики преподавания, готовятся квалифицированные преподаватели.

Культура призвана создавать вненаучные , а именно - художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает основой духовной культуры любого общества.

Целое, как учил Аристотель, должна быть понято только как нечто большее, нечто иное, чем простая сумма составляющих его частей . По этой причине чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого. Это следующие свойства:

Самодеятельность;

Самоорганизация;

Саморазвитие;

Самодостаточность. - это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать всœе необходимые условия собственного существования, производить всœе потребное для коллективной жизни.

Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей. Ни один из указанных выше типов социальной деятельности не может функционировать самостоятельно, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить в одиночку, обеспечить себя всœем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом. Лишь совокупность всœех видов деятельности, всœе вместе взятые и взаимосвязанные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему - продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать всœе необходимые условия для своего существования

Хорошо прослеживается связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который принято называть ʼʼРусская Правдаʼʼ, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле.

Что касается социальной сферы , то и здесь можно говорить о ее прямой зависимости от развития материальной сферы , где создается общественное богатство - строятся школы, жилые дома, больницы, санатории и дома отдыха, производятся одежда, обувь, продукты питания, медикаменты, т. е. всœе, что служит удовлетворению первичных и самых важных потребностей людей. При этом состояние социальной сферы тоже влияет на материальное производство, ибо от нее зависит духовное и физическое самочувствие людей, уровень их воспитания и образования и, следовательно, подготовленности к работе в материальном производстве.

Духовная сфера - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Духовная сфера" 2017, 2018.

  • - Духовная сфера жизни общества. Общественное сознание, его структура и закономерности развития.

    Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной, ибо именно здесь воочию рождается и реализуется то, что отличает человека от других живых существ - дух, духовность. Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными и... .


  • - Духовная сфера

    Структура политики Политическая сфера Политика (греч. рolitike – полисный, общественный) -) (в широком смысле) – постановка целей и программа по их достижению; -) (в узком смысле) – сфера целенаправленных отношений между людьми, целью которой является: --)... .


  • - Духовная сфера

    Политическая система Экономика ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ДИССИДЕНТСКОМ ДВИЖЕНИИ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СССР (1953-1964 гг.) ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (1953-1964... .


  • - Духовная сфера.

    Политическая сфера. 1.3.1. Без отмены крепостного права оказалось невозможным укрепить и усовершенствовать государственную систему управления,кризис которой, после правления Николая I, стал очевидендля наиболее просвещенной и патриотически мыслящей части...

  • Духовная сфера жизни общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека.

    Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры.

    Основными критериями сферы духовной жизни общества являются: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества, а также мера развитости образования, воспитания, науки, информационной жизни общества, искусства, практическая реализация свободы совести граждан.

    Духовная сфера жизни общества предназначена для воспроизводства индивидуального и общественного сознания, духовных ценностей личности и общества, для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.

    Структуру сферы духовной жизни общества можно представить, как и других сфер, многопланово. Наиболее распространенным подходом является выделение относительно самостоятельных процессов духовной жизни, обладающих своим предназначением, содержанием и способами реализации. В духовной жизни выделяются:

    Процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; личностного и общественного мировоззрения через удовлетворение потребностей и интересов по их развитию;

    Научная жизнь;

    Художественно-эстетическая жизнь;

    Образовательно-воспитательный процесс в обществе;

    Духовно-нравственная жизнь;

    Функционирование религии, свободомыслия и атеизма;

    Информационная жизнь общества.

    Мораль в структуру духовной жизни общества включается определенной стороной: процессами осмысления роли и значения нравственности, ее категорий, норм и принципов для функционирования духовной жизни.

    Основные функции духовной жизни общества: а) Общие : воспроизведение индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная и др. б) Видовые : научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.

    Рассмотрим некоторые элементы содержания духовной жизни общества.

    Наука характеризует сферу духовной жизни с точки зрения роли в ней эмпиризма и рациональности, процесса добывания, хранения, востребования и использования научно-теоретического знания.


    Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и самом познании, на открытие объективных законов и существенных характеристик бытия.

    Типовая структура науки как явления духовной жизни общества - единство научного сознания, институтов науки и деятельности ее субъектов. Поэтому объективно-истинное знание, полученное вне науки, не включается в содержание науки, а составляет сферу обыденно-практического или рационального, абстрактно-логического вненаучного знания.

    Распространенной классификацией наук считается признание трех больших групп: науки о природе - естествознание; науки об обществе - обществознание или социальные, гуманитарные науки; науки о технике - технические науки. Науки о человеке можно выделить в особую группу - антропологию, или включать в естественные, общественные, а также в технические науки.

    Науки классифицируются также на фундаментальные (преимущественно теоретические) и прикладные (нацеленные на достаточно быстрое применение научных знаний в практической деятельности).

    Особенности научного знания:

    1.Оно отражает закономерное, существенное, качественное в материальном мире.

    2. Это систематизированное, концептуальное (теоретическое) знание, выраженное системой понятий, суждений, учений.

    3. Научное знание – в основном истинное знание в единстве объективно-субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного. В науке возможны также заблуждения и ложное знание.

    4. Оно предназначено для воплощения в сложной практической жизнедеятельности людей.

    5. Это знание, полученное на основе специальных методик и средств (приборов).

    6. Научное знание обладает доказательностью.

    Художественно-эстетическая жизнь общества состоит в образно-творческом воспроизведении жизни людей, неживой и живой природы в формах художественного образа с помощью категорий возвышенного, прекрасного, совершенного, трагического и комического, серьезного и игрового, а также низменного, безобразного, несовершенного. Она включает в себя искусство, народную художественную культуру, элитарную и массовую культуру, различные художественные субкультуры.

    Художественная культура изучается специальной наукой - эстетикой. Отражение в сознании людей и осмысление художественной культуры как непосредственно, так и с помощью эстетики формирует у них эстетическую культуру. Эстетическая культура - это состояние сознания, мировоззрения и всего духовного мира субъекта, которое воспроизводит художественную культуру и определяет меру включенности субъекта в мир искусства, народной и иной культуры. Признаки эстетической культуры личности: художественно-эстетические знания; эстетические потребности и интересы; эстетический идеал; эстетический вкус; эстетические переживания; эстетические чувства; художественно-эстетические качества и др.

    Главным элементом художественно-эстетической жизни общества выступает искусство. Это вид профессиональной художественно-эстетической деятельности по воспроизводству, распределению и потреблению ценностей искусства. Оно характеризуется авторством, стилем и направленностью художественного творчества. Искусство отличается, например, от народной художественной культуры, которая развивается стихийно, в ней нет, как правило, конкретных авторов, она не специализируется и не составляет средство получения благ ее анонимными авторами, не предназначена для вознаграждения.

    Структура искусства: архитектура; изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика и др.); художественная литература; музыка; хореография; театр; кино; эстрада; аудио-видеоискусство; компьютерное, в том числе виртуальное, искусство, прикладное искусство и др.

    В характеристике основных понятий художественной культуры (искусства), следует обратить внимание на категории эстетики: художественный образ; художественная форма; прекрасное и безобразное; возвышенное и низменное; трагическое и комическое.

    Религия является одной из древнейших и основ­ных (наряду с наукой, образованием, искусством) форм духовной культуры. В современной теории попу­лярно определение религии, исходящее из призна­ния ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности рели­гии: религия есть система догм, символов веры и культа, в основе которых находится важность почитания божественного, признание священного и святого; религия также есть одна из свойственных духовной культуре форм приспособле­ния человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей верой в сверхъестественное и ожиданием от него воздаяния.

    Основой религии является вера в особое сверхъестественное. В вере обна­руживаются важнейшие особенности, определяю­щие место религии в отношениях человека и бытия. Религиозная вера складывается из: 1) собственно веры, т. е. убеждения в правильности основ религиозного учения; 2) знания о наиболее существенных положениях ве­роучения; 3) признания и следования нормам нравственно­сти и культа, содержащихся в религиозных требованиях к человеку; 4) соблюдения норм и требований, предъявляе­мых к повседневной жизни верующего человека.

    Существуют различные типы религии: монотеи­стические (основанные на вере в единого Бога) и по­литеистические (исповедующие многобожие); ри­туальные - с акцентом на выполнение определенных культовых действий; религии спасения, признаю­щие главным в вероучении догмы об особом образе жизни человека, его посмертной судьбе. Важную роль играют национальные религии, распространенные среди представителей одной или родственных наций, а также племенные религии. К национальным религиям относят синтоизм (японцы), конфуцианство (китайцы), иудаизм (евреи) и др. Существуют многочисленные религиозные секты, а также так называемые «живые» религии, псевдорелигиозные объединения. Наиболее распространены и многочисленны по своим последователям мировые религии. Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в VI-V вв до н. э.).

    О роли мировых и других религий в современном мире гово­рят следующие данные.

    1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из сущест­вующих мировых религий. Подсчитано, например, что сторонниками христианства сегодня являются 1,99 млрд. человек, ислама – 1,19 млрд. человек, буддизма – 359 млн. человек.

    2. В ряде стран мира религиозные объедине­ния отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на жизнь современного обще­ства остается значительным. Ряд государств призна­ет одну из религий государственной и обязательной.

    3. Многие религии являются источниками нравственных и художественно-эстетических ценностей и норм, регулируют повседневную жизнь людей, хра­нят принципы общечеловеческой морали. Роль таких рели­гий в возрождении и приумножении культурного на­следия, приобщения к нему людей весьма значительна.

    4. К сожалению, религиозные противоречия про­должают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, фактором разъеди­нения и противоборства. Религиозный агрессивный фанатизм гу­бителен, он противостоит культуре, общечеловече­ским духовным ценностям, интересам человека.

    Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать ника­кой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними».

    Свобода совести, таким образом, оставляет за че­ловеком выбор между религиозной верой и атеиз­мом. Любой выбор свободы совести не является основанием оценки качеств личности с заранее заданным результатом: верующий – значит плохой, верующий – значит хороший и т. п. Оценка личности осуществляется по проявлению ее качеств на практике – в поведении, общении, деятельности.

    Главное в понимании свободы совести как правовой нормы Российской Федерации состоит в том, что ее реализация представляет личное, частное дело каждого человека. Это одно из естественных, неотчуждаемых и не ограничивающихся ничем и никем прав личности.

    Свобода совести, таким образом, включает три свободно выбираемых человеком варианта ориентированности своего мировоззрения и личной позиции:

    Верить в любую религию, свободно выбирать вероисповедание;

    Не верить ни в какую религию, придерживаться атеистических взглядов и убеждений;

    Свободно, без преследований, осуществлять критику любой религии или атеизма на основе взаимоуважения и толерантности.

    Следует обратить внимание на то, что иногда духовность человека понимается или объясняется как только или именно религиозная духовность. Данная трактовка является односторонней. Она не согласуется с принципом свободы совести и однозначно ориентирует мировоззрение, духовный мир человека на религиозность, причем, как правило, конкретного характера. Духовность человека – состояние его сознания, характер и направленность мировоззрения, совокупность социальных качеств.

    Духовная сфера жизни общества играет немаловажную роль в его развитии. В первую очередь, она способна формировать ценности, взгляды, стереотипы и даже мировоззрение многих людей, что значительно влияет на характер общества: будет ли оно прагматичным, циничным, милосердным, жестоким, словом, какие духовные направленности будут царить в нем, зависит именно от этой области жизни социума.

    Если люди будут видеть в качестве примеров жестокое или равнодушное поведение, естественно, они станут перенимать его. В этом заключается одна из основных и направлений в искусстве - воспитательная.

    Что такое духовная сфера

    Прежде всего следует отметить, что духовность понимается социологией и культурологией как объединяющее начало в обществе, которое представлено традициями и моральными ценностями, отражающимися в религиозных учениях и образах искусства. Если ее рассматривать с индивидуальной позиции, тогда духовность идентифицируется с совестью, которая укрепляется с помощью проповедей и идейно-воспитательных работ.

    Таким образом, духовная сфера - это те области, в которых люди, взаимодействуя, обретают и совершенствуют свое представление и отношение к миру. Самыми распространенными ее «представителями» являются образовательные учреждения, театры, филармонии, религиозные сооружения.

    Духовная сфера: виды

    Эту сферу можно разделить на три обширных области, которые между собой отличаются не только предметами, но и методами, с помощью которых общество обогащается и знаниями.

    Научная духовная сфера. Здесь научное познание позволяет определять закономерности мира. Для этой области характерны абстрактно-логические формы понятий, с помощью которых представляется и осмысливается информация.

    Наука выполняет несколько важных функций:

    • познавательную;
    • прогностическую;
    • объяснительную;
    • мировоззренческую.

    Для этой области духовной сферы характерны систематичность и логичность; основной критерий, который отличает ее от остальных областей - объективность.

    Эта форма мировоззрения складывалась на протяжении долгого периода, поэтому ее относят к исторической. Религию можно рассматривать как мост между материальным и духовным: с одной стороны, она обладает рядом принципов и традиций, а с другой, характерными материальными атрибутами: символами, определенной формы зданиями, кроем одежды служителей и пр. Когда в обществе отсутствует религия гармонизирует его. С помощью религии формируется социальное мировоззрение, которое направлено на созидание, а не разрушение: наставления растить детей, быть добрыми и честными, советы о взаимопомощи характерны практически для всех религий и полезны для любого социума.

    Религия как социальный институт выполняет такие функции:

    • компенсаторную;
    • регулятивную;
    • интегративную;
    • коммуникативную.

    В настоящее время религии нуждаются в большей поддержке общественности, чем когда-либо: с развитием науки утрачивается вера людей, и влияние религии на их действия уменьшается.

    Искусство как духовная сфера. Здесь основным способом передачи смысла выступают выраженные в словесной или изобразительной форме. Творения создаются профессионалами - художниками, скульпторами, литераторами, и они способны придать форме эстетический вид.

    Искусство выполняет ряд функций:

    • познавательную;
    • воспитательную;
    • эстетическую.

    Искусство как часть духовной сферы имеет социальное содержание: так, в кризисные периоды происходила его дегуманизация, а, например, при наблюдалась трансформация искусства в орудие политики.

    Духовная сфера общества.

    1. Специфика духовной сферы общества.

    2. Особенности духовного производства.

    3. Наука как вид духовного производства.

    4. Искусство как вид духовного производства.

    5. Религия как вид духовного производства.

    1.Духовная сфера общества – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете). Духовная сфера – это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

    Элементы духовной сферы общества:

    · духовные потребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия

    · духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат

    · духовное потребление

    · духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений.

    · духовное производство

    2.Духовное производство – деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре.

    При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Духовное производство– производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи и теории, ценности, духовные общественные отношения и сам человек как духовное существо.Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.Духовное производство в отличие от материального носит всеобщий, общественный характер, продукты духовного производства доступны всем. Пятью хлебами не накормишь тысячу, а пятью идеями или шедеврами искусств можно удовлетворить духовные потребности миллиона людей. Однако следует заметить, что само производство духовных ценностей всегда индивидуально. Примером может послужить то, что нобелевские премии в науке коллективам авторов не присуждаются. В целом, большие открытия и творения делают одиночки, ведь творчество всегда уникально и индивидуально. Творчество – основная сила духовного производства, в то время как в материальном производстве таких производительных сил множество (сырье, машины, рабочие руки, дороги и пр.). Духовная деятельность самоценна, обладает значимостью нередко безотносительно к результату. Так искусство существует ради искусства. В отличие от материальной деятельности, для которой ценно не создание, а обладание благами, в духовной деятельности ценно само создание. Функции духовного производства: 1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

    Виды духовного производства:

    2. Искусство.

    3. Религия.

      Наука как вид духовного производства. Наука 1) система знаний; 2) социальный институт.

    Наука – систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира.

    Основные признаки научного познания:

    • Систематичность и логичность
    • Наличие идеализированных объектов
    • Необходимость методов, методологии и средств научного познания
    • Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания
    • Наличие особого языка науки
    • Строгость и объективность открываемых истин
    • Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки

    Функции науки:

    • Познавательная
    • Объяснительная
    • Практически-действенная (наука дает метод по преобразованию мира, а также служит внедрению технологий и созданию техники)
    • Прогностическая (например, предвидение природных аномалий)
    • Мировоззренческая
    • Функция социальной памяти

    Дифференциация и интеграция научного знания.

    Дифференциация науки – процесс, связанный с возрастанием числа специальных наук, становлением новых научных дисциплин, формированием новых научных направлений, подходов, концепций, теорий. Если во времена Аристотеля наука едва ли делилась на 20 областей знаний, то сейчас это деление не знает границ. Этому во многом способствовало открытие микроскопа и телескопа. Физика разделилась на механику, оптику, электродинамику, статистическую механику, термодинамику, гидродинамику и т.д. Появляются и новые науки, например, генетика. Дифференциация приводит к прогрессирующей специализации научных работников, отсутствию взаимопонимания представителей различных научных направлений и дисциплин, что не способствует прогрессу науки.

    Интеграция науки – процесс, связанный с объединением наук на основе единства различных уровней и фрагментов универсума. Многие науки, например, химия, физика, астрономия и пр. объединяются на основе изучения элементарных частиц . Интеграция проявляется как:

    · Организация исследований «на стыке» смежных научных дисциплин

    · Разработка «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, компьютерный эксперимент)

    · Поиск «объединительных» теорий и принципов (например, теория эволюции)

    · Разработка теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (кибернетика, синергетика)

    · Комплексный характер решения проблем

    Дифференциация и интеграция – две взаимодополняющие тенденции в науке.

    4. Искусство – такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

    Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта (наскальные рисунки). В классовом обществе искусство становится самостоятельным.

    Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества. Конец XIX в. – начало XX в. характеризуется «дегуманизацией искусства» (термин Ортеги-и-Гассета) – дистанцированием от реальности, изгнанием из искусства непосредственности чувств, всего человеческого, живого. Искусство становится бесчеловечным, отвлеченным, холодным и ироничным. Дегуманизация затронула и все другие сферы общественной жизни.

    Другой пример социального характера искусства – тоталитарное искусство XX века. Ярким примером является направление соцреализма в СССР, которое считалось главной и единственно правильной формой искусства. Тоталитарное искусство становится орудием политики, власти, идеологии. Государство монополизирует и контролирует деятельность художников, все не признанные официальными стили искусства запрещаются.

    Функции искусства:

    1. Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.

    2. Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.

    3. Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.), что Аристотель назвал катарсисом (очищением души). Также оно формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком, прививающее ему чувство прекрасного.

    5.Религия – это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им в повседневной жизни – растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу. Религия и религиозные мистерии, культы, таинства – форма социализации, приобщающая к традициям той или иной культуры.

    Будучи социальным институтом, религия имеет определенную структуру:

    1. Религиозное сознание, включающее: а) религиозную идеологию – систему религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа; б) религиозная психология – совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания.

    2. Религиозный культ – совокупность символический действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. В качестве культа выступают обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, обряды, молитвы и пр. Главная функция религиозного культа – доведение до сознания верующих определенных религиозных идей, смыслов.

    3. Религиозные организации – объединения последователей определенной религии и возникновение на этой основе общности верований и обрядов. Главной религиозной организацией выступает церковь – автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями (клиром). Религиозными организациями могут быть и секты – объединения верующих, порвавших с той или иной официальной церковью, изменивших основы ее вероучения и культа или противопоставивших себя господствующему религиозному течению. В сектах, как правило, отсутствует жесткое деление на священнослужителей и мирян, активно ведется миссионерская деятельность.

    Функции религии как социального института:

    1. Компенсаторная , состоящая в религиозном снятии социальных конфликтов. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе, социальное неравенство превращается в равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «Царством Небесным». Компенсаторная функция особенно отчетливо проявляется в покаянии и молитве. При их совершении наступает особое психическое состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности).

    2. Регулятивная – религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей.

    3. Интегративная – через общность мыслей, действий, чувств верующих религия способствует единению и стабильности общества, а также становлению нового.

    4. Коммуникативная – религия способствует расширению возможностей и потребностей людей к общению.



    Похожие статьи