Биография, подвиг и интересные факты. Чем знаменит Иван Сусанин? Иван Сусанин: биография, подвиг

16.10.2019

Семнадцатый век в истории России открывается трагедией Смуты. Это был первый страшный опыт гражданской войны, в которую оказались вовлечены все слои русского общества. Однако с 1611 г. гражданская война в России стала приобретать характер борьбы против иноземных захватчиков, за национальную независимость. Второму ополчению под руководством Минина и Пожарского суждено было стать спасителем российского государства. В феврале 1613 г. самый представительный за всю историю своего существования земский собор провозгласил новым царем Михаила Федоровича Романова. С этим событием и связан подвиг Ивана Сусанина - спасителя основателя новой русской династии Романовых.

Действительно, подвиг Ивана Осиповича Сусанина - крестьянина села Домнино Костромской области стал неотъемлемой частью русской истории. Однако единственным документальным источником о жизни и подвиге Сусанина является жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он даровал в 1619 г., «по совету и прошению матери» крестьянину Костромского уезда «Богдашке Сабинину половину деревни Деревищ, за то, что его тесть Иван Сусанин, которого «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти». Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 г. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и передавались из рода в род. Согласно преданию в марте 1613 г. один из польских отрядов, изгнанных из Москвы, прорвался в Костромской уезд и искал проводника, чтобы попасть в село Домнино - вотчину Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович. Придя в Деревеньки (в 3 км от села Домнино), интервенты ворвались в избу Сусанина и потребовали указать им дорогу. Сусанин намеренно завел вражеский отряд в непроходимые места (ныне «Сусанинское болото»), за что был поляками убит. Погиб и весь польский отряд. Тем временем царь, предупрежденный зятем Сусанина - Богданом Сабининым, укрылся в Костроме в Ипатьевском монастыре.

Память о патриотическом подвиге Сусанина сохранилась не только в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг как идеал народной доблести и самопожертвования оказался востребован и в ходе событий Отечественной войны 1812 г., сопровождавшейся крестьянским партизанским движением. Неслучайно в том же 1812 г., на волне патриотического подъема, М.И. Глинка создает оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Образ крестьянина-патриота, отдавшего жизнь за царя, вполне вписывался в официальную идеологическую доктрину «православие, самодержавие, народность» и именно поэтому особенно стал востребован в царствование Николя I. В 1838 г. им был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанина и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения». Его подвиг нашел отражение во многих произведениях художественной литературы, а Н.В. Гоголь отмечал: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным». Изображен Сусанин и на известном памятнике «Тысячелетие России» Михаила Микешина. Правда, после революции 1917 г. имя Сусанина попало в разряд «слуг царей», а памятник в Костроме был варварски уничтожен. Однако в конце 1930-х гг., в связи с формированием сталинской политико-экономической и идеологической системы, о его подвиге вновь вспомнили. Героя «реабилитировали». В 1938 г. вновь началось возвеличивание Сусанина как героя, отдавшего жизнь за Отчизну. В 1939 г. в Большом театре была возобновлена постановка оперы Глинки, правда с другим названием и новым либретто. В конце лета 1939 г. в честь Сусанина был переименованы районный центр и район, на территории которого он жил и погиб. Особенно «связь времен» стала востребована в годы Великой Отечественной войны. Так, например, в 1942 г., 83-летний крестьянин Матвей Кузьмин, повторил его подвиг. В Куракино, родной деревне Матвея Кузьмина, квартировал батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии (всем известная «Эдельвейс»), перед которым в феврале 1942 г. была поставлена задача произвести прорыв, выйдя в тыл советским войскам в планирующемся контрнаступлении в районе Малкинских высот. Командир батальона потребовал у Кузьмина выступить проводником, пообещав за это денег, муки, керосина, а также охотничье ружье марки Зауэр «Три кольца». Кузьмин согласился. Предупредив через 11-летнего внука Сергея Кузьмина воинскую часть Красной Армии, Матвей Кузьмин долго водил немцев окольной дорогой и наконец вывел вражеский отряд к засаде в деревне Малкино под пулемётный огонь советских воинов. Немецкий отряд был уничтожен, но сам Кузьмин был убит немецким командиром.

История нашей цивилизации знает немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнь во имя своих идеалов. Один из таких людей хорошо известен каждому из нас. Это Иван Сусанин. Менее известно, что до сих пор нет твердых доказательств того, что он совершал то, что ему приписывают. Но попробуем разобраться.

Итак, согласно традиционной версии костромской крестьянин Иван Осипович Сусанин зимой 1613 года пожертвовал своей жизнью ради спасения царя Михаила Романова. Якобы он завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен поляками.

Вот, что можно прочесть об этом в Большой Советской Энциклопедии: «Сусанин Иван (умер 1613), герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в начале 17 в. Крестьянин с. Деревеньки, близ с. Домнино Костромского уезда. Зимой 1612-13 С. был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до с. Домнино — вотчины Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович. Сусанин намеренно завёл отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен»

Но, пожалуй, пора переходить от художественного вымысла и распространенных заблуждений к исторической правде. А она, как обычно, не столь романтична.

Царь Михаил Романов.

Начнем с того, что в то время царем Михаил Романов еще не был. Это заблуждение. Свое согласие Великому Земскому Собору короноваться на Царский престол он дал 14 марта 1613 года, а Сусанин свой подвиг совершил согласно официальной версии зимой 1613 года.

Что же касается самого Ивана Сусанина, то некоторые исследователи даже сомневались в том, что таковой человек существовал на самом деле. Большинство же историков склонны считать, что Иван Сусанин вполне реальный исторический персонаж.

И все было бы замечательно, да только вот в польских ар­хивах нет никаких подтвержде­ний тому, что хоть какая-то воин­ская часть пропала без вести в районе Костромы. Более того, нет каких-либо данных о том, что в то время поляки вообще там бывали.

Да и Михаила Романова спасать не было никакой необходимости, в то время, когда его якобы искали поляки, будущий царь вместе с матерью находился в хорошо укрепленном Ипатьевском монастыре близ Костромы под охраной сильного отряда дворянской конницы. Да и в самой Костроме войска было не мало. Чтобы хоть как-то покушаться на жизнь царя нужно было иметь приличную армию, которой поблизости не было и в помине.

Другое дело, что вооруженных разбойничьих шаек самого разного толка в округе шаталось изрядное количество. Но, естественно, царю никакой угрозы они не представляли. А вот крестьянин Иван Сусанин очень даже мог быть жертвой этих разбойников. Так, по мнению С.М. Соловьева, Сусанина замучили «не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники». А Н.И. Костомаров, тщательно изучивший легенду о Сусанине писал: «В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится новоизбранный царь Михаил Федорович, — остается под сомнением…»

Возможно, поводом для возникновения мифа о подвиге Сусанина, послужила реальная история, о которой упоминает в своих воспоминаниях польский офицер Маскевич. Он пишет, что в марте 1612 года поль­ский продовольственный обоз заблудился в рай­оне нынешнего Волоколам­ска. По той причине, что пробиться к занятой по­ляками Москве отряд не смог, поляки решили вернуться к своим. Но не тут то было. Нанятый в качестве проводника русский крестьянин увел поля­ков в прямо противополож­ную сторону. Как это не печально, но обман был раскрыт и отважный герой был убит интервентами. Как его звали неизвестно. Но, похоже, этот эпизод русско-польского противостояния и был взят за основу поздними русскими литераторами и историками, перенесшими действие драмы под Кост­рому. Официальной же всем нам хорошо известная версия стала примерно в двадцатых годах девятнадцатого века.

Стоит отметить, что наши соотечественники даже не считая былинного Сусанина не раз использовали метод заблуждения, причем в самом прямом смысле этого слова, по отношению к врагам. Так, в мае 1648 года когда Богдан Хмельницкий преследовал польское войско Потоцкого и Калиновского, украинский крестьянин Микита Галаган согласился вывести отступавших поляков, завел их в чащобы к месту засады казаков, за что и поплатился жизнью. В 1701 году помор Иван Седунов посадил на мель перед пушками Архангельской крепости корабли шведской эскадры. За этот подвиг указом Петра Первого ему было пожаловано звание «Первого лоцмана». В 1812 году житель Смоленской губернии Семен Шелаев в лютый мороз завел в лес большой отряд армии Наполеона , откуда многим французам не суждено уже было выйти. В 1919 году житель Алтая Федор Гуляев завел в болото колчаковцев. Оставшегося живым и невредимым Федора принимал в Кремле сам товарищ Ленин, а вместо ордена ему дали новую почетную фамилию – Гуляев-Сусанин. В 1942 году двенадцатилетний Коля Молчанов в лесах Брянщины завел в болото немецкий обоз, после чего вернулся в родное село. Всего же по данным собранным сотрудника музея Ивана Сусанина за четыре века, прошедших с 1613 года 58 человек в той или иной мере повторили мифический подвиг Сусанина.

Улыбнитесь.

Небольшая деревенька возле леса. Немецкий офицер спрашивает маленького мальчика:

— Сколько тебе лет, мальчик?

— Семь.

— А ты знаешь, где прячутся партизаны?

— Знаю.

— А конфетку хочешь? – достает из широких штанин большую и сладкую конфету.

— Хочу.

— Держи. Отведешь нас к партизанам, получишь еще много таких конфет. Согласен?

— Согласен.

— Молодец. Хороший мальчик. – гладит по голове. – А как тебя зовут, мальчик?

— Ваня.

— А фамилия?

— Сусанин.

— Отдай конфетку, гаденыш…

Ни одна царская династия не пришла к престолу так необыкновенно, как дом Романовых. Это замечание принадлежит известному писателю Ивану Гоголю, не без оснований считавшему, что подвиг Ивана Сусанина неразрывно связал царя с подданными. Что известно об этом знаковом для истории России происшествии?

Волков Адриан — картинка Смерть Ивана Сусанина

В связи с ограниченностью источниковой базы биография Ивана Сусанина является предметом исторических споров. Единственным документальным источником о его жизни является жалованная грамота Михаила Федоровича 1619 года. В ней говорится о даровании зятю Сусанина половины деревни с избавлением от всех податей и повинностей, при этом народный герой упоминается достаточно кратко. Остальные данные о жизни этого человека носят легендарный характер.

Принято считать, что Иван Сусанин родился в селе Домнино, что в 70 верстах Костромы. По одной версии, он был крепостным крестьянином дворян Шестовых, по другой – служил вотчинным старостой. Известно, что у него была дочь Антонида и зять Богдан Сабинин.

В указанной выше царской грамоте говориться, что зимой 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов вместе с матерью Марфой жил в деревне Домнино. В то время Смута из гражданской войны превратилась в борьбу против интервентов из Польши. Шляхтичи задумали захватить новоизбранного царя, с этой целью в Домнино направился небольшой польско-литовский отряд.

По пути интервенты встретили крестьянина Сусанина, которому приказали указать дорогу к деревне. Но он повел отряд в противоположную сторону, а в Домнино отправил своего зятя Богдана, чтобы предупредить о надвигающейся опасности царя и его мать. Сусанин завел поляков глубоко в лес, а затем к Исуповскому болоту, за что он был подвергнут пыткам и убит. Предполагается, что в то время этот человек был уже в преклонном возрасте. В непроходимой местности погиб и вражеский отряд. В это время Михаил Романов укрылся в Ипатьевском монастыре.

Спустя 6 лет царь отблагодарил родственников крестьянина, который его спас, даровав им землю и освобождением от податей. Гибель Ивана Сусанина не была забыта и позже. Потомки народного героя неоднократно получали жалованные грамоты и льготные указы вплоть до 1837 года.

Культ Ивана Сусанина во времена Российской империи

В царской России образ Ивана Сусанина был предметом культа. Его подвигу посвящали картины, скульптуры, музыкальные и литературные произведения. Именно его имя официальная пропаганда активно использовала в период подавления польских восстаний и войны 1812 года.

В 1838 г. центральную площадь города Костромы стали официально именовать Сусанинской. Кроме того, героя изобразили среди других видных исторических деятелей на памятнике «Тысячелетие России» (1862). Пропаганда возымела свое дело, спустя два века то, что сделал Сусанин, в некоторой мере повторил Осип Комиссаров, спасший от смерти императора Александра II. Интересно, что Комиссаров родился неподалеку от родной деревни Сусанина.

Тем не менее, именно в дореволюционной России прозвучала первая критика официальной версии подвига. Так, историк Н. Костомаров считал, что единственным достоверным фактом во всей истории Сусанина была его гибель от одного из разбойничьих отрядов в Смутное время. Критическими отзывами об этой истории также был известен С. Соловьев, считавший, что крестьянина замучили казаки.

предположительное место гибели

В советскую эпоху первоначальное отношение к Сусанину было негативным. Так, в 1918 году памятник Ивану Сусанину был сброшен с постамента. Народного героя стали называть царским слугой, а подвиг, которым он прославился, сказкой.

Отношение резко изменилось в конце 1930-х годов. Он вновь вошел в перечень народных героев. Райцентр, рядом с которым когда-то жил Сусанин, был переименован в его честь. В то же время распространилась версия о том, что он был «патриотом Земли Русской», который боролся против иностранных интервентов, а не спасал царя. В 60-х годах прошлого века в Костроме даже установили памятник Сусанину.

В постсоветской России личность Сусанина трактуется двояко. Большинство историков продолжают называть его народным героем, признавая при этом, что к подвигу его скорее побудила вассальная преданность, чем патриотизм. Также существует несколько версий того, как происходили события. К примеру, А. Широкопад считает, что Сусанин пострадал от разбойничьего набега запорожских казаков.

  • В некоторых публикациях Сусанину приписывают отчество Осипович. Однако в источниках об этом нет упоминаний, кроме того, в 17 веке крестьян не принято было называть по отчеству.
  • В советское время не меньше Сусанина был знаменит крестьянин Матвей Кузьмин. В 1942 году он ценой собственной жизни вывел немецкий отряд под пулеметный огонь советских солдат. Вражеский отряд был уничтожен, но немецкий командир успел убить Кузьмина. После окончания Второй мировой войны появилась книга, описывающая подвиги 58 «последователей» Сусанина.

В 2003 г. в некрополе деревни Исупово были обнаружены останки, которые могут принадлежать Сусанину. Однако профессиональные археологи и историки оспаривают их подлинность.

Иван Сусанин – это простой русский мужик, ставший героем в глазах всего народа после спасения Романова Михаила от поляков во время их войны с русскими.

К сожалению, о самом Иване Сусанине и его жизни известно не так много. Он был из простого крестьянского рода, родился и жил в деревне под названием Домнино. На сегодняшний день это место находится в Костромской области Сусанинском районе. В некоторых своих записях историки отмечали то, что Иван был в своей деревне старостой. По неподтвержденным данным Сусанин был вдовцом и имел взрослую дочь по имени Антонида.

О героическом поступке простого крестьянина Ивана Сусанина стало известно народу в 1613 году. В это время только что взошедший на царский престол Михаил Романов находился со своей матерью в городе Кострома. Поляки, пробравшись в город, пытались отыскать и захватить их в плен. Но на их беду у них на пути появился Иван Сусанин. Поймав крестьянина, они стали силой и пытками добиваться того, чтобы мужчина выдал им тайну местонахождения новоиспеченного царя. Но Иван оказался преданным человеком, и ни под каким предлогом не выдал им, где спрятался Михаил.

Позднее в 1619 году родственникам Ивана Сусанина выдали царскую грамоту, в которой говорилось о том, что царь дарует им во владение половину деревни и освобождает от податей и уплаты налогов. Затем по истечении еще времени такие же грамоты пыли написаны и выданы потомкам крестьянина-героя с теми же словами благодарностями и освобождением от податей.

Исторические источники и летописи 17 века мало могли рассказать о геройском поступке Ивана Сусанина. Люди создали небольшое предание и передавали его из уст в уста новому поколению. Но визит императрицы Екатерины Второй в Кострому положил начало новой правдоподобной истории о русском крестьянине Иване Сусанине.

Постепенно исторический подвиг Ивана Сусанина стал описываться в школьных учебниках по истории. Но самый большой интерес к этому подвигу возник во времена правления царя Николая Первого. Ивана Сусанина официально провозгласили героем, стали посвящать ему большое количество стихов, песен, а так же писали оперу.

Чтобы навсегда запечатлеть в памяти будущих потомков образ обычного крестьянина, настоящего героя и бесстрашного человека, в 1838 году по царскому указу было велено установить на центральной площади в Костроме памятник Ивану Сусанину.

Но были и те, кто отрицал подвиг Ивана Сусанина. Некоторые ученые историки сходились во мнении, что мужчина стал очередной жертвой разбойников, орудующих в то время вблизи Костромы.

В период октябрьской революции памятник был частично разрушен, так как Сусанин считался слугой царя. Но в 1938 году его вновь признали героем, но уже на более высоком политическом уровне. Его имя сало новым названием райцентра, в котором он проживал – Сусанин.

Вариант 2

Иван Сусанин считается русским героем, который спас Михаила Романова. Это произошло во времена войны между русскими и поляками.

О биографии Ивана Сусанина мало данных. Он был крестьянином, родом из деревни Домнино (в настоящее время это Сусанинский район, Костромской области). По некоторым историческим данным он был старостой в деревне и принадлежал ко двору Шестовых. О семейном положение тоже не указано. Известно, что была дочь Антонида. Вероятнее всего крестьянин был вдовец.

Свой геройский поступок он совершил в 1613 году. В эти времена новонареченный царь Михаил Романов и его мама Марфа укрывались в Костроме. Поляки хотели отыскать их и захватить. На пути им встретился Иван Сусанин. Они пытались выпытать где прячется царь. Вотчинного старосту жестоко пытали, но он был предан царю, и не рассказал его местонахождения.

Доказательством героического подвига крестьянина служит царская грамота от 1619 года. В ней указано о даровании родственникам крестьянина пол деревни с освобождением от податей «за службу у нам и за кровь...».

Позже еще были изданы грамоты потомкам Ивана Сусанина. Все они повторяли слова жалованной грамоты 1619 года.

В летописных книгах и других исторических источниках 17 века очень мало говорили о подвиге русского крестьянина. Лишь из рода в род рассказывались предания. А вот начиная с визита императрицы Екатерины II в Кострому было положено официальное начало упоминания Ивана Сусанина как спасителя рода Романовых.

Со временем подвиг крестьянина стал известен. О нем упоминалось в учебниках истории. Еще больший интерес о Иване Сусанине появился при царе Николае I. Подвиг получил официальный характер. Герою были посвящены стихи, литературные произведения, несколько опер, художественные произведения другое.

В качестве памяти потомкам в 1838 году был издан царский указ об установке памятника главной площади Костромы.

В истории так же были указаны случаи критики о достоверности подвига Сусанина. Многие ученые комментировали, что крестьянин всего лишь был одним из очередных жертв рук поляков. Так же подвергалось сомнению кто именно погубил крестьянина. Считалось, что в то время, вблизи Костромы могли разбойничать казаки или даже русские разбойники.

Во времена Октябрьской революции памятник подвергся разрушению. Это было связано с тем, что крестьянин попал в разряд «слуг царей». Позже, в 1938 году, Ивана Сусанина признали героем, отдавшим жизнь за царя. Это решение приняли на высшем политическом уровне. В честь героя даже были переименованы райцентр где проживал Сусанин.

3, 4, 7 класс

Чайковский – один из самых талантливых и популярных композиторов, который написал огромное количество различных музыкальных произведений, которые в свою очередь

  • Жизнь и творчество Максима Горького

    Максим Горький (настоящее имя - Алексей Максимович Пешков) является зачинателем новой эпохи в истории русской и мировой литературы. Его творчество кровно связано с родным народом. И поэтому его называют народным писателем.

  • Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным.

    Гоголь Н. В. Несколько слов о нашей Церкви и духовенстве

    Ива́н О́сипович Суса́нин

    Русский национальный герой, крестьянин из села Домнино (ныне в Сусанинском районе Костромской области).

    Сложно в нашей стране найти человека, который бы не слышал об Иване Сусанине и его подвиге. В определенных кругах (например – у туристов) это имя стало нарицательным: так называют человека, потерявшего ориентировку и заведшего группу не туда, куда было нужно.

    О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины.

    Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями), поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царём Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.

    Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:

    Визит Екатерины II в Кострому в 1767 году положил начало официальной традиции: упоминать Сусанина как спасителя Михаила - основателя династии Романовых. В 1812 году С. Н. Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории. Следует отметить, что беллетризованная статья Глинки не опиралась ни на какие историографические источники, что позже дало возможность Н. И. Костомарову язвительно назвать всю историю подвига «анекдотом», который «сделался более или менее общепризнанным фактом».

    Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. История подвига идеально соответствовала идеологической формуле «Православие, самодержавие, народность». Кроме того, сусанинский культ формировался во время подавления польского восстания в 1830-1831 гг., когда стал востребован образ патриота-крестьянина, отдавшего жизнь за государя.

    В 1838 году Николай I подписывает указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская, и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

    В советской исторической науке оформилось две параллельные точки зрения на подвиг Сусанина: первая, более либеральная и восходящая к дореволюционной традиции, признавала факт спасения Сусаниным Михаила Романова; вторая, тесно связанная с идеологическими установками, категорически этот факт отрицала, считая Сусанина героем-патриотом, подвиг которого не имел никакого отношения к спасению царя. Обе указанные концепции просуществовали до конца 1980-х гг., когда с крахом советской власти либеральная точка зрения окончательно взяла верх.



    Похожие статьи